Русский язык. 2 класс.
Урок 24. Что такое синонимы?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Синонимы.
- Группы синонимов.
Глоссарий по теме:
Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.
Группа синонимов – это несколько слов, близких по значению.
Словарь синонимов – словарь, в котором даётся описание слов, разных по звучанию и написанию, но одинаковых или близких по значению.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 52 – 54.
2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 50 – 51; стр. 64 — 65.
3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 9 – 11.
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Синонимы обогащают нашу речь, делают её разнообразной, точной и выразительной. А ещё помогают избежать ненужных повторов слов в предложениях.
Синонимы — это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение. С греческого языка на русский слово «синоним» можно перевести как одноимённость.
Давайте поближе познакомимся с синонимами. Например, выпадение осадков в виде дождя можно назвать разными словами. Ливень — это очень сильный дождь. Дождик — небольшой, тёплый дождь. Морось – мелкий дождь. Все три слова различаются лишь оттенками своих лексических значений и являются синонимами.
Вот ещё пример. Героя можно назвать смелым, храбрым, отважным, бесстрашным.
Общее в значениях всех этих слов – не испытывающий страха человек.
Слова смеяться, хохотать, хихикать и подсмеиваться – тоже синонимы.
Их общее значение – издавать смех. Но смех этот разный: хохотать – издавать очень громкий смех; хихикать – тихо смеяться; подсмеиваться – усмехаться над кем-то или чем-то.
А вот как будет звучать текст, если в каждом его предложении повторяется слово «ребята».
Во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята построили ледяную горку. Затем ребята залили ее водой. Весело будет ребятам на горке.
Чтобы устранить навязчивые повторения, нужно подобрать синонимы к слову «ребята». Сделать это легко с помощью словаря синонимов, который помогает подобрать слова близкие по значению, даёт толкование слов-синонимов, рассказывает об их особенностях.
Открываем словарь на букву «р». Находим слово ребята. Рядом группа синонимов: дети, малыши, ребятня, детишки, детвора. Выбираем несколько синонимов и помещаем их в текст, заменив слово «ребята». Вот что у нас получилось:
Во дворе слышны веселые крики ребят. Дети построили ледяную горку. Затем малыши залили ее водой. Весело будет детворе на горке.
Так гораздо лучше!
Не только отдельные слова могут быть синонимами, но и фразеологизмы. Это устойчивые образные выражения, которые состоят из двух и более слов.
Например, фразеологизму об усердном труде «работать засучив рукава» соответствуют: «работать не покладая рук» и «работать в поте лица».
Фразеологизмы, обозначающие хитрость звучат так: «Обвести вокруг пальца», «водить за нос».
Фразеологизмы-синонимы о безделье – это «бить баклуши», «сидеть сложа руки», «считать ворон».
Подведём итоги урока.
Синонимы – это слова разные по звучанию, но схожие по смыслу.
Синонимы разнообразят нашу речь, позволяют выразить мысль точнее и избежать повторов слов.
Подобрать слово близкое по значению поможет словарь синонимов.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Установление соответствий между элементами двух множеств.
Соедините слова левого столбика с близкими по значению словами из правого столбика.
Прыгать |
Пламя |
Огонь |
Азбука |
Бросать |
Озорник |
Красный |
Скакать |
Алфавит |
Кидать |
Шалун |
Алый |
Подсказка.
1.Прочитайте теоретический материал.
2.Вспомните лексическое значение каждого слова.
3.Определите общее в лексическом значении у слов в двух столбиках.
4.Соедините слова.
Правильный ответ:
Прыгать – скакать
Огонь – пламя
Бросать – кидать
Красный – алый
Алфавит – азбука
Шалун – озорник
Задание. Подчёркивание.
Подчеркните в каждой строке слово, которое не является синонимом для остальных.
Работа; дело; труд; отдых.
Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.
Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.
Подсказка.
1.Прочитайте теоретический материал.
2.Найдите определение синонима.
3.Вычеркните в каждой строчке слово, которое не является синонимом.
Правильный ответ:
Работа; отдых; дело; труд.
Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.
Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.
Тема
урока:
Что такое синонимы?
Тип
урока:
урок изучения нового материала.
Цель:
Дать
понятие синонимов; научить умению находить синонимы в тексте, использовать в
речи;
Задачи:
• Сформировать
умение называть признаки синонимов;
• наблюдать
за использованием синонимов;
• расширить
словарный запас обучающихся.
Личностные:
осознание
алгоритма учебного действия;
Регулятивные:
умение
принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную
деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её
осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать
своё предположение.
Познавательные:
освоение
умения находить синонимы в тексте;
Коммуникативные:
формировать
умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать
за действиями партнёра.
Оборудование:
компьютер,
мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебники «Русский язык» В.П.
Канакина для 2 класса, билеты: красный, жёлтый, голубой.
Ход
урока:
1.
Оргмомент.
—
Здравствуйте, ребята!
—
Я улыбнусь вам, а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?
Пожелаю вам удачи-
За работу, в
добрый час.
Присаживайтесь,
пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка.
Поэтому приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать,
видеть и запомнить.
—
Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме
—
Перед работой разогреем пальчики
Пальчиковая разминка
Раз, два,
три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Будет все у
нас в прядке,
Если
делаешь зарядку.
—
Прошу вас оформить запись начала урока. (число, классная работа)
—
С какой целью нам нужно изучать русский язык? (Чтобы стать грамотными людьми)
—
Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его
исследователями.
—
А что значит исследовать? (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать,
выполнять различные задания, делать выводы).
2.
Каллиграфическая минутка: на доске запись С с Ос си
—
Уважаемые, исследователи, для разминки вам задание! Посмотрите на доску, что вы
видите? (буквы и соединения)
Исследуйте вначале буквы, записанные на доске.
— Произнесите звуки, которые
обозначает буква С
—
Что вы о них можете рассказать?
—
Теперь исследуйте соединения. Какие это соединения?
—
Напишите красиво по образцу.
3.
Словарная работа.
Я
вам предлагаю рассмотреть дерево и сказать, как оно называется? (осина) Верно.
Давайте произнесём это слово так, как мы его говорим. Посмотрите и скажите, как
правильно его нужно писать?
—
Написание этого слова надо запомнить или посмотреть в словаре, потому что звук,
а в этом слове обозначается буквой О.
—
Запишем это слово в тетрадь и запомним его написание. (осина)
—
Первый этап нашего исследования. Назовите лексическое значение слова «осина».
Что это такое?? (лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой).
—
Как назвать её по-другому? (осинка)
Как
назвать лес, где растут только осины? (осиновый)
Запишите
все слова и подчеркните букву.
4.
Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы
Посмотрите
на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений? (3) (На доске
запись)
Пришла
поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.
Какие?
(Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые
страны.)
(Дети
по очереди выходят к доске и зеленым маркером корректируют запись.)
—
Молодцы, подчеркните в первом предложении основу. (1 ученик выделяет основу у
доски)
—
Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (пришла)
—
Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила,
настала, началась). Что общего у этих слов? (слова с близким значением).
—
А кто знает, как называются эти слова?
Дети
предлагают разные варианты.
—
Ребята, а почему все называют разные ответы?
Дети:
потому что мы не знаем, как называются эти слова.
—
Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся?
Дети:
со словами с близким значением.
—
Это будет тема урока.
—
Цель нашего урока?
Дети:
узнать, как называются слова с близким или одинаковым значением.
5.
Тема урока.
Откройте
содержание учебника стр 52. Найдите название темы нашего урока
— Тема нашего урока «Что такое синонимы?». Они же являются главным предметом
нашего исследования.
— Ребята, чему мы
должны научиться на уроке?
Ø Узнаем, что такое
синонимы.
Ø Будем их
сравнивать, подбирать.
Ø Будем учиться
использовать их в речи.
—
Уважаемы юные исследователи! Давайте больше узнаем о синонимах.
В
этом нам поможет учебник
Исследуем
страницу учебника стр. 52 и узнаем, что такое синонимы.
—
Сделаем вывод, что же называется синонимами? (Ответы детей)
—
Какие два момента вы должны уяснить?
Первое: синонимы
– это слова, которые произносятся по — разному.
Второе: синонимы слова
одинаковые или очень близкие по смыслу
—
Я, готовясь к уроку, тоже провела исследование. Слово «синоним» пришло к нам
из греческого языка и обозначает «одноименный».
6. — А для
чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему. Я вам предлагаю прочитать два
текста. О чём они? Что о ней сказано в первом тексте? А что во втором? Прочитайте
текст, который вам понравился больше? Почему?
1.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Зябнет на солнышке,
Зябнет в жару.
2.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
— Кто
готов, поднимите руку.
-Какими словами синонимами заменили слово
зябнет?
— Запишите
эти слова в тетрадь. Проверка
—
Близкие ли эти слова по значению? Что они обозначают?
7.
—Давайте
сделаем вывод, для чего нужны синонимы? (Ответы детей. Вывод:
синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в
предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет, мерзнет).)
(Обогащают
нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают
избежать ненужных повторов слов.)
8. Физминутка.
—
Засиделись
не на шутку, проведем физкультминутку. Встали все.
Человек
9.
Закрепление изученного.
1.— Итак,
что же такое слова-синонимы? Обратимся ещё раз к правилу.
—
Какую роль играют синонимы в речи? ( Помогают
выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык)
2.
Знакомство со словарем синонимов в учебнике.
Игра «Объясни словечко»
Попробуйте подобрать синонимы, которыми можно
объяснить значение слов
Мокрый – сырой
Луна – месяц
Лгать – обманывать
Зелёный – изумрудный?
— Что надо делать, если вы не знаете синоним? (обратиться
в словарь)
Найдите словарь синонимов на стр. 141
С помощью словаря запишите синонимы к слову: ветер,
дивный и третье слово выберите сами. Проверка
3. Игра «Найди пару»
Ребятам на голову надеваются шапочки со словами: воин,
крепкий, оборонять, носиться, смелый, солдат, прочный, защищать, бегать,
храбрый.
Выберите себе пару из слов синонимов. Озвучьте пары
слов, которые у вас получились.
4.Помогите братьям лосям спуститься на землю
(электронное приложение)
5.Работа в группах по карточкам
Игра «Составь пары слов»
мороз |
жёлтый |
пламя |
озорник |
печаль |
квакушка |
блестеть |
грусть |
шалун |
огонь |
лягушка |
холод |
золотой |
сверкать |
Проверка на интерактивной доске. Оцените себя. Кто всё сделал верно,
поставьте !,кто ошибся один или два раза +, кто больше —
10.
Самостоятельная работа. Тест.
—
А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы, я
предлагаю вам тест.
1.
Отметь галочкой синоним к слову красный
¨ алый
¨ красавец
¨ красота
2.
Отметь галочкой синоним к слову бежать
¨ сидеть
¨ мчаться
¨ лежать
3.
Отметь галочкой синоним к слову друг.
¨ ученик
¨ дети
¨ приятель
(Самопроверка
с интерактивной доски)
11.
Домашнее задание:
—
Исследование, какой темы мы вели сегодня на уроке? Так расскажите дома маме, с
какими словами познакомились. С. 54 Упр. 70
12.
Рефлексия.
—
Вы сегодня все хорошо поработали! Были замечательными исследователями!
—
Удовлетворены ли вы своей работой, делайте выводы сами
Красный
билетик – вам все удавалось на уроке!
Жёлтый
– работал с хорошим настроением, но иногда ошибался.
Голубой
– если у вас не все получилось…
13.
Оценивание.
14.
Итог урока.
Сегодня
мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне
хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за
урок
Русский язык
2 класс
УМК «Школа России»
Тема урока: «Что такое синонимы?»
Цели урока: создать мотивацию на совместную работу, условия для использования понятия синонимы, формирования умения работать со словарём антонимов-синонимов, находить их в тексте, подбирать к словам синонимы; способствовать развитию умения анализировать пословицы; развивать творческие способности.
Задачи:
1.Мотивировать к учебной деятельности при знакомстве с планом урока и содержанием
2.Учить обрабатывать полученную в процессе анализа информацию для решения конкретных задач
3.Доносить свою позицию до других детей, высказывая свою точку зрения и пытаясь её обосновать, приводя аргументы.
4. Формировать способность к осуществлению сотрудничества, умения договариваться, распределять свою работу.
5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)
6.Развивать в детях умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения.
7.Воспитывать взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом.
8.Обеспечить снятие напряжения и усталости при проведении физкультминутки.
Планируемые результаты:
Предметные – овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
Личностные – проявляют навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
УУД (метапредметные):
Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения;
Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют пословицы;
Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
Основное содержание темы, понятия и термины: синонимы. Словарь антонимов и синонимов. Пословицы. Развитие речи.
Образовательные ресурсы: словари антонимов и синонимов; электронное приложение к учебнику «Русский язык», 2 класс В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, проектор, экран, компьютер, презентация учителя.
Ход урока.
- Инициация. (1 слайд)
Учитель: — Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много,
Так возьмемся, ребята,
Скорей за работу!
— Вы готовы к путешествию по странам русского языка?
Дети проявляют свою отзывчивость на слова учителя.
На доске написаны слова : «Предложение» , «Текст», Звуки и буквы».
-Можно назвать эти слова странами русского языка?(ответы детей)
- Вхождение и погружение в тему.
На доске открывается надпись: «Синонимия».
— Вы знаете такое слово? (нет)
-Хотите узнать? (да)
Постановка целей урока: будем учиться подбирать синонимы к предложенным словам, а при затруднении пользоваться словарями синонимов и антонимов; развивать свою речь, пополняя словарный запас новыми словами.»(2 слайд- Целеполагание)
Учитель: -Вы согласны со мной? Каких результатов вы ожидаете от урока?
Ожидание учеников (планирование эффектов урока):
Хотим быстро подбирать синонимы , уметь находить их в тексте, в пословицах.
- Актуализация знаний. (3 слайд)
Учитель: — Что за страна «Синонимия»?
—Это страна, в которой живут синонимы- слова близкие по значению. (Правило в учебнике стр.52)
Учитель:
-А сейчас мы поиграем в игру «Составь пары синонимов» (электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого.- Внимание на экран.
IV. Эмоциональная разрядка.
V. Проработка содержания темы.
- Работа в тетрадях. (4 слайд)
1)Чистописание: -ребята, напишите те буквы или соединения, которые у вас плохо получаются.( 1 строка) (Учитель корректирует работу некоторых учеников).
2)Списывание. На доске написаны пословицы.
Учитель: —Спишите пословицы в тетрадь. Найдите в них синонимы и подчеркните.
Объясните смысл данных пословиц.
Спеши – не спеши, а поторапливайся.
Приятелей много, а друга – нет.
(детям выдаются отпечатанные задания на карточках)
2.К словам в левом столбике подберите синонимы из правого, соединив их стрелочками
алфавит аккуратный
огонь алый
чистый скакать
прыгать азбука
бросать пламя
красный кидать
Учитель: — Следующее задание будете выполнять в паре; обсудите вместе правильность выполнения и только тогда записывайте в тетрадь парами-синонимами.
Физминутка. Давайте поиграем:
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь низко,
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь близко.
Скажу тебе я слово трус.
Ответишь ты смельчак.
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай: конец.
Учитель
-А кто знает какие слова мы договаривали ? (Ответы детей. Если не назовут антонимы,то учительсам называет и объясняет значение этого слова)
3. Орфографическая задача (5слайд)
Прочитайте. Определите, сколько предложений в тексте?
пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в тёплые страны.
- Запишите текст правильно оформив начало и конец предложений.
В 1-ом и 2-ом предложениях подчеркните основу предложений.
Какое слово в тексте употреблено в переносном значении? (6 слайд)
4. Упражнение 66 стр.53. (7 слайд)
3) Групповая работа (5учеников в группе- обсуждают).
Работа с интерактивной доской -8 Слайд ( Дети сначала обсуждают, а затем один из учеников соединяет линией синонимы)
VI. Рефлексия.
Учитель: -Каким для вас было общение на уроке? Выберите ответ.
На доске: деловым, игровым, интересным, полезным, зажигательным, поучительным, познавательным.
Что интересного, нужного и полезного вы узнали на уроке? Для чего необходимо умение подбирать синонимы и антонимы к словам?
Итог урока. Учитель дает оценку деятельности всего класса и отдельных учеников.
-Поставьте ! ,если все получилось.
-Поставьте +, если нужны некоторые пояснения по теме.
_ Поставьте — , если ничего не поняли.
ТЕМА: Слова, близкие по значению.
ЦЕЛЬ: Расширять представление учащихся о словах, близких по значению, ознакомить с термином синонимы, формировать умение находить синонимы в ряду слов, подбирать синонимы, соответствующие данной ситуации; развивать связную речь учащихся, воспитывать интерес к слову, его значению.
Предметные:
Владеть понятием «синонимы»; находят сходства и различия слов-синонимов
Метапредметные:
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
в соответствии с задачами и условиями коммуникации и материалом урока;
Личностные:
развивать способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе.
ХОД УРОКА:
-
Организация класса.
-
Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний учащихся.
-
Фронтальный опрос.
-
Что такое значение слова?
-
Сколько значений может иметь слово? Приведите примеры многозначных слов.
-
Где можно уточнить или узнать значение слова? Как называются такие словари?
-
В каких значениях может употребляться слово? Приведите примеры.
-
Мотивация учебной деятельности.
Грамматическая сказка.
Давным-давно в древнем государстве Лексикологии жили бродячие слова. Много было у этих слов общего: они одинаково смотрели на мир и даже разговаривали на одном языке. Но все они были несчастны. Словно тени, бродили они по стране, одинокие и печальные, и никак не могли встретиться друг с другом.
Но однажды в стране появился добрый волшебник и решил помочь одиноким и неприкаянным словам. Он собрал их всех вместе и объединил в группы. И стали они друг друга величать названными братьями.
-
Сообщение темы и задач урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся со словами – названными братьями и побываем в их родном городе – Синонимии, а также узнаем, для чего нам нужны эти слова.
-
Первичное восприятие и осознание нового материала.
-
Формирование представления о синонимах.
а) Дом, здание, изба, постройка, жилище.
б) Отважный, смелый, бесстрашный, храбрый.
в) Победить, одолеть, разбить, разгромить.
г) Недалеко, близко, рядом.
-
Отличаются ли по значению слова, записанные в одном ряду?
-
Назовите общее значением для всех слов первой группы. (Строение).
-
Для слов второй группы? (Не знающий страха)
-
Для слов третьей группы? (Нанести поражение)
-
Для слов четвертой группы? (На незначительном расстоянии).
-
Ознакомление с правилами (с.101) учебника.
-
Работа с тетрадью.
-
Ознакомление со словарем синонимов.
Мы можем выяснить значение слова с помощью толкового словаря. А как узнать, есть ли у слова синонимы? Для этого существуют словари синонимов. В таких словарях синонимы размещены в виде групп, рядов, а также приводятся значения всех синонимов в ряду и их отличия друг от друга.
-
Закрепление и осмысление знаний.
-
Выполнение упражнения в тренажере с. 18 упр. №2 коллективно
-
Физкультминутка
-
Выборочный диктант.
Зябнет осинка, Солнце старалось пожарче гореть,
Дрожит на ветру, Чтобы озябшую землю согреть.
Стынет на солнышке, Солнце старалось поярче пылать,
Мерзнет в жару. Света побольше на землю послать.
И.Токмакова Е.Аксельрод
-
Тренировка в подборе синонимов.
-
Чтение предложений. Запись предложений с использованием слов, наиболее точно соответствующих их содержанию
-
Узенькая, извилистая (тропинка, дорога, трасса) вела через поле.
-
За селом начиналась берёзовая (роща, посадка).
-
Дети (путешествовали, шли) лесом и (искали, собирали) грибы.
-
Семья Никитиных живёт в кирпичном (дворце, жилище, шалаша, доме).
-
Обобщение и систематизация новых знаний.
-
Выполнение упражнения в тренажере с. 19 №4 самостоятельно
-
Проверка фронтальная.
-
Объясните значение слов, данных в упражнении.
-
Творческая работа.
-
Составьте и запишите предложения с синонимами весёлый, радостный; шелест, шорох.
-
Чем различаются значения этих синонимов?
-
Итог урока.
Беседа:
-
Какие слова живут в городе Синонимии? Чем они интересны?
-
Для чего в нашей речи нужны синонимы?
-
Прочитайте слова-синонимы. Подумайте, чем различаются их значения. Расположите синонимы в порядке увеличения скорости движения.
Нестись, бежать, лететь, мчаться, идти, плестись, ползти.
-
Домашнее задание. С. 54 упр. 70, правило
«Что такое синонимы».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка во 2 классе. УМК «Школа России».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_sinonimy.docx | 34.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
«Что такое синонимы».
Провела: учитель начальных классов
Тип урока: урок изучения нового материала.
Дать понятие синонимов; научить умению находить синонимы в тексте, использовать в речи;
• Сформировать умение называть признаки синонимов;
• наблюдать за использованием синонимов;
• расширить словарный запас учащихся.
Личностные: осознание алгоритма учебного действия;
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.
Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;
Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебники «Русский язык» В.П. Канакина для 2 класса, билеты: красный, жёлтый, голубой.
— Я улыбнусь вам, а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?
За работу, в добрый час.
Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка.
— Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме
— Перед работой разогреем пальчики
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Будет все у нас в порядке,
Если делаешь зарядку.
— Прошу вас оформить запись начала урока (число, классная работа).
— С какой целью нам нужно изучать русский язык? (Чтобы стать грамотными людьми)
— Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его исследователями.
— А что значит исследовать? (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать, выполнять различные задания, делать выводы).
2. Каллиграфическая минутка : на доске запись С с Ос си
— Уважаемые, исследователи, для разминки вам задание! Посмотрите на доску, что вы видите? (буквы и соединения)
Исследуйте вначале буквы, записанные на доске.
— Произнесите звуки, которые обозначает буква С
— Что вы о них можете рассказать?
— Теперь исследуйте соединения. Какие это соединения?
— Напишите красиво по образцу.
3. Словарная работа.
Я вам предлагаю рассмотреть дерево и сказать, как оно называется? (осина) Верно. Давайте произнесём это слово так, как мы его говорим. Посмотрите и скажите, как правильно его нужно писать?
— Написание этого слова надо запомнить или посмотреть в словаре, потому что звук, а в этом слове обозначается буквой О.
— Запишем это слово в тетрадь и запомним его написание (осина).
— Первый этап нашего исследования. Назовите лексическое значение слова «осина». Что это такое?? ( лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой ).
— Как назвать её по-другому? (осинка)
Как назвать лес, где растут только осины? (осиновый)
Запишите все слова и подчеркните букву.
4. Актуализация знаний учащихся . Постановка проблемы
Посмотрите на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений? (3) (На доске запись)
Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.
Какие? ( Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны.)
(Дети по очереди выходят к доске и зеленым маркером корректируют запись.)
— Молодцы, подчеркните в первом предложении основу. (1 ученик выделяет основу у доски)
— Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (пришла)
— Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила, настала, началась). Что общего у этих слов? (слова с близким значением).
— А кто знает, как называются эти слова?
Дети предлагают разные варианты.
— Ребята, а почему все называют разные ответы?
Дети: потому что мы не знаем, как называются эти слова.
— Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся?
Дети: со словами с близким значением.
Следующее исследование узнать, как называются слова с близким или одинаковым значением.
Откройте содержание учебника стр. 52. Найдите название темы нашего урока — Тема нашего урока «Что такое синонимы?». Они же являются главным предметом нашего исследования.
— Ребята, чему мы должны научиться на уроке?
- Узнаем, что такое синонимы.
- Будем их сравнивать, подбирать.
- Будем учиться использовать их в речи.
— Уважаемы юные исследователи! Давайте больше узнаем о синонимах.
В этом нам поможет учебник
Исследуем страницу учебника стр. 52 и узнаем, что такое синонимы.
— Сделаем вывод, что же называется синонимами? (Ответы детей)
— Какие два момента вы должны уяснить?
Первое: синонимы – это слова, которые произносятся по — разному.
Второе: синонимы слова одинаковые или очень близкие по смыслу.
— Я, готовясь к уроку, тоже провела исследование. Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный».
6. — А для чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему. Я вам предлагаю прочитать два текста. О чём они? Что о ней сказано в первом тексте? А что во втором? Прочитайте текст, который вам понравился больше? Почему?
Зябнет на солнышке,
Стынет на солнышке,
— Кто готов, поднимите руку.
-Какими словами — синонимами заменили слово зябнет?
— Запишите эти слова в тетрадь. Проверка
— Близкие ли эти слова по значению? Что они обозначают?
7. — Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы ? ( Ответы детей. Вывод: синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет, мерзнет).)
(Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.)
— Засиделись не на шутку, проведем физкультминутку. Встали все.
9. Закрепление изученного.
1. — Итак, что же такое слова-синонимы? Обратимся ещё раз к правилу.
— Какую роль играют синонимы в речи? ( Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык)
2. Знакомство со словарем синонимов в учебнике.
Игра «Объясни словечко»
Попробуйте подобрать синонимы , которыми можно объяснить значение слов
— Что надо делать, если вы не знаете синоним? (обратиться в словарь)
Найдите словарь синонимов на стр. 141
С помощью словаря запишите синонимы к слову : ветер, дивный и третье слово выберите сами. Проверка
Ребятам на голову надеваются шапочки со словами: воин, крепкий, оборонять, носиться, смелый, солдат, прочный, защищать, бегать, храбрый.
Выберите себе пару из слов синонимов. Озвучьте пары слов, которые у вас получились.
4.Помогите братьям лосям спуститься на землю (электронное приложение)
5.Работа в группах по карточкам
Игра «Составь пары слов»
Проверка на интерактивной доске. Оцените себя. Кто всё сделал верно, поставьте !,кто ошибся один или два раза +, кто больше —
10. Самостоятельная работа. Тест .
— А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы, я предлагаю вам тест.
1. Отметь галочкой синоним к слову красный
2. Отметь галочкой синоним к слову бежать
3. Отметь галочкой синоним к слову друг.
(Самопроверка с интерактивной доски)
11. Домашнее задание:
— Исследование, какой темы мы вели сегодня на уроке? С. 54 Упр. 70
— Вы сегодня все хорошо поработали! Были замечательными исследователями!
— Удовлетворены ли вы своей работой, делайте выводы сами
Красный билетик – вам все удавалось на уроке!
Жёлтый – работал с хорошим настроением, но иногда ошибался.
Голубой – если у вас не все получилось…
Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 2 класс. По теме синонимы.
План — конспект урока по русскому языку. 2 класс. УМК «Школа России».
Русский язык Школа России.
Открытый урок по русскому языку 2 класс на тему «Что такое синонимы?".
Тема урока: «Что такое синонимы?» Цели урока: создать мотивацию на совместную работу, условия для использования понятия синонимы, формирования умения работать со слова.
Конспект урока русского языка для 2 класса по теме «Что такое синонимы?".
Материал содержит технологическую карту урока по теме «Что такое синонимы?".
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2018/09/29/chto-takoe-sinonimy
Конспект урока по русскому языку «Что такое синонимы?»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
План — конспект урока по русскому языку. 2 класс. УМК «Школа России».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2.docx | 19.31 КБ |
chto_takoe_sinonimy_2_klass.ppt | 220.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : «Что такое синонимы?»
Цели урока: создать мотивацию на совместную работу, условия для использования понятия синонимы , формирования умения работать со словарём антонимов-синонимов, находить их в тексте, подбирать к словам синонимы ; способствовать развитию умения анализировать пословицы; развивать творческие способности.
1.Мотивировать к учебной деятельности при знакомстве с планом урока и содержанием
2.Учить обрабатывать полученную в процессе анализа информацию для решения конкретных задач
3.Доносить свою позицию до других детей, высказывая свою точку зрения и пытаясь её обосновать, приводя аргументы.
4. Формировать способность к осуществлению сотрудничества, умения договариваться, распределять свою работу.
5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)
6.Развивать в детях умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения.
7.Воспитывать взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом.
8.Обеспечить снятие напряжения и усталости при проведении физкультминутки.
Предметные – овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
Личностные – проявляют навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения;
Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют пословицы;
Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
Основное содержание темы, понятия и термины: синонимы. Словарь антонимов и синонимов. Пословицы. Развитие речи.
Образовательные ресурсы: словари антонимов и синонимов; электронное приложение к учебнику «Русский язык», 2 класс В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, проектор, экран, компьютер, презентация учителя.
Учитель: — Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много,
Так возьмемся, ребята,
— Вы готовы к путешествию по странам русского языка?
Дети проявляют свою отзывчивость на слова учителя.
На доске написаны слова : «Предложение» , «Текст», Звуки и буквы».
-Можно назвать эти слова странами русского языка?(ответы детей)
- Вхождение и погружение в тему.
На доске открывается надпись: «Синонимия».
— Вы знаете такое слово? (нет)
Постановка целей урока: будем учиться подбирать синонимы к предложенным словам, а при затруднении пользоваться словарями синонимов и антонимов; развивать свою речь, пополняя словарный запас новыми словами.»(2 слайд- Целеполагание)
Учитель: -Вы согласны со мной? Каких результатов вы ожидаете от урока?
Ожидание учеников (планирование эффектов урока):
Хотим быстро подбирать синонимы , уметь находить их в тексте, в пословицах.
- Актуализация знаний. ( 3 слайд)
Учитель: — Что за страна «Синонимия»?
— Это страна, в которой живут синонимы- слова близкие по значению. (Правило в учебнике стр.52)
-А сейчас мы поиграем в игру «Составь пары синонимов» (электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого.- Внимание на экран.
IV. Эмоциональная разрядка.
V. Проработка содержания темы.
- Работа в тетрадях. ( 4 слайд)
1)Чистописание: -ребята, напишите те буквы или соединения, которые у вас плохо получаются.( 1 строка) (Учитель корректирует работу некоторых учеников).
2)Списывание. На доске написаны пословицы.
Учитель: — Спишите пословицы в тетрадь. Найдите в них синонимы и подчеркните.
Объясните смысл данных пословиц.
Спеши – не спеши, а поторапливайся.
Приятелей много, а друга – нет.
(детям выдаются отпечатанные задания на карточках)
2.К словам в левом столбике подберите синонимы из правого, соединив их стрелочками
Учитель: — Следующее задание будете выполнять в паре; обсудите вместе правильность выполнения и только тогда записывайте в тетрадь парами-синонимами.
Физминутка. Давайте поиграем :
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь низко,
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь близко.
Скажу тебе я слово трус.
Ответишь ты смельчак.
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай: конец.
-А кто знает какие слова мы договаривали ? (Ответы детей. Если не назовут антонимы,то учительсам называет и объясняет значение этого слова)
3. Орфографическая задача (5слайд)
Прочитайте. Определите, сколько предложений в тексте?
пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в тёплые страны.
- Запишите текст правильно оформив начало и конец предложений.
В 1-ом и 2-ом предложениях подчеркните основу предложений.
Какое слово в тексте употреблено в переносном значении ? (6 слайд)
4. Упражнение 66 стр.53. (7 слайд)
3) Групповая работа ( 5учеников в группе- обсуждают).
Работа с интерактивной доской -8 Слайд ( Дети сначала обсуждают, а затем один из учеников соединяет линией синонимы)
Учитель: -Каким для вас было общение на уроке? Выберите ответ.
На доске: деловым, игровым, интересным, полезным, зажигательным, поучительным, познавательным.
Что интересного, нужного и полезного вы узнали на уроке? Для чего необходимо умение подбирать синонимы и антонимы к словам?
Итог урока . Учитель дает оценку деятельности всего класса и отдельных учеников.
-Поставьте ! ,если все получилось.
-Поставьте +, если нужны некоторые пояснения по теме.
_ Поставьте — , если ничего не поняли.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок русского языка 2 класс УМК школа России Тема: Что такое синонимы?
Целеполагание Научимся различать оттенки значений синонимов; Аргументировано отвечать; Доказывать своё мнение; Анализировать, делать выводы.
Актуализация знаний Закончите пословицы Кто хочет много знать, тому надо много ……. Как аукнется, так и …… Правда в огне не горит и в воде не ……. Корень учения горек, да плод его ……. Один за всех и все за ……. Нет друга – ищи, а нашёл — …….. Родная сторона – мать, а чужая — ……… Худой мир лучше доброй ………
Чистописание 1 строка . Напиши буквы и соединения , которые плохо получаются. 2 -3 строки . Спиши пословицы. Спеши – не спеши, а поторапливайся. Приятелей много, а друга – нет.
Орфографическая задача Прочитайте. Определите, сколько предложений в тексте? пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в тёплые страны. Запишите текст правильно оформив начало и конец предложений. В 1-ом и 2-ом предложениях подчеркните основу предложений. Какое слово в тексте употреблено в переносном значении?
Самоопределение к деятельности Прочитайте ещё раз первое предложение. Каким словом можно заменить слово пришла ?
Работа по теме урока У.с. 52 У. с. 52 упр. 66 У. с. 53 упр. 67 У. с. 53 упр. 68 У. с. 53 упр. 69
Рефлексия Найдите и назовите слова синонимы неразговорчивый отважный неудачный алчный несложный чудесный жадный молчаливый смелый ошибочный прекрасный простой
Итог урока Какое новое слово узнали на уроке? Какие слова называются синонимами? Для чего нужны синонимы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку для 2 класса в технологии деятельностного метода.
На данном уроке рассмотрены признаки, по которым существительное относят к одному из трёх основных типов склонения, вводится термин склонение.
Конспект урока составлен на основе УМК «Школа России».
Данный конспект открытого урока поможет провести урок русского языка во 2 классе по теме «Что такое имя прилагательное?» в соответствии с ФГОС.
Конспетк урока «Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?».
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме «Что такое имя прилагательное?» с использованием деятельностного подхода в обучении, применением ЭОР. В конспекте сценарий урока и технологическая .
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: «Русский алфавит или азбука. Что такое алфавит. » (УМК «ШКОЛА РОССИИ»).
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/10/06/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-chto-takoe-sinonimy