Цель: знакомство со
словами-синонимами.
Задачи:
- создать условия для наблюдения за сходством и
различием слов-синонимов; - учить детей распознавать синонимы;
- развивать речь детей, память, познавательную
активность, воспитывать культуру речи; - способствовать развитию аналитического
мышления, умения сравнивать, выделять
существенные признаки, обобщать, делать выводы; - воспитывать доброжелательное отношение друг к
другу во время выполнения заданий в парах,
группах, умение уважительно относиться к позиции
другого человека, справедливо оценивать работу
другого, объяснять своё несогласие; - формировать основы учебной деятельности.
Оборудование: учебник «Русский язык»,
2класс, часть 2, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова,
М.И.Кузнецова и др. – М.: «Вентана-Граф,2011,
карточки с заданиями для групповой,
индивидуальной и дифференцированной работы,
учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
для чтения в начальных классах), науч. ред.
Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
Архангельск, Поморский университет, 2010.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие, эмоциональный настрой на урок.
2. Чистописание
а ш м г и
– Разделите все буквы на группы.
Возможные варианты:
и а ш
м гбуквы, обозначающие гласные
и согласные звуки,
ш и м
а гиспользование элементов
написания букв,
а и м г
шбуквы,
обозначающие гласные звуки, буквы, обозначающие
звонкие согласные звуки и буква, обозначающая
глухой согласный звук, являющийся всегда
твёрдым.
Запись: Шш Шш
Шля … ка, ке … ка, кичка, ша … па. – Где
слышали слово «кичка»? Обращение к словарю,
уточнение лексического значения слова.
– Какие буквы пропущены? Докажите.
Самооценка работы.
Работа с орфограммой «парный звонкий и глухой
согласный в корне слова».
– Что можете сказать об этих словах? (Найти
сходство, различие слов).
3. Словарная работа. Актуализация знаний
М … шина, авт … м … биль, … втобус, грузовик.
– Спишите, вставляя пропущенные буквы,
объясните написаниеслов.
Взаимопроверка.
– Найдите лишнее слово. Докажите.
– Составьте предложение с одним из слов,
запишите.
4. Определение учебной задачи
Работа в группах.
У каждой группы 2 текста.
Тексты для 1 группы:
- Строители возвели новый дом. Красивое здание
расположено на центральной улице города. Это
жилище предназначено для рабочих крупного
завода. Людям очень нравится новая постройка. - Строители возвели новый дом. Красивый дом
расположен на центральной улице города. Этот дом
предназначен для рабочих крупного завода. Людям
очень нравится новый дом.
Тексты для 2 группы:
- С самого утра во дворе слышны весёлые крики
малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети
сделали из снега холмик и заливают его водой.
Весело будет детворе кататься с горки. - С самого утра во дворе слышны весёлые крики
ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята
сделали из снега холмик и заливают его водой.
Весело будет ребятам кататься с горки.
Тексты для 3 группы:
- В цирке выступал волшебник. Сначала кудесник
превратил кролика в собаку. Потом маг заставил
исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось
выступление чародея. Они громко хлопали в ладоши. - В цирке выступал волшебник. Сначала волшебник
превратил кролика в собаку. Потом волшебник
заставил исчезнуть целую машину. Детям очень
понравилось выступление волшебника. Они громко
хлопали в ладоши.
Задание группам: сравните тексты.
– Что заметили? Какой текст интереснее? Почему?
– Выпишите только те слова, которыми тексты
различаются. Проанализируйте слова.
Дом, здание, жилище, постройка.
Дети, ребята, детвора, малыши.
Волшебник, кудесник, маг, чародей.
– Что можете сказать про эти слова? Сравните их.
Что объединяет эти слова?
Близки по значению.
Отвечают на один вопрос.
– Что вы хотели бы узнать про такие слова? (Как
называются эти слова? Чем похожи и отличаются
такие слова?)
– Чему хотели бы научиться на уроке? (Учиться
находить их в предложениях, текстах).
5. Формулирование темы урока
– Как называются такие слова, мы сейчас узнаем.
Помогите подобрать слова, близкие по значению к
данным:
Скорый –
быстрый
Притворный –
лживый
Прекрасный –
чудесный
Огромный –
большой
Мощный –
сильный
Занимательный – интересный
Отважный –
смелый
Сообразительный – умный
Синонимы.
6. Работа над правилом.
– Давайте сделаем вывод, что же такое синонимы? (Слова,
близкие по значению, отвечающие на один вопрос).
– Проверим, как сформулировали правило авторы
учебника. Учебник с. 42, рубрика «Тайны языка».
7. Работа со словарями
Синоним – однослов, сослов, однозначащее, или
весьма близкое по смыслу к другому слово. (В. И.
Даль)
Синоним; в языкознании: слово или выражение,
совпадающее или близкое по значению с другим
словом, выражением». (С.И. Ожегов)
Синоним (лингв.) – слово, отличающееся от
другого по звуковой форме, но совпадающее,
сходное или очень близкое по значению. (Д.Н.Ушаков)
– Где можно найти синонимы слов? (Словари
синонимов З.Александровой, Н. Абрамова, толковые
словари русского языка).
8. Первичное закрепление. Работа в парах
– Среди группы слов попробуйте найти
слова-синонимы. Выпишите их в строчку.
- Печальный, невеселый, мудрый, грустный.
- Маленькая, огромная, крошечная,
малюсенькая, небольшая. - Охранять, караулить, сторожить,
лаять, стеречь. - Отдых, труд, дело, работа.
- Победить, одолеть, драка, разгромить,
разбить. - Дрога, путь, тропинка, аллея, ехать, тротуар.
- Жаркий, горячий, целый, жгучий,
знойный.
– Докажите, что эти слова являются синонимами. (Они
близки по значению и отвечают на один и тот же
вопрос)
Проверка – назвать лишние слова, которые не
выписали.
Мудрый
Огромная
Лаять
Отдых
Драка
Ехать
Целый
9. Физпауза
10. Фронтальная работа. Использование
регионального компонента.
– У каждого народа, в каждой местности свои
языковые особенности. На народов севера тоже
есть такие особенности.
– Прочитайте слова.
Баской, моряна, водейка, сиверко, ульнуть.
– Я назову слово, а вы попробуйте подобрать
синоним из этой группы слов.
Сбежать, ветер, красивый, ведро, сосуд.
(Сбежать – ульнуть, ветер – моряна, сиверко,
красивый – баской, ведро – водейка, сосуд – )
11. Работа по учебнику. Наблюдение за
значением слов-синонимов с опорой на рисунки.
Учебник с. 42, № 1. Выбрать из предложенных слов
по одному подходящему к каждому рисунку.
Составить предложения по картинкам.
Маша задула свечи на праздничном торте.
Папа погасил в комнате свет.
Мама выключила утюг.
Отважные пожарные потушили горевший дом.
– Что объединяет слова и чем они различаются? (Слова-синонимы
объединены близостью, схожестью значения, но
различаются тем, что не могут одинаково
сочетаться с другими словами, они называют
схожие, но не одинаковые действия)
Вывод. Учебник с. 43. Рубрика «Обрати
внимание».
12. Самостоятельна работа
Учебник с. 43, № 2 Выполнение упражнения с
предварительным разбором.
Домашнее задание: учебник с. 43, № 3.
13. Дифференцированная работа.
(Карточки)
Соединить стрелками слова-синонимы:
14. Итог урока
– Вспомните учебные задачи. Выполнили мы их?
Тест.
1. Сегодня мы познакомились со словами, которые
называются …
а) омонимы
б) синонимы
в) омографы
2. Синонимы близки …
а) по написанию
б) по звучанию
в) по смыслу, значению
3. Синонимы отвечают …
а) на один и тот же вопрос
б) на разные вопросы
в) всегда на вопрос «кто?»
4. Найди группу синонимов:
а) мама, папа, сестра
б) бросить, кинуть, швырнуть
в) веселый, грустный
5. Подберите ещё один синоним к группе: тихий,
безмолвный, смирный:
а) спокойный
б) шумный
в) быстрый
15. Рефлексия
– Оцените свою работу на уроке.
– Сегодня на уроке вы старались,
вкладывали все силы, прилежно трудились.
– Вы поработали хорошо, отлично, славно,
здорово.
– Я довольна, удовлетворена вашей работой,
трудом, делом.
– Спасибо!
Список литературы:
- «Русский язык», 2 класс: комментарии к урокам,
авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и
др. – М.: Вентана-Граф, 2009. - Учебник «Русский язык», 2класс, часть 2, авторы:
С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.:
Вентана-Граф,2011. - Учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
для чтения в начальных классах), науч. ред.
Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
Архангельск, Поморский университет, 2010.
Конспект
урока по русскому языку для 2 класса (Программа «Начальная школа XXI века»)
«Слова-синонимы»
Разработан учителем начальных классов лицея №49 г. Калиниграда Крутько Анной
Игоревной.
Тема
урока:
«Слова –синонимы»
Тип урока:
урок
изучения нового материала
Цель урока: создать условия для формирования
представлений о словах-синонимах.
УМК: Начальная школа XXI века.
Задачи:
1.Образовательные: организовать
деятельность учащихся, направленную на наблюдение над лексическим значением
синонимов и использование синонимов в речи;
2.Развивающие: развивать познавательные
умения: наблюдать, сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать;
развивать коммуникативные навыки; развивать рефлексию и адекватную самооценку
собственной деятельности у детей;
3.Воспитательные: воспитывать
доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки.
Формирование
УУД:
Познавательные
УУД:
- осуществлять
поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Коммуникативные
УУД:
- умение
оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; - умение
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
Регулятивные
УУД:
- умение
организовывать свое рабочее места под руководством учителя; - учить
принимать и сохранять учебную задачу; - умение
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; - осуществлять
итоговый и пошаговый контроль над результатом действия; - целеполагание
как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно
и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Личностные
УУД:
- выполнять
самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Планируемые
результаты:
Предметные: сформировать
представления о синонимах, сходством и различием слов-синонимов.
Познавательные
УУД:
- уметь
группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков,
по заданным критериям.
Метапредметные:
Коммуникативные
УУД:
- уметь
оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; - уметь
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; - уметь
планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.
Регулятивные
УУД:
- уметь
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать
своё предположение (версию) на основе анализа учебного материала ; вносить
необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с
образцом; работать по предложенному учителем плану; уметь организовывать
свое рабочее места под руководством учителя.
Личностные УУД:
- уметь
выполнять самооценку.
Методы
обучения:
словесный, наглядный, частично-поисковый.
Формы
организации познавательной деятельности:
- фронтальная
работа; - индивидуальная.
Оборудование:
учебник,
презентация, технологическая карта урока.
Ход
урока
Этапы урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. |
|||
1.Приветствие, 2.Самоопределение |
Регулятивные: Коммуникативные: |
-Здравствуйте, -Проверьте |
Проверяют |
|
|||
1. |
Познавательные: умение Коммуникативные: умение |
Откройте — Начнем мы наш — Посмотрите на — Какие соединения -Пишите красиво, |
Учащиеся чт- чн- Учащиеся |
|
|||
1. |
Познавательные: Выполнение Регулятивные: умение |
— Ниже с новой строки с большой буквы запишите словарные слова. Б_рё́за , к_ро́ва, с_ба́ка, к_пу́ста, т_тра́дь, м_чта́. — Поставьте ударения и -Познакомьтесь с новыми Ребята, мороз, одежда. -Запишите их,выделяя — Составьте предложение с |
Учащиеся Берё́за, |
IV.Актуализация |
|||
1. |
Личностные: умение организовывать себя на выполнение Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться. |
-Найдите лишнее слово Большой , огромный -Что общего у -Как называют такие слова? -Предположите, о чем |
Анализируют и группируют слова, решают проблемную ситуацию. |
V. |
|||
1. |
Познавательные: умение на Коммуникативные: умение |
— Откройте учебник на с.42, прочитайте |
|
VI.Изучение |
|||
1. |
Познавательные: умение на Коммуникативные: умение |
-Работаем -Выпишите, -Близки -На Такие Познакомимся |
Работают |
2. |
Познавательные: поиск и Коммуникативные: участие |
-Запишите -Задание -Составьте -Запишем -Итак -Молодцы, |
Составляют |
3. |
-А Мы Мы Качаем Мы Мы Мы И Руки Разжимаем Руки Разжимаем На Приседай — Молодцы, ребята! Садитесь. |
||
4. |
Познавательные: поиск и Сравнение Коммуникативные: участие |
-Найдите -Задание -Будем -Проверим, -Молодцы! |
Наблюдают за значением слов-синонимов. |
VII.Итог |
|||
1. Рефлексия. |
-Наш -Что — — -Спасибо |
Ответы |
Технологическая карта урока русского языка во 2 б классе
Ф.И.О. учителя: Гусак Юлия Георгиевна
Предмет: Русский язык
Класс: 2
Программа: «Начальная школа 21 века»
Тема урока: «Синонимы в тексте»
Цель урока: создать условия для развития умения распознавать синонимы в тексте, определять признаки синонимов, обобщать знания о роли и функции синонимов в речи, использовать синонимы для составления текста.
Задачи урока:
Образовательные:
— создать условия для моделирования ситуаций, описанных в тексте;
— создать условия для развития у учащихся умения использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;
— создать условия для формирования умения находить синонимы в тексте;
— создать условия для формирования умения подбирать синонимы к словам, использовать их при редактировании текста;
— создать условия для осуществления самоконтроля при списывании небольшого текста посредством орфографического чтения и проверки.
Развивающие:
— развивать навыки контроля и самоконтроля;
— развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
— развивать грамотную связную речь.
Воспитательные:
— формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Планируемые результаты:
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
-проявление интереса к новому содержанию занятия; — проявление любознательности к изучаемому материалу; -формирование умения высказывать самые простые правила. |
Познавательные УУД: — умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; — умение находить в тексте ответы на поставленные вопросы; — умение определять основную мысль текста; — умение на основе анализа делать выводы; — умение устанавливать аналогии; — умение обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные УУД: — умение определять цель деятельности на уроке; — умение определять успешность выполнения своего задания с помощью учителя; — умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; обнаруживать и исправлять ошибки; — умение осуществлять личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: — умение слушать и понимать других; — умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; — умение оформлять свои мысли в устной форме; — умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. |
Знания: — правила о синонимах; — существенных признаков синонимов. Умения: -отличать синонимы по их характерным признакам; -находить синонимы в тексте; — подбирать синонимы к словам; — «редактировать» текст, отдельные предложения. |
Тип урока: урок закрепления предметных навыков, овладения предметными умениями.
Формы работы: коллективная, парная
Материально-техническое оснащение урока:
- для учителя – классная доска, интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран; интерактивное пособие «Русский язык, 2 класс», учебник: С.В.Иванов. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 2 часть, 4 – е издание, перераб. — М.: Вентана – Граф, 2017г
- для каждого учащегося: С.В.Иванов. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 2 часть, 4 – е издание, перераб. — М.: Вентана – Граф, 2017, карточки для групповой работы №1, карточка для индивидуальной работы № 2, информационная справка.
Этапы урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат |
||||||||||||
1.Организационный момент. Психологический настрой. |
Формирование самооценки готовности к уроку. Создание положительного эмоционального фона |
— К нам пришли гости на урок, давайте обернемся и поприветствуем их кивком головы, а соседу по парте улыбнемся. — Проверьте, все ли готово у вас к уроку? |
Оценивают свою готовность, настрой на работу. Улыбаются, поворачиваются, кивают гостям головой |
Самооценка готовности к уроку. Учебно-познавательный интерес к данному уроку. Включение детей в активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия. 2 |
||||||||||||
2.Актуализация знаний (подводящий диалог). |
Активизировать знания, умения и навыки по теме урока. Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке. |
— Откройте тетради, запишите число, классная работа. Назовите орфограммы. (работа с интерактивным заданием «Укажи соответствие») — На доске два столбика слов, укажите соответствие, соединив их между собой. — Как мы можем назвать эти слова? (Синонимы) — А что такое синонимы? Зачем они нужны? Если вы думали так же, поставьте себе 1 балл карандашом на полях. — Откройте учебник на с.55. Прочитайте тему урока. |
Дети работают с интерактивным заданием, устно устанавливают соответствие. Один ученик работает у доски. |
Развитие орфографической зоркости. Актуализируются ранее полученные знания, необходимые для понимания новой темы. 5 |
||||||||||||
3.Введение в тему урока и постановка учебной проблемы. |
Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности. |
— Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? Какой будет цель урока? (Повторить то, что мы уже знаем о синонимах, расширить свои знания, получив новую информацию). |
Проявлять интерес к новому содержанию, понимать учебную задачу, готовность осуществлять ее решение под руководством учителя. 2 |
|||||||||||||
Формирование умения анализировать, делать выводы |
— Мы выяснили, что нам известно о синонимах. А тема урока: синонимы в тексте. — Давайте вспомним, что мы знаем о тексте. Назовите номера верных утверждений. ( слайд 2) 1. Текст, состоит из нескольких предложений. 2. Заголовок не связан с текстом. 3. Текст имеет начало. 4. Предложения в тексте не связаны по смыслу. Назовите номера верных утверждений. Вы согласны? Покажите сигналом. Поставьте себе балл. — Сегодня на уроке будем работать с синонимами, разбираться, зачем они нужны в речи, будем учиться находить синонимы, грамотно использовать их в речи. |
Дети читают утверждения, выбирают верные, показывают сигналом правильность ответа одноклассника. |
2 |
|||||||||||||
4.Изучение нового учебного материала. а) работа с учебником, упр. 1 (ученик на доске, весь класс самостоятельно) а) работа с учебником, упр. 2 |
Включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы. Решать проблему с помощью выбранного метода. |
— Работаем по учебнику. Упр. 1. Читаем задание: (Прочитай стихотворение. Найди и выпиши из текста синонимы). — Составьте порядок выполнения упражнения. Каплет, брызжет, Хлещет, льёт. Дождь на улице идёт. (Е. Колтай) Самопроверка. (слайд 3) Покажите сигналом, как вы выполнили задание: правильно – лайк, выписали не все синонимы – качающийся лайк. У кого твердый лайк – 1 балл себе на поля. — Для чего в этом тексте автор использует так много синонимов? Какую функцию они здесь выполняют? 1. Чтобы не было повторов. 2. Объясняет (толкует) значение слова — идёт. Упр. 2. — Самостоятельно прочитайте произведение. Определите жанр. Покажите сигналом, правильно ли … определил жанр. Если вы правильно определили жанр – 1 балл. Какую особенность вы заметили в этом стихотворении? — Как вы считаете, зачем автор много раз повторил слово «спят»? Почему Александр Введенский допустил повторы и не заменил, слово спят синонимами? — Кто такой машинист? Почему стихотворение так озаглавлено? — Сравните стихотворения 1 упражнения и 2 упражнения. Что вы можете о них сказать? |
Читают задание. Составляют порядок выполнения задания: 1.Читаю текст. 2.Нахожу синонимы. 3.Выписываю их в тетрадь. Показывают сигналом правильность ответа одноклассника. Высказывания ребят. В упр.1 много синонимов, а в упр.2 автор не использовал синонимы. |
Проявлять интерес к новому содержанию занятия, понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. 5 5 |
||||||||||||
Физминутка для глаз «Восьмерка в воздухе» |
Снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых |
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Затем вертикальную. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы |
Положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. 1 |
|||||||||||||
5.Первичное закрепление а) Работа по учебнику (упражнение 3). б) Работа в парах по карточке №1. в)Формулировка вывода. |
Решать самостоятельно творческие задачи. Закреплять способ их решения. Установление коммуникации |
В типографии, где печатают книги, газеты, журналы, работает человек, профессия которого называется редактор. Кто знает, чем занимается редактор? Перед тем, как любой текст попадает в печать, его тщательно редактируют, исправляют. Сейчас, каждый из вас будет в роли редактора. — Обратимся к упражнению 3 нашего учебника. Прочитайте задание и текст упражнения. — Вы заметили, о каких словах забыл Миша? — Подберите синонимы к слову бежать и отредактируйте текст. Работаем в парах. Редактируем на карточке 1. Нужно зачеркнуть повторяющееся слово и заменить его синонимом. Первые 5 пар, которые раньше всех выполнят задание, получат 1 балл. Готовность покажите сигналом. — Какой вывод, мы можем сделать из этого упражнения? — Синонимы, помогают избежать повторов, сделать нашу речь красивой и насыщенной. |
Высказывания детей. Дети работают самостоятельно в парах. Учитель оказывает индивидуальную помощь. Формулируют вывод. |
Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. 2 5 |
||||||||||||
г)Самостоятельная работа по карточкам № 2 |
— Посмотрите на слова, которые размещены на доске. Труд, плакать, работа, рыдать, смелый, храбрый. — На сколько групп, можно разбить эти слова? Докажите. — Перед вами лежит карточка №2, распределите эти слова на 3 грамматические группы.
— Что вы можете сказать о каждой группе? Слова – синонимы. Если правильно распределили 1 балл. — Дополните эти группы словами-синонимами, пользуясь информационной справкой (на парте). Первые трое получат дополнительный балл, если максимально заполнят таблицу.
— Какой вывод, мы можем сделать выполнив это задание. — Синонимы, близкие по смыслу слова, относятся к одной части речи. |
Устно отвечают. Самостоятельно работают. Самостоятельно работают на карточках (если осталось время, записывают) Синонимы, близкие по смыслу слова, относятся к одной части речи. |
7 |
|||||||||||||
6.Подведение итогов урока. |
Формирование ценностного отношения к совместной деятельности. Развитие рефлексивных умений. |
— Давайте подведём итоги. Чему мы учились на уроке? Вы работали самостоятельно, в парах. Какое задание оказалось для вас самым трудным? А какое самым лёгким? Как вы думаете, а где мы можем применить новые знания? |
— Находить синонимы, редактировать (исправлять) текст, предложения. — Когда что-то сочиняем сами, чтобы не было повторов. |
Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. 1 |
||||||||||||
7.Самооценка своей работы. Домашнее задание. |
Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности. |
Давайте посчитаем баллы, которые вы набрали и оценим свою работу на уроке. У кого 6 — 7 баллов – это «5», 5 — 4 – это «4». А сейчас откройте дневники, запишем домашнее задание. Посмотрите внимательно на свою карточку самооценки. —Те, кто получил тройки и четверки: – Уч. стр. 58, упр. 5. Ребята, у которых пятерки, записывают: – Уч. стр. 58, упр. 6. Вы молодцы, спасибо за урок! |
Ребята поднимают руку. |
Умение проверять и оценивать свою работу, положительное отношение к проделанной работе. 2 |
Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Синонимы»
Класс: 2 класс
Предмет: русский язык
УМК: «Начальнаяшкола21 век»
Цель: познакомить с понятием “синонимы”; выявить, какую роль играют синонимы в речи.
Задачи:
-
учить находить сходство и различие слов — синонимов,
-
развивать речь учащихся,
-
формировать навыки работы в парах и группах,
-
воспитывать положительное отношение к учебе.
Учебные задачи: направленные на достижение личностных результатов обучения
-воспитание чувства гордости за родной русский язык
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
— развитие умения работать с информацией;
— развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью
— развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
— формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
— формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
— формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
— формирование умения взаимодействовать в статичных парах,
— формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
— развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
— освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;
— овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания
— воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
Оборудование(
— Учебник: «Русский язык» 2 класс, С.В Иванов
— Проектор, компьютер, индивидуальные карточки
Этап урока |
Содержание взаимодействия с учащимися |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формирование универсальных учебных действий |
1.Организационный |
Ребята, повернитесь (в парах) друг к другу лицом, посмотрите в глаза соседу по парте, улыбнитесь, передайте глазами, что вы желаете друг другу хорошего настроения и удачной работы пальчиковая гимнастика А начнём мы её с каллиграфического упражнения, и подготовим пальчики к работе: Вверх по лесенке идём (соединяют поочерёдно друг с другом пальцы левой и правой руки) Друга верного найдём (сгибая и разгибая пальцы на каждой руке, поворачиваются в парах друг к другу) Дальше вместе мы пойдём (поочерёдно в парах, одновременно соединяют пальчики своей правой руки с пальчиками левой руки соседа и пальчики своей левой руки с пальчиками правой руки соседа) И друзей не подведём (соединяют пальцы каждой руки с пальцами соседа по парте в «замочки» и покачивают кистями рук) |
Приветствует обущающихся, проверяет их готовность к уроку |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, выполняют в парах пальчиковую гимнастику |
РУУД -нацеливание на успешную деятельность ЛУУД Выражать положительное отношение к процессу познания КУУД -формирование умения слушать и слышать |
2.Выход на тему , цель, учебные задачи. Каллиграфическая минутка |
Слайд 1 Начнём наш урок с написания буквы, которая станет ключиком к нашему сегодняшнему уроку, а почему, догадайтесь сами. Охарактеризуйте букву-ключ, Буква «эс» обозначает согласный, глухой твёрдый или мягкий звук; мягкость и твёрдость зависит от буквы, которая следует за ней/. — Кто из вас увидел, среди написанных слов, незнакомое слово, и понял, какой будет тема урока? /Синонимы/ (слайд №1) — Прочитайте внимательно оставшиеся слова, и мы узнаем, что предстоит сделать на этом уроке? /Слушать слова, слышать и сравнивать/ -Итак, буква «эс» открыла нам тему и задачи нашего сегодняшнего урока. — Слушая, сравнивая слова, соединяя в предложения, мы должны их правильно писать, не все слова можно проверить, некоторые нужно запомнить. — Подскажите следующий этап урока. |
Напомнить правила оформления работы в тетради Задаёт вопросы, подводит к теме урока |
Используют алгоритм порядка действий при записи элементов букв. Контролируют последовательность действий при записи, правильность и аккуратность записи. Оценивать своё письмо /записывают слова: слова, слушать, слышать, сравнивать, синонимы |
ПУУД: анализ, синтез, сравнение. КУУД: выражение своих мыслей и их аргументация |
Словарная работа. Слайд 2 слайд №3 |
— Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми словарными словами 1.. Закончите стихотворение: Всё лицо и руки Как называется стихотворение, отрывок из которого прозвучал? Кто автор стихотворения? . Скажите одним словом Составьте предложение с этими словами. Ребята в мороз вышли на улицу в тёплой одежде. |
Задаёт вопрос |
Отвечают на вопрос. Записывают с комментированием Составляют предложение |
|
Ведение в новую тему. (слайд№4 ) |
) Рубрика “Давай подумаем”. /Учебники закрыты у всех учащихся/ С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки. — Можно ли назвать прочитанное текстом? Докажите. — Послушайте ещё раз и подумайте, что вам в этом тексте не совсем понравилось, показалось не очень красивым? Повторяется слово «ребята». — Попробуйте исправить текст. — Откройте учебники на стр.41 , прочитайте второй текст и сравните со своим предположением. — Видите, какие вы молодцы, ваше мнение почти или даже совсем совпало с мнением авторов учебника. — Запишите эти слова в тетрадь. Измените, если нужно, форму слова так, чтобы слова отвечали на вопрос (кто?). /Дети, малыши, детвора/ — Допишите слово, которое чаще всего употребляется во втором тексте. С самого утра во дворе слышны веселые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки. |
Настраивает на работу Просит прочитать слова Включает учащихся в мини- исследование. Слушают вопрос |
Дети слушают задание Читают текст Исследуют текст, анализируют, сравнивают и находят ответ на вопрос Высказывают свои предположения Изменяют форму слова |
ПУУД: построение логической цепочки рассуждений, доказательство. Основное построение речевого высказывания. КУУД: формулирование и аргументация своего мнения. |
Работа над новой темой. Физминутка |
Что вы можете сказать об этих словах? (Слова близкие по значению.) — Что они обозначают? На какой вопрос отвечают? Дети подводят итог своей работы Правило Откройте учебники (стр.42), прочитайте Рубрики “Тайны языка”, “Путешествие в прошлое”. — О чём вы узнали? — Как называются слова, близкие по значению? Синонимы. Слайд №5 Прочитайте слова Ребята, ребятки, ребячий, ребятушки Ребята, дети, малыши, детвора — В какой строке записаны родственные слова? Почему вы так решили? Как их ещё называют?. — Как называются слова, записанные во второй строке? Чем они отличаются от родственных слов? Вот мы руки развели, |
Организовать фронтальную работу, включить учащихся на решение проблемной ситуации. Помогает детям выяснить значение слов |
Определить для себя место затруднения, включиться в решение данной трудности. Отвечают на вопросы учителя, Читают правило Однокоренные слова, у них одинаковые корни, но вопросы могут быть разные. Синонимы, слова близкие по значению, но отвечают на один и тот же вопрос и у них разные корни. Выполняют упражнения |
|
Коллективная работа (слайд №6) |
Подберите синонимы к данным словам: Луна — …….. Пёс — …… Доктор — ….. Лошадь — ….. Гиппопотам — …. Работа в парах Подчеркните в предложениях слова-синонимы Приятелей много, а друга нет. Свой хлеб слаще чужого каравая. (слайд №7) — Назовите синонимы в первом предложении. Кого мы называем другом? Приятелем? Слова отличаются оттенками значения. — Много ли у вас приятелей? — А друзья у вас есть? Вы теперь наглядно представили и убедились, какая большая разница между людьми, с которыми мы в хороших отношениях (приятелями) и преданными друзьями, с которыми мы можем обсудить все свои проблемы, доверить секреты. Вот такая разница и в близких, но совсем не одинаковых по значению словах-синонимах. — То есть, слова-синонимы различаются оттенками значения Вывод читаем по учебнику стр. 43 |
Даёт задание Организовать работу в парах |
Дети читают задание Записывают в тетради и подбирают сами синонимы Называют слова, которые подобрали Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь Самост. выполняют задание на карточках (работа в парах) Читают вывод в учебнике |
ПУУД: Фиксирование новых знаний, закономерностей РУУД: контроль, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
Наблюдение за значением слов-синонимов с опорой на рисунки. |
Прочитайте задание. Упр. №1, стр. 40. Рассмотрите вначале рисунки. (См. рисунки 1-4) Подберите к каждому рисунку подписи, используйте данные слова Составьте предложение с одним из этих слов Замените в стихотворении последнее слово словом- синонимом (Слайд № 8 -11) Накорми меня бензином, На копытца дай резины, И тогда, поднявши пыль, Побежит…машина? (автомобиль) Я трудился не напрасно И запомню навсегда: Хлеб вкуснее не от масла, Хлеб вкуснее от…работы? (труд) Блеск на кожице атласной. Стоп! На грядке – светофор! Это светит ярко-красный Сочный спелый томат (помидор) Он готов в огонь и бой, |
Помогает ученикам |
Подбирают слова к рисунку, составляют предложение Заменяют слово словом – синонимом Уметь учиться самоанализу. |
ПУУД: Фиксирование новых знаний, закономерностей через моделирование РУУД: контроль, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
Самостоятельная работа (взаимопроверка) |
А теперь давайте проверим правильность выполнения вашего зпдания(слайд №12) 1. Отметь галочкой, каким словом лучше всего назвать учеников 2 класса. дети 2. Отметь галочкой синоним к слову азбука. чистописание 3. Отметь галочкой синоним к слову одежда. пальто 4. Отметь галочкой синоним к слову дом. здание Слайд 13-15 |
Выполняют задание по карточкам |
Осознание значимости новых знаний |
|
Подведение итогов урока Дом. задание.: Рефлексия. |
Итак, давайте подведём итог нашей работы и ответим на главный вопрос: Для чего в русском языке изучают синонимы, какую роль в речи они играют? Выберите правильный ответ.
упр.3 стр. 44, правило Давайте оценим себя сами, покажите карточку нужного цвета Как вы сегодня работали по вашему мнению. Докажите. У меня всё получилось на «5»
Работал, но не всегда успешно на «4»
Не очень хотелось работать |
Подвести к правильному анализу своих знаний . |
ПУУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия. ЛУУД: самооценка на основе критерия успешности. КУУД: Выражение своих мыслей достаточно полн |
Тема: «Слова – синонимы»
Цель:
Дать понятие синонимов; научить умению находить синонимы в тексте, использовать в речи;
Задачи:
-
Сформировать умение называть признаки синонимов;
-
наблюдать за использованием синонимов;
-
расширить словарный запас обучающихся.
Личностные: осознание алгоритма учебного действия;
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.
Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;
Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.
Тип урока: Открытие нового знания
Оборудование: проектор, презентация, словарь Ожегова, карточки для групповой работы.
I.Орг. момент.
Прозвенел, друзья, звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
II. Актуализация знаний. Работа в тетради. Минутка чистописания.
Отгадайте загадку: /Слайд 2/
В снежном поле,
На дороге,
Мчится конь мой одноногий.
И на много, много лет
Оставляет черный след.
(Карандаш)
Запись букв К, к
Кл, кс, ка. ок.
III. Словарная работа:
Карандаш, квартира, класс, капуста, коньки, прохлада. /выделить орфограммы, поставить ударение/ Проверка. /Слайд 3/
У: На какие группы можно разделить эти слова?
У: Какое слово лишнее? / прохлада — это не словарное слово/
lV. Введение темы урока:
У: Назовите лексическое значение этого слова. /Работа с толковым словарём / Слайд 4/
-
умеренная или приятная теплота, когда ни жарко, ни холодно; летний холодок, тень и ветерок.
Как по другому можно сказать: прохлада, свежесть, холодок
У: Как можно назвать эти слова? Это слова — синонимы? Кто – нибудь знает, что это за слова?
Предположите, какова будет тема нашего урока? /Ответы учащихся/
У: Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся со словами, которые называем синонимами.
V. Целеполагание. Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке?
-
находить омонимы в тексте и в словаре;
-
пополнять словарный запас;
-
пользоваться словарем омонимов;
-
работать с текстом.
VI. Работа по учебнику, в группах:
Рубрика «Давай подумаем» организует проблемную ситуацию с опорой на текст, стр. 41 /Слайд 4/
Вопросы, решаемые в группах:
-
Выписать слова, которыми различаются эти тексты.
-
Близки ли эти слова по значению?
-
Что они обозначают?
-
На какой вопрос отвечают?
Выводы детей подтверждаются рубрикой «Тайны языка» с. 42, учитель обобщает наблюдения и вводит термин «синонимы».
Служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия.
Вы часто употребляете их в речи. Синонимами называют слова, которые близки по значению, но по-разному пишутся и произносятся. Они помогают точнее выразить мысль при разговоре. Синонимы имеются во всех языках. Они появились для обозначения одного и того же понятия, но в разных речевых ситуациях и с разными оттенками значения.
Вот, например, глагол жаловаться. Основное его значение — высказывать огорчения, изливать обиды, недовольство и т.п. в надежде на сочувствие, помощь и т.д. Но иногда хочется усилить свои чувства, вызвать к себе сочувствие, тогда используется глагол плакаться.
VII. Физминутка /Cлайд 6/
Зарядка для глаз.
Vlll. Работа в парах:
Упражнение 1, стр. 42 /Слайд 7 – 10/
Возможные предложения:
Задуть свечи. Выключить утюг. Погасить свет в комнате. Потушить пожар.
Наблюдение за значением слов-синонимов. При обсуждении значений слов необходимо постоянно подчёркивать, что между значением синонимов много общего, они близки по значению.
lX. Самостоятельная работа. Упражнение №2, стр. 43. /Организация деятельности обучающихся по применению новых знаний./
Коллективная проверка.
У: Почему вставили эти слова? /Потому, что эти слова отвечают на один вопрос, близки по значению, но различаются оттенками значений./
X. Поиграем в игру «Найди синонимы». /Слайд 11/
К заданным словам нужно подобрать синонимы.
огонь |
пламя |
задира |
забияка, драчун |
смелый |
храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный |
друг |
приятель, товарищ |
прыгать |
скакать |
алфавит |
азбука |
бросать |
кидать |
XI. Домашнее задание: Упражнение по выбору: №3, №4.
XII. Рефлексия деятельности. Итог урока
Какая тема нашего урока?
Какие задачи вы ставили на уроке?
Какое открытие сделали сегодня на уроке? Чему научились?
Какие новые слова изучали на уроке?
Как вы можете оценить свою работу на уроке?
Ребята, а для чего нам нужно уметь подбирать синонимы.
/ Чтобы разнообразить нашу речь, сделать богаче, красивее./
У: Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы научились пользоваться этим богатством в своей речи. Спасибо за урок!