эпистемология
- эпистемология
-
- эпистемология
-
сущ.
, кол-во синонимов: 3
Словарь синонимов ASIS.
.
2013.
.
Синонимы:
Смотреть что такое «эпистемология» в других словарях:
-
эпистемология — эпистемология … Орфографический словарь-справочник
-
Эпистемология — Эпистемология ♦ Épistémologie Раздел философии, рассматривающий не знание вообще (чем занимается теория познания, или гносеология), а одну или несколько отдельных наук. Теория познания, если можно так выразиться, расположена «выше» знания;… … Философский словарь Спонвиля
-
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — (от греч. знание и слово, учение), термин, употребляемый для обозначения теории познания. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 … Философская энциклопедия
-
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — [гр. epistemologia наука о знаниях] филос. ГНОСЕОЛОГИЯ, теория познания, занимающаяся возможностями, границами и объемом человеческого познания, а также его истинностью. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. эпистемология (гр.… … Словарь иностранных слов русского языка
-
эпистемология — ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, ГНОСЕОЛОГИЯ) раздел философии, в котором анализируется природа и возможности знания, его границы и условия достоверности. Ни одна философская система, поскольку она претендует на нахождение… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
-
Эпистемология — (гр. еpisteme білім+logos ілім: білім туралы ілім) таным проблемаларын, атап айтқанда білімді тап осындай (знание как таковое) , оның құрылысын, құрылымын, қызмет етуі мен дамуын зерттейтін философияның тарауы. Әлбетте таным теориясымен… … Философиялық терминдердің сөздігі
-
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — (от греческого episteme знание и…логия), то же, что теория познания … Современная энциклопедия
-
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — (от греч. episteme знание и …логия) то же, что теория познания … Большой Энциклопедический словарь
-
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — (греч. episteme знание, logos учение) философско методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие. Традиционно отождествляется с теорией познания. Однако в неклассической… … Новейший философский словарь
-
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — см. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
от греч. episteme – знание) – теория научного познания, исследующая его сущность, специфику, структуру метода, уровни, взаимосвязь с другими (вненаучными) формами познания. Греческое понятие «эпистема» обозначало «знание» т.е. «доказанное утверждение» в противовес понятию«докса» (мнение – утверждение, которое могло быть истинным, но могло быть и ложным). Целью научного познания выступает производство именно эпистемной,то есть доказанной, информации, логически непротиворечивого знания (или всеобщих истин) в отличие от обыденного, практически утилитарного или других видов знания. Соответственно, основной проблемой эпистемологии является вопрос о возможности получения необходимо-истинного и всеобщего знания.Занимает центральное место в рационалистических философских направлениях.
ЭРГОНОМИКА →← ЭПИКУР
Синонимы слова «ЭПИСТЕМОЛОГИЯ»:
ИЛЛЮЗИЯ, ФИЛОСОФИЯ, ГНОСЕОЛОГИЯ
Смотреть что такое ЭПИСТЕМОЛОГИЯ в других словарях:
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
(от греч. epistéme — знание и …Логия философский термин, употребляемый для обозначения теории познания (См. Теория познания).
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
эпистемология
сущ., кол-во синонимов: 3
• гносеология (3)
• иллюзия (28)
• философия (40)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.
Синонимы:
гносеология, иллюзия, философия… смотреть
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, ГНОСЕОЛОГИЯ) — раздел философии, в котором анализируется природа и возможности знания, его границы и условия до… смотреть
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
(Epistemology).
Раздел философии, посвященный теории познания. Здесь рассматриваются проблемы природы, источников и границ познания, а также оправданность притязаний на знание.
Природа и источники познания. В вопросе о природе и источниках познания важное место всегда занимала полемика между представителями рационализма и эмпиризма. Рационалисты (напр., Платон и Декарт) утверждали, что идеи, изначально присутствующие в человеческомразуме(теория «врожденных» идей), являются единственным источником знания. Активная деятельность разума дает содержание познанию. Рассуждая об опыте, рационалисты неизменно принижают его значение, ибо считают его источником заблуждений. С их точки зрения, опыт в лучшем случае может привести к формированию тех или иных мнений. Представители эмпиризма (напр., Локк и Юм) утверждают, что чувственный опыт первичный источник человеческого познания. Содержание сознания базируется на том, что оно пассивно получает в результате чувственного восприятия или рефлексии. Состояние сознания до всякого восприятия уподобляется чистой доске (tabula rasa).
Однако и рационализм, и эмпиризм заслуживают критики. Последователей рационализма справедливо упрекают в том, что хотя они и обосновывают достоверность притязаний разума, но такая достоверность присуща только утверждениям логики и математики. Знание такого рода ограничено исключительно областью понятий, символов и дедуктивных умозаключений, но не говорит нам ничего о реальном мире. Критика эмпиризма исходит из того, что содержание самых простых высказываний о материальных объектах не может исчерпываться лишь фиксацией преходящих чувственных впечатлений. Знание «строится» посредством интерпретации этих впечатлений с использованием сложного набора понятий и принципов (напр., причина и следствие), крые не тождественны чувственным впечатлениям, ибо в отличие от них не являются, напр., непосредственными.
Считается, что философия Канта стала поворотной точкой в споре между рационализмом и эмпиризмом, ибо ему удалось осуществить синтез этих двух направлений. В этом есть доля истины. Как и прочие рационалисты, Кант утверждал, что знание содержит априорный (до и внеопытный) элемент. Он доказывал, что формы созерцания (пространство и время), а также категории рассудка (напр., причинность) представляют собой априорные условия познания. Объекты, не соответствующие этим структурам, не могут даже стать предметами знания. Однако, по словам Канта, «понятия без созерцаний пусты». Полноценное знание невозможно вне связи с чувственным восприятием. В определенном смысле Кант возвышается над ограниченностью и рационализма, и эмпиризма. Оба эти направления не свободны от редукционизма, чего нельзя сказать о философии Канта.
Смысл и оправдание притязаний знания. В современной англоамериканской лингвистической философии под влиянием Дж.Э. Мура и JI. Витгенштейна изменились установки и цели эпистемологии. До недавнего времени во всех дискуссиях доминировали два вопроса: смысл притязаний знания и их оправдание. Согласно общепризнанному взгляду, считается, что когда субъект претендует на знание того, что выражено в утверждении, то его притязание выражается в следующем: (1) субъект верит в это утверждение; (2) утверждение истинно; (3)субъект имеет надежные основания для того, чтобы верить в это утверждение.
Альтернативный анализ смысла притязаний знания предложил Дж. JI. Остин. Он различал «констатирующие» и «перформативные» высказывания, что примерно соответствует концепции Г. Райла, крый различал между «знать что» и «знать как». Согласно этому анализу, утверждение о том, что я нечто знаю, подразумевает, что я могу описать это знание или продолжить высказывание (напр., продолжить счет в таблице умножения). Впоследствии эти ранние идеи Остина в преобразованном виде вошли в его «теорию речевых актов», согласно крой всякое высказывание предполагает наличие локутивного акта (т.е. акта говорения самого по себе), иллокутивного акта (т.е. акта интенции говорящего, крый осуществляется посредством высказывания и может принимать форму вопроса, оценки, приказа и проч.) и перлокутивного акта (т.е. целенаправленного воздействия высказывания на того, кто его воспринимает). Перформативный элемент сохраняется и в иллокутивной силе утверждения, и в его перлокутивном акте.
Что касается оправдания притязаний знания,то в современной эпистемологии имеются две различные позиции. Сторонники первой утверждают, что есть эпистемологически фундаментальные утверждения или верования, но наличие их невозможно подтвердить в терминах чеголибо «более фундаментального» . В свою очередь, сами эти эпистемологически фундаментальные веры оправдывают другие верования или утверждения более высокого уровня. Сторонники второй позиции отрицают наличие эпистемологически фундаментальных верований; подтверждение всяких притязаний знания скорее представляет собой обращение к сетке верований, в крой утверждения поддерживают или оправдывают друг друга.
Границы знания. Для таких философов, как Платон, знание было ограничено сверхчувственным миром идей или форм. Однако большинство философов отвергло эпистемологические представления Платона. Кант настаивал на том, что знание ограничено миром опыта. Все, что не может быть предметом возможного опыта, не может быть и объектом познания. Однако другие философы оспаривали это,доказывая,что знание включает в себя не только то, что поддается наблюдению, но и то, что превыше всякого наблюдения и постигается непосредственно (напр., Бог).
Религиозная эпистемология. Это исследование природы знания о Боге и оправдание притязаний религиозного познания.
Два основных вопроса, крые доминировали в дискуссиях, посвященных проблемам современной англоамериканской аналитической философии (смысл притязаний знания и их оправдание), встали и перед представителями религиозной эпистемологии. А.Ж. Айер и Э. Флю считают, что язык религии не имеет смысла, ибо он не поддается ни верификации, ни фальсификации. Религиозные утверждения совместимы с любым и всяким состоянием дел в мире.
На это есть несколько ответов. Вопервых, Дж. Хик и некрые другие представители религиозной эпистемологии полагают, что в принципе язык религии верификации поддается, но не в этой жизни. Чтобы пояснить свою точку зрения, Хик ввел понятие «эсхатологической верификации».Верификация утверждений религии невозможна в рамках настоящего, поскольку наш опыт неоднозначен. Однако в будущем мы будем свободны от всякой неоднозначности и двусмысленности (в соответствии с обетованиями ВЗ и НЗ, получившими развитие и истолкование в христианской теологии) и тогда сможем проверить и язык религиозных утверждений. Вовторых, некрые критики оспаривают применимость принципа верификации в качестве критерия осмысленности. Они утверждают, что в худшем случае сам принцип неверифицируем и поэтому не имеет смысла, а в лучшем случае это произвольное правило языка, к-рое можно либо принять, либо отвергнуть. Более того, вполне очевидно, что всякая формулировка принципа верификации либо слишком исключительна, либо излишне содержательна. Втретьих, некрые философы утверждают, что язык религии вообще не описателен, он служит совсем иным целям. Напр., Р.Б. Брейтуэйт полагает, что язык религии это язык, выражающий волевые устремления. Он ничего не описывает, но ориентирует человека на то, чтобы принять и усвоить определенный образ жизни.
Следуя этой точке зрения, некрые исследователи отказались от принципа верификации и стали анализировать язык религии с функциональных позиций. Смысл религиозных утверждений стали видеть в их употреблении. Так, язык религии стали рассматривать как часть языковой игры, края, в свою очередь, укоренена в стиле жизни. Поэтому невозможно и бессмысленно анализировать язык религии с помощью абстрактных категорий, необходимо понять его, не выходя за рамки его контекста.
По мере того как вопрос о смысле притязаний знания утрачивал свою важность, большее внимание уделялось другой проблеме как оправдать притязание религиозного знания. Не так давно О. Плантинга заявил,что вера в Бога, по крайней мере для некрых людей, имеет эпистемологически фундаментальный характер, т.е. не нуждается в том, чтобы ее оправдали и подтвердили в терминах чегото более фундаментального.
Другие философы религии пытаются оправдывать веру в Бога в терминах традиционных доказательств Его бытия, в крых применяется либо исключительно понятийный подход, не нуждающийся в чувственных эмпирических данных (напр., онтологическое доказательство), либо апостериорный, основанный на чувственных представлениях, взятых из опыта (космологическое и телеологическое доказательства). Следуя за Юмом и Кантом, эти философы утверждают, что существующее в человеческом разуме понятие Бога не гарантирует того, что этому понятию соответствует некая высшая реальность. Как бы то ни было, Декарт утверждал, что Бог это единственное Бытие, у Которого совпадают сущность (понятие) и существование (реальность). Те, кто протестует против того, чтобы защита религиозной веры была основана на эмпирических данных, подчеркивают, что никакой набор чувственных впечатлений не может подтвердить реальность безграничного, вечного и всеведущего Бытия. Более того, если принять, что существует аналогия между объектом и его создателем и между миром и его творцом, придется допустить, что творец не только разумен, но и зол, ибо в творении обнаруживается не только промысел, ной зло.
Откровение часто рассматривают как предельное основание знания о Боге. Однако это не снимает проблемы оправдания притязаний знания. Существуют ли основания для того, чтобы принять откровение как исходящее именно от Бога? На каких основаниях зиждется авторитет откровения? Если есть исторические данные, хорошо ли они обоснованы?
P. D. Feinberg (пер. в. р.)
Библиография: R.M.Chisholm, Theory of Knowledge; D.W. Hamlyn, Theory of Knowledge; B.Mitchell, The Justification of Religious Belief; A. D. Woozley, Theory of Knowledge: An Introduction. … смотреть
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (греч. episteme — знание, logos — учение) — философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строени… смотреть
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
(греч. episteme — знание, logos — учение) — философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие. Традиционно отождествляется с теорией познания. Однако в неклассической философии может быть зафиксирована тенденция к различению Э. и гносеологии, которое основано на исходных категориальных оппозициях. Если гносеология разворачивает свои представления вокруг оппозиции «субъект-объект», то для Э. базовой является оппозиция «объект — знание». Эпистемологи исходят не из «гносеологического субъекта», осуществляющего познание, а скорее из объективных структур самого знания. Основные эпистемологические проблемы: Как устроено знание Каковы механизмы его объективации и реализации в научно-теоретической и практической деятельности Какие бывают типы знаний Каковы общие законы «жизни», изменения и развития знаний При этом, механизм сознания, участвующий в процессе познания, учитывается опосредовано, через наличие в знании интенциональных связей (номинации, референции, значения и др). Объект при этом может рассматриваться как элемент в структуре самого знания (идеальный объект) или как материальная действительность отнесения знаний (реальность).(Исторически, эпистемологические представления и проблематика возникают раньше гносеологических и складываются уже в античности. Таковы, например, «идеи» Платона и предложенная им референ-ционная концепция «истины», апории Зенона, тропы скептиков, логика Аристотеля. Античные представления о знании имели не столько описательный, сколько проблематизирую-щий и нормативно-методологический характер. Например, апории Зенона фиксировали факт отнесения противоречивых знаний к одному и тому же объекту и задавали таким образом эпистемологическую проблему. Аристотель пытался снять накопившиеся проблемы за счет нормировки научных рассуждений и введения общих принципов организации знания. Это позволило в дальнейшем создать образцы систематической организации знания. «Начала» Евклида можно рассматривать не только как продукт обобщения и сведения геометрических знаний, но и как реализацию нормативных эпистемологических концепций Платона и Аристотеля. В средние века критическая и исследовательская составляющие Э. в большой степени сковываются и ограничиваются нормативным характером аристотелевской логики. Яркое выражение средневековой Э. — схоластический спор «номиналистов» и «реалистов». Новые мотивы вносит Возрождение. Пробуждается интерес к опытному знанию, меняется представление о месте и назначении знания в общей картине мира. Николай Кузанский вводит представление о проблемах как «ученом незнании», т.е. знании о незнании, что формирует в перспективе новую эпистемологическую стратегию. С другой стороны, философская рефлексия все больше обращается к субъекту и его познавательным способностям. В этой связи актуализируется введенное фактически уже Петром Абеляром понятие сознания как индивидуальной способности и действительности существования концептов. «Великое усовершенствование наук», провозглашенное Ф. Бэконом и развернувшееся в 17-18 вв., порождает новую формацию знания — новоевропейскую науку. Новая организация знания требовала критической рефлексии и теоретического оформления. Эпистемологические схемы античности и средневековья не могли решить этих задач. На их месте начинает складываться гносеологическая концепция познания, которая переорганизует философско-методологические представления о знании на основе субъект-объектных схем. До 20 в. Э. не имела собственных институциональных форм, а соответствующая ей проблематика развивалась в основном в логике (прежде всего в английской аналитической традиции) и в рамках гносеологии. Однако уже с конца 19 в. эпистемологическая проблематика начинает эмансипироваться от гносеологической. Исследователи (прежде всего логики) стремились уйти от субъективизма и психологизма, порождаемого сенсуалистическими и позитивистскими трактовками субъект-объектных схем. В 20 в. этот процесс приводит к оформлению новых философско-методологических направлений и подходов. Развиваются аналитические, операциональные, нормативные, стуктурно-функциональные приемы и методы исследования знания. В 1970-х Поппер дал онтологическое обоснование эмансипации Э., выдвинув концепцию «третьего мира» (объективного содержания знания) и «познания без познающего субъекта». Среди факторов, определяющих современное состояние эпистемологических исследований, необходимо отметить следующие: 1) отношение знания и объекта выходит за рамки чисто познавательных ситуаций. Складываются комплексные практики, где помимо познания, необходимо рассматривать функционирование знания в других типах деятельности: инженерии, проектировании, управлении, обучении; 2) классическое отношение «истинности» дополняется (а иногда и замещается) рядом других отношений: «непротиворечивости», «полноты», «интерпретируемости», «реализуемости» и др.; 3) типология знания становится все более разветвленной и дифференцированной: наряду с практико-методологическим, естественно-научным, гуманитарным и инженерно-техническим знанием выделяются более частные его варианты; 4) особым предметом исследования становится семиотическая структура знания; 5) помимо «знания» интенсивно исследуются и другие эпистемологические единицы (например, «языки»); 6) обозначился кризис сциентизма: научное знание перестает рассматриваться как основная форма знания, все больший интерес вызывают когнитивные комплексы, связанные с различными историческими и духовными практиками, выходящими за рамки традиционных представлений о рациональности. А.Ю. Бабайцев… смотреть
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
— теория научного познания как важнейшего и специфического вида познавательной деятельности. Греческое понятие «эпистема» обозначало «знание» (т. е. «доказанное утверждение») и имело в качестве своей бинарной оппозиции понятие «докса» (мнение — утверждение, которое могло быть истинным, но могло быть и ложным). Целью научного познания является производство именно эпистемной информации, знания (или всеобщих и необходимых истин) в отличие от обыденного, практически утилитарного или других видов познания. Соответственно основной проблемой эпистемологии является вопрос, а возможно ли и как возможно получение необходимо-истинного и всеобщего знания. К числу основных вопросов теории научного познания относятся вопросы о том, что такое научное знание, каковы критерии, отличающие его от других видов познания, виды научного знания (эмпирическое, теоретическое, аналитическое, синтетическое и др.), методы получения и обоснования различных видов и структурных единиц научного знания, критерии истинности научного знания, закономерности его развития и др.
Существует ряд моделей научного познания: эмпиристская, теоретистская и др. Представители первой считают источником, основой и критерием истинности научного знания эмпирические данные (данные наблюдения и эксперимента). Наиболее последовательно эту модель развивали и отстаивали позитивисты (Конт, Милль, Мах, Рассел, Карнап, Рейхенбах и др.). Сторонники теоретистской модели считают источником, основой и критерием истинности научного знания мышление (рассудок, разум, интеллектуальная интуиция, дедукция, мысленное конструирование). Ее сторонники — Р. Декарт, В. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель, Л. Брауэр и др. Попытка преодолеть крайности эмпиризма и теоретизма в понимании сущности и основных проблем научного познания и, вместе с тем, сохранить положительное содержание каждой из них была предпринята в рамках модели, которую можно условно назвать «диалектической». Она исходит из признания равноправия и взаимосвязи эмпирического и теоретического знания в общей структуре научного знания. Эту концепцию, у истоков которой стоял Г. Галилей, разделяло подавляющее число крупных ученых (А. Пуанкаре, А. Эйнштейн, П. Бор, В. Гейзенберг, П. Капица, А. Колмогоров и мм. др.). По своей проблематике современная философия науки является продолжением тех исследований, которые до XX в. назывались эпистемологией…. смотреть
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
(epistemology) (от греческого «эпистема», знание) — раздел философии, связанный с теорией (или теориями) познания, который пытается информировать нас о том, каким образом мы можем познавать мир. Эпистемологию разделяет с онтологией — дисциплиной, занимающейся установлением видов существующих вещей, — претензия быть основным принципом всей философской мысли и познания. Важное деление в эпистемологии проводится между эмпиризмом и рационализмом или идеализмом. Если эмпирики делают наш непосредственный опыт основой всего познания, рационалисты и идеалисты доказывают, что наше знание относительно мира управляется фиксированными и априорными понятиями или категориями (например, концепциями *субстанции*, *причинности*), которые структурируют каждую мысль и аргумент и, следовательно, наш опыт и восприятие действительности (см. также Кант). В большинстве форм эпистемологии чистое мышление индивидуально мыслящего *эго* — философа считается обеспечением пути к окончательному пониманию познания и основного принципа, на котором покоится развитая эпистемологическая теория (см. Декарт). Недавно, однако, появились более социологические формы эпистемологии, пытающиеся *децентрировать* роль, выполняемую традиционным индивидуальным *субъектом* в философии (см. Субъект и объект; Децентрированный субъект; Структурализм; Деконструкция), подчеркивая формирование знания за счет социальных структур, форм жизни и т.д. Таким образом теперь открыт путь к тому, чтобы многие из сфер, прежде принадлежащих философии, были заняты социологическими оценками познания и наук (см. Социология познания; Социология науки; Кун; Фейерабенд). Так как любая теория познания должна по необходимости обращаться также к самой себе, было бы ошибочно полагать, будто в социологии они способны в большей мере избегать элемента кругообразности, чем в традиционной философии. Но такая социологическая теория может достигать того, чтобы обходиться без тенденции к догматическому заключению в эпистемологическом мышлении — так часто очевидному в более традиционных теориях с их претензиями на достижение основного принципа. Как только знание, включая и научное, станет однозначно рассматриваться с точки зрения социально созданного явления, ожидание каких-либо окончательных доктрин о его характере превратится в неуместное. См. также Наука…. смотреть
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
(от греч. — знание и — слово, учение), термин, употребляемый для обозначения теории познания.
Философский энциклопедический с… смотреть
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ[гр. epistemologia — наука о знаниях] — филос. ГНОСЕОЛОГИЯ, теория познания, занимающаяся возможностями, границами и объемом человеческого… смотреть
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
Элегия Элегист Эгоист Эгея Тягло Тэс Тося Топлес Топ Тоо Томия Том Тол Того Тис Типология Типия Тип Тимол Тимелия Тим Тесло Тес Тепло Теология Теолог Темя Темпл Темп Теля Тело Тег Сятие Сям Сэм Стяг Стоя Столп Стол Стог Стило Степ Стем Спот Сплит Спил Соя Соте Сопот Сопля Сопло Сомит Сом Соломия Соломит Соломея Соло Солея Солемия Соитие Смятие Смит Сми Смело Слот Сломя Слом Слог Слитие Слип Слет Слепо Сиэтл Сито Сити Сипло Сип Сим Сило Сиг Сет Септ Сепия Сепиолит Семя Семо Семитология Семитолог Семит Семиология Псел Пояс Поэт Потяг Потом Поти Пот Пост Посол После Пос Помост Помол Помои Помог Помести Помело Полтом Пология Полог Политие Политес Полит Полисемия Полис Полет Полемист Пол Поем Погост Пляс Плот Плитя Плис Плие Плести Плес Племя Питие Пистия Пим Пилот Пиит Пиемия Пиелит Пие Петя Петля Песя Пест Песо Пес Пелит Отел Ося Остол Ост Осот Осмол Осло Осип Осетия Осгит Оптом Опт Оплот Оолит Омлет Омет Омег Оля Олимп Олим Олигемия Олег Мятие Мясо Мяло Мтс Мпс Мотя Мот Мост Мосол Мопс Моп Моос Могол Митя Мис Миот Миосепт Миопия Миология Миолог Мио Миля Мило Миелит Миг Метоп Метол Метис Метил Место Мести Мес Мелотипия Мелос Мелия Мелис Мел Мег Ляпис Ляп Лэп Лотос Лото Лот Лом Логотипия Логотип Логос Логия Логист Лог Листие Лист Лис Лимит Лиеп Лиго Летом Лето Леся Лесото Легист Итого Итог Итл Ипс Ипомея Иолит Иол Имя Импост Импетиго Илот Илим Иго Игил Еэс Гэс Гэл Гто Гот Гостия Гост Гос Гоплит Гомотипия Гомилия Голос Эмилия Эолит Эос Эпилог Голо Гол Гоист Гляс Глот Глия Глист Эпиология Глипт Эпистемология Эполет Эпос Эпс Эпсомит Эст Эстомп Этил Этимолог Глиепс Этимология Этиология Этолог Этология Ямс Гипсолит Гея Гест Геолотия Гем Гелиос Гелио Ясли Гелия Гемиопия Гет Гилея Гипосмия Гипс Япет Этос Гисто Гит Глет… смотреть
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
изучение методов познания, используемых наукой. Кант и вслед за ним Коген (Марбургская школа) положили начало современной эпистемологии и показали принципы и методы ньютоновой физики. Теория науки была дополнена Кассирером («Erkenntnisproblem», «Проблемы познания в философии и современной науке»), Брюнсвиком, который вывел формы математической мысли, в частности бесконечно творческий характер концептуальной мысли («Этапы математической философии), и Вюйеменом («Философия алгебры», 1962), который, опираясь на работы Кавайеса по аксиоматике и алгебраическому формализму, описывает историю различных методов математического анализа. Но крупнейшим французским эпистемологом остается Башляр — теоретик современной науки («Новый научный дух», 1934); он показал, что рациональная мысль, склонность к систематизации предшествуют соприкосновению с опытом, но что опыт всегда взрывает все наши рациональные систематизации: такова идея «Прикладного рационализма» (1949). Вообще, эпистемология позволяет нам выделить две фундаментальные формы познания: 1) сенсуалистическое знание — в том, что кдсается его происхождения, эмпирическое — по методу, реалистическое — по основанию; 2) соответственно рационалистическое, интеллектуалистическое и идеалистическое знание. Наконец, следует заметить, что сведение философии к эпистемологии было в конце XIX в. характерно для сциентизма (безусловная вера в то, что с помощью науки мы можем познать абсолют). Следовательно, эпистемология — это лишь рефлексия по поводу науки, в которой она пытается найти универсально приемлемый метод, который бы унифицировал и упростил все научные операции. … смотреть
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
изучение методов познания, используемых наукой. Кант и вслед за ним Коген (Марбургская школа) положили начало современной эпистемологии и показали принципы и методы ньютоновой физики. Теория науки была дополнена Кассирером («Erkenntnisproblem», «Проблемы познания в философии и современной науке»), Брюнсвиком, который вывел формы математической мысли, в частности бесконечно творческий характер концептуальной мысли («Этапы математической философии), и Вюйеменом («Философия алгебры», 1962), который, опираясь на работы Кавайеса по аксиоматике и алгебраическому формализму, описывает историю различных методов математического анализа. Но крупнейшим французским эпистемологом остается Башляр — теоретик современной науки («Новый научный дух», 1934); он показал, что рациональная мысль, склонность к систематизации предшествуют соприкосновению с опытом, но что опыт всегда взрывает все наши рациональные систематизации: такова идея «Прикладного рационализма» (1949). Вообще, эпистемология позволяет нам выделить две фундаментальные формы познания: 1) сенсуалистическое знание — в том, что кдсается его происхождения, эмпирическое — по методу, реалистическое — по основанию; 2) соответственно рационалистическое, интеллектуалистическое и идеалистическое знание. Наконец, следует заметить, что сведение философии к эпистемологии было в конце XIX в. характерно для сциентизма (безусловная вера в то, что с помощью науки мы можем познать абсолют). Следовательно, эпистемология — это лишь рефлексия по поводу науки, в которой она пытается найти универсально приемлемый метод, который бы унифицировал и упростил все научные операции…. смотреть
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
— принятый в англоязычных странах термин, употребляемый для обозначения теории познания или гносеологии. В последние десятилетия широко употребляется в отеч. философии науки. Э. — особый раздел философии, в к-ром исследуется знание как таковое, его строение, структура, преобразование и развитие. Базовые понятия Э.: субъект (знание, опыт) средства (метод) познания объект. Статус самост. дисциплины приобретает в неклассической науке (с конца XIX в.) в связи с осознанием активной (деятельностной) роли субъекта познания, к-рое понимается уже не как простая регистрация свойств объекта. В Э. предполагается, что результаты познания обусловлены не только свойствами объекта, но и применяемыми методами. Иными словами, полная картина познаваемой реальности должна включать в себя как методологию, так и особенности самого субъекта познания, его опыт, обусловленный культурой и историей, мировоззренческие, в т.ч. и ценностные, целевые установки. Т.о., отношение субъекта и объекта в Э. не ограничивается рамками чисто познавательных ситуаций, т.е. рассматривается шире, чем в гносеологии, а понятие «истинность» дополняется понятиями «полнота», «непротиворечивость», «понимание». В.И.Полищук … смотреть
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
epistemology), филос. теория познания. Общепризнано, что различие между мнением или убеждением, претендующим на подлинное знание, и простым выражением мнения состоит в том, что первое можно так или иначе подтвердить. Э. иногда связывают с изучением способов такого подтверждения. Скептики (скептицизм) считают, что оно, а след., и знание, невозможно. Традиционно противоборствующими теориями познания являются рационализм, согласно к-рому конечное обоснование нашей уверенности следует искать в разуме (априори), и эмпиризм, полагающийся на чувственный опыт. Т.о., традиц. предмет споров — природа обоснования знания. В последнее время, однако, акценты сместились с проблемы обоснования знания на проблему его структуры, т.е. характер соотношения наших истинных убеждений. Положение, согласно к-рому всякое знание должно иметь свое основание, было подвергнуто сомнению т.н. когерентной теорией познания, с т.зр. к-рой убеждение может быть обосновано в той мере, в какой оно согласуется с др. нашими убеждениями, т.е. когерентно им. … смотреть
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
1) Орфографическая запись слова: эпистемология2) Ударение в слове: эпистемол`огия3) Деление слова на слоги (перенос слова): эпистемология4) Фонетическа… смотреть
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
(от греч. episteme знание) раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания, отношения знания к реальности, вопросы обоснования и достоверности знания, условия его истинности, возможность и границы познания тех или иных областей сущего. В любом философском направлении есть своя Э. Однако далеко не во всех из них анализ познания играет заметную роль. В XX в. наибольший вклад в развитие Э. внесли неокантианство, феноменология, неореализм, неорационализм, критический рационализм, неопозитивизм и постпозитивизм, а также аналитическая философия в целом, поскольку эпистемологические проблемы занимают в ней центральное место…. смотреть
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
EPISTEMOLOGY) В философии это понятие используется достаточно определенным образом для обозначения теории познания, то есть теории о том, каким образом люди приобретают знание о внешнем мире. В социологии этот термин используется в менее строгом смысле и обозначает методы научной процедуры, ведущие к получению социологического знания: например, эпистемология социологов, основывающихся на реализме, отлична от эпистемологии тех, кто основывается на позитивизме. Лит.: Keat and Urry (1975) … смотреть
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
(др.-греч. έπίστήμη знание, умение). Гносеология, теория познания; Э. текста – теория познания содержания текста, его концептуальной сущности. Одна из … смотреть
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
Ударение в слове: эпистемол`огияУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: эпистемол`огия
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
— философская наука о знании. (Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. — М., 2005. С. 169)
Синонимы:
гносеология, иллюзия, философия
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
отгреч. epist?m? — знание) — то же, что теория познания; гносеология -раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности…. смотреть
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
(1 ж), Р., Д., Пр. эпистемоло/гииСинонимы:
гносеология, иллюзия, философия
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
(греч. epistemologia – учение о познании) – раздел философии, изучающий происхождение, природу, характер, методы получения, применение и пределы человеческого знания. Синонимы: Гносеология, Теория познания…. смотреть
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
(от греч. episteme — знание и logos — учение) — теория познания.
Начала современного естествознания. Тезаурус. — Ростов-на-Дону.В.Н. Савченко, В.П. Смагин.2006.
Синонимы:
гносеология, иллюзия, философия… смотреть
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
ж.(теория познания) epistemology- генетическая эпистемология
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
нлп Теория познания; как мы получаем знания.Синонимы:
гносеология, иллюзия, философия
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
эпистемоло́гия, -и [тэ]Синонимы:
гносеология, иллюзия, философия
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
эпистемол’огия, -иСинонимы:
гносеология, иллюзия, философия
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
от греч. ???????? – знание и ????? – слово, учение) – термин, употребляемый в странах англ. и франц. языка для обозначения теории познания.
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
эпистемологияСинонимы:
гносеология, иллюзия, философия
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
от греч. episteme — знание и logos — учение) — теория познания. Эпистемологический — теоретико-познавательный.
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
. см. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ.
Antinazi.Энциклопедия социологии,2009
Синонимы:
гносеология, иллюзия, философия
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
(Epistemology). Изучение того, как мы узнаем то, что становится нашими знаниями. НЛП как эпистемология.
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
(от греч. episteme знание и logos учение) теория познания. Эпистемологический теоретико-познавательный.
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
Начальная форма — Эпистемология, единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
теория познания; синоним гносеологии. Чаще употребляется как теория не любого, а научного знания.
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
Отрасль философии, которая изучает происхождение, характер, методы и пределы человеческого знания.
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (от греч . episteme — знание и …логия), то же, что теория познания.
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
ж.
epistemologia
Итальяно-русский словарь.2003.
Синонимы:
гносеология, иллюзия, философия
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (от греческого episteme — знание и…логия), то же, что теория познания.
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
эпистемология [гр. epistemologia] — в буржуазной философии — теория познания.
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
(от греч. знание и слово, учение), термин, употребляемый для обозначения теории познания.
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (от греч. episteme — знание и …логия) — то же, что теория познания.
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
(от греческого episteme — знание и …логия), то же, что теория познания.
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
— (от греч. episteme — знание и …логия) — то же, что теорияпознания.
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
(от греч. episteme – знание, logos — учение) – теория познания.
Гносеоло́гия (от др.-греч. γνῶσις — «познание», «знание» и λόγος — «слово», «речь») — философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания.
Тенденция к разграничению этих двух понятий характерна для неклассической (современной) философии, и при таком подходе:Гносеология — изучает отношение «субъект–объект»
Эпистемология — изучает отношение «объект–знание».
Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
эпистемология
Толковый словарь
ж.
Раздел философии, изучающий источники, формы и методы научного познания, условия его истинности, способности человека познавать действительность; теория познания, гносеология.
Словарь существительных
ЭПИСТЕМОЛО́ГИЯ, -и, ж То же, что гносеология.
Обоснование утверждений знания в естественных науках, социальных науках и праве — вот что должно делаться в качестве реальной работы в эпистемологии (Журн.).
Энциклопедический словарь
ЭПИСТЕМОЛО́ГИЯ -и; ж. [греч. epistēmē — знание и logos — учение]. Раздел философии, изучающий сущность познания и критерии его истинности.
* * *
эпистемоло́гия (от греч. epistēmē — знание и …логия), то же, что теория познания.
* * *
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — ЭПИСТЕМОЛО́ГИЯ (от греч. episteme — знание и логос — слово, учение), то же, что теория познания (см. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ).
Большой энциклопедический словарь
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (от греч. episteme — знание и …логия) — то же, что теория познания.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Практический толковый словарь
нлп Теория познания; как мы получаем знания.
Словарь народов и культуры
Эпистемология
(epistemology), филос. теория познания. Общепризнано, что различие между мнением или убеждением, претендующим на подлинное знание, и простым выражением мнения состоит в том, что первое можно так или иначе подтвердить. Э. иногда связывают с изучением способов такого подтверждения. Скептики (скептицизм) считают, что оно, а след., и знание, невозможно. Традиционно противоборствующими теориями познания являются рационализм, согласно к-рому конечное обоснование нашей уверенности следует искать в разуме (априори), и эмпиризм, полагающийся на чувственный опыт. Т.о., традиц. предмет споров — природа обоснования знания. В последнее время, однако, акценты сместились с проблемы обоснования знания на проблему его структуры, т.е. характер соотношения наших истинных убеждений. Положение, согласно к-рому всякое знание должно иметь свое основание, было подвергнуто сомнению т.н. когерентной теорией познания, с т.зр. к-рой убеждение может быть обосновано в той мере, в какой оно согласуется с др. нашими убеждениями, т.е. когерентно им.
Орфографический словарь
Словарь ударений
Синонимы к слову эпистемология
сущ., кол-во синонимов: 3
Лингвистические термины
эпистемология (др.-греч. έπίστήμη знание, умение). Гносеология, теория познания; Э. текста — теория познания содержания текста, его концептуальной сущности. Одна из когнитивных наук, нацеленная на исследование природы познания, путей развития самой науки; современная эпистемология изучает знание как процесс, освещает и трансформирует знания.
Словарь иностранных слов
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ [гр. epistemologia — наука о знаниях] — филос. ГНОСЕОЛОГИЯ, теория познания, занимающаяся возможностями, границами и объемом человеческого познания, а также его истинностью.
Сканворды для слова эпистемология
— То же, что теория познания.
Полезные сервисы
Эпистемология — это философское понятие, исследующее само знание, строение, функционирование и развитие знания. То есть, другими словами — это теория познания. Синонимом эпистемологии является гносеология, означающая то же самое.
В неклассической философии существует тенденция различать гносеологию и эпистемологию. Отличия этих двух по своей сути идентичных наук базируются на принципах того, что гносеология основывается на связи субъекта и объекта, в то время как её двойник — на связи объекта и знания.
- Особенности эпистемологии
- Особенности классицизма
- Особенности не классицизма
- Эпистемология, как предмет изучения в философии
- Эпистемология с точки зрения простого человека
Исследуемые эпистемологические вопросы делают ставку на то:
- как устроено знание;
- каким будет объект и механизм реализации знаний объекта на практике;
- какие могут быть виды знаний;
- развитие знаний и определение всеобщих законов жизни.
Объект в этой концепции рассматривается как элемент в структуре знаний и материальная действительность — реальность. Гносеологический субъект не учитывается, учитываются объективные структуры знания.
Аристотель впервые задался целью снять все накопившиеся до него проблемы в теории познания. Он попробовал ввести общие принципы для того, чтобы организовать знания. В будущем его работы помогли систематизировать организацию знаний. В качестве примера работа Евклида «Начала» является обобщённым продуктом геометрических знаний. Это также и реализованная нормативная эпистемологическая концепция Платона и Аристотеля. Средневековая эпистемология базировалась на постулатах Аристотеля и поэтому две её составляющие: критика и исследование, были скованы привязанностью к античной модели познания.
Особенности эпистемологии
Смотря на то, какие проблемы принимаются во внимание при исследовании, эпистемологии делится на классическую и неклассическую (классицизм и не классицизм). Каждая из них имеет свои особенности.
Особенности классицизма
Классическая эпистемология включает в себя такие из них:
- Критицизм. Рассматривает всю систему развития знаний, с точки зрения критики. Проблема рассматривается из соотношения реальности с иллюзией и проводит различие между мнением и знанием. Ещё Платон пришёл к мысли, что информация должна соответствовать реальному положению дел и обыденности. В 17 веке такая же самая проблема возникла в философии Западной Европы. Ситуация получила название «эпистемологический поворот». Философы активно обсуждали вопрос, что может считаться обоснованием знания, критикуя сложившуюся систему знаний.
- Фундаментализм и нормативизм считают ключевым моментом понятие нормы и соответствие ей. Обязательно должно присутствовать проведённое различие между существующим фактически и тем что должно существовать. Возникает необходимость в обнаружении фундамента всех знаний, который бы не подвергался сомнениям. Так, к критической функции добавили культурную для легитимности некоторых видов знаний. Базовой моделью в европейской философии посчитали знание, строящееся на эксперименте (опыте), где опыт должен проводиться в специальных условиях, а объект должен быть смоделирован математически. В настоящее время концепция разделяется на два направления: эмпиризм и рационализм. Эпистемология по отношению к норме делится тоже по направлениям: психологистическое и Антипсихологистическое. И норма, по мнению психологов, обосновывая знание, содержится в эмпирических фактах сознания.
- Субъектоцентризм — это факт существования субъекта познания, когда всё остальное может быть подвергнуто сомнению. Подразумевается, что знание вне сознания опосредовано. Можно ли в таком случае познавать окружающий мир и сознание других субъектов? Решение этой эпистемологической проблемы вызвало у исследователей трудности. Особо тяжело пришлось сторонникам материализма и реализма. Решить проблему предполагалось признанием реальности сознания субъекта и рассматривая мир как совокупность ощущений или порождение разума.
- Наукоцентризм. Высшей формой знаний философии Нового времени является непосредственно знание и рассматривается классической эпистемологией как высшая форма любого знания. Наукоцентризм исходит из научного подхода к проблеме и признаёт существование неких предметов и явлений.
Особенности не классицизма
Неклассическая эпистемология появилась в конце прошлого века и очень сильно отличается от классической. Изменения, происходящие в науке, философии, культуре заставляют по-новому осмыслить понимание теорию познания и по-новому отнестись к другим наукам. Поэтому неклассическая эпистемология охарактеризовала себя следующими особенностями:
- Посткритицизм, который опирается на опорную точку как основу для критики. Эта точка никем не опровергается, а если и существует недоверие, то оно заменяется своей противоположностью — конечный результат деятельности не может не вызывать доверия. Идея посткритицизма не отменяет философский критицизм, но считает что никакое познание не может начинаться с нуля. Познавательные традиции, считавшиеся неактуальными, могут приобрести новый смысл при смене контекста.
- Антифундаментализм (отказ от фундаментализма) — новая концепция с альтернативным взглядом на основные вопросы философии. Всё чаще исследователи приходят к выводу, что невозможно установить жёсткие требования с нормативами и предписаниями, поскольку все нормы в процессе человеческого познания подвергаются разнообразным изменениям. Отказ от фундаментализма подразумевает изучение связей между субъектами познания, связанных общей культурой и историей. Возможна и коллективность получения информации.
- Анти субъектоцентризм (Отказ от субъектоцентризма) — это причины и процесс формирования знаний субъекта, где субъект оказывается внутри реального мира и, связан системой взаимоотношений с другими людьми. Философ Л. Выготский говорит о внутреннем мире сознания при взаимодействии субъектов. Последователи предложили применить способ постигать познания через коммуникацию.
- Анти наукоцентризм (Отказ от наукоцентризма). Анти наукоцентризм не может заменить собой всё остальное, потому что наука — это не единственный метод в познании. Альтернативу наукоцентризма ещё предстоит изучить и исследовать. Однако научное знание взаимодействует с другими информационными формами и должна с ними считаться. Важнейший момент теории познания — это разработка научного подхода для её исследования. Эпистемологии в отказе от наукоцентризма ещё предстоит провести исследования, чтобы развивались теоретические представления об эмпирическом материале.
Эпистемология, как предмет изучения в философии
В философии представлено множество различных концепций, предлагающих свою теорию развития науки и сознания. Эпистемологический принцип сознания внедрился в философскую мысль давно, но в полную меру заявил о себе лишь в середине 20 века. Как и любой предмет философии эпистемологическая наука имеет собственные интересы и объекты исследований. Все основополагающие составные части мира — это предмет интереса теории познания. Постоянное взаимодействие с философией позволяет двум наукам дополнять друг друга. Казалось бы, забытая на какое-то время философия, ныне достигла больших высот благодаря эпистемологии.
Эпистемологическая наука в философии лишь часть общих знаний. Она не может существовать отдельно от других философских значений. Специфичность такой науки в предмете изучения объекта на основе развития знания. Общечеловеческий подход эпистемологии к знаниям, философия рассматривает как связь между знанием и языком. Исследователь Карл Р. Поппер, изучая эпистемологический подход в философии, первым обратил внимание на связь языка и знания. Карл Р. Поппер привязал свои исследования к эволюционной теории Ч. Дарвина. Суть проблемы обозначена в отношении к возникновению и развитию языка, а также в его роли по влиянию на человеческое сознание. Так возникло ответвление в науке, названное как эволюционная эпистемология.
Есть ещё и такой раздел в философии, как связь с биологией. В связи с этим выделяется генетическая эпистемология, базирующаяся на психологии. В этой ветви науки знание представляется в виде совокупности механизмов, движимых при помощи реакций и раздражителей. Авторы попытались объединить точные науки данные с экспериментальными исследованиями онтогенетики.
Социальная эпистемология стала ответственной за отношения индивидуумов общества. Предмет интереса в этой научной ветви представляет коллективное знание. В жизни это выглядит как социологические исследования и наблюдения за группами (религиозными, политическими, научными). Проблема такого рода в философии как раз и базируется на таких принципах.
Эти виды эпистемологических связей в философии требуют своего особого выделения также как классические и неклассические особенности.
Эпистемология с точки зрения простого человека
Философия — сложная наука и разобраться в ней подчас трудно даже профессионалам. Тем более это трудно сделать когда исследуемая часть науки претерпевает изменения на протяжении всего своего существования. Как разобраться, например, в эпистемологической философии, если наука тем более нова для многих.
Дело в том, что все процессы нашей действительности основаны на многочисленных экспериментах, действиях, явлениях. Ещё в школе мы учимся проводить эксперименты, в высших учебных заведениях делаем лабораторные работы. Именно поэтому прогресс во всех современных достижениях человечества обязан такой ценной для нас науке как эпистемология.
Механизмы научных знаний важны для философии, так благодаря этим механизмам человечество движется вперёд. Круг интересов эпистемологии постоянно расширяется и лабораторные исследования становятся больше и больше нам понятны. А расширение круга интересов ведёт к тому, что этот процесс становится интересным философии. И, таким образом, происходит познание окружающего мира.