Развитие
—
это
изменение от простого к сложному, от
низшего к
высшему
в результате накопления количественных
изменений, приводящих
к качественным преобразованиям.
Физическое и психическое развитие
человека
совершается по общим законам. Одним из
распространенных способов
описания развития является теория
стадий.
Стадия
—
период,
выделяемый в длительно протекающем
процессе, характеризующийся внутренней
связностью, может быть выделен из других
периодов.
Различают ряд стадий в индивидуальном
развитии человека, закономерно следующих
друг за другом: младенческий
возраст, ранний детский
возраст
(преддошкольный), дошкольный возраст,
младший школьный
возраст,
подростковый возраст, юношеский возраст,
зрелость.
На
каждой стадии происходит постепенное
накопление количественных и
качественных изменений, ведущих к
значительному, качественному
преобразованию — переходу на новую
ступень развития, являющуюся
не внешней надстройкой над предшествующей
ступенью, а внутренней
ее переработкой.
37
Каждый
возраст характеризуется особыми
специфическими потребностями и
проблемами. Так, в раннем
детстве необходимо
учитывать особенности развития
движений, способствовать формированию
культурно-бытовых навыков и стимулировать
речь. В младшем
дошкольном
возрасте необходимо
уделить внимание развитию тонкой
моторики, знакомить ребенка со всеми
сенсорными эталонами, учить сюжетно-ролевой
игре, активизировать словарь ребенка.
Старший
дошкольный возраст
сензитивен
для развития эстетических категорий
и систематического обучения. В этом
возрасте происходит активное развитие
речи, формируются стереотипы социальных
отношений, усваиваются образцы
адаптивного поведения. У младших
школьников главная
проблема — трудности
обучения и обусловленные ими дидактогении,
формирование комплекса
тревожности. Проблемы идентификации,
актуализации и реализации,
ценности и мотивации характерны для
подросткового
и юношеского возраста. Переход
от одного возрастного периода к другому
происходит
спонтанно и может сопровождаться
кризисами.
Кризис
—
противоречивое
состояние, когда происходят значимые
качественные изменения личности. К
кризисам относят особые, относительно
непродолжительные по времени (до года)
периоды онтогенеза, характеризующиеся
резкими психологическими изменениями.
В
детском возрасте выделяют «кризис
новорожденности», «кризис первого года
жизни», «кризис трех лет», «кризис 6-7
лет», «подростковый кризис». К
настоящему времени кризис рассматривается
и как желательное, конструктивное
явление. Если человек находится в
неразрешимой с его точки
зрения ситуации, то кризис предоставляет
ему возможность расширить поле
зрения, становясь как бы универсальным
сензитивным периодом.
Сензитивный
период —
период
оптимальных возможностей для развития
какой-либо стороны психической
деятельности (восприятия, памяти и
др.), обучения и воспитания. Термин был
впервые применен итальянским
педагогом М. Монтессори. Она выясняла,
по отношению к каким
воздействиям дошкольный возраст
является сензитивным, т.е. чувствительным
для оптимальных сроков обучения и
развития. Сензитивный возраст
предполагает известную степень зрелости
и определенные психологические
предпосылки для наиболее успешного
обучения и развития. Слишком
раннее обучение не дает педагогического
эффекта, а слишком позднее
обучение не играет той роли в развитии,
которую оно играет тогда, когда
происходит в оптимальные сроки (Л.С.
Выготский). Ряд исследований
убеждает, что для коррекции речевого
развития в большинстве случаев ранний
и дошкольный возрасты являются наиболее
сензитивными.
Психическое
развитие —
закономерное
изменение психических процессов во
времени, выраженное в количественных,
качественных и структурных
преобразованиях. Особенностями развития
психики являются необратимость
изменений, их направленность, закономерный
характер.
По
мнению А.Р. Лурия, можно выделить пять
основных условий
или
факторов нормального
психического развития:
-
сохранность
структур и функций ЦНС; -
сохранность
анализаторных систем; -
сохранность
речевых систем; -
физическое
здоровье; -
адекватное
возрасту воспитание и обучение.Многообразные
нарушения любого из приведенных
факторов способ-
ны
приводить к появлению множества
вариантов отклоняющегося развития.
Нарушения
психического развития. Любое
более или менее дли-тельное
патологическое
воздействие на незрелый мозг может
привести к отклонению
психического развития. Его проявления
будут различны в за-висимости
от этиологии, локализации, степени
распространенности, выра-женности
поражения, времени возникновения и
длительности воздействия, социальных
условий. Эти факторы определяют и
основную модальность психического
дизонтогенеза, обусловленную тем,
страдают ли первично зрение,
слух, моторика, интеллект,
потребностно-эмоциональная сфера,
Дизонтогенез
(от
греч. dis
— расстройство,
ontos
— сущее,
genesis
— происхождение,
развитие) — нарушение индивидуального
развития орга-низма. Впервые термин
«дизонтогения»
использовал
Швальбе в 1927 г. для обозначения отклонения
внутриутробного формирования структур
организма
от нормального развития. Позже этот
термин стали употреблять более
широко, понимая под ним различные формы
нарушений онтогенеза, в том числе и
постнатальный (после рождения). Синонимом
термина «дизонтогенез»
является
понятие «нарушенное
развитие».
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Сравнительный анализ понятий «дизонтогенез, нарушение развития, расстройство развития»
Авторы
-
Наталья Николаевна Шельшакова
Петрозаводский государственный университет
DOI:
https://doi.org/10.25726/v3757-4465-6863-a
Ключевые слова:
дизонтогенез, нарушение развития, расстройство развития, факторы нарушения
Аннотация
В статье проводится анализ понятий «дизонтогенез», «нарушение развития», «расстройство развития», описываются факторы нарушений. Проведен анализ научных источников, описывающих данные виды отклонений в развитии. Сделан акцент на необходимости понимания индивидуальных норм развития ребенка. Описываются результаты деятельности междисциплинарной работы специалистов. В научной литературе нет четкого разграничения в определении понятий дигонтогенез, расстройство развития, нарушение развития, эти понятия дополняют друг друга и тесным образом переплетаются при описании различных нарушений, однако эти термины имеют существенные отличия и не являются синонимами. Часто среди ученых мы слышим расхожую фразу «в настоящее время растет число детей с различными отклонениями в развитии». Однако, при этом сложно дать определение понятию «отклонение развития», так как термин «развитие предполагает установление качественных и количественных изменений психики в необозначенный промежуток времени».
Библиографические ссылки
Аксенова Л.И. Специальная педагогика; под ред. Н.М. Назаровой. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 400с.
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1985.
Классификация болезней в психиатрии и наркологии. Пособие для врачей (Класс V МКБ10) / под ред. М.М. Милевского. М.: Издательство «Триада-Х». 2009. 184с.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 144с.
Скворцов И.А. Пато- и нейропсихологический мониторинг при нарушениях психоневрологического развития с использованием тестовых и компьютерных программ // Медицинская техника. 2000. №3. С. 12-15.
Synov VM. Correctional psychopedagogy. Oligophrenic pedagogy. Kyiv: NPU imeni M.P. Drahomanova; 2009.
Desai G, Chaturvedi SK. Daiyt li diagnosticheskie kriterii psihosomaticheskih issledovanii diagnosticu somaticheskih simptomov s medecinskoi tochki zrenia. Psychother Psychosom. 2016;85:121-122. https://doi.org/10.1159/00041063 PMid:26807856.
Fizeshi O. Historical-System Model of the Development of Primary School in Transcarpathia at the Tum of ХІХ-ХХ Centuries. Science and education. 2017;12:15-23.
Slepovich ES. Forming speech in preschool children with a delay in mental development. Minks: Nar. Asveta; 1989.
Sokolova EV. Psychology of children with delayed mental development. Moscow: TC Sfera; 2009.
Wendt J, Hamm A, Pane-Farre C. Pretreatment Cardiac Vagal Tone Predicts Dropout from and Residual Symptoms after Exposure Therapy in Patients with Panic Disorder and Agoraphobia. Psychotherapy and Psychosomatics. 2018;87:187-9. https://doi.org/10.1159/000487599.
Viskovatova TP. Game method in correction of cognition in children with STP in conditions of sanatorium and spa treatment. ONU Journal. 2010;10:32-147.
Elkelboom EM, Tak LM, Roest AM, Rosmalen JG. A systematic review and meta – analysis of the percentage of revised diagnoses in functional somatic symptoms. Journal of Psychosomatic Research; 2016;88:60-7. https://doi.org/10.1116/50022-3999(16)30364-6.
Parsons T. The Social System. New York: The Free Press; 2015.
Savenkova II. Chronopsychological prognosing of disorder experience in psychosomatic patients. Kyiv: KU imeni B.Hrinchenka; 2013.
Как цитировать
1.
Шельшакова НН. Сравнительный анализ понятий «дизонтогенез, нарушение развития, расстройство развития». УО [Интернет]. 15 август 2021 г. [цитируется по 5 май 2023 г.];11(5):19-24. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/154
Некоторые родители неправильно понимают состояние своего ребенка из-за неточной постановки диагноза. К примеру, при расстройстве аутистического спектра часто специалисты пишут «Задержка психического развития», хотя по своей сути РАС нельзя отнести к классической задержке. И это существенно усложняет понимание механизма нарушения, коррекцию его состояния, а также дальнейший прогноз.
Нормальное психическое развитие ребенка представляет собой сложный процесс, в основе которого лежит генетическая и видовая программа, которые реализуются в условиях смены средовых факторов. Есть такое понятие, как «онтогенез», которое означает постепенное изменение организма от менее к более совершенному по функционированию и состоянию. Дизонтогенезом, в широком смысле, называется индивидуальное развитие, которое в какой-либо форме отклоняется от общепринятой нормы.
Психический дизонтогенез – это нарушение психического развития (его составляющих или в целом) ребенка, которое вызвано расстройствами процессов созревания психических функций.
Классификация психического дизонтогенеза формировалась постепенно. Л. Каннером была предложена классификация, которая основывалась на двух типах дизонтогенеза – недоразвитие и искаженное развитие.
Сейчас же используется классификация, предложенная В.В. Лебединским (созданная на основе предыдущих классификаций):
- Общее психическое недоразвитие. Это стойкая задержка психического развития при наиболее раннем времени поражения мозга, что обуславливает тотальность и первичность недоразвития мозговых систем. Речь, интеллект и другие высшие психические функции более нарушены, чем базовые (моторика, память и т.д.). Данный вид патологии соответствует медицинскому диагнозу «Умственная отсталость». Отмечают 4 степени умственной отсталости у детей: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая. Дети с легкой степенью достаточно успешно адаптируются в социуме, но только в том случае, если было проведено специальное обучение и воспитание в рамках вспомогательной школы.
- Задержанное психическое развитие. Это тоже отставание от общепринятой нормы психического созревания, но в этом случае незрелость высших психических функций частична, поэтому прогноз в целом более благоприятный. Разрыв между биологическим возрастом ребенка и уровнем его фактического умственного развития составляет не более двух лет. Для ЗПР характерны недостаток общего запаса знаний, незрелое мышление, ограниченность представлений, низкий познавательный интерес (преобладание игровых интересов), а также быстрая истощаемость в плане интеллектуальной деятельности. Возможно обучение детей с ЗПР по программе общеобразовательной школы, но в большинстве случаев они обучаются по коррекционным программам.
- Поврежденное психическое развитие. Для этой формы характерно изначально правильное развитие малыша (до 2-4 лет) до момента травмирующего фактора: перенесенная инфекция, травма головного мозга и т.д. В неврологическом статусе часто отмечаются судорожные припадки, парезы и параличи. Кроме того, у детей могут наблюдаться нарушения памяти, внимания, речи, моторики и т.д.
- Дефицитарное психическое развитие. Связано с первичной недостаточностью какой-либо системы организма: слух, зрение, опорно-двигательный аппарат. В связи с этим вторично происходит изменение процесса созревания эмоционально-волевых, познавательных, а также личностных функций и свойств психики.
- Искаженное психическое развитие. Это сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития «в одном флаконе». Оно характерно для процессуального психического заболевания и раннего детского аутизма.
- Дисгармоничное психическое развитие. В этом случае речь идет о врожденной или рано приобретенной диспропорциональности психики (преимущественно в эмоционально-волевой сфере). Происходит патологическое формирование личности, что часто имеет под собой наследственную природу.
В психиатрии выделены основные типы психического дизонтогенеза – это регрессия, распад, ретардация и асинхрония. Ниже представлена характеристика видов и параметров дизонтогенеза.
Регрессия – это регресс, т.е. возврат функций на более ранний период развития. Регрессия может носить временный или стойкий характер. К примеру, к временной потере навыков ходьбы и опрятности может привести обычное соматическое заболевание, перенесенное в первые годы жизни. Проявлением стойкого регресса может быть возвращение к автономной речи, что вызвано потерей необходимости в общении, что характерно для расстройства аутистического спектра.
Для распада характерен не возврат функций на более ранний период развития, а их выпадение или грубая дезорганизация.
Ретардация – это приостановка или запаздывание психического развития. Ретардация бывает тотальной и парциальной. Для парциальной ретардации характерно запаздывание или приостановка развития свойств личности и отдельных психических функций.
Асинхрония – это дисгармоничное и диспропорциональное психическое развитие. В этом случае имеется в виду, что одни психические функции развиваются в ускоренном темпе, тогда как другие функции развиваются со значительным отставанием от нормы.
Ранний дизонтогенез может быть вызван различными причинами. К нарушениям могут привести как биологические, так и социальные факторы (или их совокупность).
К биологическим факторам относятся:
- Нарушение развития головного мозга, что вызвано генной мутацией, хромосомными аберрациями и т.д.
- Патологическое течение беременности (перенесенная краснуха, тяжелые токсикозы, а также другие инфекции и интоксикации, в том числе связанные с приемом определенных медикаментов).
- Травмы при родах, конфликт резус-фактора, внутриутробная асфиксия.
- Инфекционные заболевания и травмы (в постнатальный период).
Социальные факторы:
- Неблагоприятные условия воспитания в семье.
- Депривация (культурная и эмоциональная).
- Внешние факторы среды, вызывающие стресс у ребенка.
- Прочие средовые факторы (питание, экология и т.д.).
К моменту появления двигательных нарушений и их клинических особенностей, было выделено несколько симптомов, характерных для детей раннего возраста:
- Нетипичные позы и движения при засыпании или во время сна («сон на корточках», поза «эмбриона»). Стереотипные ползания по кровати, раскачивания. Сосание пальцев, а также другие стереотипные движения. Данная симптоматика проявляется в возрасте до двух лет.
- Неусидчивость, психомоторное беспокойство, постоянная смена поз. Различные проявления, которые напоминают кататоноподобные расстройства при синдроме Каннера и шизофрении. Симптоматика проявляется в возрасте от 2 до 3,5 лет.
- Оформленные навязчивые действия (в некоторых случаях – действия, приближающиеся к «целостным поведенческим ритуальным актам»).
Вопросы профилактики и коррекции психического дизонтогенеза широко обсуждаются в отечественной и зарубежной психиатрии.
Профилактика в большей степени основывается на устранении основных факторов риска возникновения данной патологии. Это:
- улучшение внутриутробного развития плода, устранение негативных факторов, которые могут повлиять на ЦНС ребенка;
- совершенствование медико-социальных и лечебно-профилактических мероприятий, которые проводятся во время беременности, родовой деятельности и в послеродовой период;
- профилактика детского травматизма;
- раннее выявление и лечение различных интоксикаций и инфекционных заболеваний.
Психический дизонтогенез относится к психическим расстройствам, поэтому в терапии используются ноотропные препараты и нейропсихокоррекция.
Ноотропы благоприятно воздействуют на высшие интегративные функции головного мозга. Точный перечень препаратов определяет врач, в соответствии с клинической картиной патологии.
Нужно отметить, что использование ноотропов для лечения психических нарушений у детей является крайне распространенной практикой. Связано это с тем, что эти препараты практически не имеют противопоказаний, они эффективны, не оказывают токсического действия на организм, а также могут сочетаться с препаратами других фармакологических групп.
Нейропсихокоррекция включает два основных направления.
Первое – это когнитивные методы, направленные на устранение сложностей усвоения школьных знаний, а также на формирование ВПФ.
Второе – методы двигательной коррекции. Основная цель – снятие телесных напряжений, восстановление контакта с собственным телом и т.д.