Синонимом термина «ядерные организмы» является термин: 1) эукариоты 2) прокариоты 3)автотрофы 4) гетеротрофы
Какой функции не выполняют в организме жиры: 1) строительной 2) энергетической 3) терморегуляционной 4) транспортной
Белок в клетке синтезируется: 1) на рибосомах 2) в ядре 3) в лизосомах 4) на гладкой ЭПС
Система организма человека,отвечающая за гуморальную регуляцию функций организма,называется: 1)автономной 2) вегетативной 3)эндокринной 4) центральной
Специальность ученого,занимающегося проблемами профилактики заболеваний:1)анатом 2) физиолог 3)генетик 4)гигиенист
Тест на тему «Учение о клетке» 9 класс
На выполнение работы дается 40 минут. Использование дополнительной литературы, интернета и учебников не разрешается.
Часть А
Синонимом термина «ядерные организмы» является термин …
А) одноклеточные |
В) прокариоты |
Б) эукариоты |
Г) простейшие |
Важнейшим свойством плазматической мембраны является ее …
А) химическая непостоянность |
В) избирательная проницаемость |
Б) способность к денатурации |
Г) непроницаемость |
К неорганическим веществам клетки относят …
А) хлорид натрия |
Б) витамин Д |
В) крахмал |
Г) антитела |
Активной частью гормона тироксина, синтезируемого клетками щитовидной железы, является…
А) железо |
Б) йод |
В) магний |
Г) фтор |
Основной функцией углеводов в клетке в сравнении с белками является …
А) каталитическая |
В) защитная |
Б) энергетическая |
Г) строительная |
Защитная функция белков проявляется в том, что они …
А) подвергаются денатурации |
В) участвуют в построении клетки |
Б) способны к сокращению |
Г) являются антителами |
В 1855 г. немецкий врач Р. Вихров сказал: «Каждая клетка происходит из клетки». Какой процесс из приведенных ниже подтверждает это высказывание?
А) интерфаза |
Б) трансляция |
В) митоз |
Г) фотосинтез |
Наследственный аппарат клетки расположен в …
А) ядре |
Б) рибосоме |
В) вакуоли |
Г) аппарате Гольджи |
Какой органоид клетки имеет немембранное строение?
А) эндоплазматическая сеть |
В) клеточный центр |
Б) митохондрия |
Г) вакуоль |
Что из перечисленного происходит в процессе энергетического обмена в клетке?
А) образование и-РНК |
В) обеспечение клеток белками |
Б) синтез углеводов |
Г) запасание энергии в молекулах АТФ |
При фотосинтезе лучистая энергия света запасается в молекуле
А) воды |
Б) хлорофилла |
В) АТФ |
Г) НАДФ |
У животных в процессе ассимиляции происходит
А) расщепление биополимеров |
В) синтез молекул АТФ |
Б) распад молекул АТФ |
Г) денатурация белков |
Сколько молекул АТФ образуется в результате превращения одной молекулы глюкозы в две молекулы пировиноградной кислоты?
Прокариотичекие организмы встречаются в группе
А) вирусов |
В) многоклеточных |
Б) одноклеточных |
Г) колониальных |
Наследственный аппарат вирусов представлен молекул
А) РНК |
Б) АТФ |
В) белка |
Г) липида |
Сходство строения клеток гетеротрофных и автотрофных организмов состоит в наличии у них
А) рибосом |
В) вакуолей с клеточным соком |
Б) пластид |
Г) оболочки из целлюлозы |
Растения относятся по типу питания к организмам
А) автотрофам |
В) миксотрофам |
Б) гетеротрофам |
Г) хемотрофам |
Процессы жизнедеятельности всех многоклеточных организмов протекающих в клетке, поэтому ее рассматривают как единицу
А) строения |
В) функционирования |
Б) размножения |
Г) обмена веществ |
Наружной оболочкой у вирусов служит слой
А) липидов |
В) углеводов |
Б) белков |
Г) нуклеиновых кислот |
Часть В
Что из перечисленного входит в состав нуклеотидов молекулы РНК? Выберите 3 правильных ответа.
А) азотистое основание тимин |
В) фосфорная кислота |
Д) азотистое основание урацил |
Б) углевод рибоза |
Г) аминокислота глутамин |
Е) углевод дезоксирибоза |
Рибосомы в клетке расположены в (выберите 3 правильных ответа)
А) лизосомах |
В) митохондриях |
Д) хлоропластах |
Б) центриолях |
Г) ядрышке |
Е) цитоплазме |
Установите соответствие между характеристикой обмена веществ и превращения энергии и процессами
ХАРАКТЕРИСТИКА
А)протекает в хлоропластах
Б) протекает в митохондриях
В) выделяется энергия, запасающаяся в молекулах АТФ
Г) затрачивается энергия, запасенная в молекулах АТФ
Д) образуются высокомолекулярные органические вещества
Е) образуются низкомолекулярные органические и неорганические вещества
ПРОЦЕССЫ
Ассимиляция
Диссимиляция
Установите последовательность энергетического обмена
А) окисление пировиноградной кислоты – биологическое окисление
Б) образование 36 молекул АТФ
В) расщепление сложных углеводов до глюкозы
Г) образование 2 молекул АТФ
Д) выделение углекислого газа и воды
Е) окисление моносахаров до пировиноградной кислоты – гликолиз
Вставьте в текст «Строение и функционирование клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя их порядковые номера.
Строение и функционирование клетки
Клетка – элементарная единица строения и жизнедеятельности всех живых организмов, кроме ___ (А), о которых нередко говорят как о неклеточных формах жизни. Растительная клетка снаружи покрыта ___ (Б). Среди органоидов в цитоплазме можно наблюдать немембранные, ___ (В), двумембранные. Пищеварительную функцию в клетке выполняют ___ (Г).
Перечень терминов
Бактерии |
Вирусы |
Включения |
Одномембранные |
Плазматическая мембрана |
Клеточная оболочка |
Клеточный центр |
Лизосомы |
Бланк ответов
ФИО:
Класс:
Часть А
А1 |
|
А2 |
|
А3 |
|
А4 |
|
А5 |
|
А6 |
|
А7 |
|
А8 |
|
А9 |
|
А10 |
|
А11 |
|
А12 |
|
А13 |
|
А14 |
|
А15 |
|
А16 |
|
А17 |
|
А18 |
|
А19 |
Часть В
Ключи к тесту
Часть А |
Часть В |
1. б 2. в 3. а 4. б 5. б 6. г 7. в 8. а 9. в 10. г 11. в 12. в 13. г 14. б 15. а 16. а 17. а 18. а 19. б |
1. бвд 2. вде 3. 122112 4. вегабд 5. 2648 |
Спецификация
№ |
Проверяемые элементы содержания |
Проверяемые умения |
А1 |
Эукариоты и прокариоты |
Умение проводить выбор одного ответа из четырех предложенных вариантов |
А2 |
Органоиды клетки |
Умение проводить выбор одного ответа из четырех предложенных вариантов |
А3 |
Химический состав клетки |
Умение проводить выбор одного ответа из четырех предложенных вариантов |
А4 |
Химический состав клетки |
Умение проводить выбор одного ответа из четырех предложенных вариантов |
А5 |
Химический состав клетки |
Умение проводить выбор одного ответа из четырех предложенных вариантов |
А6 |
Химический состав клетки |
Умение проводить выбор одного ответа из четырех предложенных вариантов |
А7 |
Клеточная теория |
Умение проводить выбор одного ответа из четырех предложенных вариантов |
А8 |
Органоиды клетки |
Умение проводить выбор одного ответа из четырех предложенных вариантов |
А9 |
Органоиды клетки |
Умение проводить выбор одного ответа из четырех предложенных вариантов |
А10 |
Пластический и энергетический обмен |
Умение проводить выбор одного ответа из четырех предложенных вариантов |
А11 |
Пластический и энергетический обмен |
Умение проводить выбор одного ответа из четырех предложенных вариантов |
А12 |
Пластический и энергетический обмен |
Умение проводить выбор одного ответа из четырех предложенных вариантов |
А13 |
Пластический и энергетический обмен |
Умение проводить выбор одного ответа из четырех предложенных вариантов |
А14 |
Эукариоты и прокариоты |
Умение проводить выбор одного ответа из четырех предложенных вариантов |
А15 |
Вирусы |
Умение проводить выбор одного ответа из четырех предложенных вариантов |
А16 |
Автотрофы и гетеротрофы |
Умение проводить выбор одного ответа из четырех предложенных вариантов |
А17 |
Автотрофы и гетеротрофы |
Умение проводить выбор одного ответа из четырех предложенных вариантов |
А18 |
Клеточная теория |
Умение проводить выбор одного ответа из четырех предложенных вариантов |
А19 |
Вирусы |
Умение проводить выбор одного ответа из четырех предложенных вариантов |
В1 |
Химический состав клетки |
Умение проводить выбор правильных ответов из перечня предложенных вариантов |
В2 |
Органоиды клетки |
Умение проводить выбор правильных ответов из перечня предложенных вариантов |
В3 |
Пластический и энергетический обмен |
Умение находить соответствие процессов с их характеристикой |
В4 |
Пластический и энергетический обмен |
Умение устанавливать последовательность процесса |
В5 |
Органоиды клетки |
Умение осознано строить речевое высказывание, из предложенных слов в перечне |
Всероссийская олимпиада школьников по
биологии
Школьный этап. 2017-2018уч. год
7 класс
Составила: Кривоногова Г.А.,
учитель МБОУ «Ковригинская ОШ»Городецкого района, Нижегородской области
Задание 1. Выберите один правильный ответ
из четырех предложенных:
1.
Живым организмам, в отличие от тел неживой природы, присущи:
а)
рост б) движение в) раздражимость г)
ритмичность
2.
Синонимом понятия «ядерный организм» является термин:
а)
одноклеточный б) эукариот в) прокариот г)
простейший
3.
Сходство жизнедеятельности цианобактерий и цветковых растений проявляется в
способности к:
а)
гетеротрофному питанию б) автотрофному питанию
в)
образованию семян г) двойному оплодотворению
4.
К бактериям относятся:
а)
плесени и дрожжи б) возбудители туберкулеза и
холеры
в)
возбудители гриппа и СПИДа г) хлорелла и хламидомонада
5.
Какие из перечисленных ниже грибов не образуют микоризы:
а)
трутовики б) подосиновики в) подберезовики г) белые
6. Водоросли
поглощают воду и минеральные вещества:
а)
ризоидами б) листьями в) корнями г) всей поверхностью
тела
7.
Принадлежность покрытосеменных растений к тому или иному семейству
определяют по:
а)
наличию двойного оплодотворения б) развитию семян из семязачатков
в)
особенностям строения листьев г) особенностям строения цветка и
плода
8.
Сфагнум размножается:
а)
семенами б) пыльцой в) спорами г)
зооспорами
9.
Симбиотическим организмом является:
а)
гриб б) бактерия в) лишайник г)
папоротник
10.
Весной раствор сахаров поступает к почкам по:
а) лубяным
волокнам б) ситовидным трубкам коры
в) сосудам
древесины г) паренхимным клеткам древесины
11. В
какой зоне корня был сделан срез:
а) всасывания б) роста в)
деления г) проведения
12. Соцветие сложный
колос характерно для большинства растений семейства:
а)
лилейных б) сложноцветных в) паслёновых г)
злаков
13. Плод у
земляники называется:
а)
ягода б) многокостянка в) многоорешек г)
многолистовка
14. Живые организмы по наличию,
состоянию и поведению которых можно судить о степени изменений окружающей
среды, называются:
а) реликты
б) эндемики в) индикаторы г) эдификаторы
15. Что может стать
предметом изучения учёного-ботаника:
а) строение передней
конечности ящерицы б) систематика беспозвоночных животных
в) строение венчика цветка
гороха г) жизненный цикл гриба подосиновика
16. В какой области
биологии сделал свои открытия К. Линней:
а) цитологии б)
систематики в) генетики г) вирусологии
17. Из
перечисленных организмов наиболее прогрессивными чертами строения обладают:
а)
амеба б) дождевой червь в) гидра г)
вольвокс
18.
На рисунке представлен скелет позвоночного животного. В его строении
нельзя обнаружить:
а)
черепную коробку б) грудную клетку в) шейные позвонки г) ребра
19.
У страуса нанду насиживает яйца и опекает птенцов:
а)
только самка б) по очереди оба
родителя
в)
только самец
г)
приемные родители, в гнездо которых подброшены яйца
20. Примером
конкуренции могут служить отношения между:
а)
хищниками и жертвами б) паразитами и хозяевами
в)
особями одного вида г) симбиотическими организмами
Задание
2. Задание на определение правильности суждений. Номера правильных суждений в
бланке ответов отметьте знаком «плюс».
- Дышат
растения только днем, на свету. - Подберезовик
– это съедобный пластинчатый гриб. - Главную
роль в делении клетки играет цитоплазма. - Взаимоотношения
тля — муравьи являются примером симбиоза. - Взаимовыгодное сосуществование
двух видов организмов называется – сообщество. - Клетка основная структурная и
функциональная единица живого. - К
паразитическим растениям относятся крапива, раффлезия, заразиха, ива.
8.
Птицы и
млекопитающие – теплокровные животные.
- Спорофит
кукушкина льна представляет собой коробочку на ножке. - Покрытосеменные
(цветковые) – это самые эволюционно молодые растения.
Задание 3.
Установите соответствие между признаком и группой организмов, для которой он
характерен.
Организмы |
Признаки организмов |
|
1. 2. Тело 3. Имеют 4. По 5. 6. |
Задание
4. Работа с рисунком.
Стрелками
отмечены части стебля. Впишите названия структурных единиц стебля в бланк
ответов рядом с соответствующими номерами.
|
|
Задание
5. Внимательно прочтите текст и ответьте на вопросы.
«Зоопарк
«Абзаково» — это уникальный музей живой природы на Южном Урале. Животные
зоопарка — это целый мир, своеобразный, изменчивый, пестрый. Знаменитостью
зоопарка является медведь Барин, который даже зимой не спит. Чуть поодаль в
отдельной клетке два волка – волчица Бьянка и волк Дольф, в одном вольере
резвятся шесть енотовидных собак и лисица Фокс. Гордость зоопарка – ирбис.
Пятнистый олень Лиза принимает угощенье прямо из рук, а американский бизон
поражает всех размерами. Ну и, конечно же, какой зоопарк без обезьянки. В
зоопарке живет яванский макак. Важно прогуливаются красавец-павлин, длинноногий
японский журавль и с десяток одомашненных цесарок»
1. Сколько
представителей млекопитающих перечислено в тексте?
2. Сколько
представителей пернатых перечислено в тексте?
3. Сколько из
перечисленных животных являются консументами I порядка?
4. Сколько
являются хищниками?
5. Сколько
являются всеядными?
Всероссийская олимпиада школьников по
биологии
Школьный этап. 2017-2018уч.год
7 класс
Бланк ответов
Школа
____________________________________________________________
ФИ учащегося______________________________________________________
Задание 1.
Выбор
одного правильного ответа из четырех предложенных.
( по 1 баллу
за каждый верный ответ)
Мак. баллов____
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
ответ |
в |
б |
б |
б |
а |
г |
г |
в |
в |
б |
№ вопроса |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
ответ |
а |
г |
в |
в |
в |
б |
б |
б |
в |
в |
Задание 2.
Отметьте
правильные суждения знаком «плюс». Мак.
баллов____
( по 1 баллу
за каждый верный ответ)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
− |
− |
− |
+ |
− |
+ |
− |
+ |
+ |
+ |
Задание 3.
Задание
на соответствие. ( по 1 баллу за каждый верный ответ)
Мак.
баллов _____
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
А |
Б |
А |
Б |
Б |
А |
Задание 4. Работа с рисунком (
по 1 баллу за каждый верный ответ)
Мак. баллов____
1 |
Пробка |
2 |
Кора |
3 |
Камбий |
4 |
Сосуды |
5 |
Сердцевина |
Задание 5. Работа с текстом
( по 1 баллу за каждый верный ответ)
Мак. баллов____
Работу проверили ФИО:
——————————— Всего баллов: ————————-
Синонимом термина «ядерные организмы» является термин: 1) эукариоты 2) прокариоты 3)автотрофы 4) гетеротрофы
Какой функции не выполняют в организме жиры: 1) строительной 2) энергетической 3) терморегуляционной 4) транспортной
Белок в клетке синтезируется: 1) на рибосомах 2) в ядре 3) в лизосомах 4) на гладкой ЭПС
Система организма человека,отвечающая за гуморальную регуляцию функций организма,называется: 1)автономной 2) вегетативной 3)эндокринной 4) центральной
Специальность ученого,занимающегося проблемами профилактики заболеваний:1)анатом 2) физиолог 3)генетик 4)гигиенист
Синонимом термина «ядерные организмы» является термин: 1) эукариоты 2) прокариоты 3)автотрофы 4) гетеротрофы
Какой функции не выполняют в организме жиры: 1) строительной 2) энергетической 3) терморегуляционной 4) транспортной
Белок в клетке синтезируется: 1) на рибосомах 2) в ядре 3) в лизосомах 4) на гладкой ЭПС
Система организма человека,отвечающая за гуморальную регуляцию функций организма,называется: 1)автономной 2) вегетативной 3)эндокринной 4) центральной
Специальность ученого,занимающегося проблемами профилактики заболеваний:1)анатом 2) физиолог 3)генетик 4)гигиенист