Синонимом полевого исследования является

В
зависимости от цели и выдвигаемых задач
можно
выделить
следующие виды социологических
исследо­ваний:
разведывательные,
описательные
и
аналити­ческие14.

Разведывательное
(пилотажное, зондажное) ис­
следование

наиболее простой вид конкретного
со­циологического
исследования. Оно решает весьма
ограниченные
по содержанию задачи, охватывает
не­большие обследуемые совокупности.
Для него харак­терны
упрощенная программа и сжатый по объему
ин­струментарий.

В
прикладной социологии инструментарием
назы­ваются
методические документы, необходимые
для сбора
первичной социологической информации:
анке­та,
бланк-интервью, карточка для фиксации
результа­тов
наблюдения и т. д.

Разведывательное
исследование используется при сборе
«прикидочных» сведений об объекте
исследова­ния
для общей ориентации или с целью получения
опе­ративной
информации о каком-либо конкретном
фак­те,
событии, явлении.

Разновидностью
разведывательного исследования является
экспресс-опрос.
С
помощью экспресс-опроса (оперативного
опроса) выявляют отношение людей к
актуальным событиям и фактам (т. е.
проводится зондаж
общественного
мнения), либо степень эффек­тивности
только что проведенного мероприятия.
На­пример,
для определения степени удовлетворенности
аудитории качеством прослушанной
лекции.

Часто
разведывательное исследование выступает
в
качестве предварительного этапа глубоких
и мас­штабных
исследований, и в таком случае его
называют пилотажным.

Пилотажное
(пробное) исследование
(или
пило­таж) (от англ. pilot
— одно из значений которого — опытная
установка) — в социологии пробное
исследо­вание,
цель которого проверка качества
инструмента­рия
для сбора первичной социологической
информа­ции,
процедур и методов организации полевого
иссле­дования.
В данном случае оно используется для
получения
дополнительной информации о предмете
и
объекте, уточнения и корректировки
гипотез и за­дач,
инструментария (анкет, планов интервью
и т. п., включая
формулировку вопросов и измерительных
шкал),
границ обследуемой совокупности, и
отрабаты­вается
организация сбора информации. С помощью
его
выявляются трудности, которые могут
встретиться в
ходе последующего проведения углубленного,
широ­комасштабного
исследования. Часто после проведе­ния
пилотажного исследования изменяется
гипотеза.

Так
как цель пилотажного исследования
заключа­ется
в проверке социологического инструментария,
то
к выборке в пилотажном исследовании не
предъяв­ляется
требований репрезентативности. Обычно
счи­тается
достаточным опрос 50— 100 человек, в
зависи­мости от степени новизны
методик и исследованности и однородности
объекта, но так, чтобы в выборку
обя­зательно
были включены все значимые для целей
ис­следования
группы респондентов.

Для
полноценного осуществления пилотажного
ис­следования
часто бывает недостаточно проведения
только
одного опроса, необходим целенаправленный
анализ специальной литературы, опрос
специалистов (экспертов).
Наиболее распространенным методом
получения
знания о надежности разработанного
инстру­ментария является
неструктурированное наблюдение, т.
к. допущенные при его разработке ошибки
могут быть
обнаружены при наблюдении за процессом
практического
применения инструментария. Напри­мер,
при пилотаже анкеты респонденты или
задают вопросы о значении непонятных
слов, или отвечают не
по существу, или вообще оставляют вопрос
без от­вета,
или смущаются при ответе на «острые»
вопросы и
т. п. Таким образом, с помощью
неструктурирован­ного
наблюдения можно обнаружить наиболее
грубые и
очевидные просчеты в конструкции
методической процедуры.

Пилотажное
исследование — необходимый этап
социологического исследования. Оно
может повто­ряться
неоднократно, до тех пор пока не будут
достиг­нуты
положительные результаты и не отработаны
все элементы исследования. Проведение
пилотажного ис­следования
не обязательно в том случае, если
приме­няются
хорошо апробированные до этого методики
сбора
данных.

В
разведывательном исследовании обычно
исполь­зуется
один из наиболее доступных методов
сбора первичной
социологической информации (анкетиро­вание
или интервью), позволяющий осуществить
его в
короткие сроки.

Описательное
исследование

это более сложный вид
конкретного социологического исследования.
Оно дает
возможность получить относительно
целостное представление
об изучаемом явлении, его структур­ных
элементах. Обычно это исследование
применяет­ся, когда объектом исследования
выступает относи­тельно большая
общность людей, не однородная по своим
характеристикам. Например, население
города, где
можно выделить людей разных профессий,
разно­го
возраста, стажа работы, семейного
положения, уровня
образования и т. д. В этом случае в
структуре изучаемого объекта выделяют
относительно однород­ные группы и
проводят поочередную оценку, сравне­ние
и сопоставление наиболее важных
характеристик, которые
выделены в качестве существенных в
связи с
изучаемой проблемой, а также выявляют
наличие 110
или
отсутствие связей между ними.

Программа
в данном случае уже достаточно по­дробно
разработана, а инструментарий апробирован.

Аналитическое
исследование

самый сложный и глубокий вид социологического
исследования. Его целью является не
только описание структурных эле­ментов
изучаемого явления, но и выявление
причин, обусловливающих
тот или иной характер наблюдений, его
динамику и т. д. Так, если в результате
описатель­ного
исследования выясняется, существует
ли связь между
характеристиками изучаемого социального
яв­ления,
то в результате аналитического
исследования социолог
может определить, носит ли обнаруженная
связь причинный характер. Например,
если в первом исследовании
изучается наличие связи между
удовле­творенностью работников
содержанием выполняемо­го
труда и его производительностью, то во
втором ис­следовании
выясняется: является ли удовлетворен­ность
содержанием труда основной или не
основной причиной,
которая выступает в роли фактора,
опреде­ляющего уровень его
производительности.

Для
подготовки и проведения такого вида
исследова­ния
требуется много времени, тщательно
разработан­ная
программа и инструментарий. По методам
сбора со­циологической
информации аналитическое исследова­ние
носит комплексный характер. Исследователь
может
использовать различные формы опроса,
анализа документов,
наблюдения, которые будут взаимно
до­полнять
друг друга.

Самостоятельной
разновидностью аналитического
исследования
выступает социальный
эксперимент.
Для
его проведения создается экспериментальная
си­туация,
для чего изменяются обычные условия
функ­ционирования
интересующего исследователя объек­та.
Эксперимент позволяет не только собирать
дан­ные,
но и в той или иной степени видоизменить
действительность.
Выдвинутые в ходе эксперимента гипотезы
проходят проверку непосредственно на
практике.

Для
получения в короткие сроки надежной
инфор­мации, кроме зондажных
исследований, проводят так­же
и оперативное
исследование.

Оперативное
исследование

это исследование, главная
цель которого получить в короткие сроки
надежную
и объективную информацию о каком-либо
со­циальном
процессе, состояние которого требует
безотлагательного
и усиленного управленческого воз­действия.
Данный вид социологического исследова­ния,
в отличие от других видов, проводится
только тог­да,
когда проблемная ситуация очевидна, а
противоре­чия
достигли максимальной точки развития.

Задача
оперативного социологического
исследова­ния
заключается в поиске причин возникновения
того или иного противоречия, которое
мешает нормально­му функционированию
конкретного социального ме­ханизма.
Полученные результаты используются
орга­низациями,
сделавшими заказ на проведение такого
исследования.
В оперативном исследовании для сбора
информации могут быть использованы:
опрос, наблю­дение,
анализ документов (часто в сочетании
друг с
другом), а в зондажных исследованиях
для выявле­ния проблемной ситуации
используются только мето­ды
опроса. Одной из важных особенностей
оператив­ного
исследования является то, что полученные
после анализа
данных исследования выводы не могут
быть распространены
на другие социальные группы, т. к. каждый
раз изучается специфическая социальная
си­туация.

В
зависимости от того, изучается предмет
в ста­
тике
или динамике,
различают
два вида социологичес­кого
исследования — точечное
и
повторное.

Точечное
(разовое) исследование

позволяет по­лучить
информацию о состоянии и количественных
характеристиках
какого-либо явления или процесса в
момент его изучения. Данную информацию
можно назвать статистической, так как
она отражает как бы моментальный
«срез», но не дает ответа на вопрос о
тенденциях его изменения во времени.

Повторное
(трендовое) исследование

ориенти­ровано
на выявление динамики изучаемого
объекта. Для
этого последовательно через определенные
про­межутки
времени проводятся несколько исследова­ний.
Таким образом, повторное исследование
— это средство
сравнительного социологического
анализа. В
зависимости от цели сбор интересующей
повторной информации
может осуществляться в два, три и более
lit
этапа,
а временной интервал между исследованиями
может
быть самым различным, т. к. разные
социаль­ные
процессы обладают неодинаковой динамикой.
При
его проведении нет необходимости
сохранять в
выборке тех же самых индивидов по
изучаемой сово­купности.
Обязательной должна быть только их
при­надлежность к одной социальной
группе.

Существует
несколько разновидностей повторного
исследования:
панельное
и
лонгитюдное.

Панельное
исследование
(от
англ. panel
— панель, список)
— это изучение одних и тех же лиц через
опреде­ленные
интервалы времени. Главная цель панельного
ис­следования
— это исследование тенденции развития
и
динамики социального явления или
процесса во време­ни.
С помощью его можно изучить изменения,
происхо­дящие
в какой-либо группе людей, в течение
определен­ного
промежутка времени. Например, исследование
про­цесса
производственной адаптации молодых
рабочих. Недостатком
является сложность сохранения вы­борки
от исследования к исследованию. Поэтому
объ­ем выборки такого исследования,
в связи с возможны­ми
потерями, следует увеличивать на 20 —
25% против статистически
обоснованной выборки.

Лонгитюдное
исследование
(от
англ. longitude
— долгота;
букв, продолжительное исследование) —
вид повторного,
социологического и социально-психологи­ческого
исследования, при котором ведется
описание всех
этапов психического и социального
развития мо­лодежи
в процессе ее жизненного самоопределения.
Первоначально лонгитюдное исследование
возникло в
психологии как инструмент изучения
индивидуаль­ных
и возрастных различий людей, а позднее
нашло распространение
в социальной психологии и при ана­лизе
проблем жизненного цикла человека, для
изуче­ния динамики семей и брачных
пар, учебных групп, производственных
бригад, а также индивидуального поведения
в социальных процессах. Начальный этап
исследования
обычно связывается с окончанием уче­бы
в общеобразовательной школе, а завершающий
— с
достижением социальной зрелости
(приобретения устойчивого
социального статуса, профессии, созда­ние
семьи и т. д.).

Общим
для лонгитюдных и панельных исследова­ний
является то, что объектом длительного
наблюдения
в них является один и тот же контингент
обследу­емых.
Но есть и различия. Если в панельных
исследо­ваниях
в качестве объекта могут выступать
любые воз­растные
группы (например, пенсионеры), то в
лонгитюдных
исследованиях — только молодежь. Если
в
панельных исследованиях время проведения
после­дующих
обследований устанавливается по внешним
для
изучаемого объекта факторам (через год,
через три
года, после проведения каких-либо
социальных мероприятий
и т. д.), то в лонгитюдных исследованиях
оно
устанавливается по мере достижения
молодежью определенных
стадий в своем социальном развитии.

Лонгитюдное
исследование — это комплексное,
многоцелевое
исследование. Благодаря ему можно
по­лучить
информацию о многих важных социальных
проблемах, таких, как выбор профессии,
профессия и
социальная адаптация, изменение
ценностного со­знания
и поведения молодежи в процессе
самоопреде­ления
и др. Данное исследование — одно из
самых трудоемких и дорогих методов в
социологии, так как в течение многих
лет необходимо сохранять контакт между
исследователем и респондентом.

Лонгитюдное
исследование также иногда называ­ют
генетическим исследованием, так как
оно позволя­ет проследить становление
тех или иных социальных характеристик
молодежи.

В
лонгитюдных исследованиях важную роль
игра­ют
понятия «поколение» и «когорта», в связи
с чем вы­деляются
еще два вида исследования: поколенное
и
когортное.

Поколенное
исследование

это исследование, главная
цель которого — изучение динамики
социаль­ной структуры и ценностей
общества через исследова­ние
взаимоотношения поколений. К одному
поколе­нию
относятся люди, возраст которых помещается
в
некотором интервале, при этом последний
не всегда остается неизменным. В настоящее
время большинст­во исследователей
определяют интервал между поко­лениями
в 20 — 25 лет. Трудности определения границ
поколения
во многом обусловлены множественнос­тью
и противоречивостью его социально-биологичес­ких
критериев: сроки физического созревания
юно-114
шества,
начало трудовой деятельности, средний
возраст
вступления в брак, общность образа
мыслей, по­ведения,
ценностей. Все перечисленные критерии
по­движны
и социально обусловлены. Например
увеличе­ние
продолжительности образования ведет
к тому, что вступление
в трудовую жизнь все меньше совпадает
с
физической зрелостью. В обществе всегда
одновре­менно
существуют несколько поколений, отношения
между
которыми создают ряд проблем, а иногда
даже приводят к конфликтам.

Когортное
исследование

изучает более специфи­ческие
совокупности (когорты) в течение
определен­ного
времени. Когорта (от лат. cohors
— множество, подразделение)
— это группировка, состоящая из
ин­дивидов,
подобранных по тому признаку, что они
пере­живают одни и те же события,
процессы в одни и те же периоды
времени. Таким образом, под когортой
пони­мается часть поколения, выделяемая
по одному (или более)
специфическому признаку. Первоначально
наи­более
распространенным было понятие «когорта
рож­дения»,
т. е. группа людей, рожденных в определенные
периоды
времени (в один и тот же год). В ходе
исследо­вания
производится опрос членов этой когорты
по до­стижении
ими 18, 20, 25, 30 лет и т. д. Позднее были
вы­делены
другие виды когорт, например когорта
событий («ликвидаторы»
Чернобыльской АЭС) и др.

При
когортном исследовании в выборку каждый
раз могут попадать разные индивиды, но
все они обязатель­но должны принадлежать
к одной и той же когорте. Это обусловлено
тем, что предполагается, что индивиды,
входящие
в когорту, характеризуются некоторыми
об­щими
для них социальными и социально-психологичес­кими
Показателями. Понятие «когорта» при
проведе­нии
социологических исследований используется
в том случае, если возникает необходимость
выявить индика­торы
социальных изменений и процессов,
исследовать влияние
социальных, культурно-исторических
измене­ний
на процессы развития личности, изучить
механиз­мы
социализации личности и т. д.

Также
в социологии выделяются монографическое
и
сравнительное
исследование.

Монографическое
исследование

вид социологи­ческого
исследования, главная цель которого —
изуче­ние какого-либо социального
явления или процесса на II
и

одном
объекте, являющимся представителем
целого класса
подобных объектов. Объект отбирается
типоло­гически
на основе имеющейся информации и
предпо­лагается,
что он характерен для данного класса
явлений. Задача
монографического исследования заключается
в
том, чтобы дать детальный анализ нового
явления, т. к. отсутствие
информации о нем делает невозможным
проведение
широкого выборочного исследования. В
связи с этим монографическое исследование
не пре­тендует
на получение репрезентативной информации.

Сравнительное
исследование

вид социологичес­кого
исследования, в котором в качестве
основного приема используется
сопоставление информации, ко­торая
может быть получена: 1) в разные периоды
исто­рического
развития общества; 2) в разных социальных
подсистемах:
(группах, общностях, институтах и т. д.);
3)
разными исследователями или
исследовательскими коллективами;
4) разными методами сбора или изме­рения
информации. В сравнительных исследованиях
могут
решаться различные методологические
и мето­дические
задачи, как описательные (установление
сходства
и различия), так и аналитические
(объясне­ние, предсказание, практические
рекомендации).

В
зависимости от места и условий проведения
ис­следование
может быть полевым
или
лабораторным.

Полевое
исследование
(синонимы
«обследование», «эмпирическое
обследование», «полевое обследова­ние»,
«полевые работы») — в узком смысле —
это опрос на
«месте» (на дому, в школьном классе, на
производст­ве
и т. п.), в широком смысле — изучение
объекта иссле­дования
в естественных, «полевых» условиях, в
услови­ях
повседневной жизни. Обычно полевое
исследование направлено
на полное и глубокое исследование
социаль­ных
объектов для получения информации,
которая не­обходима
для объяснения социальных явлений и
про­цессов.
Поэтому объект полевого исследования
всегда должен
иметь четкие временные и пространственные
границы
(конкретный трудовой коллектив, студенты
оп­ределенного
вуза, территориальная общность и т.д.).

Лабораторное
(экспериментальное) исследова­
ние

антоним понятия «полевое исследование».
Если при
полевом исследовании изучение социального
объ­екта
осуществляется в естественных условиях,
а вмешательство
социолога в ситуацию наблюдений по
воз­можности
сводится до минимума, то при лаборатор­ном
исследование поведение людей изучается
в искус­ственно
созданной ситуации.

В
зависимости от специфики объекта, а
также от
характера
уже имеющейся информации об объекте,
существуют
три следующих основных вида социоло­гического
исследования: опрос,
анализ документов,
наблюдение.
А
также тестирование, эксперимент и
др. Данные виды исследования будут
подробно рас­смотрены
в последующих параграфах.

Основные
понятия

Социологическое
исследование, объект исследова­ния,
субъект исследования, результат
социологического
исследования, средства социологического
иссле­дования,
аналитическое исследование, когортное
ис­следование,
лабораторное исследование, лонгитюдное
исследование,
монографическое исследование,
описа­тельное
исследование, панельное исследование,
пило­тажное
исследование, повторное исследование,
поко­ленное
исследование, полевое исследование,
разведы­вательное исследование,
сравнительное исследование, точечное
исследование, экспресс-опрос.

Темы
рефератов

1

Специфика
организации социологического иссле­дования
в области социальной защиты населения.

  1. Исследование
    эффективности в социальной работе.

  1. Ценность
    исследовательских методов и необходи­мость
    их использования в деятельности
    социально­го работника.

  1. Основные
    подходы исследования социальной
    ре­альности.

  2. Выбор
    подхода и метода исследования
    социальной
    реальности
    в зависимости от объекта, предмета и
    цели исследования.

  3. Интегративный
    характер методов исследования в
    социальной работе.

  4. Дискуссии
    о собственных методах исследования
    социальной
    работы.

Вопросы
для обсуждения на семинарском занятии

  1. Почему
    социальных работников необходимо
    обу­чать
    использовать различные методы
    исследова­ния?

  2. Что
    свойственно как процессу социальной
    работы так
    и научно-исследовательскому процессу?

  3. Из
    каких элементов состоит конкретное
    социологи­ческое
    исследование?

  4. Какая
    работа осуществляется на разных этапах
    со­циологического
    исследования?

  5. Какие
    виды исследования в зависимости от
    цели и
    выдвигаемых задач Вы знаете? Какое
    исследова­ние планируете проводить
    Вы?

  6. Почему
    необходимо проводить пилотажное
    иссле­дование?

  7. Чем
    отличается монографическое исследование
    от сравнительного
    ?

  8. Когда
    проводится точечное, а когда повторное
    ис­следование?
    Какие разновидности повторного
    ис­следования
    Вы знаете?

Литература

  1. Бернлер
    Г., Юнссон Л.
    Теория
    социально-психоло­гической
    работы: Библиотека социальной работы:
    [Пер.
    с швед.]. М, 1992. 340 с.

  2. Обучение
    социальной работе: Преемственность и
    инновации / Под ред.: Ш. Рамон, Р. Сарри;
    Пер. с англ. под ред. Б.Ю. Шапиро. М.: Аспект
    Пресс, 1996.
    156 с.

  3. Основы
    прикладной социологии: Учебник для
    вузов: В
    2 т. / [М.К. Горшков, Б.З. Докторов, О.М.
    Маслова и
    др.]; Под ред.: Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова;
    Центр социал.
    прогнозирования и маркетинга.
    М.: Academia,
    1995. Т. 1.

  4. Пинкус
    А., Минахан А.
    Практика
    социальной рабо­ ты
    (форма и методы): [Пер. с англ.] / [Рос. гос.
    соци­ал. ин-т]. М.: Союз, 1993. 223 с.

  5. Социальная
    работа как профессия: Учеб. пособие /
    Нижегор.
    гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. Ф-т
    ис­тории,
    социал. наук и междунар. отношений. Каф.
    общ.
    социологии и социал. работы; [Сост. и
    авт.: Колобов
    О.А. и др.; Под общ.ред З.Х. Саралиевой].
    Н.
    Новгород: ННГУ, 1996. 313 с.

  1. Энциклопедический
    социологический словарь / Общ.
    ред. Г.В. Осипова. М.: ИСПИ РАН, 1995. 939 с.

  2. Энциклопедия
    социальной работы: Пер. с англ.: В 3 т. /
    Гл.
    науч. ред.: Л.Э. Кунельский, М.С. Мацковский.
    М: Центр
    общечеловеч. ценностей, 1993—1994. Т. 1—3.

7.
Построение программы исследования

Место
темы в учебном курсе

Данная
тема дает представление о сущности
про­граммы
социологического исследования и ее
функ­циях.
Подробно описываются основные части
программы:
методологическая и методическая.
Ори­ентирует
студента на проведение исследования в
процессе практики путем выдвижения и
осознания им
своих собственных гипотез и концепций,
а также осознания возможности их проверки
своими силами или
вместе с однокурсниками. Позволяет
научиться четко
формулировать цели и задачи исследования,
а
также четко и грамотно выдвигать
гипотезы, пра­вильно
составлять выборку, анализировать
получен­ные
данные, интерпретировать результаты
проведен­ного
исследования с целью их эффективного
практи­ческого
применения.

Основные
рассматриваемые вопросы

  1. Программа
    исследования.

  2. Методологическая
    часть программы.

  3. Описание
    проблемной ситуации.

  4. Указание
    цели и задач.

  5. Определение
    объекта и предмета исследования.

  6. Интерпретация
    основных понятий.

  7. Формулировка
    гипотез.

  8. Методическая
    часть программы.

  9. Определение
    объема выборки.

10.
Описание используемых методов сбора
первичной социологической
информации.

  1. Логическая
    структура используемого инструмента­рия.

  2. Методика обработки
    информации.

  3. Общий
    и рабочий план исследования С
    учетом этого программа социологического
    иссле­дования
    должна включать в себя четкое, подробное
    и
    завершенное изложение двух частей
    (разделов): ме­тодологической
    и
    методической.

Классификация видов исследования в социальной работе: панельное лонгитюдное, когортное, трендовое, мониторинговое исследование

Временные исследования делятся на: синхронные — исследования, проводимые в один момент времени; диахронные (повторные, интервальные) — проводимые в два и более момента времени. Диахронные (повторные) исследования в зависимости от изучаемого контингента респондентов, от характера и периодичности их проведения подразделяются на несколько видов. Основные из них таковы: 1) трендовые; 2) панельные; 3) лонгитюдные исследования.

Трендовые исследования проводятся в рамках единой генеральной совокупности (т.е. всего множества изучаемых социальных объектов в пределах, очерченных программой социологического изучения) или на аналогичных выборках с определенным интервалом во времени и имеют своей целью анализ изменений, происходящих в изучаемой социальной группе, совокупности. В свою очередь такие исследования подразделяются на когортные и исторические тренды.

Когортные трендовые исследования ориентированы на изучение определенной возрастной группы (когорты), которая остается постоянной на всем протяжении повторных исследований. При этом выборка на различных этапах исследования не обязательно должна состоять из одних и тех же индивидов, но очень важно, чтобы включаемые в выборку респонденты были представителями изучаемой когорты. Типичной когортой являетсясовокупность людей, родившихся в один и тот же период времени.

Исторические трендовые исследования ориентированы на изучение определенной возрастной группы, которая обследуется через определенные промежутки времени. В таком случае постоянными остаются группы, а сами когорты и время проведения исследования изменяются. Такое исследование позволяет выявить исторически изменяющиеся характеристики ценностных ориентаций молодежи определенного возраста и уловить основные тенденции подобных изменений.

Панельные исследования в отличие от трендовых ориентированы на изучение не групповых особенностей жизненного пути определенной возрастной когорты (скажем, молодежи), а на обследование одних и тех же индивидов, по одной и той же программе и методике через определенные временные интервалы, т.е. имеют своей целью выявление тенденций развития и динамики социального процесса или явления во времени. Главным недостатком панельных исследований являются сложность сохранения идентичности выборки при переходе от одного этапа к другому. При проведении исследований такого типа целесообразно выбирать такие интервалы, которые позволяют сохранить в максимально возможной степени стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу. Количество повторных обследований и интервалы между ними определяются содержанием и целями исследовательской программы.

Лонгитюдное исследование — вид повторного социологического исследования, при котором ведется длительное периодическое изучение одних и тех же лиц по мере достижения обследуемой совокупностью определенной стадии своего развития. В отличие от панельных исследований, где объектом изучения могут быть любые возрастные когорты, лонгитюдные исследования ориентированы преимущественно на молодежь, которая является наиболее динамично развивающейся возрастной группой. В процессе лонгитюдных исследований фиксируется динамика и взаимообусловленность внутренних факторов (индивидуальных или групповых) при более или менее выраженном сохранении (или, наоборот, при существенном изменении) внешних факторов, прежде всего социально-экономического, социокультурного и социально-структурного порядка.

Лонгитюдные исследования — один из самых трудоемких и дорогих по затратам методов в прикладном социологическом исследовании в силу необходимости поддержания и сохранения контактов между социологом-исследователем и респондентами в течение многих лет.

Источник статьи: http://lektsii.org/7-15204.html

Лекция 2. Виды и стратегии исследований

I. Определение исследовательской стратегии зависит от глубины знаний исследователей об изучаемом объекте и предмете. Различают три основные исследовательские стратегии.

Первая стратегия – разведывательная (полевая). Она используется в случаях недостатка знаний для формулировки гипотез, определения предмета и постановки задач. Разведывательная стратегия предполагает:

изучение имеющихся по данной теме литературных источников;

беседы с компетентными по данной проблеме людьми;

наблюдение за изучаемым объектом по специальной методике.

Полевым исследованием является процедура сбора информации об объекте, необходимая для отработки методологии исследования, совершенствования системы наблюдения объекта, обоснования моделей выборки и корректировки плановых заданий. Результатом полевых исследований являются рабочие документы, включающие окончательные варианты методик, инструкции по выборке и организации первичных данных.

Вторая стратегия – описательная (монографическая). Она нацелена на получение информации, позволяющей дать достаточно полное описание объекта, всех его важных количественных и качественных характеристик. Эта стратегия возможна при условии такого знания объекта и предмета, которое позволяет определить всю систему гипотез без предварительной разведки. Монографическое исследование – это исследование, направленное на изучение отдельного социального явления, процесса, события, характерной чертой которого является сбор максимально полной информации о состоянии исследуемого объекта. Монографическое исследование основано на предположении, что изучаемый социальный объект типичен для некоторой совокупности и поэтому выводы, полученные на основе его изучения, могут быть распространены на всю совокупность

Третья стратегия – экспериментальная. Ее целесообразно применять лишь тогда, когда, во-первых, – цель исследования сводится к выяснению причинно-следственных связей внутри изучаемого объекта; во-вторых, – гипотезы имеют объяснительный характер, т. е. содержат обоснованные предположения о причинах и следствиях явлений и процессов, происходящих в объекте. Специфическим свойством экспериментального исследования является получение информации об исследуемом объекте путем воздействия на него управляемых и контролируемых факторов (переменных).

II. В зависимости от того, изучается предмет в статике или динамике,различают два вида исследования — точечное и повторное.

Точечное исследование — позволяет по­лучить информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Данную информацию можно назвать статистической, так как она отражает как бы моментальный «срез», но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени.

Повторное исследование — ориентировано на выявление динамики изучаемого объекта. Для этого последовательно через определенные промежутки времени проводятся несколько исследований. В зависимости от цели, сбор интересующей повторной информации может осуществляться в два, три и более этапа, а временной интервал между исследованиями может быть самым различным, т. к. разные социальные процессы обладают неодинаковой динамикой. При его проведении нет необходимости сохранять в выборке тех же самых индивидов по изучаемой совокупности. Обязательной должна быть только их принадлежность к одной социальной группе.

Существует несколько разновидностей повторного исследования: панельное и лонгитюдное.

Панельное исследование— это изучение одних и тех же лиц через опреде­ленные интервалы времени. Главная цель панельного исследования — это исследование тенденции развития и динамики социального явления или процесса во времени. С помощью его можно изучить изменения, происходящие в какой-либо группе людей, в течение определенного промежутка времени. Например, исследование процесса производственной адаптации молодых рабочих.

Лонгитюдное исследование — вид повторного социально-психологического исследования, при котором ведется описание всех этапов психического и социального развития молодежи в процессе ее жизненного самоопределения. Начальный этап исследования обычно связывается с окончанием учебы в общеобразовательной школе, а завершающий — с достижением социальной зрелости (приобретения устойчивого социального статуса, профессии, создание семьи и т. д.).

Общее для лонгитюдных и панельных исследова­ний — то, что объектом длительного наблюдения в них является один и тот же контингент изучаемых. Различия между этими видами исследований в том, что: в панельных исследованиях в качестве объекта могут выступать любые возрастные группы (например, пенсионеры), а в лонгитюдных исследованиях — только молодежь; в панельных исследованиях время проведения последующих обследований устанавливается по внешним для изучаемого объекта факторам (через год, через три года, после проведения каких-либо социальных мероприятий и т. д.), а в лонгитюдных исследованиях оно устанавливается по мере достижения молодежью определенных стадий в своем социальном развитии.

В лонгитюдных исследованиях важную роль играют понятия «поколение» и «когорта», в связи с чем выделяются еще два вида исследования: поколенное и когортное.

Поколенное исследование — это исследование, главная цель которого — изучение динамики социальной структуры и ценностей общества через исследование взаимоотношений поколений. К одному поколению относятся люди, возраст которых помещается в некотором интервале, при этом последний не всегда остается неизменным. В настоящее время большинство исследователей определяют интервал между поколениями в 20 — 25 лет. Трудности определения границ поколения во многом обусловлены множественностью и противоречивостью его социально-биологических критериев: сроки физического созревания юношества, начало трудовой деятельности, средний возраст вступления в брак, общность образа мыслей, по­ведения, ценностей. Все перечисленные критерии по­движны и социально обусловлены. В обществе всегда одновременно существуют несколько поколений, отношения между которыми создают ряд проблем, а иногда даже приводят к конфликтам.

Когортное исследование— изучает более специфические совокупности (когорты) в течение определенного времени. Когорта — это группировка, состоящая из индивидов, подобранных по тому признаку, что они переживают одни и те же события, процессы в одни и те же периоды времени. Таким образом, под когортой понимается часть поколения, выделяемая по одному (или более) специфическому признаку. Первоначально наиболее распространенным было понятие «когорта рождения», т. е. группа людей, рожденных в определенные периоды времени (в один и тот же год). В ходе исследования производится опрос членов этой когорты по достижении ими 18, 20, 25, 30 лет и т. д.

Также различают монографическое и сравнительное исследование.

Монографическое исследование— вид исследования, главная цель которого — изуче­ние какого-либо социального явления или процесса на одном объекте, являющимся представителем класса подобных объектов. Объект отбирается на основе имеющейся информации и предполагается, что он характерен для данного класса явлений. Задача монографического исследования заключается в том, чтобы дать детальный анализ нового явления, поскольку отсутствие информации о нем делает невозможным проведение широкого выборочного исследования. В связи с этим монографическое исследование не претендует на получение репрезентативной информации.

Сравнительное исследование — вид исследования, в котором в качестве основного приема используется сопоставление информации, которая может быть получена: 1) в разные периоды исторического развития общества; 2) в разных социальных подсистемах (группах, общностях, институтах и т.д.; 3) разными исследователями или исследовательскими коллективами; 4) разными методами сбора или измерения информации. В сравнительных исследованиях могут решаться различные методологические и методические задачи, как описательные (установление сходства и различия), так и аналитические (объяснение, предсказание, практические рекомендации).

В зависимости от места и условий проведения исследование может быть полевым или лабораторным.

Полевое исследование (синонимы «обследование», «эмпирическое обследование», «полевое обследование», «полевые работы») — в узком смысле — это опрос на «месте» (на дому, в школьном классе, на производстве и т. п.), в широком смысле — изучение объекта исследования в естественных, «полевых» условиях, в условиях повседневной жизни. Обычно полевое исследование направлено на полное и глубокое исследование социальных объектов для получения информации, которая необходима для объяснения социальных явлений и процессов. Поэтому объект полевого исследования всегда должен иметь четкие временные и пространственные границы (конкретный трудовой коллектив, студенты определенного вуза, территориальная общность и т. д.).

Лабораторное (экспериментальное) исследование — антоним понятия «полевое исследование». Если при полевом исследовании изучение социального объекта осуществляется в естественных условиях, а вмешательство социолога в ситуацию наблюдений по возможности сводится до минимума, то при лабораторном исследовании поведение людей изучается в искусственно созданной ситуации.

Источник статьи: http://studopedia.ru/2_42474_lektsiya—vidi-i-strategii-issledovaniy.html

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛЕВОЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛЕВОЕ
— понят являющееся синонимом понятий «полевое обследование», «полевые работы»; употребляется обозначения одного из основных этапов эмпиш социологич. исследования — массового сбора первичной социологич. информации на объектах. И.п. — антоним понятия «лабораторное исследование», поскольку проводится в естественных» реальных условиях, в непосредственном контакте с объектом исследования. Социологией данное понятие заимствовано у этнографов и антропологов. И.п. осуществляется в соответствии с организационно-методич. планом исследования Независимо от специфики используемых методов сбора первичной информации, типа и сложности объекта, при проведении И.п. выделяют несколько общих организационных этапов: 1-й этап — согласование плана И.п. с организациями, курирующими его проведение на конкретном объекте или системе объектов: вопросы о сроках полевых работ, конкретных объектах, входящих в выборку, о помещении для лаборатории полевой (см.), о подборе исполнителей полевых работ, о форме представления рез-тов исследования и т. д.; 2-й этап — выбор и подготовка помещения для полевой лаборатории (помещения, пригодного для обучения исполнителей полевых работ, приема и хранения первичной информации и т. д.); 3-й этап — формирование штата исполнителей полевых работ (количественный состав исполнителей и совокупность требований, предъявляемых к ним, зависят прежде всего от масштаба и типа выборки, сложности программы, методики сбора данных, запланированных сроков И.п. и т. п.; данные об исполнителях заносятся как в индивидуальные карточки, предназначенные для осуществления контроля за работой отдельных исполнителей, так и в общий список); 4-й этап — составление плана-графика И.п., подготовка индивидуальных заданий исполнителям полевых работ (план-график служит для обеспечения четкого и своевременного выполнения отдельных операций, к-рые выделяются в организационно-методич. плане исследования; задание точно определяет объем, содержание и сроки работы, поручаемой отдельным исполнителям, и т. п.); 5-й этап — обучение исполнителей полевых работ (целесообразно использовать такие формы обучения, как индивидуальный или коллективный инструктаж за несколько дней до начала проведения и выдача тиражированных инструкции каждому исполнителю; пробные выходы исполнителей на опросы с разбором их рез-тов; в ходе инструктажа дается краткая информация о целях исследования, о содержании, методич. принципах и последовательности этапов предстоящей работы, фиксируется внимание на наиболее сложных ее моментах, разъясняется порядок сдачи заполненных документов в лабораторию и т. д.); 6-й этап — проведение И.п. (на данном этапе перед сотрудниками полевой лаборатории стоят следующие основные задачи: оперативное устранение трудностей, возникающих в данный период у отдельных исполнителей; прием заполненных документов; контроль за содержанием работы путем тщательной проверки каждого из заполненных документов, выбороч. повторного анкетирования, кодирования содержания документов; контроль за общим ходом И.п. и соблюдением заданных сроков работы на основе фиксирования рез-тов деятельности исполнителей на индивидуальных карточках; использование наглядной схемы с ежедневным отражением итогов работы; учет и хранение первичной социология, информации и т. п.); 7-й этап — подготовка индивидуальных отчетов исполнителей и итогового отчета о проведении И.п. (в текстах индивидуальных отчетов и итогового отчета отражаются сроки и объем проделанной работы, реализации выборки, отношение респондентов, руководства предприятий и учреждений к исследованию, предложения по совершенствованию текста полевого документа, организации полевых работ и т. д.). Лит.: Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование.  М., 1975;Таршис Е.Я., Чернакова Н.Е. Организация работы полевой социологической лаборатории// Социологич. исслед. 1982, №3; Рабочая книга социолога. М., 1983; Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987. В.Д. Воинова, Н.Е. Чернакова.

Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М.
.
1999.

Полезное

Смотреть что такое «ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛЕВОЕ» в других словарях:

  • исследование полевое — тип исследования социальных явлений или поведения сообществ животных посредством изучения их в нормальных, естественных условиях. Прежде всего изучение ограниченной в пространстве совокупности индивидов, пребывающих в своих повседневных рамках:… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛЕВОЕ — англ. survey, field; нем. Felduntersuchung. Сбор первичных данных, производимых в естественных условиях исследуемых объектов. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • исследование полевое — Сбор первичных данных, производимый в естественных условиях исследуемых объектов. [РД 01.120.00 КТН 228 06] Тематики магистральный нефтепроводный транспорт …   Справочник технического переводчика

  • ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛЕВОЕ — – наиболее ценный, часто сложный и трудоемкий вид изучения конфликтов, заключающийся в непосредственном взаимодействии конфликтолога с конкретным конфликтом в процессе его развития. В процессе И. п. специалист непосредственно находится на месте… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛЕВОЕ — англ. survey, field; нем. Felduntersuchung. Сбор первичных данных, производимых в естественных условиях исследуемых объектов …   Толковый словарь по социологии

  • Исследование полевое — исследовательский дизайн, применяемый для изучения структуры малых групп и взаимодействия их членов …   Социологический словарь Socium

  • полевое исследование — тип исследования социальных явлений или поведения сообществ посредством изучения их в нормальных, естественных условиях. П. и. это прежде всего изучение ограниченной в пространстве совокупности индивидов (людей или животных), пребывающих в своих… …   Большая психологическая энциклопедия

  • полевое исследование — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN field study Scientific study made in the open air to collect information that can not be obtained in a laboratory. (Source: PHCa / DUNSTEa)… …   Справочник технического переводчика

  • Полевое исследование — исследование, проводимое в естественных условиях («в поле») …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ПОЛЕВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — социальное исследование, специфика к рого в непосредств. и всестороннем изучении отд. объекта или ограниченного числа объектов в реальных социальных условиях. В этом смысле П. и. отличается от лабораторного (напр., социально психологич.… …   Философская энциклопедия

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛЕВОЕ

понят являющееся синонимом понятий *полевое обследование*, *полевые работы*; употребляется обозначения одного из основных этапов эмпиш социологич. исследования массового сбора первичной социологич. информации на объектах. И.п. антоним понятия *лабораторное исследование*, поскольку проводится в естественных* реальных условиях, в непосредственном контакте с объектом исследования. Социологией данное понятие заимствовано у этнографов и антропологов. И.п. осуществляется в соответствии с организационно-методич. планом исследования Независимо от специфики используемых методов сбора первичной информации, типа и сложности объекта, при проведении И.п. выделяют несколько общих организационных этапов: 1-й этап согласование плана И.п. с организациями, курирующими его проведение на конкретном объекте или системе объектов: вопросы о сроках полевых работ, конкретных объектах, входящих в выборку, о помещении для лаборатории полевой (см.), о подборе исполнителей полевых работ, о форме представления рез-тов исследования и т. д.; 2-й этап выбор и подготовка помещения для полевой лаборатории (помещения, пригодного для обучения исполнителей полевых работ, приема и хранения первичной информации и т. д.); 3-й этап формирование штата исполнителей полевых работ (количественный состав исполнителей и совокупность требований, предъявляемых к ним, зависят прежде всего от масштаба и типа выборки, сложности программы, методики сбора данных, запланированных сроков И.п. и т. п.; данные об исполнителях заносятся как в индивидуальные карточки, предназначенные для осуществления контроля за работой отдельных исполнителей, так и в общий список); 4-й этап составление плана-графика И.п., подготовка индивидуальных заданий исполнителям полевых работ (план-график служит для обеспечения четкого и своевременного выполнения отдельных операций, к-рые выделяются в организационно-методич. плане исследования; задание точно определяет объем, содержание и сроки работы, поручаемой отдельным исполнителям, и т. п.); 5-й этап обучение исполнителей полевых работ (целесообразно использовать такие формы обучения, как индивидуальный или коллективный инструктаж за несколько дней до начала проведения и выдача тиражированных инструкции каждому исполнителю; пробные выходы исполнителей на опросы с разбором их рез-тов; в ходе инструктажа дается краткая информация о целях исследования, о содержании, методич. принципах и последовательности этапов предстоящей работы, фиксируется внимание на наиболее сложных ее моментах, разъясняется порядок сдачи заполненных документов в лабораторию и т. д.); 6-й этап проведение И.п. (на данном этапе перед сотрудниками полевой лаборатории стоят следующие основные задачи: оперативное устранение трудностей, возникающих в данный период у отдельных исполнителей; прием заполненных документов; контроль за содержанием работы путем тщательной проверки каждого из заполненных документов, выбороч. повторного анкетирования, кодирования содержания документов; контроль за общим ходом И.п. и соблюдением заданных сроков работы на основе фиксирования рез-тов деятельности исполнителей на индивидуальных карточках; использование наглядной схемы с ежедневным отражением итогов работы; учет и хранение первичной социология, информации и т. п.); 7-й этап подготовка индивидуальных отчетов исполнителей и итогового отчета о проведении И.п. (в текстах индивидуальных отчетов и итогового отчета отражаются сроки и объем проделанной работы, реализации выборки, отношение респондентов, руководства предприятий и учреждений к исследованию, предложения по совершенствованию текста полевого документа, организации полевых работ и т. д.). Лит.: Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. М., 1975;Таршис Е.Я., Чернакова Н.Е. Организация работы полевой социологической лаборатории// Социологич. исслед. 1982, №3; Рабочая книга социолога. М., 1983; Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987. В.Д. Воинова, Н.Е. Чернакова.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБНОЕ (ИССЛЕДОВАНИЕ ПИЛОТАЖНОЕ АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ СБОРА ДАННЫХ) →← ИССЛЕДОВАНИЕ

Смотреть что такое ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛЕВОЕ в других словарях:

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛЕВОЕ

— тип исследования социальных явлений или поведения сообществ животных посредством изучения их в нормальных, естественных условиях. Прежде всего — изучение ограниченной в пространстве совокупности индивидов, пребывающих в своих повседневных рамках: коллектив людей в его социальном контексте, стая животных н естественных условиях существования, и пр. Первые исследования полевые были связаны с работами этнологов, описывавших совокупность явлений, кои трудно было предвидеть и систематизировать заранее. Основная цель исследований полевых — открытие еще неизвестных процессов и определяющих их факторов. В зависимости от задач и используемых средств можно выделить три их типа:
1) поисковое (см. исследование пилотажное) — описательного характера;
2) диагностическое — направленное на решение практических задач;
3) экспериментальное — связанное с проверкой гипотез.
Важнейшее условие исследований полевых — обеспечение такого присутствия наблюдателя, кое не искажает естественный ход наблюдаемого процесса…. смотреть

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛЕВОЕ

тип исследования социальных явлений или поведения сообществ животных посредством изучения их в нормальных, естественных условиях. Прежде всего — изучение ограниченной в пространстве совокупности индивидов, пребывающих в своих повседневных рамках: коллектив людей в его социальном контексте, стая животных н естественных условиях существования, и пр. Первые исследования полевые были связаны с работами этнологов, описывавших совокупность явлений, кои трудно было предвидеть и систематизировать заранее. Основная цель исследований полевых — открытие еще неизвестных процессов и определяющих их факторов. В зависимости от задач и используемых средств можно выделить три их типа:
1) поисковое (-> исследование пилотажное) — описательного характера;
2) диагностическое — направленное на решение практических задач;
3) экспериментальное — связанное с проверкой гипотез. Важнейшее условие исследований полевых — обеспечение такого присутствия наблюдателя, кое не искажает естественный ход наблюдаемого процесса. … смотреть

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛЕВОЕ

fieldwork), осн. метод исследований в совр. социальной и культурной антропологии. Термин относится к сбору данных, касающихся обществ, или культурных групп, посредством личного наблюдения. Первые наиб, значит, этнографические П.и. были проведены Малиновским, к-рый утверждал, что только при близком и долгом контакте с изучаемым об-вом можно выявить его истинные черты. Сейчас процесс П.и. часто рассматривается как наблюдение участника. Ученый, занимающийся П.и., живет год или два в изучаемой им социальной группе, учит местный яз.. участвует в повседневной жизни группы, записывает и тотчас же анализирует такие явления, как родство, ритуалы, сезонные работы и др. … смотреть

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛЕВОЕ

– наиболее ценный, часто сложный и трудоемкий вид изучения конфликтов, заключающийся в непосредственном взаимодействии конфликтолога с конкретным конфликтом в процессе его развития. В процессе И. п. специалист непосредственно находится на месте развития событий, наблюдает их, изучает др. методами. Ценность И. п. определяется объемом, разнообразием и достоверностью информации о конфликте, которые др. методами обеспечить затруднительно. В отечественной конфликтологии И. п. конфликтов – большая редкость…. смотреть

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛЕВОЕ

— англ. survey, field; нем. Felduntersuchung. Сбор первичных данных, производимых в естественных условиях исследуемых объектов.
Antinazi.Энциклопедия социологии,2009… смотреть

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛЕВОЕ

– прикладное социологическое исследование (см. Исследование социологическое прикладное), проводимое в естественных (не лабораторных) условиях.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛЕВОЕ

крупномасштабное изучение социальных явлений методом непосредственного наблюдения за поведением людей в реальных жизненных ситуациях.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛЕВОЕ

исследовательский дизайн, применяемый для изучения структуры малых групп и взаимодействия их членов.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛЕВОЕ

(Field research) — исследование, выполненное в естественных условиях, вне стен лаборатории.

Исследование полевое

исследование полевое

понят являющееся синонимом понятий «полевое обследование», «полевые работы»; употребляется обозначения одного из основных этапов эмпиш социологич. исследования массового сбора первичной социологич. информации на объектах. И.п. антоним понятия «лабораторное исследование», поскольку проводится в естественных» реальных условиях, в непосредственном контакте с объектом исследования. Социологией данное понятие заимствовано у этнографов и антропологов. И.п. осуществляется в соответствии с организационно-методич. планом исследования Независимо от специфики используемых методов сбора первичной информации, типа и сложности объекта, при проведении И.п. выделяют несколько общих организационных этапов: 1-й этап согласование плана И.п. с организациями, курирующими его проведение на конкретном объекте или системе объектов: вопросы о сроках полевых работ, конкретных объектах, входящих в выборку, о помещении для лаборатории полевой (см.), о подборе исполнителей полевых работ, о форме представления рез-тов исследования и т. д.; 2-й этап выбор и подготовка помещения для полевой лаборатории (помещения, пригодного для обучения исполнителей полевых работ, приема и хранения первичной информации и т. д.); 3-й этап формирование штата исполнителей полевых работ (количественный состав исполнителей и совокупность требований, предъявляемых к ним, зависят прежде всего от масштаба и типа выборки, сложности программы, методики сбора данных, запланированных сроков И.п. и т. п.; данные об исполнителях заносятся как в индивидуальные карточки, предназначенные для осуществления контроля за работой отдельных исполнителей, так и в общий список); 4-й этап составление плана-графика И.п., подготовка индивидуальных заданий исполнителям полевых работ (план-график служит для обеспечения четкого и своевременного выполнения отдельных операций, к-рые выделяются в организационно-методич. плане исследования; задание точно определяет объем, содержание и сроки работы, поручаемой отдельным исполнителям, и т. п.); 5-й этап обучение исполнителей полевых работ (целесообразно использовать такие формы обучения, как индивидуальный или коллективный инструктаж за несколько дней до начала проведения и выдача тиражированных инструкции каждому исполнителю; пробные выходы исполнителей на опросы с разбором их рез-тов; в ходе инструктажа дается краткая информация о целях исследования, о содержании, методич. принципах и последовательности этапов предстоящей работы, фиксируется внимание на наиболее сложных ее моментах, разъясняется порядок сдачи заполненных документов в лабораторию и т. д.); 6-й этап проведение И.п. (на данном этапе перед сотрудниками полевой лаборатории стоят следующие основные задачи: оперативное устранение трудностей, возникающих в данный период у отдельных исполнителей; прием заполненных документов; контроль за содержанием работы путем тщательной проверки каждого из заполненных документов, выбороч. повторного анкетирования, кодирования содержания документов; контроль за общим ходом И.п. и соблюдением заданных сроков работы на основе фиксирования рез-тов деятельности исполнителей на индивидуальных карточках; использование наглядной схемы с ежедневным отражением итогов работы; учет и хранение первичной социология, информации и т. п.); 7-й этап подготовка индивидуальных отчетов исполнителей и итогового отчета о проведении И.п. (в текстах индивидуальных отчетов и итогового отчета отражаются сроки и объем проделанной работы, реализации выборки, отношение респондентов, руководства предприятий и учреждений к исследованию, предложения по совершенствованию текста полевого документа, организации полевых работ и т. д.). Лит.: Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование.  М., 1975;Таршис Е.Я., Чернакова Н.Е. Организация работы полевой социологической лаборатории// Социологич. исслед. 1982, №3; Рабочая книга социолога. М., 1983; Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987. В.Д. Воинова, Н.Е. Чернакова.

См. в других словарях

1.

  англ. survey, field; нем. Felduntersuchung. Сбор первичных данных, производимых в естественных условиях исследуемых объектов. …

Большой словарь по социологии

2.

  исследовательский дизайн, применяемый для изучения структуры малых групп и взаимодействия их членов. …

Краткий социологический словарь

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимом народной педагогики является
  • Синонимом направление
  • Синонимом надежности
  • Синонимом морали является понятие
  • Синонимом модификационной изменчивости является