помогите срочно
Синонимом понятия «мораль» является понятие «нравственность». Прочитайте высказывания. Какое значение играет нравственность в жизни общества, отдельного человека?
Л. Фейербах: «Хорошо и нравственно — это одно и то же. Но хорош только тот, кто хорош для других».
И. Гёте: «Главное условие нравственности — желание стать нравственным».
Г. Флобер: «Все, что прекрасно, — нравственно».
Конфуций: «Когда ясно, В чем заключается истинная нравственность,
то и все остальное будет ясно».
Г. Гегель: «Истинная собственная польза достигается лишь нравственным
поведением».
Л. Н. Толстой: «Простота есть главное условие нравственной красоты. Для того чтобы знать, что нравственно, надо знать, что безнравственно; для того чтобы знать, что делать, надо знать, чего не должно делать …Жизнь без нравственного усилия есть сон».
И. Кант: «Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья».
НРАВСТВЕННОСТЬ
- НРАВСТВЕННОСТЬ
- — понятие, являющееся синонимом морали (рус. вариант лат. термина «мораль», происходит от слова «нрав»). В истории этики Н, иногда трактовалась и как нечто отличное от морали. Так, Гегель понимал под моралью область субъективно-индивидуальной моральности, охватывающую сферу личных и частных взаимоотношений, субъективно мыслимого долженствования, идеала и критических умонастроений по отношению к социально-историческим явлениям. Понятию «Н.» он придавал более высокий смысл. Но на самом деле Н. у него — это, во-первых, обычаи и нравы, в к-рых индивид не отличает себя как личность от стихийно формирующихся в об-ве и усвоенных им стихийно привычных форм поведения, т. е. нечто исторически предшествующее собственно морали или же, поскольку обычаи сохраняют значение и в совр. об-ве, более простые формы регуляции — поведения, чем мораль; во-вторых, конкретные обязанности человека перед государством, сословиями, корпорациями, семьей, санкционируемые и регулируемые правом, что также выходит за собственные рамки морали. В советской этике наряду с отождествлением понятий морали и Н. существуют и др. т. зр. Согласно одной из них, мораль-форма сознания, а Н.-область практических поступков, обычаев, нравов. Согласно· др., мораль-это регуляция поведения посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического принуждения и контроля, групповых критериев, общественного мнения. Н. же — сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами, область самодеятельности и творчества человека, внутреннего самопринуждения благодаря личной сознательности, переходящего в склонность и спонтанное побуждение творить добро.
Словарь по этике. — М.: Политиздат.
.
1981.
Синонимы:
Антонимы:
Полезное
Смотреть что такое «НРАВСТВЕННОСТЬ» в других словарях:
-
Нравственность — Нравственность термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда этики[1]. В более узком значении нравственность это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной… … Википедия
-
НРАВСТВЕННОСТЬ — термин, употребляемый, как правило, синонимично термину «мораль», реже «этика». Так же как «этика» в греч., «мораль» в лат., «Sittlichkeit» в нем. яз., рус. слово «Н.» этимологически восходит к слову «нрав» (характер). В языках, где употребля … Философская энциклопедия
-
нравственность — упадок нравственности.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. нравственность мораль, этика; моральный кодекс, этические нормы, честность, целомудрие, педагогичность,… … Словарь синонимов
-
НРАВСТВЕННОСТЬ — НРАВСТВЕННОСТЬ, нравственности, мн. нет, жен. (книжн.). 1. Совокупность норм, определяющих поведение человека. «В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укреплепие и завершение коммунизма.» Ленин. 2. Самое поведение человека.… … Толковый словарь Ушакова
-
Нравственность — ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. В широком смысле слова нравственность особая форма общественного сознания и вид… … Официальная терминология
-
НРАВСТВЕННОСТЬ — см. Мораль … Большой Энциклопедический словарь
-
НРАВСТВЕННОСТЬ — НРАВСТВЕННОСТЬ, и, жен. Внутренние, духовные качества, к рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности. | прил. нравственный, ая, ое. Н. кодекс человека.… … Толковый словарь Ожегова
-
Нравственность — см. Этика (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов
-
НРАВСТВЕННОСТЬ — см. МОРАЛЬ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
-
нравственность — регулирующая функция человеческого поведения. Согласно З. Фрейду, ее сущность сводится к ограничению влечений. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
-
Нравственность — система ценностей и предписаний, предназначенная для регулирования действий человека; вырабатывается обществом и отражает интересы общества, то есть других людей; попытки государства внедрить в общество нравственность, оптимизированную под… … Мир Лема — словарь и путеводитель
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Была в сети 01.12.2022 17:44
Ярушникова Наталья Андреевна
преподаватель истории и обществознания
34 года
1 487
28 239
Презентация по обществознанию тема»Мораль и нравственность»
18.11.2020 14:05
Тема: Мораль и нравственность
Понятие «мораль»
произошло (от латинского moralis — что означает в переводе нравственный). Синонимом морали является понятие нравственность.
Мораль
это совокупность принципов и норм поведения людей по отношению к друг другу и обществу.
мораль изучает наука – этика.
Функции морали
Регулятивная. Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни.
Гуманизирующая. Мораль приобщает личность к высоким нравственным принципам и идеалам, т.е. утверждает человеческое в человеке.
Воспитательная. Мораль участвует в формировании человеческой личности.
Коммуникативная. Мораль выступает необходимым условием, фактором и результатом человеческого общения.
Познавательная. Мораль вооружает нас «секретами» человеческого поведения и общения.
СТРУКТУРА МОРАЛИ
Моральные ценности
Выделают 7 фундаментальных ценностей
Моральные нормы
Категории морали
Категории морали
Моральные принципы
Моральные принципы
Просмотр содержимого документа
«Презентация по обществознанию тема»Мораль и нравственность»»
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Нравственность
— один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса;…
— один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса; мораль. Заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом. Добровольность и самодеятельность согласования отличают всякое явление нравственности. Нравственное чувство является, по Канту, “некоторой ощущаемой зависимостью частной воли от общей”. Сущность нравственности является предметом этики.
Нравственность
—см. Мораль.
—см. Мораль.
Нравственность
категория этики, обозначающая особую форму общественного сознания и вид общественных отношений, цель которых – сформировать…
категория этики, обозначающая особую форму общественного сознания и вид общественных отношений, цель которых – сформировать способы нормативной регуляции поведения и действий людей в обществе с помощью норм, принципов, категорий морали.
Нравственность
— понятие, являющееся синонимом морали (рус. вариант лат. термина «мораль», происходит от слова «нрав»). В истории этики…
— понятие, являющееся синонимом морали (рус. вариант лат. термина «мораль», происходит от слова «нрав»). В истории этики Н, иногда трактовалась и как нечто отличное от морали. Так, Гегель понимал под моралью область субъективно-индивидуальной моральности, охватывающую сферу личных и частных взаимоотношений, субъективно мыслимого долженствования, идеала и критических умонастроений по отношению к социально-историческим явлениям. Понятию «Н.» он придавал более высокий смысл. Но на самом деле Н. у него – это, во-первых, обычаи и нравы, в к-рых индивид не отличает себя как личность от стихийно формирующихся в об-ве и усвоенных им стихийно привычных форм поведения, т. е. нечто исторически предшествующее собственно морали или же, поскольку обычаи сохраняют значение и в совр. об-ве, более простые формы регуляции – поведения, чем мораль; во-вторых, конкретные обязанности человека перед государством, сословиями, корпорациями, семьей, санкционируемые и регулируемые правом, что также выходит за собственные рамки морали. В советской этике наряду с отождествлением понятий морали и Н. существуют и др. т. зр. Согласно одной из них, мораль-форма сознания, а Н.-область практических поступков, обычаев, нравов. Согласно· др., мораль-это регуляция поведения посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического принуждения и контроля, групповых критериев, общественного мнения. Н. же – сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами, область самодеятельности и творчества человека, внутреннего самопринуждения благодаря личной сознательности, переходящего в склонность и спонтанное побуждение творить добро.
Нравственность
— см. мораль.
— см. мораль.
Нравственность
— внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые…
— внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами и полученные в результате нравственных наставлений, нравоучений.
Нравственность
— см. Мораль.
— см. Мораль.
Нравственность
— определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества,…
— определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы. Разрушение Н. приводит к распаду, дезинтеграции общества, к катастрофе; смена Н. приводит к изменению социальных отношений. Общество защищает сложившуюся Н. через социальные интеграторы, посредством различного рода социальных институтов, через защиту ценностей культуры. Отсутствие или слабость этих механизмов лишает общество возможности защищать Н. от отдаленных и скрытых угроз, что делает ее уязвимой для неожиданных опасностей дезорганизации, нравственного распада. Это делает общество нравственно и организационно дезорганизованным. Н. включает возможность разнообразия нравственных Идеалов, связанных с различными вариантами единства интеграции общества. тех культурах, где формирование нравственного основания переживает длительный кризис, где оно отягощено расколом, нравственный аспект культуры находится в постоянном возбуждении.
В любой культуре нравственность выступает как дуальная оппозиция, например, как соборный – авторитарный, как традиционный, – либеральный идеалы и т. д. Переходы от одного полюса оппозиции к другому могут осуществляться через инверсию, т. е. через логически моментальный, взрывообразный переход от одного полюса к другому, или через медиацию, т. е. медленную творческую наработку качественно нового нравственного содержания, новых дуальных оппозиций. Соотношение между инверсией и медиацией на каждом этапе оказывает исключительно большое влияние на формирование Н., ее содержание, Толчок к смене идеалов идет от роста дискомфортного состояния.
Сущность
морали
Мораль
возникла еще в первобытном обществе. Мораль регулирует поведение людей во всех
сферах общественной жизни: в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных,
личных, межклассовых и международных отношениях. В отличие от особых
требований, предъявляемых к человеку в каждой из этих областей, принципы морали
имеют социально-всеобщее значение: они распространяются на всех людей, фиксируя
в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих
взаимоотношений и откладывается в многовековом опыте развития общества.
Понятие
«мораль» произошло от латинского слова moralis,
что в переводе означает «нравственный». Синонимом морали является понятие нравственность.
Мораль — это совокупность принципов и норм поведения людей по
отношению друг к другу и к обществу в целом. Мораль изучает особая наука — этика.
Моральные
нормы — это опирающиеся на
общественные оценки убеждения и привычки людей, идеалы добра, зла,
справедливости и т.п. Моральные нормы регулируют внутреннее поведение человека,
диктуют безусловное требование поступать в конкретной ситуации «так, а не
иначе». В моральных нормах отражаются потребности человека и общества не в
границах определенных, частных обстоятельств и ситуаций, а на основе громадного
исторического опыта многих поколений. Поэтому через моральные нормы могут
оцениваться как цели, преследуемые людьми, так и средства их достижения.
Выделяют
светскую и религиозную мораль.
Светская
мораль — отражает потребности
человека и общества на основе исторического опыта многих поколений, это отражение
традиций и нравов общества в целом.
Религиозная
мораль — совокупность
нравственных понятий и принципов, складывающихся под непосредственным влиянием
религиозного мировоззрения. Религиозная мораль утверждает, что нравственность
имеет сверхъестественное, божественное происхождение, и тем самым
провозглашается вечность и неизменность религиозных моральных установлений, их
вневременной, надклассовый характер.
Мораль
выполняет в обществе ряд важнейших функций.
1. Регулятивная
функция — регулирует поведение людей в обществе, контролирует
нижнюю границу человеческих отношений, за которой наступает ответственность
перед обществом. Моральная регуляция отличается от правовой регуляции тем, что
влияние первой определяется принципами, действующими изнутри самого человека,
право же — является внешней надстройкой.
2. Воспитательная
функция — готовит человека к жизни в обществе, выступает одним из
видов социализации подрастающего поколения. Моральное воспитание продолжается
всю жизнь от момента формирования сознания человека через самовоспитание в
период зрелости. Если в детстве ребенок получает первичные моральные
представления, то в дальнейшем он самостоятельно развивает их, превращая в свой
нравственный мир.
3. Коммуникативная
функция — создает нормативную основу человеческого общения
(этикет, правила общения, правила приличия).
4. Познавательная
функция — позволяет познавать и оценивать человеческие качества.
В
этой связи отметим, что моральное знание — это знание о должном,
справедливом, о том, что находится под абсолютным запретом, о добре и зле.
Таким
образом, мораль — это и характеристика личности, ее главных качеств. В
тоже время, это и характеристика отношений между людьми, вся совокупность
нравственных норм, которыми люди руководствуются в своей жизни.
Религия
как феномен культуры
Религия
является одной из древнейших и основных (наряду с наукой и образованием) форм
духовной культуры и важнейшим фактором человеческой истории.
Слово
«религия» произошло от латинского religio —
благочестие, набожность, святыня, предмет культа. Религия — это мировоззрение и мироощущение, которое основывается
на вере в существование одного или нескольких богов, т.е. такого начала,
которое находится за пределами естественного знания, и недоступно пониманию
человека.
В структуре
религии можно выделить следующие элементы.
1. Вера в существование Бога как творца всего сущего.
Основания
веры: Священное писание, свидетельства очевидцев, чудеса.
Противоположностью
веры является атеизм — неверие в Бога.
2. Учение — это совокупность принципов идей и понятий —
закреплено в Священной книге (Библия, Коран).
3. Религиозная
деятельность (культ) —
это вся совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения
Богу.
4. Религиозные
институты, называемые общиной или
церковью.
Религия
играет огромную роль в общественной жизни. Под функциями религии понимают
различные способы ее действия в обществе. В качестве наиболее существенных функций
религии выделяют следующие.
1. Мировоззренческая
функция — объясняет человеку явления окружающего мира и его устройство,
указывает на то, в чем состоит смысл человеческой жизни.
2. Компенсаторная
функция — дает людям утешение, надежду, опору, снижает тревожность
в различных ситуациях риска. Не случайно люди чаще всего обращаются к религии в
тяжелые моменты своей жизни.
3. Воспитательная
функция — воспитывает и обеспечивает связь поколений.
4. Коммуникативная
функция — осуществляет общение людей, прежде всего в культовой
деятельности.
5. Регулятивная
функция — религиозная мораль регулирует поведение людей в
обществе.
6. Интегративная
функция — способствует объединению людей, объединяя их мысли,
чувства и стремления.
Существуют
различные формы религиозных верований.
1. Культ
природы — обычно выделяют
культы Неба и Земли. Небо населяют богами, которые управляют жизнью людей, а
боги Земли управляют природными процессами.
2. Анимизм — все вещи, предметы и явления природы наделяются духовным
началом. Эти духи участвуют в делах человека, помогают или мешают ему.
3. Тотемизм — такая форма верований, в которой человек рассматривается
как потомок какого-либо животного (тотема).
4. Культ
предков — это вера в
мистическую связь с умершими поколениями, поклонение духам умерших людей.
5. Политеизм — вера во множество богов, среди которых обычно выделяется
главный бог. Остальные боги являются его детьми и родственниками и подчиняются
ему.
6. Монотеизм — это единобожие, вера в существование единого Бога. Его
трактуют как Творца, реальное начало мира, Господа и Царя Небесного.
Интернациональными,
мировыми, вселенскими, монотеистическими религиями, получившими широкое
распространение среди разных народов, являются буддизм, христианство и ислам.
Возникновение мировых религий — результат длительного развития
политических, экономических и культурных контактов между различными странами и
народами. Этнические, национальные перегородки, свойственные религиям
древности, были заменены перегородками религиозными. Космополитический характер
буддизма, христианства и ислама позволил им перешагнуть национальные границы,
широко распространиться по земному шару и превратиться в мировые религии.
Мировым
религиям свойственна вера в единого, всемогущего, вездесущего, всеведущего
Бога. Единый Бог монотеизма как бы соединяет в одном образе все те качества и
свойства, которые были присущи многочисленным богам политеизма. Каждая из трех
мировых религий складывалась в конкретной исторической среде, в условиях
определенной культурно-исторической общности народов. Этим обстоятельством
объясняются многие их характерные особенности.
Рассмотрим основные
черты мировых религий.
1. Буддизм — самая древняя мировая религия. Возникла в VI—V вв.
до н.э. в Индии. В буддизме существуют два
направления:
1)
хинаяна;
2)
махаяна.
Суть
учения буддизма: через размышление и созерцание человек
может достичь истины, найти правильный путь к спасению, к Богу. Если он ведет
добродетельную и милосердную жизнь, то смерть станет переходом в высшее
состояние — нирвану. Одна из важнейших заповедей буддизма — любовь и
милосердие ко всем живым существам.
2. Христианство — возникло в I в. н.э. на территории Римской
импер. В настоящее время — это самая распространенная
на Земле религия. Существуют три ветви
христианства:
1)
католичество;
2)
православие;
3)
протестантизм.
Центральная
идея христианства — это идея греховности человека
как причина всех его несчастий. Человек может избавиться от грехов через
молитву и покаяние.
3. Ислам
(мусульманство) — самая молодая
мировая религия. Возникла в VII в. н.э. на Аравийском полуострове, на территории арабских племен. «Ислам» в переводе на русский
язык означает «покорность». В мусульманстве два
направления:
1)
суннизм;
2)
шиизм.
Основные
идеи ислама — человек по своей сути грешен, ему остается уповать на
милосердие и волю Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять
предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю. Характерной
особенностью мусульманской религии является то, что она вмешивается во все
сферы жизни людей. Личная, семейная, общественная жизнь верующих, политика,
правовые отношения, суд — все должно подчиняться религиозным законам.
Для
ислама и христианства свойственен фатализм —
убеждение в том, что судьба человека и все его действия и поступки
предопределены Богом, записаны в «Книге судеб».
В
Конституции РФ, в статье 28, законодательно закреплена свобода совести и
вероисповедания — человек вправе сам выбирать себе религию или быть
атеистом.
Свобода
совести – свобода исповедовать или не исповедовать любую религию.
Задания
1. на
оценку «5»: ответить устно на 4 контрольных вопроса на оценку «5»
2. на
оценку «4»: ответить устно на 3 контрольных вопроса на оценку «5»
3. на
оценку «3»: записать в тетради ответы на 4 вопроса.
1.Дайте
определение понятию «религия».
2.Что
в обществознании понимают под моралью?
3.Дайте
характеристику мировым религиям.
4.Что
означает термин «Свобода совести»?
Социальная
мобильность
Люди
находятся в постоянном движении, а общество — в развитии. Совокупность
социальных перемещений людей в обществе, т. е. изменений статуса, называется
социальной мобильностью. Эта тема интересовала человечество с давних пор.
Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение — излюбленный
сюжет народных сказок: Находчивый нищий вдруг становится богачом, бедный
принц — королем, а трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, повысив
тем самым свой статус и престиж.
Однако
человеческая история складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько
из движения больших социальных групп. На смену земельной аристократии приходит
финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из
современного производства представителями так называемых «белых
воротничков» — инженерами, программистами, операторами. Войны и революции
перекраивали социальную структуру общества, поднимая на вершину пирамиды одних
и опуская других. Подобные изменения произошли в российском обществе после
Октябрьской революции 1917 г. Происходят они и сегодня, когда на смену
партийной элите приходит бизнес-элита.
Существует
два основных вида социальной мобильности — вертикальная и горизонтальная.
Вертикальная
мобильность подразумевает
перемещение из одной страты (сословия, класса) в другую. В зависимости от
направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая
мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение
в должности — пример восходящей мобильности, увольнение,
разжалование — пример нисходящей.
Горизонтальная
мобильность подразумевает переход
индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же
уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную
группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую
(свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные
движения происходят без заметного изменения социального положения в
вертикальном направлении.
Разновидностью
горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает
перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примером
выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и
обратно. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая
мобильность превращается в миграци. Если
деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это
географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место
жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция.
Социальная
мобильность может быть групповой, когда индивид
опускается или поднимается по социальной лестнице вместе со своей группой
(сословием, классом), и индивидуальной, когда он делает это независимо от
других. Причинами групповой мобильности служат такие факторы, как социальные
революции, иностранные интервенции, нашествия, межгосударственные войны,
гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, замена
старой конституции новой и др.
К
факторам индивидуальной мобильности, т.е.
причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому,
ученые относят социальный статус семьи, уровень получения образования, национальность,
физические и умственные способности, внешние данные, получение воспитания,
место жительства, выгодный брак.
Пути
и механизмы, благодаря которым люди поднимаются наверх, называются каналами
вертикальной мобильности. Поскольку вертикальная
мобильность существует в любом обществе, даже в первобытном, между стратами
существуют различные «отверстия», «лифты», по которым индивиды
перемещаются вверх и вниз. Самыми известными каналами является политика, армия,
церковь, школа, семья, собственность.
Армия функционирует
в качестве канала вертикальной мобильности в военное время. Крупные потери
среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов.
Солдаты продвигаются по социальной лестнице благодаря таланту и храбрости.
Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для
дальнейшего продвижения и накопления богатств. Известно, что из 92 римских
императоров 36 достигли власти, начав с низших чинов. Из 65 византийских
императоров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере. Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им
короли Европы вышли из простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашингтон и
тысячи других командующих достигли самого высокого положения благодаря армии.
Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число
людей с низов до вершин общества. Гиббон, архиепископ
Реймса, был в прошлом рабом. Папа Григорий VII —
сын плотника. Социолог П. Сорокин изучил биографию
144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 — из
средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI в. папой
Григорием VII, обязывал католическое духовенство не иметь детей. Благодаря
этому после смерти служителей церкви освободившиеся места заполнялись новыми
людьми. Помимо восходящего движения церковь была каналом нисходящего движения.
Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и
уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов,
аристократов и дворян высоких рангов.
Институты
образования и воспитания, какую бы
конкретную форму они не приобретали, во все века служили мощным каналом
социальной циркуляции. Демократические страны относятся к обществам, где школы
доступны всем его членам. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих
странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным
каналом вертикальной мобильности. В таком обществе «социальный лифт» движется с
самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха. Примером
является древний Китай. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года
устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от их семейного статуса
отбирались и переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они
попадали на высокие правительственные посты.
Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и
денег. Именно они — один из самых простых и действенных способов
социального продвижения. В XV—XVIII вв. европейским обществом стали
править деньги. Достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а не
знатное происхождение. Последние периоды истории Древней Греции и Рима были такими же.
П. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии
способствуют накоплению богатств. Согласно его расчетам, в 29% случаев это
позволяет сделать занятие фабриканта, в 21% — банкира и биржевика, в
12% — торговца. Профессии артистов, художников, изобретателей,
государственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не дают таких
возможностей.
Семья и брак становятся каналами
вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители
разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак
бедного, но титулованного партнера с богатым, но незнатным. В результате оба
продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел. Пример
нисходящей мобильности мы находим в античности. По римскому закону, свободная
женщина, вышедшая замуж за раба, сама становилась рабыней и теряла статус
свободного гражданина. Семья превратилась в главный механизм социального
отбора, определения и наследования социального статуса. Происхождение из
знатной семьи гарантирует хорошую наследственность и достойное образование
вовсе не автоматически. Родители заботились о наилучшем воспитании детей, это
стало обязательной нормой для аристократии. В бедных семьях родители не могли
дать подобающего образования и воспитания. Их могли дать знатные семьи. Из них
рекрутировалась управленческая элита. Семья стала одним из институтов
распределения членов общества по стратам.
Контрольные вопросы
1. Какие элементы входят в понятие «социальная структура
общества»?
2. Объясните понятие «социальная группа».
3. Какие виды социальных групп Вы знаете?
4. Какие виды этнических групп Вы знаете?
5. Что такое национализм?
6. Как Вы понимаете понятия «национальное самосознание»,
«национальный менталитет», «национальный характер»?
7. Что такое социальная дифференциация?
8. Как Вы понимаете понятие «социальная стратификация»?
9. Какие типы социальных стратификаций Вы знаете?
10. Каковы особенности социальной стратификации современной
России?
11. Что такое социальная мобильность?
12. Какие виды социальной мобильности Вы знаете?