Синонимом дифференциальной психологии является

Контрольный тест по дифференциальной психологии

Тема 1 История возникновения и этапы развития дифференциальной психологии и психофизиологии

~b1 1.Термин
«дифференциальная психология» был
введен:

а)В.Вундтом

б)Крепелином

в)В.Штерном

г)К.Юнгом

д)
Дж.Кеттеллом

~b3 2.Понятие
индивидуализация:

а)обладание
чем-то уникальным

б)есть
свойство всего живого

в)естественное
состояние психики и организма

г)свойство
человеческого сознания

д)все
ответы верны

~b1 3.Термин
«дифференциальная психология» был
введен:

а)А.Адлером

б)В.Штерном

в)А.Бине

г)ФГальтоном

д)
Эббингаузом

~b1 4.Синонимом
дифференциальной психологии является:

а)сравнительная
психология

6)этническая психология

в)психология
индивидуальных различий

г)индивидуальная
психология

д)все
ответы верны

~b3 5.Дифференциальная
психология изучает:

а)общие
закономерности становления функций
психики

б)методы
диагностики

в)границы
вариативности изучаемого признака

г)психические
явления в норме и патологии

д)наличие
или отсутствие какого-либо качества

~b3 6.Дифференциальная
психология изучает:

а)методы
измерения психических функций

б)понятие
«норма»

в)развитие
и изменение психики в онтогенезе

г)типологические
различия психологических проявлений
у представителей разных категорий людей

д)
относительную частоту проявления
различных степеней какого-либо качества

~b3 7.Предметом
исследования дифференциальной психологии
является:

а)область
индивидуальных различий

б)область
типологических различий

в)область
групповых различий

г)степень
изменчивости признака

д)все
утверждения верны

~b3 8.Дифференциальная
психология не изучает:

а)этно-культурные
различия

б)
область типологических различий

в)границы
вариативности изучаемого признака

г)психические
явления в норме и патологии

д)все
ответы верны

~b2 9.Индивидуальность
человека формируется под влиянием:

а)наследственности

б)культуры

в)семьи

г)
под влиянием жизненного опыта

д)все
ответы верны

~Α4 10.Гуманитарная
парадигма познания означает

а)предпочтение
метода включенного наблюдения особенностей
человека

б)изучение человека
с соблюдением этических норм и без
использования аппаратных методов

в)этап зрелости
научной дисциплины, характеризующийся
вниманием к единичным феноменам

г)принятие
всех вариантов разнообразия психических
проявлений

д)все
ответы верны

~Α5 11.При
каком подходе в качестве основания для
выделения черт берутся конструкты,
репрезентированные в повседневном
языке:

а)социобиологического
анализа

б)психолингвистического
моделирования

в)психодинамического
подхода

г)психогенетической
теории

д)структурно-функционального
анализа

~
Α3 12.Общегрупповой опыт, влияющий на
индивидуальные различия, является более
устойчивым в том смысле, что:

а)
он чаще повторяется

б)
чаще находит подкрепление

в)
усиливается за счет сходных переживаний

г)
является более действенным по сравнению
с индивидуальным

д)все
ответы верны

~Α3 13.Типологический
подход предполагает:

а)понимание
личности как целостного образования,
не сводимого к комбинации отдельных
черт

б)классификацию
по какому-либо признаку

в)
описанием типичного, усредненного
представителя

г)
как симптомокомплекс проявления свойств
или качеств

д)все
ответы не верны


5 14.Какое из утверждений соответствует
истине:

а)самоцелью
анализа индивидуальных различий является
подтверждение с помощью статистики
магического закона нормального
распределения

б)индивидуальные
различия связаны только с активностью,
а не с сознанием

в)вариативность
межиндивидуальных различий связана
исключительно с действием закона
естественного отбора

г)стабильными
являются только те человеческие различия,
природа которых обусловлена исключительно
наследственными факторами

д)никакое
не верно

~Α5 15.Объяснение
проявлений основных тенденций
человеческого поведения через понятия
эволюционно-видовой предпочтительности
и генетической детерминации характерно
для:

а)социобиологического
анализа

б)психолингвистического
моделирования

в)психодинамического
подхода

г)психогенетической
теории

д)структурно-функционального
анализа

~Α4 16.Изучением
связей между нервной системой и поведением
занимается главным образом

а)
зоопсихология

б)
парапсихология

в)
психофармакология

г)
психофизиология

д)все
ответы верны

~Α5 17.Роль
наследственности в детерминировании
межиндивидуальной вариативности
признаков признается

а)социобиологическим
анализом

б)психолингвистическим
моделированием

в)психодинамическом
подходе

г)психогенетической
теории

д)структурно-функциональным
анализом

~Α5 18.С
точки зрения Дж.А.Грейя, основными
чертами личности, характеризующие его
индивидуальность, являются:

а)экстраверсия-интроверсия

б)мозговые
свойства, определяющие эмоциональную
сферу

в)сопоставление
биохимических показателей

г)регулятивность
темперамента

д)нейротизм

~b3 19.С
точки зрения Г.Айзенка, основными чертами
личности, характеризующие его
индивидуальность, являются:

а)экстраверсия-интроверсия,
нейротизм

б)мозговые
свойства, определяющие эмоциональную
сферу

в)сопоставление
биохимических показателей

г)регулятивная
теория темперамента

д)
все ответы не верны

~Α5 20.С
точки зрения Перта Неттер, основными
чертами личности, характеризующие его
индивидуальность, являются:

а)экстраверсия-интроверсия,
нейротизм

б)мозговые
свойства, определяющие эмоциональную
сферу

в)сопоставление
биохимических показателей

г)регулятивная
теория темперамента

д)
все ответы не верны

~b4 21.В
основе классификации личности
А.Ф.Лазурского лежит:

а)принцип
индивидуального реагирования

б)принцип
активного приспособления к окружающей
среде

в)свойства
темперамента

г)свойства
нервной системы

д)
все ответы не верны

~b3 22.Психологические
типы были впервые описаны:

а)Г.Айзенком

б)И.Павловым

в)К.Юнгом

г)В.Штерном

д)
все ответы не верны

~Α5 23.В
основе конструктивного подхода изучения
индивидуальности личности лежит
критерий:

а)деятельность

б)поведение

в)импульсивность

г)активность

д)потребность

~Α4 24.Какое
из утверждений верно описывает содержание
понятия «личностный конструкт»:

а)совокупность
личностных свойств, характеризующих
субъекта

б)системная
организация личностных характеристик,
в которых решающая роль принадлежит
функциональным связям между характеристиками

в)создаваемый
субъектом квалификационно-оценочный
эталон понимания объектов в их сходстве
и различиях с другими объектами

г)классификационная
сетка для экспериментального изучения
свойств личности

д)
все ответы не верны

~Α4 25.С
точки зрения Я.Стреляу, основными чертами
личности, характеризующие его
индивидуальность, являются:

а)экстраверсия-интроверсия,
нейротизм

б)мозговые
свойства, определяющие эмоциональную
сферу

в)сопоставление
биохимических показателей

г)регулятивная
теория

д)биохимические
показатели

~Α2 26.С
правым полушарием головного мозга
связаны:

а)счетные
способности и логическое мышление

б)логическое
мышление и образ тела

в)зрительно-пространственная
ориентация

г)зрительно-пространственная
ориентация и счетные способности

д)все
ответы не верны

~Α1 27.В
каком пункте верно названы составляющие
нервной системы:

а)периферическая
и автономная

б)центральная
и периферическая

в)автономная
и симпатическая

г)соматическая
и парасимпатическая

д)все
ответы верны

~Α5 28.При
нарушении высших психических функций
симптомы нарушений:

а)прямо
указывают на локализацию функции в
нервном аппарате б)не дают возможности
сделать прямой вывод о локализации
функции

в)позволяют
сделать вывод о локализации лишь на
основе психологического анализа самих
симптомов

г)всегда
представляют собой простейшие психические
явления

д)все
ответы верны

~Α5 29.Один
из первых ученых, кто впервые высказал
предположение о локализации психических
функций в коре головного мозга, был:

а)Ф.Галь

б)Ф.Гальтон

в)А.Месмер

г)Крепелин

д)все
ответы не верны

~Α5 30.Произвольное
управление ВПФ (высших психических
функций) предполагает:

а)наличие
программы и контроля

б)связь
с различными видами деятельности в

в)процесс
интериоризации

г)процесс
экстериоризации

д)процесс
социализации

~Α5 31.Поражения
лобных долей мозга ведет к:

а)нарушению
внимания

б)распаду
деятельности

в)аномалии
мышления

г)нарушению
поведения в целом

~Α4 32.Какой
из указанных средовых факторов влияет
на созревание мозга

а)температура

б)состав
семьи

в)поступление
сенсорных стимулов

г)порядок
рождения ребенка в семье

д)образование
родителей

~b4 33.Функциональная
асимметрия — это

а)смещение оси
симметрии в строении полушарий головного
мозга, вызванное органическим поражением,

б) характеристика
распределения психических функций
(специализации) между правым и левым
полушариями,

в) специфическое
для человека строение головного мозга,
связанное с речью.

г)различное
строение правого и левого полушарий

д)все
ответы верны

~b1 34.Время
реакции
это …

а)скорость восприятия
и переработки ментальной информации

б)импульсивность
поведения

в)интуитивная реакция

г)время между
восприятием раздражителя и ответом на
него

д)все
ответы не верны

~b1
35.Как называется наука об индивидуальных
особенностях психики человека с точки
зрения их обусловленности свойствами
нервной системы:

а)
дифференциальная
психофизиология

б)дифференциальная
психология

в)нейрофизиология

г)физиологическая
психология

д)все
ответы верны

~b2 36.Что
означает понятие «контрлатеральный»?

а)расположенный
рядом с доминантной зоной

б)расположенный
в противоположном полушарии

в)расположенный
симметрично

г) расположенный в
том же полушарии головного мозга

д)все
ответы не верны

~b2 32.Психогностика

это …

а)познание психики

б)наука о познании
психологической сущности древних людей

в)
предсказания поведения человека на
основе черт личности, мимики и изображения
силуэта человека

г)
форма донаучного познания психики
людей, выявляющая и устанавливающая
отношения между определенными движениями,
анатомическими характеристиками и
особенностями характера человека

д)все ответы верны

~b2 37.Теория
«среднего человека»
это …

а)статистически
подтвержденное социологическое учение,
согласно которому человек стремится
поступать так, как поступает большинство
людей

б)усредненное
представление о стереотипе поведения

в)основанная на
среднестатистических данных

г)социо-экономическое
представление о человеке среднего
класса

д)все ответы верны

~b2 38.Что такое
физиогномика?

а)
физиологическая психология

б)
область психогностики, в которой основой
для предсказания поведения человека
являются черты личности, мимика и даже
просто изображение силуэта человека

в)анализ физиологического
строения

г)анализ психики
человека на основе строения черепа

д)все ответы верны

~b2 39.Френология
это …

а)латерализация
психических функций в коре головного
мозга

б)ассиметрия полушарий

в) анализ психики
на основе функций мозга

г) область
психогностики
,
определяющая
особенности человека по форме строения
черепа

д)все ответы верны

~b4 40.Кто является
автором теории функциональных систем:

а)Н.Бернштейн

б)А.Ухтомский

в)И.Сеченов

г)В.Бехтерев

д)П.Анохин

~Α5 41.Недостатком
типологического подхода в дифференциальной
психологии является:

а)игнорирование
индивидуальных особенностей человека

б) отсутствие
эмпирической валидности выделяемых
типов

в) невозможность
сравнения одного типа с другими

г)относительность
конструктов

д)
все ответы верны

~Α4 42.Теоретические
типологии, в отличие от эмпирических

а) создаются без
опоры на клинические данные

б) удовлетворяют
требованиям научной классификации

в) основаны на
применении факторного анализа

г)ограничены в
применении экспериментальных методов

д)все
ответы не верны

~Α5 43. Клинико-экзистенциальный
подход в типологии позволяет

а)уточнить
дифференциальный диагноз больного
человека

б)установить
взаимосвязь симптомов и переживаний
человека

в)обнаружить
нарушения, касающиеся жизненной философии
века

г)уточнить понятие
нормы

д)
все ответы верны

~Α4 44.Тип личности —
это

а) тенденция к
поведению той или иной клинической
группы,

б) обусловленная
темпераментом особенность поведения,

в) обобщение,
основанное на уподоблении человека
усредненному

образу некоторой
группы.

г)часто проявляемые
черты характера

д)
все ответы не верны

~Α5 45.Согласно
концепции психофизиологического
параллелилизма, психическое и
физиологическое:

а)обусловливают
друг друга

б)независимые и
разнонаправленные измерения

в)стороны одного
явления

г)коррелирующие
между собой, но не связанные
причинно-следственными отношениями
процессы

д)
все ответы верны

~Α5 46.Согласно
А.Р.Лурия, с некоторой долей условности
можно выделить три основных блока,
участвующих в любой психической
деятельности. Какой из перечисленных
блоков не входит в эту тройку

а)блок,
обеспечивающий регуляцию тонуса или
бодрствования

б)блок
получения, переработки и хранения
полученной из внешнего мира информации

в)блок
получения, обработки и хранения полученной
из внутреннего мира информации

г)блок
программирования, контроля и регуляции
психической деятельности

д) все ответы не
верны

~Α5 47.
Функции, в обеспечение которых важную
роль играет ретикулярная формация,
указаны верно в пункте:

а)уровень
возбуждения

б)память

в)сон

г)сенсорные
функции

д)все
перечисленные верны

~Α5 48.Как
называются физиологические процессы,
отчетливо связанные с психологическими
функциями:

а)психодинамические

б)психофизиологические

в)биопсихологические

г)нейрофизиологические

д)нейропсихологические

~Α5 48.
Теорию функциональных систем в физиологии
разработал:

а)Ф.Галь

б)Н.Бернштейн

в)П.Анохин

г)И.Павлов

д)А.Лурия

~Α5 49.Какое
из утверждений верно указывает
расположение блока программирования,
регуляции и контроля сложных форм
деятельности

а)в
передних отделах полушарий

б)в
ретикулярной формации

в)в
глубоких стволах височной и теменной
долей

г)в
затылочных отделах

д)
все ответы не верны

~Α5 50.Какое
из перечисленных систем не входит в
структурно-системную концепцию
организации мозга О.С.Андрианова:

а)проекционная

б)ассоциативная

в)интегрально-пусковая

г)регулятивная

д)лимбико-ретикулярная

~Α5 51.В
характеристику ВПФ не входит:

а)осознанность

б)опосредованность
речью

в)произвольность

г)направленность

д)
все ответы не верны

~Α5 52.Поражения
конвекситальных отделов коры лобных
долей мозга ведет к нарушению:

а)двигательной
активности

б)произвольности
речи и двигательных функций

в)памяти

г)восприятия

д)
все ответы не верны

~Α5 53.Основателями
теории активации являются:

а)Кэннон
и Бард

б)Изард
и Уэбстер

в)Джеймс
и Ланге

г)Китаев-Смык

д)
все ответы не верны

~Α5 54.Какие
приведенные ниже свойства по теории
Б.Г.Ананьева не входят в группу первичных
природных основ индивидуальности:

а)конституциональные

б)нейродинамические

в)морфофункциональные

г)билатеральные

д)
все ответы не верны

1. Тип темперамента, отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью, характерен для:
2. Человек, который находится на репродуктивном уровне развития способностей, обнаруживает
3. Уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, совокупность которых определяет неповторимую картину существования индивидуума; личная философия, характерные верования и взгляды на жизнь — все это является:
4. Общий фактор интеллекта был выявлен:
5. Патографический метод применяется при изучении:


6. Акцентуации –
7. Какие методы принято называть методами дифференциальной психологии:
8. Кто из нижеприведенных авторов НЕ относится к приверженцам факторных теорий темперамента?
9. К какому типу акцентуации относится данное высказывание «Свойственна повышенная чувствительность, не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных и озорных игр, обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости»?
10. Френология – это псевдонаука о:
11. Недостатком типологического подхода в дифференциальной психологии является:
12. По убеждению какого ученого для описания индивидуального интеллекта нельзя использовать единственный показатель:
13. Синонимом дифференциальной психологии является:
14. Предпосылки возникновения дифференциальной психологии были:
15. Какие психические данные, по мнению Э.Кречмера, НЕ составляют основное содержание темперамента:
16. Такие черты, как требовательность, самоуспокоенность и самокритичность, проявляются:
17. Кто считал, что темперамент является психосоциобиологической категорией?
18. Устойчивая система приемов и способов деятельности, обусловленная личными качествами человека и являющаяся средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам это…
19. Согласно таком ученому как …, «интеллект – это способность создавать эффективные продукты, предлагать ценности, которые имеют культурное и общечеловечкское значение».
20. К какому типу акцентуации относится высказывание: «Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно»?
21. Какие типы телосложения выделял французский врач К.Сиго:
22. К компонентам темперамента по В.Д.Небылицыну относятся:
23. В современной отечественной психологии принято определение способностей, предложенное:
24. Признак, который не относится к критериям выделения психологического типа:
25. Родительская любовь в сочетании с излишней заботой о ребенке, это:
26. Б.Г.Ананьев относит лонгитюдный метод исследования к:
27. Темперамент в переводе с латинского означает:
28. Какой из типов интеллекта, по мнению Р.Кеттела, связан со способностью адаптироваться к незнакомым ситуациям?
29. Какие теории предполагают, что уровень интеллекта человека определяется эффективностью и скоростью процессов обработки информации…
30. Основу учения о типах темперамента заложил
31. Первоосновой характера, по мнению А.Ф.Лазурского, являются:
32. Выберите какие типы темперамента выделял У.Шелдон:
33. На что при определении темперамента И.П.Павлов в первую очередь обращал внимание?
34. К какому типу акцентуации относится данное высказывание: «Наиболее существенной чертой является замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых»?
35. Кому принадлежит мнение, что общие способности связаны со свойствами темперамента на уровне биологических основ и их психических проявлений?
36. Анатомо-физиологические предпосылки способностей (тип нервной системы, строение мозга, органов чувств, телосложение и т.д.), это:
37. Изменяющийся ряд стимулов, на которые индивид реагирует в течение всей жизни, это:
38. Исходя из предмета изучения, дифференциальная психология включает изучение следующих видов различий:
39. Кто предложил различать людей по составу крови:
40. Характерологий называют дисциплину, которая стремится свести различия сущности людей к определённым:
41. Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля, это:
42. Кто рассматривал темперамент как особый психодинамический уровень в структуре интегральной индивидуальности?
43. В основе чьей концепции заложен принцип активного приспособления индивида к среде, а в классификации два основания – психический уровень и психическое содержание?
44. Выберите верные варранты, где верно указано, какое психического заболевание соответствует одному из трёх типов сложения по Э.Кречмеру:
45. Идеолог конституциональной типологии Эрнст Кречмер свою концепцию построил, наблюдая за:
46. Верно ли следующее высказывание: «темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными»?
47. В структуре темперамента В.М.Русалов выделял:
48. Типологические различия – это различия между людьми, которые выделяются по следующим критериям:
49. Характер является:
50. Идея количественного определения интеллектуального развития детей с помощью тестов принадлежит:
51. Что из нижеперечисленного не относится к когнитивным стилям?
52. Автором кубической модели структуры интеллекта является:
53. Верно ли изложено мнение В.С.Мерлина: «под индивидуальным стилем деятельности понимаются механизмы, к которым бессознательно прибегает человек в целях наилучшего урегулирования деятельности»?
54. В основе классификации типов темперамента У.Шелдона лежит следующее положение:
55. Графология – основана?
56. Само понятие «способности» ввёл в науку:
57. Какие виды интеллекта выделял Г.Айзенк?
58. Чья идея заключалась в том, что состояние организма зависит главным образом от четырёх типов «красиса» и преобладание одного их них определяет состояние организма, его склонность к тем или иным заболевания?
59. Какие конкретно события при внедрении в психологию экспериментального метода сформировали острую необходимость в появлении дифференциальной психологии:
60. Склонность, это:
61. Становление и развитие способностей в ходе онтогенетического развития человека происходит:
62. Какой уровень личности, по мнению Б.С.Братуся, является наивысшим?
63. По Э.Кречмеру, замкнутость, эмоциональная ранимость, быстрая утомляемость характерны для:
64. Как называется статистический способ обработки данных, предназначенный для определения свойств, которые нельзя наблюдать и измерять непосредственно:
65. Какой из типов темперамента по И.П.Павлову в большей степени характеризуется неуравновешенной нервной системой?
66. Способности, которые определяют успехи человека в отдельных видах деятельности (математические, литературные, технические и т.д) называются:
67. Высший уровень развития способностей, которые дают возможность достижения личностью результатов, открывающих новую эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры, называется:
68. Термин «акцентуация» в 1968 году ввёл:
69. Характер в буквальном переводе с греческого означает:

Обсуждение закрыто.

Дифференциальная психология – отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий. Это наука о закономерностях психического варьирования.

Индивидуализация есть свойство всего живого. Даже допсихические формы жизни обладают значительным спектром различий, правда, различия эти касаются строения и функционирования организмов. А с появлением психики как отражения бытия и ориентировки в нем различия стали затрагивать все формы активности живых существ.

Индивидуальные различия психики присущи не только людям, но и всему животному миру, причем нередко внутривидовые различия превосходят межвидовые. Так, например, самая умная крыса может в одной и той же ситуации научения действовать эффективнее, чем самая глупая обезьяна, стоящая выше крысы на эволюционной лестнице. Существуют проявления социального поведения у серых гусей, которые традиционно считались свойственными только людям, пока на них не обратил внимание замечательный этолог К.Лоренц (триумфальный крик, свидетельствующий об избирательности в выборе партнера, случаи супружеской верности на протяжении сорока и более лет, данные о дружбе и ревности среди животных).

С другой стороны, такое свойство человеческого мышления, как способность решать двухфазные задачи (наблюдающееся у приматов, как это было показано экспериментами В. Келера), нередко отсутствует в области интеллекта социального (например, родители, после развода «делящие» право на общение с ребенком, зачастую совершенно теряют способность просчитывать «двухходовку» и таким образом защищать общие интересы). Следовательно, индивидуальные вариации действительно могут перекрывать вариации межгрупповые и межвидовые. То есть человек предстает в первую очередь как индивидуальность.

В каждом человеке есть то, что является общим для всех людей, то, что роднит его с некоторыми из них, и то, что присуще только ему одному. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с явлениями индивидуальных различий, осуществляя житейскую психодиагностику людей, с которыми взаимодействуем. Однако научное знание отличается от ненаучного: наличием неразрешенной проблемы, теорий, которые могут способствовать поиску решения, разработанным понятийным аппаратом и наличием объективных методов регистрации научных фактов, объективностью и степенью обобщенности. Если сравнить научное познание с искусством, которое в той или иной мере открывается каждому человеку, то искусство основано на интуиции и потому субъективно и воздействует эмоционально. Наука отличается и от религии как пути познания человеческой души тем, что религия следует догме и основана на вере, а наука стремится к доказательству и постоянно обновляется, находясь в процессе самоопровержения. Поэтому концепции, некогда признанные ложными, время от времени вновь возвращаются в науку.

До недавних пор психология, подобно каждой молодой науке, стремилась к выявлению общих закономерностей психического, к разработке проблем с общих позиций. И в поисках общего, как правило, утрачивалось своеобразие индивидуального. Однако каждый исследователь сталкивался с индивидуальными вариациями психического, которые сначала рассматривались как источник ошибок наблюдения, а затем из этого источника ошибок стала возникать проблема вариативности психических проявлений человека. И сама логика развития науки привела к выделению дифференциально-психологического аспекта.

Задачи дифференциальной психологии состоят в том, чтобы установить закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека, разработать теоретические основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ. Сегодня это область знания, максимально развернутая на запросы практики и потому очень быстро развивающаяся. И, подобно тому, как для физики не было унижения в том, что из ее недр в практику вошли микроскоп, телефон, рентгенотерапия, так и психология отнюдь не утеряет своего истинно научного характера, если примет участие в решении практических задач, считал В.Штерн. Когда рождается новое понятие (например, акцентуация характера, стиль поведения), этот процесс осуществляется в лоне дифференциальной психологии, когда же создается тест для диагностики этого качества, то задача по эстафете передается специалистам в области психодиагностики и дифференциальной психометрики (правда, наблюдались и обратные процессы, когда работающий в практике тест так и не обретал своего теоретического осмысления, что наблюдалось, в частности, при разработке факторных моделей интеллекта).

Дифференциальная психология имеет области пересечения с различными другими отраслями психологического знания. Так, она отличается от общей психологии тем, что последняя сосредоточивается на изучении общих закономерностей психики (включая психику животных). Сравнительная психология (когда-то этот термин использовали как синоним дифференциальной психологии, являющийся буквальным переводом слова) в настоящее время изучает особенности психики живых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы. Она чаще использует знания зоопсихологии, занимается проблемами антропогенеза и становления человеческого сознания. Возрастная психология изучает особенности человека сквозь призму закономерностей, присущих возрастной стадии его развития. Социальная психология рассматривает особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой или малой. Наконец, дифференциальная психофизиология анализирует индивидуальные особенности психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы.

С самого начала становления дифференциальная психология обращала на себя внимание неоднородностью своего предмета. Так, еще В.Штерн отмечал, что она изучает психические и физические феномены (явления), действия (которые он определял как феномены, обладающие временной протяженностью) и склонности (феномены, имеющие хронический и потенциальный характер). То есть можно пытаться изучать не только то, что скрыто и не поддается объективному наблюдению, но и то, что проявляется в поведении и намерениях, установках, иначе говоря, реализующихся и нереализованных способностях. Феномены в традиционном понимании – объекты непосредственного опыта, а действия и склонности – объекты опосредствованного опыта.

В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.).

С. К. Нартова-Бочавер

Похожие материалы в разделе Дифференциальная психология:

  • Сангвиноидная группа
  • Взаимодействие психологии труда и дифференциальной психологии
  • Дифференциация психосоматических «факторов риска»
  • Развитие личности
  • Асимметрия полушарий и сознание
  • Понятие личности и ее свойств. Личность и общество
  • Психогенетические методы
  • Индивидуальные различия в темпах созревания: акселерация и ретардация
  • Качественная и количественная характеристики способностей
  • Операционализация различий в содержании понятий темперамент, личность, характер

Home

Expert solutions

Психология личности

5.0 (3 reviews)

Унификаторы (по Дж.Ф.Дайсону)-это

Click the card to flip 👆

1 / 129

Profile Picture

Created by

Alona_08

Terms in this set (129)

Унификаторы (по Дж.Ф.Дайсону)-это

ученые, стремящиеся к познанию наиболие общих законов бытия

Практическая психология личности, в отличие от академической, имеет следующие особенности

контекстуальна, интуитивна, закрепляется в практиках воздействия

Четыре формы реконструкции научного знания (согласно И. Локатусу) — это

индуктивизм, конвенционализм, фальсификационизм, научные программы

Витализм — это

система взглядов, согласно которой нельзя установить жесткую связь между элементом и функцией

Основоположник общей теории систем

Л. Фон Берталанфи

Сложная система — это

система со сложным поведением и неоднозначными связями меду элементами

Принцип детерминизма означает, что

каждое явление имеет причинно-следственную обусловленность

Сложные системы характеризуются

недетским детерминизмом

Синоним дифференциальной психологии является

психология индивидуальных различий

Гуманитарная парадигма познания означает

этап зрелости научной дисциплины, характеризующийся вниманием к единичным феноменам

ДИСЦИПЛИНА «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

ДИСЦИПЛИНА «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

тесты

1. Идея создания дифференциальной психологии принадлежала:

а) В. Штерну;

б) Ф. Гальтону;

в) В. Вундту.

2. Синонимом дифференциальной психологии является:

а) сравнительная психология;

б) этническая психология;

в) психология индивидуальных различий.

3. Метод приемных детей относится к классу:

а) психогенетических методов,

б) аппаратных методов,

в) психолого-педагогических методов.

4. Близнецовый метод относится к классу:

а) психогенетических методов,

б) аппаратных методов,

в) психолого-педагогических методов.

5. Индивидуальность, согласно В. С. Мерлину:

а) сумма особенностей, отличающих одного человека от другого;

б) качества личности, помогающие противостоять групповому давлению;

в) система многоуровневых связей, охватывающих все факторы

индивидуального бытия человека.

6. Функциональная асимметрия — это:

а) смещение оси симметрии в строении полушарий головного

мозга, вызванное органическим поражением;

б) характеристика распределения психических функций (специализации) между правым и левым полушарием;

в) специфическое для человека строение головного мозга, связанное с речью.

7. Соотнесите свойство нервной системы с его определением:

А) легкость генерализации нервной системой процессов возбуждения и торможения. 4.  Подвижность

Б) скоростная характеристика деятельности нервной системы, определяющая

быстроту затухания последействия от импульса возбуждения. 3.  Лабильность

В) характеристика, определяющая общую работоспособность нервной системы и ее выносливость по отношению к раздражителям, либо длительно действующим, либо по своей величине превышающим оптимальные значения. 2. Сила

Г) способность быстро менять характер реагирования в соответствии с изменением условий во внешней среде1. Динамичность

Д) баланс между процессами возбуждения и торможения. 5.Уравновешенность

8. Индивидуальный стиль деятельности — это:

а) устойчивая индивидуально-специфичная система приемов,

средств и способов выполнения той или иной деятельности;

б) индивидуальный темп деятельности, обусловленный темпераментом человека;

в) индивидуальный профессиональный выбор человека.

9. Когнитивный стиль это —

а) относительно устойчивая индивидуальная особенность

познавательных процессов, которая выражается в используемых

субъектом познавательных стратегиях;

б) совокупность особенностей самосознания индивида;

в) совокупность познавательных психических процессов;

г) предпочтение решать интеллектуальные задачи в области

гуманитарных либо точных наук.

10. О каком параметре когнитивного стиля идет речь в следующем эксперименте?

«Посредством предъявления испытуемым определенных зрительных фигур на различных фонах были выявлены два варианта.

Одни испытуемые активно воспринимали объект независимо от его внешнего поля, у других восприятие объекта сильно менялось в зависимости от окружающего фона и положения тел».

а) полезависимость — поленезависимость;

б) ригидность — пластичность;

в) когнитивная простота — сложность;

г) импульсивность — рефлексивность.

11. Как называется защитный механизм психики, состоящий в разделении информации и эмоций о событии:

а) реактивная формация;

б) изоляция;

в) конверсия;

г) рационализация.

12. Для культуры какого типа характерны следующие ценности: центрация на индивиде, свобода в поступках и самодостаточность, независимость от группы:

а) коллективисткой;

б) индивидуалистической;

в) аполлонической;

г) диониссийской.

13. Для культуры какого типа характерны следующие ценности: центрация на индивиде, свобода в поступках и самодостаточность, независимость от группы:

а) коллективистской;

б) индивидуалистической;

в) аполлонической;

г) диониссийской.

14. Что из указанного ниже характерно для coping стратегии:

а) принятие проблемной ситуации;

б) ожидание, что проблема разрешится сама собой;

в) стремление не нарушить ощущение комфорта;

г) рассмотрение нескольких вариантов, пока не будет найден на наиболее подходящий;

д) совершение усилий по преодолению проблемы, даже если это временно нарушает ощущение комфорта;

е) совершение попыток найти кого-то, кто разрешил бы проблему.

15. Выберите из перечисленных ниже свойств те, которые можно охарактеризовать как «стиль левого полушария»:

а) повторение, неспонтанная речь;

б) спонтанная речь;

в) память на формы и музыку;

г) распознание лиц;

д) память на слова и числа.

16. Выберите из перечисленных ниже свойств те, которые можно охарактеризовать как «стиль правого полушария»:

а) распознание слов;

б) центр позитивных эмоций;

в) преимущество в решении проблем с использованием логики на основе аналитического анализа;

г) при решении проблем ориентация на образный, синтетический анализ

17. Выберите, что из ниже перечисленного в большей степени характерно для женщин:

а) лучше выполняют тесты на быстроту восприятия знаковой информации;

б) превосходят противоположный пол в скорости простейших арифметических операций;

в) лучше выполняют пространственные тесты;

г) более высокие результаты по субтесту «Кубики» в тесте Амтхауэра;

д) при решении задач на запоминание маршрута запоминают

больше «дорожных» ориентиров;

18. Выберите, что из ниже перечисленного в большей степени характерно для мужчин:

а) при решении задач на запоминание маршрута быстрее выучивают маршрут;

б) лучше справляются с задачами на перечисление предметов

одной категории;

в) величина разброса коэффициента интеллекта больше, чем у противоположного пола;

г) в более раннем возрасте достигают зрелости в произношении

звуков, более высокие артикуляционные способности.

19. Биологические и психосоциальные новообразования появляются в филогенезе

а) одновременно у мужчин и женщин;

б) сначала у женщин, затем у мужчин,

в) сначала у мужчин, затем у женщин.

20. Половой диморфизм — это:

а) наличие у данного биологического вида дифференциации

полов;

б) отличие самок и самцов по первичным и вторичным половым

признакам;

в) наличие различий в анатомоморфологических признаках у мужских и женских особей.

21. Ниже приведен список утверждений о природе темперамента, принадлежащих разным авторам (Гиппократ, В. Н. Мясищев, Э. Кречмер, У. Шелдон, И. П. Павлов, В. Д. Небылицын, В. М. Ру-

салов). Определите автора каждого из них.

А. Здоровье и болезнь человека зависят от ненарушимых гуморес-соков организма. Четыре главных сока — кровь, слизь, желчь и черная желчь. Гиппократ

Б. Разновидности темперамента связаны с определенным типом строения тела: циклотимики имеют пикнический тип телосложения, шизотимики отличаются астеническим телосложением.

Кречмер

В. Эндоморфному, мезоморфному, эктоморфному соматотипам соответствуют исцеротонический, соматотонический, церебротонический типы темперамента.

Шелдон

Г. Типам нервной системы (высшей нервной деятельности) соответствуют четыре картины поведения или четыре гиппократовских типа темперамента.

Павлов

Д. Темперамент = тип нервной системы + отношения личности + ситуационные мотивы.

Павлов

Е. Темперамент — четырехуровневая система формальных поведенческих измерений, отражающих различные блоки функциональных систем.

Русалов

Ж. Фундаментальная роль в активации поведения и его эмоциональной регуляции принадлежит подкорковым структурам и лобным долям мозга.

Небылицин

22. Определите, каким типам акцентуации свойственны следующие характеристики поведения (каждая характеристика может сотноситься с несколькими типами акцентуаций):

1) любовь к экстравагантной одежде;А

2) богатая экспрессия; А

3) недостаток воли; З

4) уход в себя; Б

5) тревожность; Б

6) сильная привязанность; Ж

7) быстрая смена настроений; Е

8) легкая разражаемость;Е

9) утомляемость;

10) аффективные вспышки; В

11) склонность к дисфориям;И

12) инертность психики;З

13) лживость;А

14) быстрая переключаемость.В

А) Истероидный;

Б) Психастенический;

В) Эпилептоидный;

Г) Гипертимный;

Д) Циклоидный;

Е) Лабильный;

Ж) Сенситивный;

З) Конформный;

И) Шизоидный;

23. В результате диагностики по тесту структуры интеллекта Амтхауэра было получено превышение вербального показателя над невербальным и на основании этого сделан вывод о преобладании способностей к гуманитарным наукам. Верен ли данный вывод?

• Субтест 2: «ИС» (исключение слова): чувство языка, индуктивное речевое мышление, точное выражение словесных значений, способность чувствовать, проявляется повышенная реактивность, которая у взрослых относится к вербальному плану

1.Комплекс вербальных субтестов (субтесты 1-4), предполагающий общую способность оперировать словами как сигналами и символами.

При высоких результатах по этому комплексу преобладает вербальный интеллект, имеется общая ориентация на общественные науки и изучение иностранных языков. Практическое мышление является вербальным.

Вывод верен.

24. В результате исследования двух групп испытуемых были получены следующие данные: у первой группы наиболее часто встречаемой защитной стратегией была проекция, у второй — рационализация. Что вы можете предположительно сказать об этих группах?

Проекция. При проекции — человек свои собственные нежелательные черты приписывает другим, и таким путем защищает себя от осознания этих черт в себе. Механизм проекции позволяет оправдывать собственные поступки. Например, несправедливая критика и жестокость по отношению к другим. В этом случае такой человек бессознательно приписывает окружающим жестокость и нечестность, а раз окружающие такие, то в его представлении становится оправданным и его подобное отношение к ним. По типу — они этого заслуживают.

Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей. Человек, постоянно приписывающий другим собственные стремления, противоречащие его моральным нормам, получил даже специальное название — ханжа.

Рационализация — псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, которые в действительности вызваны причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Так, переживая психическую травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что переоценивает значимость травмирующего фактора в сторону ее понижения: не получив страстно желаемого, убеждает себя, что «не очень-то и хотелось».

Наиболее яркие феномены рационализации получили названия «кислый виноград» и «сладкий лимон». Первый, известный по басне Эзопа «Лиса и виноград», отражает понижение значимости недоступного. Защита по типу «сладкого лимона» направлена на преувеличение ценности имеющегося. Если человек демонстрирует пренебрежительное отношение к высшему образованию, то не исключено, что он защищается от огорчений в связи с упущенной возможностью учиться. Этот же человек не жалеет сил, чтобы дать своим детям высшее образование, которое ему самому якобы не нужно.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимом вихревого движения жидкости является
  • Синонимом антисоциального расстройства личности является
  • Синонимом аморальности в политике является
  • Синонимом аватара
  • Синонимов хобби