МАКИАВЕЛЛИЗМ
- МАКИАВЕЛЛИЗМ
-
— термин, используемый для обозначения беззастенчивой политики, добивающейся своих целей, пренебрегая нормами морали. Н. Макиавелли действительно говорил, что каждое действие гос-ва (или его правителя) допустимо, особенно во внешних, межгосударственных отношениях, если оно способно обеспечить преимущества для своей собственной страны. Отрыв политики от моральной оценки не был, однако, изобретением Макиавелли: такова была и во многом такой остается реальная политическая практика. В частности, гораздо позднее Г.В.Ф. Гегель отстаивал идею, что мораль придумана для индивидов, а в отношениях между гос-вами правым является то, которое сильнее. Постепенное формирование единого человечества и подлинно мировой истории дает основание думать, что мораль будет все более охватывать не только отношения индивидов и их групп, но и сферу политики и межгосударственных отношений.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики..2004.
Синонимы:
вероломность, вероломство, злокозненность, иезуитизм, иезуитство, коварность, коварство
МАККЕНЗИ →← МАКИАВЕЛЛИ
Синонимы слова «МАКИАВЕЛЛИЗМ»:
ВЕРОЛОМНОСТЬ, ВЕРОЛОМСТВО, ЗЛОКОЗНЕННОСТЬ, ИЕЗУИТИЗМ, ИЕЗУИТСТВО, КОВАРНОСТЬ, КОВАРСТВО
Смотреть что такое МАКИАВЕЛЛИЗМ в других словарях:
МАКИАВЕЛЛИЗМ
макиавеллизм м. 1) Политика, использующая для достижения цели любые средства (обман, предательство, убийство). 2) перен. Коварство, вероломство.
МАКИАВЕЛЛИЗМ
макиавеллизм
коварство, вероломность, вероломство, злокозненность, коварность, иезуитизм, иезуитство
Словарь русских синонимов.
макиавеллизм
см. коварство
Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011.
макиавеллизм
сущ., кол-во синонимов: 7
• вероломность (6)
• вероломство (7)
• злокозненность (11)
• иезуитизм (9)
• иезуитство (12)
• коварность (16)
• коварство (17)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.
Синонимы:
вероломность, вероломство, злокозненность, иезуитизм, иезуитство, коварность, коварство… смотреть
МАКИАВЕЛЛИЗМ
Макиавеллизм
образ, схема политического поведения, пренебрегающая нормами морали для достижения политических целей. Термин связан с именем итальянск… смотреть
МАКИАВЕЛЛИЗМ
макиавелли́зм
политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали в т. п.; названа по имени Никколо Макиавелли (14g9-1527) — поли… смотреть
МАКИАВЕЛЛИЗМ
МАКИАВЕЛЛИЗМ а, м. МАХИАВЕЛИЗМ а, м. machiavélisme m. От имени ит. политического деятеля Никколо Макиавели (macchiavelli 1469 — 1527). Политика госуда… смотреть
МАКИАВЕЛЛИЗМ
термин, связанный с именем итальянского политического деятеля и писателя Н. Макиавелли и означающий тип политического поведения, пренебрегающего нормами морали для достижения политических целей. Макиавелли считал, что правитель («государь») в силу своего положения выступает и как политик, и как частное лицо. В качестве последнего он обязан следовать моральным нормам, но как политик, отстаивающий интересы целого (государства, нации), он может, а подчас и должен пренебречь интересами части (индивидов, социальных групп, слоев), т.е. поступить не морально, поскольку мораль регулирует прежде всего внутригрупповые, а не внегрупповые социальные взаимодействия и отношения, являющиеся сферой политики. Такое понимание исторически обусловило формирование негативного смысла термина макиавеллизм, основным коррелятом которого стал девиз «цель оправдывает средства», когда ради достижения поставленных целей (уже все равно каких) считаются оправданными и приемлемыми публичная ложь, коварство, вероломство, жестокость, обман политического противника…. смотреть
МАКИАВЕЛЛИЗМ
1) Орфографическая запись слова: макиавеллизм2) Ударение в слове: макиавелл`изм3) Деление слова на слоги (перенос слова): макиавеллизм4) Фонетическая т… смотреть
МАКИАВЕЛЛИЗМ
понятие, употребляемое для характеристики образа действий человека (организации), принципом поведения к-рого (особенно в политике) является использование любых, в т. ч. и аморальных, средств (напр., лжи, клеветы, жестокости и т. п.) для достижения преследуемых им целей. Сам термин произошел от имени итал. государственного деятеля и писателя Макиавелли, к-рый признавал, что в политике допустимо преступать законы морали во имя великих целей (напр.., для спасения страны от захватчиков). В арсенал возможных, с его т. зр., средств могут входить «хорошо применяемые жестокости», способность политика «быть великим притворщиком и лицемером», побеждать врагов «силой и обманом», умение правителя внушать подданным «любовь и страх», заставить «народ верить силой» в то, что не отвечает его убеждениям, и т. п. В этом… смотреть
МАКИАВЕЛЛИЗМ
Мазка Мазилка Мазила Мазик Маз Маевка Мавка Лима Лик Лиза Лиаза Лемма Лемка Лек Левка Левак Лев Ламаизм Лама Лал Лак Лазка Лаз Лавка Лава Клим Клизма Клемма Клев Клава Кимвал Ким Килим Кил Кизил Киев Кемализм Кеа Квиз Квази Ква Камилла Камаз Кама Каллим Каллеза Калла Кали Кале Калам Кал Кава Имам Илл Илим Измаил Изм Извека Змиев Злак Зимка Зима Зил Зевака Зев Зам Заливка Залив Зал Закал Закаев Зак Заимка Заика Заем Завал Зав Елка Ева Вмал Вмазка Вилл Вилка Викалла Вика Виза Вие Взаем Велик Век Валка Валик Вализа Вале Вал Вак Ваза Мак Аммиак Макам Маки Амми Макиавеллизм Малави Малек Амил Алмазик Алмаз Мали Малик Малка Алма Мама Мамка Алле Мезим Алкил Алик Мелизм Мик Алиев Акмеизм Мим Аки Аимак Аил Авил Авиа Мка Акаев Акие Мимика Милка Аким Акм Мила Миаз Алл Мел… смотреть
МАКИАВЕЛЛИЗМ
-а, м.
Политика, использующая любые средства — насилие, обман, убийства и т. п. — для достижения цели.|| перен.
Коварство, вероломство.Иезуитство и ма… смотреть
МАКИАВЕЛЛИЗМ
Макиавеллизм
Макиавеллизм — политика, основанная на культе грубой силы, коварстве, пренебрежении нормами морали во имя достижения и сохранения власти… смотреть
МАКИАВЕЛЛИЗМ
(от имени итал. госуд. деятеля, писателя, историка Н. Макиавелли) — англ. machiawelli-anism; нем. Machiavellismus. 1. Политика правителя, пользующегося любыми средствами для упрочения госуд. власти. 2. Политика, основанная на культе грубой силы, коварстве, пренебрежении нормами морали во имя достижения и сохранения власти. 3. Всоц. психологии — установка индивида манипулировать другими людьми, использовать их как средство для достижения определенных целей.
Antinazi.Энциклопедия социологии,2009
Синонимы:
вероломность, вероломство, злокозненность, иезуитизм, иезуитство, коварность, коварство… смотреть
МАКИАВЕЛЛИЗМ
философское учение, в основе которого лежат воззрения итальянского мыслителя и политика Николло Макиавелли, согласно которому государство признается высшим проявлением человеческого духа, а служение ему целью и смыслом человеческого существования. Причем все средства для достижения политических целей дозволены, а государь для их достижения может не считаться с требованиями морали, если его действия наполняются заботой о процветании и могуществе государства. Отсюда макиавеллизмом стали называть действия государственного лица, пренебрегающего нормами морали при достижении политических целей…. смотреть
МАКИАВЕЛЛИЗМ
⊲ (маши- 1804), а, м.Фр. machiavélisme < ит.Коварство, вероломство; вероломные замыслы, идеи.Возстающие против твоего приятеля прирастают на подобие к… смотреть
МАКИАВЕЛЛИЗМ
от имени Н.Макиавелли) — образ коммуникативной деятельности, не пренебрегающей любымы средствами ради достижения поставленной цели. Манипулятивная стратегия воздействия вызывает существенные субъективные изменения индивида. Реализуется эта стратегия главным образом с помощью приемов подсознательного стимулирования (субсенсорные и маргинальные воздействия), действующих в обход психического контроля, а также с помощью маскировочных и конверсионных техник, блокирующих или разрушающих систему психологических защит, выстраивая взамен новую модель мира. … смотреть
МАКИАВЕЛЛИЗМ
понятие для определения стиля осуществления политики, политической вовлеченности, которые характеризуются доминированием политизованности и занятости, корпоративным эгоизмом, убеждение, будто бы для достижения цели все методы удобны, а доблестная политика заключается в умении ими воспользоваться. Термин “макиавеллизм” употребляется как синоним политической аморальности. Это понятие связывают с определенным толкованием учения итальянского мыслителя, государственного деятеля, историка и писателя Николло Макиавелли (1469 — 1527)…. смотреть
МАКИАВЕЛЛИЗМ
– термин, вошедший в политическую психологию благодаря имени Никколо Макиавелли. М. – линия поведения в политической деятельности, для которой свойственно пренебрежение нормами морали в достижении политических целей, лицемерное и коварное управление, манипулирование другими. В то же время М. – явление историческое, и его оценка предполагает объективный и критический подход с целью выявления слабых мест и ограниченности применительно к современной политической проблематике…. смотреть
МАКИАВЕЛЛИЗМ
— (от имени итал. госуд. деятеля, писателя, историка Н. Макиавелли) — англ. machiawelli-anism; нем. Machiavellismus. 1. Политика правителя, пользующегося любыми средствами для упрочения госуд. власти. 2. Политика, основанная на культе грубой силы, коварстве, пренебрежении нормами морали во имя достижения и сохранения власти. 3. В соц. психологии — установка индивида манипулировать другими людьми, использовать их как средство для достижения определенных целей…. смотреть
МАКИАВЕЛЛИЗМ
(по имени итальянского деятеля и мыслителя Николо Макиавелли, 1469-1527) широко используемое понятие для обозначения социально-политической доктрины и способов осуществления политики, не останавливающихся ни перед чем ради достижения поставленных целей. В психологии используется для обозначения моделей поведения, включающих манипуляцию другими посредством коварства, хитрости, обмана с целью осуществления контроля над другими и достижения власти. … смотреть
МАКИАВЕЛЛИЗМ
от имени Н. Макиавелли, итал. — Machiavelli) — разновидность политического поведения, которое предполагает возможность использования любых методов и средств ради достижения и удержания политической власти. Термин связан с именем итальянского ученого и политического деятеля Никколо Макиавелли, впервые выделившего политику в качестве предмета самостоятельного научного исследования, отделив ее от религиозных, философских воззрений и этики…. смотреть
МАКИАВЕЛЛИЗМ
корень — МАКИАВЕЛЛ; суффикс — ИЗМ; нулевое окончание;Основа слова: МАКИАВЕЛЛИЗМВычисленный способ образования слова: Суффиксальный∩ — МАКИАВЕЛЛ; ∧ — ИЗ… смотреть
МАКИАВЕЛЛИЗМ
МАКИАВЕЛЛИЗМ макиавеллизма, мн. нет, м. (полит.). политика, направленная на создание диктаторской власти единоличного правителя в централизованном буржуазном государстве, беспринципно и цинично использующая все средства для достижения своей цели и подавляющая интересы широких общественных групп. (От имени Macchiavelli (1469 — 1527), итальянского политика эпохи Возрождения.)<br><br><br>… смотреть
МАКИАВЕЛЛИЗМ
макиавелли́зм,
макиавелли́змы,
макиавелли́зма,
макиавелли́змов,
макиавелли́зму,
макиавелли́змам,
макиавелли́зм,
макиавелли́змы,
макиавелли́змом,
макиавелли́змами,
макиавелли́зме,
макиавелли́змах
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)
.
Синонимы:
вероломность, вероломство, злокозненность, иезуитизм, иезуитство, коварность, коварство… смотреть
МАКИАВЕЛЛИЗМ
Ударение в слове: макиавелл`измУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: макиавелл`изм
МАКИАВЕЛЛИЗМ
манипулятивные модели поведения, имеющие целью усиление личной власти и контроля: коварство, хитрость, обман и оппортунизм (лат. opportunus удобный, выгодный), то есть приспособленчество, соглашательство, беспринципность. Термин производится от имени судебного советника Италии 16 в. Николо Макиавелли…. смотреть
МАКИАВЕЛЛИЗМ
Описательное определение моделей поведения, включающих манипуляцию другими посредством коварства, хитрости, обмана и оппортунизма, центральным мотивом которых является усиление власти и контроля. Этот термин образован в честь судебного советника Италии XVI века Николо Макиавелли…. смотреть
МАКИАВЕЛЛИЗМ
м.(манипулирование другими людьми ради достижения собственных целей) Machiavellianism- личностный макиавеллизм
МАКИАВЕЛЛИЗМ
Макиавеллизм ■ Слово, которое надо произносить с трепетом.Синонимы:
вероломность, вероломство, злокозненность, иезуитизм, иезуитство, коварность, кова… смотреть
МАКИАВЕЛЛИЗМ
макиавеллизм — политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали в т. п.; названа по имени никколо макиавелли (14g9-1527) — политического деятеля и мыслителя флоренции; * коварство, вероломство. <br><br><br>… смотреть
МАКИАВЕЛЛИЗМ
макиавелли́змСинонимы:
вероломность, вероломство, злокозненность, иезуитизм, иезуитство, коварность, коварство
МАКИАВЕЛЛИЗМ
макиавелл’изм, -аСинонимы:
вероломность, вероломство, злокозненность, иезуитизм, иезуитство, коварность, коварство
МАКИАВЕЛЛИЗМ
макиавелли’зм, макиавелли’змы, макиавелли’зма, макиавелли’змов, макиавелли’зму, макиавелли’змам, макиавелли’зм, макиавелли’змы, макиавелли’змом, макиавелли’змами, макиавелли’зме, макиавелли’змах… смотреть
МАКИАВЕЛЛИЗМ
(2 м)Синонимы:
вероломность, вероломство, злокозненность, иезуитизм, иезуитство, коварность, коварство
МАКИАВЕЛЛИЗМ
м. полит.
макиавеллизм (максатка жетүү үчүн ар кандай моралды, уят-сыйытты, ак ниеттүүлүктү такыр эске албастан бардык амал-айланы колдонуучу саясат)…. смотреть
МАКИАВЕЛЛИЗМ
м.
machiavellismo
Итальяно-русский словарь.2003.
Синонимы:
вероломность, вероломство, злокозненность, иезуитизм, иезуитство, коварность, коварство… смотреть
МАКИАВЕЛЛИЗМ
хитрое и двуличное поведение, чаще всего имеющее целью личное или политическое продвижение; понятие, обязанное своим названием Никколо Макиавелли.
МАКИАВЕЛЛИЗМ
МАКИАВЕЛЛИЗМ м. 1) Политика, использующая для достижения цели любые средства (обман, предательство, убийство). 2) перен. Коварство, вероломство.
МАКИАВЕЛЛИЗМ
Начальная форма — Макиавеллизм, винительный падеж, слово обычно не имеет множественного числа, единственное число, мужской род, неодушевленное
МАКИАВЕЛЛИЗМ
неагрессивное манипулирование людьми, игнорирование их эмоций и потребностей, преследование во взаимодействии с ними своей личной выгоды.
МАКИАВЕЛЛИЗМ
макиавеллизм коварство, вероломность, вероломство, злокозненность, коварность, иезуитизм, иезуитство
МАКИАВЕЛЛИЗМ
М мн. нет makiavellizm (məqsədinə çatmaq üçün heç bir mübarizə vasitəsindən çəkinməyən siyasət).
МАКИАВЕЛЛИЗМ
понятие, используемое для определения политики, лишенной морали.
В конце XV и в начале XVI в. Италию потрясали постоянные войны, которые
тормозили экономическое и культурное развитие общества, вносили в него
кризисные явления и в целом отвечали интересам католической реакции. Италия
была раздроблена на городские республики, князья соперничали между собой за
власть, и не было силы, которая способна была бы политически объединить
страну. Потребность в сильном государстве, которое выполнило бы эту задачу,
лучше всего выразил в своей политической теории флорентиец, современник
Леонардо да Винчи, друг Микеланджело, государственный деятель, историк, поэт
и, кроме того, первый достойный упоминания военный писатель Нового времени
Никколо Макиавелли (1469-1527).
Первоначально он занимал важную политическую должность во Флорентийской
республике, после ее падения в 1512 г. был выслан в изгнание, где и написал
свои политические трактаты. Основное его произведение «Государь».
Макиавелли отделяет политику от теологических и религиозных
представлений. Политика лишь автономная сторона человеческой деятельности,
она является воплощением свободной человеческой воли в рамках необходимости
(«фортуны»). Политику определяют не бог или мораль, но сама практика,
естественные законы жизни и человеческая психология.
Исследование исторической и политической практики приводит Макиавелли к
пониманию того, что определяет мотивы политической деятельности. Оказалось,
что это реальные интересы, корысть, стремление к обогащению, которые и
детерминируют политическую деятельность. Макиавелли тем самым весьма близко
подходит к пониманию роли материальных и классовых интересов в развитии
общества, считает политику в конечном счете продуктом свободной человеческой
воли, личных желаний, особенностей характера. В сущности он выводит политику
из психологии.
Политическая теория Макиавелли имела актуальное значение, а именно
стать руководством для способного и честолюбивого правителя, который во
главе сильного государства освободил бы Италию от влияния приходящего в
упадок папства. Тот, кто встал на пути «судьбы», должен быть правителем
нового типа, абсолютным властелином, деспотом. Он не должен быть связан
никакими априорными схемами, правовыми предписаниями, религией или своим
собственным словом. Он должен руководствоваться строго анализированными
реальными фактами, может быть жестоким, хитрым, грешным, беспощадным
(образцом ему служил Чезаре Борджиа). Правитель как общественный деятель
должен руководствоваться моралью силы этого мира, но не моралью религиозной,
лишь так он овладеет стихийным движением человеческого поведения, вытекающим
из жажды богатства, благосостояния и инстинктов, которые сопутствуют жизни
индивида. Это мораль, отражающая реальность жизни. Основной тон в ней —
человек не может слепо полагаться на «божественное провидение», на спасение,
но должен сам стать лицом к лицу с действительностью, рассчитывать на свои
собственные силы при формировании своей судьбы. Эту предпосылку Макиавелли
помещает в основу своих социально-политических представлений. В области
политики это земной, ренессансный гуманизм, выраженный по отношению к
реальности соперничающих интересов открыто и отважно, даже жестоко.
Мораль силы Макиавелли часто определяется как образец «циничности» и
аморальности в политике. Термин «макиавеллизм» со временем стал синонимом
политики, которая руководствуется принципом «цель оправдывает средства».
Макиавеллизм осуждается как теория и практика бесконтрольного использования
власти, не подчиненной никаким «высшим» моральным критериям, как
деятельность, единственным законом которой является успех любой ценой.
Впервые объективно и правдиво истинное историческое значение
Макиавелли, его творчества показал Антонио Грамши. Он отвергал так
называемый макиавеллизм, приписанный Макиавелли, сведенный к вульгарной
реализации принципа «цель оправдывает средства». В действительности этот
принцип имеет более позднее, иезуитское происхождение. Макиавелли его
никогда не формулировал, он не вытекает из контекста его творчества.
Согласно Грамши, необходимо понимать творчество Макиавелли не абстрактно,
вне конкретных, исторических условий эпохи, но в связи с интересами
прогрессивных сил тогдашнего итальянского общества, их потребностью
установить государственную власть антифеодального типа, объединить страну в
централизованное государство во главе с абсолютным правителем.
Правильные ответы по теме «Возрождение и Реформация» из курса «История философии»
1.5.1.
Термин
«гуманизм» (лат. Humanus) означает
«человеческий (человечный)» (б).
1.5.2.
В
Италии впервые стало складываться
гуманистическое мировоззрение (в).
1.5.3.
Франческо
Петрарка традиционно считается «первым
итальянским гуманистом» или «отцом
гуманизма» в Италии (г).
1.5.4.
Человек
принадлежит и к божественному, и к
природному миру, полагал Данте (б).
1.5.5.
Франческо
Петрарка в полемическом трактате «О
собственном незнании и незнании
других» высмеивал надуманность
схоластических споров у «глупых
аристотеликов» (б).
1.5.6.
Этическая
проблема человеческой личности
привлекала в христианском учении
Петрарку (а).
1.5.7.
К.
Салутати (1331-1406) повлиял на П. Браччолини
и Л. Бруни. Именно по его приглашению в
1397 г. во Флоренцию прибыл византийский
ученый Мануэль Хризолорас, чтобы
преподавать греческий язык. Он привез
с собой греческую литературу и впервые
в Европе написал учебник греческой
грамматики. А Ф.Петрарка, между прочим,
предпочитал Рим, считая его классическим
образцом цивилизации (в).
1.5.8.
«Плетон»
— это многозначительный псевдоним
поздневизантийского неоплатоника
Георгиоса Гемистоса (в).
1.5.9.
Философия
— не служанка, а «сестра» теологии, —
доказывал М. Фичино (б).
1.5.10.
Все
религиозные культы и религиозно-философские
учения есть проявления некоей общей
религии, был убежден Марсилио Фичино
(б).
1.5.11.
Человек
должен творчески совершенствоваться,
возносясь к наивысшему сущему (богу),
считал М. Фичино (а).
1.5.12.
Мир
возник из высшего бестелесного начала
— «хаоса», утверждал Пико делла Мирандола
(б).
1.5.13.
Человек
— это особый микрокосм, писал Пико делла
Мирандола в своей речи «О достоинстве
человека» (г).
1.5.14.
Человек
сам творец своего счастья — fortunae suae ipse
faber, — писал П. Мирандола (б).
1.5.15.
Человек
способен мыслить общими понятиями,
абстрагироваться от единичного,
частного, отдельного, — потому может
быть бессмертен, — писал Пьетро Помпонацци.
При этом он полагал, что бессмертие души
нельзя доказать рационально и
философски обосновать, а в него можно
верить. Трактат вызвал неприязнь
церковников и был публично сожжен
(б).
1.5.16.
Человек
не обладает свободой воли, его поведение
определяется судьбой, — считал П.
Помпонацци (а).
1.5.17.
Термин
«реформация» имеет отношение к критике
католической церкви (а).
1.5.18.
Мартин
Лютер — наиболее выдающийся представитель
немецкого реформационного движения
(г).
1.5.19.
Церковь
не может быть единственным посредником
между богом и человеком, считал М. Лютер
(б).
1.5.20.
Чистой
верой, которая является «божьим даром»,
достигается спасение человека, по Лютеру
(б).
1.5.21.
М.
Лютер категорически отвергал языческое
учение Аристотеля. В трактате «К
христианскому дворянству немецкой
нации» Лютер писал, что Аристотель
уводит от истинной христианской веры
в откровенное слово. Он даже призывал
запретить изучение книг греческого
философа (а).
1.5.22.
Учение
о предопределении, как вечном спасении
только по воле бога, развивает Кальвин
(б).
1.5.23.
Разнообразные
мистические учения были развиты и
включены в новые религиозные учения в
эпоху Реформации (а).
1.5.24.
Религиозно-философские
воззрения Томаса Мюнцера были близки
к идеям утопического коммунизма (в).
1.5.25.
Философские
воззрения Якоба Беме были близки к
оккультно-мистическим направлениям:
алхимии, астрологии, средневековой
мистике (б).
1.5.26.
В
теософии Я. Беме, бог — это наивысший и
активный принцип природы, находящийся
и в ней, и над ней (б).
1.5.27.
Метафизику
Аристотеля с теологией Аквината пытался
соединить испанский теолог Франсиско
Суарес. В эпоху Контрреформации он
попытался реставрировать средневековую
схоластику (томизм) на базе аристотелизма.
Он считал важнейшим противопоставление
конечного и бесконечного, сотворенного
и несотворенного (а).
1.5.28.
Бесплодные
псевдонаучные споры поздних схоластов
высмеял Эразм Роттердамский. Получив
епископальную стипендию для учебы в
Сорбонне, Эразм наблюдал споры
последователей Фомы Аквинского и
Дунса Скота. Он поддерживал дружеские
отношения с Т. Мором, которому сам позже
приписал авторство «Похвалы глупости»
(б).
1.5.29.
Эразм
Роттердамский подлинное христианство
понимал как этику. Он требовал
освобождения от догматизма, схоластической
псевдонаучности и превращения христианства
в истинно моральное учение Христа. При
этом он отрицал аскетизм и монашество
(в).
1.5.30.
Свободомыслие
и скептицизм более всего ценил в античной
философии Мишель Монтень (а).
1.5.31.
Умеренность,
мужество и жизнелюбие — вот что такое
добродетель, по Монтеню (б).
1.5.32.
Бог
— непознаваемый внеличный принцип,
далекий от жизни и дел людей, с точки
зрения Монтеня (в).
1.5.33.
Только
символически мы способны постичь
безусловное знание, по мысли Николая
Кузанского. Основой символики Кузанца
являлись математические символы (г).
1.5.34.
Мир
представляет собой бесконечный шар с
центром везде и нигде, согласно символике
Николая Кузанского (в).
1.5.35.
Можно
обрести возможности магического
преобразования природы, если познать
«архэ жизни», считал Пара-цельс (в).
1.5.36.
Медицина
для Парацельса была главной и универсальной
наукой (а).
1.5.37.
Исследование
природы является задачей философии,
согласно Бернардино Телезио (б).
1.5.38.
В
философской системе Б. Телезио все вещи
материальны, но сама материя пассивна
(а).
1.5.39.
По
Б. Телезио, природа движется после акта
творения ее богом, но по собственным
принципам самодвижения (в).
1.5.40.
Франческо
Патрици преодолевал средневековый
схоластический аристотелизм. Свое
понимание мира, отличающееся и от
схоластики и от платонизма, он изложил
в своем труде «Новая философия
вселенной» (б).
1.5.41.
Вселенная
есть бог, а бог — это все (единое), он везде
и нигде определенно, считал Ф. Патрици
(б).
1.5.42.
Единое
— это центральное понятие в учении
Джордано Бруно (б).
1.5.43.
Панпсихизм
— это учение о всеобщей одушевленности
материи, которое одним из первых выдвинул
Дж. Бруно (в).
1.5.44.
Космос
— одновременно пустая и наполненная
бесконечность, как вечное несотворенное
бытие (бог), считал Дж. Бруно (а).
1.5.45.
«Мировая
душа» и «всеобщий разум» — понятия Дж.
Бруно, неразрывно связанные с «Единым»
(в).
1.5.46.
Стоики
говорили о восьмичастном строении души
и связи ее способностей с физической
структурой телесных органов. Эти идеи
близки и Дж. Бруно (в).
1.5.47.
Никколо
Макиавелли признавал существование и
влияние фортуны, но настаивал на активной
жизненной позиции человека. Идея
«фортуны» — судьбы, счастья — центральная
в философии Макиавелли. Он ее понимает
как постоянное коловращение, необходимый
естественный ход вещей, имеющий в своей
основе божественный характер. «Фатализм»-
от «фатум», рок — философ отрицал, как и
теологический провиденциализм. Он
считал, что люди могут использовать
фортуну и достичь успеха. Они могут как
приспособиться к ней, так ей и противостоять
(а).
1.5.48.
Как
автономную сторону человеческой
деятельности, воплощение свободной
человеческой воли, корректируемую
естественными законами жизни и
человеческой психологии, рассматривал
политику Н. Макиавелли (в).
1.5.49.
Как
циник зачастую понимает Макиавелли
соотношение политики и морали.
«Макиавеллизм» стал синонимом аморальности
в политике, руководствующейся принципом
«цель оправдывает средства» (в).
1.5.50.
Государство
рассматривается Жаном Боденом как
власть нескольких семей, при которой
монарх является абсолютным источником
права и политики (в).
1.5.51.
Теорию
естественного права, когда его сущность
отражает общечеловеческую природу,
обосновал Гуго Гроций (б).
1.5.52.
Несуществующее
место — это утопия. Знаменитая книга
Томаса Мора называлась «Книжка поистине
золотая и равно полезная, как и забавная,
о наилучшем устройстве государства и
острове Утопия» (в).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Политическая философия.
Политическая философия.
В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между богом, церковью и человеком, политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Ярком представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469 – 1527). Это был современник Л. да Винчи, друг Микеланджело, один из наиболее трезвых умов Ренессанса, который практически полностью освободился от религиозных иллюзий средневековья. Это был человек действия, говоривший: «сначала жить, потом философствовать».
Макиавелли создает новое понимание государства и государственной деятельности с позиций этической природы человека. Макиавелли исходил из эгоистической сущности человека, а общественную жизнь вслед за Л. Валлой и античными авторами трактовал атомистическо-индивидуалистически. Человеком движет личный интерес, проявления которого чрезвычайно разнообразны, а на первом месте стоит стремление сохранить свое имущество, собственность. Он писал в «Государе»: «люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества».
Государство возникает как институт противодействия человеческому эгоизму, способный его обуздать. Макиавелли впервые вводит и сам термин «государство», по-итальянски «stati». Характерно, что в его концепции государства не было места для церкви и религии. Макиавелли впервые предложил четко разделить политику и религию, церковь от государства. В его понимании политика является автономной стороной человеческой деятельности, воплощением свободной человеческой воли в рамках необходимости (фортуны). Политику определяют не бог или мораль, но сама практика, естественные законы жизни и человеческая психология. Хотя Макиавелли и признавал необходимость религии как механизма управления народными массами, способа утешения, но резко выступал против католической церкви, которая, по его мнению, уже изжила себя.
Изучая историческую и политическую практику, Н. Макиавелли пытается выявить мотивы политической деятельности людей. Оказалось, что это реальные интересы, корысть, стремление к обогащению, которые и детерминируют политическую деятельность. Макиавелли тем самым близко подходит к пониманию роли материальных и социальных интересов в развитии общества. Вместе с тем, определяя политику как продукт свободной человеческой воли, личных желаний, особенностей характера, он в сущности выводит политику главным образом из психологии.
Концепция фортуны. Фактически под фортуной он понимал объективную закономерность общественного развития. Макиавелли вычленяет разные стороны этой проблемы и пытается определить соотношение между необходимостью и свободной волей человека. В его трактовке «фортуна распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим» [7]. Поэтому Макиавелли подчеркивает необходимость активных действий человека: лучше быть смелым, чем осторожным, но при этом деятельность должна направляться трезвым умом и волей, стремящейся к определенной цели, естественно, высокой и благородной. Все это Макиавелли называет virtu – доблестью. Полная реализация доблести – дело практически неосуществимое, его добивались лишь немногие выдающиеся люди. Большинство же людей выбирают средние пути, которые зачастую губительны. При этом необходимо учитывать особенности времени, в котором живет личность, и если данный человек считается с особенностями времени, то достигает многого. В понятии «доблесть» отразились те социальные и моральные требования к поведению личности, которые возникли в эпоху гуманизма, когда человек стал цениться очень высоко.
Политическая теория Н. Макиавелли имела в то время актуальное значение, она должна была стать руководством для способного и честолюбивого правителя, который во главе сильного государства освободил бы Италию от приходящего в упадок папства и объединил бы раздробленную страну. Тот, кто встал на путь «судьбы и доблести», должен быть правителем нового типа, абсолютным властелином, деспотом. Он не должен быть связан никакими схемами, правовыми предписаниями, моральными нормами, религией или своим собственным словом. Он должен руководствоваться строго проанализированными фактами, может быть жестоким, хитрым, грешным, беспощадным (образцом здесь служил Чезаре Борджиа). В «Государе» Макиавелли нарисовал образ мудрого правителя, который сочетает в себе качества льва и лисицы. Он должен по возможности не удаляться от добра, но при необходимости не чураться и зла. Правитель как успешный общественный деятель должен руководствоваться «моралью силы» этого мира, но не моралью религиозной. Лишь так он овладеет стихийным движением человеческого поведения, вытекающим из жажды богатства, благосостояния и инстинктов, которые сопутствуют жизни индивидов. Вот мораль, отражающая, по Макиавелли, реальность жизни. В области политики это земной, ренессансный гуманизм, выраженный по отношению к реальности общества соперничающих интересов открыто и отважно, даже жестко.
Макиавелли считал, что государь, политик должен считаться с мнением народа, что «глас народа – глас Божий», что государь должен быть гибким. И если правитель прибегает к насилию, то это не должно быть самоцелью. По его мнению, насилие должно исправлять, а не разрушать. Политическим идеалом Макиавелли выступала Римская республика. Поэтому он и считал, что лучшей формой правления является республика. Однако республиканская форма правления не всегда возможна и целесообразна, если в народе не развиты гражданские добродетели. По существу Макиавелли впервые предложил идею политического прагматизма.
«Мораль силы» Макиавелли часто определяется как образец циничности аморальности в политике. Термин «макиавеллизм» со временем стал синонимом политики, которая руководствуется принципом «цель оправдывает средства». Сегодня макиавеллизм понимается и осуждается как теория и практика бесконтрольного использования власти, не подчиненной никаким моральным критериям, как деятельность, единственным законом которой является успех любой ценой.
МАКИАВЕЛЛИЗМ
политика, основанная на учении Н. Макиавелли о прочном государстве и сильном правителе. Н. Макиавелли (1469–1527), флорентийский государственный деятель, ученый, писатель, поэт и историк. В трактате «Государь» (1513) изложил учение о совершенном правителе. Ради целостности общества и безопасности государства необходима сильная власть. Основой власти служат хорошие законы и хорошее войско. Допустимы любые средства для упрочения государства вплоть до жестокости и нарушения морали. Государь не должен избегать даже порочных деяний, без которых трудно удержаться у власти. Государь должен быть силен, как лев, и хитер, как лиса. Коварство и лицемерие допустимы, если могут служить укреплению государства. Так макиавеллизм стал синонимом беспринципности и изворотливости, лицемерия и аморальности в политике.
Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014