Синонимами ноосферного образования являются

Функционалистские
концепции
– выделение основных
функций образования в обществе,
подчеркивается позитивное значение
взаимодействия образования с другими
общественными институтами.

  1. Основная функция
    образования – передавать ценности
    господствующей культуры
    (Э. Дюркгейм).
    Поскольку цели и ценности разных обществ
    (социальных групп) отличаются друг от
    друга, следовательно, и содержание
    образования будет различным (Древние
    Афины – изучение изящных искусств; Др.
    Рим – подготовка военачальников и
    государственных деятелей; Средние века
    (Европа) – усвоение христианского
    учения; Ренессанс – возрождение интереса
    к литературе и искусству; сегодняшняя
    школа – упор на естественно-научные
    дисциплины).

Воспитание молодежи
в духе признания культурных ценностей
и идеалов помогает поддерживать
существующий социальный порядок, в то
же время оно способствует социальным
изменениям, происходящим в связи с
переоценкой существующих знаний и
внедрением новых методов и технологий.

  1. Образование –
    средство социального контроля
    .
    Система образования вырабатывает
    собственные инструменты контроля
    (Правила для учащихся, Уставы учебных
    заведений, должностные обязанности
    педагогов и администрации). Следовательно,
    образование, наряду с религией, семьей
    и законом представляет собой институт,
    способствующий поддержанию стабильности
    общества.

  2. Образование –
    фильтрующее устройство
    . Для большинства
    людей школа и колледж становятся своего
    рода фильтрами, помогающими определить,
    что они будут делать, когда станут
    взрослыми. Самые способные и увлеченные
    получают наиболее высокие и вознаграждаемые
    должности.

Школа способствует
созданию равных возможностей и
благоприятных условий для восходящей
мобильности, поскольку людей оценивают
по их достижениям
, независимо от
классовой принадлежности, расы, пола и
т.д.

Кларк (1962) –
образование решает задачу подготовки
квалифицированных специалистов.

Хэрн (1978) –
образование – разумный способ
распределения людей в соответствии с
их достоинствами. Образование способствует
развитию демократии, поскольку:

  • ослабляет
    предрассудки по отношению к группам
    меньшинств;

  • воспитываются
    компетентные граждане, а значит нелегко
    манипулировать с помощью политической
    диагонали, лозунгов и т.д.

  1. Теория
    «человеческого капитала».
    Образование
    не является чем-то немедленно потребляемым,
    это скореекапиталовложениев
    будущее учащихся и должно в будущем
    приносить прибыль (Джастер, 1978). Таким
    образом объясняются различия в доходах
    взрослых людей, обусловленные количеством
    и типом «капиталовложений», сделанных
    в процессе образования.

Конфликтологические
концепции
анализ образования
не исчерпывается его позитивными
функциями. Часто оно, подобно другим
социальным институтам, чревато опасностью
конфликта:

  • образование
    как поле борьбы за ценности
    , которые
    следует усваивать в школе (содержание
    учебников и учебных планов, изъятие
    из школьных библиотек «нежелательных
    книг» и т.д.);

  • образование
    как воплощение групповых социальных
    конфликтов
    , т.к. способствует
    эксплуатации и угнетению групп,
    находящихся в неблагоприятных условиях.
    Отсюда – идея отказа от массового
    образования. (Так, И. Иллих считал, что
    «теория человеческого капитала»
    приводит к росту социального недовольства.
    Поэтому школы, по его мнению, должны
    заниматься обучением любимому делу,
    грамоте и определенным профессиональными
    навыкам. А при найме на работу должны
    учитываться не результаты обучения
    (аттестат, диплом), а только подлинная
    компетентность).

Неомарксисты
считают что невозможно анализировать
систему образования без анализа классовой
структуры общества. В развитых
капиталистических странах, по их мнению,
образование нужно для воспроизводства,
прежде всего, рабочей силы. Система
массовых начальных школ прививает людям
такие качества, как пунктуальность,
аккуратность и подчинение власти. Для
элиты – другие требования. Поэтому
частные школы, колледжы и университеты
развивают способность самостоятельно
мыслить, независимость и умение принимать
решения. Таким образом, делают вывод
сторонники этой концепции, современное
образование способствует упрочнению
экономического неравенства.

  • образование –
    борьба за статус
    . Образование имеет
    практическое и символическое значение
    (Р. Коллинз). Образование оказывает
    влияние на статус человека в обществе,
    способствует продвижению вверх по
    социальной лестнице. Диплом – символ
    высокого статуса.

Расширение системы
образования связано не столько
потребностью в квалифицированных
специалистах, сколько с борьбой за
овладение богатством, властью, престижем,
отсюда конфликт между статусными и
подчиненными группами, которые тоже
требуют доступа к «благам», отсюда
чрезмерное расширение сферы образования.
Различные привилегированные группы
стараются укрепить свое положение в
обществе, поддерживают «своих» и создают
препятствия для «посторонних» (требования
к уровню образования и обязательное
наличие лицензии).

Концепция
глобального образования.
После
второй мировой войны образовательная
система на планете оказалась не способна
удовлетворить все возрастающий спрос
на образование, возникло противоречие
между ставшим уже естественным правом
человека на образование и традиционно
используемой конкурсной селективной
системой. Если в развивающихся странах
это выражается, прежде всего, в отсутствии
элементарных возможностей (особенно
финансовых) получать образование, то в
развитых странах – в консерватизме
традиционных систем образования,
отставании их от запросов современной
жизни, почти полной неспособности
адаптации к масштабам и темпам социальных
изменений. Образование оказалось в
тисках прошлого, оно не демократично и
работает лишь на элиту.

Такая система
образования отторгает инновации, слишком
медленно меняет свой внутренний уклад
в ответ на поступающие извне запросы.
Налицо оказался разрыв между социальными
потребностям в образовании и возможностями
их удовлетворения.

В настоящее время
идет интенсивный поиск новой модели
образовательной системы /ОС/, которая
соответствовала бы целям человечества
в XXI в., а может быть, и на протяжении
всего третьего тысячелетия.

Один из вариантов
новой модели образования – т.н. ноосферная
ОС или опережающая система образования,
т.е. образование, ориентированное не на
прошлое и настоящее, а на будущее.

Концепция
«ноосферного образования» возникла в
результате анализа проблем экологии.
В статье «Школа будущего – школа развития
личности» А. Ягодин делает вполне
справедливый вывод о том, что именно
экологическое образование должно стать
главной движущей силой грядущей
экологической революции, равной по
своему значению сельскохозяйственной
(неолитической) революции (Зеленый мир.–
1995.–№ 36. – С.6.).

Введение в
образовательный процесс экологического
«вектора» придает необходимую системность
и устойчивость педагогическому процессу.
Экологизация образования оказывается
одним из существенных требований,
предъявляемых к модели современного и
будущего образования. Она должна
интегрировать такие тенденции, как
демократизация, интеллектуализация,
информатизация, интенсификация,
индивидуализация, гуманитаризация,
гуманизация, внедрение инноваций и т.д.

Речь идет не только
о преодолении экологического кризиса,
но и об одновременном переходе к
информационному обществу, основанному
на знании, информации, которая станет
главной ценностью и мерилом индивидуального,
национального и мирового богатства.
Иногда даже отождествляют информационное
общество с «образовательным» обществом
(или обществом образования). Безусловно,
такое отождествление возможно только
при условии кардинальных преобразований
в мировой системе образования.

В результате
информатизации будет создаваться (и
уже создается) качественно новая система
открытого, непрерывного, гибкого,
дистанционного образования, которая в
значительной мере может способствовать
преодолению кризиса образования

Согласно Р. Хэнви,
концепция ноосферного (глобального)
образования включает 5 основных принципов:

Первый принциппредполагает воспитание широты видения
мира, признание равноценными и
равноправными любых точек зрения на
мир, любых «образов мира».

Второй принципставит целью воспитания внимание к
глобальным проблемам. Каждый должен
понимать, что в силу существующей
взаимосвязи людей состояние дел на
нашей планете оказывает влияние на
жизнь каждого и, напротив, от каждого
зависит положение в социуме.

Третий принциппредполагает воспитание уважения: к
чужой культуре, умение вести диалог на
равных, понимание роли взаимообогащения
культур, ценности культуры в ее
многообразии.

Четвертый
принцип
концепции глобального
образования – формирование системного
мышления, понимания природы различных
систем, в том числе политических.

Пятый принцип
предполагает выработку умения видеть
личностный смысл в любой деятельности,
вырабатывать ее стратегию и тактику.

Концепция связана
с пониманием образования как базиса
существования и развития общества
наряду с производством материальных
благ.

Главное отличие
опережающего образования в том и
заключается, что оно должно воспринять
и транслировать лишь те элементы знания
и культуры, которые способствуют
формированию ноосферной личности и
ноосферной цивилизации, а также сохранению
природы.

Ноосферно-информационная
ориентация новой ОС определяет ее
важнейшие черты:

  • глобальный
    характер;

  • непрерывность
    образования в течение всей жизни
    человека с превалированием самообучения;

  • демассификация,
    индивидуализация и рост разнообразия
    образовательных стандартов и
    специальностей;

  • переход от
    формально-дисциплинарного к
    проблемно-активному типу обучения т.д.

Ориентация
образования на цели устойчивого развития
существенно меняет его смысл. Оно видится
уже не просто как трансляция знаний и
культуры от одного поколения к другому,
но как средство формирования всего
нового.

Воплощение в жизнь
концепции глобального (ноосферного,
опережающего) образования призвано
решить несколько задач:

а/ сделать образование
не только опережающим и развивающим,
но и существенно рационализировать всю
социальную сферу, способствуя ее
превращению в самоорганизующуюся сферу
разума;

б/ переориентировать
сознание каждого обучаемого и учителя
на решение проблем будущего;

в/ существенно
повлиять на формирование общецивилизационного
интегрального (ноосферного) интеллекта,
обращенного в будущее

При определении
опережающего образования нужно иметь
в виду, что это не какой-то новый вид
образования, а важная часть ноосферного
образования, цель которого – становление
ноосферы, ноосферного интеллекта,
ноосферной личности. Поэтому понятия
опережающего образования и ноосферного
образования следует считать почти
синонимами, хотя последнее является
более широким. Ноосферное образование
включает в себя, по меньшей мере, 2 аспекта
опережения:

  1. опережающее
    развитие образования по сравнению с
    другими сферами деятельности;

  2. наличие опережающего
    механизма в самом образовательном
    процессе, его ориентация на будущее и
    формирование его желаемой модели.

Кроме того, ноосферно
ориентированная модель образования:
включает ряд взаимосвязанных
требований-характеристик:

1. Образование
должно развиваться опережающе по
сравнению с другими направлениями
деятельности людей, особенно по сравнению
с хозяйственной. Исключение составляет
только наука, прежде всего фундаментальная,
которая всегда была и будет главным
источником заполнения образовательного
потенциала, в которой видится основа
современной и будущей цивилизации.

2. Важно, чтобы
образование, ориентируясь на
«конструирование» будущего, вместе с
тем охватывало и те процессы, которые
можно изменить в настоящем, чтобы будущее
соответствовало моделям, предлагаемым
наукой.

3. Фактор опережения,
так или иначе, должен сказаться на
индивидуальном обучении каждого
человека, в частности, на получении им
такого знания, которое будет ему
необходимым на протяжении всей жизни.

Нужно, чтобы
образование не только приближало
обучаемого к современной ему жизни, но
и давало бы ему возможность предвидеть
собственное будущее и более адекватно
выбирать профессиональную и общественную
карьеру. Индивидуальное и общественное
необходимо согласовывать, ибо именно
гармония личности и общества, а их с
природой составляет основу движения
человечества по оптимальной /ноосферной/
траектории.

4. Всякий фактор и
процесс, способствующий становлению
ноосферы, должен также считаться
элементом системы опережающего
образования. В этом смысле экологизация
образования – важнейший, возможно самый
приоритетный элемент системы образования,
поскольку от решения экологической
проблемы в огромной степени зависит
судьба цивилизации. Такими же важным
элементами содержания образования,
способствующими становлению сферы
разума, являются информатизация,
фундаментализация, интеллектуализация,
гуманизация, гуманитаризация и
соответствующие им ноосферные тенденции.

5. В ОС прошлого и
настоящего есть некоторые вечные и
инвариантные компоненты, которые должны
быть транслированы в будущее, которые
не устареют /знания о космосе, об
окружающей земной среде, об их влиянии
на человека и общество, способах их
освоения, а также значительная часть
гуманитарных знаний.

Безусловно,
трансформация образования должна быть
неразрывно связана с преобразованиями
в обществе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

История 
Методика 
Актуальность

Ноосферное образование — педагогическая система XXI века

Термин «ноосфера» привнёс в русский язык и науку В.И. Вернадский в 30-е гг. XX века. Он понимал под ним сферу взаимодействия общества и природы, где разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором. Само название произошло от др.-греч. νοῦς «разум» и σφαῖρα «шар», что в дословном переводе означает «сфера разума»

На протяжении более 60 лет идеи о ноосфере не принимались и фактически были забыты. В 1999 г. вышла монография Н.В. Масловой «Ноосферное образование» и это направление стало набирать силу.

В начале XXI века учеными в России был создан научно-методический комплекс:
1) Теория Творения и генетического энергоинформационного единства Мира и его Законов.
2) Периодические системы: Всеобщих Законов Мира, Общих законов человеческого общества, Общих законов познания и постижения, законов образования, законов психики.
3) Концепция, методология и инструментарий ноосферного образования.
На базе этого научно-методического комплекса сформировалась новая педагогическая система — ноосферная. 

Ноосферное образование — это целостная педагогическая система, созданная на фундаменте Теории генетического энергоинформационного единства Мира (Б.А. Астафьев), Всеобщих Законов Мира (Б.А. Астафьев, Н.В. Маслова) и специальных законов образования (Н.В. Маслова). 

Ноосферная педагогическая система имеет свою ноосферную методику преподавания. Эта методика вобрала в себя лучшие образцы отечественной и зарубежной педагогики (Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л. Толстой, М. Монтессори, А. Макаренко, В. Сухомлинский, П. Эрдниев, В. Шаталов, Е. Ильин, С. Лысенкова, И. Волков, Ш. Амонашвили, М. Щетинин, А. Кушнир, В. Базарный и др.).

Важно сразу разобраться с терминами. 

Природосообразность — это принцип соответствия природным законам, нормам и ритмам. Мы можем называть систему ноосферного образования природосообразной потому, что она соответствует Всеобщим законам Мира, Общим законам природы нашей планеты Земля, природным циклам и биоритмам. Это утверждение обосновывается соответствием педагогической системы названным выше законам, открытым и систематизированным в науке начала XXI века. 

Биоадекватность — это принцип соответствия биологической природе ребёнка, то есть нормам работы его тела, мозга и души. Это утверждение обеспечивается тем, что данная педагогическая система создана на знании анатомических, физиологических, нейрофизиологических норм и системы законов психики человека. Ни один из приёмов, ни один учебный инструмент, методика или учебник не могут принести ребёнку вреда сегодня или даже в отдалённом будущем. 

Педагогическая система названа ноосферной по той цели, которая достигается ею — воспитание ноосферного человека, то есть здорового, знающего, умеющего и счастливого человека, который владеет высокими нравственными идеалами, ценностями и целями и умеет находить решения для их достижения.

Информация определяет сознание. Сознание определяет здоровье.

Ноосферная методика преподавания называется еще биоадекватной (адекватной биологическим ритмам) или природосообразной

В основе лежит фазово-эмоциональная методика преподавания. Она способствует оздоровлению учителя и ученика, корректирует физические, психические, нравственные, интеллектуальные отклонений от нормы (в том числе алкогольную и наркозависимость). 

Суть методики состоит в разделении урока на фазы повышенной (action) и сниженной (relaxation) мышечной активности (relaxation-action learning, или сокращённо REAL-методика), что и является важной частью биоадекватности. 

В фазе расслабления даётся учебный материал, который ученик эмоционально-логически моделирует и создаёт собственный опорный образ. Закрепление в памяти происходит в фазе активности посредством многоразового логического и образного воспроизведения учебного материала. Обязательными компонентами урока являются: взаимная симпатия и сотворчество учителя и учеников при восприятии информации по пяти каналам (слух, зрение, осязание, обоняние, вкус). Результатом является:
− оздоровление всех 12-ти функциональных систем организма ученика и учителя;
− положительные эмоциональные, высокие учебные и творческие результаты учеников;
− значительный рост мотивации к учёбе у всех учащихся. 

За кажущейся простотой метода скрываются глубокие генетические корни. Любая информация «свёрнута» в генах ДНК в виде волновых энергоматериальных «пакетов», которые обладают двумя функциями: образной и речевой, т. е. откликаются, резонируют, узнавая знакомые образы, слова. Лично выбранные образные модели информации (бабочка, дерево, солнце и др. образы природы), как эхо звучат в мозгу и клетках, пробуждая эмоциональный отклик, и осваиваются человеком как понятные и знакомые. Организм ученика работает на запоминание и гармонизацию всех его систем. Так лингвистическая генетика организует природосообразный режим работы. 

Природосообразность методики состоит в организации учёбы без нарушения естественного пути восприятия информации через естественное воздействие слова, которое врачует без лекарств («слово лечит»), за счёт снабжения эндорфинами (гормонами радости) всего организма, воспитывает любовью, проектирует будущее, мотивирует творчество («творчество заразительно»). Это ведёт к самооздоровлению вследствие:
− восстановления гармоничного взаимодействия обоих полушарий головного мозга; 

− нормализации биологических прямых и обратных связей между мозгом и клетками тела по всем 12-ти системам жизнеобеспечения; 

− формирования навыка естественного хода восприятия и интеграции информации по четырём обязательным этапам: лингвистический (формулировка правил, выводов), логический (разделение информации на составные части), символьный (образное моделирование), сенсорный (эмоциональное восприятие информации). 

Методика обеспечивает принцип потенциальной естественной безопасности образования за счёт развития естественного мышления без перегрузок, стрессов и умения устранять, вредоносную информацию. Этого нет в других педагогических методиках, приводящих в норму одну-три системы. Они обладают низкой степенью подобия природе. Природосообразная же педагогика впервые интегрирует социальные технологии трёх типов мирового уровня: «know how» (тактики), «know way» (стратегии), «know what» (мировоззрения). В этом её наукоёмкость и отличие от 499 других образовательных методик, не отвечающих принципам системной полноты и целостности. 

Ноосферная методика преподавания уже апробирована в образовательных учреждениях восьми регионов России: в Калужской, Кемеровской, Вологодской, Владимирской, Московской областях, Санкт-Петербурге, Якутии, Бурятии, а также в Украине, Казахстане.

Широкая география испытаний, высокие результаты и низкая затратность внедрения позволяют предложить систему ноосферного образования к внедрению в широкую практику.

Ноосферная методика преподавания уже апробирована в образовательных учреждениях восьми регионов России, в Украине и Казахстане.

Цель ноосферного образования — достижение качественного образования на основе наукоёмких биотехнологий в соответствии с Всеобщими Законами Мира, законами общества, познания и постижения и законами образования, вытекающими из Всеобщих Законов Мира.

Задача ноосферного образования — раскрытие потенциалов системы образования и её инновирование для формирования поколений молодёжи, способных совершать социально-технологические, культурные, мировоззренческие прорывы.

Результат ноосферного образования — физически, нравственно и психически здоровый человек, практически пользующийся системным целостным мышлением в решении учебных, жизненных, производственных задач, лично и социально реализовавший себя творчески.

Образование, принятое сегодня во всех странах мира, не имеет морально-этических системы координат, что позволяет манипулировать целями, лозунгами, произвольно намечать траекторию развития ребенка в частности и общества в целом. 

Общепринятое образование сфокусировано на развитии левого полушария головного мозга (логика, структура, анализ, прагматика, критика), что приводит к не гармоничному развитию человека, так как в процессе познания и постижения не участвует правое (образное, творческое, интуитивное, чувствующие) полушарие головного мозга. 

Результатом такой системы образование является тот факт, что около 70 тысяч государственных и 500 частных школ России не справляются с катастрофическим падением нравственности, успеваемости и ухудшением здоровья школьников. Россия занимает 69 место по соматическому здоровью населения. При этом 92% факторов не связаны с системой здравоохранения. Это — социальные факторы, которые формируются способом людей мыслить и жить.

По данным статистики запросов россияне ищут в Internet 850 тысяч раз в сутки информацию о наркотиках, 1,5 млн. раз о терроризме и лишь 250 тысяч раз — информацию патриотического содержания. Информация определяет сознание. Сознание определяет здоровье.

В итоге только 3–4% поступающих в школу детей здоровы. Каждый второй ребёнок нуждается в психологической коррекции. Среди 100 выпускников в Москве официально зафиксировано 190 хронических заболеваний.

Внедрение ноосферного образования в бытующую ныне образовательную систему без её болезненной ломки поможет справиться с деградацией физического, психологического, интеллектуального и нравственного здоровья детей.

Ноосферное образование для природы

Сегодня вся климатическая повестка, по своей сути, вызвана отсутствием объективной системы координат, которая закладывается в умы подрастающих поколений еще в школе. Дети не умеют взаимодействовать с природой и не понимают Всеобщих Законов Мира. Ноосферное образование строится на основе Периодической системы законов образования, которая согласована со Всеобщими Законами Мира

Фундаментальными характеристиками системы законов образования являются: 
1) иерархичность
2) многоуровневость
3) вечность
4) бесконечная вариативность
5) природосообразность
6) бесконечная эвристичность
7) соответствие Всеобщим Законам Мира
8) соответствие Общим законам познания и постижения.

Благодаря этим методологическим новациям в жизнь уверенно входит новый этап педагогики и системы образования.

Ноосферный этап в эволюции образования имеет миссию: на современной научной базе интегрировать лучший мировой и отечественный психолого-педагогический опыт и создать предоставить миру такую образовательную систему, которая способна ответить на вызовы XXI в.

Обществу сегодня нужны здоровые, духовные, нравственные и интеллектуальные люди, исполненные творческих возможностей и гармоничные Миру, Природе, Космосу. Это диктует сама Природа, ведь она не философствует с человеком на его языке, но оппонирует ему на языке катастроф.

Природа не говорит с человеком на его языке, а оппонирует на языке катастроф, если он движется против её законов.

Маслова Н.В.

Доктор психологических наук, действительный член РАЕН

Создание передовой системы образования – ключевая стратегическая, этическая, экономическая задача России XXI века.

Монография Н.В. Масловой «Ноосферное образование» (изд.2-е, 2002г, Москва) и патент РФ на ноосферное образование.

     Что такое ноосферное образование? Почему Вас называли младенцем, ребёнком, подростком, молодым человеком? Вероятно, сегодня Вы уже зрелая личность. Всё в Мире развивается: от зерна к ростку, от тонкого побега к мощному дереву, дающему плод. Появилось когда-то и зерно образования: человек передал свой опыт другому человеку.

      В античном мире Сократ создал майевтику − первую в Европе педагогическую систему. Позже, в XVII веке Ян Амос Коменский создал классно-урочную природосообразную систему образования. Сейчас мы называем её классической. XIX век востребовал работников для промышленности, и ремесленное неклассическое образование вошло в жизнь наряду с классическим.

      XX век породил множество педагогических подходов экологического, гуманного, профильного, интернационального, специального образования. Огромное лоскутное одеяло из 500 разноцветных педагогических фрагментов «покрыло» мировое пространство! Как же в них сориентироваться? XXI век – век интеграции, системности, наукоёмкости! Вот и родилась в образовании новая научная школа. Её задачей стало: интегрировать все лучшие наработки человечества в науке, педагогике, психологии, философии, культуре, истории развития мысли. Такой этап интеграции, когда «мысль становится геологической силой», В.И. Вернадский в начале ХХ века назвал сферой разума (по греч. − ноосферой). Вот почему новый этап в эволюции образования был назван ноосферным. Для ноосферного образования характерна системность, целостность во взгляде на природу, Мир, человека. Развитие целостного мышления (в отличие от преимущественно левополушарного) рассматривается в качестве первого шага на пути к развитию высокой нравственности, самосознания и самораскрытию потенциала личности для выполнения своего предназначения на Земле. Это единственная педагогическая система в мире прочно стоящая на фундаменте Всеобщих Законов Мира, общества, познания/постижения, законов психики человека, созидания здоровья, а также законов образования. Открытые в XXI веке, эти системы законов впервые дают в руки педагога «золотой ключик» успешной мотивации учащихся к учёбе! Законы образования впервые обосновывают бинарный режим в учёбе, опору на личные мысленные образы учеников, вовлечение жизненного опыта ребёнка в учёбу и познание Мира.

      Ноосферное образование – это:

1)эволюционно новый этап в развитии образования, продолжающий его совершенствование на самой передовой современной научной базе,

2)системная технология и методология организации учебной деятельности,

3)новая педагогическая система XXI века, впервые построенная с пониманием роли естественного закона природы, т.е. на фундаменте Всеобщих законов Мира.

Однако это не панацея от бед XXI века! Это серьёзная работа над собой! Прежде всего, над своей искренностью, идеалами, волей, чистотой намерений, нравственностью, духовностью. В ноосферном образовании Вы никогда не перепутаете нарисованный на холсте очаг с подлинным огнём устремления к невидимой ранее двери интереса к знаниям! А разве мы не знаем, что интерес к творчеству лечит, спасает, вдохновляет, движет вперёд! В творческом процессе выздоравливает человек. В этом секрет врачующей и сберегающей физические, психические, интеллектуальные и духовные силы системы ноосферного образования.

      Замысел проекта. На входе в XXI век в России впервые в мире создан уникальный научно-методический комплекс: 1) теория генетического энергоинформационного единства Мира и его Законов, 2) Периодические системы а) Всеобщих Законов Мира, б) Общих законов человеческого общества и в) Общих законов постижения, 3) концепция, методология, инструментарий ноосферного образования (НО). Эти эволюционные достижения отечественной науки и психолого-педагогической практики были апробированы в семи образовательных учреждениях (ОУ) России: Калужской, Кемеровской, Московской областей, в Санкт-Петербурге, Якутии, Бурятии, а также в Украине, Казахстане. Широкая география испытаний, высокие результаты и низкая затратность внедрения позволяют предложить систему НО к внедрению в широкую практику.

      Миссия проекта. 70 тысяч государственных и 500 частных школ России не справляются с катастрофическим падением нравственности, здоровья, успеваемости школьников и студентов. Россия заняла 69 место по соматическому здоровью населения. При этом 92% факторов не связаны с системой здравоохранения. Это — социальные факторы, которые формируются способом людей мыслить и жить. Сегодня россияне запрашивают в Internet 850 тысяч раз в сутки информацию о наркотиках, 1,5 млн. раз о терроризме и лишь 250 тысяч раз – информацию патриотического содержания. Информация определяет сознание. Россияне потребляют 350 тысяч тонн наркотиков в год. В итоге только 3-4% детей, поступающих в школу здоровы. Каждый второй ребёнок нуждается в психологической коррекции. Среди 100 выпускников в Москве официально зафиксировано 190 хронических заболеваний.

      Качество жизни является синонимом соответствия человека Законам Мира. Выживаемость человечества определяется знанием, принятием Законов Мира и организацией жизни в соответствии с ними. Доказано (закон Онсагера), что при возможности развития эволюции в нескольких направлениях реализуется то из них, которое соответствует минимуму рассеивания энергии, затрат. Человечеству необходимо овладеть этой истиной и научиться энергоёмким низкозатратным социальным технологиям. Для овладения ими человек должен приобрести новые, эмерджентные качества: нравственное управление собственным мозгом, телом, психикой на основе Законов Мира. Такая постановка вопроса диктуется необходимостью построения общества с устойчивым развитием, т. е. общества гармоничного развития человека без угрозы последующим поколениям. Стратегия соразвития человека, природы и общества на базе Законов Мира и есть стратегия устойчивого развития. Необходимым и достаточным условием для устойчивого развития общества являются личности, способные выдвигать и воплощать идеи в соответствии с созидающими Законами Мира. Это обеспечивает неубывающий темп роста эффективного использования потенциальных возможностей людей и общества. Задача НО – формирование таких творческих людей.

Миссией проекта является стратегический прорыв в новое качество технологий мышления, социального государства, качества жизни.

Суть ноосферного образования.

      Ноосферное образование (НО) – наукоёмкая инновационная технология учебно-воспитательной деятельности с выработкой духовных и ценностных ориентаций учащихся на базе Всеобщих Законов Мира.

      Цель НОмотивация системного, целостного (совокупно право- и левополушарного) мышления, оздоравливающего весь организм.

      Стратегической задачей национального масштаба является раскрытие внутренних потенциалов системы образования и её эволюционное инновирование для формирования поколений молодёжи, способных совершать социально-технологические, культурные, мировоззренческие прорывы и вывести Россию на лидирующие мировые позиции.

      Результатом НО является физически, нравственно и психически здоровый человек, практически пользующийся системным целостным мышлением в решении учебных, жизненных, производственных задач, лично и социально реализовавший себя творчески.

      Инструмент перехода к Ноосферному образованиюэволюционно созревшие (невостребованные ранее) возможности человека (5-й нейросоматический контур головного мозга).

      Метод перехода психолого-педагогические семинары-тренинги с одновременным внедрением инноваций в практику работы учителя.

Анализ результатов “точечного” внедрения ноосферного образования за 2002 – 2004 гг. (на основе отчётов директоров 5-ти образовательных учреждений)

*«Лучшая школа Якутии – 2002» – гимназия №2, г. Покровск.

«Лучшая школа Бурятии – 2003» – Агинская окружная гимназия, БАО.

«Лучшая школа Кузбасса – 2003» –гимназия №2, г. Мариинск.

«Лучшая школа Кузбасса – 2004» – гимназия № 11, г. Анжеро-Судженск.

«Лучшая школа России – 2004» – средняя ноосферная школа-лицей, г. Боровск Калужской области.

     Результаты “точечного” внедрения НО экспериментально подтвердили, что технологию ноосферного образования можно вводить по мере готовности учителя попредметно, поэтапно, без изменения структуры традиционной системы образования, без дополнительных бюджетных вливаний только при условии переподготовки учителей и администраторов. Эти условия позволяют определить Ноосферное образование как эффективную образовательно-воспитательную систему, позволяющую достигать в короткое время высоких личных (в здоровье, учёбе, нравственных показателях) и социальных результатов.

Проект внедрения системы образования для устойчивого развития

Н.В. Маслова, доктор психологических наук, академик РАЕН, член РКО

«Речь должна идти о внедрении принципиально новых природоподобных технологий, которые не наносят урон окружающему миру, а существуют с ним в гармонии и позволят восстановить нарушенный человеком баланс между биосферой и техносферой. …Убежден, чтобы ответить на него, у человечества есть интеллектуальный потенциал«.

В.В. Путин

«Образование – фундаментальная форма постижения бытия»

Ю.А. Урманцев

     Цель проекта внедрения системы образования для устойчивого развитиядостижение высочайшего качества образования на основе наукоёмких биотехнологий в соответствии с Законами Мира, общества, постижения.

      Задачи проекта: постепенное внедрение ноосферного образования (НО) в традиционную образовательную систему без её болезненной ломки;

-обеспечение существования традиционной системы образования и НО в переходный период;

-подготовка и переподготовка педагогических и управленческих кадров для НО;

-создание модельных образовательных учреждений, работающих в системе НО;

-создание комплекта инструктивно-методических документов, пилотных проектов, моделей для распространения НО в регионах России.

    Технология проектаэволюционный реинжиниринг[1] традиционной системы образования с сохранением государственных программ, учебников, классов, финансирования и т. д.

      Форма перехода: “точечное” внедрение НО по мере готовности администрации и учителей ОУ в течение 5-7 лет. Затем включается механизм самоорганизации процесса внедрения НО в практику.

      Финансовые потребности. На каждую школу готовится по 10 педагогов-новаторов. Стоимость переподготовки одного педагога – 30000 руб.

Принципиальные отличия ноосферного образования

      Целевые отличия: ноосферное образование (НО) – эволюционно новый этап развития традиционного образования. Оно нацелено на воспитание гармоничной личности и общества с устойчивым развитием.

      Национальные отличия. НО построено на высших достижениях отечественной науки: теории устойчивого развития (разработки научной школы устойчивого развития под. рук. Проф. Б.Е. Большакова), теории генетического энергоинформационного единства Мира и его Законов (проф. Б.А. Астафьев), системах Законов Мира, общества и постижения и построенной на их базе системы НО (проф. Н.В.Маслова). Концепция НО учитывает также достижения интегративной психологии (проф. И.Н. Шванёва и проф. А.Н. Ануашвили), космичной психологии (акад. Н.В. Антоненко), систематики и системологии (П.К. Анохин, Ю.А. Урманцев). По этой причине, НО не имеет аналогов в мире и является исключительно отечественной системой воспитания и образования.

      Структурные отличия. НО представлено комплексом наукоёмких разработок различной иерархической направленности:

1)системой научно-теоретического обоснования всех аспектов Ноосферного образования в виде концепции;

2)системной стратегией мировоззренческого, идеологического, кадрового, методологического и методического обеспечения НО в виде доктрины НО;

3)тактической разработкой практических направлений инновационной деятельности в виде комплексной программы внедрения НО;

4)агрегированной схемой системного взаимодействия составляющих процесса ноосферного реформирования образования;

5)оптимальным инструментарием для всех звеньев и уровней НО в виде комплекса наукоёмких психолого-педагогических биотехнологий преподавания, управления и подготовки кадров.

      Затратные отличия. НО является самой дешёвой социальной технологией. Она не требует затрат на материально-технические, административные, структурные, программные, управленческие изменения, так как осуществляется за счёт активизации естественных интеллектуальных механизмов личности, ранее не востребованных в образовательном процессе. Осуществляется в форме подготовки кадров в ВУЗах, переподготовки кадров в поствузовском периоде.

     Технологические отличия. НО интегрирует социальные технологии трёх типов: “knowhow” (тактики), «knowway” (стратегии), “knowwhat” (мировоззрения).

     Функциональные отличия. НО функционально повышает эффективность потенциалов членов общества, т. е. обеспечивает их эволюционное развитие на основе Законов Мира и даёт ощутимые результаты по параметрам:

1) качество обученности;

2)здоровьесбережение;

3)духовно-нравственный рост;

4)мировоззренческая гармония;

5)социализация личности;

6)сокращение социальных затрат.

      Информационно-интеллектуальная безопасность. НО впервые провозглашает и реализует принцип естественной безопасности (соблюдение норм и законов работы мозга, тела и психики учащихся) и потенциальной интеллектуальной безопасности – использование средств и методов, не могущих нарушить естественную безопасность в любом отдалённом от момента учёбы периоде времени.

    Универсальность. Ноосферное образование использует адекватный возможностям человека любого возраста инструментарий и поэтому используется во всех звеньях образования населения: дошкольное, школьное, вузовское, поствузовское, образование взрослых, создавая систему непрерывного образования и воспитания граждан России.


[1] Реинжиниринг (от англ. engine – двигатель, мотор, орудие) системы образования: проективные изменения движущих механизмов системы – целей, методов, методологии, инструментария воспитания и образования, подготовки и переподготовки кадров.

Н.В. Маслова, доктор психологических наук, действительный член РАЕН (Москва)

Наука и образование являются фундаментальными формами постижения бытия. Исторически сложившийся тандем “наука-образование” обеспечивает социум знаниями, на базе которых в соответствии с целями общества осуществляется подготовка кадров. Образование имеет единые с наукой онтологические, гносеологические, методологические основания. Однако функции и задачи образования иные.

Функциональное предназначение науки как отрасли человеческой деятельности состоит в получении знаний о всеобщих, универсальных, специальных или частных явлениях, Законах Мира, Общества и Постижения. Среди важнейших задач науки – оформление знаний в виде разного уровня законов, теорий, гипотез, правил, формул, методов и предоставление их обществу.

Основной функцией образования является передача в практику знаний, методологий, методов, выработанных наукой и отраслями практической деятельности и их инкультурация[1].

Основной задачей образования является организация процесса становления человека, его гармоничного развития и подготовки кадров разных уровней для обеспечения неубывающего роста природосообразного творчества в глобальной системе «Природа – общество– человек».

Образование – индивидуальный либо коллективный способ и процесс формирования субъектом образования образа самого себя (самоидентификация[2]) посредством индивидуального усвоения и переработки знаний, умений и навыков, выработанных человечеством адекватно Всеобщим Законам Мира.Образование может быть рассмотрено в различных аспектах:

– мировоззренческом – как философия образования;

– научно-теоретическом – как система ведущих научно-теоретических, методологических и методических взглядов на воспитание и образование человека;

–методическом – как совокупность средств и методов для педагогической деятельности;

–технологическом – как социальная технология для воспитания и образования;

– организационном – как организационно-административная система для проведения воспитания и образования человека в государстве.

— управленческом – как государствообразующая стратегия подготовки кадров, отраслей, культуры, будущего страны в целом.

Концепция разработана автором статьи в 1996-1999 гг.и представляет собой конвергенцию естественнонаучных, гуманитарных концепций и психолого-педагогических практик конца ХХ века.Концепция ноосферного образования – это система мировоззренческих, научно-теоретических, гносеологических, методологических и практических взглядов на образование и возможности его эффективного достижения в обществе.

Структура концепции ноосферного образования представляет неразрывное единство 5-ти обязательных частей:

I мировоззренческие основы,

II научно-теоретические основы,

III гносеологические основы,

IV методологические основы,

V практика (цели, методики, технологии, учебники, педагогические кадры). Ключевыми понятиями в концепции являются:

Знание – информационно-образное отражение в сознании индивида закономерных, воспроизводимых связей между элементами объективного и субъективного миров.

Мыслеобраз – индивидуально воспринятый всеми органами чувств целостный образ предмета, явления, события.

Природосообразность – соответствие природному коду, т. е. конгруэнтно Всеобщим Законам Мира (в структурах, деятельности, процессах).

Тип мышления – осознанная ориентация преимущественного использования индивидом тех или иных функций головного мозга (доминантное полушарие). Различают экологичный (целостный) и не экологичный (преимущественно однополушарный) типы мышления.

Качество человека – способность человека к совершению определённого вида работы, деятельности. Различают два базовых качества:

– здоровье, биосферосовместимость или гармоничность

– нездоровье, негармоничность, патологичность.

Экологический императив – объективно необходимый нравственный социально-антропологический принцип, являющийся императивом соразвития человека, природы, общества.

Универсальные принципы нравственности – способы сочетания человека со Всеобщими Законами Мира: Истиной, Добром, Совестью, Верой, Активной Честностью, Творчеством, Состраданием, Безусловной Любовью, Духовностью, Ценностью Жизни.

Ноосфера – энергоинформационная среда единения индивидуального и коллективного интеллекта и духовности на основе экологического императива – признания и соблюдения во всех сферах жизни и деятельности Всеобщих Законов Мира.

Ноосферное развитие – осознанно управляемое ценностно ориентированное соразвитие человека, общества, природы на основе соблюдения Всеобщих Законов Мира, Общих Законов человеческого общества при котором удовлетворение жизненных потребностей населения осуществляется без ущерба для интересов будущих поколений.

Целостное мышление – гармоническое, экологически здоровое, совокупное дискурсивно-логическое (левополушарное) и образно-интуитивное (правополушарное) мышление.

. В данной статье кратко представлены базовые педагогические новации: цели, задачи, мировоззренческие, научно-теоретические основы, принципы, методология, технология, методика преподавания учебных дисциплин, биоадекватные учебники, подготовка педагогов. Вызовы современности требуют проведения реинжиниринга системы образования. (англ. еngine – двигатель, мотор, ведущий механизм). Реинжиниринг подразумевает замену ведущего механизма, двигателя. В образовании ведущим двигателем является цель. В комплексе с целью находится инструментарий, который используется для её достижения. Это методы, приёмы. Таким образом, реинжиниринг в образовании подразумевает переход к новым целям, инструментам на базе достигнутого уровня знаний, умений и убеждений социума в направлении овладения эмерджентными синергетическими возможностями человеческого Духа.

Ноосферное образование, базируясь на высоких достижениях науки начала XXI века, обосновывает и предлагает инструментарий к овладению нейросоматическими возможностями головного мозга. Это 5 уровень (контур) мозга, позволяющий личности реализовать высшие позитивные устремления. Целью ноосферного образования является мотивация целостного, экологически здорового типа мышления. Это тот тип мышления, который может дать человеку целостную картину Мира и способен стать инструментом решения глобальных проблем. Воспитание целостного мышления, основанного на синтезе современных достижений космичной науки, квантовой физики, биологии, физиологии, теории систем, синергетики, нейрофизиологии, психологии является методом психолого-педагогического воздействия, который служить инструментом трансформации левополушарного (по преимуществу) мышления человека.

Говорить о целостном мышлении следует, когда совокупная работа двух полушарий мозга становится не только умением индивида, но и обычным осознанным приёмом, синергетичным методом решения разнообразных задач. Овладение этим методом требует серьёзных усилий. Не все люди захотят этому учиться. Не всем социальным образованиям это будет выгодно. Однако только посредством целостного мышления возможно овладение ноосферным сознанием. Вот почему мы уделяем преимущественное внимание целостному мышлению как первому шагу на пути к ноосферному синергетичному сознанию личности и социума в целом.

Ноосферное сознание личности, т. е. новое качество личности человека, конгруэнтное Законам Мира, является целью ноосферного образования. Вот почему, провозглашая сегодня перспективу и цель образования на грядущий период развития, мы называем его ноосферным. Это не означает, что сегодня оно является таковым. Оно сегодня нацеливается на овладение ныне актуальным инструментарием, методологией и методами, которые предлагает человечеству эволюция жизни.

Главным отличием ноосферного образования является раскрытие внутренних ресурсов личности ученика, выявление уже заложенных в нём природой потенциальных возможностей.

Основной характеристикой ноосферного образования является его соответствие природе человеческого восприятия, экологическая чистота, нацеленность на раскрытие высшего «Я» учителя и ученика через их творческое взаимодействие по 6 каналам восприятия.

Ноосферное образование решает целый комплекс задач. Среди них социально важны:

просвещение учащихся и формирование их мировоззрения на базе Всеобщих Законов Мира;

–мотивация природосообразного способа мышления; инкультурация личности

социализация личности, т. е. вовлечение её в процессы общественного разделения труда через освоение индивидом знаний и умений, конгруэнтных Законам Мира, Общества и постижения;

. Инновационной задачей ноосферного образования является обеспечение права человека на экономичное и инструментальное, системно-целостное творческое мышление и ноосферное сознание. Экономичность ноосферного образования достигается за счёт использования шести каналов человеческого восприятия[3], интенсификации творческого мышления и целостного взгляда на изучаемые явления[4], отказ от системы «лоскутного одеяла» разрозненных правил. Обращение к личному опыту ученика и естественным биоритмам человеческого организма даёт сокращение времени изучения любого предмета в 3-6 раз, высвобождает ресурсы здоровья учащегося, приводит к экономии материальных и финансовых средств, даёт возможность во столько же раз повысить эффективность приобретения знаний и умений. Решение этой задачи поднимет уровень культуры человека, т. к. позволит ему осмыслить закономерности природы через свою биосистему и научит бережному отношению к миру в целом. В конечном счёте, это и есть культура как совокупность норм и правил, регулирующих любые формы жизнедеятельности людей, выстраивающих ценностно-смысловые иерархии результатов этой деятельности. Культура в парадигме целостного мышления — это установка сознания людей на то, что их интересы и потребности должны удовлетворяться не любыми способами, сколь бы они ни были утилитарно эффективны, а только приемлемыми для природы, общества и человека по своим последствиям и цене. С позиции культуры цель не оправдывает средства. Отсюда особая роль культуры как исторически накопленного банка социально приемлемых средств удовлетворения человеческих потребностей, а также эволюционных этапов гармонизации связей людей с Миром и его Законами. Ноосферное образование природосообразно, многогранно и может быть охарактеризовано с разных точек зрения сообразно заложенным в нём принципам.

1. Принцип экологизации образования означает обращение к присущим человеку от природы способам, каналам восприятия без эксплуатации дискурсивно-логического мышления.

2. Принцип системности образования означает построение деятельности на основе Всеобщих Законов Мира, законов человеческого общества, законов образования и психики. 3. Принцип гармонизации образования означает использование технологий и методик целостного восприятия Мира, погружающих учащихся в мировую гармонию уже в ходе занятий.

4. Принцип гуманизации образования означает переход от технократической модели образования к модели социокультурной, открывающей возможности для широкой гуманитарной подготовки учащегося. Гуманизация сама по себе не предохраняет от маргинализации[5], но является надежным “мостом” при переходе к целостности образования на базе Общих Законов человеческого общества, специальных законов психики и образования.

5. Принцип инструменталъности образования означает возможность применения знаний, умений, навыков во всех сферах жизни человека: личной, межличностной, социальной, универсальной. Это принцип включённости во всеобщность.

6. Принцип личностно-ориентированного образования означает свободу выбора форм, направлений, средств образования на базе специальных законов психики человека.

7. Принцип опережающего (по сравнению с другими отраслями) развития образовательной отрасли, означает ориентацию на новейшую Теорию генетического энергоинформационного единства Мира.

8. Принцип простоты образования, в основе которого лежат специальные законы образования, означает включение естественных каналов восприятия информации .

9. Принцип экономичности образования означает построение и проведение технологий и методик преподавания, не превышающих необходимых социальных затрат.

10. Принцип потенциальной интеллектуальной безопасности – впервые предлагаемый нами новый принцип педагогики, происходящий из недр целостного, здорового человеческого сознания. Потенциальная интеллектуальная безопасность основана на общесистемных принципах, важнейшими из которых являются: природосообразность, самоорганизация информации, психологичность.Все десять принципов сводятся к базовому для образования принципу природосообразности. Речь идёт о соответствии процессов, процедур, инструментария природе тела, мозга, информации как открытых самоорганизующихся систем. Соблюдение законов их функционирования позволяет говорить о ненарушении естественных биоритмов, тела, мозга в образовательном процессе.

Понимая культуру как вторую природу или символическую вселенную (Ю.М.Лотман), мы вводим её базовое понятие – символ – в образование на осознанном (в отличие от неосознанного) уровне, именно как символ, а не как иллюстрацию сказанного учителем. Мы предлагаем перемену мест слагаемых: восприятие информации – не математика, где от перемены мест слагаемых сумма не меняется, а сложный психофизический процесс. Культурные образы и природосообразные символы помогают воплощать индивидуальную ментальность. Мы предлагаем символу занять лидирующее место в образовательном процессе. При этом учащимся предлагается трактовать первыми, а не после учителя: на первое место выходит “участное мышление” индивидуальности. В этом сущность принципа потенциальной интеллектуальной безопасности. Это – естественная безопасность от перегрузок, чужеродной и ненужной индивиду информации, от давления педагогов. Итак, природные символы в процессе образования – это первый гарант естественной безопасности мышления. Второй компонент безопасности – это включение в познавательный процесс высшего потенциала личности как совокупности высших духовно-нравственных, интеллектуальных, физиологических возможностей человека. Предлагаемая методика воспитательной и образовательной деятельности нацелена на раскрытие высшего “Я”личности.

Инструментарий для осуществления процессов воспитания и образования целостной личности представляет собой совокупность средств воплощения в жизнь идей ноосферного образования, составными частями его являются:

– методология ноосферного образования;

– методика преподавания учебных дисциплин ;

– технология организации педагогического пространства;

– методы психологической коррекции личности (психология ноосферного развития личности);

– биоадекватные учебники;

– программа подготовки и переподготовки педагогических кадров и родителей.

Методология ноосферного образования отвечает на вопрос: как построить педагогический процесс, не повредив личности, как мотивировать личность к раскрытию своих потенциальных возможностей, ибо культура – это не знания, а инструментальное, творческое отношение к ним. Назовём основные положения методологии ноосферного образования.

1) Педагогический метод – это метод взаимодействия живых открытых самоорганизующихся систем (учитель – ученик) в ходе овладения знаниями, умениями и навыками.

2) Любая живая самоорганизующаяся система — часть Вселенной и подчиняется её законам.

3) Человек имеет естественные механизмы приёма-передачи информации на всех уровнях.

4) Педагогический метод всегда учитывает, что человек включён во вселенский процесс динамики смен активности-релаксации.

5) Приём информации эффективен в зоне психологического комфорта отдельной личности.

6) Личность осуществляет выбор согласно её возможностям и знанию необходимой информации.

7) Информация, согласно генетически детерминированному способу познания, воспринимается, обрабатывается, архивируется, проходя этапы (рис1.).

8) Результатом восприятия информации является голографический мыслеобраз, наполненный личной энергией, сформированный на основе опыта ученика.

9) Личность имеет индивидуальное предназначение на 4-х планах жизни и может реализовать одну или несколько программ: I – личностную; II – социальную; III – планетарную; IV – вселенскую.

Рис.1. Схема этапов восприятия информации человеком по Ж.Пиаже[1]

Укажем на три принципиальных отличия методологии ноосферного образования, которые дополняют традиционную педагогическую методологию:

1) привнесение знаний об энергоинформационно-генетическом единстве Мира и современного научного языка начала XXI века в педагогику;

2) обоснование необходимости педагогических подходов к человеку как самоорганизующейся системе на основе законов психики человека;

3) обоснование наукоёмкости социальных биотехнологий (режимов, средств).

Всё вышесказанное призвано методологически обосновать пакет новых средств и методов, к числу которых относятся не все и не любые, а именно:

1) БОС – биологическая обратная связь;

2) REAL – релаксационно-активное преподавание/учеба;

3) биоадекватные учебные средства;

1)биоадекватная подготовка педагогов.

2)Биологическая обратная связь – это способ создания и воссоздания мозгом индивида модели чувственно, образно, информационно воспринятых ранее объектов, субъектов, явлений, событий, переживаний из объективной и субъективной реальности. Реализуется БОС в создании мыслеобразов изучаемого материала с последующим перенесением их на бумагу в виде рисунка. Сила БО — в свободе выбора образа, модели из памяти человека…

БОС является зерном релаксационно-активного преподавания (REAL-методика). Главное отличие состоит в использовании двух естественных для человека функциональных режимов работы: активности и релаксации. При этом в режиме релаксации учащиеся создают индивидуальные модели учебной информации, а в режиме активности тренируют умение использования новых знаний. Методика является единой для учебных предметов, даёт хорошие результаты при работе с любыми возрастными группами. Универсальность её обеспечивается за счёт соблюдения естественных для человека режимов и этапов процесса познания. Это позволяет в 2- 3 раза сократить затраты энергии и времени на изучение материала, усилить интерес к учебе, повысить эффективность труда учащегося и учителя до 95%. При этом главным результатом является “тройственный союз”: психологический комфорт – знание – здоровье. Мы исходим из того, что правильный педагогический метод включает в познание все системы жизнеобеспечения человека и оздоравливает их. Традиционный педагогический метод, базируясь на двух каналах восприятия информации (слух и зрение), оставляет без нагрузки другие сенсорные каналы, душевную, духовную сферы и, соответственно, определённые зоны мозга, обладает низкой степенью адекватности природе человека. Ноосферная методика основана на релаксационно-активном преподавании[2], где работает принцип естественных для человека условий учёбы:

– смены активности и релаксации в ходе урока как естественного биоритма всего живого;

– учебы в мини-группах (6-8 чел.), естественных для психофизического комфорта учащихся;

– функционирования мини-групп (разноуровневых по подготовке и психофизическим особенностям учеников) в одном классе; возможности перехода учащихся в поисках комфортных условий учёбы и соответствующего тесного личного контакта с педагогам

. Методика ноосферного образования является здоровьесберегающей, экологичной, наукоёмкой[3] и фундаментально обоснованной.

В ноосферном образовании используются как традиционные, так и биологически адекватные природе человеческого мозга учебники. Биоадекватные учебники организуют материал по учебной дисциплине как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

Целью биоадекватных учебников является организация личного опыта учащегося в соответствии с физиологически необходимыми этапами восприятия и переработки информации. Структура биоадекватных учебников соответствует этим четырём естественным этапам восприятия (см. схему№1). Задача биоадекватных учебников, согласно закону природосообразности, состоит:

–в мотивировании и активизации мыслеобразов учебной информации;

–в отработке навыков работы с информацией;

–в научении целостному (природосообразному) мышлению.

Биоадекватные учебники многофункциональны. Они используются как учебники, учебные пособия в школах разного типа, семейные энциклопедии, самоучители, методические пособия для учителя, методиста. Инструментальность, эстетичность, многофункциональность, безопасность учебников можно назвать терминомприродосообразность (экологичность). Они работают на то, чтобы учащиеся владели хорошо устроенным мозгом, что важнее, нежели “мозг, хорошо наполненный” (М.Монтень).

Переподготовка педагогов, психологов, воспитателей, руководителей учреждений образования, родителей производится по разработанным в РАЕН программам и реализуется уже 15 лет. Курс рассчитан на три ступени ( всего300 часов). Результаты роста гармонии сознания педагогов в среднем на 20-30% за каждую ступень курса. Они отслеживаются с помощью биорезонансных и компьютерных методик.

Технология ноосферного образования – фундаментальная социальная технология[4], и может быть рассмотрена в трёх аспектах:

1) социальная технология как специально организованная область знаний о способах и процедурах оптимизации образования человека;

2) способ осуществления педагогической деятельности на основе её рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбором оптимальных средств их выполнения в биосоциоадекватном режиме;

3) средство управления, обеспечивающее систему воспроизводства образования в параметрах качества, объёма, целостности, реинжиниринга и мотивации к саморазвитию, самоорганизации .

В ноосферном образовании рассматривается эта триединая инновация.

Смысл и назначение образовательной технологии – оптимизировать процесс образования и управление им, сделать его рациональным, исключить из него все операции, которые не являются необходимыми для получения социального результата. Это своего рода технологический и менеджерский реинжиниринг в образовании. Такой вопрос ещё никогда не ставился в российском образовании. Суть его: введение новейшей технологии управления системой образования, скоординированной с технологией преподавания и воспитания человека на базе специальных законов образования, конгруэнтных Всеобщим Законам Мира.

. Воспользуемся буквенными символами для обозначения элементов технологического процесса: Т=(Ц + К + М + У.п. + П + Уч. + У + а + 3 + Г + ТСО +Ф) • n • F •Y где Т – технология; К — концепция образования; М – методика; Ц – цель образования; М – методика; Уч – учитель; У – ученик; а – администрация; З – здание; Г – группа; П – программы; У.п. – учебники и учебные пособия; ТСО – технические средства обучения; Ф – финансирование; Y — зона психологического комфорта ученика, F — константа золотого сечения,n — количество учащихся. Знак “=” используется для краткости вместо “включает, состоит из следующих обязательных элементов”; знак “+”символизирует включенность в технологический процесс .

Цель образования (Ц): вкачестве проектируемого результата в ноосферном образовании выдвигается мотивация целостного мышления. Это значит, что выпускник школы должен овладеть операциями работы левого и правого полушарий головного мозга и их совокупной работой на основе школьного программного материала, и далее в жизни воспринимать информацию творчески и экономично, используя как логику, так и знаки, звуки, символы, образы.

Как же проверить достижение этой цели?[5] Предлагаемый вариант теста на умение оперировать целостными возможностями ученика – составление природосообразных моделей к заданной информации. Этот тест демонстрирует возможности учащихся быстро ознакомиться с предоставленной информацией, логически проработать её, обнаружить взаимосвязи и найти к ним сообразную модель через ассоциацию и метафору. Подобные тесты и задания выявляют творческие возможности учащихся и являются индикаторами для проверки навыка целостной работы под контролем воли самого ученика. Эти тесты выявляют эффективность (мощность) работы учащихся (Эу). Если иметь ввиду всю работу по тесту (А) и затраченное на выполнение работы время (t), то эффективность выполнения работы можно выразить формулой:Эy =A: t.

Описанный тест является рядовой операцией, совершаемой ежеминутно мозгом. Создание модели информации есть результат решения задачи без пропуска генетически детерминированных этапов.

Концепция (К) ноосферного образования содержит постановку цели, определяет принципы, методологию, метод, организацию подготовки и переподготовки учителей.

Методика и биоадекватные учебные пособия (М., У.п.), созданные в рамках ноосферной концепции, кратко описаны выше. Государственные программы (П) были использованы для создания биоадекватных учебников. Биоадекватная методика используется в рамках любых программ.Учащиеся (У) вовлекаются в учёбу благодаря личностно ориентированной, здоровьесберегающей биоадекватной методике.

Учительские кадры и администрация (Уч., а) в технологической цепочке ноосферного образовательного процесса должны владеть целостным мышлением, ноосферным мировоззрением, сознанием и методикой преподавания и управления.

Современные школьные здания (3) пригодны для организации технологии ноосферного преподавания. Оборудование комнат для групп в 8-10 человек должно быть неформальным. Уют, красота, магнитофон (ТСО) – обязательные условия таких помещений. Объём группы (Г) зависит от изучаемой дисциплины.

Эффективность технологий Э = А: t сравнима по традиционному тесту, экзамену, контрольной, проверочной работе. При этомЭ1 >Э2 показывает, что изучаемый курс может быть изучен при использовании ноосферной технологии с эффективностью в 2- 4 раза выше[6]. Сравнимость результатов по тестам – объективный критерий.

Сегодня имеются все необходимые компоненты, чтобы организовать технологически новый процесс преподавания: технология не требует значительных затрат по внедрению. Её можно организовать на существующих программах в любой школе. Затраты потребуются лишь на переподготовку преподавателей. Удобство технологии в том, что её можно вводить поэтапно: на новую технологию переводятся 1 -2 предмета, а по мере подготовки учителей и другие.

Критерием эффективности REAL-технологии так же, как и всякого другого процесса, является социальное время, необходимое для получения знаний, конгруэнтных Всеобщим Законам Мира, общим законам человеческого общества и психики человека.

Социальная технология как средство управления образовательным процессом, обеспечивающее систему воспроизводства образования в заданных параметрах – качества, свойств, объёма, целостности структуры, полностью лежит в сфере технологий социального управления. Подготовить умелого управленца для образовательной отрасли можно лишь одним путем – трансформировав его мышление в целостное, системное, проектное по программе “Проектное мышление руководителей”. Суть ноосферной технологии состоит не в борьбе с негативными сторонами, а в высвобождении в ходе учебы творческих возможностей человека во всех сферах на физическом, личностном, межличностном, социальном, принципиальном и универсальном уровнях развития личности.

Согласно основной функции и задачам образования этапа ноосферного перехода, разработан инструментарий, обеспечивающий неубывающий рост творчества глобальной системы “природа-человек-общество”. Таким образом, представленные в статье принципы, методология, и инструментарий, технология являются базовыми педагогическими новациями, предложенными в концепции ноосферного образования для реинжиниринга образования. Повествование о научно-теоретических и гносеологических основах ноосферного образования – предмет отдельной статьи.

Библиография

1. Астафьев Б.А. Основы мироздания. Геном, законы и творение мира. М.: Белые альвы. 2002. – 320 с.

2.Громыко Ю.В. Проектное знание. М.,1998.

3.Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е. Система природа-общество-человек. Устойчивое развитие. Москва-Дубна: Ноосфера, 2002.

4. Маслова Н.В. Ноосферное образование. М.,: Инст. холодинамики,1999. –115 с.

5.Маслова Н.В.Периодическая система Всеобщих Законов Мира. М.: Инст. холодинамики, 2005. –183с.

6.Маслова Н.В.Периодическая система Общих Законов человеческого общества. М.: Инст. холодинамики, 2006. –291с.

7.Маслова Н.В.Периодическая система Общих Законов познания/постижения. М.: Инст. холодинамики, 2005. –179с.

8.Маслова Н.В.Периодическая система специальных законов образования. М.: Инст. холодинамики,2009. –180с.

9.Моисеев Н.Н. Быть или не быть человечеству. М.,1999. – 289 с.

10. Прибрам Карл. Языки мозга. М.,1975. – 235 с.

11. Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса, М.: Прогресс,1986.

12. Уилсон Р.А. Психология эволюции, Киев, 2000.

13. Урманцев Ю.А. Девять плюс один этюд о системной философии. Синтез мировоззрений. М.: Институт холодинамики, 2001. – 160 с.

14.Шванёва И.Н. Психология ноосферного развития. М. 2002. –189 с.

15.Социальные технологии. Толковый словарь. Москва-Белгород, 1995, стр.186.


[1] Ж.Пиаже Избранные психологические труды. М.,1994. – С. 55 – 237.

[2] Физиолог Л.Попов (Томск) исследовал два состояния человека, когда учёба идёт наиболее эффективно. Одно из них названо “комфорт”, другое – “азарт” (соответствует нашим “релаксация” и “активность”). В его исследовании биоритмы мозга дополнены показателями давления, состава крови и лр.

[3] Медицинские, психологические, методические исследования результативности REAL-методики ведутся в средней школе №45 г. Люберцы, средней школе №2 г. Лобня, гимназии №2 г. Покровск (Якутия), средней школе №3 и гимназии №1 пос. Агинское Бурятского Автономного округа, гимназии №2 г. Мариинска Кемеровской области, гимназии №11 г. Анжеро-Судженска Кемеровской области, средней школе №980 и ;№1б0б г. Москвы, НОУ «Талисман» г. Москвы, Политехническом колледже г. Москвы, средней школе г. Дзержинска Московской области, в 32 школах Иркутской области др.

[4] Известны глобальные, информационные, внедренческие, политические, человековедческие, образовательные и другие социальные технологии.

[5] Существует простой способ проверить несформированное умение природосообразного мышления. Достаточно посмотреть конспекты студентов-первокурсников – вчерашних школьников. Они не имеют представления о цели и оптимальных способах конспектирования, интерактивных процессах, информационных символьных свёртках и т.п.

[6] 0пыт автора требует обозначить и более короткие сроки для ярко мотивированных групп учащихся. За 1 месяц интенсивных 4-х часовых ежедневных занягии с отрывом от других занятии возможно качественное изучение курса английского языка с нулевого уровня дo овладения бытовым говорением, чтением текстов на уровне выпускных школьных экзаменов. Эту же рабогу без сильного напряжения можно сделать без отрыва oт других занятий за 4 месяца. Конечно, нельзя сравнить эти результаты с результатами, которых достигают выдающиеся наши соотечественники в среде языка.


[1] Под инкультурацией знаний, методологий, методов, технологий понимается введение их в систему ценностно-смысловых ориентиров и оценочных критериев, нормативно-регулятивных установлений общества, систему языков и технологий социальной коммуникации

[2] Самоидентификация – способ бытия, при котором предполагается всестороннее полное использование всех сущностных сил и способностей человека. Понятия самооценки, самоутверждения, самореализации личности не являются синонимами самоидентификации и несут специфические функционально-смысловые нагрузки.

[3] Традиционное образование базируется на подаче информации через два сенсорных канала: слух и зрение.

[4] Школа тренирует умение запоминать и воспроизводить (ретранслировать) учебный материал; творчество подразумевает создание нового, индивидуального видения изучаемою материала посредством проектного мышления личности.

[5] Маргинальная личность – личность, лишенная возможности самореализации в определенны

Инновации в обучении.

Ноосферное образование.

Материал для выступления на педсовете

Из опыта работы

                                                                            
учителя начальных классов,

                                                                            
Кулак Натальи Александровны,

 высшая категория

 Республика Крым

Создание передовой системы
образования
 – это ключевая этическая, экономическая, стратегическая
 задача России на пути в 21век.

Российская школа должна являться школой
духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества. Её
основа – это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие
традиции отечественной школы.

В наше время происходят коренные изменения
не только в содержании образовательных программ, но и в методологии и методике
преподавания. Эти  изменения направлены на поиск новых методов познания в
процессе обучения, цель которых — не получение знания ради самого знания, а
развитие личности обучающегося на основе полученных знаний и полезность
применения этих знаний в своей жизни и быстро изменяющемся мире. Пришло время
менять структуру школы и методики преподавания для того, чтобы воспитать новое
молодое здоровое поколение. Для решения этой задачи 20 лет назад в России была
разработана система Ноосферного образования. Автором концепции ноосферного
образования является доктор психологических наук, действительный член Академии
Естественных Наук Наталья Владимировна Маслова

         Современное ноосферное образование, которое
было создано как альтернативная  критическая педагогика, является
наукоёмкой биотехнической, все элементы которой не нарушают биоритмов учеников,
преподавателей, воспитателей и родителей. Эта биотехнология учитывает
возможности мозга, психики, тела ребёнка, подростка, юноши, девушки. В
ноосферном образовании раскрываются неисчерпаемые резервы возможности человека.
Концепция  ноосферного образования является стройной системой
 научно-теоретических  взглядов на процесс воспитания и образования
высоконравственной, целостной, современной личности, устремлённой к
эволюционному развитию.  
Такое образование делает акцент, прежде
всего, на подготовку социально активных граждан и формирует мировоззрение,
 рассматривающее мир как изменяемый

 Согласно концепции ноосферного
образования, суть ноосферного образования в том, что его цели, задачи,
средства, формы образования согласованы с естественными закономерностями
мироздания и не способны нарушить биоритмы живых систем. В таком образовании
участвуют одновременно ученик, учитель и родители. Ноосферное образование – это
синтез достижений квантовой физики, нейрофизиологии, синергетики, квантовой
интегративной психологии, эргономики, физиологии и других наук. Труды
И.Р.Пригожина, Б.А.Астафьева, Н.В.Масловой, К.Прибрама,  Ю.А.Урманцева,
О.Л.Кузнецова и других учёных стали базовыми. Интегрировав их с лучшими
педагогическими концепциями Я.А.Коменского, А.С.Макаренко, К,Д.Ушинского,
 В.А.Сухомлинского, Н.К.Смирнова удалось разработать целостную научную
концепцию ноосферного  образования.

 Концепция ноосферного образования является
стройной системой научно-теоретических взглядов на процесс воспитания и
образования высоконравственной, целостной современной личности.

 Цель ноосферного образования: мотивация
системного, целостного (совокупно право и левополушарного) мышления, оздоравливающего
весь организм.

Результатом ноосферного образования является
физически, нравственно и психически здоровый человек, практически пользующийся
системным, целостным мышлением в решении учебных, жизненных, производственных
задач, лично и социально реализовавший себя творчески.

А именно:

— оздоровление всех 16-ти функциональных систем
организма ученика и учителя;

— положительные эмоциональные, высокие
учебные и творческие результаты учеников;

— значительный рост мотивации к учебе у
всех учащихся.

Инструмент перехода к нооосферному
образованию
 – эволюционно созревшие (невостребованные ранее),
возможности человека (пятый нейросоматический контур головного мозга).

Ноосферное образование впервые
провозглашает и реализует принцип естественной безопасности (соблюдение норм и
законов работы мозга, тела учащихся) и потенциальной интеллектуальной
безопасности – использование средств и методов, не могущих нарушить
естественную безопасность в любом отдаленном от момента учебы периоде времени.

Ноосферное образование использует
адекватный возможностям человека любого возраста инструментарий и поэтому
используется во всех звеньях образования населения: дошкольное, школьное,
вузовское, поствузовское, образование взрослых, создавая систему непрерывного
образования и воспитания граждан России.

Новая модель школы задает требования:
ученик должен находиться в психологически комфортном состоянии, которое может
обеспечиваться только в поле понимания и любви учителя. И учитель, и дети
должны тонко воспринимать их взаимодействие, взаимовлияние, трансформировать
отрицательные влияния в положительные. Это будет способствовать раскрытию их
творческих способностей. В этом заключается «секрет» взаимодействия любимого
учителя с его учениками. При этом презентация учебного материала должна
выдерживаться в золотой пропорции и включать в себя 65% уже известной ученику
информации, 30% новой информации и не более 5% негативно окрашенной информации,
если такая информация входит в учебную программу.

Система ноосферного образования с успехом
применяется во многих регионах РФ – в Сибири, Бурятии, Якутии, на Дальнем
Востоке, в Самарской, Тверской, Калужской областях, в Москве и
Санкт-Петербурге, в странах СНГ – в Казахстане, Украине.

За века эволюции освоено 5% возможностей
мозга (левое полушарие). Плацдармом завоевания являются еще 15-20% возможностей
мозга за счет включения забытого в педагогической методике правого
(творческого) полушария. Объединение в преподавании обоих полушарий головного
мозга (целостное мышление) многократно усилит его и откроет уникальные
системные качества: способность нелинейного мышления, проектирование
результатов действий, нравственную саморегуляцию личности и природосообразное
использование ее внутренней энергии.

Название педагогической системы –
ноосферное образование (от греч. «
noos»-разум)
указывает на неисчерпаемые естественные резервы совершенствования человеческого
разума.

Высокая эффективность ноосферной
педагогики (даже в первый год ее внедрения) подтверждена практикой. Возрастает
качество обученности до 95%, здоровьесбережение – в 2-3 раза, растет мотивация
к учебе от материальной до нравственной (100%), антисоциальные поступки
сокращаются в 2-3 раза.

Суть методики ноосферного
образования
состоит в разделении урока на фазы повышенной (action) и
сниженной (
relaxation) мышечной активности, что
адекватно природным ритмам. В фазе расслабления дается учебный материал,
который ученик эмоционально логически моделирует и создает собственный опорный
образ. Закрепление в памяти происходит в фазе активности посредством
многоразового логического и образного воспроизведения учебного материала.
Обязательными компонентами урока являются: взаимная симпатия и сотворчество
учителя и учеников при восприятии информации по пяти каналам (слух, зрение,
осязание, обоняние, вкус).

Глубокие генетические корни скрываются
за кажущейся простой метода. Любая информация «свернута» в генах ДНК в виде
волновых энерго-материальных «пакетов», которые обладают двумя функциями:
образной и речевой, то есть откликаются, резонируют, узнавая знакомые образы,
слова. Лично выбранные образные модели информации (бабочка, дерево, солнце и
др. образы природы) как эхо звучат в мозгу и клетках, пробуждая эмоциональный
отклик, и осваиваются человеком как понятные, знакомые. Организм ученика
работает на запоминание и гармонизацию всех его систем. Так лингвистическая
генетика организует природосообразный, а потому формирующий здоровье, режим
работы.

Природосообразность методики состоит в
организации учебы без нарушения естественного пути восприятия информации через
естественное воздействие слова, которое врачует без лекарств («слово лечит»),
за счет снабжения эндорфинами (гармонами радости) всего организма, воспитывает
любовью, проектирует будущее, мотивирует творчество. Это ведет к
самооздоровлению — вследствие:

— восстановления гармоничного
взаимодействия обоих полушарий головного мозга;

— нормализации биологических прямых и
обратных связей между мозгом и клетками тела по всем 16 системам
жизнеобеспечения;

— формирования навыка естественного хода
восприятия и интеграции информации по четырем обязательным этапам:

1) сенсорный (эмоциональное восприятие
информации)

2) символьный (образное моделирование)

3) логический (разделение информации на
составные части )

4) лингвистический (формулировка правил,
выводов)

Mетодика обеспечивает
принцип потенциальной естественной безопасности образования за счет развития
естественного мышления без перегрузок, стрессов и умения устранять вредоносную
информацию.

 Методика:

1) отвечает принципу медицины «не
навреди»

2) восстанавливает здоровье ученика

3) учит трудиться и познавать в
радости

4) воспитывает творческого человека

5) проста, естественна по форме

6) наукоемка по технологии

7) гуманна по сути

8) потенциально безопасна

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимами к слову убежать
  • Синонимами к слову смелый
  • Синонимами к слову опытный
  • Синонимами к слову мужество
  • Синонимайзер с выбором синонимов