Синонимами формирующего эксперимента являются

Тест по психодиагностике, 70 вопросов с ответами1. При проведении исследований часто встаёт вопрос о том, насколько характерный материал вы используете. Как называется мера соответствия по некоей характеристике испытуемого той популяции, к которой он принадлежит:
а) валидность;
б) вариабельность;
в) репрезентативность;
г) надёжность.

2. Как называется стадия исследования, на которой формулируются идеи о причинах и следствиях избранных для исследования явлений:
а) стадия наблюдения;
б) корреляционная стадия;
в) контрольная стадия;
г) стадия формирования гипотезы.

3. Какое из утверждений описывает понятие валидности:
а) способность теста определять меру дефекта;
б) характеристика единства способов использования теста;
в) показатель того, что тест измеряет то, для измерения чего предназначен;
г) мера вероятности получения ошибочных результатов.

4. Репрезентативность теста указывает на:
а) возможность применения к данной выборке норм, указанных в тесте;
б) степень однородности диагностируемой выборки;
в) насколько результат по данному тесту одного испытуемого отличается от результата другого испытуемого.

5. Какое утверждение определяет понятие стандартизации тестов:
а) приведение теста в соответствие со стандартами;
б) использование единообразных процедур проведения и обсчета результатов;
в) согласование популяционных нормативов с культурными и социальными стандартами.

6. Какое из утверждений точнее всего описывает, что такое коэффициент интеллекта:
а) характеристика имеющихся познавательных способностей;
б) характеристика врожденных способностей;
в) мера приобретенных интеллектуальных навыков;
г) характеристика зоны ближайшего развития.

7. Оценка психологического состояния при помощи системы тестов называется:
а) психодиагностика;
б) диагноз;
в) измерение;
г) психологический эксперимент.

8. Работы, каких двух исследователей стояли у истоков метода тестирования:
а) Э. Крепелина и А. Бине;
б) П. Жане и Ф. Гальтона;
в) Ф. Гальтона и Дж. Кеттелла;
г) Ф. Гальтона и А. Бине.
9. Кто предложил исследование памяти методом пиктограммы:
а) С.Л. Рубинштейн;
б) А.Р. Лурия;
в) Т. Рибо;
г) В.Б. Зейгарник.

10. Используемая в детской диагностике методика обучающего обучения А.Я. Ивановой направлена на изучение:
а) интеллектуального уровня;
б) зоны ближайшего развития;
в) мотивации учебной деятельности;
г) эмоциональных блоков интеллектуальной работы.

11. Целевые установки пробы Бурдона и матриц Равена соотносятся как:
а) предпосылки интеллекта — интеллект;
б) интеллект — мышление;
в) ригидность — гибкость.

12. Что одно из перечисленного является существенным элементом предложенного А.Ф. Лазурским «естественного эксперимента» в отличие от лабораторного:
а) условия эксперимента не связаны с искусственными условиями и требованиями;
б) эксперимент проводится без использования технических средств;
в) экспериментатор включен в выполнение задания вместе с испытуемым;
г) наблюдение в естественных условиях с точностью и научностью эксперимента, когда испытуемый не осведомлен о проводящемся исследовании;
д) применяется специальная аппаратура и четко спланированные задания.

13. Тест фрустрации Розенцвейга относится к одной из названных групп:
а) личностные опросники;
б) тесты достижений;
в) психометрические тесты;
г) проективные методы;
д) свободное интервью.

14. Оценка коэффициента интеллекта опирается на сопоставление:
а) паспортного возраста и уровня образования;
б) умственного и эмоционального возраста;
в) интеллектуального и паспортного возраста;
г) максимальных и минимальных показателей;
д) уровень актуального развития и потенциальных возможностей.

15. Включенное наблюдение – это:
а) наблюдение, использующее «батареи» психологических тестов;
б) длительное наблюдение;
в) наблюдение в условиях лаборатории;
г) наблюдение, при котором психолог является непосредственным участником событий;
д) наблюдение включает в себя несколько этапов.

16. Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов при исследовании возрастных особенностей, называется:
а) формирующим экспериментом;
б) наблюдением;
в) констатирующим экспериментом;
г) квазиэкспериментом;
д) моделированием.

17. Метод активного воздействия исследователя на изменения психики ребенка – это:
а) включенное наблюдение;
б) пилотажный эксперимент;
в) контрольный эксперимент;
г) формирующий эксперимент;
д) констатирующий эксперимент.

18. Синонимом формирующего эксперимента является:
а) квазиэксперимент;
б) проективный эксперимент;
в) контрольный эксперимент;
г) генетико-моделирующий;
д) лабораторный эксперимент.

19. Данные о реальном поведении человека, полученные в ходе внешнего поведения, называются:
а) L- данными;
б) Q- данными;
в) T-данными;
г) Z- данными.

20. Б.Г.Ананьев относит лонгитюдный метод исследования:
а) к организационным методам;
б) к эмпирическим методам;
в) к способам обработки данных;
г) к интерпретационным методам.

21. Тип результатов, регистрируемых с помощью опросников и других методов самооценок, называется:
а) L- данными;
б) Q- данными;
в) T-данными;
г) Z- данными.

22. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является:
а) экспериментом;
б) контент-анализом;
в) наблюдением;
г) методом анализа продуктов деятельности.

23. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющее анализировать психологическое развитие на различных этапах жизненного пути и на основе этого делать определённые выводы, принято называть исследованием:
а) пилотажным;
б) лонгитюдным;
в) сравнительным;
г) комплексным.

24. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:
а) интроверсия;
б) интроекция;
в) интроспекция;
г) интроскопия.

25. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом, — это:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) тестирование;
г) самонаблюдение.

26 Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) тестирование;
г) самонаблюдение.

27. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется:
а) контекст-анализом;
б) анализом продуктов деятельности;
в) беседой;
г) экспериментом.

28. Способ исследования структуры и характера межличностных отношений людей на основе измерения межличностного выбора называется:
а) контент-анализом;
б) методом сравнения;
в) методом социальных единиц;
г) социометрией.

29. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством:
а) наблюдения;
б) эксперимента;
в) контент-анализа;
г) анализа продуктов деятельности.

30. Оценка согласованности показателей, получаемых при повторном тестировании тех же испытуемых и тем же самым тестом или эквивалентной его формой, характеризует тест с точки зрения его:
а) валидности;
б) достоверности;
в) надёжности.

31. Первые интеллектуальные тесты для детей были разработаны:
а) Бине-Симоном;
б) И.П. Павловым;
в) Эббингаузом.

32. К формализованным методикам относятся:
а) тесты;
б) опросники;
в) проективные методики;
г) психофизиологические методики;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.

33. К малоформализованным методикам НЕ относят:
а) наблюдение;
б) беседу;
в) анализ продуктов деятельности;
г) опросники;
д) тесты.

34.Стандартизация — это:
а) единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста;
б) согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых
в) понятие, указывающее, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает

35.Надежность- это:
а) единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста;
б) согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых
в) понятие, указывающее, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает

36.Валидность — это:
а) единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста;
б) согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых
в) понятие, указывающее, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает

37. Прием, используемый для повторного обследования испытуемых с помощью одной и той же методики для проверки стабильности диагностируемого признака, называется:
а) константностью;
б) контент-анализ;
в) тест-ретест.

38. Таблицы Шульте предназначены для исследования объема внимания, а таблицы Шульте-Горбова для исследования:
а) устойчивости внимания;
б) концентрации внимания;
в) переключаемости внимания;
г) динамической асимметрии внимания.

39. В каком пункте указаны методики, лучше всего позволяющие выявить разноплановость мышления:
а) классификация и сложение фигур;
б) сложение фигур и исключение предметов;
в) пиктограмма и сложение фигур;
г) классификация и исключение предметов;
д) пиктограмма и классификация.

40. Методика Дембо-Рубинштейн представляет собой:
а) тест уровня самооценки;
б) экспериментально-психологическую методику изучения свойств личности по самооценке;
в) экспериментально-психологическую методику изучения самооценки.

41. Какое из приведенных утверждений НЕ отражает основных правил оценки профиля MMPI:
а) профиль должен оцениваться как единое целое;
б) при оценке профиля наиболее существенно значение Т-нормы по каждой шкале, сравнение с которой отражает степень выраженности психопатологии;
в) профиль характеризует особенности личности и актуальное психическое состояние;
г) при оценке профиля наиболее существенно отношение уровня каждой шкалы к среднему уровню профиля в целом и, особенно, по отношению к соседним шкалам.

42. Тест «чернильных пятен» создан Г. Роршахом:
а) в 1912 г.;
б) в 1921 г.;
в) в 1935 г.;
г) в 1951 г.

43. Минимальный возраст, начиная с которого может использоваться цветовой тест отношений А.М. Эткинда:
а) 3-4 года;
б) 5-6 лет;
в) 7-8 лет;
г) 9-10 лет.

44. «Кубики Кооса», «куб Линка» являются методиками для исследования:
а) процесса решения конструктивных задач;
б) абстрактно-логического мышления;
в) дискурсивного мышления;
г) оперативной памяти.

45. Во взрослом и детском вариантах теста Векслера наиболее культурально-зависимы результаты по тесту:
а) недостающие детали;
б) арифметика;
в) лабиринт;
г) осведомленность.

46. Какой из перечисленных факторов может приводить к снижению показателей по вербальному тесту Векслера:
а) высокий уровень тревоги;
б) высокая потребность в самореализации;
в) высокий уровень внимания;
г) высокая самооценка.

47. Какой из перечисленных тестов НЕ является проективным:
а) ТАТ;
б) тест Роршаха;
в) тест тревожности Спилберга-Ханина;
г) тест незаконченных фраз.

48. Какой из перечисленных тестов НЕ предназначен для оценки интеллектуальных способностей:
а) ТАТ;
б) тест Векслера;
в) тест общих способностей;
г) тест Стенфорд-Бине.

49. Опросник Спилберга-Ханина позволяет:
а) оценить уровень депрессии;
б) выявить склонность к полярным колебаниям аффекта;
в) сопоставить истинную и ситуационную самооценку;
г) сопоставить ситуационную и конституциональную тревожность.

50. Какой из тестов позволяет сопоставить вербальные и невербальные способности:
а) тест Роршаха;
б) тест Векслера;
в) тест Бендер;
г) тест Кеттелла.

51. 16-факторный личностный опросник разработал …..
а) Кеттел
б) Рорших
в) Векслер
г) Бендер

52. Какой из тестов содержит 3 шкалы валидности и 10 клинических шкал:
а) тест Векслера для взрослых;
б) тест Айзенка;
в) MMPI;
г) Тест Кеттелла.

53. Тесты способностей показывают:
а) уровень предшествующей подготовки;
б) степень вклада наследственности в способности;
в) возможности успеха в той или иной области;
г) общий уровень умственных способностей.

54. Какой из цветов в тесте Люшера НЕ относится к основным:
а) синий;
б) желтый;
в) фиолетовый;
г) сине-зеленый.

55. Надежность теста показывает:
а) какую стабильность результатов измерения обеспечивает сам тест;
б) насколько стабильны те свойства и качества, которые измеряются с помощью теста;
в) насколько стабильна процедура подсчета суммарного балла по тесту.

56. Каково исходное назначение опросника Т. Лири:
а) изучение групповой динамики;
б) изучение взаимоотношений в семье;
в) изучение ролевых идентификаций личности;
г) изучение социальной конфликтности.

57. Какое из утверждений верно описывает назначение теста Розенцвейга:
а) выявление агрессивных реакций на стресс;
б) определение уровня стрессоустойчивости;
в) определение типов реагирования на фрустрацию;
г) диагностика клинических типов агрессивности.

58. Методологической основой психодиагностики является:
а) хорошо разработанная психологическая теория;
б) психометрика;
в) практическая область применения психодиагностических методов.

59. Фактор социальной желательности оказывает наибольшее влияние в:
а) ситуации клиента;
б) ситуации экспертизы;
в) патопсихологической диагностики.

60. Содержательная валидность теста – это:
а) степень представленности (репрезентации) исследуемого психологического конструкта в результатах теста;
б) отражение в содержании теста ключевых сторон изучаемого психологического феномена;
в) показатель внутренней однородности (согласованности) теста.

61. Если выборка репрезентативна срезу популяции, то:
а) результаты выборочного распределения можно описать распределением близким к нормальному;
б) результаты выборочного распределения можно описать любым математическим распределением;
в) по результатам выборочного распределения вообще нельзя судить о репрезентативности выборки.

62. Нелинейное преобразование стандартных показателей необходимо для того, чтобы:
а) удобства интерпретации полученных результатов;
б) добиться сопоставимости результатов, принадлежащих к распределениям полученным по различным тестам;
в) добиться сопоставимости результатов, принадлежащих к распределениям различной формы.

63. Социально-психологический норматив – это:
а) статистическая норма, эмпирически полученная на какой-либо выборке;
б) система требований общества к индивиду;
в) индивидуальная норма, рассчитанная для данного конкретного индивида.

64. Идея стандартизации методик и тестов принадлежит:
а) Дж. Кеттелу;
б) В.Вундту;
в) А. Бине.

65. Проективные тесты и методики отличаются от объективных тестов и стандартизированных самоотчетов тем, что:
а) не могут давать объективных и надежных результатов;
б) результаты по тесту не поддаются никакой формализации;
в) интерпретация результатов по тесту зависит от компетентности и уровня квалификации психодиагноста.

66. Экспертная эмпирическая валидизация относится к:
а) теоретическому типу валидизации;
б) практическому типу валидизации;
в) теоретическому и практическому типам валидизации.

67. Конструктная валидность теста – это:
а) степень представленности (репрезентации) исследуемого психологического конструкта в результатах теста;
б) показатель внутренней однородности (согласованности) теста;
в) отражение в содержании теста ключевых сторон изучаемого психического свойства.

68. Между валидностью и надежностью существует следующее соотношение:
а) валидность ≤ надежность;
б) валидность ≥ надежность;
в) валидность = надежность;

69. Достоверность теста – это:
а) его защищенность от фальсификации результатов психодиагностом;
б) его защищенность от влияния на результаты различных внешних воздействий;
в) его защищенность от фальсификации результатов испытуемым;

70. Валидность теста доказывает:
а) независимость результатов теста от мнения психодиагноста;
б) можно ли применять данный тест на практике;
в) измеряет ли тест тот психический феномен, для измерения которого он предназначен.

Тест Педагогическая психология

Предмет и задачи педагогической психологии

Предмет педагогической
психологии – это:

факты, закономерности,
механизмы психики

факты и закономерности
психического развития

развитие психики
под воздействием обучения и воспитания

все ответы верны

правильного ответа нет

Основной задачей
педагогической психологии является:

изучение
психологических основ педагогической деятельности

раскрытие механизмов и
закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и
личностное развитие обучаемого

определение фактов,
механизмов, закономерностей развивающего обучения

все ответы верны

правильного ответа нет

Проблемой
педагогической психологии является:

проблема социальной
адаптации и реабилитации

проблема обеспечения индивидуализации
обучения

проблема детской
одаренности

все ответы верны

правильного ответа нет

В структуру
педагогической психологии по И.А.Зимней входит следующий компонент:

психология
педагогической деятельности

психология учебной
деятельности

психология
учебно-педагогического сотрудничества и общения

все ответы верны

правильного ответа нет

К основным
специфическим категориям педагогической психологии относятся… (два варианта
ответа)

бессознательное
педагогические способности
психика
учебная деятельность

Педагогическая
психология изучает развитие личности…

под воздействием социума
в целом
в возрастном аспекте
под воздействием обучения и воспитания

Структура
педагогической психологии включает…

психологию влияния
психологию образовательной деятельности
психологию учебной деятельности и ее субъекта – обучающегося
социальную психологию

К основным
специфическим категориям педагогической психологии относятся… (два варианта
ответа)

бессознательное
психика
учебная деятельность

педагогические способности

К представителям I
этапа становления педагогической психологии относят… (два варианта ответа)

Ж.Ж.Руссо
Я.А.Каменского
В.А.Сухомлинского
Л.С.Выготского
 

Оформление
педагогической психологии в самостоятельную отрасль произошло:

середина 17в. – конец
19в.

конец 19в. – начало
50-х годов 20в.

с начала 50-х годов
20в.

Педагогическая психология в системе педагогической
науки и человекознания

Основные формы связи
педагогики с другими науками — это… (два варианта ответа)

использование случайных, неорганизованных результатов исследования
творческое заимствование методов исследований
использование основных идей, теоретических положений
выборочное использование предположений, домыслов

Создание человека по
образу и подобию; включает в себя обучение и воспитание как интернационализацию
тех социокультурных ценностей, которые разделяются ее членами, — это …

социализация

образование

формирование

Приобретение
индивидуального опыта, прежде всего автоматизированных навыков – это…

научение

обучение

воспитание

Процесс целенаправленной
передачи социокультурного опыта другому человеку в специально организованных
условиях – это …

учение

обучение

воспитание

Образование как
система рассматривается в трех измерениях…

общее, специальное,
высшее

образование в мире,
стране, обществе, регионе, организации

дошкольное, школьное,
высшее, аспирантура, докторантура, углубленная подготовка специалистов

Течение в педагогике и
психологии, возникшие на рубеже 19-20вв., изучающие ребенка как целостную
систему называется…

педология

психология развития

педагогическая психология

Термин «педагогическая психология» был предложен:

К.Д.Ушинским

П.Ф.Каптеревым

П.П.Блонским

Один из концептуальных принципов современного обучения – «Обучение не
плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» — сформулировал:

Л.С.Выготский

С.Л.Рубинштейн

Б.Г.Ананьев

Учение как фактор социализации, как условие связи индивидуального и
общественного сознания, рассматривается в:

физиологии

биологии

психологии

социологии

Система специальных действий, необходимых для прохождения основных
этапов процесса усвоения – это:

учение

обучение

преподавание

Методы педагогической психологии

Эксперимент в
психолого-педагогическои исследовании позволяет проверить гипотезы о наличии…

решения проблемы
связи между явлениями
причинной связи между явлениями
самого явления

Наблюдение наиболее
часто применяется в педагогической психологии благодаря его …

отсутствию какой-либо аппаратуры
доступности и отсутствию специального оборудования
доступности, простоте и возможности повторения исследования с теми же параметрами
отсутствию целенаправленной подготовки
 

Наблюдение наиболее
часто применяется в педагогической психологии благодаря его

доступности и
отсутствию специального оборудования

отсутствию
целенаправленной подготовки

отсутствию какой-либо
аппаратуры

доступности, простоте
и возможности повторения исследования с теми же параметрами

Метод исследования,
который выявляет информацию о причинно-следственных связях, манипулируя одним
или несколькими факторами и контролируя другие, называется…

наблюдение

эксперимент

анкетирование

Метод познания,
который ограничивается регистрацией выявленных фактов в
психолого-педагогических исследованиях, называется:

наблюдение

эксперимент

тестирование

Синонимами
формирующего эксперимента являются:

квазиэксперимент

контрольный
эксперимент

психолого-педагогический
эксперимент

Лонгитюдный метод
исследования(по Б.Г.Ананьеву) относится к:

организационным
методам

эмпирическим методам

способам обработки
данных

интерпретационным
методам

Скрытое наблюдение как
разновидность наблюдения выделяется в зависимости:

от регулярности

от упорядоченности

от позиции
наблюдателя

от активности
наблюдателя

Специфическим методом
педагогической психологии является:

формирующий
эксперимент

лонгитюдное
исследование

близнецовый метод

Наибольшая точность
результатов исследования обеспечивается при:

наблюдении

эксперименте

контент-анализе

 

Психология учебной деятельности

В структуре учебной
деятельности выделяются следующие компоненты:

учебная мотивация

учебная задача и
учебные действия

контроль и оценка

все ответы верны

правильного ответа нет

Относительно
законченные элементы учебной деятельности, которые направлены на достижение
промежуточной цели, подчиненные общему мотиву, называются:

учебная деятельность

учебная задача

учебные действия

все ответы верны

правильного ответа нет

Упроченное, доведенное
в результате многократных, целенаправленных упражнений до совершенства
выполнение действия называется:

контроль

усвоение

навык

все ответы верны

правильного ответа нет

Материал, который
должен быть усвоен, называется…

учебным заданием
учебной задачей
учебным действием
действием оценки

Сложная система
информации о каком-либо явлении, объекте, процессе, в котором четко определена
лишь часть сведений, называется:

учебная деятельность

учебная задача

учебные действия

все ответы верны

правильного ответа нет

Усвоение
рассматривается как:

механизм, путь
формирования человеком индивидуального опыта через приобретение, «присвоение»
общественно-исторического опыта безотносительно к тому, протекает ли он
стихийно или в специальных условиях образовательных систем

сложная
интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы,
обеспечивающие прием, смысловую переработку, сохранение и воспроизведение
принятого материала

результат учения,
учебной деятельности

все ответы верны

правильного ответа нет

К компонентам учебной
деятельности относят… (два варианта ответа)

самостоятельную работу
учебную задачу
выполнение домашних заданий
действие контроля

К компонентам учебной
деятельности не относят…

мотив
выполнение домашних заданий
действие контроля
учебную задачу
 

Под влиянием учебной
деятельности в познавательной сфере… (два варианта ответа)

развивается наглядно-действенное мышление
формируется непроизвольное внимание
+развивается теоретическое мышление
повышается словарный запас
 

Деятельность субъекта
по овладению обобщенными способами действий, направленная на его саморазвитие
на основе решения посредством учебных действий специально поставленных
педагогом учебных задач (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) – это …

ни один из ответов не верен
воспитательная деятельность
учебная деятельность
педагогическая деятельность

Психологические основы обучения

Теоретической основой
педагогической психологии является …

деятельностный подход

теория познания

теория общения

когнитивная психология

К психологическим
показателям обучаемости не относится…

инициатива в выборе
необязательных заданий

восприимчивость к
помощи других

настойчивость в
достижении цели

конформность в
общении

То, что ученик может
выполнить вполне самостоятельно, называется:

уровнем актуального
развития

зоной ближайшего
развития

обучаемостью

все ответы верны

правильного ответа нет

Явление, при котором
ребенок не может выполнить вполне самостоятельно, но с чем он справляется с
небольшой помощью, называется:

уровнем актуального
развития

зоной ближайшего
развития

обученностью

все ответы верны

правильного ответа нет

Основные изменения
школьного возраста (по Л.С.Выготскому) – осознание и овладение психическими
процессами – обязаны своим происхождением…

научению

обучению

воспитанию

развитию

Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения
индивидуального опыта, является:

учение

научение

обучение

Усвоение человеком связей, существующих между конкретными объектами,
свойствами, действиями, психическими состояниями и т.п. составляет сущность:

ассоциативных теорий научения

условно-рефлекторное научение

знаковых теорий обучения

операциональных теорий научения

Сущность научения как усвоения человеком связей, существующих между
конкретными объектами, свойствами трактуется в ….психологических теориях
научения:

ассоциативных теорий научения

условно-рефлекторное научение

знаковых теорий обучения

операциональных теорий научения

Автором закона эффекта является

Э.Торндайк

Б.Синнер

Г.Эббингауз

Проблемы усвоения социального опыта как процесс, происходящий между
стимулом и реакцией, исследуется в рамках:

бихевиористского подхода

функционализма

когнитивной психологии

Психологические причины школьной неуспеваемости

Отметка, в отличие от
оценки, выражается в …

баллах
замечании
одобрении
похвале

Особенностью мотивации
слабо успевающих школьников не является…

охотное выполнение однотипных занятий
интерес к вопросам узко прагматического характера
стремление найти самое простое решение
желание быть грамотными

Учебная деятельность
младшего школьника – это деятельность, …

формирующая умение учиться
предполагающая индивидуальный характер
непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством
направленная на усвоение знаний

Учебная деятельность
младших школьников имеет следующие мотивы: (два варианта ответа)

признание и
одобрение старших товарищей

уважение значимых для
него сверстников

позитивная оценка
родителей

получение
профессиональных знаний

К приемам воздействия
на личность не относится: (два варианта ответа)

поощрение

формирование

психотерапия

убеждение

По А.Н.Леонтьеву,
основной единицей анализа деятельности служит…

мотив

действие

задача

условие

Ведущим при переходе
из начального в среднее звено становится…

развитие и коррекция
произвольной регуляции поведенческой сферы

развивающая работа
когнитивного содержания

формирование и
коррекция социальной позиции школьника в отношении обучения, отношений со
сверстниками и взрослыми

развитие и коррекция
произвольной саморегуляции эмоциональной сферы

Основным мотивом
учебной деятельности в подростковом возрасте является …

завоевание
определенного места в классе

стремление к положению
школьника

забота о своем
положении в будущем

интерес к учебе

Для младшего школьного
возраста основным мотивом учения является: (два варианта ответа)

желание получить
хорошую оценку

притязание на
признание среди сверстников

готовность к новым
обязанностям, ответственности перед другими людьми – учителем, классом; ожидание
нового

осознанное стремление
участвовать в общественно необходимой работе

Перечислите средства
преодоления неуспеваемости:

психолого-педагогическая
профилактика

психолого-педагогическая
терапия

педагогическая
диагностика

воспитательное
воздействие

все ответы верны

Психологические концепции обучения

Теория учебной
деятельности в отечественной психологии была разработана: (два варианта ответа)

Д.Б.Элькониным

В.В.Давыдовым
Л.И.Божович
А.В.Петровским

Кто является автором
теории поэтапного формирования умственных действий и понятий:

В.В.Давыдов

Л.В.Занков

П.Я.Гальперин

все ответы верны

правильного ответа нет

Система обучения,
направленная от общего к частному – это:

развивающие
обучение в концепции В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина

поэтапное формирование
умственных действий и понятий

программированное
обучение

все ответы верны

правильного ответа нет

Психологической
основой программированного обучения является…

теория ассоцианизма
бихевиоризм
фрейдизм
гештальтпсихология
 

Проблемное обучение
заключается:

в создании перед
учащимся проблемных ситуаций

в осознании, принятии
и разрешении проблемных ситуаций в процессе совместной деятельности учителя и
учащихся

в максимальной
самостоятельности учащихся и общим руководством учителя;

все ответы верны

правильного ответа нет

Укажите дидактический
принцип по системе Л.В.Занкова:

обучение на низком,
доступном уровне трудности

ведущая роль
теоретических знаний

медленны темп изучения
программного материала

все ответы верны

правильного ответа нет

Автором теории
формирования умственных действий является

П.Я.Гальперин

М.М.Махмутов

А.М.Матюшкин

Н.Ф.Талызина

Автором теории
проблемного обучения является:

П.Я.Гальперин

М.М.Махмутов

А.М.Матюшкин

Н.Ф.Талызина

К характеристикам
программированного обучения относится… (два варианта ответа)

знания даются
мелкими дозами

создание перед
учащимися проблемной ситуации

пошаговый контроль
степени усвоения

осознание, принятие и
разрешение проблемной ситуации в процессе совместной деятельности учителя и
учащихся

К характеристикам
теоретического знания по В.В.Давыдову относится… (два варианта ответа)

возникает при
непосредственном наблюдении предметов и явлений

возникает при
мысленном преобразовании предметов и явлений

вырабатывается при сравнении
предметов и явлений, выделяются их общие свойства

возникает путем
анализа роли и функции любых отношений, возникающих внутри предмета или явления
как целостной системы

Психология воспитания

Воспитание – это:

стремление к
внутренней и внешней независимости человека, сопровождающееся признанием
соответствующих прав за любой другой личностью, независимо от ее социального
положения, национальной, религиозной, политической, классовой и иной
принадлежности

целенаправленное
воздействие на человека с целью сформировать у него определенные ценностные
ориентации, принципы поведения, системы оценок, выраженное отношение к себе,
другим людям, к труду, к обществу к миру

личная форма
этического сознания, область свободных и ответственных поступков, а также внутренних
мотивов и побуждений творить добро

все ответы верны

правильного ответа нет

Личный пример
воспитателя, образцы поведения, поступки – это:

методы воспитания

средства воспитания

институты воспитания

все ответы верны

правильного ответа нет

Целенаправленное
воздействие на человека с целью формирования у него ценностных ориентаций,
принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, к людям и к миру,
называется…

образование
обучением
научением
воспитанием

К видам наказаний
относят…(два варианта ответа)

моральное исключение из общественной повседневной жизни
одобрение
отстранение от важного дела

К видам наказаний
относят… (два варианта ответа)

возмущение
благодарность
осуждение
ответственное поручение

К методам воспитания
относят… (два варианта ответа)

практикумы
наказание
самостоятельную работу
поощрение

Конвенциональный
уровень нравственности по Л.Колбергу протекает

с 5 до 13 лет

с 0 до 7 лет

с 10 до 13 лет

от 17 и старше

Воспитание неотрывно
от … , в процессе которого оно осуществляется:

учения

обучения

формирования

Общественные структуры
и организации, которые призваны оказывать воспитательное воздействие на
личность, называются …

институты
воспитания

образовательные
учреждения

государственные
учреждения

Психологической целью воспитания является:

всесторонне развитая личность

психологическое здоровье человека

социально адаптированная личность

Психология личности учителя

Укажите педагогические
способности… (два варианта ответа)

личностные;

организационно-коммуникативные

дидактические

все ответы верны

правильного ответа нет

К педагогическим
способностям не относятся…

организаторские
перцептивные
коммуникативные
общие
 

Способность учителя
эмоционально и силой знаний заражать учащихся называется…

динамичностью
культурой
фасцинацией
пластичностью

Под педагогическими
способностями (по В.А Крутецкому) понимается способность проникать во
внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким
пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

перцептивными
организаторскими
дидактическими
академическими

Основным стержнем
педагогических способностей является …

центрация педагога

мотивация педагога

умения педагога

Постоянный процесс
развития своих профессиональных потенциальностей, эффективное использование
своих способностей и разума и «работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты
хочешь делать» и проживание «пик-переживаний» в выбранной профессии называется
……… самоактуализацией.

профессиональной

педагогической

психологической

Полное использование талантов,
способностей, возможностей человека определяет его:

фрустацию

самоактуализацию

оптимизацию

демократизацию

все ответы верны

Характеристиками
самоактуализирующихся педагогов является (два варианта ответа)

принятие себя и
других

спонтанность, естественность

боязнь быть
используемым коллегами и учащимися

доминирование и
контроль над другими

Мотив власти в
педагогической деятельности должен быть ориентирован на …

себя

других

дело

Стиль руководства
преподавателем, заключающийся в учете мнений учащихся, стремлении понять, а не
приказывать называется …

демократическим

авторитарным

игнорирующим

Психология педагогической деятельности

Стиль сдерживающий
проявления инициативы и самостоятельность, называется:

демократический

либеральный

авторитарный

все ответы верны

правильного ответа нет

Основными компонентами
педагогической деятельности являются:

мотивация и цель

средства и способы

продукт и результат

все ответы верны

правильного ответа нет

В группу
педагогических воздействий на ученика (по А.К.Марковой) не входит…

изучение наличных возможностей учащихся и новых уровней их психического воздействия
отбор, переработка и передача учителем содержания учебного материала
умение работать с содержанием учебного материала
выбор и применение методов, форм, средств воздействия и их комбинаций
 

К педагогическим
умениям, необходимым для овладения педагогической деятельностью, не относится
умение…

видеть в
педагогической ситуации проблему и оформлять ее в виде педагогической задачи

конфликтовать с
окружающим, отстаивая свое педагогическое мнение

работать с содержанием
учебного материала

умение использовать
психологические знания и осведомленность в современном состоянии педагогики и
психологии

Большие группы
основных педагогических умений были выделены…

А.В.Мудриком
А.К.Марковой
П.Ф.Каптеревым
А.С.Макаренко
И.А.Зимняя выделила три плана соответствия психологических характеристик человека деятельности педагога...
активность, эмоциональность, толерантность
эмоциональную устойчивость, замкнутость, организованность
предрасположенность, личностную готовность, включаемость во взаимодействие
пассивность, эмоциональная устойчивость, педантичность

В структуру
педагогической деятельности не входит….

личность учащегося
цели
мотивация
способы деятельности

В педагогической деятельности
_______ компонент связан с такими умениями, как изучение самого себя,
оценивание себя и других.

гностический
коммуникативный
конструктивный
проектировочный
 

В этапы педагогической
деятельности не включается…

контроль и оценка воздействий
анализ мотивов
постановка целей
выбор и применение методов

Вид психологического
анализа урока, проводимый после занятия называется:

текущий

ретроспективный

предваряющий

Педагогическое общение как форма взаимодействия
субъектов образовательного процесса

Целью педагогического
общения является:

установление отношений

координационная

информационная

все ответы верны

правильного ответа нет

Основной функцией
взаимодействия обучающего и обучаемого является:

коммуникативно-стимулирующая

информационно-обучающая

эмоционально-коррегирующая

все ответы верны

правильного ответа нет

При _______ стиле
руководства учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам,
коллегам.

демократическом
авторитарном
инертном
либеральном
 

По мнению Э.Берна,
учитель и учащийся в ситуации обучения не могут занять позицию…

родителя
старшего
ребенка
взрослого
 

Специальные действия,
направленные на привлечение внимания к своей личности, поддержание
педагогически целесообразной психологической атмосферы общения на занятиях с
разными учениками, называются_____педагога.

коммуникативной культурой
коммуникативными навыками
способностями
педагогической культурой
 

В основе императивного
общения лежит…

убеждение, уговоры

внушение, заражение

просьба, пожелание

приказы, требование

 

Целью педагогического
общения является:

установление отношений

координационная
функция

информационная функция

все ответы верны

правильного ответа нет

Совместная развивающая
деятельность детей и взрослых, скрепленная взаимопониманием, проникновением в
духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой
деятельности, называется …

сотрудничество

компромисс

демократия

Этапами
педагогического общения являются:

анализ осуществления
действий

начальный этап

прогностический

управление общением

все ответы верны

правильного ответа нет

Субъективно
переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации прогнозируемого общения
вследствие неприятия партнера общения, его действий, непонимание текста,
непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного
психологического состояния – это …

затруднения общения

кризис общения

барьер общения

Психолого-педагогическое
сопровождение субъектов учебно-воспитательного взаимодействия

Психологическое
сопровождение это:

процесс
сотрудничества взрослого с ребенком, в результате чего происходят качественно
позитивные изменения в ученике

процесс активного
психологического воздействия, в результате которого происходят сдвиги в психике
ребенка

процесс взаимодействия
педагогов с психологом с целью диагностики развития детей

В
психолого-педагогическом сопровождении выделяют две парадигмы работы:

традиционную и
гуманистическую

отечественную и
зарубежную

классическую и
неклассическую

Основными ценностями
традиционной парадигмы психолого-педагогического сопровождения являются: (два
варианта ответа)

директивность

контроль

сотрудничество

диалог

Основными ценностями
гуманистической парадигмы психолого-педагогического сопровождения являются:
(два варианта ответа)

директивность

контроль

сотрудничество

диалог

Основной целью
психологического сопровождения детей в школе является

гармонизировать
эмоциональное состояние ученика

диагностировать
состояние здоровье ученика

соблюдать режим
психологического воздействия

Типичной проблемой
психологического сопровождения детей в школе является:

депрессия, стрессы

суицид

развод родителей

«Ученик как объект
воздействия» это принцип:

традиционной
парадигмы психологического сопровождения

гуманистической
парадигмы психологического сопровождения

Соразвитие это:

развитие мира
детства – это процесс, параллельный развитию мира взрослых

гармонизация внешнего
и внутреннего «Я» — цель развития

развитие, движение
детей по созданной миром взрослых «лестнице» возрастов

В структуру
психологического сопровождения детей в школе не входит:

психодиагностика

школьные занятия

психокоррекция

Психологическое
просвещение школьников – это:

деятельность
педагога и психолога, ориентированная на создание условий для активного
присвоения и использования школьниками социально-психологических знаний

деятельность педагога
и психолога, целью которой является информирование родителей о школьных
проблемах ребенка

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

распечатка.docx

Скачиваний:

37

Добавлен:

11.06.2015

Размер:

429.99 Кб

Скачать

  • 2.4.1.
    Суть формирующего эксперимента

  • 2.4.2.
    Экспериментальное обучение как
    разновидность формирующего эксперимента

2.4.1. Суть формирующего эксперимента

Формирующий
эксперимент

— применяемый в возрастной и педагогической
психологии метод прослеживания изменений
психики ребенка в процессе активного
воздействия исследователя на
испытуемого.

          Формирующий
эксперимент широко используется в
отечественной психологии при изучении
конкретных путей формирования личности
ребенка, обеспечивая соединение
психологических исследований с
педагогическим поиском и проектированием
наиболее эффективных форм
учебно-воспитательного процесса (см.
Хрест. 2.2)
(http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-ps-not.html;
см. лабораторию психологических основ
новых образовательных технологий).

  • Синонимы
    формирующего эксперимента:

    • преобразующий,

    • созидательный,

    • воспитывающий,

    • обучающий,

    • метод
      активного формирования психики.

Историческая
справка

(http://www.vygotsky.ru/russian/vygot/vygotsky.htm;
сервер, посвященный Л.С. Выготскому)

Экспериментально-генетический
метод исследования психического
развития

разработан Л.С.
Выготским
и связан с его культурно-исторической
теорией развития высших психических
функций
.
Впервые был применен Л.С. Выготским
и А.Н.
Леонтьевым
при исследовании формирования высших
опосредствованных форм внимания и
памяти. Сущность метода заключается
в разработке искусственных
экспериментальных условий, способствующих
созданию самого процесса возникновения
высших форм психических функций. В
основе такого экспериментального
изучения генезиса психических явлений
лежали два основных положения: первое
— специфически человеческие психические
процессы — это процессы опосредствованные,
использующие разнообразные, выработанные
в ходе исторического развития
человеческой культуры орудия-средства
— знаки, символы, язык, меры и т.п.;
второе — всякий психический процесс
возникает и функционирует в двух
планах — социальном и психологическом,
или, как писал Л.С. Выготский, сначала
как категория интерпсихическая, а
затем как интрапсихическая. После
смерти Л.С. Выготского
экспериментально-генетический метод
исследования психического развития
с успехом применялся его сотрудниками
и последователями в многочисленных
исследованиях (при формировании
звуковысотного слуха А.Н. Леонтьевым,
в исследовании произвольных движений
А.В. Запорожцем, при изучении
закономерностей развития восприятия
Л.А. Венгером и др.). Существенный вклад
внес П.Я. Гальперин, разработавший
теорию и методику поэтапного
формирования умственных действий
,
а затем целенаправленного формирования
психических процессов с заранее
заданными свойствами (внимание,
симультанное восприятие и т.п.). Л.С.
Выготский предостерегал от упрощенного
понимания получаемых в таких
искусственных условиях фактов и
прямого переноса выводов на реальный
процесс развития. В 60-х гг. кроме
исследований, проводимых в лабораторных
условиях, появились многочисленные
исследования, ведущиеся в форме
экспериментальной организации
процесса обучения целых классов для
анализа влияния обучения на психическое
развитие (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов,
Д.Б. Эльконин и др.).

По
целям различают констатирующий
и формирующий
эксперименты.
          Цель
констатирующего
эксперимента

— измерение наличного уровня развития
(напр., уровня развития абстрактного
мышления, морально-волевых качеств
личности и т. п.). Таким образом, получается
первичный материал для организации
формирующего
эксперимента
.
          Формирующий
(преобразующий, обучающий) эксперимент
ставит своей целью не простую констатацию
уровня сформированности той или иной
деятельности, развития тех или иных
сторон психики, а их активное формирование
или воспитание. В этом случае создаётся
специальная экспериментальная ситуация,
которая позволяет не только выявить
условия, необходимые для организации
требуемого поведения, но и экспериментально
осуществить целенаправленное развитие
новых видов деятельности, сложных
психических функций и глубже раскрыть
их структуру. Основу формирующего
эксперимента составляет
экспериментально-генетический метод
исследования психического развития
(см.
рис. 9).
          Теоретической
основой формирующего эксперимента
является концепция о ведущей роли
обучения и воспитания в психическом
развитии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Формирующий эксперимент как основной метод педагогической психологии

Оглавление

Введение

1. Метод формирующего эксперимента: развитие и место в системе методов

2. Цель и основные этапы формирующего эксперимента

3. Экспериментальное обучение как разновидность формирующего эксперимента

Заключение

Список литературы

Введение

Поиск объективности результатов психологического исследования исторически связан с введением эксперимента. Причем традиционно в разных психологических дисциплинах используются и разные типы эксперимента, выбор которого определяется изучаемым предметом и гипотезой исследования. В тех отраслях психологии, где предметное поле включает феномены, раскрывающие связь макро- и микросоциальной среды и психики, к которым можно отнести социальную, экономическую, экологическую, этническую, политическую и др., возрастает значение естественного эксперимента. Формирующий эксперимент является существенной перестройкой психолого-педагогической практики. Именно данный тип исследовательских методов различных отраслей психологии выявляет резервы психического развития и одновременно конструирует, создает новые психологические особенности испытуемых. Поэтому формирующие и обучающие эксперименты входят в особую категорию методов психологического исследования и воздействия. Они позволяют направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

Объект исследования — формирующий эксперимент. Предмет исследования — формирующий эксперимент как основной метод педагогической психологии.

Цель работы — исследовать особенности формирующего эксперимента как основного метода педагогической психологии.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

рассмотреть развитие и место метода формирующего эксперимента в системе методов.

выявить цель и основные этапы формирующего эксперимент

проанализировать экспериментальное обучение как разновидность формирующего эксперимента.

1. Метод формирующего эксперимента: развитие и место в системе методов

Проблема валидности применения экспериментального метода в социально-психологическом исследовании — тема острых дискуссий первой половины прошлого века, однако и сегодня она продолжает волновать исследователей. Так, подчеркивая, что «социальная психология стала экспериментальной наукой», С. Московичи делает акцент на лабораторном эксперименте, занижая роль естественного, а Д. Майерс уточняет, что из каждых трех экспериментов в американской социальной психологии второй половины ХХ в., два — лабораторных. Причина исследовательских предпочтений определяется низким контролем за факторами внутренней валидности в естественном эксперименте. Значительный шаг в изменении ситуации в пользу повышения достоверности результатов естественных социально-психологических экспериментов был сделан Д. Кэмпбеллом, описавшим специфику основных моделей и планов экспериментальных и квазиэкспериментальных исследований. В результате в логике современных социально-психологических работ, использующих естественный эксперимент, стала появляться аргументация выводов, подкрепляемая анализом степени реализованности планов и способов сбора данных, применением гипотетических конструктов и т.д.

Развивая экспериментальное направление, социальные психологи традиционно ориентируются на расширение процедур лабораторного эксперимента, одним из существенных недостатков которого, наряду с уже известными (способами контроля, влиянием испытуемого и экспериментатора и пр.), можно рассматривать проявление в его результатах так называемых «субъективных факторов», которые, с одной стороны, должны интересовать исследователя, а с другой — «не дают возможность проводить его по строгим канонам естественнонаучного эксперимента».

Выход из сложившейся ситуации Б. Ф. Ломов видел в формирующемся эксперименте, «который для понимания детерминаций психических явлений может дать больше, чем эксперимент, просто фиксирующий состояния, как бы протекающие вне зависимости от него» (Ломов, 1984, с. 42). Основное развитие эксперимента в системном подходе он рассматривал через возможности анализа психических, социально-психологических и других явлений не по отдельно взятым показателям, а в их взаимосвязи, в их системе.

Одной из проблем, связанных с пониманием и, соответственно, применением метода, является определение его места в ряду других, близких по содержанию методов. Сравнивая «естественный эксперимент» с «полевым экспериментом» и «социальным экспериментом», обычно указывают не на их аналогичность, а на взаимную пересекаемость (Корнилова, 1997; Климов, 1998; и др.). Так, с точки зрения Е.А. Климова, «узкое значение „естественного эксперимента соотносится с таким же понятием „социальный эксперимент, которое включает предположения о воздействиях на жизнь человека изменяющихся социальных условий…» (Климов, 1998, с. 54), но только в том случае, если в нем применяются формы и средства научного контроля над выводом об истинности суждений. В остальных случаях «социальный эксперимент» не есть эксперимент в полном смысле этого слова как диагностико-исследовательский метод, так как его основной целью становится внедрение в жизнь новых форм социальной организации и совершенствования управления обществом.

Относительно самого термина «формирующий эксперимент» также существуют разные мнения. Дополнение «формирующий» к диаде «естественный эксперимент» указывает на целенаправленность, активность действий экспериментатора, ориентированных на создание, преобразование, изменение психических функций и свойств личности, характеристик группы и индивидов, в нее включенных, и т.д. Важно подчеркнуть, что в дальнейшем мы будем рассматривать тот тип экспериментирования в естественных условиях, который традиционно ориентирован на проверку каузальных гипотез, а не структурно-функциональных, которые применялись в работах Л.С. Выготского (метод «двойной стимуляции») и П.Я. Гальперина (метод «поэтапного формирования умственных действий и понятий») и включали «компоненты диагностики (внутренних структур базисных процессов) и больший диапазон для проявления саморегуляции (или ее полного отсечения) в «экспериментальной деятельности испытуемых». Данные типы исследований, по мнению Т.В. Корниловой, лишь условно могут относиться к экспериментальным и должны выделяться в специальные типы исследований. Однако и их применение в социальной психологии встречается не так часто.

Принимая во внимание достоинства изучаемого метода, тем не менее, следует отметить, что предметное поле социальной психологии ограничено для его применения. С помощью данного метода изучаются: условия и социально-психологические технологии воздействия на профессиональное, экономическое, нравственное и другие виды самосознания личности; некоторые аспекты формирования социального интеллекта, организаторских и коммуникативных способностей, лидерства, помогающего поведения; социально-психологическую динамику (ценностных ориентаций, установок, отношений, представлений) личности в трудовой, учебной и игровой деятельности; факторы производительности труда и различные категории отношений в производственных коллективах и т.п. — в большинстве они выступают в качестве зависимых переменных. Независимыми переменными в таком типе эксперимента обычно являются различные виды социального воздействия, осуществляемые в разных формах: обучения (социального, экономического, профессионального и т.п.), воспитания (в семье и вне семьи), трудовой деятельности, досуга, общения, игры, тренингов, дискуссий, собраний и т.д. Таким образом, можно сказать, что естественный формирующий эксперимент дает нам основное предпочтение, рассматриваемое как его основное достоинство, — выявление не только причин и следствий (или эффектов), но и учет системы детерминации каузальной связи.

2. Цель и основные этапы формирующего эксперимента

Формирующий эксперимент — применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого.

Формирующий эксперимент широко используется в отечественной психологии при изучении конкретных путей формирования личности ребенка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса.

Синонимы формирующего эксперимента:

преобразующий,

созидательный,

воспитывающий,

обучающий,

метод активного формирования психики.

По целям различают констатирующий и формирующий эксперименты.

Цель констатирующего эксперимента — измерение наличного уровня развития (напр., уровня развития абстрактного мышления, морально-волевых качеств личности и т.п.). Таким образом, получается первичный материал для организации формирующего эксперимента.

Формирующий (преобразующий, обучающий) эксперимент ставит своей целью не простую констатацию уровня сформированности той или иной деятельности, развития тех или иных сторон психики, а их активное формирование или воспитание. В этом случае создаётся специальная экспериментальная ситуация, которая позволяет не только выявить условия, необходимые для организации требуемого поведения, но и экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности, сложных психических функций и глубже раскрыть их структуру. Основу формирующего эксперимента составляет экспериментально-генетический метод исследования психического развития.

Теоретической основой формирующего эксперимента является концепция о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии.

Формирующий эксперимент имеет ряд этапов. На первом этапе посредством наблюдения, констатирующих экспериментов и других методов устанавливается фактическое состояние и уровень того психического процесса, свойства, признака, на которые мы в дальнейшем собираемся воздействовать. Иными словами, осуществляется психологическая диагностика той или иной стороны психического развития. На основе полученных данных исследователь, исходя из теоретических представлений о характере и движущих силах развития этой стороны психики, разрабатывает план активного психолого-педагогического воздействия, т. е. прогнозирует путь развития данного явления.

На втором этапе осуществляется активное формирование изучаемого свойства в процессе специально организованного экспериментального обучения и воспитания. От обычного учебно-воспитательного процесса он в данном случае отличается строго заданными изменениями в содержании, организации и методах педагогических воздействий. При этом в каждом отдельном исследовании может проверяться конкретное воздействие.

На заключительном этапе и в ходе самого исследования проводятся диагностические эксперименты, в результате которых мы контролируем ход происходящих изменений и измеряем результаты.

Чтобы убедиться, что изменения, зафиксированные после проведения формирующих экспериментов, произошли именно от их воздействия, необходимо сравнить полученные результаты не только с исходным уровнем, но и с результатами в группах, где эксперимент не проводился. Такие группы в отличие от исследуемых, экспериментальных, называются контрольными. При этом оба ряда групп должны быть одинаковыми по возрасту, объему, уровню развития детей. Желательно, чтобы работу в них вел один и тот же педагог-экспериментатор. Иными словами, необходимо соблюдать все правила психологического экспериментирования и особенно принцип соблюдения равных условий опыта.

Приведем пример. В исследованиях, проведенных под руководством А.В. Запорожца, формирующий эксперимент был использован для проверки гипотезы о том, что при определенных условиях можно поднять на новую ступень процессы восприятия, развить отдельные стороны сенсорики ребенка. Выяснилось, что детям трудно различать звуки по высоте. Для развития звуковысотного слуха был разработан формирующий эксперимент, в котором вводились предметы, пространственные свойства и отношения которых как бы «моделировали» звуковысотные отношения. Перед детьми разыгрывались сцены-драматизации, в которых участвовали большой «медведь-папа», издававший низкие звуки, «медведица-мама», которая была поменьше и издавала более высокие звуки, и совсем маленький «медвежонок-сын», издававший еще более высокие звуки. Потом экспериментатор совместно с детьми разыгрывал сцены из жизни этих персонажей: «медведи» прятались в разных местах, и ребенок должен был отыскать их по голосу. Оказалось, что после такого обучения даже младшие дети (2-4 лет) начинают не только легко различать по высоте голоса, издаваемые игрушечными животными, но и более успешно дифференцировать любые звуки, которые встречаются им впервые и совершенно не связаны с какими-либо известными им предметами. Приведем пример формирующего эксперимента из другой области детской психологии.

формирующий эксперимент дидактический обучение

3. Экспериментальное обучение как разновидность формирующего эксперимента

Экспериментальное обучение — один из современных методов исследования психолого-дидактических проблем. Различают два вида экспериментального обучения:

индивидуальный обучающий эксперимент, уже прочно вошедший в науку;

коллективное экспериментальное обучение, которое широко стало использоваться в психологии и педагогике лишь в 60-х гг. ХХ в.

Индивидуальный эксперимент позволяет не только констатировать уже сложившиеся особенности психических процессов у человека, но и целенаправленно формировать их, достигая определенного уровня и качества. Благодаря этому можно экспериментально изучать генезис восприятия, внимания, памяти, мышления и других психических процессов посредством учебного процесса. Теория психических способностей как прижизненно складывающихся функциональных систем мозга (А.Н. Леонтьев), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин) и ряд других теорий, созданных в отечественной психологии, опирались на данные, полученные в основном с помощью обучающих экспериментов.

Коллективное экспериментальное обучение проводится в масштабе целых групп детского сада, классов школы, студенческих групп и т. п. Организация таких исследований связана прежде всего с потребностями педагогики и психологии в углубленном изучении влияния обучения на психическое развитие человека, в частности в изучении возрастных возможностей развития психики человека при разных условиях его деятельности (исследования Л.В. Занкова, Г.С. Костюка, А.А. Люблинской, Б.И. Хачапуридзе, Д.Б. Эльконина и др.).

Раньше эти проблемы разрабатывались на массовом материале применительно к системе условий, стихийно складывающихся и доминирующих в данных конкретно-исторических обстоятельствах. Получаемые при этом сведения об особенностях психического развития человека нередко абсолютизировались, а источники развития этого процесса порой усматривались лишь в более или менее постоянной психологической природе самого индивида.

Основная задача экспериментального обучения состоит в существенном изменении и варьировании содержания и форм учебной деятельности человека с целью определения влияния этих изменений на темпы и особенности психического (в частности, умственного) развития, на темпы и особенности формирования его восприятия, внимания, памяти, мышления, воли и т.п. Благодаря этому можно исследовать внутренние связи, существующие между обучением и развитием, описывать разные типы этих связей, а также находить условия учебной деятельности, наиболее благоприятствующие психическому развитию в том или ином возрасте. В процессе экспериментального обучения можно сформировать, например, такой уровень интеллектуальной деятельности ребенка, который нельзя наблюдать у него при обычной системе преподавания.

Проведение экспериментального обучения в коллективах (группах, классах или их комплексах) обеспечивает регулярность, систематичность и преемственность необходимых обучающих воздействий, а также дает разнообразный массовый материал для дальнейшей статистической обработки.

Собственно экспериментальное обучение должно удовлетворять некоторым специфическим требованиям, вытекающим из необходимости соблюдать основные жизненные интересы испытуемых. Эти исследования не должны вредить духовному и нравственному здоровью участвующих в них людей. В экспериментальных группах, классах и школах создаются и поддерживаются наиболее благоприятные условия для учебной деятельности.

Методика экспериментального обучения имеет следующие основные черты:

его содержание и способы проведения тщательно планируются заранее;

подробно и своевременно фиксируются особенности процесса и результаты обучения;

с помощью особых систем заданий регулярно определяется как уровень усвоения учебного материала, так и уровень психического развития испытуемых на разных этапах экспериментального обучения;

эти данные сопоставляются с полученными при обследовании контрольных групп и классов (занимающихся в условиях, которые принимаются за обычные).

В сочетании с индивидуальным обучающим экспериментом коллективное экспериментальное обучение все шире используется в психологии и дидактике как особый метод исследования сложных процессов психического развития человека.

Достоинства формирующего эксперимента:

ориентация на развитие учащегося в образовательном процессе;

теоретическая обоснованность экспериментальной модели организации этого процесса;

Среди основных результатов применения формирующего эксперимента в педагогической психологии можно назвать следующие:

Были установлены закономерности развития у дошкольников познавательных способностей. Установлены особенности и условия перехода от дошкольного периода к школьному обучению (исследования Е.Е. Шулешко и др.). Доказана возможность и целесообразность формирования у младших школьников основ научно-теоретического мышления и определяющее значение в этом содержания и методов обучения (исследования В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др.) и др.

Заключение

По результатам выполненной работы были сделаны следующие выводы.

В педагогической психологии используются все те методы, которые есть в общей, возрастной и многих других отраслях психологии: наблюдение, устный и письменный опрос, метод анализа продуктов деятельности, контент-анализ, эксперимент и др., но только здесь они применяются с учетом возраста детей и тех психолого-педагогических проблем, в контексте которых возникает необходимость обращения к ним.

Формирующий психолого-педагогический эксперимент как метод появился благодаря теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.), в которой утверждается идея о первичности деятельности по отношению к психическому развитию. В ходе формирующего эксперимента активные действия совершают как испытуемые, так и экспериментатор. Со стороны экспериментатора необходима высокая степень вмешательства и контроля над основными переменными. Это отличает эксперимент от наблюдения или экспертизы.

Формирующий эксперимент заключается в том, чтобы человек или группа людей участвуют в организованном экспериментаторами обучении и формировании тех или иных качеств и навыков. И если результат сформирован, нам не нужно гадать, что привело к этому результату: именна эта методика к результату и привела. Не нужно гадать, каков уровень навыка у конкретного человека — насколько в эксперименте вы его навыку обучили, настолько он им и владеет. Хотите более устойчивый навык — продолжайте формирование.

В таком эксперименте обычно участвуют две группы: экспериментальная и контрольная. Участникам экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое (по мнению экспериментаторов) будет способствовать формированию заданного качества.

Контрольной группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце эксперимента две группы сравниваются между собой для оценки полученных результатов.

Список литературы

1.Асмонтас Б.Б. Педагогическая психология // #»justify»>2.Дробышева Т.В. Естественный формирующий эксперимент в социально-психологическом исследовании: достоинства и трудности применения // Экспериментальная психология в России: Традиции и перспективы. — C. 32-37.

.Жуков Ю.М., Гржегоржевская И.А. Эксперимент в социальной психологии: проблемы и перспективы // Методология и методы социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1997. С. 44-54.

.Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Приор, 2006. 312 с.

.Климов Е.А. «Естественный» и «социальный» эксперименты в психологическом исследовании // Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Т.В. Корниловой. М.: Издат. группа «Форум» — «Инфра-М», 1998. С. 54-75.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимизировать синоним
  • Синонимами термина файл являются
  • Синонимами являются фразеологизмы в паре
  • Синонимами термина строка являются
  • Синонимами являются торговая марка