- О нас
- Словарь антонимов
- Словарь паронимов
- Словарь ударений
- Словарь морфологии
- Словари
- Регистрация
- Вход
Введите слово и нажмите «Найти синонимы».
: — наставнический — учительский…
Можно найти больше синонимов, нажимая на слова.
-
один
-
два
-
три
-
четыре
-
пять
5 (1)
№ | Синоним | Рейтинг |
---|---|---|
1 | наставнический[20]00 | 0 |
2 | учительский[8]00 | 0 |
Помогите найти больше синонимов к слову «тьюторский»
Добавить синоним
Частое повторение одинаковых слов (тавтология) делает речь скучной и однообразной. Спасти положение могут синонимы. Это слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию. Используйте их, и ваши тексты станут ярче.
Если вам нужно подобрать синонимы к слову «тьюторский», вы попали по адресу. Мы постарались собрать все близкие по значению слова и словосочетания на этой странице и сделать доступными для использования. В русском языке в качестве синонимов к слову чаще всего используются: наставнический, учительский. Всего в словаре 2 синонимов.
Слово «тьюторский» имеет как синонимы, так и антонимы. Они диаметрально противоположны по значению, но относятся к той же лексической группе и выполняют похожие функции в предложении.
Если вы часто ищите, чем заменить слово, добавьте synonyms.su в закладки. Это поможет сэкономить время и силы, избежать нелепых ошибок.
Рейтинг слова «тьюторский» :
00
Страница обновлена: 27.07.2019
Другие слова на букву т
Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:
- Средняя частота слова «тьюторский» 10. Количество букв: 10.
- Искалась форма слова «тьюторский»
- Поиск «тьюторский» занял 0.006 сек.
- Добавьте synonyms.su в закладки ( нажав
Ctrl+D
), чтобы найти Синонимы.
Добавление синонимов
обновить
Добавить
Вверх ↑
Что означает тьюторское сопровождение
Формы, методы и технология тьюторского сопровождения
Иванова Надежда Сергеевна
Воспитатель начальных классов
ГБОУ СОШ № 291 Красносельского района
Санкт-Петербурга
В рамках реформирования современной общеобразовательной школы широкую популярность приобретает реализация практики инклюзивного образования.
Инклюзивное образование – практика общего образования, основанная на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная практика ориентирована на формирование условий доступности образования для всех. В том числе она обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью. Усилия общественности в 1990-х — 2000-х гг. и формирование общественного мнения позволили начать создание условий для такого типа педагогики, получившей наименование инклюзивной (вовлекающей).
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Принципы инклюзивного образования:
— ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
— каждый человек способен чувствовать и думать;
— каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
— все люди нуждаются друг в друге;
— подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
— все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
— для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
— разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Первые в России инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 — 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег» (№1321).
В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.
Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
В федеральном законе «Об образовании» зафиксировано право детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на специальные образовательные условия и введено понятие инклюзивного образования — «обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
Что означает тьюторское сопровождение?
Одна из наиболее заметных линий реформирования современного образования связана с появлением за последние несколько лет достаточно большого числа попыток введения новых образовательных профессий. Редкая школа, претендующая на место в инновационном движении, не «пригласила» в свой штат социальных педагогов, психологов, освобожденных классных руководителей (воспитателей) или гувернеров. Далеко не последнее место в этом списке занимают тьюторы. И сегодня, когда реализация и практика тьюторства приобретают если не массовый характер, то, во всяком случае, популярность, вопрос о концептуальных основаниях тьюторской деятельности кажется уже решенным.
В дидактике тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. На языке простом тьютор – это наставник.
Тьютор — фигура посредника между свободными личностями в пространстве образования, между культурным и индивидуальным, индивидуальным и корпоративным. Тьютор связывает в образовании своего подопечного процессы учения, самовоспитания и формирования образа жизни.
Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.
Актуальность: Одна из проблем, которая стоит перед учителем современной общеобразовательной школы, это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний. Перед учителем стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни.
Какие формы тьюторского сопровождения можно использовать в работе учителя, воспитателя?
Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) — индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося.
Групповая тьюторская консультация.
На этих занятиях, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ школьников с похожими познавательными интересами.
Педагог — тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой, обеспечивает продуктивность консультации.
Тьюториал (учебный тьюторский семинар).
Тьюториал — это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения. Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к
применению теоретических знаний на практике. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское
сопровождение школьников. Иногда ведущими тьюториала могут быть старшие школьники, имеющие опыт в данной области знаний.
Такая работа способствует овладению учащимися технологий индивидуальной и групповой рефлексии; выработке критериев оценки результатов эффективности индивидуальной и групповой работы.
Тренинг.
В последнее время тренинги всё активнее применяются и преподавателями, и тьюторами как одна из эффективных форм организации тьюторского сопровождения. Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же, в ходе тренинговой работы. В тренингах, так же, как и в тьюториалах, но только в гораздо более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, работа с электронными определителями и определителями на печатной основе, моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии.
Выбор каждый раз конкретных форм, методов и технологий самой тьюторской работы является строго индивидуальным выбором тьютора и зависит как от возрастных и личностных особенностей школьника, так и от личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора.
Необходимо помнить, что для проведения тренингов с детьми и подростками необходимы специальные знания и навыки.
Образовательное событие.
В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения учащихся имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ,
проектов и исследований. Это могут быть: экскурсии в природу, экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др.
Образовательное событие включает различные виды деятельности и различных участников: кроме самих учеников, в нём принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т.п.). События дают возможность преодолеть опасность фиксации тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию «учителя» («консультанта», «руководителя»).
Основные методы тьюторского сопровождения:
— методы практикоориентированной деятельности,
— методы проблемного обучения (разрешение проблемных ситуаций, метод обучающего кейса),
— проектные методы (разработка и защита ИОП, проекта, портфолио),
— психодиагностические (анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, профконсультирование),
— методы активного обучения,
— методы анализа самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей)
— методы самостоятельной работы обучающегося (индивидуально и в группах).
Какова технология тьюторского сопровождения?
Под педагогическим тьюторским сопровождением можно понимать такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия. Технологии и методики, которые тьютор может использовать в своей работе с учащимися, – это технологии открытого образования.
– «Кейс-обучение» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций),
— «Портфолио» (метод презентации образовательных результатов),
— «Дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) и др.
Для подростков, в силу их возрастных особенностей, особенно важны соревновательные и коммуникативные аспекты взаимодействия со сверстниками, что может стать отдельным предметом рефлексии в работе тьютора и тьюторанта. Формы работы тьютора – консультации, индивидуальные и групповые тьюториалы (семинары), образовательные события, тренинги должны применяться с учетом возраста и возможностей тьюторантов-подростков. Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность.
Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью:
— проектной технологии;
— технологии работы с портфолио;
— технологии группового и индивидуального консультирования;
— тренинговой технологии;
— технологии профильных и профессиональных проб;
— активизирующей методики Н.С. Пряжникова;
— информационных технологий.
Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие:
— диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;
— осуществление целеполагания;
— мотивация и вовлечение обучающихся;
— управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся;
— коррекция деятельности обучающихся;
— контроль выполнения заданий;
— рефлексия деятельности (своей и обучающихся).
Рассмотрим, как сопоставляются эти функции с типовыми задачами тьютора по отношению к обучающимся:
Соответствие типовых задач и функций тьютора по отношению к обучающимся
Типовые задачи |
Функции |
Знакомство |
Диагностика; целеполагание |
«Размораживание» (проблематизация) |
Мотивация |
Организация изучения концепций курса |
Организация деятельности |
Организация групповой и индивидуальной работы |
Коррекция |
Организация обратной связи |
Контроль |
Диагностическая функция связана с участием тьютора в реализации одного из важнейших, пронизывающих всю его работу действия — анализа.
Под аналитической деятельностью тьютора понимают, синоним его мыслительной, интеллектуальной деятельности по переработке профессионально значимой информации. Анализ
понимается как проникновение в суть дела, как действие, раскрывающее причины учебных событий, результатом которого является диагноз — оценка действительного состояния учебной деятельности обучающихся. Диагностическая функция позволяет взвешенно оценить происходящее, положительные и негативные стороны деятельности обучающихся.
В работе тьютора эта функция проявляется в следующих действиях:
— изучение исходных данных об обучающихся (возраст, место работы, стаж в занимаемой должности, степень занятости на работе, уровень образования, наличие предыдущего опыта обучения и др.);
— определение индивидуальных особенностей обучающихся (стиль обучения, доминирующий тип мышления, уровень развитости способностей и др.);
— определение установок обучающихся на обучение, их потребностей, мотивов, ожиданий, опасений и причин, их вызывающих;
— определение и анализ опыта, знаний и умений обучающихся по содержанию курса, а также успешного или неуспешного предыдущего опыта обучения;
— диагностика степени усвоения обучающимися содержания изучаемого курса (идей, моделей и концепций).
Функция целеполагания составляет основу работы тьютора. Тьютор должен устанавливать и формулировать разнообразные цели, например, долгосрочные и краткосрочные цели образования и обучения обучающихся. Первые относятся ко всему периоду обучения, вторые — к конкретному элементу учебного процесса. Это цели конкретных упражнений с обучающимися, цели того или иного собственного действия. Это учебные и организационные цели.
Для реализации функции целеполагания тьютору требуется решить следующие задачи:
— анализ целей модели обучения;
— определение содержания и специфики деятельности обучающихся;
— выделение типовых (наиболее часто встречающихся) задач, которые должны решать обучающие
— определение наиболее типичных, связанных с личностными качествами затруднений и проблем, с которыми сталкивается в своей деятельности обучающийся;
— формулирование предполагаемых результатов деятельности обучающихся (что они должны знать, уметь, чем должны владеть и какими должны быть);
— согласование целей, определенных Вами, с целями обучающихся;
— согласование целей с возможностями обучающихся по их достижению.
Вопрос целеполагания не последний в работе тьютора. Выделяют простую связь, ведущую к проблеме: цель следует за осознанием чьего-то «хочу». Вся
трудность целеполагания состоит в том, чтобы перед этим субъективным «хочу» сознавалось объективное «надо».
Мотивационная функция тьютора состоит в создании и поддержании включенности обучающихся в обучение и эффективное продвижение в курсе. Для осуществления этой функции необходимо уметь решать такие задачи:
— выяснять исходные ожидания обучающихся от обучения, индивидуальные потребности и мотивы;
— формировать установки на продуктивную, главным образом самостоятельную, деятельность;
— создавать в группе обучающихся атмосферу заинтересованности, доверия и поддержки;
— стимулировать учебную мотивацию различными интерактивными методами обучения;
— организовывать и поддерживать общение обучающихся друг с другом, что обычно способствует эффективной работе на занятиях.
Функция планирования заключается в упорядочении действий обучающихся и своих в соответствии с задуманной целью. В какой-то мере эта функция напоминает построение стратегии достижения цели, но только планирование более детализировано, более конкретно.
Эффективное планирование в образовательном процессе основывается на умении:
— формировать учебные цели на основе четырехступенчатой модели развития специалиста (что он должен знать, уметь, чем должен владеть и кем должен быть) и с учетом анализа результатов предварительной диагностики (потребностей обучающихся, их исходного уровня подготовки, профессионального опыта и др.);
— формировать стратегии и тактики собственной деятельности с обучающимися;
— определять последовательность действий в соответствии с поставленными целями и ожидаемыми результатами;
— разрабатывать структуру занятий с обучающимися как завершенный цикл деятельности (введение, основная часть, заключение) с учетом доминанты совместной, а не индивидуальной деятельности обучающихся;
— распределять время занятий с учетом целей, содержания и технологий обучения, а также особенностей группы (спецификой индивидуальных стилей обучения обучающихся).
Функция установления коммуникаций особенно важна на первых этапах взаимодействия тьютора с обучающимися — при формировании группы, установлении взаимоотношений как между тьютором и обучающимися, так и между самими обучающимися. Выделяют следующие требования:
— быть открытым и доступным для обучающихся;
— понимать и реализовывать в своей деятельности тезис: «Все обучающиеся одинаковые, все обучающиеся разные»;
— устанавливать между собой и обучающимися, а также между самими обучающимися доброжелательные и партнерские взаимоотношения;
— организовывать совместную деятельность обучающихся в группе на основе сотрудничества, согласования целей групповой деятельности и способов их совместного достижения;
— формировать в группе благоприятный эмоциональный настрой, атмосферу поддержки и взаимопомощи, чувство сопричастности к группе;
Функция контроля диктует, что никакое обучение, ни при каких условиях не может обойтись без обратной связи, без контроля выполнения работы, направленной на достижение намеченных целей. В широком смысле к функции контроля относят также коррекцию и оценку. Тьютор должен помнить, что успешность выполнения этой функции закладывается и обеспечивается задолго до контроля, как такового, т.е. в процессе планирования, так как именно на этом этапе формируются цели, критерии и показатели их достижения.
Рассмотрим, что должен выполнять тьютор в своей дельности с позиции функции контроля:
— анализировать задания обучающихся, определяя степень успешности обучения и образования;
— комментировать недочеты и ошибки обучающихся в письменных заданиях;
— оценивать качество выполненных заданий;
— корректировать деятельность обучающихся в соответствии с результатами проверки заданий (ошибками и затруднениями обучающихся);
— вести мониторинг заданий;
— оценивать достижения отдельных обучающихся и группы в целом.
Функция рефлексии в деятельности тьютора, как и любого специалиста, обучающего других людей, незаменима. Рефлексия является смысловым центром личности и механизмом развития человека. Поэтому и тьютор, реализуя эту функцию, имеет возможность индивидуально и профессионально развиваться.
Что становится объектом рефлексии, объектом мыслительного отражения тьютора?
С одной стороны, рефлексия может быть направлена на цели и содержание курса, на технологии его воплощения в учебном процессе, на достигнутые результаты (их соответствие целям, меры этого соответствия и др.), на характер и средства коммуникации, на стиль общения, на распределение ролей в группе и т.п.
С другой стороны, предметом рефлексии становятся способы организации собственной деятельности, общения и мышления тьютора, его самоизменения. Следовательно, функция рефлексии реализуется в таких задачах деятельности:
— организация анализа возможностей тьютора;
— организация рефлексии собственной деятельности и общения тьютора на предмет выявления его индивидуальных особенностей (идеи и принципы, которыми тьютор руководствуется в работе, предпочитаемый стиль обучения и др.), его затруднений, ошибок и достижений;
— идентификация движущих сил развития тьютора и сил, препятствующих этому;
— создание в деятельности обучающихся «поводов» для рефлексии т.е. проблемных ситуаций;
— организация рефлексии деятельности обучающихся с целью анализа их деятельности, понимания места «проблемных точек» (затруднений), вызвавших их причин и версий устранения затруднений, а также понимания того, что необходимо знать и уметь самому обучающемуся.
Методическая функция тьютора относится к числу важных функций.
К действиям составляющих данную функцию относятся:
— создание необходимых средств для организации учебного процесса (специальных заданий, комплектов вопросов, набора конкретных ситуаций, иллюстративного материала и др.);
— разработка различных контрольно-диагностических методик: перечня контрольных вопросов, анкет, опросных листов, информационных карт, тестовых материалов и др.
— анализ и описание собственного тьюторского опыта;
— внедрение в собственную деятельность эффективного опыта других тьюторов.
При проектирование образовательных программ в условиях тьюторского сопровождения рекомендуется учитывать:
1. Основания для программы развития в условиях тьюторского сопровождения:
— история школы;
— основные достижения;
— анализ современной ситуации;
-партнерские связи школы.
2. Предыдущий опыт работы и его приобретение:
— тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ;
— индивидуализация в начальной школе;
— подростковая школа индивидуальных образовательных траекторий;
— старшая школа индивидуальных образовательных программ;
3. Образ будущего школы по результатам реализации программы развития:
— стратегические цели.
4. Представления о результатах образования, лежащие в основе программы развития школы.
— Внутренние результаты.
Результаты для учащихся:
для старшеклассников и выпускников,
для учащихся подростковой школы,
для учащихся начальной школы.
Результаты для родителей.
Результаты для педагогов.
— Внешние результаты:
Результаты работы учреждения для города и городской системы образования;
Результаты для инновационного сообщества города (научно-внедренческого комплекса).
5. Основные направления программы развития:
— Цели обеспечения доступности и высокого качества образования.
— Реализация концепции индивидуализации образования на возрастных ступенях: проблемный психолого-педагогический анализ, стратегическая цель реализации концепции индивидуализации на возрастных ступенях.
6. Реализация концепции «Расширенной школы». Школа как культурно-оздоровительный и образовательный центр территории.
7. Материальное обеспечение программы.
8. Реализация основных направлений программы:
— обеспечение доступности и высокого качества образования;
— реализация концепции индивидуализации образования на возрастных ступенях;
— реализация концепции «Расширенной школы» — школы как культурно-оздоровительного и образовательного центра территории;
-переход к новому статусу (финансовой самостоятельности школы).
9. Календарный план реализации программы.
10. План график реализации программы:
— нормативно-правовое обеспечение нововведений;
— график событий и мероприятий, проходящих в рамках реализации программы;
— совершенствование методического мастерства педагогов;
— компетентностный подхода в обучении и образовании;
— введение ИКТ в учебный процесс;
— разработка методических рекомендаций по реализации нововведений в социальные проекты и массовую педагогическую практику;
— разработка и апробация сетевых образовательных программ и сетевых образовательных событий;
— повышение квалификации работников образования;
— переход к новому статусу.
Согласно ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о, построение образовательного процесса ориентировано на учет индивидуальных возрастных, психофизических особенностей обучающихся, в частности, предполагается возможность разработки индивидуальных учебных планов. Реализация АОП и индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора.
Список литературы
- . Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
- . Бутова, Ю. 1. Закон РФ «Об образовании», действующая редакция. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-практического семинара.
- . Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) /Моск.гор.психол.- пед.ун-т; Редкол.: С. В. Алехина и др. — М.: МГППУ, 2011.)
- . «Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях». Информационный материал Карпенковой И.В., Кузьминой Е.В. Москва 2011.
- . Карпенкова И.В. «Тьютор в инклюзивной школе»: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы, — М., ЦППРиК «Тверской», 2010.
- . Неклюдова, Л. В. О современном подходе к организации повышения квалификации педагогических кадров [методика тьюторского сопровождения] / Л. В. Неклюдова // Методист. – 2010. – № 1. – С. 17–20.
- . Трофименко, Т. И. Тьюторское сопровождение сети ресурсных центров как нетрадиционная модель методической службы / Т. И. Трофименко // Методист. – 2010. – № 3. – С. 26–32.
- . Тьютор: [истоки, основные цели и задачи тьюторского сопровождения] // Кафедра открытых образовательных технологий Московский институт открытого образования. – URL: http://www.oot-kaf.ru/archives/483
11.11.2022
«Методика тьюторского сопровождения»
Классификация форм и методов тьюторского сопровождения. Функции тьютора по отношению к обучающимся. Технология тьюторского сопровождения. Характеристика типовых задач тьютора в отношении обучающихся в дистанционном обучении.
Оценить
82
Содержимое разработки
Методика тьюторского сопровождения
-
Классификация форм и методов тьюторского сопровождения
Что такое тьюторство? Кто такой тьютор? До недавнего времени такие вопросы авторы материалов, представленных в этих лекциях, слышали намного чаще, чем те, в поиске ответов на которые мы сегодня расширяем и углубляем свои разработки. Теперь в самых разнообразных ситуациях совместных обсуждений и обучения нам все чаще задают другие вопросы: как быть тьютором? Каковы технологии тьюторского действия? Должен тьютор работать так или иначе? Для разрешения каких трудностей в образовании привлекают тьютора? Что он может сделать полезного и значимого для участников процесса образования?
В дидактике тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. На языке простом тьютор – это наставник.
Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.
Актуальность: Одна из проблем, которая стоит перед учителем современной общеобразовательной школы, это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний. Перед учителем стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни.
На практике хорошо себя показали следующие формы тьюторского сопровождения.
· Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) — индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося.
· Групповая тьюторская консультация.
На этих занятиях, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных
образовательных программ школьников с похожими познавательными интересами. Педагог — тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой, обеспечивает продуктивность консультации.
· Тьюториал (учебный тьюторский семинар)
Тьюториал это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения. Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение школьников. Иногда ведущими тьюториала могут быть старшие школьники, имеющие опыт в данной области знаний [2].
Такая работа способствует овладению учащимися технологий индивидуальной и групповой рефлексии; выработке критериев оценки результатов эффективности индивидуальной и групповой работы.
· Тренинг
В последнее время тренинги всё активнее применяются и преподавателями, и тьюторами как одна из эффективных форм организации тьюторского сопровождения. Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же, в ходе тренинговой работы. В тренингах, так же как и в тьюториалах, но только в гораздо более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, работа с электронными определителями и определителями на печатной основе, моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. [2].
Выбор каждый раз конкретных форм, методов и технологий самой тьюторской работы является строго индивидуальным выбором тьютора и зависит как от возрастных и личностных особенностей школьника, так и от личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора.
Необходимо помнить, что для проведения тренингов с детьми и подростками необходимы специальные знания и навыки.
· Образовательное событие
В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения учащихся имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть: экскурсии в природу, экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др.
Образовательное событие включает различные виды деятельности и различных участников: кроме самих учеников, в нём принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т.п.). События дают возможность преодолеть опасность фиксации тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию «учителя» («консультанта», «руководителя»).
Методы тьюторского сопровождения:
— методы практикоориентированной деятельности;
— методы проблемного обучения (разрешение проблемных ситуаций, метод обучающего кейса);
— проектные методы (разработка и защита ИОП, проекта, портфолио),
— психодиагностические (анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, профконсультирование),
— методы активного обучения,
— методы анализа самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей)
— методы самостоятельной работы обучающегося (индивидуально и в группах).
-
Технология тьюторского сопровождения.
Под педагогическим тьюторским сопровождением можно понимать такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия.
Технологии и методики, которые тьютор может использовать в своей работе с учащимися, – это технологии открытого образования.
– «Кейс-обучение» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций),
— «Портфолио» (метод презентации образовательных результатов),
— «Дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) и др. Для подростков, в силу их возрастных особенностей, особенно важны соревновательные и коммуникативные аспекты взаимодействия со сверстниками, что может стать отдельным предметом рефлексии в работе тьютора и тьюторанта. Формы работы тьютора – консультации, индивидуальные и групповые тьюториалы (семинары), образовательные события, тренинги должны применяться с учетом возраста и возможностей тьюторантов-подростков. Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность.
Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью:
• проектной технологии;
• технологии работы с портфолио;
• технологии группового и индивидуального консультирования;
• тренинговой технологии;
• технологии профильных и профессиональных проб;
• активизирующей методики Н.С. Пряжникова;
• информационных технологий.
Таблица 1. Характеристика типовых задач тьютора в отношении обучающихся в дистанционном обучении.
Типовые задачи |
Действия тьютора |
Знакомство (вхождение в деятельность) |
· Определение целей и задач совместной деятельности. · Оказание психологической поддержки, снятие барьеров, · Диагностика начального и текущего состояния обучающихся. · Разработка стратегии работы группы на презентацию. · Построение обобщенного «портрета» группы, определение сильных и слабых сторон. · Определение собственной роли и позиции в группе. · Обеспечение принятия обучающимися учебных задач, проблем. Вовлечение обучающихся в процесс совместного целеполагания на обучение. · Определение учебного потенциала группы. · Установление контакта с обучающимися и контакта обучающихся друг с другом. · Создание комфортной и безопасной атмосферы в группе. |
Размораживание (проблематизация) |
· Постановка перед обучающимися творческих задач, проблем. Определение сильных и слабых сторон деятельности обучающихся. · Включение обучающихся в активную работу. · Создание мотивации. · Выделение индивидуальных проблем обучающихся. · Поддержка мотивации. · Отбор тем и проблем для обсуждения с обучающимися. · Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося. · Определение трудностей обучающихся, возникающих входе работы. · Вовлечение всех обучающихся в работу группы. · Формулирование проблемных вопросов, заданий, · позволяющих активизировать обучающихся. · Работа с проблемами, предложенными группой. |
Организация изучения концепций курса |
· Объяснение сложных вопросов, концепций, · Системное представление концепций курса, · Выделение главных идей в теме, курсе, · Организация работы обучающихся с кейс-стади. · Объяснение концепций курса. · Демонстрация связи курса с реальной практикой · обучающихся. · Обучение обучающихся умениям работать с ситуацией, · видеть и формулировать проблему. · Представление более полного и более широкого, чем · в материалах курса, взгляда на изучаемую область. · Подготовка и чтение мини-лекций. · Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся. · Работа с проблемами, предложенными группой. · Оформление опыта обучающихся. · Обзор материалов всего курса. · Выделение в текстах (письменных и устных) обучающихся · идей, адекватных изучаемым материалам. · Оценка адекватности применения концепций. |
Организация групповой и индивидуальной |
· Организация групповой работы, · Обучение обучающихся навыкам рефлексии, · Обучение обучающихся практическому применению работы концепций. · Организация межгруппового взаимодействия. · Выбор адекватных методов обучения. · Организация дискуссии. · Обучение обучающихся навыкам самостоятельной работы. · Вовлечение всех обучающихся в работу группы. · Обучение обучающихся навыкам эффективного общения. · Выбор и использование разнообразных групповых упражнений. · Обобщение идей, предложенных группами и отдельными обучающимися. · Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся. Обучение обучающихся способам рационального мышления. |
Организация обратной связи и рефлексии |
· Определение сильных и слабых сторон в деятельности · обучающихся. · Выделение индивидуальных проблем обучающегося; · диагностика начального и текущего состояния обучающихся. · Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося. · Организация обратной связи. · Определение трудностей обучающихся, возникающих в ходе работы. · Контроль динамики изменения обучающихся от занятия к занятию. · Проведение рефлексии собственной деятельности. · Оказание помощи обучающемуся при построении индивидуальной программы развития. · Формулирование комментариев, объясняющих ошибки обучающихся, поясняющих трудные моменты в материалах. · Предоставление обучающимся советов по организации личной работы. · Выбор собственной линии поведения в ответ на негативные проявления обучающихся. · Организация анализа обучающимися собственной деятельности, своих сильных и слабых сторон. · Обучение обучающихся анализу своих успехов и ошибок. |
Несмотря на большой список задач тьютора выделяют общее – функции тьютора в отношении обучающихся.
Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие:
· диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;
· осуществление целеполагания;
· мотивация и вовлечение обучающихся;
· управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся;
· коррекция деятельности обучающихся;
· контроль выполнения заданий;
· рефлексия деятельности (своей и обучающихся).
Рассмотрим как, сопоставляются эти функции с типовыми задачами тьютора по отношению к обучающимся (табл. 2):
Таблица 2. Соответствие типовых задач и функций тьютора по отношению к обучающимся
Типовые задачи |
Функции |
Знакомство |
Диагностика; целеполагание |
«Размораживание» (проблематизация) |
Мотивация |
Организация изучения концепций курса |
Организация деятельности |
Организация групповой и индивидуальной работы |
Коррекция |
Организация обратной связи |
Контроль |
Диагностическая функция связана с участием тьютора в реализации одного из важнейших, пронизывающих всю его работу действия — анализа.
Под аналитической деятельностью тьютора понимают, синоним его мыслительной, интеллектуальной деятельности по переработке профессионально значимой информации. Анализ понимается как проникновение в суть дела, как действие, раскрывающее причины учебных событий, результатом которого является диагноз — оценка действительного состояния учебной деятельности обучающихся. Диагностическая функция позволяет взвешенно оценить происходящее, положительные и негативные стороны деятельности обучающихся.
В работе тьютора эта функция проявляется в следующих действиях:
· изучение исходных данных об обучающихся (возраст, место работы, стаж в занимаемой должности, степень занятости на работе, уровень образования, наличие предыдущего опыта обучения и др.);
· определение индивидуальных особенностей обучающихся (стиль обучения, доминирующий тип мышления, уровень развитости способностей и др.);
· определение установок обучающихся на обучение, их потребностей, мотивов, ожиданий, опасений и причин, их вызывающих;
· определение и анализ опыта, знаний и умений обучающихся по содержанию курса, а также успешного или неуспешного предыдущего опыта обучения;
· диагностика степени усвоения обучающимися содержания изучаемого курса (идей, моделей и концепций).
Функция целеполагания составляет основу работы тьютора. Тьютор должен устанавливать и формулировать разнообразные цели, например, долгосрочные и краткосрочные цели образования и обучения обучающихся. Первые относятся ко всему периоду обучения, вторые — к конкретному элементу учебного процесса. Это цели конкретных упражнений с обучающимися, цели того или иного собственного действия. Это учебные и организационные цели.
Для реализации функции целеполагания тьютору требуется решить следующие задачи:
· анализ целей модели обучения;
· определение содержания и специфики деятельности обучающихся;
· выделение типовых (наиболее часто встречающихся) задач, которые должны решать обучающиеся;
· определение наиболее типичных, связанных с личностными качествами затруднений и проблем, с которыми сталкивается в своей деятельности обучающийся;
· формулирование предполагаемых результатов деятельности обучающихся (что они должны знать, уметь, чем должны владеть и какими должны быть);
· согласование целей, определенных Вами, с целями обучающихся;
· согласование целей с возможностями обучающихся по их достижению.
Вопрос целеполагания не последний в работе тьютора. Выделяют простую связь ведущую к проблеме: цель следует за осознанием чьего-то «хочу». Вся трудность целеполагания состоит в том, чтобы перед этим субъективным «хочу» сознавалось объективное «надо».
Мотивационная функция тьютора состоит в создании и поддержании включенности обучающихся в обучение и эффективное продвижение в курсе. Для осуществления этой функции необходимо уметь решать такие задачи:
· выяснять исходные ожидания обучающихся от обучения, индивидуальные потребности и мотивы;
· формировать установки на продуктивную, главным образом самостоятельную, деятельность;
· создавать в группе обучающихся атмосферу заинтересованности, доверия и поддержки;
· стимулировать учебную мотивацию различными интерактивными методами обучения;
· организовывать и поддерживать общение обучающихся друг с другом, что обычно способствует эффективной работе на занятиях.
Функция планирования заключается в упорядочении действий обучающихся и своих в соответствии с задуманной целью. В какой-то мере эта функция напоминает построение стратегии достижения цели, но только планирование более детализировано, более конкретно.
Эффективное планирование в образовательном процессе основывается на умении:
· формировать учебные цели на основе четырехступенчатой модели развития специалиста (что он должен знать, уметь, чем должен владеть и кем должен быть) и с учетом анализа результатов предварительной диагностики (потребностей обучающихся, их исходного уровня подготовки, профессионального опыта и др.);
· формировать стратегии и тактики собственной деятельности с обучающимися;
· определять последовательность действий в соответствии с поставленными целями и ожидаемыми результатами;
· разрабатывать структуру занятий с обучающимися как завершенный цикл деятельности (введение, ос ионная часть, заключение) с учетом доминанты совместной, а не индивидуальной деятельности обучающихся;
· распределять время занятий с учетом целей, содержания и технологий обучения, а также особенностей группы (спецификой индивидуальных стилей обучения обучающихся).
Не последней функцией тьютора является установление коммуникаций. Данная функция особенно важна на первых этапах взаимодействия тьютора с обучающимися — при формировании группы, установлении взаимоотношений как между тьютором и обучающимися, так и между самими обучающимися. Выделяют следующие требования:
· быть открытым и доступным для обучающихся;
· понимать и реализовывать в своей деятельности тезис: «Все обучающиеся одинаковые, все обучающиеся разные»;
· устанавливать между собой и обучающимися, а также между самими обучающимися доброжелательные и партнерские взаимоотношения;
· организовывать совместную деятельность обучающихся в группе на основе сотрудничества, согласования целей групповой деятельности и способов их совместного достижения;
· формировать в группе благоприятный эмоциональный настрой, атмосферу поддержки и взаимопомощи, чувство сопричастности к группе;
Функция контроля. Никакое обучение, ни при каких условиях не может обойтись без обратной связи, без контроля выполнения работы, направленной на достижение намеченных целей. В широком смысле к функции контроля относят также коррекцию и оценку. Тьютор должен помнить, что успешность выполнения этой функции закладывается и обеспечивается задолго до контроля, как такового, — в процессе планирования, так как именно на этом этапе формируются цели, критерии и показатели их достижения.
Рассмотрим, что должен выполнять тьютор в своей дельности с позиции функции контроля:
· анализировать задания обучающихся, определяя степень успешности обучения и образования;
· комментировать недочеты и ошибки обучающихся в письменных заданиях;
· оценивать качество выполненных заданий;
· корректировать деятельность обучающихся в соответствии с результатами проверки заданий (ошибками и затруднениями обучающихся);
· вести мониторинг заданий;
· оценивать достижения отдельных обучающихся и группы в целом.
Роль функции рефлексии в деятельности тьютора, как и любого специалиста, обучающего других людей, незаменима. Рефлексия является смысловым центром личности и механизмом развития человека. Поэтому и тьютор, реализуя эту функцию, имеет возможность индивидуально и профессионально развиваться. Что становится объектом рефлексии, объектом мыслительного отражения тьютора? С одной стороны, рефлексия может быть направлена на цели и содержание курса, на технологии его воплощения в учебном процессе, на достигнутые результаты (их соответствие целям, меры этого соответствия и др.), на характер и средства коммуникации, на стиль общения, на распределение ролей в группе и т.п. С другой стороны, предметом рефлексии становятся способы организации собственной деятельности, общения и мышления тьютора, его самоизменения. Следовательно, функция рефлексии реализуется в таких задачах деятельности:
· организация анализа возможностей тьютора;
· организация рефлексии собственной деятельности и общения тьютора на предмет выявления его индивидуальных особенностей (идеи и принципы, которыми тьютор руководствуется в работе, предпочитаемый стиль обучения и др.), его затруднений, ошибок и достижений;
· идентификация движущих сил развития тьютора и сил, препятствующих этому;
· создание в деятельности обучающихся «поводов» для рефлексии — проблемных ситуаций;
· организация рефлексии деятельности обучающихся с целью анализа их деятельности, понимания места «проблемных точек» (затруднений), вызвавших их причин и версий устранения затруднений, а также понимания того, что необходимо знать и уметь самому обучающемуся.
Методическая функция тьютора относится к числу важных функций.
К действиям составляющих данную функцию относятся:
· создание необходимых средств для организации учебного процесса (специальных заданий, комплектов вопросов, набора конкретных ситуаций, иллюстративного материала и др.);
· разработка различных контрольно-диагностических методик: перечня контрольных вопросов, анкет, опросных листов, информационных карт, тестовых материалов и др.;
· анализ и описание собственного тыоторского опыта;
внедрение в собственную деятельность эффективного опыта других тьюторов
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/512317-metodika-tjutorskogo-soprovozhdenija
Также вас может заинтересовать
- Применение образовательных ресурсов интернета на уроках русского языка и литературы
- Нравственное воспитание на уроках права
- Применение Интернет-технологий при обучении физике
- Здоровьесберегающие технологии в учебно – воспитательном процессе в условиях школы — интерната
- Работа с книгой-одна из компетенций обучающихся.
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Рассказываем о новой важной профессии, задачи которой понимают далеко не все учителя и родители. О профессии тьютора в России впервые заговорили более двадцати лет назад, но интерес со стороны родительского сообщества появился совсем недавно. И хотя многие до сих пор не подозревают об огромной роли тьютора в образовательном процессе, уже сейчас понятно, что школа будущего вряд ли сможет обойтись без этой позиции. Почему? Давайте разбираться вместе.
Кто такой тьютор?
Тьютор (англ. tutor — наставник, репетитор, преподаватель) — это человек, который сопровождает ребенка в учебном процессе, помогает ему решать многие образовательные и организационные вопросы.
Тьютором в педагогическом сообществе называют человека, который сопровождает ребенка в учебном процессе, помогает ему решать многие образовательные и организационные вопросы. Если школьник боится сделать выбор, не может самостоятельно составить расписание или не знает, как поговорить с учителем о пересдаче контрольной, он может обратиться к тьютору. А тьютор как наставник всегда поддержит ребенка, поможет ему разобраться в себе и найти те точки опоры, которые помогут двигаться вперед. У родителей часто возникает вопрос, чем тьютор отличается от учителя или психолога. Если задача учителя — подготовить и подать материал в максимально доступной для детей форме, а психолога — объединить усилия родителей, педагогов и учителей для решения проблемы, возникающей у ребенка, то роль тьютора заключаетcя в другом. Он сопровождает ребенка в обучающей среде, следит, чтобы тот не терял учебную мотивацию и понимал, что он хочет получить от школы и занятий в целом. Тьютор — это друг и соратник школьника. Именно поэтому во многих европейских странах и в США на эту должность предпочитают брать молодых ребят, которые только-только окончили университет. Они проще входят в доверие к детям (особенно подросткам) и могут положительно повлиять на выбор образовательной траектории.
Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного
периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься
Тьютор в обычной школе
В целом профессия тьютора включает в себя множество обязанностей, и в этом нет ничего особенного. Ведь работа специалиста с каждым учеником, как правило, ведется индивидуально, а значит требует от педагога актуализации разных методов в зависимости от характера и учебных целей конкретного ребенка. Так, скажем, обязанности тьютора, который занимается с детьми в младшей школе, сильно отличаются от обязанностей тьютора, работающего с детьми в среднем и старшем звене. Бывает, что словом «тьютор» называют репетитора, индивидуального наставника, который просто подтягивает ребенка по разным предметам.
О своем опыте взаимодействия с таким тьютором рассказывает мама двоих детей, детский писатель Ольга Митькина:
«В прошлом году моя дочка сменила школу. Новый класс учился по незнакомой, более сложной программе — и через несколько недель после начала года у нее начались проблемы с обучением. Тогда администрация назначила ей индивидуального тьютора, которого выбрали из учителей начальных классов. Дочка несколько месяцев занималась по всем предметам с этой учительницей, пока не нагнала других учеников и не присоединилась к своему классу».
В этом случае тьютором назначили учительницу, она просто занималась индивидуально с девочкой, чтобы та без труда влилась в учебу в классе. Это один вариант тьюторства.
Тьюторство в онлайн-школе
Другой вариант — поддерживать в ребенке «огонь» учебной мотивации.
О нем мы попросили рассказать руководителя службы персональных наставников (тьюторов) в Домашней школе «ИнтернетУрок» Анну-Марию Панасий:
«Главное отличие тьютора в онлайн-школе от тьютора в очной школе состоит в том, что он, как правило, контактирует с ребенком только по телефону. Он не использует мимику и жесты и ограничивается голосом. Исключение — занятия с младшими школьниками. Обычно родители таких ребят просят, чтобы с малышами связывались по скайпу с видеотрансляцией. И это понятно. Детям в таком возрасте еще довольно сложно воспринимать информацию только на слух.
В остальном существенных отличий нет.
Задача персонального наставника в онлайн-школе — подружиться с ребенком и мотивировать его учиться. Конечно, это может сделать и родитель, но у него не всегда есть возможность подключиться к учебному процессу. А детям обязательно нужен человек, который помогает им и поддерживает.
Поэтому очень удобно, когда где-то рядом (пусть и не физически) есть тот, кто направляет тебя хотя бы по техническим вопросам.
Онлайн-школа хоть и предполагает всего двух участников обучающего процесса — ученика и компьютер, но ребенок не остается один на один с ПК, за экраном монитора есть педагоги, которые проводят онлайн-консультации, отвечают на вопросы, проверяют домашнее задание.
Ребенок, который ранее не учился через интернет, может растеряться, когда приступает к первым урокам. Конечно, всю необходимую информацию (техническую и учебную) он может найти на сайте, но гораздо приятнее понимать, что в школе есть человек, который знает тебя и всегда готов ответить на любой вопрос.
Наличие персонального наставника добавляет момент персонализации, которого и так мало в дистанционном обучении.
А тут ребенок знает, что у него в онлайн-школе есть «свой человек».
Отношения школьника и тьютора похожи на отношения ученика и классного руководителя. Взрослый выступает в качестве наставника: помогает составить учебный план, учит структурировать и дробить дела. Он шаг за шагом учит ребенка самодисциплине и самоконтролю, но мягко, без давления.
Тьютор — это человек, который всегда находится на стороне школьника».
Подпишитесь на нашу рассылку
Тьютор в инклюзивной школе
Помимо тьюторов, занимающихся с обычными ребятами, в школах все чаще встречаются специалисты, которые сопровождают учебный процесс детей с особенностями развития. О нюансах работы такого специалиста рассказывает тьютор ресурсного класса школы № 2065 Анна Лешкевич:
В нашей школе должность тьютора появилась год назад, когда мы стали принимать в обычные классы деток с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Таким школьникам тьютор необходим, так как у ребят не всегда получается регулировать свое поведение самостоятельно, а также соблюдать требования по учебе.
Тьютор в нашей школе — педагог, который от и до сопровождает образовательный процесс детей с особенностями развития.
Что он делает?
Представляет собой коммуникативный мостик между учителем и учеником.
Приходит на помощь ребенку, когда тот не услышал или не понял задание. Он моментально включается в учебный процесс и объясняет ученику материал доступными для него способами (с помощью жестов, карточек PECS), помогает ему выполнять какие-то упражнения, адаптирует под него задания.
Приведу пример. Первоклассники на уроке ИЗО делают аппликацию слона. Ребята вырезают несколько фигур из цветной бумаги (круги и овалы), а потом наклеивают их на белый лист. Ребенок с ОВЗ в младшей школе часто не умеет крепко держать ножницы, соответственно, никак не может вырезать сложные фигуры. Но мы не отказываемся от задания. Просто ребенок выполняет его так, как умеет (а умеет он резать только по прямой). Тогда вместо овала он делает квадрат, вместо круга — прямоугольник.
И пока ребенок с ОВЗ вырезает своего квадратного слона, я помогаю с заданием другим детям.
Уведомление и заявление о переходе на семейное обучение
Какие органы уведомлять? Как правильно составить и отправить заявление? Разбираемся вместе.
И так мой подопечный видит, что он включен в рабочий процесс наравне с другими детьми. Что я — не тетенька, которая приставлена к нему, чтобы делать его каким-то особенным. Я — друг и помощник всех ребят, которым нужна моя помощь. Это называется инклюзией. Это очень важный момент, который определяет отношения между детьми в классе.
Конечная цель тьютора — научить ребенка с особенностями жить в обычном мире: переносить шум, находиться в толпе, принимать решения.
И если еще год назад ребенок не умел самостоятельно завязывать ботинки или не справлялся с гигиеническими процедурами, то сейчас мы видим большой прогресс. Мы всегда находимся рядом со своими подопечными и готовы помочь во всем, но если мы уверены, что ребенок на 100% готов выполнить какое-то дело самостоятельно, мы тут же дистанцируемся. Ведь наша задача — стать ребенку ненужными».
Анна Лешкевич очень точно подобрала слова, которые описывают конечную цель любого тьюторства — «стать ребенку ненужными». Пока маленький человек ходит в школу, ему необходима опора, «костыль», без которого не всегда получается уверенно принимать решения, уверенно делать выбор, в случае с инклюзией — уверенно чувствовать себя полноценным и нужным в социуме человеком. И грамотный и опытный тьютор сделает все для того, чтобы ребенок нашел свой путь. И очень жаль, что не все школы признают профессию тьютора важной и жизненно необходимой школьнику.
Вопрос-ответ
Если ребёнок переходит на индивидуальную форму обучения в выпускных классах, могут ли у него возникнуть трудности с поступлением в высшие учебные заведения?
На индивидуальное обучение ребёнка можно перевести только по медицинским показаниям или достаточно желания ребёнка и родителей?
Могут ли ученики на индивидуальной форме участвовать в конкурсах и олимпиадах?
Доклад на тему:
«Методика тьюторского
сопровождения»
Составитель:
тьютор
Винокурова Ольга Владимировна
Магнитогорск 2021г
Что такое тьюторство? Кто такой тьютор?
До недавнего времени такие вопросы авторы материалов, представленных в этих
лекциях, слышали намного чаще, чем те, в поиске ответов на которые мы сегодня
расширяем и углубляем свои разработки. Теперь в самых разнообразных ситуациях
совместных обсуждений и обучения нам все чаще задают другие вопросы: как быть
тьютором? Каковы технологии тьюторского действия? Должен тьютор работать так
или иначе? Для разрешения каких трудностей в образовании привлекают тьютора?
Что он может сделать полезного и значимого для участников процесса образования?
В дидактике тьютор
– это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования,
индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и
реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. На языке простом
тьютор – это наставник.
Тьюторское сопровождение
– это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная
на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск
образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы,
на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и
образовательной рефлексии учащегося.
Актуальность: Одна из
проблем, которая стоит перед учителем современной общеобразовательной школы,
это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к
получению знаний. Перед учителем стоит задача пробудить в детях личную
заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться
в жизни.
На практике хорошо
себя показали следующие формы тьюторского сопровождения.
· Индивидуальная
тьюторская консультация (беседа) — индивидуальная организационная
форма тьюторского сопровождения, представляет собой обсуждение с тьютором
значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого
учащегося.
· Групповая
тьюторская консультация.
На этих занятиях, реализуется тьюторское
сопровождение индивидуальных
образовательных программ школьников с
похожими познавательными интересами. Педагог — тьютор одновременно осуществляет
несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику
предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми
тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу
доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой
консультации, а с другой, обеспечивает продуктивность консультации.
· Тьюториал
(учебный тьюторский семинар)
Тьюториал это активное групповое
обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных
способностей школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов
интерактивного и интенсивного обучения. Тьюториал также имеет своей целью
оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную
деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к
применению теоретических знаний на практике. В роли ведущих тьюториала
выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение
школьников. Иногда ведущими тьюториала могут быть старшие школьники, имеющие опыт
в данной области знаний [2].
Такая работа способствует овладению
учащимися технологий индивидуальной и групповой рефлексии; выработке критериев
оценки результатов эффективности индивидуальной и групповой работы.
· Тренинг
В последнее время тренинги всё активнее
применяются и преподавателями, и тьюторами как одна из эффективных форм
организации тьюторского сопровождения. Освоение необходимых умений и навыков во
время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное
использование на практике сразу же, в ходе тренинговой работы. В тренингах, так
же, как и в тьюториалах, но только в гораздо более интенсивной форме широко
используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и
имитационные игры, работа с электронными определителями и определителями на
печатной основе, моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые
дискуссии. [2].
Выбор каждый раз
конкретных форм, методов и технологий самой тьюторской работы является строго
индивидуальным выбором тьютора и зависит как от возрастных и личностных
особенностей школьника, так и от личностных и профессиональных предпочтений
самого тьютора.
Необходимо
помнить, что для проведения тренингов с детьми и подростками необходимы
специальные знания и навыки.
· Образовательное
событие
В отличие от воспитательного мероприятия,
данная форма тьюторского сопровождения учащихся имеет целью развитие
образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных
образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть: экскурсии в природу, экспедиции,
полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др.
Образовательное событие включает
различные виды деятельности и различных участников: кроме самих учеников, в нём
принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры»,
«авторы», «эксперты» и т.п.). События дают возможность преодолеть опасность
фиксации тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию «учителя»
(«консультанта», «руководителя»).
Методы тьюторского
сопровождения:
— методы
практикоориентированной деятельности
— методы проблемного
обучения (разрешение проблемных ситуаций, метод обучающего кейса),
— проектные методы
(разработка и защита ИОП, проекта, портфолио),
—
психодиагностические (анкетирование, психологическая диагностика,
индивидуальное и групповое консультирование, профконсультирование),
— методы
активного обучения,
— методы анализа
самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности
по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей)
— методы
самостоятельной работы обучающегося (индивидуально и в группах).
2.2.
Технология тьюторского сопровождения.
Под педагогическим
тьюторским сопровождением можно понимать такое учебно-воспитательное
взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает
условия для эффективного осуществления этого действия.
Технологии и
методики, которые тьютор может использовать в своей работе с учащимися, – это
технологии открытого образования.
–
«Кейс-обучение» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций),
—
«Портфолио» (метод презентации образовательных результатов),
— «Дебаты» (метод организации публичной
дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку
зрения и опровергнуть противоположную) и др. Для подростков, в силу их
возрастных особенностей, особенно важны соревновательные и коммуникативные
аспекты взаимодействия со сверстниками, что может стать отдельным предметом
рефлексии в работе тьютора и тьюторанта. Формы работы тьютора – консультации,
индивидуальные и групповые тьюториалы (семинары), образовательные события,
тренинги должны применяться с учетом возраста и возможностей
тьюторантов-подростков. Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой
организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому
при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию
с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и
вариативность.
Тьюторская деятельность может быть
реализована с помощью:
• проектной
технологии;
• технологии
работы с портфолио;
• технологии
группового и индивидуального консультирования;
• тренинговой
технологии;
• технологии
профильных и профессиональных проб;
• активизирующей
методики Н.С. Пряжникова;
• информационных
технологий.
Характеристика типовых задач тьютора в
отношении обучающихся в дистанционном обучении
Таблица 1.
Типовые задачи |
Действия тьютора |
Знакомство (вхождение в деятельность) |
· Определение · Оказание · Диагностика · Разработка · Построение · Определение · Обеспечение · Определение · Установление · Создание |
Размораживание (проблематизация) |
· Постановка · Включение · Создание · Выделение · Поддержка · Отбор · Определение · Определение · Вовлечение · Формулирование · позволяющих · Работа |
Организация изучения концепций курса |
· Объяснение · Системное · Выделение · Организация · Объяснение · Демонстрация · обучающихся. · Обучение · видеть · Представление · в · Подготовка · Формулирование · Работа · Оформление · Обзор · Выделение · идей, · Оценка |
Организация групповой и индивидуальной |
· Организация · Обучение · Обучение · Организация · Выбор · Организация · Обучение · Вовлечение · Обучение · Выбор · Обобщение · Формулирование |
Организация обратной связи и рефлексии |
· Определение · обучающихся. · Выделение · диагностика · Определение · Организация · Определение · Контроль · Проведение · Оказание · Формулирование · Предоставление · Выбор · Организация · Обучение |
Несмотря на большой список задач тьютора выделяют общее – функции
тьютора в отношении обучающихся.
Основными функциями тьютора в отношении
обучающихся выделяют следующие:
· диагностика
состояния и процесса обучения обучающихся;
· осуществление
целеполагания;
· мотивация
и вовлечение обучающихся;
· управление
деятельностью и мыследеятельностью обучающихся;
· коррекция
деятельности обучающихся;
· контроль
выполнения заданий;
· рефлексия
деятельности (своей и обучающихся).
Рассмотрим, как, сопоставляются эти
функции с типовыми задачами тьютора по отношению к обучающимся (табл. 2):
Соответствие типовых задач и функций
тьютора по отношению к обучающимся
Таблица 2.
Типовые задачи |
Функции |
Знакомство |
Диагностика; целеполагание |
«Размораживание» (проблематизация) |
Мотивация |
Организация изучения концепций курса |
Организация деятельности |
Организация групповой и индивидуальной работы |
Коррекция |
Организация обратной связи |
Контроль |
Диагностическая функция связана
с участием тьютора в реализации одного из важнейших, пронизывающих всю его
работу действия — анализа.
Под аналитической деятельностью тьютора
понимают, синоним его мыслительной,
интеллектуальной деятельности по переработке профессионально
значимой информации. Анализ понимается как проникновение в суть дела, как
действие, раскрывающее причины учебных событий, результатом которого является
диагноз — оценка действительного состояния учебной деятельности обучающихся.
Диагностическая функция позволяет взвешенно оценить происходящее, положительные
и негативные стороны деятельности обучающихся.
В работе тьютора эта функция проявляется
в следующих действиях:
· изучение
исходных данных об обучающихся (возраст, место работы, стаж в занимаемой
должности, степень занятости на работе, уровень образования, наличие
предыдущего опыта обучения и др.);
· определение
индивидуальных особенностей, обучающихся (стиль обучения, доминирующий тип
мышления, уровень развитости способностей и др.);
· определение
установок, обучающихся на обучение, их потребностей, мотивов, ожиданий,
опасений и причин, их вызывающих;
· определение
и анализ опыта, знаний и умений, обучающихся по содержанию курса, а также
успешного или неуспешного предыдущего опыта обучения;
· диагностика
степени усвоения обучающимися содержания изучаемого курса (идей, моделей и
концепций).
Функция целеполагания составляет
основу работы тьютора. Тьютор должен устанавливать и формулировать
разнообразные цели, например, долгосрочные и краткосрочные цели образования и
обучения обучающихся. Первые относятся ко всему периоду обучения, вторые — к
конкретному элементу учебного процесса. Это цели конкретных упражнений с
обучающимися, цели того или иного собственного действия. Это учебные и
организационные цели.
Для реализации функции целеполагания
тьютору требуется решить следующие задачи:
· анализ
целей модели обучения;
· определение
содержания и специфики деятельности обучающихся;
· выделение
типовых (наиболее часто встречающихся) задач, которые должны решать
обучающиеся;
· определение
наиболее типичных, связанных с личностными качествами затруднений и проблем, с
которыми сталкивается в своей деятельности обучающийся;
· формулирование
предполагаемых результатов деятельности обучающихся (что они должны знать,
уметь, чем должны владеть и какими должны быть);
· согласование
целей, определенных Вами, с целями обучающихся;
· согласование
целей с возможностями обучающихся по их достижению.
Вопрос целеполагания не последний в
работе тьютора. Выделяют простую связь, ведущую к проблеме: цель следует за
осознанием чьего-то «хочу». Вся трудность целеполагания состоит в том,
чтобы перед этим субъективным «хочу» сознавалось объективное «надо».
Мотивационная функция тьютора
состоит в создании и поддержании включенности обучающихся в обучение и
эффективное продвижение в курсе. Для осуществления этой функции необходимо
уметь решать такие задачи:
· выяснять
исходные ожидания обучающихся от обучения, индивидуальные потребности и
мотивы;
· формировать
установки на продуктивную, главным образом самостоятельную, деятельность;
· создавать
в группе обучающихся атмосферу заинтересованности, доверия и поддержки;
· стимулировать
учебную мотивацию различными интерактивными методами обучения;
· организовывать
и поддерживать общение обучающихся друг с другом, что обычно способствует
эффективной работе на занятиях.
Функция планирования заключается
в упорядочении действий обучающихся и своих в соответствии с задуманной целью.
В какой-то мере эта функция напоминает построение стратегии достижения цели, но
только планирование более детализировано, более конкретно.
Эффективное планирование в
образовательном процессе основывается на умении:
· формировать
учебные цели на основе четырехступенчатой модели развития специалиста (что он
должен знать, уметь, чем должен владеть и кем должен быть) и с учетом анализа
результатов предварительной диагностики (потребностей обучающихся, их
исходного уровня подготовки, профессионального опыта и др.);
· формировать
стратегии и тактики собственной деятельности с обучающимися;
· определять
последовательность действий в соответствии с поставленными целями и ожидаемыми
результатами;
· разрабатывать
структуру занятий с обучающимися как завершенный цикл деятельности (введение,
ос ионная часть, заключение) с учетом доминанты совместной, а не индивидуальной
деятельности обучающихся;
· распределять
время занятий с учетом целей, содержания и технологий обучения, а также особенностей
группы (спецификой индивидуальных стилей обучения обучающихся).
Не последней функцией тьютора является установление
коммуникаций. Данная функция особенно важна на первых этапах взаимодействия тьютора
с обучающимися — при формировании группы, установлении взаимоотношений как
между тьютором и обучающимися, так и между самими обучающимися. Выделяют
следующие требования:
· быть
открытым и доступным для обучающихся;
· понимать
и реализовывать в своей деятельности тезис: «Все обучающиеся одинаковые, все
обучающиеся разные»;
· устанавливать
между собой и обучающимися, а также между самими обучающимися доброжелательные
и партнерские взаимоотношения;
· организовывать
совместную деятельность обучающихся в группе на основе сотрудничества,
согласования целей групповой деятельности и способов их совместного достижения;
· формировать
в группе благоприятный эмоциональный настрой, атмосферу поддержки и
взаимопомощи, чувство сопричастности к группе;
Функция контроля.
Никакое обучение, ни при каких условиях не может обойтись без обратной связи,
без контроля выполнения работы, направленной на достижение намеченных целей. В
широком смысле к функции контроля относят также коррекцию и оценку. Тьютор
должен помнить, что успешность выполнения этой функции закладывается и обеспечивается
задолго до контроля, как такового, — в процессе планирования, так как именно на
этом этапе формируются цели, критерии и показатели их достижения.
Рассмотрим, что должен выполнять тьютор
в своей дельности с позиции функции контроля:
· анализировать
задания обучающихся, определяя степень успешности обучения и образования;
· комментировать
недочеты и ошибки обучающихся в письменных заданиях;
· оценивать
качество выполненных заданий;
· корректировать
деятельность обучающихся в соответствии с результатами проверки заданий
(ошибками и затруднениями обучающихся);
· вести
мониторинг заданий;
· оценивать
достижения отдельных обучающихся и группы в целом.
Роль функции рефлексии в
деятельности тьютора, как и любого специалиста, обучающего других людей,
незаменима. Рефлексия является смысловым центром личности и механизмом
развития человека. Поэтому и тьютор, реализуя эту функцию, имеет возможность
индивидуально и профессионально развиваться. Что становится объектом
рефлексии, объектом мыслительного отражения тьютора? С одной стороны, рефлексия
может быть направлена на цели и содержание курса, на технологии его воплощения
в учебном процессе, на достигнутые результаты (их соответствие целям, меры
этого соответствия и др.), на характер и средства коммуникации, на стиль
общения, на распределение ролей в группе и т.п. С другой стороны, предметом рефлексии
становятся способы организации собственной деятельности, общения и мышления
тьютора, его самоизменения. Следовательно, функция рефлексии
реализуется в таких задачах деятельности:
· организация
анализа возможностей тьютора;
· организация
рефлексии собственной деятельности и общения тьютора на предмет выявления его
индивидуальных особенностей (идеи и принципы, которыми тьютор руководствуется в
работе, предпочитаемый стиль обучения и др.), его затруднений, ошибок и
достижений;
· идентификация
движущих сил развития тьютора и сил, препятствующих этому;
· создание
в деятельности обучающихся «поводов» для рефлексии — проблемных ситуаций;
· организация
рефлексии деятельности обучающихся с целью анализа их деятельности, понимания
места «проблемных точек» (затруднений), вызвавших их причин и версий
устранения затруднений, а также понимания того, что необходимо знать и уметь
самому обучающемуся.
Методическая функция тьютора
относится к числу важных функций.
К действиям составляющих данную функцию
относятся:
· создание
необходимых средств для организации учебного процесса (специальных заданий,
комплектов вопросов, набора конкретных ситуаций, иллюстративного материала и
др.);
· разработка
различных контрольно-диагностических методик: перечня контрольных вопросов,
анкет, опросных листов, информационных карт, тестовых материалов и др.;
· анализ
и описание собственного тыоторского опыта;
внедрение
в собственную деятельность эффективного опыта других тьюторов
2.3. Проектирование образовательных
программ в условиях тьюторского сопровождения.
1.Основания для программы развития
в условиях тьюторского сопровождения:
— история школы;
— основные достижения;
— анализ современной ситуации;
-партнерские связи школы.
2. Предыдущий опыт работы и
его приобретение.
— тьюторское сопровождение
индивидуальных образовательных программ;
— индивидуализация в
начальной школе;
— подростковая школа индивидуальных образовательных траекторий;
— старшая школа индивидуальных
образовательных программ;
3. Образ будущего школы по
результатам реализации программы развития:
— Стратегические цели.
4. Представления о результатах
образования, лежащие в основе программы развития школы.
— Внутренние результаты
Результаты для учащихся
Для старшеклассников и выпускников
Для учащихся подростковой школы
Для учащихся начальной школы
Результаты для родителей
Результаты для педагогов
— Внешние результаты
Результаты работы учреждения для города
и городской системы образования;
Результаты для инновационного сообщества
города (научно-внедренческого комплекса).
5.Основные направления программы развития:
-Цели обеспечения доступности и высокого
качества образования
— Реализация концепции индивидуализации
образования на возрастных ступенях: проблемный психолого-педагогический
анализ, стратегическая цель реализации концепции индивидуализации
на возрастных ступенях
6. Реализация концепции «Расширенной
школы». Школа как культурно-оздоровительный и образовательный центр территории.
7. Материальное обеспечение программы.
8. Реализация основных направлений программы:
— Обеспечение доступности и высокого
качества образования
— Реализация концепции индивидуализации
образования на возрастных ступенях
— Реализация концепции «Расширенной
школы» — школы как культурно-оздоровительного и образовательного
центра территории
— Переход к новому статусу (финансовой
самостоятельности школы).
9. Календарный план реализации
программы.
10. План график реализации
программы:
— Нормативно-правовое
обеспечение нововведений
— График
событий и мероприятий, проходящих в рамках реализации программы
— Совершенствование
методического мастерства педагогов
— Компетентности
подхода в обучении и образовании
— Введение
ИКТ в учебный процесс
— Разработка
методических рекомендаций по реализации нововведений в социальные проекты и
массовую педагогическую практику
— Разработка
и апробация сетевых образовательных программ и сетевых образовательных событий
— Повышение
квалификации работников образования
-Переход к новому статусу.
Для слова «тьютор» в нашей базе есть:
значения, рифмы, разборы, ударение.
Значение слова тьютор
Педагогический терминологический словарь:
(англ. to tutor — обучать, давать частные уроки, руководить, опекать, курировать)
ключевая фигура в дистанционном обучении, человек, управляющий мышлением других. Тьюторская деятельность направлена на обучение профессионально занятых людей, которые обучаются в системе дистанционного образования. Базируется на теоретических положениях андрагогики, педагогики и психологии. Модели тьюторской деятельности разработаны Международным институтом менеджмента (МИМ)ЛИНК — партнером Открытого университета Великобритании.
(Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. — М., 2004. С. 3, 27-28)
опекун.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. — М., 2005. С. 152)
См. также Андрагогика, Дистанционное образование
Ч441
Ч312.31
Все значения
Рифмы к слову тьютор
Все рифмы
Разборы слова тьютор
Все разборы
Ударение в слове тьютор
Все ударения