Муниципальное
казенное общеобразовательное учреждение
«Люксюгунская основная
общеобразовательная школа»
Кобяйского улуса
Республики Саха (Якутия)
«Синонимы»
Конспект
урока русского языка в 5 классе
в
условиях реализации ФГОС
Выполнила учитель
русского
языка и литературы
первой
категории
МКОУ
«Люксюгунская ООШ»
Пахомова
Екатерина Владимировна
Люксюгун,
2017.
Тема:
Синонимы.
Цель
урока: дать понятие синонимов и их роли в речи.
Задачи:
—
обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений;
эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;
—
развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову,
использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;
—
воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.
Планируемые
результаты:
личностные:
формировать интерес к русскому языку;
метапредметные:
развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки
самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить
общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий,
оценивать достигнутые результаты.
предметные:
расширить понятийную базу о лексике
русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание
учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.
Тип
урока: изучение нового материала.
Формы
работы: индивидуальная,
работа в группах, коллективная
Оборудование:
учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.
Структура и ход урока:
№ |
Этап |
Деятельность |
Деятельность |
|
1. |
Организационный |
Приветственное — Мы пришли Не лениться, а Работаем Слушаем — Начнём |
Приветствуют |
УУД: личностные, Цель |
2 |
Актуализация |
Лексический |
Самостоятельно |
Регулятивные |
3. |
Введение |
Сегодня Собрались — Эй, — И Это уж 1.Назовите 2. Как Итак, об |
Дети |
УУД: Регулятивные Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, Познавательные |
4. |
Определение |
— Подумайте, В Синонимы Синонимический Роль синонимов |
Формулируют |
УУД: Регулятивные Познавательные |
5. |
Открытие |
1. Объяснение Что же это за слова Постараемся выяснить и — Назовите слова, Учитель Дом Хижина — устаревшее — Слова эти одной части ВЫВОД: Синонимы |
Дети |
Проблемное УУД: Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются Познавательные |
2. Работа с текстом Посмотрим теперь, как |
Читают |
Познавательные |
||
6. |
Закрепление |
1. |
Выполняют |
Предметные Познавательные Регулятивные |
2. Упражнение: Где Не Пароходы И – 1-я Бураны, Как Как Как Так И 2-я Зябнет Дрожит Стынет Мерзнет 3-я Дуб Кто Ведь Значит, (Посоветовавшись, – – – – – На – – Итог: |
Разбиваются |
Коммуникативные Познавательные Регулятивные |
||
3. Знакомство со «Словарём синонимов русского языка». Каждая словарная |
Рассматривают |
Познавательные |
||
7. |
—Перепишите синонимы в порядке усиления действия: — — Группа синонимов — это синонимический Градация — группа синонимов одной и той же части речи, где каждое слово |
Выполняют задание, предложенное учителем Самопроверка |
Познавательные: (использование Регулятивные (контроль) Коммуникативные (выражение |
|
8 |
Физминутка |
Игра Приятель-друг Противник-враг Шагать-идти Солдат-воин, Родник-ключ Доктор-врач Метель-вьюга, Холод-мороз, Мокрый- Вкусный- |
Играют |
Коммуникативные |
9 |
Закрепление |
Определение 1. Нет более робкого |
Работают |
Коммуникативные Познавательные Регулятивные (выделяют и осознают то, |
2. 1) Партизаны отразили все … Вся природа ждала … весны. (атака, наступление) 2) Учитель регулярно проводил … с Он оплатил на почте … по телефону. (беседа, разговор) 3) Из окна открывался красивый … на … в романах Тургенева играет (вид, пейзаж). |
Записывают |
Регулятивные Познавательные Коммуникативные |
||
3. Соедините Багрянец Своеобразие Схематизм Высказывание Несгибаемость Шаблонность Индивидуальность Стойкость Текст Скульптор Абзац Ваятель Пурпур |
Задание |
Познавательные Коммуникативные |
||
10. |
Контроль |
Мини-тест 1. А) Б) В) 2. А) Б) В) 3. А) Б) В) |
Участвуют Проводят самоанализ и взаимопроверку. |
Регулятивные |
11. |
Итог |
Подводит |
Воспринимают |
Регулятивные Личностные |
12. |
Рефлексия |
Ребята, 1.Сегодня 2.Мы 3.Научились 4.Самым 5.Трудным Синонимы Синонимический Роль |
Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам |
Познавательные Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов Личностные Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью) Личностные |
13. |
Домашнее |
Повторить |
Записывают |
Личностные |
Технологическая карта урока
Учитель Стебенева Татьяна Николаевна
Предмет: Русский язык
Класс 5
Тема урока: Синонимы
УМК: «Русский язык 5 класс». Учебник под ред. М. М. Разумовской. Издательство «Дрофа», Москва, 2013
Цели деятельности педагога |
Дать понятие синонимов и о их роли в речи, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности |
Тип урока |
Урок объяснения нового материала |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка, с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию |
Методы и формы обучения |
Индивидуальная, фронтальная, в группах сменного состава |
Оборудование |
Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, классная доска, учебники, раздаточный материал |
Наглядно-демонстрационный материал |
Презентация по теме урока, выполненная учителем |
Основные понятия |
Синонимы |
Организационная структура урока
Этапы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Организационный момент |
Цель: включение в деловой ритм — Начнём наш урок. Записываем в тетрадях число, классная работа |
Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях |
|
2.Актуализация и пробное учебное действие |
Цель: создание проблемной ситуации 1-5 слайды — Я показываю слайды, а вы выбираете слово, которое соответствует слайду, и отправляете в дом. — Что общего у этих слов? Как такие слова называются? Запишите тему урока. |
Ученики в домик по порядку заключают слова: изба, хата, юрта, чум, вигвам Ученики говорят, что эти слова близки по лексическому значению (дом), что это синонимы. Записывают тему урока в тетради |
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: извлекают необходимую информацию. Регулятивные: на конкретном материале находить и ставить учебную проблему Коммуникативные: слушают, формулируют собственные мысли |
3.Целеполагание |
Цель: определение цели урока — Какую цель мы сегодня поставим перед собой, говоря о синонимах? Записываю на доске: Синонимы? Роль? |
— Что такое синоним? — Какую роль играют синонимы в речи? Записывают в тетради: Синонимы? Роль? |
Личностные: желают приобретать новые знания Регулятивные: освоение учебной деятельности в умственной форме |
4. Этап изучения нового учебного материала |
1)Цель: наблюдение за языковым материалом. Эвристическая беседа — Для начала предлагаю послушать отрывок из сказки русского писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца…» 6 слайд Читаю текст: Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц… -Эй, ты, косой, ты и волка не боишься? — И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь! Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы. — Назовите слова движения в первом предложении, характеризующие зайцев в лесу. Запишите их в тетради через запятую. — Что это за части речи? Близки ли они по лексическому значению? Но в чём их отличие? — Над глаголами поставьте цифры 1, 2, 3 в зависимости усиления действия. — Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? Запишите в тетради эти слова. — Близки ли эти слова по лексическому значению и в чём их различие. Какие это части речи? — Над глаголами поставьте цифры 1, 2, 3 в зависимости усиления действия. — Каким словами автор назвал главного героя? Запишите в тетради, указав части речи. — Почему слово «заяц» в первом предложении автор заменяет на слово «косой» во втором? -Итак, перед нами три группы слов. Какими признаками характеризуется каждая группа. На стр.85 учебника прочитайте правило. Синонимы в переводе с греческого языка «одноимённые» |
Работают фронтально. Слушают текст. Под руководством учителя устанавливают сходства и различия синонимов Записывают: собрались, сбежались, приплелись. Говорят, что это глаголы, близкие по лексическому значению, но отличие есть: молодые, сильные зайчата сбежались (быстро), зайцы собрались (не торопясь), старые, слабые приплелись (медленно, еле-еле). Действие движения одно, но выполнено по-разному. Записывают: хихикнули, засмеялись, улыбнулись. Говорят, что это глаголы, близкие по лексическому значению, но есть отличия: хихикнули (один раз), засмеялись (громко), улыбнулись (слегка). Говорят: заяц, косой (сущ.) Говорят, чтоб избежать речевого повтора. Отвечают, что близкие по смыслу, но есть различия в употреблении и одной части речи. Это синонимы. Читают правило в учебнике. |
Познавательные: извлекают новую информацию, основываясь на учебную ситуацию и личный опыт. Регулятивные: выстраивают алгоритм дальнейшей работы Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся Коммуникативные: строят совместную учебную деятельность с учителем, доказывают правильность своего выбора и принятого решения Коммуникативные: преодоления застенчивости |
2) Цель: знакомство со «Словарём синонимов». — В чём разница синонимов: изба, хата, юрта, чум, вигвам? Назовите слово, которое для всех народов мира общеупотребительное. — Если у вас небольшой словарный запас и вы не можете подобрать синоним, то обращаетесь к «Словарю синонимов» (демонстрация словаря и нахождение синонимов к слову «дом» |
Ученики формулируют свои мысли, при необходимости обосновывают свою точку зрения. Устанавливают, что разница в том, что люди разных национальностей дом называют по-разному. |
Познавательные: выстраивают логические цепи рассуждений Регулятивные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учётом конкретной учебно-познавательной задачи, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
|
5. Закрепление знаний |
Цель: индивидуально-групповая работа для закрепления полученных знаний 30 учащихся разделены на 6 групп. 3 варианта: 1, 2 группы «Переводчик» Задание: Замените подчёркнутое слово синонимом и запишите новые предложения в тетради. В лесу мы увидели рыжую плутовку. В зоопарке живёт гиппопотам по имени Кеша. Косолапый вышел из чащи на опушку леса. 3, 4 группы Задание: Вставьте в предложения слова в нужной форме, выбрав из пары синонимов. Предложения запишите в тетради. 1)Партизаны отразили все … противника. Вся природа ждала … весны. (атака, пробуждение) 2)Учитель регулярно проводил … с родителями. Костя оплатил … по телефону. (разговор, беседа) 5, 6 группы «Редактор» Задание: Замените речевые повторы синонимами, используя слова для справок. Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник. Слова для справок: пугливый, трусливый, боязливый. Учащиеся работают индивидуально, потом пересаживаются за столы 1,2,3,4,5,6 и сличают записи. |
Работают письменно сначала индивидуально, потом в группах сменного состава. Высказывают свою точку зрения. |
Регулятивные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме, корректируют. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учётом конкретной учебно-познавательной задачи, высказывают свою точку зрения |
7. Домашнее задание |
Цель: отработка навыков 8 слайд Послушайте отрывок из рассказа Л. Каминского «Самая невероятная история»: — Пятый «А», внимание! Пожалуйста, возьмите ручки в ваши ручки и запишите тему домашнего сочинения. Кто там тяжело вздыхает? Успокойтесь, пожалуйста! Мы с вами уже давно ничего не сочиняли. Кстати, кто нам назовёт синонимы к слову «сочинять»? -Какие синонимы вы назовете? 9 слайд Пятый «А» оживился: — Выдумывать! Фантазировать! Заливать! Вешать лапшу на уши! — Прекрасно! Между прочим, вы не забыли, какой завтра день? Правильно, первое апреля! Самый подходящий день, чтобы выдумывать, заливать и это, как вы сказали, вешать лапшу… Тема сочинения соответствующая: «Моя невероятная встреча». — Какие из синонимов к слову «сочинять» можно употреблять только в разговорной речи? — Запишите дом.задание, используя в тексте синонимы. |
Записывают домашнее задание в дневник |
Познавательные: осуществляют анализ информации |
8. Рефлексия |
Цель: подвести итоги — Подведём итоги. Что такое синонимы? Какую роль выполняют в речи? Добились ли мы сегодня поставленной цели? 10 слайд — В тетради письменно продолжите предложения: На уроке я узнал… Я умею… Затрудняюсь… |
Записывают ответы на вопросы в произвольной форме Читают записи (по желанию) |
Регулятивные: оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулируют собственное мнение. Личностные: формируют адекватную мотивацию учебной деятельности, понимают значение знаний для человека |
Технологическая карта урока по теме «Синонимы»
Учебный предмет: русский язык
Класс: 5
Учитель: Исаева Елена Викторовна (г. Искитим, МАОУ СОШ №4)
Учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.
Цель деятельности учителя |
Систематизировать ранее изученное о синонимах, их роли в речи; формировать умение употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения; познакомить со словарями синонимов. |
Тип урока |
Комбинированный урок |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: знать понятие «синонимы», отличия синонимов друг от друга и их связь с многозначными словами; функции синонимов в речи; уметь определять общее лексическое значение синонимов; подбирать синонимы к данным словам; определять смысловые и стилистические отличия слов-синонимов; цель использования синонимов в тексте; употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей; преодолевать неоправданное повторение одного и того же слова с помощью синонимов. Метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
Методы и формы обучения |
Создание проблемных ситуаций, деятельно-практический; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Оборудование |
Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или обучающимися |
Основные понятия |
Синонимы |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
Формируемые умения (универсальные действия) |
Промежуточный контроль |
||||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Эмоциональная психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Вступительное слово. — Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте: море, волны плещут, откройте глаза. (Слайд.) Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет, Он бежит себе в волнах На поднятых парусах -Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочную страну. Чтобы определить, в какую страну мы отправимся, нужно нам решить ребус ( Слайд с ребусом). -Итак, какая же тема нашего сегодняшнего урока? А что такое синонимы? Вам будет помогать медвежонок. |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку |
Фронтальная |
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей) |
Листы обратной связи |
||||
2.Актуализа-ция и пробное учебное действие |
Словесно-иллюстративный рассказ, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока |
— Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его «завести». А поскольку урок у нас сказочный, то и «завести» корабль можно только сказочным путем. Создает проблемную ситуацию. |
Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины |
Индивидуальная, фронтальная |
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Устные ответы |
||||
3.Выявление места и причины затруднения |
Эвристическая беседа, ответы на вопросы |
Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний |
Устные ответы |
|||||
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Словесно-иллюстративный рассказ |
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. — Сейчас я проведу воображаемую беседу с девочкой из параллельного класса. — Танечка, каким тебе запомнился Герасим? — Хорошим. — Что же ты можешь сказать о его собачке? — Она тоже хорошая. — А повесть в целом тебе понравилась? — Да, хорошая. — Таня, в каком доме ты живешь? — Большом. — О чем ты мечтаешь. — Стать большой. — Понравились ли вам ответы Тани? — Нельзя укладывать все характеристики и оценки в слова хорошая, большая. Нужно использовать синонимы. Сегодня мы поговорим о синонимах, систематизируем знания по этой теме. будем учиться употреблять их в речи. Познакомимся со словарями синонимов. — В русском языке есть разные слова, которые обозначают одно и то же: один и тот же предмет, один и тот же признак, одно и то же явление, действие. -Задание от медвежонка. Нужно найти синонимы в стихотворениях (Стихи на экране) -Структурирование изученного материала Синонимы
Обозначает одно и то же: один и тот же предмет, один и тот же, одно и то же действие Относится к одной и той же речи Отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи |
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач) |
Вопросы для уточнения информации |
||||
Физкультминутка |
Всем размяться нам пора, Приготовьтесь, детвора! Начинаем бег на месте, Финиш – метров через двести! Раз – два, раз – два… Выше, выше голова! Хватит, прибежали, Подтянулись, подышали! Бег на месте, на предпоследней строчке остановится, на последней потянуться, руки вверх и опустить их через стороны |
Выполняют элементарные физические упражнения |
Фронтальная |
Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье |
||||||
5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, составление связных рассказов об изученных нормах. Работа со словарем синонимов |
(Слайд: бегемот и гиппопотам) — Нам встретились первые жители страны Синонимов. — Бегемот – гиппопотам. Теперь попробуйте сами. (Слайд.) Петух – кочет, курица – хохлатка и т.п. — Бежать – мчаться. — Очи (устар., поэт) – глаза (нейтр.) – гляделки (простореч.). В русском языке много синонимов. Существуют специальные словари синонимов. В толковых словарях при разъяснении значений некоторых слов также приводятся синонимы. Познакомимся со словарем синонимов З.Е. Александоровой. (Слайд.) В алфавитном порядке даны слова и проведены синонимы к ним. Показывает «Словарь синонимов русского языка». |
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. работают с учебными пособиями. |
фронтальная, индивидуальная |
Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: Осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы |
|||||
6.Первичное закрепление с комментированием |
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Беседа по вопросам. письменная работа, игры. Выполнение разноуровневых обучающихся упражнений |
Решение грамматических задач. Каждую задачу решает самостоятельно. Потом вызывается по желанию кто-то из ребят и предлагает свое решение, кратко объясняя его. Каждый ученик делает исправления в тетради и на полях ставит себе оценку по пятибалльной системе. учитель доверяет ученику и в выведении итоговой оценки. Тетради собираются, работы оцениваются. Все задачи записаны на доске или представлены на слайде. Например. Задача 1. Раскроем понятие «большой» (физический смысл) синонимическим рядом. Кто больше? Составьте цепочку слов по степени увеличения признаков. Результат. Большой, огромный, громадный, гигантский, колоссальный. — Подпишите под каждым прилагательным существительное, которое может сочетаться с данным признаком. (Например: сад, дом, небоскреб, город, наводнение.) -Медвежонок предлагает поиграть в игру « Лови – назови» ( Я кидаю вам мячик и называю слово, а вы, поймав мяч, называете к этому слову синоним ) |
Принимают участие в работе, отвечают на вопросы, записывают синонимы в тетради и на доске, выполняют упражнения |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы |
Вопросы для уточнения информации |
||||
7.Самостоя-тельная работа с самопроверкой |
Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока |
Задача 1. В стихотворении С. Маршака использованы два синонима. Догадайтесь, какого не хватает? Поставьте знаки препинания. Объясните смысловое различие синонимов. Мы оставим Трезора Без _____, без надзора, И поэтому щенок Перепортил все, что мог. Задача 2. Подберите подходящее по смыслу сказуемые-синонимы и достройте предложение. Человек на лошади – это … (всадник, наездник). Редактирование. Задание 1. Устраните речевые повторы. По нашей улице проходят троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины. Задание 2. Найдите в предложении речевой изъян. Этот большой, неудобный шкаф трудно перевезти. (Громоздкий) -Игра «Кто больше». Три ряда – три команды. Задание: написать за минуту синонимы только к одному слову. — Самостоятельная работа с самопроверкой: упр. 349 из учебника (ответ на слайде ). -Игра от медвежонка «Собери яйца в гнездо». Даны слова в беспорядочном состоянии, которые надо собрать и положить в гнездо. |
Личностные: оценивают содержание с нравственно-этической позиции. Познавательные: Самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
|||||||
8.Включение в систему знаний и повторение |
Обобщение полученных на уроке сведений, выполнение тестовых заданий |
— Чтобы завершить нашу работу и узнать, насколько хорошо мы усвоили тему, пройдите тест за компьютерами в программе «Школьный наставник». Оценки вам поставит компьютер – самый объективный и беспристрастный судья. -Если останется время, группы создают синквейн по теме. |
Работают с тестами |
Индивидуальная, групповая |
Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки |
Вопросы для уточнения информации |
||||
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) |
Заключительная работа по вопросам |
1.Заполнить лист «Мой успех на уроке»
2.- Какое настроение сейчас у вас? Урок понравился – поднимите карточку с улыбающимся лицом, нет- карточку с грустным лицом |
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневник достижений |
Индивидуальная, групповая |
Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
|||||
10.Домашнее задание |
Задание разноуровневое: -упр. 353, -найти и выписать синонимы из художественного текста, -составить кроссворд на тему «Синонимы». |
Разработка урока русского языка в 5 классе в технологической карте
по теме «Синонимы»
Учитель Горбунова Анжела Николаевна
Программа: УМК Т. А. Ладыженская, Т. М. Баранов и др.
Тема урока: Синонимы.
Цель деятельности учителя: создать условия для формирования у учащихся положительной мотивации и потребности в знаниях; углубить представления о лексическом составе языка; ввести понятие «синоним», находить их в предложениях, правильно подбирать к словам синонимы.
Тип урока: комбинированный
Планируемые образовательные результаты:
предметные: дать понятие о синонимах, показать их стилистическую роль в речи, формировать умение находить синонимы в предложениях и текстах, подбирать синонимы по общему признаку и использовать их в речи, работать со словарём синонимов;
метапредметные: выполнять разные социальные роли в коллективе и в группе, планировать учебное сотрудничество, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции и оценки;
личностные: понимать значимость решения учебных задач, развивать познавательные интересы, мотивировать к изучению языка, воспитывать уважение к мнению одноклассников.
Методы и формы обучения: частично-поисковый, репродуктивный; фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: учебник Русский язык. 5 класс. Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др. – М.:Просвещение,2016; интерактивная доска (экран), карточки с дидактическим материалом, таблица «Узелки на память».
Основные понятия: лексика, лексическое значение слова, омонимы, синонимы.
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока/Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые умения (УУД) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель этапа: создать условия для включения обучающихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне |
— С каким настроением вы начинаете урок? — Как вы думаете, что нового ждёт нас сегодня? |
Настраиваются на учебную деятельность, отвечая на вопрос. |
Коммуникативные: работают коллективно, индивидуально. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимость действий |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель этапа: актуализация изученного материала для формирования новых знаний, выявление затруднений в деятельности обучающихся |
Беседа. -Прежде чем говорить о новых, очень интересных словах, попрощаемся со старыми нашими знакомыми, словами-близнецами. О каких словах-близнецах эти загадки. 1. Из меня берут порою Реки свой исток. А в руках твоих открою Я любой замок. (Б. Широков.) 2. Я – всё то, что есть на свете, Все народы на планете; Мой близнец – враг войны, Друг труда и тишина. — О чём идёт разговор? (Об омонимах.) — Почему эти слова называют омонимами? |
Отвечают на вопросы. |
Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в устной форме; осуществляют учебную задачу; устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу с целью получения необходимой информации для решения проблемы. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы, формулируют и высказывают свою точку зрения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель этапа: постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. |
— Итак, омонимы – это слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение. А сегодня мы познакомимся со словами, которые по-разному называют один и тот же предмет, признак или действие. Вот один пример. Как по-другому назвать дорогу? Дорога ты, дорога, Широкие пути! Путей на свете много, — Мы все хотим пройти. (Л. Некрасов.) — Разные слова дорога и путь называют одно и то же. И таких слов в русском языке много. А называются они ….. синонимы. -Давайте сформулируем тему урока. — Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? — Какова главная цель урока? |
Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель учебной деятельности, высказывают собственные мысли, делают вывод. Записывают дату и тему урока. |
Личностные: осознают свои трудности и желают их преодолеть. Регулятивные: планируют необходимые действия, работают по плану. Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, систематизируются собственные знания. Коммуникативные: строят небольшие высказывания. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель этапа: усвоение новых знаний. |
— Сегодня на уроке поговорим о роли синонимов в нашей речи, научимся подбирать их к словам, находить в тексте, правильно употреблять в речи. — Какие же слова мы будем называть синонимами? — Откройте учебник на с. 161-162 и прочитайте правило. — Давайте попробуем найти в стихотворениях синонимы. (Лежат листы на партах.) 1. Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мёрзнет в жару. (И. Токмакова.) 2. «Бураны, вьюги и метели — Как много с ними канители, Как много шума, толкотни, Как надоели мне они!» — Так проворчал мороз угрюмый, И речку лёд сковал без шума…(В. Берестов) — Как видите, синонимы могут обозначать предметы (бураны – вьюги – метели), действия (зябнет – стынет – мёрзнет), признаки. Делается вывод: важно запомнить, что синонимами всегда являются слова с одинаковым лексическим значением. — Какая информация вам была знакома? — Какие новые сведения вы узнали? — Всё ли понятно? Какие появились вопросы? |
Слушают учителя, отвечают на вопросы, находят в текстах синонимы, высказывают предположения, делают выводы. |
Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель этапа: обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. |
1. –Ребята, самостоятельно рассмотрите упр. 359. — Подумайте, как его выполнить. -Проверим, что у вас получилось. 2. Физминутка. 3. Игра «Найди друзей». Цель игры: развивает внимание, учит быстро подбирать синонимы к словам. Подберите синонимы к следующим словам (запись на доске): алфавит аккуратный огонь алый шалун скакать чистый азбука конница пламя прыгать озорник бросать кавалерия красный кидать 4. Выполнение упр. 365 и наблюдением над ролью синонимов. — Зачем поэты и писатели используют синонимы? (Русский язык богат синонимами. Употребляя их, они избегают повторения одних и тех же слов в предложении, в рассказе и точнее выражают свою мысль). — А теперь обобщим полученные на уроке знания и составим таблицу. Таблица «Узелки на память»
|
Чтение и самостоятельное выполнение упражнения с последующей самопроверкой. Выполняют задание, делают вывод, что синонимами могут быть слова одной и той же части речи, но разные по написанию. |
Личностные: осваивают новые виды деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в письменной и устной форме, осуществляют учебные задачи, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Контроль полученных знаний |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель этапа: Самопроверка умений применять новые знания: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; качество и уровень усвоения нового материала; оценка результатов работы. |
Мини –тест (разноуровневый) 1. «Дострой лестницу!» (высокий и средний уровень) Задание: надо заполнить свободные клетки в той же строке синонимами, состоящими из такого же количества букв. В случае затруднения обратитесь к словарю синонимов.
2. Упр. 361 (низкий уровень). 3. Самопроверка выполненного задания. |
Индивидуальное выполнение теста с последующей самопроверкой при консультативной помощи учителя. |
Личностные: понимают, в чём значение знаний. Познавательные: используют новые знания и умения в практической деятельности. Регулятивные: оценивают свою работу и работу одноклассников, исправляют ошибки и объясняют их. Коммуникативные: формулируют мысли и высказывают, обосновывая свою точку зрения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Рефлексия предметных, метапредметных и личностных результатов. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. |
-Что такое синонимы? — Все ли слова могут иметь синонимы? (Многие). — Для чего нужны в речи синонимы? — А теперь подведём итог нашей работы. Какую цель ставили на уроке? Добились мы поставленной цели? Оцените свою работу на уроке. Выставите оценки на полях в тетради. |
Коллективное обсуждение теоретических сведений при консультативной помощи учителя. Индивидуальное оценивание впечатлений от урока. Индивидуальное оценивание своей деятельности на уроке. |
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков. Регулятивные: оценивают свою работу. Личностные: стремление к приобретению новых знаний и умений. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VIII. Домашнее задание. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель этапа: стимулирование организации учебной деятельности дома. |
Объяснение обязательного домашнего задания упр. 367 и дополнительного творческого задания в индивидуальной форме для сильных учеников (составить кроссворд по теме «Синонимы» или игру «Дострой лестницу!»). |
Выслушивают и записывают домашнее задание с последующим проектированием своей деятельности при консультативной помощи учителя. |
Конструкт урока по русскому языку
тема «Синонимы»
2 КЛАСС
технология проблемного обучения
Разработал:
Костюк Илья Юрьевич
Екатеринбург, 2018
Урок русского языка во 2 классе
Тема: «Синонимы».
Тип урока: открытие нового знания
Цели: создание условий для ознакомления с понятием «синонимы»; формирование умения работать со словарём синонимов, освоение способа нахождения синонимов в тексте, подбора к словам синонимов.
Задачи:
1.Обучить обрабатывать полученную в процессе анализа информацию для решения конкретных задач
2.Развивать в детях умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения.
3.Воспитывать взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом.
Планируемые результаты:
Предметные – овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
Личностные – проявляют навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
УУД (метапредметные):
Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения;
Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;
Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
Оборудование:
Для учителя: компьютер, экран, проектор, электронная презентация.
Для обучающихся: учебник «Русский язык», 2 класс В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, словари синонимов
Ход урока
Компонент структуры урока |
Содержание программы / урока |
Образовательная деятельность |
Критерии и показатели результата |
|||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент (1 мин) |
|
Приветствие! Проверка готовности к уроку. Мы — умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится! Продолжим увлекательное путешествие по стране слов и откроем тайны русского языка. |
Проверяют свою готовность к уроку. Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Настраиваются на выполнение работы. |
Готовность к работе по теме урока. Положительный настрой обучающихся к уроку. |
||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний (5 мин) |
1. Выпиши слово в переносном значении: « Тяжёлые тучи неслись по небу». 2. Найди лишнее слово: чайник, диван, стакан, чашка. 3. Слово имеет лексическое… 4. Расшифруй загадку. Напиши отгадку. «белаяморковкаизимойрастёт». 5. Отгадай загадку: Между двух светил в середине я один. 6. Так по-другому называют фиолетовый. 7. Так по – другому называют автомобиль. Коллективная, парная. Словесный, проблемный, практический, чтение, мозговой штурм, письмо. |
Разгадайте кроссворд. В группах объясните лексическое значение слов-отгадок. Спишите в тетрадь словарные слова, подчеркните орфограммы, обозначьте ударение. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Побуждает к высказыванию своего мнения |
Читают, отвечают на вопросы, выполняют задания в микрогруппе. Выписывают словарные слова, подчёркивают орфограммы, доказывают правильность выполнения. Объясняют лексическое значение слов. |
Актуализируют имеющиеся знания о словах |
||||||||||||||||||||||||||
Постановка учебной задачи (4 мин) |
Фронтальная, словесный, беседа, проблемный. |
Подумайте, какими словами можно заменить слово «неслись»? Что общего между этими словами? У слов мчались, уносились близкие значения. А как по-другому называют фиолетовый цвет? Какое словарное слово вы ещё не выписали? Чтобы найти ответ на эти вопросы, что нам нужно сделать? Где найти ответ на эти вопросы? Предположите тему сегодняшнего урока, прочитав ключевое слово кроссворда. |
Мчались, уносились, скакали. Они близкие по значению. Затрудняемся ответить. В словаре. Узнать, что такое синонимы? Научиться находить синонимы в тексте. Познакомиться с новым словарём, узнать синоним слова фиолетовый и другие синонимы. |
Ставят цели и задачи урока, пути выхода из затруднения |
||||||||||||||||||||||||||
Освоение нового знания (13 мин) |
Упр. 66 (стр. 52). Фронтальная. Словесная, проблемный, практический. Чтение, беседа со словарём, письмо. |
Откройте учебник на стр. 52, прочитайте тему урока. Кто уже может ответить на этот вопрос? Прочитайте. Какие слова обозначают одно и то же? Одинаково или по-разному они произносятся? Запишите слова ключ, родник, источник. Прочитайте правило, подчеркните главные слова, заполните схему. Какие слова называются синонимами? В русском языке существует словарь синонимов. (Учитель показывает словарь.). У нас в учебнике есть словарь синонимов на стр. 141. Откройте его, посмотрите синоним слова фиолетовый; посмотрите, какие слова в нём записаны. Слово синонимы – словарное. Запишите его в тетрадь. Подчеркните орфограммы, обозначьте ударение. Запомните правописание. |
Синонимы – это слова с близким лексическим значением. Родник, ключ. По-разному. Пишут слова: ключ, родник, источник. Читают правило, подчеркивают главные слова. Заполняют схему в группе. Вписывают в схему понятие «синонимы» и примеры слов-синонимов. Находят в словаре синонимов слово фиолетовый и его синонимы (лиловый, сиреневый) и вписывают в кроссворд. В группе работают со словарём. Усваивают правописание слова. Грамотно осуществляют письмо. |
Ознакомление с понятием «синонимы», умение находить синонимы в тексте, уметь пользоваться словарём синонимов, обозначать ударение. |
||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка (1 мин) |
видеофрагмент |
Выполняют движения вместе с героем мультфильма. Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного образа жизни. |
Правильное выполнение движений. |
|||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление (14 мин) |
Упр. 67, 68 (стр. 53). Коллективная, индивидуальная. Словесный, проблемный, практический. Чтение, беседа, письмо. Упр. 69 (стр. 53) Коллективная. Словесный, проблемный, практический. Чтение, беседа, письмо. |
Объясните значение выделенных слов. Выполните письменное задание. Поставьте в словах ударение, подчеркните безударные гласные. Докажите правильность выполнения. Поменяйтесь тетрадями, оцените работу. Докажите, являются ли слова каждой пары синонимами? Синонимы близки по смыслу, но всё же отличаются друг от друга по значению. Назовите отличия в лексическом значении слов каждой пары. Прочитайте стихотворение. Найдите синонимы. С какой целью использует их автор в одном предложении? Выполните задание. Оцените себя по критериям, предложенным на доске. |
Читают группы слов, называют их синонимами, объясняют значение выделенных слов (Родина – место, где человек родился; мир – отсутствие войны; ловкий – обладающий физической сноровкой; разговаривать – общаться с кем-то), списывают любую группу слов, обозначают ударение, составляют предложения. Да. Это слова разные по написанию, но разные по смыслу. (Рисунок –это то, что нарисовали; узор – это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней; мчаться – очень быстро бежать; алый – ярко-красный цвет. Читают. Отвечают на вопросы. Находят синонимы. Списывают по памяти. Оценивают работу. |
Объясняют лексическое значение слов, обозначают ударение, умеют находить синонимы в тексте. Взаимопроверка Самооценка по образцу |
||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия (4 мин) |
Карточка «Найди слова синонимы и соедини стрелками»
|
Поставьте !, если все получилось. Поставьте +, если нужны некоторые пояснения по теме. Поставьте — , если ничего не поняли. |
Отвечают на вопросы |
Беседа по вопросам. Саморегуляция. Взаимопроверка. |
||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание (3 мин) |
Упр. 70 (стр.54) (списать, подчеркнуть синонимы) Инд. карты (подбор синонимов) Упр. 73 (стр.55) (работа со словарём) |
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет записи в дневнике. |
Слушают объяснение учителя, делают записи в дневнике. Выбирают задание из ряда предложенных учителем в зависимости от уровня. |