Синоним старшего дошкольного возраста

Синонимы к словосочетанию «дошкольный возраст»

Прямых синонимов не найдено.

Связанные слова и выражения

  • ранний возраст, младший возраст, младший школьный возраст, к концу дошкольного возраста, детский возраст, возраст ребёнка
  • дошкольное детство, дошкольное образование, дошкольный возраст, дошкольные учреждения
  • развитие речи
  • мотивация учения
  • пассивный словарь
  • комплекс оживления
  • слуховое восприятие
  • возрастные особенности
  • дидактические игры
  • мелкая моторика
  • формирование личности
  • фонематический слух
  • сенсорный опыт
  • творческое мышление
  • ориентировочная основа действия
  • взрослый человек
  • экологическая культура
  • методические приёмы
  • мальчики и девочки
  • потребность в общении
  • подрастающее поколение
  • музыкальные занятия
  • церебральный паралич
  • глобальное чтение
  • артикуляционный аппарат
  • усвоение языка
  • учебная деятельность

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: инфузия — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Связанные слова (по тематикам)

  • Люди: взрослый, ровесник, сверстник, подросток, дошкольник
  • Места: интернат, детсад, детдом, детская, школа
  • Предметы: седина, том, штанишки, пелёнка, кроватка
  • Действия: младенчество, пубертат, акселерация, шалость, учёба
  • Абстрактные понятия: возраст, воспитание, зрелость, детство, юношество

Ассоциации к слову «возраст»

Предложения со словосочетанием «дошкольный возраст»

  • Значение игры для психического развития детей дошкольного возраста многосторонне.
  • В старшем дошкольном возрасте детям становятся интересны волшебные сказки.
  • В младшем дошкольном возрасте дети в норме овладевают специфическими манипуляциями, на основе которых формируются зрительно-двигательная координация и способности к выделению свойств и отношений предметов.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словосочетанием «дошкольный возраст»

  • Крапчик очень хорошо понимал, что все это совершилось под давлением сенатора и делалось тем прямо в пику ему; потом у Крапчика с дочерью с каждым днем все более и более возрастали неприятности: Катрин с тех пор, как уехал из губернского города Ченцов, и уехал даже неизвестно куда, сделалась совершеннейшей тигрицей; главным образом она, конечно, подозревала, что Ченцов последовал за Рыжовыми, но иногда ей подумывалось и то, что не от долга ли карточного Крапчику он уехал, а потому можно судить, какие чувства к родителю рождались при этой мысли в весьма некроткой душе Катрин.
  • Довольство в доме Жиглинских с тех пор, как Елена сделалась начальницей заведения, заметно возросло; но это-то именно и кидало Елизавету Петровну в злобу неописанную: повышение дочери она прямо относила не к достоинствам ее, а к влиянию и просьбам князя.
  • Начинается эта гипнотизация с первого возраста в нарочно для того устроенных и обязательных школах, в которых внушают детям воззрения на мир, свойственные их предкам и прямо противоречащие современному сознанию человечества.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Сочетаемость слова «возраст»

  • средний возраст
    разный возраст
    неопределённый возраст
  • возраст человека
    возраст ребёнка
    возраст женщины
  • дети дошкольного возраста
    люди среднего возраста
    в силу возраста
  • возраст колебался
    возраст приближался
    возраст сказывается
  • достигнуть возраста
    выйти из детского возраста
    определить возраст
  • (полная таблица сочетаемости)

Значение словосочетания «дошкольный возраст»

  • Дошкольный возраст — этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: (Википедия)

    Все значения словосочетания ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Афоризмы русских писателей со словом «возраст»

  • Оказывается, то, что говорится и делается вокруг тебя в нежном возрасте, выучивается само собой. Каждый из нас обязан своему младенчеству куда более, чем он в это верит.
  • Но в возраст поздний и бесплодный,
    На повороте наших лет,
    Печален страсти мертвый след:
    Так бури осени холодной
    В болото обращают луг
    И обнажают лес вокруг.
  • Позвольте скрыть мне все: мой пол и возраст,
    Цвет кожи, веру, даже день рожденья
    И вообще все то, что можно скрыть.
    А скрыть нельзя — отсутствие таланта
    И кое-что еще, остальное ж
    Скрывайте на здоровье.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

3 синонимов к слову «ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ» -  synonyms.su

  • О нас
  • Словарь антонимов
  • Словарь паронимов
  • Словарь ударений
  • Словарь морфологии
  • Словари
  • Регистрация
  • Вход

Введите слово и нажмите «Найти синонимы».

: — детский возраст — младший возраст — уровень детского сада…

Можно найти больше синонимов, нажимая на слова.

  • один

  • два

  • три

  • четыре

  • пять

5 (1)

Синоним Рейтинг
1 детский возраст[7]00 0
2 младший возраст[1]00 0
3 уровень детского сада[1]00 0

Помогите найти больше синонимов к слову «дошкольный возраст»

Добавить синоним

Частое повторение одинаковых слов (тавтология) делает речь скучной и однообразной. Спасти положение могут синонимы. Это слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию. Используйте их, и ваши тексты станут ярче.

Если вам нужно подобрать синонимы к слову «дошкольный возраст», вы попали по адресу. Мы постарались собрать все близкие по значению слова и словосочетания на этой странице и сделать доступными для использования. В русском языке в качестве синонимов к слову чаще всего используются: детский возраст, младший возраст, уровень детского сада. Всего в словаре 3 синонимов.

Слово «дошкольный возраст» имеет как синонимы, так и антонимы. Они диаметрально противоположны по значению, но относятся к той же лексической группе и выполняют похожие функции в предложении.

Если вы часто ищите, чем заменить слово, добавьте synonyms.su в закладки. Это поможет сэкономить время и силы, избежать нелепых ошибок.

Рейтинг слова «дошкольный возраст» :
00

Страница обновлена: 27.07.2019

Другие слова на букву д

Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:

  • Средняя частота слова «дошкольный возраст» 45. Количество букв: 17.
  • Искалась форма слова «дошкольный возраст»
  • Поиск «дошкольный возраст» занял 0.008 сек.
  • Добавьте synonyms.su в закладки ( нажав Ctrl+D ), чтобы найти Синонимы.

Добавление синонимов

captchaобновить

Добавить

Вверх ↑

Консультация

для педагогов

« Использование            мнемотехники в работе        с детьми дошкольного возраста»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких  слов с картинками, и он усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Почему  нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваемся с такими проблемами в развитии детей, как:

  • маленький словарный запас
  • неумение согласовывать слова в предложении
  • нарушение звукопроизношения
  • плохое развитие связной речи
  • несформированность психических процессов
  • несовершенство различных видов мышления.

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как  помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

   Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

   Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

 Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать: 

  •  зрительную и слуховую память
  •  зрительное и слуховое внимание
  •  воображение
  •  восприятие
  •  развивает кругозор
  •  развивает все стороны речи

Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи: 

1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.

12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

                                Методы и приёмы мнемотехники

Во-первых, большое внимание надо уделить развитию у детей  восприятия:

  • зрительного
  • слухового
  • кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата)
  • обонятельного
  • вкусового
  • осязательного.

Для этого на занятиях необходимо использовать множество разнообразных игр и  упражнений для тренинга перечисленных выше чувств.

Например:

  • «Что изменилось?», «Чего не стало?»
  • «Кто ушёл?»
  • «Кто позвал?»
  • «Развесим и соберём слова»
  • «Парные открытки»
  • «Узнай на ощупь»
  • «Чудесный мешочек»
  • «Узнай на вкус» и другие.

Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации.

Здесь будут наиболее эффективны следующие методы:

  • метод «крокирования» (от франц. croquis –  чертеж, схема, набросок) — использование чертежей, схем, набросков, зарисовок.   Этот метод является наиболее доступным и широко применяемым.  Также здесь используются мнемотаблицы и коллажи. Для детей средней и старшей группы можно использовать более легкие таблички с рисунками, главное при составлении таблиц, чтоб рисунки были связаны между собой, т.к. дети, для запоминания таблиц должны составить рассказ или связать их по смыслу, или классифицировать. Коллаж — это определенный формат картона или плотный лист бумаги, на который наклеиваются или накладываются, рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Используя коллаж, мы выполняем следующие задачи:
  • Закрепление различных методов запоминания.
  • Развитие фотографической памяти.
  • Расширение словарного запаса, образного восприятия, умение говорить, рассказывать.
  • Обучающая задача, т.к. в коллаж вмещают различную информацию.

Также используем игры и игровые упражнения, так называемые «кроки». Напомню, что это различные чертежи, схемы, наброски, зарисовки.

Например:

Упражнение «Чтение письма по рисунку» — дети получают письмо -схему, которое они должны расшифровать. («Письмо весне»)

Игры:

 «Цепочка слов»,

 «Кто больше запомнит слов»

«10 слов» и т.п.

 Зарисовка слов дает возможность развивать воображение, мышление, творческие способности детей, способствует запоминанию слов, заставляет думать. Таким образом, у детей получается цепочка рисунков, по которой они легко вспомнят все слова. Эту игру можно усложнить, предложив детям закрыть свои подсказки, и вспомнить, что было нарисовано, а еще можно вспомнить и воспроизвести наброски по памяти на другом листочке.

  • метод, использующий образное мышление (эйдетизм или эйдотехника-«живая» память, искусство создания образов для эффективного запоминания.) Этот способ основан на предположении о том, что существует эйдетическая память, т.е. есть люди, которые могут один раз посмотреть на такую таблицу, закрыть глаза (или перевести взгляд на однотонную поверхность) и считать информацию прямо из своего воображения. Предполагается, что информация может быть сохранена какое-то время мозгом, как фотография. Этот метод состоит из следующих этапов:
  • Ребенок «переносится» в какую либо воображаемую ситуацию.
  • Совершает в воображаемой ситуации «осмотр» пространства.
  • Ребенок рассказывает о местонахождении различных объектов.
  • «Возвращаясь» из воображаемой ситуации, ребенок все увиденное

зарисовывает.

Очень хорошо использовать этот метод не только для развития памяти, но и для развития воображения, фантазии.

Например: 

«Давайте отправимся покататься на облаках»,

 «Путешествие в сказочный лес» и т.д.

Игра «Развесим и соберём слова» (дети вместе с воспитателем обходят группу или участок «достают» из корзинки или коробочки слова и «развешивают  слова- украшения», через некоторое время проходят снова и собирают их обратно в корзинку или коробочку .  Можно собирать слова-украшения, начиная с первого или с последнего слова.)

  • метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»). Он заключается в том, что, слова связываются одно с другим в небольшой смешной рассказ или сказку. Причём связываются слова 1-ое со 2-м, 2-ое с 3-им и т.д. , не перескакивая. В такой игре дети быстро запоминают цепочку слов.
  • метод трансформации (превращения). Этот метод развивает не только память, но и логическое мышление, т. к. основывается на умении устанавливать причинно-следственные связи. Слова, как бы вытекают одно из другого, между ними существует что то общее, то, что их связывает.

Например:

Игра «Логические цепочки» (дождь – душ – лейка – чайник – Буратино – дерево – гнездо – птица – самолёт – машина)

Игры со спичками или палочками.

В-третьих, нужно научить детей управлять своим вниманием, сделать его «послушным». Это значит, что через игры, игровые упражнения, тренинги развиваем у детей произвольный вид внимания и такие его свойства, как устойчивость, распределение и переключение внимания.

Для решения этих задач можно использовать такие упражнения и задания, как:

  • «Найди отличия»
  • «Что изменилось»
  •  «Не зевай»
  • «Запрещённое движение»
  • «Рассеянный художник»
  • «Лабиринты»
  • «Найди и вычеркни» (таблицы) и другие.

   Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого  к сложному. Её можно разделить на три этапа. 

I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

Например:  ёлочка (какая?)                                        колючая

                C:Program FilesMicrosoft OfficeMEDIAOFFICE14AutoShapBD18253_.wmf                    Веселые картинки для детей. Обои для рабочего стола с персонажами мультфильмов и детских книг          Нарисованный жик картинки - Журнал авто

В старшем возрасте, когда  дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами. Я обычно предлагаю детям помочь мне «спрятать» какое-либо слово в картинку.

Например: как мне нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».

Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа

  • «Подскажи словечко»,
  •  «Найди пару»
  • «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст
  • «Скажи наоборот» (антонимы) – старший  дошкольный возраст

II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов.

Например: при описании предметов детям предлагаются символы  для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.  

    На этом же этапе  учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.  

Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

                              Что такое мнемотаблица?

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.  

Мнемотаблицы-схемы можно использовать:

  • для ознакомления детей с окружающим миром
  • при заучивании стихов
  • при пересказах художественной литературы
  • при обучении составлению рассказов
  • при отгадывании и загадывании загадок
  • для обогащения словарного запаса
  • при обучении составу числа
  • при воспитании культурно-гигиенических навыков
  • при воспитании навыков самообслуживания
  • при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности

  Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

  • чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.  
  • быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
  • соответствовать уровню развития детей.

   На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.

Мнемотаблицы бывают двух видов:

  1. обучающие — содержат познавательный материал.
  2. развивающие — содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

Например: Обучающая  мнемотаблица  «Квадрат»                                                                  

                     (по развитию математических представлений)  

1.            — квадрат – это четырёхугольник                                                                                                                                                                                                                                                                

2. 4 — у квадрата четыре угла и четыре стороны                                  

3.         — углы

4. │ —  стороны

  

5.      — прямоугольник, тоже четырёхугольник

6. 2 — у прямоугольника парные стороны равны   

7.    –  —  у    квадрата все стороны равны

8. К – квадрат

9.    лист в клетку: клетки – это квадраты

                            Как работать с мнемотаблицей.

Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.

Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е.  информация группируется (рациотехника).

Этап 2: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (мнемо эйдотехника).

Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания.

Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок.

Разбор таблицы происходит 1-2 минуты

Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем  мнемотаблица убирается  и дети воспроизводят её графически по памяти.  

Чем отличается мнемотехника от других технологий.

  • Интегративностью — образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.
  • Экономичностью — используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат.
  • Процессуальностью — развитие ребенка рассматривается как процесс;
  • Здоровьесбережением — реализуются исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.
  • Универсальностью — может использоваться  любым педагогом и родителями.       

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.

Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.  

Консультация для родителей «Разучивание стихотворений с помощью мнемотехники»

Кристина Киреева 
Консультация для родителей «Разучивание стихотворений с помощью мнемотехники»

«Учите ребенка каким — нибудь

неизвестным ему пяти словам —

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с

картинками, и он их усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка — символ, изображающая действие или предмет, таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

-развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления;

-развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучивания стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Детям младшего дощкольного возраста трудно сразу уловить информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними удобно работать через мнемодорожкиМнемодорожка несет информацию в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения.

В более старшем возрасте для заучивания каждого стихотворения совместно с детьми разрабатываем и составляем мнемотаблицу.

Этапы работы над стихотворением:

1. Мама или папа выразительно читает стихотворение.

2. Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Задает вопросы по содержанию стихотворенияпомогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Приемы мнемотехники приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Консультация для родителей «Разучивание стихотворений с помощью мнемотехники» http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-404797-1472385499.jpg http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-404797-1472385515.jpg

Библиографическое описание:


Якубович, А. И. Особенности словаря синонимов детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / А. И. Якубович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 627-630. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70264/ (дата обращения: 05.05.2023).



В данной статье рассматриваются особенности развития словаря синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представлены результаты исследования уровня сформированности словаря синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, словарь синонимов, дети старшего дошкольного возраста.

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с общим недоразвитием речи (ОНР). У детей дошкольного возраста с ОНР отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения или недоразвитие. Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в расхождении объёма активного и пассивного словаря, несформированности семантической стороны речи, неточном употреблении слов [3].

Особое место в лексической системе занимают синонимы, представляющие собой основные типы парадигматических отношений. Употребление синонимов придает точности и яркости речи. Большинство авторов (Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова [4], В. А. Гончарова [1] и др.) отмечают значительные трудности у детей с ОНР при употреблении синонимов.

На основе методик изучения уровня словарного запаса детей О. Е. Грибовой, Т. П. Бессоновой [2], М. А. Поваляевой [5], И. А. Смирновой [6] была разработана методика для исследования синонимии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Данная методика включает 3 блока. Первый блок — выявление объема активного (пассивного) предметного словаря. Второй блок — исследование объема активного (пассивного) словарного запаса. Упражнения по ходу теста имели усложненные элементы для наиболее точного оценивания умений детей. Третий блок — исследование синонимии, который включал в себя в качестве материала существительные, прилагательные и глаголы.

Исследование экспериментальной и контрольной групп осуществлялось с 24.02. по 20.03.2020 года в дошкольном учреждении образования «Ясли-сад № 551 г. Минска».

В эксперименте участвовало 20 детей, имеющих в логопедическом заключении «Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития)» при различных речевых нарушениях (экспериментальная группа) и 20 детей с нормальным речевым развитием (НРР) (контрольная группа). Возраст детей составлял 5–7 лет. У всех детей были сохранны слух, зрение, интеллект, все дети были достаточно контактны.

Целью данного исследования являлось изучение особенностей развития словаря синонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития).

При выполнении 1 блока заданий, направленного на выявление объема активного (пассивного) предметного словаря, у детей старшего дошкольного возраста отмечались наименьшие трудности (по сравнению с последующими сериями), свидетельствующие о достаточном объеме активного (пассивного) предметного словаря. Данные результаты можно объяснить тем, что уже младшем дошкольном возрасте происходит активное накопление предметного словаря на коррекционных занятиях.

Оценивая неверно выполненные задания блока, можно определить типологию ошибок непосредственно для первого блока:

  1. Смешение слов путем объединения их в одно родовое понятие («чайник» — «сахарница»).
  2. Наряду со смешением слов по родовидовым отношениям наблюдаются и замены слов на основе других семантических признаков: смешение слов по признаку функционального назначения («тарелка» — «миска», «блюдце» — «тарелка»); замены слов по внешнему сходству («редиска» — «свекла», «калитка» — «дверца», «кресло» — «диван»); замены слов, обозначающих предметы, объединенных общностью ситуации («витрина» — «магазин»); смешения слов, обозначающих часть и целое («локоть» — «рука», «колено» — «нога», «ладонь» — «рука»); использование словосочетаний в процессе поиска слова («половник» — чтобы суп мешать, «торшер» — чтобы светить, «клумба» — копают землю).

На основании данных, полученных при проведении 2 блока заданий, было определено: у детей старшего дошкольного возраста с ОНР существуют отличия от их сверстников с НРР в словаре прилагательных и глаголов.

Подводя итог по заданиям можно отметить, что словарь прилагательных детей с ОНР имеет следующие особенности: значительно ниже уровень сформированности словаря прилагательных в сравнении с детьми с НРР; преимущественно используются качественные прилагательные (злая, добрая, большая, маленькая, белая, черная, смелый, умный и др.); в связи с трудностью актуализации слова подключают жесты и мимику; поиск нужного слова, подбор наиболее часто употребляемого признака предмета; в большинстве случаев старшие дошкольники с ОНР подбирали по одному слову-признаку; наблюдались трудности согласования существительного с прилагательным (красный машина, злой собака и др.).

Словарь глаголов детей старшего дошкольного возраста с ОНР отличается следующими особенностями: нередко, правильно показывая на картинках названные действия, в самостоятельной речи их смешивают; многие дети не могли подобрать глагол и заменяли его описанием функционального значения предмета (для того, чтобы летать; для того, чтобы перевозить); при обозначении действий животных пытались передать внешние признаки животных, изображали его или просто отказывались от выполнения; особые трудности были у детей при подборе глаголов «лает», «воет», «рычит», «ржёт»; поиск нужного слова, подбор наиболее часто употребляемого действия предмета; в большинстве случаев старшие дошкольники подбирали по одному-два слова-действия.

Также отмечалось, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР лучше ориентируются в характеристиках предметов, когда имеют возможность видеть предмет, а не только слышать его название.

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что объем активного словаря ограничен. Большую часть лексического строя речи составляет номинативный словарь, за ним следует глагольный. И хуже всего развит атрибутивный словарь.

Выполнение 3 блока заданий позволило выявить уровень сформированности семантической структуры слова, закономерности формирования синонимических связей, специфические особенности их развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР и НРР выявлены как общие, так и специфические закономерности в усвоении синонимии.

Специфические особенности, характерные для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, заключаются в следующем: в трудности выделения существенных дифференциальных семантических признаков, на основе которых противопоставляется значение слов; в недоразвитии мыслительных операций сравнения и обобщения, в недостаточной активности процесса поиска слов, большем количестве затрачиваемого времени; в несформированности семантических полей внутри лексической системы языка, ограниченности объёма словаря всех знаменательных частей речи.

К специфическим ошибкам у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при исследовании словаря синонимов можно отнести такие виды ошибок: использование семантических близких слов другой части речи (плакать — грустный; веселый — веселиться), называние форм исходного слова или родственных слов (нежный — нежно); повторение слова-стимула (забавный — забавный, зной — зной); употребляют слова, противоположные по значению, иногда повторение исходного слова с частицей не (веселый — грустный; смеяться — не смеяться; плакать — не плакать); употребление семантически близких слов, часто ситуативно сходных (бежать — идти быстро; зной — лето); преобладающим проявлением затруднения был отказ от ответов.

Исходя из этого, можно сделать следующие выводы: на успешность выполнения третьего блока заданий повлиял ограниченный словарный запас детей старшего дошкольного возраста; у детей наблюдаются трудности в организации семантических полей: не возникают ассоциации по типу синонимов.

Необходимо отметить, что у детей с НРР неверные ответы в большей степени носили ошибочный характер, тогда как у детей с ОНР специфические ошибки были представлены достаточно широко.

Анализ имеющихся данных показал, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР имеются специфические ошибки при выполнении заданий, направленных на установление уровня сформированности словаря синонимов, имеют стойкий характер и являются компонентом структуры речевого нарушения.

Таким образом, проведенное исследование детей старшего дошкольного возраста с ОНР свидетельствует о том, что у данной категории детей в значительной мере уровень сформированности словаря синонимов снижен по сравнению со сверстниками с НРР.

Литература:

  1. Гончарова, В. А. Специфика овладения антонимией и синонимией детьми с нарушенным речевым развитием / В. А. Гончарова // Шк. логопед. — 2006. — № 1. — С. 3–10.
  2. Грибова, О. Е., Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас и грамматический строй: учеб. пособие / О. Е. Грибова, Т. П. Бессонова. — М.: Аркти, 1999. — Ч. 2. — 64 с.
  3. Кондратенко, И. Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод. пособие / И. Ю. Кондратенко. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 224 с.
  4. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя речи) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — СПб.: Союз, 1999. — 160 с.
  5. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. — 7-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 448 с.
  6. Смирнова, И. А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи / И. А. Смирнова. — СПб.: Детство — Пресс, 2010. — 48 с.

Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, ребенок, Общее недоразвитие речи, III, предметный словарь, словарь синонимов, блок заданий, контрольная группа, нужное слово, речевое развитие.

Игры

на обогащение

 и активизацию речи дошкольников

синонимами и антонимами

                                                                                                                               
                                                                                                                                                                                                                                                                                   
«Все наоборот»

Цель игры: учить
детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.

Материал. Две
обезьянки (игрушки).

Ход игры.

Сегодня мы поиграем в
упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две
дочери. Старшую звали Послушница, младшую — Упрямица. Упрямица любила все
делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если
сестра закроет дверь, Упрямица….. (интонацией незавершенности воспитатель
стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет… (унесет), пришьет…
(оторвет),  вычистит… (испачкает), замолчит…  (заговорит), повесит…
(снимет) и т.д.

«Говори наоборот»

Цель: развитие
мышления, активизация словарного запаса.

Ход игры.

Ведущий кидает мяч
ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с
противоположным значением:

веселый — грустный

быстрый — медленный

красивый —
безобразный

пустой
— полный

худой — толстый

умный — глупый

трудолюбивый —
ленивый

тяжелый — легкий

трусливый — храбрый

твердый — мягкий

светлый — темный

длинный — короткий

высокий — низкий

острый — тупой

горячий — холодный

больной — здоровый

широкий – узкий

«Я начну, а ты
закончи»

Цель: учить детей
составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным
значением; развивать умение быстро находить точное слово.

Воспитатель начинает
предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение,
употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения.

 — Мальчик сначала
подошел к дому, а потом…  (отошел). Утром ребята пришли в детский сад, а
вечером…  (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он…  (вышел). Ребята
побежали по правой стороне, а потом…  (перебежали) на левую. Дети играли в
прятки. Они забежали за дом, спрятались, но вскоре они …  (выбежали).

 

«Скажи похоже»

Цель: учить детей
подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и
прилагательным.

Ход игры.

1. Воспитатель
передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя
синоним к глаголу.

 —  Думать —
….(размышлять), открыть — ….. (отворить), отыскать — … (найти), зябнуть —
… (мерзнуть), поразить — … (удивить), шалить — … (баловаться), забавлять
— …. (развлекать), прощать — …(извинять), звать — … (приглашать), реветь
— … (плакать), мчаться — … (нестись), вертеться — … (крутиться),
опасаться — … (бояться), бросать — …. (кидать).

2. Затем дети могут
упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным.

 — Этот дом большой,
а этот….  (огромный). Эта одежда старая, а это платье совсем ….
(изношенное). Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем  ….. (мокрое).
Мальчик молчаливый, а девочка ….. (неразговорчивая). Вчера день был теплый, а
сегодня ….. (жаркий).

» Подбери подходящее
слово»

Цель: учить подбирать
антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными
глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и переносное
значение слов.

Ход игры.

Детям предлагаются
многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое
значение. К ним надо подобрать антонимы.

 —  Ручей мелкий, а
речка ….. (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники …..
(крупные).

 —  Кашу варят
густую, а суп …. (жидкий). Лес иногда густой, но иногда … (редкий).

 —  После дождя земля
сырая, а в солнечную погоду …. (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим 
…. (вареный).

В качестве речевого
материала могут использоваться словосочетания:

 — Худое ведро, худое
платье, худой человек.

— Мальчик бежит,
лошадь бежит, вода бежит, время бежит, ручьи бегут.

—  Растет цветок,
растет ребенок, растет дом.

— Жаркий день, жаркая
погода, жаркий спор.

                  «Надо
сказать по-другому»

Цель: учить детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.

   Послушайте
стихотворение:

  «Плакала
Снегурочка, зиму провожая,

   Шла за ней
печальная, всем в лесу чужая.

   Там, где шла и
плакала, трогая березы,

   Выросли
подснежники — Снегурочкины слезы.»

                                                               
Т. Белозерова «Подснежники».

— Вот какие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках
и весне. А какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная)

— К слову печальная
подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невеселая)

— Если Снегурочка
печальная, то какое у нее настроение? (Плохое)

— Послушайте, какие я
назову предложения: «Дождь идет. Снегурочка идет».

— Какое слово
повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идет. Дождь идет ….(льет).
Снегурочка идет …(шагает). Весна идет — как можно сказать по-другому?
(Наступает.) Машина идет …(едет).

      Аналогично даются задания со следующими словосочетаниями:

чистый воздух (свежий
), чистая вода (прозрачная), чистая посуда (вымытая); самолет сел
(приземлился), солнце село (зашло); река бежит (течет,
струится
), мальчик бежит (мчится, несется ).

                            «Найди
другое слово»

Цель: развивать у
детей умение подбирать наиболее точное обозначение к заданной ситуации; учить
подбирать синонимы и антонимы к прилагательным.

— Папа стал делать
детям качели. Миша принес ему веревку. Папа сказал: «Нет, эта веревка не
годится, она оборвется». Папа взял другую веревку: «А вот эта ни за
что не оборвется». Какую веревку взял папа? Как можно про нее сказать?

 — Послушайте два
предложения: «Вова рос крепким мальчиком. Он почувствовал под ногами
крепкий лед».

— Что значит слово
крепкий
? Как можно сказать эти предложения по-другому? Сами придумайте
предложение со словом крепкий.

Аналогично
рассматриваются предложения: » Мальчик дрожит от холода. Зайчишка дрожит
от страха».

«Игра с мячом»

      — Я буду
бросать каждому мяч, называя слово. Вы будите возвращать мне мяч, говоря
противоположное.

  Длинный — …..
короткий, глубокий — …… мелкий, мягкий — ……. твердый, легкий — …..
тяжелый, тонкий — ….толстый, густой — ….. редкий, жидкий, сильный — ……
слабый.

   Говорить — ……
молчать, смешить — ….. довести до слез, разрешить — ….. запретить, падать —
….. вставать, смеяться — …. плакать, зажечь — …. потушить, помогать —
….. мешать

» Веселые автомобили«.

( Подвижная игра со
словами).

Цель: активизация в
речи глаголов движения.

Выезжая, по сигналу,
каждый «автомобильчик» должен сказать глагол движения ( н-р выехал,
уехал, поехал, отъехал, покатился, помчался и т.д.).

Приехав в гараж,
сказать: приехал, подъехал, заехал, прибыл, примчался и т.д.).

 

               «Найди
противоположное слово»

Цель: развивать у
детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.

  — Сахар сладкий, а
лимон …..(кислый). Луна видна ночью, а солнце ….(днем). Огонь
горячий, а лед …..(холодный). Тополь высокий, а шиповник ….. (низкий).
Река широкая, а ручей ….(узкий). Камень тяжелый, а пух ….. (легкий).
Редька горькая, а груша ….. (сладкая).

— Если суп не
горячий, то, значит, какой? (Холодный.) Если в комнате не светло, то в
ней …( темно). Если сумка не тяжелая, то она …. (легкая). Если
нож не тупой, то он ….( острый)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синоним стартового пистолета
  • Синоним старт начало
  • Синоним старости 9 букв
  • Синоним старородящая
  • Синоним старое видео