Синоним средства обучения

Синонимы к словосочетанию «средства обучения»

Прямых синонимов не найдено.

Связанные слова и выражения

  • технология обучения, формы организации обучения, модульное обучение, проблемное обучение, система обучения, программированное обучение, опережающее обучение, средства обучения, методы обучения, процесс обучения
  • младшие школьники
  • электронный учебник
  • эстетическое воспитание
  • мотивация учения
  • проблемно ориентированный
  • монологическая речь
  • коммуникативная компетенция
  • дошкольный возраст
  • выразительное чтение
  • индивидуальная работа
  • конкретные знания
  • подготовительная группа
  • ориентировочная основа действия
  • оценка успеваемости
  • лекционный курс
  • учебная деятельность
  • методические приёмы
  • дидактические игры
  • учебный материал
  • теоретический материал
  • решение задачи
  • музыкальные занятия
  • творческое мышление
  • деятельность педагога
  • грамматический строй

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: агентурный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Связанные слова (по тематикам)

  • Люди: учащийся, преподаватель, ученик, практик, репетитор
  • Места: школа, лицей, колледж, спецшкола, гимназия
  • Предметы: учебник, диплом, методичка, субсидия, деньга
  • Действия: отчисление, обучение, учёба, преподавание, факультатив
  • Абстрактные понятия: метод, пособие, средства, методика, спецкурс

Ассоциации к слову «средства»

Ассоциации к слову «обучение»

Предложения со словосочетанием «средства обучения»

  • Организация приобретения учебной и технической литературы, технических средств обучения, методических и наглядных пособий.
  • До недавнего времени арсенал средств обучения иностранному языку был сравнительно невелик.
  • Следовательно, целью обучения являются деятельность и действия, а знания становятся средством обучения действиям.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словосочетанием «средства обучения»

  • В назначенный срок их собирают, сгоняют, как скотину, в одно место и начинают обучать солдатским приемам и учениям. Обучают их этому такие же, как они, но только раньше, года два-три назад, обманутые и одичалые люди. Средства обучения: обманы, одурение, пинки, водка. И не проходит года, как душевноздоровые, умные, добрые ребята, становятся такими же дикими существами, как и их учителя.
  • Но я рос один, а для одного матушке изъясниться не хотелось. Поэтому она решилась не нанимать гувернантки, а, в ожидании выхода из института старшей сестры, начать мое обучение с помощью домашних средств.
  • Достоверно говорю тебе, Оська, кроме скорби, не имею средства для обучения твоего, а — должно быть средство, и ты сам ищи его».
  • (все
    цитаты из русской классики)

Сочетаемость слова «средства»

  • денежные средства
    транспортное средство
    основные средства
  • средства массовой информации
    средства производства
    средства связи
  • использование средств
    сбор средств
    часть средств
  • средства позволяют
    средство помогло
    средство подействовало
  • являться средством
    использовать подручные средства
    не иметь средств
  • (полная таблица сочетаемости)

Сочетаемость слова «обучение»

  • школьное обучение
    профессиональное обучение
    специальное обучение
  • обучение детей
    обучение языку
    обучение людей
  • процесс обучения
    курс обучения
    программа обучения
  • обучение закончилось
    обучение началось
    обучение продолжилось
  • пройти обучение
    продолжить обучение
    закончить обучение
  • (полная таблица сочетаемости)

Какими бывают «средства обучения»

Значение словосочетания «средства обучения»

  • Сре́дства обуче́ния — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. (Википедия)

    Все значения словосочетания СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Афоризмы русских писателей со словом «средства»

  • Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром.
  • Старость, скромные средства и красные подслеповатые глаза не создают в любви благоприятную ситуацию.
  • При оценке любой партии важны не одни конечные цели, но и средства и пути их достижения… Хорошие, правильные средства, основанные на хороших началах, возвышающие человека, могут сами по себе привести к хорошим целям, а одни цели, без правильных средств, — остаются в лучшем случае в воздухе.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Средство обучения

Средство обучения

А/ЗБУКА, буква/рь.

    Средство начального обучения грамоте – книга, в которой в специальном порядке расположены изучаемые буквы, слоги, простые тексты.

    УЧЕ/БНИК, курс, посо/бие, руково/дство, самоучи/тель.

    Средство обучения какой-либо дисциплине, учебному предмету – книга, в которой систематически излагается материал в определённой области знаний.

Словарь синонимов русского языка. — М.: АСТ, Астрель.
.
2011.

Смотреть что такое «Средство обучения» в других словарях:

  • текст как средство обучения — Текст как единица обучения, оставаясь формой коммуникации, подчиняется целям и задачам языкового образования и воспитания учащихся, включения их в процесс сотворчества в соответствии с методикой коммуникативного обучения языку. Диалогическое… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • текст как средство обучения —   Текст как единица обучения, оставаясь формой коммуникации, подчиняется целям и задачам языкового образования и воспитания учащихся, включения их в процесс сотворчества в соответствии с методикой коммуникативного обучения языку. Диалогическое… …   Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

  • ТСО (техническое средство обучения) — обучающий лингвистический автомат, т.е. система, в которую помимо самой ЭВМ включаются: магнитная запись, воспроизведение изображения и звука, электронно лучевая техника, световое перо, трансляторы, телетайпы, экранные пульты и другая техника,… …   Толковый переводоведческий словарь

  • КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ — в узком смысле применение компьютера как средства обучения, в широком многоцелевое использование компьютера в уч. процессе. Компьютер является одним из компонентов информац. технологии, поэтому вместо термина «К. о.» часто используют в том же… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ — ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ. Средство обучения и инструктивно методический документ, определяющий содержание и объем знаний, навыков, умений, подлежащих усвоению, а также содержание разделов и тем с распределением их по годам обучения. Создается на основе …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ — (франц. differentiation, от лат. differen tia разница), форма организации уч. деятельности школьников ср. и старшего возраста, при к рой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности. Осуществление Д. о. не снижает общего… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ — (ТСО), средства обучения, состоящие из экранно звуковых носителей уч. информации и аппаратуры, с помощью к рой проявляется эта информация. Экранно звуковые средства (ЭЗС). подразделяют на звуковые (ауди тивные) грамзаписи, магнитные записи уч.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Технические средства обучения (ТСО) —     средства обучения, состоящие из экранно звуковых носителей учебной информации и аппаратуры, с помощью которой проявляется эта информация. Экранно звуковые средства (ЭЗС) подразделяются на звуковые (аудитивные) грамзаписи, магнитные записи,… …   Педагогический терминологический словарь

  • Активные методы обучения в экстремально-управленческой подготовке руководителей ПОО — Эффективной формой подготовки руководителей к решению задач управления силами и средствами ПОО в экстремальных ситуациях является применение так называемых активных методов обучения – командно штабных учений (КШУ) или штабных тренировок. Все… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Нейролептическое средство — Антипсихотические препараты, или антипсихотики, психотропные препараты, предназначенные в основном для лечения психозов, в частности различных видов шизофрении, а также невротических, аффективных, диссомнических и других расстройств. Ранее они… …   Википедия

На букву С Со слова «средства»

Фраза «средства обучения»

Фраза состоит из двух слов и 16 букв без пробелов.

  • Какими бывают
  • Синонимы к фразе
  • Написание фразы наоборот
  • Написание фразы в транслите
  • Написание фразы шрифтом Брайля
  • Передача фразы на азбуке Морзе
  • Произношение фразы на дактильной азбуке
  • Остальные фразы со слова «средства»
  • Остальные фразы из 2 слов

Видео Современные средства обучения (автор: IT-обучение)04:47

Современные средства обучения

Видео Методы и средства обучения в коррекционном классе (автор: Образовательный канал)19:55

Методы и средства обучения в коррекционном классе

Видео Технические средства обучения в образовательном процессе (УЛК№12, ул. Звездная, 2б) (автор: Официальный канал ОмГТУ)03:07

Технические средства обучения в образовательном процессе (УЛК№12, ул. Звездная, 2б)

Видео Разумова Л.П. Педагогика. Л4. Методы обучения (автор: КГПУ)08:16

Разумова Л.П. Педагогика. Л4. Методы обучения

Видео Вебинар "Методы, приёмы и средства обучения. Часть 4-ая: «Активные и интерактивные методы..." (автор: База Знаний)30:00

Вебинар «Методы, приёмы и средства обучения. Часть 4-ая: «Активные и интерактивные методы…»

Видео НЕ ТОРГУЙ ПОКА НЕ ПОСМОТРИШЬ. ГЕНИАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ . КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ НА БИНАРНЫХ ОПЦИОНАХ. ИНТРЕЙД (автор: Chers Trade)32:42

НЕ ТОРГУЙ ПОКА НЕ ПОСМОТРИШЬ. ГЕНИАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ . КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ НА БИНАРНЫХ ОПЦИОНАХ. ИНТРЕЙД

Какими бывают средства обучения

Какие слова в именительном падеже характеризуют эту фразу.

+ технические −

+ новые −

+ современные −

+ вспомогательные −

+ различные −

+ материальные −

Ваш вариант добавлен!

Синонимы к фразе «средства обучения»

Какие близкие по смыслу слова и фразы, а также похожие выражения существуют. Как можно написать по-другому или сказать другими словами.

Фразы

  • + выразительное чтение −
  • + грамматический строй −
  • + деятельность педагога −
  • + дидактические игры −
  • + дошкольный возраст −
  • + индивидуальная работа −
  • + коммуникативная компетенция −
  • + конкретные знания −
  • + лекционный курс −
  • + методические приёмы −
  • + методы обучения −
  • + младшие школьники −
  • + модульное обучение −
  • + монологическая речь −
  • + мотивация учения −
  • + музыкальные занятия −
  • + опережающее обучение −
  • + ориентировочная основа действия −
  • + оценка успеваемости −
  • + подготовительная группа −
  • + проблемно ориентированный −
  • + проблемное обучение −
  • + программированное обучение −
  • + процесс обучения −

Ваш синоним добавлен!

Написание фразы «средства обучения» наоборот

Как эта фраза пишется в обратной последовательности.

яинечубо автсдерс 😀

Написание фразы «средства обучения» в транслите

Как эта фраза пишется в транслитерации.

в грузинской🇬🇪 სრედსთვა ობუჩენია

в латинской🇬🇧 sredstva obuchenia

Как эта фраза пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN

xn--80adfd8cfdi xn--90aijtc5a2a1e

Как эта фраза пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.

chtlcndfj,extybz

Написание фразы «средства обучения» шрифтом Брайля

Как эта фраза пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.

⠎⠗⠑⠙⠎⠞⠺⠁⠀⠕⠃⠥⠟⠑⠝⠊⠫

Передача фразы «средства обучения» на азбуке Морзе

Как эта фраза передаётся на морзянке.

⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – – ⋅ – – – – – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – – – – ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ –

Произношение фразы «средства обучения» на дактильной азбуке

Как эта фраза произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).

Передача фразы «средства обучения» семафорной азбукой

Как эта фраза передаётся флажковой сигнализацией.

epczerbnghumcadw

Остальные фразы со слова «средства»

Какие ещё фразы начинаются с этого слова.

  • средства автоматизации
  • средства банка
  • средства безопасности
  • средства борьбы
  • средства бытовой химии
  • средства ведения войны
  • средства вкладчиков
  • средства власти
  • средства влияния
  • средства воздействия
  • средства воздушного нападения
  • средства вооружения
  • средства воспитания
  • средства выживания
  • средства выражения
  • средства выразительности
  • средства вычислительной техники
  • средства гигиены
  • средства государства
  • средства граждан
  • средства деятельности
  • средства для наркоза
  • средства доказывания
  • средства доставки

Ваша фраза добавлена!

Остальные фразы из 2 слов

Какие ещё фразы состоят из такого же количества слов.

  • а вдобавок
  • а вдруг
  • а ведь
  • а вот
  • а если
  • а ещё
  • а именно
  • а капелла
  • а каторга
  • а ну-ка
  • а приятно
  • а также
  • а там
  • а то
  • аа говорит
  • аа отвечает
  • аа рассказывает
  • ааронов жезл
  • аароново благословение
  • аароново согласие
  • аб ово
  • абажур лампы
  • абазинская аристократия
  • абазинская литература

Комментарии

@idym 02.01.2020 18:47

Что значит фраза «средства обучения»? Как это понять?..

Ответить

@eugbnne 06.09.2022 01:37

1

×

Здравствуйте!

У вас есть вопрос или вам нужна помощь?

Спасибо, ваш вопрос принят.

Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Транслит Пьюникод Шрифт Брайля Азбука Морзе Дактильная азбука Семафорная азбука

Палиндромы Сантана

Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.

Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.

По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.

Обратимся сначала к определениям понятий «средства» и «инструменты». В толковых словарях приводятся следующие определения рассматриваемых понятий.

Средство – это: 1) прием, способ действий для достижения чего-нибудь; 2) предмет, приспособление (или совокупность их), необходимое для осуществления какой-нибудь деятельности [4].

Средство – это: 1) прием, способ действия для достижения чего-нибудь; 2) орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь деятельности [5].

Инструмент – это: 1) ручное орудие для производства каких-нибудь работ; 2) совокупность ручных орудий в какой-нибудь специальности [4].

Помимо основного определения, которое созвучно определению, данному в словаре Д.Н Ушакова, в словаре С.И. Ожегова предлагается еще такое значение: инструмент – это [в переносном смысле] средство, способ, применяемый для достижения чего-нибудь и познания [5].

Рассмотрим подходы к определению понятия «средства обучения» в педагогических словарях. Так, например, в «Педагогическом словаре» Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова [2] предлагается определение такого понятия, как «средства педагогические», к которым относятся средства педагогические программные и технические средства обучения (ТСО).

Средства педагогические – это материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание. Средства педагогические программные – пакеты прикладных программ для использования в процессе обучения по различным предметам. Технические средства обучения – устройства и приборы, служащие для усовершенствования педагогического процесса, повышения эффективности и качества обучения путем демонстрации аудиовизуальных средств [2, с. 142].

В «Педагогическом энциклопедическом словаре» дается такое определение: средства обучения – обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К средствам обучения относят различные материальные объекты, в т.ч. искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. Термину «средства обучения» соответствуют эквиваленты: «учебное оборудование», «учебно-наглядные и учебные пособия», «дидактические средства». Группа технических средств обучения составляет особую группу средств обучения, к которой относят также средства новых информационных технологий – компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео; средства медиаобразования, учебное оборудование на базе электронной техники и др. [3, с. 278-279].

 Стоит отметить, что с появлением такой формы обучения как онлайн, наряду с традиционной (офлайн) формой обучения, средства обучения для разных форм (онлайн и офлайн) обучения применяются разные. Понятно, что термин «инструменты» [обучения] используется в переносном смысле и рассматривается как синоним понятия «средства обучения». В педагогических словарях вообще отсутствует такое понятие, как «инструменты обучения».

Но в связи со стремительным развитием (особенно в современной ситуации) такой формы обучения как дистанционная (или онлайн-обучение) в обиход все больше входит понятие «инструменты обучения».

Часть авторов, указывает на равнозначность категорий «средства», «инструменты» и «ресурсы» в условиях реализации цифрового обучения. При этом предлагается пользоваться таким понятием, как «цифровые инструменты», под которыми понимаются организационные, технические, программные и информационные продукты, используемые в процессе цифрового обучения [1, с. 36]. 

Итак, в основном с появлением электронного обучения стало использоваться понятие «инструменты обучения». Под такими инструментами обучения обычно понимается использование программного обеспечения в учебных целях.

Некоторые авторы увлекаются заменой слов, «красивым» звучанием и понятие «инструменты» не всегда может использоваться корректно.

На взгляд авторов статьи примером не совсем удачного использования понятия «инструменты» может быть название дисциплины «Бухгалтерский учет и оценка финансовых инструментов».

С целью изучения мнения педагогов относительно рассматриваемых понятий был проведен мини-опрос, в котором приняли участие 25 респондентов. Из 25 опрошенных 7 человек – мужчины, 18 человек – женщины в возрастной категории от 21 года и старше 80 лет. Больше всего человек оказалось в возрастной категории от 46 до 80 лет (10 респондентов). По «сфере» реализации своей педагогической деятельности участники опроса распределились следующим образом: учитель в школе – 6 человек, преподаватель СПО – 3 человека и преподаватель ВУЗа – 16 человек.

На вопрос «Как Вы считаете: «средства обучения» и «инструменты обучения» – это синонимичные понятия?» большинство опрошенных (14 человек) ответили положительно (рисунок).

На второй вопрос: «Что вы относите к средствам обучения?» были получены разнообразные ответы: печатные, электронные образовательные ресурсы, аудиовизуальные, наглядные плоскостные, демонстрационные и словесные средства, учебные приборы, тренажёры и спортивное оборудование, учебная техника, наглядный материал и т.д.

Педагогами была указана также такая группа средств, как средства, автоматизирующие процесс обучения, к которым можно отнести лингвистические кабинеты, компьютеры и компьютерные классы, информационные системы, телекоммуникационные сети.

Рис. Распределение ответов на вопрос о тождественности понятий «средства обучения» и «инструменты обучения»

То есть в основном участники опроса согласились с таким существующим определением средств обучения как всех объектов, созданных человеком, а также предметов естественной природы, используемых в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

На вопрос: «Что, на ваш взгляд, является инструментом обучения?» также получился широкий разброс мнений: указывали практически то же самое, что и в средствах обучения, но с добавлением ответа «сами инструменты, т.е. доска, техника и т.д.».

Таким образом, можно сделать вывод, что для современных педагогов при использовании понятий «средства обучения» и «инструменты обучения» как взаимозаменяемых (синонимичных), произошло, так называемое, условное разделение средств и инструментов обучения в соответствии с используемой формой обучения: для офлайн-обучения больше подходит такой термин, как «средства обучения», для онлайн-обучения – «инструменты обучения» («цифровые инструменты обучения»).

СРЕ́ДСТВА ОБУЧЕ́НИЯ.

Базисная категория методики; комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя по обучению языку и деятельностью учащихся по овладению языком. С. о. облегчают овладение языком и делают его более эффективным.

В структурном отношении выделяются:

a) С. о. для преподавателя (государственный образовательный стандарт, программа по иностранному языку, книга для преподавателя, методические пособия, справочная и научная литература);

б) С. о. для учащихся (учебник, книга для чтения, сборник упражнений, вводно-фонетический курс, пособия по развитию речи, справочник по языку, словари и др.). Существуют также две группы С. о., в одинаковой степени адресуемые и преподавателю, и учащимся: аудиовизуальные средства обучения (аудитивные, визуальные, аудиовизуальные) и технические средства обучения (звукотехнические, светотехнические, звукосветотехнические). С. о. образуют, как правило, типовой учебный комплекс, предназначенный для работы с конкретным контингентом учащихся и рассчитанный на определенный профиль обучения. Обязательными компонентами комплекса считаются учебник, книга для учителя, аудиовизуальное приложение, в то время как другие компоненты призваны конкретизировать и дополнять содержание учебника, не выходя за пределы зафиксированного в программе учебного материала.

————————————

авмо, авсо, автоматизация, автоматизация обучения, автоматизированная обучающая система (аос), автоматическая обработка текста, автоматический перевод, авторские компьютерные системы, адаптивная обучающая машина, адаптивная обучающая программа, адаптивность, аос, аппликация, аудиовизуальные средства обучения (авсо), аудиовизуальные технические средства обучения, аудиоматериалы, аудитивные средства обучения, аутентичные материалы, банк заданий, библиотека электронная, букварь, веб-сайт учебный, взаимодействие «человек — компьютер», видеограмма, видеоконференция, видеокурс, видеофонограмма, видеофрагмент, видеохрестоматия, визуальные наглядные пособия, визуальные опоры, визуальные технические средства обучения, виртуальная аудитория, виртуальная образовательная среда, виртуальная реальность, виртуальная языковая среда, внешняя наглядность, внутренняя наглядность, вычислительная машина электронная, гипермедиа, государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному, государственный стандарт общего образования, грамматики ортологические, графическая наглядность, графопроектор, деловая игра, диалогический текст, диапозитив, диапроектор, диаскоп, диафильм, дидактическая игра, динамическая наглядность, дистантное обучение, дистанционное обучение, дистанционный курс, европейский языковой портфель, задание лабораторное, закрепление, замкнутая система телевидения, занимательность, запечатление, заучивание, звукозапись, звукосветотехнические средства обучения, звукотехнические средства обучения, зона ближайшего развития, зрительная наглядность, игра, игра деловая, игра обучающая, игра ролевая, игровая терапия, идентификация, идеограмма, изложение, иллюстрация, инженерная психология, интеллект, интерактивная доска, интерактивные средства обучения, интерактивный режим, интернет, интернет-конференция, интернет-общение, интернет-технологии, интерфейс, информационно-коммуникационные технологии, информационные ресурсы, информационные технологии, кабинет технических средств обучения (ктсо), кадр, кадр учебный, картинные словари, кейс, кинокольцовка, кинопроектор, кинофрагмент, кинохрестоматия, класс лингафонный, классная доска, книга для преподавателя, книга для учащегося, книга для чтения, кодоскоп, комментарий, коммуникативные игры, компакт-диск, комплекс учебный, комплекс учебных пособий, компьютер, компьютер персональный, компьютерная графика, компьютерная игра, компьютерная мультимедийная презентация, компьютерная программа-оболочка, компьютерные учебные программы, компьютерный учебный курс, концертный сеанс, курс дистанционный, лаборатория технических средств обучения, лингафонный кабинет, лингафонный класс, лингвистические словари, линейная программа, магнитофон, материал раздаточный, материал учебный, машина обучающая, машинный перевод, медиатека, методическая разработка, мнемоническая наглядность, мультимедиа, мультимедийная презентация, мультимедийные технологии, мультипликация, наглядная семантизация, наглядность, наглядность внешняя, наглядность внутренняя, наглядность графическая, наглядность динамическая, наглядность зрительная, наглядность мнемоническая, наглядность неязыковая, наглядность перцептивная, наглядность предметная, наглядность речевая, наглядность языковая, наглядные пособия, наглядные пособия визуальные, неязыковая наглядность, нит, новые информационные технологии (нит), образовательные интернет-технологии, образовательный портал, обучающая игра, обучающая машина, обучающая машина адаптивная, обучающая программа, обучающая система автоматизированная, обучающий алгоритм, оверхед-проектор, опора функциональная, орфографические словари, орфоэпические словари, памятка, паралингвистические средства, персональный компьютер (пк), перцептивная наглядность, пк, портал, портфель учителя иностранного языка, портфель языковой, пособие учебное, пособия наглядные, почта электронная, практикум, предметная наглядность, предметно-изобразительная наглядность, программа линейная, программа обучающая, программа обучения, программа разветвлённая, программирование, программированное обучение, программированные упражнения, программированный учебник, программные оболочки, прогресс научно-технический, проектор, прописи, пульт управления, работа лабораторная, рабочая матрица, радиопередача, разветвленная программа, разговорник, раздаточный материал, разработки, реальность виртуальная, режим общения синхронный, речевая наглядность, ролевая игра, самодиктант, самоучитель, светотехнические средства обучения, семантизация наглядная, сервер, сетевая технология обучения, сетевой курс, система дистанционного обучения, система сетевого дистанционного обучения, система «человек — компьютер», ситуация проблемная, ситуация речевая, ситуация стандартная, слайд, словари иностранных слов, словари картинные, словари лингвистические, словари орфографические, словари орфоэпические, словари правильности русской речи и трудностей русского языка, словари синонимов, словари толковые, словари учебные, словарь электронный, социальные сервисы, списывание, справочник, средства массовой информации, средства наглядности, средства новых информационных технологий, средства обучения, средства обучения аудиовизуальные, средства обучения аудиовизуальные технические, средства обучения аудитивные, средства обучения для преподавателя, средства обучения для учащихся, средства обучения звукосветотехнические, средства обучения звукотехнические, средства обучения светотехнические, средства обучения технические, средства общения, средства общения в интернете, средства общения вербальные, средства общения лингвистические, средства общения невербальные, средства общения речевые, средства общения экстралингвистические, средства учения, суггестивные средства воздействия, таблица, текстовый редактор, телевидение, телевизионный центр, телекоммуникации, телекоммуникационные проекты, телефильм, тетрадь с печатной основой, технические средства обучения (тсо), технические средства обучения визуальные, технологии информационные, технологии информационные новые, типовой учебный комплекс, толковые словари, транспарант, тсо, устный вводный курс, учебная лексикография, учебная письменная речь, учебная практика, учебная среда, учебник, учебник программированный, учебник электронный, учебное кино, учебное пособие, учебные интернет-ресурсы, учебные словари, учебный веб-сайт, учебный кадр, учебный комплекс, учебный комплекс типовой, учебный курс компьютерный, учебный материал, учебный предмет, учебный словарь, файл, фильмоскоп, фильмотека, фланелеграф, флэш-карты, фонограмма, фонотека, фонохрестоматия, форум, функциональная опора, хрестоматия, центр телевизионный, чат, электронная библиотека, электронная вычислительная машина (эвм), электронная доска, электронная педагогика, электронная почта, электронно-вычислительная машина, электронное обучение, электронный переводчик, электронный словарь, электронный учебник, электронный учебный курс, электрофон, эпипроектор, языковой портфель

Значение СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ в Педагогическом энциклопедическом словаре

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

, обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К С.о. относят различные материальные объекты, в т.ч. искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.


Педагогический энциклопедический словарь.
2012

#статьи

  • 1 сен 2022

  • 0

Что такое средства обучения и какие они бывают

Разбираемся в многообразии дидактических средств и их функциях.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Наталья Скорнякова

Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Из этой статьи вы узнаете:

  • что такое средства обучения, как они соотносятся с методами обучения и как их классифицируют;
  • про использование средств обучения: какие функции они выполняют;
  • какой алгоритм помогает в выборе средств обучения и их сочетаний.

С точки зрения дидактики, обучение происходит с помощью методов — организованной деятельности учителя и ученика для достижения цели обучения. Для этой деятельности нужны инструменты, и таковыми выступают средства обучения, или, как их ещё называют, дидактические средства.

Сам термин в учебнике «Педагогика» под редакцией Павла Пидкасистого формулируется так:

«Средство обучения — это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний».

Несколько иную формулировку предлагает Андрей Хуторской в пособии «Современная дидактика»:

«Средства обучения — материальные и идеальные объекты, которые применяются в образовательном процессе в качестве инструментов деятельности педагога и учащихся».

Какова связь между методами и средствами обучения? В учебнике «Педагогика» под редакцией Пидкасистого она прекрасно объясняется через метафору похода: учитель помогает ученику достичь цели обучения — скажем, вершины холма. Методом обучения будет сам путь к этой цели, а дидактическими средствами — компас, карта, снаряжение и указатели на пути, инструкция по технике безопасности, навыки путешественника и знания о погоде, почве, флоре и фауне данной местности.

Одно и то же средство обучения может применяться в разных методах, а один и тот же метод — реализовываться с помощью разных средств. Например, по источнику передачи информации методы делят на словесные, наглядные и практические. Чтение учебника — один из словесных методов обучения, и в нём может применяться как печатное пособие, так и его электронная версия, то есть разные средства. В то же время учебник будет полезен также и в наглядных методах (например, для работы с иллюстрациями, схемами и так далее), и в практических (скажем, для решения задач).

Отдельные средства обучения складываются в систему средств обучения — как пишет Хуторской, это «совокупность предметов учебного оборудования, обладающая целостностью, автономностью и предназначенная для решения образовательных задач».

Для каждого учебного предмета существует рекомендуемая система дидактических средств. Она отражает специфику содержания, методов, форм организации занятий и так далее. Например, для гуманитарных направлений в первую очередь характерны такие средства, как речь и письмо, печатные и электронные книги. А для естественно-научных — натуральные объекты, приборы для измерений и оборудование для экспериментов.

Как и в случае с методами, средства обучения классифицируют по самым разным признакам, поэтому единой общепринятой системы, по сути, не существует. Приведём несколько примеров.

Различные средства обучения ученик и учитель могут применять как совместно, так и по отдельности. Учитель, как правило, использует средства преподавания — например, различные демонстрационные материалы. А ученик работает в первую очередь со средствами учения — скажем, с оборудованием для лабораторного практикума. Некоторые дидактические средства, такие как классная доска, применяют и учитель, и ученики.

Как можно заметить, в определениях термина «средство обучения» упоминаются материальные и идеальные объекты, выступающие в этой роли. Так, в категорию материальных средств входят все предметные объекты и материально-технические условия обучения: учебники и пособия, модели и макеты, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель в них и так далее.

А идеальные средства обучения — это усвоенные ранее знания и умения, которые используются для усвоения новых знаний. Лев Выготский называл такие средства: речь и письмо, схемы и условные обозначения, чертежи, диаграммы. Также к этой группе относятся мнемотехники, алгоритмы решения задач, способы доказательств и многое другое. Опорные конспекты, изобретённые советским учителем Виктором Шаталовым, тоже можно отнести к идеальным средствам обучения.

Эта классификация — одна из самых распространённых в отечественной педагогике. Её автор, советский педагог Сергей Шаповаленко, предлагал делить средства обучения на четыре группы:

  • Натуральные объекты, или оригиналы. К этой категории относят в первую очередь гербарии и образцы горных пород, биологические препараты, реактивы и другие материалы. Также в неё нередко включают лабораторное и прочее оборудование, которое не только служит для демонстрации явлений, проведения исследований и опытов, но и само выступает объектом изучения.
  • Изображения и отображения. В эту группу входят модели, муляжи, иллюстративные материалы (рисунки, картины, фотографии) и экранно-звуковые средства (диафильмы и кинофильмы, радио- и телепередачи, аудио- и видеозаписи).
  • Описания предметов и явлений условными средствами. Эта категория включает в себя схемы и диаграммы, учебники, сборники задач и дидактические материалы — в общем, всё, что описывает объекты и явления словами, знаками и графиками.
  • Технические средства обучения (ТСО). Это особая категория, так как фактически она обозначает устройства, необходимые для использования других средств обучения. Компьютеры, планшеты, интерактивные доски и проекторы — любое техническое оборудование, которое применяется в учебных целях.

Андрей Хуторской в «Современной дидактике» делит актуальные средства обучения на три группы — материальные, электронные и технические.

  • Материальные средства обучения. В этом контексте «материальный» понимается не как противоположность «идеальному», а обозначает более традиционные в сравнении с высокотехнологичными средства. В эту группу входят печатные, наглядные плоские, аудиовизуальные и демонстрационные средства обучения, учебные приборы и оборудование, спортивное оборудование, школьная мебель.
  • Электронные средства обучения. Это средства, созданные с помощью информационных технологий, для использования которых нужны компьютеры или иные электронные устройства. К ним Хуторской относит сайты, онлайн-платформы и мессенджеры, мультимедийные учебники и энциклопедии, цифровые аудио- и видеозаписи, разнообразное программное обеспечение и так далее.
  • Технические средства обучения. Как и в классификации Шаповаленко, под ТСО здесь тоже понимаются устройства, которые применяют для доступа к электронным средствам обучения.

Как указывает Андрей Хуторской, существует ещё немало классификаций средств обучения, в основе которых лежат различные признаки:

  • источник появления: искусственные (картины, учебники, приборы) и естественные (натуральные объекты, коллекции, препараты) средства;
  • отношение к слову: вербальные (речь учителя) и невербальные (музыка, изображения) средства;
  • сложность: простые (образцы, модели, карты) и сложные (компьютеры, компьютерные сети) средства;
  • особенности строения: плоские (карты), объёмные (макеты), смешанные (модель Земли) и виртуальные (мультимедийные программы) средства;
  • характер воздействия: визуальные (учебники, демонстрационные пособия), аудиальные (аудиозаписи) и аудиовизуальные (телепередачи, видеозаписи) средства.

Средства обучения выполняют определённые дидактические функции. Эти функции становятся основой для оценки качества этих средств и эффективности их применения.

Ссылаясь на работы Татьяны Назаровой и Евгении Полат, авторы учебника «Дидактика» Лилия Загрекова и Вера Николина приводят семь взаимосвязанных функций средств обучения, влияющих на учебно-воспитательный процесс.

  • Компенсаторная функция. Средства обучения должны облегчать учебный процесс, обеспечивать достижение образовательной цели с наименьшими затратами времени и сил учителя и учащихся.
  • Адаптивная функция. Она обеспечивает преемственность в подаче учебного материала, помогает ориентироваться на возрастные и иные особенности учащихся. В общем, делать так, чтобы учебный процесс протекал последовательно, а содержание обучения было доступно для учеников.
  • Информативная функция — одна из важнейших, так как средства обучения представляют собой источники знаний и умений, то есть информации в широком смысле.
  • Интегративная функция позволяет рассматривать объект изучения по частям и в целом.
  • Инструментальная функция. Она обеспечивает рациональное и эффективное выполнение разнообразной деятельности учителя и ученика, помогает формировать практические умения и навыки.
  • Интерактивная функция предполагает, что учащийся может активно взаимодействовать со средством обучения, получать и давать обратную связь. Эту функцию выполняют в основном мультимедийные дидактические средства.
  • Мотивационная функция. Она связана с развитием интереса к познанию, эмоциональными переживаниями, которые учащиеся могут испытать, например, при просмотре кинофильма или в картинной галерее.

Также средства обучения играют важную роль в формировании образовательной среды — совокупности условий, в которых происходит воспитание, обучение и развитие человека.

Принято выделять три главных компонента образовательной среды: пространственно-предметный, социальный и технологический (или психодидактический).

Средства обучения напрямую связаны с двумя из этих компонентов. Например, помещения для учёбы, мебель и различное оборудование входят в пространственно-предметный компонент — и влияние этих средств на процесс обучения и поведение учащихся изучали Мария Монтессори, её последователи и многие другие педагоги.

Психодидактический компонент включает в себя содержание и методы обучения. Как мы уже выяснили, методы реализуются с помощью дидактических средств — а значит, их выбор тоже значительно влияет на образовательную среду.

Загрекова и Николина отмечают, что ни одно дидактическое средство само по себе не решит целый комплекс образовательных задач. Поэтому применять их нужно в определённых сочетаниях. Это позволит всесторонне воздействовать на учащихся, поможет им развиваться интеллектуально и эмоционально, формировать практические умения.

Существует алгоритм, который позволяет выбрать наиболее предпочтительные средства обучения для конкретной аудитории и достижения определённой образовательной цели:

  • Проанализировать цели занятия, его содержание и логику подачи материала.
  • Определить, какие главные элементы (например, факты, гипотезы, законы) учащиеся должны усвоить. Выявить среди них те, которые нуждаются в демонстрации предмета, явления или их изображений.
  • Установить, на каком этапе занятия и для какой цели необходимо использовать средства обучения.
  • Отобрать оптимальные дидактические средства и их сочетания, установить их соответствие целям урока.
  • Выбрать методы и приёмы, которые реализуют познавательную деятельность учащихся, сформулировать задания.
  • Проанализировать результаты обучения, достигнутые выбранными средствами и их сочетаниями (возможно, стоит внести коррективы в выбор средств).

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше

Средства обучения

средства обучения

– материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.

См. в других словарях

1.

  — обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К С.о. относят различные материальные объекты, в т.ч. искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. Термину «С.о.» соответствуют эквиваленты: «учебное оборудование», «учебно-наглядные и учебные пособия», «дидактические средства». В России для отдельных учебных курсов приняты различные классификации С.о., однако в основе их лежит систематика, разработанная С.Г. Шаповаленко (Школьное оборудование и кабинетная система, в кн.: Вопросы школоведения, 2 изд., 1982). Особую группу составляют технические средства обучения (ТСО). К этой группе относят также средства новых информационных технологий компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео; средства медиаобразования, учебное оборудование на базе электронной техники и др. Проектированием и созданием С.о. занимаются институты РАО,…

Хрестоматия — педагогический словарь бибилотекаря

2.

  обязательный элемент оснащения уч. кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент уч.-материальной базы школ разл. типов и уровней. К С. о. относят разл. материальные объекты, в т. ч. искусственно созданные специально для уч. целей и вовлекаемые в воспитат.-образоват. процесс в качестве носителей уч. информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. Термину «средства обучения» соответствуют эквиваленты: «уч. оборудование», «уч.-наглядные и уч. пособия», «ди-дактич. средства». Термины «дидактич. техника», «дидактич. материал», «пед. техника», «медиа» имеют более узкое специализиров. содержание и не рекомендуются к применению. В России для отд. уч. курсов приняты разл. классификации С. о., однако в основе их лежит систематика, разработанная С. Г. Шаповаленко (Шк. оборудование и кабинетная система, в кн.: Вопросы школоведения, 19822, с. 183222). С. о. подразделяют на группы. Натуральные объекты (оригиналы). включают образцы и коллекции минералов, горных пород, чучела животных, гербарии, консервированные влажные препараты, микропрепараты, реактивы, материалы и др. К этой группе…

Российская педагогическая энциклопедия

3.

  речь и действия преподавателя, а также любые материальные объекты, используемые преподавателем и субъектом учения при обучении. Под средствами обучения в педагогике понимаются, как правило, вспомогательные материалы и орудия, разнообразное оборудование и реальные объекты, которые позволяют преподавателю более успешно и рационально достигать поставленных целей, решая при этом определенные дидактические задачи. К сожалению, в современной педагогической науке не существует строгой классификации средств обучения. Исходя из этого, рассмотрим подходы, которые предлагаются некоторыми учеными для решения этой проблемы. Польский педагог-исследователь В. Оконь предлагает классифицировать средства обучения в зависимости от нарастания возможности заменять с их помощью действия преподавателя или автоматизировать действия обучающихся. Соответственно он выделяет две группы средств простые и сложные. К простым средствам относятся: во-первых, словесные учебники и другие тексты; во-вторых, простые визуальные средства реальные предметы, модели, картины и пр. К сложным средствам обучения, по его мнению, можно…

Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

4.

  материальные объекты, носители учебной информации и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком и используемые педагогами и учащимися в учебно-воспитательном процессе в качестве инструмента их деятельности. …

Словарь по технологиям обучения

5.

  материальные и природные объекты, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителя учебной информации, организации познавательной деятельности учащихся и управления этой деятельностью. Средства обучения способствуют рациональной организации самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время, активизации процесса обучения и его тесной связи с жизнью; особенно большое значение они имеют при ознакомлении учащихся с новой техникой, технологией, передовыми методами труда. …

Профессиональное образование

6.

  специально разработанные материальные предметы, оборудование, устройства, предназначенные наряду со словом и речью для осуществления процесса обучения. Основные средства обучения: данные человеку природой (речь, мимика, жесты, поза и т. д.); учебная литература и пособия (книги, наглядные пособия, информационные материалы); аудиовизуальные, компьютерные и мультимедиа; дидактические материалы; лабораторное оборудование и др. …

Военная педагогика

7.

  источники получения знаний и формирования умений. Выбор средств обучения определяется особенностями учебного процесса (целями, содержанием, методами и условиями). …

Педагогический глоссарий

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синоним средства контроля
  • Синоним ссылка на документ
  • Синоним средств существования
  • Синоним ссылающийся на
  • Синоним средняя температура