Синоним слова открытый урок

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный момент

Приветственное слово учителя:

— Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

— Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).

Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях

УУД:

личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2

Актуализация знаний

Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их. Все слова языка (лексика). Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология). Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные). Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные). Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). Слова с противоположным лексическим значением (антонимы).

Самостоятельно записывают слова, а затем осуществляют самоанализ и взаимопроверку.

Регулятивные (контроль, коррекция знаний).

3.

Введение в тему

Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца…».

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

— Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

— И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

1.Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись).

2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись).

Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения.

Дети находят синонимы в тексте, определяют их значение.

УУД:

Регулятивные (поиск и выделение информации).

Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения).

Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения).

4.

Определение темы и целей урока.

Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы:

Синонимы – это … (примеры)

Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями.

Роль синонимов в речи…

Формулируют тему и цель урока.

УУД:

Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование).

Познавательные (формулирование проблемы)

5.

Открытие нового знания.

1. Объяснение новой темы.

Что же это за слова «синонимы»?

Постараемся выяснить и дополнить наши знания.

Назовите слова, обозначающие место, где живёт человек.

Учитель показывает слайды, ответы записываются в тетрадях. (Дом, хижина, курень, изба, коттедж, вилла).

Дом — общеупотребительное слово и является стилитически нейтральным синонимом для остальных слов, употребляется в текстах разных стилей.

Хижина — устаревшее слово, коттедж, вилла — заимствованные, пришедшие из другого языка.

— Слова эти одной части речи, обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Эти слова называются синонимами.

ВЫВОД: Синонимы разнообразят нашу речь, делают ее богаче, ярче, выразительнее. Синонимы отличаются оттенками лексического значения.

Дети определяют значение каждого слова, находят различия в значении слов, делают вывод.

Проблемное объяснение нового материала.

УУД:

Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки синонимов.

Познавательные (наблюдение, поиск информации).

2. Работа с текстом учебника.

Посмотрим теперь, как учебник даёт определение синонимов (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов др. Русский язык 5 класс: п. 67, с. 136-137).

Читают теоретический материал в учебнике, делают выводы.

Познавательные (наблюдение, поиск информации).

6.

Закрепление знания

  1. Предлагает выполнить упр. 349 ( по заданию)

Выполняют задание (коллективная работа, по желанию – самостоятельно с последующей самопроверкой).

Предметные

Познавательные (общеучебные действия)

Регулятивные (контроль)

  1. Работа в группах

Упражнение: нахождение синонимов в стихотворениях (работа в группах).

Где мы? Отгадайте

Не море, не земля,

Пароходы не плавают

И ходить нельзя. (Болото).

– На пути топкое болото. Сидит водяной. Он покажет нам путь через болото, если вы правильно найдёте синонимы в стихотворениях (стихотворения записаны на кочках). (Выходят учащиеся от каждой группы и берут кочки)

1-я кочка (1-я группа)

Бураны, вьюги и метели,

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они! –

Так проворчал мороз угрюмый

И речку в лед сковал без шума.

2-я кочка (2-я группа)

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

3-я кочка (3-я группа)

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу страшно простудиться.

Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,

Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

(Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ).

– Почему вы решили, что это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи).

– Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? (существительные, глаголы, прилагательные).

– Что сильнее — метель или буран?

– Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы? (силою ветра)

– Какое слово ещё можно поставить в этом синонимическом ряду? (пурга)

На доске: Загрустить – затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться.

– Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т.к. синонимы являются одной и той же частью речи)

– Подберите глагол-синоним с корнем «печаль» (запечалиться)

Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы?

Разбиваются на группы, выполняют задание, один из группы отвечает

Коммуникативные (умение высказывать и отстаивать свою точку зрения)

Познавательные (поиск информации)

Регуляьтвные (анализ текстов)

  1. Знакомство со «Словарём синонимов русского языка».

Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который начинается со стержневого слова (его еще называют доминантой). Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду.

Рассматривают словари

Познавательные

7.

  1. Знакомство с определением синонимического ряда

Перепишите синонимы в порядке усиления действия:

  • Восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять.

  • Шептать, кричать, сказать, воскликнуть.

Группа синонимов — это синонимический ряд.

Градация — группа синонимов одной и той же части речи, где каждое слово сильнее, выразительнее отражает смысл сказанного.

Выполняют задание, предложенное учителем Самопроверка выполненной работы.

Познавательные:

(использование знако-символических средств)

Регулятивные

(контроль) 

Коммуникативные

(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

8

Физминутка

Игра в мяч. Учитель бросает мяч одному из ребят, он называет синоним к слову, которое произносит учитель.

Приятель-друг

Противник-враг

Шагать-идти

Солдат-воин, боец

Родник-ключ

Доктор-врач

Метель-вьюга, пурга, ураган

Холод-мороз, стужа

Мокрый- сырой, влажный

Вкусный- аппетитный, лакомый.

Играют

Коммуникативные

9

Закрепление знаний (продолжение)

Определение роли синонимов в речи

  1. Редактирование текста. Детям предлагается текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами.

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник. Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый. (Объяснить знаки препинания схемой в последнем предложении) Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создали вы? Сделайте вывод: а для чего нам нужны синонимы? Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок

Работают с текстом, делают выводы

Коммуникативные (постановка вопроса)

Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова)

Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы)

  1. Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже.

1) Партизаны отразили все … противника.

Вся природа ждала … весны.

(атака, наступление)

2) Учитель регулярно проводил … с родителями.

Он оплатил на почте … по телефону.

(беседа, разговор)

3) Из окна открывался красивый … на море.

… в романах Тургенева играет важную роль.

(вид, пейзаж).

Записывают предложения в тетради, вставляя слова в нужном падеже. Проводят взаимопроверку.

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)

Познавательные (постановка и решение проблемы)

Коммуникативные (умение выражать свои мысли)

  1. Соедините линиями синонимы из разных колонок.

Багрянец Своеобразие

Схематизм Высказывание

Несгибаемость Шаблонность

Индивидуальность Стойкость

Текст Скульптор

Абзац Отступ

Ваятель Пурпур

Задание выполняется на доске

Познавательные (постановка и решение проблемы)

Коммуникативные (умение выражать свои мысли)

8.

Контроль усвоения материала

Мини-тест

1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ.

А) состязание

Б) сражаться

В) борьба

2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ?

А) чистоплотный

Б) опрятный

В) аккуратно

3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?

А) добрый – участливый – человеколюбие

Б) лёгкий – воздушный – невесомый

В) молодость – юность — молодеть

Участвуют в тестировании.

Проводят самоанализ и взаимопроверку.

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)

9.

Итог урока

Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке.

Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные (самооценка)

Личностные (самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание)

10.

Рефлексия

Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…

Синонимы – это … (примеры ..)

Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями.

Роль синонимов в речи…

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Познавательные (рефлексия деятельности)

Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Личностные (самоопределение, самооценка)

Коммуникативные

(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

Личностные (адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности)

8.

Домашнее задание

§67, упр. 353

Записывают домашнее задание

Личностные

Цель: предметные: содействовать развитию
умения находить и подбирать синонимы;
планируемые результаты (ууд) личностные:
высказывают своё мнение, подтверждения
аргументами, проявляют уважительное отношение к
одноклассникам и их работам; регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу,
соответствующую этапу обучения; познавательные:
знакомятся со сведениями; коммуникативные:
используют доступные речевые средства для
передачи своего впечатления;

Оборудование: компьютер, проектор, учебник
“Русский язык” С.В. Иванова для 2 класса,
толковый словарь, карточки для самостоятельной
работы, цветные билетики.

Ход урока

1. Оргмомент. — Здравствуйте, ребята! Я буду
читать весёлое стихотворение, а вы хором
повторяйте за мной “ Красный, жёлтый, голубой –
выбирай себе любой!”

Встану рано поутру:
Солнце ярко светит!
И зарядку я начну
Солнечную эту!

(Говорим весело:Красный, желтый, голубой —
выбирай себе любой!)

Потянулись, ручками помахали солнышку!

Выхожу на улицу –
Там морозец крепкий!
Щеки стали красными…
Не замерзли, детки?

(Красный, желтый, голубой — выбирай себе
любой!)–Потерли щечки, ручки, ушки!

Голубое небо
Шагает в школу с нами.
Какой же я счастливый!
Не выразишь словами!

(Красный, желтый, голубой — выбирай себе любой!)

— Улыбнулись друг другу, присаживайтесь,
пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в
удивительный мир русского языка. Для путешествия
вам понадобятся билетики. Они лежат у вас на
столах. В конце урока эти цветные билетики
помогут определить, как вы работали на уроке.

— Открыли тетради, вспомним правила посадки при
письме.

— Запишите число, классная работа.

2. Актуализация знаний.

На доске буквы: у д г т р и ш

— Назовите буквы. Запишите.

— Попробуем составить слово:

— Какое слово получилось? Труд

— Что вы можете сказать об этом слове?

(труд – имя сущ., нариц., м. р., ед. ч., 1 слог)

— Какая орфограмма в этом слове? (парная
согласная в корне слова)

— Как проверить парную согласную? ( правило)

— Подберите однокоренные слова (трудяга,
труженик, трудиться, трудовой, трудолюбивый,
сотрудник)

— Какие пословицы о труде вы знаете?

(Труд кормит, а лень портит)

— А как вы понимаете смысл данной пословицы:
“Труд человека кормит, а лень портит?”

(Ленивый человек в жизни ничего не добивается, а
трудолюбивый может многого достичь своим
трудом).

3. Введение в тему.

— Подберите к слову труд слово, близкое по
значению (работа) — Как называются такие слова?
(синонимы)

— Как вы думаете, над какой темой мы сегодня
будем работать? (Синонимы)

— Правильно. Сегодня мы попробуем себя в роли
знатоков русского языка, его исследователями.

— А что значит исследовать? (наблюдать,
сравнивать, обобщать, делать выводы)

— Будем работать по плану.

1. Повторим, что такое синонимы.

2. Будем подбирать и сравнивать.

3. Будем учиться использовать их в речи.

4. Словарная работа

— Отгадайте загадки.

1)

Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька. Ответ (месяц)

2)

В этой узенькой коробке
Ты найдёшь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (пенал)

3. Мальчик, который учится в школе. (ученик)

4. Помещение, в котором занимаются ученики.
(класс)

5.

Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (ягода)

— Что объединяет эти слова? (им. сущ,, словарные
слова)

— Как вы думаете, какое слово лишнее?

(слово класс – 1 сл., многозначное)

(слово ученик — одуш.)

(в словах ученик, ягода — 3 сл.)

(в словах месяц, пенал – 2 сл.)

— Составьте предложение со словом месяц.

Месяц сияет за окном. (Разберите по членам
предложения)

— К слову месяц подберите синоним (луна).

— Вспомним – что такое синонимы?

Правило: Слова, близкие по значению и
отвечающие на один и тот же вопрос, называют
синонимами.

5. Работа по теме.

— Поиграем в игру “Найди друзей”

смелый кидать
бросать здание
дом скакать
прыгать отважный

(Синонимы могут быть сущ, прил, и гл.)

6. Работа в группах.

— Поработаем в группах

— Отгадайте загадки и подберите синоним.(Один
уч. читает, другой отгадывает,

3-й — называет синоним)

1 группа

Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает, он что я ….(шофер — водитель)

2 группа

Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям …. (друг – приятель)

3 группа

Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост… (солдат – воин)

4 группа

Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза
И что это? (машина – автомобиль)

5 группа

Для меня конюшня – дом
Угости меня овсом!
Грива вьётся за спиной,
Не угонишься за мной! (лошадь – конь)

6 группа

Саша гордо самолёт
На верёвочке везёт.
Он готовится к полётам,
Значит, вырастет …(пилотом – лётчиком)

— Какой частью речи являются синонимы? (сущ)

7. Физминутка

8. Закрепление

— Выбери синонимы:

  • Воин – солдат – человек
  • Есть – кушать – жарить

— Ответьте, кому холоднее?

  • Мальчик озяб
  • Девочка окоченела
  • Собака мерзнет

— Кто больше всего переживает?

  • Девочка печалится.
  • Мальчик огорчился.
  • Мама горюет.

9. Работа в парах. (самостоятельно)

— Найдите и подчеркните синонимы.

1)

Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.

2)

Вьюга снежная, пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.

3)

Зябнет осинка
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.

— Почему вы решили, что это синонимы? (Близкие по
значению и отвечают на один и тот же вопрос).

10. Редактирование текста.

— У каждого из вас есть карточка.

— Почитайте группу слов и назовите, что их
объединяет.

Крохотный, маленький, небольшой, крошечный,
малюсенький

(их объединяет смысл, часть речи)

— Прочитайте. Можно ли назвать прочитанное
текстом? Докажите.

Щенок.

У нас во дворе я увидел маленького щенка. Он был
такой маленький. Его маленькие лапки
заплетались, маленькие глазки смотрели жалобно.
Я сразу решил, что щенок нуждается в помощи. Но
тут к нему кинулась мама – собака, и я успокоился.

— Какой недостаток есть в тексте? Переделайте
рассказ, используя разные синонимы, которые есть
у слова маленький.

11. Тест.

— А теперь, чтобы определить, как вы умеете
подбирать синонимы, я предлагаю вам тест.

1. Отметь синоним к слову друг

  • ученик
  • дети
  • приятель

2. Отметь синоним к слову бежать

  • сидеть
  • лежать
  • мчаться

3. Отметь синоним к слову красный

  • алый
  • красавец
  • красота

12. Итог.

– Что такое синонимы?

Для чего нужны синонимы?

Рефлексия.

— А теперь я предлагаю проанализировать свою
работу при помощи сигнальной карточки. “Красный,
жёлтый, голубой – выбирай себе любой!”

  • Голубой – если вам всё удалось на уроке.
  • Жёлтый – если работал хорошо, но иногда
    ошибался
  • Красный – если вам было трудно

Урок русского языка в
5 классе по ФГОС.

Тема «Синонимы».

Цели:

Образовательные: расширить и углубить знания о синонимах и об их
употреблении в речи, продолжить знакомство со стилевой неоднородностью данных
лексических единиц.

Развивающие: развивать логическое мышление, речь, память;
совершенствовать умения подбирать синонимы к данному слову, навыки
самостоятельной работы.

Воспитательные: прививать
посредством игры чувство коллективизма, честности

Знания, умения и навыки, которые необходимо отработать в этой
теме:

1.   Знать понятие «синонимы», отличия
синонимов друг от дуга.

2.   Функции синонимов в речи
(выразительность, средство связи предложений в речи, средство преодоления
неоправданного повторения слов).

3.   Уметь определять общее лексическое
значение синонимов.

4.   Подбирать синонимы к данным словам.

5.   Определять смысловые и стилистические
отличия друг от друга слов-синонимов.

6.   Определять цель использования синонимов
в тексте.

7.   преодолевать неоправданное повторение
одного и того же слова с помощью синонимов.

Оборудование: учебник,
доска;
компьютер; мультимедийный проектор; раздаточный материал.
.

Технологии: игра, использование ИКТ, групповая работа

Используемые
учебники и учебные пособия: 

Русский язык 5к
ласс Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.

Используемая
методическая литература: 

Александрова З.Е.
Словарь синонимов русского языка. – М.: 1986

Введенская Л.А.
Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка», —
М.: Просвещение, 1991

Дидактический
материал к учебнику русского языка 5 класса. Пособие для учителя / Л.А.
Тростенцова, М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская – М.: Просвещение, 1989

Чурсина Л.Н. Уроки
русского языка с применением информационных технологий.- М.: Издательство
«Глобус», 2010.

Ход урока.

1.    
Организационный момент. 

2.      Актуализация ранее
полученных знаний.

Беседа
по вопросам: Слайд 4

1.Что
изучает лексика?

2.Какие
слова называются однозначными, многозначными?

3. 
Введение в тему
.

 Учитель:
Молодцы, вы хорошо помните изученный материал. Я  думаю, что вы готовы
узнать новые сведения из этого раздела.

Чтобы
узнать тему нашего урока, вам необходимо вспомнить предыдущие темы, изученные
на уроках русского языка,  и выполнить несколько заданий :

Найдите лишнее: 
Слайд 5

1.     [ с ]
,
[ з
][
м
],
[ н
]

2.     [ й
][ б ]
[ и ]

3.     к, х, т, н

4.     мой, твой,
они.

5.     Ты, я, мы

Учитель:
Сложите
все лишние элементы, что у нас получилось? СИНОНИМЫ. Слайд 6

Верно! А что такое
синонимы? В чем их особенность и для чего они нужны мы с вами сегодня и
познакомимся.

Учитель:

1.Посмотрите на
эти 2 домика.

Какие они?
(Похожие друг на друга, почти одинаковые). Но чем отличаются? (размером).

2.  Что вы можете
сказать про эти 2 цветка? (Они одинакового размера, но отличаются яркостью)

3.  А теперь
обратите внимание на цепочки слов:

БЕЖАТЬ – МЧАТЬСЯ –
НЕСТИСЬ

Какое основное
значение этой цепочки слов? (двигаться с большой скоростью)

4.ЛЮБИТЬ – ОБОЖАТЬ
– БОГОТВОРИТЬ

Что обозначают эти
слова в целом? (внутреннее
влечение к чему-нибудь
или к кому-нибудь)

5.  ДОМ – ИЗБА –
ХАТА

(Помещение для
проживания)

— А чем
различаются слова в каждой цепочке? (Оттенками лексического значения)

Эти слова
называются синонимами. Сформулируйте правило, что такое синонимы.

4.     Работа с
учебником.

Учитель:
Правильно
ли вы определили термин «Синоним», проверим по нашему учебнику. . Откройте
параграф 68 на странице 162. Зачитаем правило. Слайд 10

— Для каждого
стиля речи соответствуют определенные слова. К какому стилю  (Слайд 11 )

Разговор,
болтовня, беседа; Лицо, лик, физиономия.

Стилистически
нейтральные

слова

Книжный
стиль

Разговорный
стиль

Слайд
12

5.     Закрепление
материала

Учитель:
Посмотрите, пожалуйста, на доску. (Слайд 13) Являются ли эти слова
синонимами?

БЕЗГРАНИЧНЫЙ
– БЕСКОНЕЧНО – НЕОБЪЯТНЫЙ

ГРУЗИТЬ
– ПОКЛАЖА –БАГАЖ

(Частично,
т.к. синонимы должны быть одной частью речи)

6.     Работа в
группах.

Учитель: Вы  —
молодцы! Откройте тетради, запишите число. И тему урока. (Слайд 14)

Чтобы закрепить
правило, выполним упражнение 360. Зачитаем задание.

Группа 1 –
работает со словом РОДИНА

Группа 2 —
работает со словом БЕСКОНЕЧНЫЙ

Группа 3 —
работает со словом ОХРАНЯТЬ

7.     Работа с
раздаточным материалом.

Учитель: Следующее
задание вы должны выполнить в команде. Получите ваши задания и приступайте к
работе!

Группа 1 – Найдите
синонимы из первого и второго столбиков и соедините их:

Группа 2
Подберите синонимы к следующим словам: Папа,, холод,  горе, большой, пламя,
красивый.

Группа 3
Являются ли синонимами эти слова?

Буран, метель;

Приятель, враг;

Машина – тачка;

Суровый – добрый;

Горе-горевать.

8.     Физкультминутка

Смотри вверх,

Смотри вниз

И назад обернись.

Ручки вверх
подними

И тихонько
потряси.

Опусти вниз ручки

И садись на
стульчик.

9.     Работа с
текстом

Для чего
нужны синонимы? (Ответы учеников)

Попробуем
заменить часто повторяющееся слово в тексте синонимом.

         Мы с вами
поработаем с картиной «Зима» нашего земляка Ивана Шишкина, опишем ее используя
синонимы.

ТЕКСТ:  На картине
художник  показал заснеженный лес, спящий под белым покрывалом снега. Художник чётко
выделил массивные тёмные стволы на фоне светлого снега.  Художник передал завораживающее 
величие спящей природы. Художник сумел отразить контраст мрачного тёмного леса
и светлого воздушного снега, заставляющего почувствовать силу и мощь дремлющей
до поры до времени природы.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК:
мастер кисти,  автор картины, живописец.

10. Работа в тетради.

Составьте и
запишите  синонимический ряд таким образом, чтобы слова следовали по мере
усиления действия. Слайд 18.

1. Восхищаться,
хвалить, превозносить, одобрять.

2. Шептать,
кричать, сказать, воскликнуть.

10.Рефлексия

Учитель: Какую тему
мы сегодня с вами изучали?

Что же такое
синонимы?

Что нового узнали?

Слова – синонимы 2 класс. Урок – открытие новых знаний.

  1. Орг. Момент

= Здравствуйте, ребята! Мы с вами начинаем урок русского языка, и я предлагаю вам провести его в форме философского клуба и открыть наше заседание. Слайд 1

Послушайте, пожалуйста, очень интересную фразу: слайд 2

Когда вы слушаете, вы забываете,

Когда вы видите, вы понимаете,

Когда вы действуете, вы научитесь.

       = Какие слова можно выделить как главные слова урока? (слушать, видеть, действовать)

Для этого я посвящаю вас в роли юных философов. Как вы уже заметили, что у каждого из вас есть на груди этому подтверждение. Позвольте руководить заседанием сегодня мне Юлии Сергеевне.  А присутствующим гостям желаем приятного общения с маленькими философами 2 класса.

= Для начала я предлагаю вам узнать кто же такие философы. В словаре русского языка Ожегова Сергея Ивановича я нашла вот такое определение, Слайд 3 (на доске) Философ – это учёный, мыслитель, занятый разработкой вопросов.

но существует множество изданий этого словаря. У председателя нашего клуба Евгении на парте есть словарь Ожегова, и я попрошу её найти это определение и дополнить то, что нашла я.

= слайд 4 Начнём же. Чтобы зафиксировать все то, что мы узнаем на заседании нам понадобится документ для записи. На партах у вас лежат рабочие листы, в которых мы будем сегодня все записывать. Прошу всех философов взять этот документ, подписать Имя и Фамилию, класс и зарегистрировать сегодняшнее число и месяц. _20 января______

(пройти по классу и проверить) Все заседатели клуба справились с первый этапом, поэтому смело можем переходить к следующему.

  1.   Слайд 5 открываем рабочие листы. Перед нами находится Минутка чистописания. Уважаемые философы, обратите внимание на соединения элементов. Кто увидел какая буква спряталась в соединении? – буква е. пропишите эти элементы до конца строки.

 = Слайд 6 справится со следующим заданием нам поможет интерактивная доска. На слайде записаны слова

Путь, дорога, шоссе, тропинка, вьюга.

= Прочитайте слова.

В РЛ найдите задание №1 Запишите слова и разделите их для переноса.  

(устно проверяют несколько учеников)

  • Слайд 7 Посмотрите на поля. Здесь каждый заседатель клуба будете отображать свои успехи. Если задание вы выполнили верно, то кружок нужно закрасить зеленым цветом, если допустили ошибку – жёлтым, если не справились с задание — красным.
  • Посмотрите на эти слова внимательно. Как вы думаете какое слово из этого ряда можно назвать лишним? (вьюга – потому что остальные слова близкие по значению) подчеркните его.

Уважаемые философы, предположите, пожалуйста, тему нашего заседания?  (слова близкие по значению – синонимы) тема заседания – что такое СИНОНИМЫ Слайд8 (Вы отличные мыслите)

Правильно. И цель сегодняшнего заседания. (Научиться определять цепочку слов – синонимов.)

  1.  Слайд 9 Приглашаю Вас в «Книгу законов» откройте по закладке стр. 52 О чем нам гласит эта книга?

Обратим внимание на правило мудрой совы. (а вас, юный философ я попрошу озвучить это правило для всего заседания) дома этот документ нужно выучить наизусть!

В РЛ найдите задание №2. Здесь нужно вставить пропущенное слово. 1 ученик читает, а остальные думают какое же слово пропущено. – синонимы

= Ребята, это слово является словарным, его написание нельзя проверить, а нужно только запомнить. Спишите его внимательно из «книги законов» в РЛ в задание №2.  (на полях оцениваем свою работы в данном задании) (выключить презентацию)

  1. Теперь находим документ под №67.

В РЛ находим задание №3   Переписываем сюда 3  ряд синонимов и составляем предложение с одним из данных слов. Проверяем, оцениваем работу на полях.

  1. Слайд 10-11 Физминутка

— Все философы отлично поработали, а после любой работы нужно немножко передохнуть) прошу всех заседателей клуба встать со своих мест. Давайте попробуем подобрать синонимы к словам, которые я буду называть. А вы будете слова сопровождать движением:

идти – шагать;

скакать – прыгать;

грустить – печалиться;

размышлять – думать;

зябнуть – мерзнуть;

улыбаться – смеяться

  • Мини итог: что можно сказать о всех словах? – они относятся к теме урока
  1. Слайд 12 Мне на почту пришла неожиданная телеграмма на заседание

философского клуба от Старца, и я заранее перенесла это письмо к вам в РЛ в задание №4. Как вы думаете, что нужно сделать? – соединить слова по парам.

Все слова перепутались. И только самые мудрые знатоки, смогут помочь Старцу соединить слова –синонимы по парам.

— назовите пары, которые относятся к профессиям

— относятся к цветам

— относятся к действиям

А какие слова мы не назвали?

(проверка на доске) оцениваем свои результаты.

  1. Слайд 13 Следующее задание под №5 мы выполним в паре. Для этого нам нужно вспомнить правила поведения работы в паре.

Старец настолько торопился, что забыл написать под картинками подписи, т.е. синонимы. Посмотрите, пожалуйста, внимательно на картинки и определите, какие синонимы могут подойти к их названию.

Слайд 14 Для этого нам нужно обратиться в «книгу законов» на стр.141,     

 1 пара посмотрит в словаре синонимов. А я готовясь к уроку заранее посмотрела в сети интернет. Мы сверим все ответы и запишем самые подходящие.

Слайд 15    

 Бежать, мчаться, торопиться, двигаться, нестись.

Друзья, товарищи, приятели.

А что еще у вас находится в 5 задании? —  пословица. Отсюда вытекает следующий вопрос – что же такое пословица? Это мудрое высказывание.

 Прочитайте её и определите к какой картинке она подходит и почему?

 (Ответы детей)

Нет друга — ищи, а нашел — береги. (оценка результатов)

  1.  Давайте вспомним над какой темой мы трудились всё заседание?
  2. Рефлексия   Слайд 16

А теперь юные философы прошу подвести итог заседания клуба, для опишите свои впечатления с помощью синонимов. А теперь в рл   выберите картинку, соответствующую вашим знаниям.

  1.  Слайд 17 прошу всех философов перевернуть лист и зафиксировать задание для закрепления полученных знаний уже дома с. 54 документ  №70.
  1.  Слайд 18 Давайте вернёмся к девизу нашего заседания. Какие главные слова были в него заложены?  Скажите, пожалуйста, справились ли мы с ним? – да!
  2. Слайд 19. В таком случае, попрошу всех встать, и я объявляю заседание клуба юных философов – закрытым.
  3.  На память о нашем заседании прошу вас открыть конверт, который лежит у вас на столе и предлагаю из слов-синонимов составить облако слов о сегодняшнем заседании юных философов, каким оно для вас было? Все слова, которые по вашему мнению подходят нужно приклеить на наше облако.
  4.  Юные мыслители, вы сегодня все показали свои знания и умения. Я благодарю каждого из вас, вы большие молодцы!

Синонимы в строку

альтернатива, благословение, блатарь, блатник, блатной, блатняга, вопрос, головоломка, дань, даня, дилемма, диссертация, дисциплина, доктрина, должное, домашнее задание, загадка, задание, задания, задач, задача, задачи, занятие, занятия, заря, зоря, изречение, инструкция, категория, класс, класса, классы, комната, консультация, лекция, мораль, назидание, наказ, наказание, намек, напутствие, наставление, наставления, наставленье, наука, нотации, нотация, нравоучение, нравоучения, оброк, обучение, острастка, памятка, паремия, побудка, поучение, поучения, поученье, практикум, предварение, предмет, предостережение, предуведомление, предупреждение, преподавание, преступник, пример, притча, проблема, проповедь, работа, работу, работы, разряд, ранг, рассуждение, рацея, ребус, речь, семинар, сигнал, слой, совет, сольфеджио, сословие, специальность, танцкласс, телеурок, тема, теорема, тренировка, уголовник, упражнение, уркаган, уркан, учеба, учебное занятие, учение, физра, цех, шарада, школа

Синонимы таблицей

альтернатива
благословение
блатарь
блатник
блатной
блатняга
вопрос
головоломка
дань
даня
дилемма
диссертация
дисциплина
доктрина
должное
домашнее задание
загадка
задание
задания
задач
задача
задачи
занятие
занятия
заря
зоря
изречение
инструкция
категория
класс
класса
классы
комната
консультация
лекция
мораль
назидание
наказ
наказание
намек
напутствие
наставление
наставления
наставленье
наука
нотации
нотация
нравоучение
нравоучения
оброк
обучение
острастка
памятка
паремия
побудка
поучение
поучения
поученье
практикум
предварение
предмет
предостережение
предуведомление
предупреждение
преподавание
преступник
пример
притча
проблема
проповедь
работа
работу
работы
разряд
ранг
рассуждение
рацея
ребус
речь
семинар
сигнал
слой
совет
сольфеджио
сословие
специальность
танцкласс
телеурок
тема
теорема
тренировка
уголовник
упражнение
уркаган
уркан
учеба
учебное занятие
учение
физра
цех
шарада
школа

Синонимы списком

  • альтернатива
  • благословение
  • блатарь
  • блатник
  • блатной
  • блатняга
  • вопрос
  • головоломка
  • дань
  • даня
  • дилемма
  • диссертация
  • дисциплина
  • доктрина
  • должное
  • домашнее задание
  • загадка
  • задание
  • задания
  • задач
  • задача
  • задачи
  • занятие
  • занятия
  • заря
  • зоря
  • изречение
  • инструкция
  • категория
  • класс
  • класса
  • классы
  • комната
  • консультация
  • лекция
  • мораль
  • назидание
  • наказ
  • наказание
  • намек
  • напутствие
  • наставление
  • наставления
  • наставленье
  • наука
  • нотации
  • нотация
  • нравоучение
  • нравоучения
  • оброк
  • обучение
  • острастка
  • памятка
  • паремия
  • побудка
  • поучение
  • поучения
  • поученье
  • практикум
  • предварение
  • предмет
  • предостережение
  • предуведомление
  • предупреждение
  • преподавание
  • преступник
  • пример
  • притча
  • проблема
  • проповедь
  • работа
  • работу
  • работы
  • разряд
  • ранг
  • рассуждение
  • рацея
  • ребус
  • речь
  • семинар
  • сигнал
  • слой
  • совет
  • сольфеджио
  • сословие
  • специальность
  • танцкласс
  • телеурок
  • тема
  • теорема
  • тренировка
  • уголовник
  • упражнение
  • уркаган
  • уркан
  • учеба
  • учебное занятие
  • учение
  • физра
  • цех
  • шарада
  • школа
  • Синонимы в строку
  • Синонимы таблицей
  • Синонимы списком

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синоним слова открытость
  • Синоним слова открытие мероприятия
  • Синоним слова открытая душа
  • Синоним слова открыт
  • Синоним слова открылась