Синоним наивное искусство

Синонимы к словосочетанию «наивное искусство»

Прямых синонимов не найдено.

Связанные слова и выражения

  • наивное искусство, современное искусство, изобразительные искусства, авангардное искусство, западное искусство, произведения искусства, актуальное искусство, абстрактное искусство, декоративное искусство, мировое искусство
  • книжная графика
  • малые голландцы
  • московский концептуализм
  • осенний салон
  • работа художника
  • бытовой жанр
  • творческий метод
  • фантастический реализм
  • стиль эпохи
  • документальная фотография
  • геометрическая абстракция
  • архитектура модерна
  • визуальная культура
  • синий всадник
  • готическая скульптура
  • групповой портрет
  • художественная ценность
  • портретная живопись
  • живописные полотна
  • суровый стиль
  • жанровая живопись
  • частные коллекции
  • беспредметная живопись
  • ар брют
  • участие в выставке

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: меандр — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Связанные слова (по тематикам)

  • Люди: дилетант, художник, живописец, импрессионист, искусствовед
  • Места: выставка, музей, изостудия, диорама, зарисовка
  • Предметы: скульптура, репродукция, гравюра, глинка, поделка
  • Действия: актёрство, лицедейство, ваяние, рисование, эстетик
  • Абстрактные понятия: примитив, романтизм, искусство, живопись, поэзия

Ассоциации к слову «наивный»

Ассоциации к слову «искусство»

Предложения со словосочетанием «наивное искусство»

  • Интерьер, выполненный в африканском стиле, можно дополнить бытовыми предметами и незатейливой утварью: деревянными блюдами для фруктов, стилизованными фонариками, ритуальными масками, экзотическими скульптурами и картинами в стиле наивного искусства.
  • Работает в жанре наивного искусства.
  • Может быть, это и есть главный признак наивного искусства?
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словосочетанием «наивное искусство»

  • — Я, сударь мой, такого мнения, — начал опять Потугин, — что мы не одним только знанием, искусством, правом обязаны цивилизации, но что самое даже чувство красоты и поэзии развивается и входит в силу под влиянием той же цивилизации и что так называемое народное, наивное, бессознательное творчество есть нелепость и чепуха.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Сочетаемость слова «искусство»

  • боевые искусства
    современное искусство
    изобразительное искусство
  • искусство боя
    искусство управления
    искусство любви
  • произведение искусства
    история искусств
    мир искусства
  • искусство принадлежит
    искусство требует
    искусство умерло
  • заниматься искусством
    овладеть искусством
    владеть искусством
  • (полная таблица сочетаемости)

Значение словосочетания «наивное искусство»

  • Наивное искусство (франц. art naïf; англ. naïve art) — одно из направлений примитивизма XVIII—XXI вв., включающее как самодеятельное искусство (живопись, графику, декоративное искусство, скульптуру, архитектуру), так и изобразительное творчество художников-самоучек. (Википедия)

    Все значения словосочетания НАИВНОЕ ИСКУССТВО

Афоризмы русских писателей со словом «наивный»

  • Спросила ты, сколько мне лет,
    И так усмехнулась мне тонко.
    Но ты же ведь знаешь: поэт
    Моложе, наивней ребенка.
  • Есть три рода подлецов на свете: подлецы наивные, то есть убежденные, что их подлость есть высочайшее благородство, подлецы, стыдящиеся собственной подлости при непременном намерении все-таки ее докончить, и, наконец, просто подлецы, чистокровные подлецы.
  • Счастье никого не поджидает. Оно бродит по стране в длинных белых одеждах, распевая детскую песенку… Но эту наивную детку надо ловить, ей нужно понравиться, за ней нужно ухаживать.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

Наивное искусство (франц. art naïf; англ. naïve art) — одно из направлений примитивизма XVIII—XXI вв., включающее как самодеятельное искусство (живопись, графику, декоративное искусство, скульптуру, архитектуру), так и изобразительное творчество художников-самоучек.

Все значения словосочетания «наивное искусство»

  • Интерьер, выполненный в африканском стиле, можно дополнить бытовыми предметами и незатейливой утварью: деревянными блюдами для фруктов, стилизованными фонариками, ритуальными масками, экзотическими скульптурами и картинами в стиле наивного искусства.

  • Работает в жанре наивного искусства.

  • Может быть, это и есть главный признак наивного искусства?

  • (все предложения)
  • наивность
  • дурак
  • няшный
  • (ещё ассоциации…)
  • гравюра
  • картина
  • изо
  • художник
  • гжель
  • (ещё ассоциации…)
  • наивные люди
  • с наивным выражением лица
  • показаться наивным
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • боевые искусства
  • искусство боя
  • произведение искусства
  • искусство принадлежит
  • заниматься искусством
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «наивный»
  • Разбор по составу слова «искусство»
  • Как правильно пишется слово «наивный»
  • Как правильно пишется слово «искусство»

На букву Н Со слова «наивное»

Фраза «наивное искусство»

Фраза состоит из двух слов и 16 букв без пробелов.

  • Синонимы к фразе
  • Написание фразы наоборот
  • Написание фразы в транслите
  • Написание фразы шрифтом Брайля
  • Передача фразы на азбуке Морзе
  • Произношение фразы на дактильной азбуке
  • Остальные фразы со слова «наивное»
  • Остальные фразы из 2 слов

Видео Наивное искусство и примитивизм: в чем разница? [ПАША В КВАДРАТЕ] (автор: Эрарта)04:41

Наивное искусство и примитивизм: в чем разница? [ПАША В КВАДРАТЕ]

Видео Наивное искусство (автор: Радио «Маяк»)40:21

Наивное искусство

Видео Экскурсия Евгения Ройзмана по выставке "Музей наивного искусства" (автор: Екатеринбургский музей ИЗО)01:15

Экскурсия Евгения Ройзмана по выставке «Музей наивного искусства»

Видео Советское наивное искусство (Андрей Бобрихин) (автор: PRAGMEMA)16:40

Советское наивное искусство (Андрей Бобрихин)

Видео Художники дилетанты и наивисты. Профессор Громов (автор: Len. Ru)30:20

Художники дилетанты и наивисты. Профессор Громов

Видео Музей наивного искусства (автор: Образование для всех)25:02

Музей наивного искусства

Синонимы к фразе «наивное искусство»

Какие близкие по смыслу слова и фразы, а также похожие выражения существуют. Как можно написать по-другому или сказать другими словами.

Фразы

  • + абстрактное искусство −
  • + авангардное искусство −
  • + актуальное искусство −
  • + ар брют −
  • + архитектура модерна −
  • + беспредметная живопись −
  • + бытовой жанр −
  • + визуальная культура −
  • + геометрическая абстракция −
  • + готическая скульптура −
  • + групповой портрет −
  • + декоративное искусство −
  • + документальная фотография −
  • + жанровая живопись −
  • + живописные полотна −
  • + западное искусство −
  • + изобразительные искусства −
  • + книжная графика −
  • + малые голландцы −
  • + мировое искусство −
  • + московский концептуализм −
  • + наивное искусство −
  • + осенний салон −
  • + портретная живопись −

Ваш синоним добавлен!

Написание фразы «наивное искусство» наоборот

Как эта фраза пишется в обратной последовательности.

овтссукси еонвиан 😀

Написание фразы «наивное искусство» в транслите

Как эта фраза пишется в транслитерации.

в армянской🇦🇲 նաիվնոե իսկուսստվո

в греческой🇬🇷 ναειυνοαι εισκουσσθυο

в грузинской🇬🇪 ნაივნოე ისკუსსთვო

в еврейской🇮🇱 נאיבנוא יסכוססטבו

в латинской🇬🇧 naivnoye iskusstvo

Как эта фраза пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN

xn--80aejkxdh xn--b1algrmbaig

Как эта фраза пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.

yfbdyjtbcreccndj

Написание фразы «наивное искусство» шрифтом Брайля

Как эта фраза пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.

⠝⠁⠊⠺⠝⠕⠑⠀⠊⠎⠅⠥⠎⠎⠞⠺⠕

Передача фразы «наивное искусство» на азбуке Морзе

Как эта фраза передаётся на морзянке.

– ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ – – – ⋅ – – – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – – – – –

Произношение фразы «наивное искусство» на дактильной азбуке

Как эта фраза произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).

Передача фразы «наивное искусство» семафорной азбукой

Как эта фраза передаётся флажковой сигнализацией.

andbagcdexueerbg

Остальные фразы со слова «наивное»

Какие ещё фразы начинаются с этого слова.

  • наивное восхищение
  • наивное выражение
  • наивное дитя
  • наивное дитя природы
  • наивное желание
  • наивное заблуждение
  • наивное заявление
  • наивное лицо
  • наивное представление
  • наивное признание
  • наивное создание
  • наивное сознание
  • наивное существо
  • наивное убеждение
  • наивное удивление

Ваша фраза добавлена!

Остальные фразы из 2 слов

Какие ещё фразы состоят из такого же количества слов.

  • а вдобавок
  • а вдруг
  • а ведь
  • а вот
  • а если
  • а ещё
  • а именно
  • а капелла
  • а каторга
  • а ну-ка
  • а приятно
  • а также
  • а там
  • а то
  • аа говорит
  • аа отвечает
  • аа рассказывает
  • ааронов жезл
  • аароново благословение
  • аароново согласие
  • аб ово
  • абажур лампы
  • абазинская аристократия
  • абазинская литература

Комментарии

@ukfm 05.01.2020 06:33

Что значит фраза «наивное искусство»? Как это понять?..

Ответить

@fetkhvq 23.08.2022 04:34

1

×

Здравствуйте!

У вас есть вопрос или вам нужна помощь?

Спасибо, ваш вопрос принят.

Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Транслит Пьюникод Шрифт Брайля Азбука Морзе Дактильная азбука Семафорная азбука

Палиндромы Сантана

Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.

Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.

По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.

НАИВНОЕ ИСКУССТВО

НАИВНОЕ ИСКУССТВО
«НАИВНОЕ ИСКУССТВО» — условный термин, которым обозначают стиль творчества самодеятельных, не получивших профессионального образования художников. Часто это понятие используется как синоним примитивизма, но в последнем речь скорее идет о профессиональном подражании непрофессиональному. Историческая база «наивного искусства» — народное художественное творчество. Как особое направление, оно окончательно оформляется лишь в 20 в., когда всемерно возрос общеэстетический и коллекционерский интерес к таким художникам, как А. Руссо, Н. Пиросманашвили, М. А. Примаченко, И. Генералич. Местные варианты «наивного искусства» чрезвычайно разнообразны, но четко выделяются общие его черты: свежесть, особая задушевность мировосприятия, подражание профессиональным «большим» стилям (на грани их пародирования), тесная связь с поэтикой фольклора.

Большой Энциклопедический словарь.
2000.

Смотреть что такое «НАИВНОЕ ИСКУССТВО» в других словарях:

  • Наивное искусство — Это понятие используется в нескольких смыслах и фактически тождественно понятию «примитивное искусство» (см.: Примитивисты). В различных языках и разными учеными эти понятия используются чаще всего для обозначения одного и того же круга явлений в …   Энциклопедия культурологии

  • НАИВНОЕ ИСКУССТВО — «НАИВНОЕ ИСКУССТВО», условный термин, которым обозначают стиль творчества самодеятельных, не получивших профессионального образования художников. Часто это понятие используется как синоним примитивизма (см. ПРИМИТИВИЗМ), но в последнем речь… …   Энциклопедический словарь

  • Наивное искусство — Музей наивного искусства в Париже …   Википедия

  • наивное искусство — традиционное искусство народных мастеров, а также художников самоучек, сохраняющее детскую свежесть и непосредственность видения мира. Развивается в областях, освоенных профессиональным искусством, например в портретной живописи. В 17 – первой… …   Художественная энциклопедия

  • Искусство аутсайдеров — Музей Робера Татена Ар брют[1] (фр. Art Brut, здесь  необработанное, неограненное искусство)  термин, введенный французским художником Жаном Дюбюффе (1945) для обозначения искусства чуждых профессиональным художественным кругам авторов, которые… …   Википедия

  • Искусство посторонних — Музей Робера Татена Ар брют[1] (фр. Art Brut, здесь  необработанное, неограненное искусство)  термин, введенный французским художником Жаном Дюбюффе (1945) для обозначения искусства чуждых профессиональным художественным кругам авторов, которые… …   Википедия

  • Искусство актера — Актёрское искусство  профессиональная творческая деятельность в области исполнительских искусств, состоящая в создании сценических образов (ролей), вид исполнительского творчества.[1] Исполняя определённую роль в театральном представлении, актёр… …   Википедия

  • Искусство актёра — Актёрское искусство  профессиональная творческая деятельность в области исполнительских искусств, состоящая в создании сценических образов (ролей), вид исполнительского творчества.[1] Исполняя определённую роль в театральном представлении, актёр… …   Википедия

  • Актёрское искусство — Актёрское искусство  профессиональная творческая деятельность в области исполнительских искусств, состоящая в создании сценических образов (ролей), вид исполнительского творчества.[1] Исполняя определённую р …   Википедия

  • АВАНГАРД —         термин, обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских, революц., бунтарских движений и направлений в худож. культуре 20 в. Авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории худож. культуры, отд. видов… …   Энциклопедия культурологии

button-pro-crown

PRO аккаунты для художников

check

Продажи через магазин в Facebook и Instagram

check

Управление клиентами и продажами через CRM

check

Почтовые рассылки произведений

check

Продажа репродукций и цифровых версий

Подробнее

button-pro-crown

PRO аккаунты для художников

arrow-toparrow-down

check

Продажи через магазин в Facebook и Instagram

check

Управление клиентами и продажами через CRM

check

Почтовые рассылки произведений

check

Продажа репродукций и цифровых версий

Подробнее

Энциклопедия • 9 декабря 2013

Примитивизм

Будьте как дети

С термином «примитивизм» в живописи не все так просто. Во-первых, искусствоведы не всегда сходятся во мнениях, говоря о расшифровке его значения. Помимо этого, все отягощается наличием синонимов, которыми его могут обозначать. Или не синонимов вовсе — смотря какой из точек зрения придерживаться.

Примитивизм

Разберемся по понятиям

В конце 19 — начале 20 веков некоторые прогрессивные европейские художники начинают сходить с ума по выразительности и лаконичности артефактов первобытных культур. Незамысловатая и грубая наивность африканских ритуальных масок и фигурок из дерева кажется им простым и очевидным ответом на поиски способов преодоления заскорузлости и застоя в академической живописи. К тому моменту уже утратил былую свежесть и скандальность, поэтому не мог претендовать на роль сотрясателя устоев.

К произведениям первобытных культур — предкам современных примитивистских шедевров — относятся как д

К произведениям первобытных культур — предкам современных примитивистских шедевров — относятся как доисторическая наскальная живопись или каменные истуканы, так и культурные традиции современных племенных народов, заселяющих Африку, Океанию и им подобных. Африканские маски, похожие на эти, стали решающим фактором в возникновении многих авангардных течений в начале 19-го века.
Источник фото: newpackfon.ru

В одной из систем координат считается, что именно творчество профессиональных художников, обладающих академическим художественным образованием и всеми необходимыми навыками, но сознательно идущих на упрощение стилистических и технических приемов для подражания первобытному искусству, относится к примитивизму. Наследие же художников-самоучек, пишущих картины неумело, по-детски, в этом случае относят к наив-арту.

В другой искусствоведческой вселенной примитивизм и наивное искусство — полные синонимы и взаимозаменяемые понятия. С этой точки зрения термин «наивное искусство» — в своем роде эвфемизм, понадобившийся для большей благозвучности, в отличие от понятия «примитивизм», который во многих языках имеет несколько уничижительную коннотацию.

Мы примем за аксиому вторую версию и будем иметь в виду, что примитивизм, равно как и наивное искусство — стили, к которым относятся работы непрофессиональных художников, величина таланта которых перекрывает отсутствие некоторых скиллов вроде умения правильно выстроить перспективу или передать светотень.

Для наследия искушенных мастеров, со знанием дела подходящих к стилизации того или иного вида примитивного искусства (древней иконописи, этнических мотивов или лубка, например), мы применим термин «неопримитивизм». Именно так поступали в начале прошлого века члены русских художественных объединений «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».

  • Казимир Северинович Малевич. Дети, 1908

  • Наталья Сергеевна Гончарова. Беление льна, 1908

Такие авангардисты как Казимир Малевич, Михаил Ларионов и Наталья Гончарова черпали вдохновение в народном творчестве, которое также относят к примитивному искусству. А термин неопримитивизм вообще впервые был употреблен в памфлете Александра Шевченко, выпущенном художником в 1913 году: «Нео-примитивизм. Его теория. Его возможности. Его достижения».

Если в Западной Европе художники лишь частично использовали приемы наив-арта в своих работах, разрабатывая на их основе такие направления как , или , то в России неопримитивизм стал значительным течением, из которого в конечном счете вырос и оформился . Поэтому иногда западные искусствоведы применяют термин неопримитивизм именно в отношении российских приверженцев идеалов наивного искусства, усердно пропагандировавших и применявших их на практике.

По замечанию Александр Бенуа, «Особенность неопримитивизма заключалась в том, что его представители

По замечанию Александр Бенуа, «Особенность неопримитивизма заключалась в том, что его представители стремились не к стилизации, не к подражанию народному мастеру, а к выражению существенных сторон народной эстетики. Здесь наиболее показательным примером оказывается творчество Ларионова, который — в соответствии с народной эстетикой — уравнивает важное и неважное, высокое и низменное, доходя в этом до крайности — культивируя принципы заборного рисунка и „казарменной живописи“».

Михаил Федорович Ларионов
Венера и Михаил, 1912

Назад к истокам

Путь через тернии к звездам примитивистам расчистили такие признанные творцы как Гоген, Пикассо и Матисс. После того, как в стремлении получить исцеление от тяжелого недуга, к которому Гоген причислял блага цивилизации, художник отправился на Таити и там всячески сливался с природой, попутно обогащая свой стиль яркими красками экзотического острова и наивными образами местной культуры, вслед за ним потянулись и другие.

Поль Гоген. Таитянские пасторали

Немецкие экспрессионисты Эмиль Нольде и Макс Пехштейн тоже пытали счастья на просторах Океании, а вот их соратники Эрнст Людвиг Кирхнер и Эрих Хеккель реконструировали первобытные декорации прямо у себя в мастерских. Французским художникам за вдохновением не приходилось ездить далеко, необязательно было даже покидать пределы Парижа. Из колоний Франции на Западе Африки торговцы привозили в столицу всевозможные этнические поделки, которые потом расселялись и по музеям, и мелким лавочкам.

Уилл Гомперц в книге «Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси» рассказывает, как художник Морис де Вламинк нечаянно становится катализатором вспышки интереса к примитивному искусству и как следствие — возникновения такого направления как . В 1905 году он увидел в одном из парижских кафе три резные африканские маски. Под влиянием экспрессии «инстинктивного искусства», как он его называл, Вламинк выкупил маски у владельца заведения и поспешил показать добычу своим друзьям-художникам.

Анри Матисс и Андре Дерен разделяли увлечение Вламинка экпрессивной палитрой Ван Гога и экзотическими исканиями Гогена. Его расчет оправдался: приятели расценили приобретенные артефакты как проявление свободы мышления, не засоренного материалистскими идеалами цивилизации, но сохранившего детскую непосредственность и наивность. Итогом встречи трех художников стал вывод, что цвет и эмоции на холсте имеют доминирующее значение, в отличие от реалистичности и достоверности изображения.

В результате на свет появились картины, где они попытались максимально воплотить в жизнь свои новые художественные принципы. Расцвеченные безумными для того времени сочетаниями чистых, несмешанных цветов, нанесенных резкими раздельными мазками, полотна были настолько вызывающими, что организаторы Салона 1905 года поначалу отказывались принимать работы для показа. Лишь благодаря личному авторитету Матисса все-таки удалось продавить участие экспериментов троицы в Салоне.

Потом будут бурные и полные возмущения отзывы искусствоведов, один из которых, как это часто бывает (см. импрессионизм) подарит название новому авангардному течению — фовизму: маститый критик Луи Восель скажет, что брызжущие цветом картины нарисовали дикие звери — «les fauves» по-французски. Но это уже немного другая история.

Как Пикассо отрыл Руссо

Живопись молодого многообещающего испанца также проделала выдающийся кульбит под непосредственным влиянием примитивного искусства и его исповедников. Когда Пикассо увидел последний писк авторства Матисса — кричащие, ни на что не похожие холсты, свободные от каких бы то ни было академических предрассудков, он потерял покой и сон. Недолго думая, Пикассо отправляется в этнографический музей, где хранилось обширное собрание африканских масок. Там он в некотором роде прошел через обряд инициации. Кто знает, может быть, в этих ритуальных предметах действительно заключалась магическая сила?

«Я был совсем один, — вспоминал художник. — Хотелось бежать оттуда. Но я остался. Просто не мог уйти

«Я был совсем один, — вспоминал художник. — Хотелось бежать оттуда. Но я остался. Просто не мог уйти. Я понял нечто очень важное; что-то происходило со мной. Я смотрел на эти фетиши, и мне вдруг стало ясно, что я тоже против всех. Я тоже ощущаю, что вокруг неведомое и враждебное. Когда я стоял один в том ужасном музее в окружении масок, индейских кукол, пыльных манекенов, мне, должно быть, и явились «Авиньонские девицы»; не то чтобы их подсказали увиденные формы: та картина стала моим первым опытом экзорцизма — да, именно так!»Пабло Пикассо
Авиньонские девицы, 1907

Таким образом, несколько племенных артефактов заставили Пикассо написать картину, ставшую прародительницей кубизма, и, как его следствие, футуризма и еще доброй дюжины разных -измов. Но на этом их магическое вмешательство в тогдашнюю художественную жизнь французской столицы не ограничилась. Поддавшись очарованию первобытного искусства, Пикассо не смог пропустить феномен восходящей звезды наив-арта, и весомо приложил руку к тому, чтобы Париж всерьез отнесся к непрофессиональным творениям скромного работника таможни Анри Руссо.

Не имея художественного образования, Таможенник (как его прозвала парижская богема), тем не менее, имел серьезные амбиции в отношении живописи. Детская непосредственность сыграла на руку Руссо — иначе он вряд ли бы осмелился представить свои неловкие эксперименты на суд взыскательной публики Салона независимых 1986 года, где могли принимать участие все желающие художники.

Чуда не произошло, критики всячески изощрялись в насмешках над начинающим творцом сорока лет от роду

Чуда не произошло, критики всячески изощрялись в насмешках над начинающим творцом сорока лет от роду, не имеющим понятия о линейной перспективе или принципах композиционного построения. Из стройного хора издевательств выбивался голос мэтра Камиля Писсаро, который отметил богатство тонов картины Руссо.

Анри Руссо
Карнавальный вечер, 1886

Провал на Салоне независимых не смог сломить целеустремленного Таможенника. Напротив, он оставляет свою работу, чтобы все время посвятить карьере художника. Безгранично верил в него и главный его поклонник — Пикассо. Однажды он встретил в захолустной лавке картину Руссо, которая продавалась там по стоимости использованного холста — даже старьевщик не смел просить за нее большую цену. Испанец тут же купил ее и впоследствии хранил до конца своих дней, отвечая, что она его «захватила как наваждение … это один из наиболее правдивых психологических портретов во французской живописи».

Анри Руссо. Портрет женщины

Более того, он закатил званый ужин в честь странноватого портрета, куда позвал весь парижский бомонд и самого виновника торжества — первую суперзвезду наивного искусства. Картину Таможенника Пикассо повесил на самом видном месте в собственной мастерской, а ее автора усадил на кресло, больше смахивающее на трон. Это был настоящий триумф художника-любителя, хотя часть публики наверняка воспринимала происходящее как особо изощренную насмешку или розыгрыш.

Но только не Пикассо. Ему приписывают высказывание, что четыре года он учился писать, как Рафаэль, но целая жизнь ушла у него на то, чтобы научиться рисовать, как ребенок. Поэтому он восхищался даром Руссо, который позволил тому благополучно пропустить эти стадии и сразу приступить к созданию примитивистских шедевров.

Анри Руссо. Тигр в тропическую бурю

Из чего же сделаны картины примитивистов?

Какие признаки определяют, что перед вами — произведение наивного искусства, а не, скажем, работа экспрессиониста, абстракциониста или представителя какого-нибудь другого авангардного течения? К слову, прославившийся на поприще абстрактного экспрессионизма Марк Ротко искал вдохновение и секрет живописного мастерства в детском рисунке и даже посвятил этому целую книгу — еще до того, как начал самоотверженно возделывать живопись цветового поля.

Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Медведица со своими медвежатами

Образцам примитивизма действительно свойственны характерные ошибки, которые допускают при рисовании дети. Но не обязательно наличие на одной картине всех нижеперечисленных. Кое-что художникам-самоучкам все же было под силу.

1. Отсутствие линейной перспективы: предметы на переднем плане равновелики объектам на заднем плане, из-за чего становится непонятным их соотношение в пространстве, а изображение теряет объем.

2. Детали фона прорабатываются с такой же тщательностью, как и предметы вблизи. Последствия такие же, как в предыдущем пункте.

Бабушка (Анна Мэри) Мозес. Застолье

3. Цвета не теряют яркости и насыщенности пропорционально удалению объектов от переднего края полотна. Изображение становится плоским и напоминает открытку.

4. Отсутствуют признаки каких бы то ни было источников освещения: даже при наличии на картине солнца все поверхности равномерно освещены, люди и предметы не отбрасывают теней, да и световых бликов тоже не сыщешь.

Камиль Бомбуа. Удивлённые купальщицы

5. Нарушение анатомии: пропорции человеческого тела, ошибки в изображении животных. А как же Пикассо, Сальвадор Дали, Фрэнсис Бэкон, и многие другие, по работам которых не скажешь, что они сколько-нибудь знакомы со строением человеческого тела? Они тоже примитивисты? — Нет. Глядя на картину представителя наив-арта, вы увидите, что человек старался, как мог, и именно благодаря этим усилиям их наивные попытки дотянуться до «больших» художников выглядят такими трогательными и обладают неотразимым обаянием. А вышеперечисленные деятели таких целей не преследовали, и в их списке точно не было пункта «всем понравиться».

6. Подобно детям, примитивисты не делают различий между реальностью и фантазией. На их картинах могут благополучно сосуществовать люди и единороги, причем в рамках не сюрреалистичной фантазии, а в качестве обыденности. Львы на таких полотнах не являются угрозой для человека, а олень может походить на сказочное существо.

Иван Генералич. Единорог

7. И, наконец, принципиальное различие, дающее ответ на закономерно возникающий вопрос, чем же все-таки отличаются беспредметные полотна модернистов в стиле «мой-5-летний-кто-угодно-может-лучше» от творений примитивистов. Непрофессиональные художники изображают предметы той степени реалистичности, которая им доступна в силу ограниченных знаний, навыков и умений. А представители авангардного искусства изо всех сил стараются забыть, чему их обучали в художественных школах или притворяются, что вовсе их не посещали. Но стройность и продуманность композиции, зашкаливающий или предательски просвечивающий сквозь притворно-наивное и нарочито неумелое изображение культурный бэкграунд все равно выдаст профессионала. Да-да, можете разлогиниться, мы все равно вас узнали, товарищ Шагал и господин Клее.

  • Марк Захарович Шагал. Старик в очках, 1950-е

  • Пауль Клее. Кукольный театр, 1923

Примитивизм: шпаргалка

Художники, работавшие в стиле примитивизма

Анри Руссо, Нико Пиросманишвили, Иван Генералич, Бабушка Мозес, Мария Примаченко, Камиль Бомбуа, Никифор Крыницкий, Екатерина Билокур, Полина Райко, Серафина Луи, Олесь Семерня.

Знаковые картины примитивистов

Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Актриса Маргарита

История картины Пиросмани стала легендой. Именно ее увековечил в стихах Андрей Вознесенский, которые положил на музыку Раймонд Паулс, создав песню «Миллион алых роз». Речь в ней идет о попытках бедного художника завоевать сердце неприступной французской актрисы Маргариты де Севр, выступавшей в Тифлисе в 1905 году, где и потерял от нее голову Пиросмани. По некоторым версиям, среди «моря цветов», которые прислал к гостинице своей зазнобы отчаянный Нико, были не только розы, и не только алые, но также маки, пионы, лилии, сирень, акация и другие цветочные дары земли грузинской. Все, что заслужил художник за свой поступок — лишь один поцелуй Маргариты. Но много лет спустя, растерявшая и толпы поклонников, и былую привлекательность актриса ежедневно приходила в Лувр, где в 1969 году экспонировалась картина Пиросмани, и часами вглядывалась в свой . Так искусство пережило недолговечную любовь и скоропреходящую красоту.

Мария Авксентьевна Примаченко. Рыбный царь поймал удода и рад

Безграничная фантазия, смелые цветовые решения, обезоруживающий народный колорит — лишь немногие составляющие секрета непритязательного на первый взгляд искусства художницы из украинской глубинки. Лишь однажды увидев картины Марии Примаченко, вряд ли удастся перепутать их с произведениям другого автора, настолько они оригинальны и самобытны. Их по достоинству оценили и за пределами отечества: работы Марии имели громкий успех на выставках в Париже, Варшаве, Праге и других европейских городах.

Анри Руссо. Сон

«Сон» считается одной из лучших картин Руссо. Автор давал такой комментарий своей поздней (а, возможно, и последней) работе: «Ядвиге снится волшебный сон. Она спокойно уснула под звуки флейты неизвестного соблазнителя. Когда месяц отбрасывает свет на цветы и зеленые деревья, звери, и даже хищники, замирают, прислушиваясь к чудесным звукам музыки». Полотно впечатляет технической сложностью, а богатство палитры, которую отмечал Писсарро еще на первой картине Руссо, здесь достигает апогея: шутка ли, больше двух десятков оттенков одного только зеленого! Гипнотизирующему воздействию «Сна» были не в силах противостоять даже самые язвительные критики, а соотечественник и современник Руссо, литератор Андре Бретон заявил, что картина «впитала в себя всю поэзию и все тайны нашего времени».

Вы эксперт, если:

— Не постесняетесь произнести слово «примитивизм», говоря о средневековых шедеврах Рогира ван дер Вейдена или Дуччо ди Буонинсеньи.

— Можете с ходу определить, где — целомудренная красавица кисти настоящего примитивиста Пиросмани, а где — подделка «под наив» Михаила Ларионова.

Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Ортачальская красавица. Правая часть диптиха

Михаил Федорович Ларионов. Еврейская Венера

Вы профан, если:

— Принимаете за чистую монету нарочитое упрощение, необходимое для создания иллюстраций и карикатур, считая их образчиками незамутненного примитивизма.

— Считаете, что к примитивизму относится любое произведение искусства, которое так и тянет назвать каляками-маляками. На самом деле примитивизм (осознанный, предумышленный в том числе) — не только неумелая форма, но и особый взгляд на суть вещей: чистый, непосредственный, детский или даже первобытный. За картинами Малевича, Кандинского, Мондриана стоят большие, взрослые теории.

Заглавная иллюстрация: Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Лев и солнце

Автор: Наталья Азаренко

Примитивизм появился благодаря знакомству жителей западных стран с ранее неизвестными культурами Юго-Восточной Азии, Африки, Океании и Америки. Кроме того, он стал реакцией на общественные изменения того времени, которые сопровождали научные и промышленные революции. Художники-примитивисты считали, что нужно стремиться к более простой, духовной и гармоничной жизни, которой живут народы вне «цивилизации».

На картинах примитивистов обычно отсутствует линейная перспектива, все детали прорисованы с одинаковой тщательностью, нет теней, световых бликов и объема. Фигуры людей, животных и фантастических существ на таких полотнах часто непропорциональны.

Часть искусствоведов считает примитивизм синонимом наивного искусства. Другие полагают, что произведения в стиле примитивизма могут создавать только мастера с академическим художественным образованием, а наив-арт — исключительно непрофессионалы.

Большой вклад в развитие примитивизма внесли знаменитые европейские живописцы. Так, Поль Гоген использовал в своих работах таитянские мотивы, Анри Матисс вдохновлялся персидскими миниатюрами, а Пабло Пикассо — африканскими масками. Известные представители жанра примитивизма — художники Анри Руссо, Нико Пиросмани, Бабушка Мозес — были самоучками.

В России примитивизм к началу XX века оформился в самостоятельное художественное направление под названием неопримитивизм. Это случилось через несколько лет после того, как живописец Александр Бенуа назвал работы художника Михаила Ларионова «новым примитивизмом». Отечественные мастера вдохновлялись религиозным и бытовым лубком, иконами, торговыми вывесками, любительским рисованием и другим. Кроме Ларионова в этом стиле работали Наталия Гончарова, Илья Машков, Владимир Марков.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синоним наибольшие трудности
  • Синоним наибольшее развитие
  • Синоним наибольшее влияние
  • Синоним наиболее употребляемые
  • Синоним наиболее распространенный