Синоним может быть однокоренным

Структурное разнообразие синонимов

Основанием
разграничения синонимов по структуре
является степень формального тождества.
Выделяют однокоренные
и разнокоренные
синонимы.

Разнокоренные
синонимы

составляют основной фонд синонимии,
это слова одной части речи, близкие или
тождественные по значению, имеющие
разные корни: холод
– мороз, смелый – храбрый.

Однокоренные
синонимы

слова, имеющие один корень и отличающиеся
друг от друга аффиксами:

а) однокоренные
синонимы, различающиеся приставкой:
скопить –
накопить
,
выругать –
отругать
.

Роль префиксов
велика в образовании синонимичных
глаголов, различающихся оттенками
значения. Например, в синонимическом
ряду втыкать
– вкалывать – кончать – всаживать –
вгонять

(«заставлять проникать что-либо тонкое
и острое в глубь чего-либо») приставка
в- играет
организующую роль. Глаголы этого ряда,
взятые без приставки, часто не являются
синонимами, не обозначают родственных
понятий;

б) однокоренные
синонимы с различными суффиксами: чтение
– читка, заглавие – заголовок
;

в) приставкой и
суффиксом одновременно: качать
– раскачиваться, петь – напевать –
распевать
.

Однокоренные
синонимы имеют тонкие смысловые и
стилистические различия, обусловленные
богатством разнообразных аффиксов,
близких по своему значению и функциям.
Они представлены разными языковыми
явлениями: глагольными видовыми парами
(угаснуть –
погаснуть
),
образованиями от одних и тех же основ
(всюду –
посвюду
).

Синонимический ряд и его доминанта.

В синонимические
отношения вступают обычно несколько
слов, парадигму синонимов называют
синонимический
ряд
, который
организуется вокруг доминанты.
Синонимический ряд может состоять как
из однокоренных: обогнать
– перегнать
,
так и разнокоренных синонимов: шелестеть
– шуршать
.

Доминанта
синонимического ряда – слово семантически
наиболее простое, стилистически
нейтральное и синтагматически наименее
закрепленное. Например, доминантой
синонимического ряда растрепать,
разлохматить, раскосматить
является
глагол растрепать
«привести в беспорядок, спутать волосы»,
глаголы разлохматить,
раскосматить
включают дополнительный компонент
«очень сильно» и являются
обиходно-разговорными.

Доминанта является
семантической точкой отсчета для членов
синонимического ряда, значение каждого
из них сопоставляется со значением
доминанты. В словаре синонимов она
дается первой в ряду: испытать,
пережить, перенести, узнать, познать
(книж.), изведать (высок.), увидеть, увидать
(разг.)
и т.д.

Остальные члены
синонимического ряда уточняют, расширяют
семантическую структуру доминанты,
дополняют ее понятийными, стилистическими
оценочными компонентами: храбрый
– смелый – отважный – бесстрашный –
безбоязненный – неустрашимый – удалой
– лихой
.
Слово неустрашимый
– книжное,
«очень храбрый», удалой
– народно-поэтическое, «полный удали»,
лихой
– разговорное, «смелый, идущий на риск».

Важными семантическими
функциями синонимии является замещение
и уточнение. Замещение наблюдается в
следующих друг за другом частях текста
и состоит во взаимной замене семантически
адекватных единиц, что позволяет избежать
однообразного повторения одних и тех
же слов. Академик В.В. Виноградов внес
большой вклад в развитие отечественного
языкознания. Его труды стали достоянием
мировой лингвистики.

Замещение лежит
в основе уточнения. Но только здесь оно
неполное, а сами синонимы не совпадают
полностью по своему значению. Функция
уточнения состоит в раскрытии свойств
и различных характерных признаков
обозначаемых предметов и явлений
действительности. Это важнейшая
семантическая функция синонимов. Она
реализуется чаще всего в пределах
определенного фрагмента текста,
предложения при близком, контактном
расположении уточняющих друг друга
слов. Обозначаемые предметы и явления
действительности, их свойства в силу
многосторонности многогранности очень
часто «не покрываются» полностью
семантикой одного слова. Поэтому
возникает необходимость в одновременном
употреблении сразу нескольких синонимов,
несовпадающие семы которых с различных
точек зрения направляются на обозначаемый
предмет, вскрывая в нем новые стороны.

Уточняться может
интенсивность, степень проявления
качества, свойства: ломать – крушить –
сокрушать, способ осуществления или
протекания действия: он поспешно погасил
свечу, задув ее. Конкретизируется
характер совершения действия.

Стилистические
функции синонимов качественно отличаются
от семантических и вместе с тем
взаимодействуют с ними. Стилистические
синонимы противопоставлены друг другу
прагматическими характеристиками,
своим эмотивным, оценочным значением.

Стилистическая
синонимия реализуется прежде всего как
функция оценки и стилевой организации
текста.

Выражение оценки
обозначаемого основывается на различной
стилевой характеристике синонимов
(высокие, поэтические, книжные,
официально-деловые, разговорные,
просторечные). Это и является основанием
положительной или отрицательной
квалификации обозначаемого. Должно
быть, только на обильных кубанских
просторах могла возрасти женщина… с
таким огромными карими глазами, к которым
больше подходило слово «очи».

Соседние файлы в папке Ответы ГОС

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Синонимы – это слова с одинаковым значением. Именно такое определение наиболее легко запоминается школьниками.

Типы синонимов 1Синонимы появляются в языке по нескольким причинам.

Во-первых, синонимы возникают в языке из-за того что человек постоянно стремится найти в предмете или явлении действительности какие-то новые черты и обозначить их словом, сходным по значению с первоначальным словом – словом, которое уже существовало в языке для наименования конкретного предмета или явления.

Во-вторых, причина появления синонимов – это проникновение в язык заимствованных слов, близких или идентичных по значению слову русскому: проводник = гид, чичероне; зародыш = эмбрион; введение = преамбула и др.

В-третьих, немаловажен и тот факт, что в различных экспрессивно-стилистических группах слов, в различных стилях речи один и тот же предмет или явление может быть назван по-разному: очи = глаза; вотще = напрасно и др.

В-четвертых, зачастую предмету, признаку или явлению дается иная эмоциональная оценка: жестокий = безжалостный, бессердечный, бесчеловечный, лютый, свирепый и др.

Действительно, установить, что, например, слова «друг» и «товарищ» являются синонимами, несложно, сложнее определить тип синонимов.

Абсолютные синонимы (дублеты) – это слова, которые одинаковы по значению и употреблению, но различны по сочетаемости. Например, бегемот и гиппопотам; в течение и в продолжение (предлоги); лингвистика, и языковедение, и языкознание и др. Слов-дублетов в русском зыке не так много: вследствие тенденции к экономии языковых средств такие синонимы либо начинают различаться по смыслу, либо приобретают новую стилистическую окраску. НаТипы синонимов 2пример, уже сейчас наиболее часто мы можем услышать термин «лингвистика», более редко – «языкознание» и почти никогда – «языковедение».

Идеографические (семантические) синонимы – это слова, одинаковые по значению, но отличающиеся оттенками значений. Например, в «триаде» палящий – жгучий – жаркий палящий – это очень жаркий, обжигающий; жгучий – это горячий, обжигающий, палящий; жаркий – это дающий сильный жар, очень горячий.

Примерами семантических синонимов также являются слова: молодость – юность; красный – пунцовый – алый и др.

Контекстуальные синонимы – это слова, которые приобретают одинаковое значение в условиях определенного контекста: веселая, доброжелательная улыбка.

Однокоренные синонимы – это однокоренные слова, имеющие одинаковое значение, но употребляющиеся чаще всего в разных стилях. Слово «борьба» нейтральное: у него равные шансы встретиться нам как в художественном, так и в научном стиле. Его же синоним «борение» имеет ярко выраженную «высокую» окраску и встретиться нам может в художественной речи.

Стилистические синонимы – это слова, которые употребляются в разных стилях, но имеют одинаковое значение. Наиболее яркой иллюстрацией становится группа рожа – лицо – лик. Слово «рожа» явно разговорное, которое имеет множество не весьма интеллигентных просторечных вариантов. Слово «лицо» нейтральное: у него есть «пропуск» во все стили. Слово «лик» книжное: скорее всего с ним мы столкнемся в художественном произведении в случае стилизации или нарочито возвышенного отношения к какому-либо из героев.

Типы синонимов 3Семантико-стилистические синонимы – это синонимы, которые отличаются и оттенками значений, и стилистической окраской: будущий (нейтральное) – грядущий (книжное) – наступающий (нейтральное) – предстоящий (деловая сфера) – следующий (нейтральное).

Нередко мы можем столкнуться с так называемым окказиональным употреблением синонимов, когда слова, не являющиеся синонимами в принципе, с подачи автора становятся таковыми: стукнуть на стол самовар = поставить на стол самовар.

Остались вопросы? Не знаете, как определить тип синонима?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
Первый урок – бесплатно!

Зарегистрироваться

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

однокоренные синонимы

однокоренные синонимы

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение.
.
1976.

Смотреть что такое «однокоренные синонимы» в других словарях:

  • однокоренные синонимы — см. синонимы …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • синонимы — (греч. synonymos одноименный) слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим. Синонимичными могут быть также… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • синонимы — (греч. synonymos одноименный). Слова близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим. Синонимы, как правило, принадлежат к… …   Словарь лингвистических терминов

  • синонимы — ов, мн. (ед. синоним, а; м.). [от греч. synōnymos одноимённый] 1. Лингв. Слова, тождественные или очень близкие по своему значению (например: смелый и храбрый , труд и работа , гореть , пылать и полыхать ). Словари синонимов. Однокоренные с.… …   Энциклопедический словарь

  • синонимы — ов; мн. (ед. сино/ним, а; м.) (от греч. syn ōnymos одноимённый) см. тж. синонимический, синонимичный, синонимичность 1) лингв. Слова, тождественные или очень близкие по своему значению (например: смелый и храбрый , труд и работа , гореть , пылать …   Словарь многих выражений

  • Муль — (прозвище) или мул пренебрежительное пейоративное прозвище[1], употребляемое представителями русскоязычного и молдавского населения ПМР, Молдавии, Одесской области в отношении молдаван, плохо говорящих по русски или говорящих с выраженным… …   Википедия

  • абонентный, абонентский, абонементный — Вопрос Как правильно: «абонентный, абонентский, абонементный»?      Прилагательные абонентный, абонентский производные от существительного абонент; абонементный от существительного абонемент.    Согласно толковым словарям русского языка,… …   Словарь трудностей русского языка

  • Муль (прозвище) — Муль пренебрежительное пейоративное прозвище, употребляемое представителями русскоязычного и молдавского населения ПМР, Молдавии, Одесской области в отношении молдаван, плохо говорящих по русски или говорящих с выраженным молдавским (румынским)… …   Википедия

  • Традесканция ладьевидная — ? Традесканция ладьевидная …   Википедия

  • Tradescantia navicularis — ? Традесканция ладьевидная Традесканция ладьевидная, цветущее растение Научная классификация Царство: Растения Отдел: Покрытосеменные …   Википедия

Содержание

  1. Русский язык
  2. Родственные слова
  3. Синонимы и их отличие от родственных слов
  4. Корень – главная часть слова. Однокоренные слова
  5. Определение корня в слове, его обозначение
  6. Подбор однокоренных слов
  7. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова
  8. Технологическая карта урока русского языка на тему » Разграничение однокоренных слов с омонимичными корнями. Знакомство с синонимами, их отличие от однокоренных слов» (2 класс)
  9. «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
  10. Технологическая карта по русскому языку «Различие однокоренных слов и слов синонимов», 2 класс
  11. «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
  12. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  13. Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
  14. Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
  15. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  16. Общая информация
  17. Похожие материалы
  18. Программа по русскому языку. 1 класс
  19. 70. Как хорошо уметь читать.ppt презентация
  20. Презентация по русскому языку «Раздельное и дефисное написание частиц» (7 класс)
  21. Конспект урока «О чём рассказывают устаревшие слова»
  22. Программа по русскому языку 2 класс
  23. Урок по теме «Раздельное и дефисное написание частиц» (7 класс)
  24. Урок «Мастерство сатирического изображения действительности в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
  25. Технологическая карата на тему: «Виды предложений по цели высказывания».
  26. Вам будут интересны эти курсы:
  27. Оставьте свой комментарий
  28. Подарочные сертификаты
  29. Различие родственных (однокоренных) слов и синонимов, родственных (однокоренных) слов и слов с омонимичными корнями.
  30. «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
  31. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  32. Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
  33. Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
  34. Оставьте свой комментарий
  35. Подарочные сертификаты

Русский язык

Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет

С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒

План урока:

Родственные слова

Прочитай текст. Представь героя, которого описывает автор. Какое слово из скобок ты выберешь для него? Объясни, почему.

Верно, так как цыпленок только недавно вылупился из яйца, он еще совсем маленький, а значит, к его описанию больше подойдут слова: комочек, ножках, голоском.

Еще раз посмотри на пары слов, которые даны в скобках. О таких словах говорят, что они – родственные. Как думаешь, что это может означать?

Действительно, они похожи друг с другом по значению. Например, ножки – это маленькие ноги и т.д.

Давай порассуждаем: можно ли назвать слова сахар и конфета родственными, ведь они похожи – оба имеют сладкий вкус?

Проверь свою догадку, для этого прочитай важную информацию.

Получается, что сахар и конфета – это не родственные слова, потому что у них нет общей части слова. А вот соль и солить – родственные, потому что имеют общую часть «сол»,а солить – значит «посыпать солью».

Давай потренируемся. Найди среди слов родственные и объясни, как ты это сделал.

Рыбак, грибной, рыба, гриб, рыбка, грибочки, рыбалка, грибок, рыбочка, грибник.

Каждая группа слов имеет общую часть, а объяснить значения каждого из слов можно с помощью родственного (гриб, рыба).

Синонимы и их отличие от родственных слов

Прочитай стихотворение. Что ты можешь сказать про выделенные слова?

Все верно, каждая пара слов имеет одинаковое или очень схожее значение:

Иду – шагает, смеюсь – хохочет, грустно – печалится.

Можешь ли ты сказать, что это – родственные слова? Почему?

Правильно, это не родственные слова, потому что они не имеют общей части слов, хоть и похожи по значению.

Они помогают точно выражать свои мысли и не повторяться, делают речь более красивой.

Один и тот же предмет можно назвать сразу несколькими синонимами. Например:

Прочитай слова. Найди среди них пары слов-синонимов. Что они обозначают?

Снег, летчик, скоро, снеговик, клейкий, верный, снежок, быстро, снегири, пилот, правильный, Снегурочка, липкий.

Летчик – пилот (тот, кто управляет самолетом)

Липкий – клейкий (тот, который все склеивает)

Быстро – скоро (за очень маленький промежуток времени)

Правильный – верный (тот, который соответствует нормам и правилам)

Какие слова остались не распределены? Что ты можешь про них сказать?

Снег, снеговик, снежок, снегири, Снегурочка – это однокоренные слова. Все они имеют общую часть снег и их значение связано со снегом.

Корень – главная часть слова. Однокоренные слова

Посмотри внимательно на рисунок дерева и слова, которые написаны на ветках и корне. Догадайся, почему они так записаны?

Правильно, все это родственные слова, их общая часть: сад. Именно поэтому она находится на корне дерева – остальные слова словно выросли из этого слова.

Что еще необычного можно здесь заметить?

Верно, одинаковая часть в каждом из слов обозначена дугой.

В любом слове должен быть корень, давай проверим, что произойдет, если он исчезнет:

Теперь мы убедились в том, что без корня слова не может существовать, и значение всех однокоренных слов без него не определить.

Посмотри на домики и прочитай слова-«родственники», которые хотят в них заселиться. Все ли слова можно заселить? Почему?

Если ты внимательно выполнял задание, то заметил, что слова «нежный» и «морской» нельзя заселить в дома, потому что они не однокоренные. Морской не имеет ничего общего с морозом также, как и нежный с корнем снеж.

Определение корня в слове, его обозначение

А теперь вспомни все, что узнал сегодня, и попробуй найти корни в словах:

Расскажи, как ты рассуждал.

Если затрудняешься, прочитай памятку «Как найти корень слова»:

Выбери, какие из родственных слов подойдут к твоим словам «солонка» и «сахарница».

А теперь проверь, как правильно должно быть выполнено задание.

Солонка – соль, солить, соленый.

Сахарница – сахар, сахарить, сахарный.

Ты хорошо справился с заданием!

Подбор однокоренных слов

Важно не только уметь выделять корень в словах, но и подбирать родственные слова, придумывать их к другому слову.

Прежде чем ты начнешь тренироваться, обрати внимание на важную мысль:

Посмотри на группы слов. Есть ли среди них родственные? По вопросу подбери еще одно. Есть ли где-то лишние слова?

А теперь посмотри на картинку с опавшими листьями. Помоги им вернуться на свое дерево, подобрав подходящий корень слова.

Вот какие группы слов должны были получиться:

Лес – лесок, лесочек, лесной

Ход – поход, ходить, ходячий, выход

Стар – старый, старик, старушка

Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова

Посмотри на два столбика слов. Можно ли оба из них назвать однокоренными словами?

Однокоренные слова находятся только во втором столбике.

Чтобы убедиться в этом, объясни значение каждого из слов.

А что можно сказать про значения слов в первом столбике?

Верно, это все одно и то же слово: цветок. Но употребляется оно в разных формах.

Еще раз посмотри на рисунок:

Чтобы отличить однокоренные слова от формы слова, нужно помнить, что формы слова различаются лишь окончанием, а однокоренные слова – еще и своим значением.

Сегодня на уроке ты хорошо поработал и узнал много нового. Все эти знания понадобятся тебе и дальше. Это значит, что нужно хорошо понять и запомнить весь материал.

Источник

Технологическая карта урока русского языка на тему » Разграничение однокоренных слов с омонимичными корнями. Знакомство с синонимами, их отличие от однокоренных слов» (2 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Евстюничева Елена Владимировна МБОУ «НОШ № 43» г. Череповца

Класс: 2 (УМК Гармония)

Тема: Разграничение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Знакомство с синонимами, их отличие от однокоренных слов.

Место урока в теме : 4 урок в теме « Строение и изменение слов. «Продолжаем размышлять о словах» (8 ч.)

Цель урока: создать условия для закрепления признаков однокоренных слов на фоне их сопоставления со словами с омонимичными корнями и с синонимами.

Предметные: закрепить признаки однокоренных слов, понятия «корень», «однокоренные слова»; развивать навыки нахождения корня в словах, распознавать и подбирать однокоренные слова; обогащать словарный запас детей.

Метапредметные: развивать основы осознанного подхода учащихся к анализу слов, наблюдательность, развивать память, совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог, развивать речь.

Тип урока: урок открытия нового знания и актуализации изученного.

Универсальные учебные действия

Самоопределение к деятельности

Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу и садитесь!
— Руки?
— Ноги?
— Локти?
— Спина?

На доске слова море, дерево, берег.

Записать слова в алфавитном порядке, разобрать на слоги, поставить ударение.

На доске записаны словарные слова: земляника, копать, медведь, собирать. Разделить слова на 2 столбика. Записать слова, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную.

Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте работу.

Восстанавливать алфавитный порядок слова

Анализировать : делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

Объяснять принцип деления слов на слоги.

Разделить на 2 столбика и прокомментировать свои действия. Объяснять значение слова, давать развернутое толкование его значения.

Личностные: мотивация учения.

Регулятивные : организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Коммуникативные: активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Назовите однокоренное слово к слову город.( городок, городской)

Выделить в словах корень. О чем мы будем говорить на уроке.

Что мы должны сделать, чтобы достичь цели?

Упр.318 Вслух прочитай шуточные строки, прислушиваясь к словам.

Сколько в первой строке слов, которые начинаются с гласного звука?

Один ученик назвал подчеркнутые слова однокоренными. Прав ли он?

Почему? А как он размышлял?

Различать родственные слова и формы слова.

Объяснять роль и значение корня.

Определять цель задачи урока.

Анализируют буквы и звуки слов.

Отвечают, аргументировав ответ.

Познавательные : самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ объектов, с целью выделения признаков, выбор основания для сравнения.

Регулятивные : постановка учебной задачи на основе соотнесения с уже известной информацией, планирование действий, прогнозирование.

Коммуникативные : инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные : оценивание усваимого содержания

3. Постановка учебной задачи.

А как вы думаете есть ли в русском языке научное слово, которым называются слова похожие по значению.

Давай прочитаем правило на стр.26.

Предполагать, объяснять свой ответ.

Обращать внимание на особенности употребления слов;

Устанавливать различия родственных слов с омонимичными корнями.

Понимать алгоритм выделения корня и использовать его при решении практических задач.

Познавательные: подведение под понятие, выведение следствий, смысловое чтение.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные : постановка учебной задачи на основе соотнесения с уже известной информацией, планирование действий, прогнозирование.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Сейчас поработаем в парах. Посмотрите на доску и попробуйте соединить слова парами по значению. Однокоренные это слова? Докажите.

Назовите составленные пары слов научным словом.

Классифицировать слова, находя общее значение, аргументировать ответ, ссылаясь на правило с учебника.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность выполнения задания.

Познавательные : выделение цели, смысловое чтение, анализ объектов, с целью выделения признаков, выбор основания для сравнения, построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные : деловое сотрудничество, выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка способов разрешения, принятие решение, умение выражать свои мысли.

Регулятивные : контроль, коррекция, оценка результата.

Личностные : оценивание усваимого содержания

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Какого важного признака однокоренных слов нет у синонимов?

Систематизировать «новое знание».

Выделять признаки однокоренных слов и синонимов.

Коммуникативные : деловое сотрудничество, выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка способов разрешения, принятие решение, умение выражать свои мысли.

6. Самостоятельная работа.

Найдите слова-синонимы и выпишите их парами.

Систематизировать полученные знания. Находить нужную информацию.

Познавательные : выделение цели, смысловое чтение, анализ объектов, с целью выделения признаков, выбор основания для сравнения, построение логической цепи рассуждения.

Регулятивные : контроль, коррекция, оценка результата.

6.Рефлексия. Комментарии оценок.

Оцените себя. Что не понятно было на уроке? Что нового узнали?

В коробочке лежат звездочки, выберете красную, если урок понравился и синюю, если не понравился.

А теперь зажгите звездочки, подняв их вверх. Я очень рада, что горят только красные.

Домашнее задание. упр. 323, 324

Оценивать собственные достижения и результаты.

Личностные : п ризнавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.

Источник

Технологическая карта по русскому языку «Различие однокоренных слов и слов синонимов», 2 класс

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Автор: Маркелова Екатерина Владимировна

Предмет: русский язык

Технологическая карта изучения темы «Различие однокоренных слов и слов синонимов»

Различие однокоренных слов и слов синонимов

Создать условия, направленные на развитие умений различать однокоренные слова и слова синонимы; однокоренные слова и слова с омонимичными корнями; составлять алгоритм рассуждения.

знать признаки однокоренных слов и слов синонимов, применять алгоритм различия этих групп;

уметь находить в слове корень, различать однокоренные слова и слова синонимы, отличать простые слова с омонимичными корнями от однокоренных слов.

Личностные УУД – интерес к изучению языка.

Познавательные УУД – уметь извлекать информацию из схем, представлять информацию в виде схем.

Регулятивные УУД – уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом.

Коммуникативные УУД – уметь оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе.

Однокоренные слова, синонимы

групповая, фронтальная, индивидуальная

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

I . Мотивация к учебной деятельности ( 4 мин)

— создать условия для возникновения проблемной ситуации

Читают вслух слова, рассуждают,

отвечают на вопросы,

Ребята прочитайте слова на доске.

Лентяй, лента, лень, ленивый, лодырь, ленится.

— Верите ли вы, что… все эти слова являются однокоренными? Ваши версии.

— А почему ты так решил? …. Что ты видишь здесь такого, что позволяет тебе считать, что эти все слова однокоренные, … или не однокоренные.

— Все ли с этим согласны. У кого иначе?

— Сколько в классе мнений, одно или несколько?

На слайде появляются слова.

Лентяй, лента, лень, ленивый, лодырь, ленится.

уметь рассуждать и доказывать свое мнение на основе полученных ранее знаний

уметь оформлять свои мысли в устной форме

интерес к изучению языка

II . Формулирование темы и цели урока

-организовать формулирование темы и цели урока детьми;

С помощью учителя формулируют тему и цель урока.

Организует формулирование темы урока детьми и цели (что будем делать)

— Так чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

На доске появляется запись

Тема урока: «Различие однокоренных слов и слов синонимов»

уметь извлекать информацию из схем

уметь оформлять свои мысли в устной форме

III . Закрепление и обобщение ( мин)

— организовать закрепление знаний по теме «Различие однокоренных слов и слов синонимов»

Сигнальными карточками отвечают на вопросы.

Обсуждая в группе, делают вывод об окончаниях.

Записывают слова и выделяют окончания.

2 ученика работают у доски.

Начинают составлять кластер.

Отвечают на вопросы, обсуждают в группе.

Выполняют задание по карточкам индивидуально (выделить основу в словах), выполняют взаимопроверку.

Несколько человек работают индивидуализированно на отметку.

Организует игровую деятельность для закрепления понятия «окончание».

_ С чем ассоциируется состав слова на слайде? (с поездом)

— Запишите слово «поезд» и 2-3 его формы, выделите окончания.

— Обсудите в группе, какой вывод об окончаниях можно сделать? (бывают окончания нулевые, т.е. не окончание не выражено звуком)

— Какой второй шаг в разборе слова по составу? (выделение основы слова)

— Почему эта часть слова так названа?

— Определение слова «основа» из словаря Ожегова.

— Как нужно действовать, чтобы найти основу? (алгоритм: прочитать слово, изменить, выделить окончание, отделить основу)

— Выполните задание на карточках, сверьте результаты в группе и сделайте вывод о составе основы (только корень, с приставкой, с суффиксом, с приставкой и суффиксом)

На слайде появляется игра «Да или нет».

На доске и в тетрадях формы слова «поезд».

Появляется слайд «Основа»

Роль окончания в слове.

Окончание может быть нулевым.

Основа- слово без окончания.

Состав основы слова

представлять информацию в виде схем,

уметь извлекать информацию из схем

уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом

уметь оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе.

уметь оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе

IV Рефлексия учебной деятельности на уроке ( мин)

-организовать рефлексию и собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Организует самооценку учебной деятельности.

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

— Какая цель урока была?

— Расскажите по схеме, чему научились на уроке.

— Оцените свою деятельность на уроке

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Программа по русскому языку. 1 класс

70. Как хорошо уметь читать.ppt презентация

Презентация по русскому языку «Раздельное и дефисное написание частиц» (7 класс)

Конспект урока «О чём рассказывают устаревшие слова»

Программа по русскому языку 2 класс

Урок по теме «Раздельное и дефисное написание частиц» (7 класс)

Урок «Мастерство сатирического изображения действительности в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Технологическая карата на тему: «Виды предложений по цели высказывания».

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5438661 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января

Время чтения: 1 минута

В России разработают рекомендации по сопровождению студентов с ОВЗ

Время чтения: 2 минуты

ОНФ планирует решить проблему с низкими зарплатами водителей школьных автобусов в России

Время чтения: 1 минута

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Различие родственных (однокоренных) слов и синонимов, родственных (однокоренных) слов и слов с омонимичными корнями.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Различие родственных (однокоренных) слов и синонимов, родственных (однокоренных) слов и слов с омонимичными корнями.

Формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас обучающихся

• Совершенствовать умения выделять корень в слове;

• Развивать умения находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;

• Развивать умение различать синонимы и родственные слова

• Развивать речь, орфографическую зоркость, умения анализировать и обобщать;

• Формировать умения работать индивидуально, в парах и группах;

• Воспитывать бережное отношение к природе

Личностные : обучающиеся научатся положительно относится к изучаемому русскому языку.

Регулятивные : научатся действовать по плану, моделировать свой ответ, контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные : самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера, анализировать, сравнивать, логически рассуждать.

Коммуникативные : вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, сотрудничать в паре, в группе

Родственные слова, корень слова, синонимы.

Учебник В.П. Канакина.

Методист: Мартынюк Л.Е._______________ Учитель: Дутова С.П._________________

-Здравствуйте! Меня зовут Ангелина Игоревна, и сегодня урок русского языка у Вас проведу я.

Давайте настроимся на работу. Сядьте поудобнее, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я на уроке внимателен и сосредоточен, мыслю ясно. Мне ничего не мешает. Я готов к работе»

На уроке мы сегодня отправимся в путешествие, а куда отгадайте?

— Город этот не простой, он дремучий и густой.

Правильно мы с вами отправимся в лес. Лес- это наше богатство. Его надо беречь.

ЛичностныеУУД: развитие навыков самоорганизации подготовки рабочего места;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми

1) Откройте свои тетради, запишите число, классная работа. На следующей рабочей строке записываем букву Сс до конца рабочей строки. На следующей рабочей строке запишите слоги «Со, су, се, са»

2) На следующей рабочей строке запишите с красной строки «Словарь» поставьте двоеточие, и записывайте слова через запятую «солома, Саша, сестра, сок».

Давайте проверим (проверка по образцу на слайде), у кого нет ошибок на полях нарисуйте солнце, у кого есть ошибки нарисуйте тучку.

— Впишите в пустые клеточки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие им слова.

— Итак, какие слова мы называем синонимами?

Бор, беда, стужа, желать, потемки.

-Овладеют л огическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

-Научатся устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построению рассуждений.

— На уроке продолжим изучение темы, начатой на предыдущих уроках. Напомните мне её.

-Какая задача стоит перед нами? Чему вы должны научиться?

— Что такое родственные слова?

— Учиться, находить родственные корень в слове слова, выделять

Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления

Постановка учебной задачи

Построение проекта выхода из затруднений

— Прослушав сказку, назовите родственные слова.

В густом зеленом ельнике жила маленькая Ёлочка. Как и все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала вопросы.

— Итак, какие родственные слова вы услышали в сказке?

Почему они родственные?

— Запишите эти слова в тетрадь и выделите общую часть знаком

— Какая общая часть у всех этих слов?

Ёлочка, Ёлка, Ель, ельник, еловые.

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

-По каким признакам вы догадались, что это корень?

О каких значениях корня говорится в загадке?

Сколько значений у слова корень?

подземная часть растений;

В словаре Ожегова значение корня описано так (чтение статьи из словаря стр.290) Это слово имеет много значений. Оно многозначное.

3.Слово корень часто употребляется в речи и в пословицах.

В чём смысл пословиц? Спишите, подчеркните безударные гласные.

Человек без друзей- что дерево без корней.

Ведь у слов есть корень тоже.

Он, конечно, самый главный

Выполняет всё исправно.

Слово от него растёт.

Часто так случается,

В разные слова встают,

Общий смысл придают.

Как слова зовут такие?

Дети вместе однокоренные

— Что называется корнем слова?

Признаки родственных слов?

Как пишется корень в родственных словах?

2.Работа со словарем

3.Работа с пословицами

4. Подбор родственных слов

Научатся использовать различные способы поиска информации (в справочных источниках – словарях)

— формировать отношения к родному языку как к духовной, культурно- исторической ценности

— формировать мотивации к творческому труду.

Регулятивные УУД: научатся моделировать свой ответ.

Научатся бережному отношению к природе.

Реализация проекта выхода из затруднений

— Докажи, что слова синонимы, а не родственные слова

Летчик – пилот, липкий – клейкий,

Быстро – скоро, правильно – верно.

Активизировать использование речевых средств и средств в диалоге между детьми и учителем для решения коммуникативных и познавательных задач.

Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Прочитайте, вставьте в текст пропущенные слова по смыслу

(Лес, лесника, лесок, лесной)

Какие родственные слова встретились? Какой корень?

— Что такое корень слова?

Вставляют в текст пропущенные слова

Коммуникативные УУД : Готовность слушать собеседника и вести диалог. Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

1. Жарко, жарится, печется.

2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо.

3. Чайка, чайник, чайный.

4. Лес, лестница, лесничий.

— В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова.

Закрепят умение и способности к л огическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

Регулятивные УУД: научатся действовать по плану

Подведение итогов урока

Как называется общая часть родственных слов?

Как по-другому называются родственные слова?

Где нам могут пригодиться знания о родственных словах?

Осмысливают и отвечают.

Оценивают полученные знания с помощью смайликов

Регулятивные УУД: научатся моделировать свой ответ.

Научатся оценивать свою деятельность.

И так, кому было все понятно и интересно на уроке поднимите правую руку, у кого были затруднения поднимите левую.

Выполнить упражнение 79 страница 59

Записывают в дневники

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1404525

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников

Время чтения: 1 минута

Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января

Время чтения: 1 минута

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

ОНФ планирует решить проблему с низкими зарплатами водителей школьных автобусов в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Синонимы – это слова, связанные между собой особыми отношениями. Они характеризуются схожестью, но тем не менее абсолютные совпадения среди образцов такой лексики встречаются довольно редко.

Содержание статьи

  • Общие сведения
  • Сравнение

Общие сведения

Синонимами называют слова, используемые для обозначения одного и того же предмета или понятия: еда, пища, продовольствие. Их написание может быть совершенно различным, как в предыдущем примере. Кроме того, существуют однокоренные синонимы: накопить – скопить, книжечка – книжонка. У них имеется несовпадение в написании отдельных морфем.

Вся группа слов, служащих для определения одного понятия, именуется синонимическим рядом. В нем обычно есть доминирующее слово – то, которое выражает смысл наиболее точно. Например, объект значительной величины можно назвать большим, громадным, огромным, гигантским, немаленьким. В этой группе стержневым является слово «большой», остальные – вносят в общее значение уточняющие оттенки.

к содержанию ↑

Сравнение

Слова рассматриваемой категории подлежат сравнению по разным критериям. Перечислим признаки, которые могут составлять отличие синонимов друг от друга:

  1. Оттенки лексического значения. В этом случае слова выражают, например, степень проявления чего-либо (жара – пекло), характер действия (открыть – распахнуть) или уровень конкретизации (готовить – тушить).
  2. Стиль. Здесь речь идет о синонимах, принадлежащих к разным сферам общения или относящихся к тому или иному литературному стилю. К примеру, слово «украсть» в этом смысле является нейтральным. В разговорной речи то же самое действие выражается с помощью синонима «стащить», в книжном стиле употребляется «похитить», носители блатного жаргона говорят «нарезать».
  3. Эмоционально-оценочные характеристики. Некоторые синонимы, называющие одно понятие, позволяют показать разное отношение к нему: солнце – солнышко (ласково), невзрачный – плюгавый (пренебрежительно), путешествовать – разъезжать (иногда шутливо).
  4. Образность. К примеру, понимающего, благородного человека можно охарактеризовать простым словом «хороший». Но часто в таком случае используется словосочетание «золотой человек».
  5. Степень современности. В языке всегда есть слова недавно появившиеся, постепенно выходящие из употребления и устаревшие. И здесь синонимы тоже играют свою роль. В представленных парах слов сначала употреблен современный вариант названия, а затем архаизм: ладонь – длань, говорить – молвить, только – токмо, надеяться – уповать.
  6. Лексическая сочетаемость. В чем разница между синонимами с этой точки зрения? В том, что они могут удачно связываться с различным количеством слов. Возьмем, к примеру, синонимы быстро и опрометью. Первый из них комбинируется с массой слов, обозначающих всевозможные действия: пойти, вспомнить, сшить, написать, повернуться, схватить, поднять, застегнуть и т. д. А вот опрометью соединяется только с несколькими глаголами, значение которых связано исключительно с бегом: побежать, выбежать, помчаться, кинуться.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синоним можем предложить
  • Синоним мое предложение
  • Синоним мое право
  • Синоним мое настроение
  • Синоним модняшка