Лексический анализ.
Лексический анализ. Найдите в тексте синонимы к слову МОЩНЫЙ (предложение 20). Выпишите один из этих синонимов.
(1)Наши войска отступали перед сильным напором врага. (2)Полк должен был разрушить мост на пути наступления неприятеля.
(3)Во время сапёрной работы прапорщик доложил командиру полка:
— (4)Господин полковник, унтер-офицер Фёдоров предлагает…
— (5)Какой Фёдоров? (6)Который спас меня?
— (7)Так точно. (8)Он предлагает интересную вещь, а именно: взорвать минированный мост тогда, когда через него пойдёт неприятельская артиллерия. (9)У него очень смелый план. (10)Благоволите его выслушать.
(11)Призвали Фёдорова.
— (12)Изволите видеть, ваше высокоблагородие, вот этот глиняный обрыв берега, вот на нём все дыры — это гнёзда стрижей. (13)С обрыва весь мост как на ладони… (14)Я бы думал так: мост заминировать, а взорвать его, когда по нему пойдёт войско и, главное, орудия. (15)Для этого провода от мин провести под землёй к обрыву, а оттуда я взорву врага.
— (16)Каким образом?
— (17)Сверху этого обрыва выкопайте землянку, чтобы одному человеку залечь в ней, проведите к ней — ведь всего сто шагов от моста — концы проводов, заройте меня в эту землянку, сверху заровняйте землю, чтобы и следов не было, а между стрижиными гнёздами сделайте из землянки такую же дырку, в которую я и дышать буду, и наблюдать за мостом. (18)Как он с артиллерией пойдёт, так я и взорву, и конец ему.
— (19)Но и тебе тоже. (20)Взрыв мощный: взлетишь на воздух вместе с мостом. (21)А если и уцелеешь, то сам из землянки без входа не выберешься. (22)Ведь это значит тебя заживо на верную, беспощадную смерть отправить.
— (23)Точно так. (24)Меня закопаете одного, а я уж, должно быть, после взрыва побольше за собой в могилу потащу… (25)Ведь тогда не зря погибну хоть, а за наших, за землю родную…
(26)Полковник задумался.
(27)Несколько месяцев спустя Становой справлял свои именины. (28)В числе гостей были воинский начальник, священник и прапорщик с двумя Георгиями, которые красовались у него на груди.
(29)За чаем прапорщик Фёдоров рассказывал откровенно и просто о том, за что ему дали офицерские погоны и золотой крестик.
— (30)Могилу сапёры вырыли хоть куда… (31)Провели четыре толстых газовых трубы — в две дышать, в две глядеть. (32)Весь мост на виду мне, а им только видны стрижиные гнёзда и ничего больше. (33)Батюшка пришёл, исповедал и приобщил… (34)Ну, просто как покойника хоронили… (35)Да ведь и не было у меня шанса выжить — все понимали.
(36)Пришло время лезть. (37)Полез, потом лесенку убрали, боязно стало, а я только крикнул: «Закрывай скорей!»
(38)Страшно стало. (39)Сверху всё смолкло: только камыш на берегу шепчет. (40)Ушли, значит… (41)Смотрю я на мост — никого. (42)Дышать немного тяжело — сырой землёй пахнет… (43)Видно, не проходил через трубу воздух. (44)И ко сну клонит… (45)Думаю, впрочем: засну — не проснусь, задохнусь тут. (46)Смотрю: из-за моста скачет взвод казаков… (47)Значит, враг близко. (48)Проскакали казаки, а так минут через десять
неприятельская кавалерия. (49)С коней послезали и четверых отправили к мосту. (50)А провода у меня и справа, и слева. (51)Только соедини — и мост взорван. (52)Мучило меня только одно: вдруг неприятель раздумает идти по мосту, пропал я, малый, зря… (53)Разведчики сели на коней и поехали шагом по мосту, а трое отделились и поскакали назад. (54)Потом вижу пыль за мостом… (55) Кавалерийский полк идёт, а за ним полк пехоты и там артиллерия… (56)Чувствую уже безумный испуг…(57)Меня и тянет провода соединить, но жду. (58)Двинулись орудия, а руки у меня дрожат, зубы стучат, сердце замирает, задыхаюсь. (59)Ну, думаю, пора, а то ещё задохнусь, зря заряд пропадёт. (60)Соединил провода… (61)Как шандарахнет! (62)Будто вся земля взорвалась — такой сильный был взрыв.
(63)Он смолк.
— (64)Ну а как же вы спаслись? — спросил кто-то.
— (65)Очнулся я в госпитале. (66)Я открыл глаза и ничего не говорю и ничего не понимаю. (67)Ищу трубу, чтобы подышать… (68)На другой день сам командующий армией пришёл и о награде сказал…
— (69)А как же всё-таки вы спаслись?
— (70)Ничего не знаю. (71)Видать, наши, когда пошли вражеский урон подсчитывать, меня заметили. (72)Видно, взрывом выбросило меня из земли… (73)Стало быть, вся земля вокруг меня взорвалась, а самого уберегло… (74)Только вверх, к воздуху выбросило. (75)Живого…
(По В.А. Гиляровскому*)
* Владимир Алексеевич Гиляровский (1855—1935) — русский и советский писатель, журналист, краевед.
1.
2. 1. Замените разговорное слово завопил в данном предложении стилистически нейтральным сино нимом. Напишите это слово.
1. Замените разговорное слово завопил в данном
предложении стилистически неий тральным сино
нимом. Напишите это слово.
«Стоий , Славка!» – истошно, будто на
пожаре, завопил Женька. (Н. Кочубеий )
закричал
проверка
3. 2. Замените разговорное слово перемахнула в данном предложении стилистически нейтральным сино нимом. Напишите это слово.
2. Замените разговорное слово перемахнула в данном
предложении стилистически неий тральным сино
нимом. Напишите это слово.
Через заборчик легко перемахнула
женщина в брюках. (Н. Кочубеий )
перепрыгнула
перескочила
проверка
4. 3. Замените разговорное слово соображаешь в данном предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
3. Замените разговорное слово соображаешь в
данном предложении стилистически неий тральным
синонимом. Напишите это слово.
«Ты соображаешь, с кем разговариваешь?» – интересуется Анна Михаий ловна. (Н. Соломко)
понимаешь
представляешь
проверка
5. 4. Замените разговорное слово хлипкий в данном предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
4. Замените разговорное слово хлипкий в данном
предложении стилистически неий тральным
синонимом. Напишите это слово.
Доктор сказал, что я хлипкиий .
(Н.
Соломко)
слабыий
нездоровыий
болезненныий
проверка
6. 5. Замените разговорное слово поддался в данном предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
5. Замените разговорное слово поддался в данном
предложении стилистически неий тральным
синонимом. Напишите это слово.
Не верится, чтобы я с моим характером поддался еий . (В. Железников)
подчинился
уступил
проверка
7. 6. Замените разговорное слово не проведёшь в данном предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
6. Замените разговорное слово не проведёшь в
данном предложении стилистически неий тральным
синонимом. Напишите это слово.
Но меня не проведеё шь. (В. Железников)
не обманешь
проверка
8. 7. Замените разговорное слово влепили в данном предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
7. Замените разговорное слово влепили в данном
предложении стилистически неий тральным
синонимом. Напишите это слово.
За это меня выгнали из класса и
влепили единицу. (В. Железников)
поставили
проверка
9. 8. Замените разговорное слово влетает в данном предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
8. Замените разговорное слово влетает в данном
предложении стилистически неий тральным
синонимом. Напишите это слово.
Влетает в класс Нина, дожеё вывая на
ходу пирожок. (В. Железников)
вбегает
проверка
10. 9. Замените разговорное слово напорол в данном предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
9. Замените разговорное слово напорол в данном
предложении стилистически неий тральным
синонимом. Напишите это слово.
Опять я напорол глупостеий !
(В. Аксеё нов)
наделал
проверка
11. 10. Замените разговорное слово послонялся в данном предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
10. Замените разговорное слово послонялся в
данном предложении стилистически неий тральным
синонимом. Напишите это слово.
Закончил работу, поел, послонялся
из угла в угол – и спать. (В. Аксеё нов)
походил
проверка
12. 11. Замените разговорное слово сподручней в данном предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
11. Замените разговорное слово сподручней в
данном предложении стилистически неий тральным
синонимом. Напишите это слово.
Он поставил стог не на землю, как
все делают, а прямо на сани, чтобы
сподручнеий было зимоий сено из леса
вывезти. (Ю. Коваль)
удобнее
легче
проще
проверка
13. 12. Замените разговорное слово башкой в данном предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
12. Замените разговорное слово башкой в данном
предложении стилистически неий тральным
синонимом. Напишите это слово.
Медведь тряхнул башкоий , схватил в
зубы снегу и в лес побежал.
(Ю. Коваль)
головоий
проверка
14. 13. Замените разговорное слово скис в данном предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
13. Замените разговорное слово скис в данном
предложении стилистически неий тральным
синонимом. Напишите это слово.
Но дома клеё ст скис, вечером даже не
вылетел из клетки посидеть на аквариуме. (Ю. Коваль)
загрустил
опечалился
проверка
15. 14. Замените разговорное слово плюхнулся в данном предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
14. Замените разговорное слово плюхнулся в
данном предложении стилистически неий тральным
синонимом. Напишите это слово.
Не успел я и сообразить, как в воду
плюхнулся селезень. (Ю. Коваль)
упал
проверка
16. 15. Замените разговорное слово шмыгать в данном предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
15. Замените разговорное слово шмыгать в данном
предложении стилистически неий тральным
синонимом. Напишите это слово.
Скоро мышка вернулась и стала шмыгать у меня под ногами. (Ю. Коваль)
бегать
проверка
17. 16. Замените разговорное слово продрог в данном предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
16. Замените разговорное слово продрог в данном
предложении стилистически неий тральным
синонимом. Напишите это слово.
Я продрог и, вернувшись в избушку,
хотел налить себе чаю погорячее.
(Ю. Коваль)
замеё рз
проверка
18. 17. Замените разговорное слово дотянуть в данном предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
17. Замените разговорное слово дотянуть в
данном предложении стилистически неий тральным
синонимом. Напишите это слово.
На эти деньги мы сможем кое-как
дотянуть до весны. (Е. Симонов)
дожить
проверка
19. 18. Замените разговорное слово несуразицу в данном предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
18. Замените разговорное слово несуразицу в
данном предложении стилистически неий тральным
синонимом. Напишите это слово.
Вы говорите полную несуразицу.
(Е. Симонов)
глупости
ерунду
чепуху
проверка
20. 19. Замените разговорное слово не ори в данном предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
19. Замените разговорное слово не ори в данном
предложении стилистически неий тральным
синонимом. Напишите это слово.
Ты, Алексеий , на меня не ори!
(Е. Симонов)
не кричи
проверка
21. 20. Замените разговорное слово проносится в данном предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
20. Замените разговорное слово проносится в
данном предложении стилистически неий тральным
синонимом. Напишите это слово.
Вот почти бегом проносится через
двор известныий поэт. (Е. Симонов)
пробегает
проверка
22. Использованные материалы
•Назарова Т. Н. ОГЭ 2016. Практикум по русскому
языку: подготовка к выполнению заданиий 6-14 /
Т.Н.Назарова, Е.Н. Скрипка. – М.: Издательство «Экзамен»,
2016
•Шаблон презентации – Ахметшина Н.Ю.
Сова
Выход
Тест ОГЭ по русскому языку. Решать вариант 20.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
АУДИО ДЛЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ:
Прочитайте текст.
(1)Самое большое скопление воды на поверхности Земли – это Мировой океан. (2)Материки и острова разделяют его на отдельные океаны, проливы, заливы. (3)Постоянные морские течения связывают его в единое целое, но у каждой его части есть свои особенности. (4)В Мировом океане обычно выделяют четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. (5)На некоторых картах отмечен ещё один океан – Южный, который омывает Антарктиду, однако многие учёные отказываются признавать его отдельное существование и обосновывают это целой системой научных доказательств.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) это Мировой океан (предложение 1)
2) разделяют (предложение 2)
3) части есть (предложение 3)
4) выделяют (предложение 4)
5) учёные отказываются признавать (и) обосновывают (предложение 5)
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Для изучения русской деревянной архитектуры XVI–XVII веков (1) мы располагаем немногочисленными (2) но довольно разнообразными изобразительными источниками (3) рисунками иностранных путешественников (4) планами (5) отдельных городов и селений (6) которые составлялись при строительстве новых городов-крепостей (7) или при перестройке старых (8) а также для разбора самых сложных земельных тяжб.
Замените словосочетание «учиться рисовать», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ВСТРЕЧЕННЫЙ – в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.
2) ПРИПОДНЯТЬ – написание приставки определяется её значением – неполнота действия.
3) ВЬЮГА – буква Ь обозначает мягкость предшествующего согласного.
4) ВОСХИЩАТЬСЯ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный, пишется буква С.
5) СОРОКАЛЕТНИЙ – сложное числительное пишется слитно.
Прочтите текст и выполните задания 6-9.
(1)У дверей стояло трое ребятишек: две девочки и мальчик. (2)Дед догадался, что они одноклассники внука.
– (3)Андрей Лысов тут живёт? – спросила полноватая девочка.
– (4)Тут, – признался дед.
– (5)Мы пришли высказать ему осуждение, – продолжила девочка.
(6)Дед и внук стояли рядом и на сто процентов были роднёй: круглолицые, голубоглазые. (7)Наверное, поэтому часть Андрейкиной вины само собой переходила на деда.
– (8)У нас в дневнике всё записано, – сказала толстушка и передала тетрадку Александру Клавдиевичу.
– (9)«Дёргал Аллу Иванову за волосы», – грустно прочитал дед.
– (10)А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, – сказал мальчик.
(11)Когда ребята ушли, дед обратился к внуку:
– Та-ак… (12)Зачем же ты эту Аллу за косу дёргал?
– (13)Так просто, – буркнул мальчик.
– (14)А я вот знаю и зачем, и почему! (15)Она тебе нравится, а на тебя, противного троечника, внимания не обращает. (16)Так, что ли?
(17)Сломленный дедовой проницательностью, внук заговорил:
– (18)Мы же раньше с ней дружили! (19)А теперь она всё: Толик да Толик. (20)Я раньше её дёрну – она меня книжкой – хлоп! (21)И обоим смешно! (22)А сейчас чуть-чуть тронешь – как плакса плачет…
(23)Дед слушал его внимательно, прищурив глаза.
– (24)Извиняться тебе перед ней придётся, и так, чтобы это отложилось в садовой твоей голове надолго. (25)Мы сейчас идём к ней, ты извиняешься и даришь ей цветы, а иначе миру между нами не бывать.
(26)Миром с дедом внук дорожил, и поэтому он понял, что не миновать ему ни извинения, ни цветов.
(27)В его голове плохо запечатлелось, как в магазине они купили пахнущие горелой листвой и снегом астры, как брели по осеннему парку прямо к Алкиному дому.
(28)Перед выходом из парка дед остановился, они сели на скамейку.
– (29)Небось, никогда девчонкам цветы не дарил? (30)Ты хоть посмотри, что даришь.
– (31)Чего смотреть, на болонок похожи, – убитым тоном сказал внук.
– (32)Нет, болонка – собака глупая и трусливая, а эти чистые, гордые, как изо льда, и ведь смелые, до самого снега на клумбах стоят.
(33)Мальчик взглянул на цветы и подумал: «И правда, какие чистые… ледянистые…»
(34)Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь. (35)Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз. (36)Но дед кратко сказал: «Не трусь!» – и поставил его рядом с собой.
(37)Дверь открыла Алла. (38)Андрейка кое-как промямлил извинения и сунул в руки потрясённой Алки астры:
– Это тебе… эти ледянистые…
(39)Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.
(По В.И. Одноралову*)
* Одноралов Владимир Иванович (род. в 1946 г.) – современный российский поэт, прозаик, публицист и детский писатель.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Дед и внук были очень похожи.
2) Дед хотел наказать внука за плохое поведение в школе.
3) Дед заставил внука извиниться перед девочкой, потому что хотел, чтобы внук стал благородным и смелым человеком.
4) Рассказчик пришёл к дому Алки вместе со своим дедом.
5) Алка отказалась брать цветы.
Укажите варианты ответов, в которых нет сравнения.
1) – А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, – сказал мальчик.
2) Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь.
3) Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз.
4) Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.
5) Но дед кратко сказал: «Не трусь!» – и поставил его рядом с собой.
В предложениях 34–39 найдите разговорный синоним к слову «сказал». Выпишите этот синоним.
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.
Сочинение 9.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Фёдора Ивановича Буслаева: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сочинение 9.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сочинение 9.3
Как Вы понимаете значение слова ПРОЩЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли уметь просить прощения?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
- Теория ОГЭ
- РЕШАТЬ ВАРИАНТЫ ОГЭ
- Изложения ОГЭ с аудиозаписями
- Примеры сочинений ОГЭ
МО́ЩНЫЙ, —ая, —ое; мо́щен, мощна́, мо́щно. 1. Чрезвычайно сильный по степени своего проявления, своего действия. Мощный натиск. Мощный порыв ветра. Мощный бас.
Все значения слова «мощный»
-
Дубинка была полезна просто потому, что она давала возможность человеку доставать противника с расстояния большего, чем вытянутая рука, а также наносить более мощные удары.
-
Зависимость людей от всё более и более мощных потоков энергии можно рассматривать как неизбежное продолжение органической эволюции.
-
Тем не менее и подчинение, и конформность – две очень мощных силы, и конформность иногда может быть даже сильнее.
- (все предложения)
- мощь
- мощность
- могучий
- могущество
- крепкий
- (ещё ассоциации…)
- прожектор
- контрудар
- магнит
- загривок
- выброс
- (ещё…)
- Склонение
прилагательного «мощный» - Разбор по составу слова «мощный»
- Как правильно пишется слово «мощный»
Лексический анализ.
Найдите в тексте синоним к слову ЗАВЕТ (предложение 52). Напишите этот синоним.
1)В этом доме постоянно останавливаются и дают свои представления все приезжающие в наш город фокусники и другие заезжие артисты. (2)Сегодня около подъезда висят плакаты: «Чудо-художник рисует ногами». (3)Конечно, я жалобно прошу:
— (4)Ма-а-ма…
(5)И конечно, мы поднимаемся по лестнице. (6)В большой комнате — это зал представлений — перед маленькими подмостками стоят в три ряда стулья. (7)Народу немного. (8)Раздаётся звонок. (9)Кто-то играет на пианино. (10)Публика рассаживается на стульях. (11)На подмостки, где стоит большой мольберт и стул, выходит человек с измятой физиономией, он громко прокашливается и начинает говорить:
— (12)Почтеннейшая публика, сейчас вы, без сомнения, увидите величайшее чудо, необъяснимую загадку природы, художника, лишившегося обеих рук. (13)Художник этот научился рисовать ногами, и вы сейчас убедитесь в этом сами.
(14)На подмостки выходит высокий, стройный человек с симпатичным лицом. (15)Оба рукава его пиджака совершенно пусты сверху донизу, и концы рукавов заложены в оба кармана. (16)Это и есть безрукий художник. (17)Он кланяется зрителям без улыбки, с достоинством. (18)Художник садится на стул перед мольбертом. (19)Человек с мятым лицом вставляет кусок угля в пальцы ноги художника. (20)И художник начинает рисовать ногой. (21)Сперва на мольберте появляется что-то вроде извилистой речки. (22)По обе стороны её возникают деревья. (23)Нет, это не речка, а дорожка в лесу. (24)Потом из-за деревьев появляется солнце. (25)Всё.
— (26)«Дорога уходит вдаль…», — объясняет художник, — это пейзаж.
(27)Потом он рисует ещё несколько карикатур. (28)Зрители смеются, хлопают. (29)Художник встаёт, нашаривает ногами туфли. (30)Помощник, показывая на рисунки, сделанные только что художником, предлагает желающим приобрести их. (31)Желающих не оказывается.
— (32)Недорого… (33)Купите! — предлагает помощник художника. (34)Художник стоит неподвижно. (35)Глаза его опущены. (36)Губы крепко сжаты.
— (37)А сколько? — вдруг взволнованно спрашиваю я.
(38)Мама очень решительно берёт меня за руку. (39)Помощник бросается к нам:
— (40)Дёшево…
(41)Я смотрю на маму умоляющими глазами.
— (42)Мамочка!..
(43)Мама платит тридцать копеек. (44)Художник подходит к краю подмостков, он говорит очень сердечно и просто:
— (45)Пусть маленькая барышня возьмёт рисунок «Дорога уходит вдаль…». (46)Когда я ещё был художником (а я был настоящим художником, прошу мне поверить!), это была моя любимая тема: «Все — вперёд, все — вдаль! Идёшь — не падай, упал — встань, расшибся — не хнычь. Все — вперёд! Все — вдаль!..»
(47)Рисунок художника углем на бумаге «Дорога уходит вдаль…», заделав в стеклянную рамку, повесили в моей комнате. (48)В течение ряда лет, когда я открывала глаза, я видела дорогу среди деревьев, из-за которых вставало солнце, и вспоминала слова художника: «Упал — встань. Расшибся — не хнычь. Дорога уходит вдаль, дорога идёт вперёд!» (49)Это были мужественные слова мужественного человека. (50)Увечье не победило его — он победил своё увечье. (51)Он не растерялся, не пал духом, он не просил милостыню, как просят калеки, он работал как мог. (52)Художник сказал мне свои замечательные слова как напутствие, а я запомнила их на всю жизнь как завет воли к сопротивлению. (53)Ох, как пригодились мне в жизни эти слова!
Лексический анализ.
Лексический анализ. Найдите в тексте синонимы к слову МОЩНЫЙ (предложение 20). Выпишите один из этих синонимов.
(1)Наши войска отступали перед сильным напором врага. (2)Полк должен был разрушить мост на пути наступления неприятеля.
(3)Во время сапёрной работы прапорщик доложил командиру полка:
— (4)Господин полковник, унтер-офицер Фёдоров предлагает…
— (5)Какой Фёдоров? (6)Который спас меня?
— (7)Так точно. (8)Он предлагает интересную вещь, а именно: взорвать минированный мост тогда, когда через него пойдёт неприятельская артиллерия. (9)У него очень смелый план. (10)Благоволите его выслушать.
(11)Призвали Фёдорова.
— (12)Изволите видеть, ваше высокоблагородие, вот этот глиняный обрыв берега, вот на нём все дыры — это гнёзда стрижей. (13)С обрыва весь мост как на ладони… (14)Я бы думал так: мост заминировать, а взорвать его, когда по нему пойдёт войско и, главное, орудия. (15)Для этого провода от мин провести под землёй к обрыву, а оттуда я взорву врага.
— (16)Каким образом?
— (17)Сверху этого обрыва выкопайте землянку, чтобы одному человеку залечь в ней, проведите к ней — ведь всего сто шагов от моста — концы проводов, заройте меня в эту землянку, сверху заровняйте землю, чтобы и следов не было, а между стрижиными гнёздами сделайте из землянки такую же дырку, в которую я и дышать буду, и наблюдать за мостом. (18)Как он с артиллерией пойдёт, так я и взорву, и конец ему.
— (19)Но и тебе тоже. (20)Взрыв мощный: взлетишь на воздух вместе с мостом. (21)А если и уцелеешь, то сам из землянки без входа не выберешься. (22)Ведь это значит тебя заживо на верную, беспощадную смерть отправить.
— (23)Точно так. (24)Меня закопаете одного, а я уж, должно быть, после взрыва побольше за собой в могилу потащу… (25)Ведь тогда не зря погибну хоть, а за наших, за землю родную…
(26)Полковник задумался.
(27)Несколько месяцев спустя Становой справлял свои именины. (28)В числе гостей были воинский начальник, священник и прапорщик с двумя Георгиями, которые красовались у него на груди.
(29)За чаем прапорщик Фёдоров рассказывал откровенно и просто о том, за что ему дали офицерские погоны и золотой крестик.
— (30)Могилу сапёры вырыли хоть куда… (31)Провели четыре толстых газовых трубы — в две дышать, в две глядеть. (32)Весь мост на виду мне, а им только видны стрижиные гнёзда и ничего больше. (33)Батюшка пришёл, исповедал и приобщил… (34)Ну, просто как покойника хоронили… (35)Да ведь и не было у меня шанса выжить — все понимали.
(36)Пришло время лезть. (37)Полез, потом лесенку убрали, боязно стало, а я только крикнул: «Закрывай скорей!»
(38)Страшно стало. (39)Сверху всё смолкло: только камыш на берегу шепчет. (40)Ушли, значит… (41)Смотрю я на мост — никого. (42)Дышать немного тяжело — сырой землёй пахнет… (43)Видно, не проходил через трубу воздух. (44)И ко сну клонит… (45)Думаю, впрочем: засну — не проснусь, задохнусь тут. (46)Смотрю: из-за моста скачет взвод казаков… (47)Значит, враг близко. (48)Проскакали казаки, а так минут через десять неприятельская кавалерия. (49)С коней послезали и четверых отправили к мосту. (50)А провода у меня и справа, и слева. (51)Только соедини — и мост взорван. (52)Мучило меня только одно: вдруг неприятель раздумает идти по мосту, пропал я, малый, зря… (53)Разведчики сели на коней и поехали шагом по мосту, а трое отделились и поскакали назад. (54)Потом вижу пыль за мостом… (55) Кавалерийский полк идёт, а за ним полк пехоты и там артиллерия… (56)Чувствую уже безумный испуг…(57)Меня и тянет провода соединить, но жду. (58)Двинулись орудия, а руки у меня дрожат, зубы стучат, сердце замирает, задыхаюсь. (59)Ну, думаю, пора, а то ещё задохнусь, зря заряд пропадёт. (60)Соединил провода… (61)Как шандарахнет! (62)Будто вся земля взорвалась — такой сильный был взрыв.
(63)Он смолк.
— (64)Ну а как же вы спаслись? — спросил кто-то.
— (65)Очнулся я в госпитале. (66)Я открыл глаза и ничего не говорю и ничего не понимаю. (67)Ищу трубу, чтобы подышать… (68)На другой день сам командующий армией пришёл и о награде сказал…
— (69)А как же всё-таки вы спаслись?
— (70)Ничего не знаю. (71)Видать, наши, когда пошли вражеский урон подсчитывать, меня заметили. (72)Видно, взрывом выбросило меня из земли… (73)Стало быть, вся земля вокруг меня взорвалась, а самого уберегло… (74)Только вверх, к воздуху выбросило. (75)Живого…
(По В.А. Гиляровскому*)
* Владимир Алексеевич Гиляровский (1855—1935) — русский и советский писатель, журналист, краевед.
МО́ЩНЫЙ, —ая, —ое; мо́щен, мощна́, мо́щно. 1. Чрезвычайно сильный по степени своего проявления, своего действия. Мощный натиск. Мощный порыв ветра. Мощный бас.
Все значения слова «мощный»
-
Дубинка была полезна просто потому, что она давала возможность человеку доставать противника с расстояния большего, чем вытянутая рука, а также наносить более мощные удары.
-
Зависимость людей от всё более и более мощных потоков энергии можно рассматривать как неизбежное продолжение органической эволюции.
-
Тем не менее и подчинение, и конформность – две очень мощных силы, и конформность иногда может быть даже сильнее.
- (все предложения)
- мощь
- мощность
- могучий
- могущество
- крепкий
- (ещё ассоциации…)
- мощный удар
- мощный поток энергии
- становиться мощнее
- (полная таблица сочетаемости…)
- прожектор
- контрудар
- магнит
- загривок
- выброс
- (ещё…)
- Склонение
прилагательного «мощный» - Разбор по составу слова «мощный»
- Как правильно пишется слово «мощный»
Задание 8 ОГЭ по русскому языку — лексический анализ
Практический материал для отработки 8 задания ОГЭ по русскому языку — лексический анализ.
Прочитайте текст и выполните задание
(1)Наши войска отступали перед сильным напором врага. (2)Полк должен был разрушить мост на пути наступления неприятеля.
(3)Во время сапёрной работы прапорщик доложил командиру полка:
– (4)Господин полковник, унтер-офицер Фёдоров предлагает…
– (5)Какой Фёдоров? (6)Который спас меня?
– (7)Так точно. (8)Он предлагает интересную вещь, а именно: взорвать минированный мост тогда, когда через него пойдёт неприятельская артиллерия. (9)У него очень смелый план. (10)Благоволите его выслушать.
(11)Призвали Фёдорова.
– (12)Изволите видеть, ваше высокоблагородие, вот этот глиняный обрыв берега, вот на нём все дыры – это гнёзда стрижей. (13)С обрыва весь мост как на ладони… (14)Я бы думал так: мост заминировать, а взорвать его, когда по нему пойдёт войско и, главное, орудия. (15)Для этого провода от мин провести под землёй к обрыву, а оттуда я взорву врага.
– (16)Каким образом?
– (17)Сверху этого обрыва выкопайте землянку, чтобы одному человеку залечь в ней, проведите к ней – ведь всего сто шагов от моста – концы проводов, заройте меня в эту землянку, сверху заровняйте землю, чтобы и следов не было, а между стрижиными гнёздами сделайте из землянки такую же дырку, в которую я и дышать буду, и наблюдать за мостом. (18)Как он с артиллерией пойдёт, так я и взорву, и конец ему.
– (19)Но и тебе тоже. (20)Взрыв мощный: взлетишь на воздух вместе с мостом. (21)А если и уцелеешь, то сам из землянки без входа не выберешься. (22)Ведь это значит тебя заживо на верную, беспощадную смерть отправить.
– (23)Точно так. (24)Меня закопаете одного, а я уж, должно быть, после взрыва побольше за собой в могилу потащу… (25)Ведь тогда не зря погибну хоть, а за наших, за землю родную…
(26)Полковник задумался.
(27)Несколько месяцев спустя Становой справлял свои именины. (28)В числе гостей были воинский начальник, священник и прапорщик с двумя Георгиями, которые красовались у него на груди.
(29)За чаем прапорщик Фёдоров рассказывал откровенно и просто о том, за что ему дали офицерские погоны и золотой крестик.
– (30)Могилу сапёры вырыли хоть куда. (31)Провели четыре толстых газовых трубы – в две дышать, в две глядеть. (32)Весь мост на виду мне, а им только видны стрижиные гнёзда и ничего больше. (33)Батюшка пришёл, исповедал и приобщил… (34)Ну, просто как покойника хоронили… (35)Да ведь и не было у меня шанса выжить – все понимали.
(36)Пришло время лезть. (37)Полез, потом лесенку убрали, боязно стало, а я только крикнул: «Закрывай скорей!»(38)Страшно стало. (39)Сверху всё смолкло: только камыш на берегу шепчет. (40)Ушли, значит… (41)Смотрю я на мост – никого. (42)Дышать немного тяжело – сырой землёй пахнет… (43)Видно, не проходил через трубу воздух. (44)И ко сну клонит… (45)Думаю, впрочем: засну – не проснусь, задохнусь тут. (46)Смотрю: из-за моста скачет взвод казаков… (47)Значит, враг близко. (48)Проскакали казаки, а так минут через десять неприятельская кавалерия. (49)С коней послезали и четверых отправили к мосту. (50)А провода у меня и справа, и слева. (51)Только соедини – и мост взорван. (52)Мучило меня только одно: вдруг неприятель раздумает идти по мосту, пропал я, малый, зря… (53)Разведчики сели на коней и поехали шагом по мосту, а трое отделились и поскакали назад. (54)Потом вижу пыль за мостом… (55) Кавалерийский полк идёт, а за ним полк пехоты и там артиллерия… (56)Чувствую уже безумный испуг… (57)Меня и тянет провода соединить, но жду. (58)Двинулись орудия, а руки у меня дрожат, зубы стучат, сердце замирает, задыхаюсь. (59)Ну, думаю, пора, а то ещё задохнусь, зря заряд пропадёт. (60)Соединил провода… (61)Как шандарахнет! (62)Будто вся земля взорвалась – такой сильный был взрыв.
(63)Он смолк.
– (64)Ну а как же вы спаслись? – спросил кто-то.
– (65)Очнулся я в госпитале. (66)Я открыл глаза и ничего не говорю и ничего не понимаю. (67)Ищу трубу, чтобы подышать… (68)На другой день сам командующий армией пришёл и о награде сказал.
– (69)А как же всё-таки вы спаслись?
– (70)Ничего не знаю. (71)Видать, наши, когда пошли вражеский урон подсчитывать, меня заметили. (72)Видно, взрывом выбросило меня из земли… (73)Стало быть, вся земля вокруг меня взорвалась, а самого уберегло… (74)Только вверх, к воздуху выбросило. (75)Живого…
(По В.А. Гиляровскому*)
* Владимир Алексеевич Гиляровский (1855–1935) – русский и советский писатель, журналист, краевед.
Лексический анализ.
Найдите в тексте синонимы к слову МОЩНЫЙ (предложение 20). Выпишите один из этих синонимов.
Синонимы к слову «мощный»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: обольстительница — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Связанные слова и выражения
Связанные слова (по тематикам)
- Люди: противник, враг, нападающий, тяжеловес, здоровяк
- Места: глиссер, твердыня, реактор, электростанция, подбрюшье
- Предметы: таран, гаситель, движитель, генератор, лазер
- Действия: силища, толчок, натиск, удар, накачка
- Абстрактные понятия: мощь, сила, мощность, напор, энергия
Ассоциации к слову «мощный»
Предложения со словом «мощный»
- Дубинка была полезна просто потому, что она давала возможность человеку доставать противника с расстояния большего, чем вытянутая рука, а также наносить более мощные удары.
Цитаты из русской классики со словом «мощный»
- Со стороны пади Широкой в долину Арзамасовки выдвигаются мощные речные террасы, местами сильно размытые.
Сочетаемость слова «мощный»
Что (кто) бывает «мощным»
Значение слова «мощный»
МО́ЩНЫЙ , —ая, —ое; мо́щен, мощна́, мо́щно. 1. Чрезвычайно сильный по степени своего проявления, своего действия. Мощный натиск. Мощный порыв ветра. Мощный бас. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «мощный»
- Часто один мощный художественный образ влагает в нашу душу более, чем добыто многими годами жизни.
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «мощный»
МО́ЩНЫЙ , —ая, —ое; мо́щен, мощна́, мо́щно. 1. Чрезвычайно сильный по степени своего проявления, своего действия. Мощный натиск. Мощный порыв ветра. Мощный бас.
Предложения со словом «мощный»
Дубинка была полезна просто потому, что она давала возможность человеку доставать противника с расстояния большего, чем вытянутая рука, а также наносить более мощные удары.
Зависимость людей от всё более и более мощных потоков энергии можно рассматривать как неизбежное продолжение органической эволюции.
Тем не менее и подчинение, и конформность – две очень мощных силы, и конформность иногда может быть даже сильнее.
Лексический анализ найдите в тексте синоним к слову мощный предложение 20
Лексический анализ. Найдите в тексте синонимы к слову МОЩНЫЙ (предложение 20). Выпишите один из этих синонимов.
(1)Наши войска отступали перед сильным напором врага. (2)Полк должен был разрушить мост на пути наступления неприятеля.
(3)Во время сапёрной работы прапорщик доложил командиру полка:
— (4)Господин полковник, унтер-офицер Фёдоров предлагает…
— (5)Какой Фёдоров? (6)Который спас меня?
— (7)Так точно. (8)Он предлагает интересную вещь, а именно: взорвать минированный мост тогда, когда через него пойдёт неприятельская артиллерия. (9)У него очень смелый план. (10)Благоволите его выслушать.
— (12)Изволите видеть, ваше высокоблагородие, вот этот глиняный обрыв берега, вот на нём все дыры — это гнёзда стрижей. (13)С обрыва весь мост как на ладони. (14)Я бы думал так: мост заминировать, а взорвать его, когда по нему пойдёт войско и, главное, орудия. (15)Для этого провода от мин провести под землёй к обрыву, а оттуда я взорву врага.
— (17)Сверху этого обрыва выкопайте землянку, чтобы одному человеку залечь в ней, проведите к ней — ведь всего сто шагов от моста — концы проводов, заройте меня в эту землянку, сверху заровняйте землю, чтобы и следов не было, а между стрижиными гнёздами сделайте из землянки такую же дырку, в которую я и дышать буду, и наблюдать за мостом. (18)Как он с артиллерией пойдёт, так я и взорву, и конец ему.
— (19)Но и тебе тоже. (20)Взрыв мощный: взлетишь на воздух вместе с мостом. (21)А если и уцелеешь, то сам из землянки без входа не выберешься. (22)Ведь это значит тебя заживо на верную, беспощадную смерть отправить.
— (23)Точно так. (24)Меня закопаете одного, а я уж, должно быть, после взрыва побольше за собой в могилу потащу. (25)Ведь тогда не зря погибну хоть, а за наших, за землю родную…
(27)Несколько месяцев спустя Становой справлял свои именины. (28)В числе гостей были воинский начальник, священник и прапорщик с двумя Георгиями, которые красовались у него на груди.
(29)За чаем прапорщик Фёдоров рассказывал откровенно и просто о том, за что ему дали офицерские погоны и золотой крестик.
— (30)Могилу сапёры вырыли хоть куда. (31)Провели четыре толстых газовых трубы — в две дышать, в две глядеть. (32)Весь мост на виду мне, а им только видны стрижиные гнёзда и ничего больше. (33)Батюшка пришёл, исповедал и приобщил. (34)Ну, просто как покойника хоронили. (35)Да ведь и не было у меня шанса выжить — все понимали.
(36)Пришло время лезть. (37)Полез, потом лесенку убрали, боязно стало, а я только крикнул: «Закрывай скорей!»
(38)Страшно стало. (39)Сверху всё смолкло: только камыш на берегу шепчет. (40)Ушли, значит. (41)Смотрю я на мост — никого. (42)Дышать немного тяжело — сырой землёй пахнет. (43)Видно, не проходил через трубу воздух. (44)И ко сну клонит. (45)Думаю, впрочем: засну — не проснусь, задохнусь тут. (46)Смотрю: из-за моста скачет взвод казаков. (47)Значит, враг близко. (48)Проскакали казаки, а так минут через десять неприятельская кавалерия. (49)С коней послезали и четверых отправили к мосту. (50)А провода у меня и справа, и слева. (51)Только соедини — и мост взорван. (52)Мучило меня только одно: вдруг неприятель раздумает идти по мосту, пропал я, малый, зря. (53)Разведчики сели на коней и поехали шагом по мосту, а трое отделились и поскакали назад. (54)Потом вижу пыль за мостом. (55) Кавалерийский полк идёт, а за ним полк пехоты и там артиллерия. (56)Чувствую уже безумный испуг. (57)Меня и тянет провода соединить, но жду. (58)Двинулись орудия, а руки у меня дрожат, зубы стучат, сердце замирает, задыхаюсь. (59)Ну, думаю, пора, а то ещё задохнусь, зря заряд пропадёт. (60)Соединил провода. (61)Как шандарахнет! (62)Будто вся земля взорвалась — такой сильный был взрыв.
— (64)Ну а как же вы спаслись? — спросил кто-то.
— (65)Очнулся я в госпитале. (66)Я открыл глаза и ничего не говорю и ничего не понимаю. (67)Ищу трубу, чтобы подышать. (68)На другой день сам командующий армией пришёл и о награде сказал…
— (69)А как же всё-таки вы спаслись?
— (70)Ничего не знаю. (71)Видать, наши, когда пошли вражеский урон подсчитывать, меня заметили. (72)Видно, взрывом выбросило меня из земли. (73)Стало быть, вся земля вокруг меня взорвалась, а самого уберегло. (74)Только вверх, к воздуху выбросило. (75)Живого.
(По В.А. Гиляровскому*)
* Владимир Алексеевич Гиляровский (1855—1935) — русский и советский писатель, журналист, краевед.
1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского советского писателя, сценариста и педагога К. Г. Паустовского: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться»..
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Взорвёшься ведь вместе с мостом. А если и уцелеешь, то сам из землянки без входа не выберешься. Ведь это значит тебя заживо похоронить.
— Точно так. Меня закопаете одного, а я уж, должно быть, после взрыва побольше за собой в могилу потащу… Ведь тогда не зря погибну хоть, а за наших, за землю родную…».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Как Вы понимаете значение слова ГЕРОИЗМ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно считать героем?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример — аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.1. Грамматические средства играют важную роль в тексте. Они помогают оформить наши мысли и тем самым передать их суть. К грамматическим средствам относятся и знаки препинания, о которых говорил русский советский писатель, сценарист и педагог К. Г. Паустовский: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Справедливость утверждения Паустовского подтверждают примеры из текста В.А. Гиляровского. Так, с помощью знаков препинания в конце рядом стоящих предложений №55 — 56 (55)Кавалерийский полк идёт, а за ним полк пехоты и там артиллерия… (56)Жутко…) с помощью многоточия передана напряжённость момента: вот враг, уже близка минута взрыва, а что дальше, неизвестно.
В конце предложений 5 и 6 стоит вопросительный знак ((5)Какой Фёдоров? (6)Который спас меня?). Вопросительный знак акцентирует внимание на том, как командир вспоминает о Фёдорове: ясно, что прапорщик хорошо известен командиру.
Таким образом, прав был К. Г. Паустовский, подчеркивая важную роль знаков препинания в тексте.
9.2. Слова, приведённые в качестве тезиса для рассуждения, пожалуй, являются одним из самых напряжённых фрагментов текста. И командир, и Фёдоров понимают опасность идеи взорвать мост вместе с артиллерией противника, потому что этот взрыв неизбежно повлёк бы за собой и смерть самого автора этой авантюры – унтер-офицера Фёдорова. Поражает, с какой решительностью русский солдат говорит о собственной смерти, зная, что эта смерть в бою за родную землю.
Фёдоров – мужественный и смелый человек. Он подтверждал это, спасая однажды жизнь своего командира (предложение 6).
Он доказывает это, решаясь, по сути, на верную погибель, когда его закапывают заживо с проводами в руках от взрывного устройства (предложения 34-38).
Такие люди, как Фёдоров, − настоящие патриоты своей страны, герои, которые не кичатся своим подвигом, а скромно делают то, что подсказывает им их сердце: любить свою Родину, беззаветно служить ей, жертвовать собой, если родной земле угрожает опасность.
9.3. Герой – человек, способный на смелый, решительный, самоот-верженный поступок. Героизм – это способность совершить отважный, мужественный поступок. Бытует мнение, что героические поступки можно совершать только во время войны, а в мирное время нет возможности совершить подвиги. Так ли это?
В тексте В.А. Гиляровского рассказывается об унтер-офицере Фёдорове, который, безусловно, совершил подвиг. Фёдоров – мужественный и смелый человек. Он подтвердил это, спасая жизнь своего командира. Он доказал это ещё раз, решаясь, по сути, на верную гибель, когда его закопали заживо с проводами в руках от взрывного устройства. Такие люди, как Фёдоров, − настоящие патриоты своей страны, герои, которые не кичатся своим подвигом, а скромно делают то, что подсказывает им их сердце: любить свою Родину, беззаветно служить ей, жертвовать собой, если родной земле угрожает опасность
Совсем недавно во время пожара в Югре двенадцатилетний школьник спас из огня своего трехлетнего брата. Мальчик не растерялся: увидев пожар, не думая об опасности, он принял для себя единственно верное решение: спасти жизнь малышу. Можно назвать его героем? Думаю, да.
Так значит, прав был М. Горький, утверждая: «В жизни всегда есть место подвигу». Готовность к героизму воспитывается с детства, с такими людьми чувствуешь себя надёжнее и спокойнее.
источники:
http://kartaslov.ru/%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D1%8B-%D0%BA-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%83/%D0%BC%D0%BE%D1%89%D0%BD%D1%8B%D0%B9
http://rus-oge.sdamgia.ru/problem?id=14737
Бесплатный большой онлайн словарь синонимов русского языка. Удобный поиск, сортировка, возможность сохранить файл синонимов. Использование материалов сайта разрешено только после согласия Администрации проекта.
18+
Обратная связь
Все синонимы в одной строке
атлетический, большой, внушительный, всевластный, всемогущий, ru.synonym.one, всесильный, дюжий, железный, замечательный, здоровенный, здоровущий, здоровый, значительный, зубодробительный, искрометный, кондовый, крупный, массивный, массированный, многочисленный, могутный, могучий, могущественный, монументальный, мощен, ru.synonym.one, мощнейший, недетский, неимоверный, отличный, сверхмощный, сильный, сокрушительный, толстый, тяжелый, амбалистый, семипудовый, велий, кремлевый, мочный, обладающий большой мощью, очень большой силы, сверхъестественно мощный, тысячевольтный, компактный, исполинский, всесокрушающий, сильнейший, колоссальный, разрушительный.
Понравился сайт?
Этот поиск занял 0.0093 сек. Подумайте, как часто вы ищете, чем заменить слово? Наверное, часто. Добавьте в закладки synonym.one, чтобы быстро находить синонимы, антонимы и значения. (нажмите Ctrl + D на клавиатуре).
(97)
(11)
(132)
(121)
(148)
(52)
(82)
(18)
(67)
(1)
(2)
(33)
(33)
(55)
(72)
(12)
(7)
(15)
(20)
(22)
(21)
(17)
(29)
(42)
(4)
(10)
(16)
(3)
(26)
(10)
(18)
(4)
(6)
(5)
(9)
(6)
(7)
(7)
(1)
(2)
(14)
(31)
(16)
(1)
(4)
(12)
(4)
(17)
(5)
(6)
(7)
(60)
(10)
(71)
(50)
(3)
(9)
(60)
(63)
© Jeck labs 2008–2023.
✔ Синонимы к слову «мощный»: — сильный — сверхмощный — велий — дюжий — железный — крупный — многочисленный — могучий — могущественный… Всего 33 синонима.
Пользователи искали синонимы к словам
Мотоцикл
[13] меньше минуты назад
Мощный
[33] меньше минуты назад
Мрачный
[53] меньше минуты назад
Мудрый
[18] меньше минуты назад
Певец
[69] меньше минуты назад
Умный
[74] меньше минуты назад
Бальзам
[11] меньше минуты назад
Матине
[3] меньше минуты назад
Малышка
[23] меньше минуты назад
Порфира
[5] меньше минуты назад
Значение
[23] меньше минуты назад
Гала
[3] меньше минуты назад
Копна
[10] меньше минуты назад
Зрелище
[19] меньше минуты назад
- О нас
- Словарь антонимов
- Словарь паронимов
- Словарь ударений
- Словарь морфологии
- Словари
- Регистрация
- Вход
Введите слово и нажмите «Найти синонимы».
: — сильный — замечательный — тяжелый — сокрушительный — сильно — сильнее — впечатляющий — изо всех сил…
Можно найти больше синонимов, нажимая на слова.
-
один
-
два
-
три
-
четыре
-
пять
5 (1)
№ | Синоним | Рейтинг |
---|---|---|
1 | сильный[447]20 | 2 |
2 | замечательный[163]20 | 2 |
3 | тяжелый[155]20 | 2 |
4 | сокрушительный[19]20 | 2 |
5 | сильно[338]10 | 1 |
6 | сильнее[275]10 | 1 |
7 | впечатляющий[69]10 | 1 |
8 | изо всех сил[79]10 | 1 |
9 | не по-детски[6]10 | 1 |
10 | основательно[100]10 | 1 |
11 | как следует[72]10 | 1 |
12 | что есть мочи[69]10 | 1 |
13 | убедительный[51]10 | 1 |
14 | монументальный[16]10 | 1 |
15 | вовсю[20]10 | 1 |
16 | неимоверный[59]10 | 1 |
17 | во всю силу[18]10 | 1 |
18 | недетский[12]10 | 1 |
19 | что есть силы[76]10 | 1 |
20 | хорошенько[23]10 | 1 |
21 | здоровущий[17]10 | 1 |
22 | сильнейший[8]10 | 1 |
23 | внушительно[49]10 | 1 |
24 | сокрушительно[19]10 | 1 |
25 | велий[7]10 | 1 |
26 | во всю мочь[68]10 | 1 |
27 | кремлевый[8]10 | 1 |
28 | напропалую[19]10 | 1 |
29 | всевластный[12]10 | 1 |
30 | могуче[23]10 | 1 |
31 | амбалистый[7]10 | 1 |
32 | зубодробительный[15]10 | 1 |
33 | мощнейший[74]10 | 1 |
34 | монументально[14]10 | 1 |
35 | сверхмощный[7]10 | 1 |
36 | по-черному[34]10 | 1 |
37 | массированный[24]10 | 1 |
38 | могутный[8]10 | 1 |
39 | со страшной силой[9]10 | 1 |
40 | мочный[2]10 | 1 |
41 | искрометно[24]10 | 1 |
42 | могущественно[20]10 | 1 |
43 | семипудовый[4]10 | 1 |
44 | тысячевольтный[2]10 | 1 |
45 | массированно[4]10 | 1 |
46 | очень большой силы[2]10 | 1 |
47 | мощен[97]10 | 1 |
48 | многомощный[1]10 | 1 |
49 | сверхъестественно мощный[1]10 | 1 |
50 | обладающий большой мощью[3]10 | 1 |
51 | большой[324]11 | 0 |
52 | значительный[134]11 | 0 |
53 | отличный[306]11 | 0 |
54 | крупный[98]11 | 0 |
55 | толстый[133]11 | 0 |
56 | здоровый[179]11 | 0 |
57 | многочисленный[35]11 | 0 |
58 | могучий[29]11 | 0 |
59 | железный[56]11 | 0 |
60 | внушительный[51]11 | 0 |
61 | массивный[30]11 | 0 |
62 | могущественный[14]11 | 0 |
63 | искрометный[29]11 | 0 |
64 | всемогущий[18]11 | 0 |
65 | дюжий[31]11 | 0 |
66 | здоровенный[25]00 | 0 |
67 | кондовый[24]00 | 0 |
68 | всесильный[20]11 | 0 |
69 | атлетический[8]11 | 0 |
70 | всесильно[16]00 | 0 |
Помогите найти больше синонимов к слову «мощный»
Добавить синоним
Частое повторение одинаковых слов (тавтология) делает речь скучной и однообразной. Спасти положение могут синонимы. Это слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию. Используйте их, и ваши тексты станут ярче.
Если вам нужно подобрать синонимы к слову «мощный», вы попали по адресу. Мы постарались собрать все близкие по значению слова и словосочетания на этой странице и сделать доступными для использования. В русском языке в качестве синонимов к слову чаще всего используются: сильный, замечательный, тяжелый. Всего в словаре 70 синонимов.
Слово «мощный» имеет как синонимы, так и антонимы. Они диаметрально противоположны по значению, но относятся к той же лексической группе и выполняют похожие функции в предложении. Антонимы к слову: слабый, дряхлый, незначительный. Всего в словаре 17 антонима.
Если вы часто ищите, чем заменить слово, добавьте synonyms.su в закладки. Это поможет сэкономить время и силы, избежать нелепых ошибок.
Рейтинг слова «мощный» :
00
Страница обновлена: 25.04.2023
Другие слова на букву м
Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:
- Средняя частота слова «мощный» 829. Количество букв: 6.
- Искалась форма слова «мощный»
- Поиск «мощный» занял 0.008 сек.
- Добавьте synonyms.su в закладки ( нажав
Ctrl+D
), чтобы найти Синонимы.
Добавление синонимов
обновить
Добавить
Вверх ↑