- О нас
- Словарь антонимов
- Словарь паронимов
- Словарь ударений
- Словарь морфологии
- Словари
- Регистрация
- Вход
Введите слово и нажмите «Найти синонимы».
: — междисциплинарный — пограничный — междисциплинарные — межотраслевые…
Можно найти больше синонимов, нажимая на слова.
-
один
-
два
-
три
-
четыре
-
пять
5 (1)
№ | Синоним | Рейтинг |
---|---|---|
1 | междисциплинарный[7]00 | 0 |
2 | пограничный[22]00 | 0 |
3 | междисциплинарные[3]00 | 0 |
4 | межотраслевые[3]00 | 0 |
Помогите найти больше синонимов к слову «межпредметный»
Добавить синоним
Частое повторение одинаковых слов (тавтология) делает речь скучной и однообразной. Спасти положение могут синонимы. Это слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию. Используйте их, и ваши тексты станут ярче.
Если вам нужно подобрать синонимы к слову «межпредметный», вы попали по адресу. Мы постарались собрать все близкие по значению слова и словосочетания на этой странице и сделать доступными для использования. В русском языке в качестве синонимов к слову чаще всего используются: междисциплинарный, пограничный, междисциплинарные. Всего в словаре 4 синонимов.
Слово «межпредметный» имеет как синонимы, так и антонимы. Они диаметрально противоположны по значению, но относятся к той же лексической группе и выполняют похожие функции в предложении.
Если вы часто ищите, чем заменить слово, добавьте synonyms.su в закладки. Это поможет сэкономить время и силы, избежать нелепых ошибок.
Рейтинг слова «межпредметный» :
00
Страница обновлена: 27.07.2019
Другие слова на букву м
Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:
- Средняя частота слова «межпредметный» 58. Количество букв: 13.
- Искалась форма слова «межпредметный»
- Поиск «межпредметный» занял 0.009 сек.
- Добавьте synonyms.su в закладки ( нажав
Ctrl+D
), чтобы найти Синонимы.
Добавление синонимов
обновить
Добавить
Вверх ↑
Чем заменить слово «межпредметный»? Все синонимы к слову «межпредметный» в русском языке
Каким словом можно заменить слово МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ? В словаре синонимов русского языка существует 1 вариант. Чаще всего в качестве синонимов используют такие слова как: междисциплинарный, .
Ниже приведен полный список синонимов, а также близких по смыслу выражений к слову «межпредметный».
- междисциплинарный
Смотрите также
На развитие теории МПС в педагогике повлияли процессы дифференциации и интеграции наук. «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи», — утверждал Каменский (Избр. пед. соч., 1955, с. 287). Дж. Локк считал, что в процессе обучения один предмет должен наполняться элементами другого. И. Г. Песталоцци раскрыл многообразие взаимосвязей уч. предметов нач. школы, отмечал опасность их разрыва. Дифференциация знаний в нач. 19 в. вызвала увеличение числа уч. предметов в шк. обучении и привела к перегрузке программ. К. Д. Ушинский и др. одну из причин перегрузки видели в отсутствии взаимосвязи уч. предметов. Он впервые дал наиб, полное пси-хол.-пед. обоснование МПС, утверждая, что «знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь» (Соч., 1948, т. 3, с. 178). Система знаний, по его утверждению, позволяет подняться до высоких логич. и филос. отвлечений, а обособленность знаний приводит к омертвлению идей, понятий. Разработкой теории МПС занимались также В. Я. Стоюнин, Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов и др.
Осуществление МПС на уровне интеграции знаний ярко выразилось в прагма-тич. подходе к обучению в трудах Дж. Дьюи, Г. Киршенштейнера, В. А. Лая.
В сов. школе уже в первые годы МПС использовались для соединения обучения с жизнью, с производит, трудом учащихся. В комплексных программах ГУСа (1923) знания объединялись по трём «колонкам» (разделам): «Природа», «Общество», «Труд», представленным как некая межпредметная система (см. Комплексная система обучения).
Однако универсализация метода привела на практике к лоскутным, отрывочным знаниям, полному отрицанию уч. предметов. Н. К. Крупская одной из первых подчёркивала необходимость единства знаний на основе диалектич. метода, и подвергала критике комплексные программы, в к-рых отражались не существующие в жизни связи, а искусственные. В нач. 30-х гг. при введении новых программ, построенных на предметной основе, предполагалось устранение «неувязок» между предметами. П. Н. Груздев, П. Н. Шимбирёв, И. Т. Огородников, М. А. Данилов, Б. П. Есипов и др. раскрывали дидактич. аспекты проблемы МПС. В 50-е гг. теория МПС разрабатывалась с позиций активизации уч. деятельности учащихся (Б. Г. Ананьев и др.). Была создана «координационная сетка», в к-рой отразились этапы развития фундамент, понятий по всем программам шк. обучения. Она помогала использовать материал одного предмета при изучении другого. На основе общности уч.-познават. целей разл. уч. предметов выделяются МПС разных уровней: внутри-предметных, внутрикурсовых, внутри-цикловых, межцикловых. Выявлена, напр., возможность сочетания литерату-роведч., ист., лингвистич. и общество-ведч. понятий в формировании ценностных ориентации личности школьника. Задачи воспитания в процессе обучения могут успешно решаться в условиях сближения предметов гуманитарного и естеств.-матем. циклов. Это наглядно иллюстрируется межпредметным характером содержания экологич. образования. Очевидна воспитат. функция МПС в трудовом обучении и воспитании, политехн. подготовке, проф. ориентации учащихся. МГТС выполняют и развивающую функцию. Общему развитию личности способствует перестройка логич. структуры методов и приёмов обучения, обеспечивающих перенос знаний из одной предметной области в другую (применение знаний и умений в новых условиях). Учащиеся при этом сталкиваются с проблемой правомерности экстраполяции знаний, что особенно ощутимо в естествознании. Выдвижение перед учащимися познават. задач межпредметного характера значительно активизирует уч. деятельность (напряжение памяти, мышления, эмоционально-волевых процессов, развитие воображения и речи). МПС на первонач. этапах их включения в уч. процесс играют роль побуждающего стимула. Знания, полученные учащимися в результате предшествующего опыта усвоения МПС, становятся регуляторами познават. активности. На любом этапе обучения МПС выполняют детерминирующую функцию благодаря интеграции знаний, что повышает продуктивность протекающих пси-хич. процессов. Межпредметное знание выступает как результат обобщающих действий и включается в новый способ действий.
Построение эффективной дидактич. системы МПС исходит из совр. тенденции развития науки — межнауч. и мето-дологич. синтеза под влиянием её гуманизации. МПС формируют конкретные знания учащихся, раскрывают гносеоло-гич. проблемы, без к-рых невозможно системное усвоение основ наук. МПС выполняют методологич. функцию, включают учащихся в оперирование познават. методами, имеющими обшенауч. характер (абстрагирование, моделирование, аналогия, обобщение и т. д.) и т. о. расширяют область предметного познания. В качестве нового объекта познания рассматриваются связи между отд. элементами знаний из разл. уч. предметов. Особое значение приобретают раскрытие на базе МПС нравств. аспектов науки, анализ взаимосвязей «человек — общество- природа», что составляет общую задачу гуманитарно-эстетич., обществ.-ист. и естеств.-науч. циклов предметов, а также трудового и эстетич. воспитания и обучения. Особенно важно развитие умений системного мышления учащихся как метода совр. науч. познания. Формирование обобщённого межпредметного понятия составляет завершающий этап установления МПС. У учащихся складывается новый способ мышления, умение видеть общее в частном и частное анализировать с позиций общего. Формирование умений комплексного использования знаний, выработка рациональных путей решения сложных задач, исключающих эклектичность и их узкоэмпирич. направленгость, во многом достигается с опорой на МПС. Организация уч.-воспитат. процесса на основе МПС может касаться отд. уроков (чаще обобщающих), темы, подчинённой решению межпредметной проблемы, неск. тем разл. курсов целого цикла уч. предметов или устанавливать взаимосвязь между циклами. Результативность обучения на основе МПС достигается путём развития у учащихся умений самостоятельно решать межпредметные проблемы, осознанностью применения МПС в разл. уч. предметах. Показатель познават. самостоятельности учащихся при решении межпредметных проблем — владение системой знаний и способами их переноса в умственной деятельности. В целях повышения роли МПС в развитии познават. интересов учащихся необходимо: выделить уч. проблемы в межпредметном содержании; постепенно наращивать объём и широту МПС, систематически их использовать, постоянно тренировать учащихся в применении знаний и способов действий из смежных предметов; обеспечить системность двустороннего и mhoi осторониего характера связей; согласованность в работе учителей. Системный характер МПС требует привлечения учёных-специалистов по всем уч. предметам (областям общего образования), дидактов, психологов, методистов, учителей для разработки программ и учебников на межпредметной основе. В процессе подготовки и повышения квалификации учителей требуется спец. работа, направленная на раскрытие мно-гоаспектности МПС. Актуальными остаются проблемы разработки возрастного и политехн. аспекта МПС, совершенствования процесса обучения на основе сочетания МПС с проблемным, программи-ров., дифференциров. обучением, а также разработка средств обучения (особенно технических) на межпредметной основе, взаимосвязи предметов эстетич. цикла и физич. воспитания с др. циклами предметов, эстетич. и трудового обучения. См. также статьи об отд. уч. предметах. Лит.: Антонов Н. С., Слагаемые знания, [Архангельск], 1969; Межпредметные связи в уч. процессе, М., 1974; Зверев И. Д., Взаимная связь уч. предметов, М., 1977; [Новиков П. Н.], Межпредметные связи как средство реализации принципов дидактики в уч. процессе техникумов проф.-тех. образования, М., 1977; Межпредметные связи естеств.-матем. дисциплин, под ред. В. Н. Федоровой, М., 1980; Зверев И. Д., Максимова В. Н., Межпредметные связи в совр. школе, М., 1981; Кулагин П. Г., Межпредметные связи в процессе обучения, М., 1981; Максимова В. Н., Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения, М., 1984. И. Д. Зверев, В. Н. Максимова.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия».
.
1993.
Конспект урока русского языка в 5 классе «Синонимы»
Тема урока: Синонимы
Тип урока: Открытие нового знания.
Цели:
1.Сформировать у учащихся на основе исследовательской деятельности понятие о синонимах; совершенствовать навыки грамотного письма; способствовать формированию навыков правильного использования синонимов в речи.
2.Способствовать развитию речи учащихся за счёт использования синонимов как одного из изобразительно-выразительных средств языка при моделировании устных и письменных высказываний; способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся.
3.Постараться привить учащимся чувство ответственности, взаимопонимания, взаимопомощи; воспитывать умение слушать, оценивать, вести диалог.
Через освоение содержания орфографического правила формировать метапредметные учебные умения:
коммуникативные:
-
умение адекватно воспринимать устную и письменную речь (на этапе работы с карточками, взаимопроверки);
-
умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем (на этапе взаимопроверки, итогового обобщения);
познавательные:
-
умение формулировать проблему, строить логическую цепь рассуждения (на этапе анализа языкового материала);
-
умение извлекать необходимую информацию из различных источников (на этапе работы с учебником, словарём);
регулятивные:
-
способность к преобразованию информации (на этапе работы со словарём); умение осуществлять самоконтроль, самооценку (на этапе обобщения).
Планируемые результаты обучения:
предметные |
метапредметные |
личностные |
знать определение синонимов; уметь подбирать синонимы. |
Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы; регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить взаимопроверку, самопроверку; коммуникативные: умение работать в паре, в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи. |
Осознание значимости учения. Воспитание нравственных качеств: чувства товарищества; деликатности; дисциплинированности; ответственности; самоуважения, а также воспитание любви к русскому языку. |
Основные понятия: синонимы.
Межпредметные связи: литература
Ресурсы: учебник, справочная тетрадь, карточки, словарь синонимов.
Организация пространства: индивидуальная работа, работа в парах и группах.
Оборудование:
словарь синонимов, макет развилки (указатель со стрелками налево, направо, прямо), жетончики из цветной бумаги.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствие-пожелание.
2.Начало урока.
Учитель: Мы совершим сегодня с вами, ребята, ещё одно небольшое путешествие в страну Лексика. Давайте выберем, по какой дороге мы отправимся.
Развилка: налево – победа не за горами, удача близко, но здесь можно друзей потерять;
направо – клад найдёте, но домой не вернётесь;
прямо – можно незнание победить, врагов разгромить, но трудности одолеть придётся.
Выбрав дорожку, дети обосновывают свой выбор.
Учитель: Помните, ребята, что дерево держится корнями, а человек — друзьями. Будем вместе работать, помогать друг другу, исправлять, за каждый правильный ответ вы получите жетончик, а из них, как из маленьких кирпичиков, мы сможем выстроить наш дом, дом знаний и дружбы.
3.Совместное определение темы урока, целей, самомотивация, актуализация опорных знаний.
Учитель: Чем же мы с вами сегодня на уроке будем заниматься, какова тема нашего урока? Давайте попробуем определить вместе. Посмотрите на выделенные слова: победить, разгромить, одолеть.
Каково их лексическое значение? (близкое)
Как звучат эти слова? (по-разному)
О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (о словах, близких по значению, но разных по написанию, то есть о синонимах).
Ребята, а что же мы должны узнать, каковы цели нашего урока?
(Что такое синонимы? Как их правильно употреблять? Зачем они нужны в языке? Уметь находить синонимы в словаре.)
Учитель по необходимости корректирует ответы учеников.
4.Усвоение нового материала.
Учитель: Ну что же в путь! Первое, что мы должны узнать: что такое синонимы?
Дети работают с учебником, читают определение синонимов, рассказывают друг другу. Один ученик в это время вставляет пропущенные буквы в предложениях, записанных на доске, объясняет правописание.
Мы отпр…вляемся в дорогу. На нашей дороге встретит…ся много уд…вительного и инт… рес…ного. ( Не) отст…вайте, будьте вн…мательны.
Учитель: Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? Нет ли здесь ошибок? (Дети предлагают заменить второе слово дорога словом путь). Так для чего же нужны синонимы? (они делают речь разнообразной, яркой, точной)
5.Отработка умений. Закрепление.
Игра «Подскажи словечко».
Учитель называет слова – дети подбирают синонимы.
Идти – шагать, выступать, шествовать, семенить (разг.), плестись (разг.), брести (разг.); спешить – торопиться, поспешать (разг.); отвага – решимость, мужество, смелость, храбрость; жара – зной, пекло (разг.), жарища (разг.); большой – огромный, здоровенный (разг.).
Знакомство со «Словарём синонимов», объяснение пометки (разг.).
Словарная работа.
На доске записана группа слов, представляющих синонимический ряд. Например: большой, огромный, громадный, гигантский, колоссальный, исполинский. Дети определяют лексическое значение слов, знакомятся с их написанием, поясняют, в каком слове признак проявляется в большей степени, в каком – в меньшей.
Работа по карточкам.
Учитель: Определите те синонимы, в которых признак проявляется сильнее, объясните правописание приставок.
Вариант 1
Беззвучно, бесшумно; бессердечный, свирепый; проступок, преступление; обширный, безграничный; храбрость, бесстрашие.
Вариант 2
Хороший, прекрасный; беспредельный, безбрежный; премудрый, умный; смятение, беспокойство; слабость, бессилие.
Дети работают с карточками по вариантам, осуществляют взаимопроверку, объясняют друг другу правописание приставок.
Контроль со стороны учителя обязателен.
Работа с карточками, предполагающими выбор задания.
Какие из синонимов могут сочетаться со словами, помещёнными в скобках?
Коричневый, карий (платье, глаза, краска).
Густой, дремучий (лес, туман, трава).
Смуглый, тёмный (лицо, глаза, волосы).
Горячий, знойный (вода, лето, привет).
Составьте и запишите словосочетания.
Составьте и запишите предложения.
Проверка получившихся словосочетаний и предложений.
6.Систематизация знаний.
Учитель: Что такое синонимы?
Какова их роль в речи?
Всегда ли синоним можно свободно заменить другим?
Для чего нужен «Словарь синонимов»?
7.Контроль.
Тест-контроль.
Обозначьте синонимы к слову говорить знаком +, слова, не являющиеся синонимами, знаком — .
Излагать, ворчать, улыбаться, разговор, говорливый, тараторить, делать, рисовать, мямлить, бормотать, гордиться, разговорчивый, изъясняться, произносить.
Дети проверяют себя сами, используя ключ, записанный на доске.
(+ + — — — + — — + + — — + + ) Самооценка.
8.Итоги.
Учитель: Употребление синонимов делает нашу речь более точной, яркой, разнообразной. Подчас об одном и том же явлении нам необходимо сказать по-разному. Например, как в этой загадке:
Называю паузу я так:
Промежуток, интервал, антракт.
Ну а в школе непременно
Я бываю перемена.
Наш путь подходит к концу. Спасибо всем. Вы, действительно, справились со своей задачей, работали дружно, поддерживали друг друга, получили много жетончиков, заслужили свои оценки (по необходимости учитель корректирует оценки, выставленные учениками).
9.Рефлексия.
Что тебе понравилось или не понравилось на уроке?
Допустил ли ты ошибки?
На такую ли оценку ты рассчитывал?
Над чем ещё надо поработать?
10.Домашнее задание.
Выполнить упражнение или сочинить загадку, в состав которой входили бы синонимы.
Изучение нового материала.
Учитель: Слово
«Синонимы» образовалось от греческого слова sinоnimos —
«одинаковый, одноимённый» Слайд № 5
По-гречески часть «ним» означает «имя».
Греческая приставка СИН- (СИМ) встречается во многих словах:
симфония, симпатия, синтаксис, синтез и др. Она очень крепко срослась с
корнем и перестала выступать как приставка, но все эти слова несут в себе
оттенок её значения — «общность, совместимость»
Учитель: Русский язык богат
синонимами. Например, для обозначения чего- либо небольшого по размеру в речи
используются прилагательные: небольшой, маленький, крошечный,
микроскопический, карликовый, а большого по размеру — большой, громадный,
огромный, гигантский и др.
Все эти слова — синонимы.
Слайд № 6
— Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет — что обозначают эти слова?
(одно и то же, но по-разному)
— Подберите синонимы к словам Слайд № 7
— Что мы можем сказать о них? Чем они похожи, что
обозначают? Слайд № 8
Вывод: синонимы обозначают один и тот же предмет, одно и то же
действие.
Слайд № 9
— Посмотрите на экран. Что здесь изображено?
— Забор. А как ещё его можно назвать? (ограда, изгородь,
загородка)
— Какой частью речи являются эти слова? (сущ.)
Слайд № 10
— Перед нами жизнерадостный мальчик. Как ещё мы можем назвать
его? (бодрый, радостный, неунывающий)
— Какой частью речи они являются? (прил.)
Слайд № 11
— Посмотрите на данные слова (загрустить, затужить, печаль,
пригорюниться)
— Какое слово здесь лишнее? (печаль)
— Какой вывод мы можем сделать?
Слайд № 12
Вывод: синонимы относятся к одной и той же части речи.
Слайд № 13, 14
— Посмотрите на экран и скажите, что обозначают эти слова.
— Чем же они непохожи, чем отличаются? (оттенками лексического
значения)
Слайд № 15
— Посмотрите на картинку. Кого вы видите там? (бегемота)
— А оказывается его можно назвать по-другому — гиппопотам. Это
слова — синонимы. Различаются они тем, что слово бегемот употребляется
чаще в разговорной речи, а слово гиппопотам, как правило,
употребляется в научных произведениях
А сейчас поиграем в лото. (Приложение
1)
Слайд № 16
— Какой вывод мы можем сделать? Чем отличаются синонимы? Слайд
№ 17
Вывод: синонимы отличаются друг от друга оттенками
лексического значения и употреблением в речи.
— А теперь давайте дадим определение синонимам. Пополните свои
словарики новым определением.
(Запись термина и его определения в словарик.) Слайд № 18
VI. Физкультурная минутка.
Отдых наш — физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз — присели, два — привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой — встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь
Будто мой упругий мяч.
Работа со словарем.
— Ребята, скажите, зачем нам
нужны словари?
— На уроках мы с вами уже
работали со многими словарями. А сегодня мы познакомимся с ещё одним словарем
— словарем синонимов.
— Давайте откроем словарь синонимов и посмотрим, как он
устроен.
— Найдите слово «ГРОМКИЙ»
— Прочитайте словарную статью. Слайд № 19
Учитель: Каждая словарная статья
словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический
ряд, который начинается со стержневого слова (его ещё называют
доминантой) Оно является наиболее употребительным. В словаре
синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду.
Затем указывается значение, объединяющие слова в один ряд
синонимов, и то, чем они различаются.
Заканчивается словарная статья примерами, иллюстрирующими
употребление каждого из синонимов в художественной литературе.
— Найдите в словаре синонимов синонимический ряд и назовите
стержневое слово.
— А теперь подумаем вместе, для чего же создан такой словарь?
(Дает возможность обогатить нашу речь; для того, чтобы найти точное слово,
показать богатство нашей речи.)
Учитель: Вот представьте
только, что для обозначения признака предмета существовало вместо многих
синонимов только одно какое-то слово. Посмотрим, что из этого получилось бы.
— Рассмотрим данный текст. Слайд № 20
— Что вам не нравится в этом
тексте? (повтор одного и того же
слова.)
— Это речевой недочет. Можно ли его исправить?
Как?
Задание: списать, заменяя выделенные слова синонимами для
устранения повтора
Учитель: Мы сегодня много говорили о синонимах. Для чего нам нужны синонимы?
Слайд № 21 (помогают избежать
повторов, передать мысль и чувство более ясно, делают нашу речь эмоциональной
и красивой, объясняют значение неизвестных слов)