Синоним крепостной строй

крепостной строй
русский » русский


крепостничество

Простые фразы

Не строй из себя всезнайку.

Три года назад там была построена, а затем введена в строй водоподпорная плотина.

К концу этого года должна быть введена в строй первая очередь гостиницы.

Строй, Том, свой корабль, и он тоже, как и прежний, будет разрушен. Не сможешь ты уплыть из этой страны, и это твоя судьба.

Общественный строй был изменён до неузнаваемости.

Не строй из себя невинность.

Не строй из себя невинного!

Не строй из себя невинную!

крепостной

крепостной
крепостной

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,
1999.

крепостной

замковый, крещеная собственность, вольноотпущенник, холоп, рабский, раб

Словарь русских синонимов.

крепостной

холоп (устар.); крещёная собственность (устар. ирон.)

Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.
.
2011.

крепостной
прил.

, кол-во синонимов: 7

Словарь синонимов ASIS.
В.Н. Тришин.
2013.

.

Синонимы:

Антонимы:

Полезное

Смотреть что такое «крепостной» в других словарях:

  • КРЕПОСТНОЙ — 1. КРЕПОСТНОЙ1 [сн], крепостная, крепостное. 1. прил., по знач. связанное с крепостным правом. Крепостная зависимость. Крепостной крестьянин. Крепостное хозяйство. Крепостная фабрика. Крепостной театр. Крепостной труд. 2. в знач. сущ. крепостной …   Толковый словарь Ушакова

  • КРЕПОСТНОЙ — 1. КРЕПОСТНОЙ1 [сн], крепостная, крепостное. 1. прил., по знач. связанное с крепостным правом. Крепостная зависимость. Крепостной крестьянин. Крепостное хозяйство. Крепостная фабрика. Крепостной театр. Крепостной труд. 2. в знач. сущ. крепостной …   Толковый словарь Ушакова

  • КРЕПОСТНОЙ — 1. КРЕПОСТНОЙ1 [сн], крепостная, крепостное. 1. прил., по знач. связанное с крепостным правом. Крепостная зависимость. Крепостной крестьянин. Крепостное хозяйство. Крепостная фабрика. Крепостной театр. Крепостной труд. 2. в знач. сущ. крепостной …   Толковый словарь Ушакова

  • крепостной — КРЕПОСТНОЙ, ая, ое. 1. Относящийся к общественному строю, при к ром помещик имел право на принудительный труд, имущество и личность прикреплённых к земле и принадлежащих ему крестьян. Крепостное право (общественный строй, основанный на таком… …   Толковый словарь Ожегова

  • Крепостной — О человеке Крепостной  раб времён феодализма. О крепости Крепостная стена  стена оборонительного сооружения. См. также  Крепость …   Википедия

  • КРЕПОСТНОЙ 1 — КРЕПОСТНОЙ 1, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • КРЕПОСТНОЙ 2 — см. крепость 1. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • крепостной — КРЕПОСТНОЙ, ого, м. Заключенный, отбывающий наказание. Из уг …   Словарь русского арго

  • крепостной — 1. КРЕПОСТНОЙ, ая, ое. Ист. 1. Относящийся к общественному строю, при котором помещик распоряжался личностью, трудом и имуществом принадлежавшего ему крестьянина. К ые отношения. К ая зависимость (в России с 11 в. до 1861 г.: личная, земельная,… …   Энциклопедический словарь

  • Крепостной — (serf), несвободный крестьянин (в ср. век. Европе виллан), подчинявшийся господину, земли к рого обрабатывал. К. принадлежали к низшему слою об ва. Они были привязаны к земле и не могли свободно менять место жительства, жениться без разрешения… …   Всемирная история

Крепостно́й теа́тр — в России частный дворянский театр с труппой из крепостных. Возникли в конце XVII в., получили распространение в конце XVIII — начале XIX вв., преимущественно в Москве и Подмосковье (театры Шереметевых, Юсуповых и др.). Имена многих крепостных актёров вошли в историю театра (П. И. Жемчугова, Т. В. Шлыкова-Гранатова и др.). Крепостные театры стали основой русской провинциальной сцены.

* * *

КРЕПОСТНОЙ ТЕАТР — KPЕПОСТНО́Й ТЕА́ТР, частный дворянский (домашний помещичий) театр в России, возникший на феодально-крепостной основе. Отдельные домашние представления силами крепостных актеров начали устраивать еще в конце 17 в., но особое распространение крепостные театры получили во второй половине 18 — начале 19 веков и просуществовали до отмены крепостного права (1861).

Виды крепостных театров

Крепостные театры, которых было около двухсот, отличались множеством существенных нюансов: в одних играли только сами дворяне, часто титулованные и высокопоставленные, или их дети — такой театр обычно называют дворянским любительским; в других — рядом с дворянами-любителями выступали «домовые», то есть крепостные актеры; в третьих — на главные роли приглашались «вольные» артисты публичной императорской сцены или частной профессиональной антрепризы, а остальная труппа бывала из своих «доморощенных»; в четвертых — «вольные» знаменитости, российские и иностранные, фигурировали только как руководители оркестра, балетмейстеры и театральные педагоги, а исполнителями были в основном «собственные» актеры; существовали также помещичьи театры, которые превращались в публичные с платой за вход.

Особенности крепостного театра

Любой такой крепостной театр, интимный домашний или публичный, создавался по прихоти помещика, на его средства, благодаря труду его собственных крепостных людей, используемых в качестве или актеров, или музыкантов оркестра, или обслуживающего персонала сценического действия, которое происходило чаще всего в своем (иногда арендованном) доме, где владелец был полновластным хозяином на сцене, за кулисами и в зрительном зале, то есть определял художественный и эстетический уровень спектаклей, формировал направление (драматическое или музыкальное), выбирал репертуар, распределял роли и т. п., размещал по своему усмотрению зрителей, а также определял нравственное лицо театра.

Распространение крепостных театров

Поначалу крепостные театры устраивались в городских усадьбах обеих столиц, особенно в Москве, где только в 1780-90-е годы их существовало более двадцати. Зимой домашние театры функционировали в городе, а на лето вместе со своими хозяевами переезжали в загородные имения. Так, в Москве в конце 18 — начале 19 в. действовали театры: С. С. Апраксина, Г. И. Бибикова, И. Я. Блудова, Н. А. и В. А. Всеволожских, П. М. Волконского, И. А. Гагарина, А. И. Давыдова, Н. И. Демидова, И. А Дурасова, И. К. Замятина, Л. К. Нарышкина, Н. И. Одоевского, В. Г. Орлова, С. М. и Г. П. Ржевских, Д. Е. и А. Е. Столыпиных, А. С. Степанова, П. А. Познякова, Д. И. и Н. Н. Трубецких, П. Б. Шереметева (см. ШЕРЕМЕТЕВ Петр Борисович) и Н. П. Шереметева (см. ШЕРЕМЕТЕВ Николай Петрович), Н. Г. и Б. Г. Шаховских, Н. Б. Юсупова и др. В Петербурге особенно известны были домашние театры: Д. П. Барятинской, П. А. Голицыной, Е. Ф. Долгорукой, А. А. и Л. А. Нарышкиных, А. Н. Нелидинской, А. С. Строганова, И. Г. Чернышева, наследника престола Павла Петровича (см. ПАВЕЛ I Петрович), и др.

Театр графов Шереметевых

Одним из первых и самых выдающихся был театр графов Шереметевых. Он начал свою деятельность в Петербурге в 1765 как дворянский любительский и окончательно оформился к концу 1770-х годов в Москве (на Большой Никольской улице). Из сотен тысяч своих крепостных Шереметевы тщательно отбирали и обучали разнообразных мастеров, принимавших участие в создании театра (архитекторы Ф. С. Аргунов, А. Миронов, Г. Диушин; художники И. П. и Н. И. Аргуновы (см. АРГУНОВЫ), К. Вунтусов, Г. Мухин, С. Калинин; машинист Ф. Пряхин; музыканты П. Калмыков, С. Дегтярев, Г. Ломакин (см. ЛОМАКИН Гавриил Якимович) и др.). Они работали под руководством и рядом с прославленными европейскими и русскими мастерами.

В подмосковной усадьбе Шереметевых, Кусково (см. КУСКОВО), были сооружены театры: «воздушный» (на открытом воздухе), Малый и Большой. В состав труппы входили крепостные актеры, музыканты, танцовщики, декораторы и др. (более двухсот человек), среди них — выдающаяся актриса и певица Жемчугова (П. И. Ковалева). Артистам полагалось жалованье деньгами и продуктами. Руководил труппой и надзирал за ее обучением крепостной «библиотекарь его сиятельства» Б. Г. Вроблевский, получивший образование в Славяно-греко-латинской академии (см. СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ) и побывавший вместе с Н. П. Шереметевым в начале 1770-х годов за границей. Вроблевский переводил пьесы, одновременно их переделывая. В репертуаре театра было более ста пьес, в основном комические оперы, а также комедии, оперы и балеты.

Особого расцвета театр достиг в середине 1780-х годов, когда его владельцем стал Н. П. Шереметев-сын — просвещенный вельможа, талантливый музыкант и самозабвенный любитель театрального искусства, отстроивший в начале 1790-х годов великолепный театр-дворец в селе Останкино (см. ОСТАНКИНО).

Крепостной театр князя Юсупова

К началу 19 в. (около 1818) относится расцвет деятельности крепостного театра князя Н. Б. Юсупова. В 1819 в Москве было отстроено театральное здание, имевшее партер, полуциркульный амфитеатр, бельэтаж и две галереи. Летом театр функционировал в подмосковном селе Архангельское, где до сих пор сохранилось великолепное театральное здание, построенное в 1818. Декорации для театра писал Пьетро Гонзаго (см. ГОНЗАГО Пьетро). В театре Юсупова давались оперы и пышные балетные представления.

«Театральный феномен»

Около 1811 в Москве появился «театральный феномен достойный особого внимания» — крепостной театр П. А. Познякова, находившийся на Большой Никитской улице в Леонтьевском переулке. В театре давали в основном пышно обставленные комические оперы, декорации для которых писал итальянский живописец Скотти. Крепостных актеров этого театра, которые «играли несравненно лучше многих вольных артистов», обучали С. Н. Сандунов (см. САНДУНОВ Сила Николаевич) и Е. С. Сандунова (см. САНДУНОВА Елизавета Семеновна).

Провинциальные крепостные театры

К концу 18 в. стали появляться крепостные театры и в провинциальных городах и имениях, порой очень удаленных от центра, в том числе на Урале и в Сибири. Уровень их был очень разный: от примитивных доморощенных представлений на наскоро сколоченных подмостках с размалеванной простыней вместо занавеса до прекрасно организованных спектаклей в специально выстроенных театрах с хорошо оборудованной сценой. Пример первого — театр князя Г. А. Грузинского в селе Лысково; второго — театр князя Н. Г. Шаховского в селе Юсупово, а затем в Нижнем Новгороде; театр И. И. Есипова в Казани; С. М. Каменского в Орле; С. Г. Зорича в Шклове.

Крепостной театр Зорича

В 1780-х годах фаворит Екатерины II (см. ЕКАТЕРИНА II), С. Г. Зорич, в своем имении Шклове Могилевской губернии устроил театр, который, по свидетельствам современников, был «преогромный». В репертуар входили драмы, комедии, комические оперы и балеты. В драматических спектаклях, кроме крепостных, участвовали кадеты Шкловского кадетского корпуса (заведенного Зоричем) и дворяне-любители, среди которых славился князь П. В. Мещерский — его игру высоко ценил М. С. Щепкин (см. ЩЕПКИН Михаил Семенович). В балетах, которые «были весьма хороши», танцевали только крепостные танцовщицы. После смерти Зорича его балетная труппа в 1800 была куплена казной для петербургской императорской сцены.

Крепостной театр Воронцова

Среди провинциальных театров выделялся также и крепостной театр графа А. Р. Воронцова (см. ВОРОНЦОВ Александр Романович), находившийся в селе Алабухи Тамбовской губернии, затем — в селе Андреевское Владимирской губернии. Воронцов, один из самых образованных людей своего времени, был ярым противником галломании, распространившейся среди русских дворян в 18 в. Поэтому в репертуар его крепостного театра в первую очередь входили пьесы русских драматургов: А. П. Сумарокова (см. СУМАРОКОВ Александр Петрович), Д. И. Фонвизина (см. ФОНВИЗИН Денис Иванович), П. А. Плавильщикова (см. ПЛАВИЛЬЩИКОВ Петр Алексеевич), М. И. Веревкина (см. ВЕРЕВКИН Михаил Иванович),Я. Б. Княжнина (см. КНЯЖНИН Яков Борисович), О. А. Аблесимова (см. АБЛЕСИМОВ Александр Онисимович) и др. Ставились такие пьесы Мольера (см. МОЛЬЕР), П. О. Бомарше (см. БОМАРШЕ Пьер Огюстен), Вольтера (см. ВОЛЬТЕР) и других европейских драматургов.

Общий состав труппы колебался от 50 до 60 человек, включая музыкантов, живописцев, машинистов, портных, парикмахеров и т. п. Артисты делились на «первостатейных» (13-15 человек) и «второстатейных» (6-8 человек) и в зависимости от этого получали ежегодное вознаграждение деньгами и вещами. В театре Воронцова не было балетной труппы и, когда требовались танцевальные сцены, приглашались «бабы, кои пляшут».

Публичный крепостной театр

Публичный крепостной театр графа С. М. Каменского был открыт в 1815 в Орле. Это был один из самых крупных провинциальных театров. Он просуществовал почти до 1835. Только в первый год его деятельности было поставлено около ста новых спектаклей: комедии, драмы, трагедии, водевили, оперы и балеты. Граф, которого современники называли «сиятельным самодуром» (прежде всего за отношение к крепостным актерам), скупал для своей труппы талантливых актеров у многих помещиков, а также приглашал на первые роли прославленных «вольных» артистов, например М. С. Щепкина (см. ЩЕПКИН Михаил Семенович) (его устный рассказ лег в основу сюжета повести А. Герцена «Сорока-воровка»; атмосферу этого театра описывает и повесть Н. Лескова «Тупейный художник»).

Крепостные театры существовали в условиях, когда их владельцы старались максимально использовать талант крепостных, в результате многие из них преждевременно погибали. Однако, несмотря ни на что эти театры внесли ценный вклад в развитие национального театрального искусства, содействовали его широкому распространению — многие провинциальные театры ведут свою историю от крепостных домашних трупп.

КРЕПОСТНОЙ театр — в России частный дворянский театр с труппой из крепостных. Возникли в кон. 17 в., получили распространение в кон. 18 — нач. 19 вв., преимущественно в Москве и Подмосковье (театры Шереметевых, Юсуповых и др.). Имена многих крепостных актеров вошли в историю театра (П. И. Жемчугова, Т. В. Шлыкова-Гранатова и др.). Крепостные театры стали основой русской провинциальной сцены.

КРЕПОСТНОЙ ТЕАТР, в России частный дворянский театр с труппой из крепостных. Возникли в конце 17 в., широко распространены в конце 18 — начале 19 вв., существовали до отмены крепостного права. Иногда имели почти профессиональный характер, располагали хорошо оборудованными сценами, по репертуару приближались к придворным и императорским. Среди наиболее известных крепостных театров — театры графов Шереметевых (в Останкине, Кускове и др.), князя Н.Б. Юсупова (в Архангельском). Имена многих крепостных актеров вошли в историю театра (П.И. Жемчугова, Т.В. Шлыкова-Гранатова и других). Крепостные театры стали основой русской провинциальной сцены.

КРЕПОСТНО́Й1, —а́я, —о́е.

1. Относящийся к общественному строю, при котором помещик распоряжался личностью, трудом и имуществом принадлежавшего ему крестьянина. Крепостные отношения.

2. Принадлежащий помещику на основе права, действующего при таком общественном строе (о крестьянах, выходцах из крестьян). Крепостные крестьяне. Крепостная актриса. | в знач. сущ. крепостно́й, —о́го, м.; крепостна́я, —о́й, ж. — До царского указу [я] Был крепостной: отец и дед Помещикам служили. Н. Некрасов, Ночлеги.

Крепостное право — право помещика распоряжаться личностью, трудом и имуществом принадлежащих ему крестьян.

КРЕПОСТНО́Й2, —а́я, —о́е. Прил. к крепость2. Крепостная башня. Крепостные стены. Крепостная артиллерия.Наконец мы выехали из крепостных ворот и навек оставили Белогорскую крепость. Пушкин, Капитанская дочка.

КРЕПОСТНО́Й3, —а́я, —о́е. Представляющий собой крепость3. Крепостной акт.

Бесплатный большой онлайн словарь синонимов русского языка. Удобный поиск, сортировка, возможность сохранить файл синонимов. Использование материалов сайта разрешено только после согласия Администрации проекта.

18+

Обратная связь

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синоним крепостная зависимость
  • Синоним крепко целую
  • Синоним крепкий чай прилагательное
  • Синоним крепкий характер
  • Синоним крепкий трос