Синоним концепции преанимизма

ПРЕАНИМИЗМ

ПРЕАНИМИЗМ
ПРЕАНИМИЗМ

(от лат. рrае – перед и анимизм) – условное обозначение ранней стадии религ. верований в бурж. теориях происхождения религии, возникших в нач. 20 в. В противоположность анимистич. теории, согласно к-рой начало религии связано с верой в духов и души, сторонники П. – К. Прёйс, А. Фиркандт и в особенности Р. Маретт, не будучи объединены одной общей концепцией происхождения религии, утверждали, что вере в души и духов предшествовала вера в безличную сверхъестеств. силу. См. Аниматизм.

Лит.: Лукачевский Α., Происхождение религии, 2 изд., М., 1930; Эншлен Ш., Происхождение религии, пер. с франц., М., 1954; Токарев С. Α., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Vierkandt Α., Die Anfänge der Religion und Zauberei, «Globus», 1907, Bd 92, No 2–4; Marett R., The threshold of religion, 2 ed., L., 1914; Preuß К., Die geistige Kultur der Naturvölker, 2 Aufl., Lpz., 1923.

С. Токарев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
.
1960—1970.

.

Смотреть что такое «ПРЕАНИМИЗМ» в других словарях:

  • ПРЕАНИМИЗМ — (от лат. ргае вперед, предварительно и апгта душа, дух) англ. preanimism; нем. Praa nimismus. Концепция, согласно к рой вера в душу и духов (анимизм) предшествовала вере в сверхъестественную безличную силу; одухотворение всей природы. См.… …   Энциклопедия социологии

  • Преанимизм —         направление в буржуазной истории религии; см. в ст. Анимизм …   Большая советская энциклопедия

  • преанимизм — преанимизм, преанимизмы, преанимизма, преанимизмов, преанимизму, преанимизмам, преанимизм, преанимизмы, преанимизмом, преанимизмами, преанимизме, преанимизмах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • преанимизм — преаним изм, а …   Русский орфографический словарь

  • ПРЕАНИМИЗМ — бурж. теория происхождения религии. Возникла в нач. 20 в. и была направлена против анимистич. теории. Согласно П., анимизму предшествует анима тизм, вера в некую единую «безличную» .духовную» силу, господств. В мире и управляющую им. С этой т. зр …   Атеистический словарь

  • АНИМАТИЗМ (ПРЕАНИМИЗМ) — (от лат. animatus одушевленный) англ. animatism; нем. Animatismus. Вера в существование некоего нечувственного начала, мана, в предметах природы и человеческой жизнедеятельности, пронизывающего все живущее и все то, что соприкасается с… …   Толковый словарь по социологии

  • Анимизм — (от лат. anima, animus душа, дух)         вера в существование душ и духов, т. е. фантастических, сверхъестественных, сверхчувственных образов, которые в религиозном сознании представляются действующими во всей мёртвой и живой природе агентами,… …   Большая советская энциклопедия

  • РЕЛИГИЯ — (от лат. religio благочестие, святыня, предмет культа). Светские авторы обычно определяют Р. как мироощущение, моральные нормы и тип поведения, которые основаны на вере в существование сверхъестественного мира или сверхъестественных существ Бога… …   Философская энциклопедия

  • Религия — Обелиск с религиозными текстами Религия  особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, о …   Википедия

  • Прамонотеизм — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

Смотреть что такое ПРЕАНИМИЗМ в других словарях:

ПРЕАНИМИЗМ

        направление в буржуазной истории религии; см. в ст. Анимизм.

ПРЕАНИМИЗМ

ПРЕАНИМИЗМ, направление в бурж.
истории религии; см. в ст. Анимизм.

ПРЕАНИМИЗМ

от лат. рrае – перед и анимизм) – условное обозначение ранней стадии религ. верований в бурж. теориях происхождения религии, возникших в нач. 20 в. В противоположность анимистич. теории, согласно к-рой начало религии связано с верой в духов и души, сторонники П. – К. Прейс, А. Фиркандт и в особенности Р. Маретт, не будучи объединены одной общей концепцией происхождения религии, утверждали, что вере в души и духов предшествовала вера в безличную сверхъестеств. силу. См. Аниматизм. Лит.: Лукачевский ?., Происхождение религии, 2 изд., М., 1930; Эншлен Ш., Происхождение религии, пер. с франц., М., 1954; Токарев С. ?., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Vierkandt ?., Die Anf?nge der Religion und Zauberei, «Globus», 1907, Bd 92, No 2–4; Marett R., The threshold of religion, 2 ed., L., 1914; Preu? К., Die geistige Kultur der Naturv?lker, 2 Aufl., Lpz., 1923. С. Токарев. Москва. … смотреть

ПРЕАНИМИЗМ

1) Орфографическая запись слова: преанимизм2) Ударение в слове: преаним`изм3) Деление слова на слоги (перенос слова): преанимизм4) Фонетическая транскр… смотреть

ПРЕАНИМИЗМ

(бурж. теория происхождения религии. Возникла в нач. 20 в. и была направлена против анимистич. теории. Согласно П., анимизму предшествует анима-тизм, вера в некую единую «безличную» .духовную» силу, господств. В мире и управляющую им. С этой т. зр. нрсанимисты пытались объяснить происхождение магии, анимизма, тотемизма. Сторонники П. (У. Дюркгейм, Л. Лечи-Крюль и др.) пытались доказать, что представление о единой «духовной» силе — это древнейшая «аффективная категория сверхъестественного», становясь, т. обр., на т. зр. патера Шмидта об извечном единобожии (см. Ирамонотеизм). Критикуя теорию П., академик Ю. П. Францев писал: «Не единая сила стоит в начале представлений о сверхъестественном, а отдельные, конкретные вещи, из чувственных превращаемые в «чувственно-сверхчувственные» воображением дикаря» (У истоков религии и свободомыслия. М.-Л., 1959, с. 215). … смотреть

ПРЕАНИМИЗМ

бурж. теория происхождения религии. Возникла в нач. 20 в. и была направлена против анимистич. теории. Согласно П., анимизму предшествует анима-тизм, вера в некую единую «безличную» .духовную» силу, господств. В мире и управляющую им. С этой т. зр. нрсанимисты пытались объяснить происхождение магии, анимизма, тотемизма. Сторонники П. (У. Дюркгейм, Л. Лечи-Крюль и др.) пытались доказать, что представление о единой «духовной» силе это древнейшая «аффективная категория сверхъестественного», становясь, т. обр., на т. зр. патера Шмидта об извечном единобожии (см. Ирамонотеизм). Критикуя теорию П., академик Ю. П. Францев писал: «Не единая сила стоит в начале представлений о сверхъестественном, а отдельные, конкретные вещи, из чувственных превращаемые в «чувственно-сверхчувственные» воображением дикаря» (У истоков религии и свободомыслия. М.-Л., 1959, с. 215)…. смотреть

ПРЕАНИМИЗМ

Ремиз Рем Резина Резан Рез Рами Рам Размен Разин Раз Прима Призма Приз Прием Преанимизм Пран Празем Пра Пирен Пиран Пирамеин Пиразин Пир Пимен Пим Пиза Пие Пиар Пианизм Пиан Перина Пери Пенза Пена Пемза Пеан Пармен Пари Парез Панир Пани Пан Памир Паз Нии Низ Нерпа Нер Неизм Нарез Назем Наз Мраз Мпа Мирза Мир Минреп Минер Мина Мим Мизер Миаз Мерин Мерим Мера Мена Мезим Мезап Маринизм Марин Манизм Мание Манер Ман Мамин Мазер Маз Ирма Ирина Иран Импаз Имам Измена Репа Репин Риа Изм Иена Зина Зимин Зима Риза Рим Замин Риман Римма Зам Заир Риммин Анимизм Ампер Амми Амин Амер Аир Азин Ампир Аним Анри Рин Арен Арин Ера Заем Замер Зер… смотреть

ПРЕАНИМИЗМ

теория происхождения религии, возникшая в начале XX в. и направленная против анимистической теории. Согласно П., анимизму предшествует аниматизм, вера в некую единую безличную духовную силу, господствующую в мире и управляющую им. С этой точки зрения преанимисты пытались объяснить происхождение магии, анимизма, тотемизма, доказать, что представление о единой духовной силе — древнейшая «аффективная категория сверхъестественного» и становились т. о. на точку зрения патера Шмидта об извечном единобожии (См. Прамонотеизм)…. смотреть

ПРЕАНИМИЗМ

приставка — ПРЕ; корень — АНИМ; суффикс — ИЗМ; нулевое окончание;Основа слова: ПРЕАНИМИЗМВычисленный способ образования слова: Приставочно-суффиксальны… смотреть

ПРЕАНИМИЗМ

(от лат. ргае — вперед, предварительно и апгта — душа, дух) — англ. preanimism; нем. Praa-nimismus. Концепция, согласно к-рой вера в душу и духов (анимизм) предшествовала вере в сверхъестественную безличную силу; одухотворение всей природы.
См. АНИМАТИЗМAntinazi.Энциклопедия социологии,2009… смотреть

ПРЕАНИМИЗМ

Ударение в слове: преаним`измУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: преаним`изм

ПРЕАНИМИЗМ

преаними́зм,
преаними́змы,
преаними́зма,
преаними́змов,
преаними́зму,
преаними́змам,
преаними́зм,
преаними́змы,
преаними́змом,
преаними́змами,
преаними́зме,
преаними́змах
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)
…. смотреть

ПРЕАНИМИЗМ

— (от лат. ргае — вперед, предварительно и апгта — душа, дух) -англ. preanimism; нем. Preanimismus. Концепция , согласно к-рой вера в душу и духов ( анимизм ) предшествовала вере в сверхъестественную безличную силу; одухотворение всей природы…. смотреть

ПРЕАНИМИЗМ

преаними’зм, преаними’змы, преаними’зма, преаними’змов, преаними’зму, преаними’змам, преаними’зм, преаними’змы, преаними’змом, преаними’змами, преаними’зме, преаними’змах… смотреть

ПРЕАНИМИЗМ

Начальная форма — Преанимизм, винительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевленное

В начале 1900-х годов научные споры о происхождении и эволюции религии определялись, в основном, теоретическими положениями, выдвинутыми Эдуардом Тайлором в книге “Первобытная культура” (Primitive Culture, London, 1871) тридцатью годами ранее. Ключевой концепцией по прежнему оставался анимизм, подразумевавший и первобытную веру духов/души, и веру в “одушевленность” нечеловеческих объектов — от высших млекопитающих до деревьев, растений и камней — духами или духовными силами. Однако к началу XX века теории Тайлора был брошен вызов двумя его оксфордскими последователями, с которыми они были (и остались) хорошими друзьями. Эндрю Лэнг в книгах Cock Lane and Common Sense (“Улица Коклэйн и здравый смысл”, London, 1894) и в еще более известной The Making of Religion (“Становление религии”, London, 1898) поставил под сомнение анимистическую гипотезу, предположив, что “вероятно, не существует ни одного дикого народа, неразвитого настолько, чтобы у его представителей, в добавление к вере в мир “духов”, нельзя было бы обнаружить чего-то, что соответствовало бы концепции Бога” (Cock Lane and Common Sense, p. 334). На собрании Британской ассоциации в 1899 году теория Тайлора была атакована с другого направления, на этот раз — философом-антропологом Робертом Рейналфом Мареттом. Если Лэнг утверждал, что сторонники анимистической теории за ее исходными предпосылками не могут даже разглядеть доказательств того, что он называл верой в “высших божеств” у народов на низком уровне материального развития, то Маретт полагал, что термин “анимизм” имеет двойственное содержание и что предполагаемые этой концепцией ментальные процессы слишком сложны, чтобы иметь место на ранних стадиях эволюции человека. Статья Маретта “Pre-Animistic Religion” была впервые опубликована в журнале Folk-Lore (June 1900, pp. 162-182); позднее она была перепечатана в качестве первой главы его книги The Threshold of Religion (“Начало религии”, London, 1909: 2d exp. Ed., London, 1914). Несмотря на краткость, аргументы Маретта оказались революционными. С одной стороны, ввиду двойственного смысла термина “анимизм” как он употребляется в “Первобытной культуре” Тайлора, следовало бы провести различие между собственно анимизмом, то есть верой в духов, и верой в “одушевленность” животных, растений и других естественных предметов, которую Маретт предложил называть “аниматизм”. Разумеется, что это предложение не относится к теории происхождения религии и является не более чем призывом к большей терминологической точности. Но с другой стороны — и в этом как раз и заключается вызов гипотезе Тайлора — Маретт смело утверждает, что анимизм попросту не достаточно “примитивен”, чтобы быть самой ранней формой религии. Он полагает, что вере в духов предшествует (необязательно хронологически) более расплывчатое переживание окружающего мира, наполненного проявлениями сверхъестественной силы. Разумеется, эта концепция не понималась ее носителями в прямом смысле употребленных слов; скорее имело место “глубинное чувство трепета, которое заставляло человека входить в личные отношения со сверхъестественным задолго до того, когда он, наконец, смог размышлять или теоретизировать о нем” (Marett, 1914, p. 15). В поисках слова, которым можно было бы обозначить эту сверхъестественную силу, Маретт в конце концов остановился на меланезийском слове мана, о котором писал миссионер Роберт Генри Кодрингтон в книге The Melanesians (“Меланезийцы”, Oxford, 1891). Мана, мимоходом упомянутая в статье Маретта 1899 года наряду с другими “словами-силами”, за несколько следующих лет вытесняет остальные синонимы и становится terminus technicus для описания того, что лежит в основе преанимизма.

Однако мана ни в коем случае не была исключительно меланезийской концепцией. Напротив, она была общей для всего Тихоокеанского региона: как для Меланезии, так и для Полинезии. Впервые о ней упомянул Джеймс Кук в 1777 году и задолго до Кодрингтона она была достаточно полно описана в связи с маори Новой Зеландии. В частности, Фредерик Эдвард Мэнинг (Frederick Edward Maning) в книге Old New Zealand (Auckland, 1863) отмечал, что мана не имеет одного-единственного значения  и связана с такими различными представлениями как “достоинство, престиж, власть, везение, влияние, святость, удача” (Maning, [1863] 1927, pp. 239-240). Однако большая часть первых сторонников преанимистической теории ничего не знала о новозеландском материале и предпочитала довольствоваться предоставленными Кодрингтоном сведениями в том виде, в каком их изложили сначала Маретт, а затем немецкие и французские социологи.

Сам Маретт весьма неохотно занимался “догматизированием” в вопросах происхождения религии и всегда выражал свои мысли с величайшей осторожностью. Тем не менее, в той же статье 1899 года он смело предположил, будто бы то, что он назвал “супернатурализмом” может “не только логически, но и в некотором смысле хронологически предшествовать анимизму” (Marett, 1914, p. 11); правда он не сказал, в каком именно смысле. Подчеркнем — и это важно в связи с направлением, какое принимает обсуждение этого вопроса в дальнейшем — он никогда не определял ману как нечто однозначно безличное. Более того, в другой статье он открыто утверждает, что концепция маны “оставляет открытой проблему различения личного и безличного” (Marett, 1915, p. 119), и замечает, что пусть в некоторых обстоятельствах ее можно рассматривать как нечто безличное, всегда следует помнить о “двойственности, что сокрыта внутри [концепции] маны” (p. 121). Писавшие по этому предмету другие авторы сочли эту двойственность неудобной и нежелательной. Благодаря Маретту в течение первого десятилетия XX века появилось множество работ о преанимизме и мане (и ее многочисленных синонимах). Вильгельм Вундт в Volkerpsychologie (1900) уделил этому вопросу довольно много внимания; вслед за ним Конрад Теодор Пройс опубликовал в журнале Globus (1904-1905) целую серию статей. Оба, однако, воспринимали теорию Маретта как прямо и полностью противоположную тайлоровской теории, что сам Маретт, относившийся к Тайлору с величайшим почтением, энергично отрицал. Французская социологическая школа (Дюркгейм, Юбер, Мосс) выдвинула собственную и очень похожую на мареттовскую теорию, возможно, что и независимо от него, хотя статья Юбера и Мосса “Esquisse d’une theorie generale de la Magie” (“Набросок общей теории магии”) появляется в Annee sociologique только в 1904 году, а magnum opus Дюркгейма не издавался до 1912 года. Однако к этому времени наряду с маной было уже известно сбивающее с толку обилие терминов, заимствованных у носителей первобытных культур во всех уголках мира; все они, как утверждалось, выражали одинаковое переживание сверхъестественной силы, вызывающей у человека изначальное чувство трепета. Известное количество этих терминов было позаимствовано (и вырвано из словарного контекста) у нескольких аборигенных североамериканских народов: у ирокезов взяли оренда (см. статью Хьюитта “Orenda and a Definition of Religion,” American Anthropologist, n.s. 4, 1902), у алгонкинов — маниту и у лакота — вакан и ваканда. Этот список, достигший к 1914 году внушительных размеров, пополнили арунгвилта/арункулта австралийских аранда (арунта), малагасийская андриаманитра, фиджийская калу, и даже древнескандинавская хамингья и индийский брахман. Однако флагманом преанимистического флота по-прежнему оставлась мана.

Важно помнить о заявлении Маретта (сделанном не в первой статье, а на Оксфордском религиоведческом конгрессе в 1908 году), что именно сейчас он открыто намерен придать мане “классификационную значимость, в некоторой степени — за счет старого понятия [т.е. Анимизма]” (Marett, 1915, p. 102). Каждая новая наука создаёт свою собственную специальную терминологию; в таком случае Маретт предлагал использовать ману при любых обстоятельствах именно как технический термин в отношении преанимистических религий и фактически вне всякой связи с его этимологией в родном тихоокеанском контексте. В связи со столь открытым заявлением несколько неловко отмечать ту серьезность, с которой некоторые ученые в конце концов убедили себя в том, что главным аргументом, разрушающим теорию Маретта, является его неверное представление об истинной этимологии этого слова.

Другой проблемой является предполагаемая безличность силы (маны). Как уже было сказано, Маретт с самого начала утверждал двойственный характер концепции маны, хотя ему было прекрасно известно о том, что его главный информатор Кодрингтон писал, что мана всегда связана и исходит от людей, духов или душ. Однако по крайней мере один раз, в статье “Mana” в Encyclopaedia of Religion and Ethics Гастингса (vol. 8, Edinburgh, 1915) Маретт был готов утверждать, мана “в сущности безлична”, хотя и связана с личностными сущностями. (Часто в таком контексте Маретт использовал аналогию с электричеством, которое остается невидимым, пока оно не проведено и не включено). В любом случае двойственность личного и безличного остается в силе. Маретт воспринимал концепцию маны под влиянием Кодрингтона, но и самого Маретта почти все представители следующих поколений ученых воспринимали под влиянием другой, еще более значимой мировой знаменитости Эмиля Дюркгейма.

Для Дюркгейма в “Элементарных формах религиозной жизни” (впервые изданной на французском языке в 1912 году и на английском — в 1915) проблемы двойственности не существовало: уверенность пришла на смену осторожности. Согласно Дюркгейму, Маретт показал “существование фазы религиозного развития, которую он назвал преанимизмом и в которой ритуалы ориентированы на безличные силы, вроде маны у меланезийцев или вакан у омаха и дакота” (1968 edition, p. 201). Дюркгейм категорически утверждал, что мана это “безличная сила” (pp. 192, 198), “безымянная и рассеянная повсюду сила” (p. 194); поскольку, согласно Кодрингтону, оня не является высшим существом, Дюркгейм приходит к выводу что она должна быть “безличной” (p. 194). Не нужно углубляться дальше, чтобы создалось впечатление, будто бы преанимизм просто обязан включать в себя веру в безличные силы; но подводит к этому именно Дюркгейм, а вовсе не Маретт.

Преанимистическую теорию происхождения религии (в том виде, в каком она развивалась в 1900-1914 гг.) впервые начинают оспаривать после начала Первой мировой войны. В 1914 году Натан Зёдерблом (занимавший профессорскую кафедру в Лейпциге с 1912 по 1914 гг.) публикует в Archiv fur Religionswissenschaft статью “Uber den Zusammenhang hoherer Gottesideen mit primitiven Vorstellungen”, где обсуждаются уже ставшие привычными положения преанимизма (см. также Soderblom, Gudstrons uppkomst, Stockholm, 1914, pp. 30-108). Эта статья вдохновила одного из его учеников, Фридриха Рудольфа Леманна, поставить под вопрос концепцию маны, что и было сделано в 1915 году в его диссертации, где он следует от Дюркгейма и Маретта к Кодрингтону и от Кодрингтона к этимологии и смыслам общего для полинезийцев и меланезийцев слова мана. Исследования Леманна сразу же дискредитировали представление о том, что слово мана вообще когда-либо использовалось в тихоокеанском регионе для обозначения безличной силы. Даже когда о деревьях, камнях или других неодушевленных вещах говорилось, будто бы они обладают маной, это делалось потому, что с этими вещами себя связывали духи, а не потому что они обладают безличной силой сами по себе. Пауль Рэдин сделал сущностно похожее замечание в 1914 году, спросив: “На каком основании мы должны думать, что бог — это божество плюс могущество (power — сила), а не просто могущественное божество? Не совершаем ли мы старой ошибки, путая прилагательное с существительным?” (Journal of American Folklore 27, 1914, p. 347). После Леманна в возрастающей антиэволюционистской атмосфере межвоенных десятилетий и даже позднее все чаще и все громче звучала критика преанимистической гипотезы, угодных ей интерпретаций маны, а также тех, кто писал по данному вопросу в соответствующих терминах. Мощную поддержку критике преанимизма обеспечили германист Вальтер Бетке в книге Das Heilige im Germanischen (Tubingen, 1942), а также Гео Виденгрен в полемической статье “Evolutionism and the Problem of the Origin of Religion” (Ethnos 10, 1945, pp. 57-96). В данном случае Виденгрена восхищала работа Бетке; а в юбилейном сборнике в его честь сам Леманн описал путь своих исследований концепции маны в статье “Versuche, die Bedeutung des Wortes ‘Mana’ … festzustellen” (pp. 215-240). Виденгрен подводит итог: “Лучшие знатоки религии меланезийцев открыто утверждают, что мана не является безличной силой”; “на самом деле это качество. Объектом поклонения является не мана сама по себе, но люди и вещи, ее обладающие” (p. 84). Можно процитировать еще одного критика. В книгах Patterns in Comparative Religion (“Очерки сравнительного религиоведения”, 1958) и почти в тех же самых выражениях в Myths, Dreams and Mysteries (“Мифы, сновидения, мистерии”, 1968) Мирча Элиаде отрицает существование “безличной и универсальной” силы вроде маны в том виде, в каком ее представляли ранее — не только из-за ее “обезличенности”, но еще и потому, что она “не имеет значения в рамках архаической духовности” (Eliade, 1968, p. 129). Тем не менее, все эти критики были склонны приписывать Маретту радикальные суждения, принадлежащие на самом деле Дюркгейму.

Остается отметить, что Рудольф Отто, выдвинувший теорию происхождения религии из невыразимого sensus numinis в известнейшей книге Das Heilige, отдал должное Маретту, поскольку тот разошелся с его концепцией буквально “на волосок”. Бетке и Виденгрен критиковали Отто, используя почти те же самые аргументы, что были использованы против Маретта и преанимизма. Нумен Отто, однако, едва ли можно назвать “обезличенным.”

Преанимизм и споры вокруг преанимистической религии принадлежат не столько миру самой религии (и, похоже, что уж точно не к области изучения первобытной религии), сколько к западной интеллектуальной истории начала XX века. Вероятно, что популярность преанимистической концепции не в последнюю очередь была связана с растущим на Западе отчуждением от застывших форм религиозной веры и доктрины и в то же время с нежеланием расставаться с убеждением, что все-таки существует “нечто” (даже не “некто”) ответственное за судьбы мира. Сюда же относится уверенность эволюционистов в том, что религия происходит из чего-то иного и более простого, чем собственно религия. Отсюда же вытекают все предположения о личности и (по крайней мере, после Дюркгейма) обезличенности, которые впоследствии столь легко были опровергнуты критиками. Однако критики зашли слишком далеко в противоположном направлении. Желая отмежеваться от эволюционистов, они слишком часто искажали и неверно истолковывали их слова, не понимая, что сами эволюционисты были вполне способны указать на недостатки (как правило — того же свойства, что находили критики) своих собственных работ.

Преанимизм как начальная стадия эволюции религии не может быть ни доказан, ни опровергнут. Тем не менее внутри религии еще может оставаться пространство, в котором сверхъестественная (или, по крайней мере, неподконтрольная) сила переживается как нечто смутное и не связанное с каким-либо конкретным понятием божества. Для этого не нужно постулировать стадию, на которой такие понятия начинают возникать. Равно не обязательно, чтобы такое пространство обозначилось на исходе долгого процесса упадка религии, когда не остается разницы между преанимизмом и посттеизмом. Слова, которое сгодилось бы к качестве технического термина для описания такого пространства, нет. Очевидно, что преанимизм со всеми его  импликациями для этого не годится. Из всей связанной с ним терминологии все еще может пригодиться разве что мана. В 1907 году Маретт писал, что “последнее слово о мане еще не сказано” (p. 219). К 1965 году мана почти исчезла из словаря религиоведческих технических терминов. Сейчас может быть самое подходящее время для того, чтобы пересмотреть эту ситуацию.

БИБЛИОГРАФИЯ

Отсылки к “преанимистической гипотезе” рассеяны по всей антропологической литературе первой половины XX века. Ключевые статьи по данному вопросу собраны в R.R. Marett, The Threshold of Religion 3d ed. (London, 1915); ее применение Дюркгеймом см. в Emile Durkheim, The Elementary Forms of the Religious Life, translated by Joseph Ward Swain (1915; reprint, New York, 1965), особенно страницы 191-204. В связи с последовавшими попытками разрушения преанимистической теории необходимо упомянуть написанные на немецком языке работы Фридриха Рудольфа Леманна (F.R. Lehmann): начиная с книги Mana: Der Begriff des “ausserordentlich wirkungsvollen” bei Sudseevolkern  (Leipzig, 1922) и заканчивая очерком “Versuche, die Bedeutung des Wortes ‘Mana’ … festzustellen” в Festschrift Walter Baetke, edited by Kurt Rudolf et al. (Weimar, 1966), pp. 215-240; и Walter Baetke Das Heilige im Germanischen (Tubingen, 1942). См. также Geo Widengren, “Evolutionism and the Problem of the Origin of Religion,” Ethnos 10 (1945): 57-96, где продолжается та же линия критики.

Eric J. Sharp. Preanimism. Encyclopedia of Religion, vol. 11, pp. 7372-7374. Перевод с английского И.С. Анофриев

Преанимизм

ПРЕАНИМИЗМ (от лат. pre – пред, anima — душа) — религиоведческий термин, появившийся в работах английских антропологов (Р. Маретта и др.), которые в полемике со сторонниками теории анимизма как первоначальной формы религии утверждали, что древнейшие верования строятся не столько на анимистических представлениях, сколько на основополагающем чувстве присутствия в мире сверхъестественной силы. Р. Маретт допускал, что данное чувство и сопровождающее его переживание страха могут «предшествовать» анимизму как его психологическая предпосылка и даже как историческая ступень становления религиозности, и в этом смысле архаическое чувство присутствия в мире сверхъестественной силы может быть обозначено как П. Маретт утверждал, что воздействие сверхъестественной силы получает в архаическом сознании два измерения — позитивное и негативное. Мана — позитивный аспект сверхъестественной силы. Представление о негативном воздействии последней заставляет ограждать общение с ней системой запретов — табу. Вместе представления о мане и табу, согласно Маретту, образуют первичный уровень становления религиозного сознания. Именно через понятие силы, «сверх-нормального» могущества формируется первичная, «рудиментарная», как предпочитал выражаться Маретт, религия. С его позицией в целом был солидарен К. Прейс, немецкий антрополог, который выводил происхождение религии, культов духов и богов из веры в магическую силу, сходную с маной. Сторонники П. полагали, что в архаическом сознании эта сила понята как явление внеморальное, автономное и первичное по отношению к какому бы то ни было суждению о божестве. Пионеры теории П. (Р. Маретт, Э. Лэнг) не настаивали на исключительно безличностном характере той сверхъестественной силы, что пробуждала первые религиозные чувства архаического человека. В изложении Э. Дюркгейма теория П. стала учением именно об имперсональной, анонимной силе, формирующей духовный мир и религиозные воззрения архаического человека. Близкая точка зрения представлена в работах М. Мосса, Л. Леви-Брюля. Своеобразное переосмысление теория П. получила в концепции св. Р. Отто и затем была подвергнута существенному пересмотру и критике в работах В. Бэтке, Г. Виденгрена, Ф.Р.Лемана, П. Радина, С.А.Токарева и др.

Литература:

Baetke W. Das Heilige im Ger- manischen. Tubingen, 1942;

Durkheim E. Les formes clementaires de la vie religieuse, le systeme totemique en Australie. P., 1912;

Marret R. The thresthold of religion. L., 1909;

Леман Ф.Р. Мана / Происхождение религии в понимании буржуазных ученых. М., 1932;

Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 446-447.

1.6. Преанимистическая концепция (Дж. Фрэзер, Р. Маретт)

Недовольство безраздельным господством анимистической концепции Э.Б. Тайлора привело к возникновению концепции преанимистической. Сам термин «преанимизм» был введен в научный оборот в 1899 г. английским исследователем примитивных народов Робертом Мареттом (1866–1943). В последствии к подобной точке зрения примкнули еще несколько религиоведов и антропологов, самым знаменитым из которых, безусловно, был английский антрополог Джеймс Фрэзер (1854–1941). При этом нельзя считать преанимизм единой теорией, поскольку каждый из исследователей, считавших свою позицию преанимистической, отстаивал собственные взгляды, а объединяла их лишь уверенность в том, что сформулированная Тайлором анимистическая стадия формирования религии не является исходной, поскольку ей предшествовали другие, более примитивные формы.

Так, Р. Маретт, не отрицая значимости веры в духов, считал, что сама потребность в рациональном объяснении мира не является первичной, поскольку не идеи выражаются в соответствующих действиях и ритуалах, а действия порождают идеи. Религия рождается как эмоциональный отклик на происходящее в природном или социальном мире, выражаемый изначально с помощью психомоторных действий – ритуальных движений или танцев. Идейная составляющая религии возникает лишь в тот момент, когда насущной становится необходимость объяснения совершаемых действий и поступков. Именно тогда «задним числом» формулируется идея духов, для успокаивания которых необходимо совершать определенные обряды. Первобытный человек, по Маретту, действовал сначала телом, а уже потом разумом: телодвижения предшествовали рациональному объяснению, а ритуал предшествовал возникновению собственно религиозных идей. Человек в своей деятельности сталкивается с какими-то предметами или явлениями, которые на бессознательном уровне могут вызывать проявления различных эмоций – страха, удивления, ненависти или, наоборот, привязанности и любви. Чувства, испытываемые при столкновении с этими предметами, представитель первобытного общества переносит на сами предметы, наделяя их сверхъестественными свойствами и делая их объектами поклонения.

На первичной стадии своего существования религия не может быть отделена от магии, с которой она впоследствии порывает и начинает преследовать (например, знаменитые гонения на ведьм, устраиваемые церковью на протяжении Средних веков). Возникновение магии, по Маретту, также имеет эмоциональное объяснение, которое заключается в стремлении человека справиться с охватывающими его эмоциями путем переноса этих эмоций на безличный предмет, который становится «заменителем» реального объекта эмоциональной привязанности. Вера в то, что символическое воздействие на предмет способно привести к реальным последствиям, делает магию значимой как для первобытного, так и для современного человека (любовные эликсиры, приговоры, заклятья и т. д.).

Другое объяснение происхождения магических явлений было предложено Дж. Фрэзером, который именно магию считал наиболее примитивной формой религии, предшествующей возникновению достаточно рациональных анимистических воззрений. Будучи блестящим исследователем и чрезвычайно трудолюбивым человеком, этот английский антрополог получил всемирную известность благодаря работе «Золотая ветвь» (1911–1915), которая до сих пор считается одним из классических трудов по истории религии.

Фрэзер объяснял возникновение магии практическими потребностями первобытных человеческих сообществ, поскольку люди зависели от окружающей среды и пытались найти способы воздействия на нее с целью улучшения своего положения. Если современный человек строит свои действия по отношению к природе на основании определенных законов (например, способен констатировать, что появление тучи служит первым симптомом приближения дождя, но осознает свою невозможность повлиять на этот процесс), то первобытный человек такой возможности были лишен. Он строил свои догадки на основании поверхностных сравнений и аналогий, сущность которых может быть выражена в двух законах – законе контакта и законе подобия. Закон контакта заключается в вере в то, что два предмета, побывавшие в контакте друг с другом, неким образом продолжают воздействовать друг на друга, даже находясь на определенном расстоянии. Например, достаточно наступить на след, оставленный врагом, чтобы причинить ему вред. Закон подобия основан на вере в то, что предметы, схожие по своим внешним характеристикам, находятся в невидимой связи между собой. Например, воздействуя на фотографию человека или на сделанную по его подобию куклу, можно влиять на самого человека.

Примитивная магия, которая вначале была одноразовой и не подчинялась каким-либо канонам, постепенно превращается в особый вид деятельности, закрепленный за знахарем или колдуном. Но, отрываясь от конкретных случаев применения, магическая практика лишается тем самым своей очевидности, требуя рационального объяснения, что и порождает религию. Фрэзер приводит следующий пример. В примитивных обществах на поле часто оставляли сноп пшеницы в магических целях, чтобы обеспечить плодородие на следующий год. В рамках религии этому поступку было дано следующее объяснение: сноп представляет собой жертвоприношение божеству плодородия.

Слабым местом теории как Дж. Фрэзера, так и других представителей преанимистических теорий является недостаточная аргументация перехода от стадии магии к стадии религии, ведь даже в приведенном примере речь идет о переосмыслении в рамках религии магической практики, а не о трансформации магии в религиозные убеждения. Не менее важным доводом для осторожного отношения к преанимистическои концепции выступает наличие исторических фактов, свидетельствующих о том, что религия не сменяет магию, а сосуществует с ней. Это ставит под сомнение исходную предпосылку данной теории, заключающуюся в последовательной смене стадий.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Наша концепция

Наша концепция
Мы сформулируем нашу концепцию (гипотезу) сразу, без предварительной подготовки читателя. Конечно, такой стиль изложения может показаться недостаточно убедительным. Тем не менее, мы предлагаем читателю не спешить с оценкой нашей гипотезы, а продолжить

НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ

НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Министерство иностранных дел в определенном смысле заложник политического и экономического курса государства. Дипломаты в меру таланта и изощренности могут многого добиться, но в конечном счете все зависит от того, что происходит внутри страны.Игорь

2. Наша концепция

2. Наша концепция
Мы сформулируем нашу концепцию, гипотезу сразу, без предварительной подготовки читателя. Затем приведем некоторые краткие аргументы в пользу предлагаемой нами точки зрения. Мы отдаем себе отчет в том, что такой стиль изложения может оказаться

А. Возвеличивающая концепция.

А. Возвеличивающая концепция.
В 1949 г. акад. Б. Д. Греков, глава советских историков, в новом издании своего труда «Киевская Русь» рассматривал и «языческие верования наших предков, особенно интересные тем, что это продукт собственного творчества народов Киевского

Г. Демонологическая концепция.

Г. Демонологическая концепция.
Заметной и все более влиятельной оказалась созданная в период с сер. 70-х и главным образом в 80-е гг. этнографическая концепция Н. И. Толстого. Возможно, стоит называть ее концепцией Зеленина — Толстого. Классик русской этнографии Д. К. Зеленин

1.11. Концепция Нестора

1.11. Концепция Нестора
Наряду с теми «сценариями» междукняжеской борьбы за наследство Владимира Святого, которые сложились в ПВЛ и «Анонимном сказании», существовала еще одна интерпретация этой династической коллизии, сформулированная автором «Чтения о житии и

Концепция нации

Концепция нации
Сегодня понятие нации является настолько распространенным, что нам трудно себе представить, насколько туманными были представления о нациях в начале XIX в., в пору их медленного, постепенного формирования в Восточной Европе да и во многих других регионах

Концепция Зла

Концепция Зла
Ахурамазда, облаченный в небеса, является единственным Богом, но в вечной борьбе с ним пребывает Злой дух. С самого начала существовали духи-близнецы, Лучшее и Плохое. Они породили Жизнь и Анти-Жизнь, Самое худшее существование для спутников Лжи, Лучшее

Первая психоаналитическая концепция в этнологии — А. Кардинер: концепция основной личностной структуры

Первая психоаналитическая концепция в этнологии — А. Кардинер: концепция основной личностной структуры
В течении двадцатых годов материалы полевых исследований в психологической антропологии накапливались. Все острее чувствовалась потребность в общей

Сексуальная концепция

Сексуальная концепция
Кажется, интимный мир Рихарда Вагнера невозможно и нелогично рассматривать в отрыве от его жизненной концепции в целом. Его эротические влечения идут вследза духовным восприятием, подчинены ему и находятся у него на службе. Но его эротическая

Концепция культуры

Концепция культуры
В главе 1 было сказано, что «антропологи изучают человека как биологический организм, обладающий уникальной особенностью — культурой». Немногие теории в антропологии вызвали так много споров, как это высказывание (Кробер и Клюхорн — A. Kroeber and Kluckhohn,

Концепция

Концепция
20 июня 1950 года «Правда» опубликовала большую статью Сталина «Относительно марксизм в языкознании» и наконец-то статью П. Черных «К критике некоторых положений „нового учения о языке“». Возможно, последнюю точку в своей работе Сталин поставил незадолго до

Концепция инь и ян

Концепция инь и ян
В соответствии с доктриной искусства врачевания в Древнем Китае в человеческом организме, так же как и в окружающей его природе, происходит постоянная борьба между противоположными, но находящимися в единстве силами. Хорошее или слабое здоровье

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синоним концепции в философии
  • Синоним концентрация мыслей
  • Синоним конфуцианства
  • Синоним конформизм это
  • Синоним конфликтующими