Синоним компетентностный подход

3 синонимов к слову «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ» -  synonyms.su

  • О нас
  • Словарь антонимов
  • Словарь паронимов
  • Словарь ударений
  • Словарь морфологии
  • Словари
  • Регистрация
  • Вход

Введите слово и нажмите «Найти синонимы».

: — понимать — знать — способный…

Можно найти больше синонимов, нажимая на слова.

  • один

  • два

  • три

  • четыре

  • пять

5 (1)

Синоним Рейтинг
1 понимать[361]00 0
2 знать[158]00 0
3 способный[51]00 0

Помогите найти больше синонимов к слову «компетентностный»

Добавить синоним

Частое повторение одинаковых слов (тавтология) делает речь скучной и однообразной. Спасти положение могут синонимы. Это слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию. Используйте их, и ваши тексты станут ярче.

Если вам нужно подобрать синонимы к слову «компетентностный», вы попали по адресу. Мы постарались собрать все близкие по значению слова и словосочетания на этой странице и сделать доступными для использования. В русском языке в качестве синонимов к слову чаще всего используются: понимать, знать, способный. Всего в словаре 3 синонимов.

Слово «компетентностный» имеет как синонимы, так и антонимы. Они диаметрально противоположны по значению, но относятся к той же лексической группе и выполняют похожие функции в предложении.

Если вы часто ищите, чем заменить слово, добавьте synonyms.su в закладки. Это поможет сэкономить время и силы, избежать нелепых ошибок.

Рейтинг слова «компетентностный» :
00

Страница обновлена: 27.07.2019

Другие слова на букву к

Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:

  • Средняя частота слова «компетентностный» 71. Количество букв: 16.
  • Искалась форма слова «компетентностный»
  • Поиск «компетентностный» занял 0.006 сек.
  • Добавьте synonyms.su в закладки ( нажав Ctrl+D ), чтобы найти Синонимы.

Добавление синонимов

captchaобновить

Добавить

Вверх ↑

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей
и
примеров
предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных,
спряжению
глаголов, а также
морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с
поддержкой русской морфологии.

Разбор слова
по составу ОНЛАЙН

Подобрать синонимы
ОНЛАЙН

Найти предложения со словом
или
выражением ОНЛАЙН

Поиск по произведениям русской классики
ОНЛАЙН

Словарь афоризмов русских писателей

Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

компетент

Словарь галлицизмов русского языка

КОМПЕТЕНТ а, м. compétent,-e adj.>нем. kompetent <лат. competens соответствующий; способный. един. Мы это <школу> с вами сочиним и соорудим без всяких «компетентов». Б. Маркевич Бездна. // РВ 1884 10 788.

Полезные сервисы

компетентно

Толковый словарь

I нареч. качеств.

1. Обладая основательными знаниями, будучи хорошо осведомлённым в какой-либо области; сведуще.

2. Основываясь на знании чего-либо или на опыте.

II нареч. качеств.

Обладая компетенцией [компетенция II], правомочностью.

III предик.

Оценочная характеристика кого-либо или чего-либо как обладающего компетенцией [компетенция II] — кругом полномочий, прав какого-либо должностного лица или органа.

Академический словарь

Синонимы к слову компетентно

нареч, кол-во синонимов: 11

мастеровито, умело, на высоком уровне, авторитетно, грамотно, искусно, со знанием дела, квалифицированно, мастерски

неизм.

осведомленно

грамотно

Полезные сервисы

компетентное лицо

Синонимы к слову компетентное лицо

Полезные сервисы

компетентностный подход

Методические термины

КОМПЕТЕ́НТНОСТНЫЙ ПОДХО́Д.

Подход к обучению, который выражается в формировании иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка, предполагает реальное практическое владение иностранным языком.

Полезные сервисы

компетентность

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

КОМПЕТЕ́НТНОСТЬ, компетентности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к компетентный. Компетентность суждения.

|| Осведомленность, авторитетность. Компетентность в вопросах политики.

Толковый словарь Ожегова

КОМПЕТЕ́НТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна.

Академический словарь

-и, ж.

Свойство по знач. прил. компетентный.

Компетентность суждения. Компетентность суда.

[Ласский] имел вполне достаточную компетентность в деле, о котором его спрашивали. Лесков, Таинственные предвестия.

Практический толковый словарь

нлп Владение целым классом поведений, знание, как сделать что-либо. Способности, вытекающие из pазвития мысленной каpты, котоpые позволяют нам выбиpать и гpyппиpовать отдельные поведения. В HЛП такие мысленные каpты пpинимают фоpмy когнитивных стpатегий и метапpогpамм.

Афоризмы

КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Человек компетентный — это тот, кто заблуждается по всем правилам.

Поль Валери

ЗАКОН ГАРДНЕРА: 85 процентов людей любой профессии некомпетентны.

Джон Гарднер

Компетентность есть способность обнаружить и удовлетворить личные вкусы начальства.

Лоренс Питер

Квалификация — то, что требуется от низших служащих. От высших служащих требуется отсутствие квалификаций.

Казимеж Бартошевич

Каждый служащий стремится достичь своего уровня некомпетентности, а вся полезная работа совершается теми, кто еще не достиг этого уровня.

Лоренс Питер

Равные возможности означают, что каждому в одинаковой мере предоставляется шанс стать некомпетентным.

Лоренс Питер

Тот, кто не разбирается ни в чем, может взяться за что угодно.

Станислав Ежи Лец

В большинстве иерархий сверхкомпетентность считается большим злом, чем некомпетентность.

Лоренс Питер

Компетентные работники, которые сами подают в отставку, встречаются чаще, чем некомпетентные, которых увольняют.

Лоренс Питер

Нет смысла спорить с человеком настолько тупым, что он даже не видит, что вы компетентнее.

Джон Ропер

(см. ОПЫТ), (см. СПЕЦИАЛИСТЫ), (см. ЛЮБИТЕЛИ И ПРОФЕССИОНАЛЫ)

Орфографический словарь

Формы слов для слова компетентность

компете́нтность, компете́нтности, компете́нтностей, компете́нтностям, компете́нтностью, компете́нтностями, компете́нтностях

Синонимы к слову компетентность

сущ., кол-во синонимов: 11

КОМПЕТЕНТНОСТЬ

КОМПЕТЕНТНОСТЬ, грамотность, знакомство, знание, информированность, осведомленность

ЗНАТОК, ценитель, эксперт, разг. дока, разг., шутл. зубр, разг., шутл. монстр, разг. спец, разг. специалист

разг. СПЕЦИАЛИСТКА, ценительница, разг. дока

КОМПЕТЕНТНЫЙ, грамотный, знакомый, знающий, осведомленный, сведущий, сильный

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: осведомленность, знание, информированность

Ant: неосведомленность

Антонимы к слову компетентность

Лингвистические термины

компетентность (лат. competens (competensis) надлежащий; способный)

Обладание знаниями и опытом, позволяющими судить о ч.-л.; веское, авторитетное мнение.

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Методические термины

КОМПЕТЕ́НТНОСТЬ.

Термин, получивший распространение в литературе по педагогике и лингводидактике с 60-х годов прошлого столетия для обозначения способности личности к выполнению какой-либо деятельности на основе жизненного опыта и приобретенных знаний, умений, навыков. В отличие от компетенции, которую принято рассматривать в виде знаний, умений, навыков, приобретенных в ходе обучения и образующих содержательную сторону такого обучения, К. означает свойства, качества личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе приобретенных знаний и сформированных навыков и умений. Разграничение понятий компетенция и К. базируется на утверждении Н. Хомского. который в книге «Аспекты теории синтаксиса» (1972) утверждал, что существует фундаментальное различие между компетенцией (знанием своего языка говорящим или слушающим) и употреблением (performance) — реальным использованием языка. Именно употребление, по мнению Н. Хомского, есть проявление компетенции в различных видах деятельности, оно связано с мышлением и опытом человека. Такое употребление приобретенного опыта в виде знаний, навыков, умений впоследствии стали называть К. В современной литературе термин К. широко используется в таких словосочетаниях, как общеобразовательная, профессиональная, коммуникативная К. (Щукин, 2008).

Словарь иностранных слов

КОМПЕТЕНТНОСТЬ (лат.). 1) правоспособность, обладание сведениями, необходимыми для суждения о чем-либо. 2) круг ведения какого-либо учреждения.

Сканворды для слова компетентность

— Соответствие высоте занимаемой должности.

— Обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо.

Полезные сервисы

компетентные органы

Синонимы к слову компетентные органы

сущ., кол-во синонимов: 17

Полезные сервисы

компетентные товарищи

Синонимы к слову компетентные товарищи

сущ., кол-во синонимов: 4

Полезные сервисы

компетентный

Толковый словарь

I прил.

1. соотн. с сущ. компетенция I, связанный с ним

2. Обладающий основательными знаниями, хорошо осведомленный в какой-либо области; внушающий доверие, авторитетный, сведущий.

II прил.

1. соотн. с сущ. компетенция II, связанный с ним

2. Обладающий компетенцией [компетенция II]; правомочный.

Толковый словарь Ушакова

КОМПЕТЕ́НТНЫЙ, компетентная, компетентное; компетентен, компетентна, компетентно (от лат. competens — соответствующий, способный) (книжн.).

1. Осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе. Компетентный театрал. Компетентный врач.

|| Основанный на осведомленности, авторитетный, веский. Компетентное суждение, мнение. Компетентный совет видного юриста. Компетентно (нареч.) судить о чем-нибудь.

2. Обладающий компетенцией, полноправный (юр.). Комиссия в этом вопросе не компетентна. «Я сам лицо юридически компетентное.» Достоевский.

Толковый словарь Ожегова

КОМПЕТЕ́НТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна.

1. Знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-н. области. К. специалист. Компетентное суждение.

2. Обладающий компетенцией (во 2 знач.) (спец.). Передать дело в компетентную инстанцию.

| сущ. компетентность, -и, жен.

Энциклопедический словарь

КОМПЕТЕ́НТНЫЙ -ая, -ое; -тен, -тна, -тно. [от лат. competens (competentis) — соответствующий, способный]

1. Обладающий основательными знаниями в какой-л. области; знающий. Необходимо обратиться к компетентному юристу.

2. Основанный на осведомлённости; веский, авторитетный. К-ое мнение. Информация получена из компетентных источников.

3. Обладающий компетенцией (2 зн.); правомочный. К-ые органы. Комиссия в этом вопросе не компетентна.

Компете́нтно, нареч. Компете́нтность, -и; ж. К. суждения. К. суда.

Академический словарь

-ая, -ое; -тен, -тна, -тно.

1. Обладающий основательными знаниями в какой-л. области; знающий.

Когда я написал набело свои заметки о расчете и конструкции мартеновской печи, мне пришла мысль попросить какого-нибудь компетентного техника прочесть их. М. Павлов, Воспоминания металлурга.

||

Основанный на осведомленности; веский, авторитетный.

Компетентное мнение.

2. Обладающий компетенцией (во 2 знач.); правомочный.

Компетентная организация. Комиссия в этом вопросе не компетентна.

[От лат. competens, competentis — соответствующий, способный]

Пунктуация и управление в русском языке

в чем. Комиссия в этом вопросе вполне компетентна.

Орфографический словарь

компете́нтный; кратк. форма -е́нтен, -е́нтна

Словарь ударений

Трудности произношения и ударения

компете́нция, компете́нтный. Неправильно произношение [компетэ́нция], [компетэ́нтный].

Формы слов для слова компетентный

компете́нтный, компете́нтная, компете́нтное, компете́нтные, компете́нтного, компете́нтной, компете́нтных, компете́нтному, компете́нтным, компете́нтную, компете́нтною, компете́нтными, компете́нтном, компете́нтен, компете́нтна, компете́нтно, компете́нтны, компете́нтнее, покомпете́нтнее, компете́нтней, покомпете́нтней

Синонимы к слову компетентный

прил., кол-во синонимов: 21

знающий, сведущий, осведомленный, квалифицированный; сильный, подготовленный, знакомый, копенгаген, наслышанный, облеченный полномочиями, авторитетный, грамотный, информированный, вооруженный знаниями, знает все ходы и выходы, полномочный. Ant. некомпетентный, несведущий, неосведомленный, неквалифицированный

прил.

знающий

сведущий

осведомленный

грамотный

сильный

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: знающий, сведущий, осведомленный, квалифицированный

Ant: некомпетентный, несведущий, неосведомленный, неквалифицированный

Антонимы к слову компетентный

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Словарь галлицизмов русского языка

КОМПЕТЕНТНЫЙ ая, ое. compétent,-e adj.>нем. kompetent <лат. competens соответствущий; способный. Сведущий, знающий, осведомленный в какой-л. области. БАС-1. Я представляю решать этот нерешенный .. вопрос компетентным людям, юристам. Гонч. Нарушение воли. Компетентный театрал. Компетентный врач. Компетентное суждение, мнение. Уш. 1934. || Обладающий определенным кругом полномочий; полноправный. Компетентная организация. БАС-1. Компетентный судья, кто может, вправе судить о ком, о чем, или кого, кому что подсудно, судья законный, прямой, полный, призванный признанный, судья полноправный. Даль. Комиссия в этом вопросе не компетентна. МАС-2. ♦ устар.? Компетентные органы. КГБ-ФСБ. Компетентно, нареч. — Лекс. Даль-1: компете/нтный.

Словарь иностранных слов

Правоспособный, обладающий достаточными знаниями для надлежащего суждения о чем-либо.

Полезные сервисы

компетентный реципиент

Переводоведческий словарь

компетентный реципиент — подготовленный в данной области на уровне информационного запаса 3-й степени.

Полезные сервисы

компетентный судья

Словарь иностранных слов

КОМПЕТЕНТНЫЙ СУДЬЯ (лат. competens, от competere — соответствовать). Тот, кто может судить кого-либо, или о чем-либо, как человек знающий или имеющий на то право по закону.

Полезные сервисы

компетентный(судья)

Сборник слов и иносказаний

компетентный(судья) — полноправный, надлежащий; знающий

Ср. Я лично имел случай беседовать с компетентным лицом и слышал от него, что количество межевых ошибок — невероятно.

Гл. Успенский. Бог грехам терпит. Свои средствия.

Ср. Я обратился к нему для узнания фактов (ему вполне знакомых), как к компетентному лицу.

Достоевский. Идиот. 2, 10.

Ср. Я, конечно, не компетентный судья, но, по-моему, это лучше всего, что теперь печатается в журналах.

Писемский. Люди сороковых годов. 3, 12.

Ср. Он обладал, как уверяли меня люди компетентные, огромною начитанностью.

Маркевич. Из прожитых дней. 3.

Ср. Compétent (лат. competere, подходить, годиться), подходящий.

См. компетенция.

Полезные сервисы

#статьи

  • 5 дек 2022

  • 0

Компетентностный подход в образовании: что он собой представляет

В теории этот подход должен сблизить образование и профессиональную деятельность. Но на практике, как обычно, возникают сложности.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Наталья Скорнякова

Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Из этой статьи вы узнаете:

  • что такое компетентностный подход и на каких принципах он основан;
  • когда и где этот подход появился и как развивался;
  • насколько компетентностный подход реализуется в школах, вузах, корпоративном обучении и EdTech.

Компетентностный подход в образовании строится вокруг формирования у учащегося определённых компетенций. Это становится основной целью и результатом обучения. Проявляется этот подход и в особой организации образовательного процесса, и в выборе содержания, форм, методов и средств обучения.

В России этот подход появился не так давно. Дело в том, что в традиционной для нашей страны образовательной парадигме цели и планируемые результаты обучения формулировались в виде знаний, умений и навыков (ЗУН). Именно они упоминаются в трудах классиков педагогики и психологии (Выготского, Ушинского, Скаткина, Лернера и других). Это сбалансированная система, в которой знания становятся базой для развития умений, а те в ходе практики превращаются в устойчивые навыки.

Однако в реальности, как замечает, например, научный сотрудник Института управления образованием РАО Мария Амелькина в статье «Компетентностный подход: новый виток развития отечественного образования», педагоги и методисты на протяжении десятилетий уделяли основное внимание именно передаче знаний, а не их применению на практике. Подразумевалось, что необходимые умения и навыки каким-то образом сформируются сами по себе в процессе овладения знаниями.

Однако реальность показала, что это так не работает — и, например, студентам, успешно окончившим университет, нередко приходилось (да и сейчас приходится) ещё доучиваться и переучиваться на рабочем месте, чтобы выполнять свои профессиональные задачи.

Эта проблема стала ещё острее в XXI веке. Стремительно развиваются информационные технологии, меняются требования рынка, и в таких условиях накопление одних лишь знаний, без цельных компетенций, теряет смысл. Зато растёт важность умения решать разнообразные проблемы и задачи, многие из которых не имеют готовых решений. Считается, что компетентностный подход может решить эту задачу.

Образование, построенное в соответствии с компетентностным подходом, имеет прикладную направленность. То есть человек, освоивший определённую ступень образования, имеет необходимые компетенции и готов с их помощью решать определённые практические задачи.

Правда, это не значит, что компетентностный подход применяется исключительно в профессиональном образовании и нацелен только на развитие рабочих компетенций. Компетенции бывают и универсальные, то есть связанные с общим развитием личности, необходимые для личной и общественной жизни (правда, в конечном счёте они и на работе тоже нужны, например, общие коммуникативные навыки, системное и критическое мышление и так далее). В контексте школьного образования их сейчас называют метанавыками. Словом, компетентностный подход применим не только для обучения взрослых.

Ключевые принципы, на которых основан компетентностный подход в образовании, обобщили Григорий Матушанский и Олег Кудаков в статье «Методологические принципы компетентностного подхода в профессиональном образовании», а также Мария Амелькина в работе «Компетентностный подход: новый виток развития отечественного образования». Вот они:

  • Междисциплинарность. Учащийся осваивает разные предметные знания и умения не по отдельности, а в связке друг с другом, то есть в комплексе. Это помогает ему сформировать целостное представление о мире, развить системное мышление. Он сможет лучше ориентироваться в сложных ситуациях, замечать неочевидные взаимосвязи и применять широкий спектр методов для решения практических задач.
  • Развитие креативного начала личности. Этот принцип предполагает формирование умения мыслить нестандартно, придумывать новые идеи и подходы, находить решения задач без готовых ответов.
  • Формирование коммуникативных навыков. Умение находить контакт с людьми, вести переговоры, разрешать конфликты и работать в команде — о важности этих навыков много говорят и пишут. Действительно, они необходимы любому современному специалисту, если речь идёт не о смотрителе маяка на изолированном острове.
  • Непрерывное образование и профессиональная мобильность. Человек, готовый и способный быстро осваивать новые методы и технологии, постоянно учиться и переучиваться, может не опасаться того, что не сможет найти применение своим навыкам.
  • Профессиональная (то есть прикладная) направленность обучения. Освоение академических дисциплин в компетентностном подходе всегда связано с реальной практикой. То есть перечень компетенций, которыми нужно овладеть учащимся, определяется в соответствии с запросами работодателей и социологических исследований. При этом содержание образования должно адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и потребностям общества.
  • Индивидуализация. Для каждого учащегося важно разработать такой образовательный маршрут, который учитывает его свойства личности, интересы и возможности. Правда, как замечает Мария Амелькина, принцип индивидуализации сталкивается с принципом профессиональной направленности. Потому что далеко не всегда та область, в которой интересно развиваться самому человеку, будет востребована в рыночной экономике. Здесь приходится искать баланс.

Есть ещё один принцип, который во многом проистекает из приведённых выше тезисов и который Матушанский и Кудаков называют основополагающим для компетентностного подхода. Это принцип формирования универсальных компетенций. То есть учащегося надо подготовить к активной профессиональной деятельности в любой области — в соответствии с его личными интересами, потребностями общества и рынка труда.

Фото: Nejron Photo / Shutterstock

Например, современный ФГОС высшего образования выделяет три вида компетенций:

  • универсальные — то есть такие социальные и личностные способности, благодаря которым человек успешен независимо от направления профессиональной деятельности (фактически это те самые софт-скиллы, о важности которых сейчас так много говорят, и, кроме того, цифровые навыки);
  • общепрофессиональные — то есть обобщённые компетенции, которые нужны в определённой группе профессий (например, способность применять методы научных исследований в своей деятельности, умение применять нормативно-правовую базу, регулирующую профдеятельность);
  • специализированные профессиональные — которые нужны для работы по конкретной профессии (их ещё называют хард-скиллами).

Даже на онлайн-курсах, обучающих конкретным профессиям, организаторы сейчас стараются формировать у студентов не только чисто профессиональные компетенции, но и универсальные софт-скиллы, потому что без этого они не будут успешны в работе.

Перечень универсальных компетенций может выглядеть по-разному — существует множество классификаций от зарубежных и отечественных исследователей. Если заглянуть в нормативы, то, например, в новых ФГОС для бакалавриата обнаружится список из семи групп универсальных компетенций:

  • системное и критическое мышление;
  • разработка и реализация проектов;
  • командная работа и лидерство;
  • коммуникация;
  • межкультурное взаимодействие;
  • самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение);
  • безопасность жизнедеятельности.

Считается, что впервые в научный оборот понятие компетенции ввёл американский психолог Роберт Уайт в статье «Пересмотр понятия мотивации: концепция компетенции» (Motivation reconsidered: The concept of competence), опубликованной в 1959 году. Но в сферу образования этот термин попал не сразу.

Психолог и педагог, академик РАО Ирина Зимняя выделяет в становлении компетентностного подхода в образовании три основных этапа.

В этот период исследователи начали использовать термин «компетенция» и создали предпосылки для разграничения понятий «компетенция» и «компетентность». Так, лингвист Ноам Хомский в труде 1965 года «Аспекты теории синтаксиса» назвал компетенцией знание человеком родной речи, подчеркнув, что это знание, само по себе скрытое, проявляется только в употреблении (то есть в компетентности).

Понятия компетенции и компетентности стали широко применяться в теории и практике обучения родному языку, а также в сфере управления персоналом.

Исследователи начали составлять перечни компетенций. Например, Джон Рэйвен в книге «Компетентность в современном обществе» (Competence in Modern Society), вышедшей в 1984 году, выделил 37 компетенций, среди которых — способность обучаться самостоятельно, поиск и использование обратной связи, умение решать сложные задачи, критическое мышление, самоконтроль.

Кроме того, учёные занялись вопросом, как строить обучение таким образом, чтобы формировать желаемые компетенции. Своими разработками в этом направлении известны Нина Кузьмина, Аэлита Маркова, Лариса Петровская.

Термины «компетенция» и «компетентность» закрепились в контексте образования. ЮНЕСКО с их помощью начала формулировать желаемые результаты образования.

Вало Хутмахер
Фото: ​​SER

На Бернском симпозиуме 1996 года Вало Хутмахер представил концепцию ключевых компетенций и выделил пять их видов:

  • политические и социальные;
  • связанные с жизнью в многокультурном обществе;
  • коммуникативные;
  • связанные с возрастанием информатизации общества;
  • способность учиться на протяжении жизни.

В 2001 году Минобразования России опубликовало «Стратегию модернизации содержания общего образования», в которой компетентностный подход был заявлен как основание для обновления образовательных стандартов страны.

Таким образом, с начала XXI века компетентностный подход проникает практически во все уровни образования — за исключением разве что дошкольного.

Как замечает Марина Амелькина, в школах частично внедрять компетентностный подход стали даже раньше, чем в колледжах и вузах. Так, появившиеся в нулевых профильные классы (информационно-технологический, химико-биологический, гуманитарный и так далее) — это не что иное, как индивидуализация обучения старшеклассников и их профориентация.

Компетентностный подход закрепился и на нормативном уровне. Школьные ФГОС второго поколения, действующие с 2009 года, уже содержали требования к результатам обучения, разделённые на личностные, предметные и метапредметные. Например, именно в школе должны научить навыкам письменной и устной коммуникации, групповой работы, учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

В тексте стандартов появились понятия индивидуального образовательного маршрута, а также универсальных учебных действий (УУД) — компетенций, которые психолог и автор концепции УУД Александр Асмолов назвал «умением учиться».

Новые ФГОС третьего поколения, которые уже начали частично внедряться, конкретизируют результаты обучения, а также учитывают большую вариативность образовательных программ. Подробности можно узнать из нашей статьи о федеральных стандартах.

В реальности же, как обычно, всё сложнее, чем на бумаге. Индивидуализация в массовом обучении имеет свои границы, традиционный «знаниевый» подход в школе по-прежнему доминирует над практико-ориентированным, и до сих пор нет инструментов, которые бы позволили объективно оценивать личностные результаты обучения и софт-скиллы.

В федеральных стандартах профессионального образования система компетенций появилась после 2007 года — и присутствует там ещё более явно, чем в общеобразовательных. Так, все требования к результатам обучения в колледжах и вузах приводятся перечнями компетенций — универсальных, общепрофессиональных и профессиональных (последние, правда, заменяются ссылками на профстандарты, где это возможно).

На практике с развитием различных компетенций у студентов опять всё не так просто — причём не только с универсальными, но и профессиональными.

Формирование универсальных компетенций в вузе сталкивается с теми же препятствиями, что и в школе — до сих пор не существует общепризнанных подходов к развитию, например, критического мышления, коммуникативных навыков и лидерских качеств. В результате российским студентам этих навыков не хватает. Правда, в последние годы появились проекты, нацеленные на то, чтобы исправить ситуацию. Мы уже писали о некоторых инициативах — консорциуме вузов по развитию универсальных компетентностей и центрах оценки и развития управленческих компетенций.

С профессиональными компетенциями возникают проблемы иного рода. Так, какое-то время была популярной идея тесного сотрудничества вузов и бизнеса. В теории это беспроигрышный вариант: компании формируют конкретные запросы на специалистов с нужными компетенциями, вузы совершенствуют свои программы под эти запросы, приглашают в качестве преподавателей сотрудников с производства, отправляют студентов на стажировки в партнёрские компании. В итоге вроде бы всем хорошо — вузы получают инвестиции, студенты становятся востребованными специалистами, у работодателей исчезает нехватка новых квалифицированных кадров. Но есть мнения, что эта практика не самая удачная.

Например, ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов считает, что ориентация на одни лишь запросы бизнеса не поможет вузам развивать у студентов те компетенции, которые будут актуальны к окончанию университета. Ведь работодатели называют навыки, которые нужны их сотрудникам сейчас, но мало кто из них понимает, какие навыки станут актуальными через несколько лет, когда студенты будут оканчивать вузы. А мир стремительно меняется. Это значит, что текущие запросы работодателей могут потерять актуальность, и вместе с ними устареют построенные на их основе программы подготовки.

Ещё более радикальную точку зрения высказал американский преподаватель Джеймс Рашинг Дэниел. Он считает, что само вмешательство бизнеса в вузовские программы подготовки вредит образованию. Его доводы основаны на том, что в погоне за эффективностью университеты в первую очередь вкладывают ресурсы в технологические и бизнес-направления, тогда как искусства и гуманитарные науки отходят на второй план.

Кажется, что у неформального сектора дополнительного образования — в корпоративном обучении и в онлайн-школах, обучающих профессиям, — больше возможностей реализовать компетентностный подход, чем в традиционных школах, вузах и формальном ДПО.

Во-первых, корпоративное обучение и сегмент EdTech, связанный с освоением профессий, по определению очень сильно ориентированы на практику. Образовательные программы и курсы здесь выстраиваются так, чтобы студент осваивал именно те компетенции, которые будет применять в работе. Работодатели и онлайн-школы для этого формируют карты компетенций или так называемые скиллсеты. И то и другое представляет собой набор конкретных компетенций, необходимых для выполнения тех или иных рабочих задач. Чтобы их составить, работодатели исследуют собственные потребности, а представители EdTech — потребности всего рынка труда, в том числе анализируют требования в вакансиях, изучают мнение представителей той или иной профессиональной отрасли.

К тому же такие программы обычно гораздо короче, чем вузовские, — а значит, их содержание вряд ли устареет до того, как студент окончит обучение. И в отсутствие такого жёсткого государственного регулирования, как в высшем или среднем профессиональном образовании, сегментам EdTech и корпоративного обучения гораздо проще менять программы и гибко подстраивать их под новые потребности рынка в тех или иных компетенциях.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше

компетентность

компетентность
компетентность

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,
1999.

компетентность

авторитет, достоинство; осведомленность, знание, информированность; подготовленность, знакомство, авторитетность, полномочность, высококомпетентность, грамотность. Ant. неосведомленность

Словарь русских синонимов.

компетентность

Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.
.
2011.

компетентность

сущ.

• осведомленность

Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.
2012.

компетентность
сущ.

, кол-во синонимов: 11

Словарь синонимов ASIS.
В.Н. Тришин.
2013.

.

Синонимы:

Антонимы:

Полезное

Смотреть что такое «компетентность» в других словарях:

  • КОМПЕТЕНТНОСТЬ — (лат.). 1) правоспособность, обладание сведениями, необходимыми для суждения о чем либо. 2) круг ведения какого либо учреждения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОМПЕТЕНТНОСТЬ 1) подсудность; круг… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • КОМПЕТЕНТНОСТЬ — КОМПЕТЕНТНОСТЬ, компетентности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к компетентный. Компетентность суждения. || Осведомленность, авторитетность. Компетентность в вопросах политики. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • КОМПЕТЕНТНОСТЬ — Человек компетентный это тот, кто заблуждается по всем правилам. Поль Валери ЗАКОН ГАРДНЕРА: 85 процентов людей любой профессии некомпетентны. Джон Гарднер Компетентность есть способность обнаружить и удовлетворить личные вкусы начальства. Лоренс …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • компетентность —     КОМПЕТЕНТНОСТЬ, грамотность, знакомство, знание, информированность, осведомленность     ЗНАТОК, ценитель, эксперт, разг. дока, разг., шутл. зубр, разг., шутл. монстр, разг. спец, разг. специалист     разг. СПЕЦИАЛИСТКА, ценительница, разг.… …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Компетентность — Владение целым классом поведений, знание, как сделать что либо. Способности, вытекающие из развития мысленной карты, которые позволяют нам выбирать и группировать отдельные поведения. В НЛП такие мысленные карты принимают форму когнитивных… …   Большая психологическая энциклопедия

  • компетентность — Продемонстрированная способность применять знания и навыки на практике. Примечание Понятие компетентности определено в настоящем стандарте в общем смысле. Употребление данного термина может иметь дополнительные особенности и быть уточнено в… …   Справочник технического переводчика

  • Компетентность — от лат. competens соответствующий знания, опыт, образование в определенной области деятельности. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • КОМПЕТЕНТНОСТЬ — (от лат. competens соответствующий) 1) область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений. Зона полномочий тех или иных органов и лиц устанавливается законами, другими… …   Экономический словарь

  • компетентность — КОМПЕТЕНТНЫЙ, ая, ое; тен, тна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • КОМПЕТЕНТНОСТЬ — КОМПЕТЕНТНОСТЬ. Термин, получивший распространение в литературе по педагогике и лингводидактике с 60 х годов прошлого столетия для обозначения способности личности к выполнению какой либо деятельности на основе жизненного опыта и приобретенных… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синоним компания организация предприятие
  • Синоним компанейского парня 6
  • Синоним коммуникационные способности
  • Синоним коммуникативный человек
  • Синоним коммуникативные качества