Синоним игровые упражнения

Игры

        Игры на развитие антонимии  и синонимии в речи старших дошкольников  5-7 лет

 Закончить предложение и назвать слова — «неприятели »

Слон большой комар…..

Камень тяжелый, а пушинка…

Золушка добрая, а мачеха…

Зимой погода холодная, а летом…

Сахар сладкий, а горчица…

Дерево высокое, а куст…

Дедушка старый, а внук…

Суп горячий, а компот…

Сажа черная, а снег…

Лев смелый, а заяц…

Молоко жидкое, а сметана…

Река широкая, а ручеек…

Работать трудно, а отдыхать…

Днем светло, а ночью…

Сегодня весело, а вчера было…

Заяц скачет быстро, а черепаха ползает…

Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом…

Кричат громко, а шепчут…

Я больна, но скоро буду…

Я живу близко от реки, а мой друг…

Продавец продает, а покупатель…

Друзья часто ссорятся, но легко…

Легко заболеть, но трудно…

Воспитатель спрашивает, а дети…

Утром дети приходят в детский сад, а вечером…

Сначала гостей встречают, а потом…

При встрече здороваются, а при расставании…

Вечером ложатся в кровать, а утром…

     К данным словам придумать слова-«неприятели».

Предлагается следующий речевой материал (этот вариант упражнения предлагается в подготовительной группе с усложнением):

– имена существительные: день, весна, зима, добро, жара, мир, правда, радость.

– имена прилагательные: больной, белый, высокий, веселый, темный, горький, добрый, здоровый, новый, молодой, острый, толстый, широкий, сухой, смелый, твердый, чистый, яркий, красивый, хороший;

– глаголы: войти, говорить, нашел, уронил, насорил, ложиться, одеваться, мириться, помогать, залететь, закрывать, включать, входить, заснуть,

– наречия: близко, редко, медленно, рано, темно, низко, легко, можно, нельзя, трудно, много, плохо, сухо, широко, ярко, высоко, чисто, мокро, светло, быстро.

  Игра с мячом «Скажи наоборот».

Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.

Одеть (раздеть), бросить (поймать), положить (убрать), купить (продать), поднять (опустить), спрятать (найти), дать (взять), налить (вылить).

  Упражнение в стихах «Противоположности» (автор Олеся Емельянова)

Грустный клоун громко плачет,
А веселый клоун скачет,
Хочет подвиг совершить —
Хочет рёву рассмешить.


Разворчался старый дед:
«Доживешь вот до ста лет!»
Внук ответил: «Никогда!
Буду молодым всегда!»

Петя пил чай ледяной
И теперь лежит больной.
Если б пил компот сливовый,
Был бы, как Степан, здоровый.

Долго рисовала Даша
Птиц оранжевой гуашью,
Но вмешался Дима в дело:
«Ворон — черный, голубь — белый!»

Вышел в поле храбрый рыцарь,
Может он с любым сразиться,
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка.

Вася птичкам сыплет крошки.
Жору все боятся кошки —
Он гоняет их метлой.
Вася — добрый, Жора — злой!

За высоким за забором
Можно спрятать даже гору,
А за низеньким, увы,
Виден каждый пук травы.

Сел Мишутка на качели —
Мышки легкие взлетели.
Для забав подобных Мишка
Что-то уж тяжелый слишком.

Очень толстый червячок
Яблоку прогрыз бочок.
С тонким он теперь соседом
О скворцах ведет беседу.

В телевизоре включенном
Сто ребят и сто девчонок.
Но не будет никого,
Если выключить его!

Любят кот и папа Тани
Спать на мягком на диване,
А на жесткий табурет
Вовсе претендентов нет.

Для красавицы спесивой
Принц не очень-то красивый.
Но он станет в миг прекрасным
Рядом с монстром безобразным.

Нынче пасмурный день был,
Глеб зонт взял, а Лев — забыл.
Дождь пролился неплохой.
Лев — весь мокрый, Глеб — сухой!

Любопытный карапуз
Изучал продуктов вкус,
Но из всех запомнил только
Сладкий торт и перец горький.

Полный чемодан гордится,
Что поедет за границу,
Ну а старый и пустой
В шкаф отправят на постой.

Длинный сарафан для Маши,
Чтоб была всех в мире краше,
А короткий — для Аленки,
Маленькой ее сестренки.

«Ох, — вздыхает пес голодный, —
Съесть могу кого угодно!»
Сытый же ему в ответ:
«Ну, тогда меня здесь нет!»

Папа Борю нынче днем
Узким выпорол ремнем.
Дулся Боря — он решил,
Что широкий заслужил.


Любит даже царь подводный
Пить в жару коктейль холодный,
А эмир Али-Кучай
Пьет в жару горячий чай.

Грязному автомобилю
Путь машины преградили:
«Чистым здесь зеленый свет!
Остальным дороги нет!»

Игра «Говори правильно»

Выучите с ребенком стихотворение. Затем обсудите, какие слова наоборот вы встретили в этом стихотворении.

Скажу я слово «ВЫСОКО»

А ты ответишь — …(НИЗКО)

Скажу я слово «ДАЛЕКО»

А ты ответишь — …(БЛИЗКО)

Скажу тебе я слово «ТРУС»

Ответишь ты — …(ХРАБРЕЦ)

Теперь «НАЧАЛО», я скажу,

Ну, отвечай — … (КОНЕЦ)

Игра «Наоборот»

«Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: БОЛЬШОЙ — МАЛЕНЬКИЙ», можно использовать следующие пары слов:

·  Веселый – грустный

·  Быстрый – медленный

·  Красивый – безобразный

·  Пустой – полный

·  Худой – толстый

·  Умный – глупый

·  Тяжелый – легкий

·  Твердый – мягкий

·  Шершавый – гладкий

Игра «Они такие разные»

Ход игры: Вы берете любую карточку, а ребенок подбирает к ней наиболее «непохожую». Например: лук — горький, торт — сладкий. Противоположности можно отыскивать по любым признакам предметов, а можно по роду.

·  Игра «Тайны двойного»

Если ребенок уже знаком с понятием «антонимы», ему проще включится в эту игру. Если же нет, взрослый объясняет, что это такое, и предлагает с по-мощью антонимов поиграть в загадки (научиться их сочинять и отгадывать).

Берем два слова: мокрый и сухой. Предлагаем детям угадать: что может быть одновременно мокрым и сухим? (лодка, лист, обувь и т. д.).

Даем еще одну загадку (берем два слова: гладкий и шероховатый):

Что может быть одновременно гладким и шероховатым? (зубная щетка, наждачная бумага и т. д.)

Далее предлагаем детям САМИМ придумать загадки, но с условием, что они знают ответ. Например:

Что может быть одновременно горячим и холодным? (утюг, холодильник, лампа и т. д.)

Что может быть одновременно черным и белым? Легким и тяжелым?

6-7 лет

·  Игра «Выбери пару»

Выбрать из трех слов два слова — «неприятеля» Предлагаются слова существительные, глаголы, прилагательные.

Друг, печаль, враг.

Ночь, сутки, день.

Радость, радостный, печаль.

Поднимать, опускать, брать.

Давать, продавать, отдавать

Покупать, продавать, отдавать.

Говорить, идти, молчать.

Высокий, большой, низкий.

Длинный, большой, короткий.

Большой, низкий, маленький.

Белый, длинный, черный.

Короткий, маленький, длинный.

Тяжелый, длинный, легкий.

Хороший, светлый, плохой.

·  

Упражнение на подбор слов

К данным словам придумать слова-«неприятели». Предлагается следующий речевой материал:

– имена существительные: день, утро, восход, весна, зима, добро, друг, грязь, жара, мир, правда, радость, вдох, выдох, польза, грязь;

– имена прилагательные: больной, белый, высокий, веселый, темный, горький, добрый, здоровый, новый, молодой, острый, толстый, широкий, сухой, смелый, твердый, чистый, яркий, красивый, хороший;

– глаголы: войти, говорить, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, ложиться, одеваться, мириться, опускать, помогать, смеяться, залететь, закрывать, включать, входить, хвалить, заснуть, разрешить;

– наречия: близко, редко, медленно, рано, темно, низко, легко, можно, нельзя, трудно, радостно, много, плохо, сухо, широко, ярко, высоко, чисто, мокро, светло, быстро.

·  Игра «Двойной противник»

Цель: научить подбирать антонимы к двум словам в словосочетании

Знаменитый смельчак

Выгодная покупка

Добрый друг

Радостная встреча

Неожиданный отъезд

Плавный вдох

Вспомнить радость

Светлый верх

Внешнее спокойствие

Извилистый спуск

Крутой подъем

Давняя обида

Мелкий недостаток

Отдать много

Взволнованный враг

Пустить сверху

Тёмное прошлое

Долгожданное богатство

Слабый мороз

Грустная старость

Тихий плач

Узкий въезд

Темное прошлое

Грустный конец

Счастливый конец

Огромная гора

Внезапная ссора

·  

Игра «Антонимы-синонимы»

Ход игры: Дети стоят в кругу. Взрослый бросает мяч одному из игроков и одновременно произносит слово, допустим, «тихий». Ребенок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением («громкий»). Игра движется по кругу таким образом, чтобы каждый участник мог произнести слово-антоним.

Аналогично можно играть:

— с синонимами (веселый — радостный);

— с омонимами (клуб дыма — клуб собаководов);

— с отглагольными существительными (бег — бежать, стук — стучать);

— со словосочетаниями (красивый — дом, быстро -бежать);

-с государствами и их столицами (Германия — Берлин);

-с животными и их детенышами (лошадь — жеребенок) и многим, многим другим.

·  Игра «Антонимы для загадок»

Вначале игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем взрослый загадывает детям загадку, в которой все наоборот (допустим, тема «Животные»).

«Обитает в воде (значит, на суше).

Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть).

Хвост очень длинный (значит, короткий).

Всю зиму ведет активный образ жизни (значит, спит).

Очень любит соленое (значит, сладкое).

Кто это?

Для загадок можно выбрать любую другую тему.

·  “Игра. Перевертыши”.

Попробуйте рассказать сказку малышу по другому: заменяйте ключевые слова на антонимы. Примерные сказки: “Пес без шляпы” (Кот в сапогах), “Синий сапожок” (красная шапочка)… Меняем не только название сказки, но и по мере возможности содержание.

Синонимы

Целенаправленную работу с детьми с ОНР по развитию синонимии рекомендуем начинать с шести лет. На одном из первых занятий по усвоению синонимов можем предложить детям небольшую историю о Незнайке и его друзьях.

В клубе веселых человечков переполох: исчез Незнайка. Никто его вроде не видел с самого утра.

— Я думаю, что он снова улетел на Луну, — сказал Гурвинек. 
— Нет, нет! Я его недавно видела, — возразила Дюймовочка. 
— Безобразие! — кричал Буратино. — Почему он все время мешает нам? И теперь мы опоздаем на встречу с ребятами из детского сада. 
— Подождем немного и пойдем без него, — решил Карандаш.

Минуты через три дверь распахнулась и в комнату ворвался Незнайка. За ним бежали Пончик и Сиропчик. Незнайка посмотрел на друзей и понял, что провинился:

— Не сердитесь на нас. 
— Не обижайтесь, — попросил Пончик. 
— Не дуйтесь, — прошептал Сиропчик. 
— Где вы были? — строго сдвинул брови Карандаш.
— Тут, недалеко, — сообщил Незнайка. 
— Совсем близко, — подтвердил Пончик.
— Рядом, — пролепетал Сиропчик. 
— Что же вы делали? — заинтересовались веселые человечки. 
— Мы помогали донести сумку до дома одной бабушке. Она старенькая, — доложил Незнайка.
— Да, дряхлая, — произнес Пончик. 
— Совсем ветхая, прямо-таки древняя, — промолвил Сиропчик. 
— Как вы так странно отвечаете! Говорите об одном и том же, но каждый по-разному, — удивились друзья.

Просим детей найти в рассказе и назвать сходные по смыслу слова, которыми пользовались Незнайка, Сиропчик и Пончик, а затем объяснить веселым человечкам, в чем же их особенность. Рассказ перечитывается еще раз, и ребята находят в нем те синонимы, которые сразу они не заметили.

В последующей работе используем такие упражнения:

·  Поищите слова-друзья в стихотворениях:

Бураны, вьюги и метели — 
Как много с ними канители, 
Как много шума, толкотни, 
Как надоели мне они!- 
Так проворчал Мороз угрюмый.
Зябнет осинка, 
Дрожит на ветру, 
Стынет на солнышке, 
Мерзнет в жару. 
И до поздней осени 
Дуб стоит зеленый, 
Значит, дуб выносливый, 
Значит, закаленный

· 

 Найдите слова-друзья в рассказе:

Лес не шевелится. Вода в реке не колышется. Пес у двери не шелохнется. Все словно вымерли. Такая тишина кругом в этот жаркий летний полдень.

·  Отыщите слова-друзья в пословицах и поговорках, объясните их смысл:

Спеши не спеши, а поторапливайся. 
Приятелей много, да друга нет. 
Переливает из пустого в порожнее.

Уяснив особенность слов-друзей, дети учатся подбирать синонимический ряд сами. Для этой цели рекомендуем такие задания:

·  Прочитав Незнайкины стихотворения, подберите слово-друга к последнему слову стихотворения так, чтобы оно звучало «складно».

С веселой звонкой песней

Мы идем на лыжный кросс.

Воздух чистый, день чудесный!

Не пугает нас холод.

(Мороз)

Я трудился не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла.

Хлеб вкуснее от работы.

(Труда)

Работяги-дятла стук

Слышен далеко вокруг.

Червякам он враг,

А деревьям товарищ.

(Друг)

· 

 Подберите к выделенному слову дружащее с ним слово (сравните словосочетания по смыслу):

самолет сел (приземлился)

солнце село (зашло, закатилось)

мальчик бежит (мчится, несется)

ручеек бежит (течет, струится)

свежий ветер (прохладный)

свежая рыба (неиспортившаяся)

свежий хлеб (мягкий)

свежая рубашка (чистая, выстиранная)

свежие краски (яркие, незасохшие)

свежая газета (новая)

·

  Подберите несколько сходных слов (друзей) к словам, которые даны. Так вы узнаете, каким должен быть хороший человек.

Человек должен быть:

аккуратным (чистоплотным, опрятным);

работящим (трудолюбивым, активным, энергичным);

вежливым (учтивым, обходительным, предупредительным, приветливым);

внимательным (чутким, сердечным, добрым);

верным (надежным, преданным);

жизнерадостным (веселым);

чистосердечным (правдивым, честным, искренним, откровенным);

выносливым (стойким, закаленным, крепким).

· 

 Игра «Аукцион»

Ведущий аукциона — педагог или кто-то из детей. Он предлагает «участникам» аукциона назвать как можно больше окружающих их предметов, которые могут быть охарактеризованы одним и тем же словом, например, «круглый». Слова следует называть по одному, не повторяясь и ожидая своей очереди — знака ведущего аукциона. Он, в свою очередь, строго придерживается «правил торгов» и в том случае, когда основной поток слов иссякнет, а паузы между ними станут более длительными, начинает отсчет: «Круглый… — раз! Круглый… — два! Круглый…». Если не найдется желающего назвать еще одно слово, ведущий произносит: «Три!». Победителем считается тот, кто назвал последнее слово.

·  Выбрать из трех слов два слова-«приятеля»

– среди имен существительных: дом, солдат, боец; конь, собака, лошадь; дом, улица, здание;

– среди имен прилагательных: грустный, печальный, глубокий; храбрый, звонкий, смелый; веселый, крепкий, прочный; слабый, неловкий, неуклюжий; большой, красивый, огромный;

– среди глаголов: взять, схватить, идти; думать, ехать, соображать; торопиться, спешить, ползти; радоваться, веселиться, наряжаться.

·  Придумать слова-«приятели» к данным словам

– к именам существительным: здание (дом), хворостина (прут), печаль (грусть), конь (лошадь), солдат (боец), приятель (друг);

– к глаголам: льется (течет), глядеть (смотреть), торопиться (спешить);

– к прилагательным: крошечный (маленький), смелый (храбрый), прекрасный (красивый).

·  Игра «Закончи предложение» (подбери сравнение)

Земля покрыта снегом, как…

Лед блестит у берега, как…

Туман стелется над озером, как…

Дождинки текут по лицу, как…

· 

 Игра «На что похоже?»

Детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения).

Белый снег похож на (что?) …

Синий лед похож на…

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на…

Блестящая на солнце паутина похожа на…

Слова для справок: вата, пух, стекло, белый дым, слезы, серебро.

· 

 «Алиас» для детей

(“Alias” в переводе с английского значит “Иначе”, “Другими словами”.)

В обычный игровой комплект, в который входит игровое поле, песочные часы, кубик, фишки и карточки, на которых слова не только написаны, как во взрослой игре, но и нарисованы

_45032.jpg

Правила игры в Алиас

Это командная или семейная игра, чем больше человек, тем интереснее будет игра. Приготовьте игровое поле, разложите стопками карточки и можно начинать.

Игроки по очереди передвигают свои фишки по полю, на количество точек, показанных на кубике. При этом, на каждом ходе, игрокам необходимо вытащить карточку из стопки, и постараться объяснить окружающим, что там изображено. Объяснять нужно другими словами, слово с карточки говорить нельзя. Другие же игроки должны понять, какое слово им пытаются объяснить. При этом игрок может изображать слово звуками (Мяу, гав-гав), попробовать подобрать синонимы, или даже антонимы, главное, чтобы его все поняли.

Если слово угадано, то игрок сможет в свой следующий ход опять передвигать фишку и объяснять новые слова, если же нет, то в следующий свой ход игрок будет объяснять слова без передвижения фишки.
В этом и состоит идея игры: объяснить как можно больше слов и картинок партнерам по команде, пока бежит песок в песочных часах, и дойти до финиша первым.

В детском Алиасе слова очень простые: части тела, объекты, мебель, игрушки, еда…

Способ изготовления карточек

Как вы сами видите в готовой игре — поле достаточно примитивное, и нарисовать его своими руками не составит большого труда. В некоторых вариантах игр Алиас, вообще поле не предусмотрено. Можно просто засчитывать очки, или рисовать галочки: у кого больше галочек или длиннее столбик с правильными ответами, тот и выиграл. Самое главное, в этой игре – карточки

 _4506.jpg

·  «Закончи предложение»

Цель: закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и повтори получившуюся фразу целиком.

Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки ( лупу, бинокль, очки)

Маша уколола спицей палец, так как не умела (стирать, вязать, шить)

Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая)

Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось
(зеркало, багажник, руль)

Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё 
( прутик, камни, крошки)

Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую
(металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки.

·  «Что общего»

Цель: проанализировав свойства изображённых предметов, назвать, а затем подробно рассказать о том общем, что все их объединяет. https://pandia.ru/text/78/228/images/image005_89.jpg

Съедобно в сыром виде (земляника, орехи, морковь, яблоко).

https://pandia.ru/text/78/228/images/image004_98.jpg

·

  Упражнение «Чем похожи и чем отличаются?»

Коляска и санки.

Столб и дерево.

Нож и ножницы.

Ваза и банка.

Платье и сарафан. _

Шкаф и тумбочка.

Наволочка и пододеяльник.

Топор и молоток.

Гвоздь и шуруп.

Половник и ложка.

Вилка и грабли.

Дом и теплица.

Будка и клетка.

·  

Словесная игра «Концовки».

Дети продолжают начатое предложение.

Если осенью холоднее, чем летом, значит, летом… Если летом дни длиннее, чем зимой, значит, зимой… Если летний дождик теплее, чем осенний, значит, осенний дождик… Если летом солнце поднимается выше, чем зимой, значит, зимой… Если весной ветер холоднее, чем летом, значит, летом… Если летом птицы поют громче, чем осенью, значит, осенью…

· 

 Словесная игра «Родственники».

Снежинка — родственница льда (дождя, росы, моря, града), потому что….

Нельзя, работая над синонимами, не уделить внимания многозначности слова. Ребенку надо показать, что, кроме собственного, прямого значения, слово может иметь переносный смысл.

Чтобы понять переносное значение того или иного словосочетания, следует подобрать синоним. Так, прочитав стихотворение В. Коркина:

Золотые руки –

руки не из золота.

Золотые руки

Не боятся холода.

В ссадинах, в мозолях руки эти.

Самые нужные руки на свете, —

·  Спрашивают детей:

Как вы понимаете слова золотые руки? Как можно сказать иначе? (Умелые, трудолюбивые, работящие.)

Есть еще другие выражения со словом золотые, объясните их:

золотая голова (умная, рассудительная);

золотое сердце (доброе, справедливое);

золотая рожь (спелая, созревшая);

золотые волосы (цвета золота).

·  Найдите в паре предложений одинаковые слова. Что означает одно и то же слово в каждом предложении?

На улице сегодня пасмурная погода (серая, мрачная, хмурая). Дима сегодня целый день ходит с пасмурным видом (недовольный, угрюмый, неприветливый).

На скамейке сидит глухой старик (неслышащий). Ребята хотели первыми прибежать в детский сад, сократили дорогу, но наткнулись на глухую стену (сплошную, высокую, непроходимую, без отверстий).

·  После такой подготовки переходим к подбору синонимов в текстах (в связной речи): при пересказе, составлении рассказов. Поначалу проводится обучающее занятие. Говорим о том, что рассказ (пересказ) будет составлен удачно, если из ряда слов-друзей выбрано точное слово. Читаю рассказ и спрашиваю, чем он плох?

Наш огород

Сухая и хорошая выдалась осень. Около детского сада наш огород. Там вырос хороший урожай овощей. Вот на грядках большие кочаны капусты. У забора большие красные помидоры. Есть сочная и большая морковка. Пора убирать урожай.

Дети замечают повторы одних и тех же слов. Предлагаю изменить рассказ, подобрав другие, но передающие тот же смысл слова. Работа идет над каждым предложением (читаю и спрашиваю, стоит ли здесь что-либо изменить). Предлагаю сравнить овощи по величине при подборе к ним слов-друзей. В результате получается такой текст:

Наш огород

Сухая и теплая выдалась осень. Около детского сада наш огород. Там вырос (уродился) богатый урожай. Вот на грядках огромные кочаны капусты. У забора крупные красные помидоры. Есть и сочная большая морковка. Пора убирать урожай.

Читаю оба текста. Сравниваем их и пересказываем лучший.

·  В дальнейшем при пересказе любого текста предлагаю заменить некоторые слова автора своими. Эта работа увлекает детей, и я, конечно же, поощряю их. Например, вот как можно изменить авторский текст В. Бианки (в скобках — вариант детей):

Открыли весну (принесли) грачи. На всех проталинах появились их темные (черные) стаи. Зиму грачи (птицы) провели на юге нашей большой (необъятной, громадной) страны. По дороге (по пути) они не раз попадали в жестокие (злые, сильные) метели. Многие птицы выбивались из сил (уставали) и погибали (умирали) в пути. Первыми долетели самые сильные (крепкие, выносливые) грачи. Теперь они расхаживают (бродят, гуляют) по дорогам и ковыряют крепкими носами (клювами) землю.

·  Рекомендуется составить синонимические ряды на каждую лексическую тему. Личные наблюдения ребенка над лексической стороной слова дают ему возможность понять, как живет слово в тексте.

Система упражнений по теме « Синонимы»

Учитель начальных классов

МОУ «СОШ №5» г. Саратов

Недовесова А.В.

Предлагаем систему упражнений, игр и творческих заданий для начальной школы, которая используется в ходе эксперимента, а также на уроках русского языка и развития речи с целью формирования у младших школьников лексических знаний о синонимах.

Комплекс специальных упражнений и заданий направлен:

а) на нахождение и подбор синонимов в тексте.

Цель: формировать знания о синонимических связях между словами, навыки использования синонимов в речи.

Задание № 1. Раздели текст на предложения. Подбери к выделенным словам в тексте синонимы.

Не видно конца прозрачным далям в вышине кувыркаются желтые и багряные листья они задевают друг друга и за оголенные ветки со всех сторон слышится легкий шорох.

Задание № 2. Прочитай группы слов. Найди и подчеркни синонимы.

Спасает, охраняет, выручает, освобождает;

Интересный, интенсивный, занимательный, знатный;

Активный, веселый, энергичный, забота;

Темнота, туманность, тьма, темень, мрак;

Наряд, украшение, убор, пальто, одеяние [Иванкина 2005].

Задание № 3. Сравни попарно ряды слов. Подчеркни глаголы-синонимы.

1. Гремел, прогремел, отгремел; гремел, грохотал, рокотал.

2. Шел, зашел, ушел; брел, шагал, тащился.

Задание № 4. Подчеркни синонимы. Почему разные формы одного и того же слова не являются синонимами по отношению друг к другу?

Приглашать, приглашаю, приглашаем, звать;

Отдых, отдыха, передышка, покой, об отдыхе.

б) на образование синонимического ряда.

Цель: сформировать умение составлять ряды синонимов путем моделирования, используя словарь синонимов; развивать конструктивное мышление.

Задание № 5. Подбери синонимы к словам задира, загораться, застенчивый. По синонимическому словарю выясни, все ли возможные синонимы ты рассмотрел. Составь модели синонимических рядов по схеме: О – О – О – О.

Задание № 6. Выдели главное слово в каждом ряду.

Хныкать, реветь, рыдать, плакать, выть, кричать, скулить;

Бормотать, лопотать, бурчать, бубнить;

Раздаваться, звучать, слышаться, разноситься.

в) на работу со словарями.

Задание № 7. Замени данные словосочетания одним словом, близким по значению.

Изображение человека на картине – … (портрет);

Относящийся к проведению торжества – … (торжественный);

Внутренняя сторона кисти руки – … (ладонь).

Задание № 8. В школьном словаре синонимов М.Р. Львова найди ряды синонимов к слову неуклюжий (о человеке – нескладный, мешковатый, неловкий). Составь диалог на тему «Дима наступил мне на ногу!» и употреби не менее двух слов из этого ряда.

Задание № 9. Объясни значение каждого слова. Он разорился, обнищал, по миру пошел. Что это значит? Обратись за помощью к школьному словарю синонимов и антонимов М.Р. Львова.

Аналогичные упражнения встречаются в академическом школьном учебнике русского языка авторов Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной (УМК «Перспектива»).

г) на составление сочетаемости синонимов с другими словами.

Задание № 10. Составь сочетания синонимов со словами, помещенными в скобках. Меняй форму слов.

Полный – толстый (дерево, бумага, луна);

Задуть – погасить (свет, пламя, долг);

Мрачный – угрюмый (лес, человек, вид, ночь);

Знойный – горячий (лето, привет, суп);

Дремучий – густой (волос, туман, лес);

Темный – смуглый (переулок, небо, лицо);

Пожилой – старый (дуб, учебник, дедушка).

д) на определение оттенков значений слов-синонимов.

Задание № 11. Найди для слова точное определение. Установи соответствие.

1. Бояться

2. Пугаться

3. Спасаться

а) думать о возможной угрозе

б) испытывать страх

в) испытывать страх неожиданно

1. Просьба

2. Мольба

3. Требование

а) настойчивая просьба о чем-либо

б) призыв исполнить желание

в) горячая, страстная просьба

е) на замену слов в предложении синонимами.

Задание № 12. Замени выделенные прилагательные словами, близкими по значению:

Это был совсем крошечный песик. У него были огромные глаза, прохладный нос и оглушительный голос.

Задание № 13. Каким из слов-синонимов, данных в скобках, можно заменить выделенное слово? Подчеркни.

Стояло жаркое (безоблачное, знойное, чудесное) лето.

У меня есть верный (преданный, надежный, добрый) друг.

Из своей берлоги вышел на поляну неуклюжий (неповоротливый, огромный, добродушный) медведь.

Задание № 14. Замени синонимами выделенные слова в рассказе.

Открыли весну грачи. На всех проталинах появились их темные стаи. Зиму грачи провели на юге нашей большой страны. По дороге они не раз попадали в сильную метель. Многие птицы выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные грачи. Теперь они расхаживают по дорогам и ковыряют своими крепкими носами землю (В. Бианки).

ж) на распределение синонимов по градации какого-либо признака.

Цель: закреплять умение правильно располагать синонимы по возрастанию/убыванию признака; формировать представления о системности лексики.

Задание № 15. Подбери к словам огромный, крохотный синонимы. Расположи их по возрастанию и убыванию качества.

Задание № 16. Прочитай примеры, взятые из литературных произведений. Объясни различие значений выделенных слов.

1. Он едва сдерживал раздражение.

2. Вне себя от ярости, Миша размахнулся и ударил Никиту.

3. В гневе Саша сказал другу обидные слова.

Расположи синонимы раздражение, ярость, гнев по степени возрастания недоброго чувства. Изобрази модель синонимического ряда, указав направление степени возрастания с помощью стрелок [Иванкина 2005].

Задание № 17. Прочитай группы синонимов голубой, синий, небесный, васильковый. Составь ряд синонимов по изменению яркости и насыщенности цвета, начиная с самого светлого. Дети располагают слова так: васильковый, небесный, голубой, синий.

з) на распределение синонимов по смысловым группам.

Задание № 18. Распредели синонимы по смысловым группам.

1. Боязливый, любезный, трусливый, учтивый, вежливый, пугливый;

2. Активный, бесконечный, энергичный, бескрайний, безграничный, необъятный, деятельный, необозримый;

3. Толковый, энергичный, умный, толковый, активный, смышленый.

и) на составление синонимического ряда к антонимической паре.

Цель: формировать умения и навыки правильного определения значения слов; учить сопоставлять ряды синонимов с антонимическими парами слов.

Задание № 19. Сравни синонимический ряд с антонимической парой. Подумай, кого можно назвать данными словами? К кому следует обращаться со словом дружище?

Приятель, дружище, друг, товарищ; враг, недруг, неприятель.

к) на подбор синонимов к многозначным словам.

Задание № 20. Подбери к прилагательным богатый, мягкий, крепкий, большой в словосочетаниях синонимы. Установи соответствие.

Образец: добрая мысль – светлая мысль.

1. Богатый человек

2. Богатый зал

3. Богатый урожай

обильный

состоятельный

роскошный

Установи соответствие.

1. Мягкий диван

2. Мягкий свет

3. Мягкий песок

рыхлый

удобный

размеренный

Установи соответствие.

1. Крепкий человек

2. Крепкий организм

3. Крепкий лёд

твердый

сильный

здоровый

Установи соответствие.

1. Большой ребенок

2. Большой вопрос

3. Большой успех

важный

блистательный

взрослый

л) на подбор к фразеологическим оборотам слов, близких по смыслу.

Задание № 21. Подбери к словам фразеологизмы-синонимы, помещенные справа.

Обманывать

Мечтать

Пообещать

Медлить

витать в облаках

водить за нос

тянуть кота за хвост

дать слово

м) на замену слов синонимами в предложении.

Задание № 22. Вставь слова, близкие по смыслу, в нужном падеже. Спиши предложения.

1. Партизаны отразили ______________ врагов. Люди с нетерпением ждут ______________ лета (наступление, атака);

2. Из окна открывался чудесный ____________ на море. В произведениях многих русских писателей ______________ играет важную роль (пейзаж, вид);

3. Мужчина оплатил на почте ________________ по телефону. Педагог ежедневно проводил _________________ с родителями отстающих учеников (беседа, разговор).

Задание № 23. Употреби данные синонимы-прилагательные с подходящими по смыслу существительными: коричневый, карий, каштановый. Форму слов можешь изменять.

Задание № 24. Подумай над значением глагола идти в следующих предложениях: 1. От печки идет тепло. 2. Время идет быстро. 3. Это платье ей идет. 4. Идет зима. Как вы думаете, каким синонимом можно заменить глагол идти в каждом из предложений? Выбери из данных глаголов: наступает, распространяется, летит, подходит.

н) на исправление речевых ошибок в предложениях.

Задание № 25. Исправь речевые ошибки в данных предложениях.

По нашей улице проходят троллейбусы и автобусы.

За ночь уровень воды увеличился.

Мальчик швырнул веский камень в воду;

Молодой молодец спас прекрасную царевну.

о) на разграничение синонимии от других языковых явлений.

Задание № 26. Прочти пословицы. Объясни, как относятся друг к другу выделенные слова в каждом предложении.

Хорошие речи хорошо и слушать;

Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой;

У короткого ума длинный язык.

п) на составление текста при помощи синонимов.

Задание № 27. Составь рассказ о своем любимом писателе, используя данные синонимы: крупный – большой; замечательный – известный; изображать – показывать – описывать; автор – писатель; герой – персонаж – образ – тип – характер; значение – роль. При необходимости можешь воспользоваться словарем синонимов.

Дидактические игры

Блок 2

Дидактические игры,
связанные с синонимами, антонимами и омонимами. Синонимы – это слова, различные
по звучанию и написанию, но близкие по значению.
Антонимы  –
это 
слова одной части
речи
, различные
по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.

Омонимы – это
слова, совпадающие друг с другом в своем звучании при полном несоответствии
значений. 
Знание синонимов и антонимов позволяет
учащимся более точно выражать свои мысли, приближая речь к образцам
художественной выразительности. Чем больше слов-синонимов знает человек, тем
точнее он выражает свою мысль.

1) Игра  «Хитрая подмена».

Замените 
повторяющиеся слова в тексте их синонимами.

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом
шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка
выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном
уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и
хищный ястреб, и охотник
. (Робкий, пугливый,
трусливый, боязливый).

2) Игра  « Подбери слово»

Подберите к каждому
существительному близкое по смыслу слово так, чтобы из первых букв подобранных
слов получилось слово ЗИМА.
                                                      Работа
—            З…(занятие)

Родник
—          И… (источник)

Холод
—            М… (мороз)

Деятельный —   А… (активный)

3) Игра «Замени слово»                                                                          

Замените
в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставкой
без-
или бес-.
                                                                                                                                                      
Смелый человек — …                                                                                     

Тихая погода — … 

Ясное небо — … 

 Тихие шаги — …                                                                                                                           
(Бесстрашный, безветренная, беззлобный, безоблачное, бесшумные)

4) Игра – соревнование «
Кто быстрей»
.

Составьте
свои ряды синонимов с данными  словами из разговорного языка  –
смешные, несмешные, страшные
.

Например:
упасть

смешные синонимы – шлёпнулся,
брякнулся, чебурахнулся, растянулся, полетел вверх тормашками …

несмешные синонимы – повалился,
полетел, свалился…

страшные – рухнул,
сорвался, полетел и разбился…

 5) Игра  «Третье лишнее»

 Вычеркни
третье лишнее слово, которое не является антонимом:

а)

Весело,
веселый, грустный.

б)

Разлучаться, встреча, встречаться.

в)

Полный,
худой, толстый.

г)

Смелый, храбрец, трусливый.

д)

Легкий, тяжелый, легко.

е)

Твердый,
твердость, мягкость.

6) Игра
«Найдите антонимы в пословицах».

Дети
в пословицах должны найти антонимы и подчеркнуть.

Корень учения горек, да плод его сладок.                                                                                           
Работать — день коротать; отдыхать — ночь избывать.                                                                     Старость
не радость, а молодость не корысть.                                                                                         Ученье
свет, а неученье — тьма.                                                                                   Подальше
положишь, поближе возьмешь.                                                                                            Радость
не вечна, печаль не бесконечна.                                                                                    Нет
худа без добра.                                                                                                                              Лучше
свое отдать, нежели чужое взять.                                                                                   Умей
взять, умей и отдать!                                                                                                          Глупый
осудит, а умный рассудит.                                                                                              Коли
день хвалить, так ночь бранить.                                                                                         Хорошо
говорит, да было бы чего слушать.                                                                                 
При счастье бранятся, при беде мирятся                                                                                   Умная
ложь лучше глупой правды.

7) Игра «Подбери слово»

Подбери
к подчеркнутым словам антонимы 

Будничный день

(выходной)

Веселая история

(грустная)

Интересный репертуар

(скучный)

Скрытный характер

(открытый)

Сказать правду

(ложь)

Большой оптимист

(пессимист)

Сильно любить

(ненавидеть)

Уехать на 
юг

(приехать)

Исчезнуть в
волнах

(появиться)

В
первую
очередь

(в последнюю)

Заканчивать урок

(начинать)

Встретить карлика

(великана)

8) Игра  «Ударение меняет
смысл».

Нужно поставить ударение, а затем изменить место ударения так,
чтобы получилось другое значение слова, и записать его рядом с данным:

хлопок-          
              замок-        
                   кружки-

полки-          
                пары-      
                     
 мука-

пропасть-        
           дорога-          
               плачу-

стоит-          
             трусить-      
                  поля-

мелки-          
               крою-      
                       
мою-

потом-          
             стрелки-      
                 знаком-

сушу-          
               угольный-    
                   солью-

9)Игра «Различай на слух!»

В слух читается четверостишье. Нужно найти в тексте слова, которые
одинаково произносятся, но пишутся по-разному (омонимы), и объяснить их
правописание проверочными словами.

1  Мама простыни
стирала

 И на речке полоскала.

К дочке кошка подбежала,

 Дочка кошку поласкала.

2  Гири брат мой
поднимает,

Свою силу развивает.

 А на крыше мой флажок

 Развевает ветерок.

3  К старости
наш дедушка

 Очень поседел.

Он в саду на бревнышко

Сел и посидел.

10) Игра  Часть I «Подбери пары»

Детям
раздают карточки. Один ребенок
называет
глагол  и спрашивает, у кого подходящая картинка на карточке.

Каждый составляет  предложения по  картин­кам.

Образец: Дятел сидит на дубе и стучит клювом по стволу. — Мальчик стучит
в закрытую дверь.

 Часть II «Скажи то же самое иначе»

Играющие после подбора парных карточек не только называют действия
по этим кар­тинкам и составляют с ними предложения, но и ЗАМЕНЯЮТ эти действия
подходящими, но смыслу синонимами.

Образец: Малыш топает по
ковру. — Малыш медленно идет по ковру. Девочка топает ногой. –
Девочка стучит ногой. 
(Приложение 1)

11) Игра «Большая или маленькая».

Учитель читает предложения, в которых есть два слова, сходных по
форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, другое – имя или
фамилию. Нужно сказать, какое из слов пишется с маленькой буквы, а какое — с
большой буквы и    почему.

1.     
Улетел орел за город Орел.

2.     
 Наш Шарик поймал
воздушный шарик.

3.     
 Не бойся морозов, Сережа
Морозов.

4.     
 Хороши груши в корзине у
Груши.

5.     
Наша Поля вернулась с поля.

6.     
Домик для скворцов делал Алеша
Скворцов.

7.     
Вася Рыбаков был у рыбаков.

8.     
У пастухов выступал Андрей
Пастухов.

9.     
 Вот моя подружка Роза, а в
руке у Розы роза.

10. Пять горшков принес Петя Горшков.

11. Коля
Арбузов купил пять арбузов.

Приложение  1

5

Дидактическая игра: «Путешествие в страну синонимов»

Предмет: русский язык.
Целевая аудитория: 2 класс.
УМК «Школа России».
Тема: «Синонимы».
Дидактическая игра «Путешествие в страну синонимов»
Цели образования:
Обучения — закреплять знания о понятии «синонимы», учить находить и подбирать синонимы.
Воспитания — воспитывать положительное отношение к учебе, уважительное отношение к слову.
Развития — развивать логическое мышление и речь учеников.
Оборудование: презентация, проектор, записи на доске.

Дидактическая игра Путешествие в страну синонимов
PPT / 3.08 Мб

Опубликовано 18.08.18 в 18:23



Виды работы с синонимами

Практический материал

Пилипенко Людмила Николаевна

Учитель высшей категории

МКОУ «Плодовская СОШ»

Бахчисарайского района Республики Крым

Упражнения

  1. Найди синонимы в стихотворении и выпиши их.

Дуб дождя и ветра Ведь до поздней осени

Вовсе не боится. Он стоит зеленый.

Кто сказал, что дубу Значит дуб выносливый.

Страшно простудиться? Значит, закаленный!

  1. Выберите из ряда синонимов слово, которое наиболее точно выражает смысл пословицы.

Герой воюет, а трус – …(грустит, горюет, печалится).

У себя в глазу бревна не видишь, а у других соринку… (замечаешь, подмечаешь, улавливаешь)

3. В тексте нужно избежать повторов слова, то есть заменить повторяющееся слово синонимами.

На опушке леса показался медведь. … подошел к зарослям малины и стал есть ягоды. Вдруг … застыл на мгновение. Затем он бросился назад, в лес.

4. Расположить синонимы по возрастающей или убывающей степени какого – либо признака:

Проследить, как нарастает сила гнева:

Гнев, злость ,раздражение, бешенство, ярость.

Слова данного ряда расположить по степени убывания признака:

Огромный, гигантский, большой, крохотный, маленький.

— Составить с этими словами предложение.

Например:

В траве копошатся маленькие кузнечики, крохотные жучки и букашки.

— В каждом ряду выделить слово, в котором признак выражен сильнее:

Большой, громадный, колоссальный.

Стеречь, караулить, охранять.

Храбрый, мужественный, смелый, отважный.

5. Замени в словосочетаниях прилагательные синонимами без приставок

бесстрашный человек

безветренная погода

безоблачное небо

беспокойный сон

Занимательный материал

1. Прочитайте. Назовите слова, употребленные в значении «дорога». Что общего между ними и в чем разница?

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне. (В.Остин)

2. По образцу впишите в таблицу слова-синонимы.

Неправда

л

о

ж

ь

Темнота

Зной

Ураган

Несчастье

Ребята

Товарищ

Недруг

Слова для справок: враг, жара, буря, беда, мрак, дети, друг.

3. Закончите четверостишие словом, близким по значению слову, данному в скобках. (Понравившееся четверостишие запишите по памяти.)

  • Я трудилась не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от (работы)

  • Золотистые копны соломы

На токах колхозных лежат.

И ребята дорогой знакомой

На занятия в школу (торопятся)

  • Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникшие ели

Зелень мрачную (берегут)

  • С развеселой звонкой песней

Мы идем на лыжный кросс.

Воздух чистый, день чудесный!

Не пугает нас …. (мороз)

  • Веселый вестник ливней вешних,

Промчался в небе первый гром,

И вот открыл глаза подснежник

И озирается … (кругом)

4. Найдите в стихотворении слова-синонимы. Сравните, чем они различаются.

  1. А у нас на площади

Стоят четыре лошади.

Дед тихонько лошадь тронет,

Скажет: «Лошади – не кони!»

Улыбается отец:

«Лошадь – пахарь,

Конь – боец!»

И тихонько взрослые

Объясняют мне:

«Груз везут на лошади,

Скачут на коне».

(Р. Дышаленкова)

2) Снег идет, кружит метель –

Белой пыли карусель.

Вьюга всех взъерошила,

Стежки запорошила.

Это, может быть, пурга

Понасыпала снега?

Или так метелица

Под окошком стелется?

Вот когда буран начнется,

В нем никто не ошибется!

  1. Ныть позорно и грешно.

Плакаться противно.

А скулить уже смешно,

Хныкать примитивно.

Стонать? Сетовать? Пенять?

Трудно нытика понять.

Жаловаться можно…

Только осторожно.

  1. Бураны, вьюги и метели –

Как много с ними канители,

Как много с ними шума, толкотни,

Как надоели мне они!

(В. Берестов)

5) Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

(И. Токмакова)

6)Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зеленый.

Значит, дуб выносливый.

Значит, закаленный!

5. Какие синонимы встречаются в пословицах и поговорках?

– Спеши, не спеши, а поторапливайся.

– Приятелей много, а друга нет.

– Переливает из пустого в порожнее.

6. Замените высказывание одним словом

– Очень сильно хотеть что-то. (Желать)

– Искриться, блестеть на солнце. (Сверкать)

– Хворать, быть нездоровым. (Болеть)

– Украсить, придать красивый вид. (Нарядить)

7. Продолжите высказывания словами-синонимами.

Перечень букв в определенном порядке – это …(алфавит, азбука)

Предмет, при помощи которого измеряют температуру – это (градусник, термометр)

Человек на лошади – это… (всадник, наездник)

8 . Подберите синонимы с удвоенными согласными.

Больничный лист – … (бюллетень)

Специальность – …(профессия)

Обучение животных – …(дрессировка)

Скорый поезд – … (экспресс)

Асфальтированная дорога – … (шоссе)

Популярная игра на льду – … (хоккей)

Помещение в школе – …(класс)

Вид плавания – …(брасс)

9. В каждом ряду синонимов выделите слово, в котором признак выражен сильнее:

Большой, громадный, колоссальный. Стеречь, караулить, охранять .

Храбрый, мужественный, неробкий, смелый, отважный.

Игры

  • Игра «Эрудит»

Ход игры: напишите слова-синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены.

Главный – с

Мощный – и

Иностранный – н

Жадный – л

Густой – а

Большой – г

Смышленый – о

Занимательный – н

Прекрасный – и

Кроткий – м

Скорый – ы

Отчетливый – п

Буйный – р

Притворный – и

Жгучий – а

Смелый – т

Выносливый – е

Гостеприимный – л

Заискивающий – ь

Жгучий – и

Роскошный – ы

Бесстрашный – е

Слова для справок: знойный, жаркий, основной, крикливый, отважный, быстрый, терпеливый, иноязычный, сообразительный, живописный, сильный, интересный, огромный, частый, смущенный, лицемерный, алчный, хлебосольный, определенный, льстивый, безбоязненный, пышный.

  • Игра «Замени слово»

Ход игры: Учитель говорит предложение, а дети должны заменить в нем выделенное слово.

Журавли караваном летят – стаей

На солнце темный лес зардел – покраснел

После зимней стужи – холода

Запел в лазури жаворонок – в голубом небе

Журавли курлычут – кричат

Ласточка щебечет – поет, заливается

Жаворонок летает – порхает, кружит, парит

Как называют такие слова?

  • Игра «Кто скажет иначе?»

Ход игры: необходимо подобрать синонимы к словам, написанным на доске. Кто скажет последним свое слово, тот и выиграл.

Смелая – храбрая, бесстрашная, отважная, мужественная,

героическая, неустрашимая;

Проворная – ловкая, юркая, увертливая, шустрая;

Красивая – прекрасная, хорошенькая, замечательная, пригожая;

Поет – свищет, заливается, кричит, трещит, стрекочет, чирикает;

Летает – вьется, проносится, порхает, кружит;

Клюет – ест, питается, кормится, подкрепляется, лакомится.

  • Игра «Кто внимательнее?»

Ход игры: на доске записаны пары слов, необходимо определить синонимы это или антонимы. За каждый правильный ответ дети получают фишку. У кого больше фишек, тот и выиграл.

Азбука – алфавит, утро – вечер, беда – горе, ночь – день, война – мир, холод – жара, конец – начало, труд – работа, врач – доктор, радость – печаль, ураган – буря.

  • Игра «Охота за синонимами»

Ход игры: водящий выходит из комнаты. Остальные задумывают слово и распределяют между собой синонимы к нему. Отгадывающий входит и задает вопросы. В ответе на вопрос каждый участник игры должен использовать доставшийся ему синоним. Запомнив синонимы, водящий должен отгадать слово. Водящим становится тот участник игры, произнесший фразу, после которой стало ясно, какое слово задумано.

Плохо, большой, умный, двигаться, чисто, ученик, учить, бежать, смелый, хмурый, эгоизм, говорить.

  • Игра «Раскрой цветок»

Ход игры: на лицевой стороне лепестков ромашки (изготавливается из бумаги) записаны слова первого столбика, а на оборотной – второго столбика. Угадавший слово на обратной стороне лепестка переворачивает его и читает слово.

Школьник

Спешить

Говорить

Изба

Дождь

Ученик

Торопиться

Шептать

Дом

Ливень

  • «Найдите лишнее слово»

Педагог называет несколько слов, а дети должны найти лишнее, т. е. слово, которое не подходит к другим по смыслу. Примерный набор слов:

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Умный, большой, громадный, крупный.

Горячий, раскаленный, тяжелый, жаркий.

В каждом случае ребенок объясняет свой выбор.

  • «Отгадай слово — синоним»

автор: Стрелова Ксения Андреевна

учитель русского языка и литературы МАОУ “СОШ № 57”

Урок-квест на тему “Синонимы”

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа № 57»

Новоуральский городской округ

Урок – квест на тему 

«Синонимы»

Разработала:

Учитель русского языка и литературы

Стрелова Ксения Андреевна

Новоуральск, 2019

Методическая разработка урока

Тема урока: «Синонимы»

Цели урока:

  1. Деятельностная цель: формирование у учащихся умения определять синонимы в устной и письменной речи, навыка подбора синонимов.
  2. Содержательная: расширение у учащихся понятия «синонимы» и определение их роли в речи

Планируемые результаты:

  1. 1. Предметные: применять полученные знания о синонимах для решения практических задач.
  2. Личностные: формировать устойчивую мотивацию к обучению, навыки анализа и конструирования
  3. 3.  Метапредметные:
  • Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
  • Регулятивные: осознавать себя, как движущую силу своего научения; проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
  • Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявленные в ходе работы с синонимами.

Оборудование:

  • Конверт с раздаточным материалом (Приложение № 1);
  • Конверт с бумагой, картоном, клеем;
  • Конверты с инструкциями, частями карты (Приложение № 2);
  • Презентация (Приложение № 3);
  • Ключ.

Опорные понятия: 

  • Синоним
  • Лексика
  • Лексикон

Ход урока:

Деятельность учителя Деятельность ученика Вр.
1. Организационный момент 1
– Здравствуйте, ребята! Садитесь. Пожелаем друг другу успешного дня, новых открытий и хорошего настроения. – Здравствуйте!
2. Мотивация к учебной деятельности 5
– Посмотрите внимательно на слайд с цитатой и ответьте на вопрос, как вы ее понимаете.

(Благодаря истинному знанию ты будешь гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него.) (Слайд 1)

ВДРУГ дверь в класс закрывается снаружи, под дверь просовывают письмо.

Учитель читает письмо: «Привет, ребята, сегодня важный для вас день. Вы уже полгода учитесь в 5 классе, и сегодня мы хотим проверить, чему вы научились в средней школе, и умеете ли вы дружно работать. Мы, старшеклассники, хотим, чтобы вы выполнили ряд заданий, за каждое задание вы будете получать часть карты, собрав всю карту полностью, вы сможете найти спрятанный ключ. Все дополнительные материалы и инструкции находится на столе под классным журналом. Надеемся, что вместе с учителем вы справитесь со всеми заданиями и добьетесь успеха. Удачи. Ваши друзья, старшеклассники»

– Как интересно, ну что ж, ребята, попробуем выполнить задания старшеклассников?

– Тогда начнем!!!

Дети дают ответы о значении учения

Ученики соглашаются

3. Повторение изученного материала 5
Впереди у вас увлекательный путь. Чтобы получить первую часть карты вам необходимо вспомнить, о чем вы говорили на прошлых уроках. Вы работаете в группах, у каждой свой вопрос. Обсудив мнения, вы отвечаете на вопрос. Итак, начинаем.

1. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

2. Слова, имеющие несколько лексических значений.

3. Раздел лингвистики, изучающий слова.

4. Словарный запас человека.

5. Слова, с противоположным лексическим значением.

6.Красная строка, отступ в начале строки.

Молодцы, вы заработали первую часть карты. (Учитель прикрепляет часть карты на доску)

Всего 6 групп, по 3-4 человека в группе

Ученики по группам отвечают

1.  Омонимы.

2. Многозначные.

3. Лексика.

4. Лексикон.

5. Антонимы.

6. Абзац.

4. Формулирование темы урока 5
Работа в группах.

Итак, попробуйте добыть вторую часть карты. На слайде вы видите несколько слов в парах, все они объединены одним понятием, перед вами на столах лежат листы с буквами, из них вам необходимо сложить это слово и приклеить его на картонную карточку. Приступаем.

(На слайде написаны слова: красный – пурпурный, большой – гигантский, гиппопотам – бегемот, грустный безрадостный) (слайд 2)

Ребята показывают свои ответы на картонной карточке, должно получиться слово «Синонимы»

Молодцы, вы верно определили тему нашего урока, и вы получаете вторую часть карты.

Ученики в группах из листочков на картон приклеивают слово

«Синонимы»

5. Работа по теме урока 4
Работа в группах.

Сейчас выдолжны понять, что такое синонимы и узнать для чего они нужны. Разобравшись в этом, вы сможете получить следующую часть карты. На ваших листах вы можете увидеть определение слова «Синонимы», ваша задача вставить нужны слова, чтобы получилось полное определение. 

(Сино́нимы — слова одной части …, различные по звучанию и …, но имеющие похожее лексическое … . Примеры синонимов в русском языке: смелый — …, идти — ….)

Следующая часть карты крепится на доску.

Ученики дополняют определение:

Сино́нимы — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение. Примеры синонимов в русском языке, смелый — храбрый, идти — шагать. (слайд 3)

6. Физминутка 3
Не все задания на пути к достижению ключа будут рассчитаны на вашу смекалку и сообразительность. Следующее задание – выполнение физических упражнений. Все встают со своих мест. Выполняйте старательно. Начинаем:

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой по дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

– Отлично, вы все хорошо выполнили это задание.

(Учитель открывает следующую часть карты)

Ребята выполняют задание.

7. Работа с текстом 9
Следующую работу вы выполняете в парах.

Перед вами тексты с вариантами синонимов, вам нужно использовать нужные, а затем ответить на вопросы, данные ниже. 

      1. Сегодня я опаздывал в кружок, и я

(пошел/побежал). Позже я понял, что всё равно надо спешить, и начал (бежать/мчаться) из всех сил, но всё равно опаздывал и (побежал/полетел) на всех парах.

Чем отличаются синонимы?

      2. Произнести, молвить, сообщить, поведать.

Сегодня депутат … речь перед избирателями. Одним прекрасным утром наш батюшка … речь и … нам свои самые необыкновенные секреты. Свидетели … важную для следствия информацию.

От чего зависит употребление синонимов.

После выполнения задания пара по выбору учителя зачитывает вслух получившееся предложение и ответы на вопрос. Остальные учащиеся проверяют правильность ответов

– Вы верно употребили все синонимы и ответили навопросы, вы получаете следующую часть карты.

Дети выполняют работу:

1. Сегодня я опаздывал в кружок, и я (пошел/побежал). Позже я понял, что всё равно надо спешить, и начал (бежать/мчаться) из всех сил, но всё опаздывал и (побежал/полетел) на всех парах.

Синонимы отличаются оттенками лексического значения. (4 слайд)

2. Сегодня депутат произнес речь перед избирателями. Одним прекрасным утром наш батюшка молвил речь и поведал нам свои самые необыкновенные секреты.

Свидетели сообщили важную для следствия информацию.

Употребление синонимов зависит от речевой ситуации, стиля речи.

(слайд 5)

8. Закрепление 5
Индивидуальная самостоятельная работа.

– Ребята, для того чтобы получить ключ, вам осталось выполнить пару заданий, и вы получите последнюю часть карты. Сейчас внимательно посмотрите на текст и пусть каждый подумает, нужно ли в нем что-то поменять, и если нужно, то что?

Сегодня я увидела много красивого. Я видела красивые цветы, красивых животных, красивые здания. Еще мне запомнились красивые лица окружающих людей. Я люблю смотреть на красивое. (слайд 6)

В этом тексте много повторяющихся слов, нужно их заменить синонимами.

Задание каждый ученик выполняет в тетради и сдает на проверку учителю

9. Рефлексия. 4
– Вы проделали большую работу, как вы оцениваете себя на сегодняшнем уроке.

– КАКОВА БЫЛА ЦЕЛЬ СЕГОДНЯШНЕГО УРОКА?

– И все?

– А теперь скажите, справились ли вы с нашими задачами.

И в конце вашего приключения вспомните, о чем вы сегодня узнали и подготовьте связный рассказ об этом понятии.

(Проверка по слайду.

Сино́нимы — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение. Примеры синонимов в русском языке, смелый — храбрый, идти — шагать.Синонимы отличаются оттенками лексического значения. Употребление синонимов зависит от речевой ситуации, стиля речи. Синонимы нужны для точного и образного выражения мысли) (слайд 7)

Ученики отвечают.

– Мы пытались найти ключ.

 – Нет, еще мы узнавали, что такое синонимы и для чего они нужны, какую роль они играют в речи.

Ученики отвечают

Ученики готовят рассказ о синониме, несколько учеников выступают.

10. Подведение итогов. Домашняя работа 4
Молодцы, вы всё верно запомнили, вы очень старались, укрепить ваши знания вам поможет домашнее задание:

Для мальчиков:

Составить предложения со словами-синонимами:

Отважный,  Храбрый, Неустрашимый,  Смелый.

Большой,  Огромный, Громадный,  Здоровенный.

Для девочек: 

Составить предложения со словами-синонимами:

Смеяться,  Улыбаться, Хохотать.

Бояться,  Ужасаться,  Опасаться, Трепетать. (слайд 8)

Вы справились со всеми испытаниями, и вы получаете заветную последнюю часть карты, находите ключ и открывайте дверь!!!!! Поздравляем!!!(слайд 9)

(Учитель прикрепляет в доске последнюю часть)

Когда ученики открывают дверь, их встречают старшеклассники с поздравлениями, дарят им шарики.

Дети записывают домашнее задание.

Ученики собирают карту воедино, находят ключ и открывают дверь. 

Звенит звонок.

Пояснительная записка.

Направление представленной работы Гуманитарное 

Основная ступень обучения – 5 класс

Тема урока Синонимы
Технологии Игровая технология, ИКТ
Программа, используемая в работе «Русский язык». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2017

Количество часов в год -170, в неделю – 5

Место данного урока в теме Раздел «Лексика, Культура речи», пятый урок в теме
Тип урока Урок сообщения новых знаний
Вид урока Урок- квест
Квест – жанр компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю. Игра, в которой в процессе путешествия и поиска решаются головоломки и задачи, требующие от игроков умственных усилий.
Цель урока 1.Деятельностная: формирование у учащихся умения определять синонимы в устной и письменной речи, навыка подбора синонимов.

2. Содержательная: расширение у учащихся понятия «синонимы» и определение их роли в речи.

Планируемые результаты
  • Личностные: 

– развивать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи, 

– формировать устойчивую мотивацию к обучению, навыки анализа и конструирования.

2.  Метапредметные:

Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Регулятивные: осознавать себя, как движущую силу своего научения; проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявленные в ходе работы с синонимами. 

3. Предметные: применять полученные знания о синонимах для решения практических задач.

Этапы урока 1.Организационный момент

2. Мотивация: 

Ученики обсуждают цитату, сообщающую о пользе учения. Затем дверь закрывается и ребята получают от старшеклассников письмо, в котором они сообщают о том, необходимо выполнить ряд заданий, чтобы получить ключ от запертой двери. В течение учитель читает инструкции, проверяет ответы учащихся, по мере выполнения задания прикрепляет части карты на доску. На доску выводится презентация. Каждое задание и часть карты находится в отдельном пронумерованном конверте.

3.Повторение изученного материала:

           Ученики в группах отвечают на вопросы по изученному ранее материалу, получают часть карты.

4. Формулирование темы урока:

Учащимся, работающим в группах, предлагается найти общее слово, объединяющее другие слова,  представленные в презентации, перед ними на столах лежат листы с буквами, из них необходимо сложить это слово и приклеить его на картонную карточку. Ребята показывают свои ответы на картонной карточке, должно получиться слово «Синонимы». Получают часть карты.

5.Работа по теме урока:

Работа в группах. Ученики подставляют в текст подходящие по смыслу слова и получают определение понятия «Синонимы» Получают часть карты.

6. Физминутка:

Учащиеся разминаются, выполняют физические упражнения, проделав эти задания, они получают часть карты.

7. Работа с текстом.

Ученики работают в парах, перед ними на партах листы с текстами и вопросами к ним. В текстах ученики должны использовать нужные синонимы. Отвечая на вопросы после текста, ребята выявляют признаки синонимов. Получают следующую часть карты.

8. Закрепление:

Каждый ученик самостоятельно анализирует текст, и заменяет повторяющиеся словами необходимыми синонимами.

9. Рефлексия:

Ученики анализируют свою работу на данном уроке, сами формулируют цели урока, подготавливают рассказ о синонимах и их роли в речи, несколько человек выступают с рассказом. 

10. Подведение итогов. Домашняя работа.

Ученики записывают домашнее задание, получают последнюю часть карты, находят ключ, открывают дверь, на пороге их встречают старшеклассники, дарят ребятам цветы.

Методы и приёмы, применяемые на уроке Методы обучения:по уровню познавательной активности учащихся: деятельностный;

по уровню источников информации: словесные, наглядные, практические;

по дидактическим функциям: наблюдение, осознание, обобщение, применение.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Активные формы Групповая, наглядно – демонстрационная, опрос на местах с использованием карточек.
Дидактические принципы обучения
  1. Принцип объективности, научности;
  2. Принцип доступности;
  3. Принцип наглядности;
  4. Принцип активности обучаемых;
  5. Принцип психологической комфортности;
  6. Принцип целостности;
  7. Принцип непрерывности.
Обоснование использования системно-деятельностногоподхода Использование системно-деятельностного подхода отвечает современным требованиям, повышает внимание и интерес учащихся к изучаемому материалу. Подготовка и проведение таких уроков является одной из наиболее актуальных проблем. Ученик становится субъектом учебной деятельности, достигает желаемые цели и результаты. Содержание данного урока создаёт ситуацию успеха за счёт доступных заданий и учёта возможностей каждого ученика, снимает у детей состояние тревожности. Каждый ученик может себя проявить и получить радость от проделанной работы, что является элементом положительной мотивации учащихся.
Обоснование использования игровой технологии Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.

Оборудование и материалы Оборудование:

Конверт с раздаточным материалом (Приложение № 1);

Конверт с бумагой, картоном, клеем;

Конверты с инструкциями, частями карты (Приложение № 2);

Презентация (Приложение № 3);

Ключ.

Источники информации «Русский язык». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2017

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синоним игровой приставки
  • Синоним игровой материал
  • Синоним игровая ситуация
  • Синоним игровая механика
  • Синоним игривый котенок