Синоним формирующего эксперимента является

Тест по психодиагностике, 70 вопросов с ответами1. При проведении исследований часто встаёт вопрос о том, насколько характерный материал вы используете. Как называется мера соответствия по некоей характеристике испытуемого той популяции, к которой он принадлежит:
а) валидность;
б) вариабельность;
в) репрезентативность;
г) надёжность.

2. Как называется стадия исследования, на которой формулируются идеи о причинах и следствиях избранных для исследования явлений:
а) стадия наблюдения;
б) корреляционная стадия;
в) контрольная стадия;
г) стадия формирования гипотезы.

3. Какое из утверждений описывает понятие валидности:
а) способность теста определять меру дефекта;
б) характеристика единства способов использования теста;
в) показатель того, что тест измеряет то, для измерения чего предназначен;
г) мера вероятности получения ошибочных результатов.

4. Репрезентативность теста указывает на:
а) возможность применения к данной выборке норм, указанных в тесте;
б) степень однородности диагностируемой выборки;
в) насколько результат по данному тесту одного испытуемого отличается от результата другого испытуемого.

5. Какое утверждение определяет понятие стандартизации тестов:
а) приведение теста в соответствие со стандартами;
б) использование единообразных процедур проведения и обсчета результатов;
в) согласование популяционных нормативов с культурными и социальными стандартами.

6. Какое из утверждений точнее всего описывает, что такое коэффициент интеллекта:
а) характеристика имеющихся познавательных способностей;
б) характеристика врожденных способностей;
в) мера приобретенных интеллектуальных навыков;
г) характеристика зоны ближайшего развития.

7. Оценка психологического состояния при помощи системы тестов называется:
а) психодиагностика;
б) диагноз;
в) измерение;
г) психологический эксперимент.

8. Работы, каких двух исследователей стояли у истоков метода тестирования:
а) Э. Крепелина и А. Бине;
б) П. Жане и Ф. Гальтона;
в) Ф. Гальтона и Дж. Кеттелла;
г) Ф. Гальтона и А. Бине.
9. Кто предложил исследование памяти методом пиктограммы:
а) С.Л. Рубинштейн;
б) А.Р. Лурия;
в) Т. Рибо;
г) В.Б. Зейгарник.

10. Используемая в детской диагностике методика обучающего обучения А.Я. Ивановой направлена на изучение:
а) интеллектуального уровня;
б) зоны ближайшего развития;
в) мотивации учебной деятельности;
г) эмоциональных блоков интеллектуальной работы.

11. Целевые установки пробы Бурдона и матриц Равена соотносятся как:
а) предпосылки интеллекта — интеллект;
б) интеллект — мышление;
в) ригидность — гибкость.

12. Что одно из перечисленного является существенным элементом предложенного А.Ф. Лазурским «естественного эксперимента» в отличие от лабораторного:
а) условия эксперимента не связаны с искусственными условиями и требованиями;
б) эксперимент проводится без использования технических средств;
в) экспериментатор включен в выполнение задания вместе с испытуемым;
г) наблюдение в естественных условиях с точностью и научностью эксперимента, когда испытуемый не осведомлен о проводящемся исследовании;
д) применяется специальная аппаратура и четко спланированные задания.

13. Тест фрустрации Розенцвейга относится к одной из названных групп:
а) личностные опросники;
б) тесты достижений;
в) психометрические тесты;
г) проективные методы;
д) свободное интервью.

14. Оценка коэффициента интеллекта опирается на сопоставление:
а) паспортного возраста и уровня образования;
б) умственного и эмоционального возраста;
в) интеллектуального и паспортного возраста;
г) максимальных и минимальных показателей;
д) уровень актуального развития и потенциальных возможностей.

15. Включенное наблюдение – это:
а) наблюдение, использующее «батареи» психологических тестов;
б) длительное наблюдение;
в) наблюдение в условиях лаборатории;
г) наблюдение, при котором психолог является непосредственным участником событий;
д) наблюдение включает в себя несколько этапов.

16. Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов при исследовании возрастных особенностей, называется:
а) формирующим экспериментом;
б) наблюдением;
в) констатирующим экспериментом;
г) квазиэкспериментом;
д) моделированием.

17. Метод активного воздействия исследователя на изменения психики ребенка – это:
а) включенное наблюдение;
б) пилотажный эксперимент;
в) контрольный эксперимент;
г) формирующий эксперимент;
д) констатирующий эксперимент.

18. Синонимом формирующего эксперимента является:
а) квазиэксперимент;
б) проективный эксперимент;
в) контрольный эксперимент;
г) генетико-моделирующий;
д) лабораторный эксперимент.

19. Данные о реальном поведении человека, полученные в ходе внешнего поведения, называются:
а) L- данными;
б) Q- данными;
в) T-данными;
г) Z- данными.

20. Б.Г.Ананьев относит лонгитюдный метод исследования:
а) к организационным методам;
б) к эмпирическим методам;
в) к способам обработки данных;
г) к интерпретационным методам.

21. Тип результатов, регистрируемых с помощью опросников и других методов самооценок, называется:
а) L- данными;
б) Q- данными;
в) T-данными;
г) Z- данными.

22. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является:
а) экспериментом;
б) контент-анализом;
в) наблюдением;
г) методом анализа продуктов деятельности.

23. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющее анализировать психологическое развитие на различных этапах жизненного пути и на основе этого делать определённые выводы, принято называть исследованием:
а) пилотажным;
б) лонгитюдным;
в) сравнительным;
г) комплексным.

24. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:
а) интроверсия;
б) интроекция;
в) интроспекция;
г) интроскопия.

25. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом, — это:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) тестирование;
г) самонаблюдение.

26 Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) тестирование;
г) самонаблюдение.

27. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется:
а) контекст-анализом;
б) анализом продуктов деятельности;
в) беседой;
г) экспериментом.

28. Способ исследования структуры и характера межличностных отношений людей на основе измерения межличностного выбора называется:
а) контент-анализом;
б) методом сравнения;
в) методом социальных единиц;
г) социометрией.

29. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством:
а) наблюдения;
б) эксперимента;
в) контент-анализа;
г) анализа продуктов деятельности.

30. Оценка согласованности показателей, получаемых при повторном тестировании тех же испытуемых и тем же самым тестом или эквивалентной его формой, характеризует тест с точки зрения его:
а) валидности;
б) достоверности;
в) надёжности.

31. Первые интеллектуальные тесты для детей были разработаны:
а) Бине-Симоном;
б) И.П. Павловым;
в) Эббингаузом.

32. К формализованным методикам относятся:
а) тесты;
б) опросники;
в) проективные методики;
г) психофизиологические методики;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.

33. К малоформализованным методикам НЕ относят:
а) наблюдение;
б) беседу;
в) анализ продуктов деятельности;
г) опросники;
д) тесты.

34.Стандартизация — это:
а) единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста;
б) согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых
в) понятие, указывающее, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает

35.Надежность- это:
а) единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста;
б) согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых
в) понятие, указывающее, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает

36.Валидность — это:
а) единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста;
б) согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых
в) понятие, указывающее, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает

37. Прием, используемый для повторного обследования испытуемых с помощью одной и той же методики для проверки стабильности диагностируемого признака, называется:
а) константностью;
б) контент-анализ;
в) тест-ретест.

38. Таблицы Шульте предназначены для исследования объема внимания, а таблицы Шульте-Горбова для исследования:
а) устойчивости внимания;
б) концентрации внимания;
в) переключаемости внимания;
г) динамической асимметрии внимания.

39. В каком пункте указаны методики, лучше всего позволяющие выявить разноплановость мышления:
а) классификация и сложение фигур;
б) сложение фигур и исключение предметов;
в) пиктограмма и сложение фигур;
г) классификация и исключение предметов;
д) пиктограмма и классификация.

40. Методика Дембо-Рубинштейн представляет собой:
а) тест уровня самооценки;
б) экспериментально-психологическую методику изучения свойств личности по самооценке;
в) экспериментально-психологическую методику изучения самооценки.

41. Какое из приведенных утверждений НЕ отражает основных правил оценки профиля MMPI:
а) профиль должен оцениваться как единое целое;
б) при оценке профиля наиболее существенно значение Т-нормы по каждой шкале, сравнение с которой отражает степень выраженности психопатологии;
в) профиль характеризует особенности личности и актуальное психическое состояние;
г) при оценке профиля наиболее существенно отношение уровня каждой шкалы к среднему уровню профиля в целом и, особенно, по отношению к соседним шкалам.

42. Тест «чернильных пятен» создан Г. Роршахом:
а) в 1912 г.;
б) в 1921 г.;
в) в 1935 г.;
г) в 1951 г.

43. Минимальный возраст, начиная с которого может использоваться цветовой тест отношений А.М. Эткинда:
а) 3-4 года;
б) 5-6 лет;
в) 7-8 лет;
г) 9-10 лет.

44. «Кубики Кооса», «куб Линка» являются методиками для исследования:
а) процесса решения конструктивных задач;
б) абстрактно-логического мышления;
в) дискурсивного мышления;
г) оперативной памяти.

45. Во взрослом и детском вариантах теста Векслера наиболее культурально-зависимы результаты по тесту:
а) недостающие детали;
б) арифметика;
в) лабиринт;
г) осведомленность.

46. Какой из перечисленных факторов может приводить к снижению показателей по вербальному тесту Векслера:
а) высокий уровень тревоги;
б) высокая потребность в самореализации;
в) высокий уровень внимания;
г) высокая самооценка.

47. Какой из перечисленных тестов НЕ является проективным:
а) ТАТ;
б) тест Роршаха;
в) тест тревожности Спилберга-Ханина;
г) тест незаконченных фраз.

48. Какой из перечисленных тестов НЕ предназначен для оценки интеллектуальных способностей:
а) ТАТ;
б) тест Векслера;
в) тест общих способностей;
г) тест Стенфорд-Бине.

49. Опросник Спилберга-Ханина позволяет:
а) оценить уровень депрессии;
б) выявить склонность к полярным колебаниям аффекта;
в) сопоставить истинную и ситуационную самооценку;
г) сопоставить ситуационную и конституциональную тревожность.

50. Какой из тестов позволяет сопоставить вербальные и невербальные способности:
а) тест Роршаха;
б) тест Векслера;
в) тест Бендер;
г) тест Кеттелла.

51. 16-факторный личностный опросник разработал …..
а) Кеттел
б) Рорших
в) Векслер
г) Бендер

52. Какой из тестов содержит 3 шкалы валидности и 10 клинических шкал:
а) тест Векслера для взрослых;
б) тест Айзенка;
в) MMPI;
г) Тест Кеттелла.

53. Тесты способностей показывают:
а) уровень предшествующей подготовки;
б) степень вклада наследственности в способности;
в) возможности успеха в той или иной области;
г) общий уровень умственных способностей.

54. Какой из цветов в тесте Люшера НЕ относится к основным:
а) синий;
б) желтый;
в) фиолетовый;
г) сине-зеленый.

55. Надежность теста показывает:
а) какую стабильность результатов измерения обеспечивает сам тест;
б) насколько стабильны те свойства и качества, которые измеряются с помощью теста;
в) насколько стабильна процедура подсчета суммарного балла по тесту.

56. Каково исходное назначение опросника Т. Лири:
а) изучение групповой динамики;
б) изучение взаимоотношений в семье;
в) изучение ролевых идентификаций личности;
г) изучение социальной конфликтности.

57. Какое из утверждений верно описывает назначение теста Розенцвейга:
а) выявление агрессивных реакций на стресс;
б) определение уровня стрессоустойчивости;
в) определение типов реагирования на фрустрацию;
г) диагностика клинических типов агрессивности.

58. Методологической основой психодиагностики является:
а) хорошо разработанная психологическая теория;
б) психометрика;
в) практическая область применения психодиагностических методов.

59. Фактор социальной желательности оказывает наибольшее влияние в:
а) ситуации клиента;
б) ситуации экспертизы;
в) патопсихологической диагностики.

60. Содержательная валидность теста – это:
а) степень представленности (репрезентации) исследуемого психологического конструкта в результатах теста;
б) отражение в содержании теста ключевых сторон изучаемого психологического феномена;
в) показатель внутренней однородности (согласованности) теста.

61. Если выборка репрезентативна срезу популяции, то:
а) результаты выборочного распределения можно описать распределением близким к нормальному;
б) результаты выборочного распределения можно описать любым математическим распределением;
в) по результатам выборочного распределения вообще нельзя судить о репрезентативности выборки.

62. Нелинейное преобразование стандартных показателей необходимо для того, чтобы:
а) удобства интерпретации полученных результатов;
б) добиться сопоставимости результатов, принадлежащих к распределениям полученным по различным тестам;
в) добиться сопоставимости результатов, принадлежащих к распределениям различной формы.

63. Социально-психологический норматив – это:
а) статистическая норма, эмпирически полученная на какой-либо выборке;
б) система требований общества к индивиду;
в) индивидуальная норма, рассчитанная для данного конкретного индивида.

64. Идея стандартизации методик и тестов принадлежит:
а) Дж. Кеттелу;
б) В.Вундту;
в) А. Бине.

65. Проективные тесты и методики отличаются от объективных тестов и стандартизированных самоотчетов тем, что:
а) не могут давать объективных и надежных результатов;
б) результаты по тесту не поддаются никакой формализации;
в) интерпретация результатов по тесту зависит от компетентности и уровня квалификации психодиагноста.

66. Экспертная эмпирическая валидизация относится к:
а) теоретическому типу валидизации;
б) практическому типу валидизации;
в) теоретическому и практическому типам валидизации.

67. Конструктная валидность теста – это:
а) степень представленности (репрезентации) исследуемого психологического конструкта в результатах теста;
б) показатель внутренней однородности (согласованности) теста;
в) отражение в содержании теста ключевых сторон изучаемого психического свойства.

68. Между валидностью и надежностью существует следующее соотношение:
а) валидность ≤ надежность;
б) валидность ≥ надежность;
в) валидность = надежность;

69. Достоверность теста – это:
а) его защищенность от фальсификации результатов психодиагностом;
б) его защищенность от влияния на результаты различных внешних воздействий;
в) его защищенность от фальсификации результатов испытуемым;

70. Валидность теста доказывает:
а) независимость результатов теста от мнения психодиагноста;
б) можно ли применять данный тест на практике;
в) измеряет ли тест тот психический феномен, для измерения которого он предназначен.

Тест Педагогическая психология

Предмет и задачи педагогической психологии

Предмет педагогической
психологии – это:

факты, закономерности,
механизмы психики

факты и закономерности
психического развития

развитие психики
под воздействием обучения и воспитания

все ответы верны

правильного ответа нет

Основной задачей
педагогической психологии является:

изучение
психологических основ педагогической деятельности

раскрытие механизмов и
закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и
личностное развитие обучаемого

определение фактов,
механизмов, закономерностей развивающего обучения

все ответы верны

правильного ответа нет

Проблемой
педагогической психологии является:

проблема социальной
адаптации и реабилитации

проблема обеспечения индивидуализации
обучения

проблема детской
одаренности

все ответы верны

правильного ответа нет

В структуру
педагогической психологии по И.А.Зимней входит следующий компонент:

психология
педагогической деятельности

психология учебной
деятельности

психология
учебно-педагогического сотрудничества и общения

все ответы верны

правильного ответа нет

К основным
специфическим категориям педагогической психологии относятся… (два варианта
ответа)

бессознательное
педагогические способности
психика
учебная деятельность

Педагогическая
психология изучает развитие личности…

под воздействием социума
в целом
в возрастном аспекте
под воздействием обучения и воспитания

Структура
педагогической психологии включает…

психологию влияния
психологию образовательной деятельности
психологию учебной деятельности и ее субъекта – обучающегося
социальную психологию

К основным
специфическим категориям педагогической психологии относятся… (два варианта
ответа)

бессознательное
психика
учебная деятельность

педагогические способности

К представителям I
этапа становления педагогической психологии относят… (два варианта ответа)

Ж.Ж.Руссо
Я.А.Каменского
В.А.Сухомлинского
Л.С.Выготского
 

Оформление
педагогической психологии в самостоятельную отрасль произошло:

середина 17в. – конец
19в.

конец 19в. – начало
50-х годов 20в.

с начала 50-х годов
20в.

Педагогическая психология в системе педагогической
науки и человекознания

Основные формы связи
педагогики с другими науками — это… (два варианта ответа)

использование случайных, неорганизованных результатов исследования
творческое заимствование методов исследований
использование основных идей, теоретических положений
выборочное использование предположений, домыслов

Создание человека по
образу и подобию; включает в себя обучение и воспитание как интернационализацию
тех социокультурных ценностей, которые разделяются ее членами, — это …

социализация

образование

формирование

Приобретение
индивидуального опыта, прежде всего автоматизированных навыков – это…

научение

обучение

воспитание

Процесс целенаправленной
передачи социокультурного опыта другому человеку в специально организованных
условиях – это …

учение

обучение

воспитание

Образование как
система рассматривается в трех измерениях…

общее, специальное,
высшее

образование в мире,
стране, обществе, регионе, организации

дошкольное, школьное,
высшее, аспирантура, докторантура, углубленная подготовка специалистов

Течение в педагогике и
психологии, возникшие на рубеже 19-20вв., изучающие ребенка как целостную
систему называется…

педология

психология развития

педагогическая психология

Термин «педагогическая психология» был предложен:

К.Д.Ушинским

П.Ф.Каптеревым

П.П.Блонским

Один из концептуальных принципов современного обучения – «Обучение не
плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» — сформулировал:

Л.С.Выготский

С.Л.Рубинштейн

Б.Г.Ананьев

Учение как фактор социализации, как условие связи индивидуального и
общественного сознания, рассматривается в:

физиологии

биологии

психологии

социологии

Система специальных действий, необходимых для прохождения основных
этапов процесса усвоения – это:

учение

обучение

преподавание

Методы педагогической психологии

Эксперимент в
психолого-педагогическои исследовании позволяет проверить гипотезы о наличии…

решения проблемы
связи между явлениями
причинной связи между явлениями
самого явления

Наблюдение наиболее
часто применяется в педагогической психологии благодаря его …

отсутствию какой-либо аппаратуры
доступности и отсутствию специального оборудования
доступности, простоте и возможности повторения исследования с теми же параметрами
отсутствию целенаправленной подготовки
 

Наблюдение наиболее
часто применяется в педагогической психологии благодаря его

доступности и
отсутствию специального оборудования

отсутствию
целенаправленной подготовки

отсутствию какой-либо
аппаратуры

доступности, простоте
и возможности повторения исследования с теми же параметрами

Метод исследования,
который выявляет информацию о причинно-следственных связях, манипулируя одним
или несколькими факторами и контролируя другие, называется…

наблюдение

эксперимент

анкетирование

Метод познания,
который ограничивается регистрацией выявленных фактов в
психолого-педагогических исследованиях, называется:

наблюдение

эксперимент

тестирование

Синонимами
формирующего эксперимента являются:

квазиэксперимент

контрольный
эксперимент

психолого-педагогический
эксперимент

Лонгитюдный метод
исследования(по Б.Г.Ананьеву) относится к:

организационным
методам

эмпирическим методам

способам обработки
данных

интерпретационным
методам

Скрытое наблюдение как
разновидность наблюдения выделяется в зависимости:

от регулярности

от упорядоченности

от позиции
наблюдателя

от активности
наблюдателя

Специфическим методом
педагогической психологии является:

формирующий
эксперимент

лонгитюдное
исследование

близнецовый метод

Наибольшая точность
результатов исследования обеспечивается при:

наблюдении

эксперименте

контент-анализе

 

Психология учебной деятельности

В структуре учебной
деятельности выделяются следующие компоненты:

учебная мотивация

учебная задача и
учебные действия

контроль и оценка

все ответы верны

правильного ответа нет

Относительно
законченные элементы учебной деятельности, которые направлены на достижение
промежуточной цели, подчиненные общему мотиву, называются:

учебная деятельность

учебная задача

учебные действия

все ответы верны

правильного ответа нет

Упроченное, доведенное
в результате многократных, целенаправленных упражнений до совершенства
выполнение действия называется:

контроль

усвоение

навык

все ответы верны

правильного ответа нет

Материал, который
должен быть усвоен, называется…

учебным заданием
учебной задачей
учебным действием
действием оценки

Сложная система
информации о каком-либо явлении, объекте, процессе, в котором четко определена
лишь часть сведений, называется:

учебная деятельность

учебная задача

учебные действия

все ответы верны

правильного ответа нет

Усвоение
рассматривается как:

механизм, путь
формирования человеком индивидуального опыта через приобретение, «присвоение»
общественно-исторического опыта безотносительно к тому, протекает ли он
стихийно или в специальных условиях образовательных систем

сложная
интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы,
обеспечивающие прием, смысловую переработку, сохранение и воспроизведение
принятого материала

результат учения,
учебной деятельности

все ответы верны

правильного ответа нет

К компонентам учебной
деятельности относят… (два варианта ответа)

самостоятельную работу
учебную задачу
выполнение домашних заданий
действие контроля

К компонентам учебной
деятельности не относят…

мотив
выполнение домашних заданий
действие контроля
учебную задачу
 

Под влиянием учебной
деятельности в познавательной сфере… (два варианта ответа)

развивается наглядно-действенное мышление
формируется непроизвольное внимание
+развивается теоретическое мышление
повышается словарный запас
 

Деятельность субъекта
по овладению обобщенными способами действий, направленная на его саморазвитие
на основе решения посредством учебных действий специально поставленных
педагогом учебных задач (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) – это …

ни один из ответов не верен
воспитательная деятельность
учебная деятельность
педагогическая деятельность

Психологические основы обучения

Теоретической основой
педагогической психологии является …

деятельностный подход

теория познания

теория общения

когнитивная психология

К психологическим
показателям обучаемости не относится…

инициатива в выборе
необязательных заданий

восприимчивость к
помощи других

настойчивость в
достижении цели

конформность в
общении

То, что ученик может
выполнить вполне самостоятельно, называется:

уровнем актуального
развития

зоной ближайшего
развития

обучаемостью

все ответы верны

правильного ответа нет

Явление, при котором
ребенок не может выполнить вполне самостоятельно, но с чем он справляется с
небольшой помощью, называется:

уровнем актуального
развития

зоной ближайшего
развития

обученностью

все ответы верны

правильного ответа нет

Основные изменения
школьного возраста (по Л.С.Выготскому) – осознание и овладение психическими
процессами – обязаны своим происхождением…

научению

обучению

воспитанию

развитию

Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения
индивидуального опыта, является:

учение

научение

обучение

Усвоение человеком связей, существующих между конкретными объектами,
свойствами, действиями, психическими состояниями и т.п. составляет сущность:

ассоциативных теорий научения

условно-рефлекторное научение

знаковых теорий обучения

операциональных теорий научения

Сущность научения как усвоения человеком связей, существующих между
конкретными объектами, свойствами трактуется в ….психологических теориях
научения:

ассоциативных теорий научения

условно-рефлекторное научение

знаковых теорий обучения

операциональных теорий научения

Автором закона эффекта является

Э.Торндайк

Б.Синнер

Г.Эббингауз

Проблемы усвоения социального опыта как процесс, происходящий между
стимулом и реакцией, исследуется в рамках:

бихевиористского подхода

функционализма

когнитивной психологии

Психологические причины школьной неуспеваемости

Отметка, в отличие от
оценки, выражается в …

баллах
замечании
одобрении
похвале

Особенностью мотивации
слабо успевающих школьников не является…

охотное выполнение однотипных занятий
интерес к вопросам узко прагматического характера
стремление найти самое простое решение
желание быть грамотными

Учебная деятельность
младшего школьника – это деятельность, …

формирующая умение учиться
предполагающая индивидуальный характер
непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством
направленная на усвоение знаний

Учебная деятельность
младших школьников имеет следующие мотивы: (два варианта ответа)

признание и
одобрение старших товарищей

уважение значимых для
него сверстников

позитивная оценка
родителей

получение
профессиональных знаний

К приемам воздействия
на личность не относится: (два варианта ответа)

поощрение

формирование

психотерапия

убеждение

По А.Н.Леонтьеву,
основной единицей анализа деятельности служит…

мотив

действие

задача

условие

Ведущим при переходе
из начального в среднее звено становится…

развитие и коррекция
произвольной регуляции поведенческой сферы

развивающая работа
когнитивного содержания

формирование и
коррекция социальной позиции школьника в отношении обучения, отношений со
сверстниками и взрослыми

развитие и коррекция
произвольной саморегуляции эмоциональной сферы

Основным мотивом
учебной деятельности в подростковом возрасте является …

завоевание
определенного места в классе

стремление к положению
школьника

забота о своем
положении в будущем

интерес к учебе

Для младшего школьного
возраста основным мотивом учения является: (два варианта ответа)

желание получить
хорошую оценку

притязание на
признание среди сверстников

готовность к новым
обязанностям, ответственности перед другими людьми – учителем, классом; ожидание
нового

осознанное стремление
участвовать в общественно необходимой работе

Перечислите средства
преодоления неуспеваемости:

психолого-педагогическая
профилактика

психолого-педагогическая
терапия

педагогическая
диагностика

воспитательное
воздействие

все ответы верны

Психологические концепции обучения

Теория учебной
деятельности в отечественной психологии была разработана: (два варианта ответа)

Д.Б.Элькониным

В.В.Давыдовым
Л.И.Божович
А.В.Петровским

Кто является автором
теории поэтапного формирования умственных действий и понятий:

В.В.Давыдов

Л.В.Занков

П.Я.Гальперин

все ответы верны

правильного ответа нет

Система обучения,
направленная от общего к частному – это:

развивающие
обучение в концепции В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина

поэтапное формирование
умственных действий и понятий

программированное
обучение

все ответы верны

правильного ответа нет

Психологической
основой программированного обучения является…

теория ассоцианизма
бихевиоризм
фрейдизм
гештальтпсихология
 

Проблемное обучение
заключается:

в создании перед
учащимся проблемных ситуаций

в осознании, принятии
и разрешении проблемных ситуаций в процессе совместной деятельности учителя и
учащихся

в максимальной
самостоятельности учащихся и общим руководством учителя;

все ответы верны

правильного ответа нет

Укажите дидактический
принцип по системе Л.В.Занкова:

обучение на низком,
доступном уровне трудности

ведущая роль
теоретических знаний

медленны темп изучения
программного материала

все ответы верны

правильного ответа нет

Автором теории
формирования умственных действий является

П.Я.Гальперин

М.М.Махмутов

А.М.Матюшкин

Н.Ф.Талызина

Автором теории
проблемного обучения является:

П.Я.Гальперин

М.М.Махмутов

А.М.Матюшкин

Н.Ф.Талызина

К характеристикам
программированного обучения относится… (два варианта ответа)

знания даются
мелкими дозами

создание перед
учащимися проблемной ситуации

пошаговый контроль
степени усвоения

осознание, принятие и
разрешение проблемной ситуации в процессе совместной деятельности учителя и
учащихся

К характеристикам
теоретического знания по В.В.Давыдову относится… (два варианта ответа)

возникает при
непосредственном наблюдении предметов и явлений

возникает при
мысленном преобразовании предметов и явлений

вырабатывается при сравнении
предметов и явлений, выделяются их общие свойства

возникает путем
анализа роли и функции любых отношений, возникающих внутри предмета или явления
как целостной системы

Психология воспитания

Воспитание – это:

стремление к
внутренней и внешней независимости человека, сопровождающееся признанием
соответствующих прав за любой другой личностью, независимо от ее социального
положения, национальной, религиозной, политической, классовой и иной
принадлежности

целенаправленное
воздействие на человека с целью сформировать у него определенные ценностные
ориентации, принципы поведения, системы оценок, выраженное отношение к себе,
другим людям, к труду, к обществу к миру

личная форма
этического сознания, область свободных и ответственных поступков, а также внутренних
мотивов и побуждений творить добро

все ответы верны

правильного ответа нет

Личный пример
воспитателя, образцы поведения, поступки – это:

методы воспитания

средства воспитания

институты воспитания

все ответы верны

правильного ответа нет

Целенаправленное
воздействие на человека с целью формирования у него ценностных ориентаций,
принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, к людям и к миру,
называется…

образование
обучением
научением
воспитанием

К видам наказаний
относят…(два варианта ответа)

моральное исключение из общественной повседневной жизни
одобрение
отстранение от важного дела

К видам наказаний
относят… (два варианта ответа)

возмущение
благодарность
осуждение
ответственное поручение

К методам воспитания
относят… (два варианта ответа)

практикумы
наказание
самостоятельную работу
поощрение

Конвенциональный
уровень нравственности по Л.Колбергу протекает

с 5 до 13 лет

с 0 до 7 лет

с 10 до 13 лет

от 17 и старше

Воспитание неотрывно
от … , в процессе которого оно осуществляется:

учения

обучения

формирования

Общественные структуры
и организации, которые призваны оказывать воспитательное воздействие на
личность, называются …

институты
воспитания

образовательные
учреждения

государственные
учреждения

Психологической целью воспитания является:

всесторонне развитая личность

психологическое здоровье человека

социально адаптированная личность

Психология личности учителя

Укажите педагогические
способности… (два варианта ответа)

личностные;

организационно-коммуникативные

дидактические

все ответы верны

правильного ответа нет

К педагогическим
способностям не относятся…

организаторские
перцептивные
коммуникативные
общие
 

Способность учителя
эмоционально и силой знаний заражать учащихся называется…

динамичностью
культурой
фасцинацией
пластичностью

Под педагогическими
способностями (по В.А Крутецкому) понимается способность проникать во
внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким
пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

перцептивными
организаторскими
дидактическими
академическими

Основным стержнем
педагогических способностей является …

центрация педагога

мотивация педагога

умения педагога

Постоянный процесс
развития своих профессиональных потенциальностей, эффективное использование
своих способностей и разума и «работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты
хочешь делать» и проживание «пик-переживаний» в выбранной профессии называется
……… самоактуализацией.

профессиональной

педагогической

психологической

Полное использование талантов,
способностей, возможностей человека определяет его:

фрустацию

самоактуализацию

оптимизацию

демократизацию

все ответы верны

Характеристиками
самоактуализирующихся педагогов является (два варианта ответа)

принятие себя и
других

спонтанность, естественность

боязнь быть
используемым коллегами и учащимися

доминирование и
контроль над другими

Мотив власти в
педагогической деятельности должен быть ориентирован на …

себя

других

дело

Стиль руководства
преподавателем, заключающийся в учете мнений учащихся, стремлении понять, а не
приказывать называется …

демократическим

авторитарным

игнорирующим

Психология педагогической деятельности

Стиль сдерживающий
проявления инициативы и самостоятельность, называется:

демократический

либеральный

авторитарный

все ответы верны

правильного ответа нет

Основными компонентами
педагогической деятельности являются:

мотивация и цель

средства и способы

продукт и результат

все ответы верны

правильного ответа нет

В группу
педагогических воздействий на ученика (по А.К.Марковой) не входит…

изучение наличных возможностей учащихся и новых уровней их психического воздействия
отбор, переработка и передача учителем содержания учебного материала
умение работать с содержанием учебного материала
выбор и применение методов, форм, средств воздействия и их комбинаций
 

К педагогическим
умениям, необходимым для овладения педагогической деятельностью, не относится
умение…

видеть в
педагогической ситуации проблему и оформлять ее в виде педагогической задачи

конфликтовать с
окружающим, отстаивая свое педагогическое мнение

работать с содержанием
учебного материала

умение использовать
психологические знания и осведомленность в современном состоянии педагогики и
психологии

Большие группы
основных педагогических умений были выделены…

А.В.Мудриком
А.К.Марковой
П.Ф.Каптеревым
А.С.Макаренко
И.А.Зимняя выделила три плана соответствия психологических характеристик человека деятельности педагога...
активность, эмоциональность, толерантность
эмоциональную устойчивость, замкнутость, организованность
предрасположенность, личностную готовность, включаемость во взаимодействие
пассивность, эмоциональная устойчивость, педантичность

В структуру
педагогической деятельности не входит….

личность учащегося
цели
мотивация
способы деятельности

В педагогической деятельности
_______ компонент связан с такими умениями, как изучение самого себя,
оценивание себя и других.

гностический
коммуникативный
конструктивный
проектировочный
 

В этапы педагогической
деятельности не включается…

контроль и оценка воздействий
анализ мотивов
постановка целей
выбор и применение методов

Вид психологического
анализа урока, проводимый после занятия называется:

текущий

ретроспективный

предваряющий

Педагогическое общение как форма взаимодействия
субъектов образовательного процесса

Целью педагогического
общения является:

установление отношений

координационная

информационная

все ответы верны

правильного ответа нет

Основной функцией
взаимодействия обучающего и обучаемого является:

коммуникативно-стимулирующая

информационно-обучающая

эмоционально-коррегирующая

все ответы верны

правильного ответа нет

При _______ стиле
руководства учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам,
коллегам.

демократическом
авторитарном
инертном
либеральном
 

По мнению Э.Берна,
учитель и учащийся в ситуации обучения не могут занять позицию…

родителя
старшего
ребенка
взрослого
 

Специальные действия,
направленные на привлечение внимания к своей личности, поддержание
педагогически целесообразной психологической атмосферы общения на занятиях с
разными учениками, называются_____педагога.

коммуникативной культурой
коммуникативными навыками
способностями
педагогической культурой
 

В основе императивного
общения лежит…

убеждение, уговоры

внушение, заражение

просьба, пожелание

приказы, требование

 

Целью педагогического
общения является:

установление отношений

координационная
функция

информационная функция

все ответы верны

правильного ответа нет

Совместная развивающая
деятельность детей и взрослых, скрепленная взаимопониманием, проникновением в
духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой
деятельности, называется …

сотрудничество

компромисс

демократия

Этапами
педагогического общения являются:

анализ осуществления
действий

начальный этап

прогностический

управление общением

все ответы верны

правильного ответа нет

Субъективно
переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации прогнозируемого общения
вследствие неприятия партнера общения, его действий, непонимание текста,
непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного
психологического состояния – это …

затруднения общения

кризис общения

барьер общения

Психолого-педагогическое
сопровождение субъектов учебно-воспитательного взаимодействия

Психологическое
сопровождение это:

процесс
сотрудничества взрослого с ребенком, в результате чего происходят качественно
позитивные изменения в ученике

процесс активного
психологического воздействия, в результате которого происходят сдвиги в психике
ребенка

процесс взаимодействия
педагогов с психологом с целью диагностики развития детей

В
психолого-педагогическом сопровождении выделяют две парадигмы работы:

традиционную и
гуманистическую

отечественную и
зарубежную

классическую и
неклассическую

Основными ценностями
традиционной парадигмы психолого-педагогического сопровождения являются: (два
варианта ответа)

директивность

контроль

сотрудничество

диалог

Основными ценностями
гуманистической парадигмы психолого-педагогического сопровождения являются:
(два варианта ответа)

директивность

контроль

сотрудничество

диалог

Основной целью
психологического сопровождения детей в школе является

гармонизировать
эмоциональное состояние ученика

диагностировать
состояние здоровье ученика

соблюдать режим
психологического воздействия

Типичной проблемой
психологического сопровождения детей в школе является:

депрессия, стрессы

суицид

развод родителей

«Ученик как объект
воздействия» это принцип:

традиционной
парадигмы психологического сопровождения

гуманистической
парадигмы психологического сопровождения

Соразвитие это:

развитие мира
детства – это процесс, параллельный развитию мира взрослых

гармонизация внешнего
и внутреннего «Я» — цель развития

развитие, движение
детей по созданной миром взрослых «лестнице» возрастов

В структуру
психологического сопровождения детей в школе не входит:

психодиагностика

школьные занятия

психокоррекция

Психологическое
просвещение школьников – это:

деятельность
педагога и психолога, ориентированная на создание условий для активного
присвоения и использования школьниками социально-психологических знаний

деятельность педагога
и психолога, целью которой является информирование родителей о школьных
проблемах ребенка

Это окончание невероятной информации про методы педагогической психологии.

экспериментальный материал, непосредственно не представляющий для ребенка интереса. Поэтому лабораторный эксперимент должен быть тщательно организован и по возможности сочетаться с другими, более естественными методиками. Данные лабораторного эксперимента представляют в основном теоретическую ценность; выводы, сделанные на их основании, могут быть распространены на реальную жизненную практику с известными ограничениями (Милграмм Ст., 2000; аннотация).
Естественный эксперимент. Указанные недостатки лабораторного эксперимента в некоторой мере устраняются при организации естественного эксперимента. Впервые этот метод был предложен в 1910 г. А.Ф. Лазурским на 1-м Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях в рамках привычной для испытуемых деятельности, например, учебных занятий или игры. Зачастую созданная экспериментатором ситуация может остаться вне сознания испытуемых; в этом случае положительным для исследования фактором является полная естественность их поведения. В других случаях (напр., при изменении методики преподавания, школьного оборудования, режима дня и т. п.) экспериментальная ситуация создается открыто, таким образом, что сами испытуемые делаются участниками ее создания. Такое исследование требует особенно тщательного планирования и подготовки. Его имеет смысл использовать, когда данные надо получить в предельно короткие сроки и без помех для основной деятельности испытуемых. Существенный недостаток естественного эксперимента — неизбежное наличие неконтролируемых помех, т. е. факторов, влияние которых не установлено и не может быть количественно измерено.
2. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Сам А.Ф. Лазурский выразил суть естественного эксперимента следующим образом: «При естественно-экспериментальном изучении личности мы не пользуемся искусственными приемами, не производим опытов в искусственных лабораторных условиях, не изолируем ребенка из обычной обстановки его жизни, а экспериментируем естественными формами внешней среды. Мы исследуем личность самой жизнью и потому становятся доступными обследованию все влияния как личности на среду, так и среды на личность. Здесь эксперимент входит в жизнь. Мы исследуем не отдельные психические процессы, как это обычно делается (напр., память исследуют посредством заучивания бессмысленных слогов, внимание — вычеркиванием значков на таблицах), а исследуем и психические функции, и личность в целом. При этом пользуемся не искусcтвенным материалом, а предметами школьного обучения» (Лазурский А.Ф., 1997; аннотация).
По количеству изучаемых переменных различают одномерный и многомерный эксперименты.
Одномерный эксперимент предполагает выделение в исследовании одной зависимой и одной независимой переменной. Он чаще всего реализуется в лабораторном эксперименте.
Многомерный эксперимент. В естественном эксперименте утверждается идея изучения явлений не изолированно, а в их взаимосвязи и взаимозависимости. Поэтому здесь чаще всего реализуется многомерный эксперимент. Он требует одновременного измерения множества сопутствующих признаков, независимость которых заранее неизвестна. Анализ связей между множеством изучаемых признаков, выявление структуры этих связей, ее динамики под влиянием обучения и воспитания являются основной целью многомерного эксперимента.
Результаты экспериментального исследования часто представляют собой не выявленную закономерность, устойчивую зависимость, а ряд более или менее полно зафиксированных эмпирических фактов. Таковы, например, полученные в результате эксперимента описания игровой деятельности детей, экспериментальные данные о влиянии на какую-либо деятельность такого фактора, как присутствие других людей и связанный с этим мотив соревнования. Эти данные, носящие часто описательный характер, не раскрывают еще психологического механизма явлений и представляют лишь более определенный материал, сужающий дальнейшую сферу поиска. Поэтому результаты эксперимента в педагогике и психологии нередко следует рассматривать как промежуточный материал и исходную основу для дальнейшей исследовательской работы

2.4. Формирующий эксперимент как один из основных методов психолого-педагогических исследований

2.4.1. Суть формирующего эксперимента

Формирующий эксперимент — применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого.

Формирующий эксперимент широко используется в отечественной психологии при изучении конкретных путей формирования личности ребенка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса.

Синонимы формирующего эксперимента:

  • преобразующий,
  • созидательный,
  • воспитывающий,
  • обучающий,
  • метод активного формирования психики.

2.4.2. Экспериментальное обучение как разновидность формирующего эксперимента.Историческая справка

Экспериментально-генетический метод исследования психического развития разработан Л.С. Выготским и связан с его культурно-исторической теорией развития высших психических функций. Впервые был применен Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым при исследовании формирования высших опосредствованных форм внимания и памяти. Сущность метода заключается в разработке искусственных экспериментальных условий, способствующих созданию самого процесса возникновения высших форм психических функций. В основе такого экспериментального изучения генезиса психических явлений лежали два основных положения: первое — специфически человеческие психические процессы — это процессы опосредствованные, использующие разнообразные, выработанные в ходе исторического развития человеческой культуры орудия-средства — знаки, символы, язык, меры и т.п.; второе — всякий психический процесс возникает и функционирует в двух планах — социальном и психологическом, или, как писал Л.С. Выготский, сначала как категория интерпсихическая, а затем как интрапсихическая. После смерти Л.С. Выготского экспериментально-генетический метод исследования психического развития с успехом применялся его сотрудниками и последователями в многочисленных исследованиях (при формировании звуковысотного слуха А.Н. Леонтьевым, в исследовании произвольных движений А.В. Запорожцем, при изучении закономерностей развития восприятия Л.А. Венгером и др.). Существенный вклад внес П.Я. Гальперин, разработавший теорию и методику поэтапного формирования умственных действий , а затем целенаправленного формирования психических процессов с заранее заданными свойствами (внимание, симультанное восприятие и т.п.). Л.С. Выготский предостерегал от упрощенного понимания получаемых в таких искусственных условиях фактов и прямого переноса выводов на реальный процесс развития. В 60-х гг. кроме исследований, проводимых в лабораторных условиях, появились многочисленные исследования, ведущиеся в форме экспериментальной организации процесса обучения целых классов для анализа влияния обучения на психическое развитие (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.).

По целям различают констатирующий и формирующий эксперименты.
Цель констатирующего эксперимента — измерение наличного уровня развития (напр., уровня развития абстрактного мышления, морально-волевых качеств личности и т. п.). Таким образом, получается первичный материал для организации формирующего эксперимента.
Формирующий (преобразующий, обучающий) эксперимент ставит своей целью не простую констатацию уровня сформированности той или иной деятельности, развития тех или иных сторон психики, а их активное формирование или воспитание. В этом случае создается специальная экспериментальная ситуация, которая позволяет не только выявить условия, необходимые для организации требуемого поведения, но и экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности, сложных психических функций и глубже раскрыть их структуру. Основу формирующего эксперимента составляет экспериментально-генетический метод исследования психического развития (см. рис. 9).
Теоретической основой формирующего эксперимента является концепция о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии.

Экспериментальное обучение — один из современных методов исследования психолого-дидактических проблем. Различают два вида экспериментального обучения:

  • индивидуальный обучающий эксперимент, уже прочно вошедший в науку;
  • коллективное экспериментальное обучение, которое широко стало использоваться в психологии и педагогике лишь в 60-х гг. ХХ в.

Индивидуальный эксперимент позволяет не только констатировать уже сложившиеся особенности психических процессов у человека, но и целенаправленно формировать их, достигая определенного уровня и качества. Благодаря этому можно экспериментально изучать генезис восприятия, внимания, памяти, мышления и других психических процессов посредством учебного процесса. Теория психических способностей как прижизненно складывающихся функциональных систем мозга (А.Н. Леонтьев), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин) и ряд других теорий, созданных в отечественной психологии, опирались на данные, полученные в основном с помощью обучающих экспериментов.
Коллективное экспериментальное обучение проводится в масштабе целых групп детского сада, классов школы, студенческих групп и т. п. Организация таких исследований связана прежде всего с потребностями педагогики и психологии в углубленном изучении влияния обучения на психическое развитие человека, в частности в изучении возрастных возможностей развития психики человека при разных условиях его деятельности (исследования Л.В. Занкова, Г.С. Костюка, А.А. Люблинской, Б.И. Хачапуридзе, Д.Б. Эльконина и др.). Раньше эти проблемы разрабатывались на массовом материале применительно к системе условий, стихийно складывающихся и доминирующих в данных конкретно-исторических обстоятельствах. Получаемые при этом сведения об особенностях психического развития человека нередко абсолютизировались, а источники развития этого процесса порой усматривались лишь в более или менее постоянной психологической природе самого индивида. Основная задача экспериментального обучения состоит в существенном изменении и варьировании содержания и форм учебной деятельности человека с целью определения влияния этих изменений на темпы и особенности психического (в частности, умственного) развития, на темпы и особенности формирования его восприятия, внимания, памяти, мышления, воли и т.п. Благодаря этому можно исследовать внутренние связи, существующие между обучением и развитием, описывать разные типы этих связей, а также находить условия учебной деятельности, наиболее благоприятствующие психическому развитию в том или ином возрасте. В процессе экспериментального обучения можно сформировать, например, такой уровень интеллектуальной деятельности ребенка, который нельзя наблюдать у него при обычной системе преподавания.
Проведение экспериментального обучения в коллективах (группах, классах или их комплексах) обеспечивает регулярность, систематичность и преемственность необходимых обучающих воздействий, а также дает разнообразный массовый материал для дальнейшей статистической обработки. Собственно экспериментальное обучение должно удовлетворять некоторым специфическим требованиям, вытекающим из необходимости соблюдать основные жизненные интересы испытуемых. Эти исследования не должны вредить духовному и нравственному здоровью участвующих в них людей. В экспериментальных группах, классах и школах создаются и поддерживаются наиболее благоприятные условия для учебной деятельности.

Методика экспериментального обучения имеет следующие основные черты:

  • его содержание и способы проведения тщательно планируются заранее;
  • подробно и своевременно фиксируются особенности процесса и результаты обучения;
  • с помощью особых систем заданий регулярно определяется как уровень усвоения учебного материала, так и уровень психического развития испытуемых на разных этапах экспериментального обучения;
  • эти данные сопоставляются с полученными при обследовании контрольных групп и классов (занимающихся в условиях, которые принимаются за обычные).

В сочетании с индивидуальным обучающим экспериментом коллективное экспериментальное обучение все шире используется в психологии и дидактике как особый метод исследования сложных процессов психического развития человека.

Достоинства формирующего эксперимента:

  • ориентация на развитие учащегося в образовательном процессе;
  • теоретическая обоснованность экспериментальной модели организации этого процесса;
  • длительность исследования, гарантирующая обоснованность и надежность получаемых данных, и др.

Среди основных результатов применения формирующего эксперимента в педагогической психологии можно назвать следующие:

  • Были установлены закономерности развития у дошкольников познавательных способностей (исследования П.Я. Гальперина, Л.Ф. Обуховой, Г.И. Минской, Н.Н. Поддъякова, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца и др.)
  • Установлены особенности и условия перехода от дошкольного периода к школьному обучению (исследования Е.Е. Шулешко и др.).
  • Доказана возможность и целесообразность формирования у младших школьников основ научно-теоретического мышления и определяющее значение в этом содержания и методов обучения (исследования В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др.) (Давыдов В.В., 1996; аннотация) и др

Резюме

В педагогической психологии используются все те методы, которые есть в общей, возрастной и многих других отраслях психологии: наблюдение, устный и письменный опрос, метод анализа продуктов деятельности, контент-анализ, эксперимент и др., но только здесь они применяются с учетом возраста детей и тех психолого-педагогических проблем, в контексте которых возникает необходимость обращения к ним.

Методология — система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Понятие «методология» имеет два основных значения: а) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); б) учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

  • В общенаучном плане, метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) — «способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического освоения (познания) действительности» (Большой энциклопедический словарь…, 1998. С. 724).
  • Методика отвечает конкретным целям и задачам психолого-педагогического исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть создано множество методик.
  • В современной методологии и логике науки выделяется следующая общая схема уровней методологии: уровень философской методологии; уровень методологии общенаучных принципов исследования; уровень конкретно-научной методологии; уровень методик и техник исследования.
  • Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Все методы он разделил на четыре группы: организационные; эмпирические; по способу обработки данных; интерпретационные.

Наблюдение — основной, наиболее распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод изучения человека. Под наблюдением понимается целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта.

Беседа — широко распространенный в педагогической психологии эмпирический метод получения сведений (информации) об ученике в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Это специфичный для педагогической психологии метод исследования поведения учащегося. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы.

Тест (англ. test — проба, испытание, проверка) — в психологии — «фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий» (Бурлачук Л.Ф., 2000. С. 325). Тест — основной инструмент психодиагностического обследования, с помощью которого осуществляется психологический диагноз.

Эксперимент — один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Он отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта.
Формирующий эксперимент — применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Синонимы формирующего эксперимента: преобразующий; созидательный; воспитывающий; обучающий; метод активного формирования психики.

Экспериментальное обучение — один из современных методов исследования психолого-дидактических проблем. Различают два вида экспериментального обучения: индивидуальный обучающий эксперимент, уже прочно вошедший в науку; коллективное экспериментальное обучение, которое широко стало использоваться в психологии и педагогике лишь в 60-х гг. XX в.

Вопросы для самопроверки

  1. В чем суть методологических основ психологического исследования и их реализации в педагогической психологии?
  2. Какова взаимосвязь методологии, методов и методик исследования в педагогической психологии?
  3. Назовите основные этапы психолого-педагогического исследования.
  4. Приведите классификацию методов психолого-педагогического исследования по разным основаниям.
  5. Дайте характеристику основным специальным методам педагогической психологии.
  6. В чем особенности применения метода наблюдения в психолого-педагогических исследованиях?
  7. Выделите достоинства и недостатки применения метода беседы в психолого-педагогических исследованиях.
  8. В чем специфика использования метода изучения «продуктов деятельности» в педагогической психологии?
  9. Дайте общую характеристику метода эксперимента и сформулируйте основные требования к его применению в педагогической психологии.
  10. Назовите основные виды эксперимента в педагогической психологии и дайте их сравнительную характеристику.
  11. В чем суть формирующего эксперимента в педагогической психологии?

См. также

  • Анкетирование
  • Беседа
  • Валидность
  • Гипотеза
  • Естественный эксперимент
  • Задача
  • Индукция
  • Интервью
  • Каузальная гипотеза
  • Корреляция
  • Лабораторный эксперимент
  • Метод
  • Методика
  • Методология
  • Наблюдение
  • Надежность
  • Независимая переменная
  • Переменная
  • Принцип
  • Проблема
  • Тест
  • Формирующий эксперимент
  • Эксперимент

Надеюсь, эта статья про методы педагогической психологии, была вам полезна,счастья и удачи в ваших начинаниях! Надеюсь, что теперь ты понял что такое методы педагогической психологии, формирующий эксперимент
и для чего все это нужно, а если не понял, или есть замечания,
то нестесняся пиши или спрашивай в комментариях, с удовольствием отвечу. Для того чтобы глубже понять настоятельно рекомендую изучить всю информацию из категории
Педагогическая психология

Продолжение:

Часть 1 2. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Часть 2 .. Формирующий эксперимент как один из основных методов психолого-педагогических исследований…

Ответы на вопросы для самопроверки пишите в комментариях, мы проверим, или же задавайте свой вопрос по данной теме.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синоним формировать представление
  • Синоним формирование требований
  • Синоним формирование стратегии
  • Синоним формирование подготовка
  • Синоним формирование данных