Синоним фонематический слух

Синонимы к словосочетанию «фонематический слух»

Прямых синонимов не найдено.

Связанные слова и выражения

  • фонематический слух, нарушения слуха, речевой слух
  • артикуляционный аппарат
  • двигательные навыки
  • логическая память
  • правильное произношение
  • глобальное чтение
  • дидактические игры
  • состав слова
  • комплекс оживления
  • церебральный паралич
  • пассивный словарь
  • грамматический строй
  • мелкая моторика
  • дошкольный возраст
  • усвоение языка
  • младшие школьники
  • понятийное мышление
  • ориентировочная основа действия
  • произвольные движения
  • возрастные особенности
  • мозговые структуры
  • многократное повторение
  • номинативная функция
  • прочитанный текст
  • мотивация учения
  • закрытый слог

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: щипец — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Связанные слова (по тематикам)

  • Люди: сплетник, сплетница, кумушка, недоброжелатель, знакомый
  • Места: подмножество, глоссарий, газетёнка, округа, один
  • Предметы: наушник, наушники, громкоговоритель, репродуктор, набат
  • Действия: шум, шёпот, шепоток, слушок, перешёптывание
  • Абстрактные понятия: звучание, звук, тугоухость, молва, домысел

Ассоциации к слову «слух»

Предложения со словосочетанием «фонематический слух»

  • Также необходимо развивать фонематический слух – умение слышать и выделять отдельные звуки в словах.
  • Причины дислалии лежат в неблагоприятных условиях развития речи или в нарушении фонематического слуха.
  • Кроме того, второй блок мозга обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие, необходимые для правильного различения букв.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словосочетанием «фонематический слух»

  • — Князь Александр Николаич очень огорчен этим слухом! — заметил Егор Егорыч.
  • Николай находился где-то в армии и после своего последнего письма, в котором подробно описывал свою встречу с княжной Марьей, не давал о себе слуха.
  • Сперва начали говорить, что учреждается компания для»разведения и обделки льна», а еще через несколько месяцев прошел слух о другой компании, которая поставила себе задачей вытеснить из торговли английский прессованный хмель и заменить его таковым же русским.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Сочетаемость слова «слух»

  • разные слухи
    упорные слухи
    музыкальный слух
  • слух человека
    слухи слухами
    слух голоса
  • распространение слухов
    множество слухов
    органы слуха
  • слухи ходили
    слухи пойдут
    слухи доходили
  • напрягать слух
    обратиться в слух
    распускать слухи
  • (полная таблица сочетаемости)

Значение словосочетания «фонематический слух»

  • Фонематический слух (Фонематика) — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. (Википедия)

    Все значения словосочетания ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Афоризмы русских писателей со словом «слух»

  • Все мы в какой-то период нашей жизни страдаем от слухов.
  • Что нужно для увлечения толпы? Что нужно для убеждения большей части людей? Страстный и пылкий тон, частые выразительные мановения, слова быстрые и громкие. Но для малого числа образованных, рассудительных слушателей, у которых вкус нежен и чувства верны, которые мало уважают голос, мановения и тщетный звук слов — для тех нужны мысли и доводы, которые надобно уметь представить, оттенить, расположить. Уметь поражать слух — не довольно; должно уметь действовать над душой, умей тронуть сердце, говоря с рассудком.
  • Люби питомца вдохновенья
    И гордый ум пред ним склоняй;
    Но в чистой жажде наслажденья
    Не каждой арфе слух вверяй.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

На букву Ф Со слова «фонематический»

Фраза «фонематический слух»

Фраза состоит из двух слов и 18 букв без пробелов.

  • Синонимы к фразе
  • Написание фразы наоборот
  • Написание фразы в транслите
  • Написание фразы шрифтом Брайля
  • Передача фразы на азбуке Морзе
  • Произношение фразы на дактильной азбуке
  • Остальные фразы из 2 слов

Видео Что такое фонематический слух? Для чего его нужно развивать? В каком возрасте и как? (автор: Lala Boom)04:29

Что такое фонематический слух? Для чего его нужно развивать? В каком возрасте и как?

Видео Игры для развития фонематического слуха (автор: Надежда Семакова)06:34

Игры для развития фонематического слуха

Видео Фонематический слух. База логопедических занятий. (автор: Юлия Орлова)13:37

Фонематический слух. База логопедических занятий.

Видео Фонематический слух. Что это? (автор: Надежда Семакова)04:26

Фонематический слух. Что это?

Видео 4 упражнения на развитие фонематического слуха для детей с нарушениями речи от 3 лет (автор: Ольга Сахаровская - Логопед)05:04

4 упражнения на развитие фонематического слуха для детей с нарушениями речи от 3 лет

Видео Языковая память и фонематический слух (М. Воейкова) (автор: PRAGMEMA)24:34

Языковая память и фонематический слух (М. Воейкова)

Синонимы к фразе «фонематический слух»

Какие близкие по смыслу слова и фразы, а также похожие выражения существуют. Как можно написать по-другому или сказать другими словами.

Фразы

  • + артикуляционный аппарат −
  • + возрастные особенности −
  • + глобальное чтение −
  • + грамматический строй −
  • + двигательные навыки −
  • + дидактические игры −
  • + дошкольный возраст −
  • + закрытый слог −
  • + комплекс оживления −
  • + логическая память −
  • + мелкая моторика −
  • + младшие школьники −
  • + многократное повторение −
  • + мозговые структуры −
  • + мотивация учения −
  • + нарушения слуха −
  • + номинативная функция −
  • + ориентировочная основа действия −
  • + пассивный словарь −
  • + понятийное мышление −
  • + правильное произношение −
  • + произвольные движения −
  • + прочитанный текст −
  • + речевой слух −

Ваш синоним добавлен!

Написание фразы «фонематический слух» наоборот

Как эта фраза пишется в обратной последовательности.

хулс йиксечитаменоф 😀

Написание фразы «фонематический слух» в транслите

Как эта фраза пишется в транслитерации.

в армянской🇦🇲 ֆոնեմատիչեսկիյ սլուխ

в грузинской🇬🇪 ფონემათიჩესკი სლუხ

в латинской🇬🇧 fonematichesky slukh

Как эта фраза пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN

xn--80ajblbgfmhj3bju3c xn--k1alhi

Как эта фраза пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.

ajytvfnbxtcrbqcke[

Написание фразы «фонематический слух» шрифтом Брайля

Как эта фраза пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.

⠋⠕⠝⠑⠍⠁⠞⠊⠟⠑⠎⠅⠊⠯⠀⠎⠇⠥⠓

Передача фразы «фонематический слух» на азбуке Морзе

Как эта фраза передаётся на морзянке.

⋅ ⋅ – ⋅ – – – – ⋅ ⋅ – – ⋅ – – ⋅ ⋅ – – – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ – – – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅

Произношение фразы «фонематический слух» на дактильной азбуке

Как эта фраза произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).

Передача фразы «фонематический слух» семафорной азбукой

Как эта фраза передаётся флажковой сигнализацией.

vgaclnrdmcexddeäui

Остальные фразы из 2 слов

Какие ещё фразы состоят из такого же количества слов.

  • а вдобавок
  • а вдруг
  • а ведь
  • а вот
  • а если
  • а ещё
  • а именно
  • а капелла
  • а каторга
  • а ну-ка
  • а приятно
  • а также
  • а там
  • а то
  • аа говорит
  • аа отвечает
  • аа рассказывает
  • ааронов жезл
  • аароново благословение
  • аароново согласие
  • аб ово
  • абажур лампы
  • абазинская аристократия
  • абазинская литература

Комментарии

@jxvo 03.01.2020 03:24

Что значит фраза «фонематический слух»? Как это понять?..

Ответить

@lgoicrw 01.09.2022 09:11

1

×

Здравствуйте!

У вас есть вопрос или вам нужна помощь?

Спасибо, ваш вопрос принят.

Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Транслит Пьюникод Шрифт Брайля Азбука Морзе Дактильная азбука Семафорная азбука

Палиндромы Сантана

Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.

Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.

По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.

Без него не будет слов: как развивать фонематический слух

Фонематический слух очень важен для ребенка. Без него нельзя отличить один звук речи от другого, правильно воспринимать слова и правильное их понимать. Специалисты советуют развивать такой слух у малыша с первых дней жизни.

18 декабря 2020

Оксана БУДНИКОВА

логопед Детской клиники Европейского медицинского центра

Слух — это способность человека с помощью слухового анализатора (органа слуха) воспринимать звуки и ориентироваться в окружающей среде. Существует два вида «слухов»: неречевой (физический), сюда же относится и музыкальный, т.е. способность воспринимать музыку, и речевой (фонематический). Физический слух позволяет нам воспринимать бытовые и природные шумы: журчание ручейка, пение птиц, хлопанье двери, слышать и правильно воспроизводить мелодию. А фонематический слух — овладеть «кодом» языка и понимать человеческую речь.

Иными словами, фонематический слух — это способность человека слышать и узнавать фонемы, то есть различать все звуки речи. Он нужен, чтобы ребенок научился не только понимать речь и говорить, но и улавливать те особенности звуки, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого. Например, умел «опознавать» мышку и мишку, дом и том, правильно выстраивал предложения и фразы, согласовывал падежные окончания, число и род различных частей речи.

Ребенок с неразвитым фонематическим слухом испытывает большие трудности при обучении чтению и письму. Ему сложно научиться писать грамотно. Письменная речь формируется на основе устной, и проблемы с фонематическим слухом в будущем могут привести к серьезным нарушениям чтения и письма (дислексии и дисграфии). Очень важно не упустить момент и помочь ребенку в формировании правильной красивой речи. Чтобы этого достичь, необходимо научить малыша не только отчетливо произносить слова (звуки), но и различать (дифференцировать) звуки языка на слух.

Советы специалиста подскажут, как узнать, что у малыша недостаточно развит фонематический слух, как и с какого возраста его развивать, когда можно решить проблему своими силами, а когда необходима помощь специалиста.

Этапы развития фонематического слуха

Фонематический слух начинает формироваться с момента рождения малыша. Взрослые должны учитывать, что кроха учится говорить, подражая окружающим его людям: видя их артикуляцию и слыша их речь. Как же развивается фонематический слух и что на каждом этапе развития могут сделать взрослые, чтобы помочь ребенку овладеть навыком дифференциации и воспроизведения звуков речи?

Находясь в животике у мамы, кроха воспринимает музыку, смех и другие довольно громкие звуки, но речь он не слышит.

В две недели — 1 месяц ребенок начинает различать именно речевые звуки.

К двум месяцам малыш уже реагирует на слова мамы: услышав ее голос, успокаивается и перестает кричать, если плачет, если мама обращается к нему во время еды, может сделать перерыв и перестать сосать. До 3 месяцев для ребенка главное — эмоциональное общение с мамой. Надо активно пользоваться мимикой и интонацией: говорить то тихо, то громко, менять тембр голоса, произносить одно и то же слово пискляво или нарочито басом, задавать вопросы и отвечать на них. Старайтесь, чтобы при разговоре ребенок видел лицо того, кто с ним разговаривает. Ребенок развивается, подражая взрослому. Чтобы научиться правильно произносить тот или иной звук, он должен видеть артикуляцию, то есть движения губ.

Во время купания, переодевания, кормления комментируйте свои действия, называйте предметы, к которым прикасаетесь. Например, собираясь купать малыша, скажите: «Идем купаться». Окунув его в воду, спросите: «Какая вода?» и ответьте: «Вода теплая». Затем скажите, как вода капает: «Вода капает кап-кап». Фразы должны быть короткими, ответы ясными и четкими.

Начинайте играть с погремушками. Выбирайте их так, чтобы одна звучала громче, другая — тише, одна была мелодичной, а другая издавала более низкие звуки. Демонстрируйте, как звучат погремушки, и комментируйте: «Это низкий звук, это громкий» и т.д.

3-6 месяцев. В 3 месяца малыш с удовольствием слушает музыку, в 4 месяца начинает подражать услышанным звукам, в 5 — узнает голоса близких людей, прислушивается к звукам внешнего мира и к тем звукам, которые издает сам.

В этот период ребенок уже жаждет общаться с окружающими с помощью крика. Появляются отчетливо произносимые гласные звуки: «а-у-и» — так называемое гуление. Причем малыш получает от их произношения явное удовольствие. Окликайте его из разных мест комнаты, чередуйте шепот с громкой речью. В различных вариациях повторяйте имя крохи: «Ваня, Ванечка, Ванюша». Показывайте, как вы рады общению. Повторяйте вслед за ребенком произносимые им комбинации звуков, в этом случае гуление станет более эмоциональным.

6-9 месяцев. В 6 месяцев кроха различает на слух свое имя, в 7 — может понять и оценить осмысленные звуки. В этот период малыш начинает лепетать: в его речи появляются сочетания звуков, похожие на слоги. Причем в лепете присутствуют звуки всех языковых систем мира, но сохраняются только те, которые ребенок слышит от окружающих его людей. Называйте все, что привлекает его внимание: «Вот кошка, вот собака, вот дом». Говорите новые слоги, побуждая кроху повторять их вслед за вами: «Скажи бы, бы, бы». Этому помогут потешки с повторением слогов. С выражением произнесите: «Ай, ду-ду-ду-ду, сидит ворон на дубу».

9-12 месяцев. С 9 месяцев малыш начинает выделять любимые и нелюбимые мелодии и дать понять, какая ему нравится, а какая — нет. Лепет с каждым днем становится все больше похож на слова родного языка. Ближе к году в речи крохи появляется интонация и ударение. В этом возрасте ребенок отчетливо произносит первое слово. С 9 месяцев развивается способность подражать услышанному, повторять некоторым звукам. Это совершенно новая ступень развития фонематического слуха.

Учите ребенка слушать окружающие его шумы, объясняйте: «Это проехала большая машина, у нее мотор работает громче, чем у маленькой. А это шуршат листья под ногами, дождик капает: кап-кап».

1-3 года. Интенсивно развивается фонематический слух, малыш подражает разговору взрослых, копирует их интонацию. Почти у каждого ребенка в этом возрасте появляются свои любимые слова, которые он постоянно повторяет, может пропеть.

Будут полезны упражнения с музыкальными инструментами. Для начала достаточно двух: например, барабана и дудочки. Покажите барабан, продемонстрируйте, как он звучит. Покажите дудочку и извлеките из нее звуки. По очереди давайте инструменты ребенку в руки, пусть он попытается на них поиграть. Повторяйте такие упражнения несколько дней подряд, чтобы малыш запомнил, какой инструмент как звучит. Убедившись, что кроха освоился с инструментами, попросите его отвернуться. Побарабаньте. Повернувшись, ребенок должен показать, какой именно инструмент звучал. Усложните задание. Когда ребенок отвернется, поиграйте на обоих инструментах. Предложите ребенку назвать или показать, какой инструмент звучал сначала, какой — потом. Постепенно количество инструментов можно увеличить до 3-4. Играть можно также на маракасах, кастаньетах, колокольчиках, бубне.

В возрасте от 1,5 до 2 лет происходит удивительное событие — ребенок начинает говорить. Это самый яркий, важный и стремительный (быстрый) период речевого развития. Малыш узнает все новые и новые слова, повторяет их, соединяет в несложные фразы. Понимает и реагирует на слова, отличающиеся всего одной фонемой (звуком): например, «мишка» — «миска».

Разговаривая с крохой, четко проговаривайте слова и их окончания, так же тщательно надо проговаривать предлоги в, на, под. Они появляются в активной речи малыша первыми, и очень важно, чтобы ребенок с самого начала употреблял их правильно.

3-5 лет. На четвертом году жизни фонематическое восприятие настолько улучшается, что уже понятно, есть ли у ребенка проблемы с фонематическим слухом. В этом возрасте в его речи появляются развернутые фразы, он должен различать на слух шипящие и свистящие, глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Даже если малыш еще не может четко их произнести, на картинке он всегда покажет, где — мишка, а где — мышка, где — дочка, а где — точка. Если он путается, это веский повод обратиться за консультацией к логопеду. Ведь в норме к четырем годам кроха должен различать все звуки.

Примерно к этому же возрасту заканчивается формирование и правильного звукопроизношения. Если ребенок определенные звуки произносит неправильно, консультация логопеда обязательна. Обратите внимание также на правильное построение грамматических конструкций. В будущем умение согласовывать падежные окончания, время действия и не путать мужской и женский род поможет карапузу писать грамотно.

Что проверяет логопед

В идеале впервые показать ребенка логопеду следует в 3 года. Специалист скажет, надо ли ждать, пока все звуки сами собой «встанут на место» или с малышом необходимо серьезно дополнительно заниматься, так как своими силами устранить замеченные нарушения родители вряд ли смогут. При этом надо понимать, что звукопроизношение и фонематический слух в норме формируются до 4 лет. Когда ребенок развивается нормально, но, например, неправильно произносит какие-либо звуки или не согласовывает падежные окончания, поводов для паники или беспокойства нет. Но если эти нарушения сохраняются после того, как карапузу исполнилось 4-5 лет, ему требуется консультация логопеда.

Малыш с проблемами фонематического слуха нуждается в комплексном обследовании. Будьте готовы к тому, что логопед подробно расспросит вас о том, как протекали беременность и роды, как развивался ребенок: когда начал переворачиваться с боку на бок, когда сел, встал, пошел, когда начал гулить, произносить первые членораздельные звуки, слоги и слова. В первые годы психическое, речевое и физическое развитие ребенка тесно связаны, потому логопеду важно выяснить, было ли отставание на каком-либо этапе, не нарушалась ли последовательность этапов, к каким специалистам вы обращались, какое лечение назначалось и назначалось ли.

После этого специалист пообщается с ребенком: покажет картинки и попросить сказать, что на них изображено, разложить их по порядку, составить по ним короткий рассказ. В зависимости от возраста карапуза логопед может попросить его рассказать любимую сказку, причем с разными интонациями или одно и то же слово произнести сначала тихо, потом громко, изобразить вопрос и удивление. В общей сложности первая консультация длится, как правило, 45-60 минут. При незначительных нарушениях родители в дальнейшем могут заниматься с ребенком самостоятельно, при серьезных — с ребенком занимается специалист, при этом специальные упражнения даются и для отработки дома. В любом случае логопед рекомендует игры на развитие фонематического слуха.

Игры на развитие фонематического слуха

Речевые игры начинаются с простого: если в 1,5-2 года кроху просят изобразить, как мяукает кошка, лает собака, блеет коза или овца, то в 2,5-3 года уже можно предложить малышу закрыть глаза и на слух определить, кто едет — велосипедист, большая машина или маленькая, какая это птица кричит — ворона или воробей. Полезной также будет игра с музыкальными инструментами «Что звучит?»

Учим ребенка различать высоту, силу, эмоциональную окраску и тембр голоса:

  • Читая сказки, говорите за героев то низким голосом, то высоким. Затем предложите ребенку угадать, кому принадлежат голоса.

  • Игра «Далеко — близко»: предложите ребенку угадать, кто говорит «мяу», «му», «ко-ко», «гав». Расскажите, что когда котенок близко, голос звучит громко, когда — далеко, голос его звучит тихо. Предложите угадать, где котенок (далеко или рядом).

  • Расскажите ребенку, как:
    Плачет девочка — ААА (плаксиво)
    Поет певица — ААА (чистый звук)
    Стонет мальчик (у него болит зуб) — ООО
    Удивляется девочка — ООО (с другой интонацией)
    Гудит пароход — УУУ

Попросить ребенка угадать по звуку, кто или что это, и повторить звук за вами.

  • Когда у ребенка появится самостоятельная речь, рекомендуется играть с ним в «третий лишний». Произнесите несколько одинаковых слогов и один от них отличающийся, например, «ба-ба-ба-па», и поинтересуйтесь, какой из них лишний. Сначала «лишний» слог ставьте в начало или конец цепочки, через несколько дней, когда карапуз будет легко справляться с заданием, усложните его, поставив «лишний» слог в середину цепочки: «Ба-па-ба-ба». Так же рекомендуется играть не только с глухими-звонкими, но и с твердыми-мягким согласными.

  • Попросите ребенка выделить определенный звук из последовательности звуков. Начинайте с гласных. Например, когда вы произносите: «а, о, у, и, э», ребенок, услышав звук «а», должен хлопнуть в ладоши, или повторить «а», или топнуть ногой, и т.д. Попозже то же самое проделайте с согласными.

  • Игра «правильно-неправильно». Покажите малышу игрушку, назовите ее. Затем предложите карапузу хлопнуть в ладоши, когда вы произнесете это слово неправильно. Например, вы показываете крохе куклу и произносите: «Кукла». Затем говорите: «Кукла, гукла». Услышав «гукла», ребенок должен хлопнуть в ладоши.

В 5 лет начинайте формировать у ребенка навыки элементарного звукового анализа (в школе — фонематический разбор слов):

  1. Когда ребенок освоится со звуками, переходите к слогам. Попросите выделить определенный звук среди слогов: «Подними руку, когда услышишь слог со звуком «к».

  2. Попросите выделить звук среди слов: «Топни ногой, когда услышишь слово со звуком «ш». Позже можно будет попросить ребенка определить, где находится этот звук: в начале, конце или середине слова.

  3. Попросите ребенка придумать слово с определенным звуком. Позже, к 5-6 годам, задание усложняется: карапуз должен придумать слово, где названный взрослым звук находится сначала в начале или в конце, а потом и в середине слова.

  4. Просите карапуза определить, на какой звук слово заканчивается, начинается, какой звук находится в середине слова.

  5. Игра «Шутки-минутки» совершенствует умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Вы читаете строчки из стихов, заменяя буквы в словах, ребенок должен найти ошибку и исправить ее. Например, «Хвост с узорами, сапоги со шторами», «Кот плывет по океану, кит из блюдца ест сметану», «Божья коробка, полети на небо, принеси нам хлеба».

  6. «Тихо-громко говори». Упражняйтесь с ребенком в произношении слов и фраз с разной скоростью и громкость. Например, «По дороге едет машина» сначала произносите медленно, потом постепенно ускоряйте темп и прибавляйте силу голоса. После чего постарайтесь произносить фразу медленно и громко, а потом — быстро и тихо.

  7. Назови одинаковый звук в разных словах. Произнесите 3-4 слова с определенным звуком и попросите ребенка этот звук назвать. Например, «заяц, зима, резина, дрезина, гроза, егоза».

  8. Отвечай не торопясь. Предложите ребенку несколько заданий на сообразительность. Например, попросите: придумать слово, которое начинается на последний звук в слове «заяц», вспомнить название домашнего животного, в котором был бы последний звук слова «утка» (корова, собака, кошка).

  9. Исправь ошибки. Например, «колова дает молоко», «коса прыгает через забор», «кочка охотится на мышку» и т.д.

Хорошо развитый фонематический слух помогает малышу понимать самую разную речь, слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков собственной и чужой речи. С таким навыком малыш сможет контролировать собственное произношение, писать без ошибок и осваивать иностранные языки.

Больше полезных и интересных материалов о развитии речи у малышей — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

фонематический

фонематический
фонематический
прил.

, кол-во синонимов: 1

Словарь синонимов ASIS.
.
2013.

.

Синонимы:

Смотреть что такое «фонематический» в других словарях:

  • ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ — [нэ], фонематическая, фонематическое (линг., мед.). прил. к фонема. Фонематический состав языка. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • фонематический — ая, ое. phonématique adj. Отн. к фонеме. Фонематический состав языка. БАС 1. Фонематичность и, ж. Существенным свойством всех языков является не только их фонетичность, но также и их фонематичность . Сепир 224. Лекс. Уш. 1940: фонемати/ческий …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • фонематический — ФОНЕМА [нэ], ы, ж. В языкознании: абстрактная звуковая единица языка, в разных позициях обнаруживающая свои различительные признаки. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • фонематический слух — Этимология. Происходит от греч. phoneoma голос, звук, речь. Категория. Форма слуха. Специфика. Способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей при… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Фонематический Слух — способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в… …   Психологический словарь

  • Фонематический слух — (Фонематика)  различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает,… …   Википедия

  • ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ — (англ. phonemic hearing). Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. В анатомо физиологическом механизме различения фонем главная роль принадлежит слухо речевой зоне коры… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Фонематический — прил. 1. соотн. с сущ. фонема, связанный с ним 2. Свойственный фонеме, характерный для неё. 3. Состоящий из фонем. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • фонематический — фонематический, фонематическая, фонематическое, фонематические, фонематического, фонематической, фонематического, фонематических, фонематическому, фонематической, фонематическому, фонематическим, фонематический, фонематическую, фонематическое,… …   Формы слов

  • фонематический — фонемат ический …   Русский орфографический словарь

Взгляд логопеда – практика.

Захотелось поговорить на эту тему, т.к. не все логопеды обращают должное внимание на развитие данной стороны речи. Так же существует некоторая путаница в терминах, в результате которой фонематическим слухом считают то, что вовсе им не является, например, путаю фонематический слух с физическим (физиологическим), или с фонематическим восприятием.

Поэтому данная тема очень для нас важна и если в ней хорошо разобраться, то ничего такого сверхсложного там нет.

Всё достаточно легко и просто, стоит лишь для начала нам, самим взрослым, разобраться в этом вопросе.

Обычный физический слух – это способность человека слышать вообще любые звуки, как речевые, так и неречевые. Если ребенок с трудом воспринимает обращенную к нему речь, то для начала, конечно, нужно проверить физический слух. Если с данным параметром у ребенка всё в норме – тогда уже будем разбираться в первопричинах дальше.

Так как человек – существо социальное, для взаимодействия мы используем, в том числе и речь, т.е. вербальные символы, и звуки речи, собственно, называются фонемы. Соответственно, фонематический слух – слух в области речи, способность правильно слышать именно речь, речевые звуки.

Здесь у автора сразу возникает практический вопрос к читателям: когда мы на занятиях слушаем неречевые звуки, например, различные звучащие игрушки, развиваем ли мы при этом фонематический слух? Конечно же, нет, поскольку фонематический слух направлен на восприятие именно речевых звуков. При работе с неречевыми звуками мы развиваем только слуховое внимание, что тоже необходимо, только не нужно путать понятия.
В логопедической практике мы часто наблюдаем перекос в сторону артикуляции, когда при любом речевом нарушении специалист занимается в первую очередь артикуляцией, а иногда и только ею. На самом же деле развивать фонематический слух при речевых нарушениях очень важно. Фонематическая сторона речи бывает нарушена практически при любых речевых нарушениях.

Если взять алалию, то при сенсорной алалии это самое главное, что нарушено у ребенка. Т.е. в этом случае ребенок при сохранном физическом, физиологическом слухе не способен полноценно воспринимать звуки речи. Здесь проблема не в ухе, а в мозге (в зоне Вернике). Идет нарушение речевой зоны, которая отвечает за восприятие речи, там есть органическое поражение. Соответственно, ребенок не понимает обращенную к нему речь и, соответственно, он и не говорит. Т.е. в данном случае нужно в первую очередь работать через развитие фонематической стороны речи. Что качается моторных алаликов, у них наряду с нарушением моторной функции, тоже нарушен фонематический слух.

У дизартриков так же наряду с моторными нарушениями встречаются нарушения фонематической стороны речи, причем достаточно грубые. И даже у дислаликов с простыми, казалось бы, речевыми проблемами, если опираться на фонематический слух, то работа пойдет намного быстрее и эффективнее.

Что касается слуха, в т.ч. и фонематического, то он у нас работает не дискретно, т.е. не какими-то отдельными кусочками, отрывками, а слитно, т.е. он плавный. Мы воспринимаем все звуки, которые поступают к нам извне плавно, слитно.

Что касается артикуляции, то над ней мы, конечно, работает в ходе коррекции, т.к. она у детей нарушена, но при этом артикуляция это все таки вторично, или как говорят опытные практики «Звуковка это семечки». Часто бывает так, что мы начинаем работать с ребенком, у него проблемы с артикуляцией, ему, действительно, трудно двигать языком, принимать определенные артикуляционные позиции, особенно если ребенок дизартрик, но, тем не менее, при обследовании и первых занятиях видно, что у ребенка так же проблемы с восприятием звуков речи, что он слышит речь не так, по некоторым детям видно, что они вообще и не слушают и это происходит не из-за невнимательности ребенка, а как раз из-за нарушений фонематической стороны речи. Т.е. вот эта плавная, связная человеческая речь проходит мимо него. И если мы параллельно с работой над артикуляционной стороной речи, начинаем работать и над фонематическим слухом, то положительная динамика у ребенка становится заметна гораздо быстрее. Например, у дизартриков, когда наблюдается смягчение ряда звуков, можно работать через артикуляцию. Т.е. работать с корнем языка, долго и упорно делать не очень приятные для ребенка массажи, а можно пойти через фонематический слух, когда ребенок начнет слышать разницу твердых и мягких согласных и сам начнет интуитивно искать правильные артикуляционные уклады в своей речи. Очень часто в след за развитием фонематического слуха, у ребенка начинает подчищаться речь.

Что касается детей с расстройствами аутического характера, то у них, в принципе, вообще нарушено восприятие окружающего мира, и речи в том числе, естественно, и когда мы начинаем работать над тем, чтобы ребенок слышал обращенную к нему речь и слушал себя, то тоже речь становится более чистой.

Что касается тугоухих детей, у них часто встречаются и надолго остаются ошибки в словоизменении, когда ребенок неправильно употребляет окончания слов при связи слов в предложении (слышал – слышала и т.п.) и тоже, если мы работам над фонематическим слухом, развиваем у ребенка внимание к своей и обращенной речи, то коррекция начинает идти гораздо быстрее и эффективнее.

В работе практиков не всегда помогает владение отдельными готовыми методиками. Почему? Конкретная методика это, конечно, хорошо, удобно, взял готовый материал и идешь по нему, но очень часто бывает, что мы нашли интересную методику, поработали по ней, порадовались, а пришли новые дети и мы увидели, что методика перестала работать. Это не потому, что она стала плохой, просто каждый ребенок индивидуален, кому-то данная методика подходит, а для другого она оказывается малоэффективной, к нему нужно искать другие подходы и найти индивидуальный подход к ребенку специалисту помогает глубокое понимание сути речевого нарушения, а ни знание определенных разрозненных методик. Если вы глубоко понимаете суть вопроса, то можете взять готовую методику и подкорректировать ее под конкретного ребенка, или выбрать другую методику, которая будет более эффективной в данном конкретном случае.

Представьте, что вас попросили повторить сходу сложное слово, может быть из иностранного языка, состоящее из 20 – 30 звуков, да еще и которое вы впервые слышите и не понимаете его значения. Даже взрослый человек с нормальным фонематическим слухом окажется в этом случае в затруднении. Так вот, ребенок испытывает точно такие же затруднения при произнесении слов, которые взрослому человеку кажутся простыми. Типа дерево, аквариум, милиционер, мотоциклист и т.п. Ребенок даже с нормальным речевым развитием, например, в четыре года, будет испытывать затруднения при выполнении данной задачи. Это характерно даже для нормы, что уж говорить о детях с речевыми нарушениями.

К слову, о телепередачах. Образцы речи, которые мы зачастую слышим по телевидению, далеки от эталона. В отличие от телевидения и радио советских времен, когда все дикторы проходили обучение и их речь постоянно была под контролем не только в плане содержания, но и в плане оформления, дикции, четкости, соблюдения орфоэпических норм языка. В настоящее время огромное количество телеканалов, плюс сам ускорившийся темп современной жизни влияет и на темп нашей речи. И вот, представьте себе, что маленький ребенок с недоразвитым фонематическим слухом постоянно слышит вокруг себя образцы далеко не идеальной речи как от окружающих, так и по телевидению. Темп речи высокий, дикция скомканная.

Для понимания того, как чувствует себя ребенок с нарушениями речи, слушая речь окружающих, или смотря телепередачу, представьте себе, что вы слышите иностранную речь. Для вас она, скорее всего, окажется неведомым, непонятным шумом. Бывает, что, даже зная отдельные иностранные слова, вы не можете уловить их в потоке быстрой речи носителя языка и ничего из сказанного не понимаете. Если же вам дать это высказывание в письменном виде, то вы увидите много знакомых слов и, возможно, переведете всю фразу, которую не поняли, услышав ее в устной речи.

Вот так же чувствует себя ребенок, слушая речь окружающих на, казалось бы, своем родном языке. Если не работать в этом направлении, то речь ребенка будет страдать как в плане понимания (импрессивная сторона речи), так и в плане собственного воспроизведения (экспрессивная сторона).

Что касается ритма речи, он непосредственно связан с фонематическим слухом, поэтому работа над слоговой структурой слова должна идти вместе с работой по развитию фонематической стороны речи, не нужно их разделять.

Еще один пример хорошо или не очень хорошо развитого фонематического слуха это акцент. Многие люди с билингвизмом, даже живя на протяжении длительного времени в определенном регионе, и зная неплохо второй язык, продолжают говорить с акцентом. Одна из причин данного явления – люди недостаточно хорошо слышат, что их речь отличается от нормы в плане произношения и интонационного оформления. Речь билингва даже при чистом произношении отдельных звуков может отличаться от принятой в определенном языке нормы за счет использования интонаций, не свойственных данному языку.

И так, как же нам работать над развитием фонематического слуха.

В первую очередь, нужно следить за собственной речью, которая является для ребенка образцом.

Это рекомендация как для логопеда, так и для других окружающих ребенка взрослых людей: членов семьи, педагогических работников учреждения, которое посещает ребенок. Говорить с ребенком нужно достаточно медленно, особенно если у ребенка имеется речевая проблема, то нужно снижать темп своей речи до комфортного для ребенка. Нужно говорить медленно, громко и четко. При работе с заикающимися детьми многие практики, работающие с данной категорией детей-логопатов, начинают с того, что несколько занятий проводят для всего близкого окружения ребенка, обучая членов его семьи плавной протяжной речи нараспев. Почему-то данный прием, работу с семьей ребенка для обучения правильной речи, широко применяют только в работе с заикающимися детьми. Считаю, что такая работа будет полезна при любом речевом нарушении, не только при заикании.

Представьте, что вы приехали по туристической путевке на зарубежный курорт и разговариваете с иностранцем. Или общаетесь с носителем другого языка у себя на родине. Вы же понимаете, что нужно говорить медленнее, громче и четче. Точно так же и с ребенком, разговаривайте с ним как с иностранцем. И, самое главное, не сюсюкать, не нужно уподобляться ребенку, повторять его слова-перевертыши и даже если вы используете в речи уменьшительно-ласкательные суффиксы – не нужно ими злоупотреблять. И если вы сказали, например, вместо «кошка» — «кошечка», то не нужно говорить «косеська», как, к сожалению, бывает у некоторых взрослых, когда в семье появился ребенок и вот это вот сюсюканье наблюдается до самой школы, особенно у бабушек. Хорошо, если при этом ребенок хотя бы слышит где-то еще другую речь, более близкую к норме, а если это абсолютно домашний ребенок, сидящий дома с мамой и бабушкой, то вот эта «косеська» будет вокруг него всегда.

На занятиях необходимо работать над произвольностью, т.е. чтобы ребенок выполнял какие-то действия не просто интуитивно, по инерции, а осознанно, произвольно. Чтобы ребенок учился контролировать себя. Идет формирование произвольного слухового внимания и фонематического слуха. Ребенок слушает образец речи взрослого, слушает себя, сравнивает и постоянно идет акцент на то, что ребенку нужно слушать, смотреть и т.д. Формируются произвольное внимание, произвольная память и другие психические процессы. «Включили ушки» «Слушай» — повторять ребенку постоянно. Вспомните по себе, если вы отрабатываете какой-то новый для вас навык, то на него нужно первое время постоянно обращать внимание, не забывать делать что-то так, а не иначе. Так же и здесь. При регулярной такой работе речь ребенка начинает чиститься самопроизвольно, становится четче, уходят смягчения и иногда даже могут спонтанно появиться некоторые звуки, как это и бывает в онтогенезе, т.е. ребенок слышит образец правильной речи и сам интуитивно экспериментальным путем подбирает правильную артикуляцию, если до этого у него, например, не было звука.

Работа над артикуляцией и фонематическим слухом должны идти рядом, включаться как элементы в каждое занятие и акцент нужно делать именно на то, чтобы ребенок всё время внимательно слушал и слышал образец правильной речи (формируем произвольное речевое внимание). В связи с этим не рекомендуется, например, всё занятие сидеть с ребенком перед большим зеркалом и всё время делать акцент на рот. Т.е. поделали артикуляционную гимнастику перед зеркалом, далее сменили вид деятельности и местоположение в кабинете тоже сменили. Сделали акцент на том, чтобы внимательно слушать логопеда, себя, друг друга. Но это не значит, что когда мы обратились к слуховой функции, то на артикуляцию махнули рукой. Всё должно быть в тандеме, органично сочетаться. Просто в работе логопедов очень часто идет перекос в сторону формирования только одной стороны речи – артикуляционной. Некоторые логопеды даже для этого специально ярко красят губы, чтобы еще раз сделать акцент на органы артикуляции. Не рекомендуем этого делать.

Система работы в том, что касается фонематического слуха. Мы идем не от звуков. Несмотря на то, что работаем мы над звуками, но один звук сам по себе не несет никакой смысловой нагрузки в плане речи. Единица, которая нам нужна для смыслового восприятия ребенком это слово. Мы идет от слов, иногда даже от фраз и затем постепенно уточняем всё это до звуков и то это даже не всегда бывает нужно. Иногда мы заканчиваем работу над каким-то звуком на уровне слогов, т.к. слог это мельчайшая единица ритма.

Каким образом идет работа. Мы произносим слово целиком в потоке речи, т.е. берем небольшую фразу, произносим ребенку и обращаем его внимание: «Слушай, правильно ли я сказала» (У кошки утенок – У кошки котенок). Так же на уровне слов. Вы можете произнести какое-то слово с ошибкой, например, заменить в слове определенный звук или произнести его искаженно, т.е. с артикуляцией, не свойственной для произносительных норм определенного языка (в данном случае русского). Этот прием обычно принимается детьми с удовольствием, они очень любят исправлять взрослых. Есть мнение, что нельзя учить на ошибках. Не вижу ничего плохого в этом методе, если ребенок будет заранее нацелен на данную работу и будет четко знать, что это неправильное произнесение, которое не нужно повторять. Т е. ребенок получает четкую инструкцию: Здесь есть ошибка, ты её должен услышать, ищи её. Дети любят подобные задания. К тому же они начинают понимать, слышать, что неправильная речь это некрасиво, и это мотивирует их следить за собственной речью. Добавим, что при этом включается работа, основанная на мыслительных операциях, на логике. Есть у нас такая мыслительная операция как противопоставление. Если ребенку предъявляется правильное и неправильное слово, то ребенок отлично понимает, в чем здесь суть. Он способен сравнить оба варианта и найти правильный.

Предлагаемая в данной статье система работы по развитию слухового внимания и фонематического слуха подробно описана в работах Татьяны Александровны Ткаченко. Приведем несколько примеров заданий.

Ребенок после однократного прослуши­вания выполняет словесные инструкции взрослого (без показа!). Для правильного их вы­полнения ребенку необходимы концентрация, устойчивость, переключаемость и достаточный объем слухового внимания.

  • Прикрой ладонями глаза.
  • Прикрой ладонями уши.
  • Подними правое плечо.
  • Подними левую руку.
  • Согни левую ногу.
  • Правой рукой коснись правого плеча.
  • Правую ногу подними и отведи в сторону.
  • Левой ладонью прикрой правый глаз.
  • Правой ладонью прикрой левое ухо.
  • Правой рукой возьмись за левый ло­коть.
  • Левой рукой возьмись за правую пятку.
  • Правую ладонь положи на левое плечо.
  • Левую руку вверх, правую на пояс.
  • Левую ладонь положи на правое колено.
  • Правую руку к плечу, левую вперед.
  • Левую руку вытяни вперед, правую вверх.
  • Правую ногу в сторону, правую руку к плечу.
  • Левую руку на голову, правую па колено.
  • Указательным пальцем левой руки кос­нись правого локтя.
  • Поверни голову вправо, а левую руку поставь на пояс.
  • Указательным пальцем левой руки до­тронься до носа, а пальцами правой руки возьми себя за правое ухо.

Взрослый кладет перед ребенком несколь­ко листов бумаги и набор разноцветных карандашей. После двукратного прослушива­ния ребенок выполняет инструкцию взрослого (каждую на отдельном листе бумаги):

  • Нарисуй вверху елочку, а внизу домик.
  • Нарисуй справа 2 шарика, а слева 3 ку­бика.
  • Нарисуй справа 3 гриба, а слева 2 цветка.
  • Нарисуй справа 2 синие палочки, а сле­ва 4 зеленых шарика.
  • Нарисуй наверху 4 зеленые палочки, а внизу 2 желтых кружка и 1 красный.
  • Наверху нарисуй 2 большие елки и одну маленькую, а внизу 2 красных гриба и 3 коричневых.
  • В левом верхнем углу нарисуй 3 машинки, а в правом нижнем углу 4 человечков.
  • В верхнем правом углу нарисуй 2 красных мяча, а в левом нижнем углу 3 желтых цветка.
  • В левом нижнем углу нарисуй мяч, в правом верхнем домик, а в правом нижнем углу стол.

Ребенок после однократного прослушива­ния выполняет задания взрослого.

  • Подойди к двери и открой ее.
  • Расстегни вторую снизу пуговицу на ру­башке.
  • Возьми 3 ореха и положи в свой левый карман.
  • Подойди к правому подоконнику, возь­ми с него самую маленькую вазочку и принеси на стол.
  • 2 желтые конфеты отдай бабушке, а 3 зеле­ные конфеты положи на красное блюдце.
  • Возьми с полки робота с зеленой голо­вой и поставь между грузовиком и га­ражом.
  • Возьми из-под кровати две красные ма­шинки, большую машинку поставь под кресло, а маленькую на стул.
  • Медведя отнеси в спальню и посади воз­ле телевизора, а тигренка отнеси на кух­ню и положи на табурет.
  • Самый маленький самолетик поставь около самой толстой книги, а самоле­тик с белыми полосками на крыльях опусти в коробку.

Ребенок слушает описание действий, кото­рые можно выполнить с предметом, а за­тем выбирает его среди окружающих предме­тов или предметов, изображенных на картин­ке. Отгадав загадку-описание, ребенок не толь­ко показывает предмет-отгадку, но и объясняет, какие упомянутые взрослым свойства помогли ему сделать выбор.

  • Этот предмет можно ставить на стол. В него можно налить воду. Если уро­нишь, его можно разбить. (Ваза)
  • Этот предмет кладут на стол. В него мож­но набрать пищу. Если уронишь, он не ра­зобьется. (Ложка)
  • Этот предмет никогда не ставят на стол. Если в него попадает вода, предмет надо просушить. Его трудно уронить, пото­му что он постоянно находится внизу. (Туфелька)
  • Этот предмет не кладут на стол. В него не может попасть вода. Его бросают, роняют ча­сто и с удовольствием. (Мяч)
  • Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, грустим, удивляемся. Его обязательно надо вклю­чать в розетку. (Телевизор)
  • Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, удив­ляемся, иногда пугаемся. Его не вклю­чишь в розетку. (Книга)
  • Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, удивля­емся, иногда пугаемся. В нем можно хранить много информации. С помощью этого предмета можно найти друзей в любом конце планеты. Его обязательно надо включать в розетку. (Компьютер)
  • Этот предмет помогает нам общаться. Держа его в руке, мы смеемся, грустим, удивляемся. Иногда его надо включать в розетку для подзарядки. (Мобильный, телефон)

Ребенок выполняет названные взрослым движения только тогда, когда услышит ключевое слово «ПРОСЬБА». Для усложне­ния задания слово «ПРОСЬБА» можно заме­нить близкими по значению и звучанию сло­вами «ПРОШУ», «ПРОСИМ», «ПОПРОШУ». Реагировать действием ребенок должен толь­ко на ключевое слово «ПРОСЬБА».

  • Просьба, подними руки вверх.
  • Руки вниз.
  • Просьба, руки в стороны.
  • Руки вперед.
  • Присядь.
  • Просьба, встань.
  • Попрыгай на одной ноге.
  • Просьба, покружись.
  • Просьба, похлопай в ладоши.
  • Опусти руки.
  • Просьба, топни правой ногой.
  • А теперь левой.
  • Сделай наклоны головой вправо и влево.
  • Просьба, присядь.
  • Встань!
  • Поставь руки на пояс и попрыгай.
  • Остановись!

Ребенок смотрит на картинку и показывает геометрические фигуры, названные взрос­лым, только тогда, когда услышит слово-коман­ду «ПОКАЖИ». Ребенку необходимо ориенти­роваться не только на название форм, но и на их количество, цвет, величину, а также на на­личие слова-команды.

  • Покажи все зеленые квадраты.
  • А где синие треугольники?
  • Покажи красный овал.
  • А синий прямоугольник?
  • Где желтый круг?
  • Покажи желтый круг и красный квадрат.
  • А где фигуры без углов?
  • Покажи все прямоугольники.
  • Покажи 2 красных круга и два зеленых квадрата.
  • Покажи большой красный и маленький зеленый круги.
  • А 2 синих прямоугольника и 3 желтых треугольника?

Мы привели лишь несколько примеров заданий для развития слухового внимания и фонематического слуха. Начинать работу нужно на звуках раннего онтогенеза, сохранных у ребенка и постепенно, наблюдая за динамикой ребенка и его индивидуальными возможностями, вводить в задания более сложный материал, вплоть до слов – паронимов.

Таким образом, мы начинаем от фразы, потом идем к отдельным словам и затем уже можем так же работать во время автоматизации и дифференциации звуков. Причем здесь лучше работать не с изолированным звуком, а со слогом, т.к. слог это единица ритма. В звучащей речи мы не произносим звуки по отдельности, мы произносим их в слогах. На этапе постановки звука советуем не топтаться долго на изолированном произношении отдельного звука, а вводить его в слоги и слова. Мы можем несколько месяцев добиваться идеального произношения изолированного звука, а при его встраивании в слоги, слова, и тем более фразы снова пойдут ошибки. Потому что при произношении звука в слияниях на него влияют соседние звуки. Иногда даже ребенку, наоборот, бывает легче произнести более-менее чистый звук в слове, чем изолированно. Поэтому не нужно тратить массу времени на то, что в итоге нам и не очень то нужно. Мы общаемся словами, а не отдельными звуками. И работая со словами мы, конечно, уже следим, чтобы звук в слове произносился чисто.

Сложные для восприятия ребенка слова мы произносим по слогам. При этом мы одновременно работаем и над слоговой структурой слова. В это время можно отхлопывать ритм, отстукивать, дирижировать.

Еще один способ отвлечь ребенка от артикуляции и привлечь именно к восприятию на слух — во время произнесения прикрывать рот, например, листом бумаги. Не забываем каждый раз нацеливать ребенка на работу, мотивировать. Я закрылась, я спряталась. Включили ушки. Слушай.

Еще прием для развития слухового внимания, умения слушать, активно прислушиваться. Вы говорите слово шепотом, ребенок должен услышать и затем повторить это же слово громко.

Как уже было сказано, развитие фонематического слуха, внимания к звучащей речи хорошо помогает коррекции такого дефекта, как смягчение согласных звуков. Здесь, конечно, дело и в моторике тоже, пресловутом тонусе мышц артикуляции, но у многих детей смягчение проходит даже без дополнительной работы над артикуляцией, когда они начинают слышать эту ошибку в речи. «Это у нас говорят китайцы. Я пошёль, Я покушаль, Я поехаль» и т.д. Работа на противопоставлении. Вы говорите неправильный вариант, вы китаец, а ребенок вас исправляет, говорит правильно.

В общем и целом мы за здравый смысл и за комплексный подход в работе над речью. Нужно работать сразу над всеми сторонами речи и, конечно, обращать внимание на особенности ребенка. Если вы видите, что у него проблема фонематического слуха на первом плане, значит над этим и нужно работать в первую очередь. Тем самым вы пойдете более коротким, более простым и эффективным путем и результаты у вас будут быстрее и качественнее.

Слушайте ребенка и при этом учите его слушать вас и слушать себя.

фонематический

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. фонема, связанный с ним

2. Свойственный фонеме, характерный для неё.

3. Состоящий из фонем.

Толковый словарь Ушакова

ФОНЕМАТИ́ЧЕСКИЙ [нэ], фонематическая, фонематическое (линг., мед.). прил. к фонема. Фонематический состав языка.

Толковый словарь Ожегова

ФОНЕ́МА [нэ́], -ы, ж. В языкознании: абстрактная звуковая единица языка, в разных позициях обнаруживающая свои различительные признаки.

Академический словарь

-ая, -ое. лингв.

прил. к фонема.

Орфографический словарь

Формы слов для слова фонематический

фонемати́ческий, фонемати́ческая, фонемати́ческое, фонемати́ческие, фонемати́ческого, фонемати́ческой, фонемати́ческих, фонемати́ческому, фонемати́ческим, фонемати́ческую, фонемати́ческою, фонемати́ческими, фонемати́ческом, фонемати́ческ, фонемати́ческа, фонемати́ческо, фонемати́чески

Синонимы к слову фонематический

прил., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Словарь галлицизмов русского языка

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ ая, ое. phonématique adj. Отн. к фонеме. Фонематический состав языка. БАС-1. Фонематичность и, ж. Существенным свойством всех языков является не только их фонетичность, но также и их «фонематичность». Сепир 224. — Лекс. Уш. 1940: фонемати/ческий.

Полезные сервисы

фонематический анализ слова

Лингвистические термины

Л.Л. Касаткин предлагает следующую схему анализа:

1) привести фонетическую транскрипцию слова, отделив черточками одну морфему от другой и обозначив сверху тип морфемы;

2) под буквами фонетической транскрипции (в случае необходимости, также внизу между ними) обозначить знаками + и — сигнификативно сильные и слабые позиции;

3) над буквами фонетической транскрипции обозначить знаками + и — перцептивно сильные и слабые позиции у звуков, стоящих в сигнификативно сильных позициях;

4) перенести знаки фонетической транскрипции, обозначающие звуки абсолютно сильных позиций, в фонематическую транскрипцию;

5) звуки, стоящие в сигнификативно сильных, но перцептивно слабых позициях, соотнести со звуками — основными представителями тех же фонем и перенести обозначающие их знаки фонетической транскрипции в фонематическую;

6) звуки, стоящие в сигнификативно слабых позициях, соотнести, если это возможно, со звуками сигнификативно сильных позиций в тех же морфемах и других словах (словоформах) и, определив фонему, записать ее обозначение в фонематическую транскрипцию;

7) если в данной морфеме звук не приводится однозначно к сигнификативно сильной позиции, определить гиперфонему и перевести ее обозначение в фонематическую транскрипцию;

8) обозначить перцептивно сильные и слабые позиции знаками + и — у звуков, стоящих в сигнификативно слабых позициях, знаком ± у звуков, являющихся основным представителем одной из входящих в гиперфонему фонем [Касаткин Л.Л. и др. 2002: 123].

Полезные сервисы

фонематический слух

Методические термины

ФОНЕМАТИ́ЧЕСКИЙ СЛУХ (англ. phonemic hearing).

Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. В анатомо-физиологическом механизме различения фонем главная роль принадлежит слухо-речевой зоне коры больших полушарий головного мозга. Ф. с. к родному языку начинает формироваться у детей при восприятии устной речи окружающих и при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемым образцом. Аудирование и проговаривание слов — важное условие выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем и их закрепления в памяти. Для дальнейшего развития Ф. с. важно сознательное и произвольное выделение отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков. Механизм Ф. с. существенно перестраивается при овладении чтением и письмом — в процессе разложения слов на составляющие их речевые звуки, соотнесения звуков с буквами и формирования новых звуко-буквенных образов слов. См. слух, речевой слух.

Полезные сервисы

2 синонимов к слову «ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ» -  synonyms.su

  • О нас
  • Словарь антонимов
  • Словарь паронимов
  • Словарь ударений
  • Словарь морфологии
  • Словари
  • Регистрация
  • Вход

Введите слово и нажмите «Найти синонимы».

: — фонемный — фонемографический…

Можно найти больше синонимов, нажимая на слова.

  • один

  • два

  • три

  • четыре

  • пять

5 (1)

Синоним Рейтинг
1 фонемный[1]00 0
2 фонемографический[1]00 0

Помогите найти больше синонимов к слову «фонематический»

Добавить синоним

Частое повторение одинаковых слов (тавтология) делает речь скучной и однообразной. Спасти положение могут синонимы. Это слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию. Используйте их, и ваши тексты станут ярче.

Если вам нужно подобрать синонимы к слову «фонематический», вы попали по адресу. Мы постарались собрать все близкие по значению слова и словосочетания на этой странице и сделать доступными для использования. В русском языке в качестве синонимов к слову чаще всего используются: фонемный, фонемографический. Всего в словаре 2 синонимов.

Слово «фонематический» имеет как синонимы, так и антонимы. Они диаметрально противоположны по значению, но относятся к той же лексической группе и выполняют похожие функции в предложении.

Если вы часто ищите, чем заменить слово, добавьте synonyms.su в закладки. Это поможет сэкономить время и силы, избежать нелепых ошибок.

Рейтинг слова «фонематический» :
00

Страница обновлена: 27.07.2019

Другие слова на букву ф

Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:

  • Средняя частота слова «фонематический» 20. Количество букв: 14.
  • Искалась форма слова «фонематический»
  • Поиск «фонематический» занял 0.007 сек.
  • Добавьте synonyms.su в закладки ( нажав Ctrl+D ), чтобы найти Синонимы.

Добавление синонимов

captchaобновить

Добавить

Вверх ↑

Бесплатный большой онлайн словарь синонимов русского языка. Удобный поиск, сортировка, возможность сохранить файл синонимов. Использование материалов сайта разрешено только после согласия Администрации проекта.

18+

Обратная связь

Синонимы для словосочетания «фонематический слух» не найдены.

  • Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

  • Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

  • Развивать речевое внимание, фонематический слух, артикуляционный аппарат детей.

  • Особое внимание уделяется развитию речевого внимания, фонематического слуха, артикуляционного аппарата детей.

  • После интонационного оформления голосовых реакций ребёнка начинается процесс становления фонематического слуха.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синоним фонд оплаты труда
  • Синоним фонарика
  • Синоним фольклорные традиции
  • Синоним флэш карта
  • Синоним флуомизина