Синоним феминизма мужской

Мужской феминизм. Маскулизм и феминизм: понятие и примеры

  • 11 Октября, 2019
  • Психология личности

О феминизме мы постоянно слышим последний десяток лет. Это политическое и социальное движение для многих стало делом всей жизни. Женщины по всему миру пытаются отстаивать свои права в политической, экономической, социальной и личностной сферах. Но мало кто слышал о мужском феминизме, а он есть.

Что это?

Мужской феминизм, или маскулизм, — это мужское движение, которое нацелено на устранение дискриминации мужчин и уравнение их в правах с женщинами. Естественно, направлено это движение в ту область, где наблюдается гендерное неравенство по отношению к мальчикам и мужчинам.

История

Что такое феминизм, узнали еще в конце XIX века, в то время как о маскулизме заговорили лишь в 1960-х. Сейчас уже можно сказать, что это понятие состоит из четырех направлений, цели которых порой противоположны.

В свое время главным идеологом такого течения был Уоррен Фаррел. В конце XX века он выпустил книгу под названием «Миф о мужской власти». В 1968 году в СССР это движение стали активно обсуждать после выхода статьи Урланиса «Берегите мужчин!».

Разные течения

Вообще, появление мужского феминизма, несомненно, связано со второй волной феминисток. Многие представители этого течения тогда сосредоточились на проблемах в законодательстве, в котором необходимо было найти прорехи. Так появилась проблема двойных стандартов в браке. Отсюда появилось движение за права отцов.

борьба за равноправие мужчин

Мужчины не понимали, почему домашнее насилие — это агрессия только со стороны мужчины, или же как объяснить то, что после развода дети должны остаться с матерью.

Так появилась группировка отцов, во главе которой стоял Мэтт О’Конор. Но вел он себя довольно странно вместе со своими единомышленниками: они переодевались в костюмы, врывались в административные здания и проводили акции протеста.

Чуть позже появилось еще одно течение мужского феминизма — мифопоэтическое. Считается, что сподвиг сынов Адама на его появление Карл Юнг. Сторонники этого движения не обращали никакого внимания на политику, им крайне важно было считать, что каждый мужик должен оставаться мужиком в любой ситуации.

Целью этой группы была поддержка и наставничество для мужчин. Участники работали над образовательной программой, в которую входили переработанные мифы, поэзия и труды. Лидером группы был Дэвид Блай. Он постоянно говорил об «энергии Зевса», которую должен ощутить каждый мальчик, чтобы постигнуть мужскую сущность. Члены этого сообщества были против тех мужчин, которые позволяли себе быть слабыми и эмоциональными.

Промаскулизм

Об этом течении стоит поговорить отдельно. Прогрессивные маскулисты по сей день борются за свои права. Они нацелены на то, чтобы защищать всех тех, кто столкнулся с несправедливостью. При этом им абсолютно неважно, какой цвет кожи, религия или политические взгляды у «бедолаги».

Прогрессивный мужской аналог феминизма поднимает важную проблему — женский сексизм. Представители этого течения считают, что жалобы женщин обычно выслушиваются, в то время как мужчины остаются без внимания.

как называется феминизм у мужчин

Тут же приводится печальная статистика, которая говорит о том, что 85 % самоубийств в мире совершает именно сильный пол. Конечно, не всегда понятны мотивы такого решения, возможно, причина совершенно в другом. Но все же такая статистика показывает, что иногда проблемы мужчин выбивают сильный пол из равновесия. Они становятся уязвимее, но на это никто не обращает внимания, ведь мы не раз слышали о том, что мужчины сильные и сами разберутся со своими проблемами.

За все время существования промаскулизма был выделен список претензий:

  • на жестокость по отношению к мужчинам закрывают глаза;
  • мужчины получают более строгую меру наказания за уголовное преступление;
  • он лишен возможности права голоса касательно рождения ребенка, поскольку именно женщина решает, оставить ребенка или сделать аборт;
  • маскулисты против вынужденной службы в армии;
  • на рак груди выделяется больше средств, нежели на рак простаты;
  • гомофобия в отношении мужчин гораздо жестче, нежели в отношении женщин;
  • одинокие мужчины реже могут получить разрешение на усыновление;
  • после развода они находятся в менее выгодном положении;
  • пенсионный возраст всегда выше;
  • работа у мужчин зачастую в разы опаснее.

Разница понятий

Понимая, как называется феминизм у мужчин, многие начинают путать маскулизм с маскулинизмом. Некоторые исследователи считают, что это синонимичные понятия. Первое является сокращенным понятием от второго. На деле же это не совсем так.

маскулизм и феминизм

Фаррелл Кристенсен поведал миру о том, что маскулизм рассказывает о гендерном неравенстве, в то время как маскулинизм — об атрибутах мужественности. Джорджия Дюерст-Лахти вообще предложила воспринимать маскулинизм как идеологию патриархата.

Религиозные течения

Евангельский маскулизм появился после того как в ЮАР стали возникать феминистические движения, которые были вызваны отменой апартеида. Интересно, что в этом случае мужчины никак не высказывались касательно расизма, они не понимали положение религиозной женщины, которая осмелилась высказывать свои права.

Борьба мужчин в этом случае практически никак не касалась самих мужчин. Члены этой группы говорили о патриархате и о том, что равноправие противоречит идеям религии. Так возникла организация «Великие мужчины», члены которой утверждали, что превосходство сильного пола естественно, а слабый пол должен быть закрыт дома и находится под опекой супруга.

Разница мужского и женского движения

Маскулизм и феминизм, как считают многие специалисты, тесно связаны друг с другом. В XXI веке женщины уже перестали бороться за право получить образование, голосовать на выборах. Они могут снять корсет и носить мини-юбки. Сейчас их стремление в большей степени нацелено на получение желаемой должности и достойную оплату труда. Женщины по всему миру стремятся избавиться от объективизации, восприятия их как «второго» пола, а также объекта сексуального желания.

что такое феминизм

Благодаря маскулизму многие считают, что как раз и можно добиться взаимной выгоды. Например, Эмма Уотсон является ярой приверженкой феминизма и считает, что без мужчин борьба за равноправие полов будет всего лишь борьбой. Благо, со стороны сильной половины человечества есть такой отклик, поэтому таких мужчин стали называть профеминистами.

Многие современные мужчины понимают, что такое феминизм. Актеры и политики не раз высказывались касательно роли женщины в обществе. Знаменитые мужчины положительно высказываются о девушках, которые добились высоких должностей в политике и бизнесе.

Желание маскулистов

Борьба за равноправие мужчин имеет свои задачи. Например, все мы слышали, что мальчики отстают от девочек в образовательных достижениях. Некоторые маскулисты против того, что зачастую работа у них гораздо сложнее, опаснее и грязнее.

Маскулизм поднимает вопросы о самоубийствах. Как уже говорилось ранее, процент мужчин в этом случае гораздо больше. Кроме того, к разговорам о насилии по отношению к сильному полу обычно относятся в юмористическом ключе. Да и процент убитых мужчин в мирное время гораздо выше. Маскулисты обращают внимание на изнасилования в тюрьмах и помещения в подобные места мужчин.

Отцовство — еще один вопрос, который поднимает маскулизм. Примеры можно найти в работах Дэвида Бенатара. Он считает, что это один из главных моментов борьбы за права. Дэвид рассказывает о том, что ребенок практически всегда остается с мамой по решению суда. Причем даже есть мать не оспаривает это решение, отец все равно будет испытывать трудности в получении опеки.

Маскулизм и феминизм: понятие и примеры

Критика

Естественно, как и феминизм, маскулизм также подвержен критике. Во-первых, оба эти течения критикуют друг друга, поскольку иногда идеи могут противоречить одна другой. Во-вторых, некоторые участники этого движения прикрываются идеями маскулистов, чтобы продвигать идеи превосходства мужчин, несостоятельности женщин и т. п.

маскулизм примеры

Также много вопросов возникает и о том, какая же модель правильная: когда мужчина — добытчик, а женщина — хранительница домашнего очага или же привычные взаимодействия могут быть другими? Маскулисты считают, что феминистки 1960-х поменяли традиционные установки социума.

Критикуют маскулистов и за то, что некоторые из них агрессивно относятся даже к умеренным феминисткам. Иногда организации пытаются сорвать события, которые организованы женским движением. Порой это все переходит в экстремистские действия. Например, были случаи, когда члены маскулизма отправляли свои экскременты с угрозами в адрес семей и участников феминистического движения.

Зачастую маскулисты относятся к феминисткам так, поскольку считают, что те продвигают негативный образ мужчин в кампании по предотвращению насилия. Иногда агрессивные мужчины настолько против подобной помощи, что преследовали администраторов приютов, которые заботились о женщинах, пострадавших от насилия.

мужской аналог феминизма

Феррелл Кристенсен выдвинул интересную мысль о том, что феминизм и маскулизм — это одно и то же, однако представители обоих течений пытаются показать то, что их пол угнетен больше. При этом каждый старается устранить дискриминацию. В большинстве случаев это радикальные представители, которые никогда не смогут договориться.

В рубрике «Словарь» мы просто и коротко объясняем новые слова и термины.

Впервые о пагубном влиянии патриархата на общество заговорили феминистки. Со временем к обсуждению присоединилось и мужское движение — маскулизм. Но среди сторонников есть разногласия относительно патриархата. Одни мужчины борются за удержание привилегий. Другие говорят об их последствиях и поддерживают феминизм.

Что такое маскулизм

В самом широком смысле маскулизм — это движение за права мужчин. Но внутри есть много идеологий и течений. Например, к маскулизму можно отнести и «Мужское государство» (организация признана экстремистской), и профем-активистов.

В работе «12 лекций по гендерной социологии» исследовательницы Анна Тёмкина и Елена Здравомыслова пишут, что мужские движения появились как реакция на вторую волну феминизма, в 60-х годах. Их можно разделить на феминистские, антифеминистские и те, которые не связывают своё появление и идеологию с женским движением.

Один из первых исследователей маскулинности Майкл Месснер выделял четыре направления мужских движений:

  1. Мифопоэтические и христианские движения. Сторонники отстаивают традиционную мужественность, борются против присваивания мужчинам права на эмоции, слёзы, инфантильность, ностальгируют по эпохе рыцарства и патриархальной семье.

  2. Движения эмансипации и движения за права мужчин. Сторонники говорят о давлении патриархата на мужчин: гиперответственность, высокие стандарты мужественности. Некоторые рассматривают мужчину как жертву порнографии, проституции, обвинений в домогательствах. Такую риторику часто сопровождают антифеминистские лозунги.

  3. Профеминисткие мужские движения. Представители описывают мужские привилегии и сопротивляются им. Они создают группы мужчин против насилия, сексизма и других проблем, которые затрагивают феминистки.

  4. Движения меньшинств и политика идентичности. Представители фокусируются на проблемах мужчин, которые относятся к расовым, сексуальным и другим меньшинствам.

Оксфордский словарь добавляет путаницы в термин. Он определяет слова «маскулизм» и «маскулинизм» как синонимы: «Мужской аналог феминизма. Маскулисты отвергают идею патриархата. Они утверждают, что до феминизма большинство мужчин были такими же бесправными, как и большинство женщин. По их мнению, в постфеминистскую эпоху мужчины находятся в худшем положении из-за упора на права женщин. Маскулизм отражает разные идеи: от равных прав для мужчин (например, в случаях доступа к детям после развода) до полной отмены прав женщин».

Но некоторые исследователи предлагают различать эти термины. К примеру, Джорджия Дуэрст-Лахти говорит: маскулизм — это движение за гендерное равенство, маскулинизм — движение, которое поддерживает патриархат. Представители второго часто придерживаются сексистских и ксенофобных взглядов.

Далее мы рассказываем о маскулизме, близком к профем-движению. Его сторонники акцентируют внимание на проблемах мужчин в патриархате. При этом они не преуменьшают борьбу феминисток и не уничижают женщин.

История термина

Впервые о проблемах мужчин в патриархате заговорила феминистка Шарлотта Перкинс Гилман. В книге 1903 года «Дом: его работа и влияние» она описала, как устройство, при котором женщина принадлежит дому, влияет и на женщину, и на мужчину. Если коротко, то такая диспропорция не выгодна никому, несмотря на всеобщее заблуждение, что это семейная идиллия. Исследовательница полагала, что эмансипация женщин только улучшит жизнь их близких мужчин и всего общества. Спустя 11 лет Шарлотта Перкинс Гилман высказала свои взгляды в лекциях «Исследования маскулинизма». Считается, что тогда термин применили впервые.

Само движение появилось в 60-х годах. В 70-х возникали группы роста сознания мужчин. На собраниях они делились проблемами, связанными с полом. Например, многих волновал вопрос опеки над детьми. Закон предпочитал (и до сих пор предпочитает) оставлять ребёнка с матерью.

В 1975 году в США состоялась конференция «Мужчины и маскулинность». Участники обсуждали, как меняется маскулинность в мире, где происходит гендерная революция. Там же в 1985 году возникла «Национальная организация меняющихся мужчин». Участники придерживались антисексистских, антирасистских и антигомофобных взглядов. Прогрессивные мужчины критиковали патриархат и его последствия, от которого страдали и мужчины, и женщины.

Примеры того, с чем борются маскулисты

Гегемонная маскулинность

Это механизм, благодаря которым доминирующая группа мужчин — белые, цисгендерные, гетеросексуальные — поддерживает свою власть над женщинами и мужчинами, которые не соответствуют «настоящей» маскулинности. Гегемонная маскулинность выражается в том, что мужчин учат добиваться успеха, власти, денег, быть агрессивными и сильными. 

Многие исследователи изучали «цену», которую приходится платить мужчинам, достигающим идеалов гегемонной маскулинности. Выяснилось, что если мужчина стремится к ним, у него уменьшается продолжительность жизни и ухудшается здоровье. Такой исход связывают с тем, что, добиваясь гегемонной маскулинности, мужчина постоянно сталкивается со стрессом. Но он не может обратиться за помощью, иначе покажется слабым.

От гегемонной маскулинности всё чаще отказываются знаменитости, создавая новые примеры для подражания. Например, Френк Оушен, Тимоти Шаламе, Эзра Миллер, Lil Nas X. Они показывают через моду, кино, музыку, что быть нежным, чувственным, ярким не стыдно для мужчины. Иконой новой маскулинности считается Гарри Стайлс, который в интервью Teen Vogue сказал: «Требуется много мужественности, чтобы быть уязвимым и позволять себе быть женственным. Мне с этим очень комфортно». Именно право на уязвимость и самобытность, которая может сочетать и мужские, и женские атрибуты, отстаивает часть маскулистов.

Подавление эмоций

Британский социолог Виктор Зайдлер один из первых обратил внимание на то, как патриархат запрещает мужчинам быть эмоциональными. Гегемонная маскулинность диктует скрывать эмоции и чувства, потому что их отождествляют с женственностью. В рамках патриархата женственность равна слабости, которая неприемлема для «настоящих мужиков».

Зайдлер также предполагал, что из-за гегемонной маскулинности мужчины не только подавляют эмоции, но также не учатся говорить о них, признавать и справляться с ними. В результате они выражают их через агрессивные и насильственные формы.

Мужчины реже женщин обращаются за помощью в случаях депрессии, тревожных расстройств. Согласно исследованию австралийских мужчин, «надежда только на себя» — качество, которое требует гегемонная маскулинность — повышает риск суицидальных мыслей у мужчин.

Недостаточно вовлечение мужчин в родительство и домашнее хозяйство

В конце 80-х исследователи отмечали, что мужчина, который включён в домашнее хозяйство, скорее исключение, чем правило. Но 20 лет спустя заметили положительную тенденцию. Всё больше мужчин стали ориентироваться на партнёрский союз и воспитание детей наравне с женой. Согласно опросам ФОМа, в России с 2011 года семьи всё чаще переходят на равное распределение домашних обязанностей между мужчиной и женщиной.

Но пока что данные всё равно свидетельствуют о том, что мужчины менее вовлечены в домашнее хозяйство — и в Европе, и в США, и в России.

Социолог Анна Авдеева пишет, что мужчины в среднем больше зарабатывают, поэтому женщина чаще уходит в декрет, чтобы семья не теряла основной доход. Кроме того, действуют гендерные стереотипы. Мужчине в первую очередь полагается построить успешную карьеру, а уже потом стать хорошим отцом. Работодатели менее охотно отпускают мужчину в декретный отпуск. Он может столкнуться с осуждением коллег. 

Последователи маскулизма отстаивают своё право быть заботливыми отцами и делить обязанности по дому вопреки предрассудкам. Они создают движения, которые защищают интересы отцов. Чаще всего в такие группы вступают родители, которые лишились опеки над детьми в суде. Исследование 2012 года показало, что некоторые мужчины присоединяются к движению не затем, чтобы восстановить контакт с ребёнком, а чтобы вернуть контроль над бывшей семьёй. Для защиты женщин и их детей законодательства многих стран предпочитают отдавать опеку матерям. Например, в Греции отцу практически невозможно получить даже совместную опеку после развода.

Но не все браки заканчиваются по вине мужчины. Некоторые из них в итоге сталкиваются с несправедливостью. Например, в издании The Guardian герой рассказал, что может видеть детей всего восемь дней в месяц, хотя развёлся с женой из-за её измены. В этой же статье основатель юридической фирмы для защиты прав отцов говорит, что патриархальные стереотипы о заботливой матери и мужчине-добытчике приводят к подобным сексистским семейным законам.

Домашнее насилие

Некоторые активисты присоединяются к борьбе против домашнего насилия над женщинами. Например, канадская организация White Ribbon освещает проблему для мужчин с 1991 года. Движение выросло до международного масштаба. Организация проводит лекции и тренинги о здоровой маскулинности, поддержке жертв домашнего насилия, борьбе с сексизмом, расизмом.

Несмотря на то что домашнее насилие переживают в основном женщины, бывает и наоборот. Иногда маскулисты утверждают, что домашнее насилие гендерно симметрично. То есть мужчины оказываются жертвами так же часто, как и женщины (официальная статистика говорит об обратном). Некоторые инициативы поднимают проблему домашнего насилия в отношении мужчин, не отвергая масштаба этой проблемы для женщин. Например, в России открылся кризисный центр для мужчин «Двоеточие». А в «ТыНеОдна» запустили горячую линию для пострадавших мужчин.

Что посмотреть и почитать

Книги

Видео

  • YouTube-канал Moscow MaleFest — трансляция с фестиваля о маскулинности, на котором социологи, психологи и журналисты рассказывают о новых нормах мужественности, принципах профем-движения, мужской сексуальности и гендерных исследованиях.

Статья была отредактирована после вступления в силу закона № 478-ФЗ от 5 декабря 2022 года.

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Since the 19th century, men have taken part in significant cultural and political responses to feminism within each «wave» of the movement. This includes seeking to establish equal opportunities for women in a range of social relations, generally done through a «strategic leveraging» of male privilege. Feminist men have also argued alongside writers like bell hooks, however, that men’s liberation from the socio-cultural constraints of sexism and gender roles is a necessary part of feminist activism and scholarship.

History[edit]

Throughout the seventeenth and eighteenth centuries, the majority of pro-feminist authors emerged from France including François Poullain de La Barre, Denis Diderot, Paul Henri Thiry d’Holbach, and Charles Louis de Montesquieu.[1] Montesquieu introduced female characters, like Roxana in Persian Letters, who subverted patriarchal systems, and represented his arguments against despotism. The 18th century saw male philosophers attracted to issues of human rights, and men such as the Marquis de Condorcet championed women’s education. Liberals, such as the utilitarian Jeremy Bentham, demanded equal rights for women in every sense, as people increasingly came to believe that women were treated unfairly under the law.[2]

In the 19th century, there was also an awareness of women’s struggle. The British legal historian, Sir Henry Maine, criticized the inevitability of patriarchy in his Ancient Law (1861).[3] In 1866, John Stuart Mill, author of The Subjection of Women, presented a women’s petition to the British parliament, and supported an amendment to the 1867 Reform Bill. Although his efforts focused on the problems of married women, it was an acknowledgment that marriage for Victorian women was predicated upon a sacrifice of liberty, rights, and property. His involvement in the women’s movement stemmed from his long-standing friendship with Harriet Taylor, whom he eventually married.

Parker Pillsbury was born on September 22, 1809, in Hamilton, Massachusetts. His parents were Oliver Pillsbury and Anna Smith. He died on July 7, 1898, in Concord, New Hampshire. When he was little, he went to district schools until he attended Gilmanton Theological Seminary to graduate in 1838. After a year he became a minister at the Congregational church at Loudon, NH. Later on, he married Sarah H. Sargent. With his wife he only had one child, Helen Pillsbury. He became Massachusetts Abolitionist and woman suffrage leader.[4] His Acts of the Anti-Slavery Apostles was history of the New England Abolitionist movement.[5]

Parker Pillsbury and other abolitionist men held feminist views and openly identified as feminist, using their influence to promote the rights of women and slaves respectively.[6][7] Pillsbury helped draft the constitution of the feminist American Equal Rights Association in 1865 serving as vice-president of the New Hampshire Woman Suffrage Association. In 1868 and 1869, Parker edited The Revolution with Elizabeth Cady Stanton.[8]

In 1840, women were refused the right to participate at the World Anti-Slavery Convention in London. Supporters of the women attending argued that it was hypocritical to forbid women and men from sitting together at this convention to end slavery; they cited similar segregationist arguments in the United States that were used to separate whites and blacks. When women were still denied to join in the proceedings, abolitionists William Lloyd Garrison, Charles Lenox Remond, Nathaniel Peabody Rogers, and Henry Stanton, all elected to sit silently with the women.[9]

One argument against female participation, both at the World Anti-Slavery Convention, and commonly in the nineteenth century, was the suggestion that women were ill-constituted to assume male responsibilities. Abolitionist Thomas Wentworth Higginson argued against this, stating:

I do not see how any woman can avoid a thrill of indignation when she first opens her eyes to the fact that it is really contempt, not reverence, that has so long kept her sex from an equal share of legal, political, and educational rights…[a woman needs equal rights] not because she is man’s better half, but because she is his other half. She needs them, not as an angel, but as a fraction of humanity.[9]

American sociologist Michael Kimmel categorized American male responses to feminism at the turn of the twentieth century into three categories: pro-feminist, masculinist, and antifeminist.[10][11] Pro-feminist men, believing that changes would also benefit men, generally welcomed women’s increased participation in the public sphere, and changes in the division of labour in the home;[11] in contrast anti-feminists opposed women’s suffrage and participation in public life, supporting a traditional patriarchal family model.[11] Finally, the masculinist movement was characterized by men’s groups, and developed as an indirect reaction to the perceived femininization of manhood.[11]

Men’s liberation movement[edit]

The men’s liberation movement is a social movement which started in the late 1960-70s.[12][circular reference] Men’s liberation activists are generally nice to feminists’ standpoints. In more detail the men’s liberation movement stresses the negative portions of the traditional masculinity. And overall, the men’s liberation movement and the men’s rights movement are totally different. The MRM is more of unequal or unfair treatment of men. The MLM is kind of a liberation for men from stereotypes and things that prevent them from expressing their feelings and emotions just because they are “men”. Feminist and gender scholars believe that the MLM was created among heterosexual middle-class men to respond to the cultural changes happening back then.[13][circular reference]

The men’s liberation movement began in the early 1970s as consciousness-raising groups to help men free themselves from the limits of sex roles. Proponents of men’s liberation argued that male bonding is a mechanism to conform men’s identities to a single sense of masculinity, which reinforces patriarchy. In lieu of such bonding, the men’s liberation movement called for open acknowledgment of the costs of masculinity: men’s entrapment in their fixed role as the breadwinner of the nuclear family and the taboo against men expressing emotions. Most significantly, this movement intended to make it acceptable for men to be open about their emotions while maintaining their masculinity.

The link between the biological male sex and the social construction of masculinity was seen by some scholars[14] as a limitation on men’s collaboration with the feminist movement. This sharply contrasted with sex role theory which viewed gender as something determined by biological differences between the sexes. Other key elements of the men’s liberation movement were the ideas that genders are relational and each cannot exist without the other, and that gender as a whole is a social construction and not a biological imperative. Thus, second-wave profeminist writers[15] were able to explore the interactions between social practices and institutions, and ideas of gender.

Men’s rights movement[edit]

The men’s rights movement was formed in the 1980s as a splinter breaking away from the men’s liberation movement, as part of a backlash to feminism.[16][17][18] This group claimed that men’s rights were being reduced by feminism, that feminist advances had not been balanced by the elimination of traditional feminine privileges, and that the men should empower themselves by revitalizing their masculinity.[17] This argument was also echoed in religious circles with the Muscular Christianity movement.

Male feminism and pro-feminism[edit]

The feminist movement is divided on whether or not men can be considered feminists. Male-exclusionary feminists believe that men can not be true feminists because they do not have the experience of living as a woman, such as facing the discrimination and stereotyping that women do.[19] They may also believe that male feminists might have ulterior motives or be insincere («performative») in their feminism.

As feminist writer Shira Tarrant has argued, a number of men have engaged with and contributed to feminist movements throughout the history.[20] Today, academics like Michael Flood, Michael Messner, and Michael Kimmel are involved with men’s studies and pro-feminism.[9][21][22]

There is debate within feminism over whether or not men can be feminists. Some feminists, like Simone de Beauvoir in her seminal text The Second Sex, argue that men cannot be feminists because of the intrinsic differences between the sexes.[23] Separatist feminists also hold this view, arguing that only by rejecting the masculine perspective entirely can feminism allow women to define themselves on their own terms, and that the involvement of men in the feminist movement will inculcate the values of patriarchy into any social change. Some writers[24] hold that men do not suffer the same oppression as women, and as such cannot comprehend women’s experience, and as such cannot constructively contribute to feminist movements or concepts.[25][26]

The painting Anka, 2010, by Wilhelm Sasnal, is a pro feminist depiction of the artist’s self-aware, independent wife

Others argue that men’s identification with the feminist movement is necessary for furthering the feminist causes. A number of feminist writers maintain that identifying as a feminist is the strongest stand men can take in the struggle against sexism against women. They have argued that men should be allowed, or even encouraged, to participate in the feminist movement.[27][28] For some, the participation of men in the feminist movement is seen as part of a process of the universalization of the feminist movement, necessary for its continued relevance.[29] One challenge of motivating men to participate, or promoting their inclusion, in feminism has been linked to the disconnect between gender and intersecting components of identity. One example of this is that some African American men have been unable to carry over the fundamental principles and lessons of the struggle for civil rights into a meaningful contribution to the struggle to end sexist oppression. However, at a more primary level, the bonds formed in the civil rights movement established valuable solidarity among African American women and men.[30] This is an approach that may be transferable and equally useful to the feminist movement. Making these important connections understood by women and men might greatly benefit feminism. As described in the theory of strategic intersectionality,[31] utilizing the experiences of one part of our identity that intersects with another provides insightful tools to further improve the available tactics of the feminist movement. Other female feminists argue that men cannot be feminists simply because they are not women, cannot understand women’s issues, and are collectively members of the class of oppressors against women. They assert that men are granted inherent privileges that prevent them from fundamentally identifying with feminist struggles and thus make it impossible for them to identify with feminists.[32]

One idea supporting men’s inclusion as «feminists» is that excluding men from the feminist movement labels it as solely a female task, which could be argued to be sexist in itself. This idea asserts that until men share equal responsibility for struggling to end sexism against women, the feminist movement will reflect the very sexist contradiction it wishes to eradicate.[28] The term «profeminist» occupies the middle ground in this semantic debate, because it offers a degree of closeness to feminism without using the term itself. Also, the prefix «pro» characterizes the term as more proactive and positive. There has been some debate regarding the use of the hyphen (identifying as a «pro-feminist» as opposed to a profeminist), claiming that it distances the term too much from feminism proper.[27]

Feminist men in popular culture[edit]

In 2014, several high-profile events led to the continued presence of feminist issues in the media. These included Bring Back Our Girls, HeForShe campaign, the Gamergate controversy, Malala Yousafzai winning the Nobel Peace Prize, and sexual assault allegations being made against Jian Ghomeshi and Bill Cosby.

Justin Trudeau[edit]

In 2015 Canadian Prime Minister Justin Trudeau made international headlines for establishing the first gender-balanced cabinet in Canada.[33] In response to a media question asking his reason for doing so, Trudeau said, «Because it’s 2015.»[34] At the World Economic Forum in 2016, Trudeau again made headlines when he spoke about raising his sons to be feminists and urged men not to be afraid of using the word «feminist».[35] A few months later at a United Nations conference, Trudeau said «I’m going to keep saying, loud and clearly, that I am a feminist. Until it is met with a shrug.»[36] He explained further what that meant for him:

It shouldn’t be something that creates a reaction. It’s simply saying that I believe in the equality of men and women and that we still have an awful lot of work to do to get there. That’s like saying the sky is blue and the grass is green.

— Justin Trudeau, United Nations conference, March 16th 2016

[37]

This is what a feminist looks like[edit]

In October 2014 ElleUk created a shirt with the slogan «This Is What a Feminist Looks Like» with The Fawcett Society. A photo series featuring many A-list stars wearing the shirts was released.[38] The production of the shirts was criticized for being anti-feminist due to sweat-shop labour.[39] In spite of this criticism, the phrase became popular. It was quoted by President Barack Obama in a speech at the United State of Women Summit in 2016.[40] In 2017 two photographers, Carey Lynne Fruth and Sophie Spinelle, launched a photo series with subjects holding signs bearing the slogan.[41][42]

Equal pay support in Hollywood[edit]

Five original stars from The Big Bang Theory including four men (Jim Parsons, Johnny Galecki, Kunal Nayyar and Simon Helberg) decided to take a pay cut so that their two female co-stars who joined later could earn a higher wage for seasons 11 and 12. The current wage gap sits at $900,000, with the original cast making one million dollars per episode, while Mayim Bialik and Melissa Rauch earn $100,000 per episode.[43]

Emmy Rossum from Shameless put production of season 8 on hold when she was renegotiating her contract for equal pay as her co-star William H. Macy. She also requested a little more money to make up for the years of work where she was making less.[44] When confronted by TMZ with this reality, William H. Macy responded, «It’s about f—king time, don’t you think?” and “She works as hard as I do, she deserves everything.»[45]

Bradley Cooper responded to his frequent co-star Jennifer Lawrence’s “Why Do These Dudes Make More Than Me?” essay by vowing to share his salary information with his female co-stars during the preproduction negotiation stage in an effort to reduce the gender gap.[46]

Men supporting the Women’s March 2017[edit]

John Legend attended the Women’s March on Main Street Park City in Utah on January 21, 2017.[47] In an interview he revealed that he joined the march to show solidarity with everyone marching all around the world, and to raise awareness on equality to ensure that all the progress that women and people of colour have made over the past century is not diminished under President Donald Trump’s administration.[48]

Many male liberal leaders and politicians took part in the march as well. Among them, Bernie Sanders took the stage at the Vermont Women’s March on January 21, 2017. He spoke in support of equal work for equal pay, health care, Planned Parenthood and unifying the country.[49] Former Secretary of State John Kerry also joined the Women’s March in Washington, D.C.[50]

Pro-feminist campaign[edit]

There is also the United Nations’ women’s solidarity movement for gender equality, which encourages boys and men to become equal partners with women.[51] The HeForShe campaign aims to enlist everyone to do their part to reimagine a society through gender equality. Since the launch of HeForShe campaign in 2014, UN Women ambassadors alongside Emma Watson and thousands of men across the globe are committed to the goal of gender equality.[52] Overall, bell hooks concludes that gender issues are not just for women as some men may believe, but it is for everyone. Therefore, the more we work together, the better our society will be. Emma Watson’s moving speech at the United Nations about gender equality for the UN’s HeForShe campaign demonstrates the first look at the notion «HeForShe».[53]

Men’s studies[edit]

Masculinity scholars seek to broaden the academic discourse of gender through men’s studies. While some feminists argue that most academic disciplines, except women’s studies, can be considered «men’s studies» because they claim that the content of the curriculum consists of primarily male subjects, masculinity scholars[54] assert that men’s studies specifically analyzes men’s gendered experiences. Central to men’s studies is the understanding that «gender» does not mean «female,» the same way «race» does not mean «black.» Men’s studies are typically interdisciplinary, and incorporate the feminist conception that «the personal is political.» Masculinity scholars strive to contribute to the existing dialogue about gender created through women’s studies.[55]

There are various arguments and movements that support the cause for gender equality as it relates to feminism. Jackson Katz suggests that we have a responsibility to help youths to create a society that will prevent future generations from experiencing the current issues regarding gender equality.[56] Gender studies is often referred to as women’s issues. Women’s issues are sometimes viewed as issues that men contribute to. Katz argues that women’s issues should be men’s issues as well. Katz believes that when both genders work together, there is a change that the next generation can use to avoid suffering similar tragedies.[57]

We owe it to young men. These boys didn’t make the choice to be a man in a culture that tells them that manhood is a certain way. We, that have a choice, have an opportunity and a responsibility to them.

— Jackson Katz, TEDxFiDiWomen conference, November 2012

Polls[edit]

This article needs to be updated. Please help update this article to reflect recent events or newly available information. (March 2022)

In 2001, a Gallup poll found that 20% of American men considered themselves feminists, with 75% saying they were not.[58] A 2005 CBS poll found that 24% of men in the United States claim the term «feminist» is an insult. Four in five men refused to identify themselves as feminist, but when a specific definition is given the number fell to two in five. An increasing number of men said that feminism had improved their lives, in comparison to polls taken in 1983 and 1999, with an unprecedented, but marginal plurality of 47% agreeing. 60% believed that a strong women’s movement is no longer needed.[59] However, a YouGov Poll of Britain in 2010 found that only 16% of men described themselves as feminist with 54% stating they were not and 8% specifically claiming to be antifeminist.[60]

Recent studies[edit]

In 2001, a qualitative study of men’s perception of feminism showed pervasive patterns of linear reasoning. Researchers found that the participants identified two genres of feminism and two strains of feminists, and dubbed it the ‘Jekyll and Hyde’ binary. The participants would classify feminism and feminists as either «good» or «monstrous».[61] In 2016 the study was repeated by a new team of researchers to find that the binary persisted, as «unreasonable feminism» and «fair feminism.[62]

Men react very defensively and close up when asked about their stands and they also believe that staying away from feminists is best for everyone. Even thought things are changing, there is a lot of stigma around these topics and they should definitely be addressed, especially by people who have the means and platforms to do so.[original research?]

See also[edit]

  • Antifeminism
  • Feminism
  • Masculinity
  • Masculism
  • Men’s liberation
  • Men’s movement
  • Men’s rights
  • Philandry
  • Pro-feminism
  • White Ribbon Campaign
  • Women’s rights

References[edit]

  1. ^ Murphy, Peter F., ed. (2004). Feminism and masculinities. Oxford New York: Oxford University Press. ISBN 9780199267248.
  2. ^ Campos Boralevi, Lea (1984). Bentham and the oppressed. Berlin New York: Walter De Gruyter Inc. ISBN 9783110099744.
  3. ^ Sumner Maine, Henry (1861). Ancient law. London Toronto: J.M. Dent. OCLC 70417123.
  4. ^ «Parker Pillsbury (1809-1898)».{{cite web}}: CS1 maint: url-status (link)
  5. ^ PubFactory, Oxford University Press (OUP). «Overview Parker Pillsbury».{{cite web}}: CS1 maint: url-status (link)
  6. ^ Robertson, Stacey (2000). Parker Pillsbury : radical abolitionist, male feminist. Ithaca, N.Y.: Cornell University Press. ISBN 9780801436345.
  7. ^ DuBois, Ellen (1999) [1978]. Feminism and suffrage: the emergence of an independent women’s movement in America, 1848-1869. Ithaca, N.Y.: Cornell University Press. p. 102. ISBN 9780801486418.
  8. ^ «Parker Pillsbury». americanabolitionist.liberalarts.iupui.edu. American Abolitionism. Archived from the original on 19 April 2017. Retrieved 15 December 2013.
  9. ^ a b c Kimmel, Michael S. (1992), «Introduction», in Kimmel, Michael S. (ed.), Against the tide: pro-feminist men in the United States, 1776-1990: a documentary history, Boston, Massachusetts: Beacon Press, pp. 1–51, ISBN 9780807067604.
  10. ^ Messner, Michael (1997), «Men and masculinities», in Messner, Michael, ed. (1997-03-20). Politics of masculinities: men in movements. Thousand Oaks, California: SAGE. p. 9. ISBN 9780803955776.
  11. ^ a b c d Pelak, Cynthia Fabrizio; Taylor, Verta; Whittier, Nancy (2006), «Gender movements», in Saltzman Chafetz, Janet, ed. (2006-11-22). Handbook of the sociology of gender. New York: Springer. p. 168. ISBN 9780387362182.
  12. ^ «Men’s Movement».{{cite web}}: CS1 maint: url-status (link)
  13. ^ «Men’s Liberation Movement».{{cite web}}: CS1 maint: url-status (link)
  14. ^ Mirsky, Seth (1996), «Three arguments for the elimination of masculinity», in Krondorfer, Björn, ed. (1996). Men’s bodies, men’s gods: male identities in a (post- ) Christian culture. New York: New York University Press. pp. 27–39. ISBN 9780814746691.
  15. ^ Carrigan, Tim; Connell, Bob; Lee, John (September 1985). «Toward a new sociology of masculinity». Theory & Society. 14 (5): 551–604. doi:10.1007/BF00160017. JSTOR 657315. S2CID 143967899.
    • Reprinted in: Murphy, Peter F., ed. (2004). Feminism and masculinities. Oxford New York: Oxford University Press. pp. 151–164. ISBN 9780199267248.

  16. ^ Baker, Maureen & Bakker, J. I. Hans (Autumn 1980). «The Double-Bind of the Middle Class Male: Men’s Liberation and the Male Sex Role». Journal of Comparative Family Studies. 11 (4): 547–561. doi:10.3138/jcfs.11.4.547.{{cite journal}}: CS1 maint: uses authors parameter (link)
  17. ^ a b Messner, Michael A. (June 1998). «The Limits of ‘The Male Sex Role’: An Analysis of the Men’s Liberation and Men’s Rights Movements’ Discourse». Gender and Society. 12 (3): 255–276. doi:10.1177/0891243298012003002. S2CID 143890298.
  18. ^ Carrigan, Tim; Connell, Bob; Lee, John (September 1985). «Toward a New Sociology of Masculinity». Theory and Society. 14 (5): 551–604. doi:10.1007/BF00160017. S2CID 143967899.
  19. ^ Elliot, Cath (23 April 2008). «Can Men Be Feminists?». The Guardian. Retrieved 21 September 2021.{{cite web}}: CS1 maint: url-status (link)
  20. ^ Tarrant, Shira (2009). Men and feminism. Berkeley, California: Seal Press. ISBN 9781580052580.
  21. ^ Messner, Michael (2002). Taking the field: women, men, and sports. Minneapolis: University of Minnesota Press. ISBN 9780816634491.
  22. ^
    Further citations:

    • Flood, Michael (2004), «Backlash: Angry men’s movements», in Rossi, Stacey Ellen (ed.). The battle and backlash rage on: why feminism cannot be obsolete. New York, N.Y.: Xlibris Corporation. pp. 261–278. ISBN 9781413459340.[self-published source]
    • Kimmel, Michael S. (2013) [1998], «Who’s afraid of men doing feminism?», in Digby, Tom, ed. (2013-10-28). Men doing feminism. New York: Routledge. pp. 57–68. ISBN 9781135772154.
    • Messner, Michael (1992). Power at play: sports and the problem of masculinity. Boston: Beacon Press. ISBN 9780807041055.

  23. ^ de Beauvoir, Simone (2015) [1949]. Borde, Constance; Malovany-Chevallier, Sheila (eds.). The second sex. London: Vintage Books. ISBN 9780099595731.
  24. ^
    For example Paul Smith and Alice Jardine:

    • Smith, Paul (2012) [1985], «Men in feminism: men in feminist theory», in Smith, Paul; Jardine, Alice, eds. (31 March 2014). Men in feminism. London: Routledge. pp. 33–40. ISBN 9780415754217. Pdf of original text.
    • Jardine, Alice (2012) [1985], «Men in feminism: odor di uomo or compagnons de route?», in Smith, Paul; Jardine, Alice, eds. (31 March 2014). Men in feminism. London: Routledge. pp. 54–61. ISBN 9780415754217. Pdf of original text.

  25. ^ Carbado, Devon (1999). Black men on race, gender, and sexuality: a critical reader. New York: New York University Press. ISBN 9780814790427.
  26. ^ Heath, Stephen (2012) [1985], «Men in feminism: men and feminist theory», in Smith, Paul; Jardine, Alice, eds. (31 March 2014). Men in feminism. London: Routledge. pp. 41–46. ISBN 9780415754217. Pdf of original text.
  27. ^ a b Brod, Harry (2013) [1998], «To be a man, or not to be a man — that is the feminist question», in Digby, Tom, ed. (2013-10-28). Men doing feminism. New York: Routledge. pp. 197–212. ISBN 9781135772154.
  28. ^ a b hooks, bell (2015) [1984], «Men: comrades in struggle», in hooks, bell, ed. (2015). Feminist theory: from margin to center. New York: Routledge. pp. 68–83. ISBN 9781138821668.
  29. ^ Owens, Lisa Lucile (2013). «Coerced parenthood as family Policy: Feminism, the moral agency of women, and men’s ‘right to choose’«. Alabama Civil Rights & Civil Liberties Law Review. University of Alabama School of Law. 5 (1): 1–34. SSRN 2439294. Pdf.
  30. ^ hooks, bell (2015) [1984]. Feminist theory: from margin to center. New York: Routledge. ISBN 9781138821668.
  31. ^ Belleau, Marie-Claire (2007), «L’intersectionnalité: feminisms in a divided world; Québec-Canada», in Orr, Deborah, ed. (2007). Feminist politics: identity, difference, and agency. Lanham, Maryland: Rowman & Littlefield Publishers. pp. 51–63. ISBN 9780742547780.
  32. ^ Ervin Funk, Russ (1997). «The power of naming: men in feminism». Feminista! The Journal of Feminist Construction. 1 (4). Archived from the original on 2006-10-21.{{cite journal}}: CS1 maint: bot: original URL status unknown (link)
  33. ^ Murphy, Jessica (4 November 2015). «Trudeau gives Canada first cabinet with equal number of men and women». The Guardian. Retrieved 20 March 2017.
  34. ^ Browne, Rachel (4 November 2015). «‘Because It’s 2015’: why Justin Trudeau pushed for gender parity in his cabinet». VICE News. Retrieved 20 March 2017.
  35. ^ Staff writer (22 January 2016). «Justin Trudeau talks about raising sons ‘to be a feminist, just like dad’ at World Economic Forum». National Post. Retrieved 20 March 2017.
  36. ^ Panetta, Alexander (16 March 2016). «‘I am a feminist,’ Trudeau tells UN crowd». Toronto Star. Retrieved 20 March 2017.
  37. ^ Many canadians are not impressed with Trudeau’s selection of cabinet, arguing that Trudeau’s actions were clearly politically motivated, selecting for gender over competence.

    If Trudeau had appointed women proportionately based on the pool of MPs, there would be eight female cabinet members, not 15.

  38. ^ Brog, Annabel (30 October 2014). «Call yourself a feminist?». Elle (UK). Retrieved 19 March 2017.
  39. ^ Katebi, Hoda. «This Is What A Feminist Looks Like: the feminist shirt controversy». Conscious magazine. Retrieved 19 March 2017.
  40. ^ Lim, Clarissa-Jan (15 June 2016). «Obama reveals something about himself he’s never shared before, but many have suspected». A Plus. Retrieved 19 March 2017.
  41. ^ Lim, Clarissa-Jan (8 March 2017). «It’s 2017, and this is what feminists look like». A Plus. Retrieved 19 March 2017.
  42. ^ «This is what a feminist looks like». shamelessphoto.com. Shameless Photography. Retrieved 19 March 2017.
  43. ^ Carey Purcell, Mic (3 March 2017). «Here’s how much money the cast of the ‘Big Bang Theory’ makes per episode». INSIDER. Retrieved 19 March 2017.
  44. ^ Brunner, Jeryl (31 December 2016). «Why Emmy Rossum was wise to demand pay equality on ‘Shameless’ — and the real issue for TV actresses». Forbes. Retrieved 19 March 2017.
  45. ^ William H. Macy (13 December 2016). William H. Macy says Emmy Rossum deserves equal pay (Video). TMZ. Retrieved 19 March 2017.
  46. ^ Ruiz, Michelle (19 October 2015). «The Bradley Cooper effect: why women should share their salary information». Vogue. Retrieved 19 March 2017.
  47. ^ «Celebrities attend Women’s Marches around the world». CBS News. 23 January 2017. Retrieved 19 March 2017.
  48. ^ John Legend (22 January 2017). John Legend at Women’s March (Video). The Red Carpet Awards via YouTube. Retrieved 19 March 2017.
  49. ^ Bernie Sanders (22 January 2017). Bernie Sanders — Women’s March Speech in Vermont (01/21/17) (Video). spreadthebern via YouTube. Retrieved 23 March 2017.
  50. ^ Reilly, Katie (21 January 2017). «John Kerry joins Women’s March on Washington while walking his dog». Time. Retrieved 19 March 2017.
  51. ^ Macleod, Duncan (26 September 2014). «Emma Watson launches He For She movement». theinspirationroom.com. The Inspiration Room. Retrieved 10 April 2017.
  52. ^ «Our Mission». heforshe.org. HeforShe. Archived from the original on 24 April 2016. Retrieved 10 April 2017.
  53. ^ hooks, bell; Watson, Emma (18 February 2016). «Emma Watson and bell hooks talk feminism, confidence and the importance of reading». Paper. Retrieved 10 April 2017.
  54. ^ Brod, Harry (2002), «Studying masculinities as superordinate studies», in Gardiner, Judith, ed. (2002). Masculinity studies & feminist theory: new directions. New York: Columbia University Press. pp. 161–175. ISBN 9780231122795.
  55. ^ Brod, Harry (1987). «The New Men’s Studies: From Feminist Theory to Gender Scholarship». Hypatia. 2 (1): 179–196. doi:10.1111/j.1527-2001.1987.tb00859.x. JSTOR 3809866. S2CID 145410242. Retrieved March 10, 2023.
  56. ^ Lindsey, T. M. (3 June 2008). «Jackson Katz: Violence against women is a men’s issue». Rewire. Retrieved 9 April 2017.
  57. ^ Jackson Katz (30 November 2012). Violence against women—it’s a men’s issue (Video and transcript). TEDxFiDiWomen Conference. Retrieved 10 April 2017.
  58. ^ Gallup, Jr., George (2002), «Job equity for women», in Gallup, George Jr., ed. (2002). The Gallup poll: public opinion 2001. Wilmington, Delaware: Scholarly Resources Inc. p. 152. ISBN 9780842050012.
  59. ^ Alfano, Sean (October 22, 2005). «Poll: Women’s Movement Worthwhile». CBS News. Retrieved February 27, 2012.
  60. ^ «YouGov Survey Results: Women + equality» (PDF). YouGov. October 4, 2010. Archived from the original (PDF) on 25 November 2017. Retrieved February 27, 2012.
  61. ^ Edley, Nigel; Wetherell, Margaret (November 2001). «Jekyll and Hyde: men’s constructions of feminism and feminists» (PDF). Feminism & Psychology. 11 (4): 439–457. doi:10.1177/0959353501011004002. S2CID 144132850.
  62. ^ Calder-Dawe, Octavia; Gavey, Nicola (November 2016). «Jekyll and Hyde revisited: Young people’s constructions of feminism, feminists and the practice of «reasonable feminism»«. Feminism & Psychology. 26 (4): 487–507. doi:10.1177/0959353516660993. S2CID 151575699.

Notes[edit]

  • Note 1 Men’s rights activists cited by Wood, J.T. (2011) include:
  • Farrell, Warren (May–June 1991). «Men as success objects». Utne Reader. pp. 81–84.
  • Fiebert, Martin S. (1987). «Some persepectives on the men’s movement». Men’s Studies Review. American Men’s Studies Association. 4 (4): 8–10.
  • Gross, Michael (June 2000). «The lethal politics of beauty». George. 5 (5): Front cover, 52–59, 99–100.
  • Mansfield, Harvey C. (2006). Manliness. New Haven: Yale University Press. ISBN 9780300122541.
  • Note 2 Men’s rights activists cited by Khan, J.S. (2009) include:
  • Clatterbaugh, Kenneth C. (1997). Contemporary perspectives on masculinity: men, women, and politics in modern society (2nd ed.). Boulder, Colorado: Westview Press. ISBN 9780813327013.
  • Fox, John (March 2004). «How men’s movement participants view each other». The Journal of Men’s Studies. 12 (2): 103–118. doi:10.3149/jms.1202.103. S2CID 144761642.
  • Lingard, Bob; Douglas, Peter (1999). Men engaging feminisms: pro-feminism, backlashes and schooling. Buckingham England Philadelphia, Pennsylvania: Open University Press. ISBN 9780335198177.
  • Mann, Ruth M. (January 2008). «Men’s rights and feminist advocacy in Canadian domestic violence policy arenas: Contexts, dynamics, and outcomes of antifeminist backlash». Feminist Criminology. 3 (1): 44–75. CiteSeerX 10.1.1.413.6328. doi:10.1177/1557085107311067. S2CID 145502648.
  • Rickabaugh, Cheryl A. (March 1994). «Just who is this guy, anyway? Stereotypes of the men’s movement». Sex Roles. 30 (5–6): 459–470. doi:10.1007/BF01420603. S2CID 144990317.

External links[edit]

  • NOMAS website
  • White Ribbon Campaign website

Понятие феминизма знакомо каждому человеку из журналов, газет и телевидения. Это движение, в котором мужчины и женщины стремятся добиться равноправия во всех сферах жизни.

Основными участниками течения являются представительницы прекрасного пола, хотя и среди мужской части населения встречаются люди, поддерживающие идеологию феминизма. Часто мужской феминизм помогает добиться больших результатов в борьбе с неравенством. Многие относятся к феминизму с сарказмом, другие полностью разделяют радикальные взгляды.

Что такое феминизм?

вуманизм - это не феминизм

Смыслом понятия “феминизм” является рассмотрение отношения общества к женщинам, как к угнетенному слою, и борьба за преодоление превосходства мужчин над слабым полом. Деятельность движения направлена на упразднение дискриминации женщин. Активная феминистка — это женщина, которая старается получить равноправие во всех областях жизни различными способами. Активисты движения устраивают протесты, делают заявления в СМИ, а также собственным примером стараются добиться своих целей в повседневной жизни.

Расскажем про мужчин

Женщины поддерживают представителей сильного пола, которые разделяют их взгляды. Они могут принести ощутимую пользу в борьбе за права дам. Однако бывают моменты, когда физиологические различия могут затруднить их общение. Большинство мужчин-феминистов по причине своей половой принадлежности не поймут многие женские проблемы. Оказавшись среди женщин, представители сильного пола зачастую стараются брать на себя руководящие роли. Это уже противоречит идеологии феминизма.

Определение мужского феминизма включает в себя борьбу за патриархат в семье. Сторонники движения понимают, что в обществе произошел сдвиг в сторону матриархата, и от этого происходят неудачи в личной жизни, крах семейных ценностей, а также ущемление прав мужской части населения. Они выступают за предоставление сильной половине человечества полных социальных прав, за восстановление института семьи и против подавления и угнетения всего мужского. Активисты и сторонники, которые поддерживают мужской феминизм, часто называются маскулистами.

Основные идеи

виды феминизма

Участники мужского движения стараются добиться полноценных прав в социальной, политической и семейной сфере для себя. Основные цели направления:

  • Распределение традиционных ролей мужчин и женщин как в семейной жизни, так и в социальной сфере.
  • Борьба с женским феминизмом, как с вредной идеологией.
  • Разбирательство социальных, семейных и психологических проблем с точки зрения противоположных полов.
  • Освещение причин, которые пагубно влияют на создание и сохранение семьи.

Одна из важнейших задач мужского движения – это возрождение и сохранение патриархальной ячейки общества. Сторонники считают, что современный брак представляет обычное сожительство, где мужчиной пользуются и подавляют его мужское достоинство. Это утверждение является главным примером, требующим пересмотра семейного законодательства. Участники такого направления считают, что дискриминация мужчин приводит к ухудшению качества жизни представителей сильного пола, и, как итог, это становится причиной развития болезней и ранней смертности.

Единое мужское движение включает в себя несколько направлений, которые могут иметь разнящиеся цели, а также разные способы их достижения.

Почему мужчинам трудно поддерживать феминисток?

мужской феминизм

Женская половина населения, требующая равноправия, на себе ощущает угнетение общества. Как показывает мужской феминизм на практике, представитель сильного пола не может поддержать некоторые утверждения, потому что физиологически не способен прочувствовать саму проблему. Например, мужчине не дано понять ощущения, происходящие во время процесса родов. Нельзя представить чувства и переживания женщины, которая подверглась сексуальному насилию. Невозможно понять психику феминисток и в полной мере поддержать их утверждения, когда вокруг почти все создано мужскими руками. Здания построены мужчинами, техника создана сильным полом, написанные книги – все это мешает слепо следовать за феминистками. Словосочетание “мужской феминизм” сложно поддается объяснению, потому что мужчина полностью лишен опыта жизни женщины, ее страданий, мыслей и склада ума.

Есть ли преимущества женского феминизма для мужчин

женщины феминистки

По мнению мужчин с женщинами–феминистками можно строить неплохие отношения, в которых есть явные преимущества. Например, договорившись о свидании, феминистке не надо покупать букет цветов. Это будет расценено негативно. К тому же не надо помогать надевать пальто или открывать дверь. Если приехали на машине в какое–то место, не надо открывать дверцу машины и подавать руку даме.

Самое главное, такая девушка всегда заплатит сама за себя в ресторане. Ей не надо дарить дорогие подарки и читать стихи под луной. Феминистки стараются чувствовать себя уверенно и поступать так, чтобы не отставать от мужчин. Поэтому феминистка может согласиться на секс прямо после первой встречи. И это не говорит о ее распущенности или об отсутствии самоуважения. Это произойдет просто потому, что так поступают мужчины.

Как ведет себя сильный пол

Несмотря на отсутствие женского опыта, мужчины, заинтересовавшиеся трудами и идеологией феминизма, могут внести свою лепту в течение, и не всегда это окажет пользу феминисткам. Сначала мужчина прочитает несколько умных книг на тему движения. Потом он построит собственное мнение обо всем прочитанном, а затем пойдет делиться сделанными выводами с феминистками. А если к нему подключатся соратники по половой принадлежности, то женщинам удачи не видать. Мужчины, так как они в меньшинстве, будут в центре внимания у представительниц слабого пола и негласно займут лидирующие позиции. Определение мужского феминизма в полной мере не раскрыто. Можно сказать, что оно до конца не всем понятно.

Нужен ли такого рода феминизм?

розовый галстук

Для мужской части населения движение приносит только положительные моменты. Как бы мужчина не пытался показать свое превосходство, но он тоже человек, который устает и имеет свои слабости. Обоим противоположным полам надо стремиться к балансу. Мужчинам полезно будет принять то, что современные женщины добились много для равенства. А женщинам не следует забывать, что сильный пол не надо унижать, стараться помогать быть им сильными и дальше. Многие девушки считают, что если муж-феминист может сам приготовить обед или провести генеральную уборку, то это его убеждения. А на самом деле он просто хороший и трудолюбивый человек, который пытается помочь своей жене.

Плюсы феминизма для мужчин

цветы в мусорке

  • С раннего детства мальчику говорят, что он кормилец и должен зарабатывать деньги. Жизнь многих мужчин состоит из одной сплошной работы. В итоге им светят болезни сердца и преждевременная смерть. Если позволить женщинам, желающим трудиться, взять часть работы на себя, мужчинам можно разгрузиться и обратить внимание на здоровье.
  • Работающая женщина сможет сама купить себе машину и не посягнет на собственность мужа. Так что муж феминистки застрахован от потери или от проведения ремонта после аварии своего транспортного средства.
  • Феминистки борются за полное равноправие и за свободу выбора. Встречаясь с такой девушкой, можно не переживать по поводу секса и не стоит ожидать, что у нее будет болеть голова. К тому же никто не потащит мужчину в ЗАГС сразу после первого свидания. Женщины свободных взглядов не торопятся вступать в официальные отношения.
  • С женщиной–феминисткой можно просто дружить. Если не воспринимать ее как объект для секса, могут получиться действительно крепкие и дружеские отношения на долгие годы. Можно вместе проводить досуг, ходить в кино, обсуждать свою жизнь. Таким образом, можно встретить действительно близкого по духу человека, но, как правило, на что-то большее надеяться не стоит.

    мужской феминизм

Мужской феминизм, как называется движение за права отцов и мужчин, находит все больше сторонников и единомышленников. Идеология движения полностью противоположна взглядам женского феминизма. Мужчины и женщины борются за одинаковые права в выборе работы, по оплате труда, равное распределение заботы о детях, принятие женщины в обществе как представителя второго пола, а не как сексуальный объект.

Подведем итоги

Поддержка мужской части населения помогает феминистам добиться больших результатов в своих идеях и взглядах. Мужской феминизм предполагает борьбу за права мужчин как ущемленного слоя населения. Среди женщин также находится немало сторонников, поддерживающих патриархат.

Мужской феминизм: какой он и почему без него ничего не получится

О том, каким образом современные мужчины участвуют в борьбе за гендерное равноправие

Иллюстрация:
Варвара Гранкова

За последние пару лет третья волна феминизма, начавшаяся еще в 1990-х, превратилась в одно из самых обсуждаемых общественных движений и продолжает набирать обороты. Однако, сколько бы о феминизме ни говорили в СМИ, соцсетях и на кухне, стереотипы все еще имеют над людьми свою власть. Один из них заключается в том, что это движение создано женщинами исключительно для женщин и касается оно только женщин. Мужчины в таком случае оказываются вне игры, так ведь?

В отличие от феминизма предшествующих эпох в XXI веке женское движение уже не борется за доступ к образованию, избирательное право и отказ от корсетов. Теперь его цель в первую очередь заключается в гендерном равноправии: равные условия приема на работу и оплаты труда, равное распределение заботы о детях, прекращение объективации женщины и восприятия ее как представителя «второго» пола и предмета сексуального желания. Можно ли этого добиться без участия мужчин?

Мужской феминизм: какой он и почему без него ничего не получится (фото 1)

Эмма Уотсон, одна из самых обсуждаемых фигур современного феминизма, в своем докладе в ООН в 2014 году подчеркнула, что без участия мужчин борьба за равноправие так и останется борьбой. Очевидно, что концепция гендерного равенства подразумевает добровольный шаг обеих сторон навстречу друг другу. И практика показывает, что немало мужчин считает этот шаг по-настоящему важным. Этих мужчин принято называть не феминистами, а профеминистами.

Мужской феминизм уже стал частью жизни представителей культурного и социального авангарда. Райан Гослинг в интервью Evening Standard Magazine без стеснения заявил, что женщины лучше и сильнее мужчин и что он сам часто ощущает себя женщиной. А принц Гарри во время своей поездки в Катманду произнес вдохновляющую речь о женском образовании и поблагодарил Мишель Обаму и президента Непала Бидхью Деви Бхандари, первую женщину на этом посту, за то, что они стали примером для миллионов девушек по всему миру. Только одну, положительную коннотацию в слове «профеминист» видят и Дэниел Рэдклифф, и Джозеф Гордон-Левитт с Уиллом Смитом. И пусть некоторые из них могут использовать эффектные лозунги ради банального пиара, этих знаменитых и успешных мужчин так или иначе слышат и им хотят подражать.

Вполне логично, что с мужской аудиторией диалог ведут не актеры в романтических амплуа, а их герои. Так, в одном из интервью Джейсон Момоа, Кхал Дрого из «Игры престолов», рассказал, что его в одиночку воспитывала мать и было бы странно не считать женщин самой сильной половиной человечества. Пирс Броснан и Дэниел Крейг, в разное время сыгравшие одного из самых культовых мужских персонажей всех времен, Джеймса Бонда, оба участвуют в кампаниях в поддержку гендерного равенства. А Том Харди очень гордится, что снялся в «Безумном Максе», где чуть не потерялся на фоне сильных женских персонажей.

Мужской феминизм: какой он и почему без него ничего не получится (фото 2)

На Западе уже стало нормой открыто говорить с мужчинами о гендерном равноправии. В 2015 году американская компания SoulPancake организовала круглый стол, во время которого мужчины из разных социальных групп обсуждали проблемы сексизма и сексуальных домогательств в отношении женщин. Из этих дискуссий получился сериал #ThatsWhatHeSaid. В какой-то момент один из спикеров сказал: «Мы тут говорим о сексизме так, как будто это женская проблема. Это проблема, с которой женщины столкнулись, но в ее решении мужчины должны принимать самое активное участие. Сексизм — это и мужская проблема». В 2013 году практически эту же формулировку использовал в своей речи на конференции TED известный американский писатель и активист за участие мужчин в борьбе с гендерным насилием Джексон Кац.

Пожалуй, одно из самых ярких высказываний принадлежит бывшему игроку американской Национальной футбольной лиги и автору книги «Manhood» Терри Крюсу. «Я не призываю вас бросать все дела и спасать женщин. На самом деле, они достаточно сильны, чтобы постоять за себя. Я призываю вас изменить свою систему взглядов. Что вы за мужчина, если цените себя выше жены и дочери?» — сказал он.

Во многих американских и европейских школах вводятся уроки, на которых учителя и лекторы разговаривают с детьми о феминизме и гендерном равноправии. Например, в 2016 году редактор Vice Элис Маккул рассказала о том, как мужчины-феминисты из благотворительной организации GREAT общаются с учениками частной школы для мальчиков Trinity. Молодые волонтеры составляют для уроков специальную программу: например, один день отводится на анализ гендерных стереотипов, а другой — на исследование сексистской рекламы. В разговорах о феминизме волонтеры часто спрашивают мальчиков о том, как бы их мамы и сестры отреагировали на те или иные проявления неуважения со стороны мужчин, таким образом воспитывая в них правильное отношение к женщинам в целом.

Мужской феминизм: какой он и почему без него ничего не получится (фото 3)

Несмотря на все это, социологические исследования показывают, что консультации в школе и монологи селебрити не всегда достигают своей цели. В недавнем материале The New York Times приводятся цифры, согласно которым американские старшеклассники и молодые мужчины в возрасте от 18 до 25 лет считают традиционную модель семьи, в которой женщина полностью посвящает себя домашнему хозяйству и воспитанию детей, более привлекательной (в 2014 году под этим подписалось 58% опрошенных, тогда как в 1994-м — только 42%) и утверждают, что все важные решения в семье должен принимать мужчина (40% в 2014 году по сравнению с 30% в 1994-м). Эксперты связывают это с достижением определенного уровня гендерного равноправия в карьерном вопросе: мужчины больше не чувствуют своего превосходства на работе и стремятся компенсировать это дома.

Получается, те, кого сегодня принято называть миллениалами, не так уж стремятся к гендерному равноправию, как это может показаться. Во многом специалисты видят в этом одну из главных причин победы в президентских выборах в США хоть и ретрограда, но все же мужчины Дональда Трампа, а не пусть либеральной, но все-таки женщины Хиллари Клинтон. Все это указывает на то, что феминизм и гендерное равноправие до сих пор далеки от реальности и с молодыми мужчинами эти вопросы необходимо обсуждать даже больше, чем с их родителями и детьми.

Мужской феминизм: какой он и почему без него ничего не получится (фото 4)

Для образованных и во всех отношениях сильных мужчин слепое исполнение гендерных ролей стало атавизмом. Они понимают, что сами могут получить от равноправия бонусы, более ценные, чем пресловутые патриархальные привилегии. В традиционном обществе не только женское, но и мужское положение обрисовано набором железобетонных клише. Если же гендерное равноправие станет реальностью, мужчина тоже получит свободу выбора и самовыражения. И об этом важно вести диалог с той молодежью, которая считает, что раз женщина может стать начальником на работе, то над ней позволено доминировать дома.

Мужской феминизм не является индикатором того, что сильный пол дает слабину. Напротив, он указывает на здоровые перемены в обществе. Ведь дело уже давно не в феминизме как таковом, а в том, что любая женщина, как и любой мужчина, имеет право быть собой и никто не должен делать этот выбор за нее или за него. Профеминисты — это не какое-то сверхъестественное явление, это просто реалисты.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синоним фаллоса
  • Синоним фейковая новость
  • Синоним факультативные занятия
  • Синоним федеративное устройство
  • Синоним факультативность