Синоним дифференциальной психологии является

Контрольный тест по дифференциальной психологии

Тема 1 История возникновения и этапы развития дифференциальной психологии и психофизиологии

~b1 1.Термин
«дифференциальная психология» был
введен:

а)В.Вундтом

б)Крепелином

в)В.Штерном

г)К.Юнгом

д)
Дж.Кеттеллом

~b3 2.Понятие
индивидуализация:

а)обладание
чем-то уникальным

б)есть
свойство всего живого

в)естественное
состояние психики и организма

г)свойство
человеческого сознания

д)все
ответы верны

~b1 3.Термин
«дифференциальная психология» был
введен:

а)А.Адлером

б)В.Штерном

в)А.Бине

г)ФГальтоном

д)
Эббингаузом

~b1 4.Синонимом
дифференциальной психологии является:

а)сравнительная
психология

6)этническая психология

в)психология
индивидуальных различий

г)индивидуальная
психология

д)все
ответы верны

~b3 5.Дифференциальная
психология изучает:

а)общие
закономерности становления функций
психики

б)методы
диагностики

в)границы
вариативности изучаемого признака

г)психические
явления в норме и патологии

д)наличие
или отсутствие какого-либо качества

~b3 6.Дифференциальная
психология изучает:

а)методы
измерения психических функций

б)понятие
«норма»

в)развитие
и изменение психики в онтогенезе

г)типологические
различия психологических проявлений
у представителей разных категорий людей

д)
относительную частоту проявления
различных степеней какого-либо качества

~b3 7.Предметом
исследования дифференциальной психологии
является:

а)область
индивидуальных различий

б)область
типологических различий

в)область
групповых различий

г)степень
изменчивости признака

д)все
утверждения верны

~b3 8.Дифференциальная
психология не изучает:

а)этно-культурные
различия

б)
область типологических различий

в)границы
вариативности изучаемого признака

г)психические
явления в норме и патологии

д)все
ответы верны

~b2 9.Индивидуальность
человека формируется под влиянием:

а)наследственности

б)культуры

в)семьи

г)
под влиянием жизненного опыта

д)все
ответы верны

~Α4 10.Гуманитарная
парадигма познания означает

а)предпочтение
метода включенного наблюдения особенностей
человека

б)изучение человека
с соблюдением этических норм и без
использования аппаратных методов

в)этап зрелости
научной дисциплины, характеризующийся
вниманием к единичным феноменам

г)принятие
всех вариантов разнообразия психических
проявлений

д)все
ответы верны

~Α5 11.При
каком подходе в качестве основания для
выделения черт берутся конструкты,
репрезентированные в повседневном
языке:

а)социобиологического
анализа

б)психолингвистического
моделирования

в)психодинамического
подхода

г)психогенетической
теории

д)структурно-функционального
анализа

~
Α3 12.Общегрупповой опыт, влияющий на
индивидуальные различия, является более
устойчивым в том смысле, что:

а)
он чаще повторяется

б)
чаще находит подкрепление

в)
усиливается за счет сходных переживаний

г)
является более действенным по сравнению
с индивидуальным

д)все
ответы верны

~Α3 13.Типологический
подход предполагает:

а)понимание
личности как целостного образования,
не сводимого к комбинации отдельных
черт

б)классификацию
по какому-либо признаку

в)
описанием типичного, усредненного
представителя

г)
как симптомокомплекс проявления свойств
или качеств

д)все
ответы не верны


5 14.Какое из утверждений соответствует
истине:

а)самоцелью
анализа индивидуальных различий является
подтверждение с помощью статистики
магического закона нормального
распределения

б)индивидуальные
различия связаны только с активностью,
а не с сознанием

в)вариативность
межиндивидуальных различий связана
исключительно с действием закона
естественного отбора

г)стабильными
являются только те человеческие различия,
природа которых обусловлена исключительно
наследственными факторами

д)никакое
не верно

~Α5 15.Объяснение
проявлений основных тенденций
человеческого поведения через понятия
эволюционно-видовой предпочтительности
и генетической детерминации характерно
для:

а)социобиологического
анализа

б)психолингвистического
моделирования

в)психодинамического
подхода

г)психогенетической
теории

д)структурно-функционального
анализа

~Α4 16.Изучением
связей между нервной системой и поведением
занимается главным образом

а)
зоопсихология

б)
парапсихология

в)
психофармакология

г)
психофизиология

д)все
ответы верны

~Α5 17.Роль
наследственности в детерминировании
межиндивидуальной вариативности
признаков признается

а)социобиологическим
анализом

б)психолингвистическим
моделированием

в)психодинамическом
подходе

г)психогенетической
теории

д)структурно-функциональным
анализом

~Α5 18.С
точки зрения Дж.А.Грейя, основными
чертами личности, характеризующие его
индивидуальность, являются:

а)экстраверсия-интроверсия

б)мозговые
свойства, определяющие эмоциональную
сферу

в)сопоставление
биохимических показателей

г)регулятивность
темперамента

д)нейротизм

~b3 19.С
точки зрения Г.Айзенка, основными чертами
личности, характеризующие его
индивидуальность, являются:

а)экстраверсия-интроверсия,
нейротизм

б)мозговые
свойства, определяющие эмоциональную
сферу

в)сопоставление
биохимических показателей

г)регулятивная
теория темперамента

д)
все ответы не верны

~Α5 20.С
точки зрения Перта Неттер, основными
чертами личности, характеризующие его
индивидуальность, являются:

а)экстраверсия-интроверсия,
нейротизм

б)мозговые
свойства, определяющие эмоциональную
сферу

в)сопоставление
биохимических показателей

г)регулятивная
теория темперамента

д)
все ответы не верны

~b4 21.В
основе классификации личности
А.Ф.Лазурского лежит:

а)принцип
индивидуального реагирования

б)принцип
активного приспособления к окружающей
среде

в)свойства
темперамента

г)свойства
нервной системы

д)
все ответы не верны

~b3 22.Психологические
типы были впервые описаны:

а)Г.Айзенком

б)И.Павловым

в)К.Юнгом

г)В.Штерном

д)
все ответы не верны

~Α5 23.В
основе конструктивного подхода изучения
индивидуальности личности лежит
критерий:

а)деятельность

б)поведение

в)импульсивность

г)активность

д)потребность

~Α4 24.Какое
из утверждений верно описывает содержание
понятия «личностный конструкт»:

а)совокупность
личностных свойств, характеризующих
субъекта

б)системная
организация личностных характеристик,
в которых решающая роль принадлежит
функциональным связям между характеристиками

в)создаваемый
субъектом квалификационно-оценочный
эталон понимания объектов в их сходстве
и различиях с другими объектами

г)классификационная
сетка для экспериментального изучения
свойств личности

д)
все ответы не верны

~Α4 25.С
точки зрения Я.Стреляу, основными чертами
личности, характеризующие его
индивидуальность, являются:

а)экстраверсия-интроверсия,
нейротизм

б)мозговые
свойства, определяющие эмоциональную
сферу

в)сопоставление
биохимических показателей

г)регулятивная
теория

д)биохимические
показатели

~Α2 26.С
правым полушарием головного мозга
связаны:

а)счетные
способности и логическое мышление

б)логическое
мышление и образ тела

в)зрительно-пространственная
ориентация

г)зрительно-пространственная
ориентация и счетные способности

д)все
ответы не верны

~Α1 27.В
каком пункте верно названы составляющие
нервной системы:

а)периферическая
и автономная

б)центральная
и периферическая

в)автономная
и симпатическая

г)соматическая
и парасимпатическая

д)все
ответы верны

~Α5 28.При
нарушении высших психических функций
симптомы нарушений:

а)прямо
указывают на локализацию функции в
нервном аппарате б)не дают возможности
сделать прямой вывод о локализации
функции

в)позволяют
сделать вывод о локализации лишь на
основе психологического анализа самих
симптомов

г)всегда
представляют собой простейшие психические
явления

д)все
ответы верны

~Α5 29.Один
из первых ученых, кто впервые высказал
предположение о локализации психических
функций в коре головного мозга, был:

а)Ф.Галь

б)Ф.Гальтон

в)А.Месмер

г)Крепелин

д)все
ответы не верны

~Α5 30.Произвольное
управление ВПФ (высших психических
функций) предполагает:

а)наличие
программы и контроля

б)связь
с различными видами деятельности в

в)процесс
интериоризации

г)процесс
экстериоризации

д)процесс
социализации

~Α5 31.Поражения
лобных долей мозга ведет к:

а)нарушению
внимания

б)распаду
деятельности

в)аномалии
мышления

г)нарушению
поведения в целом

~Α4 32.Какой
из указанных средовых факторов влияет
на созревание мозга

а)температура

б)состав
семьи

в)поступление
сенсорных стимулов

г)порядок
рождения ребенка в семье

д)образование
родителей

~b4 33.Функциональная
асимметрия — это

а)смещение оси
симметрии в строении полушарий головного
мозга, вызванное органическим поражением,

б) характеристика
распределения психических функций
(специализации) между правым и левым
полушариями,

в) специфическое
для человека строение головного мозга,
связанное с речью.

г)различное
строение правого и левого полушарий

д)все
ответы верны

~b1 34.Время
реакции
это …

а)скорость восприятия
и переработки ментальной информации

б)импульсивность
поведения

в)интуитивная реакция

г)время между
восприятием раздражителя и ответом на
него

д)все
ответы не верны

~b1
35.Как называется наука об индивидуальных
особенностях психики человека с точки
зрения их обусловленности свойствами
нервной системы:

а)
дифференциальная
психофизиология

б)дифференциальная
психология

в)нейрофизиология

г)физиологическая
психология

д)все
ответы верны

~b2 36.Что
означает понятие «контрлатеральный»?

а)расположенный
рядом с доминантной зоной

б)расположенный
в противоположном полушарии

в)расположенный
симметрично

г) расположенный в
том же полушарии головного мозга

д)все
ответы не верны

~b2 32.Психогностика

это …

а)познание психики

б)наука о познании
психологической сущности древних людей

в)
предсказания поведения человека на
основе черт личности, мимики и изображения
силуэта человека

г)
форма донаучного познания психики
людей, выявляющая и устанавливающая
отношения между определенными движениями,
анатомическими характеристиками и
особенностями характера человека

д)все ответы верны

~b2 37.Теория
«среднего человека»
это …

а)статистически
подтвержденное социологическое учение,
согласно которому человек стремится
поступать так, как поступает большинство
людей

б)усредненное
представление о стереотипе поведения

в)основанная на
среднестатистических данных

г)социо-экономическое
представление о человеке среднего
класса

д)все ответы верны

~b2 38.Что такое
физиогномика?

а)
физиологическая психология

б)
область психогностики, в которой основой
для предсказания поведения человека
являются черты личности, мимика и даже
просто изображение силуэта человека

в)анализ физиологического
строения

г)анализ психики
человека на основе строения черепа

д)все ответы верны

~b2 39.Френология
это …

а)латерализация
психических функций в коре головного
мозга

б)ассиметрия полушарий

в) анализ психики
на основе функций мозга

г) область
психогностики
,
определяющая
особенности человека по форме строения
черепа

д)все ответы верны

~b4 40.Кто является
автором теории функциональных систем:

а)Н.Бернштейн

б)А.Ухтомский

в)И.Сеченов

г)В.Бехтерев

д)П.Анохин

~Α5 41.Недостатком
типологического подхода в дифференциальной
психологии является:

а)игнорирование
индивидуальных особенностей человека

б) отсутствие
эмпирической валидности выделяемых
типов

в) невозможность
сравнения одного типа с другими

г)относительность
конструктов

д)
все ответы верны

~Α4 42.Теоретические
типологии, в отличие от эмпирических

а) создаются без
опоры на клинические данные

б) удовлетворяют
требованиям научной классификации

в) основаны на
применении факторного анализа

г)ограничены в
применении экспериментальных методов

д)все
ответы не верны

~Α5 43. Клинико-экзистенциальный
подход в типологии позволяет

а)уточнить
дифференциальный диагноз больного
человека

б)установить
взаимосвязь симптомов и переживаний
человека

в)обнаружить
нарушения, касающиеся жизненной философии
века

г)уточнить понятие
нормы

д)
все ответы верны

~Α4 44.Тип личности —
это

а) тенденция к
поведению той или иной клинической
группы,

б) обусловленная
темпераментом особенность поведения,

в) обобщение,
основанное на уподоблении человека
усредненному

образу некоторой
группы.

г)часто проявляемые
черты характера

д)
все ответы не верны

~Α5 45.Согласно
концепции психофизиологического
параллелилизма, психическое и
физиологическое:

а)обусловливают
друг друга

б)независимые и
разнонаправленные измерения

в)стороны одного
явления

г)коррелирующие
между собой, но не связанные
причинно-следственными отношениями
процессы

д)
все ответы верны

~Α5 46.Согласно
А.Р.Лурия, с некоторой долей условности
можно выделить три основных блока,
участвующих в любой психической
деятельности. Какой из перечисленных
блоков не входит в эту тройку

а)блок,
обеспечивающий регуляцию тонуса или
бодрствования

б)блок
получения, переработки и хранения
полученной из внешнего мира информации

в)блок
получения, обработки и хранения полученной
из внутреннего мира информации

г)блок
программирования, контроля и регуляции
психической деятельности

д) все ответы не
верны

~Α5 47.
Функции, в обеспечение которых важную
роль играет ретикулярная формация,
указаны верно в пункте:

а)уровень
возбуждения

б)память

в)сон

г)сенсорные
функции

д)все
перечисленные верны

~Α5 48.Как
называются физиологические процессы,
отчетливо связанные с психологическими
функциями:

а)психодинамические

б)психофизиологические

в)биопсихологические

г)нейрофизиологические

д)нейропсихологические

~Α5 48.
Теорию функциональных систем в физиологии
разработал:

а)Ф.Галь

б)Н.Бернштейн

в)П.Анохин

г)И.Павлов

д)А.Лурия

~Α5 49.Какое
из утверждений верно указывает
расположение блока программирования,
регуляции и контроля сложных форм
деятельности

а)в
передних отделах полушарий

б)в
ретикулярной формации

в)в
глубоких стволах височной и теменной
долей

г)в
затылочных отделах

д)
все ответы не верны

~Α5 50.Какое
из перечисленных систем не входит в
структурно-системную концепцию
организации мозга О.С.Андрианова:

а)проекционная

б)ассоциативная

в)интегрально-пусковая

г)регулятивная

д)лимбико-ретикулярная

~Α5 51.В
характеристику ВПФ не входит:

а)осознанность

б)опосредованность
речью

в)произвольность

г)направленность

д)
все ответы не верны

~Α5 52.Поражения
конвекситальных отделов коры лобных
долей мозга ведет к нарушению:

а)двигательной
активности

б)произвольности
речи и двигательных функций

в)памяти

г)восприятия

д)
все ответы не верны

~Α5 53.Основателями
теории активации являются:

а)Кэннон
и Бард

б)Изард
и Уэбстер

в)Джеймс
и Ланге

г)Китаев-Смык

д)
все ответы не верны

~Α5 54.Какие
приведенные ниже свойства по теории
Б.Г.Ананьева не входят в группу первичных
природных основ индивидуальности:

а)конституциональные

б)нейродинамические

в)морфофункциональные

г)билатеральные

д)
все ответы не верны

Home

Expert solutions

Психология личности

5.0 (3 reviews)

Унификаторы (по Дж.Ф.Дайсону)-это

Click the card to flip 👆

1 / 129

Profile Picture

Created by

Alona_08

Terms in this set (129)

Унификаторы (по Дж.Ф.Дайсону)-это

ученые, стремящиеся к познанию наиболие общих законов бытия

Практическая психология личности, в отличие от академической, имеет следующие особенности

контекстуальна, интуитивна, закрепляется в практиках воздействия

Четыре формы реконструкции научного знания (согласно И. Локатусу) — это

индуктивизм, конвенционализм, фальсификационизм, научные программы

Витализм — это

система взглядов, согласно которой нельзя установить жесткую связь между элементом и функцией

Основоположник общей теории систем

Л. Фон Берталанфи

Сложная система — это

система со сложным поведением и неоднозначными связями меду элементами

Принцип детерминизма означает, что

каждое явление имеет причинно-следственную обусловленность

Сложные системы характеризуются

недетским детерминизмом

Синоним дифференциальной психологии является

психология индивидуальных различий

Гуманитарная парадигма познания означает

этап зрелости научной дисциплины, характеризующийся вниманием к единичным феноменам

Дифференциальная психология – отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий. Это наука о закономерностях психического варьирования.

Индивидуализация есть свойство всего живого. Даже допсихические формы жизни обладают значительным спектром различий, правда, различия эти касаются строения и функционирования организмов. А с появлением психики как отражения бытия и ориентировки в нем различия стали затрагивать все формы активности живых существ.

Индивидуальные различия психики присущи не только людям, но и всему животному миру, причем нередко внутривидовые различия превосходят межвидовые. Так, например, самая умная крыса может в одной и той же ситуации научения действовать эффективнее, чем самая глупая обезьяна, стоящая выше крысы на эволюционной лестнице. Существуют проявления социального поведения у серых гусей, которые традиционно считались свойственными только людям, пока на них не обратил внимание замечательный этолог К.Лоренц (триумфальный крик, свидетельствующий об избирательности в выборе партнера, случаи супружеской верности на протяжении сорока и более лет, данные о дружбе и ревности среди животных).

С другой стороны, такое свойство человеческого мышления, как способность решать двухфазные задачи (наблюдающееся у приматов, как это было показано экспериментами В. Келера), нередко отсутствует в области интеллекта социального (например, родители, после развода «делящие» право на общение с ребенком, зачастую совершенно теряют способность просчитывать «двухходовку» и таким образом защищать общие интересы). Следовательно, индивидуальные вариации действительно могут перекрывать вариации межгрупповые и межвидовые. То есть человек предстает в первую очередь как индивидуальность.

В каждом человеке есть то, что является общим для всех людей, то, что роднит его с некоторыми из них, и то, что присуще только ему одному. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с явлениями индивидуальных различий, осуществляя житейскую психодиагностику людей, с которыми взаимодействуем. Однако научное знание отличается от ненаучного: наличием неразрешенной проблемы, теорий, которые могут способствовать поиску решения, разработанным понятийным аппаратом и наличием объективных методов регистрации научных фактов, объективностью и степенью обобщенности. Если сравнить научное познание с искусством, которое в той или иной мере открывается каждому человеку, то искусство основано на интуиции и потому субъективно и воздействует эмоционально. Наука отличается и от религии как пути познания человеческой души тем, что религия следует догме и основана на вере, а наука стремится к доказательству и постоянно обновляется, находясь в процессе самоопровержения. Поэтому концепции, некогда признанные ложными, время от времени вновь возвращаются в науку.

До недавних пор психология, подобно каждой молодой науке, стремилась к выявлению общих закономерностей психического, к разработке проблем с общих позиций. И в поисках общего, как правило, утрачивалось своеобразие индивидуального. Однако каждый исследователь сталкивался с индивидуальными вариациями психического, которые сначала рассматривались как источник ошибок наблюдения, а затем из этого источника ошибок стала возникать проблема вариативности психических проявлений человека. И сама логика развития науки привела к выделению дифференциально-психологического аспекта.

Задачи дифференциальной психологии состоят в том, чтобы установить закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека, разработать теоретические основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ. Сегодня это область знания, максимально развернутая на запросы практики и потому очень быстро развивающаяся. И, подобно тому, как для физики не было унижения в том, что из ее недр в практику вошли микроскоп, телефон, рентгенотерапия, так и психология отнюдь не утеряет своего истинно научного характера, если примет участие в решении практических задач, считал В.Штерн. Когда рождается новое понятие (например, акцентуация характера, стиль поведения), этот процесс осуществляется в лоне дифференциальной психологии, когда же создается тест для диагностики этого качества, то задача по эстафете передается специалистам в области психодиагностики и дифференциальной психометрики (правда, наблюдались и обратные процессы, когда работающий в практике тест так и не обретал своего теоретического осмысления, что наблюдалось, в частности, при разработке факторных моделей интеллекта).

Дифференциальная психология имеет области пересечения с различными другими отраслями психологического знания. Так, она отличается от общей психологии тем, что последняя сосредоточивается на изучении общих закономерностей психики (включая психику животных). Сравнительная психология (когда-то этот термин использовали как синоним дифференциальной психологии, являющийся буквальным переводом слова) в настоящее время изучает особенности психики живых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы. Она чаще использует знания зоопсихологии, занимается проблемами антропогенеза и становления человеческого сознания. Возрастная психология изучает особенности человека сквозь призму закономерностей, присущих возрастной стадии его развития. Социальная психология рассматривает особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой или малой. Наконец, дифференциальная психофизиология анализирует индивидуальные особенности психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы.

С самого начала становления дифференциальная психология обращала на себя внимание неоднородностью своего предмета. Так, еще В.Штерн отмечал, что она изучает психические и физические феномены (явления), действия (которые он определял как феномены, обладающие временной протяженностью) и склонности (феномены, имеющие хронический и потенциальный характер). То есть можно пытаться изучать не только то, что скрыто и не поддается объективному наблюдению, но и то, что проявляется в поведении и намерениях, установках, иначе говоря, реализующихся и нереализованных способностях. Феномены в традиционном понимании – объекты непосредственного опыта, а действия и склонности – объекты опосредствованного опыта.

В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.).

С. К. Нартова-Бочавер

Похожие материалы в разделе Дифференциальная психология:

  • Сангвиноидная группа
  • Взаимодействие психологии труда и дифференциальной психологии
  • Дифференциация психосоматических «факторов риска»
  • Развитие личности
  • Асимметрия полушарий и сознание
  • Понятие личности и ее свойств. Личность и общество
  • Психогенетические методы
  • Индивидуальные различия в темпах созревания: акселерация и ретардация
  • Качественная и количественная характеристики способностей
  • Операционализация различий в содержании понятий темперамент, личность, характер

ДИСЦИПЛИНА «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

ДИСЦИПЛИНА «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

тесты

1. Идея создания дифференциальной психологии принадлежала:

а) В. Штерну;

б) Ф. Гальтону;

в) В. Вундту.

2. Синонимом дифференциальной психологии является:

а) сравнительная психология;

б) этническая психология;

в) психология индивидуальных различий.

3. Метод приемных детей относится к классу:

а) психогенетических методов,

б) аппаратных методов,

в) психолого-педагогических методов.

4. Близнецовый метод относится к классу:

а) психогенетических методов,

б) аппаратных методов,

в) психолого-педагогических методов.

5. Индивидуальность, согласно В. С. Мерлину:

а) сумма особенностей, отличающих одного человека от другого;

б) качества личности, помогающие противостоять групповому давлению;

в) система многоуровневых связей, охватывающих все факторы

индивидуального бытия человека.

6. Функциональная асимметрия — это:

а) смещение оси симметрии в строении полушарий головного

мозга, вызванное органическим поражением;

б) характеристика распределения психических функций (специализации) между правым и левым полушарием;

в) специфическое для человека строение головного мозга, связанное с речью.

7. Соотнесите свойство нервной системы с его определением:

А) легкость генерализации нервной системой процессов возбуждения и торможения. 4.  Подвижность

Б) скоростная характеристика деятельности нервной системы, определяющая

быстроту затухания последействия от импульса возбуждения. 3.  Лабильность

В) характеристика, определяющая общую работоспособность нервной системы и ее выносливость по отношению к раздражителям, либо длительно действующим, либо по своей величине превышающим оптимальные значения. 2. Сила

Г) способность быстро менять характер реагирования в соответствии с изменением условий во внешней среде1. Динамичность

Д) баланс между процессами возбуждения и торможения. 5.Уравновешенность

8. Индивидуальный стиль деятельности — это:

а) устойчивая индивидуально-специфичная система приемов,

средств и способов выполнения той или иной деятельности;

б) индивидуальный темп деятельности, обусловленный темпераментом человека;

в) индивидуальный профессиональный выбор человека.

9. Когнитивный стиль это —

а) относительно устойчивая индивидуальная особенность

познавательных процессов, которая выражается в используемых

субъектом познавательных стратегиях;

б) совокупность особенностей самосознания индивида;

в) совокупность познавательных психических процессов;

г) предпочтение решать интеллектуальные задачи в области

гуманитарных либо точных наук.

10. О каком параметре когнитивного стиля идет речь в следующем эксперименте?

«Посредством предъявления испытуемым определенных зрительных фигур на различных фонах были выявлены два варианта.

Одни испытуемые активно воспринимали объект независимо от его внешнего поля, у других восприятие объекта сильно менялось в зависимости от окружающего фона и положения тел».

а) полезависимость — поленезависимость;

б) ригидность — пластичность;

в) когнитивная простота — сложность;

г) импульсивность — рефлексивность.

11. Как называется защитный механизм психики, состоящий в разделении информации и эмоций о событии:

а) реактивная формация;

б) изоляция;

в) конверсия;

г) рационализация.

12. Для культуры какого типа характерны следующие ценности: центрация на индивиде, свобода в поступках и самодостаточность, независимость от группы:

а) коллективисткой;

б) индивидуалистической;

в) аполлонической;

г) диониссийской.

13. Для культуры какого типа характерны следующие ценности: центрация на индивиде, свобода в поступках и самодостаточность, независимость от группы:

а) коллективистской;

б) индивидуалистической;

в) аполлонической;

г) диониссийской.

14. Что из указанного ниже характерно для coping стратегии:

а) принятие проблемной ситуации;

б) ожидание, что проблема разрешится сама собой;

в) стремление не нарушить ощущение комфорта;

г) рассмотрение нескольких вариантов, пока не будет найден на наиболее подходящий;

д) совершение усилий по преодолению проблемы, даже если это временно нарушает ощущение комфорта;

е) совершение попыток найти кого-то, кто разрешил бы проблему.

15. Выберите из перечисленных ниже свойств те, которые можно охарактеризовать как «стиль левого полушария»:

а) повторение, неспонтанная речь;

б) спонтанная речь;

в) память на формы и музыку;

г) распознание лиц;

д) память на слова и числа.

16. Выберите из перечисленных ниже свойств те, которые можно охарактеризовать как «стиль правого полушария»:

а) распознание слов;

б) центр позитивных эмоций;

в) преимущество в решении проблем с использованием логики на основе аналитического анализа;

г) при решении проблем ориентация на образный, синтетический анализ

17. Выберите, что из ниже перечисленного в большей степени характерно для женщин:

а) лучше выполняют тесты на быстроту восприятия знаковой информации;

б) превосходят противоположный пол в скорости простейших арифметических операций;

в) лучше выполняют пространственные тесты;

г) более высокие результаты по субтесту «Кубики» в тесте Амтхауэра;

д) при решении задач на запоминание маршрута запоминают

больше «дорожных» ориентиров;

18. Выберите, что из ниже перечисленного в большей степени характерно для мужчин:

а) при решении задач на запоминание маршрута быстрее выучивают маршрут;

б) лучше справляются с задачами на перечисление предметов

одной категории;

в) величина разброса коэффициента интеллекта больше, чем у противоположного пола;

г) в более раннем возрасте достигают зрелости в произношении

звуков, более высокие артикуляционные способности.

19. Биологические и психосоциальные новообразования появляются в филогенезе

а) одновременно у мужчин и женщин;

б) сначала у женщин, затем у мужчин,

в) сначала у мужчин, затем у женщин.

20. Половой диморфизм — это:

а) наличие у данного биологического вида дифференциации

полов;

б) отличие самок и самцов по первичным и вторичным половым

признакам;

в) наличие различий в анатомоморфологических признаках у мужских и женских особей.

21. Ниже приведен список утверждений о природе темперамента, принадлежащих разным авторам (Гиппократ, В. Н. Мясищев, Э. Кречмер, У. Шелдон, И. П. Павлов, В. Д. Небылицын, В. М. Ру-

салов). Определите автора каждого из них.

А. Здоровье и болезнь человека зависят от ненарушимых гуморес-соков организма. Четыре главных сока — кровь, слизь, желчь и черная желчь. Гиппократ

Б. Разновидности темперамента связаны с определенным типом строения тела: циклотимики имеют пикнический тип телосложения, шизотимики отличаются астеническим телосложением.

Кречмер

В. Эндоморфному, мезоморфному, эктоморфному соматотипам соответствуют исцеротонический, соматотонический, церебротонический типы темперамента.

Шелдон

Г. Типам нервной системы (высшей нервной деятельности) соответствуют четыре картины поведения или четыре гиппократовских типа темперамента.

Павлов

Д. Темперамент = тип нервной системы + отношения личности + ситуационные мотивы.

Павлов

Е. Темперамент — четырехуровневая система формальных поведенческих измерений, отражающих различные блоки функциональных систем.

Русалов

Ж. Фундаментальная роль в активации поведения и его эмоциональной регуляции принадлежит подкорковым структурам и лобным долям мозга.

Небылицин

22. Определите, каким типам акцентуации свойственны следующие характеристики поведения (каждая характеристика может сотноситься с несколькими типами акцентуаций):

1) любовь к экстравагантной одежде;А

2) богатая экспрессия; А

3) недостаток воли; З

4) уход в себя; Б

5) тревожность; Б

6) сильная привязанность; Ж

7) быстрая смена настроений; Е

8) легкая разражаемость;Е

9) утомляемость;

10) аффективные вспышки; В

11) склонность к дисфориям;И

12) инертность психики;З

13) лживость;А

14) быстрая переключаемость.В

А) Истероидный;

Б) Психастенический;

В) Эпилептоидный;

Г) Гипертимный;

Д) Циклоидный;

Е) Лабильный;

Ж) Сенситивный;

З) Конформный;

И) Шизоидный;

23. В результате диагностики по тесту структуры интеллекта Амтхауэра было получено превышение вербального показателя над невербальным и на основании этого сделан вывод о преобладании способностей к гуманитарным наукам. Верен ли данный вывод?

• Субтест 2: «ИС» (исключение слова): чувство языка, индуктивное речевое мышление, точное выражение словесных значений, способность чувствовать, проявляется повышенная реактивность, которая у взрослых относится к вербальному плану

1.Комплекс вербальных субтестов (субтесты 1-4), предполагающий общую способность оперировать словами как сигналами и символами.

При высоких результатах по этому комплексу преобладает вербальный интеллект, имеется общая ориентация на общественные науки и изучение иностранных языков. Практическое мышление является вербальным.

Вывод верен.

24. В результате исследования двух групп испытуемых были получены следующие данные: у первой группы наиболее часто встречаемой защитной стратегией была проекция, у второй — рационализация. Что вы можете предположительно сказать об этих группах?

Проекция. При проекции — человек свои собственные нежелательные черты приписывает другим, и таким путем защищает себя от осознания этих черт в себе. Механизм проекции позволяет оправдывать собственные поступки. Например, несправедливая критика и жестокость по отношению к другим. В этом случае такой человек бессознательно приписывает окружающим жестокость и нечестность, а раз окружающие такие, то в его представлении становится оправданным и его подобное отношение к ним. По типу — они этого заслуживают.

Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей. Человек, постоянно приписывающий другим собственные стремления, противоречащие его моральным нормам, получил даже специальное название — ханжа.

Рационализация — псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, которые в действительности вызваны причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Так, переживая психическую травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что переоценивает значимость травмирующего фактора в сторону ее понижения: не получив страстно желаемого, убеждает себя, что «не очень-то и хотелось».

Наиболее яркие феномены рационализации получили названия «кислый виноград» и «сладкий лимон». Первый, известный по басне Эзопа «Лиса и виноград», отражает понижение значимости недоступного. Защита по типу «сладкого лимона» направлена на преувеличение ценности имеющегося. Если человек демонстрирует пренебрежительное отношение к высшему образованию, то не исключено, что он защищается от огорчений в связи с упущенной возможностью учиться. Этот же человек не жалеет сил, чтобы дать своим детям высшее образование, которое ему самому якобы не нужно.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ.

Место, которое занимает психология индивидуальных различий (или дифференциальная психология) среди других психологических дисциплин можно определить как почетное, но, в то же время, находящееся на периферии психологической науки, и эта противоречивость ее позиции проявляется во многом.

Все психологи, в общем, понимают, что такое индивидуальные различия, но у многих возникнут серьезные затруднения, если спросить, чем занимается психология индивидуальных различий, что, собственно, является предметом ее исследования. Индивидуальные различия интересуют многих психологов, но организационных структур, связанных непосредственно с их изучением, крайне мало.

Дифференциальная психология — раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики. Количественно оценивает индивидуальные различия в разных сферах.

Задачи работы: разобраться в поставленной теме.

1.ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Дифференциальная психология — отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий. Это наука о закономерностях психического варьирования.

Индивидуализация есть свойство всего живого. Даже допсихические формы жизни обладают значительным спектром различий, правда, различия эти касаются строения и функционирования организмов. А с появлением психики как отражения бытия и ориентировки в нем различия стали затрагивать все формы активности живых существ.

Индивидуальные различия психики присущи не только людям, но и всему животному миру, причем нередко внутривидовые различия превосходят межвидовые. Так, например, самая умная крыса может в одной и той же ситуации научения действовать эффективнее, чем самая глупая обезьяна, стоящая выше крысы на эволюционной лестнице. Существуют проявления социального поведения у серых гусей, которые традиционно считались свойственными только людям, пока на них не обратил внимание замечательный этолог К.Лоренц (триумфальный крик, свидетельствующий об избирательности в выборе партнера, случаи супружеской верности на протяжении сорока и более лет, данные о дружбе и ревности среди животных).

С другой стороны, такое свойство человеческого мышления, как способность решать двухфазные задачи (наблюдающееся у приматов, как это было показано экспериментами В. Келера), нередко отсутствует в области интеллекта социального (например, родители, после развода «делящие» право на общение с ребенком, зачастую совершенно теряют способность просчитывать «двухходовку» и таким образом защищать общие интересы). Следовательно, индивидуальные вариации действительно могут перекрывать вариации межгрупповые и межвидовые. То есть человек предстает в первую очередь как индивидуальность.

В каждом человеке есть то, что является общим для всех людей, то, что роднит его с некоторыми из них, и то, что присуще только ему одному. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с явлениями индивидуальных различий, осуществляя житейскую психодиагностику людей, с которыми взаимодействуем. Однако научное знание отличается от ненаучного: наличием неразрешенной проблемы, теорий, которые могут способствовать поиску решения, разработанным понятийным аппаратом и наличием объективных методов регистрации научных фактов, объективностью и степенью обобщенности. Если сравнить научное познание с искусством, которое в той или иной мере открывается каждому человеку, то искусство основано на интуиции и потому субъективно и воздействует эмоционально. Наука отличается и от религии как пути познания человеческой души тем, что религия следует догме и основана на вере, а наука стремится к доказательству и постоянно обновляется, находясь в процессе самоопровержения. Поэтому концепции, некогда признанные ложными, время от времени вновь возвращаются в науку.

До недавних пор психология, подобно каждой молодой науке, стремилась к выявлению общих закономерностей психического, к разработке проблем с общих позиций. И в поисках общего, как правило, утрачивалось своеобразие индивидуального. Однако каждый исследователь сталкивался с индивидуальными вариациями психического, которые сначала рассматривались как источник ошибок наблюдения, а затем из этого источника ошибок стала возникать проблема вариативности психических проявлений человека. И сама логика развития науки привела к выделению дифференциально-психологического аспекта.

Задачи дифференциальной психологии состоят в следующем:

  1. установить закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека;
  2. разработать теоретические основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ.

Сегодня это область знания, максимально развернутая на запросы практики и потому очень быстро развивающаяся. И, подобно тому, как для физики не было унижения в том, что из ее недр в практику вошли микроскоп, телефон, рентгенотерапия, так и психология отнюдь не утеряет своего истинно научного характера, если примет участие в решении практических задач, считал В.Штерн. Когда рождается новое понятие (например, акцентуация характера, стиль поведения), этот процесс осуществляется в лоне дифференциальной психологии, когда же создается тест для диагностики этого качества, то задача по эстафете передается специалистам в области психодиагностики и дифференциальной психометрики (правда, наблюдались и обратные процессы, когда работающий в практике тест так и не обретал своего теоретического осмысления, что наблюдалось, в частности, при разработке факторных моделей интеллекта).

Дифференциальная психология имеет области пересечения с различными другими отраслями психологического знания. Так, она отличается от общей психологии тем, что последняя сосредоточивается на изучении общих закономерностей психики (включая психику животных). Сравнительная психология (когда-то этот термин использовали как синоним дифференциальной психологии, являющийся буквальным переводом слова) в настоящее время изучает особенности психики живых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы. Она чаще использует знания зоопсихологии, занимается проблемами антропогенеза и становления человеческого сознания. Возрастная психология изучает особенности человека сквозь призму закономерностей, присущих возрастной стадии его развития. Социальная психология рассматривает особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой или малой. Наконец, дифференциальная психофизиология анализирует индивидуальные особенности психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы.

С самого начала становления дифференциальная психология обращала на себя внимание неоднородностью своего предмета. Так, еще В.Штерн отмечал, что она изучает психические и физические феномены (явления), действия (которые он определял как феномены, обладающие временной протяженностью) и склонности (феномены, имеющие хронический и потенциальный характер). То есть можно пытаться изучать не только то, что скрыто и не поддается объективному наблюдению, но и то, что проявляется в поведении и намерениях, установках, иначе говоря, реализующихся и нереализованных способностях. Феномены в традиционном понимании — объекты непосредственного опыта, а действия и склонности — объекты опосредствованного опыта. В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.).

Таким образом, к вопросам, которые ставит перед собой и которые пытается разрешать психология индивидуальных различий, относятся:

1) выделение существенных для психологического анализа характеристик;

2) выяснение их структуры;

3) определение диапазона индивидуальных различий, пределов его изменения и причин, влияющих на его изменение;

4) описание различий между группами людей;

5) выяснение социальных и биологических причин, обусловливающих индивидуальные различия;

6) идиографический анализ индивидуальности, позволяющий создать уникальный и целостный психологический портрет личности.

2.ПРЕДЫСТОРИЯ И ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ, ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

В своем развитии психология, как и все остальные научные дисциплины, прошла (точнее, находится в процессе прохождения) через три этапа: донаучного знания, естественнонаучной парадигмы познания и гуманитарной парадигмы. Донаучное знание характеризуется преобладанием метода наблюдения, накоплением житейских знаний и невысоким уровнем обобщения. Естественнонаучная парадигма провозглашает необходимость установления причинно-следственных закономерностей при опоре на данные эксперимента и обобщает эти закономерности (подход, отражающий общие свойства явлений, называют номотетическим). Генезис свойств и закономерностей при этом рассматривается не всегда. Пренебрежение к научным «происшествиям» рассматривается обычно как свидетельство молодости науки, для которой единичный феномен ценен постольку, поскольку может оказаться представителем определенного типа явлений, может привести к открытию всеобщего принципа или закономерности. Поэтому единичное обладает относительной ценностью для развития познания.

Гуманитарная парадигма, в противоположность этому, сосредоточивается на уникальности рассматриваемого явления, не ставя перед собой задач статистического подтверждения достоверности данных (подход, утверждающий в качестве основной ценности индивидуальные особенности явления, называют идиографическим). «…Дифференциальная психология лишь тогда будет иметь перспективу достигнуть фазы спокойного развития, когда она эмансипируется от породившей ее науки — общей психологии», — писал В.Штерн в 1911 году. Можно сказать, что сейчас это уже произошло. И здесь совершенно неизбежным оказывается исторический подход — рассмотрение явления в его становлении, анализ и прогноз последствий.

Господство гуманитарной парадигмы свидетельствует о зрелости научной дисциплины и отмечается не только в науках об обществе и человеке, но и в науках о природе. Современная психология позволяет себе стремиться к психографии, познание — к пониманию и описанию. Таким образом, дифференциальная психология естественно выделилась из общей психологии, в рамках которой она существовала длительное время под именем психологии индивидуальных различий. Поскольку значимость особенного в общем становится все большей, то и целью изучения становится индивидуальность (сравните с марксистским определением личности не как абстракта, присущего отдельному человеку, а как совокупности общественных отношений).

Дифференциальная психология имеет и предысторию становления, в ходе которой некоторые направления донаучной, эмпирической мысли даже успели приобрести свои названия. Так, характерология стремилась свести различия между людьми к простым типам, т.е. занималась составлением классификаций по разным основаниям, как анатомо-физиологическим, так и психологическим, подобно, например, способности человека принимать страдания. Представителями характерологии были И.Кант, И.Банзен. Другое направление, психогностика, выявляло и устанавливало отношения между определенными движениями, анатомическими характеристиками и свойствами характера человека. В фокус внимания при этом попадали, естественно, разные природные свойства человека. Так, в рамках физиогномики, основанной Ж.Лаватером, черты личности, мимика и даже просто изображение силуэта человека служили основой для предсказания его поведения. Сторонники френологии (краниоскопии), развиваемой Ф.А. Галлем, стремились определять особенности человека по форме строения черепа. А приверженцы графологии, науки о почерке, которой больше других занимался аббат И. Мишон, диагностировали признаки индивидуальности по написанию букв, наклону, нажиму и другим характеристикам точных движений человека, отраженным в его почерке. Все эти области донаучного познания, в свое время признанные ненадежными и отвергнутые позитивистской наукой, в настоящее время, уже на новых основаниях, вновь возвращаются в психологию индивидуальных различий. Задача будущих исследований — валидизировать эти приемы эмпирических обобщений и связать их с современными научными результатами.

Термин «Дифференциальная психология» ввел немецкий психолог В.Штерн в своей работе «Психология индивидуальных различий», опубликованной в 1900 году. В течение некоторого времени в качестве синонимов использовались понятия: характерология (И. Банзен, Е. Люка), которая сегодня относится к области знания о характере; этология (Дж.Ст. Милль), в настоящее время изучающая науку о поведении; индивидуальная психология (А. Бине, Э. Крепелин), сегодня обозначающая адлерианское направление психоанализа; специальная психология (Г. Хейманс), обозначающая также медицинскую психологию.

Первыми крупными представителями нового научного направления были А. Бине, Дж. Кеттелл, Ф. Гальтон, В. Штерн, в России — А.Ф. Лазурский. Основным методом исследования вначале были индивидуальные и групповые тесты, тесты различий умственных способностей, а позже — проективные методики для измерения установок и эмоциональных реакций.

Психология индивидуальных различий всегда испытывала влияние практики — педагогики, медицины, психологии труда. А ее оформление в отдельную науку стало возможным благодаря следующим предпосылкам.

1. Внедрение в психологию экспериментального метода. Важнейшим событием здесь оказалось открытие В. Вундтом первой экспериментально-психологической лаборатории в 1879 году, где он начал в экспериментальных условиях (хотя и при помощи метода интроспекции) изучение психических процессов, в частности апперцепции. Очень быстро вслед за тем подобные лаборатории стали открываться и в других странах Европы и Америки. Не менее важным для развития позитивистской психологии стало выведение основного психофизического закона Фехнера — Вебера (Е = const In R, где Empfindung — величина ощущения, а Reiz — величина раздражителя), благодаря чему «светлая» и «теневая» стороны жизни оказались связанными между собой достаточно простой алгебраической зависимостью. Этот научный факт — выразительная иллюстрация неисповедимости научных путей, потому что Фехнер, по своим убеждениям «махровый идеалист», как писали о нем в доперестроечные времена, меньше всего стремился укрепить своими изысканиями позиции материализма.

Еще в 1796 году благодаря мнимой оплошности ассистента Гринвичской обсерватории Киннибрука было открыто время реакции как психологическое явление (наблюдения опирались на метод «глаз и ухо», требующий координации зрительной и слуховой информации). Спустя двадцать лет об этом случае прочел в научных отчетах кенигсбергский астроном Бессель (1784 — 1846) и заинтересовался вопросом об индивидуальных вариациях показаний разных наблюдателей. Это было основным аргументом в пользу того, чтобы начать рассматривать психическое как процесс, обладающий временной протяженностью, имеющий начало, середину и конец, а не как симультанный (одномоментный) феномен. Позже голландский исследователь Ф. Дондерс разработал специальную схему подсчета времени реакции, и увеличение времени реакции стало восприниматься как показатель усложнения психических процессов. Сегодня трудно по-настоящему оценить эти открытия, но на фоне полного отсутствия путей объективного наблюдения психического они имели поистине революционное звучание — психику стало возможно изменять, измерять и оценивать.

Впрочем, освободив психологию от комплекса неполноценности в связи с признанием себя наукой, экспериментальный метод, по мнению известной современной исследовательницы А.Анастази, несколько затормозил развитие интереса к единичным явлениям психики, которые активно изучались на донаучном этапе.

2. Следующей предпосылкой превращения дифференциальной психологии в полноценную науку явилось использование методов статистического анализа. Каждое психическое качество, любая особенность психики может быть рассмотрена как точка на континууме, выражающем изменение этой черты от минимума к максимуму. Почти каждый раз, когда рассматриваемое качество является результатом действия многих переменных, получается кривая нормального распределения, то есть малых (субнормальных) и больших (супернормальных) значений обычно меньше, чем значений средней величины (нормальных).

Необходимо отметить, однако, что не все закономерности подвержены закону нормального распределения; например, существует закон Зипфа, определяющий распределение количества населенных пунктов разной величины. Этот закон выражает линейную зависимость: деревень и поселков много, а высоконаселенных городов мало. Поэтому всегда необходимо убедиться, что изучаемое явление описывается именно нормальным распределением.

Первыми, кто обратил внимание на возможность применения теории вероятности к социально-психологическим явлениям, были бельгийский социолог Адольф Кетле и Фрэнсис Гальтон. Кетле изучал большие группы и обратил внимание на ритмичность социальных процессов, на основании чего им была создана многократно критикуемая отечественными психологами теория «среднего человека» (человек стремится действовать так, как поступает большинство людей). Ф.Гальтон, напротив, сосредоточивался не на средних характеристиках, а на значениях супернормальных: предметом его внимания были особые способности, о чем он и написал в книге «Наследственный гений», изданной в 1869 году. Гальтон стремился изучать суперменов и показал своими работами, что гениальность — это качество, обусловленное наследственно.

Статистические методы — это приемы прикладной математики, используемые психологией для повышения объективности и достоверности получаемых данных, для обработки экспериментальных результатов. Идея корреляционного анализа родилась из попыток Ф. Гальтона исследовать закономерности наследования детьми психологических и физических признаков своих родителей. Им было разработано несколько вариантов факторного анализа для изучения интеллектуальных способностей, ряд методов был предложен специально для проверки вновь создаваемых тестов.

Сейчас выделяют несколько направлений использования статистических методов в психологии: а) описательная статистика, включающая группировку, классификацию, графическое представление данных; б) теория статистического вывода, используемая для предсказания результата по данным обследования выборок; в) теория планирования экспериментов, служащая для обнаружения и проверки причинных связей между переменными.

Обычно используют следующие приемы статистического анализа. Дисперсионный анализ позволяет определить меру индивидуального варьирования показателей (так, понятно, что при одинаковых средних показателях размах распределения может существенно меняться). Для некоторых исследовательских и практических задач именно дисперсия дает основную информацию. Так, например, представим себе, что средний балл, полученный школьниками за контрольную по алгебре, составляет 4 и для мальчиков, и для девочек. Но у мальчиков присутствуют и тройки, и пятерки, а все девочки активно списывали друг у друга и в результате получили по четверке. Понятно, что итог одинаков в каждой группе, а психолого-педагогический смысл, стоящий за средним баллом, совершенно различен.

Корреляционный анализ удостоверяет наличие связи, зависимости между изучаемыми переменными. При этом подтверждается одновременность проявления этих признаков, но вовсе не их причинная обусловленность. Например, отмечается, что удовлетворенность браком у супругов отрицательно коррелирует с тревожностью (это значит: чем больше они довольны семейной жизнью, тем спокойнее себя ощущают). Однако на основании этого факта мы не можем узнать, спокойны ли они оттого, что дома все в порядке, или довольны совместной жизнью потому, что обладают низкой тревожностью и вообще позитивным отношением к жизни. Существует несколько формул подсчета коэффициентов корреляции, которые могут принимать значения от +1 до -1. Близкие к нулю корреляции не могут подтверждать наличие зависимости между переменными.

И, наконец, факторный анализ — это группа методов, предназначенных для определения свойств, которые нельзя наблюдать и измерять непосредственно. Задача факторного анализа состоит в самом общем виде в том, чтобы уменьшить количество переменных, свести все их многообразие к нескольким общим факторам. В том случае, если по результатам подсчета коэффициентов корреляции прослеживаются особо плотные связи между несколькими показателями (корреляционные плеяды), можно предположить, что за ними стоит общий фактор — переменная более высокого уровня обобщения. Факторные модели используются сейчас везде, но особенно популярны в психологии личности и интеллекта.

Чтобы использовать методы статистического анализа, нужно быть уверенным в нормальности распределения изучаемого качества; но даже и при этом условии существует вероятность того, что полученные результаты окажутся случайными. Эта вероятность называется «уровнем значимости».

3. Третьей предпосылкой оформления дифференциальной психологии в подлинно научное знание явилось использование, данных психогенетики — пограничной с генетикой области психологии, предметом которой является происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль среды и генотипа в их формировании. Наиболее информативным явился близнецовый метод в его вариантах, использованный впервые еще Гальтоном, который позволяет максимально уравнять воздействие среды и отдифференцировать в зависимости от источника дисперсию изучаемых качеств на аддитивную (передаваемую из поколения в поколение), неаддитивную (присутствующую у сиблингов, имеющую значение только для родственников одного поколения) и дисперсию, связанную с разницей в окружении. В последнее время, однако, используют также и генетический анализ.

психология индивидуальный дифференциальный

3.ТРИ МИРОВЫЕ ЛИНИИ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: ЕВРОПЕЙСКАЯ, АМЕРИКАНСКАЯ И РОССИЙСКАЯ

Разные исследователи, занимавшиеся изучением индивидуальных различий, в своих работах акцентировали внимание на разных проблемах этой исследовательской области.

В связи с этим было выделено три мировые линии в области дифференциальной психологии:

  • Европейской, идущей от Альфреда Бине (Binet & Henry, 1895) и Уильяма Штерна;
  • Американской, связанной с именами Джеймса Маккинли Кэттелла (Cattel, 1890) и Анны Анастази;
  • Весьма своеобразной, российской, развивающей традиции И.П. Павлова (1951а), положения психофизиологической школы Б.М. Теплова—В.Д. Небылицына и включающей множество плодотворных, но пока еще недостаточно хорошо известных мировому читателю концепций.

Европейская линия. Первые исследования, проводившиеся в контексте психологии индивидуальных различий, были ориентированы на выяснение природы индивидуальных различий и на поиск психологических характеристик, адекватно отражающих индивидуальные различия в умственных способностях человека. В самом начале XX в. французский исследователь Альфред Бине предложил совершенно другую систему для измерения умственного развития детей, которая оказалась чрезвычайно удачной. Показателем интеллектуального развития в тестах Бине служил умственный возраст — соответствие уровня развития ребенка среднему уровню развития детей в определенном возрасте.

Первая версия теста Бине появилась в 1904 г, последняя (третья) — в 1911, а в 1912 г. немецкий исследователь Вильям Штерн на конференции по экспериментальной психологии в Берлине предложил использовать при обработке тестов Бине известный ныне каждому психологу индекс интеллекта — частное от деления умственного возраста на хронологический. Этот индекс получил название интеллектуального частного или коэффициента интеллекта (IQ).

К этому времени Штерн имел уже прочную репутацию исследователя индивидуальных различий. Именно он в свой работе «О психологии индивидуальных различий» (1900) ввел название «дифференциальная психология», т.е. психология, дифференцирующая людей, ищущая различия между ними, а в 1911 г. опубликовал обширный труд, где это название стояло в заглавии книги — «Дифференциальная психология и ее методические принципы». В книге представлены основные принципы исследования индивидуальных различий, впервые дан сравнительный анализ номотетического и идиографического подходов в исследовании психологических характеристик и описаны методы, соответствующие каждому из них. Следует отметить, что и сами эти названия — номотетический (отражающий среднестатистические закономерности) и идиографический (отражающий уникальность каждого индивида) — введены в психологию индивидуальных различий Штерном.

Таким образом, в работах В.Штерна уделялось большое внимание выделению существенных психологических особенностей, но одновременно с этим его интересовал и вопрос о том, как эти конкретные особенности, в разной степени проявляющиеся у всех людей, преломляются у каждого конкретного индивида.

Американская линия. В работах, проводившихся в более близкие к нам времена, тематика исследований расширяется. Американский исследователь А. Анастази относит к сфере изучения индивидуальных различий, наряду с проблемой выделения психологических характеристик и исследований их природы, еще и анализ групповых различий. Р. Кэттел, стремясь выделить наиболее существенные характеристики, исследует и их взаимные соотношения, их структуру.

Российская линия. В советской психологии индвидуальных различий основное внимание уделяется структуре психологических характеристик и физиологическим основаниям индивидуальных различий (Б.Г. Ананьев, Б.Н. Теплов).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дифференциальная психология — отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий. Это наука о закономерностях психического варьирования.

В своем развитии психология, как и все остальные научные дисциплины, прошла (точнее, находится в процессе прохождения) через три этапа: донаучного знания, естественнонаучной парадигмы познания и гуманитарной парадигмы. Донаучное знание характеризуется преобладанием метода наблюдения, накоплением житейских знаний и невысоким уровнем обобщения. Естественнонаучная парадигма провозглашает необходимость установления причинно-следственных закономерностей при опоре на данные эксперимента и обобщает эти закономерности (подход, отражающий общие свойства явлений, называют номотетическим). Генезис свойств и закономерностей при этом рассматривается не всегда. Пренебрежение к научным «происшествиям» рассматривается обычно как свидетельство молодости науки, для которой единичный феномен ценен постольку, поскольку может оказаться представителем определенного типа явлений, может привести к открытию всеобщего принципа или закономерности. Поэтому единичное обладает относительной ценностью для развития познания. Гуманитарная парадигма, в противоположность этому, сосредоточивается на уникальности рассматриваемого явления, не ставя перед собой задач статистического подтверждения достоверности данных (подход, утверждающий в качестве основной ценности индивидуальные особенности явления, называют идиографическим).

С самого начала становления дифференциальная психология обращала на себя внимание неоднородностью своего предмета. Так, еще В.Штерн отмечал, что она изучает психические и физические феномены (явления), действия (которые он определял как феномены, обладающие временной протяженностью) и склонности (феномены, имеющие хронический и потенциальный характер). То есть можно пытаться изучать не только то, что скрыто и не поддается объективному наблюдению, но и то, что проявляется в поведении и намерениях, установках, иначе говоря, реализующихся и нереализованных способностях. Феномены в традиционном понимании — объекты непосредственного опыта, а действия и склонности — объекты опосредствованного опыта.

В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.).

В результате анализа психологической научной литературы было рассмотрены задачи дифференциальной психологии:

  • установить закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека;
  • разработать теоретические основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ.

Список литературы:

  1. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. — М.: Смысл, 1999. — 534 с.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология. Кн. 1 и 2. — М., 1992.
  3. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1998. — 132 с.
  4. Интернет источноки: https://psychosearch.ru

СПИСОК ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ССЫЛОК

  • Стресс и способы его преодоления
  • Методы оценки персонала в современных организациях (Адаптация молодых специалистов и вновь назначенных руководителей)
  • Сравнительный анализ предмета и методов микро и макроэкономики
  • Методические принципы физического воспитания.
  • Методология построения баз данных
  • Бизнес-инжиниринг в SAP R/3
  • Обеспечивающие информационные технологии
  • Взаимосвязь права и государства
  • Правовые акты управления: понятие, функции, формы и признаки
  • Административно-правовые обязанности граждан.
  • Право и мораль. Соотношение морали и права.
  • Время строит аэропланы. История отечественного тайм-менеджмента

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синоним дифирамбы предложение 25
  • Синоним дитя природы
  • Синоним дитя войны
  • Синоним дитя 7 букв
  • Синоним дисциплинарное воздействие