Синоним детей инвалидов

Содержание

  1. Замена слову «инвалид»
  2. Что говорят сами люди с инвалидностью
  3. Спор: нормально ли называть человека с инвалидностью инвалидом? Или с этим словом что-то не так?
  4. Почему «инвалид» — нормальный термин
  5. Почему «инвалид» — не нормальный термин
  6. инвалид
  7. Полезное
  8. Смотреть что такое «инвалид» в других словарях:
  9. «Инвалидность — вовсе не медицинское, а социальное понятие»

Замена слову «инвалид»

При подготовке стандартов обслуживания инвалидов сотрудники СканМаркет столкнулись с крайне неудобной лексикой при описании работы персонала с выбранным сегментом. В статье предлагается решение этой проблемы.

(если есть только минута, сразу см. п.4)

1. «Инвалид» (лат.) – слабый, немощный.
Отчаяние и безнадежность настолько прикипели к этому слову, что использовать его и в общении, и при обслуживании клиентов с проблемами здоровья неудобно и нетактично. Переформатировать и сделать «ребрендинг» этому устойчивому понятию представляется крайне сложной задачей.

Надеемся, это слово останется только в медицинском лексиконе, а в словарях будущего будет приводиться с пометой «устаревшее».

Во-первых, произнося ее, мы прямо указываем человеку на его физические недостатки, а все воспитанные люди знают с детства, что это нехорошо. Например, если в салон зашел лысый человек, никому не приходит на ум назвать его лицом с ограниченным ростом волос или с ограниченными возможностями прически.

Киплинг в детской сказке примерно так описал этот принцип нейминга:
— «И была у него маленькая дочка, которую звали ТаффамайМеталлумай, а это значит: Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлепать-за-то-что-она-такая-шалунья, но я буду называть её просто Таффи».

Для комфортного общения при обслуживании инвалидов нам необходимо найти свое слово Таффи.

Эксперт Марина Королева пишет в статье «Параолимпийский или паралимпийский?» 8 лет(!) назад:
(Российская Газета от 07.08.2008)

Паралимпийцы сделали прорыв. Ура! Наконец название группы не содержит указания на физические недостатки!

4. (самый важный раздел статьи) «Пара-спортсмен»– это LEGO!
Как бы ни хотелось инвалидам «слиться» с обычными покупателями, все-таки для их обслуживания персонал должен быть специально подготовлен. Выделение инвалидов относительно «обычных» посетителей необходимо, так как для предоставления им полноценной услуги требуется и особая инфраструктура (пандусы/лифты, ширина проемов/ проходов), и специальный инструктаж персонала.

Для обслуживания инвалидов, написания фраз для персонала кафе, ресторанов, отелей, торговых центров, магазинов и транспорта специалисты СканМаркет предлагают использовать группу новых однокоренных слов.

В сфере обслуживания удобны синонимы к слову «инвалид»: параклиент, парапосетитель, парапокупатель. В услугах премиум сегмента предлагается вариант параперсона.

Примеры:
— «Оля, пройди в отдел кондитерки, помоги парапокупателю достать товар с верхних полок».
— «Параклиентам лучше подняться на втором лифте – там шире проем».
— «Девочки, пятый столик заказала параперсона, уберите один стул, он будет мешать. Проверьте ширину прохода между столиками, чтобы было удобно проехать на коляске».

Примеры:
— «Парапассажир подъехал к эскалатору, дежурный, подойдите к южному вестибюлю».
— «Я хотел заказать такси. Я – парапассажир, мне необходимо, чтобы в багажнике машины было место для моей коляски».
— «Купе для парапассажиров находится рядом с купе проводника»

Пример:
— «Дети, в вашем классе будет заниматься параученик. Он такой же, как Вы ребенок, только у него проблемы со здоровьем и он передвигается на коляске».

Пример:
— «Пансионат полностью оборудован для приема параотдыхающих»

5. Параллель – идущий рядом (БСЭ)
Предлагаемый подход к имянаречению, на наш взгляд, имеет следующие выгоды:

Пара-понятия «приглашают» инвалидов быть рядом с остальными клиентами, интегрироваться в общее пространство. Широкое использование «приставки» пара- с самыми различными словами могло бы стать показателем выхода инвалидов из замкнутого пространства квартир или сети интернет в реальную жизнь.

Очевидно, что использование не совсем корректных слов («инвалид», «ЛОВЗ») – это отражение невысокой интеграции паранаселения в общее пространство. Однако, процесс идет, и мы надеемся, дополнительный словарь позволит более комфортно общаться и параклиентам, и персоналу.

Агентством уже получены положительные отзывы от экспертов, в том числе филологов. После знакомства с идеей первый вопрос – как внедрять? Поэтому, если Вам нравится идея, мы будем благодарны за:

Кривошеев А.А., Велинецкая Т.Н.,
МА «СканМаркет»
Август 2016

Источник

«Неловкие вопросы»: люди с инвалидностью

Министерство труда России заявило, что сообщения об отказе от термина «инвалиды» не соответствуют действительности. А как людей с инвалидностью называют в других странах и как правильно говорить современному человеку?

Российские чиновники намерены отказаться от использования слова «инвалиды», сообщила в четверг, 27 сентября, газета «Известия». Издание ссылалось на пресс-службу министерства труда и социальной защиты.

Этот термин хотят заменить другим, «в полной мере отражающим правозащитную модель госполитики в отношении людей с ограниченными возможностями», написала газета.

В самом министерстве заявили, что никто от слова «инвалиды» отказываться не собирается, а «Известия» исказили суть комментариев.

На самом деле власти только хотят уточнить определение понятия «инвалид», но не намерены отказываться от «применения термина в законодательстве». Делается это по рекомендации Комитета ООН по правам инвалидов, сообщили в ведомстве.

Русская служба Би-би-си разбиралась, как же правильно называть таких людей, чтобы их не обидеть и самому не выглядеть несовременным человеком.

Что говорят сами люди с инвалидностью

В ООН ранее замечали, что официальный перевод термина на русский язык как «инвалиды» «не отражает модели прав человека».

Сами люди с инвалидностью термин «инвалид» тоже недолюбливают.

Автор фото, Getty Images

Слово «инвалид» пришло из английского языка. Но английское слово invalid («немощный», «болезненный») сейчас не используется, чтобы обозначить человека с особыми потребностями.

В английском языке стало принято говорить «человек с заиканием» вместо «заика». Таким образом подчеркивается, что болезнь человека не определяет его личность.

На сайте «Перспективы» рекомендуется избегать выражения «человек с ограниченными возможностями», так как оно наравне со словами «больной», «калека», «неполноценный» создает стереотип вокруг человека.

Источник

Спор: нормально ли называть человека с инвалидностью инвалидом? Или с этим словом что-то не так?

Мы придумали рубрику «Спор», чтобы показывать разные точки зрения на один вопрос.

Есть мнение, что к словам необходимо относиться бережно, ведь язык определяет сознание. В частности, слово «инвалид» может оскорблять людей с инвалидностью. С другой стороны, термин прописан в справке об инвалидности и словарях русского языка, а потому кажется, что отказываться от него нет оснований. Так как всё-таки правильно?

В вопросе помогли разобраться две девушки с инвалидностью, доктор филологических наук и сотрудница общественной организации.

Почему «инвалид» — нормальный термин

Главред рекламного отдела Pikabu.ru. Передвигается на инвалидной коляске из-за врождённой хрупкости костей

Доктор филологических наук, профессор Высшей школы экономики

Почему «инвалид» — не нормальный термин

PR-директор отдела развития Санкт-Петербургской Ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов (ГАООРДИ)

Художница, активистка, соосновательница движения «Женщины. Инвалидность. Феминизм»

А как вы относитесь к слову «инвалид»? Считаете его корректным или нет? Пишите в комментариях.

Источник

инвалид

Полезное

Смотреть что такое «инвалид» в других словарях:

инвалид — а, м. invalide <лат. invalidus. 1. устар. Инвалидная команда. А гарнизоны все обращены. так сказать, в инвалиды. Румянцев Док. 2 261. В тебе теряю командира, Так с горя скроюсь в инвалид. 1804. Марин Изъяснение заслужен. армейского офицера в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ИНВАЛИД — (лат., от in не, и valere стоять). Воин, неспособный к службе, вследствие ран, болезни или старости. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНВАЛИД 1) солдат, ставший негодным к службе, за ранами и… … Словарь иностранных слов русского языка

ИНВАЛИД — ИНВАЛИД, инвалида, муж. (лат. invalidus бессильный). 1. чего или без доп. Человек, утративший трудоспособность вследствие увечья, болезни или старости. Инвалид труда. Инвалид войны. Общежитие инвалидов. || без доп. Военнослужащий, искалеченный на … Толковый словарь Ушакова

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. … … Официальная терминология

ИНВАЛИД — муж. с франц. отслуживший, заслуженный воин, неспособный к службе за увечьем, ранами, дряхлостью. Инвалидка жен. жена инвалида, или шутл. увечная, дряхлая служивая. Наш инвалид без пороху палит. Инвалидов, ему принадлежащий. Инвалидный, к… … Толковый словарь Даля

ИНВАЛИД — пятой группы. Разг. Шутл. О евреях (подвергаемых ущемлению гражданских прав из за «пятого пункта» пункта анкеты, отражающего национальность). БСРЖ, 232. Инвалид юзер. Жарг. комп. Шутл. ирон. Неумелый, несообразительный пользователь компьютера.… … Большой словарь русских поговорок

Инвалид — (от лат. invalidus бессильный, слабый; англ. invalid/disabled person) лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению… … Энциклопедия права

ИНВАЛИД — (от лат. invalidus слабый, немощный) по определению ФЗ О социальной защите инвалидов от 20 июля 1995 г. лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или… … Юридический словарь

ИНВАЛИД — (от лат. invalidus слабый немощный), 1) лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность2)] В России старый солдат, неспособный к строевой военной службе из за увечья и ран; иногда то же, что ветеран. До военных реформ 1860 70 х гг.… … Большой Энциклопедический словарь

ИНВАЛИД — ИНВАЛИД, а, муж. Человек, к рый полностью или частично лишён трудоспособности вследствие какой н. аномалии, ранения, увечья, болезни. И. войны. И. с детства. | жен. инвалидка, и (прост.). | прил. инвалидский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И … Толковый словарь Ожегова

Источник

«Инвалидность — вовсе не медицинское, а социальное понятие»

Как правильно говорить и писать о людях с инвалидностью

На прошлой неделе в Ельцин Центре прошел воркшоп «Взаимодействия с людьми с инвалидностью. Язык и этикет». Его лектором стала Татьяна Хижнякова, директор по развитию группы компаний «Ньютон» и вице-президент ассоциации «Особые люди» и мама ребенком с аутизмом, участником проекта #ЗАживое. IMC побывал на встрече и составил шпаргалку, как правильно говорить и писать о людях с инвалидностью.

Инклюзивное образование – один из самых важных образовательных трендов в России последнего времени. Начиная с 2016 года родители особых детей могут самостоятельно принимать решения о том, в какую школу отдавать своего ребенка: до этого дети с инвалидностью обучались исключительно в коррекционных школах. Сейчас они входят в общеобразовательное пространство, и любая школа должна принять у себя ребенка с особенностями физического или ментального развития.

Возможно, в ближайшие пару лет мы познакомимся с новым поколениям особых людей. Если раньше такие дети, подростки и молодые люди сидели по домам, никто о них толком ничего не знал, и не считал нужным воспринимать их всерьез, то сейчас ситуация изменилась. Они ходят в театры, посещают различные центры, музеи, стремятся к общению и много путешествуют.

У таких людей есть свой круг общения, есть или будут семьи, они работают и живут в информационном пространстве. Вряд ли им понравится, если их, уже взрослых людей, будут называть «инвалидами», «людьми с дефектами».

Тем не менее в нашей повседневной речи, осознанно или нет, проскальзывают выражения типа «нормальный»/«ненормальный». Их используют даже чиновники, сами не понимая того, насколько уместно применения того или иного термина. И может ли это кого-то задеть.

В школе существует неопределенная психологическая неподготовленность к принятию таких учеников, именно по этому в последнее время об этом так много говорится и пишется. Очень важно понимать, что есть целый спектр некорректных фраз, которые лучше не использовать. В одном случае вы просто ограничитесь охлаждением отношений с конкретным человеком, но есть вероятность того, что может произойти громкий скандал.

Что значит термин «инвалид», как его лучше использовать и стоит ли его использовать вообще?

Тогда как в «Конвенции о правах инвалидов» мы видим совсем другое определение: «Инвалидность — эволюционирующее понятие, инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».

Таким образом, если в первом определении мы говорим о медицинских аспектах и практически сразу навешиваем на человека ярлыки (человек имеет инвалидность, значит, он не может петь, танцевать, читать и ходить в музеи), то во втором речь идет непосредственно об отношении окружающих и тем психологическим барьерам, которые мешают им свободно общаться с особыми людьми.

Отсюда простой вывод: инвалидность — вовсе не медицинское, а социальное понятие и одна из форм неравенства, которая формируется обществом.

И что с этим делать?

Чтобы не испортить жизнь окружающим, придерживайтесь двух четких принципов:

1. Используйте слова и понятия, которые не создают стереотипы и не навешивают на других ярлыки.

2. Не используйте такие слова и понятия, которые эти стереотипы создают.

А теперь давайте определимся с понятиями и их нюансами.

«Человек с ограниченными возможностями» также стало распространенным понятием, но в последнее время вокруг него проходит очень много споров. Его хотят заменить на словосочетание «человек с особыми потребностями». В отличие от первого, оно не ограничивает человека в выборе деятельности, а, наоборот, предлагает ему варианты.

А в разговоре о тех, кто использует инвалидные коляски, правильно будет использовать фразы типа «человек, использующий инвалидную коляску», «человек, передвигающийся на коляске», «человек на коляске», «человек на кресле-коляске». Неправильно – «прикованный к инвалидной коляске», «колясочник», «парализованный», «человек на кресле-каталке».

Почему нужно именно так, а не иначе?

Однажды группе молодых людей с разными видами инвалидностью предложили пройти тест о том, какие чувства у них вызывают те или иные выражения. По мнению всех опрошенных, фраза «прикованный к коляске» ассоциировалось у них с обреченностью. Слова «паралитик», «неполноценный», «безрукий», «одноногий» и так далее — вызывают сочувствие и жалость. Слова «калека» и «даун» вызывают брезгливость и отвращение и нежелание общаться с человеком, на которого эти ярлыки навешиваются. «Псих», «слабоумный», «ненормальный» ассоциируются с непредсказуемостью и опасностью.

Таким образом, используя те или иные фразы и выражения, пусть даже неосознанно, мы сами создаем барьеры и стереотипы для тех людей, которые, по сути, совсем невинны.

Сейчас каждое слово, брошенное в разговоре, имеет свои последствия, поэтому нужно стремиться к правильности нашей речи, к аккуратности употреблению тех или иных слов

10 основных правил этикета от людей с инвалидностью

Созданием данных правил занимается общественная организация «Перспектива». В ней занято много работников с инвалидностью, поэтому почти что все правила написаны непосредственно теми, кто каждый день сталкивается с трудностями коммуникации с обществом.

1. В разговоре с человеком с инвалидностью обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или переводчику с жестового языка.

2. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно, будьте терпеливы и ждите, пока он сам не закончит фразу.

3. При общении со слабовидящим или незрячим человеком называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. В общей беседе называйте того, к кому обращаетесь.

4. Не кидайтесь на помощь человеку, если вас об этом не попросили. Это одна из самых распространенных ошибок, допускаемая при общении с людьми с особыми потребностями и их родственниками. Если вы действительно хотите помочь, спросите, нужна ли помощь и какая. Взрослый человек, долгое время живущий со своими особенностями, скорее всего, уже научился с ними справляться, а когда вы кидаетесь ему помогать, то наводите на мысль о беспомощности и ущербности.

5. При знакомстве с человеком с инвалидностью вполне естественно пожать ему руку. При необходимости левую, а не правую.

6. Инвалидная коляска, костыли, белая кость, собака-проводник или планшет у невербального человека в руках – часть личного пространства и имущества людей с инвалидностью. Попросить погладить или покормить собаку, поиграть на планшете, помахать тростью – недопустимо.

7. Разговаривая с человеком на инвалидной коляске можно расположиться чуть ниже – ему будет комфортней, если ваши глаза будут находиться на одном уровне. В противном случае человеку придется напрягать шею, запрокидывая голову, или смотреть на вас снизу вверх, что также неудобно и неприятно.

8. Не смущайтесь, если вы сказали незрячему человеку «увидимся», а слабослышащему «вы слышали об этом. ». Не стоит прерывать беседу или пытаться извиниться – это обычные словесные конструкции, не фиксируйтесь на этих оговорках, не подчеркивайте: «Ах, вы же не можете слышать/видеть».

9. Чтобы привлечь внимание неслышащего человека, помашите ему рукой или похлопайте по плечу, кричать не надо. Скорее всего, вы не знаете, как у него настроен слуховой аппарат и каковы особенности нарушения слуха.

10. Обращайтесь к детям и подросткам с инвалидностью по имени, а к взрослым — по имени-отчеству, то есть точно так же, как к людям без инвалидности.

Если вам нужно выступать перед публикой, где есть люди с инвалидностью, то помните:

1. Не употребляйте слов, которые могут быть кому-то обидны, даже если они кажутся нейтральными, а их замены — громоздкими. Потратьте несколько секунд, зато потом вы сумеете избежать ненужных последствий.

2. Заранее просчитайте аудиторию, чтобы понимать, к кому вы обращаетесь. Например, при выступлении перед родителями особых детей необходимо быть несколько более внимательными и мягкими, потому что это более чувствительная аудитория и зачастую они даже более уязвимы, чем их особенные дети.

3. Учитывайте, что физические и ментальные особенности могут быть неочевидны. Если вы не замечаете у своей аудитории каких-то видимых отличий, лучше спросите у организаторов о пришедших, чтобы не попасть в неприятное положение.

4. Если вы допустили ошибку, то не игнорируйте ее. Не смущайтесь, остановитесь, извинитесь за некорректное высказывание. Не нужно надеяться на то, что никто не заметит вашей оплошности. Также примите во внимание, что увидеть или прочесть ваше выступление способно большее количество людей. И даже если ваша прямая аудитория не заметила ошибки, то в записи ее могут считать, а вы получите достаточно длинный и неприятный информационный «хвост».

Источник



русский



арабский



немецкий



английский



испанский



французский



иврит



итальянский



японский
BETA



голландский



польский



португальский



румынский



русский

Синонимы для детей инвалидов — русский язык

Существительное

  • ребенок-инвалид

Примеры

Ежегодно проводятся соревнования, посвященные «всемирному дню инвалидов», в которых принимают участие более 1000 детей инвалидов.

В течение всей прошлой недели полотенчик работал в летнем лагере для детей инвалидов.

Стандартный

Фильтрация
Стандартный
Открытый

Подсказки

Скачать наше бесплатное приложение

iOS Android

Бесплатный большой онлайн словарь синонимов русского языка. Удобный поиск, сортировка, возможность сохранить файл синонимов. Использование материалов сайта разрешено только после согласия Администрации проекта.

18+

Обратная связь

В данной статье я бы хотел, во-первых, освятить вопрос о том, как, на мой взгляд, наиболее корректно называть инвалидов, а во-вторых, эта статья будет выполнять роль определённого дисклеймера, потому что я имею привычку называть инвалидов инвалидами, за что периодически получаю замечания.

Для начала проясним суть проблемы. Проблема эта носит исключительно этический характер и за частую люди попадают в неловкую ситуацию боясь обидеть человека словом «инвалид», пытаясь выкручиваться и тем самым усугубляя и без того неловкое положение.

В первую очередь необходимо сказать о том, что с филологической стороны термин «инвалид» не является ругательством и не несет за собой негативной окраски. Термин «инвалид» подразумевает наличие определенных нарушений и отношение человека к определенной социальной группе.
Более того, на официальном уровне используется именно этот термин, люди имеют группы инвалидности, человек не достигший 18 лет официально именуется как «ребенок-инвалид» и даже специальные места в автобусах предназначены для пассажиров с детьми и инвалидов.

Является ли термин «инвалид» обидным?

Может показаться, что если термин «инвалид» является официальным и допустимым, то все эти разговоры о корректном наименовании и оскорблениях при помощи этого слова высосаны из пальца и не имеют под собой никаких оснований. На самом деле это не совсем так и в некоторых ситуациях слово «инвалид» действительно будет неуместным, некорректным и обидным.
Хотя здесь мне необходимо себя поправить, слово «инвалид» останется словом в любой ситуации, а вот сам факт акцентирования внимания на этом может быть некорректным, неуместным и обидным.
Принципиальной является разница в том, на каком уровне термин «инвалид» применяется к человеку — на уровне индивида или на уровне личности. Сейчас поясню более конкретно.
Когда речь идет об уровне индивида термин инвалид не является обидным, потому что на этом уровне важна исключительно принадлежность человека к социальной группе. Например, если кассир в Эрмитаже спрашивает у человека является ли он инвалидом, то его не интересует внутренний мир этого человека, не интересует насколько он интеллектуален, насколько у него тонкое чувство юмора и добродушный характер, ему абсолютно все равно какие у него хобби, образование и интересы, зачастую ему даже не интересно его имя, фамилия и дата рождения. Кассиру Эрмитажа не интересен человек на уровне личности, ему интересен человек на уровне индивида и принципиальным вопросом является относится ли этот индивид к социальной группе «инвалид» или не относится, потому что именно это повлияет на то пройдет он в музей бесплатно или не пройдет. В данной ситуации не может идти речи о дискриминации, предвзятом обращении и того подобного, имеет место вопрос наличия группы инвалидности у человека.
Другое дело, когда внимание к инвалидности человека приковано на уровне его личности. Например, отказ от контакта с кем-либо только по причине того, что он является инвалидом. Получается, что из всех составляющих личности человека на первый план выходит наличие у него инвалидности, а только потом идут его увлечения, характер и т.д. Данная ситуация действительна обидна, неуместна и некорректна, но опять таки, обидна ситуация, а не то как человек словесно формулирует ее у себя в голове: «я не хочу с ним общаться потому что он инвалид» или «я не хочу с ним общаться потому что он человек с ограниченными возможностями». Сути дела это никак не меняет.

Далее я бы хотел пройтись по самым популярным альтернативам слову «инвалид», с той лишь целью, что бы показать что они неидеальны и зачастую лучше не изворачиваться и говорить как есть.

Человек с ограниченными возможностями.
Первое, что напрашивается в этой формулировке — это то, что возможности ограничены у любого человека. Возможности ограничены как биологически у всего вида, так и индивидуально у каждого отдельного человека. Неумение передвигаться без инвалидной коляски и неумение развить скорость при беге в 100 км/ч являются ограничениями. Можно попробовать возразить, сказав, что у человека, который не способен передвигаться без инвалидной коляски ограничений в возможностях больше, но это не может являться достоверным фактом. Возможно, что человек, передвигающийся на инвалидной коляске обладает феноменальным слухом и возможностью перемножать в уме десятизначные числа. В таком случае мы опускаемся до соревнования в человеческой ограниченности, что является полнейшим бредом.

Человек с ограниченными возможностями здоровья.
То же самое, что и с возможностями, только на более узкую тематику. Во-первых, непонятно, что подразумевать под «Здоровьем». У человека с ДЦП может быть прекрасное самочувствие и иммунитет к большинству болезней, он может заниматься спортом и десятилетиями обходить поликлинику стороной и при этом именоваться как человек с ограниченными возможностями здоровья. В это же время человек без инвалидности может иметь ряд хронических заболеваний, простужаться каждый месяц, не вылазить из больничных и т.д. и возможности его здоровья вроде как не будут считаться ограниченными. Это нелогично и непоследовательно.

Человек с особенностями. 

Тоже не совсем корректное определение, под которое, можно подогнать каждого человека. Не стоит забывать, что каждый человек особенный. 

Более того, по моим личным ощущениям, термин человек с особенностями может восприниматься с оттенком умственной отсталости и являться обидным. В отличии от официального термина “инвалид” у “человека с особенностями” нет официального определения и трактовать этот термин можно как угодно.

Человек с особенными потребностями. 

Например я, человек с ДЦП, являющийся инвалидом, никаких особенных потребностей за собой не ощущаю. Все мои потребности, в той или иной степени, свойственны каждому человеку и спокойно умещаются например в Пирамиду потребностей Маслоу или в какую-нибудь другую пирамиду потребностей.  

Можно опять-таки привести в пример инвалида-колясочника, сказав, что у него есть потребность в дополнительном средстве передвижения, но здесь на помощь опять приходит тот факт, что абсолютно у любого человека могут быть свои особенные потребности. Например, выкуривать две пачки сигарет в день — тоже потребность, но называть человека выкуривающего две пачки сигарет ежедневно человеком с особенными потребностями никто не спешит.  

Так же немного смущает определение “особенные”. Потребность в инвалидной коляске существует у миллионов людей по всему миру, получается, что данная потребность не так уж и особенна. 

Человек с инвалидностью. 

Стоит признать, что формулировка “человек с инвалидностью” по праву считается самой мягкой и при желании можно использовать ее, но еще раз хочу обратить ваше внимание на том, что человек с инвалидностью в первую очередь является человеком.  

Подводя итог всему вышесказанному еще раз повторим, что при необходимости лучше использовать официальный термин “инвалид” или более мягкий “человек с инвалидностью”, но случаи, в которых в этом есть необходимость ни так уж часто встречаются в повседневной жизни. При формулировке “К сожалению, в наше кафе нельзя инвалидам / людям с ограниченными возможностями здоровья / людям с особенными потребностями / людям с инвалидностью” ни один термин не является корректным и допустимым, потому что это нарушение человеческих прав. То же самое касается ситуаций, когда речь идет о создании семей, заведении детей, свободе в общении и так далее. Нет корректных формулировок для того, чтобы ограничивать свободу человека. Помните, что если человек имеет какую-либо форму инвалидности, он все равно остается обычным человеком по всем другим показателям и фокусировать внимания на инвалидности, когда она не имеет отношения к делу, не стоит. 

Как реагировать инвалидам когда их называют инвалидами я более подробно напишу в следующей статье. 

Надеюсь, что статья была для вас полезной и рекомендую прочитать другие статьи по ссылкам ниже, если вы еще этого не сделали. 

Как зарабатывать деньги инвалиду?

2 способа найти единомышленников и друзей по интересам

Каких детей мы называем
«ДЕТИ С ОВЗ»?

Дети с ограниченными возможностями
здоровья

Слова-синонимы «дети с
проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные
дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные
дети», «исключительные дети».

Это дети, имеющие различные
отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения
общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Дети с
ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых
препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения
и воспитания.

Дети с ОВЗ
(по классификации В.А.Лапшина и Б.П.Пузанова) :дети с нарушением слуха (глухие,
слабослышащие, позднооглохшие); дети с нарушением зрения (слепые,
слабовидящие); дети с нарушением речи (логопаты); дети с нарушением
опорно-двигательного аппарата; дети с задержкой психического развития; дети с
нарушением поведения и общения; дети с умственной отсталостью; дети с
комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными
дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). В
зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться
в процессе развития, обучения и воспитания ребенка например, у детей третьей и
шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Особенности обучения детей с ОВЗ
Отклонения в развитии ребенка его выпадение из социально и культурно
обусловленного образовательного пространства затруднен процесс передачи социального
и культурного опыта цель специального образования — введение в культуру
ребенка, по разным причинам выпадающего из нее нужны специальные методы, приемы
и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы
достигаются традиционными способами.

Дети с ОВЗ – это дети с особыми
образовательными потребностями начать специальное обучение ребенка сразу же
после выявления первичного нарушения развития; ввести в содержание обучения
ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования
нормально развивающихся сверстников; использовать специальные методы, приемы и
средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии),
обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения; индивидуализировать
обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной
среды; максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы
образовательного учреждения.

 Образовательное пространство
формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях
семьи и образовательных учреждений. Отклонения в развитии ребенка приводят к
его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного
пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как
источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает,
каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся
ребенок приобретает без специально организованных условий обучения. • Целью
специального образования является введение в культуру ребенка, по разным
причинам выпадающего из нее. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в
культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного
образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а
также — методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые
в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Психологические особенности детей с ОВЗ

На современном этапе развития общества обозначилась реальная
тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с
ограниченными возможностями здоровья.

Одним из
важнейших направлений государственной политики  Российской Федерации в области
образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование. Российское
законодательство – прежде всего, Федеральный закон Российской Федерации от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный
закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривает
гарантии прав на получение образования детьми с ОВЗ. Особую актуальность
реализация права на образование детей-инвалидов приобретает  в связи с
Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012
года. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются развивать инклюзивное
образование, в том числе обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
вместе с обычными детьми.

Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями
здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных
условий.

Попытаемся
разобраться, что же это за категория детского населения:

Дети
с ограниченными возможностями
 — это дети, имеющие различные отклонения психического или
физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не
позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут
выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами»,
«дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с
трудностями в обучении», «исключительные дети».В данную группу
можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при
наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными
возможностями здоровья
 – это определенная группа детей, требующая
особого внимания и подхода к воспитанию.

Характеристика
детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам
дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность
индивидуума.

По классификации, предложенной
В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым различают следующие категории детей с
нарушениями в развитии:

1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями интеллекта (умственно
отсталые дети);

5) дети с задержкой психического развития
(ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х
нарушений).

Существуют причины появления детей
с ограниченными возможностями здоровья

1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:

— пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь
матери, нервные срывы, травмы, наследственность;

— натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком
быстрые роды, вмешательство медиков;

— постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся,
упал.

2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально
биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм,
спид.

Психолого-педагогическая
характеристика детей с ОВЗ

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это
проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки
сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети
с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить
симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить
конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются
с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются
слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и
умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса
к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над
долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп
переработки информации.

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей
степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со
взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны,
способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты
языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной
истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной
расторможенности.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу
психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная
сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками
учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений
(планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения
учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном
темпе).

Типичные затруднения (общие
проблемы) у детей с ОВЗ

1.      
Отсутствует
мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об
окружающем мире;

2. Темп выполнения заданий очень низкий;

3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация,
переключение);

5. Низкий уровень развития речи, мышления;

6. Трудности в понимании инструкций;

7. Инфантилизм;

8. Нарушение координации движений;

9. Низкая самооценка;

10. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются
повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон
голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;

11. Высокий уровень психомышечного напряжения;

12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

13. Для большинства таких детей характерна повышенная
утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с
трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес,
отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления
возникает двигательное беспокойство;

14. У других детей отмечается повышенная возбудимость,
беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Рассмотрим
некоторые психологические характеристики развития детей с
ограниченными возможностями.

Дети с нарушением слуха

Потеря слуха лишает ребенка
важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его
интеллектуального развития. Выделяют следующие группы детей с недостатками
слуха:

Неслышащие – дети с полным отсутствием
слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса.

Слабослышащие – дети с частичной слуховой
недостаточностью, затрудняющей речевое развитие.

Нарушение слуха непосредственно
влияет на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на
формирование памяти, мышления. Что же касается особенностей личности и
поведения неслы­шащего и слабослышащего ребенка, то они не являются
биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются
коррекции в наибольшей степени.

Важными в
процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные
ощущения.

Особенности
мышления детей с нарушениями слуха связаны с замедленным овладением словесной
речью. Наиболее ярко это проявляется в развитии словесно-логического мышления.
При этом наглядно-действенное и образное мышление глухих и слабослышащих
учащихся также имеет своеобразные черты. Нарушение слуха оказывает влияние на
формирование всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в
использовании теоретических знаний на практике.

У ребенка с
нарушением слуха наблюдается расстройство всех основных функций речи
(коммуникативной, обобщающей, регулирующей). Поэтому дети, страдающие глубокими
нарушениями слуха, в общем уровне развития отстают от своих сверстников.

Дети с нарушением зрения

Слабовидящие дети сильно отличаются друг от
друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения
материала. В значительной степени это обусловлено характером поражения зрения,
происхождением дефекта и личными особенностями детей.

Как правило, для детей с нарушениями зрения характерны
повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность,
неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и
адекватному самовыражению. Поведению детей с нарушениями зрения в
большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слабо
развиты неречевые формы общения. Для слабовидящих детей характерна большая
неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в
более частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому, переводе
оценки в вербальный коммуникативный план. Игры таких детей отличаются меньшей
развернутостью по сравнению с играми обычных детей.

Дети с тяжелыми нарушениями речи

Особенности речевого развития детей с тяжелыми
нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на
формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд
психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и
требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

Особенности речевой деятельности отражаются на
формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.
Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его
распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена
вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая
мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других
психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами
психического развития проявляется в специфических особенностях мышления.
Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями,
доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления,
с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Дети с соматическими заболеваниями

Дети с соматическими заболеваниями, не имеющие видимых дефектов,
имеющие сохранный интеллект и с первого взгляда ничем не отличающиеся от
остальных. У таких детей слабо развита познавательная сфера, отмечается недоразвитие
личности, интеллектуальная пассивность, ограниченный объем принятой информации,
низкая способность к обобщениям, быстрая потеря интереса к занятиям.

Дети с умственной отсталостью

Среди
детей и подростков, имею­щих психическую патологию развития, наиболее многочис­ленную
группу составляют умственно отсталые дети. Боль­шинство из них — олигофрены.

Олигофрения — это форма умственного и психического
недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС, и в первую очередь коры
головного мозга, в пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или
постнатальный (на самом раннем этапе прижизненного развития) периоды. По
глубине дефекта умственная отсталость при олигофрении традиционно подразделяют
на три степени: идиотия, имбецильность и дебилъностъДети с
умственной отсталостью в стадии идиотии и имбецильности в правовом отношении яв­ляются
недееспособными и над ними устанавливается опека родителей или замещающих лиц.

Развитие
умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от развития нормальных
детей. У них отмечают­ся задержки в физическом развитии, общая психологическая
инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие
артикуляционного аппарата и фонематическо­го слуха. По-иному у них складываются
соотношения в раз­витии наглядно-действенного и словесно-логического мышле­ния.
Многие умственно отсталые дети начинают говорить только к 4—5 годам. Речь
умственно отсталого ребенка не вы­полняет своей основной функции —
коммуникативной.

Дети с задержкой психического
развитии (ЗПР)

Внимание этих детей характеризуется
неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная
работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей, удержать на
протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность
деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются

Установлено, что многие из детей
испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного,
слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций.

Память детей с задержкой психического развития также отличается
качественным своеобразием. Характерны неточность воспроизведения и быстрая
потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.

Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной
деятельности.
 Отставание отмечается уже на уровне наглядных
форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений.
Исследователи подчеркивают сложность создания целого из частей и выделения
частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами.

У детей с ЗПР отмечается выраженная тревожность по отношению к
взрослому, от которого они зависят. Такая тревожность имеет тенденцию с
возрастом прогрессировать.

Дети склонны преимущественно к конфликтному или избегающему
способу взаимодействия. Дети с ЗПР предпочитают контактировать с детьми более
младшего возраста, в силу того, что коллектив сверстников, с которыми они могут
контактировать, устанавливать взаимоотношения, вызывает у них тревогу. У них
преобладают ситуативно-деловые формы общения, основывающиеся на
предметно-практических операциях. У детей с ЗПР, выявлена сниженная потребность
в общении. В процессе общения дошкольников с ЗПР на первый план выдвигается
недостаточная сформированность его мотивационной основы. Потребность в игре у
этих детей резко снижена.

Дети с нарушением
опорно-двигательного аппарата

Детский церебральный паралич – болезнь, развивающаяся вследствие
поражения головного мозга – внутриутробно, при родах или в период
новорожденности, характеризуется двигательными расстройствами, а также
нарушениями психоречевых функций.

Для большинства детей с ДЦП
характерна задержка психического развития по типу так называемого психического
инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой
сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших
структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой
деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при
этом эмоциональная сфера остается несформированной.

При психическом инфантилизме
отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети
руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не
способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с
интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент
«детскости». Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут
сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном
интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому
усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной
нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью.
Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения
могут проявлять себя по-разному. Это может быть и повышенная возбудимость. Дети
этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению
немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они
то, чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и
раздражительными. 

Особенности нарушения
познавательной деятельности при ДЦП

1.      
Неравномерный
характер нарушений отдельных психических функций.

2.      
Выраженность
астенических проявлений – повышенная утомляемость, истощаемость всех
психических процессов, что также связано с органическим поражением ЦНС.

3.      
Сниженный
запас знаний и представлений об окружающем мире. Прежде всего, отмечается
недостаточность пространственных и временных представлений.

Дети с расстройствами раннего
детского аутизма

Аутизм – нарушение нормального хода мышления под
влиянием болезни, психотропных или иных средств, уход человека от реальности в
мир фантазий и грезВ наиболее яркой форме он обнаруживается у
детей дошкольного возраста и у больных шизофренией.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах
являются:

— полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, или же
недостаточная потребность в них;

— обособленность от окружающего мира;

— слабость эмоциональной реакции по отношению к близким, даже к
матери, возможно, полное безразличие к ним (аффективная блокада);

— дети, страдающие аутизмом, очень часто чувствительны к слабым
раздражителям. Например, они нередко не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов,
капанье воды из водопроводного крана;

— однообразное поведение со склонностью к стереотипным,
примитивным движениям, например, раскачивание туловищем или головой,
подпрыгивание на носках и пр.);

— речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах
РДА наблюдается мутизм (полная утрата речи), у некоторых больных отмечается
повышенный вербализм – ребенок постоянно произносит понравившиеся ему слова или
слоги;

— характерным для детей-аутистов является такое зрительное
поведение, при котором проявляется непереносимость взгляда в глаза, «бегающий
взгляд» или взгляд мимо.

Сложность
и своеобразие психики ребенка с проблемами в развитии требует тщательного
методологического подхода к процессу психологической помощи.

Чрезвычайно
важен принцип личностного подхода к ребенку с проблемами в развитии. В процессе
психологической помощи не учитывается какая-то отдельная функция или
изолированное психическое явление, например низкий уровень интеллекта, а
личность в целом со всеми ее индивидуальными особенностями.

Общие психолого-педагогические
рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья


Принимать ребенка таким, какой он есть.

— Как
можно чаще общаться с ребенком.

— Избегать
переутомления.


Использовать упражнения на релаксацию.

— Не
сравнивать ребенка с окружающими.

— Поощрять
ребенка сразу же, не откладывая на будущее.


Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он должен знать за
что.


Обращаться к ребенку по имени.

— Не
предъявлять ребенку повышенных требований.


Стараться делать замечания как можно реже.


Оставаться спокойным в любой ситуации.

http://cache.betweendigital.com/code/1x1.gif

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синоним деталька
  • Синоним десятичный
  • Синоним деспота 5 букв
  • Синоним десигнат
  • Синоним десанта