Синоним читательская деятельность

Синонимы к слову «читательский»

  • читальный
  • пользовательский

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: мздоимство — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Связанные слова и выражения

  • читательский, литературный, публицистический, писательский, литературоведческий, авторский, тематический, мемуарный, художественный, издательский, автобиографический, романный, жанровый, бесцензурный, зрительский
  • малотиражный, злободневный
  • полемичный, беллетристический, очерковый, реферативный, фельетонный, автобиографичный
  • массовый читатель
  • книжный рынок
  • художественная литература
  • журнальные публикации
  • толстый журнал
  • печатное слово
  • читающая публика
  • литературные критики
  • хвалебные рецензии
  • критические статьи
  • сборник рассказов
  • круг чтения
  • отечественная словесность
  • жизненный материал
  • главы романа
  • современный писатель
  • авторский текст
  • огромные тиражи
  • многочисленные отклики
  • изданные книги
  • короткая проза
  • профессиональный писатель
  • периодические издания
  • информационный повод
  • известный автор

Связанные слова (по тематикам)

  • Люди: читатель, автор, писатель, издатель, литературовед
  • Места: аудитория, антология, сборник, издательство, редакция
  • Предметы: периодика, двухтомник, ежемесячник, однотомник, контент
  • Действия: переиздание, публикация, рецензирование, издание, прочтение
  • Абстрактные понятия: публицистика, беллетристика, рецензия, жанр, эссе

Предложения со словом «читательский»

  • Надеюсь, она привлечёт внимание широкой читательской аудитории.
  • Я пришёл сюда получить читательский билет, и ждал, пока библиотекарша отыщет что-то под стойкой.
  • Мы склонны связывать столь широкий читательский интерес с четырьмя основными причинами.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «читательский»

  • Вот почему убежденный писатель, действующий почти исключительно в городских центрах, так часто встречается с резкими превращениями в читательской среде.
  • Литературные имена котировались на этой читательской бирже.
  • Причина читательского одобрения совсем другая.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Что (кто) бывает «читательским»

Афоризмы русских писателей со словом «читательский»

  • Вот Вам мой читательский совет; когда изображаете горемык и бесталанных и хотите разжалобить читателя, то старайтесь быть холоднее — это даёт чужому горю как бы фон, на котором оно вырисуется рельефнее. А то у Вас и герои плачут, и Вы вздыхаете.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Синонимы таблицей

пользовательский
читальный

Синонимы списком

  • пользовательский
  • читальный
  • Синонимы в строку
  • Синонимы таблицей
  • Синонимы списком

Бесплатный большой онлайн словарь синонимов русского языка. Удобный поиск, сортировка, возможность сохранить файл синонимов. Использование материалов сайта разрешено только после согласия Администрации проекта.

18+

Обратная связь


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

С внедрением федерального государственного стандарта начального общего образования одной из важных проблем обучения школьников, требующей своевременного решения, является массовость детского чтения. Так как эта проблема была и остается актуальной, над ее решением необходима организованная, целенаправленная работа. Целью уроков литературного чтения в начальной школе, согласно примерной программе по учебным предметам, является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания [10].

Долгие годы в педагогике и психологии ведутся поиски эффективных путей приобщения младших школьников к литературе, к искусству слова. В то же время задача учителя состоит не в том, чтобы изобретать новейшие методы и приемы работы на уроке литературного чтения, а в том, чтобы выработать общий методический подход, направленный на формирование и воспитание личности ребенка, приобщение его к искусству слова и азам читательской деятельности [11].

Развитие читательской деятельности школьников определено в качестве одного из главных планируемых результатов освоения основной образовательной программы в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения: «Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования… подготовки к трудовой и социальной деятельности» [6, с. 22].

Рассмотрим понятие «читательской деятельности» в работах разных авторов.

Таблица 1

Сущность понятия «читательская деятельность»

Автор

Суть взглядов

К. Ушинский [7]

Читательская деятельность – это способность читателя понять образцовое произведение и почувствовать его

Н. Рубакин [3]

Читательская деятельность – это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих ему возможность с наименьшими затратами сил и времени реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью

Г. Наумчук [3]

Читательская деятельность – это способность читателя пользоваться книгой как источником знаний и информации

О. Джежелей [1]

Читательская деятельность – это умение и желание вкладывать в чтение «труд души», размышление над книгой еще до чтения, восприятие содержания, обдумывание прочитанного, когда книга уже закрыта

С. Дорошенко [3]

Читательская деятельность включает в себя сформированность техники чтения, умения слушать, воспринимать и осознавать прочитанное

Анализ авторских позиций позволяет сделать вывод о том, что читательская деятельность представляет личностное свойство школьника, которое можно считать конечной целью и объективным показателем деятельности младших школьников по чтению. Читательская деятельность проявляется в устойчивой потребности обращаться к книгам, в осознанном выборе материала для чтения, в способности эффективно применить в процессе чтения приобретенные знания, умения и навыки.

Читательская деятельность, выступая видом речевой деятельности, также характеризуется трехфазностью своего строения. Первая фаза представлена сложным взаимодействием потребностей, мотивов и цели чтения. По содержанию эта фаза читательской деятельности – потребностно-мотивационно-целевая.

Вторая фаза читательской деятельности – ориентировочно-исследовательская, на которой реализуется отбор средств и способов для воссоздания чужой мысли, сформированной и сформулированной кем-то и организованной в письменной форме языковыми средствами.

На этой фазе ученик на основе имеющихся знаний выстраивает программу действий работы с текстом, определяет необходимые стратегии чтения.

Третья фаза – исполнительно-контрольная. На этой фазе осуществляется собственно процесс чтения и работа с текстовой информацией [10].

Т.А. Разуваева понимает под читательской деятельностью «активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловливаемый поставленными учебными задачами процесс восприятия, осмысления, интерпретации и оценки прочитанной текстовой информации». При этом если особенности и характер речевой деятельности зависят от языковых способностей человека (А.Н. Леонтьев), то и выполняемая читательская деятельность (как вид речевой деятельности) зависит от его читательских способностей [2].

Под читательскими способностями (опираясь на положения Б.М. Теплова, С.Д. Смирнова) Т.А. Разуваева понимает индивидуально-психологические особенности личности, которые проявляются в динамике приобретения знаний и умений, необходимых для осуществления читательской деятельности, и предопределяют характер и успешность выполнения данной деятельности.

Таким образом, она определяет ЧК как потенциальную способность личности к осуществлению читательской деятельности, то есть к восприятию, осмыслению, интерпретаций и оценке прочитанной текстовой информации [8].

Формирование читательской деятельности во многом зависит от выбора средств, с помощью которых учитель вводит ученика в мир книг. Чаще всего используются этапы, выделенные С. Л. Вальтгардом, которые представлены в таблице №2 [Таблица 2].

Таблица 2

Этапы читательской деятельности

Компоненты читательской деятельности

Этапы

до чтения

в процессе чтения

после чтения

Цель

прогнозирование тематики, характера, количества и специфики произведений.

на основе оценки книги, возникших образов и представлений ставить конкретную цель чтения.

достижение понимания смысла, извлечение всей полезной информации.

Способы читательской деятельности

прогнозирование по внешним показателям содержания (средства текстовой и внетекстовой информации: название, подзаголовок, предисловие, послесловие, оглавление, иллюстрации).

— запоминание;

— воссоздание картин;

— анализ;

-перечитывание;

— творческая интерпретация;

— восприятие художественного слова (речи);

— смысловое чтение (ознакомительное, выборочное, изучающее).

-обобщение;

— оценка;

-выразительное чтение;

-творческие задания;

— обращение к новым книгам;

-проектная деятельность.

Таким образом, первый этап на пути приобщения младших школьников к чтению наступает уже в дошкольном возрасте, затем и в 1 классе, когда дети ещё не овладели самим навыком. Этот этап заключается в слушании литературных произведений, которые читает ему взрослый. Именно чтение детям вслух, является источником развития стойкого интереса к литературе, накопления читательского опыта, развития речи, воображения.

Второй этап направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения. Под навыком чтения подразумевают:

• умение правильно прочитывать слова;

• понимать смысл текста;

• выразительно читать;

• выдерживать оптимальный темп чтения (Решетникова С.В).

Полное овладение навыком чтения подразумевает начало работы над читательской самостоятельностью- это индивидуальное, без непосредственной помощи учителя, родителей, товарищей, библиотекаря и т.д.

Г.В. Митина полагает, что опыт самостоятельной читательской деятельности состоит из двух компонентов: деятельностный (что и как надо делать) и мотивационный (почему надо действовать так, а не иначе).

Л.С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность» [4]. Таким образом, любая деятельность носит творческий характер. Читательская деятельность не является исключением.

Творческий характер читательской деятельности подчеркивали классики отечественного и зарубежного книговедения — Н.А. Рубакин, М.Н. Куфаев, П. Отле и др. Российская педагогика ставит своей задачей как разработку научных основ руководства чтением уже в общеобразовательной школе, так и внедрение их в практику классного и внеклассного чтения, другими словами — воспитание творческого читателя [10].

Творческим работам на уроках литературного чтения традиционно отводится значительное место.

В современной методике литературного чтения накоплено большое количество видов и разновидностей творческих работ. Основные из них, выделенные Л. Д. Мали – это иллюстрирование, драматизация (инсценирование), пересказ. Рассмотрим каждый из них.

Термин «иллюстрирование» восходит к понятию «иллюстрация». «Иллюстрация – это рисунок, иллюстрирующий (поясняющий) текст. Иллюстрирование – это приём создания иллюстраций к тексту произведения [9].Этот приём широко используется на уроках литературного чтения. В зависимости от средств, с помощью которых создаётся иллюстрация, в методике различают три основных вида иллюстрирования: словесное (связный рассказ учащихся о том, какую картину они нарисуют к тексту произведения), графическое (выполнение картины красками, карандашами, а также аппликация) и музыкальное (подбор звуковых иллюстраций к тексту произведения).

Драматизация (инсценирование) – это приём, основанный на перевоплощении в художественный образ, это разыгрывание произведения в лицах, воспроизведение прочитанного в виде мини-спектакля [9].

Пересказом в методике принято называть устную передачу содержания какого-либо прозаического произведения, В зависимости от способа передачи образцового текста различают следующие виды пересказа:

Все виды творческих работ, используемых на уроках чтения, характеризует прежде всего то, что они являются продуктом творческой деятельности, а это означает, что все основные черты процесса творчества им внутренне присущи.

Это, во-первых, наличие поисковой ситуации, в результате которой осуществляется перевод известного содержания (в данном случае, текста художественного произведения) в новую форму (иллюстрацию, рассказ-импровизацию, сценку).

Во-вторых, при выполнении всех перечисленных видов творческих работ от учащихся требуется умение представить, воссоздать в воображении прочитанное. При выполнении творческой работы учащиеся должны оформить то представление, которое возникло в их воображении по мере восприятия текста: это может быть представление обстановки действия, портрета персонажа, иллюстрации к прочитанному и т. д.

Для всех видов творческих работ, используемых на уроках чтения, характерно то, что они выполняются в связи с изучением художественного произведения, и само произведение выступает в качестве основы творческой работы.

Список литературы

  1. Джежелей, О.В. Чтение и литература. / О.В. Джежелей // Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В.Игнатьева. — М.: Дрофа, 2000.

  2. Коряковцева, Н.Ф. Основные характеристики уровня компетенции зрелого чтеца / Н.Ф. Коряковцева // Сборник научных трудов МГПИИЯ им. М. Тореза. —2010. — Вып. 270. — С. 89—75.

  3. Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности а обучении чтению / С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева. – М.: Ось-89, 2006. – 240.

  4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4е изд., доп. – М. : Российская академия наук ; Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М., 2010. – С.7.

  5. Пономарёв, Я.А. Психология творчества и педагогика – М., 2006.

  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М. : Просвещение, 2011. — 342 с.

  7. Программы для средней общеобразовательной школы. 1-2 классы. – К.: Початкова школа, 2002. – 296 с.

  8. Разуваева, Т.А. Формирование читательской компетенции студентов факультета иностранных языков: автореф. дис. канд. пед. наук. Тула, 2006 – 10

  9. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Начальная школа. — 2003. — № 1. — С.11-18.

  10. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев, 1999. – С.12.

  11. Тихомирова И.И. Стимулы и мотивы чтения // Школьная библиотека.-№5.-2002.

  12. Чуракова Н.А., Карпеева И.В. Литературное чтение. 1-4 классы. Примерная рабочая программа // Академкнига / Учебник, 2016.

Ермакова
Юлия Дмитриевна

Сущность
понятия «читательская активность»

В процессе модернизации 
программа обучения литературе  в общеобразовательной школе подвергается самым
существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Суть
этих изменений – обеспечение наибольшей личностной направленности и
вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации.  Изучение
литературы направлено на достижение определенных целей – воспитание, развитие,
совершенствование умений. Современные требования, определяемые ФГОС, расширяют
круг требований, связанных с изучением художественного текста.

Сегодня сохранены
содержательные линии литературного образования. Первая линия – круг чтения.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – «литературные
произведения, предназначенные для обязательного чтения» [1, с. 82].
Художественные произведения представлены в хронологической последовательности.
Перечень представляет собой инвариантную часть любой программы литературного
образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования. Перечень
допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских
программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении
литературы.

В современном Стандарте
существует три уровня детализации учебного материала:

·      
названо имя писателя с указанием
конкретных произведений;

·      
имя без конкретных произведений
(определено только их количество, выбор остается за учителем или автором
программы);

·      
предложен список имен писателей и указано
минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения.

Вторая линия – теория
литературы (основные теоретико-литературные понятия). Значительно расширен круг
обязательных для изучения теоретических понятий: художественный образ,
содержание и форма, историко-литературный процесс, литературные направления и
течения, основные факты жизни и творчества русских писателей, литературные роды
и жанры, авторская позиция, тема, сюжет, идея, проблематика, тип, лирический
герой, образ автора, персонаж, стадии развития действия, стиль, проза и поэзия,
литературная критика и другие.

Третья линия – развитие
устной и письменной речи учащихся. Сохранены основные виды деятельности по
освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий: осознанное
и выразительное чтение, пересказ, заучивание наизусть, определение рода и
жанра, анализ, выявление языковых средств художественной образности и
определение их роли, участие в дискуссии, подготовка докладов  и другие.

Четвертая линия –
историко-литературные сведения. В соответствии к требованиями к уровню
подготовки выпускников в результате изучения литературы на базовом уровне
ученик «должен знать и понимать содержание изучаемых произведений, основные
факты жизни и творчества писателя, теоретико-литературные понятия. Уметь
воспроизводить и анализировать содержание литературного произведения» [2, с. 31].

Литературное произведение
в рамках школьного курса изучается не изолированно, а как часть чего-то общего.
Важно работать с контекстом произведения (контекст личной или творческой
биографии писателя, контекст литературной эпохи, контекст литературного
направления или течения, историко-фактологический контекст).

Не существует
универсальной методики анализа текста, невозможно выработать алгоритм, который
можно было бы применить к любому произведению, потому что существует масса
факторов, которые влияют на анализ текста.  Обращаясь к новому тексту, нужно
заново выстраивать работу по его анализу. Этому алгоритму и предстоит обучить
детей.

Главная задача изучения
литературы как искусства слова – постижение авторской мысли и художественных
средств ее выражения, другими словами работа с творческой лабораторией
писателя. На уроках литературы используется вся совокупность работы с текстом:
чтение, восприятие произведения, выявление восприятия с помощью вопросов,
анализ произведения, истолкование. Как показывает опыт, два последних вида
работы с текстом вызывают у учащихся наибольшие затруднения. Вопрос о
формировании интереса к чтению был поднят в России еще В.Г. Белинским, который
не только дал в своих статьях образец искусства чтения, но и указал на
необходимость овладения этим умением всей читающей публикой. Его призыв был
подхвачен передовой педагогической общественностью середины и конца
XIXвека.
Об этом свидетельствует опыт учителей-словесников                В. Я. Стоюнина,
В. И. Водовозова, В. П. Острогорского, опиравшихся в читательском развитии детей
на опыт чтения Белинского. «Он вдохнул, – говорил В.П. Острогорский, – живую
душу в школьную схоластику» [Цит.           по: 5,  с.16].

Если передовые педагоги
стремились придать чтению детей творческий характер, то официальная школьная
методика оставалась в те годы в рамках объяснительного чтения. Система «объяснительного
чтения» [1,
c. 85], направленная на
толкование отдельных слов художественного произведения, не способствовала целостному
восприятию прочитанного и не вызывала у школьников интереса к чтению. К концу
XIX
века в России создалась кризисная ситуация с детским чтением.

Что касается методической
системы, то она получила наиболее полное воплощение в книге профессора языковеда
С.И. Абакумова, изданной в 1925 году, которая так и называлась – «Творческое
чтение». Автор вывел проблему из академических рамок и перевёл её в
практическое русло. Он обосновал, раскрыл и претворил в жизнь целый перечень
методов развития творческого чтения у детей разного возраста. Среди них –
устное словесное рисование, выразительное чтение, театрализация, сочинение –
размышление, творческий пересказ, читательский дневник.

В школьной педагогике
система чтения выразилась в опыте учителя- словесника 30-40-х гг. М.А.
Рыбниковой. В 60-80-е годы создают свои работы профессионалы: И. Н. Тимофеева, Л. А. Виролайнен, Л. И. Беленькая.

Творчество является одной
из самых сильных мотиваций человека – потребности в самореализации. На первый
взгляд кажется, что читающий человек ничего не создаёт, а лишь воспринимает
творчество писателя. Но это не так. Просто мало кто задумывается, какие
творческие процессы совершаются в его сознании, когда он читает. В связи с этим
необходимо определить значимость понятия «читательская активность».

Доктор философских наук
Н.Н. Светловская в своей работе «Основы науки о читателе: теория формирования
типа правильной читательской деятельности», сущность понятия «читательская
активность» трактует так: тип правильной читательской деятельности – это
«трёхступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и
освоения подростков книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения)» [Цит. по:
4, с. 116]. Читательская деятельность – самостоятельный и самоценный вид
интеллектуально-эмоциональной деятельности, который имеет сложную структуру.
Она состоит из трех основных этапов: «предчтение», процесс чтения и
«послечтение». Н.Н. Светловской выявлено, что у подростка читательская
самостоятельность характеризуется наличием мотивов, побуждающих его обращаться
к книгам, и системой знаний, умений и навыков, дающих ему возможность с
наименьшей затратой сил и времени реализовать свои запросы в соответствии с
общественной или личной необходимостью.

Именно читательская
самостоятельность является залогом устойчивого спонтанного интереса всех
учащихся (а не только детей, способных к изучению литературы) к миру книг и
постоянному чтению книг по собственному выбору, а также объективной оценки
детьми своих читательских возможностей и своей читательской подготовки.
Читательская деятельность и читательская самостоятельность являются в своём
роде синонимами, и дополняют друг друга в своём определении, так как
читательская самостоятельность – это наличие мотивов у подростка, побуждающих
обращаться к чтению книг, а читательская деятельность – это самостоятельная
деятельность, состоящая из трёх этапов: «предчтение», процесс чтения и
«послечтение». В обоих определениях подросток непосредственно самостоятельно
обращается к чтению книг. Читательскую активность нередко понимают как широкий
круг чтения.

По мнению Е. С.
Романичевой, специалиста по развитию навыков чтения у детей, «чтобы пробудить у
подростков интерес к чтению, надо удивить их самим процессом чтения» [4, с. 102].
Поддерживая интерес к чтению, важно беседовать о прочитанном, поддерживать
похвалой, советовать, помогать подростку соотносить действия героев с жизненной
ситуацией. В итоге все выше сказанного позволяет говорить о том, что «читательская
деятельность проявляется в двух видах: активная деятельность и пассивная
деятельность подростков» [4, с. 103]. Понятие читательской деятельности тесно
связано с читательской активностью.

Таким образом, читатель
ищет и находит себя и свое место в жизни. Книга становится другом, советчиком.
На развитие познавательного интереса к чтению влияет отбор материала для
чтения, организация учебного процесса, эмоциональная атмосфера общения,
оптимальное сочетание различных методов и приемов. Учитель должен помочь
каждому подростку увидеть в книгах собеседников, нужных и мудрых друзей,
научиться различать их, «разговаривать» с ними, т. к. овладевая читательской
компетенцией, подросток по иному воспринимает себя и окружающий мир.

Список
использованных источников

1. Липовка, В. О.
Изучение читательских интересов и потребностей семиклассников по результатам
анкетирования / В. О. Липовка, Е. А. Полева // Научно-методический электронный
журнал «Концепт». – 2014. – № 7. – С. 81–85.

2. Литература : программа
по литературе для общеобразоват. учреждений. 5–11 кл. / под ред. Т. Ф.
Курдюмовой. – М. : Дрофа, 2005. – 93 с.

3. Лубанец, Е. А.
Особенности детерминации интереса личности к научно-фантастической литературе
:дис. … канд. психол. наук / Лубанец Евгений Александрович ; НГУ. – Барнаул,
2006. – 168 с.

4. Мальцева, Ж. С.
Обучение литературе в условиях профильного образования / Ж. С. Мальцева //
Вестник Самарского государственного университета. – 2010. – № 77. – С. 172–177.

5. Мамаева, О. Р.
Проблемное обучение на уроках литературы как путь формирования человека
культуры / О. Р. Мамаева //
MAAM.RU
: образовательный портал «Открытый урок». –
URL:http://festival.
1september.ru/articles/553400/.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синоним чистая шерсть
  • Синоним чистюля 3 класс
  • Синоним чистая река
  • Синоним чистота воды
  • Синоним чистая непорочная