Синдром отличника синоним

На букву С Со слова «синдром»

Фраза «синдром отличницы»

Фраза состоит из двух слов и 16 букв без пробелов.

  • Синонимы к фразе
  • Написание фразы наоборот
  • Написание фразы в транслите
  • Написание фразы шрифтом Брайля
  • Передача фразы на азбуке Морзе
  • Произношение фразы на дактильной азбуке
  • Остальные фразы со слова «синдром»
  • Остальные фразы из 2 слов

Видео Как избавиться от перфекционизма? Простые инструменты для работы над собой // 16+ (автор: Анна Всехсвятская)09:24

Как избавиться от перфекционизма? Простые инструменты для работы над собой // 16+

Видео СИНДРОМ ОТЛИЧНИКА | Перфекционизм, учеба, оценки (автор: Lis_Videos)19:42

СИНДРОМ ОТЛИЧНИКА | Перфекционизм, учеба, оценки

Видео Комплекс Отличницы. Синдром Хорошей Девочки. Как избавиться от комплекса хорошей девочки? (автор: Психология Счастья)08:48

Комплекс Отличницы. Синдром Хорошей Девочки. Как избавиться от комплекса хорошей девочки?

Видео ЛАБКОВСКИЙ Здоровых отличниц не бывает (автор: Тамара)46:39

ЛАБКОВСКИЙ Здоровых отличниц не бывает

Видео Перфекционизм, синдром отличника, что делать... (автор: Артём Толоконин)04:10

Перфекционизм, синдром отличника, что делать…

Видео МИХАИЛ ЛАБКОВСКИЙ — ЗДОРОВЫХ ОТЛИЧНИЦ НЕ БЫВАЕТ (автор: ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ)46:52

МИХАИЛ ЛАБКОВСКИЙ — ЗДОРОВЫХ ОТЛИЧНИЦ НЕ БЫВАЕТ

Синонимы к фразе «синдром отличницы»

Какие близкие по смыслу слова и фразы, а также похожие выражения существуют. Как можно написать по-другому или сказать другими словами.

Фразы

  • + большинство педагогов −
  • + внимание сверстников −
  • + врождённая грамотность −
  • + гордость класса −
  • + гуманитарные предметы −
  • + делать домашнее задание −
  • + заниженная самооценка −
  • + идти на красный диплом −
  • + круглая отличница −
  • + лучшая ученица −
  • + любимец учителя −
  • + максимальный балл −
  • + мама внушала −
  • + мужские качества −
  • + наказывать за ошибки −
  • + отрицательные черты характера −
  • + повысить успеваемость −
  • + получать хорошие оценки −
  • + понять материал −
  • + решение примера −
  • + родительские ожидания −
  • + синдром отличницы −
  • + следующий тест −
  • + требовать от ребёнка −

Ваш синоним добавлен!

Написание фразы «синдром отличницы» наоборот

Как эта фраза пишется в обратной последовательности.

ыцинчилто морднис 😀

Написание фразы «синдром отличницы» в транслите

Как эта фраза пишется в транслитерации.

в армянской🇦🇲 սինդրոմ ոտլիչնիցը

в грузинской🇬🇪 სინდრომ ოთლიჩნიცი

в латинской🇬🇧 sindrom otlichnitsy

Как эта фраза пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN

xn--d1ahncgld xn--h1aahjcy6af3b

Как эта фраза пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.

cbylhjvjnkbxybws

Написание фразы «синдром отличницы» шрифтом Брайля

Как эта фраза пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.

⠎⠊⠝⠙⠗⠕⠍⠀⠕⠞⠇⠊⠟⠝⠊⠉⠮

Передача фразы «синдром отличницы» на азбуке Морзе

Как эта фраза передаётся на морзянке.

⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – – – – – – – – – ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – – – ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – ⋅ – ⋅ – –

Произношение фразы «синдром отличницы» на дактильной азбуке

Как эта фраза произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).

Передача фразы «синдром отличницы» семафорной азбукой

Как эта фраза передаётся флажковой сигнализацией.

edazpglgrädmadsk

Остальные фразы со слова «синдром»

Какие ещё фразы начинаются с этого слова.

  • синдром активации тучных клеток
  • синдром альцгеймера
  • синдром аперта
  • синдром артериальной гипертензии
  • синдром безопасной атаки
  • синдром беквита — видемана
  • синдром беременности щенком
  • синдром беспокойных ног
  • синдром брунса
  • синдром бюллербю
  • синдром ван гога
  • синдром вахтёра
  • синдром вельда
  • синдром верхней полой вены
  • синдром внезапной детской смерти
  • синдром высокого мака
  • синдром гайе — вернике
  • синдром герстмана
  • синдром гиперкортицизма
  • синдром грушевидной мышцы
  • синдром дауна
  • синдром дёге — поттера
  • синдром детского сотрясения
  • синдром дефицита внимания

Ваша фраза добавлена!

Остальные фразы из 2 слов

Какие ещё фразы состоят из такого же количества слов.

  • а вдобавок
  • а вдруг
  • а ведь
  • а вот
  • а если
  • а ещё
  • а именно
  • а капелла
  • а каторга
  • а ну-ка
  • а приятно
  • а также
  • а там
  • а то
  • аа говорит
  • аа отвечает
  • аа рассказывает
  • ааронов жезл
  • аароново благословение
  • аароново согласие
  • аб ово
  • абажур лампы
  • абазинская аристократия
  • абазинская литература

Комментарии

@btwqf 10.01.2020 10:56

Что значит фраза «синдром отличницы»? Как это понять?..

Ответить

@knokgnz 25.08.2022 13:02

1

×

Здравствуйте!

У вас есть вопрос или вам нужна помощь?

Спасибо, ваш вопрос принят.

Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Транслит Пьюникод Шрифт Брайля Азбука Морзе Дактильная азбука Семафорная азбука

Палиндромы Сантана

Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.

Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.

По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.

Синдром отличника

Синдром отличника – комплекс психологических особенностей личности, характеризующийся стремлением достичь высоких целей и получить похвалу, одобрение окружающих. У детей проявляется в учебе, спорте, творческой деятельности; у взрослых – в профессиональной карьере, семейной жизни, быту. Общие признаки: постановка заведомо сложных задач, приложение максимума усилий для их решения, потребность во внешней положительной оценке, недостаточная ориентированность на собственные интересы и желания. Диагностика синдрома выполняется методом клинической беседы, психодиагностики. С целью коррекции используется индивидуальная, семейная и групповая психотерапия.

Общие сведения

Название синдрома объясняется возрастом дебюта – симптомы начинают проявляться в первые школьные годы, когда учеба становится основной деятельностью для самореализации, самовыражения детей, стремящихся получить одобрение, похвалу взрослых. Синдром отличника более распространен среди девочек – для них более характерна ориентация на внешнюю оценку в сочетании с аккуратностью, усидчивостью, послушностью, эмоциональной привязанностью к родителям. Отчетливые симптомы определяются у учеников начальной школы, менее выраженные могут сохраняться на протяжении всей жизни. Людей с синдромом отличника ошибочно называют перфекционистами, основное различие – для «отличников» значима оценка окружающих, а не идеальное выполнение задачи.

Синдром отличника

Синдром отличника

Причины

Стремление быть лучше остальных, постоянная потребность получать признание, подкреплять положительную самооценку формируются как результат предыдущего социального опыта – взаимодействия с родителями, воспитателями детского сада, сверстниками. В большинстве случаев причиной синдрома отличника становятся особенности отношений внутри семьи, в частности:

  • Компенсация родительских неудач. Успехи детей могут быть продолжением амбиций взрослых. Родители ориентируют ребенка на достижение целей, значимость которых признана обществом, пренебрегая его интересами, желаниями, состоянием здоровья. Через успешность школьника в учебной деятельности, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах они повышают собственный социальный статус, получают признание родственников, педагогов, коллег.
  • Высокие требования. В семьях, где ценится общественное признание, формально зафиксированные достижения (школьные отметки, грамоты, медали, звания, должности), люди стремятся быть успешными. Внутренние установки, модели поведения родителей неосознанно передаются детям.
  • Недостаток внимания. Похвала родителей за отличную школьную оценку рассматривается ребенком как проявление любви. Поощрение подкрепляется разрешением дольше смотреть телевизор, покупкой игрушек, красивой одежды. Успех ребенка становится условием родительского внимания, получения материальных благ.
  • Заниженная самооценка. Хорошей учебой, спортивными достижениями ребенок пытается компенсировать неуверенность в себе, комплексы относительно внешности, социального статуса семьи, отсутствия друзей. Официальное признание успехов, способностей, положительных качеств временно повышает самооценку.

Патогенез

Синдром отличника имеет психогенную природу, в его основе лежат особенности личности, потребности, комплексы, ценности и установки. Ведущая тенденция – достичь поставленной цели для получения положительной оценки общества. Принятие, одобрение, похвала, признание сильных сторон становятся необходимыми условиями компенсации неуверенности, чувства одиночества, малозначимости. Ориентация личности на формальные, внешние атрибуты часто формируется в ущерб содержательным – ребенок или взрослый выполняет деятельность, не получая удовольствия и удовлетворения в процессе, фокус смещается на результат. Постепенно накапливается аффективное напряжение, недовольство, подавленность, разочарованность. Эмоциональные проблемы усиливаются при неудачах, нередко развивается депрессия, снижается самооценка, формируются страхи.

Симптомы синдрома отличника

Дети и взрослые с комплексом отличника имеют нестабильную самооценку, зависящую от успехов, неудач и отношения окружающих. Они чувствительны к критике и похвале, долго переживают из-за совершенных ошибок, отказываются от нового дела, охваченные страхом поражения. Боязнь не добиться цели заставляет прикладывать максимум усилий, затрачивать все имеющиеся ресурсы. Стремление к «победе» настолько сильное, что используются все возможные средства, включая ложь, манипуляции, шантаж. Дети списывают решения заданий у товарищей, скрывают от родителей плохие отметки, взрослые устраняют конкурентов, пользуются служебным положением в личных интересах.

У «отличников» не остается времени и сил на любимые занятия, развлечения, отдых. Накапливается усталость, усиливается эмоциональная неустойчивость, неудовлетворенность деятельностью и жизнью в целом. Неудачи, критика, недостаточная похвала провоцируют аффективный всплеск – плач, истерику, ругань. Отсутствие опыта преодоления трудностей, продуктивного разбора ошибок проявляется подавленностью, апатией, депрессией. «Отличники» длительно и болезненно переживают неуспех, неохотно берутся за аналогичные задания в будущем, при первых ошибках признают «поражение», отказываются продолжать работу. В мышлении прослеживается дихотомичность: задача должна быть выполнена идеально либо не выполнена совсем.

Осложнения

Осложнения синдрома отличника развиваются на базе эмоциональной неустойчивости, напряженности и истощенности. В младшем школьном возрасте часто формируются тики, обсессивно-компульсивное расстройство, психосоматические реакции. Обнаруживаются непроизвольные мышечные подергивания, навязчивые действия (мытье рук, перекладывание книг), частые простуды, головокружения, боли. В подростничестве проявляются социальные страхи – боязнь публичных выступлений, творческих заданий, общения со сверстниками. При отсутствии психологической коррекции синдром не ослабевает во взрослом возрасте, осложнениями становятся неврозы и психосоматические заболевания: депрессия, конверсионное расстройство, артериальная гипертония, астма и другие.

Диагностика

Само по себе стремление ребенка получать пятерки, побеждать на олимпиадах и соревнованиях не вызывает беспокойства родителей. Обращение к врачам и психологам происходит на этапе развития осложнений, когда синдром отличника определяется как этиологический фактор психосоматического или невротического расстройства. Существует проблема его различения с перфекционизмом, стремлением к самореализации. Надежные стандартизированные методы исследования отсутствуют, дифференциальная диагностика выполняется на основании клинических данных: «отличники» акцентируют внимание на внешней стороне деятельности – признанности результата (оценках, наградах), победе над конкурентами; перфекционисты сконцентрированы на качестве выполнения задания и собственных способностях, компетенциях, дефицитах. При комплексном диагностическом обследовании используются следующие методы:

  • Беседа. Опрос проводится врачом-психиатром, психологом. Выясняется анамнез, беспокоящие симптомы (частота, выраженность, продолжительность). При описании эмоционального состояния пациенты говорят о напряжении, страхах перед неудачей, волнении при выполнении задач, подавленности после совершения ошибок и негативных оценок окружающих, эйфории после достижения цели и получения награды.
  • Опросники. Используются методики исследования личностной сферы и ее отдельных компонентов: самооценки, перфекционизма, детско-родительских отношений. Набор тестов определяется психологом индивидуально с учетом возраста пациента. Применяется Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко, Стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л. Н. Собчик, Шкала самооценки Дембо-Рубинштейн, Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта.
  • Проективные методики. Результаты интерпретации заданных ситуаций, элементы рисунков выявляют неосознаваемые, отвергаемые пациентом черты, скрываемые проблемы межличностных отношений в семье, школе, на работе. Исследование позволяет обнаружить деструктивные стили воспитания, повышенные требования родителей, ожидания и потребность пациента в положительной общественной оценке. Примерный комплекс методик: Рисунок семьи, Рисунок Человека, Тематический апперцептивный тест.

Лечение синдрома отличника

Терапия направлена на изменение системы ценностей и личностных установок, формирование личностной независимости, самоценности. На первом этапе проводятся индивидуальные встречи, ориентированные на осознание имеющейся проблемы, анализ ее причин, обсуждение возможных решений. Затем выполняется практическая групповая работа. Распространенными методами психотерапии являются:

  • Когнитивно-поведенческая. В ходе терапевтических бесед происходит осознание и открытое обсуждение проблем: наличие заниженной (неустойчивой) самооценки, неумение выделять приоритеты, проигрывать, учиться на ошибках, выстраивать дружеские отношения. На стадии коррекции поведения в повседневную жизнь постепенно внедряются новые шаблоны: в режиме дня выделяется время отдыха и развлечений, апробируется расслабление и продуктивная концентрация в стрессовых ситуациях (при нехватке времени, совершении ошибок, получении критики).
  • Семейная. Взаимоотношения с супругом или супругой, родителями часто становятся источником синдрома и основной сферой получения подкреплений – похвалы, признания, любви. Для преодоления негативных эффектов необходимо изменить не только личность пациента, но и ожидания, поведение близких людей. На психотерапевтических сеансах обсуждаются продуктивные способы взаимодействия, смещающие акцент с оценки результата на качества личности. Членам семьи рекомендуется хвалить и поощрять трудолюбие, целеустремленность, ум, креативность, не сопоставлять достижения ребенка (взрослого) с успехами других людей, поддерживать при неудаче, помогать анализировать ошибки с ориентацией на будущий успех.
  • Групповые тренинги. Работа в команде является важной составляющей овладения практическими навыками, необходимыми для личностных изменений. В играх пациент пробует занимать различные позиции, принимать роли – ведущий, ведомый, победитель, проигравший, «запасной игрок», «режиссер» (невидимый игрок). Учится изменять мотивацию с внешней, формальной стороны деятельности на содержательную, ценить процесс, акцентируя внимание на удовольствии, дружеских отношениях, заинтересованности заданием. После игры психотерапевт проводит обсуждение трудностей, ошибок, успехов и сопутствующих переживаний пациента.

Прогноз и профилактика

При комплексной психотерапевтической помощи прогноз синдрома отличника благоприятный: все проявления постепенно редуцируются, личностные установки изменяются. Профилактикой следует заниматься с раннего детства. Родителям рекомендуется проанализировать и скорректировать особенности воспитания: при необходимости снизить требования к ребенку, ценить его качества (не достижения), проявлять безусловную любовь и принятие, не ругать и не наказывать за неудачи, не сравнивать с другими детьми. В плане дня важно выделять время для занятий, которые не имеют конечной цели, а интересны и приносят удовольствие – прогулки, игры, занятия спортом без соревнований и нормативов.

Может казаться, что быть отличником — большая удача и подспорье для блестящей карьеры. В действительности желание все делать на пятерку может работать против вас.

Ольга Горюшкина, психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter

Что такое синдром отличника

Термин «синдром отличника» часто встречается в статьях на образовательную тематику, в материалах об эмоциональном выгорании. Однако в профессиональной психологической литературе такого термина нет, а проявление этого синдрома относят к перфекционизму. Это явление связано со стремлением получить одобрение окружающих.

Может показаться, что синдром отличника характерен только для тех, кто учится в школе или университете, но это совсем не так. В моей практике уже взрослые клиенты часто рассказывают о различных ситуациях, когда кто-то оценивал их работу, и о том, насколько сильные они испытывали эмоции — злость, гнев, ощущение беспомощности и потерянности, если то, что они сделали, не было оценено на отлично. Если они получали «четыре», у них внутри рушился мир, хотя внешне они могли демонстрировать спокойствие.

Сила эмоций и переживаний в такие моменты доставляет дискомфорт. Для того, чтобы с ними справиться, требуются большие внутренние ресурсы. И именно такие ситуации часто становятся поводом для того, чтобы пересмотреть свое отношение к мышлению и поведению отличника.

Признаки и симптомы синдрома отличника:

  • чрезмерная зависимость от оценки окружающих;
  • преувеличение последствий от сделанной ошибки;
  • стремление доводить все до идеала, даже если в этом нет объективной нужды;
  • гиперответственность;
  • чувствительность к успехам других (достижения других воспринимаются как собственный провал);
  • страх неудачи внутри мешает оценить собственные ресурсы, с помощью которых можно справиться со сложной ситуацией;
  • неумение радоваться своим победам, получать от них удовольствие;
  • учащенное сердцебиение, дрожь, расфокусировка внимания.

Откуда берется синдром отличника

Когда мы познаем мир, обратная связь от окружающих становится необходимым элементом обучения любому навыку. В детстве нас учат правильно говорить, одеваться, держать вилку, мыть руки после прогулки и перед едой. Через корректировку мы усваиваем то, что может нам понадобиться в более взрослой жизни. В школе ребенок становится уже более самостоятельным, но оценивание, исправление, поощрение продолжают его сопровождать — теперь как инструменты системы образования. Здорово, если в семье есть конструктивные модели взаимодействия и коммуникации — безоценочная любовь, поддержка даже тогда, когда кто-то допустил ошибку, оказался не прав или просто ищет то, что для него важно и интересно, не обращая внимания на правила. Иногда родители, в силу особенностей своей эмоциональной палитры или ограниченности внутреннего ресурса, обращают внимание на ребенка только тогда, когда отпрыск его чем-то «заслужил», например принес пятерку. То есть пятерка в детском сознании становится залогом получения приятного и важного ресурса. Закрепляется связка: старание — это хорошо, это то, что я должен делать.

До определенного момента бонусы от хорошо сделанной работы перекрывают те минусы и ограничения, которые мы несем, подчиняясь стремлению сделать все на пятерку с плюсом.

Минусы мы начинаем чувствовать не сразу. В школе мы можем столкнуться с выбором — подготовиться к завтрашней контрольной по математике или почитать свеженький комикс. Но по-настоящему серьезные дилеммы возникают в послеуниверситетской жизни. Попадая в неидеальный мир, мы понимаем, что иногда какие-то задачи можно делать на троечку и двигаться вперед, но привычка делать все идеально оказывается настолько сильна, что мы ощущаем, что единственно возможный для нас выбор — подчиниться ей.

Фото: Shutterstock

Чем синдром отличника отличается от перфекционизма

Перфекционизм — сложный и многоплановый концепт. Синдром отличника — одна из форм проявления перфекционизма.

Гордон Флейт и Пол Хьюитт в исследовании 2002 года выделили три типа перфекционизма:

  • ориентированный на себя;
  • ориентированный на других;
  • социально предписанный.

Ориентированный на себя перфекционизм — это тенденция устанавливать для самого себя недостижимые планки. Например, всегда выполнять задачи максимально хорошо и не допускать ошибок.

Перфекционизм, ориентированный на других, — это тенденция требовать от окружающих, чтобы они соблюдали определенные стандарты, соответствовали неким идеальным параметрам. Таким людям сложно делегировать задачи, потому что они считают, что другие не выполнят работу достаточно хорошо.

Социально предписанный перфекционизм — это тенденция думать, что другие ожидают от тебя невозможного, и чтобы получить от них одобрение, нужно соответствовать высочайшим требованиям.

Синдром отличника представляет собой некую смесь разных типов перфекционизма: это форма перфекционизма, где есть высокие требования, предъявляемые к себе (а зачастую и к окружающим), и убеждение в том, что похвалу можно получить, только выполняя установленные стандарты.

Чем же стремление хорошо выполнять свою работу отличается от установки человека с синдромом отличника? Стремление достичь определенных целей совершенно понятно и нормально:

  • спортсмены ставят перед собой высокие планки, чтобы выиграть соревнования;
  • молодой амбициозный выпускник ставит перед собой карьерные цели, чтобы через какое-то время занять желаемую должность;
  • предприниматель также фиксирует для себя определенные показатели, которых хочет достичь.

Исследователи проводят черту там, где стандарты превышают грани разумного и по иерархии становятся выше целей, а стремление достичь этих невозможных целей определяют собственную значимость и самооценку.

Фото: Shutterstock

Как исследовать свои стандарты

1. Напишите на листе бумаги основные сферы вашей жизни. Если вам знакома методика «Колесо баланса» из коучинга, названия сфер можно взять оттуда либо написать свои. Например:

  • работа/бизнес,
  • отношения,
  • финансы,
  • здоровье,
  • внешность,
  • дети,
  • отдых,
  • обучение,
  • большие цели.

2. По каждому пункту ответьте на следующие вопросы:

  • Что я должен делать в этой сфере на пятерку?
  • Какие бонусы у меня будут, если я буду так делать?
  • Что я теряю, если я не буду делать это на пятерку?
  • Когда я последний раз делал это не на пятерку, а на тройку?
  • Что я себе сказал после этого «нарушения», какие сделал выводы?

Для примера возьмем сферу «Бизнес»:

  • Что я должен делать на пятерку? — Все, весь результат зависит от меня.
  • Какие бонусы у меня будут, если я так буду делать? — Доход.
  • Какие потери у меня будут, если я не буду делать на пятерку? — Не заработаю деньги, не на что будет кормить детей, оплачивать им обучение, не поедем в отпуск.
  • Когда я последний раз делал это не на пятерку, а на тройку? — В прошлом месяце не проконтролировал одного сотрудника и мы понесли дополнительные расходы.
  • Что я себе сказал после этого «нарушения»? — Поставил себе задачу внимательнее проверять договоры по определенным направлениям.

3. Оцените каждую сферу жизни по следующим критериям:

  • Жесткость стандарта — делать все определенным образом и никак иначе, не допускать вариаций.
  • Ориентация на отличное или сверхотличное выполнение.
  • Ожидание внешней похвалы.

Опираясь на информацию из пункта 3, оцените общую степень развитости у вас синдрома отличника по шкале от 1 до 100%. При оценке важны ваши ощущения, насколько вы чувствуете, что он у вас есть, а также факты из таблицы, которые или поддержат ваши ощущения, или покажут, что где-то эмоциональная оценка отличается от реального положения дел. Это упражнение поможет определить установки, которые создают сложности.

Синдром отличника — это привычка мышления и поведения, которая доставляет дискомфорт, но оказывается сильнее вас.

В психологии часто используется метафора автобуса, где водитель — это вы, а пассажиры — ваши мысли, эмоции, действия. Случается, что один из пассажиров начинает громко кричать, что-то требовать, отвлекать, мешать, но до тех пор, пока вы за рулем, — все хорошо. Как только вы уступаете руль пассажиру или начинаете рулить под его влиянием — это признак того, что вам нужна помощь.

Как избавиться от синдрома отличника

Прежде чем перейти к возможному плану работы, стоит иметь в виду: работать над изменением мышления и поведения мы начинаем тогда, когда ощущаем, что мы «не за рулем автобуса» и есть что-то, что на нас давит, управляет нами, причиняет нам дискомфорт.

Если вы, управляя своим автобусом, вдруг видите водителя другого автобуса (вашего партнера, близкого, коллегу или друга), которому дискомфортно, вы можете сказать ему о ваших переживаниях, но решение об изменениях и работе над своим состоянием принимает он. Если ему при этом комфортно (такое тоже может быть), а вам — дискомфортно, то стоит подумать о том, что происходит с вами в этот момент: какие чувства, мысли, желания появляются и откуда возникает это желание помочь без запроса. В этом тоже может помочь психолог.

Итак, вы поняли, что синдром отличника — это про вас: есть конкретные ситуации, где он проявляется, и может быть, у вас есть понимание, где он берет начало. Что можно сделать дальше?

1. Зафиксируйте мотивацию

Обратите внимание, что изменение текущих привычек принесет плюсы в долгосрочной перспективе, но в краткосрочной может обернуться определенными потерями: вы можете лишиться тех эмоциональных бонусов, которые позволили синдрому отличника закрепиться и развиться. Например, может появиться раздражение, могут возникать мысли вроде: «Я слабак, что не делаю все идеально, хотя могу». Зато в долгосрочной перспективе можно научиться выполнять рабочие задачи с разной степенью включенности, оптимальнее использовать свои ресурсы (иногда и не нужно что-то делать идеально!), и в итоге это позволит продвинуться по карьерной лестнице, а также больше времени посвящать семье и хобби.

Стратегия — сократить проявление синдрома отличника, перечислив на бумаге или в файле свои краткосрочные и долгосрочные плюсы и минусы. Также можно поразмышлять над тем, какой будет ваша жизнь, когда в ней будет меньше синдрома отличника.

Представьте:

  • Каким вы будете?
  • Какие у вас будут цели и мечты?
  • Что для вас будет важно в жизни?
  • Какие ценности будет легко проявлять?
  • Какими будут отношения с близкими и друзьями?
  • Как это отразится на карьере?

2. Определите области в жизни, в которых вы хотели бы снизить свои стандарты

Это позволит сфокусировать усилия и оптимально использовать свои силы.

3. Понаблюдайте за своими мыслями

Стандарты большинства людей не универсальны, и важно заметить именно ваши субъективные причины, которые толкают вас к стремлению выполнить все идеально и получить внешнюю похвалу.

Записи можно вести в следующем формате:

  • дата/время;
  • ситуация (кратко);
  • мои первые мысли;
  • мои эмоции;
  • мои действия.

Например:

  • Дата/время: 1 ноября, 12:40.
  • Ситуация: я сижу на работе и проверяю почту — новых писем нет.
  • Первая мысль: «Наверное, я сделала ошибку в отчете, если руководитель пока не ответил».
  • Эмоции: тревога.
  • Действия: начинаю проверять почту каждые пять минут, чтобы увидеть ответ и успокоиться.

4. Проведите «мозговой штурм»

Проведите «мозговой штурм» с повторяющимися мыслями из предыдущего шага.

Ответьте на вопросы:

  • Какие аргументы подтверждают мою изначальную мысль?
  • Есть ли альтернативная или противоположная точка зрения?
  • Какие аргументы говорят в пользу этой альтернативы?
  • Какой может быть обновленная, более реалистичная точка зрения?
  • Какие аргументы за нее?
  • Когда я произношу эту мысль, какие у меня возникают эмоции?

Например:

  • Аргументы за изначальную мысль: никаких, мне просто так кажется.
  • Альтернативная точка зрения: у руководителя могут быть совещания все утро, и он еще даже не открывал отчет.
  • Аргументы за альтернативную точку зрения: сегодня понедельник, утро понедельника всегда перегружено делами.
  • Моя обновленная точка зрения: если в отчете будут ошибки, мне об этом скажут, а пока я могу заняться другими делами.
  • Аргументы: это хорошая идея, потому что завтра встреча с клиентами, нужно сделать презентацию — лучше переключиться на эту задачу.
  • Новая мысль и новые ощущения: эта другая задача более творческая, она принесет мне удовлетворение от того, что я продуктивно использую свои ресурсы.

5. Планируйте и проводите поведенческие эксперименты

Отличники регулярно тренируют себя на избегание другого поведения: я делаю только так и не иначе. И это все сильнее закрепляет нас в рамках привычных действий. Чтобы выйти из шаблонов, нужно на практике убедиться в том, что существуют другие ресурсы справиться с изменившейся стратегией поведения.

Отличный способ проверки реалистичности своих страхов — конфронтация.

Прежде чем приступать к эксперименту, составьте таблицу из трех столбцов:

  • действие «отличника»;
  • контрдействие;
  • уровень страха перед контрдействием по шкале от 0 до 100%.

Например:

  • Действие «отличника» — потратить вечер воскресенья на подготовку отчета.
  • Контрдействие — попросить подрядчика перенести срок.
  • Уровень страха перед контрдействием — 70%.

Пусть в вашей таблице будет минимум десяток страхов разного уровня. Количество в этом эксперименте нужно для того, чтобы двигаться поэтапно. Важно выдержать основное правило изменения — постепенность. Если в списке окажется только два-три страха, постепенно идти не получится — высока вероятность ретравматизации и исходный паттерн поведения может закрепиться еще прочнее.

Выберите самый легкий эксперимент — тот, которого вы боитесь меньше всего, — и проделайте его в своей голове. Запоминайте свои мысли, эмоции и ощущения, фиксируйте выводы. Вы можете чувствовать дискомфорт или тревогу, но это нормально — это просто индикатор того, что вы работаете над изменением старых привычек. Важно фокусироваться на том, что вы вполне можете справиться с дискомфортом. Если повторить эксперимент пару раз, уровень дискомфорта начнет снижаться.

После эксперимента в воображении его нужно провести в реальной жизни. Также замечая и фиксируя то, что с вами происходит.

Будьте внимательны и терпеливы к себе. Не нужно планировать несколько поведенческих экспериментов разной сложности в один день. Прошлые привычки вырабатывались годами, поэтому и на их изменение потребуется время.

Гораздо важнее скорости ваша приверженность изменениям и последовательные действия в течение длительного периода. Цель — довести новые привычки до автоматизма, требующего минимальных внутренних ресурсов.

Если на пути движения у вас будут возникать сомнения, обратитесь к вашей мотивации (вспоминаем шаг 1). Если этого будет недостаточно, обратитесь за помощью специалиста. Иногда нам нужен другой, чтобы увидеть то, что наш мозг не замечает и пропускает.

6. Давайте место и пространство старым привычкам

Позволяйте себе иногда использовать старые стандарты — во благо вашим целям. Например, вашему ребенку скоро исполнится пять лет — первый юбилей. Позвольте себе сделать все идеально — как отличник!

Когда мы стараемся на пятерку избавиться от старых привычек, то фактически не меняем свое мышление, продолжая думать в черно-белом формате. Когда мы позволяем себе быть гибкими и использовать привычки для достижения целей, то формируем навык выбора стратегий поведения. Кроме того, какая-то часть внутри нас получает подкрепление и старые «плюшки», но разница в том, что теперь мы сами устанавливаем границы идеальности.

В завершение мне хочется вспомнить работу Михай Чикссентмихаайи «Поток. Психология оптимального переживания». Автор вместе с коллегами описал определенные действия, которые помогают нам входить в состояние потока — когда мы открыты новым возможностям, нам интересно наше будущее, мы хорошо относимся к себе и к окружающим, мы с оптимизмом оцениваем свои ресурсы. Такое состояние возможно только тогда, когда мы гибко реагируем на то, что происходит в жизни. Стандарты, которые мы упорно соблюдаем несмотря ни на что, мешают потоку.

Кроме того, мы тоже меняемся, а значит, регулярный пересмотр внутренних стратегий — залог нашего развития. Если вы чувствуете, что это сложно сделать самостоятельно, вы всегда можете обратиться за помощью к специалисту.

Книги по теме:

  • Мартин Энтрони, Ричард Свинсон, «Не пытайтесь сделать все идеально»;
  • Энн Мари Добош, рабочая тетрадь «Перфекционизм. Упражнения для снижения тревоги и достижения результата»;
  • Шерон Мартин, «Перфекционизм. Когнитивно-поведенческий подход. Пошаговое руководство».

Обратная сторона золотой медали: что такое синдром отличника

«Синдром отличника — это не перфекционизм, это потребность в любви». В новом материале рассказываем истории трех людей с «синдромом отличника». Психолог объясняет, откуда он у них взялся и как с ним справиться.

Научный сотрудник департамента психологии НИУ ВШЭ и кандидат психологических наук Екатерина Каширская объясняет: «Очень часто синдром отличника понимается как синоним перфекционизма, но тут есть некоторые отличия, несмотря на то что они похожи. Человек стремится сделать максимум, но в рамках перфекционизма обычно человек сосредотачивается на самом деле и на его результате, а в синдроме оличника самое главное — это оценка других людей. То есть, если я пишу контрольную и мне ставят пятерку, даже незаслуженно, мне важнее эта пятерка, а не то, как я написал контрольную.

В остальном синдром отличника очень похож на перфекционизм: это тревожность из-за невозможности достигнуть идеала. Это ограничение в творчестве, потому что невозможно остановиться (а лучшее — враг хорошего) и потому что трудно выходить за рамки — нужны конкретные ориентиры, сколько нужно на пятерку. Это академическая прокрастинация, когда сложно закончить и кажется, что если я не смогу получить пятерку, то не стоит и начинать, если я не смогу быть лучшим в проекте, то не надо в него ввязываться. И конечно, это очень высокая зависимость от чужого мнения: даже если мне кажется, что я сделал неплохо, важно, как оценивают другие».

История первая. Отличница со строгими воспитателями

София Сон — студентка факультета права, направления «Юриспруденция», НИУ ВШЭ

«Синдром отличника вырос из желания, чтобы меня любили»

Мой синдром отличника появился еще в детском саду. Когда задавали сделать поделку, когда писали в прописях, когда учили считать, я показывала успехи. Бабушка, которая меня воспитывала, решила, что эти успехи надо огранить, как алмаз, и довести до совершенства.

В школе эта ситуация усугубилась. Если я получала четверку, то дома следовал вопрос: «Почему?», а после него: «Есть ли у кого-то оценка выше?» Мне казалось, что, если у каких-то ребят оценка выше, чем у меня, бабушка будет любить меня меньше. У меня были проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Когда я видела, что у кого-то оценка выше, чем у меня, я могла обидеться на человека, докапываться до него, как-то ему пакостить.

То есть мой синдром отличника вырос из желания, чтобы меня любили.

Мои родители всегда хотели слышать похвалу. Когда они слышали похвалу от учителей, они, естественно, хвалили меня. Мой синдром отличника — это механизм, благодаря которому я могла привлекать от них позитивное внимание, ценное для меня.

Вторая причина, по которой у меня развился синдром отличника, — это боязнь наказания. Всю начальную школу моя бабушка практиковала такую вещь: если она проверяла мои школьные тетради и там были какие-то помарки, там была грязь, то она выдирала листок, и я переписывала этот лист. Если на большей части тетради были помарки, то бабушка заставляла меня переписывать всю эту тетрадь в чистовик по новой. Это не сделало мой почерк лучше, но приучило меня писать сразу в чистовик, сразу делать чисто.

Свою первую двойку я получила в восьмом классе по русскому языку. Я тогда пришла в школу, когда болела — у меня была температура. Меня вызвали к доске. Я не очень хорошо поняла задание и не смогла его выполнить. Я стояла у доски и испытывала жесточайшее чувство позора. Было обидно до слез. Но еще страшнее мне было от мысли о том, как я об этом скажу родителям и бабушке. Я не помню, как пришла домой. Но я помню, что родители и бабушка ругались. Была полная ревизия моей тетради по русскому языку. Меня шпыняли по правилам из учебника от начала и до конца и спрашивали даже то, что мы не проходили.

Потом отношение моих родителей к учебе стало поспокойнее. Меня уже особо не спрашивали об оценках. В четвертях пятерки — это главное.

«Ни шерстинки, ни грязинки»

Конечно, это проявляется и во всех других аспектах жизни. В любовных отношениях, мне казалось, что после одной ссоры все сломано. Грубо говоря, в чистовике сделана помарка, значит нужно начинать все сначала. Очень сложно из-за этого строить не только романтические отношения, но и дружеские. Вот мне девятнадцать лет, и у меня всего одна очень близкая подруга. Человек, с которым мы просто никогда не ругались за все 7 лет дружбы. Может быть, это и сохранило нашу дружбу.

В бытовой жизни синдром выражается в уборке. Нигде не должно остаться ни шерстинки, ни грязинки. Если что-то не сияет и не блестит, это начинает очень сильно раздражать. Может доходить до злости. Очень часто у меня бывает так, что в состоянии злости я как раз-таки иду убираться, чтобы сливать весь свой гнев в идеальную, потрясающую уборку.

В хобби тоже мешает. Я достаточно часто бросала какие-либо хобби, потому что они у меня не получаются сразу или у меня к ним нет таланта. Так было с рисованием. У меня есть определенные задатки. Но я смотрю, как рисуют другие люди, и сама я рисовать уже не хочу.

Мне стоило нескольких лет рефлексии, чтобы свести это до минимума. Но если у меня конкретно едет крыша, то все это возвращается вновь. И опять идет долгая рефлексия, чтобы все вернуть в более или менее стабильное состояние.

«Кто-то смог лучше тебя — ты плохая»

Сейчас в университете я на первом курсе и мне все так же нужно одобрение моих родителей. Школа показала, что лучше я буду учиться средне, чем буду гробить свое ментальное и физическое здоровье. Если бы я не рефлексировала проблему с синдромом отличника, то у меня бы, наверное, доходило до истерики из-за желания получать девятки и десятки. Сейчас я учусь на семерки-восьмерки, и меня это полностью устраивает.

Но у меня все еще остались некоторые бзики. Когда я смотрю на свою оценку, я неосознанно ищу людей, у которых оценка выше, чем у меня. Появляется легкий привкус разочарования в самой себе. Кто-то смог лучше тебя — ты не смогла — ты плохая. Над этим приходится работать, потому что я понимаю, что так я могу и крышей поехать.

С одной стороны, мне все еще нужно одобрение моей семьи, но с другой стороны, оно мне уже не нужно. Единственное одобрение, которое я желаю получить, — свое собственное.

Комментарий психолога:

Здесь синдром отличника стал для девушки механизмом выживания. Ребенку в семье в первую очередь нужны любовь, забота и внимание. Если ребенок остается без внимания, то это равносильно «я могу умереть». Маленький ребенок это именно так и воспринимает. Здесь самое важное — «условная любовь», то есть меня любят только тогда, когда я показываю хорошие результаты. Когда я получаю любовь только на каких-то условиях, а здесь эти условия очень жесткие, то это становится моей стратегией выживания. Мне нужно получать пятерки по всем фронтам, везде и всегда. Очень часто синдром отличника распространяется на все сферы жизни: это и семья, и отношения, и уборка.

Что можно порекомендовать? Здесь уже сделан первый шаг — признание наличия проблемы: да, у меня есть синдром отличника и да, это мне мешает. Очень часто у нас в обществе такой синдром воспринимается как некое преимущество. Даже при приеме на работу люди говорят: «Моя главный недостаток — это перфекционизм» так, как будто это хорошо. Признание того, что это плохо — уже первый шаг.

Второй шаг: в данной ситуации я бы рекомендовала обратиться к психотерапевту и в нескольких десятках сессий проработать все эти ситуации. Сам человек в таком случае помочь себе не может — нужна профессиональная помощь. Но что может еще помочь? Во-первых, отслеживание ситуаций, когда я делаю что-то, чтобы заслужить одобрение другого человека. То есть первое: я признал проблему. Второе — я замечаю ее симптомы: где и как это проявляется. Дальше — потихоньку пускать в свою жизнь несовершенство.

Это можно делать, начиная с тех сфер, которые не так критичны. Например, завести дома ящик, где будет бардак. Или посмотреть, что будет, если не помыть посуду до блеска. Или посмотреть, что будет, если застелить постель неглаженным бельем. То есть пошагово пускать в свою жизнь несовершенства, допускать ошибки. Еще человек обычно строг к себе, но также он строг и к другим. Можно начинать признавать право на ошибку и у окружающих: «мой друг не перестает быть мне дорог от того, что мы поссорились. Потом мы помирились и лучше узнали друг друга».

История вторая. Отличница из деревни

Маша (имя изменено) — выпускница аспирантуры биофака МГУ

«Делала все внеклассные задания»

Я родилась в очень маленькой деревне на юге России. Перспектив в этой деревне не было, кроме как замуж за богатого. С самого детства родители мне говорили, что нужно вкладываться в образование, чтобы чего-то по-хорошему добиться. Я так и делала: всегда училась в школе на одни пятерки, делала все внеклассные задания, никогда не прогуливала уроков и, честно говоря, была ужасной занудой.

Когда мне что-то не удавалось в школе, я периодически плакала прямо на уроке. Как-то раз я получила двойку по английскому за аудирование. Я очень расстроилась, вырвала листок из тетради и выкинула. Мне самой неприятно было на это смотреть. И у меня потом долгое время оставался еще психологический барьер с аудированиями — я боялась, что ошибусь.

В 8 и 9 классе я начала всерьез заниматься олимпиадами по биологии. В 11 классе я попала в список призеров Всеросса (Всероссийская олимпиада школьников — прим. The Vyshka) по биологии. Статус призера давал возможность поступать в любой биологический вуз вне конкурса. Раз такое дело, я поступила в МГУ.

«Нигде не побывала, зато сдала сессию»

На первом курсе МГУ я увидела своих однокурсников… Многие из них с легкостью щелкали математические задачки, пока я едва успевала вникнуть в условие. Так что я очень испугалась, что я провалюсь на матане и меня отчислят. И тогда я села за матан: помню, как спала по четыре часа в сутки, никуда не ходила, ничего, кроме учебы, не делала, постоянно решала задачи на скорость. В итоге я сдала экзамен на отлично! Правда, потом выяснилось, что я пропустила все мероприятия для первокурсников, плохо знаю свой курс и вообще за четыре месяца в Москве почти нигде не побывала. Зато сдала сессию.

У меня было две мотивации: первая — желание показать, что я ничем не хуже городских с их гимназиями и спецкурсами, что я не просто так взлетела из своей деревеньки аж до биофака МГУ, а вторая — понравиться и запомниться всем преподавателям кафедры.

Одобрение для меня было очень важным. Причем важно было именно мнение людей со стороны. Родители часто говорили мне приятные вещи, но я всегда отвечала: вы, мол, мои родители, вы так говорите, потому что меня любите. А мне нужны реальные доказательства от незаинтересованных людей.

Как-то раз на первом курсе на семинаре на один вопрос я смогла ответить, а на второй — стушевалась перед малознакомой группой. И тут встает другая девочка и бойко начинает отвечать — преподаватель ее хвалит и ставит высший балл. Мне так обидно стало, я весь день себя ненавидела. Потом я стала готовиться к этим семинарам, как к экзаменам. В итоге преподаватель меня запомнил, стал хвалить и даже зачел экзамен автоматом. Вот это реально была эйфория. Такие моменты я всегда запоминала надолго.

«Боялась показаться неидеальной»

На первых курсах я очень страдала, что у меня не получается быть лучшей. Я довольно часто сравнивала себя с другими. В какой-то момент я даже поймала себя на мысли, что в любом коллективе у меня обязательно была своя «темная сторона». Так я называла людей, которых недолюбливала, но которым во многом завидовала. Ну, например, эти люди красивее меня. Или успешнее в выборе лаборатории. Или лучше разбираются в музыке. Казалось, что какие бы у меня ни появлялись интересы, всегда найдутся люди, которые лучше меня в этой области.

В итоге в других сферах, помимо учебы, я боялась себя как-то проявлять. Возможно, как раз потому, что боялась показаться неидеальной.

«Логичное завершение истории вечного отличника»

Все это время меня постоянно мучил внутренний голос: «Ты зануда, никому не нужна со своей учебой, у тебя даже друзей нет». Я мало где была в Москве и даже не знаю, как снимать квартиру. Поняла, что устала, выгорела и что у меня совершенно нет желания работать по специальности. В итоге это все вылилось в нервный срыв после окончания аспирантуры. У меня начались всякие подозрительные симптомы типа кошмаров, апатии, страха выходить на улицу, трясущихся рук и боязни солнечного света. Врач сказал, что это от переутомления и от постоянных стрессов, прописал лечение. Наверное, это было логическое завершение всей этой истории вечного отличника.

После ситуации с нервными срывами произошла какая-то переоценка ценностей. Я нашла себе новые увлечения и перестала ставить учебу и работу во главу угла. Есть вещи, которыми мне гораздо интереснее заниматься. И там даже не обязательно с кем-то конкурировать.

Не то чтобы это был хеппи-энд, какие-то заморочки все равно остались. Например, если я за что-то сажусь, то стараюсь сделать это максимально идеально. А если я знаю, что идеально с первого раза не получится, то боюсь начинать. Но я стараюсь как-то в себе это преодолевать.

Я внезапно для себя вспомнила свою детскую мечту — хочу научиться писать художественные книги. Но тут как раз есть этот психологический барьер: я очень полюбила классическую научную фантастику и теперь на фоне Лема, Азимова или Шекли как-то боюсь начинать писать свои неумелые рассказики. Но очень хочется…

Так что когда-нибудь напишу либо твердую научную фантастику, либо космооперу с политическими интрижками!

Комментарий психолога:

Здесь, как мне показалось, кризис уже преодолен. Девушка не только поняла и приняла наличие синдрома отличника, но уже и делает шаги, чтобы бороться с ним. Она уже занимается хобби, что-то в ее жизни появилось помимо учебы.

Причины здесь тоже довольно похожи. Может, они связаны не столько с базовым «меня не будут любить родители», сколько с «где мое место в мире?». И как будто бы все перспективы жизненного пути изначально свелись только к тому, что либо ты успешен в учебе, либо ты никто. Поэтому на карту было поставлено все остальное: общение с друзьями, кругозор, параллельные с учебой и работой интересы… Это просто не было ценностью.

Здесь налицо еще и синдром самозванца: люди сейчас увидят, что я на самом деле незаслуженно здесь нахожусь. Соответственно, бесконечное стремление доказать, что я не хуже, несмотря на то что я из глубинки. За этим теряется своя собственная личность: а что мне важно, а что мне интересно? Хорошо, что уже многое предпринято: Маша уже точно понимает, что ей интересно.

Какая здесь ключевая рекомендация, когда человек уже все понял? Делать, несмотря на страх. Делать, несмотря на неуверенность. Вообще, это нормально, что мы боимся чистого листа, что мы боимся делать несовершенно. И да, в этой ситуации так будет всегда. Не будет того волшебного момента, когда человек, как по щелчку пальцев решит «мне не важно мнение других людей». Нет, это будет оставаться, потому что это очень глубоко укореняется. Но несмотря на все эмоции, нужно брать и делать. Страх может присутствовать. У всех у нас есть свои страхи. Задача — чтобы страх не останавливал. Да, мне страшно, но я делаю. И тогда это будет приводить к результатам.

История третья. Отличница из-за недостатка отцовского внимания

Катя (имя изменено) — студентка журфака СПбГУ.

Мне всегда хотелось быть хорошей дочерью для своего папы. С мамой я близка больше, чем с папой. Так получилось, что папа более строгий, чем мама, и мама меня больше понимает. Я бы сказала, что он душный, вот прям до******тся до мелочей порой.

Почему-то у меня концентрация именно на папе: мне хотелось похвалиться не столько перед бабушкой и дедушкой, потому что они меня хвалили за все, сколько перед папой, потому что от него похвалы было меньше. А я знала, что для этого надо просто сделать что-то хорошее из учебы — например, получить на контрольной пятерку.

Хотя папе, я думаю, были важны не столько оценки, сколько знания, которые я получу. В школе я была отличницей только с 6 по 8 классы. Меня не ругали за двойки, меня не ругали за тройки. Может быть, только в начальной школе. Это лично для меня было важно показать, что, может быть, я недостаточно знаю, но я хотя бы получила пятерку.

«Мужское мнение ценится мной чуть больше, чем женское»

Может быть, у меня это больше проявляется с мужским полом. Я не так стремно себя чувствую, если я ошибаюсь перед толпой девочек, чем если в аудитории будет хотя бы один мальчик. Может быть, в какой-то степени мужское мнение ценится мной чуть больше, чем женское.

Я всегда хотела быть хорошим примером в кругах моего папы, чтобы он мог похвалиться мной при друзьях. С парнем у меня такая же ситуация. Мне хочется, чтобы он гордился мной. Чтобы он мог сказать друзьям: «У меня самая крутая девушка». Может быть, это из-за недостатка мужского внимания в детстве.

«Меня начинают воспринимать как ошибку»

С самого детства я была неуверенным в себе ребенком. Я была стеснительной и зажатой. Ну, таковой я и остаюсь. Мне всегда страшно было допустить ошибку прилюдно. Мне хочется молчать, мне хочется уйти, спрятаться от всех, чтобы меня забыли, как мою ошибку. Мне кажется, что меня начинают воспринимать как ошибку.

Я стараюсь доводить все до идеала. Например, делая конспект, я хочу, чтобы он выглядел идеально. Чтобы там был красивый почерк, чтобы все было выделено так, как мне нужно: по цветам и темам. В 10-11 классах в школе у нас была учительница по истории, которая очень быстро говорила. Пока все остальные записывали этот конспект как попало, чтобы хотя бы он был, я 95% всех уроков сидела и просто ждала конца, чтобы попросить у подруги конспекты и переписать их красиво. Я не могла вести конспекты плохо, потому что меня это раздражало и бесило.

Чаще всего, во избежание прилюдных ошибок, я просто не выхожу на люди. На устной речи, я помню, нам нужно было рассказывать стихотворение. Я очень хорошо знаю одну поэму, которая мне безумно нравится. Я очень хотела ее рассказать, но этого не сделала, потому что максимально боялась выйти и просто запнуться. Я ошиблась — все, мой продукт испорчен, он непригоден. Лучше я заново начну, чем продолжу рассказывать дальше испорченное мною стихотворение.

Я очень часто болезненно воспринимаю критику, даже если она объективна и не построена на агрессии. «У тебя дерьмо-картина» — это будет для меня также болезненно слышать, как «в этой картине у тебя есть недочеты, которые стоило бы подправить». Недостатки для меня равно ошибки, которые ты делаешь на доске, когда решаешь пример. Для меня недостатки и ошибки одно и то же.

«Чужой успех я воспринимаю как собственный провал» 

Мне очень важно, чтобы меня хвалили, даже если я сама вижу, то моя работа хорошая. Когда хвалят других в том, то я тоже сделала хорошо, меня это начинает раздражать, злить, расстраивать — весь спектр негативных эмоций.

Я помню, что наша учительница по литературе похвалила ученика за то, как он ведет конспекты. Мне в этот момент стало очень обидно, потому что я тоже красиво вела конспекты, но при этом выделили его, а не меня. Почему меня не замечают? Почему меня не похвалили? Возьму ситуацию с моим парнем. Он начал говорить, как его друг хорошо играет в игру «Project Zomboid». Я тоже играла в эту игру, и меня это задело: ну скажи, как я хорошо играю! Хорошо, может быть, я не так хорошо играю — тогда я потрачу несколько десятков часов и научусь играть лучше этого друга.

Чужой успех я воспринимаю, как собственный провал. Я начинаю считать себя хуже других.

Комментарий психолога:

В этой истории источником синдрома отличника, по мнению девушки, являются ее отношения с папой. Здесь можно сделать отсыл к психоаналитической теории и к комплексу Электры, когда важно заслужить внимание именно отца. Обычно в возрасте 5-7 лет у девочек особое отношение к папе или любой другой мужской фигуре, если отца нет. Оценка девочки мужчиной формирует во многом и ее самооценку, и будущие отношения с мужским полом. Тот голод, который накопился с детства, проецируется на другие отношения.

Очень важно проработать с психотерапевтом личные отношения, чтобы не привносить голод от отношений с папой в отношения с молодым человеком. Этот человек ни в чем не виноват и не обязан долюбливать.

Что характерно для синдрома отличника — здесь явно проявляются нарциссические черты. Нарциссизм в той или иной степени характерен для большинства людей. Здесь мы видим болезненное восприятие похвалы другого человека, желание все время быть в центре внимания. То есть ты всегда находишься в состоянии соперничества с другими людьми, даже по тем вопросам, по которым нет смысла соперничать или где нет соревнования. И это опять-таки от детского голода, когда нужно было внимание безусловное. То есть здесь мы снова сталкиваемся с «условной любовью»: только когда у меня есть какое-то достижение, папа обращает на меня внимание.

Какие могут быть рекомендации? Стандартно: начинаем с отслеживания моментов. От ситуации надо дистанцироваться, как будто бы ты снимаешь ее на камеру и четко фиксировать (может быть, в дневнике): что ты видишь, что ты слышишь. Например, при девушке обсуждают, как хорошо друг играет в игру. В этот момент, что ты слышишь? «Мой друг говорит, как его товарищ хорошо играет». Он не говорит: «ты плохо играешь, ты не важна». Про тебя речи нет. Это надо фиксировать. Часто люди с синдромом отличника начинают додумывать, что про них думают другие в данный момент — а они ничего не думают.

Как и в первой истории, надо вводить в жизнь несовершенство. Терпеть, как лекарство. А еще важно проговаривать с близкими людьми: из-за чего тебе тяжело, почему ты что-то делаешь. Но не просить об этой похвале, а доносить, что с тобой происходит.

В заключение повторюсь, что в каждой ситуации не лишней будет помощь психотерапевта. Даже когда человек читает книги и пытается что-то делать, это большая работа, но у него сработает сопротивление. Мы не пойдем дальше, потому что нам будет больно. Наш мозг нас остановит. А психотерапевт поведет нас дальше и мы через боль и слез дойдем до корневой проблемы. Самостоятельно это сделать практически невозможно.

Текст: Ксения Бесчастнова
Редактор: Елена Лемясова
Иллюстрации: Тая Меркулова


Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок приносил со школы только отличные оценки. Но мало кто задумывается, что легко дающаяся учеба и насильное стремление учиться хорошо — разные понятия. Синдром отличника у ребенка — психологический личностный комплекс, проявляющийся навязчивым стремлением добиваться самых высоких уровней в учебе, постоянно получать учительскую и родительскую похвалу. Когда человек становится взрослым, это выливается в семейно-бытовые и профессиональные трудности, связанные со стремлением к недостижимому идеалу.

Что такое синдром отличника и его признаки

Это неофициальное понятие, не встречающееся во врачебной и психологической литературе. Таким термином называют поведение ребенка, стремящегося постоянно достигать наивысших результатов во всем, за что берется. То есть это вид перфекционизма, проявляющийся в нетерпимости к невысоким и умеренным достижениям. При синдроме отличника школьник фактически «заедает» сам себя: рыдает из-за единственной четверки в четверти, несколько раз перепроверяет домашнюю работу, страшно переживает, если не получит очередной диплом или похвальный лист.

Синдром проявляется в поведении ярко, вот его ключевые симптомы:

  • безумная тревожность из-за учительского отношения и выставляемых оценок;
  • трагическое восприятие малейшей ошибки или неуспеха;
  • крайне негативное «взрывное» восприятие даже правильной и полезной критики;
  • страх перед принятием решений из-за вероятности ошибиться;
  • стремление идеально выполнять домашние задания и сильные переживания, если это не получается;
  • крайне критическое и уничижительное отношение к себе, принижение собственных достижений;
  • высокая требовательность к окружающим, насмешливость и злорадство при выявлении чужих ошибок и недочетов.

Чаще всего синдром проявляется именно в плане учебы, но не только. Также это может быть перфекционизм в спорте, в творческой деятельности. Ребенок с синдромом отличника непременно должен получать первые места на соревнованиях и олимпиадах, или безупречно играть сложные партии на музыкальных инструментах, или выдавать шедевры изобразительного искусства. Если учитель или другой взрослый из окружения скажет, что школьнику еще далеко до Моцарта или Микеланджело, то все — рыдания, истерики, депрессивные настроения гарантированы.

Причины синдрома отличника

Как любое личностное расстройство, синдром отличника у ребенка появляется не просто так, а является следствием внешних негативных воздействий со стороны родителей или школы.

Девочка подросток

Вот ключевые причины развития синдрома у школьника:

  1. Завышенные требования со стороны учителя при высокой сложности школьной программы. Ребенок может не справляться с учебной нагрузкой, какой-то предмет может даваться ему нелегко. А учитель, вместо того чтобы поддержать ученика, давит на него, критикует за слабую успеваемость, запугивает непрохождением экзаменов и непоступлением в университет. Такая психологическая нагрузка приводит к тому, что школьник начинает бояться плохих оценок. Постепенно это выливается в патологически негативное отношение к неуспеваемости.
  2. Давление со стороны родителей. Бывает так, что учительское отношение вполне нормальное и корректное, но ребенок все равно трясется по поводу каждой оценки. Здесь проблему следует искать в семье. Вполне вероятно, что школьник постоянно получает от родителей вербальный или поведенческий намек на то, что он ценен и любим, только когда ведет себя идеально и получает отличные отметки. Обычно такие взаимоотношения в семье складываются, когда родители строгие, принципиальные, сами отличаются перфекционизмом. Они ругают и наказывают за малейшие ошибки и даже за средние результаты, но расхваливают ребенка, покупают ему вкусности и желанные вещи, если он достигает наивысшей цели. В итоге у школьника формируется поведенческий рисунок: он требует от себя слишком высоких целей и жутко расстраивается, когда не достигает их, он старается превзойти в учебе всех одноклассников, живет только учебными достижениями и забывает о личной жизни.
  3. Заниженная самооценка. Когда ребенок считает себя некрасивым, неинтересным, непопулярным, то он пытается компенсировать надуманные недостатки отличной учебой. Он полагает, что только как возвысится в глазах окружающих. Следует учитывать, что низкая самооценка — тоже не самостоятельная психологическая проблема, а следствие внутренних травм, неблагоприятной семейной обстановки или травли.

Почему детский перфекционизм — опасное явление

В некоторой степени перфекционизм полезен, он заставляет ребенка стремиться вперед, к заветным целям, прилагать максимальные усилия для достижения желаемого, чтобы в будущем стать успешным человеком. Синдром отличника сопровождается щепетильностью, настойчивостью, нацеленностью на результат, а это хорошие качества, если применять их во взрослом возрасте в деловой сфере.

Но вместе с тем синдром несет в себе большую опасность. И главное негативное воздействие — ухудшение здоровья. Школьники с учебным перфекционизмом в большинстве случаев страдают тревожностью, тахикардией, нервозностью, у них нарушается сон, возникает тремор, наблюдается тяжесть дыхания. Беспокойство за оценки настолько сильное и мешающее адекватно мыслить, что у ребенка, вопреки его ожиданиям, снижается успеваемость.

Осложнение ситуации заключается в том, что школьник с синдромом отличника не только сам страдает от бесконечного стресса, но и вгоняет в беспокойное состояние членов семьи. Постоянные истерики по поводу неполученной пятерки или неправильно взятой ноты на фортепиано выбирают родителей из колеи, ухудшают семейную атмосферу, заставляют членов семьи ругаться, выяснять отношения, пить валерьянку.

Хуже всего то, что синдром отличника может перекинуться во взрослую жизнь. Количество таких перфекционистов беспрерывно растет, что связано с повышением требований к людям, желающим добиться более высокого профессионального и жизненного статуса. Вчерашний школьник понимает, что для карьерного и личностного роста нужно постоянно двигаться, трудиться, так же как он делал в школе, стараясь перегнать одноклассников. В итоге человек с синдромом перфекциониста работает до изнеможения, забывает о личной жизни и собственных интересах. Его жизнь превращается в безумную гонку.

Девочки

Перфекционист может окончить несколько институтов и аспирантуру, добиться высокой должности, построить роскошный особняк, но все равно будет считать себя неудачливым.

Причина в том, что человек с синдромом перфекциониста делает все не для себя, а для одобрения. Он живет не своей жизнью, не получает радости, а постоянно думает, что недостаточно хорош, что мог бы еще постараться, добиться лучшего. Когда у него появляются дети, он начинает требовать идеальности от них, перекладывает на них свои ожидания и устремления, в итоге воспитывает таких же несчастных людей.

Школьник с синдромом отличника не может осознать, что отличная отметка в дневнике вовсе не показывает старательность и обширные знания. Для ребенка именно оценка — примитивный, но понятный параметр успешности. Ориентируясь лишь на оценки, школьник не получает навыка анализа собственных действий, их результативности. Ребенок просто думает, раз он получил всего лишь четверку, значит, слабо постарался, нужно еще покорпеть над книжками. А вот сплошные пятерки могут лишают способности видеть пробелы в изучении школьных дисциплин.

Аналогично обстоит дело с хобби, спортивными и творческими занятиями. Один ученик легко справляется, а другой с большими затруднениями учится перебирать клавиши на пианино или забивать мяч в баскетбольную сетку. Если второй ребенок будет измерять свои достижения только дипломами, кубками и преподавательскими похвалами, то он не сможет видеть пробелы, над которыми нужно работать. Ребенок просто не понимает, что его 2-е или 3-е место стоит гораздо больше, чем 1-е место другого участника, поскольку он приложил больше стараний и усилий.

Диагностика синдрома отличника

Сам по себе ученический перфекционизм не вызывает у родителей беспокойства. Тревожиться они начинают после того, как у ребенка на фоне синдрома разовьются неврологические и психологические расстройства. Постановкой диагноза занимается психолог, потому что перфекционизм необходимо отличить от схожего по проявлениям желания самореализоваться.

Поскольку синдром отличника не является официальным диагнозом в психологии, проверенных диагностических стандартов не существует. Диагностика строится на том, что патологический перфекционист концентрируется на внешних отражениях своей работы, на разных формах признания и похвалы, на получении преимущества и высокой оценки, а здоровый человек, стремящийся реализоваться, делает упор на качество своей деятельности, адекватно оценивает возможности.

Для установления диагноза применяются такие методы исследования:

  1. Сбор анамнеза психологом. Доктор беседует с пациентом, выясняет, как часто отмечаются симптомы, насколько интенсивны патологические проявления. Пациент описывает свое психоэмоциональное состояние в разных жизненных ситуациях, связанных с удачами и неудачами.
  2. Применение опросных тестов. Они помогают исследовать личностные качества человека: уровень самооценки, отношение к родителям, индивидуальные психологические и поведенческие наклонности. Какие тесты нужны, определяет психолог, учитывая возраст пациента.
  3. Методы проективного исследования. Психолог интерпретирует выполненные пациентом ситуативные задания и нарисованные изображения. Таким образом устанавливаются неосознанные, подавляемые личностные особенности и проблемы взаимоотношений дома и в обществе. Такое исследование определяет разрушительные воспитательные приемы, завышенные родительские и учительские требования, степень нужды пациента в одобрении со стороны общества.

Как преодолеть синдром отличника

Родителям следует понизить требования к ребенку. Не третируйте школьника, чтобы он приносил только отличные отметки, не язвите, не возмущайтесь, когда ребенок в очередной раз покажет в дневнике невысокую оценку. Вместо подстегивания в гонке за отметками пообщайтесь с ребенком о приятном, спросите его о школьных делах, друзьях, новых знакомствах и интересах, предложите вместе заняться каким-либо делом, придумать хобби. Таким способом родитель сформирует у школьника нацеленность не на результат, а на сам процесс.

Мальчик

Нельзя зацикливаться на отметках. Школьный и университетский аттестат — вовсе не гарантия благополучного и безбедного будущего. Конечно, речь идет не о скатывании до статуса двоечника и бездельника, а лишь о том, что ребенок не должен сильно переживать об иногда случающихся неудачах в учебе, особенно если некоторые предметы даются нелегко. Родитель должен хвалить ребенка не за полученную отметку или грамоту, а за непростой путь, пройденный к успеху.

Категорически нельзя приводить в пример других детей, тем самым уничижая собственного ребенка. Школьник с синдромом отличника начнет отчаянно доказывать, что он лучше похваленного сверстника. Ребенок начнет работать на этот результат, забыв о собственных желаниях и стремлениях.

Если хотите подавить у ребенка синдром отличника, начните его сравнивать не с другими, а с собой прежним, хвалите за позитивные изменения.

Старайтесь показать свою безусловную любовь, не зависимую от достижений и побед. Ребенок должен понять, что его любят не за оценки и дипломы, а просто так. Что родители не откажутся от него, не станут меньше ценить и заботиться, если в дневнике появится минус. Ошибок не нужно бояться, это не трагедия, а обычная часть жизни. Многие взрослые люди живут, как белка в колесе, потому что в детские годы у них закрепилось представление: ты только тогда любим и нужен, когда идеален. Разговаривайте с ребенком, убеждайте в своей любви, поддерживайте в учебе.

Самое сложное — научить ребенка с синдромом отличника позитивно воспринимать чужие успехи. Школьник с таким синдромом обычно болезненно воспринимает достижения сверстников, но не из-за зависти, а потому что это означает, что кто-то его превзошел, опустил его на нижнюю ступень. Важно внушить ребенку: если он не первый, это не значит, что он плох и никчемен.

Рекомендации для взрослых

Если перфекционизм мучает во взрослой жизни, то нужно срочно от него избавляться, иначе постоянный стресс приведет к ухудшению здоровья и психоэмоциональному выгоранию. Особенно подвержены синдрому отличницы женщины среднего возраста, податливые чужому мнению, стремящиеся в глазах окружающих быть идеальными женами, мамами, хозяйками, да еще успевать ходить на работу.

Чтобы избавиться от перфекционистских мыслей, есть хороший психологический прием. Зафиксируйте подобную мысль в голове, как только она возникнет. Затем задайте себе вопрос, если вы сделаете то, что задумали, насколько это будет для вас полезным и важным. Подумайте, будут ли негативные последствия, если вы поступите иначе.

Если мысль навела на негативные выводы, оборвите ее. Для этого либо резко переключитесь на приятные и позитивные размышления, либо четко и развернуто произнесите загаданное вслух, а в конце фразы проговорите «нет». Проанализируйте негативную мысль. Подумайте, можно ли преобразовать ее в положительную, правильную, полезную.

Например, если перерабатываете, задерживаетесь постоянно на рабочем месте, то произнесите примерно следующее: «Пора остановиться и оценить качество выполненной работы. То, что сделано, получилось хорошо. Нет надобности в том, чтобы делать еще что-то. Пора отдохнуть. Без отдыха моя работа не станет качественнее, зато переутомление негативно скажется на здоровье. Если я не буду отдыхать, состояние здоровья станет неподходящим, чтобы продуктивно работать».

Подростки

Есть еще один опасный нюанс. Зачастую перфекционист думает, что если какой-то кусок работы не выполнит именно он, то другие работники сделают все плохо. Человек с синдромом отличника полагает, что только он в коллективе может выполнить работу лучше остальных, а значит, пора браться за дело. Чтобы остановить такие порывы, задайте себе несколько вопросов: «Что произойдет, если позволить другим работникам выполнить мою работу?», «Каков будет результат, если не проверять выполненное другими задание?», «Что станет, если коллеги сделают дело по своему усмотрению?», «Какой будет результат, если потратить на выполнение задания не полдня, а только час?».

Как родителю не допустить усугубление синдрома отличника у ребенка

Как только родитель заметил синдром отличника у ребенка, он должен действовать незамедлительно. Вот какие шаги нужно предпринять:

  • поменьше обращать внимания на приносимые из школы оценки;
  • предъявлять к ребенку посильные для него требования;
  • постоянно демонстрировать ребенку любовь вне зависимости от ситуаций и достижений;
  • предлагать совместный отдых, приятное времяпровождение, позволяющее отвлечься от утомительной учебы;
  • прощать детские ошибки и глупости;
  • не подавлять ребенка своими мнениями, а прислушиваться к нему, учитывать его желания;
  • в разговорах избегать сравнительных и уничижительных фраз, например, «Разве воспитанные дети так себя ведут?» или «Как же ты мне надоел!».

Синдром отличника не разовьется, если ребенок отринет вымышленное идеальное «Я», примет себя реального, если поймет, что в ошибках нет ничего страшного и ненормального. Чем искреннее, непосредственнее, свободнее будет вести себя родитель, тем реже школьник будет стремиться к идеализации себя.   

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синдром длительного сдавливания синонимы
  • Синергический эффект синоним
  • Синергист синоним
  • Синергировать синоним
  • Синергетического эффекта синоним