Шестеренной клети синоним

шестеренный

шестеренный
шестеренный

шестеренчатый, шестерный, шестереночный

Словарь русских синонимов.

шестеренный
прил.

, кол-во синонимов: 4

шестерённый (1)

Словарь синонимов ASIS.
.
2013.

.

Синонимы:

Смотреть что такое «шестеренный» в других словарях:

  • шестеренный гидромотор (шестеренный пневмомотор) — Гидромотор (пневмомотор) с рабочими звеньями в виде шестерен. [ГОСТ 17752 81] Тематики гидропривод объемный и пневмопривод Обобщающие термины объемные гидромашины (объемные пневмомашины) …   Справочник технического переводчика

  • шестеренный гидромотор (шестеренный пневмомотор) с внешним зацеплением — [ГОСТ 17752 81] Тематики гидропривод объемный и пневмопривод Обобщающие термины объемные гидромашины (объемные пневмомашины) …   Справочник технического переводчика

  • шестеренный гидромотор (шестеренный пневмомотор) с внутренним зацеплением — [ГОСТ 17752 81] Тематики гидропривод объемный и пневмопривод Обобщающие термины объемные гидромашины (объемные пневмомашины) …   Справочник технического переводчика

  • ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС — роторный насос с рабочим органом в виде 2 шестерен, при вращении которых жидкость, находящаяся во впадинах между их зубьями, перемещается и выталкивается в напорный трубопровод …   Большой Энциклопедический словарь

  • шестеренный валок — Валок шестеренной клети в виде прямозубой или шевронной шестерни. [http://metaltrade.ru/abc/a.htm] Тематики металлургия в целом EN pinion roll …   Справочник технического переводчика

  • шестеренный насос — Зубчатый насос с рабочими органами в виде шестерен, обеспечивающих геометрическое замыкание рабочей камеры и передающих крутящий момент. [ГОСТ 17398 72] Недопустимые, нерекомендуемые шестеренчатый насос Тематики насос EN gear pump DE Zahnradpumpe …   Справочник технического переводчика

  • шестеренный насос с внешним зацеплением — [ГОСТ 17398 72] Тематики насос EN external gear pump DE aubenverzahnte Zahnradpumpe FR pompe a engrenages a denture exterieure …   Справочник технического переводчика

  • шестеренный насос с внутренним зацеплением — [ГОСТ 17398 72] Тематики насос EN internal gear pump DE innenverzahnte Zahnradpumpe FR pompe a engrenages a denture interieure …   Справочник технического переводчика

  • шестеренный насос — krumpliaratinis siurblys statusas T sritis Energetika apibrėžtis Rotacinis siurblys, kurio pagrindinis mechanizmas sudarytas iš dviejų krumpliaračių; vienas jų yra varantysis, kitas – varomasis. Sukantis krumpliaračiams, skystis iš siurbimo… …   Aiškinamasis šiluminės ir branduolinės technikos terminų žodynas

  • Шестеренный — шестерённый прил. 1. соотн. с сущ. шестерня II, шестерёнка, связанный с ними 2. Свойственный шестерне [шестерня II], шестерёнке, характерный для них. 3. Снабженный шестернями [шестерня II], шестерёнками. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Смотреть что такое ШЕСТЕРЕННЫЙ в других словарях:

ШЕСТЕРЕННЫЙ

шестерённый прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: шестерня (2*), связанный с ним. 2) Свойственный шестерне (2*), характерный для нее. 3) Снабженный шестернями (2*).<br><br><br>… смотреть

ШЕСТЕРЕННЫЙ

шестеренный
шестеренчатый, шестерный, шестереночный
Словарь русских синонимов.
шестеренный
прил., кол-во синонимов: 4
• шестереночный (3)
• шестеренчатый (4)
• шестерный (2)
• шестерённый (1)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.
Синонимы:
шестереночный, шестеренчатый, шестерный… смотреть

ШЕСТЕРЕННЫЙ

корень — ШЕСТЕРЕН; суффикс — Н; окончание — ЫЙ; Основа слова: ШЕСТЕРЕННВычисленный способ образования слова: Суффиксальный∩ — ШЕСТЕРЕН; ∧ — Н; ⏰ — ЫЙ; … смотреть

ШЕСТЕРЕННЫЙ

Стен Сный Сетный Сет Стер Стр Серый Стрый Сын Сыр Сырт Серный Терн Серет Сент Тес Сенный Сейш Сейнер Тесей Тесный Трен Трын Тын Шерстный Рет Шест Шестеренный Рентный Шныр Рейс Рей Ныне Нтр Нсый Нетесный Несерный Нерест Нер Ерш Штейн Ный Рейн Ренет Тырс Решетный… смотреть

ШЕСТЕРЕННЫЙ

&LT;engin.&GT; gearСинонимы:
шестереночный, шестеренчатый, шестерный

ШЕСТЕРЕННЫЙ

ШЕСТЕРЕННЫЙ прилагательное 1) см. шестерня , связанный с ним. 2) Свойственный шестерне , характерный для нее. 3) Снабженный шестернями .

ШЕСТЕРЕННЫЙ

Начальная форма — Шестеренный, винительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевленное

ШЕСТЕРЕННЫЙ ВАЛОК

[pinion roll] — валок шестеренной клети в виде прямозубой или шевронной шестерни;Смотри также: — Валок — эджерный валок — чашевидный валок — ступенчаты… смотреть

ШЕСТЕРЕННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

(не предусмотренный стандартами термин, нередко используемый в технической литературе) Zahnradmotor

ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС

ШЕСТЕРЕННЫЙ насос — роторный насос с рабочим органом в виде 2 шестерен, при вращении которых жидкость, находящаяся во впадинах между их зубьями, перемещается и выталкивается в напорный трубопровод.<br>… смотреть

ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС

ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС, роторный насос с рабочим органом в виде 2 шестерен, при вращении которых жидкость, находящаяся во впадинах между их зубьями, перемещается и выталкивается в напорный трубопровод…. смотреть

ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС

ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС , роторный насос с рабочим органом в виде 2 шестерен, при вращении которых жидкость, находящаяся во впадинах между их зубьями, перемещается и выталкивается в напорный трубопровод…. смотреть

ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС

ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС, роторный насос с рабочим органом в виде 2 шестерен, при вращении которых жидкость, находящаяся во впадинах между их зубьями, перемещается и выталкивается в напорный трубопровод.<br><br><br>… смотреть

Ошибки в текстах
документов, связанные с употреблением
синонимов, антонимов, паронимов.

Цель:
учить находить и исправлять в текстах
документов ошибки, связанные с
употреблением синонимов, антонимов,
паронимов.

Основные
понятия
:
синонимы, антонимы, паронимы, ошибки в
употреблении синонимов, антонимов.
Паронимов.

Оборудование
рабочего места
:
доска, тетрадь, тексты, учебник.

Контрольные
вопросы:

  1. Назовите ошибки,
    связанные с употреблением слов-синонимов.

  2. Назовите ошибки,
    связанные с употреблением слов-антонимов.

  3. Назовите ошибки,
    связанные с употреблением слов-паронимов.

Литература:

  1. Горбацевич О.Е.,
    Ратько Т.В., Гормаш И.В. Русский язык.
    Стилистика. Культура речи. Правила,
    упражнения, тесты. – Мн., 2009.

  2. Сенкевич М.П.
    Практическая стилистика русского языка
    и литературное редактирование.- М.,
    1980.

  3. Стилистика и
    литературное редактирование под ред.
    Максимова В.И. – М., 2004.

  4. Справочник-практикум.
    Культура устной и письменной речи
    делового человека. – М.. 1998.

  5. Чечет Р.Г., Софронова
    И.Н.. Тесты по стилистике и культуре
    речи. –Мн., 2006.

Справочные
материалы

Обилие синонимов
в русском языке требует особенно
внимательного отношения к слову. Не
владея синонимическими богатствами
родного языка, пишущий не может сделать
свою речь выразительной, точной.

Причиной
стилистических погрешностей слога
очень часто становится
:

1. Неудачный
выбор синонима.

2. Неумение
использовать выразительные возможности
языковой синонимии. Нередко в результате
неточного выбора синонима нарушается
лексическая сочетаемость.

3. Неоправданное
нанизывание синонимов, которые выражают
мысль приблизительно, порождая речевую
избыточность

4. Смысловые ошибки:
невнимание к оттенкам значения
слов-синонимов, незнание традиционных
норм лексической сочетаемости: построить
сарай, возвести здание.

5. Многозначное
слово может быть синонимично другому
только в одном из своих значений.

Ошибки в текстах
документов, связанные с употреблением
антонимов:

Использование
антонимов в речи должно быть стилистически
мотивировано. Неуместное употребление
антонимов затрудняет восприятие фразы
.

Следует избегать
сочетания взаимоисключающих признаков
предмета (Дорога
шла прямая,
хотя и извилистая.
Нельзя
противопоставлять несопоставимые
понятия.

Анализируя
употребление антонимов в речи, иногда
можно столкнуться с ошибками
в построении антитезы,
например: Эта
книга охватывает все. Это книга о рождении
и смерти, о любви и радости, о ненависти,
страданиях и горе.

Употребление
антонимов оправдано в том случае, если
оно действительно отражает диалектическое
единство противоположностей окружающей
жизни.

Стилистической
погрешностью слога могут стать и
неудачные оксюмороны. Например, «Теплая
метель». Еще
больший ущерб стилю наносит немотивированный
оксюморон,
случайно «проявляющийся» в результате
соединения несовместимых понятий.

Искажает смысл
высказывания и неуместный
антифразис,
т.е. употребление вместо нужного слова
его антонима, например: Трудность
нашего общения с местным населением
состояла в знании
языка. Слово
знание
автор использовал по ошибке, имея в виду
как раз противоположное ему – незнание.

О плохом знании
лексики свидетельствуют ошибки
в построении антонимической пары.

Ошибки, связанные
с употреблением паронимов
.

Некоторые авторы
понимают явление паронимии расширенно,
относя к паронимам любые близкие по
звучанию слова, независимо от того,
однокоренные они или нет, т.е. паронимами
признают и такие слова, как дрель
— трель, ланцет — пинцет, фарш — фарс.
Большинство лингвистов считает, что
паронимия охватывает лишь родственные
слова, имеющие звуковое подобие. Звуковая
близость их и сходство в значениях
объясняются тем, что у них один и тот же
морфологический корень.

Очень часто в речи
наблюдается смешение
паронимов, что
приводит к грубым лексическим ошибкам.
Смещение паронимов может вызвать
нарушение лексической сочетаемости:
красивая и
практическая
обувь (надо:
практичная);
напрягая
последние усилия
(надо: силы);
преклонить
голову (надо:
склонить).
Особенности лексической сочетаемости
паронимов проясняются в контексте: ср.:
самоотверженные
поступки — мелкие проступки, существо
дело (вопроса) — сущность произведения.

Следует упомянуть
о неправильном употреблении в речи
однокоренных слов, которые нельзя
назвать паронимами в строгом значении
термина. Например, иногда не различают
слова улыбающийся
— улыбчивый, рекомендованный —
рекомендательный
(первые слова в подобных парах — причастия,
вторые — прилагательные) и т.п. К смешению
паронимов близка лексическая ошибка,
состоящая в замене нужного слова его
искаженным словообразовательным
вариантом. В разговорной речи вместо
прилагательного внеочередной,
употребляется неочередной,
вместо выдающийся

— выдающий,
вместо заимообразно
— взаимообразно.

Грубые лексические
ошибки в речи могут быть вызваны ложными
ассоциациями,
которые часто возникают под влиянием
парономазии. Так, иногда путают слова
статут
и статус.

Синонимичные
слова-паронимы могут различаться не
только оттенками значения, но и способами
грамматической связи с другими словами.

УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение
1.
Найдите
ошибки, возникшие при употреблении
синонимов.

1.
Екатерина была поставлена
на престол. 2. Последователем этого
философского учения был знаменитый
мракобес Фома Аквинский. 3. Имя драматурга
знакомо
во многих странах. 4. Теннис культивируется
в нашем городе с 1949 года. 5. Исправьте
ошибки, связанные с неправильным
употреблением синонимов. 6. Этот недостаток
в детали можно определить невооруженным
глазом. Победителю конкурса присвоена
премия. 7. В новом отеле ведущее внимание
обращают на прекрасное обслуживание
гостей.

Упражнение
2.

Исправьте в приведенных ниже предложениях
ошибки, заме­нив неправильно
употребленные слова близкими по значению.

1.
Создание социальной инфраструктуры в
районе дикто­валось
только надобностью
поддержать
промышленное произ­водство.
2.
Прежняя
практика создания и развития предприя­тий
крупной промышленности, требующих
огромных инвести­ций,
навечно
ушла
в прошлое. 3. В 1992
году
возможность выхода
на внешний рынок имели 400 предприятий
и органи­заций
области, реализовали
эту
возможность 270 участников, зафиксированных
соответствующими органами. 4. Старые
по­рядки
и прежние организационные структуры
уже отброшены.
5.
Научные
работники периодически выезжали в самые
отда­ленные
районы республики, отыскивали
художников-самоучек, приобретали
возделанные
их
руками замечательные образцы народного
творчества. 6. Специалисты-свекловоды
увере­ны
что конечный эффект
будет
значительным. 7. В этот день
Марина, которая осенью прошлого года
стала владелицей
приза,
была именинницей.

Упражнение
3.

Найдите и исправьте в приведенных ниже
предложениях ошиб­ки,
связанные с неправильным употреблением
синонимов.

  1. В
    составах команд немало именитых
    спортсменов, не раз
    добивавшихся отменных результатов на
    соревнованиях. 2.
    Тогда механизации было очень мало. 3.
    Учитель обязан содействовать
    исправлению допущенных родителями
    ошибок. 4.
    Этот агрегат позволяет внушительно
    снизить температуру соединения
    материалов.

5.
Труженики нашего цеха успешно осваивают
новую технику. 6. У нового агрегата
дежурит один из
строителей его, аспирант В.Е. Суханов.
7. Корпус и крыш­ка
шестеренной клети созданы из
модифицированного чугуна. 8.
Выгода массового производства блюд
промышленными методами
способствует их удешевлению. 9. Его
деятельность по
распространению билетов была отмечена.

Упражнение
4.

Найдите
и исправьте в приведенных ниже предложениях
ошиб­ки,
связанные с неправильным употреблением
синонимов

1.
Опыт преподавания русского языка в этой
школе заслуживает
поддерж­ки.
2.
Работа
педагогического коллектива в нынешнем

году
лучше, чем в
минувшем.
3.
Коллектив педучилища пристально
изучил
опыт преподавания русского
языка в вышеназванной
школе.
4.
Крышки,
сделаны
из
чугуна. 5. На заводе переделана
конструкция
станка.
6. Заведующий учебной частью рассказывал
о
задачах, стоящих перед коллективом
в новом учебном году. 7. В текущем году
бу­дет создана
но­вая
установка.

Упражнение
5 .
Назовите
ошибки, возникшие при употреблении
антонимов, дайте варианты стилистической
правки предложений.

1.
Иванов исключен из колледжа из-за
отсутствия наличия признаков старания.

2. Родители Иванова
проявляют активное равнодушие к поведению
сына. 3. Этот тополь потому и называется
пирамидальным, что растет строго
горизонтально. 4. Молодые старокраматорцы
выступили с инициативой… (имеются в
виду рабочие Старокраматорского
машиностроительного завода). 5. Как
видите, картина преподавания истории
у нас оптимистична, но достаточно
печальна. 6. Эта пожилая женщина была
еще очень молодой.

Упражнение
6.
Устраните
ошибки, связанные с немотивированным
использованием антонимов.

Силясь
побороть слабость, она шла вперед.
Скромность взяла верх, и он не вошел в
комнату, а сошел вниз по ступенькам.
Отсутствует наличие стульев. Скрытые
в земле ископаемые еще не открыты.
Недостоверные факты должны нас
настораживать. Он открыто признался о
том, что было скрыто от нас. Бездействие
может привести к аварии, так же как и
неправильное действие.

Упражнение
7.
Вместо
точек вставьте один из синонимов;
мотивируйте свой выбор.

1. (Индустрия,
промышленность) в постперестроечный
период переживает кризис. 2. Первые …
(отрывки, фрагменты) из романа К. Федина
«Города и годы» появилась в … (печать,
пресса) в 1922 году. 3. Дня через два организм
вырабатывает … (иммунитет, невосприимчивость),
и опухоль спадает. 4. Его очерки запечатлели
… (специфический, характерный) черты
северной природы. 5. В концерте исполнялись
скрипичный концерт и … (отрывки,
фрагменты) из балета «Гаянэ». 6. На
совещании по этому вопросу министры
заняли … (негативный, отрицательный)
позицию, отклонив … (конструктивный,
плодотворный) предложение. 7. Волнуясь
за здоровье дочери, он советовался с …
(знающий, компетентный, сведущий) врачами.
8. Все свое внимание ученый …
(сконцентрировать, сосредоточить) на
исследовании зрительного утомления.

Упражнение
8.
Укажите
смешение паронимов, исправьте ошибки.

1. Модельеры и
работники обувной и кожевенной
промышленности всегда стремятся к тому,
чтобы обувь была красивой и практической.
2. Над аэродромом, Ходынским полем — его
тогда еще продолжали звать просто
Ходынкой, — летали аэропланы, похожие
на этажерки. 3. Драматург показывает
«дно», которое приготовлено неудачникам
в этом жестоком мире злобы и корысти.
4. Перемены в нашей жизни, прошедшие за
последние годы, очевидны для каждого
из нас. 5. Разве запомнит хирург, сколько
за свою жизнь он вырезал аппендицитов?

Упражнение
9.
Обведите
номера предложений, в которых допу­щены
ошибки допущены ошибки, возникшие в
ре­зультате
смешения паронимов?

  1. Это была худая,
    ребрастая девочка, с тонкими руками и
    ногами.

  2. Любой поступок
    заслуживает осуждения.

  3. Мальчик отвечал
    на вопросы с каким-то виновным видом.

  4. Один берег реки
    был луговой, а другой глиняный.

  5. Знаток во всем,
    он все же был невеждой в живописи.

  6. Следовательно,
    эффектное управление тепловым потоком
    имеет огромное
    значение.

  7. У
    лисы пушной хвост…

  8. Название не
    отражает существа фильма.

  9. Стены
    имеют неприглядный вид, они не покрашены,
    вместо ве­шалок
    вбиты гвозди.

  10. Их
    уговор с транспортниками оказался
    пустой бумажкой.

  11. Универсальный
    стиральный порошок также употребляется
    для мытья
    посуды.

  12. Потребовались
    экскурсии в математику, геометрию,
    тригоно­метрию.

Упражнение
10.
Выполните
по учебнику Рахманина Л.В. Стилистика
деловой речи и редактирование служебных
документов. № 7, с. 35.

Упражнение
11/домашнее/.

Выполните по учебнику Сенкевича М.П.
Практическая стилистика русского языка
и литературное редактирование. — № 66,
с. 7.

Упражнение
12/домашнее/.

Выполните по учебнику Сенкевича М.П.
Практическая стилистика русского языка
и литературное редактирование. № 77,
с. 7.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Кемеровский аграрный техникум» имени Г.П.Левина

Конспект занятия

«Лексические нормы русского языка.

Лексические ошибки»

Разработал:

преподаватель русского языка

и литературы

Бедулина А.А.

п. Металлплощадка

2018

План-конспект учебного занятия

Тема учебного занятия: «Лексические нормы русского языка. Лексические ошибки».

Тип учебного занятия: комбинированный урок ­­­­­­­­­­­­­(изучение нового материала + повторение и закрепление ранее изученного материала).

Вид учебного занятия: лекция + практикум + игра.

Цель учебного занятия: познакомить обучающихся с лексическими нормами современного русского литературного языка и видами лексических ошибок; обобщить знания, полученные при изучении раздела «Лексика и фразеология».

Задачи:

1. Образовательные задачи: формировать знания о лексических нормах современного русского литературного языка и видах лексических ошибок; совершенствовать умение соблюдать лексические нормы в своей речи, замечать ошибки в речи окружающих, исправлять их; обобщить знания, полученные при изучении раздела «Лексика и фразеология».

2. Развивающие задачи: способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ отдельных языковых единиц; обеспечить условия для развития умения грамотно, четко и точно выражать свои мысли.

3. Воспитательные задачи: создать условия, обеспечивающие воспитание интереса, уважения и любви к русскому языку; формировать навыки общения и работы в группе, умение отстаивать своё мнение.

Методы обучения: словесный (лекция), практический (метод упражнения), метод игры.

Формы организации учебного занятия: фронтальная, групповая.

Материально-техническое обеспечение: проектор, экран, компьютер с лицензионными программами, доска.

Учебно-методическое обеспечение: календарно-тематический план, план учебного занятия, учебная литература, презентация.

Междисциплинарные связи: связь русского языка с культурой речи и литературой.

Структура занятия:

  1. Организационный момент (2 мин)

  2. Совместное целеполагание, мотивирование обучающихся (3 мин)

  3. Актуализация знаний (10 мин)

  4. Изучение нового материала (30 мин)

  5. Закрепление нового материала (+ повторение и обобщение ранее изученного материала) (30 мин)

  6. Рефлексия (5 мин)

  7. Домашнее задание (3 мин)

  8. Подведение итогов работы (2 мин)

Ход урока

  1. Организационный момент (2 минуты).

Приветствие, перекличка, проверка готовности обучающихся.

  1. Совместное целеполагание, мотивирование обучающихся (3 минуты).

Слайд.

Преподаватель: тема нашего сегодняшнего урока «Лексические нормы русского языка. Лексические ошибки» (студенты записывают в тетради).

Данное занятие – заключительное в разделе «Лексика и фразеология».

Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? Какова цель нашего занятия?

Студенты: целью занятия является знакомство с лексическими нормами русского языка и видами лексических ошибок.

Преподаватель: так как на следующей паре вы будете писать контрольную работу, то сегодня мы также обязательно уделим внимание обобщению и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Лексика и фразеология».

  1. Актуализация знаний (10 минут).

Слайд.

Преподаватель: перед тем, как приступить к изучению нового материала, давайте вспомним материал прошлых занятий. Предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд (в форме фронтального опроса).

1в

о

р

6о

б

е

й

м

о

5п

н

2д

я

и

и

т

м

3п

а

р

о

н

и

м

ы

л

и

7м

е

ч

ц

к

10а

н

т

о

н

и

м

ы

4а

9п

ф

и

в

о

о

з

г

л

р

м

8с

и

н

о

н

и

м

ы

е

в

з

в

и

м

ы

н

ы

а

По горизонтали:

1.Фразеологизм, которым называют опытного в чем-то человека, — СТРЕЛЯНЫЙ…

3. Слова ОДЕТЬ и НАДЕТЬ с точки зрения лексикологии это — …

7. Фразеологизм греческого происхождения, которым обозначают постоянную угрозу, — ДАМОКЛОВ…

8. Слова БЕГЕМОТ и ГИППОПОТАМ с точки зрения лексикологии это — …

10. Слова ХОЛОДНЫЙ и ГОРЯЧИЙ с точки зрения лексикологии это — …

По вертикали:

2. Слова, употребляемые в какой-либо местности.

4. Фразеологизм греческого происхождения, которым обозначают очень грязное помещение, — … конюшни.

5. Фразеологизм, которым характеризуют человека, постоянно меняющего свое мнение, — СЕМЬ … на неделе.

6. Слова БРАК (супружество) и БРАК (дефект) с точки зрения лексикологии это — …

9. Супруга, близкого человека часто называют фразеологизмом ВТОРАЯ …

10. Крылатые фразы, вошедшие в язык из литературных произведений.

  1. Изучение нового материала (30 минут).

Преподаватель: а теперь обратимся к теме нашего урока и поговорим о лексических нормах РЯ. Как вы думаете, что такое лексические нормы русского языка? (студенты дают ответы)

Слайд.

Правильный ответ: лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения (конспектируют).

Преподаватель: в каком словаре мы можем посмотреть лексическое значение?

Студенты: значение незнакомого слова мы можем найти в толковом словаре.

Преподаватель: итак, в устной и письменной речи всегда необходимо соблюдать лексические нормы.

Слайд.

Соблюдение лексических норм достигается в результате:

А. Понимания лексического значения слова и употребления слова в соответствии с данным значением;

Б. Знания лексической сочетаемости слов;

В. Учета многозначности либо омонимии слов;

Г. Учета расслоения лексики на:

— общеупотребительную и сферы ограниченного употребления;

— активно употребляемую и пассивный словарный запас;

— нейтральную и стилистически окрашенную.

Лексическими нормами невозможно овладеть за одно занятие. Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас, систематически обращаться к словарям и справочникам, стремиться изъясняться в соответствии с нормами русского литературного языка.

При нарушении лексических норм возникают речевые ошибки. Давайте рассмотрим основные речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм, а самые распространенные из них мы разберем на практике.

Слайды.

ВИД ОШИБКИ

ПРИМЕРЫ

ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

1.Употребление слова в несвойственном ему значении.

Солдат упал НАВЗНИЧЬ и разбил лицо.

(слово «навзничь» означает «на спину, вверх лицом»)

Солдат упал НИЧКОМ и разбил лицо.

(«ничком» — «лицом вниз»)

Найдите и исправьте ошибку:

Во время поездок за границу я предпочитаю экскурсионные шоп-туры, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.

ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п.

2.Нарушение лексической сочетаемости слова.

У Ирины КАРИЕ волосы.

У Ирины КАШТАНОВЫЕ волосы.

Найдите и исправьте ошибки:

У этого товара дешёвая цена (не дешёвая, а низкая).

В этом бою он одержал поражение (не одержал, а потерпел).

3.Смешение паронимов.

Путники заблудились в ЕЛОЧНОМ лесу.

Путники заблудились в ЕЛОВОМ лесу.

Найдите и исправьте ошибки:

Мама одела пальто и отправилась в магазин (одела – надела).

На столе стояла глинистая ваза (глинистая – глиняная).

4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания.

На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности.

На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из-за невнимательности.

Найдите и исправьте ошибки:

В магазине не купишь хороший лук (в продуктовом магазине/лук и стрелы).

5.Неудачный выбор одного из синонимов.

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ.

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ.

Найдите и исправьте ошибки:

Отец попросил нас помочь возвести сарай (построить).

6. Употребление лишнего слова (речевая избыточность – плеоназм).

Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор. (фольклор – «народное творчество»)

Моя бабушка любит фольклор.

Найдите и исправьте ошибки:

Рождество я отмечал на даче у коллеги по работе (следует исключить часть «по работе»).

Через неделю состоится первая премьера оперы (следует исключить слово «первая»).

7. Речевая недостаточность.

В читальный зал в одежде не входить!

В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить!

Найдите и исправьте ошибки:

Прошло немало лет, как они вместе учились (необходимо добавить «с тех пор»).

Весна в этом году не заставила ждать (необходимо добавить «себя»).

8. Повторение однокоренных слов (тавтология).

В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ.

В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится (повествуется, идет речь) о враче…

Найдите и исправьте ошибки:

Следует отметить следующие недостатки (следует – следующие).

Рабочие объединились воедино (объединились – воедино).

9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики.

Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю.

Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю.

10.Смешение лексики разных исторических эпох.

Петр Первый снял пиджак, засучил рукава и начал работать.

Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке.

11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений.

Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным.

Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным.

  1. Закрепление нового материала (+ повторение и обобщение ранее изученного материала) (30 минут).

Слайд.

Преподаватель: теперь, когда мы познакомились с теорией, нужно закрепить её на практике. Также для подготовки к контрольной работе необходимо повторить изученный ранее материал. Сделаем мы всё это в форме игры «Лингвистический квадрат».

Слайд.

Правила:

1. Студенты делятся на команды. Игроки по очереди выбирают номер на игровом поле и отвечают на вопросы, получая жетон за каждый правильный ответ. Если команда не дала правильный ответ, то ответить и заработать жетон может другая команда.

2. Среди секторов игрового квадрата есть:

 — счастливый случай (за правильный ответ команда получает сразу 2 жетона);

+ — «сюрприз»;

чёрный сектор (переход хода).

3. В конце игры подсчитываются жетоны. Побеждает та команда, которая наберет большее количество.

Слайд.

Игровое поле разделено на 36 секторов по цветам:

  • голубой цвет – общие теоретические вопросы по разделу «Лексика и фразеология»;

  • зеленый цвет – антонимы и синонимы;

  • синий цвет – тавтология и плеоназм;

  • желтый цвет – лексическое значение слова;

  • красный цвет – паронимы и омонимы;

  • белый цвет – фразеологизмы;

  • оранжевый цвет – речевая недостаточность.

Вопросы игры

Общие теоретические вопросы по разделу «Лексика и фразеология»:

2. Что такое лексика?

Ответ: словарный состав языка.

15. Что такое лексическое значение слова?

Ответ: это смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке.

18. Как называются слова, которые имеют противоположные значения?

Ответ: антонимы.

26. Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений?

Ответ: многозначные.

36. Что такое фразеологизмы? Приведите пример.

Ответ: устойчивые сочетания слов (например, как кот наплакал = мало)

Антонимы и синонимы:

4. В какой паре слова не являются антонимами?

а) Громкий – тихий

б) Большой – маленький

в) Дерзкий – безрассудный

г) Активный – пассивный

Ответ: В

8. Подберите 3 синонима к слову «думать».

Ответ: размышлять, мыслить, рассуждать, соображать и т.д.

24. Соотнесите антонимы друг с другом, найдите лишнее слово.

Ответ: храбрый – трусливый, рано – поздно, холод – жара, яркий – тусклый, день – ночь, далёкий – близкий, нагреть – остудить.

Лишнее: храбрец. Слова «храбрец» и «трусливый» не являются антонимами, т.к. антонимы – это слова одной части речи.

27. Исправьте лексическую ошибку, связанную с неудачным выбором одного из синонимов.

Имя драматурга знакомо во многих странах.

Ответ: Имя драматурга известно во многих странах.

35. В какой паре слова не являются антонимами?

а) Сытый – голодный

б) Объединение – союз

в) Типичный – уникальный

г) Хитрый – простодушный

Ответ: Б.

Тавтология и плеоназм:

9. Найдите и исправьте лексическую ошибку, связанную с речевой избыточностью (плеоназм).

Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню.

Ответ: Я подпрыгнул и сорвал вишню.

13. Найдите и исправьте лексическую ошибку, связанную с повторением однокоренных слов (тавтология).

Писатель писал роман в послевоенные годы.

Ответ: писатель писал – писатель создавал.

16. Найдите и исправьте лексическую ошибку, связанную с речевой избыточностью (плеоназм).

Все гости получили памятные сувениры.

Ответ: Все гости получили сувениры.

28. Найдите и исправьте лексическую ошибку, связанную с повторением однокоренных слов (тавтология).

С искренней любовью изображает автор образ своей любимой героини.

Ответ: С искренней любовью изображает автор свою героиню.

32. Найдите и исправьте лексическую ошибку, связанную с речевой избыточностью (плеоназм).

Выпускники техникума трудоустроены на работу.

Ответ: Выпускники техникума трудоустроены.

Лексическое значение слова:

7. Выберите из слов в скобках необходимые (учитывайте лексическую сочетаемость слов).

Заклятый (друг, враг), стоимость (высокая, дорогая), (оказывать, производить) впечатление, неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.

11. Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?

Адресант – лицо, отправляющее письмо.

Дезинформировать – сообщать искажённые или ложные факты.

Штурман – специалист по вождению кораблей, самолетов.

Сувенир – подарок ко дню рождения.

Ответ: сувенир.

29. Исправьте речевую ошибку, связанную с нарушением лексической сочетаемости.

Большинство времени мы потратили на подготовку техники к эксплуатации.

Ответ: Большую часть времени мы потратили на подготовку техники к эксплуатации.

31. В каком случае прилагательное употреблено в прямом значении?

а) железные нервы

б) железная воля

в) железный забор

Ответ: В.

Паронимы и омонимы:

1. Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании.

Продлить (абонент/абонемент), (голосистые/голосовые) связки, (деревянная/древесная) кора.

6. Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании.

(Ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата.

19. Исправьте лексические ошибки, связанные с употреблением паронимов.

Мама сварила рыбий суп.

Её внешность очень эффективная.

Ответ: Мама сварила рыбный суп.

Её внешность очень эффектная.

22. Объясните лексическое значение данных омонимов.

Ключ1 – предмет для отпирания и запирания замка;

Ключ2 – родник;

Ключ3 – музыкальный знак.

33. Составьте предложения с данными омонимами.

Коса1 – коса2 – коса3.

Ответы (примерные): У девушки красивая русая коса. – Я не знаю, как правильно точить косу. – Мы долго шли и очутились на песчаной косе.

Фразеологизмы:

3. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

Успехи желают много лучшего.

Недавно Пётр попал в аварию. Машина вдребезги, а самому хоть бы что! Видать, в пелёнке родился.

Ответ: Успехи оставляют желать много лучшего.

Видать, в рубашке родился.

5. Замените фразеологизмы синонимами.

Бить баклуши – бездельничать.

У черта на куличках – далеко.

Водить за нос – обманывать.

Зарубить на носу – запомнить.

Намылить шею – наказать.

10. Вспомните фразеологизм, доказывающий то, что при необдуманной сделке можно стать хозяином Барсика или Пушка. Объясните его значение.

Ответ: купить кота в мешке – приобретать, получать что-то, не имея представления о качестве приобретаемого.

12. Определите, какие два противоположных по значению фразеологизма скрываются за рисунком. Объясните их значения.

Ответ: работать засучив рукава, т.е. хорошо, качественно, проявляя старание;

работать спустя рукава, т.е. плохо, халатно.

25. Подберите подходящий по смыслу фразеологизм.

О том, кто часто меняет свои решения – семь пятниц на неделе.

О добром, безобидном человеке – он и мухи не обидит.

О болтливом человеке – у него язык без костей.

Речевая недостаточность:

14. Исправьте лексическую ошибку, связанную с речевой недостаточностью.

По мере поедания сена доярка или подсобный рабочий подвигают все решётки к стогу.

Ответ: По мере поедания сена коровами (животными) доярка или подсобный рабочий подвигают все решётки к стогу.

17. Исправьте лексическую ошибку, связанную с речевой недостаточностью.

Всё это свидетельствует, что оборудование не используется на полную мощность.

Ответ: Всё это свидетельствует о том, что оборудование не используется на полную мощность.

21. Исправьте лексическую ошибку, связанную с речевой недостаточностью.

Призёры, срочно явитесь для награждения! Владельцы без намордников награждаться не будут.

Ответ: Владельцы собак без намордников награждаться не будут.

34. Исправьте лексическую ошибку, связанную с речевой недостаточностью.

Проблемы, по которым переговоры, имеют принципиально важное значение.

Ответ: Проблемы, по которым ведутся переговоры, имеют принципиально важное значение.

Оставшиеся:

20 и 23 – черный сектор (переход); 30 – сюрприз (+ 1 жетон).

  1. Рефлексия (5 минут).

Что нового я узнал на занятии? _______________________________________

Что было сделано хорошо? ___________________________________________

Что было сделано плохо? ____________________________________________

Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно? __________

  1. Домашнее задание (3 минуты).

Преподаватель: дома вам необходимо повторить материал сегодняшнего занятия, прочитать в ДИ1 параграф 16, выполнить упражнение на карточках.

Комментарий к упражнению на карточках: необходимо выступить в роли корректора, исправить ошибки в данных предложениях, записать правильные варианты.

Задание на карточках

1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.

2. Школьный стадион прислонился к старому парку.

3. В зале ожидания находилось много командировочных.

4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.

5. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес.

6. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи.

7. Наши воины свершили много геройских подвигов.

8. Эта выставка обогатит ваш кругозор.

9. Преподаватель иногда дает советы и замечания своим студентам.

10. В нашей работе ведущее значение придается нравственному и трудовому воспитанию.

11. К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала.

  1. Подведение итогов (2 минуты).

Преподаватель: таким образом, что вы узнали на сегодняшнем занятии?

Студенты: сегодня мы познакомились с лексическими нормами русского языка, видами лексических ошибок, а также повторили материал раздела «Лексика и фразеология».

Выставление оценок.

Все синонимы в одной строке

амбар, кабина, кладовая, кладовка, клетка, ru.synonym.one, клетух, клетушка, подъемник, пуня, сруб, чулан, чуланчик, дуоклеть, скипо-клеть, эджер, голбец, горенка, закута, закут, каморка, светлица, камора, светёлка, комнатка, комната, ru.synonym.one, помещение, камера.

Понравился сайт?

Этот поиск занял 0.0108 сек. Подумайте, как часто вы ищете, чем заменить слово? Наверное, часто. Добавьте в закладки synonym.one, чтобы быстро находить синонимы, антонимы и значения. (нажмите Ctrl + D на клавиатуре).

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей
и
примеров
предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных,
спряжению
глаголов, а также
морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с
поддержкой русской морфологии.

Разбор слова
по составу ОНЛАЙН

Подобрать синонимы
ОНЛАЙН

Найти предложения со словом
или
выражением ОНЛАЙН

Поиск по произведениям русской классики
ОНЛАЙН

Словарь афоризмов русских писателей

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Шествовать синоним к этому
  • Шествование синоним
  • Шельф синонимы к слову
  • Шелушащейся синоним
  • Шелупонь синоним