Схемы по теме синонимы

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания,
берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта
готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием
сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом
администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта
и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы
принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без
письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой
зрения авторов.

Структурно-логических схем: 65276

Схема конспекта урока

Педагог (ФИО)Полякова Светлана Анатольевна

Предмет Русский язык Класс 2

Тема урока Синонимы

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма проведения:

Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Индивидуальная

Планируемые результаты:

Предметные:

создать условия для развития у учащихся умения:

— использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;

— находить слова-синонимы в тексте;

— работать со словарем;

— осуществлять самоконтроль при списывании небольшого текста посредством орфографического чтения.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, составлять вопросы по теме урока;

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах работы в группе.

Познавательные УУД:

Уметь анализировать объекты

Выделять общие признаки

Формулировать понятие

Сравнивать объекты (находить общее и отличия)

Обобщать

Искать информацию в словаре синонимов.

Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Регулятивные УУД:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Основные понятия: синонимы

Методы, приемы: проблемно-поисковый,

Ресурсы:

— основные

Учебник «Русский язык» 2 класс, автор Н.В. Нечаева, 2 часть, издательство Федоров «Учебная литература», 2012 год

Презентация на компьютере учителя

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент Цель данного этапа: создание благоприятной эмоциональной атмосферы, подготовить учащихся к восприятию темы урока и создать условия для успешной реализации намеченных целей.

Чему учимся на уроках русского языка? (Слайд 2)
Зачем? Где могут пригодиться вам эти знания?
Прочитайте слова на слайде. К какой части речи они относятся?
Какие имена прилагательные необходимы вам, чтобы сегодняшний урок стал успешным? Давайте уберем слова, которые нам будут мешать на уроке?
Желаю вам успеха.

2.

Актуализация знаний.

Цель данного этапа для учеников: повторить изученный понятия.

Цель данного этапа для учителя: создать условия для актуализации опорных знаний обучающихся по теме «Синонимы»

И начнем мы наш урок с повторения изученных понятий, потому что сегодня мы познакомимся с новым понятием. Ответьте на вопросы. (Слайд 3)

1. Раздел в русском языке, изучающий словарный состав языка и лексическое значение слов (Лексика).

2. Слова, имеющие противоположное значение. (Антонимы)

3. Устойчивые сочетания слов. (Фразеологизмы)

4.Слова, имеющие несколько лексических значений. (Многозначные слова).

5. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются (Однозначными)

6.Помимо прямого значения слова могут иметь другое, необычное (Переносное) Прочтите, какие слова у вас получились.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад…

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

— Каждое слово в русском языке многогранно, к каждому слову нужно быть предельно внимательным. ( Слайд 4)

Посмотрите на слова, я хочу проверить ваше внимание.

— В какое из данных слов начинается на один и тот же звук. (Труд)

— В этом слове 2 слога, безударный и ударный гласные звуки обозначаются одной и той же гласной буквой. (Плакать)

— Напишите слово, в котором 2 слога, букв больше, чем звуков, первый звук согласный, звонкий, твердый, непарный. (Рыдать)

— Это слово заканчивается на непарный всегда звонкий согласный звук, а начинается на непарный, всегда глухой, твердый звук. (Храбрый)

  • А теперь продолжите задание с оставшимися словами.

На доске написаны слова: ТРУД, ПЛАКАТЬ, РАБОТА, РЫДАТЬ, СМЕЛЫЙ, ХРАБРЫЙ.

— На какие группы вы можете разбить эти слова?

Распределите слова на 3 грамматические группы. (Существительные, прилагательные, глаголы).

Имя сущ.

Имя прил.

Глаг.

Какие слова вы записали в 1 группу? (Труд, работа)

— Во 2 группу? (Смелый, храбрый)

В 3 группу? (Рыдать, плакать)

Что теперь вы можете сказать о группах слов? ( В первой группе -имена

существительные, во второй — имена прилагательные, в третьей — глаголы.)

А что еще заметили? (труд и работа обозначают одно и то же…)

( Имена прилагательные смелый, храбрый близки по смыслу.)

-Как называются эти слова? (Синонимы)

На доске записываю «Синонимы»

3.

Сообщение темы урока. Целеполагание.

  • Сформулируйте тему урока.

  • Что вы уже знаете о синонимах?

  • Что хотели бы узнать? (Слайд 5)

Знаем

Хотим узнать

Узнали

1.Слова близкие по смыслу.

Почему так называются?

Какие особенности синонимов? Для чего нужны слова-синонимы?

Сформулируйте задачи урока. (Слайд 6)

  • Дать …;

  • находить …;

  • использовать …;

  • пользоваться словарем …..

Школьники заканчивают предложения:

  • Дать определение понятию синонимы;

  • находить синонимы в тексте;

  • использовать их в речи;

  • пользоваться словарем синонимов.

— Итак, мы с вами должны сегодня узнать, в чем особенность синонимов, для чего они нужны. Посмотрим, чем они интересны. Будем находить их в тексте и учиться употреблять в речи.

4.

Изучение нового учебного материала

Цель данного этапа для учеников: найти признаки синонимов, искать информацию в словаре синонимов.

Задачи: анализировать объекты; Выделять общие признаки;

Сравнивать объекты (находить общее и отличия);

Обобщать;

Цель данного этапа для учителя: подвести обучающихся к нахождению синонимов.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Вернемся к таблице. ( Слайд 7)

труд

смелый

плакать

работа

храбрый

рыдать

— Напомните, почему эти пары слов мы назвали синонимами? ( Потому что эти слова близки по смыслу). ( Слайд 8)

На доске я постепенно выставляю карточки c фразами, чтобы «сложилось» правило о том, что такое слова-синонимы. Вывешиваю две карточки.

СИНОНИМЫ

СЛОВА, БЛИЗКИЕ ПО СМЫСЛУ

Работа со словарем (работа в группах)

Ребята, скажите, зачем нам нужны словари?

На уроках мы с вами уже работали со многими словарям: толковым, орфографическим, словообразовательным. (Слайд 9)

— А сегодня мы познакомимся с ещё одним словарем — словарем синонимов. ( Слайд 10)

— Давайте откроем словарь и посмотрим, как он устроен. В нашем словаре нет содержания. Как же мы будем действовать? Неужели мы будем по одной страничке перелистывать?. Это так долго. ( Предложения детей)

  • Найдите слово «красивый». Какие синонимы вы можете назвать?( Красивый, прекрасный, хорошенький, миленький, пригожий).

А скажите слово «красота» можно записать в эту группу синонимов? ( Слайд 11)

К какой части речи относятся выписанные слова? А слово «красота»? Дети высказывают свои предположения. Мнения разделились.

— А что же делать? Как быть? Что нам может помочь?

— Любое предположение должно быть подтверждено научными фактами. Давайте попробуем доказать свое предположение.

Перечитайте пары слов и дополните каждую грамматическую группу, используя словарь синонимов. Какие знания вам помогут при работе со словарем? ( Знание алфавита). ( Сайт 12)

труд

смелый

плакать

работа

храбрый

рыдать

дело

отважный

реветь

занятие

мужественный

хныкать

— Проанализируйте группы слов. Что вы можете сказать о словах в каждой группе?

(В каждой группе синонимы. Синонимы — это или только существительные, или только прилагательные, или только глаголы.)

— Значит, синонимы — это слова, которые относятся к одной и той же части речи.

(Слайд 13)

ОНИ ОТНОСЯТСЯ К ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ

Сделайте предварительный вывод о словах-синонимах, используя опорные

слова.

Физминутка (14)

5.

Закрепление учебного материала.

Цель данного этапа для учеников: нахождение синонимов в тексте,

Формы: фронтальная, парная

Учимся применять правило. ( Слайд 15)

Работа по учебнику.

– Откройте учебник на странице 60. Прочитайте правило. Совпал ваш вывод

с выводом автора учебника?

Что еще вы узнали из статьи?

(Слово «синонимы» пришло из греческого языка и означает «одно имя, название».

( Слайд 16)

Напомните, какие вопросы мы ставили в начале изучения темы «Синонимы».

( Что такое синонимы? Почему они так называются? Из какого языка пришло это название?)

Ответили мы на эти вопросы?

Выполнение упражнения 321

Спишите упражнение и подчеркните синонимы.

Ученики работают по карточкам в парах. ( Слайд 17)

Подобрать синонимы к картинкам. ( Задуть, потушить, погасить, выключить)

Задуть свечи, потушить пожар, погасить свет, выключить утюг.

Проверка.( Слайды 18, 19, 20, 21)

Вывод: Для чего нужны синонимы? (Слайд 22)

Дополнительное задание . Подобрать синонимы к словам. ( Слайд 23)

Взаимопроверка.

Тест (24)

Если согласны, поставьте +, если нет , то ставим —

  1. Синонимы – это слова близкие по смыслу.

  2. Синонимы — это родственные слова..

  3. Синонимы одной группы относятся к разным частям речи.

  4. В переводе с греческого слово «синонимы» означает одно имя, название.

  5. Синонимы друг от друга отличаются окончанием

Проверка

6.

Подведение итогов урока. Организация рефлексивной деятельности учащихся.

— А теперь подведём итоги. ( Слайд 25)

Что же вы узнали сегодня на уроке? Что нового вы для себя открыли?

Знаем

Хотим узнать

Узнали

  1. Синонимы — это слова близкие по смыслу.

Почему так называются?

Какие особенности синонимов?

Для чего нужны слова-синонимы?

От греч. одноименный — одно имя.

Близкие по смыслу, относятся к одной части речи, но звучат и пишутся по-разному.

Для повышения выразительности речи, помогают избегать повторов.

— Какая учебная задача была поставлена на уроке?
– Достигли мы цели?

( Слайд 26)

Рефлексия.

— Какое открытие сделали сегодня на уроке? Что было неожиданным? Чему научились? Какие новые слова изучали на уроке? Что особенно понравилось? Что оказалось неожиданным?
Как вы можете оценить свою работу на уроке? Отметьте на лесенке.
Ребята, а для чего нам нужно уметь подбирать синонимы.
( Чтобы разнообразить нашу речь, сделать богаче, красивее).

7.

Задания на дом

Цель работы для учащихся: научиться самостоятельно и с помощью словаря подбирать синонимы.

Цель данного этапа для учителя: закрепить способ

Домашнее задание.

Выберите для себя задание.

    1. Упр. 324.

    2. Составить рассказ о весне, используя синонимы.

    3. Составить задание для одноклассников, используя синонимы.

— Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы научились пользоваться этим богатством в своей речи. Спасибо за урок! (Слайд 28)

Цель: знакомство со
словами-синонимами.

Задачи:

  • создать условия для наблюдения за сходством и
    различием слов-синонимов;
  • учить детей распознавать синонимы;
  • развивать речь детей, память, познавательную
    активность, воспитывать культуру речи;
  • способствовать развитию аналитического
    мышления, умения сравнивать, выделять
    существенные признаки, обобщать, делать выводы;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к
    другу во время выполнения заданий в парах,
    группах, умение уважительно относиться к позиции
    другого человека, справедливо оценивать работу
    другого, объяснять своё несогласие;
  • формировать основы учебной деятельности.

Оборудование: учебник «Русский язык»,
2класс, часть 2, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова,
М.И.Кузнецова и др. – М.: «Вентана-Граф,2011,
карточки с заданиями для групповой,
индивидуальной и дифференцированной работы,
учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
для чтения в начальных классах), науч. ред.
Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
Архангельск, Поморский университет, 2010.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие, эмоциональный настрой на урок.

2. Чистописание

а ш м г и

– Разделите все буквы на группы.

Возможные варианты:

 и  а        ш 
 м   г
буквы, обозначающие гласные
и согласные звуки,
ш  и        м  
 а   г
использование элементов
написания букв,
а   и        м   г
          ш
буквы,
обозначающие гласные звуки, буквы, обозначающие
звонкие согласные звуки и буква, обозначающая
глухой согласный звук, являющийся всегда
твёрдым.  

Запись: Шш Шш

Шля … ка, ке … ка, кичка, ша … па. – Где
слышали слово «кичка»? Обращение к словарю,
уточнение лексического значения слова.

– Какие буквы пропущены? Докажите.

Самооценка работы.

Работа с орфограммой «парный звонкий и глухой
согласный в корне слова».

– Что можете сказать об этих словах? (Найти
сходство, различие слов)
.

3. Словарная работа. Актуализация знаний

М … шина, авт … м … биль, … втобус, грузовик.

– Спишите, вставляя пропущенные буквы,
объясните написаниеслов.
Взаимопроверка.
– Найдите лишнее слово. Докажите.
– Составьте предложение с одним из слов,
запишите.

4. Определение учебной задачи

Работа в группах.
У каждой группы 2 текста.

Тексты для 1 группы:

  1. Строители возвели новый дом. Красивое здание
    расположено на центральной улице города. Это
    жилище предназначено для рабочих крупного
    завода. Людям очень нравится новая постройка.
  2. Строители возвели новый дом. Красивый дом
    расположен на центральной улице города. Этот дом
    предназначен для рабочих крупного завода. Людям
    очень нравится новый дом.

Тексты для 2 группы:

  1. С самого утра во дворе слышны весёлые крики
    малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети
    сделали из снега холмик и заливают его водой.
    Весело будет детворе кататься с горки.
  2. С самого утра во дворе слышны весёлые крики
    ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята
    сделали из снега холмик и заливают его водой.
    Весело будет ребятам кататься с горки.

Тексты для 3 группы:

  1. В цирке выступал волшебник. Сначала кудесник
    превратил кролика в собаку. Потом маг заставил
    исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось
    выступление чародея. Они громко хлопали в ладоши.
  2. В цирке выступал волшебник. Сначала волшебник
    превратил кролика в собаку. Потом волшебник
    заставил исчезнуть целую машину. Детям очень
    понравилось выступление волшебника. Они громко
    хлопали в ладоши.

Задание группам: сравните тексты.

– Что заметили? Какой текст интереснее? Почему?
– Выпишите только те слова, которыми тексты
различаются. Проанализируйте слова.

Дом, здание, жилище, постройка.
Дети, ребята, детвора, малыши.
Волшебник, кудесник, маг, чародей.

– Что можете сказать про эти слова? Сравните их.
Что объединяет эти слова?

Близки по значению.
Отвечают на один вопрос.

– Что вы хотели бы  узнать про такие слова? (Как
называются эти слова? Чем похожи и отличаются
такие слова?)

– Чему хотели бы научиться на уроке? (Учиться
находить их в предложениях, текстах).

5. Формулирование темы урока

– Как называются такие слова, мы сейчас узнаем.
Помогите подобрать слова, близкие по значению к
данным:

Скорый        –
            быстрый

Притворный  –    
     лживый

Прекрасный  –
          чудесный

Огромный    –
            большой

Мощный  –
                сильный

Занимательный –      интересный
Отважный   –
           смелый

Сообразительный –   умный

Синонимы.

6. Работа над правилом.

– Давайте сделаем вывод, что же такое синонимы? (Слова,
близкие по значению, отвечающие на один вопрос).

– Проверим, как сформулировали правило авторы
учебника. Учебник с. 42, рубрика «Тайны языка».

7. Работа со словарями

Синоним – однослов, сослов, однозначащее, или
весьма близкое по смыслу к другому слово. (В. И.
Даль)
Синоним; в языкознании: слово или выражение,
совпадающее или близкое по значению с другим
словом, выражением». (С.И. Ожегов)
Синоним  (лингв.) – слово, отличающееся от
другого по звуковой форме, но совпадающее,
сходное или очень близкое по значению. (Д.Н.Ушаков)
– Где можно найти синонимы слов? (Словари
синонимов З.Александровой, Н. Абрамова, толковые
словари русского языка).

8. Первичное закрепление. Работа в парах

– Среди группы слов попробуйте найти
слова-синонимы. Выпишите их в строчку.

  • Печальный, невеселый, мудрый, грустный.
  • Маленькая, огромная, крошечная,
    малюсенькая, небольшая
    .
  • Охранять, караулить, сторожить,
    лаять, стеречь.
  • Отдых, труд, дело, работа.
  • Победить, одолеть, драка, разгромить,
    разбить.
  • Дрога, путь, тропинка, аллея, ехать, тротуар.
  • Жаркий, горячий, целый, жгучий,
    знойный.

– Докажите, что эти слова являются синонимами. (Они
близки по значению и отвечают на один и тот же
вопрос)

Проверка – назвать лишние слова, которые не
выписали.

Мудрый
Огромная
Лаять
Отдых
Драка
Ехать
Целый

9. Физпауза

10. Фронтальная работа. Использование
регионального компонента.

– У каждого народа, в каждой местности свои
языковые особенности. На народов севера  тоже
есть такие особенности.
– Прочитайте слова.

Баской, моряна, водейка, сиверко, ульнуть.

– Я назову слово, а вы попробуйте подобрать
синоним из этой группы слов.

Сбежать, ветер, красивый, ведро, сосуд.
(Сбежать – ульнуть, ветер – моряна, сиверко,
красивый – баской, ведро – водейка, сосуд – )

11. Работа по учебнику. Наблюдение за
значением слов-синонимов с опорой на рисунки.

Учебник с. 42, № 1. Выбрать из предложенных слов
по одному подходящему к каждому рисунку.
Составить предложения по картинкам.

Маша задула свечи на праздничном торте.
Папа погасил в комнате свет.
Мама выключила утюг.
Отважные пожарные потушили горевший дом.

– Что объединяет слова и чем они различаются? (Слова-синонимы
объединены близостью, схожестью значения, но
различаются тем, что не могут одинаково
сочетаться с другими словами, они называют
схожие, но не одинаковые действия)

Вывод. Учебник с. 43. Рубрика «Обрати
внимание».

12. Самостоятельна работа

Учебник с. 43, № 2 Выполнение упражнения с
предварительным разбором.

Домашнее задание: учебник  с. 43, № 3.

13. Дифференцированная работа.
(Карточки)

Соединить стрелками слова-синонимы:

14. Итог урока

– Вспомните учебные задачи. Выполнили мы их?
Тест.

1. Сегодня мы познакомились со словами, которые
называются …

а) омонимы
б) синонимы
в) омографы

2. Синонимы близки …

а) по написанию
б) по звучанию
в) по смыслу, значению

3. Синонимы отвечают …

а) на один и тот же вопрос
б) на разные вопросы
в) всегда на вопрос «кто?»

4. Найди группу синонимов:

а) мама, папа, сестра
б) бросить, кинуть, швырнуть
в) веселый, грустный

5. Подберите ещё один синоним к группе: тихий,
безмолвный, смирный:

а) спокойный
б) шумный
в) быстрый

15. Рефлексия

– Оцените свою работу на уроке.

– Сегодня на уроке вы старались,
вкладывали все силы, прилежно трудились
.

– Вы поработали хорошо, отлично, славно,
здорово.

– Я довольна, удовлетворена вашей работой,
трудом, делом
.

– Спасибо!

Список литературы:

  1. «Русский язык», 2 класс: комментарии к урокам, 
    авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и
    др. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  2. Учебник «Русский язык», 2класс, часть 2, авторы:
    С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.:
    Вентана-Граф,2011.
  3. Учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
    для чтения в начальных классах), науч. ред.
    Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
    Архангельск, Поморский университет, 2010.

Русский язык

5 класс

Урок № 51

Синонимы

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Синонимия, причины её существования в языке.

2. Понятие «контекстные синонимы», использование синонимов для связи предложений в тексте.

3. Синонимы, используемые в разных речевых ситуациях.

Тезаурус

Синонимы – слова одной части речи, близкие по значению, но разные по написанию.

Абсолютные синонимы – слова одной части речи, одинаковые по значению и сфере употребления.

Контекстные синонимы – слова, являющиеся синонимами только в рамках определённого текста.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

Дополнительная литература:

1. Абрамов Н. А. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. М.: Русские словари, 1999. – 111 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В языке есть слова, которые обозначают одни и те же предметы, признаки, явления, действия. Каким мы назовём лицо улыбающегося человека? Можно назвать его счастливым, радостным, довольным – и всё это будет правдой. Кто-то скажет, описывая костёр, что видит огонь, другой – пламя, и оба будут правы. Слова, обозначающие одно и то же по-разному, называются синонимы. Синонимы должны принадлежать к одной части речи.

Почему нам нужно держать в языке несколько слов, чтобы назвать один предмет или действие? Посмотрите на эту пару синонимов: бежать – нестись. Как вы думаете, какой глагол использует спортивный комментатор в предложении «Спортсмен _____ со скоростью 25 километров в час»? Конечно, бежит, так как слово несётся, хоть и обозначает «быстро бежать», но является разговорным, а, значит, его нельзя использовать в официальных ситуациях. А чем отличаются слова замёрзнуть и закоченеть? Если мы хотим сказать, что кто-то очень сильно замёрз, то мы используем синоним – закоченел. Синонимы отличаются друг от друга сферой употребления или смысловыми оттенками.

Использование синонимов помогает сделать речь или текст разнообразней, красочней, избежать ненужных повторов. Посмотрите на это предложение: На столе стояла маленькая чашка на маленьком блюдце, в маленькой сахарнице лежали маленькие кубики сахара, а на краю стола – маленькая салфеточка. Зачем столько раз повторять слово маленький, если у нас в языке есть замечательные синонимы небольшой, крохотный, миниатюрный, крошечный и многие другие.

Кроме того, синонимы помогают связывать предложения. Прочитайте текст: Вася зашёл в магазин и хотел купить два пирожных. Когда мальчик подошёл к витрине, то увидел, что лакомства раскупили. Он решил, что вместо десерта купит цветы.

В этом тексте речь идёт о Васе и его желании купить пирожные. Но эти слова мы использовали лишь по одному разу, а в следующих предложениях заменили их. Всегда ли вместо слова Вася можно использовать слово мальчик? Нет, ведь Вася может быть и мужчиной, и даже котом! Слова, которые являются синонимами только в рамках одного текста, называются «контекстные синонимы».

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Множественный выбор

Найдите все синонимы для слова красивый.

• Новый

• Прекрасный

• Великолепный

• Смехотворный

• Восхитительный

• Крупный

• Дивный

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Подумать о лексическом значении данных слов, если слова близки по значению к слову красивый, значит, они являются синонимами.

Правильный ответ:

Слова прекрасный, великолепный, восхитительный, дивный описывают нечто красивое, приятное глазу, выдающееся своим внешним видом или качествами, то есть эти слова являются синонимами слова красивый.

Слово новый ничего не говорит о красоте предмета или явления, словом крупный мы обозначаем размер предмета, слово смехотворный имеет негативную окраску, а, значит, все эти слова не являются синонимами слова красивый.

Установление соответствий между элементами двух множеств

Соедините синонимы.

Группа один: букварь, ученик, еда, грустный.

Группа два: школьник, пища, печальный, азбука.

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Необходимо установить лексическое значение каждого слова, а затем найти слово с близким лексическим значением.

Правильный ответ:

Букварь – азбука (оба слова обозначают книгу для первоначального обучения грамоте), ученик – школьник (любым из этих слов можно назвать учащегося в школе), еда – пища (то, что служит питанием), грустный – печальный (так мы назовём расстроенного человека).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Схематичность синоним
  • Схематическое изображение синонимы
  • Схематический план синоним
  • Схематически синоним
  • Схематика синоним