Сценка про синонимы

Дорогие зрители! Сегодня мы пригласили вас на праздник русского языка, посвященный открытию недели русского языка и литературы.

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик, К

Как держава наша, могуч.

Хочешь — песни, гимны пиши,

Хочешь — выскажи боль души.

Будто хлеб ржаной, он пахуч,

Будто плоть земная — живуч.

Для больших и для малых стран

Он на дружбу,

На братство дан.

Он язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете

За круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Он, как наши мечты, велик,

Животворный русский язык!

Сценка про Эзопа

Эзоп, знаменитый баснописец Древней Греции, был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить самый лучший обед. Эзоп купил языков и приготовил из них три блюда.

  • Почему ты подаешь одни языки? — спросил за обедом Эзопа удивленный Ксанф.
  • Ты велел купить самое лучшее, — ответил тот,- а что для философа дороже языка? При помощи языка изучаются науки и получаются знания; посредством него мы объясняемся друг с другом, решаем разные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даем, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура народов. Думаю, что нет ничего лучше языка. Такой ответ пришелся по сердцу Ксанфу и его гостям.

Через неделю Ксанф приказал, чтобы Эзоп приготовил самый плохой обед. Эзоп снова купил языки; все удивились. Тогда Эзоп сказал Ксанфу:

  • Ты приказал купить самое худшее. А есть ли что хуже языка? Посредством языка мы огорчаем друг друга, бранимся, лжем, обманываем, хитрим, ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает области, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло… Может ли быть что-нибудь хуже языка?

Говорят, что не всем присутствующим этот ответ пришелся по вкусу.

Стихотворение В. Шефнера «Есть слова словно раны…»

Есть слова — словно раны, слова — словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу,-

Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Не счесть на земле языков и наречий,

Они существуют, наверное, вечно.

Но нам всех дороже наш русский язык,

Ведь каждый из нас к нему с детства привык.

Но вот незадача, мы русские, вроде,

Однако чего не услышишь в народе:

Слова искажают, коверкают речь. Мы вас попытаемся предостеречь.

Сценка о жаргонизмах

ЯНА:     Эй, Федька, братан! Прикинь, что вчера было. Мы токо классно начали отвисать, потом намутили там одну штуку, висели, висели, меня че-то прибило , потом накрыло и я залипла.

ФЕДЯ:   Ян, так что все-таки случилось? Я тебя не понимаю!? И  вообще, что за жаргон?! Где ты таких слов набралась-то?!

ЯНА: Оооу… Тяжелый случай… По-моему, ты уже совсем отстал от современной жизни. Так сейчас все подростки общаются.

ФЕДЯ:    Да ничего я не отстал! Я просто вас не понимаю! Эти ваши жаргонизмы засоряют нашу речь, она становится непонятной, беззвучной. В языке говорящего проявляется культура, воспитанность и знания… Да и словарный запас зависит от уровня культуры, начитанности, интеллекта. Тебе известно, что культурный человек имеет словарный запас 3000-3500 слов?

ЯНА:       Ну-да… так много? Да и кому это надо?! По-моему, ты преувеличиваешь …

ФЕДЯ:    Мне так не кажется. Некоторые скоро вообще забудут, как говорить и писать нужно. Вот к примеру, смотри, мы вчера с Мишкой переписывались.

ФЕДЯ:   Вот, я ему пишу: «Миш, Идем, поиграем в футбол? На улице такая погода хорошая». А он мне: « ( ». Я ему: « А может тогда в кино?». Он: « ) ». Я ему « Попкорн с собой возьмем?». Он « ))». Я ему: «Увидимся». И он мне: « )))»

ФЕДЯ:    Вот и поговорили! Только мне непонятно: он или совсем русский язык забыл, или только как слова пишутся, не помнит.

ЯНА:      Ну и что? Что тебя не устраивает-то? И так же все понятно! И время экономится. Да и вообще, за смайликами будущее. Это прогресс! Я думаю, скоро даже стихи в школе по смайликам учить будем.

ФЕДЯ:    Что? И как ты себе это представляешь?

ЯНА:      Да легко! Во, смотри.

«Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном»

Пушкин

(все это на экране показано с помощью смайликов)

ФЕДЯ:   Я не могу с тобой согласиться, может, пойдем и спросим у наших друзей, что они думают?

ЯНА:      Ну, окей.

Меня так колбасит, тебе параллельно…

Откинешь копыта…

Да…случай смертельный!

Поди разберись, где тут правда, где ложь,

Без переводчика и не поймешь.

Ребята, ведь это всего лишь бравада!

Жаргонным наречьем глаголить не надо!

На русском писали Тургенев и Горький, Есенин, Толстой, Пастернак и не только.

Ты будь с языком осторожней, мой друг!

И вслушайся в речи друзей и подруг!

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.

Николай Васильевич Гоголь

Сказка «Семь дочерей»

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери:

  • Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, — промолвила первая дочь.
  • Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, — проговорила вторая.
  • Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, — пропела третья.
  • Мне тяжело было без тебя, как пчела без цветка, — защебетала четвертая.
  • Ты снилась мне, как розе снится капля росы, — проворковала пятая.
  • Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, — сказала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу — помыть ноги. (как вариант – принесла еды и накормила маму)

Вот какой поэтичный, выразительный, задушевный русский язык. И не только сокращения и жаргонизмы портят и засоряют его, но и чрезмерное использование заимствованной лексики.

Сценка «Три мудреца»

  1. (уверенно, с напускной важностью, высокомерно)

Уважаемые господа! С точки зрения банальной эрудиции каждый индивидуум, погруженный в мотивирующую абстракцию, не может обойтись без утопического объективизма. Я так думаю…

  1. (немного растерянно, обескуражено, возмущенно)

Позвольте, господа! Дифференцированный подход к модуляциям абстрагированного мышления дистанцируется от объективизма и концентрирует в себе субъективизм!.. Это же каждому ясно, как дважды два!

  1. ( с обидой, упрямо)

Не соглашусь с Вами, многоуважаемый! Деструктивный подход! Ваши модуляции с ассоциативным мышлением пугают меня! Этак, батенька, мы и до корреляции с компиляцией дойдем!

  1. ( великодушно развалясь на стуле, снисходительно)

Вы оба правы, господа! Это просто вопрос трактовки метода… Однако нельзя отрицать дезинформацию наших СМИ… Желтой прессы, наконец…

  1. ( горячо, убежденно, с азартом, быстро) Господа! Не будем забывать, что мы достигнем успеха благодаря приоритету эмпирии перед креацией в экстраполировании ментального дискурса! Мы верим в нашу молодежь! Вот она, юная, цветущая, подающая огромные надежды… Поприветствуем её!
  2. (иронически, с улыбкой)

Не идеализируйте, господа! Мировоззрение нашей публики сегодня зависит от а) менталитета российского гражданина вообще, б) умения анализировать свой жизненный опыт, и, наконец, в) наличия…

Хором: ЧУВСТВА ЮМОРА!

Стихотворение «Два языка» Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нём впервые я сказала «мама»,

На нём клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нём.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нём ветра в предгорьях наших свищут,

На нём впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зелёною весной…

Но, как родной,

Люблю язык я русский,

Он нужен мне, как небо,

Каждый миг,

На нём живые, трепетные чувства

Открылись мне,

И мир открылся в них.

Я поняла на русском слово «счастье»,

Большое счастье жить в большой стране.

С ним не боюсь я горя и ненастья,

С ним не сгорю я ни в каком огне…

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой…

Забыв родной язык – Я онемею.

Утратив русский – Стану я глухой.

(Т. Зумакулова, балкарская поэтесса.)

Стихотворение «Первородство» С. Островой

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны́ … И когда я слышу:

  • Извини меня! — Это значит:
  • Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Свое пространство. Свои рубежи. И когда я слышу:

  • Обереги меня! — Это значит:
  • Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу:

  • Защити меня! — Это значит:
  • Спрячь меня за щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть — Слово тебе сотворит добро.

  1. Реклама словарей

Мальчик увлеченно читает книгу, восклицает : «Не может быть!», «Вот это да!». Друг зовет его на футбол, девочки в кафе, он отказывается. Девочки предлагают ему чипся. Он борется между желанием поесть чипся и продолжать читать книгу. Но снова погружается в чтение. Девочки и мальчик в зал: «Вы знаете, почему Юра не идет играть в футбол, отказывается идти в кафе и есть чипсы?» Юра:»Я читаю толковый словарь русского языка!»

Вторая реклама.

Ученица: «Хотите узнать, что общего между капустой и капитаном? Хотите? Тогда с этим этимологическим словарем я иду к вам!

Ученица:»Черное и белое… Лед и пламень… Жизнь и смерть… Любовь и ненависть… Читайте словарь антонимов русского языка!

Стихотворение В. Солоухина

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай — не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит.

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Сценка о синонимах «В ЖЭКе»

В кабинет начальника (назовем его по старинке) ЖЭКа вошел мужчина средних лет.

— Моя фамилия Михайлов, — отрекомендовался посетитель.

  • А моя — Сидорчук, — сказал начальник ЖЭКа.
  • Я работаю старшим научным сотрудником в институте синонимов. Синонимы — это слова, близкие по смыслу, значению…
  • Ну и что?
  • Сейчас я изложу суть, сущность, существо, содержание дела… Не надо меня торопить, погонять, понукать, подхлестывать, подстегивать…
  • Товарищ Михайлов, я все-таки хотел бы…
  • Хотеть делать, желать, стремиться — это еще не значит сделать, совершить, произвести, сотворить…
  • Но что я должен сотворить? Что? — взорвался Сидорчук.
  • Не надо на меня кричать, орать, гаркать! Сейчас я все объясню, разъясню, изъясню, растолкую. Я прошу вас дать, вручить, выдать, предоставить мне справку, что я действительно, в самом деле, взаправду проживаю по улице Моторной,
  • Наконец-то вы сказали, в чем дело. Только… вот такой справки я выдать не могу. Их выдает паспортистка Марья Ивановна Кукушкина.
  • Но ведь вы тоже не ноль, не мелочь, не пешка, не пустое место, не пятая спица в колеснице…
  • Но есть же субординация, — начал было Сидорчук, но, увидев, что Михайлов собирается выдать очередной залп синонимов, выбежал из кабинета.
  • Вот возьмите, — сказал он, вновь войдя в кабинет. — Только, пожалуйста, уходите, выйдите, удалитесь, ретируйтесь, скройтесь, исчезните…

Выйдя из кабинета со справкой, Михайлов прочитал объявление на двери: «В связи с болезнью паспортистки справки временно не выдаются». Михайлов улыбнулся и вполголоса пробормотал:

-Кто бы мог подумать, что мои знания синонимов могут в быту пригодиться, сгодиться, найти себе применение.

А в это время начальник ЖЭКа, сидя в своем кабинете, тоже улыбался: «А печать-то я ему не поставил. Так что придется ему все-таки к Кукушкиной прийти, зайти, подскочить, пришлепать, притопать…»

  1. Стихотворение

Я помню лазурный рассвет, Малиновый, теплый закат,- Дороже мне Родины нет,

Я ей благодарен стократ.

Там есть за деревней родник, Вода в нем чиста, как слеза. Там пел свои песни кулик

И плакала ивы лоза.

Спасибо за то, что дала Мне русский великий язык, Ты, Родина! – есть и была,

А я твой до смерти должник. (А.Квашенников)

Все участники выходят на сцену.

  1. Русский язык.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Иван Тургенев

  1. Стихотворение «Слово» Иван Бунин Молчат гробницы, мумии и кости,—

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

Берегите наш язык!

Все вместе: Наш прекрасный русский язык!

Между сценками, стихами звучит музыка. (в это время меняются выступающие, передвигаются декорации)

Автор: Самарина Н.Н.

Post Views: 1 001

Учитель:

Скажи “родник” —
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом.

Разные слова родник и ключ называют одно и то
же: водный источник, который течет из глубины
земли. И таких слов в русском языке много. С ними
вы не раз встречались на уроках чтения и русского
языка, и, конечно, вспомните, когда услышите
небольшую историю о Незнайке и его друзьях.

Сценка

В клубе Веселых Человечков переполох: исчез
Незнайка. Никто не видел его с самого утра. Пропал
как в воду канул.

Гурвинек: Я думаю, он снова улетел на Луну.

Дюймовочка: Нет! Нет! Он бы опять бы взял с
собой Пончика. А я только утром его видела. Правда
у него был очень загадочный вид.

Буратино: Безобразие! Почему он все время
мешает нам? И теперь мы опоздаем на встречу с
учениками.

Карандаш: Подождем еще немного и пойдем без
него.

(Минуты через 2 дверь распахнулась и в комнату
ворвался Незнайка. За ним вбежали Пончик и
Сиропчик)

Незнайка: Я не опоздал? Не сердитесь на нас.

Пончик: Не обижайтесь.

Сиропчик (шепотом): Не дуйтесь.

Карандаш (строго): Где вы были?

Незнайка: В школе.

Пончик: Совсем близко.

Сиропчик: Совсем рядом.

Веселые человечки: Что же вы там делали и
почему так странно отвечаете? Все говорите об
одном и том же по-разному.

Незнайка: Я узнал, что второклассники обещали
рассказать о словах-друзьях. Их еще называют…
называют. Пончик, как они называются?

Пончик и Сиропчик: Их называют синонимами!

Незнайка (громко): Вот-вот! Например, можно
сказать: Дюймовочка – маленькая.

Пончик (перебивая): А можно по-другому:
Дюймовочка – небольшая.

Сиропчик: А еще лучше Дюймовочка – крошечная.

Незнайка: Ведь можно сказать Пончик и
Сиропчик – мои друзья.

Пончик: Незнайка и Сиропчик – мои товарищи.

Сиропчик: Незнайка и Пончик – мои приятели.

Все с разных сторон: Друзья, товарищи,
приятели. Мы тоже не опаздываем!

Карандаш (командуя): Быстро бежим в школу, а по
пути узнаем все остальное.

Учитель: Какие слова называются синонимами?
Вспомните, какие примеры приводили Незнайки и
его друзья.

Задание №1. Как можно по-другому сказать:
Незнайка исчез, дверь раскрылась, Незнайка
вбежал в комнату.

Задание №2. Какие синонимы подберете к
словам: ограда, летчик, богатырь.

Задание №3. Найди друзей

Алфавит Аккуратный
Огонь Алый
Шалун Скакать
Чистый Азбука
Конница Пламя
Прыгать Озорник
Бросать Кавалерия
Красный Кидать

Задание №4. Пословицы и поговорки.

Какие синонимы встречаются в пословицах и
поговорках?

Спеши не спеши, а поторапливайся.

Приятелей много, а друга нет.

Переливает из пустого в порожнее.

Задание №5. Второе название животного.

Каких зверей называют так: косой, косолапый,
серый, рыжая, сохатый.

Задание №6. Назови четырьмя буквами.

Какими синонимами (из четырех букв) можно
заменить такие слова: приятель, противник,
солдат, шагать, красный, алый, доктор, работа.

Задание №7. Скажи по-другому.

Солнце село, держать в секрете, злая зима, река
бежит, луна.

Ученик читает стихотворение:

“Бураны, вьюги и метели –
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они!” –
Так проворчал мороз угрюмый,
И речку лед сковал без шума.

Назовите, какие синонимы встречались в
стихотворении?

Знаете ли вы?

У резинки, обычной школьной резинки есть
еще одно название – ластик. Почему резинка –
понятно: делалась из резины. А из чего делается
резина? Из каучука. Но каучук по латыни
называется “эластикум”. Отсюда – ластик, что
значит упругий, хорошо растягивающийся.

Итог занятия. Употребляя в своей речи, мы
избегаем повторения одних и тех же слов в
предложении, рассказе, и точнее выражаем свою
мысль.

Сахалинское
государственное казенное специальное

учебно-воспитательное
общеобразовательное учреждение закрытого типа

для
обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением

Сахалинское
государственное казенное специальное

учебно-воспитательное
общеобразовательное учреждение закрытого типа

для
обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением

Надпись:       

Сценарий праздника
«Русский язык –   нам есть   чем гордиться!»

Надпись: Составила:
Кузнецова 
Елена Валерьевна,
учитель русского языка 
и литературы

с. Костромское,

2017

Ведущий 2

Много языков на свете разных-

Выучить их все не смог бы я,

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный, русский,

Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова.

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива.

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!

Дорогие
зрители! Сегодня мы пригласили вас на праздник русского языка, посвященный
закрытию недели филологии.

Ведущий 1

Стихотворение А. Яшина

«Я люблю свой родной язык»

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Хочешь — песни, гимны пиши,

Хочешь — выскажи боль души.

Будто хлеб ржаной, он пахуч,

Будто плоть земная — живуч.

Для больших и для малых стран

Он на дружбу,

На братство дан.

Он язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Он, как наши мечты, велик,

Животворный русский язык!

 Сценка про Эзопа

       Эзоп, знаменитый баснописец Древней Греции, был
рабом философа Ксанфа.

Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу
приготовить самый лучший обед. Эзоп купил языков и приготовил из них три блюда.

— Почему ты подаешь одни языки? — спросил за обедом Эзопа
удивленный Ксанф.

— Ты велел купить самое лучшее, — ответил тот,- а что для философа
дороже языка? При помощи языка изучаются науки и получаются знания; посредством
него мы объясняемся друг с другом, решаем разные вопросы, просим, приветствуем,
миримся, даем, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи
языка строятся города, развивается культура народов. Думаю, что нет ничего
лучше языка.

Такой ответ пришелся по сердцу Ксанфу и его гостям. 

Через неделю Ксанф приказал, чтобы Эзоп приготовил самый
плохой обед. Эзоп снова купил языки; все удивились. Тогда Эзоп сказал Ксанфу: 

— Ты приказал купить самое худшее. А есть ли что хуже
языка? Посредством языка мы огорчаем друг друга, бранимся, лжем, обманываем,
хитрим, ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает области, даже целые
государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло… Может ли быть что-нибудь хуже
языка? 

Говорят, что не всем присутствующим этот ответ пришелся по
вкусу.  

Ведущий 1

Стихотворение  В. Шефнера

 «Есть слова словно раны…»

Есть слова — словно раны, слова — словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу,

Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Не счесть на земле языков и наречий,

Они существуют, наверное, вечно.

Но нам всех дороже наш русский язык,

Ведь каждый из нас к нему с детства привык.

Но вот незадача, мы русские, вроде,

Однако чего не услышишь в народе:

Слова искажают, коверкают речь.

Мы вас попытаемся предостеречь.

Сценки о жаргонизмах

Сценка №1.

1-ый
-Привет!

2-ой
– Привет!

1-ый
– Всё? Отстрелялся?

2-
ой — Сдал. А Васька блин, пролетел мимо, ему не удалось содрать.                                  Лепил,
блин, такую чепуху.

1-ый
— А я тоже не могу врубиться в эту математику. Было бы клёво получить «4». Она
говорит, иди, блин, отвечать, а у меня прикинь глаза на лоб.

2–ой
— Ну, похиляли. 

Ведущий 2.

Вы поняли, о чём шла речь? На каком языке говорили
мальчики?

К сожалению,
обращаясь друг с другом, мы часто забываем о богатстве и красоте русского
языка, правильная речь стала редкостью.

Сценка №2.

Доктор: Проходите,
молодой человек, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь?

Вася: Чао!

Доктор: На что
жалуетесь?

Вася: Прихворнул я,
что-то горло дерёт, башка болит.

Доктор: Температуру
измеряли?

Вася: Да я
градусник вчера кокнул!

Докто: А как
лечились вчера?

Вася: Дрыхнул весь
день, аж надоело.

Доктор: Да …
Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его
срочно нужно лечить.

Сценка №3

САША:      Эй, Федька, братан! Прикинь,
что вчера было. Мы так классно     начали отвисать, потом намутили там одну
штуку, висели, висели, меня че-то прибило, потом накрыло, и я залип.

ФЕДЯ:    Сань, так что все-таки
случилось? Я тебя не понимаю!? И           вообще, что за жаргон?! Где ты таких
слов набрался-то?!

САША:       Оооу… Тяжелый
случай… По-моему, ты уже совсем отстал от современной жизни. Так сейчас все
подростки общаются.

ФЕДЯ:     Да ничего я не
отстал!  Я просто вас не понимаю! Эти ваши жаргонизмы засоряют нашу речь, она
становится непонятной, беззвучной. В языке говорящего проявляется культура,
воспитанность и знания… Да и словарный запас зависит от уровня культуры,
начитанности, интеллекта. Тебе известно, что культурный человек имеет словарный
запас 3000-3500 слов?

ЯНА:        Ну-да… так много?
Да и кому это надо?! По-моему, ты преувеличиваешь … 

ФЕДЯ:     Мне так не кажется.
Некоторые скоро вообще забудут, как говорить и писать нужно. Вот к примеру,
смотри, мы вчера с Мишкой переписывались.

 Вот, я ему пишу:  «Миш, Идем,  поиграем в футбол? На улице
такая погода хорошая». А он мне:  « ( ». Я ему: « А может тогда в кино?». Он: «
) ». Я ему « Попкорн с собой возьмем?». Он « ))». Я ему: «Увидимся». И он мне:
« ))) »

 Вот и поговорили! Только мне непонятно: он или совсем
русский язык забыл, или только как слова пишутся, не помнит.

САША:       Ну и что? Что тебя
не устраивает-то? И так же все понятно! И время экономится. Да и вообще, за
смайликами будущее. Это прогресс! Я думаю,  скоро даже стихи в школе по
смайликам учить будем.

ФЕДЯ:     Что? И как ты себе
это представляешь?

САША:       Да легко! Во,
смотри.

«Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном»

(Пушкин)

(все
это на экране показано с помощью смайликов)

ФЕДЯ:    Я не могу с тобой
согласиться, может, пойдем и спросим у наших друзей, что они думают? 

САША:       Ну, окей.  

Меня так колбасит, тебе параллельно…

Откинешь копыта… Да…случай смертельный!

Поди разберись, где тут правда, где ложь,

Без переводчика и не поймешь.

Ребята, ведь это всего лишь бравада!

Жаргонным наречьем глаголить не надо!

На русском писали Тургенев и Горький,

Есенин, Толстой, Пастернак и не только.

Ты будь с языком осторожней, мой друг!

И вслушайся в речи друзей и подруг!

Выбегает ученик:

Ребята, а  Лёшка из
7  класса матерится. Ребята-а-а, я  не знаю: это хорошо или плохо?

Ведущий 1.

Конечно, плохо.
Сквернословие, к сожалению, становится болезнью. А знаете ли вы, что в 17 веке,
по Соборному уложению царя Алексея Михайловича, за матерные слова, публично
произнесенные, полагалась смертная казнь?  А знаменитая мать  Мария из
монастыря Фрола и Лавра говорила, обращаясь к молодому человеку: «Не
сквернословь…  Потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает
ангел». Вот, оказывается, каким образом избавляли наших предков от желания сказать
словцо! Защиты не будет. Крыла не будет над тобой!

Ведущий 2.

Как избавиться от
сквернословия? Как беречь чистоту речи? Не говорить плохих слов самому. А.И.
Солженицын говорил: «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, но не через
меня». Не нужно бояться быть белой вороной. «Все – пусть говорят, а я не буду».
Конечно, для этого требуется мужество.   Над тобой будут смеяться, шутить, если
ты в чем-то превосходишь своих друзей. Попробуйте устоять, не испугаться
насмешек, презрения и даже одиночества.

Ученик:

Ребята, а еще
Колька говорит, чтоб я гнал бабки, припер ему тачку родака, иначе стремная
житуха будет у меня. Ребята, я не понимаю, что он хочет. Помогите мне.

Ведущий 2.

Это жаргонная
лексика, которая тоже засоряет и портит нашу речь.

Ведущий 1.

 Вот какая у нас беда: вирус завелся в родном нашем языке.

Сейчас ребята
покажут сценку  « Вирус в Королевстве грамматики». Посмотрите, может быть,
кто-нибудь узнает себя.

Сценка  «
Вирус в Королевстве грамматики».

Действующие  лица:

   Королева Грамматики,

Принцесса Морфология (Марфуша),

Всезнайка,

Министр  Глагол,

Вирус

(Сцена оформлена, как тронный зал, стоят трон и
банкетка  для принцессы, кушетка для Всезнайки и Глагола)

Вступление.

Уже много лет во дворце ко­ролевы
Грамматики все спокойно, выполняются все правила и законы. Давным-давно
закончились все войны, даже споры бывают очень редко. Ко­ролева неустанно
обучает свою дочь, принцессу Морфологию; и всех придворных.

 (Входит Всезнайка).

Всезнайка. Ваше Грамматическое величество, к вам с докладом
министр Глагол.

Глагол. Ваше Грамматическое величество, дово­жу до вашего
сведения, что во вверенном мне хозяйстве поддерживается полнейший порядок.

Принцесса. Мамочка, можно я задам нашему глубокоуважаемому
министру Глаголу вопрос?

Королева. Конечно, Марфуша.

Принцесса. А не скажет ли глубокоуважаемый министр Глагол, как
поживает моя кузина Орфо­грамма? Как ее здоровье? Говорят, что все насе­ление
их королевства поразил вирус.

Глагол. Ваша светлость, только что прибыл по­сыльный от
вашей кузины. Если желаете, я могу расспросить его, чтобы довести до вашего
сведе­ния все события, происходящие в королевстве ва­шей любимой кузины.

Королева. Пригласите посыльного сюда.

Принцесса. Он нам расскажет все новости из королевства
Орфограммы.

   (Входит по-современному одетый мальчик, руки в
карманах. Он-то и есть Вирус)

   Вирус. Хэлоу, чувихи! Чо, прикалываетесь?

Принцесса. Мамочка, он что, француз?

Королева. Да нет, слова, как будто бы рус­ские, только не
понятно, о чем говорит.

Принцесса. Надо спросить у Всезнайки.

Королева. Вот именно. Господин Глагол, при­гласите нашего
Всезнайку.

    (Глагол приводит Всезнайку).

Королева. Любезный Всезнайка, можете ли вы перевести речь
этого юноши?

Всезнайка. Конечно, Ваше Грамматическое ве­личество.

Вирус. Ты, чо, матуха, в таком прикольном при­киде и
баклашнишь?

Всезнайка (переводит). Э-э-э… Ваше Величество в таком
красивом наряде и так странно разговаривает.

    (Принцесса хлопает в ладоши, хохочет).

    Вирус. Ты чо, бронявая? Быстро припухни!

Всезнайка. Ты что, девочка? Перестань смеяться.

Вирус. Слушай, баланда, давай стопудово му­тить, будем по
трубе бакланить.

Всезнайка. Слушай, девочка, давай обязатель­но дружить. 
Будем  разговаривать  по сотовому телефону, разыгрывать родителей.

Принцесса. Вот здорово! Уважаемый, скажи, пожалуйста, как
поживают дядюшка с тетушкой.

Вирус. Матуха в отстойном прикиде собирается на тусу.

Всезнайка. Их светлость в ужасном платье го­товится к балу.

Вирус. А батон слушает гранж и рокерит с бак­ланами.

Всезнайка. Их светлость слушает тяжелый рок и катается на
мотоциклах со своими приятелями.

Принцесса. Вот прикольно. А сестрица Орфог­рамма?

Вирус. А Мармазявка — колбаситца, рамсит, понтуется.

Всезнайка. А сестрица — веселится, несет всякую чушь,
красуется, собирает у себя пати.

Всезнайка. Орфограмма собирает молодежную вечеринку.

Принцесса. Вот прикольно! Мамочка, я тоже хочу на пати!

Королева. Так, достаточно. Теперь мне все по­нятно. Это и
есть тот самый Вирус, который на­зывается «подростковый сленг». Наша дорогая ку­зина
не придумала ничего лучше, чем отправить его к нам. Всезнайка, я приказываю
взять его в ваше хозяйство, и пока он не забудет все эти сло­ва, никуда его не
отпускать. А мы с принцессой Морфологией пока будем офигевать. Ой!

 (Уходят за кулисы.)

Всезнайка. Испытывать сильные положительные эмоции.

(Министр уводит Вируса).                                

Глагол. А зараза-то, оказывается, распростра­няется очень
быстро. Побегу к Всезнайке, просле­жу, чтобы Вирус не вырвался, а то тогда всех
поколбасит…

Незнайка: О-о-ой, какой страшный вирус!!! Я не знаю. Что же
делать?

Ведущий 1

Николай Васильевич Гоголь писал: «Дивишься драгоценности
нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг,
и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».

 Сказка «Семь дочерей»

Было
у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась
домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали
говорить, как они скучали по матери:


Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, — промолвила первая дочь.


Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, — проговорила вторая.


Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, — пропела третья.


Мне тяжело было без тебя, как пчела без цветка, — защебетала четвертая.


Ты снилась мне, как розе снится капля росы, — проворковала пятая.


Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, — сказала шестая.

А
седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в
тазу — помыть ноги. (как вариант – принесла еды и накормила маму) 

Ведущий 2.

Вот какой поэтичный, выразительный, задушевный русский язык. И не
только сокращения и жаргонизмы портят и засоряют его, но и чрезмерное
использование заимствованной лексики. 

Сценка «Три мудреца»

1.
(уверенно, с напускной важностью, высокомерно)

Уважаемые
господа! С точки зрения банальной эрудиции каждый индивидуум, погруженный в
мотивирующую абстракцию, не может обойтись без утопического объективизма. Я так
думаю…

2.
(немного растерянно, обескуражено, возмущенно)

Позвольте,
господа! Дифференцированный подход к модуляциям абстрагированного мышления
дистанцируется от объективизма и концентрирует в себе субъективизм!.. Это же
каждому ясно, как дважды два!

3.
(с обидой, упрямо)

Не
соглашусь с Вами, многоуважаемый! Деструктивный подход! Ваши модуляции с
ассоциативным мышлением пугают меня! Этак, батенька, мы и до корреляции с
компиляцией дойдем!

1.
(великодушно развалясь на стуле, снисходительно)

Вы
оба правы, господа! Это просто вопрос трактовки метода… Однако нельзя отрицать
дезинформацию наших СМИ… Желтой прессы, наконец…

2.
(горячо, убежденно, с азартом, быстро)

 Господа!
Не будем забывать, что мы достигнем успеха благодаря приоритету эмпирии перед
креацией в экстраполировании ментального дискурса! Мы верим в нашу молодежь!
Вот она, юная, цветущая, подающая огромные надежды… Поприветствуем её! 

3.
(иронически, с улыбкой)

Не
идеализируйте, господа! Мировоззрение нашей публики сегодня зависит от а)
менталитета российского гражданина вообще, б) умения анализировать свой
жизненный опыт, и, наконец, в) наличия…

Хором:
ЧУВСТВА ЮМОРА!

Ведущий 1.

Стихотворение 

«Два языка»

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нём впервые я сказала «мама»,

На нём клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нём.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нём ветра в предгорьях наших свищут,

На нём впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зелёною весной…

Но, как родной,

Люблю язык я русский,

Он нужен мне, как небо,

Каждый миг,

На нём живые, трепетные чувства

Открылись мне,

И мир открылся в них.

Я поняла на русском слово «счастье»,

Большое счастье жить в большой стране.

С ним не боюсь я горя и ненастья,

С ним не сгорю я ни в каком огне…

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой…

Забыв родной язык –

Я онемею.

Утратив русский –

Стану я глухой.

                                             (Т. Зумакулова, балкарская
поэтесса.)      

Ведущий 2.

Стихотворение «Первородство»

С. Островой

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны́…

И когда я слышу:

— Извини меня! —

Это значит:

— Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Свое пространство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

— Обереги меня! —

Это значит:

— Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

— Защити меня! —

Это значит:

— Спрячь меня за щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть —

Слово тебе сотворит добро.

 Реклама словарей

Первая реклама

Мальчик
увлеченно читает книгу, восклицает : «Не может быть!», «Вот это да!». Друг
зовет его на футбол, девочки в кафе, он отказывается. Девочки предлагают ему
чипсы. Он борется между желанием поесть чипсы и продолжать читать книгу. Но
снова погружается в чтение. Девочки и мальчик в зал: «Вы знаете, почему Юра не
идет играть в футбол, отказывается идти в кафе и есть чипсы?» Юра: «Я читаю
толковый словарь русского языка!» 

Вторая реклама.

Ученик
1: «Хотите узнать, что общего между капустой и капитаном? Хотите? Тогда с этим
этимологическим словарем я иду к вам!

Ученик
2: «Черное и белое… Лед и пламень… Жизнь и смерть… Любовь и ненависть… Читайте
словарь антонимов русского языка! 

Ведущий 1.

Стихотворение В. Солоухина

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай — не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит.

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

 Сценка
о синонимах «В ЖЭКе»

В кабинет начальника (назовем его по старинке) ЖЭКа вошел мужчина
средних лет.

 —
Моя фамилия Михайлов, — отрекомендовался посетитель.


А моя — Сидорчук, — сказал начальник ЖЭКа.

 —
Я работаю старшим научным сотрудником в институте синонимов. Синонимы — это
слова, близкие по смыслу, значению…

 —
Ну и что?


Сейчас я изложу суть, сущность, существо, содержание дела… Не надо меня
торопить, погонять, понукать, подхлестывать, подстегивать…

 —
Товарищ Михайлов, я все-таки хотел бы…

 —
Хотеть делать, желать, стремиться — это еще не значит сделать, совершить,
произвести, сотворить…

 —
Но что я должен сотворить? Что? — взорвался Сидорчук.


Не надо на меня кричать, орать, гаркать! Сейчас я все объясню, разъясню,
изъясню, растолкую. Я прошу вас дать, вручить, выдать, предоставить мне
справку, что я действительно, в самом деле, взаправду проживаю по улице
Моторной, 10.

— 
Наконец-то вы сказали, в чем дело. Только… вот такой справки я выдать не
могу. Их выдает паспортистка Марья Ивановна Кукушкина.


Но ведь вы тоже не ноль, не мелочь, не пешка, не пустое место, не пятая спица в
колеснице…

— 
Но есть же субординация, — начал было Сидорчук, но, увидев, что Михайлов
собирается выдать очередной залп синонимов, выбежал из кабинета.

 —
Вот возьмите, — сказал он, вновь войдя в кабинет. — Только, пожалуйста,
уходите, выйдите, удалитесь, ретируйтесь, скройтесь, исчезните…

Выйдя из кабинета со справкой, Михайлов прочитал объявление на двери: «В связи с болезнью паспортистки справки временно не выдаются». Михайлов
улыбнулся и вполголоса пробормотал:

-Кто
бы мог подумать, что мои знания синонимов могут в быту пригодиться, сгодиться,
найти себе применение.

А
в это время начальник ЖЭКа, сидя в своем кабинете, тоже улыбался: «А печать-то
я ему не поставил. Так что придется ему все-таки к Кукушкиной прийти, зайти,
подскочить, пришлепать, притопать…»

Стихотворение

(А. Квашенников)

Я помню лазурный рассвет,

Малиновый, теплый закат,-

Дороже мне Родины нет,

Я ей благодарен стократ.

Там есть за деревней родник,

Вода в нем чиста, как слеза.

Там пел свои песни кулик

И плакала ивы лоза.

Спасибо за то, что дала

Мне русский великий язык,

Ты, Родина! – есть и была,

А я твой до смерти должник.

(Все участники выходят на сцену). 

Ведущий 2

Известные мастера русского слова  высоко ценили русский
язык как язык великого, талантливого народа.

1 участник

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты
один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский
язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается
дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»    (Иван
Тургенев)

2 участник

«Любовь к Родине
невозможна без любви к родному слову. Только тот может постигнуть своим сердцем
и разумом красоту и величие нашей Родины, кто дорожит родным словом. Человек,
который не любит языка родной матери…- это человек без рода и племени».

                                                                                                                       
(В.А. Сухомлинский).

Ведущий 1

Молчат
гробницы, мумии  и кости,-

Лишь
слову жизнь дана:

Из
древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат
лишь Письмена.

И нет у
нас иного достоянья!

Умейте
же беречь

Хоть в
меру сил, в дни злобы

и
страданья,

Наш дар
бессмертный – речь.

(И.
Бунин).

Ведущий 2.

Как хорошо, что
многие ребята знают и любят свой язык. Наверное, мы не властны над речью
других, но изменить собственную речь мы можем. Речь – это наше зеркало, и пусть
оно не будет грязным. Черствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют.
Давайте уважать друг друга.

Берегите
наш язык!

Все вместе: Наш прекрасный русский язык!

СЦЕ́НКА, -и, род. мн.,нок, дат.нкам, ж. 1. Уменьш. к сцена (в 1, 2 и 3 знач.).

Все значения слова «сценка»

  • Несколько подруг и друзей, живущих в одном доме, могут разыграть сценки или пьесу целиком.

  • И они не просто стояли истуканами, а очень убедительно представляли характерные жанровые сценки былых времён.

  • Мама разыскала нескольких, так же эвакуированных актёров и даже пианиста, и вот в столовой и по палатам этого госпиталя читали стихи, пели, а иногда даже играли маленькие сценки.

  • (все предложения)
  • пародия
  • репетиция
  • постановка
  • сцена
  • остроумие
  • (ещё ассоциации…)
  • забавная сценка
  • сценки охоты
  • разыгрывать сценки
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • забавная
  • уличная
  • бытовая
  • трогательная
  • маленькая
  • (ещё…)
  • Как правильно пишется слово «сценка»

Балкарова Татьяна Владимировна – учитель  начальных классов                                                  

МКОУ СОШ №6, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская республика.                            

                             Урок русского языка в 3 классе                                                                       с использованием информационно-коммуникативных технологий                                

                                    Тема: Синонимы и антонимы

Цель: формировать умения распознавать синонимы и антонимы,  работать со словарями синонимов и антонимов.

Формируемые УУД: 

познавательные – самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие;

коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с данным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Наглядность: плакат « Волшебный замок», «Смайлы».

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебники.

        Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд 1)

II. Актуализация знаний.  (Слайд 2)

           В русском языке много слов. Каждое слово имеет своё лексическое значение. Например, определите лексическое значение слова весна. Весна – «время года, следующее за зимой». Определите лексическое значение слова честный. Честный – правдивый, добросовестный.

III. Самоопределение к деятельности. (Слайд 3)

В русском языке есть «слова – друзья» и «слова-спорщики». У них есть свои определённые названия, с которыми вы сегодня познакомитесь.

Сценка 1. ( Выходят два ученика. Один старательно рассказывает другому сказку Г.Х.Андерсена «Дюймовочка»)

1-й – Дюймовочка маленькая…, просто крошечная.

2-й – Подожди, какая Дюймовочка – маленькая или крошечная?

1-й – Я же говорю, маленькая, просто крошечная.

2-й – Ничего не понятно!

—     Слова маленькая и крошечная обозначают одно и тоже, но по- разному и отличаются друг от друга оттенками значения и употребления в речи. Эти слова называются синонимами.

Сценка 2. (Выходят два ученика. На улице было прохладно. Они были одеты по-разному)

1-й – Ну и жарко!

2-й — Да ты что? Холодно!

1-й – Я весь покраснел!

2-й – Я весь побелел!

1-й – Ты что такой кислый?

2-й – А ты что – сладкий?

1-й – Нет, я бодрый! А что это мы всё спорим: жарко – холодно, покраснел – побелел, кислый – сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может, они тоже как-нибудь называются?

2-й – Конечно, эти слова – спорщики, как мы с тобой.

—   Эти слова называются антонимами.

—  Вот вы и определили тему нашего урока.

(Учитель  прикрепляет карточки со словами синонимы и антонимы на плакате «Замок».

В этом замке «живут» синонимы и антонимы, которые ждут нас с интересными заданиями.)  (Слайд 4)

IV. Работа по теме урока

1. Составление правила. (Слайд 5)

Синонимы – слова, близкие по значению.

        красный — алый

        доктор — врач

Антонимы – слова, противоположные по значению.

        весело — грустно

        загадка — отгадка

Знакомство с правилом в учебнике. (Чтение, повторение).

2. Работа со словарями. (Слайд 6)

Найти синонимы и антонимы можно в специальных словарях.  (Учащиеся открывают словари). Приведите примеры синонимов и антонимов.

3. Работа на интерактивной доске. (Слайд 7)

Объедините пары синонимов.

шалун        липучий

сладкоежка        озорник

птичка        валяться

плакать        ротозей

зевака        реветь

лежать        лакомка

клейкий        квакушка

лягушка        птаха

4. Прочитайте, спишите, впишите в каждое предложение слово-антоним к выделенному слову. (Слайд 8)

В книге есть вопросы и ______.

Кто хочет много знать, тому надо ______ спать.

Живут в соседстве ______ и радость.

Лучше горькая _______ , чем красивая ложь.

5. Продолжите высказывания словами – синонимами. (Слайд 9)

Перечень букв в определённом порядке – это… (азбука, алфавит).

Предмет, при помощи которого измеряют температуру – это … (термометр, градусник).

Человек на лошади – это … (всадник, наездник).

6. Подберите синонимы с удвоенными согласными. (Слайд 10)

Специальность — … (профессия).

Обучение животных — …(дрессировка).

Помещение в школе — … (класс).

Популярная игра на льду — …(хоккей).

Вид плавания — … (брасс).

Один из самых главных учебных предметов … (русский язык).

7. Работа на интерактивной доске. (Слайд 11)

Развивайте свою речь.

Прочитайте. Спишите, заменив выделенные слова синонимами.

С моря дул студёный ветер. ( ……)

прохладный  холодный

Стояло жаркое лето. ( …….)

знойное    безоблачное

По улице пронеслась пожарная  машина. ( ……)

проехала    промчалась

V. Физкультминутка. (Слайд 12)

                        Встали прямо, подтянулись

              И друг другу улыбнулись.

              Не беда, что места мало.

              Разомнёмся для начала:

              Два хлопка над головой,

              Два хлопка перед собой,

              По коленкам бьём ладошкой,

              Прыгаем на правой ножке

              И на левой непременно

              Вместе прыгаем сейчас.

              И сначала ещё раз!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Найти пропущенные слова-антонимы.

На доске запись:

Ручейку говорила река:

— Ты узок, а я ……!

— Ты мелок, а я …..!

Об одном позабыла река –

Что она началась с ……

2. Загадка.

            Я антоним к слову зной.

            В реке, в тени густой.

            Я в бутылке лимонада,

            А зовут меня …….

                                 (Прохлада)

3. Дополните стихотворение американского поэта Д.Чиарди об игре «Наоборот».

(Учитель читает стихотворение, а учащиеся хором называют подходящие антонимы)

 Нам с тобой                                Скажу я слово потолок,

 Пришёл черёд        А ты ответишь

Сыграть в игру                            Пол.

 «Наоборот».                                Скажу я слово потерял,

Скажу я слово         И скажешь ты:

Высоко,        Нашёл.

А ты ответишь        Скажу тебе я слово

Низко,        Трус,

Скажу я слово         Ответишь ты:

Далеко,        Герой.

А ты ответишь        Теперь

Близко.                                          Начало я скажу.

        Ну, отвечай

        Конец!

4. Работа на интерактивной доске. (Слайд 13)

Прочитайте. Спишите, дополните пословицы подходящими по смыслу словами. Назовите синонимы и антонимы.

Приятелей много, а _______ нет.

Ученье — свет, _______ — тьма.

Правой рукой строит, а _______ разрушает.

VII. Рефлексия учебной деятельности. Работа в парах. (Слайд 14)

Работа с карточками.

1. Прочитайте. Отметьте цифрами порядок синонимов в каждой группе так, чтобы они располагались по степени увеличения признака.

                           2   3   1

? Скорый

? Стремительный

? Быстрый

? Громадный

? Огромный

? Большой

? Ураган

? Ветер

? Вихрь

2. Подберите к словам антонимы.

Вянуть — ……

Прощание — …….

Родной — ……

 Оцените свою работу на уроке при помощи «Смайлов». (Слайд 15)

(Учащиеся показывают «Смайлы» и прикрепляют их на плакате«Волшебныйзамок»). 

        

VIII. Подведение итогов урока. (Слайд 16)

— Что такое синонимы?

— Что такое антонимы?

— Какую роль в речи выполняют антонимы и синонимы?

Домашнее задание: составить 5 предложений с синонимами и антонимами.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценическое имя синонимы
  • Сценическое действие синоним
  • Сценический реквизит синоним
  • Сценический псевдоним синоним
  • Сценические костюмы синоним