Самореферентный синоним

СОЗНА́НИЕ, СОЗНА́НЬЕ, -я; ср.

1. Филос., психол. Человеческая способность воспроизведения действительности в мышлении. С. есть функция мозга. Первичность материи и вторичность сознания. * Язык так же древен, как и сознание (Маркс и Энгельс).

2. Восприятие и понимание окружающей действительности, свойственное человеку; мыслительная деятельность, ум, разум. Развитие, формирование сознания. Влияние на с. ребёнка. Слова не доходили до его сознания. В сознании оставило (что-л.) неизгладимый след. Не укладывается в сознании, что он так поступил. // Способность осмысленно воспринимать окружающее (ср.: беспа́мятство). Быть без сознания. После двухдневного беспамятства к нему возвратилось с. Находиться в полном сознании. До потери сознания (также: до полного изнеможения).

3. Понимание, осознание человеком или группой людей общественной жизни; взгляды, воззрения людей как представителей общественных классов, слоёв. Бытие определяет с. Общественное с. Формы религиозного с. Пережитки в сознании людей.

4. Ясное понимание, осознание чего-л., мысль, чувство, ощущение чего-л. С. своей правоты. С. долга. С. необходимости, невозможности, важности чего-л. Он ушёл с сознанием, что сделал доброе дело. С. своей беспомощности угнетало, мучило его. Радовался от сознания, что ещё всё впереди.

5. Разг. = Созна́тельность (2 зн.). Нет у тебя сознания: все работают, один ты бездельничаешь.

* * *

созна́ние — один из основных аспектов духовной жизни, соотнесённость субъекта переживания (Я) с внутренним или внешним предметом (предметное сознание) и самоотнесённость его с собою (самосознание как знание о тождественности личности, Я в меняющихся актах осознания). В этом смысле «со-знание» является «сопутствующим знанием», «знанием знания» в единстве сознаваемого (содержание сознания, объект), сознающего (Я, субъект) и самого акта осознания, всегда направленного на что-то (интенциональность сознание). Сознание может различаться по степени своей ясности и отчётливости. См. также Бессознательное, Рассудок и разум.

* * *

СОЗНАНИЕ — СОЗНА́НИЕ в философии, соотнесенность знаний (со-знание), т.е. первичных различий и ориентаций, определяющих многообразные отношения человека к миру, включая отношение к другим и к самому себе, определяемое иерархией первичных различий и ориентаций.

Из различных значений слова «сознание», а также ряда его производных: «осознать», «сознательный» и сочетаний с ним («потерять сознание», «прийти в сознание» и др.) два значения имеют непосредственное отношение к философской проблематике: совесть, или нравственное сознание («осознать вину») и сознание как ментальная сфера в целом. Греческое syneidesis и латинское сonscientia употреблялись как в первом, так и во втором значениях. В схоластике conscientia означает совесть, у Декарта (см. ДЕКАРТ Рене) и Лейбница (см. ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм) — ментальную функцию (ср. в английском: conscience и consciousness, в немецком: Gewissen Bewusstsein, во французском сonscience и conscience).

Сознание как совесть — это соотнесение «знания добра и зла», т.е. их различия, со способом жизни. Сознание как единство ментальной сферы — это соотнесение между собой восприятия, памяти, фантазии, суждения, предпочтения, любви и ненависти, радости и огорчения, сомнения, воли, желания, решения и других своих модусов (см. МОДУС), каждый из которых отделяет себя от других в своем специфическом формировании смыслового или ценностного коррелята (см. КОРРЕЛЯЦИЯ (взаимная связь, соотношение)) (например, восприятие осознается как восприятие воспринятого), образуя вместе с другими модусами каждый раз конкретное единство сознания. Впервые на непосредственную связь нравственного сознания со структурой ментальной жизни указал Ф. Брентано (см. БРЕНТАНО Франц).

Начиная с Канта (см. КАНТ Иммануил), термин «сознание» в сочетании с другими терминами обозначает зачастую одну из узловых проблем того или иного учения — как предмет исследования и как определенный способ человеческого существования: трансцендентальное (см. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ) сознание, феноменология (см. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ) сознания, «несчастное» сознание, классовое сознание, утопическое сознание, инструментальное сознание, действенно-историческое сознание, соборное сознание и т.д.

В широком смысле, проблема сознания — одна из основных проблем философии, а понятие сознания является одной из связующих нитей всего гуманитарного знания; в узком смысле — это ряд взаимосвязанных проблем, количество которых имеет тенденцию к возрастанию: единство сознания; классификация модусов сознания, их иерархия (напр., вопрос о первичности воли или представления); отношение сознание/тело; сознание и значение, знак и символ; самосознание и внутреннее восприятие, интроспекция (см. ИНТРОСПЕКЦИЯ) и рефлексия (см. РЕФЛЕКСИЯ); сознание и познание (источник достоверности, природа абстрагирования и т.д.); сознание и бессознательное (см. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ) субъективность и интерсубъективность; сознание и предмет; внутренняя активность сознания (самовоздействие, темпоральность, творчество); сознание и искусственный интеллект; сознание и идеология и др.

Для истории учений о сознании в европейской философии до Канта характерны две основные тенденции, которые в разных формах концептуально фиксируют подвижную и одновременно иерархическую природу сознания. С одной стороны, редукционистские (см. РЕДУКЦИОНИЗМ) учения, сводящие сознание к материальному или социальному началам (от огненных атомов Демокрита (см. ДЕМОКРИТ) до нейрофизиологических (см. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ) и экономических структур) все же предполагают по меньшей мере два уровня: эпифеноменальный (см. ЭПИФЕНОМЕН) (представления, ощущения и т. д.) и реальный.

С другой стороны, субстанциалистская тенденция, которая формируется в результате трансформации исходных для философии различий божественное/человеческое, душа/тело в иерархии типа: высшее духовное начало (идея, логос, Бог, единое и т. д.) — душа — тело — материя. В свою очередь, в рамках этой тенденции различаются платоно-августиновская традиция: душа мыслится как субстанция, которая может существовать вне тела, и аристотелевско-томистская: душа мыслится как энтелехия (см. ЭНТЕЛЕХИЯ) или форма тела. В обеих традициях исследуется также внутренняя иерархия сознания (от ощущений до созерцания, интеллекта, мышления).

Философия Нового времени в значительной степени утрачивает необходимость в традиционной (внешней) иерархии, интенсифицируя исследования внутренней иерархии сознания и полагая мерилом истинности и достоверности человеческий ум. На первый план выходит проблема сознания как самосознания, сопровождающего ментальную активность — по Декарту, всю в целом (cogitatio, perceptio, conscientia — синонимы), по Лейбницу (см. ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм), который вводит с новоевропейскую философию тему бессознательного — лишь малую часть (conscientia — синоним апперцепции (см. АППЕРЦЕПЦИЯ)). Другое направление критики Декарта — постепенный отказ от понятия мыслящей субстанции в английском эмпиризме (см. ЭМПИРИЗМ) (у Юма (см. ЮМ Дэвид) «Я» — это лишь связка восприятий), при сохранении тенденции сближения сознания и самосознания. Различие a priori / a posteriori определяет как вопрос об источнике познания, так и вопрос об общей структуре разума, способного получать новое знание и быть основой справедливых социальных отношений.

Концепцию сознания в кантовской философии, где основной становится уже затронутая Лейбницем тема самовоздействия сознания, определяют различия: рационального и иррационального (рассудок как способность к познанию и трансцендентальная сила воображения — слепая, но необходимая сила души); трансцендентального и эмпирического сознания; синтетического единства сознания и созерцания. Место апперцепции как сознания, сопровождающего перцепции, (см. ПЕРЦЕПЦИЯ) занимает синтетическое единство сознания, которое выстраивает объект и благодаря этому — свою самотождественность как постоянную соотнесенность с самим собой в процессе конструирования объекта (по Канту: «Мы не можем мыслить линию, не проводя ее мысленно …»), являясь тем самым условием превращения созерцания в объект. Воздействие рассудка на чувственность, т.е. привнесение связи в само по себе аморфное «многообразие» осуществляется через схемы времени — продукты силы воображения. Начиная с Канта, формируется функционалистская традиция; место духовно-рационального, аисторичного и в принципе постижимого абсолюта занимает иррациональное и непрозрачное для человеческого сознания начало (трансцендентальная сила воображения, дело-действие, исторический разум, воля, воля к власти, практика, развивающееся знание, бессознательное), которое берет на себя роль исходного момента и опосредствования чувственности и рассудка, представления и предмета, субъекта и объекта, материального и идеального и т. п.

Между сознанием и действительностью — иррациональная область их взаимопревращения (принцип тождества бытия и мышления). Сознание рассматривается как особого рода деятельность и как средство общения: «Сознание… лишь средство взаимного общения» (Ф. Ницше). (см. НИЧИПОРОВИЧ Анатолий Александрович) «Подобно сознанию, язык возникает… из необходимости общения…» (К. Маркс (см. МАРКС Карл) и Ф. Энгельс (см. ЭНГЕЛЬС Фридрих)). Кантовский трансцендентализм — исходный пункт методологии изучения сознания по его объективациям, ибо сам схематизм рассудка «есть скрытое в глубине человеческой души искусство», и связанной с ней методологии структурного анализа сознания; это не только осмысление метода новоевропейской науки, но и принцип современных идеологий, функционирующих как совокупность схем, формирующих мировоззрение из исходного многообразия опыта: «в основе наших чистых чувственных понятий лежат не образы предметов, а схемы» (Кант).

В феноменологии (см. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ) (Ф. Брентано (см. БРЕНТАНО Франц), Э. Гуссерль (см. ГУССЕРЛЬ Эдмунд)) формируется новая концепция сознания, в основе которой радикальное различие сознания и предметного мира, а также сознания и знака, сознания и образов фантазии.

Брентано вводит общий критерий различия между психическими и физическими феноменами, который одновременно является общим свойством всех психических феноменов, т.е. актов сознания: интенциональность, направленность на предмет. У Гуссерля интенциональность как акт сознания, придающий предмету определенное значение, или смысл, становится основной структурой «чистого сознания», которое трактуется как регион бытия, противопоставляемый другому региону бытия — предметному миру.

В феноменологии подвергаются критике учения о сознании, которые так или иначе уподобляют сознание предметному миру (например, теория отражения), которые приравнивают сознание таким его предметам, как общие идеи (классический немецкий идеализм) и которые рассматривают сознание не как опыт, но лишь как условие его возможности (трансцендентализм). Однако в феноменологии не был полностью преодолен менталистский подход к сознанию; дескрипция сознания, провозглашенная Гуссерлем в качестве основы феноменологического метода стала в основном дескрипцией структур, но не первичного опыта сознания.

Представление о родовой сущности интенции (см. ИНТЕНЦИЯ) привело к представлению о сознании как некоторой неощущаемой субстанции, только модусы которой — восприятие, память, фантазия и др. — могут стать объектом рефлексии (см. РЕФЛЕКСИЯ) .

Антиредукционизм в сочетании с ментализмом (тенденция, близкая по содержанию к феноменологии), был присущ ряду учений о сознании в русской философии 19 — начала 20 в. (М. И. Каринский (см. КАРИНСКИЙ Михаил Иванович), В. С. Соловьев (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич), Г. Г. Шпет (см. ШПЕТ Густав Густавович) и др.). В советской философии 1960 — 1980-х гг. преобладал так называемый деятельностный подход с ориентацией на Маркса и Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих) или Маркса и Канта; к антиредукционизму, но уже в сочетании с элементами функционалистской методологии, то есть к изучению сознания по его объективациям (предметным или символическим), можно отнести в определенной мере воззрения Э. В. Ильенкова (см. ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич)и М. К. Мамардашвили (см. МАМАРДАШВИЛИ Мераб Константинович).

Трудности в постановке проблемы сознания связаны прежде всего с методологией его изучения по объективациям, многообразие которых (при явном или неявном отождествлении сознания с синтезирующей и идентифицирующей функциями) оставляет в тени сознание как опыт и ведет к так называемой «загадке сознания»: непосредственная доступность модусов (представление, суждение, сомнение, радость и т.д.) представляет собой явный контраст с неуловимостью «субстанции». Сознание сравнивают или с Протеем (см. ПРОТЕЙ (в мифологии))(Э. Кассирер (см. КАССИРЕР Эрнст)) или с такими понятиями, как эфир, флогистон (см. ФЛОГИСТОН) (P. Churсhland).

Превращение загадки в проблему, обсуждение которой предполагает процедуры верификации (см. ВЕРИФИКАЦИЯ) и фальсификации, связано прежде всего с двумя моментами: с отказом от понимания сознания как своего рода экстракта из многообразия опытов и с выделением первичного опыта сознания — опыта различения. В этом смысле сознание является многообразием различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции (см. КОРРЕЛЯЦИЯ (взаимная связь, соотношение)) с миром как различенностью сущего сознание образует серии подвижных смысловых и ценностных иерархий, определяющих содержание индивидуального и интерсубъективного опыта. Последовательность таких иерархий позволяет говорить, избегая субстантивации (см. СУБСТАНТИВАЦИЯ), об истории человеческого сознание, различая при этом первый период (и небольшой сегмент современного мира) — так называемое первобытное мышление с преобладанием конкретных различий и интуитивно-номинативных идентификаций и последующие периоды, составляющие смыслообразующие и ценностные каркасы определенных эпох и культур с преобладанием абстрактных различий и дескриптивно-концептуальных идентификаций.

Как многообразие различений сознание — это непосредственный и первичный опыт человека, пронизывающий все другие виды опыта, источник и граница человеческого бытия. Если способность различать характеризует психическое вообще, то человеческому сознанию свойственна уникальная способность различать различия (самосознание) и различать типы и иерархии различий (рефлексия). Различие между различением и идентификацией (то, что традиционно рассматривается как различие субъекта и объекта, или Я и не-Я) и неизбежный переход от различений к идентификациям в процессе любого рода деятельности и коммуникации (переход в сфере сознания — прерогатива предпочтения) характеризует сознание как смыслообразующее начало психической жизни и позволяет отнести термин «сознание» как к самому этому переходу, так и к идентификации, которая, в свою очередь, есть исходный пункт сравнения и классификации. Сравнение и классификация предполагают тождество, различение — нет. Различение нельзя определить через род и видовое отличие, ибо само различие между родом и видом — это одно из различий. Различение можно сопоставить с идентификацией, ассоциацией (синтезом), сравнением и классификацией (иерархия функций сознания) с представлением, суждением, фантазией, воспоминанием, оценкой, сомнением и т.д. (иерархия модусов предметного отношения), чувством и волей (иерархия ценностных ориентаций), с пространством и временем (иерархия первичных телесных ориентаций и ритмов), с этическим, эстетическим, познавательным и др. опытами (иерархия опытов) и, наконец, — с иерархией указанных иерархий только на «основе» самого различения. В этом смысле различение самореферентный (не нуждающийся в обосновании), хотя и не замкнутый, опыт.

Дескрипция опыта различений, т.е. дескрипция первичного сознания, возможна только как воспроизведение определенных различений в рамках определенного опыта и контекста. Она всегда опирается на определенный уровень рефлексии, которая не есть нечто внешнее по отношению к сознанию, но лишь определенный уровень различения различений. Различение непосредственно связано с различенностью, оно не первично и не вторично, не активно (спонтанно) и не пассивно (рецептивно), оно также не интуитивно (это не акт восприятия, но то, что подразумевается в любом акте) и его нельзя представить наглядно; различение не предметно и не определяется через предмет. Оно никогда не может быть единственным, вне иерархии или ряда: любое различение — это по существу различение различений. Например, различая два цвета, мы сразу же выделяем (различаем) контекст, в котором мы проводим это различение: красный и зеленый могут быть сигналами светофора, символами общественных движений, обозначением степени спелости определенных фруктов и овощей и т.д. Каждый из этих контекстов занимает определенный уровень в контекстуальной иерархии (встроен в другое контекстуальное различение) водитель / пешеход, избираемый / избиратель, продавец / покупатель и т.д. Различение — это не образ, не знак, не предмет, но источник образа, знака, предмета (как различенного); различение всегда сопряжено со значением образа, знака, предмета. Само значение — это не ментальный атом, способный к соединению с другими атомами, но отношение уровней контекстуального деления. В случае светофора значение цвета для нас — это знак запрета или разрешения движения. Значение быть знаком основано, однако, на значении внезнаковой природы: в данном случае значение — это необходимость различения движений транспортных потоков или движения транспорта и пешеходов. Значение как различие определяет возможный набор знаков — носителей этого значения (сигнал с помощью цвета, жеста регулировщика).

Значение — это прежде всего свойство мира, а затем уже свойство предметов, образов или знаков. Не сознание наделяет предмет значением, как бы испуская элементарно-ментальную частицу, достигающую предмета, но предмет становится значимым, когда он коррелятивно различению обнаруживает свои функции на границе двух или нескольких опытов и контекстов. Различение ориентаций в мире — «работать», «обедать», «отдыхать» и т.д. делает значимыми соответствующие объекты.

Любое различие предполагает различие переднего плана и фона; их принципиальная «асимметрия» характеризует такой опыт сознания, как предпочтение. В свою очередь, устойчивое предпочтение определенного переднего плана и забвение фона характеризует объективирующую функцию сознания, приостанавливающую дальнейшие контекстуальные различения и определяющую тем самым границы предмета. Смысл объективности предмета достигается приостановкой различений. Объективирующая функция — почва для трансформации сознания как опыта в сознание как идентификацию, узнавание предмета, который может быть истолкован при этом как «сформированный» из комплексов ощущений, в которые вносится связь. В таком случае проблема трансцендентного и имманентного оказывается неразрешимой: сознание создает предмет, который должен затем предстать перед сознанием как независимый от него. Напротив, коррелятом сознания как различения оказывается предмет, который выделяется из мира как иерархии контекстов, но не привносится в него. Связи и отношения — в предметах, в сознании как первичном опыте — лишь различения; посредником между ним выступает мир как различие дискретности (см. ДИСКРЕТНОСТЬ) опытов и непрерывности контекстов.

Приостанавливаемые различения образуют не только иерархию предметности (различенного), но и создают иерархию диспозиций — предрасположенностей к определенным различениям, предпочтениям, идентификациям (Habitus), которые, с одной стороны, регулируют телесно-физиологическое существование человека, а с другой — позволяют возобновлять после перерыва определенную ментальную или практическую деятельность, т.е. реактивировать определенную иерархию различий в рамках определенного опыта. Способность различать определяет способность направлять внимание, т.е. выделять и отдавать устойчивое предпочтение тому или иному различенному, а также предвосхищать, предвидеть и прогнозировать то, что может стать различенным, выделяя устойчивые переходы от определенных различений к определенным идентификациям как устойчивые тенденции.

Предложения со словом «самореферентный»

Один из таких случаев-это неуместный самореферентный стиль в тексте статьи.

One of those times is in an inappropriate self — referential style in the article body.

Знание-это временная переменная истинного состояния и самореферентный процесс.

Knowledge is a temporaly true state variable and a self — referable process.

Симпсоны также часто включают в себя самореферентный юмор.

The Simpsons also often includes self — referential humor.

Этот самореферентный подход вознаградил давних зрителей и помог построить сообщество настолько страстное, что это почти страшно.

This self — referential approach has rewarded longtime viewers and helped build a community so passionate, it’s almost scary.

Нашир аль-Дин аль-Туси мог бы быть первым логиком, который определил парадокс лжеца как самореферентный .

Naṣīr al — Dīn al — Ṭūsī could have been the first logician to identify the liar paradox as self — referential.

По этой причине мы принципиально не отвергаем тестовые вопросы, но должны учитывать их самореферентный характер.

For that reason, we do not reject test questions principally, but we have to take into account their self — referential character.

Приведенный выше самореферентный комментарий является просто ухмылкой в своей драгоценности.

The self — referential comment above is merely smirky in its preciousness.

Комиксы-это самореферентная и многожанровая сатира.

The comics are self — referential and multi — genre satire.

Кроме того, самореферентная информация от FWBO хороша при условии, что это не мыльный бокс.

Plus, self referencial info from FWBO is fine provided that it’s not a soapboxing.

Таким образом, эффект самореферентной памяти для принадлежащих товаров может выступать в качестве эндогенного эффекта фрейминга.

The self — referential memory effect for owned goods may act thus as an endogenous framing effect.

Его комедийный стиль принимает форму бессвязных причудливых монологов и самореферентной пантомимы.

His comedic style takes the form of rambling whimsical monologues and self — referential pantomime.

Доказательство этого результата моделируется на самореферентной конструкции, используемой в парадоксе Берри.

The proof of this result is modeled on a self — referential construction used in Berry’s paradox.

Это мешает системе стать самореферентной .

This prevents a system from becoming self — referential.

Современность теперь имеет тенденцию быть самореферентной , а не определяться в значительной степени в противовес традиционализму, как это было с классической современностью.

Modernity now tends to be self — referring, instead of being defined largely in opposition to traditionalism, as with classical modernity.

В любой логической системе мы обычно стараемся избегать самореферентности и самопротиворечивости, чтобы обеспечить согласованность.

In any logical system, we typically try to avoid self — reference and self — contradiction in order to ensure consistency.

И ссылки на эту нить разговора, в которой самореферентность становится совершенно эпической.

And references to this talk thread, at which point the self — referentiality becomes quite epic.

Странные петли могут включать в себя самореферентность и парадокс.

Strange loops may involve self — reference and paradox.

Эти повествования часто погружаются в самореферентность и метафизику.

These narratives frequently dip into self — reference and metafiction.

Это позволяет построить самореферентную формулу таким образом, чтобы избежать любого бесконечного регресса определений.

This allows a self — referential formula to be constructed in a way that avoids any infinite regress of definitions.

Критики указывали на самореферентную цель этого эпизода в том, чтобы стать старше и переосмыслить чувства юмора, а также цинизм.

Critics pointed to the self — referencing aim of the episode in growing older and redefining senses of humor as well as cynicism.

Нильская Империя также часто соскальзывала из жанра криминальных героев в откровенную самореферентную пародию.

The Nile Empire also often slipped from the genre of pulp heroes into outright self — referential parody.

Эти треки плотно самореферентны , заимствуя тексты и темы из прошлого Костелло.

These tracks are densely self — referential, borrowing lyrics and themes from Costello’s past.

Я перенес этот абзац из основной статьи, так как не считаю его энциклопедическим и очень самореферентным .

I moved this paragraph from the main article, since I don’t believe it is encyclopaedic and it is very self — referential.

Если это так, то утверждение Тхеравады об авторитете Палийской пушки является просто самореферентным .

If this is ture, the claim by Theravada about the authority of Pali Cannon is merely self referential.

Они оба сделаны одной и той же компанией, и Rockstar известна своим самореферентным измом, но я не думаю, что это считается спин-оффом.

They’re both made by the same company, and Rockstar is known for their self — referential — ism, but I don’t think it counts as a spin — off.

Это считается философски неверным, будучи самореферентным , или овеществлением, также известным как круговой аргумент.

This is seen as philosophically invalid, being self — referential, or reification, also known as a circular argument.

Характерно, что модернистское искусство имеет тенденцию к абстракции, является новаторским, эстетическим, футуристическим и самореферентным .

Characteristically, modernist art has a tendency to abstraction, is innovative, aesthetic, futuristic and self — referential.

В этом разделе есть и другие проблемы, помимо того, что утверждение является самореферентным .

There are other problems with this section apart from the fact the statement is self — referential.

Чтобы избежать многих логических противоречий, вызванных этими самореферентными объектами, Хофштадтер обсуждает дзенские коаны.

To escape many of the logical contradictions brought about by these self — referencing objects, Hofstadter discusses Zen koans.

Очевидно, что такие тесты являются самореферентными .

Obviously, such tests are self — referential.

В частности, каково мнение сообщества о таких самореферентных утверждениях и являются ли они просто оригинальными исследованиями?

Specifically, what is the community’s take on such self — referential statements and are they just simply original research?

Саморефере́нция (самоотносимость) — явление, которое возникает в системах высказываний в тех случаях, когда некое понятие ссылается само на себя. Иначе говоря, если какое-либо выражение является одновременно самой функцией и аргументом этой функции. Самореференция всегда сопряжена с парадоксом.

Объект (субъект), указывающий сам на себя во множестве (системе, теории) и несущий оценку (действие) самому себе, благодаря самому себе, ведёт к логическому парадоксу. Все индуктивные логические выводы рано или поздно подтверждают собой ценность того множества (системы, теории), в котором они находятся, либо само множество подтверждает их ценность. Все индуктивные выводы, из оснований которых следует ценность (действие) систем, которые указывают сами на себя, благодаря самим себе — логические парадоксы.

Примеры

Парадокс брадобрея:

  • Брадобрей бреет лишь тех, кто не бреется сам. Бреет ли он сам себя?

Парадокс лжеца:

  • Критянин Эпименид утверждал, что все критяне лжецы
  • Это высказывание ложно

Причины

Объект познаётся не сам по себе, а лишь в сравнении. В случае же с парадоксами, объект «пытается доказать» свою сущность, как раз в том же отношении, в котором он сравнивается, и соответственно познаётся. Другими словами, оценку ученику выставляет учитель, а ученик, который пытается выдать себя за своего собственного учителя и выставить оценку самому себе, — мошенник (если только не пользуется абсолютно объективными, однозначно определёнными критериями).

Парадокс Греллинга[1]

Парадокс Греллинга назван в честь открывшего его немецкого математика Курта Греллинга.

Разделим все прилагательные на два множества: самодескриптивные, обладающие тем свойством, которое они выражают, и несамодескриптивные. Такие прилагательные, как «многосложное», «русское» и «трудновыговариваемое» принадлежат к числу самодескриптивных. А такие как «немецкое», «однокоренное» и «невидимое» — к числу несамодескриптивных. К какому из двух множеств принадлежит прилагательное «несамодескриптивное»?

Примечания

  1. Мартин Гарднер А ну-ка, догадайся! = Aha! Gotcha. Paradoxes to puzzle and delight. — М.: Мир, 1984. — С. 24. — 213 с.

См. также

  • Референция
  • Рекурсия
  • Рекурсивное определение
  • Сепульки
  • Парадокс лжеца
  • Парадокс Рассела
  • Крокодил (софизм)
  • Теорема Гёделя
  • Формула Таппера

9 синонимов к слову «РЕФЕРЕНТНЫЙ» -  synonyms.su

  • О нас
  • Словарь антонимов
  • Словарь паронимов
  • Словарь ударений
  • Словарь морфологии
  • Словари
  • Регистрация
  • Вход

Введите слово и нажмите «Найти синонимы».

: — предпочтительный — денотативный — эталонный — референсный — связывающий — справочный — соотносимый — отражательный…

Можно найти больше синонимов, нажимая на слова.

  • один

  • два

  • три

  • четыре

  • пять

5 (1)

Синоним Рейтинг
1 предпочтительный[32]10 1
2 денотативный[10]00 0
3 эталонный[11]00 0
4 референсный[3]00 0
5 связывающий[93]00 0
6 справочный[6]00 0
7 соотносимый[23]00 0
8 отражательный[6]00 0
9 общереферентный[1]00 0

Помогите найти больше синонимов к слову «референтный»

Добавить синоним

Частое повторение одинаковых слов (тавтология) делает речь скучной и однообразной. Спасти положение могут синонимы. Это слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию. Используйте их, и ваши тексты станут ярче.

Если вам нужно подобрать синонимы к слову «референтный», вы попали по адресу. Мы постарались собрать все близкие по значению слова и словосочетания на этой странице и сделать доступными для использования. В русском языке в качестве синонимов к слову чаще всего используются: предпочтительный, денотативный, эталонный. Всего в словаре 9 синонимов.

Слово «референтный» имеет как синонимы, так и антонимы. Они диаметрально противоположны по значению, но относятся к той же лексической группе и выполняют похожие функции в предложении.

Если вы часто ищите, чем заменить слово, добавьте synonyms.su в закладки. Это поможет сэкономить время и силы, избежать нелепых ошибок.

Рейтинг слова «референтный» :
00

Страница обновлена: 27.07.2019

Другие слова на букву р

Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:

  • Средняя частота слова «референтный» 242. Количество букв: 11.
  • Искалась форма слова «референтный»
  • Поиск «референтный» занял 0.007 сек.
  • Добавьте synonyms.su в закладки ( нажав Ctrl+D ), чтобы найти Синонимы.

Добавление синонимов

captchaобновить

Добавить

Вверх ↑

1. книжн. соотносимый, связываемый или соотносящий, связывающий с чем-либо; служащий для соотнесения с чем-либо, привязки к чему-либо

Все значения слова «референтный»

  • Обучающие действия — определяют референтный опыт, необходимый для того, чтобы наделить когнитивный комплекс практическим значением.

  • Например, референтный рынок может включать группы заинтересованных сторон, имеющих разное отношение к компании, поэтому управлять взаимоотношениями с ними следует по-разному.

  • Имплантируемая часть содержит приёмник, цепочку активных электродов и референтный электрод.

  • (все предложения)
  • Как правильно пишется слово «референтный»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Самореферентность синоним
  • Саморепрезентация синоним
  • Саморепликация синоним
  • Саморезы синоним
  • Саморегуляция синоним в психологии