СОЗНА́НИЕ, СОЗНА́НЬЕ, -я; ср.
1. Филос., психол. Человеческая способность воспроизведения действительности в мышлении. С. есть функция мозга. Первичность материи и вторичность сознания. * Язык так же древен, как и сознание (Маркс и Энгельс).
2. Восприятие и понимание окружающей действительности, свойственное человеку; мыслительная деятельность, ум, разум. Развитие, формирование сознания. Влияние на с. ребёнка. Слова не доходили до его сознания. В сознании оставило (что-л.) неизгладимый след. Не укладывается в сознании, что он так поступил. // Способность осмысленно воспринимать окружающее (ср.: беспа́мятство). Быть без сознания. После двухдневного беспамятства к нему возвратилось с. Находиться в полном сознании. До потери сознания (также: до полного изнеможения).
3. Понимание, осознание человеком или группой людей общественной жизни; взгляды, воззрения людей как представителей общественных классов, слоёв. Бытие определяет с. Общественное с. Формы религиозного с. Пережитки в сознании людей.
4. Ясное понимание, осознание чего-л., мысль, чувство, ощущение чего-л. С. своей правоты. С. долга. С. необходимости, невозможности, важности чего-л. Он ушёл с сознанием, что сделал доброе дело. С. своей беспомощности угнетало, мучило его. Радовался от сознания, что ещё всё впереди.
5. Разг. = Созна́тельность (2 зн.). Нет у тебя сознания: все работают, один ты бездельничаешь.
* * *
созна́ние — один из основных аспектов духовной жизни, соотнесённость субъекта переживания (Я) с внутренним или внешним предметом (предметное сознание) и самоотнесённость его с собою (самосознание как знание о тождественности личности, Я в меняющихся актах осознания). В этом смысле «со-знание» является «сопутствующим знанием», «знанием знания» в единстве сознаваемого (содержание сознания, объект), сознающего (Я, субъект) и самого акта осознания, всегда направленного на что-то (интенциональность сознание). Сознание может различаться по степени своей ясности и отчётливости. См. также Бессознательное, Рассудок и разум.
* * *
СОЗНАНИЕ — СОЗНА́НИЕ в философии, соотнесенность знаний (со-знание), т.е. первичных различий и ориентаций, определяющих многообразные отношения человека к миру, включая отношение к другим и к самому себе, определяемое иерархией первичных различий и ориентаций.
Из различных значений слова «сознание», а также ряда его производных: «осознать», «сознательный» и сочетаний с ним («потерять сознание», «прийти в сознание» и др.) два значения имеют непосредственное отношение к философской проблематике: совесть, или нравственное сознание («осознать вину») и сознание как ментальная сфера в целом. Греческое syneidesis и латинское сonscientia употреблялись как в первом, так и во втором значениях. В схоластике conscientia означает совесть, у Декарта (см. ДЕКАРТ Рене) и Лейбница (см. ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм) — ментальную функцию (ср. в английском: conscience и consciousness, в немецком: Gewissen Bewusstsein, во французском сonscience и conscience).
Сознание как совесть — это соотнесение «знания добра и зла», т.е. их различия, со способом жизни. Сознание как единство ментальной сферы — это соотнесение между собой восприятия, памяти, фантазии, суждения, предпочтения, любви и ненависти, радости и огорчения, сомнения, воли, желания, решения и других своих модусов (см. МОДУС), каждый из которых отделяет себя от других в своем специфическом формировании смыслового или ценностного коррелята (см. КОРРЕЛЯЦИЯ (взаимная связь, соотношение)) (например, восприятие осознается как восприятие воспринятого), образуя вместе с другими модусами каждый раз конкретное единство сознания. Впервые на непосредственную связь нравственного сознания со структурой ментальной жизни указал Ф. Брентано (см. БРЕНТАНО Франц).
Начиная с Канта (см. КАНТ Иммануил), термин «сознание» в сочетании с другими терминами обозначает зачастую одну из узловых проблем того или иного учения — как предмет исследования и как определенный способ человеческого существования: трансцендентальное (см. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ) сознание, феноменология (см. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ) сознания, «несчастное» сознание, классовое сознание, утопическое сознание, инструментальное сознание, действенно-историческое сознание, соборное сознание и т.д.
В широком смысле, проблема сознания — одна из основных проблем философии, а понятие сознания является одной из связующих нитей всего гуманитарного знания; в узком смысле — это ряд взаимосвязанных проблем, количество которых имеет тенденцию к возрастанию: единство сознания; классификация модусов сознания, их иерархия (напр., вопрос о первичности воли или представления); отношение сознание/тело; сознание и значение, знак и символ; самосознание и внутреннее восприятие, интроспекция (см. ИНТРОСПЕКЦИЯ) и рефлексия (см. РЕФЛЕКСИЯ); сознание и познание (источник достоверности, природа абстрагирования и т.д.); сознание и бессознательное (см. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ) субъективность и интерсубъективность; сознание и предмет; внутренняя активность сознания (самовоздействие, темпоральность, творчество); сознание и искусственный интеллект; сознание и идеология и др.
Для истории учений о сознании в европейской философии до Канта характерны две основные тенденции, которые в разных формах концептуально фиксируют подвижную и одновременно иерархическую природу сознания. С одной стороны, редукционистские (см. РЕДУКЦИОНИЗМ) учения, сводящие сознание к материальному или социальному началам (от огненных атомов Демокрита (см. ДЕМОКРИТ) до нейрофизиологических (см. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ) и экономических структур) все же предполагают по меньшей мере два уровня: эпифеноменальный (см. ЭПИФЕНОМЕН) (представления, ощущения и т. д.) и реальный.
С другой стороны, субстанциалистская тенденция, которая формируется в результате трансформации исходных для философии различий божественное/человеческое, душа/тело в иерархии типа: высшее духовное начало (идея, логос, Бог, единое и т. д.) — душа — тело — материя. В свою очередь, в рамках этой тенденции различаются платоно-августиновская традиция: душа мыслится как субстанция, которая может существовать вне тела, и аристотелевско-томистская: душа мыслится как энтелехия (см. ЭНТЕЛЕХИЯ) или форма тела. В обеих традициях исследуется также внутренняя иерархия сознания (от ощущений до созерцания, интеллекта, мышления).
Философия Нового времени в значительной степени утрачивает необходимость в традиционной (внешней) иерархии, интенсифицируя исследования внутренней иерархии сознания и полагая мерилом истинности и достоверности человеческий ум. На первый план выходит проблема сознания как самосознания, сопровождающего ментальную активность — по Декарту, всю в целом (cogitatio, perceptio, conscientia — синонимы), по Лейбницу (см. ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм), который вводит с новоевропейскую философию тему бессознательного — лишь малую часть (conscientia — синоним апперцепции (см. АППЕРЦЕПЦИЯ)). Другое направление критики Декарта — постепенный отказ от понятия мыслящей субстанции в английском эмпиризме (см. ЭМПИРИЗМ) (у Юма (см. ЮМ Дэвид) «Я» — это лишь связка восприятий), при сохранении тенденции сближения сознания и самосознания. Различие a priori / a posteriori определяет как вопрос об источнике познания, так и вопрос об общей структуре разума, способного получать новое знание и быть основой справедливых социальных отношений.
Концепцию сознания в кантовской философии, где основной становится уже затронутая Лейбницем тема самовоздействия сознания, определяют различия: рационального и иррационального (рассудок как способность к познанию и трансцендентальная сила воображения — слепая, но необходимая сила души); трансцендентального и эмпирического сознания; синтетического единства сознания и созерцания. Место апперцепции как сознания, сопровождающего перцепции, (см. ПЕРЦЕПЦИЯ) занимает синтетическое единство сознания, которое выстраивает объект и благодаря этому — свою самотождественность как постоянную соотнесенность с самим собой в процессе конструирования объекта (по Канту: «Мы не можем мыслить линию, не проводя ее мысленно …»), являясь тем самым условием превращения созерцания в объект. Воздействие рассудка на чувственность, т.е. привнесение связи в само по себе аморфное «многообразие» осуществляется через схемы времени — продукты силы воображения. Начиная с Канта, формируется функционалистская традиция; место духовно-рационального, аисторичного и в принципе постижимого абсолюта занимает иррациональное и непрозрачное для человеческого сознания начало (трансцендентальная сила воображения, дело-действие, исторический разум, воля, воля к власти, практика, развивающееся знание, бессознательное), которое берет на себя роль исходного момента и опосредствования чувственности и рассудка, представления и предмета, субъекта и объекта, материального и идеального и т. п.
Между сознанием и действительностью — иррациональная область их взаимопревращения (принцип тождества бытия и мышления). Сознание рассматривается как особого рода деятельность и как средство общения: «Сознание… лишь средство взаимного общения» (Ф. Ницше). (см. НИЧИПОРОВИЧ Анатолий Александрович) «Подобно сознанию, язык возникает… из необходимости общения…» (К. Маркс (см. МАРКС Карл) и Ф. Энгельс (см. ЭНГЕЛЬС Фридрих)). Кантовский трансцендентализм — исходный пункт методологии изучения сознания по его объективациям, ибо сам схематизм рассудка «есть скрытое в глубине человеческой души искусство», и связанной с ней методологии структурного анализа сознания; это не только осмысление метода новоевропейской науки, но и принцип современных идеологий, функционирующих как совокупность схем, формирующих мировоззрение из исходного многообразия опыта: «в основе наших чистых чувственных понятий лежат не образы предметов, а схемы» (Кант).
В феноменологии (см. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ) (Ф. Брентано (см. БРЕНТАНО Франц), Э. Гуссерль (см. ГУССЕРЛЬ Эдмунд)) формируется новая концепция сознания, в основе которой радикальное различие сознания и предметного мира, а также сознания и знака, сознания и образов фантазии.
Брентано вводит общий критерий различия между психическими и физическими феноменами, который одновременно является общим свойством всех психических феноменов, т.е. актов сознания: интенциональность, направленность на предмет. У Гуссерля интенциональность как акт сознания, придающий предмету определенное значение, или смысл, становится основной структурой «чистого сознания», которое трактуется как регион бытия, противопоставляемый другому региону бытия — предметному миру.
В феноменологии подвергаются критике учения о сознании, которые так или иначе уподобляют сознание предметному миру (например, теория отражения), которые приравнивают сознание таким его предметам, как общие идеи (классический немецкий идеализм) и которые рассматривают сознание не как опыт, но лишь как условие его возможности (трансцендентализм). Однако в феноменологии не был полностью преодолен менталистский подход к сознанию; дескрипция сознания, провозглашенная Гуссерлем в качестве основы феноменологического метода стала в основном дескрипцией структур, но не первичного опыта сознания.
Представление о родовой сущности интенции (см. ИНТЕНЦИЯ) привело к представлению о сознании как некоторой неощущаемой субстанции, только модусы которой — восприятие, память, фантазия и др. — могут стать объектом рефлексии (см. РЕФЛЕКСИЯ) .
Антиредукционизм в сочетании с ментализмом (тенденция, близкая по содержанию к феноменологии), был присущ ряду учений о сознании в русской философии 19 — начала 20 в. (М. И. Каринский (см. КАРИНСКИЙ Михаил Иванович), В. С. Соловьев (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич), Г. Г. Шпет (см. ШПЕТ Густав Густавович) и др.). В советской философии 1960 — 1980-х гг. преобладал так называемый деятельностный подход с ориентацией на Маркса и Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих) или Маркса и Канта; к антиредукционизму, но уже в сочетании с элементами функционалистской методологии, то есть к изучению сознания по его объективациям (предметным или символическим), можно отнести в определенной мере воззрения Э. В. Ильенкова (см. ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич)и М. К. Мамардашвили (см. МАМАРДАШВИЛИ Мераб Константинович).
Трудности в постановке проблемы сознания связаны прежде всего с методологией его изучения по объективациям, многообразие которых (при явном или неявном отождествлении сознания с синтезирующей и идентифицирующей функциями) оставляет в тени сознание как опыт и ведет к так называемой «загадке сознания»: непосредственная доступность модусов (представление, суждение, сомнение, радость и т.д.) представляет собой явный контраст с неуловимостью «субстанции». Сознание сравнивают или с Протеем (см. ПРОТЕЙ (в мифологии))(Э. Кассирер (см. КАССИРЕР Эрнст)) или с такими понятиями, как эфир, флогистон (см. ФЛОГИСТОН) (P. Churсhland).
Превращение загадки в проблему, обсуждение которой предполагает процедуры верификации (см. ВЕРИФИКАЦИЯ) и фальсификации, связано прежде всего с двумя моментами: с отказом от понимания сознания как своего рода экстракта из многообразия опытов и с выделением первичного опыта сознания — опыта различения. В этом смысле сознание является многообразием различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции (см. КОРРЕЛЯЦИЯ (взаимная связь, соотношение)) с миром как различенностью сущего сознание образует серии подвижных смысловых и ценностных иерархий, определяющих содержание индивидуального и интерсубъективного опыта. Последовательность таких иерархий позволяет говорить, избегая субстантивации (см. СУБСТАНТИВАЦИЯ), об истории человеческого сознание, различая при этом первый период (и небольшой сегмент современного мира) — так называемое первобытное мышление с преобладанием конкретных различий и интуитивно-номинативных идентификаций и последующие периоды, составляющие смыслообразующие и ценностные каркасы определенных эпох и культур с преобладанием абстрактных различий и дескриптивно-концептуальных идентификаций.
Как многообразие различений сознание — это непосредственный и первичный опыт человека, пронизывающий все другие виды опыта, источник и граница человеческого бытия. Если способность различать характеризует психическое вообще, то человеческому сознанию свойственна уникальная способность различать различия (самосознание) и различать типы и иерархии различий (рефлексия). Различие между различением и идентификацией (то, что традиционно рассматривается как различие субъекта и объекта, или Я и не-Я) и неизбежный переход от различений к идентификациям в процессе любого рода деятельности и коммуникации (переход в сфере сознания — прерогатива предпочтения) характеризует сознание как смыслообразующее начало психической жизни и позволяет отнести термин «сознание» как к самому этому переходу, так и к идентификации, которая, в свою очередь, есть исходный пункт сравнения и классификации. Сравнение и классификация предполагают тождество, различение — нет. Различение нельзя определить через род и видовое отличие, ибо само различие между родом и видом — это одно из различий. Различение можно сопоставить с идентификацией, ассоциацией (синтезом), сравнением и классификацией (иерархия функций сознания) с представлением, суждением, фантазией, воспоминанием, оценкой, сомнением и т.д. (иерархия модусов предметного отношения), чувством и волей (иерархия ценностных ориентаций), с пространством и временем (иерархия первичных телесных ориентаций и ритмов), с этическим, эстетическим, познавательным и др. опытами (иерархия опытов) и, наконец, — с иерархией указанных иерархий только на «основе» самого различения. В этом смысле различение самореферентный (не нуждающийся в обосновании), хотя и не замкнутый, опыт.
Дескрипция опыта различений, т.е. дескрипция первичного сознания, возможна только как воспроизведение определенных различений в рамках определенного опыта и контекста. Она всегда опирается на определенный уровень рефлексии, которая не есть нечто внешнее по отношению к сознанию, но лишь определенный уровень различения различений. Различение непосредственно связано с различенностью, оно не первично и не вторично, не активно (спонтанно) и не пассивно (рецептивно), оно также не интуитивно (это не акт восприятия, но то, что подразумевается в любом акте) и его нельзя представить наглядно; различение не предметно и не определяется через предмет. Оно никогда не может быть единственным, вне иерархии или ряда: любое различение — это по существу различение различений. Например, различая два цвета, мы сразу же выделяем (различаем) контекст, в котором мы проводим это различение: красный и зеленый могут быть сигналами светофора, символами общественных движений, обозначением степени спелости определенных фруктов и овощей и т.д. Каждый из этих контекстов занимает определенный уровень в контекстуальной иерархии (встроен в другое контекстуальное различение) водитель / пешеход, избираемый / избиратель, продавец / покупатель и т.д. Различение — это не образ, не знак, не предмет, но источник образа, знака, предмета (как различенного); различение всегда сопряжено со значением образа, знака, предмета. Само значение — это не ментальный атом, способный к соединению с другими атомами, но отношение уровней контекстуального деления. В случае светофора значение цвета для нас — это знак запрета или разрешения движения. Значение быть знаком основано, однако, на значении внезнаковой природы: в данном случае значение — это необходимость различения движений транспортных потоков или движения транспорта и пешеходов. Значение как различие определяет возможный набор знаков — носителей этого значения (сигнал с помощью цвета, жеста регулировщика).
Значение — это прежде всего свойство мира, а затем уже свойство предметов, образов или знаков. Не сознание наделяет предмет значением, как бы испуская элементарно-ментальную частицу, достигающую предмета, но предмет становится значимым, когда он коррелятивно различению обнаруживает свои функции на границе двух или нескольких опытов и контекстов. Различение ориентаций в мире — «работать», «обедать», «отдыхать» и т.д. делает значимыми соответствующие объекты.
Любое различие предполагает различие переднего плана и фона; их принципиальная «асимметрия» характеризует такой опыт сознания, как предпочтение. В свою очередь, устойчивое предпочтение определенного переднего плана и забвение фона характеризует объективирующую функцию сознания, приостанавливающую дальнейшие контекстуальные различения и определяющую тем самым границы предмета. Смысл объективности предмета достигается приостановкой различений. Объективирующая функция — почва для трансформации сознания как опыта в сознание как идентификацию, узнавание предмета, который может быть истолкован при этом как «сформированный» из комплексов ощущений, в которые вносится связь. В таком случае проблема трансцендентного и имманентного оказывается неразрешимой: сознание создает предмет, который должен затем предстать перед сознанием как независимый от него. Напротив, коррелятом сознания как различения оказывается предмет, который выделяется из мира как иерархии контекстов, но не привносится в него. Связи и отношения — в предметах, в сознании как первичном опыте — лишь различения; посредником между ним выступает мир как различие дискретности (см. ДИСКРЕТНОСТЬ) опытов и непрерывности контекстов.
Приостанавливаемые различения образуют не только иерархию предметности (различенного), но и создают иерархию диспозиций — предрасположенностей к определенным различениям, предпочтениям, идентификациям (Habitus), которые, с одной стороны, регулируют телесно-физиологическое существование человека, а с другой — позволяют возобновлять после перерыва определенную ментальную или практическую деятельность, т.е. реактивировать определенную иерархию различий в рамках определенного опыта. Способность различать определяет способность направлять внимание, т.е. выделять и отдавать устойчивое предпочтение тому или иному различенному, а также предвосхищать, предвидеть и прогнозировать то, что может стать различенным, выделяя устойчивые переходы от определенных различений к определенным идентификациям как устойчивые тенденции.
Предложения со словом «самореферентный»
Один из таких случаев-это неуместный самореферентный стиль в тексте статьи. |
One of those times is in an inappropriate self — referential style in the article body. |
Знание-это временная переменная истинного состояния и самореферентный процесс. |
Knowledge is a temporaly true state variable and a self — referable process. |
Симпсоны также часто включают в себя самореферентный юмор. |
The Simpsons also often includes self — referential humor. |
Этот самореферентный подход вознаградил давних зрителей и помог построить сообщество настолько страстное, что это почти страшно. |
This self — referential approach has rewarded longtime viewers and helped build a community so passionate, it’s almost scary. |
Нашир аль-Дин аль-Туси мог бы быть первым логиком, который определил парадокс лжеца как самореферентный . |
Naṣīr al — Dīn al — Ṭūsī could have been the first logician to identify the liar paradox as self — referential. |
По этой причине мы принципиально не отвергаем тестовые вопросы, но должны учитывать их самореферентный характер. |
For that reason, we do not reject test questions principally, but we have to take into account their self — referential character. |
Приведенный выше самореферентный комментарий является просто ухмылкой в своей драгоценности. |
The self — referential comment above is merely smirky in its preciousness. |
Комиксы-это самореферентная и многожанровая сатира. |
The comics are self — referential and multi — genre satire. |
Кроме того, самореферентная информация от FWBO хороша при условии, что это не мыльный бокс. |
Plus, self referencial info from FWBO is fine provided that it’s not a soapboxing. |
Таким образом, эффект самореферентной памяти для принадлежащих товаров может выступать в качестве эндогенного эффекта фрейминга. |
The self — referential memory effect for owned goods may act thus as an endogenous framing effect. |
Его комедийный стиль принимает форму бессвязных причудливых монологов и самореферентной пантомимы. |
His comedic style takes the form of rambling whimsical monologues and self — referential pantomime. |
Доказательство этого результата моделируется на самореферентной конструкции, используемой в парадоксе Берри. |
The proof of this result is modeled on a self — referential construction used in Berry’s paradox. |
Это мешает системе стать самореферентной . |
This prevents a system from becoming self — referential. |
Современность теперь имеет тенденцию быть самореферентной , а не определяться в значительной степени в противовес традиционализму, как это было с классической современностью. |
Modernity now tends to be self — referring, instead of being defined largely in opposition to traditionalism, as with classical modernity. |
В любой логической системе мы обычно стараемся избегать самореферентности и самопротиворечивости, чтобы обеспечить согласованность. |
In any logical system, we typically try to avoid self — reference and self — contradiction in order to ensure consistency. |
И ссылки на эту нить разговора, в которой самореферентность становится совершенно эпической. |
And references to this talk thread, at which point the self — referentiality becomes quite epic. |
Странные петли могут включать в себя самореферентность и парадокс. |
Strange loops may involve self — reference and paradox. |
Эти повествования часто погружаются в самореферентность и метафизику. |
These narratives frequently dip into self — reference and metafiction. |
Это позволяет построить самореферентную формулу таким образом, чтобы избежать любого бесконечного регресса определений. |
This allows a self — referential formula to be constructed in a way that avoids any infinite regress of definitions. |
Критики указывали на самореферентную цель этого эпизода в том, чтобы стать старше и переосмыслить чувства юмора, а также цинизм. |
Critics pointed to the self — referencing aim of the episode in growing older and redefining senses of humor as well as cynicism. |
Нильская Империя также часто соскальзывала из жанра криминальных героев в откровенную самореферентную пародию. |
The Nile Empire also often slipped from the genre of pulp heroes into outright self — referential parody. |
Эти треки плотно самореферентны , заимствуя тексты и темы из прошлого Костелло. |
These tracks are densely self — referential, borrowing lyrics and themes from Costello’s past. |
Я перенес этот абзац из основной статьи, так как не считаю его энциклопедическим и очень самореферентным . |
I moved this paragraph from the main article, since I don’t believe it is encyclopaedic and it is very self — referential. |
Если это так, то утверждение Тхеравады об авторитете Палийской пушки является просто самореферентным . |
If this is ture, the claim by Theravada about the authority of Pali Cannon is merely self referential. |
Они оба сделаны одной и той же компанией, и Rockstar известна своим самореферентным измом, но я не думаю, что это считается спин-оффом. |
They’re both made by the same company, and Rockstar is known for their self — referential — ism, but I don’t think it counts as a spin — off. |
Это считается философски неверным, будучи самореферентным , или овеществлением, также известным как круговой аргумент. |
This is seen as philosophically invalid, being self — referential, or reification, also known as a circular argument. |
Характерно, что модернистское искусство имеет тенденцию к абстракции, является новаторским, эстетическим, футуристическим и самореферентным . |
Characteristically, modernist art has a tendency to abstraction, is innovative, aesthetic, futuristic and self — referential. |
В этом разделе есть и другие проблемы, помимо того, что утверждение является самореферентным . |
There are other problems with this section apart from the fact the statement is self — referential. |
Чтобы избежать многих логических противоречий, вызванных этими самореферентными объектами, Хофштадтер обсуждает дзенские коаны. |
To escape many of the logical contradictions brought about by these self — referencing objects, Hofstadter discusses Zen koans. |
Очевидно, что такие тесты являются самореферентными . |
Obviously, such tests are self — referential. |
В частности, каково мнение сообщества о таких самореферентных утверждениях и являются ли они просто оригинальными исследованиями? |
Specifically, what is the community’s take on such self — referential statements and are they just simply original research? |
Саморефере́нция (самоотносимость) — явление, которое возникает в системах высказываний в тех случаях, когда некое понятие ссылается само на себя. Иначе говоря, если какое-либо выражение является одновременно самой функцией и аргументом этой функции. Самореференция всегда сопряжена с парадоксом.
Объект (субъект), указывающий сам на себя во множестве (системе, теории) и несущий оценку (действие) самому себе, благодаря самому себе, ведёт к логическому парадоксу. Все индуктивные логические выводы рано или поздно подтверждают собой ценность того множества (системы, теории), в котором они находятся, либо само множество подтверждает их ценность. Все индуктивные выводы, из оснований которых следует ценность (действие) систем, которые указывают сами на себя, благодаря самим себе — логические парадоксы.
Примеры
Парадокс брадобрея:
- Брадобрей бреет лишь тех, кто не бреется сам. Бреет ли он сам себя?
Парадокс лжеца:
- Критянин Эпименид утверждал, что все критяне лжецы
- Это высказывание ложно
Причины
Объект познаётся не сам по себе, а лишь в сравнении. В случае же с парадоксами, объект «пытается доказать» свою сущность, как раз в том же отношении, в котором он сравнивается, и соответственно познаётся. Другими словами, оценку ученику выставляет учитель, а ученик, который пытается выдать себя за своего собственного учителя и выставить оценку самому себе, — мошенник (если только не пользуется абсолютно объективными, однозначно определёнными критериями).
Парадокс Греллинга[1]
Парадокс Греллинга назван в честь открывшего его немецкого математика Курта Греллинга.
Разделим все прилагательные на два множества: самодескриптивные, обладающие тем свойством, которое они выражают, и несамодескриптивные. Такие прилагательные, как «многосложное», «русское» и «трудновыговариваемое» принадлежат к числу самодескриптивных. А такие как «немецкое», «однокоренное» и «невидимое» — к числу несамодескриптивных. К какому из двух множеств принадлежит прилагательное «несамодескриптивное»?
Примечания
- ↑ Мартин Гарднер А ну-ка, догадайся! = Aha! Gotcha. Paradoxes to puzzle and delight. — М.: Мир, 1984. — С. 24. — 213 с.
См. также
- Референция
- Рекурсия
- Рекурсивное определение
- Сепульки
- Парадокс лжеца
- Парадокс Рассела
- Крокодил (софизм)
- Теорема Гёделя
- Формула Таппера
- О нас
- Словарь антонимов
- Словарь паронимов
- Словарь ударений
- Словарь морфологии
- Словари
- Регистрация
- Вход
Введите слово и нажмите «Найти синонимы».
: — предпочтительный — денотативный — эталонный — референсный — связывающий — справочный — соотносимый — отражательный…
Можно найти больше синонимов, нажимая на слова.
-
один
-
два
-
три
-
четыре
-
пять
5 (1)
№ | Синоним | Рейтинг |
---|---|---|
1 | предпочтительный[32]10 | 1 |
2 | денотативный[10]00 | 0 |
3 | эталонный[11]00 | 0 |
4 | референсный[3]00 | 0 |
5 | связывающий[93]00 | 0 |
6 | справочный[6]00 | 0 |
7 | соотносимый[23]00 | 0 |
8 | отражательный[6]00 | 0 |
9 | общереферентный[1]00 | 0 |
Помогите найти больше синонимов к слову «референтный»
Добавить синоним
Частое повторение одинаковых слов (тавтология) делает речь скучной и однообразной. Спасти положение могут синонимы. Это слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию. Используйте их, и ваши тексты станут ярче.
Если вам нужно подобрать синонимы к слову «референтный», вы попали по адресу. Мы постарались собрать все близкие по значению слова и словосочетания на этой странице и сделать доступными для использования. В русском языке в качестве синонимов к слову чаще всего используются: предпочтительный, денотативный, эталонный. Всего в словаре 9 синонимов.
Слово «референтный» имеет как синонимы, так и антонимы. Они диаметрально противоположны по значению, но относятся к той же лексической группе и выполняют похожие функции в предложении.
Если вы часто ищите, чем заменить слово, добавьте synonyms.su в закладки. Это поможет сэкономить время и силы, избежать нелепых ошибок.
Рейтинг слова «референтный» :
00
Страница обновлена: 27.07.2019
Другие слова на букву р
Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:
- Средняя частота слова «референтный» 242. Количество букв: 11.
- Искалась форма слова «референтный»
- Поиск «референтный» занял 0.007 сек.
- Добавьте synonyms.su в закладки ( нажав
Ctrl+D
), чтобы найти Синонимы.
Добавление синонимов
обновить
Добавить
Вверх ↑
1. книжн. соотносимый, связываемый или соотносящий, связывающий с чем-либо; служащий для соотнесения с чем-либо, привязки к чему-либо
Все значения слова «референтный»
-
Обучающие действия — определяют референтный опыт, необходимый для того, чтобы наделить когнитивный комплекс практическим значением.
-
Например, референтный рынок может включать группы заинтересованных сторон, имеющих разное отношение к компании, поэтому управлять взаимоотношениями с ними следует по-разному.
-
Имплантируемая часть содержит приёмник, цепочку активных электродов и референтный электрод.
- (все предложения)
- Как правильно пишется слово «референтный»