Самореферентность синоним

Саморефере́нция (самоотносимость) — явление, которое возникает в системах высказываний в тех случаях, когда некое понятие ссылается само на себя. Иначе говоря, если какое-либо выражение является одновременно самой функцией и аргументом этой функции. Самореференция всегда сопряжена с парадоксом.

Объект (субъект), указывающий сам на себя во множестве (системе, теории) и несущий оценку (действие) самому себе, благодаря самому себе, ведёт к логическому парадоксу. Все индуктивные логические выводы рано или поздно подтверждают собой ценность того множества (системы, теории), в котором они находятся, либо само множество подтверждает их ценность. Все индуктивные выводы, из оснований которых следует ценность (действие) систем, которые указывают сами на себя, благодаря самим себе — логические парадоксы.

Примеры

Парадокс брадобрея:

  • Брадобрей бреет лишь тех, кто не бреется сам. Бреет ли он сам себя?

Парадокс лжеца:

  • Критянин Эпименид утверждал, что все критяне лжецы
  • Это высказывание ложно

Причины

Объект познаётся не сам по себе, а лишь в сравнении. В случае же с парадоксами, объект «пытается доказать» свою сущность, как раз в том же отношении, в котором он сравнивается, и соответственно познаётся. Другими словами, оценку ученику выставляет учитель, а ученик, который пытается выдать себя за своего собственного учителя и выставить оценку самому себе, — мошенник (если только не пользуется абсолютно объективными, однозначно определёнными критериями).

Парадокс Греллинга[1]

Парадокс Греллинга назван в честь открывшего его немецкого математика Курта Греллинга.

Разделим все прилагательные на два множества: самодескриптивные, обладающие тем свойством, которое они выражают, и несамодескриптивные. Такие прилагательные, как «многосложное», «русское» и «трудновыговариваемое» принадлежат к числу самодескриптивных. А такие как «немецкое», «однокоренное» и «невидимое» — к числу несамодескриптивных. К какому из двух множеств принадлежит прилагательное «несамодескриптивное»?

Примечания

  1. Мартин Гарднер А ну-ка, догадайся! = Aha! Gotcha. Paradoxes to puzzle and delight. — М.: Мир, 1984. — С. 24. — 213 с.

См. также

  • Референция
  • Рекурсия
  • Рекурсивное определение
  • Сепульки
  • Парадокс лжеца
  • Парадокс Рассела
  • Крокодил (софизм)
  • Теорема Гёделя
  • Формула Таппера
  • Онлайн-переводчик
  • Грамматика
  • Видео уроки
  • Учебники
  • Лексика
  • Специалистам
  • Английский для туристов
  • Рефераты
  • Тесты
  • Диалоги
  • Английские словари
  • Статьи
  • Биографии
  • Обратная связь
  • О проекте

Самореферентность: перевод на английский язык, синонимы, примеры предложений, антонимы

Предложения со словом «самореферентность»

И ссылки на эту нить разговора, в которой самореферентность становится совершенно эпической.

And references to this talk thread, at which point the self — referentiality becomes quite epic.

Странные петли могут включать в себя самореферентность и парадокс.

Strange loops may involve self — reference and paradox.

Эти повествования часто погружаются в самореферентность и метафизику.

These narratives frequently dip into self — reference and metafiction.

В любой логической системе мы обычно стараемся избегать самореферентности и самопротиворечивости, чтобы обеспечить согласованность.

In any logical system, we typically try to avoid self — reference and self — contradiction in order to ensure consistency.

Словосочетания

Предлагаем Вашему вниманию современный англо-русский и русско-английский словарь EnglishLib, в котором содержиться более 2 000 000 слов и фраз. На этой странице содержится полезная информации о слове «самореферентность».
А именно, здесь можно найти перевод (значение) «самореферентность» на английском языке, синонимы, антонимы, краткое определение слова «самореферентность» . Также, к слову «самореферентность» представлено грамотно составленные примеры предложений для лучшего восприятия слова в контексте.

Библиографическое описание:


Огольцова, Е. Г. Теория самореферентных систем Н. Лумана / Е. Г. Огольцова, Э. С. Неринг. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 461-463. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97613/ (дата обращения: 04.05.2023).




В статье представлен анализ теории самореферентных систем Николаса Лумана. Рассматриваются ключевые понятия теории — «самореференция» и «коммуникация», а также их применимость к системной структуре общества.



Ключевые слова:



самореферентность, система общества, коммуникация, структура общества, теория.

Социальные теории на протяжении всего своего существования пытаются завоевать должное внимание. Причиной тому являются неразрешенные вопросы, появление которых увеличивается с каждым подходом к рассмотрению социальной структуры, а также абстрактность: каждая из теорий несет свой смысл понятия общества, но и каждая из них обладает обширностью. Отсюда и возникают проблемы в мыслительном построении каждой идеи, невозможность некоторых идей в соотношении с реальным миром.

Теория Николаса Лумана о концепции общества как самореферентной системы отталкивает и привлекает своей абстрактностью. Ее гибкость и универсальность помогают сопоставлять теорию с любыми социальными структурами.

Фундаментом разработки теории Н. Лумана является теория систем Т. Парсонса. В сочинении «Социальные системы» ученый писал о социальной реальности, где прослеживается системный характер построения общества как единого целого. Изменение общественного порядка и его самосохранение, согласно Т. Парсонсу, рассматривается как причина аномалии дестабилизации существования общества. Элементами взаимосвязи в такой структуре являются интеракции — символы, знаки и жесты. Они являются основным способом коммуникации для индивидов в обществе. Данный фактор Н. Луман взял за основу своей теории и расширил до понятия коммуникации как основной мысли существования общества и его дифференциации.

Стоит отметить термин «аутопоэзис», введенный нейрофизиологами У. Матураной и Ф. Варелой. Он означает самовоспроизводство, а далее по Н. Луману — самореференция (в качестве социологического термина). Основная мысль ауэтопоэзиса состоит в том, что организация самовоспроизводства живых существ и образуемых ими систем порождает только их.

Сам Н. Луман заимствовал основные понятия общества, окружения, взаимодействия у двух социологов, таких, как М. Вебер и его понятие о высшей реальности, Г. С. Браун «О различии между системой и окружением». Преобразуя и трансформируя данные понятия, Луман сознательно усложнил понятие общества как системы: предшествующие системы и их идейность не забываются, а включаются в теорию с подвижными элементами.

Изначально Н. Луман задумывал о проектировании новой универсальной теории системности общества. Из курса лекций следует такое высказывание: «Я завершу курс сравнительно абстрактными теоретическими концепциями, которые в обыденной социологической практике должны быть приспособлены к формату конкретных исследований. Это касается таких понятий, как смысл, действие, система, двойная контингенция, структура и т. д». [2]. Говоря о необходимости такой нестандартной социологической теории, можно сказать, что Н. Луман ставил систему общества в образ самостоятельного существа, которое, по его словам, должно объяснять само себя относительно самой социологии. Насколько можно сопоставить такую теорию со структурой общества на протяжении всего существования понятия «общества» объясняется с точки зрения биологических знаний об организме. Сохранение или несохранение состояния биологического организма определяется случаем смерти. Хоть живое и репродуцирует самого себя, но точка невозврата все же присутствует. Однако, относительно понятия общества, нет фиксированных условий для существования, идентичности и самоописания. Исходя из этого, следует сказать, что общество не ограничено рамками конкретной системы и вполне может существовать без объяснения его системы извне. Возвращаясь к биологическому подходу со стороны Н. Лумана, систему общества можно сравнить с нервной системой, которая пролагает различие между собой и осуществлявшим ее организмом. Если же такая узкая система способна самоидентифицировать себя, то можно полагать, что общество способно также.

Абстракция системного подхода Н. Лумана должна поставить в тупик своим специфическим объяснением, но стоит обратить на понятие «самореференция», которое является ключевым в теории социолога. Наиболее близким является также «аутопоэзис», описанный ранее. Самовоспроизводство, заданное этим значением, близко к самореференции, но не является полностью четким. По Н. Луману системную структуру общества можно объяснить как систему, объясняющую себя и проводящую между ней и внешней средой различия. Взяв биологическое понятие «аутопоэзиса», система общества опять же выступает перед нами как нечто живое, некий организм, умеющий устанавливать границы различия себя и внешней среды.

Взяв в пример классическую материальную систему человека с понятием индивида и личности, можно сказать, что он вполне способен дать понятный отчет своим действиям и решением, может объяснить некие процессы, происходящие в его организме. Но данные понятия, во-первых, управляются совершенно другой биологической системой — нервной, а руководящим элементом является сознание. И все же человек отдает отчет своим действиям лишь благодаря собственным классическим познаниям в области биологии и стандартизацией мышления. Система общества является абстрактной, хоть и структурированной, и главное — не имеет собственного сознания. Можно сказать, что индивид с его сознанием хоть и составляет структуру общества, но он никак не управляет самой системой. Здесь и фиксируется границы различий в понятии себя и отделении внешней среды.

Н. Луман объясняет структуру так: «Независимо от того, думаем ли мы о системе в момент операции или соотносим операцию с наблюдением других операций, все это релятивируется относительно темы одновременности, настоящего, актуальности. Система должна находиться в процессе оперирования, чтобы она могла использовать структуры» [2].

Здесь обнаруживается главный фактор сопоставления самореференции и системы общества. Операция является источником и движимой силой для того, чтоб система начала сама себя самоидентифицировать. Наблюдение, как фрагмент, сопутствующий операции, по Н. Луману важно для самореференции тем, что помогает системе самоидентифицировать себя. Пока идет процесс наблюдения одной структуры общества за другой, производится своеобразная операция — коммуникация. Этому понятию Н. Луман дает обобщенное объяснение как получение информации или данных, а самонаблюдению — использование различений для того, чтоб что-то обозначить.

В привычном понимании коммуникация это не только взаимодействие двух объектов на фоне понимания, но и наблюдение одного объекта за другим. Когда разговаривают двое людей — оба производят невербальный контакт и оба же считывают друг друга. Таким образом, можно внедрить коммуникацию в понятие самореферентности и обозначить как условие в виде операции для этого понятия. Пока одна структура общества коммуницирует с другой, система получает отчет, в ходе которого устанавливает ограничения для различия себя и внешней среды. Коммуникация порождает коммуникацию — такой Н. Луман сделал вывод входе разработки своей теории. Коммуникация стоит как самонаблюдающая операция, способная помочь самой системе ссылаться на себя и самоопределяться.

Однако теория самореферентных систем все равно требует больших уточнений: сопоставимы ли системы лишь одной коммуникацией; обоснованно ли применять термины биологических знаний к широким понятиям общества; можно ли приспособить теорию к одной из структур общества 21 века. Абстрактность данной теории оправданна тем, что универсальна практически для любой социальной системы и общества в целом.

Для большего убеждения можно рассмотреть систему права с точки зрения самореференции. Практически любой законодательный акт тем или иным способом ссылается на другой законодательный акт. Для установления четких рамок в законе необходимо использовать конкретные понятия при избегании недоразумений. К примеру, при установлении причин какого-либо требования в законодательном акте идет ссылка на другой акт, утверждающий сами требования. В качестве коммуникации здесь выступает сама ссылка на тот или иной закон. Они коммуницируют между собой, дополняют понятия и, своего рода, объясняют друг друга.

Для классической теории самореферентных систем правовая, хоть и с небольшими уточнениями, но вписывается. На вопрос «Применима ли теория к системной структуре общества?» ответ неоднозначный. С одной стороны, абстрактность излишне вредит основным понятиям системности. А. В. Резаев в работе «Коммуникация и общение в теории Николаса Лумана» [4] утверждал о субъективности касательно коммуникации. По его словам, социолог не уделяет должное внимание самому факту коммуникативного языка. Ю. Г. Матушанская в своей работе «Социально-философский анализ теории систем Николаса Лумана» [3] вкладывает в концепт социальных систем — понятие «смысла», делая вывод об обществе как о системе, созданной смыслами при помощи коммуникаций.

Теория самореферентных систем Н. Лумана относительно абстрактна, но этим ключевым понятием социолог создал целую концепцию, включающую в себя предшествующие идеи и личные наработки. Представленное понимание должно предотвратить те трудности при использовании системного подхода и его проекции на системную структуру общества. Не каждая система или ее структура определяются самонаблюдением и самореференцией. Суть теории передана социологом как одно из субъективных понятий при использовании его подхода в терминологии. Социальная система же самореферентна, а ее составные части порождают коммуникацию — главную операцию в самоопределении по Н. Луману.

Литература:

  1. Головин, Н. А. Луман Н. Понятие общества. Проблемы социологической теории / Н. А. Головин. — Текст: непосредственный // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. — 1996. — № 3. — С. 25–42.
  2. Луман, Н. Введение в системную теорию / Н. Луман. — Москва: Логос, 2007. — 306 c. — Текст: непосредственный.
  3. Матушанская, Ю. Г. Социально-философский анализ теории систем Никласа Лумана теории / Ю. Г. Матушанская. — Текст: непосредственный // Вестник КГЭУ. — 2012. — № 3(14). — С. 30–43.
  4. Резаев, А. В. Коммуникация и общение в системной теории Никласа Лумана / А. В. Резаев, Н. Д. Трегубова. — Текст: непосредственный // Социологические исследования. — 2015. — № 11. — С. 148–155.

Основные термины (генерируются автоматически): система, система общества, структура общества, теория, коммуникация, системная структура общества, внешняя среда, законодательный акт, общество, должное внимание.

Себя референциальность (от латинского referre «относятся к чему — то»), даже Autoreferenzialität, самоссылающаяся , самореференция и самореференция, это термин , который описывает , как символ , идея или утверждение (или модель, изображение или история) быть относится к самому себе. Термин происходит от тождества символа и референта (объекта ссылки).

В более узком смысле этот термин имеет чисто логическое значение. В зависимости от области обращаются к разным эталонным объектам.

Логические парадоксы

Концепция самоотнесения часто подвергалась эпистемологическим исследованиям (например, в связи с диагональным методом Кантора , антиномией Рассела и теоремой Гёделя о неполноте ).

Различные логические утверждения или теории могут противоречить друг другу и, таким образом, искажать смысл и порождать логические парадоксы . У Геделя, Эшера, Баха это называется «странной петлей».

  • Парадокс лжеца : «Это предложение не соответствует действительности».
  • Цирюльник парадокс : «(только) парикмахер в деревне бреет все тех (и только те) , которые не бреются сами.»

Утверждение без внутреннего противоречия всегда связно и ссылается на самого себя. Каждый из классических парадоксов может быть логически и формально разбит металингвистической схемой Тарского соглашения T : Утверждение «имеет место x-парадокс » истинно, если имеет место x-парадокс . Парадоксы лишены лингвистической уравновешенности .

заявление

Эпистемология, философия или логика

Думая о мышлении.

Язык, информатика, математика

Предложения, которые относятся к самим себе , например: «Это предложение было переведено с японского с помощью компьютера». (Это предложение по-японски бессмысленно.)

Теория систем

Это эмпирическое приложение. Один пытается описать (живые, социальные) системы, которые должны быть самореферентными. Этот термин можно рассматривать в системно-теоретическом контексте с аутопоэзисом .

Самореферентные системы стабилизируются сами по себе и тем самым отрезают себя от своего окружения. Это придает им стабильность и позволяет сформировать системную, а иногда и объективистскую идентичность . Самореференционные системы «оперативно закрыты». В своих процессах они ссылаются только на себя и не обращаются к своему окружению. Они реагируют только на изменения в своей собственной системе. Создание ресурса следует рассматривать независимо от этого.

политика

В политологии и конституционной теории политическая система называется самореферентной, которая постоянно воспроизводит изнутри условия своего непрерывного существования. Открытое общество не представляется возможным , если властные элиты только подчиняются своим собственным законам. В социологии самореферентность рассматривается как характеристика партийного государства. Судья Федерального конституционного суда Питер М. Хубер предупредил, что «право голоса, структура политического финансирования , отсутствие прямой демократии на федеральном уровне и организационные структуры политических партий способствуют самореферентности политической системы. и усилить безмолвие между гражданами и политиками ».

Литература и искусство

Самореференция имеет давнюю традицию в литературе и искусстве. Здесь используется технический термин mise en abyme .

Смотри тоже

  • Мета-уровень
  • Морфограммы
  • Циркулярная ссылка

литература

  • Дуглас Р. Хофштадтер : Гедель, Эшер, Бах , бесконечная плетеная лента . Мюнхен 1991, ISBN 3-423-30017-5 (четкое представление самореферентности в математике, искусстве и музыке).

веб ссылки

  • Томас Боландер:  Самостоятельная ссылка. В: Эдвард Н. Залта (ред.): Стэнфордская энциклопедия философии .

Индивидуальные доказательства

  1. Умберто Матурана , Ф. Варела: Древо познания . Шерц, Берн, 1987.
  2. Эрвин К. Шойх , Ute Scheuch: Cliques, Klüngel and Careers. 1992, ISBN 3-499-12599-4 , с. 175.
  3. Клаус Кунце : Полное партийное состояние. 1998, ISBN 3-933334-01-2 , стр. 24 и далее.
  4. Питер М. Хубер: В кризисе смысла. В: FAZ.net . 1 октября 2015, доступ к 5 октября 2015 .

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Саморепликация синоним
  • Саморезы синоним
  • Саморегуляция синоним в психологии
  • Саморегуляция синоним биология
  • Саморегулирующая синоним