Обновлено: 03.05.2023
— познакомить с градацией как средством выразительности речи.
— создать условия для развития у обучающихся умений анализировать текст, выявляя роль художественных средств выразительности (градации);
— обеспечить развитие ассоциативного мышления, диалогической и монологической речи.
— воспитание любви к родному языку; стремления развивать и обогащать свою речь;
— воспитание внимания при выполнении тестовых заданий.
- Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала: выполнение заданий 1 – 3
- Роль лексических синонимов в тексте (задание 4)
- Роль стилистических синонимов (задание 5,6)
- Какие синонимы называются контекстными? Их роль в тексте.
- Средства выразительности, созданные на основе синонимов.
- Рефлексия. Соотнесение эпиграфа к уроку и его материала.
- Этап информирования учащихся о домашнем задании.
(См. приложения к уроку)
Тема нашего урока – синонимы. Вы многое о них знаете. И наша задача сегодня – повторить известное и узнать новое. Главная цель урока – выявить роль синонимов в речи, в тексте, научиться применять свои знания при выполнении заданий ЕГЭ.
Внимательно прочтите тему урока. Вспомните, какие из названных видов синонимов вам знакомы? ( лексические, стилистические). С повторения этих понятий мы и начнём. Работаем на листочках с заданиями.
Итак, пишем ответ на вопрос: Что такое синонимы ? Синонимы – это…
Прочитайте написанное. Приведите примеры. Письменно выполняем задания 1-3.
Подберите синонимы к данным словам:
В какой строке слова близки по своему лексическому значению?
- карандаш, стол, лампа
- ученик, школа, портфель
- сад, лес, берёза
- дом, изба, лачуга
Какие слова НЕ являются синонимами?
- печально – грустно
- советовать – рекомендовать
- эффектный – эффективный
- отличный – великолепный
Какое из заданий было труднее выполнить? (№1) Да, трудно работать над выбором слова, хочется, чтобы оно было более точным, значимым, ярким. Именно такую работу проделывает писатель, создавая свои творения. Посмотрим, как мастерски умеет это делать писатель Виктор Астафьев.
Прочитайте отрывок из рассказа В.П. Астафьева. Выполните задания.
Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.
Из рассказа В.П. Астафьева
О чём рассказывает автор? (ответ) Автор описывает природу Сибири. В каждом предложении говорит о тайге, но употребляет это слово только один раз.
Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать эту картину: тайга огромная, величественная, мрачная, даже зловещая. Найдите синонимы в последнем предложении. ( шорох, шуршание, шелест) К акова их роль?
Какие эпитеты из высказывания Толстого можно отнести к тексту В.П. Асафьева?
Сделаем вывод, какова роль в тексте лексических синонимов.
Писатели часто используют не только лексические синонимы, но и стилистические. Какие синонимы называются стилистическими?
Расположите данные ниже синонимы согласно их стилистической принадлежности:
Синонимические отношения в языке — проявление структуры лексической системы. Связи между словами возникают на основе сопоставления, тематической и профессиональной общности, противопоставления и т.д. Лексические и контекстные синонимы — большой пласт словаря русского языка.
Синонимы — слова, объединенные общностью значений, относящиеся к одной части речи и различающиеся оттенками смысла или сферой речевого использования. Например: горе — несчастье, языкознание — лингвистика, антитеза — противопоставление.
Контекстные — или контекстуальные — синонимы обладают особыми признаками.
Контекстные синонимы — это слова, синонимия которых проявляется исключительно в данном тексте.
Языковое окружение слова называется контекстом. Наиболее полно смысл языковых единиц выявляется именно в той лексике, которая с ними связана в предложении.
Контекстные синонимы могут показывать примеры близких значений на протяжении всего текста или в конкретном предложении. На этом основано задание ЕГЭ.
Как определить контекстные синонимы
Знать, что такое контекстные синонимы, необходимо, чтобы найти их в тексте. Запомним, что они должны принадлежать к одной и той же части речи. Чаще всего это имена существительные, прилагательные, глаголы или наречия:
- Мы увидели лодку, пришвартованную к берегу. Артем помог нам разместиться в ней, взял весла, и мы отправились в путь. Наше утлое суденышко покачивало на волнах.
- Нет, мое первое, нежное, удивительное чувство любви я никогда не забуду.
- Максим несся по улице, стремясь догнать ускользающее время. Он всем телом рассекал воздух, упорно останавливавший его силой сопротивления.
- Мутно, сурово, неприветливо взглянула на него жизнь при самом его рождении.
Найти примеры контекстуальных синонимов в определенном фрагменте текста — экзаменационное задание, которое встречается в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
Примеры для ЕГЭ
Контекстные синонимы — это примеры авторского отбора языкового материала. Внимательное чтение текста поможет их отыскать.
Посмотрим на пример задания из ЕГЭ. Найдите в тексте контекстные синонимы:
Синонимы, которые полностью совпадают по значению, называются абсолютными: лингвистика – языкознание, орфография – правописание, азбука – алфавит; осьминог – спрут.
Однако чаще всего синонимы различаются:
1) оттенками лексического значения: красный, алый, пурпурный, багровый (различные оттенки красного цвета); хороший, отличный (разная степень обозначаемого признака);
2) принадлежностью к разным стилям речи, например: слово лицо употребляется в нейтральном стиле, физиономия – в разговорном, лик – в книжном;
3) эмоционально-экспрессивной окраской, например синонимы лицо, физиономия, лик не только употребляются в разных стилях речи, но и имеют разную эмоционально-экспрессивную окраску: лицо – нейтральную, физиономия – неодобрительную, лик – возвышенную.
Синонимы | Общее лексическое значение | Оттенки значений | Эмоционально- экспрессивная окраска | Сфера употребления |
Смеяться | «издавать смех» | — | — | нейтральная |
Посмеиваться | «время от времени» | — | нейтральная | |
Хихикать | «исподтишка» | неодобрительная | разговорная | |
Хохотать | «громко» | — | нейтральная | |
Ржать | «очень громко» | неодобрительная | просторечная |
Контекстуальные (авторские) синонимы –слова, сближающиеся по значению только в определенном контексте:Даже любовь Софьи, первая, нежная и розовая любовь, не удерживала его (И. Гончаров); …А по вечерам вступал он в очаровательный, пахучий, светлый мир, весь населенный молодыми веселыми лицами (И. Тургенев). Вне такого контекста подобные слова синонимами не являются.
В тексте синонимы могут выполнять различные стилистические функции:
Что такое
Чтобы убедиться в том, насколько необходимыми и ценными являются для нашей речи синонимы, достаточно попытаться рассказать о чем-нибудь. Грамотный человек с большим лексическим запасом даже не задумывается об этом – использует десятки синонимов ежедневно и интуитивно чувствует, какое слово можно употребить, а какое – нет.
Что такое синонимы?
Синонимами называются слова, относящиеся к одной части речи, значения которых совпадают полностью либо частично. Основное предназначение их заключается в обогащении речи, повышении ее разнообразия, выразительности. Например: смеяться – хохотать – заливаться и т.п.
Определение синонимов
Если говорить о синонимах в широком понимании данного термина, то в их роли могут выступать другие ярусы языковой системы. К ним принадлежат морфемы, фразеологизмы и синтаксические конструкции. Также у каждого синонима имеется собственный оттенок значения. Благодаря этому слова отличаются друг от друга. Например: алый – багряный – красный.
Понятие о синонимах
С синонимами связано несколько законов, действующих в языке:
Примеры синонимов к слову “еда”
Третий закон предполагает, что дублеты (полные синонимы) держатся в языке относительно недолго, поскольку они не обогащают его. Например, купец – гость уже не заменяют друг друга по значению, а град – город имеют разную стилистическую окраску.
Классификация. Виды синонимов
В русском языке используется несколько классификаций синонимов. Прежде всего, их различают по способу словообразования на два вида:
- однокорневые – расследование и следствие;
- разнокорневые – незрячий и слепой.
Разница между синонимами:
Основные виды синонимов в лексике:
- семантические;
- стилевые;
- семантико-стилистические;
- абсолютные;
- контекстуальные.
Семантические
Стилевые (стилистические)
Синонимы, которые указывают на один и тот же объект либо явление, но при этом используются в разных сферах, поскольку имеют разную эмоциональную и экспрессивную окраску. Они принадлежат к разным стилям речи (книжному, разговорному, устаревшему, деловому и др.) и не могут заменять друг друга. Например: ходить – слоняться – бродить или узнать – испытать – испить чашу до дна.
Абсолютные (полные, дублеты)
Относительно небольшая группа синонимов, которые при разном написании и звучании не несут в себе особой стилистической окраски, а также не имеют семантических отличий. Эти слова могут заменять друг друга в любом контексте, никак не влияя на общую суть. Большинство полных синонимов являются существительными.
Примеры дублетов
Контекстуальные
Особая группа слов, значения которых сближаются лишь в определенном контексте, а во всех остальных случаях они не являются синонимами. Большая часть таких слов отличается экспрессивной окраской. Их функция состоит в том, чтобы охарактеризовать процесс, явление или признак, а не просто назвать их.
Фразеологизмы-синонимы
Фразеологизмы-синонимы – обороты, значения которых совпадают полностью или частично. Это возможно, поскольку каждый фразеологизм представляет собой отдельную семантическую единицу. При использовании таких синонимов важно учитывать их грамматическую сочетаемость, а также уместность в том или ином контексте.
- добрая душа – прекрасной души человек – человек с большой буквы (про хорошего человека);
- кладезь премудрости – ходячая энциклопедия (про умного человека);
- как кошка с собакой – быть на ножах – на дух не переносить (про вражду).
Синонимия морфем
Морфема – это самая маленькая единица языка, которая несет в себе определенный смысл. Среди морфем встречаются многие языковые явления, в том числе – синонимия. Например, большое количество синонимов образовалось на основе одного корня, но с разными суффиксами. Такие слова хоть и похожи, но все же имеют разный стиль, семантику, а не просто дублируют друг друга. Примеры:
- абрикосный – абрикосовый (суффиксы -н, -ов);
- ананасовый – ананасный;
- учеба – учение;
- вражий – вражеский;
- волчица – волчиха (оба варианта верны, первый – литературный, второй – разговорный).
Синтаксические синонимы
Синтаксические синонимы – это параллельные конструкции, которые имеют похожее строение, а также близкое значение. Отличаются по стилю и смыслу. К параллельным конструкциям относятся следующие:
Примеры синонимов разных частей речи:
Интересный факт: русский язык считается одним из самых богатых по количеству синонимов. Большинство (особенно фразы) невозможно перевести на другой язык, чтобы не упустить точный смысл и оттенок.
Что такое синонимичный ряд? Примеры
Синонимичный ряд – это группа слов, состоящая из нескольких синонимов. Они могут быть как одно-, так и разнокоренными. Количество слов в ряду может быть разным – от 2-3 до 10 и более. В составе всегда присутствует доминанта – это главное слово, которое имеет стилистически нейтральный окрас, общее значение и может легко сочетаться с другими. Например: обманывать (доминанта) – хитрить – врать – жульничать – юлить.
Особенностью синонимичного ряда является то, что все слова принадлежат к одной части речи. При этом у них разный стиль и оттенок значения. Также ряд может состоять из фразеологизмов, например: много – куры не клюют – через край – тьма тьмущая.
Синонимы обычно являются представителями одной и той же части речи. Но у каждого из них имеются родственные слова, которые могут относиться к другим частям речи. Причем между ними тоже возникают синонимические связи. Например:
Красивый – неотразимый, очаровательный, обаятельный.
Красота – неотразимость, очарование, обаяние.
Мысли – помыслы, размышления, раздумья, думы.
Мыслить – помышлять, размышлять, раздумывать, думать.
Если речь идет о производных словах, то между ними тоже наблюдается устойчивая синонимия. Например:
Гармония – благозвучие; гармонично – благозвучно, гармоничный – благозвучный, гармоничность – благозвучность.
Данная закономерность лучше всего отображает системные связи, которые присутствуют между лексическими единицами.
Пример разбора синонимичного ряда
В русском языке очень много синонимов. Редко можно встретить синонимический ряд, состоящий всего из 2-3 членов – как правило, их намного больше. Тем не менее, при составлении словарей лексикографы пользуются разными критериями выделения синонимов. Именно по этой причине у разных авторов зачастую не совпадают ряды – каждый их них по своему воспринимает суть синонимии.
К примеру, один специалист уверен в том, что синонимы обязательно должны обозначать одно и то же понятие, и принимает это явление за ключевой признак. Другой же считает более важной способность синонимов заменять друг друга. А, согласно третьему мнению, решающее условие – близость слов по лексическому значению. Причем эта точка зрения может быть реализована в нескольких вариантах:
- тождественность лексических значений;
- тождественность или близость лексических значений;
- только близость лексических значений.
По мнению известного советского лингвиста Розенталя, автора множества учебных пособий по русскому языку, самым важным условием для слов-синонимов является их семантическая близость, в особых ситуациях – тождественность.
Синонимы чаще всего указываются на одно и то же явление объективной действительности. Постепенно у слов возникают новые значения, происходит развитие языка. Номинативная функция синонимов предоставляет возможность создавать из них незамкнутые ряды, которые иногда пополняются новыми словами.
Эти изменения влияют и на остальные уровни синонимии, нарушая или создавая новые системные связи родственных слов. Так появились синонимичные ряды с существительными: утонченность – щепетильность – деликатность и глаголами: мечтать – грезить.
Значение в речи и в тексте
В нашей речи синонимы помогают избежать повторений одних и тех же слов (тавтологии), ярче и точнее выразить мысль, придают сказанному эмоциональную окраску. Также они служат связующим звеном между предложениями.
Значение синонимов
Согласно известному российскому лингвисту Д. Э. Розенталю, синонимы в русском языке повышают выразительность речи. Составляя текст (или речь), мы с легкостью подбираем идеально подходящее контексту и стилю слово-синоним, чтобы не повторяться.
Функции синонимов в тексте:
- Замещения. Папа подарил дочери малахитовую шкатулку. Этот ларчик удивительно подходит к ее глазам.
- Уточнения. Человек это был простой, ничем не примечательный, обыкновенный.
- Усиления (с эффектом градации). Солдаты продемонстрировали в бою храбрость, отвагу, невероятную стойкость.
- Сопоставления. Он верил в добро, нет, скорее даже веровал в него.
- Противопоставления. Она не смеялась, а звонко хохотала. Он не говорил, а шептал.
Как появляются синонимы?
Новые элементы, обогащающие язык, появляются постоянно. Точно так же непрерывно синонимы меняют свое значение и даже теряют связь друг с другом. Существует несколько путей возникновения синонимов. Один из них – скрещение говоров. Каждому диалекту свойственен определенный запас слов. Когда говоры объединяются между собой, возникают полностью равноправные дублеты.
Еще один путь появления синонимов связан с развитием письменности. При этом слова на другом языке проникают из устной речи в письменную и наоборот. Так было, например, со старославянским языком: ворог – враг, злато – золото.
Чем отличаются синонимы от антонимов?
Синонимы имеют разное написание и произношение, но похожее значение. Антонимы – это слова с противоположным значением. Они ориентированы главным образом на смысл, в то время как синонимы могут иметь разные оттенки и цель применения. Антонимов в языке гораздо меньше, они образуют пары, а не синонимичные ряды, и демонстрируют контраст.
Примеры антонимов
Как подобрать синонимы к слову?
Первым делом нужно определить значение главного слова, после чего нужно отыскать слова, которые максимально к нему приближены. Важно различать оттенки синонимов и возможность их применения в том или ином контексте, ситуации, стиле. Универсальными считаются лишь нейтральные слова, которые подходят и для разговорной, и для официальной/деловой речи. Облегчить поиск синонимов могут специальные словари – как бумажные издания, так и электронные форматы.
Интересный факт: программа Word для набора текста имеет полезную функцию, о которой многие не знают. Она подсказывает синонимы для выбранного слова. Достаточно нажать на него правой кнопкой мыши и выбрать соответствующий пункт в появившемся меню.
Синонимы – интересное видео
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок русского языка в 5 классе
Тип урока: УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ .
Цель: воспитывать личность,
имеющую знания о синонимах и синонимических рядах, контекстуальных синонимах;
умеющую подбирать синонимы и составлять синонимические ряды, использовать контекстуальные синонимы в речи; грамотно обогащать свой словарный запас.
Компетенции учащихся (формируются посредством обучения учащихся активным способам жизнедеятельности):
— умение задавать вопросы, формулировать свою точку зрения и аргументированно ее доказывать;
— вдохновленность, раскованность мыслей, критичность, гибкость ума, фантазия;
— способность осознавать цели учебной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, рефлексивное мышление, самоанализ, самооценка;
— умение отыскивать и преобразовывать информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, способность к толерантности.
Средообразо
вательные действия учителя
Способы жизнедеятельности учащихся
Сфера развития
личности учащегося
Эпиграф урока: Слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире.
Лев Успенский.
Направленного внимания, визуализации, акцентирования
Сосредоточение на основных смысловых элементах уроках
1Организационный
Организация совместной деятельности
Соблюдение правил поведения на учебном занятии
Ребята, как вы понимаете слова Успенского, взятые в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку?
Коллективной работы, заинтересованности
Интеллектуальная, эмоционально — нравственная
Общаясь друг с другом или поверяя бумаге свои мысли и чувства, мы редко задумываемся над тем, каким неоценимым богатством одарила нас природа. Это богатство – человеческая речь, Слово, которое таит в себе огромные возможности.
Речь, звезды сиянье,
Похолоданье рос, вино.
И терпеливое молчанье,
Когда оно обречено…
Гул от лесосплава,
Иль след гусиный по волне,
Пришла по собственной вине?
Всегда ли мудро и верно распоряжаемся мы этим великим даром?
Иногда мы пренебрегаем простейшей истиной, о которой напоминает Н.М.Грибачёв:
Будь осторожен, выбирая слово:
Им осчастливить можно и убить.
Коллективной работы, заинтересованности
Соприкосновение с поэтическим творчеством
Интеллектуальная, эмоционально – нравственная
Интеллектуальная, эмоционально – нравственная, поведенческо — волевая
2.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению учебного материала
Внимание к слову, его значению, написанию, употреблению – цель наших уроков русского языка.
Сегодня мы проведём лингвистический эксперимент, сделаем вывод о роли синонимов в речи.
Наблюдательность – ценное свойство: она необходима моряку, охотнику, натуралисту, живописцу, писателю. Постарайтесь развить в себе наблюдательность.
3.Этап систематизации и обобщения изученного материала
Озадачивание в области решения учебных задач
Что вы знаете о синонимах?
Слова-синонимы всегда близки по смыслу,
Разнятся лишь оттенками подчас.
Родимый край – Отечество- Отчизна,
Как много в них священного для нас!
Познания, интеллектуального труда, заинтересованности, усовершенствования имеющихся знаний
Интеллектуальная, поведенческо – волевая, эмоционально — нравственная
Организация коллективной исследовательской деятельности.
Обобщение совместно с учащимися.
Озадачивание в области созидания и творчества.
Обобщение совместно с учащимися.
Лингвистические эксперименты.
Наблюдать – значит уметь так видеть, слышать, ощущать, чтобы заметить характерные и яркие признаки предметов.
Работа с технологической картой.
Первый эксперимент:
В утреннем лесу.
От сырости ёжится цапля,
Нахохлились кряквы, тихи.
Дрожит изумрудная капля
В зелёной ладошке ольхи.
Задания: Найти в этом тексте синонимы. Заменить слово изумрудная словом зелёная. Как от этого изменится текст?
Наблюдения детей:
1.Если вместо слова изумрудная ( капля) поставить его синоним зелёная, то капля сольётся с листом, её совсем не будет видно.
2.Не будет той дрожащей, прозрачной красоты в описании росинки, какая есть в этих строках поэта.
3. Изумрудный – от слова изумруд. А изумруд не просто зелёный камень, а ярко-зелёный, прозрачный, драгоценный. Изумрудная капля – переливающаяся в лучах солнца, а не просто зелёная.
Вывод из наблюдений: Синонимы передают тончайшие оттенки в характеристике предметов, их признаков, действий и благодаря этому позволяют выразить мысль наиболее точно.
Второй эксперимент.
Работа с текстом.
Я сидел во дворе на лавочке и смотрел на петуха. Петух разгуливал по молодой зелёной травке и клевал букашек. И алый гребень, и пёстрый хвост, и точёные шпоры на его жёлтых сапожках – всё горело, сверкало, переливалось.
Задания: 1. Найти в этом тексте синонимы.2. Понаблюдать, как изменятся смысл и звучание последнего предложения, если убрать сначала слово переливалось, а затем сверкало. 3. Проследить связь предложений в тексте.
Наблюдения детей: синонимы – глаголы гореть, сверкать, переливаться. По значению они очень близки.
Для чего же автор употребил их именно так, поставив рядом, один за другим?
Опускаем третий, затем второй синонимы – создаётся впечатление незавершённости текста, предложение делается неблагозвучным, и петуха мы представляем не так ярко, как по авторскому тексту.
Вывод: следовательно, употребляя два-три синонима рядом, можно усилить их основное общее значение, исчерпывающе полно охарактеризовать предмет, выразить мысль наиболее благозвучно, завершённо.
заинтересованности, иллюстрирования, всеобщего внимания,
Коллективной работы, заинтересованности.
Коллективной работы, заинтересованности.
Совершенствование полученных знаний и умений в области созидания и творчества
Соприкосновение с поэтическим творчеством.
Интеллектуальная, эмоционально – нравственная, поведенческо — волевая
Озадачивание в области созидания и творчества, расширяющее минимальный базовый уровень знаний учащихся.
Рассказ о художнике и его картине.
Художник вырыл в снегу траншею и, глядя на берёзу снизу вверх, как на хрустальный каскад, сотворённый природой, запечатлел это чудо, сидя под голубым зонтиком, который усиливал интенсивность красок.
— Что общего в этом описании с изображённым на картине художника?
-Какую задачу ставил перед собой художник?
-Он хотел изобразить всё ярким, светлым, воздушным, чтобы дать почувствовать первые признаки приближающейся весны.
— Какого цвета небо на переднем плане и на дальнем, т.е на горизонте?
1. Составьте синонимический ряд к этим оттенкам цвета.
2. А снег- какой он на солнце и в тени? Составьте синонимический ряд.
Работа со словарём синонимов.
Многие слова имеют не один синоним, а несколько. В этом случае они образуют синонимический ряд. Один из синонимов является основным, главным и помещается в словарях первым.
Есть волшебная страна,
Что распахнута перед вами,
Та, которая словами,
Как людьми, населена,
Правит ими государь
По прозванию СЛОВАРЬ.
Лазурь: 1. светло-синий цвет, синева ( устар. и высок.); 2.краска светло-синего цвета.
Небо: голубое, лазоревое, синее, бездонное, небесно-голубое.
Снег: искрится, блестит, сверкает, сияет.
Поиска, творчества, самосовершенствования, заинтересованности, всеобщего внимания.
Читайте также:
- Я духовная личность сочинение
- Мой папа работает слесарем ремонтником сочинение
- Как нужно относиться к окружающим сочинение
- Когда я стану родителем я буду строить свою семью на следующих основах сочинение мини
- Роль звуков в человеческой речи сочинение рассуждение
Тема: «Лексические, стилистические, контекстные (контекстуальные) синонимы. Их роль в тексте»
Русский язык – настоящий, сильный,
где нужно – строгий, где нужно – бойкий, живой.
Л.Н. Толстой
Цель:
Обучающая
— повторить понятия о лексических и стилистических синонимах, оттенки их значений, экспрессивная роль в речи;
— дать понятие о контекстных синонимах, их роль в тексте;
— познакомить с градацией как средством выразительности речи.
Развивающая
— создать условия для развития у обучающихся умений анализировать текст, выявляя роль художественных средств выразительности (градации);
— обеспечить развитие ассоциативного мышления, диалогической и монологической речи.
Воспитывающая
— воспитание любви к родному языку; стремления развивать и обогащать свою речь;
— воспитание внимания при выполнении тестовых заданий.
План урока
- Организационный этап.
- Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала: выполнение заданий 1 – 3
- Этап усвоения новых знаний:
- Роль лексических синонимов в тексте (задание 4)
- Роль стилистических синонимов (задание 5,6)
- Какие синонимы называются контекстными? Их роль в тексте.
- Средства выразительности, созданные на основе синонимов.
- Рефлексия. Соотнесение эпиграфа к уроку и его материала.
- Этап информирования учащихся о домашнем задании.
- Работа с памяткой «Средства связи предложений в тексте»
- и Алгоритмом выполнения заданий ЕГЭ А7, А8, В7.
(См. приложения к уроку)
- Этап завершения урока
Ход урока
Тема нашего урока – синонимы. Вы многое о них знаете. И наша задача сегодня – повторить известное и узнать новое. Главная цель урока – выявить роль синонимов в речи, в тексте, научиться применять свои знания при выполнении заданий ЕГЭ.
Внимательно прочтите тему урока. Вспомните, какие из названных видов синонимов вам знакомы? (лексические, стилистические). С повторения этих понятий мы и начнём. Работаем на листочках с заданиями.
Итак, пишем ответ на вопрос: Что такое синонимы? Синонимы – это…
Прочитайте написанное. Приведите примеры. Письменно выполняем задания 1-3.
Задание №1
Подберите синонимы к данным словам:
настоящий
конечно
Отечество
красивый
Задание №2
В какой строке слова близки по своему лексическому значению?
- карандаш, стол, лампа
- ученик, школа, портфель
- сад, лес, берёза
- дом, изба, лачуга
Задание №3
Какие слова НЕ являются синонимами?
- печально – грустно
- советовать – рекомендовать
- эффектный – эффективный
- отличный – великолепный
Какое из заданий было труднее выполнить? (№1) Да, трудно работать над выбором слова, хочется, чтобы оно было более точным, значимым, ярким. Именно такую работу проделывает писатель, создавая свои творения. Посмотрим, как мастерски умеет это делать писатель Виктор Астафьев.
Прочитайте отрывок из рассказа В.П. Астафьева. Выполните задания.
Задание №4
Найдите синонимы к слову «тайга», определите оттенки их значений. Какова роль синонимов в этом тексте? Подчеркните синонимы в последнем предложении.
Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.
Из рассказа В.П. Астафьева
О чём рассказывает автор? (ответ) Автор описывает природу Сибири. В каждом предложении говорит о тайге, но употребляет это слово только один раз.
В точном подборе синонимов — мастерство писателя. Ни разу не повторившись, В. Астафьев каждым синонимом даёт новую качественную характеристику этому природному явлению. Общее его название – это лес. А какое впечатление вызывает оборот «массив деревьев»? (величие, монолитность, громадность, обширность) Каково лексическое значение слова «кедрач»? Уточняется, какие породы деревьев встречаются. Найдём определения-эпитеты, относящиеся к этим синонимам, (Мощный массив, лес пугающе тих, мрачной зелени). Если добавим сюда зловещую тишину, то какая картина возникнет в нашем воображении? (ответ)
Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать эту картину: тайга огромная, величественная, мрачная, даже зловещая. Найдите синонимы в последнем предложении. (шорох, шуршание, шелест) Какова их роль?
Какие эпитеты из высказывания Толстого можно отнести к тексту В.П. Асафьева?
Сделаем вывод, какова роль в тексте лексических синонимов.
Писатели часто используют не только лексические синонимы, но и стилистические. Какие синонимы называются стилистическими?
Задание №5
Расположите данные ниже синонимы согласно их стилистической принадлежности:
разговорные |
нейтральные |
книжные |
- лицо, лик, рожа;
- ныть, жаловаться, стенать;
- идти, шествовать, брести;
- идти, шествовать, брести;
- постичь, понять, уразуметь.
Для чего нужны в тексте стилистические синонимы?
Задание №6
Прослушайте текст. Какие ряды синонимов в нём встретились? Выпишите их. Какую роль они выполняют?
Дракон
В дверь диетической столовой
Вошёл дракон семиголовый.
Он хором «Здравствуйте!» сказал
И, улыбаясь, заказал:
— Для этой головы,
Пожалуйста, халвы.
Для этой пасти –
Прочие сласти.
Для этой головки –
Перловки.
Для этой глотки –
Селёдки.
Для этой башки –
Пирожки.
Для этой рожи –
То же.
Для этого личика –
Два сдобных куличика.
Что ещё? Лимонада бутылку,
Семь салфеток, ножик и вилку.
В. Берестов.
Употребление стилистических синонимов позволяет определить стилистическую принадлежность текста. Но стилистические синонимы позволяют понять и авторскую позицию. Вы догадались, какие головы дракон любит больше других? (Для этой головки – Перловки. Для этого личика – Два сдобных куличика)
Возвратимся к началу урока. Что было заявлено в теме? Какую её часть мы реализовали, что повторили и узнали новое? О каких видах синонимов речь не шла?
Чтобы определить, какие синонимы называют контекстными, возвратимся к стихотворению Валентина Берестова. Мы выделили три ряда синонимов: голова- головка – башка; пасть – глотка; рожа – личико. Можно ли назвать синонимами слова: голова, пасть, личико? Но в тексте все они называют головы дракона: 1 – голова, 2 — пасть, 3 – головка, 4 – глотка, 5 – башка, 6 — рожа, 7 – личико. В данном контексте они называют один и тот же предмет – голову. Следовательно, это синонимы. Такие синонимы и стали называть контекстуальными, а некоторые лингвисты – контекстными. Слова синонимичны только в данном тексте.
Какие эпитеты из высказывания Толстого можно отнести к стихотворению В. Берестова?
Есть и особые средства выразительности, созданные на основе синонимов. С ними мы познакомимся по учебнику Власенкова. Откройте с.30, читаем теоретический материал. Затем выполняем упр. 45
Итак, мы повторили, что такое синонимы.
Знаем три вида синонимов( лексические, стилистические, контекстуальные).
Поняли, для чего они нужны в тексте:
— чтобы избежать повторов, сделать нашу речь богаче и выразительнее;
— чтобы избежать стилистических ошибок;
— чтобы понять отношение автора к тому, о чём он пишет;
— чтобы использовать синонимы как средство выразительности – градацию.
А наша с вами задача сделать нашу речь такой, чтобы и о ней можно было сказать словами Л.Н. Толстого: «Наш язык – «настоящий, сильный, где нужно – строгий, где нужно – бойкий, живой.»
Домашнее задание:
Но синонимы могут быть использованы и как средство связи предложений в тексте. См. памятку «Средства связи предложений». Эта тема выносится на ЕГЭ и встречается в заданиях А7, А8 и В7. Алгоритм выполнения этих заданий у вас есть. Дома выполните их варианты.
Языковые и контекстуальные синонимы
Синонимы – это слова, которые близки или тождественны по значению и различаются экспрессивностью и стилистическими особенностями. Они бывают разных видов, например, языковые, стилистические. Существуют также и контекстуальные синонимы.
В более широком определении это слова, имеющие близкие или тождественные значения, выражающие одно понятие, подчёркивающие различные его признаки, различающиеся при этом экспрессивными стилистическими особенностями, сочетаемостью. Это понимание свойственно современным лингвистам и сложилось почти во всех европейских языках.
Синонимы и части речи
Языковые и контекстуальные синонимы характеризуются ещё и тем, что они всегда относятся к одной и той же части речи. Условия морфологической общности необходимо в их определении. Таким образом, в русском языке к ним можно отнесли слова миг и мгновение, студень и холодец, громадный и огромный, врать и лгать, словно и будто и так далее.
Виды синонимов
В русском языке насчитывается больше десяти тысяч синонимических рядов, а различные виды выделяются на основании содержательного критерия.
— Дублеты – абсолютные синонимы, то есть слова, полностью тождественные по значению (бегемот и гиппопотам, лингвистика и языкознание).
Чистых дублетов в языке мало. Слова бегемот и гиппопотам различаются по признаку научный и ненаучный, свой и чужой. Проблема возникает, когда понятия близки по значению. Носители языка достаточно легко определяют стилистическое различие между ними интуитивно. Сложнее, когда речь идёт о смысловых синонимах: дом и здание – единица «дом» используется только при разговоре о том, где живут люди. Это родовидовые отношения включения.
— Понятийные, идеографические или семантические синонимы – слова, которые характеризуют разные степени проявления признака. Например: красивый и прекрасный.
— Стилистические синонимы – слова, которые дают разную эмоционально-оценочную характеристику обозначаемого: убежать, удрать или смыться; очи, глаза или зенки.
— смешанный тип – семантико-стилистические синонимы, которые различаются и частью концептуального значения, и коннотациями. Например: боязливый, пугливый, трусливый.
Языковые и контекстуальные синонимы
Синонимы, закреплённые в языковой практике, и имеющие в составе понятийного макрокомпонента общие семы вне зависимости от контекста, называются языковыми: алый, ярко-красный, багровый и так далее. Такие слова остаются синонимами всегда, независимо от контекста, в котором употребляются. Для них составляются специальные словари.
Речевые или контекстуальные синонимы обнаруживают близость значений только в конкретном тексте и не имеют общих сем в языке. Для их сближения достаточно понятийной соотнесённости, то есть ими могут становиться слова, вызывающие в сознании говорящего или пишущего определённые ассоциации. Абсолютно разные понятия могут вступать в синонимические отношения, означать одно и то же и свободно заменять друг друга в определённом контексте, но только в его пределах. В словарях они не фиксируются.
Контекстные синонимы: что такое, примеры — ЕГЭ
Содержание:
Синонимические отношения в языке — проявление структуры лексической системы. Связи между словами возникают на основе сопоставления, тематической и профессиональной общности, противопоставления и т.д. Лексические и контекстные синонимы — большой пласт словаря русского языка.
Синонимы — слова, объединенные общностью значений, относящиеся к одной части речи и различающиеся оттенками смысла или сферой речевого использования. Например: горе — несчастье, языкознание — лингвистика, антитеза — противопоставление.
Контекстные — или контекстуальные — синонимы обладают особыми признаками.
Контекстные синонимы — это слова, синонимия которых проявляется исключительно в данном тексте.
Языковое окружение слова называется контекстом. Наиболее полно смысл языковых единиц выявляется именно в той лексике, которая с ними связана в предложении.
Контекстные синонимы это подтверждают. Общность значений этих слов становится понятной только из сопоставления с окружающим их текстом. В словарях такие отношения не фиксируются, потому что относятся к сфере авторского употребления, индивидуального отбора слов. Например, в предложении «заставить человека считать свою единственную, неповторимую жизнь бессмысленной невозможно» слова единственную, неповторимую сближаются по смыслу. В обычных же условиях они синонимами не являются.
Контекстные синонимы могут показывать примеры близких значений на протяжении всего текста или в конкретном предложении. На этом основано задание ЕГЭ.
Как определить контекстные синонимы
Знать, что такое контекстные синонимы, необходимо, чтобы найти их в тексте. Запомним, что они должны принадлежать к одной и той же части речи. Чаще всего это имена существительные, прилагательные, глаголы или наречия:
- Мы увидели лодку, пришвартованную к берегу. Артем помог нам разместиться в ней, взял весла, и мы отправились в путь. Наше утлое суденышко покачивало на волнах.
- Нет, мое первое, нежное, удивительное чувство любви я никогда не забуду.
- Максим несся по улице, стремясь догнать ускользающее время. Он всем телом рассекал воздух, упорно останавливавший его силой сопротивления.
- Мутно, сурово, неприветливо взглянула на него жизнь при самом его рождении.
Найти примеры контекстуальных синонимов в определенном фрагменте текста — экзаменационное задание, которое встречается в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
Примеры для ЕГЭ
Контекстные синонимы — это примеры авторского отбора языкового материала. Внимательное чтение текста поможет их отыскать.
Посмотрим на пример задания из ЕГЭ. Найдите в тексте контекстные синонимы:
Задание:
- Гарри с усмешкой наблюдал за своим знакомым.
- Он понимал, что ему не следует сейчас говорить — не тот случай.
- Джакомо интересовал его как личность и как объект наблюдений.
- Гарри сам удивлялся тому, как повлияли на этого неуверенного в себе юношу его слова.
- Однако он с азартом опытного игрока хотел дождаться финала представления. (контекстные синонимы: Джакомо — юноша)
Задание:
- Бывали дни, когда жители поместья желали всей душой отдаться музыке — и тогда в усадебном доме начиналось действо.
- Раскрывались окна в гостиной, впуская аромат садовых цветов в дом.
- Снимался чехол со старого рояля.
- Приглашенные чинно рассаживались на венских стульях вокруг инструмента — и лились, лились из растворенных окон в парк удивительные, завораживающие звуки.
- И таяли сердца слушающих, и так хотелось любить, обнять весь мир. (контекстуальные синонимы: музыка — звуки, любить — обнять)
Урок на тему «Лексические, стилистические, контекстные синонимы. Их роль в тексте
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
Разработка урока по русскому языку в 10 классе + презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 10 классе на тему «Лексические, стилистические, контекстные синонимы. Их роль в тексте | 65.5 КБ |
Приложение к уроку на тему «Лексические, стилистические, контекстные синонимы. Их роль в тексте | 51 КБ |
Презентация к уроку русского языка в 10 классе на тему «Лексические, стилистические, контекстные синонимы. Их роль в тексте | 78 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Тема: «Лексические, стилистические, контекстные (контекстуальные) синонимы. Их роль в тексте»
Русский язык – настоящий, сильный,
где нужно – строгий, где нужно – бойкий, живой.
— повторить понятия о лексических и стилистических синонимах, оттенки их значений, экспрессивная роль в речи;
— дать понятие о контекстных синонимах, их роль в тексте;
— познакомить с градацией как средством выразительности речи.
— создать условия для развития у обучающихся умений анализировать текст, выявляя роль художественных средств выразительности (градации);
— обеспечить развитие ассоциативного мышления, диалогической и монологической речи.
— воспитание любви к родному языку; стремления развивать и обогащать свою речь;
— воспитание внимания при выполнении тестовых заданий.
- Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала: выполнение заданий 1 – 3
- Этап усвоения новых знаний:
- Роль лексических синонимов в тексте (задание 4)
- Роль стилистических синонимов (задание 5,6)
- Какие синонимы называются контекстными? Их роль в тексте.
- Средства выразительности, созданные на основе синонимов.
- Рефлексия. Соотнесение эпиграфа к уроку и его материала.
- Этап информирования учащихся о домашнем задании.
- Работа с памяткой «Средства связи предложений в тексте»
- и Алгоритмом выполнения заданий ЕГЭ А7, А8, В7.
(См. приложения к уроку)
Тема нашего урока – синонимы. Вы многое о них знаете. И наша задача сегодня – повторить известное и узнать новое. Главная цель урока – выявить роль синонимов в речи, в тексте, научиться применять свои знания при выполнении заданий ЕГЭ.
Внимательно прочтите тему урока. Вспомните, какие из названных видов синонимов вам знакомы? ( лексические, стилистические). С повторения этих понятий мы и начнём. Работаем на листочках с заданиями.
Итак, пишем ответ на вопрос: Что такое синонимы ? Синонимы – это…
Прочитайте написанное. Приведите примеры. Письменно выполняем задания 1-3.
Подберите синонимы к данным словам:
В какой строке слова близки по своему лексическому значению?
- карандаш, стол, лампа
- ученик, школа, портфель
- сад, лес, берёза
- дом, изба, лачуга
Какие слова НЕ являются синонимами?
- печально – грустно
- советовать – рекомендовать
- эффектный – эффективный
- отличный – великолепный
Какое из заданий было труднее выполнить? (№1) Да, трудно работать над выбором слова, хочется, чтобы оно было более точным, значимым, ярким. Именно такую работу проделывает писатель, создавая свои творения. Посмотрим, как мастерски умеет это делать писатель Виктор Астафьев.
Прочитайте отрывок из рассказа В.П. Астафьева. Выполните задания.
Найдите синонимы к слову «тайга», определите оттенки их значений. Какова роль синонимов в этом тексте? Подчеркните синонимы в последнем предложении.
Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.
Из рассказа В.П. Астафьева
О чём рассказывает автор? (ответ) Автор описывает природу Сибири. В каждом предложении говорит о тайге, но употребляет это слово только один раз.
В точном подборе синонимов — мастерство писателя . Ни разу не повторившись, В. Астафьев каждым синонимом даёт новую качественную характеристику этому природному явлению. Общее его название – это лес. А какое впечатление вызывает оборот « массив деревьев»? ( величие, монолитность, громадность, обширность) Каково лексическое значение слова «кедрач»? Уточняется, какие породы деревьев встречаются. Найдём определения-эпитеты, относящиеся к этим синонимам, ( Мощный массив, лес пугающе тих, мрачной зелени). Если добавим сюда зловещую тишину, то какая картина возникнет в нашем воображении? (ответ)
Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать эту картину: тайга огромная, величественная, мрачная, даже зловещая. Найдите синонимы в последнем предложении. ( шорох, шуршание, шелест) К акова их роль?
Какие эпитеты из высказывания Толстого можно отнести к тексту В.П. Асафьева?
Сделаем вывод, какова роль в тексте лексических синонимов.
Писатели часто используют не только лексические синонимы, но и стилистические. Какие синонимы называются стилистическими?
Расположите данные ниже синонимы согласно их стилистической принадлежности:
источники:
http://bingoschool.ru/manual/kontekstnyie-sinonimyi-chto-takoe-primeryi-%E2%80%94-ege/
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/03/12/urok-na-temu-leksicheskie-stilisticheskie-kontekstnye
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 270 человек из 63 регионов
- Сейчас обучается 400 человек из 64 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Урок русского языка в 10 классе на тему «Лексические, стилистические, контекстные (контекстуальные) синонимы. Их роль в тексте»
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «Машинская СОШ» Тосненского района Ленинградской области
Рыжикова Р.Е. -
2 слайд
Цели урока: Обучающая
— повторить понятия о лексических и стилистических синонимах, оттенки их значений, экспрессивная роль в речи;
— дать понятие о контекстных синонимах, их роль в тексте;
— познакомить с градацией как средством выразительности речи. -
3 слайд
Цели урока: Развивающая
— создать условия для развития у обучающихся умений анализировать текст, выявляя роль художественных средств выразительности (градации);
— обеспечить развитие ассоциативного мышления, диалогической и монологической речи. -
4 слайд
Цели урока: Воспитывающая
— воспитание любви к родному языку; стремления развивать и обогащать свою речь;
— воспитание внимания при выполнении тестовых заданий. -
5 слайд
Актуализация опорных знаний
Что такое синонимы?
Виды синонимов:
Лексические
Стилистические
Контекстные (контекстуальные) -
6 слайд
Проверка усвоения сформированных умений
Лексические синонимы
Задание №1Подберите синонимы к данным словам:
настоящий
конечно
Отечество
красивый -
7 слайд
Задание №2
В какой строке слова близки по своему лексическому значению?
карандаш, стол, лампа
ученик, школа, портфель
сад, лес, берёза
дом, изба, лачуга -
8 слайд
Задание №3
Какие слова НЕ являются синонимами?
печально – грустно
советовать – рекомендовать
эффектный – эффективный
отличный – великолепный -
9 слайд
Задание №4
Найдите синонимы к слову «тайга», определите оттенки их значений.
Какова роль синонимов в этом тексте?
Подчеркните синонимы в последнем предложении.
ТЕКСТ:
Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.
Из рассказа В.П. Астафьева -
10 слайд
Задание №5
О чём рассказывает автор?
Каково лексическое значение слова «кедрач»?
А какое впечатление вызывает оборот «массив деревьев»?
Какова роль синонимов в последнем предложении?
Какая картина возникает в нашем воображении? -
11 слайд
Роль синонимов в тексте
Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать картину огромной, величественной, мрачной, даже зловещей тайги.
Синонимы шорох, шуршание, шелест создают впечатление необычайной тишины. -
12 слайд
Стилистические синонимы
Расположите данные ниже синонимы согласно их стилистической принадлежности:
лицо, лик, рожа;
ныть, жаловаться, стенать;
идти, шествовать, брести;
идти, шествовать, брести;
постичь, понять, уразуметь. -
13 слайд
Прочитайте текст
Дракон
В дверь диетической столовой
Вошёл дракон семиголовый.
Он хором «Здравствуйте!» сказал
И, улыбаясь, заказал:
— Для этой головы,
Пожалуйста, халвы.
Для этой пасти –
Прочие сласти.
Для этой головки –
Перловки.
Для этой глотки –
Селёдки.
Для этой башки –
Пирожки.
Для этой рожи –
То же.
Для этого личика –
Два сдобных куличика.
Что ещё? Лимонада бутылку,
Семь салфеток, ножик и вилку.
В. Берестов. -
14 слайд
Вопросы и задания к стихотворению
Какие ряды синонимов встретились в стихотворении? Выпишите их.
Вы догадались, какие головы дракон любит больше других? Объясните это.
Какую роль выполняют стилистические синонимы? -
15 слайд
Роль стилистических синонимов
позволяют определить стилистическую принадлежность текста;
позволяют понять авторское отношение к описываемому -
16 слайд
Контекстные синонимы
В стихотворении три ряда лексических синонимов:
Голова — головка – башка;
пасть – глотка;
рожа – личико.
В данном контексте эти слова называют один и тот же предмет – голову дракона. Следовательно, это синонимы, но только в данном тексте. -
17 слайд
Синонимы используются как средство выразительности
Градация (от латинского gradatio – постепенное возвышение) — расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости.
Например: …вы должны были… испустить ручьи…реки, озёра, океаны слёз! (Ф.М.Достоевский) -
18 слайд
Синонимы – средство связи предложений в тексте
Синонимы (в том числе и контекстные) используются как средство связи предложений в тексте
Например:
Иногда диспуты были довольно бурными и нередко заканчивались дракой. Схватку усмиряли преподаватели. -
19 слайд
Для чего нужны синонимы
в речи?
Чтобы сделать нашу речь богаче и выразительнее
Чтобы избежать повторов
Чтобы понять отношение автора к тому, о чём он пишет
Чтобы использовать синонимы как средство выразительности
Или средство связи предложений
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 236 734 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 10.12.2020
- 4605
- 0
- 08.12.2020
- 4481
- 0
- 05.12.2020
- 4304
- 0
- 03.12.2020
- 1021
- 0
- 18.10.2020
- 4632
- 3
- 04.08.2020
- 5220
- 0
- 26.07.2020
- 3968
- 0
- 29.06.2020
- 1427
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
-
Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»
-
Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»
-
Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»
-
Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»
Ключевые слова:
речевая ситуация, семантический компонент, прагматическое содержание лексемы, синонимический ряд, контекстуальные синонимы.
В рамках проекта, посвященного 76-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, мы проводили опрос среди кадет и преподавателей Ставропольского ПКУ. Респонденты должны были ответить на вопрос, возникающий ежегодно в отдельных СМИ накануне 9 мая: «
Почему победители живут хуже побежденных?
». Цель проекта состояла в том, чтобы лингвистическими средствами показать провокационный характер данного утверждения.
При этом данное высказывание заинтересовало нас не только как единица сообщения в конкретной речевой ситуации, наше внимание привлекло и его лексическое наполнение. Мы проанализировали структурные компоненты предложения с позиции семантики, исследовав их соотнесенность с понятиями, выражаемыми лексемами, обозначаемыми ими объектами, а также их контекстное употребление. В этом отношении для нашего исследования особый интерес представляли две лексемы: «
победители»
и
«побежденные
».
Как известно, в лингвистике выделяется семантический и прагматический компоненты в структуре значения слова. В первом случае имеется в виду значение знака (слова) вне контекста, вне связи с конкретным адресантом, иначе говоря, его словарное значение. Прагматическое содержание возникает при использовании слова в конкретной речевой ситуации. При этом в последнем случае может иметь место интерпретация значения знака (слова) как адресантом, так и адресатом, что может приводить к трансформации содержания предложения в целом. Следовательно, содержание предложения в контекстной ситуации «выходит за рамки суммы семантических значений образующих его знаков», а получатель сообщения сам «дополняет его известной ему, получателю, информацией» [3, с. 120].
В словаре семантическое значение слов
победители
и
побежденные
определяется следующим образом:
победитель
— 1. Человек (вообще борющаяся сторона), одержавший победу над противником, соперником, добившийся успеха. 2. Человек, добившийся успеха в борьбе с чем-н., в преодолении чего-н. [6];
побеждённый
— Тот, над кем одержана победа [2].
Проведя опрос среди кадет и преподавателей СПКУ, мы выяснили, понимается ли значение данных слов в предложении «
Почему победители живут хуже побежденных?
» идентично всеми респондентами. Это позволило нам определить контекстное прагматическое значение лексем.
В результате были составлены два ряда с доминантами
«победители» и «побежденные»:
1)ветераны Великой Отечественной войны
и
те, кто воевал — советский / российский народ / народы СССР
—
Советский Союз
,
Россия — страны антигитлеровской коалиции — мы, все живущие сейчас в странах бывшего Советского Союза
и
2)
нацисты / фашисты / солдаты Вермахта — немцы и ряд народов Европы — (нацистская / фашистская) Германия и ее союзники
.
Как мы видим, понятийные объемы каждой доминанты расширены лексемами разного класса.
Когда мы обратили внимание реципиентов на наличие в вопросе лексемы «
живут
» и предоставили им информацию о том, что на начало апреля 2019 года в России проживали 75 495 непосредственных участников Великой Отечественной войны [1], то опрашиваемые поясняли, что «
Поскольку мы, все живущие сейчас в странах бывшего Советского Союза, являемся наследниками наших дедов и прадедов, следовательно, мы — тоже победители».
.
Если исходить из того, что «слова одной части речи, словосочетания и фразеологические единицы, сближающиеся по смыслу и выстраивающиеся в один синонимический ряд в рамках определенного контекста» [4, с. 69] являются контекстуальными синонимами, то мы имеем дело с
контекстуальным синонимическим рядом,
то есть с «открытой группой контекстуальных синонимических единиц, объединяющихся в условиях заданного контекста» [5, с. 75], элементы которого могут меняться в зависимости от контекста и личности участников коммуникации. На наш взгляд, в данном случае речь идет именно о культурно обусловленных контекстуальных синонимах, а не об ассоциациях, поскольку перечисленные выше слова не случайно вступили в синонимические отношения в конкретной ситуации, ограниченной рамками исследуемого нами вопроса.
Анализируя источники, мы столкнулись с фактом отсутствия в современной лингвистической науке четкой классификации контекстуальных синонимов (в отличие от языковых синонимов), что усложняет их выявление. Сложность систематизации контекстуальных синонимов признается рядом исследователей, отдельные авторы считают эту задачу неразрешимой. Осознавая, что в основе классификации должен лежать комплексный подход, учитывающий все многоплановость функционирования контекстуальных синонимов, мы предлагаем идти от частного к общему. Некая база накопленных характеристик разнообразных контекстуальных синонимических рядов позволит, на наш взгляд, в будущем разработать систему их классификации.
В ходе анализа полученных нами контекстуальных синонимических рядов были выявлены следующие их свойства:
– в лексической системе языка их члены не являются языковыми синонимами, они не способны заменять друг друга вне конкретного контекста;
– близость значений членов данных рядов определяется через отношение адресанта к окружающей действительности;
– в одном и том же контекстном окружении значение как доминанты, так и каждого члена синонимического ряда будет варьироваться в зависимости от миропонимания адресанта и адресата, при этом значение контекстуального синонима, вкладываемого в него адресантом, может не считываться адресатом без дополнительных пояснений;
– все члены ряда могут употребляться как синонимы и заменять друг друга только в пределах замкнутой речевой ситуации, однако, каждый синоним выдвигает на передний план один из компонентов его значения;
– данные контекстуальные синонимы выполняют в рамках своего ряда различную функцию;
– каждый ряд представляет собой гибкую систему, компоненты которой могут культурно обусловлено дополняться или исключаться;
– в новой речевой ситуации любой из членов синонимического ряда может выполнять роль доминанты.
Мы предлагаем определять контекстуальные синонимические ряды, обладающие перечисленными свойствами, как «
иррациональные
». Следовательно,
иррациональный контекстуальный синонимический ряд
— это культурно обусловленное объединение гетерогенных (разнородных) лексических единиц, способных заменять друг друга только в пределах замкнутой речевой ситуации, при этом понимание значения отдельных компонентов ряда может не совпадать у участников коммуникации, а в каждой последующей речевой ситуации любой из членов ряда может стать доминантой.
При этом в одном из рядов имеет место вовлечение единицы другого класса —
все живущие сейчас в странах бывшего Советского Союза —
в
семантическое поле доминанты
победители,
в
котором она функционирует на одном уровне с лексемами
ветераны Великой Отечественной войны
и
те, кто воевал
. При этом в понятийном поле объединяются единицы разного временного порядка —
мы, живущие сейчас
и
российский народ,
с
одной стороны, и
те, кто воевал
, а также
советский народ,
с
другой.
Подобное явление приводит к трансформации значения как отдельных лексем, входящих в структуру вопроса «
Почему победители живут хуже побежденных?
», так и предложения в целом, поскольку контекстуальные синонимы притягивают за собой индивидуальную фоновую (глубинную) информацию, которая обезличивается в замкнутой речевой ситуации, уравнивается, становясь общей для всех членов контекстуального синонимического ряда и, следовательно, их
денотатов
(объектов, обозначаемых ими). К фоновой информации мы относим признаки объектов, т. е. их свойства, действия, поведение и состояние.
По нашему мнению, подобные трансформации позволяют адресанту сместить ответственность за процессы и события, происходящие здесь и сейчас, на другую историческую, а конкретно послевоенную,эпоху. Тем самым снять с себя и своих современников ответственность за свое же благосостояние и возложить ее на тех, кто восстанавливал нашу страну в послевоенный период, на якобы допущенные ими в тот период ошибки.
На основе научного моделирования мы делаем вывод о том, что некоторым гражданам нашей страны свойственно стремление обвинить в том, как они сейчас живут, наших дедов и прадедов (имеются в виду участники Великой Отечественной войны и процесса восстановления экономики). Примечательно, что подобные интерпретации характерны для ответов именно молодых респондентов.
При этом на прямой вопрос, считают ли респонденты немцев-жителей современной Германии побежденными во Второй мировой войне, подавляющее большинство ответило, что не считают. В подобном единодушии, на наш взгляд, проявился культурный код нации, представляющий собой систему ценностей и, в тоже время, стереотипов поведения, жизненных позиций, социальных ожиданий, мировоззренческих представлений индивидов. Как видно, имеет место противоречие: мы, живущие сейчас, являемся победителями, в тоже время немцы, живущие сейчас, не являются побежденными. Однако изучение этого парадокса выходит за рамки нашего исследования.
Литература:
- Воздвиженская А. Стало известно число живых участников Великой Отечественной войны. — URL: https://rg.ru/2019/05/08/ (дата обращения 21.01.2022)
- Ефремова Т. Ф. Толковый словарь русского языка. — URL: https://lexicography.online/explanatory/efremova/ (дата обращения 25.01.2022)
- Латышев Л. К. Технология перевода: учеб. пособие для студ. лингв. вузов и фак. / Лев Константинович Латышев. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 320 с.
- Моисеенко А. В. Лингвоэкологическая характеристика контекстуальных синонимов в СМИ // Вестник ЧГУ. — 2012. — № 4, т. 3. — С. 68–71.
- Моисеенко А. В., Гунько Л. А. Модели контекстуальных синонимических рядов в русскоязычных и англоязычных газетах // Взаимодействие языков и культур. Материалы докладов IV Международной научной конференции. под ред. Г. Н. Чиршевой; сост.: Г. Н. Чиршева; В. П. Коровушкин. — ЧГУ, 2015. — С. 75–78.
- Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / Рос. академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова; под общей ред. Н. Ю. Шведовой. — М.: Наука, 1983. — 566 с.
disserCat — электронная библиотека диссертаций работаем для вас с 2009 года
- Корзина пуста
Вход
|
Регистрация
Вы робот?
Мы заметили, что с вашего адреса поступает очень много запросов.
Подтвердите, что вы не робот
Контекстные синонимы — это… Примеры предложений с контекстными синонимами
Синонимы — это слова, равнозначные или похожие по значению. Синонимы пишутся по-разному, но означают примерно одно и то же. Примеры синонимов: идти — шагать; гигантский — огромный; бегемот — гиппопотам.
Контекстный синоним — это слово, которое равнозначно другому слову лишь в определенной ситуации, в конкретном контексте. Например: душная, гнетущая атмосфера; пустынная, неприветливая равнина. В русском языке душный и гнетущий, пустынный и неприветливый — разные понятия, но в данном случае они близки по значению.
Контекст — это относительно законченная по смыслу часть текста или высказывания. Общий смысл контекста складывается из значений отдельных слов. В то же время контекст помогает прояснить значение каждого слова.
Слова, тождественные по лексическому значению только в контексте, также называют контекстуальные синонимы, ситуативные синонимы, авторские синонимы.
Пример контекстных синонимов
На сотни верст, на сотни миль,
На сотни километров
Лежала соль, шумел ковыль,
Чернели рощи кедров.
Анна АхматоваВерста, миля, километр — различные меры длины, не равные друг другу. Но в поэтической речи они становятся синонимами, обозначающими большое расстояние.
В других случаях эти же слова не будут равнозначны, поэтому подобные синонимы называют ситуативными или окказиональными.
Различия между словам зачастую стираются, если использовать их в переносном значении.
Шум, шорох, шепот, говор — различные понятия. Но если сказать шум волн, шорох волн, шепот волн, говор волн — читатель поймет, что речь идет об одном и том же. Слова превратились во взаимозаменяемые контекстуальные синонимы.
Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.
В данном случае контекстуальные синонимы — раскрывает, расправляет, вспыхивают. Такие соответствия не найти в словарях синонимов, потому что они индивидуальные, авторские.
Перифраз, метафора и другие литературные тропы могут порождать контекстные синонимы. Например, у М.Ю. Лермонтова в перечислении «звучал булат, картечь визжала» булат — синоним холодного оружия, сабель и штыков. Это пример метонимии.
Также взаимозаменяемыми синонимами могут быть видовые и родовые наименования — так называемые гипонимы. Например: Я позвал собаку. Барбос подошел. Овчарка села рядом. В данном случае речь идет об одном и том же животном, поэтому слова Барбос, собака, овчарка синонимичны.
Примеры контекстных синонимов
Ломоносов — гений — любимое дитя природы.
В.Г. Белинский
Все у них было как-то черство, неотесанно, неладно, негоже, нестройно, нехорошо…
Н.В. Гоголь
Косыночку ее из козьего пуха тоже пропил, дареную, прежнюю, ее собственную, не мою.
Ф.М. Достоевский
Плачьте, милостивый государь, Александр Кононович, плачьте, надевайте глубокий траур, нашивайте плёрезы, опепелите Вашу главу…
П.Т. Полеводин. Из письма о гибели М.Ю. Лермонтова
Как я мелок, ничтожен… Я жалок, нищ духом…
И.А. Гончаров
Старику хотелось важных, серьезных мыслей…
А.П. Чехов
Сколько раз пытался я ускорить
Время, что несло меня вперед.
Подхлестнуть, вспугнуть его, пришпорить,
Чтобы слышать, как оно идет.
С.Я. Маршак
28 мая 2019
- Другие новости