Родственные слова это синонимы

План урока:

Родственные слова

Синонимы и их отличие от родственных слов

Корень – главная часть слова. Однокоренные слова

Определение корня в слове, его обозначение

Подбор однокоренных слов

Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова

Родственные слова

Прочитай текст. Представь героя, которого описывает автор. Какое слово из скобок ты выберешь для него? Объясни, почему.

1gghfgh

Верно, так как цыпленок только недавно вылупился из яйца, он еще совсем маленький, а значит, к его описанию больше подойдут слова: комочек, ножках, голоском.

Еще раз посмотри на пары слов, которые даны в скобках. О таких словах говорят, что они – родственные. Как думаешь, что это может означать?

Действительно, они похожи друг с другом по значению. Например, ножки – это маленькие ноги и т.д.

Давай порассуждаем: можно ли назвать слова сахар и конфета родственными, ведь они похожи – оба имеют сладкий вкус?

Проверь свою догадку, для этого прочитай важную информацию.

2gdfg

Получается, что сахар и конфета – это не родственные слова, потому что у них нет общей части слова. А вот соль и солить – родственные, потому что имеют общую часть «сол»,а солить – значит «посыпать солью».

Давай потренируемся. Найди среди слов родственные и объясни, как ты это сделал.

Рыбак, грибной, рыба, гриб, рыбка, грибочки, рыбалка, грибок, рыбочка, грибник.

Проверь себя:

3try
Источник

4gdfg

Каждая группа слов имеет общую часть, а объяснить значения каждого из слов можно с помощью родственного (гриб, рыба).

Синонимы и их отличие от родственных слов

Прочитай стихотворение. Что ты можешь сказать про выделенные слова?

5yuii

Все верно, каждая пара слов имеет одинаковое или очень схожее значение:

Иду – шагает, смеюсь – хохочет, грустно – печалится.

Можешь ли ты сказать, что это – родственные слова? Почему?

Правильно, это не родственные слова, потому что они не имеют общей части слов, хоть и похожи по значению.

6jjkhk

Они помогают точно выражать свои мысли и не повторяться, делают речь более красивой.

Один и тот же предмет можно назвать сразу несколькими синонимами. Например:

7hgh

Прочитай слова. Найди среди них пары слов-синонимов. Что они обозначают?

Снег, летчик, скоро, снеговик, клейкий, верный, снежок, быстро, пилот, правильный, Снегурочка, липкий.

Проверь себя.

Летчик – пилот (тот, кто управляет самолетом)

Липкий – клейкий (тот, который все склеивает)

Быстро – скоро (за очень маленький промежуток времени)

Правильный – верный (тот, который соответствует нормам и правилам)

Какие слова остались не распределены? Что ты можешь про них сказать?

Снег, снеговик, снежок, Снегурочка – это однокоренные слова. Все они имеют общую часть снег и их значение связано со снегом.

Корень – главная часть слова. Однокоренные слова

Посмотри внимательно на рисунок дерева и слова, которые написаны на ветках и корне. Догадайся, почему они так записаны?

8hgfgh

Правильно, все это родственные слова, их общая часть: сад. Именно поэтому она находится на корне дерева – остальные слова словно выросли из этого слова.

Что еще необычного можно здесь заметить?

Верно, одинаковая часть в каждом из слов обозначена дугой.

9hf

В любом слове должен быть корень, давай проверим, что произойдет, если он исчезнет:

10gdfg

Теперь мы убедились в том, что без корня слова не может существовать, и значение всех однокоренных слов без него не определить.

Посмотри на домики и прочитай слова-«родственники», которые хотят в них заселиться. Все ли слова можно заселить? Почему?

11vfdg

Если ты внимательно выполнял задание, то заметил, что слова «нежный» и «морской» нельзя заселить в дома, потому что они не однокоренные. Морской не имеет ничего общего с морозом также, как и нежный с корнем снеж.

Определение корня в слове, его обозначение

А теперь вспомни все, что узнал сегодня, и попробуй найти корни в словах:

солонка, сахарница.

Расскажи, как ты рассуждал.

Если затрудняешься, прочитай памятку «Как найти корень слова»:

12ghjkj

Выбери, какие из родственных слов подойдут к твоим словам «солонка» и «сахарница».

13hfgjh

А теперь проверь, как правильно должно быть выполнено задание.

Солонка – соль, солить, соленый.

Сахарница – сахар, сахарить, сахарный.

Ты хорошо справился с заданием!

14hhjghj

Подбор однокоренных слов

Важно не только уметь выделять корень в словах, но и подбирать родственные слова, придумывать их к другому слову.

Прежде чем ты начнешь тренироваться, обрати внимание на важную мысль:

15hjgj

Посмотри на группы слов. Есть ли среди них родственные? По вопросу подбери еще одно. Есть ли где-то лишние слова?

16gfdg

Проверь себя:

17jhj

Молодец!

А теперь посмотри на картинку с опавшими листьями. Помоги им вернуться на свое дерево, подобрав подходящий корень слова.

18jhjkj

Вот какие группы слов должны были получиться:

Лес – лесок, лесочек, лесной

Ход – поход, ходить, ходячий, выход

Стар – старый, старик, старушка

Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова

Посмотри на два столбика слов. Можно ли оба из них назвать однокоренными словами?

19khl

Однокоренные слова находятся только во втором столбике.

Чтобы убедиться в этом, объясни значение каждого из слов.

А что можно сказать про значения слов в первом столбике?

Верно, это все одно и то же слово: цветок. Но употребляется оно в разных формах.

Еще раз посмотри на рисунок:

20iuyiui

Чтобы отличить однокоренные слова от формы слова, нужно помнить, что формы слова различаются лишь окончанием, а однокоренные слова – еще и своим значением.

Сегодня на уроке ты хорошо поработал и узнал много нового. Все эти знания понадобятся тебе и дальше. Это значит, что нужно хорошо понять и запомнить весь материал.



Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:


урок 2. родственные слова и синонимы.pptx

Выбранный для просмотра документ урок 2. родственные слова и синонимы.pptx

Родственные слова и синонимы.2 класс
УМК «ШКОЛА РОССИИ»



Скачать материал

  • Сейчас обучается 93 человека из 43 регионов

  • Сейчас обучается 87 человек из 28 регионов

  • Сейчас обучается 230 человек из 59 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Родственные слова и синонимы.2 класс
УМК «ШКОЛА РОССИИ»

    1 слайд

    Родственные слова и синонимы.
    2 класс
    УМК «ШКОЛА РОССИИ»

  • Из слов каждой строчки составить предложение. Золотые, светились, березках, и...

    2 слайд

    Из слов каждой строчки составить предложение.
    Золотые, светились, березках, искорки, в.
    Шли, девочки, лес, через.
    Шли девочки через лес.
    Лесу, было, тихо, в, и, нарядно.
    В лесу было тихо и нарядно.
    Густо, елочки, зеленели.
    Густо зеленели ёлочки
    Золотые искорки светились в берёзках.
    Могут ли эти предложения составить текст?
    Спишите последнее предложение, подчеркните главные члены предложения

  • 
снегснегириСнегурочкаснеговикЧто можно сказать про эти слова?Родственные слова

    3 слайд

    снег
    снегири
    Снегурочка
    снеговик
    Что можно сказать про эти слова?
    Родственные слова

  • родственные слова 
БЛИЗКИ ПО СМЫСЛУОБЩАЯ ЧАСТЬ

    4 слайд

    родственные слова

    БЛИЗКИ ПО СМЫСЛУ
    ОБЩАЯ ЧАСТЬ

  • 1.Близки по смыслу, значит родственные слова?Лётчик – пилот
Липкий – клейкий...

    5 слайд

    1.Близки по смыслу, значит родственные слова?
    Лётчик – пилот
    Липкий – клейкий
    Быстро – скоро
    Правильный — верный
    Слова — синонимы

  • Вода, водный, водитель, водяной
Шиповник, шипеть, шипы
Гора , горка, горевать...

    6 слайд

    Вода, водный, водитель, водяной
    Шиповник, шипеть, шипы
    Гора , горка, горевать, горный

    2. Имеют общую часть, значит родственные слова?
    Общая часть заключает в себе близкий смысл родственных слов.

  • Работа по учебнику.с. 60  упр.82

    7 слайд

    Работа по учебнику.
    с. 60 упр.82

  • Найди лишнее словоЖарко, жарится, печётся
Дерево, деревянный, сосна, деревцо...

    8 слайд

    Найди лишнее слово
    Жарко, жарится, печётся
    Дерево, деревянный, сосна, деревцо
    Чайка, чайник, чайный
    Лес, лестница, лесничий

  • Повторим. Какие слова называются родственными?
Чем отличаются родственные сло...

    9 слайд

    Повторим.
    Какие слова называются родственными?
    Чем отличаются родственные слова от слов – синонимов?

  • Домашнее заданиес.60  № 83

    10 слайд

    Домашнее задание
    с.60 № 83

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 236 729 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 15.04.2017
  • 1564
  • 8
  • 15.04.2017
  • 653
  • 0
  • 15.04.2017
  • 1003
  • 0
  • 15.04.2017
  • 1821
  • 11
  • 15.04.2017
  • 1812
  • 9
  • 15.04.2017
  • 4943
  • 39
  • 15.04.2017
  • 2537
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня»

  • Курс повышения квалификации «Средства педагогического оценивания и мониторинга в работе учителя в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»

  • Курс повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ в условиях ФГОС СПО»

  • Курс повышения квалификации «Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»

  • Курс повышения квалификации «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников в интересах устойчивого развития региона»

  • Скачать материал (медленно)

    Настоящий материал опубликован пользователем Егорова Татьяна Витальевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Егорова Татьяна Витальевна

    • На сайте: 8 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 41012
    • Всего материалов:

      13

Что такое родственные слова? Примеры

Родственные слова — это лексемы, близкие по смыслу, с одним и тем же корнем, принадлежащие к разным частям речи.

Узнаем, что такое родственные слова в русском языке, если выясним их близость по значению и выделим общий корень в морфемном составе.

Родственные слова и формы слов

Корень является центральной обязательной морфемой в составе слова. Он объединяет слова в одну семью. Образно говоря, родственные слова являются близкими родственниками, так как имеют похожий смысл, который  заключен в одном и  том же корне, например:

слово «красный» обозначает один из основных цветов спектра. Выделим в его составе главную морфему.


Морфемный состав

красный — корень/окончание


Подберем слова с этим же корнем:

  • краснота (существительное);
  • красноватый (прилагательное);
  • краснеть, покраснеть, закраснеться (глаголы).

В этом ряду родственных слов с корнем красн-, связанных общим смыслом с прилагательным «красный», имеются лексемы, принадлежащие к разным частям речи, в отличие от форм рассматриваемого прилагательного:

  • мимо красного дома;
  • у красной ратуши;
  • любуюсь красным тюльпаном и т.

Как определить корень?

Потренируемся в подборе родственных слов с одним и тем же корнем и форм существительного «бег»:

  • бег, беготня, бегун, бегунья, бегать, пробегать, пробег, пробежка (родственные слова);
  • бег — час (чего?) бег-а, интересуюсь (чем?) бег-ом, радуюсь (чему?) бег-у, расскажу всем (о чём?) о бег-е (падежные формы существительного).

Родственные слова существительного «бег» принадлежат к разным частям речи. В своем морфемном составе они имеют дополнительно к общему корню разные приставки и суффиксы (например: пробегать — приставка/корень/суффикс/окончание), которые привносят в общий смысл родственных слов некоторые оттенки значений. В формах существительного «бег» корень один и тот же, а меняется только окончание.

Сравним, например, ряды родственных слов и форм прилагательного «темный»:

  • темный, темень, темнота, темнотища, темнеть, потемнеть, потемнение, потёмки (родственные слова);
  • темный — темн-ее, темн-ейш-ий, самый темный (формы степеней сравнения прилагательного).

Родственные и однокоренные слова, в чем отличие?

Выясним, в чем состоит отличие родственных и однокоренных слов.

Слова «друг», «подруга», «дружить»,  «дружный», «дружно», «дружественный» связывает общий корень друг-/друж-. В корне заключено ядро лексического значения слова. Это однокоренные слова. Этот корень является общей частью также родственных слов, близких по значению, но принадлежащих к разным частям речи.

В русском языке однокоренные слова называют также родственными.

Родственные слова - это...

Чередование согласных и гласных в корне родственных слов

Отметим, что в корне родственных слов может происходить чередование согласных и гласных, например:

  • друг — подружка;
  • возразить — возражение;
  • носить — ноша;
  • пухпушинка;
  • ловить — ловля;
  • кормить — кормление;
  •  блестеть — блистать;
  • светсвеча — освещение.

Безударный гласный в корне

Умение подобрать родственное слово очень важно для правильного написания многих слов с безударным гласным в корне. Его можно проверить с помощью родственного слова, в корне которого сомнительный гласный становится ударным, например:

  • нЕбесный — не́бо;
  • дОлина — дол;
  • лИнейка — ли́ния;
  • пИсьмо — пи́сьменный;
  • дАрить — пода́рок.

Иногда в словах имеются похожие части слов, которые легко принять за один и тот же корень, например:

  • гористый (гора, горный) — у-гор-е-ть (загорать, перегореть, нагорать);
  • водитель (водить, вождение) — вод-ный (вод-а, вод-яной).

У этих пар слов имеются омонимичные корни с разным лексическим значением, и такие слова, соответственно, не являются родственными.



Примеры родственных слов

  • делать — дело, деловой, делец, деляга, проделать, сделать, сдельный, отделать, отдел, наделать, надел, приделать, придел, безделье, бездельник, бездельничать;
  • добрый — доброта,  добряк, одобрение, одобрить, одобрительный, задобрить;
  • ель — ёлка, ёлочка, еловый, ельник, подъельник;
  • жалеть — жалкий,  жаль, жалость, жалоба, жалобный, жалобность, жалобно, жалобщик, жалобщица, жалостливый, жалостливо, пожалеть, сжалиться;
  • зреть —  узреть, зрелище, зрелищный, зрелищность, обозреть, обозрение, обозревать, обозреватель, обозримый;
  • зуб — зубик, зубной, зубастый, зубовный (скрежет), зубоскалить, зубоскал, зубодер;
  • играть — игра, игрище, игровой,  игорный, игральный, игрок, игрун,  игрунчик, игрунья, игрушка, игрушечный, проиграть, проигрыш, наигрыш, заиграть, переиграть, отыграть, разыграть, розыгрыш;
  • игла — иголка,  игольный, иголочка, иголочный, игольница, игольчатый;
  • картина — картинка, картиночка, картинный, картинность, картинно;
  • карта — карточка, картотека, карты, картишки, картограф, картография;
  • лениться — лень, ленивый, лениво, ленивец, ленивица, леность, лентяй, лентяйка;
  • лежать — лежалый, лежак, лежачий, лежание, лежанка, лежбище, слежаться, отлежать;
  • малина — малинка,  малинина, малинный, малиновый, малиновка, малинник;
  • работать — работа, рабочий, работный, безработный, работник, работница, работодатель, отработать, заработать, заработок, сработаться;
  • смеяться — смех, смехота, смешной, смешить, смешинка, высмеивать, рассмешить, засмеяться, пересмешник;
  • смелый — смело, смелость, смельчак, смелеть, осмелеть.

Видео «Что такое родственные слова?»

Средняя оценка: 4.1.
Проголосовало: 46

Обновлено: 03.05.2023

Тема: Что такое родственные слова?

Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты (УУД) :

Личностные результаты: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталонном.

Регулятивные: Учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Формирование социальной роли ученика. Формирование умения проявлять инициативу, умение исправлять свои ошибки и доводить до конца.

Познавательные: формировать умение работать с информацией, использовать алгоритм, сравнивать, обобщать, дополнять, делать выводы. Формировать умение постановки и решения проблемы, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Умение выражать свое мнение и доказывать. Развивать навыки сотрудничества

Предметные: научатся находить в тексте родственные слова, употреблять их в речи; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

• учебник русского языка для 2 класса ( авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий);

• презентация Power Point; компьютер, проектор с экраном,

• карточки для рефлексии

Ход урока:

I. Вводная часть.

-Ребята, проверьте свое рабочее место.

Давайте создадим друг другу хорошее настроение, а для этого улыбнемся друг другу.

Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок,

Пора начать урок.

Тетрадь правильно кладу,

Ручку правильно держу.

За посадкой слежу

И красиво напишу.

1. Пальчиковая гимнастика.

-Давайте приготовим пальчики для работы, чтобы они лучше писали и помассируем их.

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья!

(Запись числа, классной работы)

2. Минутка чистописания

Вм он ля ле (анализ ошибок)

Яблоко (Г. Сапгир)

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал,

А Улитка – далеко.

А Теленок озабочен,

А Цыпленок — тем

Велико и тяжело.

А Котенку все равно:

-Кислое — зачем оно?

Сладкий у него бочок.

Назовите из стихотворения слова антонимы :

— С какими словами из словаря встретились? (Ябл…к., в…р…бей)

II. Мотивационно – ориентированный этап.

-О чем говорилось в гимнастике для пальчиков? У каждого человека тоже есть родственники.

Кого называем семьей? (Тех людей, которые живут вместе.)

Назовите членов вашей семьи.

А как еще называют близких родных людей? (Родня, родственники)

Что общего у родственников? ( Общие родители: бабушки, дедушки и др.

Они похожи внешне и имеют одну фамилию).

У меня есть папа и мама.

Что я сказала? Из чего состоит предложение?

Как вы думаете, есть ли у слов родственники?

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница

— О! Здравствуйте! Вы кто такие?

— Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?

— А я ваша родственница – гусеница.

Петя выписал родственные слова : гусь, гусыня, гусята, гусеница.

Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово.

Кто же прав? Петя или Алеша? Почему? Надо выбрать из этой группы слов только те, которые являются родственными.

III. Поисковый этап.

Может ли гусеница считать себя родственницей гусей? Почему? Кого можно здесь назвать родственниками?

Все родственные слова связаны по смыслу.

Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.

— Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.

-Кого можно здесь назвать родственниками? (Гуся, гусыню, гусят)

— Почему? (потому что они одна семья, у них есть много общего)

— А что вы еще заметили общего в написании этих слов? (в некоторых словах есть общая часть).

— Назовите эту общую часть. (гус-).

— Выделим эту общую часть дугой.

-Посмотрите на слова гусеница, она тоже начинается так. Значит, она тоже родственница гусей? (Нет, не знаем)

— Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Дети: родственные слова

— Какую учебную задачу мы поставим перед собой?

— познакомимся с родственными словами,

-узнаем их признаки,

— будем учиться находить родственные слова в тексте и среди других слов.

IV. Практический этап.

4.1 -Что нам поможет в решении учебной задачи? (учебник)

Работа с учебником. Стр. 58, упр. 77.

-Прочитайте текст. (Читает ученик с хорошими навыками чтения)

-Чем похожи выделенные слова? (Общая часть. Одинаковое значение).

-Какие слова мы называем родственными словами? (У которых есть общая часть и одинаковое значение)

-Прочитайте на стр. 58, на что нужно обратить внимание, и скажите: верно ли мы высказали предположения?

-Назовите два признака родственных слов. (Общая часть и близкое значение)

4.3 Составление алгоритма определение родственных слов.

1. Стр 59, упр. 78).

-Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Да. Есть общая часть, и эти слова близкие по значению.)

2. Составление алгоритма.

•Читаю слова.

• Нахожу общую часть.

• Определяю близкое по смыслу значение слов.

(Алгоритм записан на доске, аналогично разбирают остальные слова)

-Выполните письменное задание к упражнению.

Спишите: 1 ряд – 1 группу, 2 ряд – 2 группу, 3 ряд – 3 группу.

Выделите общую часть родственных слов так :

Вам даны карточки.

1. жарко, жарится, печется.

2. дерево, деревянный, сосна, деревцо.

3. чайка, чайник, чайный.

4. лес, лестница, лесничий.

В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова.

Проверьте работу у соседа по парте оцените с помощью знаком +, =, !.

— Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке. Кто из вас доволен своей работой, а кто не со всеми заданиями справился и остался не очень доволен своей работой.

— Отлично. Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.

VI. Подведение итогов урока

Что нового узнали на уроке?

Какие два условия должны выполняться, чтобы слова модно было назвать родственными?

Д/ З: упр. 79 (с. 59).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МОУ СОШ № 12 г. Рыбинск

Составила: Озерова Галина Юрьевна,

учитель начальных классов.

Пояснительная записка

Автор – Озерова Галина Юрьевна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 12,

г.Рыбинск, Ярославская область

Предмет – начальные классы, русский язык

Авторский медиапродукт : конспект урока русского языка с мультимедийной презентацией

Уровень образования школьников – 2 класс .

Предназначение – для индивидуальной, групповой и фронтальной работы.

Форма использования – проецирование на экран.

Цели урока –

· обобщение знаний о родственных словах; знакомство с новым способом образо­вания однокоренных слов (приставочносуффиксальный).

  • развивать логическое мышление, память;
  • расширять кругозор;

Цели: обобщение знаний о родственных словах; знакомство с новым способом образо­вания однокоренных слов (приставочносуффиксальный).

1. Орг. момент.

Проверка готовности к уроку.

Настрой на работу.

2. Актуализация знаний .

— Какие задания можете предложить?

— Кто помнит, над какой темой работали на предыдущих уроках?

— Какое задание точнее подходит?

— Выпишите родственные слова.

— Какие слова вы выписали? (!)

— Значение, каких слов не понятно?

(всё понятно – дальше, если нет, то по ги­перссылке открыть значение слова ХОДИКИ на слайде 3). (!)

— Докажите, что это родственные слова.

— Как найти корень родственных слов?

— Как образовались эти слова?

— Какие слова образовались с помощью приставки? (!)

— Какие слова образовались с помощью суффикса? (!)

— Как вы понимаете значение слова ХОДИКИ? (!)

(возвращение к слайду 2) (!)

— Как вы думаете, какова тема нашего урока?

— Давайте посмотрим. (!)

-Какую цель ставим перед собой? Чему должны научиться?

(закрепить всё, что знаем о родственных словах, и научиться образовывать родствен­ные слова).

3. Обобщение знаний .

— Давайте вспомним то, что мы знаем о родственных словах. Для этого поработаем в группах.

Работа в группах:

По окончании работы каждой группы, дети меняются заданиями, сдают тесты и оце­ночные листы учителю. Учащимся, закончившим работу раньше других, выдаётся допол­нительное задание. (Приложение 4).

4. Физ. пауза для глаз, сидя за столом.

Упражнение 1 .

Сделайте 15 колеба­тельных движений глазами по горизонтали справа-налево, затем слева-направо.

Упражнение 2 .

15 колебательных дви­жений глазами по вертикали — вверх-вниз и вниз-вверх.

Упражнение 3.

Тоже 15, но круговых вращательных движений глазами слева-на­право.

Упражнение 4.

То же самое, но справа-налево.

Упражнение 5.

15 круго­вых вращательных движений глазами вна­чале в правую, затем в левую стороны, как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8.

5 . Проверка упражнения № 24 (!)

  1. — Какие родственные слова вы нашли? (ёж, ежиха, ежонок).

— Какой корень выделили? (!)

— Какую букву вставили в корень этих слов? Почему? ( В слове ЁЖ буква Ё в сильной позиции, а корни в родственных словах пишутся одинаково). (!)

— Какая ещё буква пропущена в этом слове? (и).

Есть ещё слова с этой орфограммой? (чижихой, стрижихой). (!)

Аналогично разбираются остальные группы родственных слов.

  1. — Какие родственные слова подобрали к слову МЕДВЕЖОНКА? (медведь, медведица, медвежий …).

— Какую гласную вставили в это слово? Почему, ведь ни в одном из родственных слов она не стоит в сильной позиции? (это словарно слово). (!)

— Какой корень вы выделили в этом слове?

— А я думаю, раз родственные слова медведь и медведица, то корень будет МЕД. (!)

— Почему вы не согласны? Докажите. (Чередование Д//Ж) (!).

— Зачем же надо уметь подбирать родственные слова?

(Чтобы научиться подбирать проверочные слова).

— Давайте вспомним, как могут образовываться родственные слова?

— Из каких частей могу состоять слова?

Схемы на доску.

— Как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить?

— Разбейте эти слова на три группы.

Работа в группах.

Каждая группа получает карточки слов и выполняет задание.

Проверка на доске.

Каждая группа выходит и прикрепляет слова на доску к соответствующей схеме. Доказывают.

— В какую группу отнесём слово НАЛИЧНИК? (различные предположения детей).

— Как выяснить, кто прав? (узнать значение).

— А где можно узнать значение слова?

— Что же такое наличник? (!)

— (1) Узнали? Прочитайте.

— Теперь можете определить в какую группу надо отнести слово НАЛИЧНИК? (нет).

— Вы видите, что это только одно значение слова, давайте посмотрим остальные. (!)

— Это часть одежды на ЛИЦО, какой же вывод можем сделать? (они родственные).

— Так какой же корень?

— В какую группу надо записать? (надо в четвёртую группу).

— Кто догадался, какая модель получится?

— Кто может изобразить её на доске?

-Какой новый способ мы открыли? (слова могут образовываться с помощью приставки и суффикса). (!)

Возвращаемся к предыдущему слайду. (Слова)

— Вернёмся к словам. Стоит только приложить немного фантазии, и у вас получится небольшая зимняя история. А если это трудно, то к любому слову подберите родственные слова. (! на слове ЗИМА).

— Я вам предлагаю подумать над этим дома.

— Что же нового мы узнали?

— Читаем задание, выбираем.

— Работайте в парах, кому трудно, индивидуально.

— Можно пользоваться буклетом. (Приложение 5).

— Как вы поработали, я проверю сама, и с этого мы начнём следующий урок.

Карточка-задание № 1

Дополнительное задание

Разгадай изографы. Отгаданные названия впиши в подходящие схемы. Какая часть слова помогла образовать новые слова? _____________________________

Приложение 5

1. Выбери верное утверждение. Соедини стрелкой рамку с правильным ответом.

У родственных слов есть

* Приведи пример родственных слов. ________________________________________

2. Выбери верное утверждение и отметь

Корень это –

главная часть предложения

главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение однокоренных слов

общая часть родственных слов

3. Закончи фразу – памятку.

Чтобы найти в слове корень, нужно:

1. Подобрать _______________________________________________________

2. Выделить _______________________________________________________

* Выдели корень в словах: шубка, шуба, полушубок.

Приложение 6

ПОРЯДОК РАЗБОРА СЛОВА

по СОСТАВУ .

1. Выдели окончание.

2 . Выдели основу.

3. Выдели корень.

4. Выдели приставку

5. Выдели суффикс.

ОБРАЗЕЦ УСТНОГО РАЗБОРА

  1. Выделяю окончание. Для этого надо изменить слово (по числам или по вопросам).
  2. Выделяю основу. Это часть слова без окончания.
  3. Выделяю корень. Для этого надо подобрать 2—3 родственных слова и выделить общую часть.
  4. Выделяю приставку (если есть). Она стоит перед корнем (подбираю слова с другими приставками)
  5. Выделяю суффикс (если есть). Он стоит после корня (подбираю слова с другими суффиксами)

Как отличить форму слова от родственных слов?

Форма слова:

Родственные слова

ДОМА

к ДОМУ

Изменений в основе нет, меняется только окончание.

Значение слова не меняется.

Есть изменения в основе. Добавляются или меняются приставки и суффиксы. Слова имеют разные лексические значения.

ДВА ПРИЗНАКА

РОДСТВЕННЫХ СЛОВ:

Слова близкие по смыслу.

Слова имеют общую часть — корень.

Подбери несколько родственных слов

________________________________________

_______________________________________

Состав слова. Из чего состоят слова.

Части слова

Это главная значимая часть слова. В КОРНЕ заключен смысл слова.

Чтобы выделить в слове корень, надо подобрать несколько родственных слов и выделить общую часть.

Это часть слова без окончания.

Это значимая часть слова. Она стоит перед корнем. ПРИСТАВКА служит для образования новых слов.

Это значимая часть слова. Суффикс стоит после корня. Суффикс помогает образовывать новые слова.

Это изменяемая часть слова. ОКОНЧАНИЕ служит для связи слов в предложении.

ПРИСТАВКИ

С-, СО-, ЗА-, НА-, НАД-, ИЗ-, ИС-,

ПО-, ПОД-, ПРИ-, ПРЕ-, ПРО-,

Подбери слова с приставками.

Приставку выдели.

____________________________

СУФФИКСЫ

-К-, -ИК-, -ИЩ-, -ИШК- , -ОК-, -ЕЦ-

Суффиксы –ЕР-, -ОР-, работают в театре.

Вспомни профессии людей, которые работают в театре: ____________________________________________________________________

-ИСТ-, -ТЕЛЬ-, -ИЗМ-, -АРЬ-

Всегда говорят о мужском роде.

указывают на женский род.

суффиксы профессий — —ТЕЛЬ-, ЩИК-,

ОНОК-, -ЁНОК-, указывают на детёнышей.

ЧИК-, -УШК-, -ЮШК-, -ЕНЬК-, -ОНЬК-,

ОКОНЧАНИЯ

Существительных:

ж. р. м. р. ср. р.

-а, -я, ,-а, -я. -о, -е

Прил агательных:

-ая, -яя -ый, -ий, ой -ое, -ее

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 037 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Сегодня на уроке ты познакомишься со словами, которые очень похожи друг с другом и имеют что-то общее. Также ты научишься их различать между собой и узнаешь про самую значимую часть слова.

План урока:

Родственные слова

Прочитай текст. Представь героя, которого описывает автор. Какое слово из скобок ты выберешь для него? Объясни, почему.

Верно, так как цыпленок только недавно вылупился из яйца, он еще совсем маленький, а значит, к его описанию больше подойдут слова: комочек, ножках, голоском.

Еще раз посмотри на пары слов, которые даны в скобках. О таких словах говорят, что они – родственные. Как думаешь, что это может означать?

Действительно, они похожи друг с другом по значению. Например, ножки – это маленькие ноги и т.д.

Давай порассуждаем: можно ли назвать слова сахар и конфета родственными, ведь они похожи – оба имеют сладкий вкус?

Проверь свою догадку, для этого прочитай важную информацию.

Давай потренируемся. Найди среди слов родственные и объясни, как ты это сделал.

Рыбак, грибной, рыба, гриб, рыбка, грибочки, рыбалка, грибок, рыбочка, грибник.

Каждая группа слов имеет общую часть, а объяснить значения каждого из слов можно с помощью родственного (гриб, рыба).

Синонимы и их отличие от родственных слов

Прочитай стихотворение. Что ты можешь сказать про выделенные слова?

Все верно, каждая пара слов имеет одинаковое или очень схожее значение:

Иду – шагает, смеюсь – хохочет, грустно – печалится.

Можешь ли ты сказать, что это – родственные слова? Почему?

Правильно, это не родственные слова, потому что они не имеют общей части слов, хоть и похожи по значению.

Они помогают точно выражать свои мысли и не повторяться, делают речь более красивой.

Один и тот же предмет можно назвать сразу несколькими синонимами. Например:

Прочитай слова. Найди среди них пары слов-синонимов. Что они обозначают?

Снег, летчик, скоро, снеговик, клейкий, верный, снежок, быстро, снегири, пилот, правильный, Снегурочка, липкий.

Летчик – пилот (тот, кто управляет самолетом)

Липкий – клейкий (тот, который все склеивает)

Быстро – скоро (за очень маленький промежуток времени)

Правильный – верный (тот, который соответствует нормам и правилам)

Какие слова остались не распределены? Что ты можешь про них сказать?

Снег, снеговик, снежок, снегири, Снегурочка – это однокоренные слова. Все они имеют общую часть снег и их значение связано со снегом.

Корень – главная часть слова. Однокоренные слова

Посмотри внимательно на рисунок дерева и слова, которые написаны на ветках и корне. Догадайся, почему они так записаны?

Правильно, все это родственные слова, их общая часть: сад. Именно поэтому она находится на корне дерева – остальные слова словно выросли из этого слова.

Что еще необычного можно здесь заметить?

Верно, одинаковая часть в каждом из слов обозначена дугой.

В любом слове должен быть корень, давай проверим, что произойдет, если он исчезнет:

Теперь мы убедились в том, что без корня слова не может существовать, и значение всех однокоренных слов без него не определить.

Определение корня в слове, его обозначение

А теперь вспомни все, что узнал сегодня, и попробуй найти корни в словах:

Расскажи, как ты рассуждал.

А теперь проверь, как правильно должно быть выполнено задание.

Солонка – соль, солить, соленый.

Сахарница – сахар, сахарить, сахарный.

Ты хорошо справился с заданием!

Подбор однокоренных слов

Важно не только уметь выделять корень в словах, но и подбирать родственные слова, придумывать их к другому слову.

Прежде чем ты начнешь тренироваться, обрати внимание на важную мысль:

Посмотри на группы слов. Есть ли среди них родственные? По вопросу подбери еще одно. Есть ли где-то лишние слова?

А теперь посмотри на картинку с опавшими листьями. Помоги им вернуться на свое дерево, подобрав подходящий корень слова.

Вот какие группы слов должны были получиться:

Лес – лесок, лесочек, лесной

Ход – поход, ходить, ходячий, выход

Стар – старый, старик, старушка

Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова

Посмотри на два столбика слов. Можно ли оба из них назвать однокоренными словами?

Однокоренные слова находятся только во втором столбике.

Чтобы убедиться в этом, объясни значение каждого из слов.

А что можно сказать про значения слов в первом столбике?

Верно, это все одно и то же слово: цветок. Но употребляется оно в разных формах.

Еще раз посмотри на рисунок:

Чтобы отличить однокоренные слова от формы слова, нужно помнить, что формы слова различаются лишь окончанием, а однокоренные слова – еще и своим значением.

Сегодня на уроке ты хорошо поработал и узнал много нового. Все эти знания понадобятся тебе и дальше. Это значит, что нужно хорошо понять и запомнить весь материал.

Воспитательная задача: воспитывать любовь к родному языку, строить собственные высказывания; воспитывать самостоятельность, организованность.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

  • индивидуальная работа,
  • работа в парах,
  • фронтальная.

Ход урока

Начинается урок
Он пойдет, ребятам, впрок.
Постарайтесь всё понять,
И про слова что-то новое узнать.

— Пропишите узор

— Какая буква составляет узор? Что вы о ней знаете?

Л_сной л_сник л_с л_сок

Какая буква пропущена? Какое слово будет проверочным? Докажите.

— Пропишите слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите общую часть в каждом слове.

— Придумайте еще одно слово, для которого слово “лес” будет проверочным.

(лесоруб, лесовик, лесоповал)

3. Работа по теме урока

— Давайте сегодня опять заглянем в лесную школу. А там шум, гам. Что же случилось?

На лесной полянке
Летом
Собрался лесной народ
Все водили хоровод.
Перепуталась родня,
Не поймут, где, чья семья.
Долго велся разговор,
Разгорелся даже спор!
Тут сова на ветку села,
Всем молчать она велела
И сказала: “Я, друзья,
Расскажу, где, чья семья.
Ёж, ежонок и ежиха.
Слон, слонёнок и слониха.
Тигр, тигрята и тигрица.
Вот так умница сова
Не ошиблась голова.

— Кто внимательно слушал? Какие семьи собрались на лесной полянке?

— Перечислите членов каждой семьи

— Давайте запишем членов семьи в тетрадь

Еж, ежонок, ежиха

Слон, слоненок, слониха

Тигр, тигрята, тигрица

— Назовите одним словом, кто они между собой? (родственники)

— Ребята, а у кого из вас есть родственники, поднимите руку.

— А кто счастливый, у кого много родственников?

— Ребята, в русском языке тоже есть слова — “родственники”

— Прочитаем об этом правило в учебнике на стр. 58

— Итак, что же мы узнали из правила?

— Какие слова в русском языке будут являться родственными?

img1.jpg (5332 bytes)

— Вернемся к нашим героям. Можем ли мы их назвать родственниками?

— Слова каждой группы, близки по смыслу? (Да)

— Есть ли у них общая часть? (Да)

— Давайте выделим общую часть слов каждой группы.

Слон, слоненок, слониха

Тигр, тигрята, тигрица

— Как будут называться слова каждой группы? (родственные)

— Ребята, пока мы выполняли это задание, на лесной полянке произошла такая встреча.

— Давайте внимательно послушаем

— Гусеница: Здравствуйте! Вы кто?
— Гусь: Я — Гусь, это – Гусыня, а это наш сынок Гусёнок. А вы кто?
— Гусеница: А я ваша родственница – тётка-гусеница.

— Ребята, как вы думаете, выскажите своё мнение, действительно ли гусеница

является родственницей гусям?

(Нет, гусеница не является родственницей гусям.)

— Ребята, мы сейчас с вами выдвинули предположение. В науке это называется – гипотеза.

— Слово “гипотеза” пришло к нам с греческого языка (от др.-греч. — “основание”, “предположение”) — недоказанное утверждение, предположение или догадка.

— Сегодня на уроке мы попробуем доказать, верно или нет наше предположение, или, по-научному, верна ли наша “гипотеза”

— Давайте подумаем, какие полученные сегодня знания могут помочь доказать верность нашей гипотезы? Нашего предположения? (Знания о родственных словах)

— Что самое главное мы узнали о родственных словах?

— Рассмотрим наших героев с точки зрения полученных знаний.

— Выпишем героев в два столбика (как они встретились)

— Прочитайте еще раз определение родственных слов.

Какое главное условие вы нашли?

— Есть ли в этих словах общая часть? Выделим ее.

— Что же у нас получилось? В этих словах есть общая часть, значит эти слова родственные.

Все согласны с этим?

— Давайте прочитаем еще раз правило. Может в нем есть еще одно условие, по которому определяются родственные слова?

— Близки ли эти слова по смыслу, одно ли лексическое значение у этих слов?

(Нет, эти слова не близки по смыслу)

— Ребята, доказали ли мы верность нашей гипотезы, что гусь, гусыня, гусёнок и гусеница не родственники? (да)

— Кто еще раз может всем нам объяснить почему? (Гусь, гусыня и гусёнок не родственники гусенице, потому что они не близки по смыслу, а в общей части не заключено общее лексическое значение)

4. Продолжение работы по теме урока

Найдите на карточках родственные слова и соедините их.

Докажите своё мнение.

— Докажите, что слова “вода” и “жидкость” не родственные.

— Выберите ту строчку, которая вам больше нравится.

Выпишите только родственные слова. Обозначьте общую часть.

Проверка: Поднимите руку, кому понравились слова 1 строчки?

Какие слова выписали? Почему вы считаете, что они родственные?

Какое слово оказалось лишнее? Почему?

Итог урока: Какие новые знания помогли нам доказать верность нашей гипотезы?

Какие слова являются родственными?

Дом/задание: с. 60, упр. 83.

Сегодня на уроке мы говорили с вами о родственных словах русского языка.

А как вы думаете, во франц. языке есть родственные слова?

А родственные слова франц. языка тоже должны иметь общую часть и быть близки по смыслу?

Поднимите руку, кому интересно, кто хочет узнать об этом?

Для вас будет особое задание: попробуйте узнать, есть родственные слова во французском языке и если да, то по каким законам они ими являются, совпадают ли они с нашими законами? На следующем уроке вы нам расскажите о результатах своего исследования.

Читайте также:

      

  • Конспект урока кот в сапогах 2 класс школа россии
  •   

  • Конспект занятия елочка в средней группе
  •   

  • Рейд сбор природного материала для изготовления подарков конспект
  •   

  • Электрические источники света конспект
  •   

  • Максим кронгауз русский язык в xxi веке конспект

Родственные слова


Родственные слова

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 199.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 199.

В данной статье, предназначенной для учащихся 4 класса, рассмотрим, что такое родственные слова в русском языке, в чем их отличия от однокоренных слов и форм одного и того же слова, продемонстрируем, как определить, являются ли слова родственными, и приведем конкретные примеры родственных слов.

Определение

Родственные слова – это близкие по смыслу слова, имеющие один корень.

Главным признаком родственных слов является наличие одного и того же корня, который дает родственным словам схожий смысл.

Говоря образно, родственные слова похожи на близких родственников, которые имеют единое начало.

Отличие от однокоренных слов и форм слова

Ошибочно думать, что термины «родственные слова» и «однокоренные слова» являются синонимами. Родственные слова являются однокоренными, но не все однокоренные слова являются родственными.

Связано это с тем, что у однокоренных слов может быть общий корень, но совершенно разные значения.

Слова называются родственными только в том случае, когда они имеют корень и в то же время имеют общее лексическое значение.

Также родственные слова часто путают с формами одного и того же слова.

Формы слов не являются родственными словами.

Следует понимать, например, что «друг» и «друзья» – формы одного и того же слова, а не родственные слова.

Определение родственных слов

Чтобы определить, являются те или иные слова родственными, нужно следовать плану:

  • Найти корни слов.
  • Обозначить лексический смысл данных слов.
  • Если корни слов совпадают, а слова имеют схожий смысл, то эти слова родственные. Если корни не совпадают или слова не имеют схожий смысл, то эти слова не являются родственными.

Данное правило действует и на подбор к слову родственных слов.

Примеры

Приведем конкретные примеры родственных слов:

  • добрый, доброта, одобрение, одобрить, одобрительный, задобрить;
  • игла, иголка, игольный, иголочка, иголочный, игольница, игольчатый;
  • лень, лениться, ленивый, леность, лентяй, лентяйка, лениво, ленивец, ленивица;
  • смех, смеяться, смешной, смешить, смешинка, смехота, высмеивать, рассмешить, засмеяться.

Заключение

Что мы узнали?

Родственные слова – это близкие по смыслу слова, имеющие один корень. Родственные слова следует отличать от форм одного и того же слова и от однокоренных слов, так как корни в однокоренных словах могут нести разные лексические значения, что недопустимо для родственных слов. Чтобы определить, являются ли слова родственными, нужно найти корни слов, посмотреть, одинаковы ли они, обозначить лексический смысл слов и посмотреть, совпадают ли лексические значения анализируемых слов.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Татьяна Мадзаева

    5/5

  • Людмила Абдеева

    4/5

Оценка статьи

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 199.


А какая ваша оценка?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Родственные связи синоним фразы
  • Родственные отношения синонимы
  • Родственные компании синоним
  • Родственность синоним
  • Родственная любовь синонимы