Родной язык 2 класс синонимы

Урок родного
русского языка

2 класс

Для чего нужны
синонимы?

Тип урока: урок изучения
нового материала.

Цель:

Дать представление
о роли синонимов в речи;

Задачи:

 Формировать умение
находить  синонимы;

• учить
использовать синонимы в зависимости от речевой ситуации;

• расширить
словарный запас учащихся.

Формируемые
УУД:

Личностные: осознание алгоритма
учебного действия;

Регулятивные: умение принимать и
сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в
соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение
контролировать и оценивать свои действия.

Познавательные: освоение умения
находить синонимы в тексте;

Коммуникативные: формировать умение
сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.

Оборудование: компьютер,
проектор, учебник «Русский родной язык» О.М.Александрова 2 класс, смайлик
«Улыбка».

Ход
урока:        

 Орг.
момент.

Присаживайтесь, пожалуйста!
Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир родного русского  языка.

— Откройте тетради,
вспомните правила посадки при письме

— Перед работой
разогреем пальчики

Пальчиковая
разминка

Раз, два, три,
четыре, пять,

Вышли пальчики
гулять.

Будет все у нас в
порядке,

Если делаешь
зарядку.

— Прошу вас
оформить запись начала урока (число, классная работа).

— С какой целью нам
нужно изучать родной русский  язык? (Чтобы стать грамотными людьми)

— Молодцы! Все вы,
как я вижу, хотите стать знатоками  русского родного языка, его
исследователями.

1.Актуализация
знаний

Итак, начинаем
исследование.

–Ребята, улыбнитесь друг другу.

-Какое у вас выражение лица? Назовите по
одному слову, относящемуся ко 2 группе и отвечающему на вопрос какое?

-А у меня получились такие слова:

Радостное, счастливое, весёлое, довольное

— Как же получилось, что выражение лица
одно, а слов — много?

(Потому что эти слова  близки по
смыслу).

— Послушайте внимательно сказку. Вам
необходимо будет её завершить одним словом:

Жили-были кот
и пёс. Однажды кот, желая похвалить товарища, сказал псу:

-Какой, же ты
толковый пёс!

Пёс стал
спорить: -Нет, я не 
толковый, — а умный!

Кот говорит:
-Как ты, пёс, 
любезно разговариваешь!

А пёс знай
себе не соглашается:


разговариваю не 
любезно, а вежливо!

И началась у
них ссора. Мимо летела сорока и сказала:

-Глупые пёс и
кот, ведь вам не из-за чего ругаться, потому что слова умный-толковый,
любезно-вежливо — это слова…..(синонимы)

— Чем
 мы будем сегодня изучать на уроке? Какие слова исследовать?

— Сегодня на
уроке мы вспомним, что такое синонимы. Мы будем учиться находить синонимы в
тексте, правильно употреблять их в речи, ответим на вопрос 
зачем нужны
синонимы
?

— Система оценки на
урока накопительная. Будьте активны в течение всего урока.

2.
Совместное открытие знаний

-Что такое
синонимы? (ответы детей)

1.-Прочитайте
слово. Запишите.

— Подберите к нему
слова, похожие по смыслу – синонимы.

 Приятель, (друг, товарищ)

-Прочитайте
синонимический ряд.

-Прочитайте следующее
слово. Запишите.

Боязливый, ( пугливый,
трусливый, робкий, несмелый)

-Подберите
синонимы.

-Легко ли  
подобрать синонимы к этому слову?

-Что надо сделать,
если затрудняетесь подобрать синоним? (спросить у взрослых, обратиться к
словарю синонимов)

Показ словаря
синонимов.

— В русском языке
есть словарь синонимов, который помогает нам в этом. Его составитель –
Евгеньева.

— Я распечатала вам
странички из этого словаря. Найдите и прочитайте синонимы к  слову 
боязливый.

— Какие ещё
синонимы можно дописать?

— Какие слова
можно назвать синонимами?

2.- Синонимы –это
иногда и устаревшее название чего-либо. Рассмотрите рисунок на экране. Какими
современными словами можно заменить подписи на рисунках?

3. Синонимы
приходят к нам и из других языков. Рассмотрим это. Упр.1

-Прочитайте
задание. Возьмите цветной карандаш и составьте пары стрелками. Работайте в
парах. При необходимости можно посоветоваться с соседом. Когда закончите
работу, возьмитесь за руки.

-Прочитайте,
какие пары синонимов у вас получились.

— Как вы
понимаете значение этих слов?

Шоу, зрелище
представление, мероприятие развлекательного
характера

Голкипер,
вратарь
— это игрок, обязанностью
которого является защищать свои 
ворота.

Отель,
гостиница
 – это средство размещения,
состоящее из определённого количества номеров.

— Что же вы
теперь можете сказать о синонимах? Откуда приходят синонимы в русский язык?

— Слово «синоним»
пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный».

4. —Мы с вами
вспомнили, что такое синонимы, учились их находить.

 — А для
чего они нужны? Можно ли без них обойтись? Исследуем эту проблему. 

а) – Прочитайте
про себя первое стихотворение из упр.2. Прочитайте вслух выразительно.

1. Зябнет
осинка,

Зябнет на ветру,

Зябнет на
солнышке,

Зябнет в жару.

— Прочитайте про
себя стихотворение 2, его написала Ирина Токмакова. Прочитайте его
выразительно.

2. Зябнет
осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на
солнышке,

Мёрзнет в жару.

— Какое  вам
понравилось больше? Почему?

 — Какими
словами — синонимами заменили слово зябнет?

— Что они
обозначают? ( ощущать холод)

— Помогли ли эти
слова представить образ осинки? Какой вы представили себе осинку?

-Запишите
понравившееся стихотворение в тетрадь.

 Для чего
нужны синонимы?
 

(-синонимы
используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и
в рядом стоящих предложениях,

-обогащают нашу
речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной.)

-Проверим наш
вывод. 
Прочитаем правило.

-Наше предположение
подтвердилось?

Физкультминутка

б) –Кого
называют редактором?

Реда́ктор — тот, кто работает с текстом, а именно  проверяет и
исправляет содержание книги, журнала, газеты.-

Предлагаю стать
редакторами. Прочитайте текст упр.3

— Он вам понравился или нет?
Почему?

-Что предлагаете сделать, как
отредактировать текст?

— Где возьмёте слова-синонимы?

— Замените выделенные слова, где
это надо, синонимами. Повторяющиеся слова зачеркните.

Нет более робкого______________ животного,
чем заяц. Только поздно вечером или ночью 
робкий  _______________зайчишка
выходит из своего убежища. Много у 
робкого _________зайчика
врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник. 
   
 

         
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
 
— Прочитайте получившийся текст.

-Удалось нам отредактировать
текст? Какие слова помогли нам это сделать?

-Для чего же нужны синонимы? (помогают
избежать повторов)

в) -Продолжаем
исследовать слова-синонимы.

— Прочитайте
отрывок на экране.

-Из какого он
произведения? (Дмитрий Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-длинные уши,
косые глаза, короткий хвост»)

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие
зайчата, 
приплелись старые
зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

 -Прочитайте
выделенные слова.

— Можно ли их
назвать синонимами? Почему? ( обозначают одно и то же -собраться в одном месте)

-Кто покажет,
 как  
сбежались маленькие зайчата?

-Как вы понимаете
значение этого слова? (бегом)

-Кто покажет, как
зайцы 
собрались.

— Как вы понимаете
значение этого слова? (пришли шагом)

-Покажите, как
они 
приплелись.

— Что значит
приплелись? ( пришли медленно)

Что вы заметили?
Различаются ли эти слова-синонимы оттенками значения?

(Они обозначают
одно и тоже явление, но отличаются оттенками лексического значения. )

-Значения синонимов
редко совпадают полностью. Чаще всего они различаются оттенками значений.
Посмотрите, как синий цвет имеет несколько оттенков-голубой, синий, фиолетовый.

— Какой вывод вы
сделаете? Какова ещё роль синонимов? (передать все оттенки речи, делают речь
точной)

3. Проверка
понимания учащимися нового материала. Самостоятельное применение знаний.

-Следующее
упражнение поможет вам учиться точно употреблять синонимы. Прочитайте задание к
упр. 4

-Прочитайте слова
первой строки.

-Назовите
слова-синонимы.

-Подумайте, как
составить сочетания слов.

— Составьте и
запишите остальные сочетания в тетрадь самостоятельно. Каждое сочетание пишите
на новой строке с маленькой буквы.

-Проверьте себя (на
экране)

-Если всё верно,
нарисуйте зелёный кружок, если есть ошибки, то красный.

4.
Рекомендации для домашнего задания.

— Поработать с
синонимами вы сможете и дома. Выполните упр.5. Определите, в каком предложении
можно использовать любой из синонимов, а в каком только один из них.

5.Рефлексия

-Что такое  синонимы?

— Зачем они нам нужны? (они делают нашу
речь более яркой, выразительной, помогают избежать повторов при построении
текстов, синонимы помогают нам точно и образно выражать свои мысли).

-Прочитайте вывод.

6. Подведение итогов урока.

-В начале урока я сказала, что система
оценки накопительная. (оценивание)

— Сегодня мы с вами
ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы,
чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок.

Урок родного русского языка

2 класс

Для чего нужны синонимы?

                                                                                                Учитель: Оксузьян Л.Б.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель:

Дать представление о роли синонимов в речи;

Задачи:

 Формировать умение находить  синонимы;

• учить использовать синонимы в зависимости от речевой ситуации;

• расширить словарный запас учащихся.

Формируемые УУД:

Личностные: осознание алгоритма учебного действия;

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия.

Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;

Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник «Русский родной язык» О.М.Александрова 2 класс, смайлик «Улыбка».

Ход урока:        

 Орг. момент.

Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир родного русского  языка.

— Откройте тетради, вспомните правила посадки при письме

— Перед работой разогреем пальчики

Пальчиковая разминка

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Будет все у нас в порядке,

Если делаешь зарядку.

— Прошу вас оформить запись начала урока (число, классная работа).

— С какой целью нам нужно изучать родной русский  язык? (Чтобы стать грамотными людьми)

— Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками  русского родного языка, его исследователями.

1.Актуализация знаний

Итак, начинаем исследование.

–Ребята, улыбнитесь друг другу.

-Какое у вас выражение лица? Назовите по одному слову, относящемуся ко 2 группе и отвечающему на вопрос какое?

-А у меня получились такие слова:

Радостное, счастливое, весёлое, довольное

— Как же получилось, что выражение лица одно, а слов — много?

(Потому что эти слова  близки по смыслу).

— Послушайте внимательно сказку. Вам необходимо будет её завершить одним словом:

Жили-были кот и пёс. Однажды кот, желая похвалить товарища, сказал псу:

-Какой, же ты толковый пёс!

Пёс стал спорить: -Нет, я не толковый, — а умный!

Кот говорит: -Как ты, пёс, любезно разговариваешь!

А пёс знай себе не соглашается:

-Я разговариваю не любезно, а вежливо!

И началась у них ссора. Мимо летела сорока и сказала:

-Глупые пёс и кот, ведь вам не из-за чего ругаться, потому что слова умный-толковый, любезно-вежливо — это слова…..(синонимы)

— Чем  мы будем сегодня изучать на уроке? Какие слова исследовать?

— Сегодня на уроке мы вспомним, что такое синонимы. Мы будем учиться находить синонимы в тексте, правильно употреблять их в речи, ответим на вопрос зачем нужны синонимы?

— Система оценки на урока накопительная. Будьте активны в течение всего урока.

2. Совместное открытие знаний

-Что такое синонимы? (ответы детей)

1.-Прочитайте слово. Запишите.

— Подберите к нему слова, похожие по смыслу – синонимы.

 Приятель, (друг, товарищ)

-Прочитайте синонимический ряд.

-Прочитайте следующее слово. Запишите.

Боязливый, ( пугливый, трусливый, робкий, несмелый)

-Подберите синонимы.

-Легко ли   подобрать синонимы к этому слову?

-Что надо сделать, если затрудняетесь подобрать синоним? (спросить у взрослых, обратиться к словарю синонимов)

Показ словаря синонимов.

— В русском языке есть словарь синонимов, который помогает нам в этом. Его составитель – Евгеньева.

— Я распечатала вам странички из этого словаря. Найдите и прочитайте синонимы к  слову боязливый.

— Какие ещё синонимы можно дописать?

— Какие слова можно назвать синонимами?

2.- Синонимы –это иногда и устаревшее название чего-либо. Рассмотрите рисунок на экране. Какими современными словами можно заменить подписи на рисунках?

3. Синонимы приходят к нам и из других языков. Рассмотрим это. Упр.1

-Прочитайте задание. Возьмите цветной карандаш и составьте пары стрелками. Работайте в парах. При необходимости можно посоветоваться с соседом. Когда закончите работу, возьмитесь за руки.

-Прочитайте, какие пары синонимов у вас получились.

— Как вы понимаете значение этих слов?

Шоу, зрелище— представление, мероприятие развлекательного характера

Голкипер, вратарь— это игрок, обязанностью которого является защищать свои ворота.

Отель, гостиница – это средство размещения, состоящее из определённого количества номеров.

— Что же вы теперь можете сказать о синонимах? Откуда приходят синонимы в русский язык?

— Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный».

4. —Мы с вами вспомнили, что такое синонимы, учились их находить.

 — А для чего они нужны? Можно ли без них обойтись? Исследуем эту проблему. 

а) – Прочитайте про себя первое стихотворение из упр.2. Прочитайте вслух выразительно.

1. Зябнет осинка,

Зябнет на ветру,

Зябнет на солнышке,

Зябнет в жару.

— Прочитайте про себя стихотворение 2, его написала Ирина Токмакова. Прочитайте его выразительно.

2. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

— Какое  вам понравилось больше? Почему?

 — Какими словами — синонимами заменили слово зябнет?

— Что они обозначают? ( ощущать холод)

— Помогли ли эти слова представить образ осинки? Какой вы представили себе осинку?

-Запишите понравившееся стихотворение в тетрадь.

 Для чего нужны синонимы? 

(-синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях,

-обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной.)

-Проверим наш вывод. Прочитаем правило.

-Наше предположение подтвердилось?

Физкультминутка

б) –Кого называют редактором?

Реда́ктор — тот, кто работает с текстом, а именно  проверяет и исправляет содержание книги, журнала, газеты.-

Предлагаю стать редакторами. Прочитайте текст упр.3

— Он вам понравился или нет? Почему?

-Что предлагаете сделать, как отредактировать текст?

— Где возьмёте слова-синонимы?

— Замените выделенные слова, где это надо, синонимами. Повторяющиеся слова зачеркните.

Нет более робкого______________ животного, чем заяц. Только поздно вечером или ночью робкий  _______________зайчишка выходит из своего убежища. Много у робкого _________зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.      

                                                                                                                                                                     — Прочитайте получившийся текст.

-Удалось нам отредактировать текст? Какие слова помогли нам это сделать?

-Для чего же нужны синонимы? (помогают избежать повторов)

в) -Продолжаем исследовать слова-синонимы.

— Прочитайте отрывок на экране.

-Из какого он произведения? (Дмитрий Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»)

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

 -Прочитайте выделенные слова.

— Можно ли их назвать синонимами? Почему? ( обозначают одно и то же -собраться в одном месте)

-Кто покажет,  как  сбежались маленькие зайчата?

-Как вы понимаете значение этого слова? (бегом)

-Кто покажет, как зайцы собрались.

— Как вы понимаете значение этого слова? (пришли шагом)

-Покажите, как они приплелись.

— Что значит приплелись? ( пришли медленно)

Что вы заметили? Различаются ли эти слова-синонимы оттенками значения?

(Они обозначают одно и тоже явление, но отличаются оттенками лексического значения. )

-Значения синонимов редко совпадают полностью. Чаще всего они различаются оттенками значений. Посмотрите, как синий цвет имеет несколько оттенков-голубой, синий, фиолетовый.

— Какой вывод вы сделаете? Какова ещё роль синонимов? (передать все оттенки речи, делают речь точной)

3. Проверка понимания учащимися нового материала. Самостоятельное применение знаний.

-Следующее упражнение поможет вам учиться точно употреблять синонимы. Прочитайте задание к упр. 4

-Прочитайте слова первой строки.

-Назовите слова-синонимы.

-Подумайте, как составить сочетания слов.

— Составьте и запишите остальные сочетания в тетрадь самостоятельно. Каждое сочетание пишите на новой строке с маленькой буквы.

-Проверьте себя (на экране)

-Если всё верно, нарисуйте зелёный кружок, если есть ошибки, то красный.

4. Рекомендации для домашнего задания.

— Поработать с синонимами вы сможете и дома. Выполните упр.5. Определите, в каком предложении можно использовать любой из синонимов, а в каком только один из них.

5.Рефлексия

-Что такое  синонимы?

— Зачем они нам нужны? (они делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избежать повторов при построении текстов, синонимы помогают нам точно и образно выражать свои мысли).

-Прочитайте вывод.

6. Подведение итогов урока.

-В начале урока я сказала, что система оценки накопительная. (оценивание)

— Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок.

Приложение для распечатки (при отсутствии учебника у каждого ребёнка)

Для чего нужны синонимы?

Упр.1

В первом столбике записаны слова, которые пришли в русский язык из других языков. Подбери к ним синонимы из второго столбика.

голкипер                зрелище

отель                        вратарь

шоу                        гостиница

Упр.2

  1. Зябнет осинка,                                2. Зябнет осинка,

Зябнет на ветру,                                    Дрожит на ветру,

Зябнет на солнышке,                            Стынет на солнышке,

Зябнет в жару.                                    Мёрзнет в жару.

Синонимы-это слова, совпадающие или близкие по значению. Синонимы помогают точно выразить мысль, избежать повторов, делают речь яркой, выразительной.

Упр.3

Нет более робкого______________ животного, чем заяц. Только поздно вечером или ночью робкий  _______________зайчишка выходит из своего убежища. Много у робкого _________зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.  

Слова для справок: пугливый, трусливый, несмелый

Упр.4

Запиши все возможные сочетания слов.

Задуть, погасить (свет, свеча),

старый, древний (дом, человек),

вороной, чёрный (костюм, конь).

Вороной –так говорят о масти животных (вороной конь)

Упр.5

Определи, в каком предложении можно использовать любой из синонимов, а в каком только один из них. Запиши предложения.

В этот миг раздался (громкий, оглушительный) треск.

Митя перешёл на (громкий, оглушительный) шёпот.

Русский язык. 2 класс.

Урок 24. Что такое синонимы?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Синонимы.
  2. Группы синонимов.

Глоссарий по теме:

Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Группа синонимов – это несколько слов, близких по значению.

Словарь синонимов – словарь, в котором даётся описание слов, разных по звучанию и написанию, но одинаковых или близких по значению.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 52 – 54.

2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 50 – 51; стр. 64 — 65.

3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 9 – 11.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Синонимы обогащают нашу речь, делают её разнообразной, точной и выразительной. А ещё помогают избежать ненужных повторов слов в предложениях.

Синонимы — это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение. С греческого языка на русский слово «синоним» можно перевести как одноимённость.

Давайте поближе познакомимся с синонимами. Например, выпадение осадков в виде дождя можно назвать разными словами. Ливень — это очень сильный дождь. Дождик — небольшой, тёплый дождь. Морось – мелкий дождь. Все три слова различаются лишь оттенками своих лексических значений и являются синонимами.

Вот ещё пример. Героя можно назвать смелым, храбрым, отважным, бесстрашным.

Общее в значениях всех этих слов – не испытывающий страха человек.
Слова смеяться, хохотать, хихикать и подсмеиваться – тоже синонимы.

Их общее значение – издавать смех. Но смех этот разный: хохотать – издавать очень громкий смех; хихикать – тихо смеяться; подсмеиваться – усмехаться над кем-то или чем-то.

А вот как будет звучать текст, если в каждом его предложении повторяется слово «ребята».

Во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята построили ледяную горку. Затем ребята залили ее водой. Весело будет ребятам на горке.

Чтобы устранить навязчивые повторения, нужно подобрать синонимы к слову «ребята». Сделать это легко с помощью словаря синонимов, который помогает подобрать слова близкие по значению, даёт толкование слов-синонимов, рассказывает об их особенностях.

Открываем словарь на букву «р». Находим слово ребята. Рядом группа синонимов: дети, малыши, ребятня, детишки, детвора. Выбираем несколько синонимов и помещаем их в текст, заменив слово «ребята». Вот что у нас получилось:

Во дворе слышны веселые крики ребят. Дети построили ледяную горку. Затем малыши залили ее водой. Весело будет детворе на горке.

Так гораздо лучше!

Не только отдельные слова могут быть синонимами, но и фразеологизмы. Это устойчивые образные выражения, которые состоят из двух и более слов.

Например, фразеологизму об усердном труде «работать засучив рукава» соответствуют: «работать не покладая рук» и «работать в поте лица».

Фразеологизмы, обозначающие хитрость звучат так: «Обвести вокруг пальца», «водить за нос».

Фразеологизмы-синонимы о безделье – это «бить баклуши», «сидеть сложа руки», «считать ворон».

Подведём итоги урока.

Синонимы – это слова разные по звучанию, но схожие по смыслу.

Синонимы разнообразят нашу речь, позволяют выразить мысль точнее и избежать повторов слов.

Подобрать слово близкое по значению поможет словарь синонимов.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Установление соответствий между элементами двух множеств.

Соедините слова левого столбика с близкими по значению словами из правого столбика.

Прыгать

Пламя

Огонь

Азбука

Бросать

Озорник

Красный

Скакать

Алфавит

Кидать

Шалун

Алый

Подсказка.

1.Прочитайте теоретический материал.

2.Вспомните лексическое значение каждого слова.

3.Определите общее в лексическом значении у слов в двух столбиках.

4.Соедините слова.

Правильный ответ:

Прыгать – скакать

Огонь – пламя

Бросать – кидать

Красный – алый

Алфавит – азбука

Шалун – озорник

Задание. Подчёркивание.

Подчеркните в каждой строке слово, которое не является синонимом для остальных.

Работа; дело; труд; отдых.

Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.

Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.

Подсказка.

1.Прочитайте теоретический материал.

2.Найдите определение синонима.

3.Вычеркните в каждой строчке слово, которое не является синонимом.

Правильный ответ:

Работа; отдых; дело; труд.

Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.

Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.

Комментарии (1)

Фокина Лидия Петровна, 09.01.22 в 14:16
1
Ответить Пожаловаться

Александра Николаевна! Презентация должна быть выполнена в едином стиле, а у вас она состоит из множества разных по дизайну слайдов.

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.

Конспект урока русского родного языка. 2 класс

Тема урока: «Для чего нужны синонимы?»

Цель: обогащать активный и пассивный словарный запас; проводить синонимические замены с учетом особенностей текста; развивать речь, память, внимание.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать оттенки значений синонимов; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник «Русский родной язык» 2 класс, авторы Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И.

Ход урока

  1. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Запись под диктовку: Пришла зима. В лесу стало скучно и холодно.

— Какое слово употреблено в переносном значении? (Пришла)

III. Самоопределение к деятельности.

— Прочитайте еще раз первое предложение. Каким словом можно заменить слово пришла? (Наступила, настала, началась)

— У слов наступила, настала, началась, пришла близкие значения.

— Ребята, кто из вас догадался, о чём сегодня мы будем говорить на нашем уроке? (Ответы детей)

— Кто сможет определить тему? (Ответы детей)

IV. Работа по теме урока.

Как в русском языке называют слова, у которых близкие лексические значения?

Что такое синонимы? Кто не сможет ответить на вопрос можно прочитать на с. 80 определение.

Откройте учебник на с. 80, прочитайте тему урока. (Для чего нужны синонимы?)

Упр.1 (с.80) Работа в парах.

Объясните различия в значении слов в каждой паре. Если будет трудно, обратитесь за помощью к толковому словарю.

Вспомните, как называются такие слова.

Объясните, для чего их используют в речи.

В русском языке существует словарь синонимов. (Учитель показывает словарь.)

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала.

Упр.2. (с.80)

— Прочитайте стихотворение. Какой вы представили себе осинку?

— Как автор это показал? (Он использовал в стихотворении четыре синонима с общим лексическим значением «ощущать холод» )

— Помогло ли это создать образ осинки?

— Всегда ли синонимы могут заменять друг друга? (Нет.)

— Значения синонимов редко совпадают полностью. Как правило, синонимы отличаются тонкими оттенками значений. Например, слова вьюга и пурга – синонимы. Их значения очень близки, но всё же различаются оттенками смысла. Не любую, а только очень сильную вьюгу можно назвать пургой.

УПР.3 (с. 81) повышенной трудности.

— Определите, в каких предложениях можно использовать любой из синонимов, а в каких только один из них.

Выбор синонимов часто определяется ситуацией общения. Например, слова глядеть, болтать, дурачиться мы можем использовать в дружеской компании, в разговоре с хорошо знакомыми людьми. А в деловой беседе, в разговоре с незнакомым человеком или тем, кто старше по возрасту, вместо этих слов следует употребить слова смотреть, разговаривать, баловаться.

Упр. 4. (с. 81-82) Работа в группе.

— Подберите синонимы к выделенным словам. Запишите по образцу. Составьте несколько предложений с записанными словосочетаниями.

VII. Рефлексия.

Карточка 1.

Определите, какой из синонимов в каждой паре встречается в русских народных сказках.

красивый – пригожий

сказать – молвить

рассказывать – сказывать

Карточка 2.

В каком столбике записаны слова, которые пришли в русский язык из других языков. Подберите к ним синонимы из второго столбика.

Голкипер зрелище

отель вратарь

шоу гостиница

VIII. Подведение итогов урока.

Какие слова называют синонимами?

Для чего нужно знать и употреблять в речи синонимы?

Домашнее задание. Упр.7. (с.83)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Родной синоним и антоним
  • Родной очаг синоним
  • Родной запах синоним
  • Родное село синоним
  • Родное гнездо синоним