Рисунок синонимов 5 класс

Перейти к контенту

Русский язык

Время чтения 1 мин.Просмотры 3.3к.

Синонимы это различные по написанию, но одинаковые по смыслу слова. Для детей сначала эта тема может показаться сложной. Но если подготовиться и на уроке русского языка в школе или дома использовать наглядный материал – проблем не будет. Именно поэтому мы советуем присмотреться к рисункам с текстом из нашей статьи.

Картинка определением синонимов для детей.

Примеры синонимов в картинках для дошкольников.

Иллюстрация на урок в школу.

Синонимы в разрезных картинках для детей.

Задание для учеников 3 класса.

В детский садик.

Найди пару каждому синониму.

Слова, близкие по значению, но разные по написанию.

Изучаем синонимы в игровой форме.

Картинка для занятий с ребёнком.

Подбери синонимы.

Пример синонима.

Картинка для самостоятельных занятий.

Синонимы в картинках для дошкольников и школьников.

Синонимы это различные по написанию, но однообразные по смыслу слова. Для деток поначалу эта тема может показаться трудной. Но ежели приготовиться и на уроке российского языка в школе либо дома использовать приятный материал – заморочек не будет. Конкретно поэтому мы рекомендуем приглядеться к рисункам с текстом из нашей статьи.

Картина определением синонимов для деток.

Примеры синонимов в картинках для дошкольников.

Иллюстрация на урок в школу.

Синонимы в разрезных картинках для деток.

Задание для воспитанников 3 класса.

Найди пару каждому синониму.

Слова, недалёкие по значению, но различные по написанию.

Изучаем синонимы в игровой форме.

Картина для занятий с ребёнком.

Картина для самостоятельных занятий.



Скачать материал

СинонимыКонспект урока русского языка  в 5 классе в условиях реализации...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 128 человек из 50 регионов

  • Сейчас обучается 357 человек из 66 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • СинонимыКонспект урока русского языка  в 5 классе в условиях реализации...

    1 слайд

    Синонимы
    Конспект урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС
    Выполнила учитель русского языка и литературы БОУ г. Омска СОШ №82
    Букина Ирина Геннадьевна

  • Цель урока:   дать понятие синонимов и их роли в речи.Задачи:  - обучающи...

    2 слайд

    Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи.

    Задачи:

    — обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;
    — развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;
    — воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

  • Планируемые результаты:личностные: формировать   интерес к русскому языку;...

    3 слайд

    Планируемые результаты:

    личностные: формировать интерес к русскому языку;
    метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
    предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.

  • Лексический диктант (по лексическому значению определить слова и записать и...

    4 слайд

    Лексический диктант

    (по лексическому значению определить слова и записать их).

    Все слова языка (лексика). Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология). Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные). Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные). Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). Слова с противоположным лексическим значением (антонимы).

  • Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца…»Собрались старые зайцы,  сбеж...

    5 слайд

    Д.Мамин-Сибиряк
    «Сказка про храброго зайца…»

    Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи — все слушают, как хвастается Заяц — длинные уши, косые глаза, короткий хвост, — слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого.
    — Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?
    — И волка не боюсь, и лисицы, и медведя — никого не боюсь!
    Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов.

  • Дом

  • Хижина

  • Курень

  • Изба

  • Коттедж

  • Вилла

  • 1-я кочка (1-я группа) Бураны, вьюги и метели, Как много с ними канители,...

    14 слайд

    1-я кочка (1-я группа)
     Бураны, вьюги и метели,
    Как много с ними канители,
    Как много шума, толкотни,
    Как надоели мне они! –
    Так проворчал мороз угрюмый
    И речку в лед сковал без шума.

  • 2-я кочка (2-я группа)Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке...

    15 слайд

    2-я кочка (2-я группа)

    Зябнет осинка,
    Дрожит на ветру,
    Стынет на солнышке,
    Мерзнет в жару.

  • 3-я кочка (3-я группа) Дуб дождя и ветра вовсе не боится. Кто сказал, что...

    16 слайд

    3-я кочка (3-я группа)

     Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
    Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
    Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,
    Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

  • Перепишите синонимы в порядке усиления действия:

 1. Восхищаться, хвали...

    18 слайд

    Перепишите синонимы в порядке усиления действия:

    1. Восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять.
    2. Шептать, кричать, сказать, воскликнуть.

  • Синонимический рядБольшой - огромный- громадный –гигантский - исполинский.

Г...

    19 слайд

    Синонимический ряд
    Большой — огромный- громадный –гигантский — исполинский.

    Градация –
    группа синонимов одной и той же части речи, где каждое слово сильнее, выразительнее отражает смысл сказанного.

  • Игра в мячПриятель-друг
Противник-враг
Шагать-идти
Солдат-воин, боец	
Родник-...

    20 слайд

    Игра в мяч
    Приятель-друг
    Противник-враг
    Шагать-идти
    Солдат-воин, боец
    Родник-ключ
    Доктор-врач
    Метель-вьюга, пурга, ураган
    Холод-мороз, стужа
    Мокрый- сырой, влажный
    Вкусный- аппетитный, лакомый.

  • Редактирование текста      Детям предлагается  текст с повторяющимися словами...

    21 слайд

    Редактирование текста
    Детям предлагается текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами.

    Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.
    Слова для справок: робкий,
    пугливый, трусливый, боязливый.

  • Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном...

    22 слайд

    Спишите предложения.
    Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже.

    1) Партизаны отразили все … противника.
    Вся природа ждала … весны.
    (атака, наступление)

     2) Учитель регулярно проводил … с родителями.
    Он оплатил на почте … по телефону.
    (беседа, разговор)

     3) Из окна открывался красивый … на море.
    … в романах Тургенева играет важную роль.
    (вид, пейзаж).

  • Соедините линиями синонимы из разных колонок 
Багрянец...

    23 слайд

    Соедините линиями синонимы из разных колонок

     Багрянец Своеобразие
    СхематизмВысказывание
    Несгибаемость Шаблонность
    Индивидуальность Стойкость
    Текст Скульптор
    Абзац Отступ
    Ваятель Пурпур

  • Мини-тест 1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ.А) состязаниеБ) сражаться...

    24 слайд

    Мини-тест

     1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ.
    А) состязание
    Б) сражаться
    В) борьба

      2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ?
    А) чистоплотный
    Б) опрятный
    В) аккуратно

     3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?
    А) добрый – участливый – человеколюбие
    Б) лёгкий – воздушный – невесомый
    В) молодость – юность — молодеть

  • Ребята продолжите предложения:Синонимы – это … (примеры ..)Синонимическ...

    25 слайд

    Ребята продолжите предложения:

    Синонимы – это … (примеры ..)

    Синонимический ряд – это … (свои примеры).

    Роль синонимов в речи…

  • Используемая литература:1. Власенков А.И. Русский язык: грамматика. Текст. С...

    26 слайд

    Используемая литература:
    1. Власенков А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2005.

     2. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. –М. : Просвещение, 2010.

     3. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений
    / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамнин, М.А. Мищерина. –М.: ООО «Русское слово», 2011.

     4. Русский язык. 6 класс: тематический дифференцированный контроль/ авт.-сост. Н.М. Божко. – Волгоград: Учитель, 2008
    5. Шедевры русской живописи. Издательство «Белый город», 2006
    6. Интернет-ресурсы: images.yandex.ru

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 236 729 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

Презентация к уроку «Синонимы» Подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ «Вельеникольская СОШ» Тульской области Абдульменова Ильмира Ягсуповна

Презентация к уроку «Синонимы»

Подготовила учитель русского языка и литературы

МКОУ «Вельеникольская СОШ» Тульской области

Абдульменова Ильмира Ягсуповна

Тема урока: « Синонимы »   Цели : - познакомить учащихся с лексическим явлением - синонимы; - совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать лексические синонимы; - формировать навык работы со словарём; - находить синонимы в тексте; - учить выстраивать синонимический ряд; - воспитывать общую культуру; - воспитывать чувство гордости за богатство русского языка; - развивать стремление овладевать этим богатством.

Тема урока: « Синонимы »

  • Цели :
  • — познакомить учащихся с лексическим явлением — синонимы;
  • — совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать лексические синонимы;
  • — формировать навык работы со словарём;
  • — находить синонимы в тексте;
  • — учить выстраивать синонимический ряд;
  • — воспитывать общую культуру;
  • — воспитывать чувство гордости за богатство русского языка;
  • — развивать стремление овладевать этим богатством.

  Оборудование:   презентация «Синонимы»,  текст сказки «Лесная сказка», толковые словари, словарь синонимов    Методические приёмы: - Работа с текстом (орфография, пунктуация); выразительное чтение; наблюдение над лексикой; - словарная работа; - объяснение темы учителем; - просмотр презентации; - работа со словарём; групповая работа; - работа над темой урока по учебнику; -индивидуальная работа с учащимися у доски; - работа с таблицей.

Оборудование: презентация «Синонимы», текст сказки «Лесная сказка», толковые словари, словарь синонимов

  • Методические приёмы:
  • — Работа с текстом (орфография, пунктуация); выразительное чтение; наблюдение над лексикой;
  • — словарная работа;
  • — объяснение темы учителем;
  • — просмотр презентации;
  • — работа со словарём;
  • групповая работа;
  • — работа над темой урока по учебнику;
  • -индивидуальная работа с учащимися у доски;
  • — работа с таблицей.

План урока    I. Организационный момент (постановка цели урока). II. Проверка домашнего упр.346. 1.Опрос правила. 2.Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся. 3.Каламбур (омофоны). III. Интрига. Работа с текстом «Лесная сказка». VI. Обобщение (выводы по анализу текста). V. Объявление темы урока. 1.Работа с учебником параграф 68. 2.Словарная работа (бегемот-гиппопотам). 3. Работа с термином. 4.Знакомство со словарём синонимов. 5.Синонимический ряд. 6.Работа в тетради. VII. Динамическая пауза. VIII. Закрепление . 1.Подбор синонимов (работа со словарём синонимов) 2.Просмотр презентации.  3.Выполнение упр.349 (устно)  4. Работа у доски. (упр. 350) 3 учащихся. 5. Работа по таблице. 6. Самостоятельная работа. Упр.351. IX. Обобщение изученного на уроке. X. Домашнее задание. Параграф 68, упр.352. XI. Поурочный бал.

План урока

  • I. Организационный момент (постановка цели урока).
  • II. Проверка домашнего упр.346.
  • 1.Опрос правила.
  • 2.Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся.
  • 3.Каламбур (омофоны).
  • III. Интрига. Работа с текстом «Лесная сказка».
  • VI. Обобщение (выводы по анализу текста).
  • V. Объявление темы урока.
  • 1.Работа с учебником параграф 68.
  • 2.Словарная работа (бегемот-гиппопотам).
  • 3. Работа с термином.
  • 4.Знакомство со словарём синонимов.
  • 5.Синонимический ряд.
  • 6.Работа в тетради.
  • VII. Динамическая пауза.
  • VIII. Закрепление .
  • 1.Подбор синонимов (работа со словарём синонимов)
  • 2.Просмотр презентации. 3.Выполнение упр.349 (устно)
  • 4. Работа у доски. (упр. 350) 3 учащихся.
  • 5. Работа по таблице.
  • 6. Самостоятельная работа. Упр.351.
  • IX. Обобщение изученного на уроке.
  • X. Домашнее задание. Параграф 68, упр.352.
  • XI. Поурочный бал.

Фронтальный опрос - Какой раздел науки о языке мы изучаем? -Нравиться ли вам заниматься лексикой? -Нарисуйте, пожалуйста, лук и кран (раздаю листочки и карандаши) - Поняли ли вы мою просьбу? - А если нет, то почему? -Что помогло вам точно выразить мысль в каждом предложении (помог контекст) уточнение. -Что называется омонимами? Дайте определение.

Фронтальный опрос

  • — Какой раздел науки о языке мы изучаем?
  • -Нравиться ли вам заниматься лексикой?
  • -Нарисуйте, пожалуйста, лук и кран
  • (раздаю листочки и карандаши)
  • — Поняли ли вы мою просьбу?
  • — А если нет, то почему?
  • -Что помогло вам точно выразить мысль в каждом предложении (помог контекст) уточнение.
  • -Что называется омонимами? Дайте определение.

Лук (растение)   ( лат.   Allium ) — пищевая, лекарственная, декоративная культура семейства Амариллисовые. лук Лук (оружие)   — разновидность оружия дальнего боя. Лук (растение)  ( лат.   Allium  — пищевая, лекарственная, декоративная культур семейства Амариллисовые.

Лук (растение)   ( лат.   Allium ) — пищевая, лекарственная, декоративная культура семейства Амариллисовые.

лук

Лук (оружие)   — разновидность оружия дальнего боя.

  • Лук (растение)  ( лат.   Allium  — пищевая, лекарственная, декоративная культур семейства Амариллисовые.

 -Докажите что это каламбур    -На каком приёме он строится?  У монет ума нет :  Не всякий, кто их умножил ,  правильно и умножил

-Докажите что это каламбур

-На каком приёме он строится?

У монет ума нет :

Не всякий, кто их умножил ,

правильно и умножил

1. Выразительно прочитайте текст.  2.Расставьте и объясните знаки препинания.  3.Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их написание.    Лесная сказка  Собрались старые зайцы сб (е/и) жались маленькие зайчатаприпл (е/и) лись старые зайчихи все слушают, как хвастае т(?)ся заяц…  -Эй, ты к (о/а) сой глаз ты и волка не боишься?  -И волка не боюсь и лисицы и м (е/и) дведя -никого не боюсь!  Это уже вых (о/а) дило совсем забавно. Хихикнули м (о/а) лодые зайчата засм (е/и) ялись добрые старушки зайчихи улыбнулись даже старые зайцы.  (Д.Мамин-Сибиряк)

1. Выразительно прочитайте текст. 2.Расставьте и объясните знаки препинания. 3.Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их написание.

Лесная сказка

Собрались старые зайцы сб (е/и) жались маленькие зайчатаприпл (е/и) лись старые зайчихи все слушают, как хвастае т(?)ся заяц…

-Эй, ты к (о/а) сой глаз ты и волка не боишься?

-И волка не боюсь и лисицы и м (е/и) дведя -никого не боюсь!

Это уже вых (о/а) дило совсем забавно. Хихикнули м (о/а) лодые зайчата засм (е/и) ялись добрые старушки зайчихи улыбнулись даже старые зайцы.

(Д.Мамин-Сибиряк)

          Лесная сказка    Собрались старые зайцы , сб е жались маленькие зайчата , припл е лись старые зайчихи - все слушают, как хвастае тся заяц…  -Эй, ты , к о сой глаз , ты и волка не боишься?  -И волка не боюсь , и лисицы , и м е дведя -никого не боюсь!  Это уже вых о дило совсем забавно. Хихикнули м о лодые зайчата , засм е ялись добрые старушки зайчихи , улыбнулись даже старые зайцы.   (Д.Мамин-Сибиряк)

Лесная сказка Собрались старые зайцы , сб е жались маленькие зайчата , припл е лись старые зайчихи — все слушают, как хвастае тся заяц… -Эй, ты , к о сой глаз , ты и волка не боишься? -И волка не боюсь , и лисицы , и м е дведя -никого не боюсь! Это уже вых о дило совсем забавно. Хихикнули м о лодые зайчата , засм е ялись добрые старушки зайчихи , улыбнулись даже старые зайцы. (Д.Мамин-Сибиряк)

  Лесная сказка       Собрались старые зайцы, сбежалис ь маленькие зайчата , приплелись старые зайчихи - все слушают, как хвастается заяц…  -Эй, ты ,косой глаз, ты и волка не боишься?  -И волка не боюсь, и лисицы , и медведя -никого не боюсь!  Это уже выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.  (Д.Мамин-Сибиряк

Лесная сказка

Собрались старые зайцы, сбежалис ь маленькие зайчата , приплелись старые зайчихи — все слушают, как хвастается заяц… -Эй, ты ,косой глаз, ты и волка не боишься? -И волка не боюсь, и лисицы , и медведя -никого не боюсь! Это уже выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы. (Д.Мамин-Сибиряк

Беседа по тексту     -Что делает этот текст выразительным? -Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. -Чем интересны эти глаголы?  

Беседа по тексту

  • -Что делает этот текст выразительным?
  • -Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу.
  • -Чем интересны эти глаголы?

  - А как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя?   Хихикнули (молодые), засмеялись (старушки), улыбнулись (степенные зайцы) Эти глаголы тоже передают характер героя.

— А как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя?

  • Хихикнули (молодые), засмеялись (старушки), улыбнулись (степенные зайцы)
  • Эти глаголы тоже передают характер героя.

Выводы:   - Итак, ребята, мы обнаружили интересное явление: об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками. И эти слова, близкие по смыслу, в связном тексте называются синонимами.

Выводы:

  • — Итак, ребята, мы обнаружили интересное явление: об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками. И эти слова, близкие по смыслу, в связном тексте называются синонимами.

   Объявление темы урока     .   -Запишем в тетради тему урока: «Синонимы»

Объявление темы урока   .

  • -Запишем в тетради тему урока: «Синонимы»

Работа с учебником   -Откройте учебник на стр.144, параграф 68. -Прочитаем теоретический материал (про себя) 1 часть. -Что мы узнали?

Работа с учебником

  • -Откройте учебник на стр.144, параграф 68.
  • -Прочитаем теоретический материал
  • (про себя) 1 часть.
  • -Что мы узнали?

 Прочитайте стихотворение 2 часть   -Кто такие бегемот и гиппопотам? Материал для наблюдения (стр. 136—137). Словарь  Гиппопотам — от греч. «речная лошадь»; бегемот — древнееврейское название животного. Выводы (стр. 137).  

Прочитайте стихотворение 2 часть

  • -Кто такие бегемот и гиппопотам?
  • Материал для наблюдения (стр. 136—137).
  • Словарь
  • Гиппопотам — от греч. «речная лошадь»; бегемот — древнееврейское название животного.
  • Выводы (стр. 137).

 Обыкнове́нный бегемо́т , или  гиппопота́м   -  млекопитающее  изотряда парнокопытных ,подотряда  свинообразных  ( нежвачных ), семейства  бегемотовых . Характерной особенностью бегемота является его полуводный образ жизни — бо́льшую часть времени он проводит в воде, выходя на сушу лишь ночью на несколько часов для кормёжки. Бегемот обитает только у пресной воды, хотя изредка может оказываться в море.

Обыкнове́нный бегемо́т , или  гиппопота́м   — млекопитающее  изотряда парнокопытных ,подотряда  свинообразных  ( нежвачных ), семейства  бегемотовых . Характерной особенностью бегемота является его полуводный образ жизни — бо́льшую часть времени он проводит в воде, выходя на сушу лишь ночью на несколько часов для кормёжки. Бегемот обитает только у пресной воды, хотя изредка может оказываться в море.

Синонимический ряд -В русском языке много синонимов. Существуют специальные словари синонимов. Каждая словарная статья состоит из ряда синонимов, первое слово- стержневое(доминанта), затем указываются значения, объединяющие слова в один ряд,  и то чем они различаются. В статье есть примеры. Подбор синонимов называется синонимическим рядом

Синонимический ряд

  • -В русском языке много синонимов.
  • Существуют специальные словари синонимов.
  • Каждая словарная статья состоит из ряда синонимов, первое слово- стержневое(доминанта), затем указываются значения, объединяющие слова в один ряд,
  • и то чем они различаются. В статье есть примеры. Подбор синонимов называется синонимическим рядом

Работа над текстом сказки   -Запишем в тетради синонимические ряды из текста сказки. Пришли, прибежали, приплелись, хихикнули, засмеялись, улыбнулись . - Какие ещё глаголы со значением «смеяться» вы знаете? Захохотали, прыснули, загоготали. -Как называются, записанные нами слова? - Что они образуют вместе? - В каком глаголе наиболее сильно выражено состояние смеха? ( захохотали) -Найдите среди глаголов слова, подчеркнуть грубые. Запомните! Синонимы позволяют точно и образно выражать мысль.

Работа над текстом сказки

  • -Запишем в тетради синонимические ряды из текста сказки.
  • Пришли, прибежали, приплелись, хихикнули, засмеялись, улыбнулись .
  • — Какие ещё глаголы со значением «смеяться» вы знаете?
  • Захохотали, прыснули, загоготали.
  • -Как называются, записанные нами слова?
  • — Что они образуют вместе?
  • — В каком глаголе наиболее сильно выражено состояние смеха?
  • ( захохотали)
  • -Найдите среди глаголов слова, подчеркнуть грубые. Запомните! Синонимы позволяют точно и образно выражать мысль.

Динамическая пауза   Чтобы сохранить остроту нашего зрения, необходимо ежедневно выполнять упражнения. Итак, начнём…

Динамическая пауза

  • Чтобы сохранить остроту нашего зрения, необходимо ежедневно выполнять упражнения.
  • Итак, начнём…

Гимнастика для глаз.

***Двигать глазами вверх – вниз, влево – вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. ***Круг. Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. ***Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата. ***Покорчим рожи. Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримаса ёжика – губки вытянуты вперёд – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. ***Рисование носом. Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т. д. ***Расширение поля зрения. Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальцем следит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места. ***Буратино. Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно считает до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением.

Подобрать синонимические ряды Попробуем с помощью словаря подобрать синонимические ряды. Лодка . Подберите синоним. Можно найти в словаре Синонимов. – Чем различаются эти слова?  (различаются оттенком, но являются одной частью речи)

Подобрать синонимические ряды

  • Попробуем с помощью словаря подобрать синонимические ряды.
  • Лодка . Подберите синоним. Можно найти в словаре Синонимов.
  • – Чем различаются эти слова?
  • (различаются оттенком, но являются одной частью речи)

лодка

лодка

        синонимы к слову лодка    ладья, челн, челнок, гондола, байдарка, душегубка, верейка, швербот, дощаник, ялик, лодочка, клинкер, фангсбот, шаланда, бударка, моторка, распашная, парная, байда, гичка, астраханка, умиак, дора, плоскодонка, сомина, пакетбот, подчалок, пирога, скиф, четверка, каик, рыбница, долбленка, каюк, канонерка, посудина, одиночка, глиссер, шкербот, буса, кано, спунинг, дорка, каноэ, ял, шлюпка, бот, динги, байдара, каяк, восьмерка, кунгас, лодчонка, лайба, ледянка, ботник, скутер, двойка, тузик

синонимы к слову лодка ладья, челн, челнок, гондола, байдарка, душегубка, верейка, швербот, дощаник, ялик, лодочка, клинкер, фангсбот, шаланда, бударка, моторка, распашная, парная, байда, гичка, астраханка, умиак, дора, плоскодонка, сомина, пакетбот, подчалок, пирога, скиф, четверка, каик, рыбница, долбленка, каюк, канонерка, посудина, одиночка, глиссер, шкербот, буса, кано, спунинг, дорка, каноэ, ял, шлюпка, бот, динги, байдара, каяк, восьмерка, кунгас, лодчонка, лайба, ледянка, ботник, скутер, двойка, тузик

Использованная литература Словарь русских синонимов   (онлайн версия) ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия. Учебно-методическое пособие. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки.М.Дрофа,2004 Лазаренко Г.П.

Использованная литература

  • Словарь русских синонимов  (онлайн версия)
  • ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия.
  • Учебно-методическое пособие.
  • Уроки русского языка в 5 классе: поиски
  • и находки.М.Дрофа,2004 Лазаренко Г.П.

Подобрать синонимические ряды Лодка Подберите синоним. Можно найти в словаре Синонимов  Чем различаются эти слова? (различаются оттенком, но являются одной частью речи)

Подобрать синонимические ряды

  • Лодка
  • Подберите синоним. Можно найти в словаре Синонимов

Чем различаются эти слова?

(различаются оттенком, но являются одной частью речи)

Работа в группах Подберите синонимы к словам:  обрыв, разлив, медведь.

Работа в группах

  • Подберите синонимы к словам:
  • обрыв,
  • разлив,
  • медведь.

Докажите, что подобранные слова, являются синонимами пропасть уступ яр откос крутизна стремнина отрыв круча крутояр

Докажите, что подобранные слова, являются синонимами

пропасть

уступ

яр

откос

крутизна

стремнина

отрыв

круча

крутояр

разлив   наводнение водополье разливание половодье паводок потоп

разлив

наводнение

водополье

разливание

половодье

паводок

потоп

медведь мишка, косолапый, топтыгин; неловкий, угрюмый; медведище, барин, мишутка, миша, медведушка, лесной хозяин, коала, косолапый мишка, михайло иванович, лесной барин, хозяин леса, хозяин тайги,

медведь

мишка, косолапый, топтыгин; неловкий, угрюмый; медведище, барин, мишутка, миша, медведушка, лесной хозяин, коала, косолапый мишка, михайло иванович, лесной барин, хозяин леса, хозяин тайги,

Выводы: Прочитайте правило на стр.145.

Выводы:

  • Прочитайте правило на стр.145.

Работа с упражнениями учебника Индивидуальная работа . Упр.349 (устно)  Работа у доски 3 учащихся, упр.350. Вывод : синонимы помогают избежать неоправданного повторения слов, используются для более точного выражения мыслей и отношения автора  к изображаемому. Выбор синонима зависит от стиля речи.

Работа с упражнениями учебника

  • Индивидуальная работа . Упр.349 (устно)
  • Работа у доски 3 учащихся, упр.350.
  • Вывод : синонимы помогают избежать неоправданного повторения слов, используются для более точного выражения мыслей и отношения автора

к изображаемому. Выбор синонима зависит от стиля речи.

Работа по таблице - В какой части таблицы даны синонимы? -Как поясняется, что это синонимы? -Какой синоним необходимо использовать, говоря о пограничнике? -К какой части речи принадлежат эти слова? Оттенок, характерный глаголу.

Работа по таблице

  • — В какой части таблицы даны синонимы?
  • -Как поясняется, что это синонимы?
  • -Какой синоним необходимо использовать, говоря о пограничнике?
  • -К какой части речи принадлежат эти слова?
  • Оттенок, характерный глаголу.

Самостоятельная работа Упр.351.(Выборочная работа) Выводы : Это слова одной и той же части речи, обозначают одно и то же, но различаются оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Самостоятельная работа

  • Упр.351.(Выборочная работа)
  • Выводы : Это слова одной и той же части речи, обозначают одно и то же, но различаются оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Обобщение изученного на уроке   - С каким лексическим явлением мы познакомились? - Что такое синонимы? - Для чего они необходимы в нашей речи? -Где мы можем найти синонимический ряд?

Обобщение изученного на уроке

  • — С каким лексическим явлением мы познакомились?
  • — Что такое синонимы?
  • — Для чего они необходимы в нашей речи?
  • -Где мы можем найти синонимический ряд?

 Домашнее задание Параграф 68, упр.352. По желанию сделать иллюстрации к словам синонимам.  

Домашнее задание

  • Параграф 68, упр.352. По желанию сделать иллюстрации к словам синонимам.

Поурочный бал

Поурочный бал

Составьте словосочетания:   Лесная сторож ка, сторож ить дом , сторож евой корабль

Составьте словосочетания:

  • Лесная сторож ка, сторож ить дом , сторож евой корабль

Охранять-защищать  Охранять - это не только наблюдать за сохранностью,  но и защищать

Охранять-защищать Охранять — это не только наблюдать за сохранностью, но и защищать

 Работа с термином   Синоним — от греч. synonymos — одноименный.

Работа с термином

Синоним — от греч.

  • synonymos — одноименный.

Работа по таблице -Рассмотрите нижнюю часть таблицы. - Почему к каждому слову дан отдельный рисунок, а не общий для всех трёх слов? (Несмотря на лексическую близость, обозначают разные явления)

Работа по таблице

  • -Рассмотрите нижнюю часть таблицы.
  • — Почему к каждому слову дан отдельный рисунок, а не общий для всех трёх слов?
  • (Несмотря на лексическую близость, обозначают разные явления)

Синонимы  Конспект урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС Выполнила учитель русского языка и литературы МКОУ «Поворинская ООШ» Полосминникова А.Ф.

Синонимы Конспект урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС

Выполнила учитель русского языка и литературы МКОУ «Поворинская ООШ»

Полосминникова А.Ф.

Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи.   Задачи:   - обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;  - развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;  - воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи. Задачи:обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; — развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся; — воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:   личностные: формировать интерес к русскому языку;  метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;  предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.

Планируемые результаты: личностные: формировать интерес к русскому языку; метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.

Лексический диктант    (по лексическому значению определить слова и записать их).  Словарный запас языка (лексикон)  Все слова языка (лексика).  Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология).  Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).  Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).  Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).  Слова с противоположным лексическим значением (антонимы).

Лексический диктант (по лексическому значению определить слова и записать их). Словарный запас языка (лексикон) Все слова языка (лексика). Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология). Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные). Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные). Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). Слова с противоположным лексическим значением (антонимы).

 Д.Мамин-Сибиряк  «Сказка про храброго зайца…»   Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи - все слушают, как хвастается Заяц - длинные уши, косые глаза, короткий хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого.  - Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?  - И волка не боюсь, и лисицы, и медведя - никого не боюсь!  Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов.

Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца…» Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи — все слушают, как хвастается Заяц — длинные уши, косые глаза, короткий хвост, — слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого. — Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься? — И волка не боюсь, и лисицы, и медведя — никого не боюсь! Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов.

Дом

Дом

Хижина

Хижина

Курень

Курень

Изба

Изба

Коттедж

Коттедж

Вилла

Вилла

1-я кочка (1-я группа)   Бураны, вьюги и метели,  Как много с ними канители,  Как много шума, толкотни,  Как надоели мне они! –  Так проворчал мороз угрюмый  И речку в лед сковал без шума.

1-я кочка (1-я группа)  Бураны, вьюги и метели, Как много с ними канители, Как много шума, толкотни, Как надоели мне они! – Так проворчал мороз угрюмый И речку в лед сковал без шума.

 2-я кочка (2-я группа)   Зябнет осинка,  Дрожит на ветру,  Стынет на солнышке,  Мерзнет в жару.

2-я кочка (2-я группа) Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару.

3-я кочка (3-я группа)     Дуб дождя и ветра вовсе не боится.  Кто сказал, что дубу страшно простудиться.  Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,  Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

3-я кочка (3-я группа)   Дуб дождя и ветра вовсе не боится. Кто сказал, что дубу страшно простудиться. Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый, Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

Перепишите синонимы в порядке усиления действия:   1. Восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять. 2. Шептать, кричать, сказать, воскликнуть.

Перепишите синонимы в порядке усиления действия:

1. Восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять.

2. Шептать, кричать, сказать, воскликнуть.

Синонимический ряд Большой - огромный- громадный –гигантский - исполинский.  Градация – группа синонимов одной и той же части речи, где каждое слово сильнее, выразительнее отражает смысл сказанного.

Синонимический ряд

Большой — огромный- громадный –гигантский — исполинский.

Градация

группа синонимов одной и той же части речи, где каждое слово сильнее, выразительнее отражает смысл сказанного.

Игра в мяч Приятель-друг Противник-враг Шагать-идти Солдат-воин, боец  Родник-ключ Доктор-врач Метель-вьюга, пурга, ураган Холод-мороз, стужа Мокрый- сырой, влажный Вкусный- аппетитный, лакомый.

Игра в мяч

  • Приятель-друг
  • Противник-враг
  • Шагать-идти
  • Солдат-воин, боец
  • Родник-ключ
  • Доктор-врач
  • Метель-вьюга, пурга, ураган
  • Холод-мороз, стужа
  • Мокрый- сырой, влажный
  • Вкусный- аппетитный, лакомый.

Редактирование текста  Детям предлагается текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами.   Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.   Слова для справок: робкий,  пугливый, трусливый, боязливый.

Редактирование текста

Детям предлагается текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами.

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.

Слова для справок: робкий,

пугливый, трусливый, боязливый.

Спишите предложения.  Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже. 1) Партизаны отразили все ... противника.  Вся природа ждала ... весны.  (атака, наступление)   2) Учитель регулярно проводил ... с родителями.  Он оплатил на почте ... по телефону.  (беседа, разговор)   3) Из окна открывался красивый ... на море.  ... в романах Тургенева играет важную роль.  (вид, пейзаж).

Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже.

1) Партизаны отразили все … противника.

Вся природа ждала … весны.

(атака, наступление)

2) Учитель регулярно проводил … с родителями.

Он оплатил на почте … по телефону.

(беседа, разговор)

3) Из окна открывался красивый … на море.

… в романах Тургенева играет важную роль.

(вид, пейзаж).

Соедините линиями синонимы из разных колонок   Багрянец Своеобразие Схематизм    Высказывание Несгибаемость Шаблонность Индивидуальность Стойкость Текст Скульптор Абзац Отступ Ваятель Пурпур

Соедините линиями синонимы из разных колонок

Багрянец Своеобразие

Схематизм Высказывание

Несгибаемость Шаблонность

Индивидуальность Стойкость

Текст Скульптор

Абзац Отступ

Ваятель Пурпур

Реб…тишки п…днимались (на) крутой холм . Подниматься было трудно . Когда поднялись на в…ршину х…лма , сели отдохнуть и полюбоват…ся окрес…ными м…стами.

  • Реб…тишки п…днимались (на) крутой холм . Подниматься было трудно . Когда поднялись на в…ршину х…лма , сели отдохнуть и полюбоват…ся окрес…ными м…стами.

Мини-тест     1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ.  А) состязание  Б) сражаться  В) борьба     2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ?  А) чистоплотный  Б) опрятный  В) аккуратно     3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?  А) добрый – участливый – человеколюбие  Б) лёгкий – воздушный – невесомый  В) молодость – юность - молодеть

Мини-тест   1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ. А) состязание Б) сражаться В) борьба   2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ? А) чистоплотный Б) опрятный В) аккуратно   3. Какая из данных строк является синонимическим рядом? А) добрый – участливый – человеколюбие Б) лёгкий – воздушный – невесомый В) молодость – юность — молодеть

  Ребята продолжите предложения:   Синонимы – это … (примеры ..)   Синонимический ряд – это … (свои примеры).    Роль синонимов в речи…

Ребята продолжите предложения: Синонимы – это … (примеры ..) Синонимический ряд – это … (свои примеры). Роль синонимов в речи…

Используемая литература :  1. Власенков А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2005.     2. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. –М. : Просвещение, 2010.     3. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений  / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамнин, М.А. Мищерина. –М.: ООО «Русское слово», 2011.     4. Русский язык. 6 класс: тематический дифференцированный контроль/ авт.-сост. Н.М. Божко. – Волгоград: Учитель, 2008  5. Шедевры русской живописи. Издательство «Белый город», 2006  6. Интернет-ресурсы: images.yandex.ru

Используемая литература : 1. Власенков А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2005.   2. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. –М. : Просвещение, 2010.   3. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамнин, М.А. Мищерина. –М.: ООО «Русское слово», 2011.   4. Русский язык. 6 класс: тематический дифференцированный контроль/ авт.-сост. Н.М. Божко. – Волгоград: Учитель, 2008 5. Шедевры русской живописи. Издательство «Белый город», 2006 6. Интернет-ресурсы: images.yandex.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Рисунок синоним к этому слову
  • Рисунок синоним к нему
  • Рисунок рисование это синонимы
  • Рисунок от руки синоним
  • Рисунок найти синоним