Решу егэ синонимы

Сайты, меню, вход, новости

Всего: 7    1–7

Добавить в вариант

Из предложения 33 выпишите синоним к слову «жили, помещались»

(33)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами.

Показать целиком

1

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  Рассказчик был сиротой.

2)  В детстве эта мелодия вызывала другие чувства.

3)  Это музыкальное произведение было написано на прощание с Родиной.

4)  Полонез вызвал у автора желание заплакать и стать маленьким.

5)  Вася-поляк знал лично композитора и автора этой мелодии.


2

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  Предложения 17—24 представлено описание.

2)  Предложения 25—28 содержат повествование.

3)  В предложении 29—32 представлено рассуждение.

4)  В предложениях 9—16 перечислены последовательные действия героя.

5)  В предложениях 4—8 содержится повествование.


3

Среди предложений 25-30 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


4

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«С музыкой, которая звучит как напоминание о родине, человек никогда не останется сиротой. К этому убеждению приходит автор текста. Подтверждение этой мысли  — (А)_____ («как вздох своей земли» в предложении 34). Более того, музыка пробуждает не только чувства, но стремление совершать хорошие поступки. Как доказательство  — в предложении 32 используется такой троп, как (Б)_____ («не прорастала жалостью»). В тексте используется (В)_____ («восторженными» слезами  — предложение 20). Придают особую эмоциональность тексту (Г)_____ (предложения 8, 23)».

Список терминов:

1)  сравнительный оборот

2)  литота

3)  эпитет

4)  ирония

5)  метафора

6)  парцелляция

7)  вопросно-ответная форма изложения

8)  экспрессивный повтор

9)  восклицательные предложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


5

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения  — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


6

Задания Д B1 № 297

Из предложений 17  — 22 выпишите слово, образованное приставочным способом.


Из предложений 16 и 17 выпишите синонимическую пару.

(16)В этом заключается основа и главная трудность справедливости: людей  — бесконечное множество; все они различны; как сделать, чтобы каждый получил согласно справедливости?

Показать целиком

1

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  Справедливость присуща лишь благородным людям.

2)  Справедливость можно обосновать арифметически, так как все люди одинаковы.

3)  Главная трудность заключается в том, чтобы каждый человек получал согласно справедливости.

4)  Люди склонны понимать справедливость как выгодное для себя лично действие, считая других несправедливыми.

5)  Прийти к согласию в понятии «справедливость» очень просто.


2

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  10, 15 предложения подтверждают суждение, высказанное в 14 предложении текста.

2)  Предложения 3-6 текста содержат рассуждение.

3)  Предложение 19 является выводом рассуждения.

4)  В предложениях 10—12 представлено повествование.

5)  Преобладающий тип текста— описание.


3

Среди предложений 19—23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексических повторов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


4

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«И. А. Ильин строит свои размышления о справедливости на основе такого приёма, как (А)_____ (предложения 8, 9). Использование таких синтаксических средств, как (Б)_____ (предложение13) и (В)_____  (например, предложения 14, 15, 23), придаёт этим размышлениям эмоциональность. Философичность текста удачно подчёркивается таким тропом, как (Г)_____ («проблема … окутывается предрассудками», «поколения застревают в этих предрассудках» в предложениях 6 и 7)».

Список терминов:

1)  устаревшие слова

2)  термины

3)  метафора

4)  эпитеты

5)  риторический вопрос

6)  противопоставление

7)  ряды однородных членов

8)  восклицательное предложение

9)  парцелляция

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


5

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения  — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


6

Из предложений 10—11 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.


Какое из выделенных слов употреблено в тексте со значением отрицательной оценки предмета или явления?

истинного искусства (предложение 1)

ясное сознание (предложение 14)

прелестной улыбкой (предложение 18)

картинный вопрос (предложение 19)

Развернуть

1

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  А. С. Грин хотел бы, чтобы из «Бориса Годунова» были изъяты спорные фрагменты.

2)  А. С. Грин прочитал поэму «Руслан и Людмила» лет в семь.

3)  По мнению А. С. Грина, А. С. Пушкин, отчётливо отразив «хаотическую пыль непосредственного ви́дения», не успел превратить её «в ясный и великий пейзаж».

4)  А. С. Грин призывает современников взглянуть на А. С. Пушкина как на «вчерашний день подлинного искусства».

5)  По мнению автора, вопрос «Современен ли Пушкин » надуман, ведь это то же самое, что спросить, актуальна ли природа.


2

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  В предложениях 13−15 сообщается о следующих друг за другом событиях.

2)  Предложение 17 поясняет содержание предложения 16.

3)  Ведущий тип речи в этом тексте  — рассуждение.

4)  Предложения 20−24 поясняют содержание предложения 19.

5)  Предложения 1—2 содержат повествование.


3

Среди предложений 1–8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


4

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Статья А. С. Грина меньше всего похожа на дежурную юбилейную речь. А. С. Грин говорит о «наболевшем» и в полемике с неназванными, но реальными противниками блестяще использует троп  — (А)_____ («прелестная улыбка» в предложении 18, «гигантский труд» и «великий пейзаж» в предложении 26). Он не записывает заранее заготовленные, «отглаженные» фразы, а ищет непосредственно в процессе письма способы точно выразить мысль. Поэтому здесь использован троп  — (Б)_____ (например, «повернуться спиной к своему собственному восторгу и поставить над вчерашним днём подлинного искусства вопросительный знак» в предложении 2; «„искусство” приняло форму футбольных мячей, перебрасываемых с задней мыслью» в предложении 26)  — и лексическое средство выразительности  — (В)_____ («краток, мгновенен» в предложении 15). Синтаксический приём  — (Г)_____ (предложения 20–23)  — помогает автору ярче передать свои мысли».

Список терминов:

1)  фразеологизмы

2)  гипербола

3)  синонимы

4)  развёрнутые метафоры

5)  вопросно-ответная форма изложения

6)  эпитеты

7)  анафора

8)  диалектизм

9)  парцелляция

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


5

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения  — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


6

Задания Д B1 № 6933

i

Укажите способ образования слова ОТЧЁТЛИВО (предложение 12).


Из предложений 26—28 выпишите синонимы (синонимическую пару).

(26)«Твоих рук дело, Анка?»  — накинулась на меня бабушка, ведь я всегда была причиной беспорядка в доме. (27)Наконец свисток был найден  — он и в самом деле оказался где-то в заднем кармане бабушкиной юбки.

(28)Невзирая на возраст и солидный вес, бабушка вихрем помчалась на пост, а мы побежали в наше укрытие недалеко от дома.

Показать целиком

1

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  Убежище, в котором укрывалась рассказчица, не могло защитить людей от бомбовых ударов.

2)  Подростки нуждаются в поддержке со стороны взрослых.

3)  Светлый оптимизм помогает людям жить.

4)  Бабушка рассказчицы долгое время работала в театре юного зрителя.

5)  В тексте описаны события конца Великой Отечественной войны.


2

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  В предложениях 1—2 представлено рассуждение.

2)  В предложениях 8—10 представлено повествование.

3)  Предложения 15—16 объясняют содержание предложения 17.

4)  В предложениях 18—19 содержится рассуждение.

5)  Предложение 22 подтверждает содержание предложения 21.


3

Среди предложений 6−14 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


4

«Вспоминая о своей бабушке, автор передаёт отношение к ней детей с помощью такого лексического средства, как (А) _______ (в предложении 4). Стремясь воссоздать деятельный характер бабушки, Г. Галлер использует троп  — (Б) _______ («как колобок» в предложении 2, «вихрем» в предложении 28), а также синтаксическое средство  — (В) _______ (например, в предложениях 2, 9). Ещё один троп  — (Г) _______ («оглушительный грохот» в предложении 31, «убогое укрытие» в предложении 39, «хлипкое убежище» в предложении 45)  — помогает читателю составить представление об опасностях, которые приходилось преодолевать людям в суровое военное время».

Список терминов:

1)  парцелляция

2)  метафора

3)  ряд однородных членов предложения

4)  диалог

5)  лексический повтор

6)  фразеологизм

7)  эпитет

8)  восклицательные предложения

9)  сравнение


5

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения  — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Из предложений 6–16 выпишите синонимы.

(6)Мальчик послушно ответил:

– (7)Артур Конан Дойль, «Долина ужаса».

– (8)Не «Конан Дойль», а «Конан Дойл». (9)Повтори, пожалуйста, имя автора.

– (10)Артур Конан Дойл, – с покорностью повторил мальчик.

– (11)Не понимаю, откуда у тебя это мягкое «эль» на конце?

– (12)Так ребята говорят…

– (13)Не надо подражать «ребятам». (14)Мы должны быть не хуже их, а лучше. (15)Не ниже их по развитию, а выше. (16)Понял?

Показать целиком

1

Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  Соседями героини-рассказчицы были мужчина с пятнадцатилетним сыном.

2)  Мальчик скомкал лист бумаги, на котором писал, из-за того, что испугался возвращения отца.

3)  Донат отказался идти в лабораторию героини-рассказчицы, поскольку побоялся биотоков и электродов.

4)  Донат хотел поговорить с рассказчицей о произведении Конан Дойла, но она была не очень хорошо знакома с этой книгой, что огорчило мальчика.

5)  Рассказчица надеялась встретить, отыскать в Москве Доната.


2

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1)  В предложении 27 представлено повествование.

2)  В предложении 41 содержится описание.

3)  В предложениях 47–49 содержится рассуждение.

4)  Предложение 53 поясняет, раскрывает содержание предложения 52.

5)  В предложениях 58–60 представлено рассуждение.


3

Из предложений 52–57 выпишите фразеологизм.


4

Среди предложений 77–86 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим(-ими) при помощи лексического повтора. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


5

«Одним из основных, “базовых” средств выразительности, которые использует автор, является, бесспорно, (А)______ (“если” в предложении 51, “понял” в предложениях 17 и 20, “Долина ужаса” в предложениях 29–31). Тонкими, деликатными мазками ложится на полотно троп  — (Б)______ (в предложениях 25, 44).

Важную смысловую роль играет такое лексическое средство выразительности, как (В)______ (в предложениях 14 и 15), а также приём (Г)______ (в предложениях 82–86)».

Список терминов:

1)  гипербола

2)  метонимия

3)  лексический повтор

4)  эпифора

5)  метафора

6)  риторическое восклицание

7)  антонимы

8)  диалектизм

9)  парцелляция

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


6

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения  — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Среди предложений 4−10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи противительного союза и антонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(4)В июне я отправился в деревню наниматься в колхоз, чтобы подкормиться. (5)В колхоз меня взяли бы охотно, тогда требовалась любая пара рук. (6)Но оплатить работу трудоднями и продуктами могли лишь осенью. (7)А мне нужно было есть уже сейчас, летом. (8)И тогда подсказали мне пойти работать к бабке Анне Смирновой в богатое волжское село Усть-Курдюм. (9)Бабка Анна согласилась взять меня и обещала кормить каждый день два раза, а в воскресенье и трижды. (10)И за это определила она мне дело: доставать воду из колодца и поливать грядки с огурцами.

Показать целиком

1

Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  События, описанные в тексте, происходят в годы Великой Отечественной войны.

2)  Из-за тяжёлой работы у бабки Анны и голода герой-рассказчик на время ослеп, но через какое-то время, к счастью, зрение вернулось.

3)  Бабка Анна выращивала очень много огурцов, чтобы горожане, для которых огурцы были роскошью, воспоминанием о счастливом прошлом, могли всё лето наслаждаться любимым овощем, а из продуктов, способных перенести длительное хранение, она выращивала также картофель и просо.

4)  Тёплые воспоминания рассказчика о его работе в деревне в летний период сохранились на всю жизнь.

5)  После возвращения в город мальчик работал помощником наладчика на пошивочной фабрике, и даже спустя десятилетия он с особым чувством вспоминал добрых людей, которых встретил там.


2

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  В предложениях 5−7 представлено рассуждение.

2)  В предложении 12 представлено описание.

3)  Предложение 15 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 14.

4)  Содержание предложения 20 противопоставлено содержанию предложения 19.

5)  В предложении 28 представлено повествование.


3

Из предложений 13−15 выпишите антонимы (антонимическую пару).


4

Среди предложений 18−23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза, указательного местоимения, контекстных синонимов и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


5

«Юрий Андреев в “Новелле о бабке Анне”, вошедшей в сборник “Откровенный разговор, или Беседы о жизни с сыном-старшеклассником на пределе возможной откровенности”, делится воспоминаниями о своём детстве. История о том, как 12-летний мальчик справлялся с непосильно тяжёлой для своего возраста и истощённого голодом организма работой, изобилует средствами выразительности. Стоит особенно отметить такие тропы, как (А)______ (“как костлявый цыплёнок” в предложении 3, “как сама жизнь” в предложении 21), и такие приёмы, как (Б)______ (“изо дня в день, из недели в неделю” в предложении 23), (В)______ (“бесконечные” в предложении 17, “таскал” в предложении 23) и (Г)______ (предложение 30)».

Список терминов:

1)  лексический повтор

2)  риторическое обращение

3)  риторическое восклицание

4)  олицетворение

5)  эпифора

6)  гипербола

7)  неполные предложения

8)  сравнение

9)  градация

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


6

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеруиллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения  — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Из предложений 32−36 выпишите антонимическую пару (пару антонимов).

(32)Шуршит и падает, кружась, листва, украшая густые чёрные терновые заросли. (33)Ветер, листопад, запах коры, палых листьев, пресной воды  — и никаких машин. (34)Для меня, старого, это понятное облегчение. (35)Но и малый внук мой не думал скучать. (36)Он ходил да бродил сам по себе.

Показать целиком

1

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Герой-рассказчик в один из выходных дней решил отвезти своего внука в Пятиморск, потому что приближалась зима и ему хотелось успеть показать Мите осеннюю красоту маленького города.

2)  Мальчик был так впечатлён непривычной картиной, открывшейся ему после выхода из автобуса, что почти ничего не говорил, хотя обычно о чём-то спрашивал, что-то рассказывал.

3)  Одним из любимых зрелищ внука рассказчика был процесс загрузки мусора из мусорных баков в мусоровоз.

4)  Дедушка и внук гуляли по Пятиморску, по берегу, наслаждаясь тишиной, красотой этого уютного, лишённого суеты уголка.

5)  Внук рассказчика, впечатлённый видом бескрайнего, холодного, солёного моря, захотел переехать в приморский посёлок, чтобы как можно чаще наслаждаться полюбившимися видами.


2

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  Предложение 3 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 2.

2)  В предложениях 13−14 представлено описание.

3)  В предложениях 20−21 представлено повествование.

4)  В предложениях 24−25 представлено рассуждение.

5)  Предложения 36−40 раскрывают, поясняют содержание предложения 35.


3

Из предложений 12−16 выпишите один фразеологизм.


4

Среди предложений 15−27 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


5

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

«Очерк Б. П. Екимова «Давай здесь останемся жить!», благодаря авторским описаниям, весь проникнут осенним теплом, тишиной, покоем и умиротворением. Детальной прорисовке картины способствует, в частности, использование таких тропов, как (А)_____ («в… янтаре листвы» в предложении 30) и (Б)_____ («тихий поход», «тёплому пресному дыханию» в предложении 44). Настроение мальчика передаётся с помощью такого синтаксического средства, как (В)_____ (в предложении 37), переживания героев подчёркивает приём  — (Г)_____ («вздохнул» в предложениях 52, 53)».

Список терминов

1)  разговорно-просторечная лексика

2)  метафора

3)  риторическое обращение

4)  анафора

5)  гипербола

6)  эпитеты

7)  вводные слова

8)  сравнительный оборот

9)  лексический повтор


6

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения  — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Всего: 7    1–7


1. Вспоминай формулы по каждой теме


2. Решай новые задачи каждый день


3. Вдумчиво разбирай решения

Употребление синонимов

Текст к задаче

(1)Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! (2)Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? (3)Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений …

(4)Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своём высоком креслице. (5)Уже поздно, давно выпил свою вечернюю чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. (6)Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса её так сладки, так приветливы. (7)Одни звуки эти так много говорят моему сердцу!

(8)Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на её лицо, и вдруг она сделалась вся маленькая, маленькая — лицо её не больше пуговки. (9)Но оно мне всё так же ясно видно: вижу, как она улыбнулась мне. (10)Мне нравится видеть её такой крошечной. (11)Я прищуриваю глаза ещё больше, и она делается ещё меньше. (12)Но я пошевелился — и очарование разрушилось. (13)Я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно. (14)Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.

— (15)Ты опять заснёшь, Николенька, — говорит мне maman, — ты бы лучше шёл наверх.

— (16)Я не хочу спать, maman, — ответишь ей, и неясные, но сладкие грёзы наполняют воображение, здоровый детский сон смыкает веки, и через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят.

(17)Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному прикосновению узнаёшь её и ещё во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмёшь её к губам.

(18)Все уже разошлись; одна свеча горит в гостиной; maman сказала, что сама разбудит меня. (19)Это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый голос: “Вставай, моя душечка: пора идти спать”.

(20)Ничьи равнодушные взоры не стесняют её: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. (21)Я не шевелюсь, но ещё крепче целую её руку.

— (22)Вставай же, мой ангел.

(23)Она другой рукой берёт меня за шею, и пальчики её быстро шевелятся и щекочут меня. (24)В комнате тихо, полутемно; мамаша сидит подле самого меня; я слышу её голос. (25)Всё это заставляет меня вскочить, обвить руками её шею, прижать голову к её груди.

(26)Она ещё нежнее целует меня.

(27)После этого, как, бывало, придёшь наверх и начнёшь укладываться в своем ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: “Люблю папеньку и маменьку”.

(28)Помню, завернёшься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, но о чём они?

(29)Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие. (30)Вспомнишь любимую фарфоровую игрушку — зайчика или собачку — уткнёшь её в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать. (31)Ещё подумаешь о том, чтобы было счастие всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернёшься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, и уснёшь тихо, спокойно.

(32)Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? (33)Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели — невинная весёлость и беспредельная потребность любви — были единственными побуждениями в жизни?

(qquad qquad qquad qquad qquad qquad qquad qquad qquad
qquad qquad qquad qquad qquad qquad qquad qquad qquad )
(По Л.Н. Толстому*)

* Лев Николаевич Толстой (1828—1910) — русский писатель, мыслитель, просветитель, почётный академик Петербургской академии наук.

Из предложения 31 выпишите синонимы (синонимическую пару).

Важно понимать, что синонимы, как правило, принадлежат к одной части речи. Поэтому, выполняя данное задание, следует выписать отдельно разные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Это позволит избежать ошибок и быстрее найти подходящие слова.

Выписывать слова из текста следует БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.

Ответ: ТИХОСПОКОЙНО

СПОКОЙНОТИХО

Текст к задаче

(1)Василий Конаков, или просто Вася, как звали мы его в полку, был командиром пятой роты. (2)Участок его обороны находился у самого подножия Мамаева кургана, господствующей над городом высоты, за овладение которой в течение всех пяти месяцев шли наиболее кровавые бои.

(3)Участок был трудный, абсолютно ровный, ничем не защищённый, а главное, с отвратительными подходами, насквозь простреливавшимися противником. (4)Днём пятая рота была фактически отрезана от остального полка. (5)Снабжение и связь с тылом происходили только ночью. (6)Всё это очень осложняло оборону участка. (7)Надо было что-то предпринимать. (8)И Конаков решил сделать ход сообщения между своими окопами и железнодорожной насыпью.

(9)Однажды ночью он явился ко мне в землянку. (10)С трудом втиснул свою массивную фигуру в мою клетушку и сел у входа на корточки. (11)Смуглый кудрявый парень, с густыми чёрными бровями и неожиданно голубыми, при общей его чёрноте, глазами. (12)Просидел он у меня недолго — погрелся у печки и под конец попросил немного толу — “а то, будь оно неладно, все лопаты об этот чёртов грунт сломал”.

— (13)Ладно, — сказал я. — (14)Присылай солдат, я дам, сколько надо.

— (15)Солдат? — он чуть-чуть улыбнулся краешком губ. — (16)Не так-то у меня их много, чтоб гонять взад-вперёд. (17)Давай мне, сам понесу. (18)И он вытащил из-за пазухи телогрейки здоровенный мешок.

(19)На следующую ночь он опять пришёл, потом — его старшина, потом — опять он.

(20)Спустя полторы-две недели нам с капитаном удалось попасть во владения Конакова, в пятую роту. (21)Сейчас прямо от насыпи, где стояли пулемёты и полковая сорокапятка, шёл не очень, правда, глубокий, сантиметров на пятьдесят, но по всем правилам сделанный ход сообщения до самой передовой.

(22)Конакова в его блиндаже мы не застали. (23)На ржавой, неизвестно откуда добытой кровати, укрывшись с головой шинелью, храпел старшина, в углу сидел скрючившись с подвешенной к уху трубкой молоденький связист. (24)Вскоре появился Конаков, растолкал старшину, и тот, торопливо засунув руки в рукава шинели, снял со стены трофейный автомат и ползком выбрался из блиндажа.

(25)Мы с капитаном уселись у печки.

— (26)Ну как? — спросил капитан, чтобы с чего-нибудь начать.

— (27)Да ничего, — Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками губ. — (28)Воюем помаленьку. (29)С людьми вот только сложно …

— (30)Ну с людьми везде туго, — привычной для того времени фразой ответил капитан. — (31)Вместо количества нужно качеством брать.

(32)Конаков ничего не ответил. (33)Потянулся за автоматом.

— (34)Пойдём, что ли, по передовой пройдёмся?

(35)Мы вышли.

(36)Вдруг выяснилось то, что ни одному из нас даже в голову не могло прийти. (37)Мы прошли всю передовую от левого фланга до правого, увидели окопы, одиночные ячейки для бойцов с маленькими нишами для патронов, разложенные на бруствере винтовки и автоматы, два ручных пулемёта на флангах — одним словом, всё то, чему и положено быть на передовой. (38)Не было только одного — не было солдат. (39)На всём протяжении обороны мы не встретили ни одного солдата. (40)Только старшину. (41)Спокойно и неторопливо, в надвинутой на глаза ушанке, переходил он от винтовки к винтовке, от автомата к автомату и давал очередь или одиночный выстрел по немцам …

(42)Дальнейшая судьба Конакова мне неизвестна — война разбросала нас в разные стороны. (43)Но, когда вспоминаю его — большого, неуклюжего, с тихой, стеснительной улыбкой; когда вспоминаю, как он молча потянулся за автоматом в ответ на слова капитана, что за счёт количества надо нажимать на качество; когда думаю о том, что этот человек вдвоём со старшиной отбивал несколько атак в день и называл это только “трудновато было”, мне становится ясно, что таким людям, как Конаков, и с такими людьми, как Конаков, не страшен враг. (44)Никакой!

(45)А ведь таких у нас миллионы, десятки миллионов, целая страна.

(qquad qquad qquad qquad qquad qquad qquad qquad qquad
qquad qquad qquad qquad qquad qquad qquad qquad qquad )
(По В.П. Некрасову*)

* Виктор Платонович Некрасов (1911—1987 гг.) — русский писатель, автор произведений о буднях военной жизни.

Из предложений 25—34 выпишите синонимы (синонимическую пару).

Важно понимать, что синонимы, как правило, принадлежат к одной части речи. Поэтому, выполняя данное задание, следует выписать отдельно разные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Это позволит избежать ошибок и быстрее найти подходящие слова.

Выписывать слова из текста следует БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.

Ответ: СЛОЖНОТУГО

ТУГОСЛОЖНО

Бесплатный «ЩЕЛЧОК» всем, если на стриме будет 10000 человек в лайве | Розыгрыш 500к

Бесплатный «ЩЕЛЧОК» всем, если на стриме будет 10000 человек в лайве | Розыгрыш 500к

24 задание ЕГЭ по русскому языку 2023. Практика. Тесты созданы на основе демоверсии ФИПИ.

!!! Подготовка к заданиям 1-3. 22-26: АНАЛИЗ ТЕКСТА (от РУСТЬЮТОРС)

Вариант 1

(36)В этом смысле мне повезло. (37)Я догнал в росте своего отца уже в восьмом классе, а поскольку он был кадровым командиром Красной Армии, то его старая форма перешла ко мне. (38)Гимнастёрка и галифе, сапоги 
и командирский ремень, шинель и будёновка из тёмно-серого сукна. 
(39)Я надел эти прекрасные вещи в один замечательный день и не снимал их целых пятнадцать лет. (40)Пока не демобилизовался. (41)Форма тогда уже была иной, но содержание её не изменилось: она по-прежнему осталась одеждой моего поколения. (42)Самой красивой и самой модной. 

Из предложений 36–42 выпишите слово со значением «уволиться с военной службы в запас». 

 

Вариант 2

(15)Так они и пошли обратно – впереди немец со взваленным на плечи пулемётом, сзади Школенко. 
(16)На командный пункт батальона Школенко добрался только после полудня. 
– (17)Хорошо, – сказал командир полка, – одну задачу, – он кивнул на капитана Кошелева, – вы выполнили, теперь выполните мою: вы должны узнать, где стоят их остальные миномёты. 
– (18)Узнаю, – коротко сказал Школенко, – один пойду? 
– (19)Один, – сказал Кошелев. 

Из предложений 15–19 выпишите антонимы (антонимическую пару). 

Вариант 3 

(31)Ещё подумаешь о том, чтобы было счастие всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернёшься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, и уснёшь тихо, спокойно. 

Из предложения 31 выпишите синонимы (синонимическую пару). 

Вариант 4 

(10)Себя отношу к категории людей, занятых делом, но мой пример нетипичен. (11)Я умудряюсь читать и писать. (12)Выпустил четвёртый сборник стихов. (13)Не останавливаюсь на этом, папки рукописей и черновиков пополняются, хотя перелёты, поездки и ночное бодрствование – вот весь писательский ресурс, который у меня остаётся. (14)С чтением ещё сложнее, паузы выпадают редко. 

Из предложений 10–14 выпишите разговорное слово. 

 

Вариант 5 

(64)Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. (65)Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась. (66)Козовалов сардонически улыбался. 
(67)Лиза обернулась к матери и крикнула: 
– Мама, поди сюда! 
(68)Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69)У обоих были счастливые, сияющие лица. 
(70)Вместе с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков. (71)Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне: 
– А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление. (72)Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль. 

Из предложений 64–72 выпишите книжное слово со значением «злобно-насмешливо, язвительно». 

Вариант 6

(6)«Ваше любимое занятие?» – (7)«Рыться в книгах». (8)Это и про меня. (9)Тогда, в детстве, тоже рылся. (10)Пока в один счастливый момент не выудил из этой горы потрёпанный кирпичик: тонкая рисовая бумага, старинные буквы «еры» и «яти», обложек нет, первых страниц нет, последних нет. (11)Автор – инкогнито. 

Из предложений 6–11 выпишите антонимы (антонимическую пару). 

Вариант 7 

(44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. 

Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару). 

Вариант 8 

(22)Подоспевший помощник Кнышева Титка псом бросился на обидчика, пустившегося к лесу по снежной целине. (23)Молодому было легче перескакивать завалы, зато на одном из них у Ивана соскочил валенок, и он со всего маху распорол себе ногу о сук, спрятанный под сугробом. (24)Уже не больше десятка шагов разделяло их, и ходить бы Ивану – будущему профессору Вихрову – век с надорванным ухом, если бы не подвернулась та спасительная, под отлогим углом наклонённая берёза. (25)Мальчик с ходу взбежал до развилины и сидел там, как в седле, обнажив зубы, страшный в своём недетском озлоблении, а Титка похаживал внизу, длинным языком лизал снег с ладошки, перстом грозился, пока во всём снаряжении не подоспел сам Кнышев. 

Из предложений 22–25 выпишите фразеологизм. 

 

Вариант 9 

(34)Николай зарядил порожние диски, попил немного противно тёплой воды из фляги, посмотрел на часы. (35)Ему казалось, что бой длился несколько минут, а на самом деле с начала атаки прошло больше получаса, заметно склонилось на запад солнце, и лучи его уже стали утрачивать недавнюю злую жгучесть. 

Из предложений 34-35 выпишите один фразеологизм. 

 

Вариант 10 

(22)Когда он всё это выгрузил, нам с кровати стало не видно нашего ребёнка. (23)Мы даже дыхание затаили в ожидании его реакции. (24)И тут раздался оглушительный плач! (25)Сын рыдал безутешно. 
(26)Жена вскочила с кровати: что, мол, что такое, мой ангел? 

Из предложений 22–26 выпишите фразеологизм. 

Вариант 11 

(14)Обладание некоторыми вещами (теми же мобильными телефонами, дубленками, модными туфлями), наличие некоторых привычек (пить пиво такой-то марки, курить такие-то сигареты, жевать такие-то жвачки, играть в боулинг и т.д.) означает принадлежность к своим, к «нашим», гарантирует качество, продвинутость данного человека. (15)Тогда как отсутствие этих вещей и привычек зачастую автоматически определяет человека как чужака, даже как отсталого. 

Из предложений 14-15 выпишите контекстные синонимы. 

Вариант 12 

(3)Разговариваем, а мне удивительно, как это, около самых книг сидя, человек не взглянет пристально на редкости. 

Из предложения 3 выпишите слово со значением «очень внимательно, напряженно». 

 

Вариант 13 

(47)Теперь он не замечает или даже отгоняет подходящих к нему детей. (48)И не испытывает ни жалости, ни стыда, потому что уверен, что старается для их же пользы. (49)Теперь живые дети мешают ему помогать теоретическим детям, мешают окончательному и справедливому решению вопроса о детском голоде. 
(50)Кто правильней действовал из этих двух пассажиров на вокзале? (51)По-моему, ясно, что первый пассажир. (52)Как говорится, теория мертва, но вечно зелено древо жизни. 

Из предложений 47-52 выпишите контекстные антонимы. 

 

Вариант 14 

(18)А потом я увидел новый бетонный мост, по которому оно теперь шло. (19)Старый стоял в сотне метров слева – он ничуть не изменился, только участки дороги перед ним были разрушены, и с обеих сторон он обрывался в пустоту. (20)Это было хорошим ответом. 

Из предложений 18-20 выпишите слово со значением «ничем не занятое пространство». 

Вариант 15 

(6)Не возвращаться же. (7)Только ведь вышли. (8)Два паренька, обмотав друг друга чем попало и непрерывно поливая один другого и вдвоем сами себя, влезли в котел, в невыносимый жар, и спасли престиж тех, кто ставил этот котел. (9)В огонь и воду идут наши ребята, если надо. 

Из предложений 6-9 выпишите фразеологизм со значением «идти на любые самоотверженные поступки, на всё, жертвуя всем, не раздумывая». 

 

Вариант 16 

(44)Но хат, которые были бы с краю, нет. 
(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. 

Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару). 

 

Вариант 17 

(31)Я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. (32)Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения. (33)И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда. 

Из предложений 31–33 выпишите фразеологизм. 

 

Вариант 18 

(5)И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего». (6)Только она одна и не ищет. (7)Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности – слова уменьшительные, идущие от сильного к слабому. 

Из предложений 5–10 выпишите антонимы (антонимическую пару). 

 

Вариант 19 

(11)Много лет назад, когда я была ещё подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. (12)Тогда я не могла понять житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать». 

Из предложений 11–12 выпишите синонимы (синонимическую пару). 

  • Задание 24. Теория
  • Практика ЕГЭ (по заданиям)
  • Варианты ЕГЭ

В заданиях 24-26 ЕГЭ по русскому языку могут встречаться одни и те же языковые явления. В задании 24 они выступают в роли лексических средств выразительности. Мы представляем вам эти лексические средства с большим количеством примеров их употребления в речи.

Формулировка задания:

Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару).

(44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее.  (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы.

Чтобы выполнить задание 24, надо знать лексические средства выразительности и находить их в тексте.

Синонимы– слова одной части речи, близкие по значению: чуткий и отзывчивый, жалость и сострадание, спешить и торопиться и т. д.

Антонимы — слова одной части речи, противоположные по значению: начинаться – завершаться, отчётливо – расплывчато, добровольный – принудительный и т. д. Не являются антонимами однокоренные слова: красивый – некрасивый.

Примечание: синонимы и антонимы в тексте могут стоять в разных формах: хороший – плохого, завершился – начнется. Не обращайте внимания на форму (окончание) – вас интересует лексическое значение слова.

Труднее находить в тексте контекстные синонимы и антонимы.

КОНТЕКСТ — относительно законченная в смысловом отношении часть текста, высказывания. Общий смысл контекста складывается из значений отдельных слов; в свою очередь, сам контекст помогает прояснить значение каждого слова. То есть, слова живут в контексте, приобретая в нем конкретное значение.

Сравните предложения:

1) Уважение проявляется в том, что вы своим вниманием стараетесь охватить другого человека, чтобы понять его, ощутить в нем лучшее.

2) Здесь необходимо проявить чуткость и внимательность, искренность и твердость.

В предложении 2 встретились синонимы чуткость – внимательность. Взятые вне контекста, они все равно остаются близкими по значению, их можно найти в словаре синонимов.

В предложении 1 есть контекстные синонимы: понять – ощутить.

Представьте, что вы не знаете контекста. Эти слова не воспринимаются как синонимы, в другом контексте они приобретут другие значения: понять ближнего – ощутить холод.

Видите, между этими словами не осталось ничего общего. У каждого из них свой ряд синонимов. У слова ощутить синонимы – испытать, почувствовать, пережить, почуять.

У слова понять – постигнуть, уяснить, осмыслить, осознать и др.

Контекстные синонимы помогают избежать повтора слов (писатель – автор, жилище – квартира) или делают текст выразительнее. В таком случае контекстные синонимы создаются так: прямое значение слова – переносное значение (гордый – орлиный взгляд, плыть – скользить по воде).

Примеры предложений с контекстными синонимами:

1) Только кочки да буераки указывали направление тропы. Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко. (тропа – ниточка)

2) Дневные цветы пробуждаются, когда чуть начинается рассвет. Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.
(пробуждаются – раскрывает – расправляет – вспыхивают) Все эти глаголы описывают одно действие – пробуждение цветов утром.

Примеры предложений с контекстными антонимами.

1) Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес.

Находим контекстные антонимы: загубить – возвысить. У каждого из них есть свой прямой антоним: загубить – спасти, возвысить – унизить, понизить. Антонимами эти слова стали только в данном контексте.

2) Странный он был человек: при большом начальстве звонким соловьем трели разводил, при подчиненных же диким медведем рыкал. (соловьем – медведем)

Как видите, контекстные антонимы тоже придают тексту выразительность, дают образную характеристику.

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном смысле. Фразеологизмы не создаются каждый раз заново, они живут в языке в готовом виде, закреплены в нашей памяти и в словарях. Как правило, они равны по смыслу одному слову, но обладают особой выразительностью. Фразеологизмы устойчивы, в них нельзя менять, переставлять слова.

Примеры фразеологизмов: яблоку негде упасть, куры не клюют, на краю света, болеть душой, одним духом, вывести в люди, проливать свет, стоять горой, терять голову, в порядке вещей и др.

Устаревшие слова – слова, вышедшие из употребления. Используемые в современных текстах, они помогают воссоздать колорит исторической эпохи. Часто имеют яркую стилистическую, эмоциональную окраску.

Примеры: уповать на случай, виждь и внемли, благолепие, дерзновенный, злонравие и др.

Неологизмы – новые слова, созданные, чтобы дать имя новым предметам, явлениям жизни. Очень подвижная группа: одни неологизмы приживаются в языке и перестают быть неологизмами, другие становятся избыточными и вытесняются: копирайтер, клинер, ритейлер, мультиплекс, кластер, хедлайнер, креатив, тренд, омбудсмен, дресс-код, мессидж, инновация, мониторинг…

Неологизмы могут быть индивидуальными, авторскими (вспомните Маяковского).

Просторечные слова

Языковое пространство, где обитают просторечные слова, — разговорная речь. В экзаменационном тексте они могут появиться по воле автора, если он воспроизводит чужую речь (это будет средство характеристики человека) или использует просторечное слово в ироническом значении, подчеркивая авторское отношение к предмету разговора.

Не всегда просторечия – грубые слова низкого стиля. Это могут быть слова, неправильно образованные, имеющие отклонение от нормы по своим грамматическим признакам: пригодиться – сгодиться, внутрь – вовнутрь, их – ихний, класть – ложить, даром – задаром. У просторечного слова есть общеупотребительные стилистически нейтральные синонимы: газетчик – журналист, толчея – толпа, уйма – много, вкалывать – трудиться, вопить – кричать, долговязый – высокий, башковитый – умный.

Выполним задание:

Антонимы: плохое – хорошее

Обратите внимание! Появилась ещё одна формулировка задания 24: вас могут попросить найти в тексте слово, имеющее определённое значение.

(19)Трудный путь это был! (20)Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной.
(21)Долго шли они… (22)Всё гуще становился лес, всё меньше было сил! (23)И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повёл их куда-то. (24)А он шел впереди их и был бодр и ясен.

Из предложений 19–24 выпишите слово, имеющее значение «не вполне открыто выражать недовольство, протест».

В данном примере правильным ответом будет слово «роптать».

Спасибо за то, что пользуйтесь нашими статьями.
Информация на странице «Задание 24 ЕГЭ по русскому языку» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в ВУЗ или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из данного раздела.

Публикация обновлена:
07.04.2023

4 синонимов к слову «ЕГЭ» -  synonyms.su

  • О нас
  • Словарь антонимов
  • Словарь паронимов
  • Словарь ударений
  • Словарь морфологии
  • Словари
  • Регистрация
  • Вход

Введите слово и нажмите «Найти синонимы».

: — экзамен — госэкзамен — единый государственный экзамен — государственный экзамен…

Можно найти больше синонимов, нажимая на слова.

  • один

  • два

  • три

  • четыре

  • пять

5 (1)

Синоним Рейтинг
1 экзамен[11]00 0
2 госэкзамен[2]00 0
3 единый государственный экзамен[2]00 0
4 государственный экзамен[2]00 0

Помогите найти больше синонимов к слову «егэ»

Добавить синоним

Частое повторение одинаковых слов (тавтология) делает речь скучной и однообразной. Спасти положение могут синонимы. Это слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию. Используйте их, и ваши тексты станут ярче.

Если вам нужно подобрать синонимы к слову «егэ», вы попали по адресу. Мы постарались собрать все близкие по значению слова и словосочетания на этой странице и сделать доступными для использования. В русском языке в качестве синонимов к слову чаще всего используются: экзамен, госэкзамен, единый государственный экзамен. Всего в словаре 4 синонимов.

Слово «егэ» имеет как синонимы, так и антонимы. Они диаметрально противоположны по значению, но относятся к той же лексической группе и выполняют похожие функции в предложении.

Если вы часто ищите, чем заменить слово, добавьте synonyms.su в закладки. Это поможет сэкономить время и силы, избежать нелепых ошибок.

Рейтинг слова «егэ» :
00

Страница обновлена: 27.07.2019

Другие слова на букву е

Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:

  • Средняя частота слова «егэ» 149. Количество букв: 3.
  • Искалась форма слова «егэ»
  • Поиск «егэ» занял 0.007 сек.
  • Добавьте synonyms.su в закладки ( нажав Ctrl+D ), чтобы найти Синонимы.

Добавление синонимов

captchaобновить

Добавить

Вверх ↑

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Решишься синоним
  • Решить эту проблему синоним
  • Решить цель синонимы
  • Решить уравнение синоним
  • Решить судьбу синоним