Речевой аппарат синоним

РЕЧЕВО́Й, —а́я, —о́е. Прил. к речь (в 1, 2, 3 и 4 знач.). Речевые навыки.

Все значения слова «речевой»

АППАРА́Т, -а, м. 1. Прибор, механическое устройство для выполнения какой-л. определенной работы. Телефонный аппарат. Фотографический аппарат.

Все значения слова «аппарат»

  • Необходимость создания у читателя хотя бы самого общего представления об устройстве речевого аппарата человека вызвана тем, что в большинстве случаев речевая патология так или иначе связана с повреждением органов речи.

  • Традиционно с этой проблемой работают логопеды, так как заикание связано с судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

  • К органическимотносятся те причины, действие которых может приводить к нарушению анатомического строения речевого аппарата в его периферическом или центральном отделах.

  • (все предложения)
  • речь
  • стимул
  • (ещё ассоциации…)
  • машина
  • радиола
  • телефон
  • техника
  • фотоаппарат
  • (ещё ассоциации…)
  • речевая деятельность
  • в речевом развитии ребёнка
  • становится речевым
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • летательный аппарат
  • аппарат управления
  • работа аппарата
  • аппарат работал
  • подойти к аппарату
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «речевой»
  • Разбор по составу слова «аппарат»
  • Как правильно пишется слово «речевой»
  • Как правильно пишется слово «аппарат»

На букву Р Со слова «речевой»

Фраза «речевой аппарат»

Фраза состоит из двух слов и 14 букв без пробелов.

  • Синонимы к фразе
  • Написание фразы наоборот
  • Написание фразы в транслите
  • Написание фразы шрифтом Брайля
  • Передача фразы на азбуке Морзе
  • Произношение фразы на дактильной азбуке
  • Остальные фразы со слова «речевой»
  • Остальные фразы из 2 слов

Видео АРТИКУЛЯЦИЯ. Лучшее упражнение для дикции. Постановка голоса. (автор: VOCAL IMAGE)03:46

АРТИКУЛЯЦИЯ. Лучшее упражнение для дикции. Постановка голоса.

Видео ЛУЧШЕЕ УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ДИКЦИИ, КОТОРОЕ ЗА НЕДЕЛЮ СДЕЛАЕТ ВАШУ РЕЧЬ КРАСИВОЙ | ШОУ-ШКОЛА (автор: ШОУ-ШКОЛА)05:36

ЛУЧШЕЕ УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ДИКЦИИ, КОТОРОЕ ЗА НЕДЕЛЮ СДЕЛАЕТ ВАШУ РЕЧЬ КРАСИВОЙ | ШОУ-ШКОЛА

Видео Мозг, речевой аппарат и заикание v2 (автор: Andrey Bludov)15:21

Мозг, речевой аппарат и заикание v2

Видео Мозг, речевой аппарат и заикание.v1 (автор: Andrey Bludov)15:20

Мозг, речевой аппарат и заикание.v1

Видео Развиваем речевой аппарат (автор: Алексей Слободянюк)07:42

Развиваем речевой аппарат

Видео Разминка речевого аппарата. Упражнения по ораторскому искусству от учеников киношколы ZIRKA (автор: ZIRKA KINO)03:11

Разминка речевого аппарата. Упражнения по ораторскому искусству от учеников киношколы ZIRKA

Синонимы к фразе «речевой аппарат»

Какие близкие по смыслу слова и фразы, а также похожие выражения существуют. Как можно написать по-другому или сказать другими словами.

Фразы

  • + активный словарь −
  • + анатомическое строение −
  • + артикуляционный аппарат −
  • + вторая сигнальная система −
  • + головной мозг человека −
  • + голосовой аппарат −
  • + грамматический строй −
  • + зеркальные нейроны −
  • + каша во рту −
  • + комплекс оживления −
  • + координация движений −
  • + логическая память −
  • + мелкая моторика −
  • + мимические мышцы −
  • + мозговые структуры −
  • + мягкое нёбо −
  • + плохо слышащий −
  • + полные предложения −
  • + построение фраз −
  • + правильное произношение −
  • + речевая деятельность −
  • + речевая функция −
  • + речевое дыхание −
  • + речевое общение −

Ваш синоним добавлен!

Написание фразы «речевой аппарат» наоборот

Как эта фраза пишется в обратной последовательности.

тараппа йовечер 😀

Написание фразы «речевой аппарат» в транслите

Как эта фраза пишется в транслитерации.

в армянской🇦🇲 րեչևոյ ապպարատ

в грузинской🇬🇪 რეჩევოი აპპარათ

в латинской🇬🇧 rechevoy apparat

Как эта фраза пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN

xn--b1afaryi4c xn--80aaa2dahp

Как эта фраза пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.

htxtdjqfggfhfn

Написание фразы «речевой аппарат» шрифтом Брайля

Как эта фраза пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.

⠗⠑⠟⠑⠺⠕⠯⠀⠁⠏⠏⠁⠗⠁⠞

Передача фразы «речевой аппарат» на азбуке Морзе

Как эта фраза передаётся на морзянке.

⋅ – ⋅ ⋅ – – – ⋅ ⋅ ⋅ – – – – – ⋅ – – – ⋅ – ⋅ – – ⋅ ⋅ – – ⋅ ⋅ – ⋅ – ⋅ ⋅ – –

Произношение фразы «речевой аппарат» на дактильной азбуке

Как эта фраза произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).

Передача фразы «речевой аппарат» семафорной азбукой

Как эта фраза передаётся флажковой сигнализацией.

pcmcbgdnjjnpnr

Остальные фразы со слова «речевой»

Какие ещё фразы начинаются с этого слова.

  • речевой акт
  • речевой анализатор
  • речевой аппарат человека
  • речевой дефект
  • речевой звук
  • речевой информатор
  • речевой контакт
  • речевой корпус
  • речевой материал
  • речевой напор
  • речевой оборот
  • речевой поток
  • речевой синтезатор
  • речевой слух
  • речевой такт
  • речевой тракт
  • речевой центр
  • речевой центр мозга
  • речевой этикет

Ваша фраза добавлена!

Остальные фразы из 2 слов

Какие ещё фразы состоят из такого же количества слов.

  • а вдобавок
  • а вдруг
  • а ведь
  • а вот
  • а если
  • а ещё
  • а именно
  • а капелла
  • а каторга
  • а ну-ка
  • а приятно
  • а также
  • а там
  • а то
  • аа говорит
  • аа отвечает
  • аа рассказывает
  • ааронов жезл
  • аароново благословение
  • аароново согласие
  • аб ово
  • абажур лампы
  • абазинская аристократия
  • абазинская литература

Комментарии

@zmnr 06.01.2020 07:24

Что значит фраза «речевой аппарат»? Как это понять?..

Ответить

@eugbnno 12.09.2022 18:00

1

×

Здравствуйте!

У вас есть вопрос или вам нужна помощь?

Спасибо, ваш вопрос принят.

Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Транслит Пьюникод Шрифт Брайля Азбука Морзе Дактильная азбука Семафорная азбука

Палиндромы Сантана

Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.

Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.

По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.

РЕЧЕВОЙ АКТ — целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принятыми в данном обществе нормами коммуникации; элементарная единица языкового общения. Р. а., будучи сложноструктурированным образованием, включает: акт произнесения; построение высказывания по правилам грамматики данного языка; пропозициональный акт, осуществляющий референцию и предикацию; иллокутивный акт, выражающий коммуникативную цель. Совершение речевого действия вызывает искомые последствия (перлокутивный эффект).

Р. а. производится в определенной речевой ситуации (см.). Его участники обладают общей речевой компетенцией и общими представлениями о мире.

Важнейшим звеном в структуре Р. а. является иллокутивый акт, называемый также иллокутивной силой. Он отражает межличностные отношения и показывает, чего хочет достичь говорящий своим высказыванием. Существует ряд измерений, в которых происходит варьирование иллокутивных актов. Это различия в цели данного акта, в выраженных психологических состояниях, в энергии, с какой подается цель, в статусе и положении говорящего и слушающего и др. В таксономии Р. а. выделяются следующие базисные категории (по Дж. Р. Серлю): репрезентативы, или сообщения: Сегодня понедельник; директивы, являющиеся актами побуждения: Выключите телевизор!; комиссивы, т.е. акты принятия обязательств: Обещаю вести себя хорошо; экспрессивы, выражающие психологическое состояние, задаваемое условием искренности: Извините за то, что наступил Вам на ногу; декларации, посредством которых устанавливается соответствие между пропозициональным содержанием и реальностью: Ваш трудовой договор (настоящим) расторгается.

Обычно высказывание содержит компоненты, позволяющие адресату судить о коммуникативной интенции говорящего. Но существуют и косвенные Р. а., иллокутивная цель которых не выражена и устанавливается адресатом благодаря его коммуникативной компетенции: Можете ли вы достать соль? (просьба в форме вопроса).

Под Р. а. обычно понимаются однофразовые высказывания. Однако актами речевой коммуникации являются и тексты. Известны попытки классификации текстов как «макроактов» по иллокутивному критерию. В этом случае тип макроакта определяется не по совокупности высказываний, характеризующихся той или иной иллокутивной силой, а по функции текста как целого в процессе общения. При таком подходе научные статьи квалифицируются как репрезентативы, гарантийные письма как комиссивы, распоряжения, указы как декларации и т.д. Иной метод систематизации Р. а. (независимо от их размера) предложила А. Вежбицка. Р. а., в том числе макроакты, моделируются ею на основе семантической методики при помощи последовательности предложений, выражающих мотивы, интенции и другие ментальные акты говорящего. (Лекция: хочу сказать вам разные вещи об Х; думаю, что вы должны знать нечто об Х; думаю, что вы знаете, что я знаю много об Х; говорю это, потому что хочу, чтобы вы знали нечто об Х.)

В ряде функционально-стилистических исследований процесс текстообразования рассматривается в типологическом аспекте как развертывание авторского замысла в виде типичной последовательности познавательно-речевых действий. В этом случае Р. а. предстает как действие, включенное в текстовую деятельность.

Лит.: Булыгина Т.В. О границах и содержании прагматики. — Изв. АН СССР. Сер. Л и Я. — 1981. — №4; Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. — М., 1985; Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. — М., 1986; Остин Дж.Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике, вып. 17, Теория речевых актов. — М., 1986; Серль Дж.Р. Классификация иллокутивных актов // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. — М., 1986; Стросон П.Ф. Намерение и конвенция в речевых актах // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. — М., 1986; Арутюнова Н.Д. Речевой акт // Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990; Богданов В.В. Речевое общение. Прагматические и семантические аспекты. — Л., 1990; Его же: Текст и текстовое общение. — СПб., 1993; Рябцева Н.К. Ментальные перформативы в научном дискурсе. — ВЯ. — 1992; Вежбицка А. Речевые жанры // Жанры речи. — Саратов, 1997.

В.А. Салимовский

Речево́й акт —

целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с

принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном

обществе; единица нормативного социоречевого поведения,

рассматриваемая в рамках прагматической (см. Прагматика) ситуации. Основными чертами Р. а.

являются: намеренность (интенциональность), целеустремлённость и

конвенциональность. Р. а. всегда соотнесены с лицом говорящего.

Последовательность Р. а. создаёт дискурс.

К Р. а. обращались исследователи, анализирующие речь в контексте жизни и жизнедеятельности человека и

исходящие из того, что «речи… суть действия, происходящие между

людьми» (Гегель) (см. Речь, Речевая деятельность, Психолингвистика, Социолингвистика), а также исследователи

обиходной речи и других форм речевого общения и поведения (см. Диалогическая речь, Речевой этикет). Проблематика Р. а. и

речеобразования содержится в лингвистических концепциях

В. Гумбольдта, Ш. Балли, С. Карцевского, Л. П. Якубинского,

К. Л. Бюлера, Э. Бенвениста, М. М. Бахтина и других. Однако целостная и

развитая теория Р. а. сложилась лишь в рамках лингвистической философии под влиянием идей

Л. Витгенштейна о множественности назначений языка и их неотделимости от

форм жизни: взаимодействие языка и жизни оформляется в виде «языковых

игр», опирающихся на определённые социальные регламенты. Основы теории

Р. а. были заложены английским философом Дж. Остином (лекции, 1955;

посмертно опубликованы в книге «How to do things with

words», 1962). В дальнейшем теория Р. а. развивалась

совместными усилиями философов, логиков, лингвистов и психологов.

В Р. а. участвуют говорящий и адресат, выступающие как носители

определённых, согласованных между собой социальных ролей, или

функций. Участники Р. а. обладают фондом общих речевых навыков (речевой

компетенцией), знаний и представлений о мире. В состав Р. а. входит

обстановка речи и тот фрагмент действительности, которого касается

его содержание. По Остину, выполнить Р. а. значит: произнести

членораздельные звуки, принадлежащие общепонятному языковому коду;

построить высказывание из слов данного языка по

правилам его грамматики; снабдить высказывание

смыслом и референцией, т. е. соотнести с

действительностью, осуществив речение (англ.

locution); придать речению

целенаправленность, превращающую его в иллокутивный акт (англ.

illocutionary act, т. е. ‘выражение коммуникативной цели в ходе произнесения некоторого

высказывания’; термин Остина); вызвать искомые последствия (англ. perlocution), т. е. воздействовать на сознание или

поведение адресата, создать новую ситуацию (например, объявление

войны). Дж. Р. Сёрл выделяет в Р. а.: акт произнесения (англ. utterance act); пропозициональный акт,

осуществляющий референцию и предикацию;

иллокутивный акт, реализующий целеустановку говорящего.

Целенаправленность придаёт Р. а. особую, «действенную» интонацию, отмеченную Бахтиным. Функции Р. а.

Остин назвал иллокутивными силами (англ. illocutionary

forces), а соответствующие им глаголы

иллокутивными («спрашивать», «просить», «запрещать» и т. д.). Понятие

иллокутивной силы комплексно. Оно включает наряду с иллокутивной

целью, объединяющей Р. а. в классы (например, побуждение), её

интенсивность, способ достижения цели, особенности зависимой пропозиции и другие индивидуальные условия

употребления конкретных Р. а. (ср. акты побуждения, требования, совета и

пр.). Образующие иллокутивную силу компоненты логически упорядочены

(Сёрл, Д. Вандервекен). Они соответствуют программе описания значения

иллокутивных глаголов.

Некоторые иллокутивные цели могут быть достигнуты мимикой, жестом

(см. Жестов языки, Паралингвистика). Однако клятва, обещание и

т. п. невозможны без участия речи. Глаголы «клясться», «обещать» и

другие перформативны (см. Перформатив). Другие иллокутивные глаголы

(например, «хвалиться», «угрожать», «оскорблять») не употребляются

перформативно.

Поскольку перлокутивный эффект находится вне собственно Р. а., теория

Р. а. сосредоточена на анализе иллокутивных сил, а термины «Р. а.» и

«иллокутивный акт» часто употребляются как синонимы. Наиболее обобщённые иллокутивные цели

отлагаются в грамматической структуре предложения (ср. повествовательные,

вопросительные, побудительные предложения). Иллокутивные цели

играют важную роль в построении диалогической речи, связность которой

обеспечивается их согласованностью: вопрос требует ответа,

упрёк — оправдания или извинения и т. п.

При классификации Р. а. учитывается иллокутивная цель,

психологическое состояние говорящего, направление отношений между

пропозициональным содержанием Р. а. и положением дел в мире, отношение

к интересам говорящего и адресата и др. Выделяются следующие основные

классы Р. а.: информативные Р. а., сообщения (репрезентативы), например

«Поезд пришёл»; акты побуждения (директивы, прескрипции), например

«Уйдите!», в т. ч. требование информации, т. е. вопрос: «Который час?»;

акты принятия обязательств (комиссивы), например «Обещаю прийти

вовремя»; акты, выражающие эмоциональное состояние (экспрессивы), в т. ч. формулы социального этикета

(behabitives, по Остину), например «Извините за

беспокойство»; акты-установления (декларации, вердиктивы, оперативы),

такие, как назначения на должность, присвоение имен и званий, вынесение

приговора и т. п. Существует аналогия между речевыми и ментальными

актами, ср. утверждение и мнение, извинение и сожаление, раскаяние

(З. Вендлер).

Характеристика Р. а. обычно даётся через их сопоставление с

пропозицией. Значение Р. а. не сводится к значению входящего в него

пропозиционального содержания. Одна и та же пропозиция способна входить

в разные Р. а.: «Я приеду завтра» может быть обещанием, угрозой,

сообщением. Понимание Р. а., обеспечивающее адекватную реакцию,

предполагает правильную интерпретацию его иллокутивной силы. Последняя

определённым образом взаимодействует с пропозицией, например

побуждения и обязательства могут включать только пропозиции, относящиеся

к плану будущего. Их цель — создать такое положение вещей, которое

соответствовало бы значению пропозиции. Они направлены от

пропозиционального содержания к действительности. Пропозиции

характеризуются условиями истинности, Р. а. — условиями успешности

(англ. felicity conditions), несоблюдение которых

ведёт к иллокутивным неудачам. В одних случаях для эффективности Р. а.

необходима определённая социальная ситуация (приказ, приговор и т. п.

имеют силу только в устах людей, наделенных соответствующими

полномочиями и опираются на социальные институты). В других случаях

успешность Р. а. зависит от личностных факторов. Аналогом требования

истинности, предъявляемого к суждению

(пропозиции), является требование искренности, удовлетворение которого

входит в условия успешности Р. а. Например, обещание действительно

тогда, когда говорящий искренне намерен его выполнить и уверен, что в

состоянии это сделать. Условие искренности (доброй воли) связывает Р. а.

с намерениями говорящего, а через них с состояниями его сознания

(интенциональными состояниями): просьбы соответствуют желаниям и

нуждам говорящего, сообщения — эпистемическим состояниям, выражения

чувств (экспрессивы) — тем или другим эмоциям. Согласование Р. а. с

интенциональными состояниями признаётся обществом обязательным для

речевых действий. Это подтверждается тем, что высказывания типа

«Иван умён, но я так не считаю» неприемлемы, хотя в них нет явного

противоречия. Условия успешности предполагают, что адресат способен

опознать иллокутивную силу Р. а., которая должна в нём быть вербально

или невербально (просодически, мимически)

выражена. Однако существует большая категория косвенных Р. а.,

иллокутивная цель которых присутствует имплицитно и выводится адресатом

благодаря его коммуникативной компетенции. Принцип вежливости, принятый

в речевом общении, требует смягчения побуждений, которые часто бывают

косвенными. Например, модализованный вопрос о

способности адресата осуществить незатруднительное действие косвенно

выражает просьбу: «Ты можешь налить мне чаю?». То же значение получают

выражения желаний: «Я бы хотел побыть один» может означать «Оставь меня

одного». Косвенные Р. а. подвержены конвенционализации: модализованный

вопрос почти всегда эквивалентен просьбе. Конвенционализация проверяется

рядом тестов, из которых главным является тест на совместимость с

отрицанием имплицитной цели. Высказывание «Ты можешь налить мне чаю?

Но я тебя об этом не прошу (Но не делай этого)» отражало бы

непоследовательность речевого поведения.

Теория Р. а. имеет выходы в логику, когнитивную психологию,

лингвистическую философию, философию сознания, теорию коммуникации и моделей

общения.

Основы теории речевой деятельности, М., 1974;

Бахтин М. М., Эстетика словесного творчества, М.,

1979;

Арутюнова Н. Д., Фактор адресата, Известия АН СССР, сер.

ЛиЯ, 1981, т. 40, в. 4;

Демьянков В. З., Конвенции, правила и стратегии общения,

там же, 1982, т. 41, в. 4;

Тетради новых терминов, в. 39, М., 1982;

Падучева Е. В., Тема языковой коммуникации в сказках Льюиса

Кэрролла, в кн.: Семиотика и информатика, в. 18, М., 1982;

Безменова Н. А., Герасимов В. И., Некоторые

проблемы теории речевых актов, в кн.: Языковая деятельность в аспекте

лингвистической прагматики, М., 1984;

Новое в зарубежной лингвистике, в. 16. Лингвистическая прагматика,

М., 1985;

Новое в зарубежной лингвистике, в. 17. Теория речевых актов, М.,

1986;

Сёрль Дж., Природа интенциональных состояний, в кн.:

Философия, логика, язык, пер. с англ. и нем., М., 1987;

Vendler Z., Say what you think, в

кн.: Studies in thought and language, Tucson,

1970;

Sadock J., Toward a linguistic theory of speech

acts, N. Y., [1974];

Syntax and semantics, v. 3, Speech acts, N. Y. [a. o.],

[1975];

Speech act theory and pragmatics, Dordrecht — [a. o.],

1980;

Searle J. R., Vanderveken D.,

Foundations of illocutionary logic, Camb. (Mass.), 1985;

Vanderveken D., Les actes de discours, Liège —

Brux., 1988.

Н. Д. Арутюнова.

I. Психофизический процесс, связь между говорящим (адресантом) и слушателем (адресатом), предполагающий три компонента:

1) говорение (писание);

2) восприятие;

3) понимание речи (текста).

Речевой акт как диалог предполагает установление связи между собеседниками. Речевой акт — это единство передачи сообщения и совместного мышления, «единство, — по выражению Л.С. Выготского, — общения и обобщения».

II. (в социолингвистике)

Одно из проявлений речевого поведения, отдельный акт речи, построенный с учетом социально обусловленных правил общения, действующих в той или иной коммуникативной системе;

двусторонний процесс, каждый из участников которого выступает в той или иной социальной роли: речевой акт охватывает говорение, восприятие, понимание услышанного, при письменном общении — писание и чтение (зрительное восприятие и понимание написанного) при условии, что участники речевого акта могут быть отделены друг от друга в пространстве и времени.

Характер речевого акта зависит от:

1) личности отправителя сообщения;

2) личности адресата;

3) наличия или отсутствия третьих лиц;

4) языкового кода, используемого собеседниками;

5) темы и специфического содержания сообщения;

6) его формы;

7) свойства канала;

8) конкретной ситуации или социальной ситуации;

9) цели сообщения. Выделяются прямые и косвенные речевые акты. Последовательность речевого акта создает дискурс.

РЕЧЕВО́Й АКТ.

Элементарная единица коммуникации, намеренное, целенаправленное, регулируемое правилами социального и речевого поведения произнесение высказывания, имеющего адресата, в определенной речевой ситуации. Основными особенностями Р. а. являются наличие намерения (интенции) и цели высказывания. Компонентами Р. а. являются говорящий и адресат, обладающие некоторым фондом общих знаний и представлений, обстановка и цель речевого общения, а также тот фрагмент объективной действительности, о котором делается сообщение.

Эти компоненты создают прагматическую (см. прагматика) сторону Р. а., под воздействием которой формируется модальная рамка высказывания, предназначенная для координации названных компонентов. Выделяются следующие типы Р. а.: информативные акты, сообщения; побуждения; акты-обязательства; формулы социального этикета; выражения эмоциональной реакции на ситуацию или сообщение; акты, обеспечивающие завязывание, поддержание и прекращение речевых контактов. Среди всех перечисленных задач Р. а. главенствует задача информирования. Некоторые ученые рассматривают Р. а. как элементарные единицы речевого поведения (Формановская, 1998). Р. а., объединенные в единицы более высоких уровней, образуют дискурс. В практике преподавания иностранных языков опора на Р. а. способствует оптимизации обучения и повышения его мотивации. Понятие вошло в отечественный научный оборот после публикации книги Н. Д. Арутюновой «Предложение и его смысл» (1976). С точки зрения основоположников этого понятия — Дж. Остина, Дж. Серля, Дж. Росса, — Р. а. представляет собой элементарное речевое действие, предполагающее произнесение высказывания с соблюдением правил данного языка, придание ему определенного смысла. Введение понятия Р. а. позволило изменить представление о высказывании и не сводить его только к выражению законченной мысли. Открытием в теории Р. а. стали перформативы — высказывания, представляющие собой речевые поступки: приветствия, извинения, благодарности и др. Понятие Р. а. выявляет деятельностную сторону языкового общения, представляя его как серию Р. а. — словесных поступков; связывает лингвистическую прагматику с проблемами речевого этикета и культуры речи. Это делает понятие Р. а. важным для теории обучения русскому языку, а предложенная классификация речевых поступков широко используется при определении содержания обучения и тех речевых умений, которыми должен овладеть обучаемый.

Проявление речевого поведения, отдельный акт речи, построенный с учетом социально обусловленных правил общения, действующих в данной коммуникативной системе. Р.а. является двусторонним процессом, каждый из участников которого выступает в определенной социальной роли, и охватывает не только говорение, но и восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание написанного), даже если участники Р. а. отделены друг от друга в пространстве и времени.

Характер Р. а. зависит от следующих особенностей его компонентов: личность отправителя сообщения, личность адресата, наличие или отсутствие третьих лиц, языковой код, используемый собеседниками, тема и специфическое содержание сообщения, его форма, свойства канала, посредством которого передается сообщение, конкретная ситуация или социальная ситуация, в рамках которой совершается коммуникативный акт, цель сообщения. Выделяются прямые и косвенные Р.а., в последних форма не соответствует их значению и цели (напр., высказывание, построенное с формальной точки зрения как вопрос, но по сути, являющееся утверждением). Последовательность Р. а. создает дискурс. Основоположники теории речевых актов — Дж. Сирль, Г. Грайс.

См. также: Речевое поведение

Вы здесь

Синонимы для словосочетания «речевой аппарат» не найдены.

  • Они постоянно выплёвывают что-то, надувают пузыри из слюней — так начинается тренировка мышц речевого аппарата.

  • В процессе нашей эволюции определённые части пищеварительной и дыхательной систем человека адаптировались к производству речи, создав наш речевой аппарат.

  • Они обладают развитым речевым аппаратом и способностью к абстрактному мышлению.

  • За время работы в родной милиции я успела приучить свой речевой аппарат к таким формулировкам.

  • Через человека идёт поток информации, и его речевой аппарат является передаточным звеном между её источником и слушателями.

речевой

речевой
речевой
РЕЧЬ, -и, мн. ре́чи, -е́й, ж.

Толковый словарь Ожегова.

1949-1992.

.

Синонимы:

Смотреть что такое «речевой» в других словарях:

  • РЕЧЕВОЙ — РЕЧЕВОЙ, речевая, речевое. прил. к речь в 1 знач. Речевые навыки. Речевой аппарат. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • речевой — прил., кол во синонимов: 1 • вербальный (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • РЕЧЕВОЙ МЕХАНИЗМ — РЕЧЕВОЙ МЕХАНИЗМ. Речевые операции и речевые действия, обеспечивающие в своей совокупности как внутреннее (смысловое), так и внешнее (устное или письменное) оформление речевого высказывания. Речевая деятельность во всех ее видах реализуется с… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Речевой этикет — правила речевого поведения на службе. Речевой этикет включает: устойчивые формы обращения, изложения просьб, выражения признательности; способы аргументации с учетом сложившейся ситуации и т.п. Различают речевой этикет проведения деловых бесед,… …   Финансовый словарь

  • Речевой звук — Речевой звук  звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся: глотка, ротовая полость с языком, лёгкие, носовая полость, губы, зубы). Наука о звуках речи называется… …   Википедия

  • РЕЧЕВОЙ НАВЫК — РЕЧЕВОЙ НАВЫК. Компонент сознательно выполняемой деятельности; речевое действие, достигшее в результате выполнения упражнений (подготовительных, тренировочных) степени автоматизма. По определению Е. И. Пассова (1983), «навык является относительно …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Речевой такт — Речевой такт. Синтагма (речевой такт) отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно. Связать? …   Википедия

  • Речевой информатор — (аппаратура речевых сообщений), в авиации предназначена для речевых сообщений, подсказок или команд предписаний экипажу в сложных или критических ситуациях. В широко распространённой отечественной системе РИ 65Б, устанавливаемой на большинстве… …   Википедия

  • речевой авиационный сигнализатор — речевой сигнализатор Авиационный сигнализатор, подающий речевую информацию женским голосом в шлемофон члена экипажа самолета или вертолета. [ГОСТ 22686 85 ] Тематики средства отобр. информ. экипажу самол. и вертол. Синонимы речевой сигнализатор …   Справочник технического переводчика

  • Речевой ввод — технология ввода данных с голоса пользователя. Система речевого вода строится на базе компьютера, оснащенного: микрофоном и звуковой платой, преобразующей звуковые колебаний в цифровые коды; базой распознаваемых слов (словарем); и программами… …   Финансовый словарь

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Речевое средство синоним
  • Речевое сообщение синоним
  • Речевое развитие синоним
  • Речевое произведение синоним
  • Речевое поведение синоним