Речевая патология синонимы

Нарушения речи — собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Как правило, они обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие. Для их обозначения специалистами используются различные, не вечно взаимозаменяемые термины — расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения.
К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми нуждами их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков нужно для их отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, задержкой психического развития, слепых и слабовидящих, детей с ранним детским аутизмом и др.
Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы опасности. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в срок внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т.п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т.п.). Речевые нарушения, возникнув под влиянием какого-либо патогенного фактора, сами не исчезают и без специально организованной коррекционной логопедической работы могут отрицательно сказаться на всем дальнейшем развитии ребенка. В связи с этим следует различать патологические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды (социально-психологические факторы).
Социально-психологические факторы опасности связаны главным образом с психической депривацией детей. Отрицательное влияние на речевое развитие могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих. В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.
Известно, что нарушения речи носят многообразный характер в зависимости от их степени, от локализации пострадавшей функции, от времени поражения, от выраженности вторичных отклонений, возникающих под воздействием ведущего дефекта.

Поскольку речевые нарушения долгое время оставались предметом изучения дисциплин медико-биологического цикла, большое распространение получила клинико-педагогическая классификация речевых нарушений (М.Е. Хватцев, Ф.А. Рау, О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, Б.М. Гриншпун и др.). В основе клинической классификации лежит изучение причин (этиологии) и патологических проявлений (патогенеза.) речевой недостаточности. Выделяются различные формы (виды) речевой патологии, каждая из которых имеет свою симптоматику и динамику проявлений. Схематически клинико-педагогическая квалификация представлена ниже.

Нарушения устной речи

Расстройства фонационного оформления:

   — афония, дисфония — отсутствие или нарушение голоса;

  — брадилалия — патологически замедленный темп речи;

   — тахилалия — патологически убыстренный темп речи;

— заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;

   — дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;

— физиологическими дефектами речевого аппарата;

   — дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

Нарушения структурно-семантического оформления высказывания:

   — алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга;

   — афазия — полная или частичная утрата, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Нарушения письменной речи

Дислексия (алексия) — частичное (полное) нарушение процессов чтения.

Дисграфия (аграфия) — частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.

Для данной классификации характерно объединение психолого-лингвистических и клинических (этиопатогенетических) критериев.

В соответствии с особенностями нарушения для каждой формы в настоящее время разработаны специфические методы и приемы коррекционно-логопедической работы.

В качестве основы для комплектования специальных логопедических учреждений и выбора фронтальных методов воздействия широко используется психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. Она разработана Р.Е. Левиной и основана на выделении, прежде всего тех признаков речевой недостаточности, которые важны для осуществления единого педагогического подхода в обучении и воспитании.

На основе психолингвистических критериев — нарушения языковых средств общения и нарушения в применении средств общения в процессе речевой коммуникации — дефекты речи делятся на две группы.

К первой группе относятся следующие нарушения: фонетическое недоразвитие; фонетико-фонематическое недоразвитие; общее недоразвитие речи.

Ко второй группе относится заикание, при котором основой дефекта является нарушение коммуникативной функции речи при сохранности языковых средств общения.

Психолого-педагогическая классификация открыла широкие возможности для внедрения в логопедическую практику научно обоснованных фронтальных методов коррекционного воздействия на нарушенную речь и другие психические функции детей дошкольного и школьного возраста. С точки зрения психолого-педагогической классификации наиболее значимым является вопрос о том, какие именно компоненты речевой системы затронуты, недоразвиты или нарушены. Придерживаясь этого подхода, логопед может четко представить себе направление коррекционного обучения при выявлении каждой категории речевого расстройства: общего недоразвития речи, фонетико-фонематического недоразвития, при недостатках произношения звуков.

Каждая группа дефектов, в свою очередь, различается по форме (природе) нарушения и степени его выраженности.

Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификации взаимно дополняют друг друга и используются как в диагностике, так и при коррекции речевых нарушений.

  Общее недоразвитие речи (ОНР). Различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй. Классификация и общий обзор речевых нарушений

Нарушения речи не представляют собой какую-то единую аморфную группу. В этой группе имеются различные формы, характеризующиеся своеобразием этиопатогенеза и особенностями клинической симптоматики.

Проблема классификации нарушений речи является актуальной во многих науках, изучающих речь.

Речь представляет собой сложнейший физиологический, психический, мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в котором переплетаются как более элементарные (сенсомоторный, гностико-практический), так и высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой). В связи с этим речь и ее нарушения изучают многие науки: медицина, психология, лингвистика, психолингвистика и др. При этом они касаются и классификации речевых расстройств в различных аспектах: клиническом, патофизиологическом (с учетом анализаторного принципа, характера нарушений языковой системы), психолингвистическом.

На начальных этапах становления логопедии как науки она не располагала собственной классификацией нарушений речи, полностью принимая медицинскую классификацию речевых расстройств. Одним из первых проанализировал медицинскую классификацию речевых расстройств и, проанализировав их с точки зрения речевого дефекта, упорядочил терминологию А. Куссмауль в 1877 г. Эта классификация легла в основу множества клинических классификаций, но ни в одну из них не был заложен определенный принцип, что привело к разночтению видов и форм речевых нарушений не только в классификациях разных авторов, но и внутри одной классификации. На рубеже веков, с развитием физиологии высшей нервной деятельности, психологии, медицины, лингвистики и педагогики, эти противоречия стали особенно заметны. К пересмотру классификации речевых нарушений подключились М.Е. Хватцев, Ф.А. Рау, О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, пополнив содержательную характеристику речевых расстройств.

Одна из первых попыток обобщить результаты многолетних изучений речевых нарушений у детей и взрослых, описать эти нарушения и классифицировать их была предпринята М.Е. Хватцевым, в исследованиях которого отражен дифференцированный подход к изучению сложных речевых дефектов при различных видах нарушений развития и выбору путей и методов коррекционной помощи лицам различного возраста. Под нарушениями речи М.Е. Хватцев понимал “всевозможные отклонения от нормы, стандарта речи, т. е. общепринятого в данном языке типизированного проявления восприятия ее, начиная с нарушений отдельных компонентов и заканчивая полным отсутствием словесного общения”, и отмечал различные проявления речевых нарушений, представленные нарушением отдельных языковых компонентов или касающиеся всей структуры языка.

В работах С.С. Ляпидевского речевые нарушения рассматриваются с точки зрения клинического подхода. В группе речевых расстройств имеются различные формы, которые характеризуются разнообразными проявлениями клинической симптоматики и неоднородными проявлениями структуры нарушения. В логопедии подходы к оценке речевых нарушений направлены на разграничение клинических и педагогических симптомов. Отмечая существование клинической классификации речевых нарушений наряду с педагогической, С.С. Ляпидевский рассматривает медицинский аспект клинической классификации речевых нарушений и отмечает, что в ней предполагается учет того, какой из речевых анализаторов нарушен, в каком отделе и в какой степени проявляются эти нарушения. В клинической классификации автор выделяет:

  расстройства, обусловленные нарушениями в области речеслухового и речедвигательного анализаторов;

  расстройства центрального или периферического характера;

  расстройства функциональные или органические с учетом времени наступления расстройства (до начала формирования речи; в процессе формирования; после того, как речь уже сформирована).

С. С. Ляпидевский выделяет следующие формы речевых нарушений:

  фонетические дефекты, которые диагностируются как дислалия, дизартрия, ринолалия;

  недоразвитие или утрата речи – алалия, афазия;

  расстройства темпа, ритма и плавности речи несудоржного характера – тахилалия, брадилалия; нарушения плавности речи, сопровождающиеся судорожными спазмами мышц, в клинической классификации, как отмечает автор, определяются как логоневроз. В клинической классификации им выделяются особенности речевой патологии при дефектах слуха, умственной отсталости и при некоторых нервно-психических заболеваниях, таких как шизофрения и эпилепсия.

Логопедический аспект классификации речевых нарушений предполагает, по мнению С.С. Ляпидевского, учет того, какое звено речевой системы нарушено и выделяет, соответственно, расстройства голоса, расстройства ритма, расстройства темпа, расстройства фонетического строя, расстройства грамматического строя и расстройства лексики. В педагогической классификации автор рассматривает следующие формы речевых расстройств: недоразвитие речи различных уровней и задержка речевого развития.

В настоящее время в логопедии для описания и характеристики речевых нарушений используются две классификации нарушений речи: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.

Классификация форм речевой патологии.

Спектр различных форм речевой патологии достаточно разнообразен:

Во-первых, это собственно патопсихолингвистические речевые нарушения, связанные с патологией лич­ности, сознания и высших психических функций (психической деятельности). Примером могут являться нарушения речевой деятельности при следующих заболеваниях:

Прогрессивный паралич (один из вариантов сифили­тического психоза): затрудненная артикуляция, невнят­ность произношения. В развитой форме — неспособность понять переносные значения, интонационная немодулированность речи.

Корсаковский психоз: резкое расстройство памяти, отражающееся и в речи, — в особенности в форме пара­фазии (подстановке неадекватного слова на место необхо­димого).

Болезнь Пика или Альцгеймера: заметная стереотип­ность речи — высказывания состоят из одних и тех же слов и синтагм, произносятся с одинаковой интонацией.

Эпилепсия: замедленная и неясная речь, “вязкость” речи и тенденция к персеверации (повтору), стереотип­ность, витиеватость речи, обилие слов в уменьшитель­ной форме. При более тяжелых формах — бедность словаря (олигофазия).

Шизофрения: резонерство и обстоятельность речи. Замена конкретных понятий абстрактными и наоборот. Семантическая разорванность или бессмысленность, обычно при сохранении грамматической целостности предложения. Фонетическая однотонность, или же боль­ные усиливают интонацию на второстепенной, вспомо­гательной части высказывания в ущерб основной смысловой части. Повторение слов, произносимых собе­седником (эхолалия). Бессмысленное выкрикивание од­ного и того же слова или высказывания (вербигерация). Как можно видеть, симптомы очень различны, что отра­жает многообразие форм шизофрении.

Маниакально-депрессивный психоз: “телеграфный стиль”, иногда переходящий в бессвязность. Скачки идей, отвлекаемость речи на новые предметы. Возникновение большого числа ассоциаций по созвучию, отсюда изоби­лие рифмующихся слов.

Во-вторых, это речевые нарушения, коренящиеся в локальных поражениях мозга, но не имеющие ничего общего с психическими болезнями, составляющими предмет изучения психиатрии и патопсихологии. Они изучаются нейролингвистикой: типичный пример — различные виды афазии.

В-третьих, это речевые нарушения, связанные с врож­денными или приобретенными нарушениями сенсорных систем — в основном это особенности речи (и ее вос­приятия) у глухих и глухонемых.

Очевидно, что у глухих (глухонемых) и тугоухих детей практически от­сутствует или фундаментальным образом нарушено речевосприятие. Однако это нарушение, в свою очередь, определяет своеобразное развитие речи у глухонемых. Во-первых, такому ребенку приходится овладевать ре­чью на основе других анализаторов, в частности зри­тельного. Во-вторых, он овладевает речью “…при недостаточной речевой практике и минимальных воз­можностях непосредственного подражания, главным образом на основе специального обучения, преиму­щественно путем сознательного усвоения закономер­ностей языка” (Боскис, 1953). В-третьих, у него, по крайней мере, на начальных этапах, ограничена по­требность устного общения с окружающими. Наконец, в-четвертых, глухонемой ребенок овладевает языком на том этапе общепсихического развития, когда уже возможно “…сознательное изучение языковых законо­мерностей на основе накопленного жизненного опыта и обобщения действительности” (Боскис, 1953).

Совершенно особую проблему представляет собой речь слепоглухих. В отличие от обучения глухих, здесь в каче­стве основы выступает жестовая речь, “Переход на словес­ное общение у слепоглухонемого ребенка осуществляется посредством введения глобально воспринимаемых дактильных слов в процессе жестового общения”. Жесты являются смысловым контек­стом первых дактильных слов, и они включены в связный жестовый рассказ.

В-четвертых, это речевые нарушения, связанные с умственной отсталостью или временными задержками психического развития.

Речевые нарушения при умственной отсталости и за­держках развития. Они в психолингвистическом плане мало исследованы. Речь идет прежде своего об олигофренах (с разной степенью тяжести дефекта — дебилах, имбецилах и идиотах) и детях с ранними органическими нарушениями, вызывающими так называемую алалию — отсутствие или недоразвитие речи. Вместе с тем в эту груп­пу попадают дети без явных органических нарушений или с периферийными нарушениями — так называемое общее недоразвитие речи.

В-пятых, это речевые нарушения, имеющие “испол­нительский” характер и связанные с дефектами мотор­ного программирования речи или реализации моторной программы (например, заикание). Их чаще называют фонационными расстройствами. Вы­деляются следующие виды фонационных расстройств:

Дисфония — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппа­рата.

Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Некоторые исследователи употребляют термин “брадифразия”.

При брадилалии речь чрезмерно замедленная, с растягиванием гласных звуков, с вялой, нечеткой артикуляцией. Большинству детей с такой патологией свойственна общая вялость, заторможенность, медлительность. Часто отмечается замедленный темп не только внешней, но и внутренней речи. У детей с брадилалией обычно бывают и нарушения общей моторики, внимания, памяти, мышления.

М.Е.Хватцев отмечал, что патологически замедленный темп речи нередко встречается у умственно отсталых детей. Излишне медлительная речь вызывает нетерпение и раздра­жение со стороны окружающих. Поэтому дети с такой речью вообще стараются не говорить. А это еще больше задерживает их речевое, а следовательно, и умственное развитие. Брадилалии у детей часто сопутствует монотонность голоса, недостаточно модулированная речь.

Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Название это произошло от греческого слова tachus, что означает “быстрый”, и lalia — речь.

По определению М.Е.Хватцева, при тахилалии произносится в секунду 20-30 звуков (при норме 9-14 звуков). Такую стреми­тельную речь бывает трудно понять, даже когда не изменяется звукопроизношение. Но часто от быстроты высказывания происхо­дит повторение слогов или, наоборот, их пропуск, искажение звуков, а иногда слов. Но всего этого говорящий, как правило, не замечает. Он часто не дослушивает собеседника и торопится выска­заться сам. Бурный поток звуков и слов произносится без пере­дышки, до полного выхода. Иногда неумеренно быстрый темп речи сопровождается быстрыми, подчас беспорядочными движениями рук, ног или всего тела.

Тахилалия может возникнуть уже в детстве и, если не проводить специальной коррекционной работы, усилиться в переходном воз­расте и остаться на всю жизнь.

Заикание — нарушение темпо-ритмической органи­зации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нор­мальном слухе и сохранной иннервации речевого аппа­рата.

Ринолалия (от греч. rhinos — нос, lalia — речь) — нарушения тембра голоса и звукопро­изношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Сочетание расстройств артикуляции звуков с расстройствами тембра голоса позволяет отличать ринолалию от дислалии и ринофонии (ринофония звуков речи — нарушение тембра голоса при нормальной артикуляции звуковой речи).

При ринолалии механизм артикуляции, фонации и голосообразования имеет существенные отклонения от нормы и обусловлен нарушением участия носового и ротоглоточного резонаторов. При нормальной фонации у человека во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, происходит отделение носоглоточной и носо­вой полости от глоточной и ротовой.

Эти полости разделяются нёбно-глоточным смыканием, осущест­вляемым сокращением мышц мягкого нёба и боковой и задней стенок глотки.

Одновременно с движением мягкого нёба при фонации проис­ходит утолщение задней стенки глотки, которое также способствует контакту задней поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки.

Уровень контакта мягкого нёба со стенкой глотки может варь­ироваться и зависит от длины мягкого нёба.

Во время речи мягкое нёбо непрерывно опускается и поднимает­ся на разную высоту в зависимости от произносимых звуков и бег­лости речи. Сила нёбно-глоточного смыкания зависит от произно­симых звуков. Установлено, что для гласных затвор меньше, чем для согласных. Гласные с назальным оттенком появляются в том случае, если между задним краем мягкого нёба и задней стенкой глотки остается пространство около 6 мм.

В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии: закрытая ринолалия, функциональная закрытая ринолалия, органически закрытая ринолалия, открытая ринолалия (органическая и функциональная).

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации ре­чевого аппарата. Термин “дизартрия” образован от греческих слов аrthson — сочленение и dys — частица, означающая расстройство. Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве арти­куляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изме­нениях темпа речи, ритма и интонации.

Наиболее часто встречающимися, не относящимися к патологическим, являются такие нарушения речи у людей, как парафазия, контаминация и персеверативность.

Парафазия – нарушение речевого высказывания, проявляющееся в неправильном употреблении отдельных звуков (букв) или слов в устной и письменной речи. Контаминация — ошибочное воспроизведение слов, заключающееся в объединении слогов, относящихся к разным словам, в одно слово. Эти нарушения речи еще не относятся к патологии. Персеверативность речи — т.е. многократное повторение отдельных слов, словосочетаний, предложений: “Девочки по­шли в лес. Потом они ели. Потом они поели, и потом запел соловей”.

Следующее нарушение — эхолалия — автоматическое повторение чужих слов, наблюдаемое при некоторых психических заболеваниях, можно уже отнести к патологии.

К патологическим также относятся: дизартрия, ринолалия, алалия, афазия (расстройство речи); нарушение артикуляции (афазия Брока); нарушения письма (аграфии); расстройства понимания устной речи (афазия Вернике); нарушения чтения (алексия) и т.д. Рассмотрим некоторые из них подробнее. Основные формы и виды речевых нарушений.

Классификация и общий обзор речевых нарушений

Нарушения речи не представляют собой какую-то единую аморфную группу. В этой группе имеются различные формы, характеризующиеся своеобразием этиопатогенеза и особенностями клинической симптоматики.

Проблема классификации нарушений речи является актуальной во многих науках, изучающих речь.

Речь представляет собой сложнейший физиологический, психический, мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в котором переплетаются как более элементарные (сенсомоторный, гностико-практический), так и высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой). В связи с этим речь и ее нарушения изучают многие науки: медицина, психология, лингвистика, психолингвистика и др. При этом они касаются и классификации речевых расстройств в различных аспектах: клиническом, патофизиологическом (с учетом анализаторного принципа, характера нарушений языковой системы), психолингвистическом.

На начальных этапах становления логопедии как науки она не располагала собственной классификацией нарушений речи, полностью принимая медицинскую классификацию речевых расстройств. Одним из первых проанализировал медицинскую классификацию речевых расстройств и, проанализировав их с точки зрения речевого дефекта, упорядочил терминологию А. Куссмауль в 1877 г. Эта классификация легла в основу множества клинических классификаций, но ни в одну из них не был заложен определенный принцип, что привело к разночтению видов и форм речевых нарушений не только в классификациях разных авторов, но и внутри одной классификации. На рубеже веков, с развитием физиологии высшей нервной деятельности, психологии, медицины, лингвистики и педагогики, эти противоречия стали особенно заметны. К пересмотру классификации речевых нарушений подключились М.Е. Хватцев, Ф.А. Рау, О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, пополнив содержательную характеристику речевых расстройств.

Одна из первых попыток обобщить результаты многолетних изучений речевых нарушений у детей и взрослых, описать эти нарушения и классифицировать их была предпринята М.Е. Хватцевым, в исследованиях которого отражен дифференцированный подход к изучению сложных речевых дефектов при различных видах нарушений развития и выбору путей и методов коррекционной помощи лицам различного возраста. Под нарушениями речи М.Е. Хватцев понимал “всевозможные отклонения от нормы, стандарта речи, т. е. общепринятого в данном языке типизированного проявления восприятия ее, начиная с нарушений отдельных компонентов и заканчивая полным отсутствием словесного общения”, и отмечал различные проявления речевых нарушений, представленные нарушением отдельных языковых компонентов или касающиеся всей структуры языка.

В работах С.С. Ляпидевского речевые нарушения рассматриваются с точки зрения клинического подхода. В группе речевых расстройств имеются различные формы, которые характеризуются разнообразными проявлениями клинической симптоматики и неоднородными проявлениями структуры нарушения. В логопедии подходы к оценке речевых нарушений направлены на разграничение клинических и педагогических симптомов. Отмечая существование клинической классификации речевых нарушений наряду с педагогической, С.С. Ляпидевский рассматривает медицинский аспект клинической классификации речевых нарушений и отмечает, что в ней предполагается учет того, какой из речевых анализаторов нарушен, в каком отделе и в какой степени проявляются эти нарушения. В клинической классификации автор выделяет:

  расстройства, обусловленные нарушениями в области речеслухового и речедвигательного анализаторов;

  расстройства центрального или периферического характера;

  расстройства функциональные или органические с учетом времени наступления расстройства (до начала формирования речи; в процессе формирования; после того, как речь уже сформирована).

С. С. Ляпидевский выделяет следующие формы речевых нарушений:

  фонетические дефекты, которые диагностируются как дислалия, дизартрия, ринолалия;

  недоразвитие или утрата речи – алалия, афазия;

  расстройства темпа, ритма и плавности речи несудоржного характера – тахилалия, брадилалия; нарушения плавности речи, сопровождающиеся судорожными спазмами мышц, в клинической классификации, как отмечает автор, определяются как логоневроз. В клинической классификации им выделяются особенности речевой патологии при дефектах слуха, умственной отсталости и при некоторых нервно-психических заболеваниях, таких как шизофрения и эпилепсия.

Логопедический аспект классификации речевых нарушений предполагает, по мнению С.С. Ляпидевского, учет того, какое звено речевой системы нарушено и выделяет, соответственно, расстройства голоса, расстройства ритма, расстройства темпа, расстройства фонетического строя, расстройства грамматического строя и расстройства лексики. В педагогической классификации автор рассматривает следующие формы речевых расстройств: недоразвитие речи различных уровней и задержка речевого развития.

В настоящее время в логопедии для описания и характеристики речевых нарушений используются две классификации нарушений речи: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.

Клинико-педагогическая классификация

Клинико-педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но, в отличие от чисто клинической, выделяемые в ней виды речевых нарушений не привязываются строго к формам заболеваний. Клинико-педагогическая классификация строго не соотнесена с клиническими синдромами. Она акцентирует внимание на тех нарушениях, которые должны стать объектом логопедического воздействия.

В данной классификации все виды нарушений речи делятся на две группы в зависимости от того, какого вида речь нарушена: устная или письменная. Нарушения устной речи, в свою очередь, могут быть разделены на два типа:

  фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи,

  структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи

К нарушениям устной речи относятся произносительной стороны речи:

  дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, проявляющееся в искаженном произнесении звуков, в заменах звуков или их смешении;

  ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (врожденными расщелинами нёба);

  дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Характеризуется голосовыми, просодическими и артикуляционно-фонетическими дефектами;

  дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации, нарушение силы, высоты и тембра голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата;

  заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;

  брадилалия – патологически замедленный темп речи;

  тахилалия – патологически ускоренный темп речи.

Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видам:

  алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка;

  афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Нарушения письменной речи подразделяются на:

  дислексию – частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в затруднениях опознания и узнавания букв, в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, в аграмматизме;

  дисграфию – частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений.

Психолого-педагогическая классификация

В соответствии с психолого-педагогической классификацией, разработанной на основе исследований Р.Е.Левиной, нарушения речи подразделяются на две группы.

Первая группа – нарушение средств общения:

  Фонетическое нарушение речи (ФНР), или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ). При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звукослоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звукослоговая структура слова).

  Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефекта восприятия и произношения фонем. При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического слуха, фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

  Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР). При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.

  Общее недоразвитие речи (ОНР). Различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.

Вторая группа – нарушения в применении средств общения:

  заикание, рассматриваемое как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения.

В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия.

Психолого-педагогическая классификация ориентирована на выявление прежде всего речевой симптоматики (симптомологический уровень) на основе психолого-лингвистических критериев. Симптомологический уровень анализа речевых нарушений позволяет описать внешние симптомы недоразвития языка (речи) у детей, выявить нарушенные компоненты речи (общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие и т. д.), что служит основой для направления детей в соответствующие группы детского сада или в школу определенного вида.

При одной и той же патологии (форме речевого нарушения) языковая система может страдать по-разному. И наоборот, одна и та же симптоматика может наблюдаться при различных но механизмам формах речевых нарушений. Так, например, общее недоразвитие речи может наблюдаться при стертой дизартрии, при моторной алалии, при детской афазии. Определение симптомологического уровня нарушений речи решает прежде всего практические задачи комплектования групп и создает предпосылки для определения характера речевой патологии.

Логопедическая диагностика должна идти от общего к частному: от выявления комплекса речевых симптомов к уточнению механизмов речевой патологии, к уточнению взаимодействия между речевой и неречевой симптоматикой, к определению структуры речевого дефекта.

В процессе постановки логопедического заключения необходимыми являются медицинские данные, клинические характеристики, которые позволяют уточнить тот или иной логопедический диагноз. Клинические характеристики ориентированы на объяснение причин возникновения речевых расстройств, на лечение ребенка, а не на систему коррекции, развития речи.

В настоящее время нуждаются в уточнении и расширении и клинико-педагогическая, и психолого-педагогическая классификации. Так, например, практика школьных логопедов показывает, что по мере коррекции нарушений звукопроизношения и фонематического развития отпадает основание говорить об общем недоразвитии речи. Однако еще длительное время у детей сохраняется недоразвитие лексико-грамматического строя речи, что приводит к большим трудностям в овладении программой по русскому языку, усвоении и реализации орфографических правил. Поэтому есть основание наряду с общим недоразвитием речи выделить и лексико-грамматическое недоразвитие речи. Необходимо уточнить формы нарушений речи и внутри клинико-педагогической классификации.

Для комплектования речевых групп детских садов, направления детей в школы определенного вида и осуществления дифференцированной коррекционно-логопедической работы важны оба критерия логопедической диагностики: и симптомологический, и клинико-педагогический. Логопедическая диагностика, ставящая перед собой коррекционно-развивающие задачи, должна рассматриваться в рамках существующих в логопедии классификаций (психолого-педагогической и клинико-педагогической), логопедическое заключение – с учетом пересечения этих двух классификаций. При формулировке логопедического заключения целесообразно также учитывать поэтапность обследования: от определения симптоматики речевых расстройств, выявления нарушенных компонентов к Речь — важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка. Благодаря этому мы воспринимаем прозу Л. Толстого и Э. Хемингуэя, стихи А. Пушкина и В. Шекспира, используем теоретическое наследие Д.Менделеева и А. Эйнштейна.

На основе речи и ее смысловой единицы — слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. На большое важность речи для развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л. С. Вы-готский, который писал: «Развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения об условных рефлексах, с психологическим подходом к ним. Развитие речи представляет прежде всего историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта».

Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. К условиям формирования нормальной речи относятся нормальная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком.
В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, го-ворят об особой категории аномальных детей — детях с речевыми нарушениями.

Изучением, предупреждением и коррекцией речевых нарушений занимается отрасль дефектологии логопедия (от греч. logos — слово и paideia — воспитание). Логопедия исторически складывалась как интегративная область знаний о психической и, конкретнее, речевой деятельности человека, речевых и языковых механизмах, обеспечивающих формирование речевой коммуникации в норме и патологии. Педагогические основы логопедической науки были разработаны в ИКП РАО в работах проф. Р.Е.Левиной и ее сотрудников и срок с 1965 по 1980 гг. Становление логопедии в нашей стране связано также с именами М.Е.Хватцева, О.П.Правдиной, Р.Е.Левиной и другими. Современный период развития логопедии связан с разработкой научных представлений о различных формах речевых нарушений, а также созданием эффективных методик их преодоления.
Как указывают Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе и с каждым годом количество таких детей растет. Дети с речевой патологией, как правило, имеют трудности в обучении. Знание педагогом основ логопедии нужно для нахождения адекватных форм обучения и воспитания таких детей.

  1. ПОНЯТИЕ РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ

Нарушения речи — собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Как правило, они обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие. Для их обозначения специалистами используются различные, не вечно взаимозаменяемые термины — расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения.

К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми нуждами их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков нужно для их отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, задержкой психического развития, слепых и слабовидящих, детей с ранним детским аутизмом и др.
Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы опасности. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в срок внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т.п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т.п.). Речевые нарушения, возникнув под влиянием какого-либо патогенного фактора, сами не исчезают и без специально организованной коррекционной логопедической работы могут отрицательно сказаться на всем дальнейшем развитии ребенка. В связи с этим следует различать патологические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды (социально-психологические факторы.

Социально-психологические факторы опасности связаны главным образом с психической депривацией детей. Отрицательное влияние на речевое развитие могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих. В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Дети с нарушениями речи подразделяются на ряд субкатегорий в зависимости от этиопатогенеза, клинической формы речевого дефекта, глубины и системной распространенности речевого расстройства, задач, содержания и методов логопедического воздействия. Глубокие нарушения различных сторон речи, ограничивающие возможности пользования языковыми средствами общения и обобщения, вызывают специфические отклонения со стороны других высших психических функций — внимания, памяти, воображения, вербально-логического мышления, эмоционально-волевой и личностной сферы и др., которые часто осложняют картину речевого нарушения ребенка. Качественная специфика и выраженность таких отклонений вторичного порядка связана с формой и глубиной речевого расстройства, а также со степенью зрелости речевой системы и других высших форм поведения ребенка к моменту действия патологического фактора.
Современные классификации речевых нарушений ориентированы, в первую очередь, на дифференциацию первичных нарушений. Речевые нарушения у детей и подростков рассматриваются в различных аспектах:

* в аспекте локализации поражения и психофизической организации речевой деятельности (сенсомоторный уровень; уровень значений и смысла). На этой основе выделяется степень выраженности ряда речевых дефектов. Такой подход близок к нейропсихологическому направлению в изучении речевых нарушений и применяется наиболее просторно в комплексных исследованиях детей школьного возраста и подростков;

* в аспекте этиопатогенеза. Выделяются органические и функциональные причины нарушения и характерные симптомо-комплексы речевых нарушений. В настоящее пора тот самый подход отражен в клинико-педагогической классификации:

Нарушения устной речи

Расстройства фонационного оформления речи:

афония, дисфония — отсутствие или нарушение голоса,

брадилалия — патологически замедленный темп речи,

тахилалия — патологически убыстренный темп речи,

заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,

дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата,

ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата,

дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

Нарушение структурно-семантического оформления высказывания:

алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга,

афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Нарушения письменной речи

дислексия (алексия) — частичное (полное) нарушение процессов чтения,

дисграфия (аграфия) — частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.

Положительным в клинико-педагогической классификации является то, что она строится на признаках, максимально дифференцирующих виды речевых нарушений, позволяющих логопеду на основании комплексного подхода квалифицировать дефект речи при разных формах аномального развития и осуществлять логопедическое влияние с максимальным учетом индивидуальных особенностей ребенка.

В то же пора в приведенной классификации не учитывается принцип системного подхода, который основывается на системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой (произносительной) ее стороны, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, а также на взаимосвязи нарушений речи с другими сторонами психического развития ребенка.

Логопедическая наука и практика в настоящее пора ориентируются на обучение и воспитание детей с нарушением развития речи и на необходимость разработки содержания и методов логопедического воздействия для работы с коллективом детей. В 60-70 гг. в ИКП РАО была разработана психолого-педагогическая классификация на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых в большей степени учитываются структурные компоненты речевой системы; функциональные аспекты речи; соотношение видов речевой деятельности. Схематически психолого-педагогическая классификация выглядит следующим образом:

Нарушение языковых средств общения (компонентов речи):

фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), т.е. нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем;
общее недоразвитие речи (ОНР 1 — 3-го уровня, не резко выраженное общее недоразвитие речи), которое объединяет сложные речевые расстройства, т. е. те случаи, когда у детей по разным причинам нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам.

Нарушения в применении языковых средств общения в речевой деятельности (коммуникативный аспект):

заикание,

проявления речевого негативизма и др.

В данной классификации нарушения письма и чтения трактуются как отсроченные проявления ФФН и/или ОНР, обусловленные у детей не сформированностью фонетических и морфологических обобщений в устной речи.

3. КЛИНИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы.

Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, не дифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.

Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т.е. быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимательность на протяжении всего урока. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на уроке, встают, ходят по классу, выбегают в коридор во пора урока. На перемене дети излишне возбудимы, не реагируют на замечания, а после перемены с трудом сосредотачиваются на уроке.

Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, невысокий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, невысокий уровень контроля над собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, невысокая умственная работоспособность.

Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи, с чем их работоспособность резко меняется. В срок психосоматического благополучия такие дети могут добиваться довольно высоких результатов в учебе.

Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально реактивные, легко дают невротические реакции и более того расстройства в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны учителя и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы детей, страдающих речевыми расстройствами.

Литература

1. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова. — М.: Издательский центр «Академия», 1998.

2. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. — М.: Просвещение, 1991.
3. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
4. Специальная педагогика/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.

5. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. М.А.Поваляева. Издательство «Феникс», 2006.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Речевые нарушения и их виды

  • Какие отклонения называют речевыми нарушениями

  • По каким причинам возникают расстройства речи

  • Разновидности речевых нарушений

    1. Клинико-педагогическая классификация

    2. Психолого-педагогическая классификация

  • Какие методы применяются для устранения речевых нарушений

Врожденные, полученные по наследству от родителей или приобретенные вследствие тяжелой травмы или перенесенного инсульта расстройства речи способны изменить жизнь людей. Причем изменения эти будут вовсе не положительными. Речевые дефекты сказываются на интеллектуальном и психическом развитии ребенка, а взрослого вынуждают обрастать комплексами, заставляют вести затворнический образ жизни, избегать общества и общения с другими людьми. Проблему можно устранить, если вовремя и правильно диагностировать патологические изменения и выбрать оптимальную программу коррекции и реабилитации.

Какие отклонения называют речевыми нарушениями

Речевые нарушения и их виды

Расстройства речевой функции, которые становятся труднопреодолимым препятствием для общения, ограничивают возможности взаимодействия человека с окружающими, мешают его социальной адаптации, называют речевыми нарушениями. Какие-то сбои случаются при рождении или в раннем детском возрасте, другие настигают взрослых людей. Патологические отклонения могут выражаться, например, в нарушении психофизиологических механизмов речи, в ее полном или фрагментарном отсутствии или в том, что уровень развития речи отстает от показателей возрастной нормы. Пусковым ключом в подобных случаях становятся психические, физиологические или неврологические проблемы, тяжелые болезни или травмы и т. д. Своими силами устранить речевые дефекты не получается, а они в свою очередь отрицательно сказываются на психическом развитии человека, могут стать причиной его социальной изоляции. Чем раньше обнаружены патологические отклонения и начато лечение, тем больше вероятность того, что речевую функцию удастся полностью или хотя бы частично восстановить. Процесс может быть долгим, потребует немало усилий и профессиональной помощи специалистов – логопедов, неврологов и нейрофизиологов, оториноларингологов, стоматологов и других.

По каким причинам возникают расстройства речи

Речевые нарушения и их виды

Расстройства речевой функции возникают под действием ряда факторов, которые можно разделить на биологические (связанные с онтогенезом – индивидуальным развитием организма) и социально-психологические (связанные с той средой, с теми внешними условиями, в которых находится человек).

Рассмотрим основные причины речевых расстройств у детей:

  • Генетическая предрасположенность. В этом случае нарушение речевой функции достается ребенку в наследство от родителей. Это может быть неправильный прикус, особенности в расположении зубов или неправильное их количество, аномалии в строении артикуляционного аппарата, заикание или запаздывающее формирование звукопроизношения (ребенок начинает говорить позже своих сверстников).

  • Врожденные патологии (нарушения, которые случились во время внутриутробного развития плода). Такое возможно, если беременность протекала с осложнениями; если будущая мама находилась в состоянии постоянного стресса, перенесла инфекционное заболевание и была вынуждена принимать лекарственные средства или не смогла отказать себе в сигаретах или употреблении алкогольных напитков; если имеет место несовместимость крови (отрицательный резус-фактор), интоксикация, гипоксия, недоношенность. Врожденными могут быть, например, короткая уздечка языка или аномальная форма неба, а также другие анатомические патологии, которые влияют на развитие речи ребенка.

  • Перинатальные патологии (их могут спровоцировать осложнения во время родов). Родовые травмы, кислородное голодание, асфиксия из-за узких родовых путей – все это неблагоприятно влияет на развитие структур головного мозга, их функционирование, как следствие – на нервно- психическое развитие малыша и его речевую деятельность.

  • Постнатальные патологии (на их возникновение влияет все, что случается в первые месяцы жизни малыша). Отклонения в развитии речевой функции могут быть вызваны нейроинфекциями (энцефалит, менингит), тяжелыми отитами, травмами головы, повреждениями неба. У ребенка может ухудшиться слух, возникнут сложности при выговаривании звуков.

  • Влияние социально-психологических и бытовых факторов. Ребенку могут не уделять должного внимания (например, неблагополучная семья или слишком занятые работой родители, у которых нет времени на общение с малышом) или в его окружении есть люди с дефектами речи. Проблемы с речевой функцией случаются, когда малышу приходится с пеленок учиться говорить на двух языках. Может иметь место излишняя стимуляция речевого развития, которая не учитывает возрастные возможности растущего организма, или ребенку приходится жить в состоянии постоянного стресса.

Речевые нарушения у взрослых могут быть связаны:

  • с перенесенными ранее тяжелыми травмами головного мозга;
  • с сосудистыми заболеваниями (инсульт);
  • с наличием злокачественных или доброкачественных новообразований в головном мозге;
  • с нейрохирургическими вмешательствами;
  • с такими заболеваниями, как рассеянный склероз, болезнь Вильсона, болезнь Паркинсона;
  • с миастенией;
  • со злоупотреблением алкоголем и т. д.

У пожилых людей проблемы с речью могут вызвать неправильно закрепленные зубные протезы. Еще одна распространенная причина – болезнь Альцгеймера, которая сопровождается частичной потерей памяти, деменцией, трудностями артикуляции.

Разновидности речевых нарушений

Речевые нарушения и их виды

Рассмотрим основные классификации речевых расстройств – клинико-педагогическую и психолого-педагогическую. В первом случае в фокусе внимания – причины, по которым возникают речевые дефекты, и механизмы их развития. Во втором – то, как проявляются дисфункции, каковы их симптомы и какие методы коррекционной работы необходимы.

1. Клинико-педагогическая классификация

Патологические изменения могут затрагивать устную или письменную речь. В первом случае различают фонационные (внешние) и структурно-семантические (внутренние или системные) нарушения. Отклонения во внешнем (фонационном) оформлении речи могут возникнуть как следствие неправильного голосообразования, интонирования, выговаривания звуков, сбоев темпоритма. При подобных нарушениях человек понимает, что ему говорят, но качественной обратной связи дать не может – при воспроизведении речи возникают серьезные затруднения. К этой группе речевых расстройств относятся:

  • дислалия (или косноязычие) – человек неверно произносит отдельные звуки, слоги, «проглатывает», искажает их или заменяет другими, его речь невнятная, нечеткая (подобные проблемы возможны при нарушенном восприятии звуков, дефектах речевого аппарата, несформированных речевых навыках);

  • дисфония – изменение силы голоса или его тембра (гнусавость, хриплость, осиплость, слабость голоса), абсолютное отсутствие голоса (афония) как следствие патологий в развитии речевого аппарата;

  • дизартрия – проблемы в звуковом оформлении речи (неверная артикуляция, произношение) могут спровоцировать поражения ЦНС, расстройства иннервации артикуляционного аппарата (у взрослых причиной подобных дефектов может стать кровоизлияние, ишемия, рассеянный склероз; у детей это может быть следствием перенесенных инфекций головного мозга, раннего ДЦП и др.);

  • ринолалия – из-за особенностей строения речевого аппарата практически все звуки произносятся неправильно, тембр голоса становится гнусавым;

  • брадилалия – заторможенный темп речи, растянутые гласные, нечеткие звуки;

  • тахилалия – темп речи слишком быстрый, возможны необоснованные, случайные паузы, пропуски слов или повторы;

  • заикание – нарушения темпоритма, которые возникают из-за судорог, спазмов мышц речевого аппарата и дают о себе знать в виде удлинения или частого повторения звуков, слогов, слов, постоянных остановок.

Внутренние расстройства (структурно-семантические или системные), как правило, более тяжелые. Предпосылками для их развития становятся поражения коры головного мозга, вследствие чего человек не может выговорить слова, произнести фразы и не в состоянии понять их смысл. К такому типу речевых дефектов относятся:

  • алалия – речь недоразвита или полностью отсутствует (причиной могут стать тяжелые органические поражения речевых центров головного мозга);

  • афазия – имеет место, когда человек частично или полностью утрачивает уже сформировавшуюся речь (как следствие перенесенных инфекций ЦНС или черепно-мозговых травм).

Расстройства письменной речи могут принимать форму:

  • дислексии – неправильное восприятие текста (ребенок неправильно опознает буквы, неправильно складывает из них слова, испытывает сложности с чтением);

  • алексии – это крайняя форма дислексии, неспособность к чтению;

  • дисграфии – искажение структуры слова (перестановка или пропуски букв), замена или искажение букв при письме, разрывы внутри одного слова в предложении;

  • аграфии – абсолютная неспособность овладеть письмом.

2. Психолого-педагогическая классификация

Эта типология базируется на психолингвистических критериях, учитывает
функциональные аспекты. Согласно этой классификации, речевые патологии
могут быть двух видов:

  • нарушения средств общения – фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН, когда расстроено и воспроизведение, и восприятие звуков), общее недоразвитие речи (ОНР, когда расстроены все составляющие речевой системы – и звуковые, и смысловые компоненты, речь развивается поздно, словарный запас очень скромный, возникают сложности с выговариванием отдельных звуков, построением предложений, использованием слов);

  • нарушения в употреблении средств общения – заикание (речевой аппарат развит, но применять его по назначению удается с большим трудом), мутизм (вынужденное молчание). Расстройства речевой функции могут быть комбинированными (сочетанными) – например, заикание может сочетаться с неправильным произношением отдельных звуков.

Какие методы применяются для устранения речевых нарушений

Речевые нарушения и их виды

Независимо от того, что стало причиной возникновения, речевые нарушения отличаются устойчивостью и сами собой не проходят. При этом любые отклонения могут негативно сказаться на психическом, интеллектуальном развитии человека, на его поведении, способности к социальной адаптации. Без помощи специалиста, а чаще – команды специалистов, и правильной диагностики проблемы тут не обойтись. В зависимости от конкретной ситуации к обследованию подключаются педиатр или терапевт, логопед, оториноларинголог, невролог, психолог. По результатам диагностики разрабатывается комплексная программа коррекции – именно такой подход позволяет достичь наилучших результатов.

Для устранения речевых нарушений могут применяться следующие методы:

1. Медикаментозная терапия. Употребляются седативные препараты, средства, нормализующие мозговое кровообращение, витамины и нейропептиды, ноотропы (они активизируют работу головного мозга, благоприятно влияют на внимание, память), антиоксиданты (помогают преодолеть гипоксию). Важно помнить, что любые лекарства должны назначаться только врачом! 2. Лечебная физкультура. Артикуляционная гимнастика помогает разработать мышцы языка, губ, нижней челюсти, мимические мышцы, сделать их более подвижными, благодаря чему органам речевого аппарата будет проще занять свое место при воспроизведении звуков, слов, предложений, улучшится произношение. Параллельно с тренировкой мышц речевого аппарата разрабатывают мелкую моторику рук (проводят так называемую сопряженную гимнастику – театр пальчиков и языка). Пальчиковая гимнастика помогает активизировать импульсы, бегущие к речевым центрам мозга, синхронизировать работу полушарий, что способствует постепенному устранению дефектов. Для тренировки мелкой моторики хорошо подойдут рисование, лепка, игра с конструктором или складывание мозаики.

3. Физиотерапия. Массаж, иглоукалывание, лечебные ванны способствуют улучшению кровообращения, нормализуют мышечный тонус, снимают избыточное напряжение, спазмы.

4. Работа с психологом. Специалист предлагает упражнения на развитие логического мышления, способствует обогащению словарного запаса, помогает вернуть в норму и стабилизировать психологическое состояние, преодолеть трудности в общении и социальной адаптации. Применяются такие психотерапевтические методики, как песочная терапия, ароматерапия, воско- и глинотерапия, арт-терапия, музыко- и цветотерапия.

5. Работа с логопедом (логопедом-афазиологом). Специалисты применяют логопедический массаж и логоритмику, артикуляционную гимнастику, дыхательные и ортофонические упражнения, пальчиковую гимнастику.

Хорошие результаты дает логопедическое тейпирование. В чем его суть? Изготовленные из хлопка и пропускающие влагу и воздух эластичные ленты (тейпы) крепятся на чистую сухую кожу. Их задача – привести в порядок работу мышц речевого аппарата: помочь им совершать правильные движения в нужном направлении, с требуемой интенсивностью, снять напряжение там, где оно не нужно и т. д. Возрастных ограничений у этой методики нет. Эффективность тейпинг-терапии повышается, если ее использовать в комплексе с логопедическим массажем, физиотерапией, артикуляционной гимнастикой. Более детально познакомиться с этим интересным направлением можно в нашей Академии на дистанционном курсе «Логопедическое тейпирование в системе комплексной коррекционной работы по преодолению речевых нарушений».

Бесплатный большой онлайн словарь синонимов русского языка. Удобный поиск, сортировка, возможность сохранить файл синонимов. Использование материалов сайта разрешено только после согласия Администрации проекта.

18+

Обратная связь

  • Во втором случае это могут быть различные травмы психики, патологии центральной нервной системы, инфекции, аметропии, интоксикации, слепота на один глаз и т.

  • Кроме того, фитотерапию с осторожностью применяют при почечных патологиях.

  • Однако иногда всё же не удаётся полностью предупредить появление речевой патологии, и в этих случаях приходится говорить о вторичной профилактике.

  • С учётом этого обстоятельства и проводится классификация причин речевой патологии, о которой кратко сказано ниже.

  • После проведения обследования наличие сердечной патологии не подтвердилось.

Нарушения речи

Нарушения речи

Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. О нарушениях речи говорят в том случае, если имеют место отклонения функционирования психофизиологичес­ких механизмов речи; несоответствие уровня речевого развития возрастной норме; недостатки речи не преодолеваются само­стоятельно и могут негативно влиять на пси­хическое развитие индивида. Изучением и преодолением нарушения речи у детей и взрослых занимается педагогическая наука – логопедия, а также содружественные ей науки медицинского цикла (нейрофизиология, неврология, отоларингология, стоматология и др.).

далее…

Аграмматическая дисграфия

Аграмматическая дисграфия – это повторяющиеся ошибки на письме, обусловленные недоразвитием грамматического строя языка. Характеризуется неправильным словообразованием, словоизменением по родам, падежам, числам, нарушением согласования и управления слов в предложении, неточностью выражения мыслей, недостаточной связностью изложения. Аграмматическая дисграфия обнаруживается по результатам обследования устной речи, анализа письменных работ. Направления коррекционной работы включают расширение лексического запаса, формирование грамматических категорий, развитие связного высказывания.

Аграфия

Аграфия – это грубая дезорганизация письменной речи, приводящая к невозможности реализации акта письма. Сопровождается распадом графического образа звука, грубыми аграмматизмами, неспособностью писать спонтанно, под диктовку или самостоятельно, списывать текст. Диагностика включает неврологический осмотр, проведение инструментальных исследований (МРТ, электроэнцефалографии), нейропсихологического и логопедического тестирования. Коррекция аграфии проводится логопедическими средствами на фоне лекарственной терапии, физиотерапевтического лечения.

Акустико-гностическая афазия

Акустико-гностическая афазия — это расстройство восприятия и синтеза вербально полученной речевой информации. Возникает вследствие поражения коркового центра слухового анализатора — зоны Вернике. Сопровождается нарушением письма, счёта, чтения. Акустико-гностическая афазия диагностируется по результатам неврологического, логопедического обследования, данным МРТ и КТ мозга, УЗДГ церебральных сосудов. Лечение предусматривает этиопатогенетическую терапию причинной патологии, логопедические занятия, приём нейропротекторных, ноотропных фармпрепаратов, ЛФК.

Акустико-мнестическая афазия

Акустико-мнестическая афазия — это расстройство речи, обусловленное неполноценностью слухоречевой памяти. Характеризуется затруднённым повторением словесной цепочки, сложностями подбора необходимого слова в процессе разговора. Диагностика производится по результатам логопедического обследования, оценки неврологического статуса, проведения церебральной МРТ, исследования мозговой гемодинамики, цереброспинальной жидкости. Коррекция афазии осуществляется на фоне лечения основной причинной патологии, включает логопедические занятия, медикаментозную поддержку, общую реабилитацию (массаж, ЛФК).

Акустическая дисграфия

Акустическая дисграфия – это парциальное расстройство функции письма, обусловленное недостаточностью слухового восприятия. Появляется заменами либо смешением на письме букв, обозначающих фонетически схожие звуки: шипящие-свистящие, твердые-мягкие, звонкие-глухие, аффрикаты и их составляющие. При этом звукопроизношение у ребенка правильное. Дисграфия диагностируется по результатам анализа письменных работ, исследования слуховой дифференциации фонем. Коррекционный маршрут предусматривает преодоление фонематического недоразвития, уточнение акустических характеристик звуков, работу над фонемным анализом и синтезом.

Алалия

Алалия – это грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов. Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании. Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает медикаментозную терапию, развитие психических функций, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, связной речи.

Алексия

Алексия – это тотальное расстройство навыка чтения, сопровождающееся невозможностью зрительного восприятия и понимания текста. При данном нарушении человек не может научиться читать или утрачивает способность распознавать буквы и соединять их в слова. Алексия может развиваться изолированно или сочетаться с афазией, аграфией. Расстройство диагностируется с помощью нейропсихологического и логопедического тестирования, методов нейровизуализации (КТ, МРТ, ПЭТ головного мозга). Коррекционная работа направлена на развитие зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетических процессов.

Амнестическая афазия

Амнестическая афазия – это вариант афатического расстройства, при котором происходит распад номинативной функции речи. Характеризуется зрительной амнезией, забыванием названий предметов, речевыми паузами и трудностями подбора слов, вербальными парафазиями. Диагностика предполагает проведение неврологического обследования (церебральной МРТ, МРА, УЗИ артерий головы и шеи), нейропсихологического и логопедического тестирования. Лечебно-коррекционная работа при афазии включает этиопатогенетическую фармакотерапию, логотерапию, нейрокоррекцию.

Анартрия

Анартрия – это наиболее тяжелая степень дизартрии, приводящая практически к полному отсутствию звуковых и голосовых реакций. Выраженность варьирует от полной неспособности произнести речевые звуки до наличия отдельных вокализаций, гласных звуков, слогов. Также у больных затруднено жевание, глотание, отсутствует мимика, выражена гиперсаливация. Церебральные поражения диагностируются при помощи томографических методов (МРТ, КТ), речевой статус уточняется в рамках логопедического обследования. Лечение комплексное: медикаментозная коррекция неврологических расстройств, нейрореабилитация, логотерапия.

Афазия

Афазия – это расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь. Проявления афазии зависят от формы нарушения речи; специфическими речевыми симптомами афазии являются речевые эмболы, парафазии, персеверации, контаминации, логорея, алексия, аграфия, акалькулия и др. Больные с афазией нуждаются в обследовании неврологического статуса, психических процессов и речевой функции. При афазии проводится лечение основного заболевания и специальное восстановительное обучение.

Афония

Афония – это расстройство голосообразования, при котором утрачивается звучность речи. Пациент может разговаривать исключительно шепотом, при психогенной форме сохраняется громкий смех, кашель, крик. Возможны болевые ощущения в горле, затрудненное дыхание. Инструментальная диагностика афонии включает эндоскопию гортани (ларингоскопию, видеостробоскопию), функциональная ‒ психологическое тестирование, логопедическое обследование. Лечение проводится медикаментозными средствами, методами физиотерапии, психотерапии. Показаны фонопедические занятия. Иногда требуется хирургическое пособие.

Афферентная моторная афазия

Афферентная моторная афазия — это кинестетическое расстройство сформированной речи, обусловленное нарушением центральной регуляции речедвигательного аппарата. Возникает при поражении артикуляционной зоны постцентральной извилины. Клинически проявляется снижением речевой продукции, сложностями артикуляции, смешением фонем с похожим артикуляционным механизмом, вторичной дислексией и дисграфией. Основу диагностики афферентной моторной афазии составляет логопедическое, неврологическое обследование, МРТ мозга. Проводится лечение основной патологии, осуществляется медикаментозная поддержка церебральных функций (нейрометаболиты, сосудистые фармпрепараты), логопедическая коррекция.

Билингвизм у детей

Билингвизм у детей – это одновременное владение ребенком несколькими языковыми системами, выраженное в равной или различной степени. Помимо неоспоримых плюсов, двуязычие может повлечь за собой определенные трудности в освоении звуковой стороны, словарного запаса, грамматических норм русского языка, коммуникативные проблемы. С целью выявления означенных нарушений проводится беседа с родителями, логопедическое и психологическое обследование. Коррекционно-логопедическое обучение при билингвизме направлено на организацию правильного языкового режима, преодоление фонетических, фонематических и грамматических пробелов, развитие коммуникативных навыков.

Брадилалия

Брадилалия – это нарушение темпа речепроизводства, характеризующееся замедленной реализацией артикуляторного акта. При брадилалии замедляется темп внутренней и внешней речи, чтения, письма; голос становится немодулированным, монотонным, артикуляция – нечеткой. При брадилалии требуется комплексное медицинское, психологическое и логопедическое обследование, направленное на выяснение причин нарушения темпа речи и сопутствующих нарушений. Методика преодоления брадилалии предполагает медицинское воздействие (медикаментозную терапию, ФТЛ, психотерапию), массаж, логопедические занятия, логоритмику.

Бульбарная дизартрия

Бульбарная дизартрия — это утрата членораздельности экспрессивной речи вследствие расстройства иннервации артикуляционных органов при поражении IX, X, XII пар черепных нервов. Клинически проявляется смазанностью, замедленностью, монотонностью, скудностью речевой продукции на фоне дисфонии и сопутствующих расстройств глотания. Бульбарная дизартрия диагностируется по данным неврологического и логопедического обследования, для выявления причины патологии проводится КТ или МРТ головного мозга, исследование церебрального кровотока, анализ ликвора. Лечение осуществляется соответственно этиологии заболевания, дополняется логопедической коррекцией, общей реабилитацией, нейропротекторной терапией.

Дизартрия

Дизартрия – это расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при тяжелых поражениях возникает анартрия. При подозрении на дизартрию проводится неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ, МРТ головного мозга и др.), логопедическое обследование устной и письменной речи. Коррекционная работа при дизартрии включает лечебное воздействие (медикаментозные курсы, ЛФК, массаж, ФТЛ), логопедические занятия, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

Дизартрия у детей

Дизартрия у детей – это сложное речевое расстройство, возникающее при нарушении нейромоторного механизма речи. Синдром проявляется артикуляционными трудностями, звукопроизносительными дефектами, диспросодией. Возможны затруднения глотания, гиперсаливация, расстройства произвольной моторики и координации. Для установления центральных причин дизартрии выполняется церебральная МРТ, ЭФИ. Неврологическое обследование дополняется нейропсихологическим и логопедическим тестированием. В лечении применяется комплекс методов: фармакотерапия, физическая реабилитация, логотерапия.

Дизорфография

Дизорфография – это специфическое расстройство усвоения орфографических навыков, опосредованное нарушением речевого онтогенеза и невербальных психических процессов. Проявляется устойчивыми, частотными орфографическими ошибками на письме, возникающими и повторяющимися, несмотря на знание учащимся орфографического правила. Дизорфография выявляется в процессе диагностики сформированности устной и письменной речи, анализа рабочих тетрадей ученика. Коррекционный логопедический процесс включает формирование фонетико-фонематического, лексического, грамматического, морфологического, синтаксического компонентов речевой системы, развитие ВПФ.

Динамическая афазия

Динамическая афазия — это нарушение формирования высказываний активной речи, обусловленное поражением префронтальной лобной коры. Клинически проявляется отсутствием инициации высказываний, односложностью, упрощённостью ответов на поставленные вопросы, повторением фраз собеседника, недостаточным пониманием длинных сообщений. Диагностируется динамическая форма афазии с учетом данных неврологического осмотра, логопедического и психологического обследования, томографических, сосудистых исследований. Коррекция речевого дефекта проводится путём логопедических занятий, фармакотерапии на фоне этиотропного лечения и общеукрепляющих мероприятий.

Дисграфия

Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике. Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

Нарушения речи

Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. О нарушениях речи говорят в том случае, если имеют место отклонения функционирования психофизиологичес­ких механизмов речи; несоответствие уровня речевого развития возрастной норме; недостатки речи не преодолеваются само­стоятельно и могут негативно влиять на пси­хическое развитие индивида. Изучением и преодолением нарушения речи у детей и взрослых занимается педагогическая наука – логопедия, а также содружественные ей науки медицинского цикла (нейрофизиология, неврология, отоларингология, стоматология и др.).

Современные классификации рассматривают нарушения речи с позиций этиопатогенеза (клинико-педагогическая клас­сификация) и в аспекте расстройства психофизической организации речевой деятельности (психолого-педагогическая классификация).

Таким образом, клинико-педагогическая клас­сификация включает нарушения письменной речи (дислексию и алексию, дисграфию и аграфию) и нарушения устной речи, которые делятся на расстройства фонационного (внешнего) оформления речи (дислалию, дизартрию, ринолалию, брадилалию, тахилалию, заикание, нарушения голоса) и расстройства структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания (алалию и афазию).

Психолого-педагогическая классификация выделяет нарушения языковых компонентов речи (ФФН и ОНР), а также нарушения в применении языковых средств (заикание, мутизм). Возможны сложные комбинированные дефекты (ФФН + заикание, ОНР + заикание).

Все многообразие причин, вызывающих нарушение развития речи, может быть поделено на биологические и социальные. Так, биологические факторы, вызывающие нарушения речи, могут воздействовать в различные периоды онтогенеза. На стадии внутриутробного развития и родов наиболее неблагоприятное воздействие на созревание и последующее функционирование мозговых структур ребенка оказывают гипоксия плода, внутриутробные инфекции, родовые травмы и пр.; в первые месяцы после рождения – травмы, мозговые инфекции. Нарушения речи у лиц старшего возраста, как правило, связаны с сосудистыми поражениями головного мозга (инсультом, разрывом аневризмы сосудов головного мозга), тяжелыми травмами головы, опухолями мозга, нейрохирургическими вмешательствами.

Социально-психологические факторы, приводящие к нарушению развития речи у детей, могут выражаться в отсутствии должного внимания к формированию детской речи со стороны взрослых; неправильной речи окружающих; необходимости усвоения ребенком-дошкольником одновременно двух языковых систем; излишней, не соответствующей возрастным возможностям стимуляции речевого развития ребенка, стрессах и т. д.

Предрасполагающими условиями к возникновению нарушений речи у детей служат, так называемые, критические периоды в развитии речевой функции: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. Эти периоды являются сензитивными для развития речи: в это время происходит наиболее интенсивное формирование психофизиологической основы речи, и нервные механизмы регуляции речевой деятельности чрезвычайно ранимы. Поэтому любые, даже, казалось бы, незначительные биологические или социальные факторы, действующие в критические периоды, могут привести к возникновению нарушений речи.

Нарушения речи носят стойкий характер и, возникнув под влиянием того или иного фактора, не исчезают самостоятельно, без специально организо­ванной логопедической помощи. Кроме этого, нарушения речи отрицательно сказываются на развитии интеллектуальной сферы, поведения и личности в целом. Вместе с тем, в большинстве случаев нарушения речи обратимы, и целенаправленная и своевременно предпринятая коррекция позволяет вернуть человеку радость общения и предупредить развитие вторичных психических наслоений.

Логопедическая помощь лицам, страдающим нарушениями речи, оказывается в системе образования (специализированных ДОУ, логопедических группах, логопедических пунктах, школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и пр.), в системе здравоохранения (логопедических кабинетах при поликлиниках, диспансерах, стационарах, специализированных медицинских цент­рах, домах ребенка и т. д.), частных развивающих центрах. В этих учреждениях логопеды проводят консультации, всестороннее диагностическое обследование и коррекцию нарушений речи.

Курс логопедических занятий проводится по специальной программе в соответствии со спецификой нару­шения речи. На занятиях по коррекции нарушений речи используются речевые упражнения, артикуляционная и дыхательная гимнастика, логопедический массаж, логоритмика. Логопедическое воздействие при нарушениях речи активно сочетается с лекарственной терапией, психотерапией, массажем, физиотерапией, лечебной физкультурой, при необходимости – хирургическим вмешательством.

Профилактика нарушений речи начинается фактически с момента зарождения новой жизни и продолжается уже после рождения, на протяжении всей жизни. Она включает в себя заботу о благоприятном протекании беременности, нервно-психическом и физическом здоровье беременных и детей, раннее выявление факторов риска нарушений речи и их устранение. Важнейшее значение в профилактике нарушений речи у детей имеет речевая среда.

Ознакомиться с основными видами речевой патологии и формами логопедического воздействия Вы можете в разделах «Нарушения речи» и «Логопедия» на сайте «Красота и медицина». Вашему вниманию также предлагается каталог организаций, оказывающих логопедическую помощь, удобный сервис поиска специалиста-логопеда в Москве с возможностью онлайн-записи на консультацию и лечение.

далее…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Речевая культура синоним
  • Речевая компетенция синоним
  • Речевая выразительность синоним
  • Речевая агрессия синоним
  • Рецитировать синоним