Простые синонимы для детей

Пособие «Словарь синонимов» 1- 4 класс

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

Август, жнивень, серпень

Аккуратный, опрятный, чистый

Апрель, снегогон, цветень

Беззаботный, беспечный, неунывающий, беспечальный, бескручинный, равнодушный

Безобразный, некрасивый, уродливый, невзрачный, неказистый, неприг­лядный, нескладный

Белый, белоснежный, молочный, снежный, лилейный, ки­пенный

Беспокоиться, тревожиться, волноваться

Благородный, аристократический, рыцарский, достойный, доблестный, джентльменский

Блестеть, сиять, сверкать, искриться, светиться

Блестящий, яркий, светлый, лучистый, лучезарный

Близкий, ближний, близлежащий, граничащий, окрестный, прилегаю­щий, соседний

Болтливый, говорливый, многоречивый, разговорчивый, словообильный, словоохотливый, экспансивный, велеречивый

Большой, гигантский, громадный, огромный, исполинский

Бояться, пугаться, страшиться, робеть, дрожать от страха

Быстрый, проворный, прыткий, резвый, стремительный

Важничать, кичиться, хвалиться, зазнаваться, задаваться

Вежливый, внимательный, обходительный, почтительный, предупреди­тельный, участливый, учтивый, светский, благовоспитанный, воспитанный, любезный, приветливый, галантный, тактичный

Верный, надежный, преданный

Вершина, верх, верхушка, гребень [горы, волны], конек [крыши)

Веселый, радостный, ликующий, жизнерадостный

Видеть, наблюдать, замечать, примечать, любоваться

Вкусный, аппетитный, лакомый

Воевать, бороться, драться, биться, ополчаться, сражаться

Волшебник, колдун, кудесник, маг, чародей

Восторг, восхищение, ликование, веселье, радость

Враг, противник, неприятель, недруг

Враждебный, злобный, злостный, злоумышленный, недружелюбный

Врать, лгать, выдумывать, обманывать, сочинять, фантазировать

Вспыльчивый, гневливый, запальчивый, раздражительный, не­уравновешенный

Выучить, затвердить, усвоить, вызубрить

Глупый, неразумный, несмышленый, тупой

Голубой, лазурный, лазоревый, бирюзовый, небесный

Горевать, скорбеть, сокрушаться, убиваться, тужить

Гореть, пылать, полыхать, пламенеть, теплиться, тлеть

Гостеприимный, радушный, хлебосольный

Граница, рубеж, черта, линия, предел

Греметь, грохотать, громыхать, рокотать

Грустить, печалиться, унывать, кручиниться

Грустный, печальный, невеселый, тоскливый

Декабрь, студень, стужайло, студенец

Делать, мастерить, сооружать, творить, создавать

Дерзкий, резкий, грубый, вызывающий

Дети, детвора, ребята

Дивный, чудный, чудесный, волшебный, сказочный, фан­тастический, удивительный, обворожительный, очарователь­ный, чарующий, непонятный, редкий

Дом, здание, изба, хата

Дорога, путь, линия, колея

Дремучий, глухой, густой

Дрожать, трястись, трепетать

Друг, приятель, товарищ

Душистый, ароматный, пахучий

Жадный, алчный, ненасытный, скупой, корыстолюбивый, прижимистый, скаредный

Жаркий, знойный, жгучий, горячий, палящий

Желтый, золотой, лимонный, шафрановый, янтарный, со­ломенный

Забава, развлечение, потеха

Заглядеться, засмотреться, залюбоваться

Задира, забияка, драчун

Зеленый, изумрудный, малахитовый

Источник, ключ, родник

Июль, липец, страдник, сенозарник

Июнь, хлеборост, червец

Красивый, прекрасный, божественный, великолепный, роскошный, вос­хитительный, пленительный, живописный

Красный, румяный, алый, багряный, пунцовый, пурпурный, кумачовый, рубиновый

Ласковый, любезный, нежный, обязательный, приветли­вый, обходительный Лентяй, лодырь, ленивец

Ласковый, любезный, нежный, обязательный, приветливый, обходи­тельный

Легкомысленный, ветреный, неосмотрительный, неосторожный

Лентяй, лодырь, ленивец

Лиловый, фиолетовый, сиреневый

Май, травник, травень

Март, зимобор, березень

Метель, вьюга, буран, пурга, ураган,

Миловидный, пригожий, осанистый, видный

Мокрый, сырой, влажный, волглый

Обрыв, круча, крутизна

Овраг, буерак, балка

Октябрь, грязник, листопад

Осмеливаться, дерзать, отваживаться, пробовать, рисковать, решаться

Остановка, задержка, заминка, застой, затишье, пауза,-лерерыв, ант­ракт, запятая, точка

Осторожный, благоразумный, недоверчивый, опасливый, внимательный, осмотрительный

Откровенный, открытый, искренний, прямой, прямодушный, прямолиней­ный, чистосердечный, бесхитростный, наивный

Отчаиваться, унывать, терять надежду, предаваться отчаянию

Охранять, беречь, оберегать, караулить, сторожить, стоять на страже, стоять на часах

Палка, булава, дубина, жезл, клюка, костыль, палица, посох, прут, трость, скипетр, стержень

Парк, сад, роща, сквер

Перерыв, пауза, остановка, передышка, перемена [в школе]

Петь, напевать, заливаться, выводить голосом, затягивать[песню>, под­тягивать голосом, вторить

Печальный, безотрадный, беспросветный, горестный, горький, грустный, жалобный, мрачный, плачевный, скорбный, безутешный, огорченный, ме­ланхолический, пессимистический, унылый, сокрушенный, тоскливый

Писать, записывать, строчить, выводить, черкать, чертить

Пища, кушанье, снедь, еда, яства

Плут, жулик, мошенник, обманщик, шарлатан

Побеждать, одолевать, осиливать, одержать победу, выиграть сражение

Подлый, бесчестный, гнусный, грязный, низкий, позорный

Подчиняться, сдаваться, смиряться, капитулировать, просить пощады, повиноваться, слушаться, быть под игом, быть в порабощении, зависеть от кого-либо, стать жертвой, плясать под чужую дудку, унижаться

Поймать, изловить, задержать, выследить, обнаружить, отыскать, под­цепить, разыскать, напасть на след

Половодье, разлив, паводок, полая вода

Поэт, стихотворец, певец, бард, трубадур, пиит

Править, управлять, руководить, командовать, распоряжаться, вер­ховодить

Праздник, торжество, триумф

Прежний, былой, давний, стародавний, давнишний, прошлый, минувший. Летошный год (прошлый год)

Приближаться, подкрадываться, подползать, подходить, подступать

Произведение, творение, создание, работа, дело, изделие, поделка

Просить, упрашивать, молить, умолять, заклинать

Простор, ширь, даль, приволье, раздолье

Прохлада, свежесть, холодок

Птичка, птаха, пичужка, пичуга

Пустяк, пустячок, мелочь, безделица, ерунда, чепуха

Равнодушие, безразличие, безучастие

Радовать, веселить, тешить, лелеять, услаждать, ласкать

Разведчик, агент, шпион, лазутчик, резидент

Развлекать, забавлять, веселить, увеселять, тешить, потешать

Распутица, бездорожье, беспутица

Распутица, бездорожье, беспутица

Расставание, разлука, прощание

Растеряться, оторопеть, опешить

Робкий, несмелый, малодушный, боязливый, пугливый, трусливый

Ровесник, сверстник, одногодок, однолеток

Родина, отечество, отчизна

Родной, отчий, отеческий

Светать, рассветать, брезжить и брезжиться, светлеть

Светить, сиять, сверкать

Свобода, независимость, воля

Сердиться, дуться, злиться, гневаться, выходить из себя, доходить до бе­лого к аления, рвать и метать

Серый, стальной, свинцовый, пепельный, дымчатый, ди­кий [устар.]

Сильный, мощный, могучий

Синий, кубовый, васильковый, индиговый, сапфировый, ультрама­риновый

Сказать, молвить, проговорить, произнести, сболтнуть, пролепетать, сообщить, заявить, изречь

Скрывать, таить, прятать

Смелый, храбрый, отважный, мужественный, бесстраш­ный, неустрашимый, безбоязненный, бестрепетный, лихой, удалой, бравый, решительный, не робкого десятка

Смеркаться, темнеть, вечереть

Смешной, забавный, комичный, потешный, уморительный

Событие, случай, происшествие, приключение, эпизод

Старательный, прилежный, усердный, ретивый

Старый, ветхий, дряхлый (о вещах)

Старый, пожилой, престарелый

Страх, боязнь, испуг, ужас, паника, трепет

Страшный, ужасный, жуткий, леденящий, зверский, дья­вольский

Темнота, мрак, мгла, потемки

Тропинка, тропа, дорожка, стежка

Трудный, сложный, непростой, мудреный, хитрый

Угасать, затухать, переставать гореть

Угрюмый, мрачный, хмурый, сумрачный, пасмурный

Удача, счастье, везение, фортуна

Умный, неглупый, мудрый, толковый, разумный, рассудительный, мозго­витый, головастый, башковитый

Упрямиться, упорствовать, упираться, артачиться

Февраль, снежень, лютый

Холодный, морозный, ледяной

Черный, вороной (конь), смоляной (волос], агатовый [глаз]

Чувствительный, чуткий, восприимчивый, впечатлительный, отзывчи­вый, тонкий, щепетильный

Шалун, проказник, баловник, озорник, сорванец, постре­ленок, бедокур

Источник статьи: http://infourok.ru/posobie-slovar-sinonimov-klass-1281656.html

Словарик синонимов для детей



Скачать материал



Скачать материал

аудиоформат

  • Сейчас обучается 50 человек из 21 региона

  • Сейчас обучается 108 человек из 45 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 236 675 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 23.12.2021
  • 235
  • 0
  • 23.12.2021
  • 200
  • 0

«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

  • 23.12.2021
  • 600
  • 32

«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

  • 23.12.2021
  • 173
  • 0

«Русский язык», Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. /Под ред. Быстровой Е.А.

«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Крылова Анастасия Андреевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Автор материала

    Крылова Анастасия Андреевна

    • На сайте: 1 год и 6 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 65022
    • Всего материалов:

      235

Подарочные сертификаты

Новинка!

Выбрать сертификат

СИНОНИМЫ

Синонимы — это слова, близкие по значению.

ЧАСТЬ 1

Дом, здание

Распутица, бездорожье, беспутица

Дорога, путь, линия, колея

Простор, ширь, даль, приволье, раздолье

Прохлада, свежесть, холодок

Половодье, разлив, паводок, полая вода

Темнота, мрак, мгла, потемки

Перерыв, пауза, остановка, передышка

Палка, булава, дубина, жезл, клюка, костыль, палица, посох, прут, трость, скипетр, стержень, хлыст

Парк, сад, роща, сквер

Тропинка, тропка, тропа, дорожка, стёжка

Птичка, птаха, пичужка, пичуга

Метель, вьюга, буран, пурга, ураган, шторм

Родина, отечество, отчизна

Источник, ключ, родник

Происхождение, начало, возникновение, источник, корень

Пространство, расстояние, дистанция, период, промежуток времени

Пустяк, пустячок, мелочь, безделица, ерунда, чепуха

Путаница, неразбериха, сумятица, сумбур, хаос, ералаш, каша

Острог, темница, тюрьма

Обрыв, круча, крутизна

Беспогодица, мокропогодица, непогода, безвременье, ненастье

Граница, рубеж, черта, линия, предел

Овраг, буерак, балка

Вершина, верх, верхушка, гребень (горы, волны), конек (крыши)

Песнь , песня, гимн, псалом, ода, романс, кантата, серенада, ария, опера,

Остановка, задержка, заминка, застой, затишье, пауза, перерыв, антракт, запятая, точка

Холод, мороз, стужа

Дети, детвора, ребята

Забава, развлечение, потеха

Свобода, независимость, воля

 Восторг, восхищение, ликование, веселье, радость, умиление

Друг, приятель, товарищ

Враг, противник, неприятель, недруг

Задира, забияка, драчун

Праздник, торжество, триумф

Разведка, поиск

Разведчик, агент, шпион, лазутчик, резидент

Предлог, причина, повод, основание, оправдание, отговорка

Комната, светлица, светелка, горница, каморка

Мир, вселенная, космос

Предсказатель, пророк, предвестник, вещий, провидец

Ровесник, сверстник, одногодок, однолеток

Страх, боязнь, испуг, ужас, паника, трепет

Плит, жулик, мошенник, обманщик, шарлатан

Дело, занятие

Зачинщик (Первый, главный) , запевала, застрельщик, затейник, инициатор, пионер

Дармоед, тунеядец, прихлебатель, трутень

Лентяй, лодырь, ленивец

Раскаяние, сожаление, угрызение

Расставание, разлука, прощание

Походка (усталая, летящая, журавлиная), поступь (важная, горделивая), шаг(бодрый, тихий, черепаший) 

Покровитель, защитник, заступник, опекун

Пища, кушанье, снедь, еда, яства

Произведение, творение, создание, работа, дело, изделие, поделка

Путник, странник, пилигрим

Сноровка, хватка

Удача, счастье, везение, фортуна

Ханжа, лицемер, фарисей

Шалун, проказник, баловник, озорник, сорванец, постреленок, бедокур

Эгоист, себялюб, самолюбец  

Равнодушие, безразличие, безучастие

Событие, случай, происшествие, приключение, эпизод

 Волшебник, колдун, кудесник, маг ,чародей

Поэт, стихотворец, певец, бард, трубадур, пиит

Свидание, встреча

Январь, просинец

Февраль, снежень, лютый

Март, зимобор, березень

Апрель, снегогон, цветень

Май, травник, травень

Июнь, хлеборост, червец

Июль, липец, страдник, сенозарник

Август, жнивень, серпень

Сентябрь, хмурень 

Октябрь, грязник, листопад

Ноябрь, листогной

Декабрь, студень, стужайло, студенец

ЧАСТЬ 2

Родной, отчий, отеческий

Страшный, ужасный, жуткий, чудовищный, зверский, дьявольский

Сильный, мощный, могучий

Быстрый, проворный, прыткий,

резвый, стремительный

Дремучий, глухой, густой

Печальный, безотрадный, беспросветный, горестный, горький, грустный, жалобный, мрачный, плачевный, скорбный, безутешный, огорченный, меланхолический, пессимистический, унылый, сокрушенный, тоскливый Белый, белоснежный, молочный, снежный, лилейный, кипенный

Чёрный, вороной (конь), смоляной (волос), агатовый (глаз)

Красный, румяный, алый, багряный, пунцовый, пурпурный, кумачовый, рубиновый

Лиловый, фиолетовый, сиреневый

Зеленый, изумрудный, малахитовый

Желтый, золотой, лимонный, шафрановый, янтарный, соломенный

Синий, кубовый, васильковый , индиговый, сапфировый, ультрамариновый

Голубой, лазурный, лазоревый, бирюзовый, небесный

Серый, стальной, свинцовый, пепельный, дымчатый, дикий (устар.)

Прежний, былой, давний, стародавний, давнишний, прошлый, минувший. Летошный год (прошлый год)

Небывалый, невиданный, неслыханный, невероятный, необыкновенный

Душистый, ароматный, пахучий

Блестящий, яркий, светлый, лучистый, лучезарный

Близкий, ближний, близлежащий, граничащий, окрестный, прилегающий, соседний

Мокрый, сырой, влажный, волглый

Долгий, продолжительный

Угрюмый, мрачный, хмурый, сумрачный, пасмурный

Старый, ветхий, дряхлый(о вещах)

Безграничный, бесконечный, безмерный, необъятный, необозримый, неизмеримый, безбрежный

Красивый, прекрасный, божественный, великолепный, роскошный, восхитительный, пленительный, живописный

Вкусный, аппетитный, лакомый

Безобразный, некрасивый, уродливый, невзрачный, неказистый, неприглядный, нескладный

Жаркий, знойный, жгучий, горячий, палящий

Бесподобный, неподражаемый, несравненный, идеальный, образцовый

Холодный, морозный, ледяной

(Погода) ненастная, пасмурная

Вольный, беспрепятственный, независимый, самостоятельный

Дивный, чудный, чудесный, волшебный, сказочный, фантастический, удивительный, обворожительный, очаровательный, чарующий, непонятный, редкий (см. красивый)

Развесистый, разлапистый, раскидистый

Грустный, печальный, скучный, невеселый

Большой, гигантский, громадный, огромный, исполинский

Аккуратный, опрятный, чистый

Неловкий, неуклюжий

Старательный, прилежный, усердный, ретивый

Чувствительный, чуткий, восприимчивый, впечатлительный, отзывчивый, тонкий, щепетильный

Благородный, аристократический, рыцарский, достойный, доблестный, джентльменский

Трудный, сложный, непростой, мудреный, хитрый

Бдительный, бодрый, зоркий, чуткий, неусыпный, наблюдательный, недремлющий, заметливый, внимательный

Неспособный, неумелый, бездарный

Безжалостный, бессердечный, бездушный, бесчеловечный, бесчувственный, беспощадный, кровожадный, свирепый, жестокий, немилосердный, черствый, холодный, зверский, лютый, варварский

Беззаботный, беспечный, неунывающий, беспечальный, бескручинный, равнодушный

Безнравственный, распущенный, дурной, непристойный, неприличный

Беспокойный, неугомонный, баловливый, суетливый, непоседливый, подвижный, шустрый, юркий, шаловливый, егозливый

Миловидный, пригожий, осанистый, видный

Ленивый, нерадивый

Болтливый, говорливый, многоречивый, разговорчивый, словообильный, словоохотливый, экспансивный, велеречивый.

Вежливый, внимательный, обходительный, почтительный, предупредительный, участливый, учтивый, светский, благовоспитанный, воспитанный, любезный, приветливый, галантный, тактичный

Верный, надежный, преданный

Старый, пожилой, престарелый

Грустный, печальный, скучный, невеселый

Веселый, радостный, ликующий, жизнерадостный

Гостеприимный, радушный, хлебосольный

Враждебный, злобный, злостный, злоумышленный, недружелюбный

Вспыльчивый, гневливый, запальчивый, раздражительный, неуравновешенный

Робкий, несмелый, малодушный, боязливый, пугливый, трусливый

Дерзкий, резкий, грубый, вызывающий

Добродушный, благодушный, беззлобный, доброжелательный, душевный, сердечный

Податливый, покладистый, гибкий, сговорчивый, уступчивый

Подлый, бесчестный, гнусный, грязный, низкий, позорный

Легкомысленный, ветреный, неосмотрительный, неосторожный

Осторожный, благоразумный, недоверчивый, опасливый, внимательный, осмотрительный

Откровенный, открытый, искренний, прямой, прямодушный, прямолинейный, чистосердечный, бесхитростный, наивный

Лицемерный, двуличный, двуязычный, криводушный, лукавый, притворный, фальшивый

Льстивый, вкрадчивый, угодливый, елейный

Подробный, обстоятельный, обширный, полный, доскональный, основательный, исчерпывающий

Несчастный, несчастливый, бедный, злополучный, горемычный, многострадальный, обездоленный

Порядочный, добропорядочный, благородный, достойный, нравственный, честный, благопристойный

Догадливый, дальновидный, прозорливый, проницательный, сметливый, смышленый, сообразительный, понятливый, находчивый, изобретательный, смекалистый

Глупый, неразумный, несмышленый

Самоотверженный, беззаветный

Сварливый, вздорный, бранчливый

Разборчивый, требовательный, прихотливый, капризный, привередливый

(Друг)задушевный, закадычный, близкий, искренний, неизменный

Бессовестный, непозволительный, неблаговидный, темный, грешный

Сильный, мощный, могучий

Трудолюбивый, работящий, радивый

Умный, неглупый, мудрый, толковый, разумный, рассудительный, мозговитый, головастый

Слабохарактерный, бесхарактерный, безвольный, слабодушный

Хладнокровный, выдержанный, сдержанный, невозмутимый, спокойный, уравновешенный

Честный, беспорочный, непорочный

Честолюбивый, тщеславный

Чопорный, церемонный

Чуткий, отзывчивый, участливый, внимательный, душевный, сердечный

Обыкновенный, обычный, заурядный

Иностранный, заграничныйт зарубежный

Щедрый, тороватый

Смелый, храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный, неустрашимый, безбоязненный, бестрепетный, лихой, удалой, бравый, предприимчивый, решительный, не робкого десятка

Угрюмый, мрачный, хмурый, сумрачный, пасмурный

Печальный, безотрадный, безрассветный, горестный, горький, грустный, жалобный, плачевный, скорбный, безутешный, огорченный, меланхолический, пессимистический, унылый, сокрушенный, тоскливый

Жадный, алчный, ненасытный, скупой, корыстолюбивый, прижимистый, скаредный

Искренний, бесхитростный, откровенный

Вялый, безжизненный, апатичный, неповоротливый, медлительный, нерасторопный

Ласковый, любезный, нежный, обязательный, приветливый, обходительный

Смешной, забавный, комичный, потешный, уморительный, остроумный

ЧАСТЬ 3

Светать, рассветать, брезжить и брезжиться, светлеть

Светить, сиять, сверкать

Блестеть, сиять, сверкать, искриться, светиться

Дрожать, трястись, трепетать

Подниматься,  всходить,  восходить,  взбираться, взгромождаться, вскарабкиваться,  вскакивать, всплывать, вздыматься, взвиваться, взлетать

Моросит (дождь ), накрапывает, идет, льет, припусти л

Приближаться, подкрадываться, подползать, подходить, подступать

Притворяться, прикидываться, притаиться, лукавить, хитрить, показывать вид,  надевать личину,  играть роль

Продолжаться, длиться, тянуться, простираться

Гореть, пылать, полыхать, пламенеть, теплиться, тлеть

 Греметь, грохотать, громыхать, рокотать

Проникать, входить, вкрадываться, вламываться, влезать, врываться, вторгаться, проходить, пробираться, просачиваться, продираться, протискиваться, забираться, залезать.

Пропадать, потеряться, затеряться, исчезать, испаряться, улетучиваться

Просвечивать, сквозить

Простираться, раскидываться, расстилаться, разметаться, стлаться, стелиться

Прыгать, скакать, сигать

Разбушеваться, разыграться, расходиться

Развевать, колыхать, полоскать, трепать

Смеркаться, темнеть, вечереть

Беспокоиться, тревожиться, волноваться

Спешить, торопиться

Бояться, пугаться, страшиться, робеть, дрожать от страха

Заглядеться, засмотреться, залюбоваться

Сказать, молвить, проговорить, произнести, болтать, лепетать, сообщать, заявлять, изрекать

Видеть, наблюдать, замечать, примечать, любоваться

Вкушать, есть, отведывать, пробовать

Воевать, бороться, драться, биться, ополчаться, сражаться

Воровать* красть, похищать, прикарманивать, присваивать, таскать

Врать, лгать, выдумывать, обманывать, сочинять, фантазировать

Выучить, затвердить, усвоить, вызубрить

Горевать, скорбить, сокрушаться, убиваться, тужить

Грустить, печалиться, унывать, кручиниться

Делать, мастерить, сооружать, творить, создавать

Осмеливаться, дерзать, отваживаться, пробовать, рисковать, решаться

Отчаиваться, унывать, терять надежду, предаваться отчаянию

Охранять, беречь, оберегать, караулить, сторожить, стоять на страже, стоять на часах

Петь, напевать, заливаться, выводить голосом, затягивать(песню), подтягивать голосом, вторить

Писать, записывать, строчить, выводить, черкать, чертить

Побеждать, одолевать, осиливать, одержать победу, выиграть сражение

Подозревать, заподозрить, сомневаться, усомниться

Подчиняться, сдаваться, смиряться, капитулировать, просить пощады, повиноваться, слушаться, быть под игом, быть в порабощении, зависеть от кого-либо, стать жертвой, плясать под чужую дудку, унижаться

Поймать, изловить, задержать, выследить, обнаружить, отыскать, подцепить, разыскать, напасть на след

Почитать, чтить, уважать, ценить, боготворить, дорожить, оказывать почтение (уважение, внимание)

Приближаться, подкрадываться, подползать, подходить, подступать

Просить, упрашивать, молить, умолять, заклинать

Радовать,  веселить, тешить, лелеять, услаждать, ласкать

Развлекать,  забавлять, веселить, увеселять, тешить, потешать

Важничать, кичиться, хвалиться, зазнаваться, задаваться

Растеряться, оторопеть, опешить

Рисоваться, красоваться, позировать

Сердиться, дуться, злиться, гневаться, выходить из себя, доходить до белого каления, рвать и метать

Скитаться, кочевать, мыкаться (по свету)

Упрямиться, упорствовать, упираться, артачиться

Скрывать, таить, прятать

Править, управлять, руководить, командовать, распоряжаться, верховодить

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНОНИМАМИ И МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ

автор: Искакова Наталья Владимировна

заведующая МБДОУ «Детский сад № 37» города Кызыла Республики Тыва

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНОНИМАМИ И МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

С СИНОНИМАМИ И МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ

Искакова Наталья Владимировна –заведующая МБДОУ

«Детский сад № 37» города Кызыла Республики Тыва

В методике развития речи дошкольников в детском саду преобладает подход, главное в котором является расширение объема словаря, но при этом недостаточно уделяется внимание освоению смысловой стороны слова.

В соответствии с этим, необходимо повысить удельный вес работы над более точным употреблением синонимов и многозначных слов в речи дошкольников. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с синонимами и многозначными словами проходило по программе О.С. Ушаковой «Развитие речи». В данной программе достаточно хорошо прослеживается связь языка и мышления, осознание явлений языка и речи.

Ушакова о [1, с. 48].

Оксана Семеновна о Отечественные исследователи по вопросам развития речи считают, что «Чтение художественной литературы, обсуждение с детьми прочитанного, правильная речь самих взрослых, т.е. погружение детей в хорошую речевую среду, также важное условие развития речи вне формализованных занятий» [4, с. 13].

В настоящее время основные направления работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с синонимами и многозначными словами рассматриваются не только задачами развития связной речи, обогащения словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи но и целями развития коммуникативной сферы. Нами был разработаны перспективный план лексической работы, состоящий из трех этапов.

I этап обучения был направлен на обогащение словаря детей. С этой целью решались следующие задачи:

— активизировать имеющийся у ребенка словарь синонимов и многозначных слов;

— обогащать словарь путем расширения знаний, анализируя знакомые предметы, объекты, явления природы и выделяя их свойства.

Мы старались не оставлять без внимания все виды детской деятельности, имеющие место в ДОУ (игровая, учебная, трудовая, бытовая), поэтому работа по обогащению синонимами и многозначными словами словаря органично включена в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения.

Так речевые занятия были тесно связаны с накоплением детьми синонимами и многозначными словами:

  • с занятиями по познавательному развитию,
  • изобразительной деятельности,
  • ознакомлению с художественной литературой,
  • разными видами деятельности детей (игра, труд, повседневное общение).

Широко использовалось чтение художественной литературы. В качестве основных – нами использовались такие приемы лексической работы в процессе чтения художественной литературы:

  • лексический анализ языка художественного произведения (выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков незнакомых слов);
  • объяснение значений слов педагогом, подбор однокоренных слов, лексические упражнения на подбор синонимов. Употребление слов в разных контекстах позволяло уточнить значения некоторых из них.

Чтение художественной литературы сочеталось с восприятием произведений музыкального и изобразительного искусства.

На II этапе, в процессе ознакомления с художественной литературой большое внимание уделялось формированию и совершенствованию соответствующих умений и опыта понимания многозначных слов и подбору синонимов.

В связи с этим были сформированы следующие задачи:

  • активизировать знакомые слова путем использования их в новых речевых ситуациях;
  • учить подбирать слова, входящие в родовидовую группу, по соответствующему обобщающему признаку;
  • закреплять обобщающие наименования на основе сравнения признаков предметов;
  • учить детей понимать и подбирать многозначные слова и синонимы к существительным, прилагательным и глаголам.

Это способствовало активизации названий различных предметов, качественных (параметрических и оценочных) прилагательных, обобщающих слов.

На III этапе ознакомления детей с художественной литературой устанавливались межсистемные связи, объектов, включались в разные системы и формировались соответствующие умения и отношение к ним.

На данном этапе нами было предусмотрено решение следующих задач:

  • совершенствовать умение самостоятельно объяснять значение некоторых мотивированных слов, употреблять их в словосочетаниях и предложениях;
  • уточнять лексические значения ранее усвоенных слов;
  • закреплять умение детей понимать и подбирать многозначные слова и синонимы к существительным, прилагательным и глаголам;

— составлять рассказы о явлениях живой и неживой природы, используя образную лексику (определения, синонимы, многозначные слова и др.).

В процессе обучения предусматривалось осознание наличия различных значений полисемантичных слов; формирование лексических значений многозначных слов детьми; понимание и подбор антонимов и синонимов к прилагательным, многозначным словам; активизация усвоенных слов в связных высказываниях.

В повседневной деятельности акцентировалось внимание детей на многозначности слов разных частей речи: сначала уже знакомых им, а затем и новых (анютины глазки, бежать, василек, вьюн, галка, ерш, идти, легкий, лилия, лук, мелкий, молния, морж, петрушка, свежий, сережка, стрелки, хмурый). Синонимические сопоставления, составление словосочетаний и предложений позволили с большей эффективностью показать разные значения многозначного слова. Данная работа в значительной мере опиралась на личный опыт детей.

Таким образом, дети в общении, составлении рассказов, сказок с использованием многозначных слов показали достаточно высокий уровень понимания разных значений полисемантичных слов. В качестве основных нами использовались упражнения, которые направлены были на развитие следующих умений: сравнивать, обобщать, группировать по значащим признакам, воспринимаемым сенсорной системой и адекватно употреблять грамматические конструкции; делать не только различительные границы между признаками предметов, но и между их действиями, правильно употребляя сравнительную степень прилагательных; находить единственный, ведущий для решения предлагаемого задания признак, правильно согласуя его с существительным; воспринимать сигналы через устанавливающиеся связи в процессе взаимодействия слуховой, зрительной, кинестетической и других сенсорных систем и правильно употреблять слова в нужной грамматической категории.

  1. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова — М., 1998.
  2. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста/О.С. Ушакова. – М., 1998.
  3. Лаврентьева А. Формирование семантической стороны речи /А. Лаврентьева. — Дошкольное воспитание. – 2006. – №8. – с. 3
  4. Маркина М.Г. Формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе. М., 2005.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНОНИМАМИ И МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ

Виды упражнений на синонимы

В начальных классах педагоги используют комплекс упражнений, который может содержать в себе следующие компоненты:

а) необходимо обнаруживать синонимы в тех текстах, которые дети читают, также нужно учить их определять, какие оттенки значений передаются теми или иными синонимами;

б) нужно учить их подбирать синонимы, которые могли бы служить заменой для данного детям слова, а также нужно выяснить оттенки этих синонимов, определить, когда их употребляют;

в) нужно подобрать специальные упражнения для работы с синонимичными парами;

г) нужно активизировать синонимы, чтобы дети могли свободно ими пользоваться в связной речи;

д) нужно исправлять ошибки в речи детей при неудачном использовании синонимов, заменять их более удачными вариантами, которые могли бы быть более уместными в тексте.

Уже в первом классе необходимо начинать элементарную работу с синонимами. Например, можно сказать: «Маленький Ваня, а его ботиночки крошечные». И дети легко могут понять, в чем разница между словом «маленький» и «крошечный» [18].

Еще один пример. Ветер может быть либо холодным, либо ледяным. Младшие школьники могут объяснить, какие оттенки передают эти два синонима. Как они помогают более точно выразить мысль?

Во втором и третьем классах нужно представлять детям группы, состоящие из трех синонимов.

Для закрепления материала, нужно чаще использовать отрывки из интересных художественных произведений. Например, можно использовать диалогическую речь рассказа «В новой семье». Можно даже составить целый синонимичные ряд: шепнула – произнесла – ответила – сказала. Конечно, не все слова в этом рассказе синонимичны.

Однако в первых классах для упрощения работы иногда нужно немного расширять понимание тех или иных слов. Благодаря этому дети могут проводить тщательный анализ слов, которые входят в единую тематическую группу, связанную с речью человека.

Комплекс упражнений

Работа с синонимами – это самая важная часть работы со словами.

Лексическое разнообразие языка определяется тем, как используются синонимы. Понятия о признаках и действиях, а также о предметах имеют разные оттенки и варианты. Чем больше синонимов в словаре, тем выразительнее язык человека.

В младшей школе детям не предоставляются теоретические знания о синонимах. Но на практике работа с этими языковыми единицами ведется активно. Дети наблюдают за ними и приобретают понятие о синонимах.

Комплекс упражнений может содержать следующие элементы:

  1. Нужно обнаружить в предложенном тексте синонимы, объяснить, что они означают, какие между ними есть различия;
  2. Нужно подобрать синонимы, которые могут быть хорошей заменой для предложенного слова;
  3. Нужно выполнять градацию синонимов и другие упражнения над этими словами;
  4. Нужно активизировать синонимы в речи детей;
  5. Нужно исправлять неудачные примеры синонимов, подбирать для них более уместную замену.

Вот некоторые примеры для работы:

  1. Дети получают список, состоящий из слов одной части речи. В нем находятся две группы синонимов и конфликтные слова. Все это в смешанном виде. Дети должны выделить обе группы синонимов, а также отделить от них конфликтные слова. Помимо одиночных слов, список также включает и фразеологизмы.
  2. Нужно разложить синонимы по возрастанию или убыванию степени описываемого ими признака.

Ученики получают две группы слов. И они должны разместить их в порядке возрастания признака. Затем эти слова нужно использовать, чтобы составить предложения так, чтобы предложения эти уточняли значение каждого слова.

  1. Выбор подходящих синонимов для предложенного слова. К примеру, дети получают для работы слова: смешной, работать и метель. Они должны подобрать для каждого из них подходящие синонимы. А затем составить предложения с использованием этих синонимов.
  2. Нужно заменить слово в предложении из тех, что предложены. Просто проводится замена на предложенные слова и подбирается то, которое наиболее точно раскрывает смысл.
  3. Нужно выбрать наиболее подходящее слово из предложенного списка. Дети должны обосновать свой выбор.

Наибольшую ценность несут упражнения лексического характера, которые относятся к синонимии. Очень важно побуждать детей работать активно с синонимами. Ведь способность подбирать наиболее подходящие синонимы:

  • делает речь более богатой;
  • помогает более точно и выразительно формулировать свои мысли.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

ЗАДАНИЕ 1. 1. Кто летает? (Перечисли.) Кто порхает? Кто парит? 2. Кто скачет? Кто прыгает? 8. Кто кричит? Кто горланит? Кто ревет?

ПОКАЖИТЕ: как идут, … шагают, … ковыляют? Вывод: Синонимы обозначают в принципе одно и тоже явление, но с разными оттенками. Кричать — значит повышать громкость голоса, когда в этом есть необходимость. У слова горланить другой оттенок: гор-ланить — значит кричать с удовольствием, весело, независимо от того, есть в этом необходимость или нет. Вопить — выражать свои эмоции громко (обычно к неудовольствию окружающих). Слова вопить, орать потребляются, как правило, при негативной оценке того, кто повышает голос.

ЗАДАНИЕ 2. (для детей, умеющих читать) Исправь стилистические ошибки. В этом маленьком рассказе допущены стилисти-.. кие ошибки, которые можно исправить, заменив некоторые слова в тексте синонимами. Выпиши слова синонимы, которые ты подберешь, печатными буквами в тетрадь. Я выглядываю утром в окно и вижу, что день се-годня хороший. Хорошая весенняя погода: весело светит солнышко, пробиваются первые травинки. Прода-ют первые весенние цветы — фиалки, которые так хорошо пахнут. У меня удивительно хорошее настроение!

«Все наоборот»

Цель игры: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.
Материал. Две обезьянки (игрушки).

Ход игры.

Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую — Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица….. (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет… (унесет), пришьет… (оторвет), вычистит… (испачкает), замолчит… (заговорит), повесит… (снимет) и т.д.

Что должны знать школьники о синонимах

Ознакомившись с работами Н.Г.Савкиной о сущности оказания школьникам педагогической поддержки, мы понимаем, что уже в начальной школе учащиеся успешно учатся использовать синонимы при поддержке педагога, благодаря правильно подобранным методам обучения.

Дети должны быт знакомы с замещением, с амплификацией и уточнением. Также они должны понимать, в чем заключается стилистическая функция. Это и определяет, в чем заключается задача преподавателя. Она проявляется в том, чтобы обучить школьников понимать, какая потребность существует в правильном применении синонимов в тексте и в собственных речевых высказываниях. Эти виды заданий не должны вызывать сомнений в актуальности предложенной работы.

К сожалению, упражнения, которые содержатся в большинстве современных учебных программ, настолько немногочисленны, что не позволяют добиться хотя бы минимального адекватного понимания детьми, что такое синонимия.

Поэтому у учеников часто возникают ошибки в применении синонимов в личных высказываниях. Проблема профилактики таких ошибок сегодня очень актуальна. Также остается актуальным и вопрос преодоления уже сформировавшихся ошибочных привычек. К сожалению, тема о типичных ошибка в использовании синонимов у детей младшего школьного возраста до сих пор не разработан подробно.

Проанализировав учебники по русскому языку, мы поняли, что сегодня нет такого учебника для начальных классах, который бы содержал достаточное количество заданий, обучающих детей выделять синонимы в рядах языковых явлений. Поэтому педагогу приходится самостоятельно находить решение имеющейся проблемы.

Более того, среди разнообразных методических материалов, посвященных синонимам русского языка, имеется лишь только две работы, который касаются типичных ошибок учеников во время работы с синонимами. И обе эти работы были изданы в далеком 1976 году. Это исследования К.И. Воиновой и Н.С. Смирновой. Первый автор исследует ошибки, которые допускаются учениками в средних классах, а автор второй статьи – учениками четвертого класса.

Таким образом, на сегодняшний день среди методической литературы полностью отсутствует полноценное исследование этой проблемы применительно к ученикам первых трех классов. И при этом методисты настойчиво призывают учителей исследовать синонимы, начиная с первого года обучения в школе.

«Я начну, а ты закончи»

Цель: учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное слово.

Воспитатель начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения.

— Мальчик сначала подошел к дому, а потом… (отошел). Утром ребята пришли в детский сад, а вечером… (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он… (вышел). Ребята побежали по правой стороне, а потом… (перебежали) на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом, спрятались, но вскоре они … (выбежали).

«Веселые автомобили«.

(Подвижная игра со словами).

Цель: активизация в речи глаголов движения.

Выезжая, по сигналу, каждый «автомобильчик» должен сказать глагол движения ( н-р выехал, уехал, поехал, отъехал, покатился, помчался и т.д.).

Приехав в гараж, сказать: приехал, подъехал, заехал, прибыл, примчался и т.д.).

Виды упражнений на синонимы

В начальных классах педагоги используют комплекс упражнений, который может содержать в себе следующие компоненты:

а) необходимо обнаруживать синонимы в тех текстах, которые дети читают, также нужно учить их определять, какие оттенки значений передаются теми или иными синонимами;

б) нужно учить их подбирать синонимы, которые могли бы служить заменой для данного детям слова, а также нужно выяснить оттенки этих синонимов, определить, когда их употребляют;

в) нужно подобрать специальные упражнения для работы с синонимичными парами;

г) нужно активизировать синонимы, чтобы дети могли свободно ими пользоваться в связной речи;

д) нужно исправлять ошибки в речи детей при неудачном использовании синонимов, заменять их более удачными вариантами, которые могли бы быть более уместными в тексте.

Уже в первом классе необходимо начинать элементарную работу с синонимами. Например, можно сказать: «Маленький Ваня, а его ботиночки крошечные». И дети легко могут понять, в чем разница между словом «маленький» и «крошечный» [18].

Еще один пример. Ветер может быть либо холодным, либо ледяным. Младшие школьники могут объяснить, какие оттенки передают эти два синонима. Как они помогают более точно выразить мысль?

Во втором и третьем классах нужно представлять детям группы, состоящие из трех синонимов.

Для закрепления материала, нужно чаще использовать отрывки из интересных художественных произведений. Например, можно использовать диалогическую речь рассказа «В новой семье». Можно даже составить целый синонимичные ряд: шепнула – произнесла – ответила – сказала. Конечно, не все слова в этом рассказе синонимичны.

Однако в первых классах для упрощения работы иногда нужно немного расширять понимание тех или иных слов. Благодаря этому дети могут проводить тщательный анализ слов, которые входят в единую тематическую группу, связанную с речью человека.

«Скажи похоже»

Цель: учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.

Ход игры.

1. Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.

— Думать — ….(размышлять), открыть — ….. (отворить), отыскать — … (найти), зябнуть — … (мерзнуть), поразить — … (удивить), шалить — … (баловаться), забавлять — …. (развлекать), прощать — …(извинять), звать — … (приглашать), реветь — … (плакать), мчаться — … (нестись), вертеться — … (крутиться), опасаться — … (бояться), бросать — …. (кидать).

2. Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным.

— Этот дом большой, а этот…. (огромный). Эта одежда старая, а это платье совсем …. (изношенное). Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем ….. (мокрое). Мальчик молчаливый, а девочка ….. (неразговорчивая). Вчера день был теплый, а сегодня ….. (жаркий).

«Подбери подходящее слово»

Цель: учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры.

Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы.

— Ручей мелкий, а речка ….. (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники ….. (крупные).

— Кашу варят густую, а суп …. (жидкий). Лес иногда густой, но иногда … (редкий).

— После дождя земля сырая, а в солнечную погоду …. (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим …. (вареный).

В качестве речевого материала могут использоваться словосочетания:

— Худое ведро, худое платье, худой человек.

— Мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит, ручьи бегут.

— Растет цветок, растет ребенок, растет дом.

— Жаркий день, жаркая погода, жаркий спор.

Недостатки в обучении синонимам

В школе традиционно проводят много времени по работе с синонимами. Однако проанализировав методические источники, а также практический опыт работы педагогов, можно сделать вывод, что чаще всего работа ведется в направлении синонимики прилагательных и глаголов. А вот что касается существительных, то эта работа проводится значительно более слабо.

Исключением являются труды Н.К. Никитиной, которая предлагает ряд заданий по работе с синонимами для изучения существительных в третьем классе. Таким образом, большой лексический пласт у учеников остается неактуализированным.

М.Р. Львов составил словарик синонимов, в котором есть 206 синонимических рядов. И 77 из них – это существительные, которые необходимо прорабатывать с учениками.

Особенно органично синонимы можно включить в общую систему работы по разъяснению значений новых для учеников понятий. При этом существительные, имеющие конкретные значения обычно объясняются с помощью экстралингвистических факторов: предмет демонстрируется, изображается или показывается его муляж. Если же слова имеют более отвлеченное значение, то для их толкования используют синонимические замены.

«Надо сказать по-другому»

Цель: учить детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.

Послушайте стихотворение:

«Плакала Снегурочка, зиму провожая,

Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала, трогая березы,

Выросли подснежники — Снегурочкины слезы.»

Т. Белозерова «Подснежники».

— Вот какие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. А какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная)

— К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невеселая)

— Если Снегурочка печальная, то какое у нее настроение? (Плохое)

— Послушайте, какие я назову предложения: «Дождь идет. Снегурочка идет».

— Какое слово повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идет. Дождь идет ….(льет). Снегурочка идет …(шагает). Весна идет — как можно сказать по-другому? (Наступает.) Машина идет …(едет).

Аналогично даются задания со следующими словосочетаниями:

чистый воздух (свежий ), чистая вода (прозрачная), чистая посуда (вымытая); самолет сел (приземлился), солнце село (зашло); река бежит (течет, струится), мальчик бежит (мчится, несется ).

Тестовые задания при изучении синонимов

Стоит отметить подходы Н.Г.Савкиной по использованию тестовых заданий на уроках в начальных классах, которые также способствуют лучшему усвоению школьниками синонимов.

Какие же группы существительных нужно использовать в этой работе? Мы считаем, что это:

а) слова, которые имеют отвлеченное значение;

б) слова, которые были заимствованы из книжного типа;

в) архаизмы;

г) термины из всех областей знаний, особенно когда они заимствованы.

Школьники должны должны понимать, что между синонимами всегда можно найти различие, которое проявляется как в значении, так и в стилистике их использования. Если ребенок не может выбирать из синонимических рядов слова, которые лучше всего выражают понятия, это приводит ко множеству ошибок. Чтобы предупредить все подобные ошибки, нужно использовать упражнения по выбору синонимов.

Большая помощь педагогу оказывается в разграничении семантических синонимов в виде различных справочных пособий. К примеру, словарь, разработанный В.Н. Клюевой, который объясняет, в чем заключаются различия в значениях синонимов.

Другой важный аспект в работе с синонимами для существительных – это устранение тавтологии, когда одно и то же слово повторяется в одном предложении или в рядом стоящих предложениях.

Чтобы избавиться от этой распространенной ошибки, нужно не просто заменять слова с помощью лексических синонимов. Нужно также применять и различные описательные обороты, которые могут стать подходящими синонимичными заменами.

Также иногда слово заменяется на анафористичекое местоимение. Существуют и частные аспекты работы с синонимами. Например, нужно разграничивать паронимы, устранять просторечные термины, часто встречающиеся в речи младших школьников. Главное, чтобы подобная работа носила систематический характер. Ее необходимо включать в каждое занятие. Также используют специальные уроки интегрированного характера.

«Найди другое слово»

Цель: развивать у детей умение подбирать наиболее точное обозначение к заданной ситуации; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным.

— Папа стал делать детям качели. Миша принес ему веревку. Папа сказал: «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Папа взял другую веревку: «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку взял папа? Как можно про нее сказать?

— Послушайте два предложения: «Вова рос крепким мальчиком. Он почувствовал под ногами крепкий лед».

— Что значит слово крепкий? Как можно сказать эти предложения по-другому? Сами придумайте предложение со словом крепкий.

Аналогично рассматриваются предложения: » Мальчик дрожит от холода. Зайчишка дрожитот страха».

Методы обучения синонимам

Подбор методов обучения по словам Н.Г.Савкиной, у школьников способствует развитию познавательных процессов, благодаря чему школьники способны научиться использовать избегать тавтологии и пользоваться синонимами как в письменной, так и в устной речи.

Вот несколько простых упражнений с синонимами, которые можно дать детям.

  1. Дети получают несколько слов, входящих в состав одной части речи. Список состоит из двух групп синонимов и одного или двух конфликтных слов. Задание заключается в том, чтобы дети смогли выделить из этого списка две группы синонимов и избавиться от конфликтных слов. Также в список может входить фразеологизм.
  2. Следующее задание – нужно расположить синонимы по возрастанию степени описываемого признака. Школьники получают группу слов, обозначающих размеры. Они должны составить синонимический ряд так, чтобы размеры возрастали от самого маленького до самого большого. Потом они должны составить предложения, использовав эти слова. Предложения нужно составить так, чтобы можно было уточнить значения этих понятий.
  3. Упражнение на подбор синонимов для заданного слова. Дети получают слово во время изучения прилагательных, глаголов или существительных. Они должны подобрать для этого слова подходящие синонимы. Затем с помощью этих синонимов нужно составить предложения.
  4. Замена слова внутри предложения на синоним. Дети получают для работы несколько предложений со списками синонимов. Нужно поочередно подставить вместо одного слова то один, то другой синоним. Путем перебора можно подобрать наиболее подходящее слово.
  5. Дети получают предложение с пропущенным словом. Вместо этого слова им предлагается на выбор несколько синонимов. И нужно подобрать тот из них, который больше всего подходит по смыслу.

Таким образом, согласно программы по русскому языку в младших классах необходимо изучать с детьми лексические синонимы. Конечная цель – это обогащение лексического запаса учеников и изучение грамотного применения синонимов в речи. Нет сомнений, что способность использовать синонимы – это сложный навык, который развивается постепенно на протяжении долгого времени с помощью систематического использования его в упражнениях, подобранных специально для этого.

Многие исследователи также считают, что нужно использовать упражнение, позволяющее познакомиться с функциями синонимов в речи человека.

«Игра с мячом»

— Я буду бросать каждому мяч, называя слово. Вы будите возвращать мне мяч, говоря противоположное.

Длинный — ….. короткий, глубокий — …… мелкий, мягкий — ……. твердый, легкий — ….. тяжелый, тонкий — ….толстый, густой — ….. редкий, жидкий, сильный — …… слабый.

Говорить — …… молчать, смешить — ….. довести до слез, разрешить — ….. запретить, падать — ….. вставать, смеяться — …. плакать, зажечь — …. потушить, помогать — ….. мешать

Комплекс упражнений

Работа с синонимами – это самая важная часть работы со словами.

Лексическое разнообразие языка определяется тем, как используются синонимы. Понятия о признаках и действиях, а также о предметах имеют разные оттенки и варианты. Чем больше синонимов в словаре, тем выразительнее язык человека.

В младшей школе детям не предоставляются теоретические знания о синонимах. Но на практике работа с этими языковыми единицами ведется активно. Дети наблюдают за ними и приобретают понятие о синонимах.

Комплекс упражнений может содержать следующие элементы:

  1. Нужно обнаружить в предложенном тексте синонимы, объяснить, что они означают, какие между ними есть различия;
  2. Нужно подобрать синонимы, которые могут быть хорошей заменой для предложенного слова;
  3. Нужно выполнять градацию синонимов и другие упражнения над этими словами;
  4. Нужно активизировать синонимы в речи детей;
  5. Нужно исправлять неудачные примеры синонимов, подбирать для них более уместную замену.

Вот некоторые примеры для работы:

  1. Дети получают список, состоящий из слов одной части речи. В нем находятся две группы синонимов и конфликтные слова. Все это в смешанном виде. Дети должны выделить обе группы синонимов, а также отделить от них конфликтные слова. Помимо одиночных слов, список также включает и фразеологизмы.
  2. Нужно разложить синонимы по возрастанию или убыванию степени описываемого ими признака.

Ученики получают две группы слов. И они должны разместить их в порядке возрастания признака. Затем эти слова нужно использовать, чтобы составить предложения так, чтобы предложения эти уточняли значение каждого слова.

  1. Выбор подходящих синонимов для предложенного слова. К примеру, дети получают для работы слова: смешной, работать и метель. Они должны подобрать для каждого из них подходящие синонимы. А затем составить предложения с использованием этих синонимов.
  2. Нужно заменить слово в предложении из тех, что предложены. Просто проводится замена на предложенные слова и подбирается то, которое наиболее точно раскрывает смысл.
  3. Нужно выбрать наиболее подходящее слово из предложенного списка. Дети должны обосновать свой выбор.

Наибольшую ценность несут упражнения лексического характера, которые относятся к синонимии. Очень важно побуждать детей работать активно с синонимами. Ведь способность подбирать наиболее подходящие синонимы:

  • делает речь более богатой;
  • помогает более точно и выразительно формулировать свои мысли.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения МОИМ_ВНУКАМ_ПОЛЕЗНОСТИ

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами

«Все наоборот» Цель игры: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок. Материал. Две обезьянки (игрушки). Ход игры. Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую — Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица….. (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет… (унесет), пришьет… (оторвет), вычистит… (испачкает), замолчит… (заговорит), повесит… (снимет) и т.д. «Говори наоборот» Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса. Ход игры. Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением: веселый — грустный быстрый — медленный красивый — безобразный пустой — полный худой — толстый умный — глупый трудолюбивый — ленивый тяжелый — легкий трусливый — храбрый твердый — мягкий светлый — темный длинный — короткий высокий — низкий острый — тупой горячий — холодный больной — здоровый широкий — узкий «Я начну, а ты закончи» Цель: учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное слово. Воспитатель начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения. — Мальчик сначала подошел к дому, а потом… (отошел). Утром ребята пришли в детский сад, а вечером… (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он… (вышел). Ребята побежали по правой стороне, а потом… (перебежали) на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом, спрятались, но вскоре они … (выбежали). «Веселые автомобили». (Подвижная игра со словами). Цель: активизация в речи глаголов движения. Выезжая, по сигналу, каждый «автомобильчик» должен сказать глагол движения ( н-р выехал, уехал, поехал, отъехал, покатился, помчался и т.д.). Приехав в гараж, сказать: приехал, подъехал, заехал, прибыл, примчался и т.д.). Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Мяч». «Покатился В огород, Докатился До ворот, Подкатился под ворота Добежал До поворота Там попал под колесо ….» «Родная природа в стихах и загадках» Цель: развивать умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы к определенным словам. Ход игры. 1. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о природе и найти в них слова антонимы. Круглое и яркое, дарит всем тепло. Встало утром рано, По небу пошло. Закатилось вечером За леском. Угадайте, дети, Говорю о ком? (Солнце) Вьется, словно лента, В дымке голубой, Может быть спокойной, Может бить волной Темной и глубокой, Что не видно дна. Мелкой и прозрачной Может быть она, А в жару купает Нас в своей волне. Что это такое, Подскажите мне. (Река) 2. Далее предлагает отгадать следующую загадку: Что за птица? Черная, большая. Над землей повисла, Солнце закрывая. Крупными слезами Эта птица плачет, От нее подальше Мама дочку прячет. Как она примчится, Все вокруг темнеет, Чтобы не промокнуть, Убегу скорее. (Туча) И подобрать противоположное по смыслу слово (антоним) к словам: черная…. большая…. темнеет…. скорее…. 3. Найди слова-синонимы: Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару. Дуб дождя и ветра вовсе не боится Кто сказал, что дубу страшно простудиться Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый Значит дуб выносливый, значит закаленный. «Скажи похоже» Цель: учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным. Ход игры. 1. Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу. — Думать — ….(размышлять), открыть — ….. (отворить), отыскать — … (найти), зябнуть — … (мерзнуть), поразить — … (удивить), шалить — … (баловаться), забавлять — …. (развлекать), прощать — …(извинять), звать — … (приглашать), реветь — … (плакать), мчаться — … (нестись), вертеться — … (крутиться), опасаться — … (бояться), бросать — …. (кидать). 2. Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным. — Этот дом большой, а этот…. (огромный). Эта одежда старая, а это платье совсем …. (изношенное). Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем ….. (мокрое). Мальчик молчаливый, а девочка ….. (неразговорчивая). Вчера день был теплый, а сегодня ….. (жаркий). «Подбери подходящее слово» Цель: учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и переносное значение слов. Ход игры. Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы. — Ручей мелкий, а речка ….. (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники ….. (крупные). — Кашу варят густую, а суп …. (жидкий). Лес иногда густой, но иногда … (редкий). — После дождя земля сырая, а в солнечную погоду …. (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим …. (вареный). В качестве речевого материала могут использоваться словосочетания: — Худое ведро, худое платье, худой человек. — Мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит, ручьи бегут. — Растет цветок, растет ребенок, растет дом. — Жаркий день, жаркая погода, жаркий спор. «Надо сказать по-другому» Цель: учить детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу. Послушайте стихотворение: «Плакала Снегурочка, зиму провожая, Шла за ней печальная, всем в лесу чужая. Там, где шла и плакала, трогая березы, Выросли подснежники — Снегурочкины слезы.» Т. Белозерова «Подснежники». — Вот какие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. А какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная) — К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невеселая) — Если Снегурочка печальная, то какое у нее настроение? (Плохое) — Послушайте, какие я назову предложения: «Дождь идет. Снегурочка идет». — Какое слово повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идет. Дождь идет ….(льет). Снегурочка идет …(шагает). Весна идет — как можно сказать по-другому? (Наступает.) Машина идет …(едет). Аналогично даются задания со следующими словосочетаниями: чистый воздух (свежий ), чистая вода (прозрачная), чистая посуда (вымытая); самолет сел (приземлился), солнце село (зашло); река бежит (течет, струится), мальчик бежит (мчится, несется ). «Найди другое слово» Цель: развивать у детей умение подбирать наиболее точное обозначение к заданной ситуации; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным. — Папа стал делать детям качели. Миша принес ему веревку. Папа сказал: «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Папа взял другую веревку: «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку взял папа? Как можно про нее сказать? — Послушайте два предложения: «Вова рос крепким мальчиком. Он почувствовал под ногами крепкий лед». — Что значит слово крепкий? Как можно сказать эти предложения по-другому? Сами придумайте предложение со словом крепкий. Аналогично рассматриваются предложения: » Мальчик дрожит от холода. Зайчишка дрожитот страха». «Игра с мячом» — Я буду бросать каждому мяч, называя слово. Вы будите возвращать мне мяч, говоря противоположное. Длинный — ….. короткий, глубокий — …… мелкий, мягкий — ……. твердый, легкий — ….. тяжелый, тонкий — ….толстый, густой — ….. редкий, жидкий, сильный — …… слабый. Говорить — …… молчать, смешить — ….. довести до слез, разрешить — ….. запретить, падать — ….. вставать, смеяться — …. плакать, зажечь — …. потушить, помогать — ….. мешать «Найди противоположное слово» Цель: развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова. — Сахар сладкий, а лимон …..(кислый). Луна видна ночью, а солнце ….(днем). Огонь горячий, а лед …..(холодный). Тополь высокий, а шиповник ….. (низкий). Река широкая, а ручей ….(узкий). Камень тяжелый, а пух ….. (легкий). Редька горькая, а груша ….. (сладкая). — Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.) Если в комнате не светло, то в ней …(темно). Если сумка не тяжелая, то она …. (легкая). Если нож не тупой, то он ….( острый). Цель: Развивать умение находить слова-антонимы в пословицах и поговорках. Речевой материал: » Ученье — свет, а неученье — тьма.» » Меньше говори, а больше делай.» » Труд кормит, а лень портит.» » Готовь сани летом, а телегу зимой.» » Большая работа лучше большого безделья» » Лето собирает, а зима подъедает». » Чужбина — калина, родина — малина».

===================

Серия сообщений «.развитие речисловарный запас (сущ, прил, глагол»:
Часть 1 — !!!!!!!!!!!!!++++++Слова на Л (доктор Айболит) — на тему автоматизации звуков Часть 2 — Картотека игр для родителей с детьми «По дороге в детский сад» … Часть 30 — ИГРЫ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РЕБЁНКА Часть 31 — Игры для развития речи малышей 3-5лет Часть 32 — Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами

Подбор синонимов

Задания на подбор синонимов полезны для формирования точности речи детей. Для этого иногда нужно брать отдельные слова.

Лучше всего, конечно, работу с синонимами проводить в рамках целых словосочетаний и предложений, а также с небольшими связными текстами. Ведь это позволит детям лучше понять связь слова с другими словами, учитывать контекст при подборе наиболее точного слова.

На самом деле, слово «чистый» имеет множество разных синонимов в зависимости от того, к какому существительному оно относится. Чистое полотенце – это белое полотенце. А вот чистая сделка – это честная сделка. Или, к примеру, слово «горячий». При использовании со словом «хлеб» оно имеет один список синонимов. Но при использовании со словом «человек» список синонимов значительно меняется.

Сначала, чтобы объяснить детям, что такое синонимы, можно брать отдельные слова и подбирать для них синоним. Но со временем, особенно во время упражнений, работать над синонимами нужно в рамках контекста. Дети должны научиться не просто подбирать синоним для заданного слова, находить наиболее подходящие к контексту слова с нужными оттенками значения и стилистики. Это уже полноценная словарная стилистическая работа.

Таким образом, в младшей школе детям не предоставляются теоретические знания о синонимах. Но на практике работа с этими языковыми единицами ведется активно. Дети наблюдают за ними и приобретают понятие о синонимах. Учащиеся начальных классов узнают, что язык содержит разные слова, обозначающие одно и то же понятие, но передающие разные оттенки этого значения, имеющие иную эмоциональную и экспрессивную окраску, сочетаются с другими словами.

Похожие записи:

  1. Педагогические условия развития речи учащихся начальных классов при изучении синонимов Условия развития речи при изучении синонимов — педагогические условия, методы…
  2. О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
  3. Что такое фольклор и как использовать его формы? Малые формы фольклора успешно используются в разных видах деятельности для…
  4. Логоритмические занятия и коррекционные средства Разными средствами логопедические занятия способствуют эффективной коррекции речи у детей…

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Перейти к контенту

Русский язык

Время чтения 1 мин.Просмотры 3.3к.

Синонимы это различные по написанию, но одинаковые по смыслу слова. Для детей сначала эта тема может показаться сложной. Но если подготовиться и на уроке русского языка в школе или дома использовать наглядный материал – проблем не будет. Именно поэтому мы советуем присмотреться к рисункам с текстом из нашей статьи.

Картинка определением синонимов для детей.

Примеры синонимов в картинках для дошкольников.

Иллюстрация на урок в школу.

Синонимы в разрезных картинках для детей.

Задание для учеников 3 класса.

В детский садик.

Найди пару каждому синониму.

Слова, близкие по значению, но разные по написанию.

Изучаем синонимы в игровой форме.

Картинка для занятий с ребёнком.

Подбери синонимы.

Пример синонима.

Картинка для самостоятельных занятий.

Синонимы в картинках для дошкольников и школьников.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Проталкивать идею синоним
  • Простые радости синоним
  • Просьба о помощи синоним
  • Проталкивание синоним
  • Простые примеры синонимов