Происхождение слов синоним антоним

Все указанные слова пришли к нам из греческого языка. Дадим определение каждому из них.

Омонимы, homos — одинаковый + onyma — имя. Это слова, обозначающие различные предметы или явления, но при этом имеющие одинаковое написание. Например «коса» у девушки и «коса», которой косят траву. «лук» — овощи «лук» — оружие с тетивой и стрелами.

Синонимы, syndnymos — одноименный. Это слова, чаще всего, относящиеся к одной части речи, близкие по смыслу, но различные по написанию. Например «легко, просто, элементарно»; «холодный», «прохладный», «зябкий»; «бой», «сражение», «битва».

Антонимы, anty — против + onyma — имя. Слова, противоположные по значению, как и синонимы, чаще всего, одной части речи. Например, «короткий — длинный», «черный — белый», «день — ночь».

Оглавление

  1. 1 Лексика и фразеология. Орфография. Культура речи
    1. 1.1 Лексика. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы
    2. 1.2 Группы слов по происхождению и употреблению
    3. 1.3 Фразеология
    4. 1.4 Лексика. Орфография

Лексика и фразеология. Орфография. Культура речи

Лексика. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы

 Лексикология изучает словарный состав языка.

    Слово – это основная единица языка, представляющая собой звук или комплекс звуков, обладающий значением и служащий для наименования предметов, явлений, действий, признаков, количеств, состояний и т.д.

    Совокупность всех слов русского языка образует его словарный состав

    Лексическое значение слова – это соотнесённость слова с определёнными явлениями действительности.

    Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными (запах цветов, приятный запах), а слова, имеющие два и более лексических значений, называются многозначными (рукав платья, рукав реки, пожарный рукав).

    Прямое значение слова – это его основное лексическое значение.

    Переносное значение – это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого (лента в волосах, лента транспортёра, лента дороги).

    От многозначных слов следует отличать омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению (запереть на ключ, вода бьёт ключом, скрипичный ключ).

    Существуют различные разновидности омонимов:

  • лексические омонимы (косить траву косой – девичья коса);
  • омоформы (мой руки – мой пиджак);
  • омофоны (леса – лиса);
  • омографы (мУка – мукА).

    Синонимы – это слова одной части речи, близкие или тождественные по значению, но различные по звучанию и написанию (культурный – цивилизованный – развитой).

    Несколько слов синонимов образуют синонимический ряд, в котором слова различаются оттенками лексического значения (смотреть, глядеть – нейтральное, взирать – книжное, зырить – просторечное).

    Антонимы – это слова одной и той же части речи, различные по звучанию, имеющие противоположное лексическое значение (верхний – нижний, правда – ложь). Антонимы лежат в основе антитезы (противопоставления).

    Паронимы – это однокоренные слова, как правило одной и той же части речи, сходные по звучанию, но разные по значению (поступок – проступок, дождевой – дождливый, адресат – адресант, генеральный – генеральский).

Группы слов по происхождению и употреблению

    По происхождению все слова в русском языке делятся на заимствованные и исконно русские.

    Исконно русские – это слова, которые возникли в русском языке (ладья, жизнь).

 Заимствованные слова – это слова, которые пришли в русский язык из других языков (башмак, кухня, лекция).

    Слова, вышедшие из активного употребления, называются устаревшими (урядник, чело).

    Среди устаревших слов выделяют:

  • историзмы – слова, обозначающие названия предметов и явлений, которые вышли из обихода (кольчуга, ликбез);
  • архаизмы – слова, которые вышли из употребления, потому что были заменены новыми (лоб – чело).

    Новые слова, возникшие в языке, называют неологизмами (кибернетика, алгоритм). Неологизмы могут быть авторскими (легкомыслая головёнка (В.Маяковский)).

    По сфере употребления слова в русском языке делятся на общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

    Общеупотребительные – это слова, которые употребляются всеми людьми, независимо от профессии и места жительства (дочь, хороший).

    К ограниченным в сфере употребления относятся:

  • диалектизмы – слова, употребляемые, жителями той или иной местности (бульба – картошка, бурак – свёкла).
  • профессионализмы – слова, употребляемые, людьми той или иной профессии (найтов – крепление на судах шлюпок для предохранения от срыва с места);
  • жаргонизмы – экспрессивно окрашенные слова, которыми обозначаются общеизвестные понятия в узком, социально ограниченном кругу людей (усекать – понимать (молодёжный жаргон)).

Упражнение № 1

    Укажите лексическое значение слов.

    Озираться, олицетворение, рядиться, сотник, стан¬дартный, фортуна, чваниться, пенаты, незаурядный, миннезингер, кадриль.

Упражнение № 2

 Запишите в 2 столбика однозначные и многозначные слова.

    Йог, кавычки, консерватор, лидер, монолог, нанос¬ный, направление, перемена, природный, состряпать, таять, трамвай, элегантный, язычество, зенит.

Упражнение № 3

 Выпишите слова, употребленные в переносном значении.

    Змеиная улыбка, избитые фразы, каверзный вопрос, выжечь каленым железом, прокатить на выборах, кве¬лый ребенок, говорить кичливо, колыбель свободы, кольцо блокады, лента дороги, лезть на гору, неоправ-данное мотовство, совершить моцион, обезболивающие средства.

Упражнение № 4

 Подберите и запишите синонимы к данным словам.

    Красивый, маленький, трудный, гуманный, быст¬рый, долгий, грязный, вкусный, бежать, понимать, удивляться.

Упражнение № 5

    Подберите к данным словам антонимы и сгруппируйте антонимические пары по частям речи.

    Начало, счастливый, правый, погаснуть, потерять, широкий, сильный, далеко, мало, бедный.

Упражнение № 6

 Вставьте подходящие по смыслу антонимы.

    1) Не было бы … , да … помогло. 2) Готовь сани … , а телегу, … . 3) … человека кормит, а … портит. 4) Уче¬нье – … , а неученье – … . 5) … дело лучше … безделья. 6) … мир лучше … ссоры. (Пословицы)

Упражнение № 7

 Составьте предложения с данными словосочетаниями.

    Агрессивная рысь, перейти на рысь; мир в семье, весь мир; студеный ключ, ключ от двери; косить глаза¬ми, косить траву; эффектный наряд, наряд милиции; павлинье перо, перо авторучки.

Упражнение № 8

 Определите значение каждого из слов-паронимов, составьте с ними предложения.

    Невежа – невежда, оклик – отклик, дипломат – дипломант, практик – практикант, опечатки – отпе¬чатки, швейцар – швейцарец, праздный – празднич¬ный, добрый – добротный, одеть – надеть, основать – обосновать.

Упражнение № 9

    Составьте словосочетания с прилагательными – паронимами:

    Человек, талант (поэтический – поэтичный); сосед, интерес (скрытый – скрытный); совет, костюм (прак¬тичный – практический); мотив, характер (романтиче¬ский – романтичный).

Упражнение № 10

    В каждое из предложений вставьте одно из слов-паронимов.

  1. Эта скульптура выполнена из (целого, цельного) куска мрамора.
  2. Он отличался (особым, особенным) даром предвиде¬ния.
  3. Имя героя комедии Д.И. Фонвизина символизиру¬ет образ (невежы, невежды).
  4. Статья в газете вызвала живой (отклик, оклик) читателей.
  5. Вид он имел всегда величественный и (царский, царственный).

Упражнение № 11

 Подберите к каждому прилагательному существительное. В каких примерах можно использовать одно и то же существительное?

    Бережный – бережливый, деловой – деловитый, классный – классовый, обидный – обидчивый, искус¬ный – искусственный, эффектный – эффективный, удивительный – удивленный.

Упражнение № 12

    В каком предложении вместо слова информатизация нужно употребить информация?

    Внедрение информатизации необходимо во всех сферах жизни.

    Даже в сельских школах созданы классы компью¬терной информатизации.

    Чтение учебника дополняется информатизацией, почерпнутой из Интернета.

    Крупные города страны должны стать опорными пунктами для ускоренной информатизации.

Фразеология

 Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

    Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову (бить баклуши – бездельничать).

    С точки зрения происхождения фразеологизмы делятся на исконно русские (во всю Ивановскую, с гулькин нос, из огня да в полымя), старославянские (не от мира сего, избиение младенцев, око за око) и заимствованные из других языков (синий чулок – из англ. яз., сальто-мортале – из итал. яз., медовый месяц – из франц. яз.).

    С точки зрения стилистической окрашенности фразеологизмы делятся на следующие группы:

    1) нейтральные, или межстилевые: сдержать слово, подвести черту, поставить точку, лебединая песня;

    2) стилистически окрашенные, среди которых выделяются:

        а) разговорные (заварить кашу, как свои пять пальцев, со всех ног, два сапога пара, набить карман); 

        б) просторечные (вкручивать мозги, дело в шляпе, дурья башка); 

        в) книжные (звездный час, терновый венец, яблоко раздора). 

    Разговорные и просторечные фразеологизмы относятся к разряду сниженных; книжные фразеологизмы – к разряду высоких, торжественных.

Упражнение № 13

    Укажите лексическое значение фразеологизмов.

    Авгиевы конюшни –

    Строить на песке –

    Запретный плод –

    Опускать крылья –

    Кот наплакал –

    Валом валить –

    Не в своей тарелке –

    Зажать в кулак –

    Крутить хвостом –

    Переменить декорации –

Упражнение № 14

    Подберите фразеологизмы, которые имеют значения:

  1. Мало.
  2. Притворяться несчастным.
  3. Прославиться, стать известным.
  4. Не думать о своей безопасности.
  5. Медлить, делать что-либо очень медленно.
  6. Выделяться отчетливо, ярко.
  7. В худшем случае.
  8. Чувствовать себя уверенно.
  9. Объективно, непредвзято. 
  10. Много.

    Слова для справок: невзирая на лица, не щадить живота, тянуть канитель, кот наплакал, проходить красной нитью, на худой конец, казанская сирота, войти в историю, как рыба в воде, непочатый край.

   Вид ошибки  Пример
1. Слово употребляется в несвойственном ему значении Гуманизм и доброта противопоказаны жестокости и равнодушию. 
2. Нарушение лексической сочетаемости слов Из её глаз беззвучно текли слёзы. 
3. Анахронизм (внеисторическое употребление слова)  В светском обществе любили устраивать приёмы и другие тусовки. 
4. Тавтология (повторение однокоренных слов)  Это характеризует характерные черты нашего времени. 
5. Смешение паронимов  Ученик тоже соучастник учебного процесса. 
6. Речевая избыточность (плеоназм) Увлечение народным фольклором привело его в ансамбль. 
7. Речевая недостаточность  Базаров – это яркий представитель. Он нигилист. 

Лексика. Орфография

Приставки ПРЕ-, ПРИ-

    Приставка ПРЕ- имеет следующие значения:

    1) высшая или предельная степень качества, признака: пребольшой, прекрасный, премудрый;

    2) синонимичность приставке ПЕРЕ-: преградить (перегородить), прервать (перервать), преломить (переломить).

    Приставка ПРИ- обозначает:

    1) присоединение, приближение, прибавление: приклеить, прилететь, прибавить, пристроить;

    2) неполноту действия: присесть, приоткрыть, притворить;

    3) пространственную близость: приморский, приусадебный;

    4) доведение действия до конечного результата: приручить, пристрелить, приговорить;

    5) совершение действия в чьих-либо интересах: присвоить, приберечь, приобрести, прикарманить.

    Запомните: некоторые слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- различаются по значению. Сравните:

    предать (друга) – выдать (ср. предатель)

    придать (значение) – добавить

    претворить (в жизнь) – воплотить

    притворить (дверь) – прикрыть

    презирать (врага) – ненавидеть

    призреть (сироту) – приютить

    пребывать (в городе) – находиться

    прибыть (в город) – приехать

    преступить (закон) – нарушить

    приступить (к делу) – начать

    Во многих случаях приставки ПРЕ-, ПРИ- тесно слились с корнем, их трудно выделить и установить значение.

 Запомните: президент, президиум, прерогатива, претендент, примитив, привилегия, принципиальный, приоритет.

Упражнение № 20

 Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую – с приставкой ПРИ-, во вторую – с приставкой ПРЕ-.

    Старинное пр…дание, камень пр…ткновения, пр…чуды природы, пр…ступить (к делу), богатое пр…даное, пр…вратности судьбы, пр…одоление препятствий, не надо пр…рекаться, пр…знание в содеянном, пр…бывать в бездействии, беспр…кословно повиноваться, пр…верженец новых взглядов, пр…дать друга, пр…мирить врагов, пр…бытие поезда, непр…менное условие, полезное пр…обретение, жизнь без пр…крас, пр…забавный случай, пр…ломление лучей, пр…вышение полномочий, пр…остановить слушание дела, давать пр…сягу, искатели пр…ключений.

Упражнение № 21

    Запишите и запомните эти слова иноязычного происхождения, объясните их значение. Составьте с данными словами словосочетания или предложения.

    Прелюдия, преамбула, превалировать, престиж, привилегированный, прейскурант, премьера, примат, примадонна, претензия, прецедент.

Упражнение № 22

    Вставьте пропущенные буквы.

    1. Понятна мне времен пр…вратность, не пр…кословлю, право, ей. 2. Никакие мольбы не могли пр…клонить его к отсрочке или уменьшению платежа. 3. Я решился пр…доставить все выгоды Грушницкому. 4. Есть камень пр…ткновения, который решительно не берет ни смычок, ни кисть, ни резец. 5. Все мальчики засмеялись и опять пр…умолкли на мгновение.  6. Девять дней хворал Иванушка, на десятый день пр…ставился. 7. Пр…имущественное назначение главных помпадуров заключается в том, чтобы пр…пятствовать. 8. Словно ребенок, я плескался в воде, пр…даваясь наивысшему наслаждению. 9. Наши детские  выходки и пр…грешения он воспр…нимал очень остро.  10. Пока дошли до стана, знания Артемки пр…умножились во много раз.

Проверь себя

 В каком ряду во всех словах пишется И?

    1) пр…бывать в санатории, пр…в…легии, пр…нимать гостя, пр…спущенный флаг

    2) непр…ступная крепость, пр…старелый пр…вратник, пр…зирать непр…ятеля

    3) пр…зреть сироту, церковный пр…дел, пр…бывать к Пр…озерску

    4) пр…дать форму, пр…нарядиться к пр…зентации, пр…ступисть к кр…пости, непр…ходящие ценности

Синонимы

это слова, разные
по звучанию, но близкие по значению.
Пример: алфавит-азбука, бросить-кинуть.
Синонимы могут быть и устойчивые
словосочетания. Например: помочь-оказать
помощь, далеко — за тридевять земель.
Слова-синонимы могут различаться
оттенками значения. Например:
ходить-бродить-шагать. Слова-синонимы
могут обозначать одно и то же явление,
но употребляться в разных стилях речи
или иметь разную стилистическую окраску.
Например: глаза-очи, лицо-лик.

Паронимы-
это слова, разные
по значению, но сходные, близкие по
звучанию. Например: абонемент-абонент,
человечный-человеческий.

Омонимами-
называются слова,
разные по значению, но совпадающие по
звучанию. Например: чай-напиток, чай-
растение.

Омоформы
– слова, совпадающие по звучанию и
написанию в какой-либо одной или
нескольких грамматических формах.
Например: печь(сущ.)
печь(глаг.);
лечу(лечить)
лечу(лететь).

Омофоны
– слова, разные по написанию, но одинаковые
по произношению. Например:
луг – лук, пруд –
прут, гриб – грипп.

Омографы
– слова, которые пишутся одинаково, но
имеют ударение на разных слогах. Например:
мукА – мУка, зАмок
– замОк.

Антонимы-
это слова,
противоположные по значению. Например:
добро-зло, чисто-грязно.

4. Лексика. Исконно русские и заимствованные слова.

Заимствованные слова
— слова, который были взяты из другого
языка, т.к. подходящее слово для обозначения
чего-либо отсутствовало, например,
русское слово «спутник» (обозначающее
космический спутник) было заимствовано
во множество языков, когда СССР вывел
первый искусственный спутник на орбиту
Земли

Под исконно русской
лексикой понимаются те слова, которые
образовались непосредственно в русском
языке в разные периоды его развития.
Есть несколько групп исконно русских
слов.

1. Общеславянские слова, которые
вошли в русский язык из славянского
языка-основы. Это, например, названия
лиц по родству (брат, сестра, мать, отец)]
названия некоторых орудий труда (соха,
плуг); наименования лиц по роду их занятий
(ткач, жнец); названия жилища (дом, двор);
названия продуктов питания, пищи (молоко,
каша, пирог, мед, квас); названия деревьев
(липа, дуб, сосна, береза).

2.
Восточнославянские (или древнерусские)
слова, которые возникли в русском языке
примерно в XI—XIV
вв. Таких слов очень много, они общие
для русского, украинского и белорусского
языков, составлявших единый
восточнославянский язык. Например:
дядя, племянник, коромысло, скатерть,
кочерга, лодка, овраг, крыша, кружево,
мешок, зодчий и др.

3. Собственно
русские слова, появившиеся начиная с
XIV
в. после разделения восточнославянского
языка на украинский, белорусский и
русский. Сюда относятся все слова, кроме
заимствованных.

5. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы)

Основу
лексики современного русского языка
составляют общенародные
слова, но в ее состав входят также и
слова, сфера употребления которых
ограничена: диалектизмы, жаргонизмы,
профессионализмы.

Диалектизмы
— это слова, сфера употребления которых
ограничена определенной территорией.
Как правило они имеют соотносительное
по значению слово в литературном языке.
Например: говорить-разговаривать-балякать(
в северных городах)

Жаргонизмы
— это слова, используемые узким кругом
лиц, объединенных общностью интересов,
занятий и т.д. Например: салага-в речи
моряков, старик, законно( хорошо).

Профессионализмами
— называются люди, объединенные по роду
своей деятельности, часто употребляют
названия предметов, процессов, продуктов
труда, принятые лишь в их среде, не
ставшие общеупотребительными. Например:
кок- повар, шапка- заголовок.

6.Лексика.
Устаревшие слова и неологизмы.

Изменения в лексическом
составе языка происходят постоянно:
некоторые слова устаревают и уходят из
языка, другие появляются — заимствуются
или образуются по существующим моделям.
Те слова, которые вышли из активного
употребления, называются устаревшими;
новые слова, только появившиеся в языке,
носят название неологизмов.

Неологизмы
– новые слова ограниченного употребления,
новизна которых осознаётся носителями
языка.

Примеры неологизмов:
хит, компьютер, хакер, сайт, мегабайт,
биополе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #



Скачать материал

Русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем созн...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 51 человек из 27 регионов

  • Сейчас обучается 65 человек из 29 регионов

  • Сейчас обучается 39 человек из 24 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем созн...

    1 слайд

    Русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было передать словом.
    К. Паустовский

  • Тема: Лексическая система русского языка (происхождение, употребление, синон...

    2 слайд

    Тема: Лексическая система русского языка
    (происхождение, употребление, синонимы, антонимы, омонимы).
    филиал СамГУПС в г. Ртищево
    преподаватель:
    Крючкова Е.В.

  • Многие слова в русском языке связаны между собой по смыслу. Одни находят общи...

    3 слайд

    Многие слова в русском языке связаны между собой по смыслу. Одни находят общий язык, а другие спорят друг с другом.

  • Лексика:СИНОНИМЫ          АНТОНИМЫ                    ОМОНИМЫ

    4 слайд

    Лексика:
    СИНОНИМЫ
    АНТОНИМЫ
    ОМОНИМЫ

  • ЗаданиеПрочитайте текст.Старый человек любит вспоминать старые события и ра...

    5 слайд

    Задание
    Прочитайте текст.
    Старый человек любит вспоминать старые события и рассказывать о старых обычаях; а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете старую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в старые времена их было не меньше.

  • Синонимы –
 
		слова, различные по звучанию, 		но одинаковые или близкие по...

    6 слайд

    Синонимы –

    слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению

  • Синонимы делают нашу речь более яркой, образной и выразительной. Они могут пе...

    7 слайд

    Синонимы делают нашу речь более яркой, образной и выразительной.
    Они могут передавать тонкие оттенки значений (СИЛАЧ – ГЕРКУЛЕС),
    позволяют нам говорить возвышенно или грубо-пренебрежительно (ОЧИ – ЗЕНКИ),
    доброжелательно или иронично (ПАРНИШКА – ПАЦАН),
    официально или неофициально (ОТБЫТЬ – УЕХАТЬ).
    Синонимы передают небольшие различия в значении одного и того же слова, а это значит, что они помогают избегать повторов в нашей речи.

  • Синонимический рядБольшой - огромный- громадный –гигантский - исполинский.
Гр...

    8 слайд

    Синонимический ряд
    Большой — огромный- громадный –гигантский — исполинский.
    Градация –
    группа синонимов одной и той же части речи, где каждое слово сильнее, выразительнее отражает смысл сказанного.
    Приведите свои примеры и
    запишите в тетрадь

  • Слова между собой перепутались!  
Запишите синонимы в ряд
Мчаться ,тревожный,...

    9 слайд

    Слова между собой перепутались!
    Запишите синонимы в ряд
    Мчаться ,тревожный, бросать, пища, нестись, кидать, еда, огромный, лететь, беспокойный, бежать, швырять, громадный

  • Проверь себяБежать, мчаться, нестись, лететь;
Еда, пища;
Кидать, бросать, швы...

    10 слайд

    Проверь себя
    Бежать, мчаться, нестись, лететь;
    Еда, пища;
    Кидать, бросать, швырять;
    Огромный, громадный;
    Беспокойный, тревожный

  • Слова могут не только дружить, сближаться по смыслу, но и спорить, ссориться,...

    11 слайд

    Слова могут не только дружить, сближаться по смыслу, но и спорить, ссориться, или, другими словами, противопоставляться друг другу.
    Прочитай пословицу и подумай: какие понятия здесь противипостав-ляются?
    Ученье – свет, а неученье – тьма.

  • В пословице противопоставляются пары слов:ученьенеученьесветтьмаАнтонимы — эт...

    12 слайд

    В пословице противопоставляются пары слов:
    ученье
    неученье
    свет
    тьма
    Антонимы — это слова, противоположные по лексическому значению.

  • Словарь антонимов
Сказать - смолчать, промолчать. Антонимические пары располо...

    14 слайд

    Словарь антонимов

    Сказать — смолчать, промолчать. Антонимические пары расположены в словаре по алфавиту первого слова.
    Далее даны лексические значения слов – антонимов.
    Сказать – выражать в речи какие-либо мысли, мнения, быть активным в разговоре.
    Промолчать – не проявлять, не выражать своих мыслей, чувств, мнение, быть пассивным в разговоре.
    Также могут быть приведены примеры из литературных произведений.

  • Тренировочное упражнениеПодберите однокоренные антонимы к словам:
Сильный, кр...

    19 слайд

    Тренировочное упражнение
    Подберите однокоренные антонимы к словам:
    Сильный, красивый, пришел, подземный, корыстный, трудный, активно, звонкий, согласие, искренность

  • Проверь себя	Бессильный, некрасивый, ушел, надземный, бескорыстный, нетрудный...

    20 слайд

    Проверь себя
    Бессильный, некрасивый, ушел, надземный, бескорыстный, нетрудный, неактивно, незвонкий, несогласие, неискренность

  • Игра «Скажи без запинки»Задание: Подберите антонимы и запиши в тетрадь.Большо...

    21 слайд

    Игра «Скажи без запинки»
    Задание: Подберите антонимы и запиши в тетрадь.
    Большой
    Высокий
    Длинный
    Широкий
    Толстый
    Глубокий
    Прямой
    Левый
    Первый
    Верхний
    Тяжёлый
    Острый
    Горячий
    Светлый
    Белый
    Мокрый
    Громкий
    Сладкий
    Хороший
    Скупой
    Нежный
    Храбрый
    Умный
    Чистый
    Больной
    Дорогой
    Смеяться
     Плохой 
    Ясный
      Сытый
      Старый   
    Устный
      Весёлый
    Холодный
    Лёгкий
    Низкий  
     Красивый
    Темный
     Узкий
      Звонкий 
    Нижний
      Горький
    Быстрый
    Худой
    Последний 

  • Есть в русском языке слова-близнецы, которые похожи друг на друга только внеш...

    22 слайд

    Есть в русском языке слова-близнецы, которые похожи друг на друга только внешне
    ОМОНИМЫ — это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению
    Лисички — грибы
    Лисички — лесные звери

  • Примеры омонимов

    23 слайд

    Примеры омонимов

  • Обычно омонимы относятся к одной части речиЛук — огородное растениеЛук — оружие

    24 слайд

    Обычно омонимы относятся к одной части речи
    Лук — огородное растение
    Лук — оружие

  • Обобщим сказанное

    26 слайд

    Обобщим сказанное

  • Домашняя работа     1.Составить текст и записать.
     Опишите утро, использу...

    28 слайд

    Домашняя работа
    1.Составить текст и записать.
    Опишите утро, используя синонимы, омонимы, антонимы.
    2. Упр. 390 стр.233

  • «Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести...

    29 слайд

    «Словом можно убить, словом можно спасти,
    Словом можно полки за собой повести»

    В.Шефнер

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 236 667 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 26.10.2021
  • 133
  • 3
  • 26.10.2021
  • 240
  • 1

«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И. и др.

«Русский язык (базовый уровень)», Пахнова Т.М.

«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.

«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.

«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.

  • 26.10.2021
  • 375
  • 11

«Русский язык», Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

Вася Иванов

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пройти процедуру синоним
  • Происхождение синоним научный
  • Пройти обучение синоним фразы
  • Пройти проверку синоним
  • Происхождение синоним к этому слову