Признаки синонимов 5 класс

Русский язык

5 класс

Урок № 51

Синонимы

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Синонимия, причины её существования в языке.

2. Понятие «контекстные синонимы», использование синонимов для связи предложений в тексте.

3. Синонимы, используемые в разных речевых ситуациях.

Тезаурус

Синонимы – слова одной части речи, близкие по значению, но разные по написанию.

Абсолютные синонимы – слова одной части речи, одинаковые по значению и сфере употребления.

Контекстные синонимы – слова, являющиеся синонимами только в рамках определённого текста.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

Дополнительная литература:

1. Абрамов Н. А. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. М.: Русские словари, 1999. – 111 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В языке есть слова, которые обозначают одни и те же предметы, признаки, явления, действия. Каким мы назовём лицо улыбающегося человека? Можно назвать его счастливым, радостным, довольным – и всё это будет правдой. Кто-то скажет, описывая костёр, что видит огонь, другой – пламя, и оба будут правы. Слова, обозначающие одно и то же по-разному, называются синонимы. Синонимы должны принадлежать к одной части речи.

Почему нам нужно держать в языке несколько слов, чтобы назвать один предмет или действие? Посмотрите на эту пару синонимов: бежать – нестись. Как вы думаете, какой глагол использует спортивный комментатор в предложении «Спортсмен _____ со скоростью 25 километров в час»? Конечно, бежит, так как слово несётся, хоть и обозначает «быстро бежать», но является разговорным, а, значит, его нельзя использовать в официальных ситуациях. А чем отличаются слова замёрзнуть и закоченеть? Если мы хотим сказать, что кто-то очень сильно замёрз, то мы используем синоним – закоченел. Синонимы отличаются друг от друга сферой употребления или смысловыми оттенками.

Использование синонимов помогает сделать речь или текст разнообразней, красочней, избежать ненужных повторов. Посмотрите на это предложение: На столе стояла маленькая чашка на маленьком блюдце, в маленькой сахарнице лежали маленькие кубики сахара, а на краю стола – маленькая салфеточка. Зачем столько раз повторять слово маленький, если у нас в языке есть замечательные синонимы небольшой, крохотный, миниатюрный, крошечный и многие другие.

Кроме того, синонимы помогают связывать предложения. Прочитайте текст: Вася зашёл в магазин и хотел купить два пирожных. Когда мальчик подошёл к витрине, то увидел, что лакомства раскупили. Он решил, что вместо десерта купит цветы.

В этом тексте речь идёт о Васе и его желании купить пирожные. Но эти слова мы использовали лишь по одному разу, а в следующих предложениях заменили их. Всегда ли вместо слова Вася можно использовать слово мальчик? Нет, ведь Вася может быть и мужчиной, и даже котом! Слова, которые являются синонимами только в рамках одного текста, называются «контекстные синонимы».

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Множественный выбор

Найдите все синонимы для слова красивый.

• Новый

• Прекрасный

• Великолепный

• Смехотворный

• Восхитительный

• Крупный

• Дивный

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Подумать о лексическом значении данных слов, если слова близки по значению к слову красивый, значит, они являются синонимами.

Правильный ответ:

Слова прекрасный, великолепный, восхитительный, дивный описывают нечто красивое, приятное глазу, выдающееся своим внешним видом или качествами, то есть эти слова являются синонимами слова красивый.

Слово новый ничего не говорит о красоте предмета или явления, словом крупный мы обозначаем размер предмета, слово смехотворный имеет негативную окраску, а, значит, все эти слова не являются синонимами слова красивый.

Установление соответствий между элементами двух множеств

Соедините синонимы.

Группа один: букварь, ученик, еда, грустный.

Группа два: школьник, пища, печальный, азбука.

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Необходимо установить лексическое значение каждого слова, а затем найти слово с близким лексическим значением.

Правильный ответ:

Букварь – азбука (оба слова обозначают книгу для первоначального обучения грамоте), ученик – школьник (любым из этих слов можно назвать учащегося в школе), еда – пища (то, что служит питанием), грустный – печальный (так мы назовём расстроенного человека).

Синонимы в русском языке

А. Признаки синонимов.

Синонимы (гр. synonymos — одноименный) — это слова,

  • различные по звучанию,
  • но тождественные или близкие по значению,
  • принадлежащие к одной и той же части речи,
  • нередко отличающиеся стилистической окраской.

Например: здесь — тут, жена — супруга, смотреть — глядеть, родина — отечество, отчизна.

Синонимы, как правило, обозначают одно и то же явление объективной действительности. Номинативная функция позволяет объединить их в незамкнутые ряды, которые пополняются с развитием языка, с возникновением у слов новых значений.

С другой стороны, синонимические отношения могут распадаться, и тогда отдельные слова исключаются из синонимического ряда, приобретают другие семантические связи.

Так, например,

  • слово щепетильный, прежде синонимичное слову галантерейный (ср.: торгует Лондон щепетильный (А. Пушкин)), теперь синонимизируется со словами тонкий, деликатный;
  • слово пошлый перестало быть синонимом слов распространенный, популярный (ср. высказанную писателем Тредиаковским надежду, что написанная им книга будет хоть немного пошлою) и сблизилось с рядом: вульгарный — грубый, низкий, безнравственный, циничный;
  • у слова мечта нарушена в настоящее время смысловая соотнесенность со словом мысль (ср.: Какая страшная мечта! (А. Пушкин)), но сохранилась со словами мечтание, грёза.

В большинстве случаев синонимы, обозначая одно и то же, характеризуют его с разных точек зрения.

Синонимы фиксируются в специальных словарях — словарях синонимов (см. ниже ссылки).

Некоторые лингвисты не считают синонимами:

  • слова, обозначающие родо-видовые отношения: цветок — ромашка;
  • слова, обозначающие смежные понятия: дом — квартира.

Б. Синонимический ряд.

Группа слов, состоящая из нескольких синонимов, называется синонимическим рядом (или гнездом): врач доктор лекарь эскулап.

Синонимические ряды могут состоять как из разнокорневых, так и из однокорневых синонимов: лицо — лик, обогнать — перегнать; рыбак — рыболов, рыбарь.

На первое место в синонимическом ряду обычно ставится общее по значению и стилистически нейтральное слово — доминанта (лат. dominans — господствующий) (его еще называют стержневым, основным, опорным словом). Другие члены ряда уточняют, расширяют его семантическую структуру, дополняют ее оценочными значениями. Например, храбрый — неустрашимый, удалой, лихой, храбрый, отважный, безбоязненный, бесстрашный.

Так, в последнем примере доминантой ряда является слово храбрый, оно наиболее емко передает значение, объединяющее все синонимы, — «не испытывающий страха» и свободно от экспрессивно-стилистических оттенков. Остальные синонимы выделяются в семантико-стилистическом отношении и особенностями употребления в речи. Например,

  • неустрашимый — книжное слово, толкуется как «очень храбрый»;
  • удалой — народно-поэтическое, означает «полный удали»;
  • лихой — разговорное — «смелый, идущий на риск»;
  • синонимы храбрый, отважный, безбоязненный, бесстрашный отличаются не только смысловыми нюансами, но и возможностями лексической сочетаемости (они сочетаются лишь с существительными, называющими людей; нельзя сказать «храбрый проект», «безбоязненное решение» и т.д.).

Членами синонимического ряда могут быть не только отдельные слова, но и устойчивые словосочетания (фразеологизмы), а также предложно-падежные формы: много — через край, без счета, куры не клюют. Все они, как правило, выполняют в предложении одну и ту же синтаксическую функцию.

Русский язык богат синонимами, редкие синонимические ряды насчитывают два-три члена, чаще их гораздо больше.

В. Типы синонимов.

1. Полными (абсолютными) синонимами, или дублетами, чаще всего бывают параллельные научные термины: орфография — правописание, номинативная — назывная, фрикативный — щелевой, а также однокорневые слова, образованные с помощью синонимических аффиксов: убогость — убожество, сторожить — стеречь. Полных синонимов в языке не очень много.

2. Синонимы, отличающиеся оттенками в значениях, называются семантическими (смысловыми, идеографическими): мокрый — влажный, сырой отражают различную степень проявления признака — «имеющий значительную влажность, пропитанный влагой»; умирать — погибать, пропадать — «переставать существовать, подвергаться уничтожению (в результате бедствий, воздействия каких-либо сил, условий)».

3. Синонимы, имеющие отличия в экспрессивно-эмоциональной окраске и употребляемые поэтому в разных стилях речи, называются стилевыми: жена (общеупотр.) — супруга (офиц.), молодые (разг.) — новобрачные (книжн.), глаза (нейтр.) — очи (выc.), лицо (нейтр.) — морда (сниж.) — лик (выc.)

4. Синонимы, которые отличаются и оттенками в значении, и стилистически, называются семантико-стилистическими. Например, блуждать — слово книжное, означающее «идти или ехать без определенного направления, не имея цели, или в поисках кого- или чего-либо«; кружить (кружиться) — разговорное, означающее «меняя направление движения, часто попадать на одно и то же место»; плутать — обиходно-разговорное, означающее «идти или ехать в поисках верного направления, нужной дороги»; с тем же значением: путаться — разговорное, блудить — просторечное.

В языке преобладают семантико-стилистические синонимы.


5.
Слова, которые сближаются по значению только в условиях одного контекста, называются контекстуальными (ситуативными, окказиональными, авторскими) синонимами: На сотни верст, на сотни миль, на сотни километров лежала соль, шумел ковыль, чернела роща кедров (А. Ахматова). Контекстуальные синонимы не отражены в словарях синонимов.

В контексте синонимизируются слова, которые по сути своей синонимами не являются. Так, девочку можно назвать малышкой, красоткой, хохотушкой, капризой, кокеткой; собаку — Жучкой и т.д.

Г. Основные функции синонимов.

1. Уточнение основано на неполном совпадении значений синонимичных слов: синонимы позволяют «добавить» недостающие смыслы, вскрыть в обозначаемом новые стороны: Он бежал, вернее несся.

2. Замещение основано на том, что в ряде контекстов различия между синонимами стираются, и это позволяет избегать повторов одних и тех же слов: Он совершил ошибку, но его промах не был замечен.

3. Эвфемизацией называется намеренно неточное обозначение реалии: начальник задерживается (= опаздывает), он недалек (= глуп).

4. Противопоставление синонимов подчеркивает различия между синонимами: Она не шла, а шествовала.

Дополнительно:

  • «Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений» Н. Абрамова (онлайн)
  • Словарь синонимов русского языка (онлайн)

Источник:

  • Раздел «Лексическая синонимия» в пособии Розенталя Д.Э., Голуб И.Б., Теленковой М.А. «Современный русский язык». См. параграфы:
  • § 13. Синонимы в русском языке
  • § 14. Типы синонимов
  • § 16. Вопрос о контекстуальных синонимах
  • Глава «Синонимы» в пособии Е. И. Литневской «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников»

Дополнительно на Геноне:

  • Какие есть виды омонимов?
  • Как различать омонимы и многозначные слова?
  • Что такое пароним?
  • Чем отличаются паронимы от омонимов?
  • Какие бывают лексические ошибки, связанные с употреблением паронимов, синонимов?
  • Какие есть виды антонимов?

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНСПЕКТА УРОКА.

Тема урока: Синонимы.

Тип урока: Комбинированный (смешанный) тип урока.

Уровень подготовленности: Разноуровневый.

Цели урока:

I. Познавательные: 1) повторить определение
синонимов; 2) познакомиться с различными оттенками значений синонимов,
эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; 3) показать роль синонимов в
речи; 4) познакомить со словарями синонимов.

II. Практические: 1) совершенствовать умения подбирать синонимы к данному слову; 2)
употреблять синонимы в речи в соответствии с оттенками значений и
стилистическими особенностями.

III. Метапредметные: 1) развивать операции логического
мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; 2) учить
работать индивидуально и в группе, находить общие решения; 3) излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения; 4) определять цели предстоящей
учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

IV. Личностные: 1) формировать положительную
мотивацию и интерес к изучению русского языка; 2) стремление к речевому
самосовершенствованию; 3) умение слушать и слышать других, формулировать
собственное мнение и аргументировать его.

Принципы обучения:

Дидактические:

1. Научности
(преподавание синонимов на основе обобщающих лексических понятий).

2. Доступности (опора на
знания по лексике, полученные в начальной школе – синонимы и синонимические
ряды; использование синонимов в художественных текстах и их роль в устной и
письменной речи).

3. Наглядности
(дидактический материал (словари русского языка, учебник), иллюстрирующий
материал).

4. Систематичности и
последовательности (знакомство с новыми понятиями, использование синонимов в
художественных текстах и формирование новых умений и навыков).

Общеметодические: функциональный (опора на представление о функциях синонимов).
Внутриуровневых (опора на лексическое значение слова, многозначные слова, слова
с переносным значением) и межуровневых (морфологические, орфографические,
фонетические признаки синонимов) связей.

Частнометодические:

1.Лексико-грамматический (сопоставление лексического и грамматического
значения слов-синонимов).

2.      Контекстный (обнаружение
лексических синонимов в контексте).

Методы преподнесения
знания

1. слово учителя с
репродуктивной беседой

Методы формирования
знаний

1. Постановка вопросов:

— фронтальный опрос (для
закрепления новых лексических понятий).

Методы формирования умений

1.    
Нахождение синонимов в
литературном тексте

Методы контроля

Постановка вопросов:

экспресс-опрос по базовым знаниям новой темы;

фронтальный опрос во время подведения итогов урока.

Средства обучения

1. Карточки с
дидактическим материалом.

2. Параграф учебника (§ 68 учебника: Русский язык. 5 класс. Учеб.
для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов,
Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2015. –
С.161- 165),
содержащий информацию о синонимах

План урока

1.Оргмомент 2
мин.

2. Проверка домашнего
задания 10 мин.

3.Объяснение нового
материала 10 мин.

4.Формирование знаний и
умений 15 мин.

5.Постановка домашнего
задания 2 мин.

6. Организация рефлексии
3 мин.

7. Итоги урока 3
мин.

При изучении новой темы
предполагается использовать 1 урок.

Литература

1. Русский язык. 5 класс.
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ [Т.А. Ладыженская,
М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – М.:
Просвещение, 2012. – С. 161-165.

Ход урока

1.    
Орг.
Момент.

Здравствуйте, ребята.
Садитесь. Для начала давайте оглядимся, ваш сосед на месте? Кто сегодня
отсутствует? А теперь посмотрите на своё рабочее место, все готовы к уроку?

Открываем рабочие
тетради, записываем сегодняшнее число: 26 апреля, классная работа и оставьте
строчку для новой темы.

Вам было задано
упражнение № 355, страница 160. В данном упражнении нужно было выполнить
синтаксический разбор 1 предложения. Илья, выйди, пожалуйста, к доске и
выполни письменно данное задание.

Также напоминаю, что вам
было задано повторить параграф 67 «Омонимы». Я попрошу Катю выйти к
доске и рассказать классу: определение омонимов и как они разъясняются в
толковых словарях. Привести примеры.

Ребята, нет ли у Вас
дополнений?

Хорошо, Катя. Ты ответила
на все пункты, садись, ставлю тебе 5 за устный ответ.

Итак, ребята. Перейдем к
проверке письменного упражнения № 355.

Оля, прочитай, пожалуйста, какие
словосочетания получились у тебя в 1 предложении (скосил траву – скосил глаза).
Правильно, Оля. У всех так, ребята? Хорошо, продолжаем.

Коля, что у тебя получилось во 2
предложении (косяк лошадей – косяк двери)? Отлично, Коля. У всех так?
Хорошо.

Алексей, какие словосочетания получились
у тебя в 3 предложении (заплетала косу – точил косу – на песчаную косу)?
Правильно. У всех так? Отлично.

Перейдем к следующему
заданию. Вам нужно было выписать слова, в которых пропущены буквы. Оля,
расскажи, что у тебя получилось (1. Лошадей, вбивал – проверка
безударных гласных в корне слова; 2. На опушке, рощи – правописание
окончаний имен существительных). Хорошо, Оля. Всё правильно. Ставлю тебе
за работу 5.

Теперь посмотрим на доску
и проверим, что у нас получилось у Ильи.

Лесник скосил траву на опушке березовой рощи.
(повест., невоскл., прост., распр.)

Илья, поясни, пожалуйста
(рассказывает). Итак, ребята у всех так? Проверьте. Всё ли понятно? Отлично. Илья,
ставлю тебе за работу 5.

Коля и Алексей, продолжайте
активно работать на уроке и в конце занятия вы получите хорошие отметки. 

Молодцы, вы хорошо помните
пройденный материал. Я думаю, что вы готовы узнать новые сведения из этого
раздела.

2.    
Объяснение
нового материала.

Восприятие новой темы.

Ребята, у вас на столах
лежат карточки с небольшим текстом под названием «Звезды». Сейчас я его
прочитаю, а вы внимательно слушайте.

Звезды.

С моря неслись облака, лёгкие, невесомые,
как туман. Около облаков звезды сверкали сильнее, чем на чистом небе. Они
переливались белым, синим и желтоватым огнем.

(По К. Паустовскому)

Назовите
прилагательные, которые описывают облака (лёгкие и невесомые).

Что
эти прилагательные обозначают?

(Легкий
– незначительный по величине, массе или весу;

Невесомый
– не имеющий веса, тяжести.)

Чем
они отличаются? (Ответы детей)

Верно,
словно оттенками тяжести.

Осознание сути нового материала

Вернемся
снова к тексту. Юля, попробуй по аналогии проанализировать слова
сверкали и переливались. Какой частью речи выражены эти слова? (Глаголы)

Каково
их значение?  Чем они отличаются?

(Сверкать
– ярко блестеть, сияя переливчатым светов;

Переливаться
– блестеть в переливах.)

Отличаются
оттенками яркости.


Конечно, значит обо одном и том же можно сказать по-разному. Ребята, мы
выделили слова одной и той же части речи, обозначающие один и тот же признак
или одно и тоже действие, но отличающиеся оттенками лексического значения. О
таких словах мы и будем говорить сегодня на уроке. Может быть, кто-то знает,
как они называются? (Ответы учеников)

Такие
слова называются синонимами. Следовательно, тема нашего урока – синонимы.
Давайте запишем тему в тетрадь, в оставленную вами строчку. (Запись темы на
доске и в тетрадях)

В
течение урока мы должны ответить на следующие вопросы:

·       
Что такое
синонимы?

·       
Какова роль
синонимов в тексте?

Работа
с текстом учебника. Посмотрим теперь, как учебник даёт определение синонимов
(Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, 5 класс, 1 часть, стр. 162)

Запоминание изученного материала

Саша,
прочитай пожалуйста, громко, что находится в красной рамке.

Какие
признаки мы можем выделить из этого определения? Давайте, я прочитаю только
определение, а вы попробуете выделить признаки.

Признаки синонимов.

1.
Это слова одной и той же части речи.

2.
Обозначают одно и то же.

3.
Отличаются оттенками лексического значение и употреблением в речи.

Таким
образом, у нас получился небольшой план ответа. По этому плану мы можем дать
определение понятию синонимы и доказать, что пара слов является синонимами.
Возьмите перевёрнутые карточки, которые есть у вас на столах. На них как раз
написаны признаки синонимов.

Воспроизведение новых знаний

Катя,
попробуй дать определение понятию синонимы.

Хорошо,
Саша, тоже попробуй. Если у вас есть трудности, обращайтесь к признакам
на карточке. Коля, дай определение синонимам.

Обучение применению на практике; Усвоение алгоритма рассуждения

Обратимся
к упражнению №359, попробуем доказать, что данные группы слов являются
синонимами. Первую группу разберу я, а следующие — вы.

Метель, пурга, буран —
это слова синонимы, потому что:

1. Это слова одной и
той же части речи (имя существительные).

2. Обозначают одно и то
же (снежная буря).

3. Отличаются оттенками
лексического значение и употреблением в речи.

Следующую
группу слов читает Юля и объясняет, почему данные слова являются
синонимами. Можете пользоваться признаками синонимов на карточке.

Зной,
жара – это слова синонимы, потому что:

1.    
Это слова
одной и той же части речи (имя существительное)

2.    
Обозначают
одно и то же (высокая температура воздуха)

3.    
Отличаются
оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Спасибо, хорошо, Марина, пожалуйста
прочитай следующую группу слов и объясни, почему они являются синонимами.

Дорожка, тропинка – это слова синонимы,
потому что:

1.    
Это слова
одной и той же части речи (имя существительное)

2.    
Обозначают одно
и то же (узкая полоска земли для удобства ходьбы)

3.    
Отличаются
оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Спасибо, все верно, Илья, прочитай
следующую пару слов и объясни, почему они являются синонимами.

Алфавит, азбука – это синонимы, потому что:

1.    
Это слова
одной и той же части речи (имя существительное)

2.    
Обозначают
одно и то же (перечень букв в определенном порядке)

3.    
Отличаются
оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Мы с
вами не ответили еще на один вопрос. Какова же роль синонимов в речи? Об этом
мы прочтем на стр. 163

Давайте, обратимся к упражнению 365

Коля,
прочитай, текст для всех. А остальные внимательно слушайте.

Переписывать
текст мы не будем, а вот синонимы к слову «смотреть» мы выпишем. Выполните индивидуально.

Какие
слова вы выписали? В этом тексте присутствуют синонимы к слову «смотреть»:
созерцать, взирать, глазеть. У всех так?

Давайте,
подумаем над значением этих слов:

Смотреть
– направлять взгляд, чтобы увидеть кого-то или чего-то;

Созерцать
– рассматривать, пассивно наблюдать.

Для
чего же нужно столько синонимов в данном тексте? (Ответы учеников)

Писатель употребил их
для того, чтобы более точно описать изображенных на картине людей.

Можно сказать, что
синонимы в этом тексте помогают точно и образно выразить мысль автора.

Вы со мной согласны?
(ответы учеников)

3. Формирование знаний и умений.

1. Постановка учебной цели:

Мы выяснили, что синонимы – это слова
одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться
друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. А роль
синонимов в речи –это помочь точно и образно выразить мысли, также они служат
средством связи предложений в тексте. И сейчас мы с вами поупражняемся в
нахождении синонимов в тексте.

2.     Разъяснение сути задания:

Вы получите задание на пару (если не
хватает пары, можно объединиться в тройки), что предстоит сделать: на каждом
листе написано стихотворение, вы его читаете и находите в нем синонимы. После
этого вы отвечаете на вопрос: почему вы решили, что именно эти слова синонимы и
какой частью речи являются эти слова.

3.     Введение
образца выполнения:

Например:

 Ходит осень, бродит
осень.

Ветер с клёна листья
сбросил.

Под ногами коврик
новый,

Жёлто-розовый –

Кленовый.

Синонимы: Ходит,
бродит. Часть речи – глагол.

(1-я группа)

Бураны, вьюги и метели,

Как много с ними
канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они! –

Так проворчал мороз
угрюмый

И речку в лед сковал без
шума.

(2-я группа)

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

(3-я группа)

Дуб дождя и ветра вовсе
не боится.

Кто сказал, что дубу
страшно простудиться.

Ведь до поздней осени дуб
стоит зеленый,

Значит, дуб выносливый,
значит, закаленный.

4,5. Выполнение и
проверка упражнения совмещены:

С места первое
стихотворение читает и комментирует первая группа, а вы внимательно слушаете,
какие синонимы они назвали и следите за правильностью их комментариев. За
первой группой отвечает вторая и так по порядку.

1-ая группа — Синонимы:
бураны, вьюги и метели. Часть речи: имя существительное.

2-ая группа – Синонимы:
зябнет, дрожит, стынет, мерзнет. Часть речи – глагол

3-ая группа – Синонимы:
выносливый, закаленный. Часть речи – прилагательное.

Вопросы:

Верно ли ребята нашли
синонимы и доказали, что они ими являются? Чей ответ вам показался наиболее
удачным? Вам что-то показалось трудным?

Выводы
по упражнению:
Работая в группах, мы закрепили навык
нахождения синонимов, вы стали быстрее их находить, доказывая, что группы слов
являются синонимами ми повторили и закрепили правило.

Работа с учебником.
Упр. № 366. Учебник Ладыженская Т.А. 1 часть.

1.Цель:

 Учиться использовать
синонимы взамен повторяющихся слов.

2.Разъяснение сути
задания:

Озаглавьте текст,
замените повторяющиеся слова синонимами и объясните знаки препинания в
предложении с прямой речью.

3.Введение
образца выполнения:

Например: Большие корабли
бороздят большие моря и большие океаны — Внушительные корабли бороздят
бескрайние моря и огромные океаны.

4,5.
Выполнение и проверка упражнения совмещены:

Весь класс читает текст
упражнения и думает о том, как озаглавить текст, после этого ученики предлагают
свои заглавия, и класс выбирает одно название.

Ребята, давайте по
цепочке читать предложения, заменять синонимы и объяснять знаки препинания в
предложениях с прямой речью.

Зимнее утро.

Я просыпаюсь и подхожу к окну. Морозное солнечное утро. Синее
огромное небо над головой. Всё засыпано снегом. Он ослепительно блестит на
земле, отражая солнце. Серебром сверкают в синеве неба стволы берёз, и
ярко сияют кристаллики снега на ветвях деревьев. Светятся снежной
белизной стены домов, блистают железные крыши, лучатся и искрятся
на солнце свисающие с крыш сосульки. Невозможно оторвать глаз от этой
фантастической красоты ясного зимнего утра. «Быстрей в лес! На лыжи!» — думаю я
и мгновенно выскакиваю на улицу.

(Если слова автора стоят после прямой речи, перед ними ставится
тире.)

Ребята,
были ли у вас трудности при выполнении данного упражнения? Как вы думаете, все
ли отвечающие ребята справились? Для чего мы выполнили данное упражнение, как
вы считаете? (ответы учеников)

Выводы
по упражнению:

Выполняя
данное упражнение, мы вспомнили какова роль синонимов в тексте. Попробовали
заменить повторяющееся слово синонимами. А еще вспомнили как обособляется
прямая речь.

4.    
Итоги урока и постановка домашнего задания.

Итоги
урока

Итак, на какие вопросы
мы должны были ответить в течение урока? (Ответ учеников)

·       
Что такое
синонимы?

Пожалуйста,
Саша, дай нам определение понятию синонимы.

Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и
то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и
употреблением в речи.

·       
Какова роль
синонимов в тексте?

На
этот вопрос я попрошу ответить тебя, Катя.

1. Помогают избежать
повторов.

2. Помогают передать
мысль более точно, ясно.

3.Служат для связи
предложений в тексте.

4.Делают речь
эмоциональной, выразительной, красивой.

Как вы думаете, удалось
на дать ответы на поставленные вопросы? Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Почему? (Учащиеся отвечаю)

За работу на уроке я
поставлю отметки следующим ребятам:

Николай получает отметку – хорошо, так
же, как и Александр. А Юля получает отметку – отлично.

Остальные, тоже молодцы,
активно работайте на следующем уроке, и вы тоже получите свою заслуженную
отметку.

Постановка домашнего
задания

Открываем
дневники, записываем домашнее задание.

Цель

Повторение
нового изученного материала и закрепление его на практике.

Содержание домашнего задания

Параграф 68 на странице
161 – прочитать. Определение синонимов – выучить.

Упражнение 364 –
письменно.

Выполняйте упражнение
строго по заданиям и не забывайте про цифру около слова.

(Задание записывается
на доске учителем и учениками в дневниках)

На этом урок закончен.
До свидания!

Сегодня мы ответим на такие вопросы.

·                  
Что такое синонимы?

·                  
Что нужно знать о синонимах?

·                  
Зачем нам синонимы?

Мы уже познакомились с омонимами. Омонимы
– слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное значение. То
есть, омонимы имеют только внешнее сходство. Их можно сравнить с близнецами,
которые очень похожи внешне, но совершенно разные внутри. Такое часто
встречается.

Как вы думаете, а у непохожих внешне людей
может быть что-то общее?

Такое встречается ещё чаще.

Мы сталкиваемся с людьми, которые
похожи на нас характерами, привычками, вкусами.

И внешне непохожие слова могут быть похожи
по значению
.

Помните, что такое алфавит? Это
буквы какого-либо языка, расположенные в определённом порядке.

А что такое азбука? Это буквы
какого-либо языка, расположенные в определённом порядке. Два лексических
значения не просто схожи: они одинаковы.

Такие слова называются синонимами.

Рассмотрим слова идти и шагать.

У этих слов – разное написание и произношение.

Но они обозначают одно и то же, то
есть, одинаковые действия.

Значит, у них – похожее лексическое
значение.

У синонимов есть ещё один признак. Это
всегда слова одной части речи.

Радость и счастье. Это слова-синонимы.
И оба слова – существительные.

Думать, размышлять. И эта пара слов
является синонимами. Это глаголы.

Трусливый, боязливый, несмелый. Три этих слова – синонимы. И все три
слова – прилагательные.

Но ведь даже если люди очень похожи
друг на друга характером и привычками, у них все равно есть какие-то отличия.

Так и синонимы. Они могут, например, отличаться
оттенками значения
.

Рассмотрим слово ветер. Среди
синонимов этого слова такие: бриз, буря и ураган.

Но бриз – это лёгкий ветер, долетающий
с моря.

Буря – сильный, разрушительный ветер, обычно с дождём
или снегом.

А ураган – это ветер крайне
разрушительной силы.

Получается, что слово ветер
самое общее из всех. Синонимы этого слова сильно отличаются оттенками значения.

Синонимы также могут отличаться
употреблением в речи
.

Глаза и очи – это синонимы. Но глаза
– современное слово. А очи – устаревшее слово, оно не употребляется в
современной речи.

Есть, вкушать, лопать.

Есть – слово нейтральное и может употребляться в разных
стилях речи.

Вкушать – слово книжное. Оно употребляется
только в высоких стилях.

Лопать – разговорное слово. Его нельзя
употреблять в литературной речи. Оно слишком грубо звучит.

Синонимы также могут сочетаться с
разными словами
.

Рассмотрим такие синонимы: коричневый,
карий, каштановый, бурый, гнедой.

Все они обозначают примерно одинаковый
цвет.

Что может быть коричневым?
Например, портфель. Или любая другая вещь.

А что может быть карим? Карими
бывают глаза. И только глаза. Портфель карим быть уже не может.

Каштановыми бывают волосы.

Нам хорошо знакомо выражение «бурый
медведь». Бурый – не такое ограниченное в употреблении слово как «карий»
или «каштановый», его употребляют гораздо чаще.

А вот слово гнедой – сильно
ограничено в употреблении. Оно обозначает только масть лошади.

Именно поэтому нужно быть
внимательными. Правильно употребляйте синонимы.

Рассмотрим такие синонимы: старый,
давний, старинный, ветхий
.

Слово «старый» мы можем сочетать со
многими словами. Например, старый человек.

А вот давним человек уже быть
не может. Давним может быть обычай или, например, случай.

Старинный – это очень старый, то, что
существует очень давно. Например, старинный замок.

А ветхий – это такой, который
настолько стар, что уже близок к разрушению. Например, ветхий шкаф.

Значения синонимов лучше не путать. Мы
не можем сказать «пожилой дом». Этот синоним слова старый употребляется
только по отношению к человеку.

В русском языке многие слова имеют
синонимы. Поэтому есть даже особые словари синонимов. Они содержат
тысячи, а иногда – десятки тысяч слов. Есть также словари синонимов для
школьников. Слов в них меньше, чем в обычных словарях, но зато такие словари
более компактны.

А есть ли такие слова, которые не
имеют синонимов?

Есть. Их довольно много.

Рыба. Спички. Стол. Эти названия слишком конкретные. Они
не имеют синонимов, потому что у нас нет необходимости называть как-то иначе
эти предметы.

Анна. Москва. Имена и названия не будут иметь
синонимов. Как и некоторые другие слова – например, семь, клубничный,
дедушкин
. Мы не можем назвать явления, которые обозначают эти слова, другим
словом.

Но для чего нам вообще синонимы?

Если бы их не было, то каждый предмет,
каждое явление мы бы обозначали только одним словом.
Например, дом – большой. И слон – тоже большой. И аэростат – тоже
большой. И людоед в сказке – большой. Но как же оттенки?

А с синонимами мы можем сказать, что
дом – большой, слон – огромный, аэростат – громадный, а
людоед – гигантский. А если нужно – то подобрать ещё немало синонимов.

Синонимы делают нашу речь богатой и
разнообразной. Они позволяют точнее выразить то, о чём мы говорим.

Можно сказать, что синонимы
предоставляют нам выбор – каким именно словом воспользоваться и какой оттенок
придать своей речи.

А ещё синонимы позволяют устранить из
речи повторы.

Давайте рассмотрим вот такой диалог.

– Привет! – сказал Илья.

– Давно не
виделись
, –
сказала Майя.

– Мы как раз
собирались пойти на выставку
, – сказал Олег.

– Мне бы очень
хотелось пойти с вами
, – сказал Илья.

– Конечно же, мы пойдём все вместе! –
сказал Олег.

– Мы уже купили тебе билет! – сказала
Майя.

Во всех репликах речь героев передаётся
при помощи одного глагола – сказать. Сказал, сказала… эти
повторения раздражают нас при чтении. Получается, что словарный запас
составителя этого диалога просто беден!

Сделаем реплики более разнообразными с
помощью синонимов.

Диалог выглядит совершенно иначе.

Мы могли бы продолжать диалог и не
повторяться достаточно долго, потому что синонимов глагола сказать
великое множество.

Итак, что же нам следует запомнить.

Синонимы – это слова, которые пишутся
и произносятся по-разному, но имеют похожее лексическое значение. Синонимы –
это слова одной части речи.

Синонимы могут иметь разные оттенки
значения.

Синонимы могут различаться
употреблением в речи.

Синонимы делают нашу речь богаче и
разнообразнее.

                                              Конспект урока русского языка  в 5 классе в условиях реализации ФГОС

                                                                             Выполнила учитель

 русского языка и литературы

высшей категории

МБОУ  СОШ №7 – г-к Анапа

Черевик Татьяна Николаевна

Тема:  Синонимы.

Цель урока:   дать понятие синонимов и их роли в речи.

Задачи:  

обучающие: научить различать  синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;

воспитательные:  воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

личностные: формировать   интерес к русскому языку;

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные:  расширить понятийную базу о лексике русского языка;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная

 Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

               УУД

1.

Организационный  момент

 Приветственное слово учителя:

 — Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

— Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).

Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях

УУД:

 личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2  

Актуализация знаний

Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их.                                                                    Все слова языка (лексика).                                                                                                                                                                                                    Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология).                                                                                                                                      Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).                                                                                                                                 Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).                                                                                                                            Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).                                                                                                            Слова с противоположным лексическим значением (антонимы).                                                                                                                                 

Самостоятельно записывают слова, а затем осуществляют самоанализ и взаимопроверку.

Регулятивные (контроль, коррекция знаний).

3.

Введение в тему

Сегодня мы познакомимся с новым явлением  лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка  «Сказка про храброго зайца…».

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

— Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

— И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.             

1.Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись).

2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись).     

Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения.

Дети находят синонимы в тексте, определяют их значение.

УУД:

Регулятивные (поиск и выделение информации).

Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения).

Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения).

4.

 Определение темы и целей урока.

 Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы: 

Синонимы – это … (примеры)

Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями. 

Роль синонимов в речи…                                                                                                                                                                                                         

Формулируют  тему и цель урока.

УУД:

Регулятивные (формулировать   тему и цель урока, планирование).

Познавательные (формулирование проблемы)

5.

Открытие нового знания.

1. Объяснение новой темы.

Что же это за слова «синонимы»?

Постараемся выяснить и дополнить наши знания.

Назовите слова, обозначающие место, где живёт человек. 

Учитель показывает слайды, ответы записываются в тетрадях. (Дом, хижина, курень,  изба,  коттедж, вилла).

Дом — общеупотребительное слово и является стилитически нейтральным синонимом для остальных слов, употребляется в текстах разных стилей.

Хижина — устаревшее слово,  коттедж, вилла — заимствованные, пришедшие из другого языка.

— Слова эти одной части речи, обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Эти слова называются синонимами.

ВЫВОД: Синонимы разнообразят нашу речь, делают ее богаче, ярче, выразительнее.  Синонимы  отличаются оттенками лексического значения.

 Дети определяют значение каждого слова, находят различия в значении слов, делают вывод.

Проблемное объяснение нового материала.

  УУД:

Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки синонимов. 

Познавательные (наблюдение, поиск информации).

2. Работа с текстом учебника.

Посмотрим теперь, как учебник даёт определение синонимов (Т.А. Ладыженская,  М.Т. Баранов  др. Русский язык 5 класс: п. 67, с. 136-137).

Читают теоретический материал в учебнике, делают выводы.

Познавательные (наблюдение, поиск информации).

6.

Закрепление знания

  1. Предлагает выполнить упр. 349 ( по заданию)

Выполняют задание (коллективная работа, по желанию – самостоятельно с последующей самопроверкой).

Предметные

Познавательные (общеучебные действия)

Регулятивные (контроль)

  1. Работа в группах

Упражнение: нахождение синонимов в стихотворениях (работа в группах).

Где мы? Отгадайте

Не море, не земля,

 Пароходы не плавают

 И ходить нельзя. (Болото).

– На пути топкое болото. Сидит водяной. Он покажет нам путь через болото, если вы правильно найдёте синонимы в стихотворениях (стихотворения записаны на кочках). (Выходят учащиеся от каждой группы и берут кочки)

1-я кочка (1-я группа)

Бураны, вьюги и метели,

 Как много с ними канители,

 Как много шума, толкотни,

 Как надоели мне они! –

 Так проворчал мороз угрюмый

 И речку в лед сковал без шума.

2-я кочка (2-я группа)

Зябнет осинка,

 Дрожит на ветру,

 Стынет на солнышке,

 Мерзнет в жару.

3-я кочка (3-я группа)

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

 Кто сказал, что дубу страшно простудиться.

 Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,

 Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

(Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ).

– Почему вы решили, что это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи).

– Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? (существительные, глаголы, прилагательные).

– Что сильнее — метель или буран?

– Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы? (силою ветра)

– Какое слово ещё можно поставить в этом синонимическом ряду? (пурга)

На доске: Загрустить – затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться.

– Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т.к. синонимы являются одной и той же частью речи)

– Подберите глагол-синоним с корнем «печаль» (запечалиться)

Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы?

Разбиваются на группы, выполняют задание, один из группы отвечает

Коммуникативные (умение высказывать и отстаивать свою точку зрения)

Познавательные (поиск информации)

Регуляьтвные (анализ текстов)

  1. Знакомство со «Словарём синонимов русского языка».

Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который начинается со стержневого слова (его еще называют доминантой). Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду.

Рассматривают словари

Познавательные

7.

  1. Знакомство с определением синонимического ряда

Перепишите синонимы в порядке усиления действия: 

  • Восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять.
  • Шептать, кричать, сказать, воскликнуть.

Группа синонимов — это синонимический ряд.

Градация — группа синонимов одной и той же части речи, где каждое слово  сильнее, выразительнее отражает смысл сказанного.

Выполняют задание, предложенное учителем Самопроверка выполненной работы.

 Познавательные:

 (использование знако-символических средств)  

Регулятивные

(контроль)   

Коммуникативные

(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

8

Физминутка

Игра в мяч. Учитель бросает мяч одному из ребят, он называет синоним к слову, которое произносит учитель.

Приятель-друг

Противник-враг

Шагать-идти

Солдат-воин, боец        

Родник-ключ

Доктор-врач

Метель-вьюга, пурга, ураган

Холод-мороз, стужа

Мокрый- сырой,  влажный

Вкусный- аппетитный, лакомый.

Играют

Коммуникативные

9

Закрепление знаний (продолжение)

Определение роли синонимов в речи

  1. Редактирование текста. Детям предлагается  текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами. 

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.                                                                                                                                                                           Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый.                                                                                                                    (Объяснить знаки препинания схемой в последнем предложении)                                                                                                                                  Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создали вы?                                                                         Сделайте вывод: а для чего нам нужны синонимы?                                                                                                                                 Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок                                                                                                                                                                                              

Работают с текстом, делают выводы

Коммуникативные (постановка вопроса)

Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова)

Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы)

  1. Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже.

1) Партизаны отразили все … противника.

    Вся природа ждала … весны.

    (атака, наступление)

2) Учитель регулярно проводил … с родителями.

    Он оплатил на почте … по телефону.

    (беседа, разговор)

3) Из окна открывался красивый … на море.

    … в романах Тургенева играет важную роль.

    (вид, пейзаж).  

Записывают предложения в тетради, вставляя слова в нужном падеже. Проводят взаимопроверку.

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)

Познавательные (постановка и решение проблемы)

Коммуникативные (умение выражать свои мысли)

  1. Соедините линиями синонимы из разных колонок.

Багрянец                                Своеобразие                                    

Схематизм                                 Высказывание

Несгибаемость                      Шаблонность

Индивидуальность               Стойкость

Текст                                      Скульптор

Абзац                                     Отступ                

Ваятель                                  Пурпур

Задание выполняется на доске

Познавательные (постановка и решение проблемы)

Коммуникативные (умение выражать свои мысли)

8.

Контроль усвоения материала

Мини-тест

1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ.

А) состязание

Б) сражаться

В) борьба

 2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ?

А) чистоплотный

Б) опрятный

В) аккуратно

3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?

А) добрый – участливый – человеколюбие

Б) лёгкий – воздушный – невесомый

В) молодость – юность — молодеть

Участвуют в тестировании.

Проводят самоанализ и взаимопроверку.

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)

9.

Итог урока

Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке.

Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные (самооценка)

Личностные (самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание)

10.

Рефлексия

Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…

Синонимы – это … (примеры ..)

Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями. 

Роль синонимов в речи…                                                                                                                                                                                                         

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Познавательные  (рефлексия деятельности)

Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Личностные (самоопределение, самооценка)

Коммуникативные

(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

Личностные (адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности)

8.

 Домашнее задание

§67,  упр. 353

Записывают домашнее задание

Личностные

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Признаки и свойства синонимы
  • Признаки болезни синоним
  • Признак это синонимы
  • Признак нашего времени синонимы
  • Признаешься синоним