Синонимы и антонимы
Что такое синонимы и зачем они нужны
Слова, относящиеся к одной части речи и при этом очень близкие по значению, но отличающиеся написанием, называются синонимами. Слова из разных частей речи синонимами быть не могут, это правило. Зато они могут относиться к разным стилям и иметь разную эмоциональную окраску. Такие слова могут объединяться в синонимические цепочки, для чего их должно быть минимум три.
Для примера можно рассмотреть такую цепочку: лицо – рожа – физиономия. В нем слово лицо относится к среднему роду и имеет нейтральную окраску, рожа относится к категории сниженной лексики, а физиономия – разговорной. После рассмотрения можно сделать вывод, что слова, хоть и должны относиться к одной части речи, род могут иметь разный. Чаще всего они отличаются друг от друга какими-то оттенками значений, но существуют и абсолютные синонимы, то есть такие слова, которые совпадают полностью – это абсолютные синонимы. Так, всем известное слово “азбука” имеет абсолютный синоним – слово “букварь”, а бегемота можно называть гиппопотамом.
Синонимы появляются в языке по нескольким причинам – это может быть необходимость добавить слову новый оттенок значения/эмоциональную окраску или появление заимствования.
Синонимичные слова делают речь более конкретной и определенной и вместе с тем богатой, они позволяют авторам литературных произведений не повторять одни и те же слова слишком часто.
Антонимы: что за слова и как они употребляются
Если слова имеют противоположное значение, то это антонимы. Как и синонимы, они всегда относятся к одной и той же части речи. При этом, если слово многозначное, то оно будет иметь несколько антонимов в зависимости от того, какое значение имеется в виду. Для примера рассмотрим две пары антонимов:
- прямой – кривой;
- прямой – уклончивый.
В первой паре речь идет о форме, во второй – о характеристике высказывания (прямой ответ).
Такие слова часто используются для того, чтобы показать предметы или явления с разных сторон, охарактеризовать их с помощью контраста, крайней противоположности.
Употребление синонимов и антонимов
Благодаря этим слова речь человека, устная и письменная, становится более точной и богатой. Они помогают человеку выразить отношение к тому, что он говорит, передать не только мысли, но и эмоции. Ученые-лингвисты разработали специальные словари, которые облегчают употребление синонимов, антонимов. Для каждой группы слов существует свой словарь.
Необходимо понимать, что у одного и того же слова могут быть как синонимичные, так и антонимичные слова. Например, друг – враг, друг – товарищ. Первая пара – антонимы, вторая – синонимы.
Что мы узнали?
В русском языке есть слова, которые имеют близкое значение, но при этом пишутся и произносятся по-разному – это синонимы. А если слова не только пишут и говорят по-другому, но и значение у них противоположное, то это антонимы. Благодаря им человеку становится проще пояснить, что он имел в виду и выразить свои эмоции. Они могут составлять как пары, так и целые цепочки, которые можно найти в специальных словарях. Одно и то же слово может иметь не только синонимы, но и антонимы. Они всегда относятся к одной и той же части речи, но могут иметь разную родовую принадлежность и эмоциональную окраску.
Источник статьи: http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/sinonimy-i-antonimy-pravila-3-klass.html
Могут ли быть морфемы синонимичными, антонимичными, омонимичными, приведите примеры. Заранее спасибо
Необходимо различать омонимичные корни — совпадающие по звучанию (и написанию) , но разные по значению:
носить – переносить – выносить – корень НОС;
нос – носовой – носоглотка – корень НОС.
Эти корни разные по лексическому значению, и поэтому слова из разных групп однокоренными не являются.
Синонимичные приставки близки по значению, употребляются в одинаковых по смыслу словах и различаются оттенками значений:
побить — избить; пошить – зашить; беспорядок – непорядок.
Антонимичные приставки имеют противоположные значения в однокоренных словах:
входить – выходить, приехать – уехать, надчелюстной – подчелюстной.
Омонимичные приставки, имея одинаковое буквенное оформление, различаются по значению, а иногда и по функции:
1)сбежать, скатиться (с горы) – движение вниз;
2) сбегать, сходить (в магазин) – движение в пространстве туда-обратно;
3) сделать, сшить – законченное действие.
По значению суффиксы могут быть
·синонимичными — различаются сферой употребления:
волч-иц-а – волч-их-а,
герой-ств-о – геро-изм;
·
·антонимичными — указывают на субъективную оценку:
руч-к-а – руч-ищ-а,
нос-ик – нос-ищ-е;
·
омонимичными — при одинаковом произношении и написании имеют разное значение:
артист-к-а, гимнаст-к-а — голов-к-а, кроват-к-а .
У морфемы несколько определений. Тебе какое подходит? Впрочем, возьмем развернутое:
— Значащая часть слова: корень, приставка или суффикс.
Ясно, что ни приставка, ни суффикс не будудут иметь того, что ты ищешь. Следовательно, подойдут лишь слова, состоящие из корня, и только из корня. Как правило, это короткие слова.
Делаешь так: идешь в словари соответственно синонимов, антонимов, омонимов и начинаешь оттуда брать примеры для одних и тех же морфем. Все это есть на Яндексе для русских и на других, указанных там же, для иностранных слов. Пример:
Strait — омонимы (звучат и пишутся одинаково, смысл имеют разный) : пролив, положение.
Well — омонимы: добро, колодец. И т. д.
Источник статьи: http://otvet.mail.ru/question/47961178
игры на обогащение и активизацию речи синонимами и антонимами
учебно-методический материал по развитию речи на тему
Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами «Все наоборот»
Цель игры: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.
Материал. Две обезьянки (игрушки).
Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую — Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица. (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет. (унесет), пришьет. (оторвет), вычистит. (испачкает), замолчит. (заговорит), повесит. (снимет) и т.д.
«Говори наоборот»
Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса.
Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:
«Я начну, а ты закончи»
Цель: учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное слово.
Воспитатель начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения.
— Мальчик сначала подошел к дому, а потом. (отошел). Утром ребята пришли в детский сад, а вечером. (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он. (вышел). Ребята побежали по правой стороне, а потом. (перебежали) на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом, спрятались, но вскоре они . (выбежали).
» Веселые автомобили«.
( Подвижная игра со словами).
Цель: активизация в речи глаголов движения.
Выезжая, по сигналу, каждый «автомобильчик» должен сказать глагол движения ( н-р выехал, уехал, поехал, отъехал, покатился, помчался и т.д.).
Приехав в гараж, сказать: приехал, подъехал, заехал, прибыл, примчался и т.д.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_sinonimy_-_antonimy.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами » Все наоборот»
Цель игры: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.
Материал. Две обезьянки (игрушки).
Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую — Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица. (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет. (унесет), пришьет. (оторвет), вычистит. (испачкает), замолчит. (заговорит), повесит. (снимет) и т.д.
Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса.
Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:
«Я начну, а ты закончи»
Цель: учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное слово.
Воспитатель начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения.
— Мальчик сначала подошел к дому, а потом. (отошел). Утром ребята пришли в детский сад, а вечером. (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он. (вышел). Ребята побежали по правой стороне, а потом. (перебежали) на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом, спрятались, но вскоре они . (выбежали).
( Подвижная игра со словами).
Цель: активизация в речи глаголов движения.
Выезжая, по сигналу, каждый «автомобильчик» должен сказать глагол движения ( н-р выехал, уехал, поехал, отъехал, покатился, помчался и т.д.).
Приехав в гараж, сказать: приехал, подъехал, заехал, прибыл, примчался и т.д.).
Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Мяч».
» Покатился под ворота
В огород, Добежал
Докатился До поворота
До ворот, Там попал
Подкатился под колесо . «
» Родная природа в стихах и загадках»
Цель: развивать умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы к определенным словам.
1. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о природе и найти в них слова антонимы.
Круглое и яркое,
дарит всем тепло.
Встало утром рано,
Говорю о ком? (Солнце)
Вьется, словно лента,
В дымке голубой,
Может быть спокойной,
Может бить волной
Темной и глубокой ,
Что не видно дна.
Мелкой и прозрачной
А в жару купает
Нас в своей волне.
Подскажите мне. (Река)
2. Далее предлагает отгадать следующую загадку:
Над землей повисла,
Эта птица плачет,
От нее подальше
Мама дочку прячет.
Как она примчится,
Все вокруг темнеет,
Чтобы не промокнуть,
Убегу скорее. (Туча)
И подобрать противоположное по смыслу слово (антоним) к словам:
3. Найди слова-синонимы:
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Дуб дождя и ветра вовсе не боится
Кто сказал, что дубу страшно простудиться
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый
Значит дуб выносливый, значит закаленный.
Цель: учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.
1. Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.
— Думать — . (размышлять), открыть — . (отворить), отыскать — . (найти), зябнуть — . (мерзнуть), поразить — . (удивить), шалить — . (баловаться), забавлять — . (развлекать), прощать — . (извинять), звать — . (приглашать), реветь — . (плакать), мчаться — . (нестись), вертеться — . (крутиться), опасаться — . (бояться), бросать — . (кидать).
2. Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным.
— Этот дом большой, а этот. (огромный). Эта одежда старая, а это платье совсем . (изношенное). Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем . (мокрое). Мальчик молчаливый, а девочка . (неразговорчивая). Вчера день был теплый, а сегодня . (жаркий).
» Подбери подходящее слово»
Цель: учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и переносное значение слов.
Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы.
— Ручей мелкий, а речка . (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники . (крупные).
— Кашу варят густую, а суп . (жидкий). Лес иногда густой, но иногда . (редкий).
— После дождя земля сырая, а в солнечную погоду . (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим . (вареный).
В качестве речевого материала могут использоваться словосочетания:
— Худое ведро, худое платье, худой человек.
— Мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит, ручьи бегут.
— Растет цветок, растет ребенок, растет дом.
— Жаркий день, жаркая погода, жаркий спор.
«Надо сказать по-другому»
Цель: учить детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.
«Плакала Снегурочка, зиму провожая,
Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала, трогая березы,
Выросли подснежники — Снегурочкины слезы.»
Т. Белозерова «Подснежники».
— Вот какие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. А какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная)
— К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу ( грустная, невеселая)
— Если Снегурочка печальная, то какое у нее настроение? (Плохое)
— Послушайте, какие я назову предложения: «Дождь идет. Снегурочка идет».
— Какое слово повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идет . Дождь идет . ( льет). Снегурочка идет . ( шагает). Весна идет — как можно сказать по-другому? ( Наступает.) Машина идет . (едет).
Аналогично даются задания со следующими словосочетаниями:
чистый воздух ( свежий ), чистая вода ( прозрачная), чистая посуда ( вымытая) ; самолет сел ( приземлился) , солнце село ( зашло) ; река бежит ( течет, струится ), мальчик бежит ( мчится, несется ).
«Найди другое слово»
Цель: развивать у детей умение подбирать наиболее точное обозначение к заданной ситуации; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным.
— Папа стал делать детям качели. Миша принес ему веревку. Папа сказал: «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Папа взял другую веревку: «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку взял папа? Как можно про нее сказать?
— Послушайте два предложения: «Вова рос крепким мальчиком. Он почувствовал под ногами крепкий лед».
— Что значит слово крепкий ? Как можно сказать эти предложения по-другому? Сами придумайте предложение со словом крепкий .
Аналогично рассматриваются предложения: » Мальчик дрожит от холода. Зайчишка дрожит от страха».
— Я буду бросать каждому мяч, называя слово. Вы будите возвращать мне мяч, говоря противоположное.
Длинный — . короткий, глубокий — . мелкий, мягкий — . твердый, легкий — . тяжелый, тонкий — . толстый, густой — . редкий, жидкий, сильный — . слабый.
Говорить — . молчать, смешить — . довести до слез, разрешить — . запретить, падать — . вставать, смеяться — . плакать, зажечь — . потушить, помогать — . мешать
«Найди противоположное слово»
Цель: развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.
— Сахар сладкий, а лимон . ( кислый ). Луна видна ночью, а солнце . ( днем ). Огонь горячий, а лед . ( холодный ). Тополь высокий, а шиповник . ( низкий ). Река широкая, а ручей . ( узкий ). Камень тяжелый, а пух . ( легкий ). Редька горькая, а груша . ( сладкая ).
— Если суп не горячий, то, значит, какой? ( Холодный. ) Если в комнате не светло, то в ней . ( темно ). Если сумка не тяжелая, то она . ( легкая ). Если нож не тупой, то он . ( острый ).
Цель: Развивать умение находить слова-антонимы в пословицах и поговорках.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/01/21/igry-na-obogashchenie-i-aktivizatsiyu-rechi-sinonimami-i
-
Главная
-
ГДЗ
- 4 класс
- Русский язык
-
Канакина учебник
- Упражнение 101. Часть 1
Вернуться к содержанию учебника
Вопрос
Прочитайте.
Нездоровый, несчастье, недалеко, неделя, небольшой, невесёлый2, невежда, небогатый, нежность2, неаккуратный, небо, негромко, неправда.
- В каких словах не является приставкой, а в каких — частью корня?
- Выпишите слова с приставкой не-, выделите приставку.
- Подберите к каждому слову с приставкой синоним и антоним.
Подсказка
Чтобы определить, приставка не или часть корня, попробуй отбросить ее, если слово получилось, значит — это приставка, если нет — корень:
- нездоровый — здоровый, несчастье — счастье, недалеко — далеко, небольшой — большой, невесёлый — весёлый, небогатый — богатый, неаккуратный — аккуратный, негромко — громко, неправда — правда — приставки.
- неделя, невежда, нежность, небо — корни.
Ответ
Вариант ответа #1:
Нездоровый, несчастье, недалеко, небольшой, невесёлый, небогатый, неаккуратный, негромко, неправда.
Невесёлый, нежность.
Подберём к совам синонимы и антонимы (слова записаны в следующем порядке: исходное слово — синоним — антоним): нездоровый — больной — здоровый, несчастье — беда — счастье, недалеко — близко — далеко, небольшой — маленький — большой), невесёлый — грустный — весёлый, небогатый — бедный — богатый, неаккуратный — небрежный — аккуратный, негромко — тихо — громко, неправда — ложь — истина).
Вариант ответа #2:
Нездоровый (с. — больной; ан. — здоровый),
несчастье (с. — беда, ан. — счастье),
недалеко (с. — близко, ан. — далеко),
небольшой (с. — маленький, ан. — большой),
невесёлый (с. — грустный, ан. — весёлый),
небогатый (с. — бедный, ан. — богатый),
неаккуратный (с. — небрежный, ан. — аккуратный),
негромко (с. — тихо, ан. — громко),
неправда (с. — ложь, ан. — правда).
Невесёлый, нежность .
Вернуться к содержанию учебника
Омонимичные, синонимичные и антонимичные морфемы
Морфемы, как и единицы других языковых уровней, вступают в системные отношения друг с другом. С точки зрения значения морфемы, как и слова, могут быть омонимичны, синонимичны или антонимичны друг другу.
Омонимичными называются морфемы, совпадающие по звуковому составу, но различающиеся по значению.
К о р н е в ы е омонимы — это прежде всего корни лексических омонимов, например, гриф ‘птица’, гриф ‘штемпель, печать’ и гриф ‘часть струнного инструмента’.
К п р е ф и к с а л ь н ы м омонимам относятся некоторые приставки, участвующие в образовании слов как одной части речи (с 1 — со значением ‘вниз’: с-прыгнуть ← прыгнуть; с 2 — со значением ‘результат’: с-делать ← делать), так и разных частей речи (про-ректор ← ректор и про-слушать ← слушать).
Омонимичные с у ф ф и к с ы могут быть представлены у слов как одной и той же части речи (-ин 1 — со значением ‘единичность’: солом-ин-а ← солома; -ин 2 — со значением ‘большой’: столб-ин-а ← столб; -ин 3 — со значением ‘мясо’: лосос-ин-а ← лосось), так и разных частей речи (дом-ин-а ← дом, бабушк-ин ← бабушка).
Синонимичными являются морфемы, имеющие совершенно разный звуковой состав, но совпадающие или близкие значения. Синонимичными могут быть морфемы всех видов.
К о р н е в ы е синонимы употребляются в составе лексических синонимов: спеш-и-ть — тороп-и-ть- ся.
Как пример синонимичных п р и с т а в о к можно отметить вы- и из- (вы-гнать — из-гнать).
С у ф ф и к с а л ь н ы х синонимов особенно много среди суффиксов существительных, например суффиксы -ец-, -тель-, -ун-, -щик- со значением ‘производитель действия’: чт-ец, писа-тель, бег-ун, надсмотр-щик.
Синонимичны п о с т ф и к с ы -то, -либо, -нибудь.
Морфемы с противоположными значениями называются антонимичными.
К к о р н е в ы м антонимам относятся корни лексических антонимов, например: глубок-ий — мелк-ий.
К с у ф ф и к с а л ь н ы м антонимам относятся словообразовательные суффиксы с
соотносительным противоположным значением, например: руч-ищ-а — руч-к-а.
Особенно широко распространены антонимичные отношения среди п р и с т а в о к: с-прыгнуть — за- прыгнуть, в-бежать — вы-бежать, при-лететь — у-лететь.
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
АНТОНИМЫ — это… (100 примеров слов)
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным значением. Укажем примеры антонимов, являющихся словами разных частей речи.
Понятие об антонимах
Многообразие и богатство лексики русского языке создают синонимы, антонимы, паронимы и омонимы. Чтобы выяснить, что обозначает лингвистический термин «антонимы», обратимся к его происхождению. Это слово составляют греческая приставка анти-, что значит «против», и слово «онима» — «имя». В результате получим значение слова «антоним» — «противоположное имя».
Дадим точное определение этого термина.
Определение
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
А вот какое определение, что такое антонимы дает Википедия:
Анто́нимы (др.-греч. ἀντι- приставка со значением противоположности + ὄνομα «имя») — это сл ова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».
Антонимы, в отличие от синонимов, имеют прямо противоположное лексическое значение:
Антонимами, как правило, являются слова одной и той же части речи, которые отвечают на один и тот же вопрос. Они характеризуют предмет, признак или явление с одной и той же стороны, указывая на одно и то же качество, но по значению прямо противоположное. Эти слова составляют антонимические пары.
Примеры слов
Приведем примеры антонимов, принадлежащих к разным частям речи.
Существительные-антонимы
- восход — закат;
- добро — зло;
- утро — вечер;
- мир — война;
- огонь — вода;
- труженик — бездельник;
- лето — зима;
- друг — враг;
- грусть — радость;
- болтун — молчун;
- храбрость — трусость.
Прилагательные-антонимы
- грязный — чистый;
- смелый — трусливый;
- громкий — тихий;
- широкий — узкий;
- толстый — тонкий;
- длинный — короткий;
- сильный — слабый;
- высокий — низкий;
- женственный — мужественный;
- светлый — темный;
- далекий — близкий.
Глаголы-антонимы
- молчать — говорить;
- бежать — стоять;
- радоваться — огорчаться;
- стемнело — рассвело;
- ругать — хвалить;
- взять — отдать;
- построить — поломать;
- защитить — обидеть;
- вымокнуть — высохнуть.
Наречия-антонимы
- зимой — летом;
- утром — вечером;
- пешком — бегом;
- интересно — скучно;
- рано — поздно;
- впереди — позади;
- всегда — никогда;
- тут — там;
- глубоко — мелко.
Что обозначают антонимы?
Понаблюдав за антонимами, выясним, что они выражают разные отношения:
1. временные
2. пространственные
3. качественные
4. количественные
Однокоренные антонимы
В лексике русского языка выделяют пары антонимов с разными корнями и однокоренные антонимы. Пару однокоренных антонимов составляют слова, которые имеют в морфемном составе один и тот же корень, но различаются противоположными по значению приставками:
- от нести — при нести;
- в ставить — вы ставить;
- у бегать — при бегать;
- раз деваться — о деваться;
- за крыть — от крыть;
- за гадать — от гадать.
Однокоренные антонимы создает приставка не-:
- веселый — не веселый вид;
- близкий — не близкий путь;
- громкий — не громкий шепот;
- простая — не простая задача;
- мало — не мало вопросов.
Значение антонимов в речи
Антонимы делают нашу речь более образной и яркой. Противопоставление помогает образно рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие друг на друга картины окружающего мира, оттенить одно качество предмета на фоне другого, сопоставимого с ним, передать более полно и точно чувства и переживания людей. Эти слова обогащают любое высказывание, так как уточняют значение слов. Благодаря антонимам, речь становится выразительной, красивой и точной. Чтобы убедиться в этом, понаблюдаем за высказываниями мыслителей и известных писателей.
От плохого начала и конец бывает плохой (Еврипид).
Радости забываются, а печали — никогда (М. Ю. Лермонтов).
Чтобы любить добро , нужно всем сердцем ненавидеть зло (Ф. Вольф).
И злой и добрый — каждый за свои поступки получают воздаяние (И. Гёте).
Антонимы в пословицах
Не было бы счастья , да несчастье помогло.
Готовь сани летом , а телегу зимой .
Не знаешь, где найдешь , а где потеряешь .
Недосол на столе, пересол на спине.
По одежке встречают , по уму провожают .
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Сначала густо , а под конец пусто .
Глупый ищет место, а разумного и в углу видно.
На черной земле белый хлеб родится.
Полный колос к земле клонится , а пустой к небу тянется .
Контекстуальные антонимы
В антонимические отношения могут вступать слова в зависимости от значения контекста. Такие слова становятся антонимами в определенном сообщении по воле его автора. Контекстуальные антонимы уточняют мысль писателя, делают её образной и помогают создать полную характеристику описываемому явлению или объекту. С их помощью можно выразить предельное противопоставление между рассматриваемыми явлениями действительности, качествами предметов, чувствами людей. Контекстуальные антонимы объёмно и точно выражают авторскую оценку изображаемого.
Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (А. С. Пушкин).
Фразеологизмы-антонимы
Антонимами могут быть не только отдельные слова, а и словосочетания и обороты речи. Устойчивые словосочетания, фразеологизмы, могут иметь противоположное значение, то есть являться антонимами.
Примеры
- во все лопатки — черепашьим шагом;
- работать засучив рукава — работать спустя рукава;
- куры не клюют — кот наплакал;
- слово в слово — вилами по воде писано;
- в двух шагах отсюда — у черта на куличках;
- семи пядей во лбу — без царя в голове;
- от рук отбиться — взять в руки;
- камень за пазухой держать — с открытой душой;
- сидеть сложа руки — работать не покладая рук;
- держать ухо востро — ворон считать;
- лясы точить — воды в рот набрать;
- на чужой шее сидеть — своим горбом жить;
- от доски до доски — с пятого на десятое.
Видеоурок
Что такое антонимы в русском языке? Примеры слов
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным значением. Укажем примеры антонимов, являющихся словами разных частей речи.
Понятие об антонимах
Многообразие и богатство лексики русского языке создают синонимы, антонимы, паронимы и омонимы. Чтобы выяснить, что обозначает лингвистический термин «антонимы», обратимся к его происхождению. Это слово составляют греческая приставка анти-, что значит «против», и слово «онима» — «имя». В результате получим значение слова «антоним» — «противоположное имя».
Дадим точное определение этого термина.
Определение
А вот какое определение, что такое антонимы дает Википедия:
Антонимы, в отличие от синонимов, имеют прямо противоположное лексическое значение:
Антонимами, как правило, являются слова одной и той же части речи, которые отвечают на один и тот же вопрос. Они характеризуют предмет, признак или явление с одной и той же стороны, указывая на одно и то же качество, но по значению прямо противоположное. Эти слова составляют антонимические пары.
Примеры слов
Приведем примеры антонимов, принадлежащих к разным частям речи.
Существительные-антонимы
- восход — закат;
- добро — зло;
- утро — вечер;
- мир — война;
- огонь — вода;
- труженик — бездельник;
- лето — зима;
- друг — враг;
- грусть — радость;
- болтун — молчун;
- храбрость — трусость.
Прилагательные-антонимы
- грязный — чистый;
- смелый — трусливый;
- громкий — тихий;
- широкий — узкий;
- толстый — тонкий;
- длинный — короткий;
- сильный — слабый;
- высокий — низкий;
- женственный — мужественный;
- светлый — темный;
- далекий — близкий.
Глаголы-антонимы
- молчать — говорить;
- бежать — стоять;
- радоваться — огорчаться;
- стемнело — рассвело;
- ругать — хвалить;
- взять — отдать;
- построить — поломать;
- защитить — обидеть;
- вымокнуть — высохнуть.
Наречия-антонимы
- зимой — летом;
- утром — вечером;
- пешком — бегом;
- интересно — скучно;
- рано — поздно;
- впереди — позади;
- всегда — никогда;
- тут — там;
- глубоко — мелко.
Что обозначают антонимы?
Понаблюдав за антонимами, выясним, что они выражают разные отношения:
1. временные
2. пространственные
3. качественные
4. количественные
Однокоренные антонимы
В лексике русского языка выделяют пары антонимов с разными корнями и однокоренные антонимы. Пару однокоренных антонимов составляют слова, которые имеют в морфемном составе один и тот же корень, но различаются противоположными по значению приставками:
- от нести — при нести;
- в ставить — вы ставить;
- у бегать — при бегать;
- раз деваться — о деваться;
- за крыть — от крыть;
- за гадать — от гадать.
Однокоренные антонимы создает приставка не-:
- веселый — не веселый вид;
- близкий — не близкий путь;
- громкий — не громкий шепот;
- простая — не простая задача;
- мало — не мало вопросов.
Значение антонимов в речи
Антонимы делают нашу речь более образной и яркой. Противопоставление помогает образно рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие друг на друга картины окружающего мира, оттенить одно качество предмета на фоне другого, сопоставимого с ним, передать более полно и точно чувства и переживания людей. Эти слова обогащают любое высказывание, так как уточняют значение слов. Благодаря антонимам, речь становится выразительной, красивой и точной. Чтобы убедиться в этом, понаблюдаем за высказываниями мыслителей и известных писателей.
От плохого начала и конец бывает плохой (Еврипид).
Радости забываются, а печали — никогда (М. Ю. Лермонтов).
Чтобы любить добро , нужно всем сердцем ненавидеть зло (Ф. Вольф).
И злой и добрый — каждый за свои поступки получают воздаяние (И. Гёте).
Антонимы в пословицах
Не было бы счастья , да несчастье помогло.
Готовь сани летом , а телегу зимой .
Не знаешь, где найдешь , а где потеряешь .
Недосол на столе, пересол на спине.
По одежке встречают , по уму провожают .
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Сначала густо , а под конец пусто .
Глупый ищет место, а разумного и в углу видно.
На черной земле белый хлеб родится.
Полный колос к земле клонится , а пустой к небу тянется .
Контекстуальные антонимы
В антонимические отношения могут вступать слова в зависимости от значения контекста. Такие слова становятся антонимами в определенном сообщении по воле его автора. Контекстуальные антонимы уточняют мысль писателя, делают её образной и помогают создать полную характеристику описываемому явлению или объекту. С их помощью можно выразить предельное противопоставление между рассматриваемыми явлениями действительности, качествами предметов, чувствами людей. Контекстуальные антонимы объёмно и точно выражают авторскую оценку изображаемого.
Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (А. С. Пушкин).
Фразеологизмы-антонимы
Антонимами могут быть не только отдельные слова, а и словосочетания и обороты речи. Устойчивые словосочетания, фразеологизмы, могут иметь противоположное значение, то есть являться антонимами.
Примеры
- во все лопатки — черепашьим шагом;
- работать засучив рукава — работать спустя рукава;
- куры не клюют — кот наплакал;
- слово в слово — вилами по воде писано;
- в двух шагах отсюда — у черта на куличках;
- семи пядей во лбу — без царя в голове;
- от рук отбиться — взять в руки;
- камень за пазухой держать — с открытой душой;
- сидеть сложа руки — работать не покладая рук;
- держать ухо востро — ворон считать;
- лясы точить — воды в рот набрать;
- на чужой шее сидеть — своим горбом жить;
- от доски до доски — с пятого на десятое.
Видеоурок
источники:
http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/leksika/43977-antonimy-jeto-100-primerov-slov.html
http://russkiiyazyk.ru/leksika/antonimy-primery-slov.html
вернуться на главную, на стр. “Словообразование в таблицах“, “Словообразовательный анализ”
Морфемы, как и единицы других языковых уровней, вступают в системные отношения друг с другом. С точки зрения значения морфемы, как и слова, могут быть омонимичны, синонимичны или антонимичны друг другу.
Омонимичными называются морфемы, совпадающие по звуковому составу, но различающиеся по значению.
К о р н е в ы е омонимы — это прежде всего корни лексических омонимов, например, гриф ‘птица’, гриф ‘штемпель, печать’ и гриф ‘часть струнного инструмента’.
К п р е ф и к с а л ь н ы м омонимам относятся некоторые приставки, участвующие в образовании слов как одной части речи (с 1 — со значением ‘вниз’: с-прыгнуть ← прыгнуть; с 2 — со значением ‘результат’: с-делать ← делать), так и разных частей речи (про-ректор ← ректор и про-слушать ← слушать).
Омонимичные с у ф ф и к с ы могут быть представлены у слов как одной и той же части речи (-ин 1 — со значением ‘единичность’: солом-ин-а ← солома; -ин 2 — со значением ‘большой’: столб-ин-а ← столб; -ин 3 — со значением ‘мясо’: лосос-ин-а ← лосось), так и разных частей речи (дом-ин-а ← дом, бабушк-ин ← бабушка).
Синонимичными являются морфемы, имеющие совершенно разный звуковой состав, но совпадающие или близкие значения. Синонимичными могут быть морфемы всех видов.
К о р н е в ы е синонимы употребляются в составе лексических синонимов: спеш-и-ть — тороп-и-ть- ся.
Как пример синонимичных п р и с т а в о к можно отметить вы- и из- (вы-гнать — из-гнать).
С у ф ф и к с а л ь н ы х синонимов особенно много среди суффиксов существительных, например суффиксы -ец-, -тель-, -ун-, -щик- со значением ‘производитель действия’: чт-ец, писа-тель, бег-ун, надсмотр-щик.
Синонимичны п о с т ф и к с ы -то, -либо, -нибудь.
Морфемы с противоположными значениями называются антонимичными.
К к о р н е в ы м антонимам относятся корни лексических антонимов, например: глубок-ий — мелк-ий.
К с у ф ф и к с а л ь н ы м антонимам относятся словообразовательные суффиксы с
соотносительным противоположным значением, например: руч-ищ-а — руч-к-а.
Особенно широко распространены антонимичные отношения среди п р и с т а в о к: с-прыгнуть — за- прыгнуть, в-бежать — вы-бежать, при-лететь — у-лететь.
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на главную, на стр. “Словообразование в таблицах“, “Словообразовательный анализ”
Что такое синонимы Антонимы суффиксы приставки.
На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос
Что такое синонимы Антонимы суффиксы приставки?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся
1 — 4 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по
интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории,
чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы
расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос,
который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс
позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.