Примеры стилистически нейтральных синонимов

Автор:

18 декабря 2019 11:43

Нейтральный синоним — что это такое? Как подобрать к слову стилистически нейтральный синоним? Стилистически нейтральный синонимы к разговорным и просторечным словам — примеры из ОГЭ прошлых лет.

Стилистически нейтральный синоним: как заменить слово нейтральным синонимом

Источник:

Что такое стилистически нейтральный синоним?

Стилистически нейтральный синоним — это слово с аналогичным значением, но лишенное характерной стилистической окраски.

Например, нейтральными синонимами к просторечным выражениям «парень» или «пацан» будут литературные слова «мальчик» или «юноша». Нейтральный синоним к книжному слову «изваяние» — «статуя».

Подробнее о синонимах читайте: Что такое синонимы. Примеры синонимов в русском языке

Стилистически нейтральными называются слова, которые употребляются во всех стилях языка (просторечном, разговорном, книжном), в устной и в письменной речи. Например, «лицо» — стилистически нейтральный синоним к грубо-просторечному «морда» или книжно-устаревшему «лик».

Нейтральный синоним — слово, не прикрепленное к какому-то одному стилю речи, не имеющее характерной эмоционально-экспрессивной окраски.

Как заменить слово стилистически нейтральным синонимом?

Чтобы заменить слово нейтральным аналогом, для начала необходимо понять смысл этого слова. Например, в предложении из повести О.В. Богомолова «Иван» нам нужно заменить нейтральным синонимом слово «паренёк»:

Я, при­встав, у самых две­рей уви­дел ху­день­ко­го па­рень­ка лет один­на­дца­ти, всего по­си­нев­ше­го от хо­ло­да и дро­жав­ше­го.

Пареньком можно назвать и маленького мальчика, и почти взрослого юношу, молодого человека. В данном случае нужно учитывать контекст — пареньку всего 11 лет, так что это еще не юноша.

Стилистически нейтральным синонимом будет «мальчик». Это слово употребляется и в разговорной речи, и в книжной. Оно не относится к какому-то одному стилю, не является оценочным и не выражает никаких эмоций.

Читайте подробнее: Контекстные синонимы — это… Примеры предложений с контекстными синонимами

Подберите стилистически нейтральный синоним к слову — задание из ОГЭ

«Замените разговорное слово/словосочетание стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним» — ранее такое задание входило в ОГЭ (основной государственный экзамен) по русскому языку под номером 6. Однако в ОГЭ-2020 этого задания нет.

Замените книжное слово «покоилась» из предложения 23 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(22)На топ­ча­не по­лу­ле­жал Вася, при­крыв глаза левой рукой. (23)На груди его по­ко­и­лась скрип­ка, длин­ная па­лоч­ка-смы­чок была за­жа­та в пра­вой руке.
Ответ: покоилась = лежала, находилась

Замените разговорное слово «крохотный» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(3)За­пас­ных струн у му­зы­кан­та Его­ро­ва не было, до­стать их было негде, по­то­му что дело про­ис­хо­ди­ло осе­нью 1941 года на кро­хот­ном ост­ров­ке в Бал­тий­ском море, где со­вет­ские воины от­би­ва­ли не­пре­рыв­ные атаки нем­цев.
Ответ: крохотный = маленький, небольшой

Список стилистически нейтральных синонимов к различным словам:

без натуги — легко
благоговейно — почтительно
болтали — разговаривали
боязно — страшно
ввязываться — вмешиваться
ведает — знает
влепить — ударить
во всеуслышание — громко
впрямь — действительно
вранье — обман
вторгаться — вмешиваться
голосишь — кричишь
грохнулся — упал
дубасить — бить
дурацкие — глупые
дуться — обижаться
живо — быстро
загвоздка — помеха
затеяли — начали
захохотал — засмеялся
зашушукались — зашептались
кабы — если бы
классная — отличная
коли — если
ликует — радуется
ляпнуть — сказать
небось — наверное
невзначай — случайно
неказистый — некрасивый
нынешние — современные
окоченев — замерзнув
орава — толпа
орать — кричать
осерчал — рассердился
отныне — теперь
питомцы — воспитанники
поведать — рассказать
подевались — пропали
пробурчал — сказал
продул — проиграл
пронюхал — узнал
прыснули — засмеялись
разом — мгновенно
смахивал — был похож
стремглав — быстро
ступай — иди
тащились — шли
трепет — волнение
угомонилась — успокоилась
украдкой — тайно
урвать — присвоить
утлый — старый
чудились — казались
швырнул — бросил
шлепнуться — упасть
щуплый — худой
экий — какой

Ссылки по теме:

Новости партнёров

реклама

Стилистически нейтральный синоним

Синонимы вообще

Это слова, выражающие одно и то же, но отличающиеся оттенками значений и употребляющиеся в различных стилях речи. Их смысл может совпадать целиком или только частично. Как правило, они не полностью тождественны друг другу, относятся к разным стилистическим группам, и каждое из них имеет свои нюансы. В рассказе или повести вполне допустимо употребить глагол «уставиться», в то время как в информационном тексте его лучше заменить глаголом без эмоциональной окраски, например, «смотреть». Вот несколько примеров синонимических пар:

  • дедушка — старик.
  • перста — пальцы.
  • ковылять — идти.
  • ибо — поэтому.

Второе слово в этих парах относится к нейтральной лексике.

Нейтральное слово

Понять, окрашена ли лексема стилистически, можно только сопоставив ее с другой из этого же синонимического ряда. В каждой синонимической паре или ряду обязательно есть нейтральное понятие.

 что такое стилистически нейтральный синоним

Так, «страшно» является нейтральным по отношению к разговорным «жутко» и «боязно», глагол «ругать» не несет никакой стилистической нагрузки по сравнению с «клясть», а «веснушчатый» просто констатирует факт наличия пигментных пятен на коже и не выражает никаких чувств в сравнении с «конопатый».

Разностилевые синонимы относятся к разным функциональным стилям языка. То, что хорошо в книжном стиле, выглядит неуместно в разговорном.

Для книжного глагола «являться» есть тождественный глагол «быть», слово «ликовать» можно заменить в зависимости от цели нейтральным «радоваться», а синонимом к «лютовать» является «сердиться».

Стилистически окрашенные

Чтобы заменить стилистически окрашенную лексему на нейтральную, нужно сначала выяснить ее смысл. «Стол» может обозначать в зависимости от контекста предмет мебели, и тогда его синонимом будет, например, «бюро» или «секретер», а может означать еду, и тогда его аналогом будет «кушанье» или «угощение».

Нейтральные слова и примеры их употребления для различных частей речи:

  • крошечный — маленький.
  • вранье — обман.
  • захламлять — засорять.
  • лихо — ловко.
  • эдакий — такой.
  • ибо — поэтому.

 стилистически нейтральный синоним это

Стилистические синонимы чрезвычайно неоднородны. Среди них можно выделить следующие подгруппы:

  1. по употреблению — книжные, разговорные, просторечные;
  2. по окраске — поэтические, диалектные;
  3. по частоте употребления — архаичные, активные.

Например: и ежу понятно — совершенно ясно. Выражение «и ежу понятно» — разговорное, оно содержит еще и дополнительные оттенки легкого интеллектуального превосходства над собеседником, а значит, может обидеть его при неосторожном употреблении. «У кочета очень красивый хвост»: «кочет» в этом примере — это диалектное название петуха. «Его представление о роли женщины в современном мире совершенно допотопно»: «допотопно» можно с легкостью заменить словом «устарело».

Употребление синонимов позволяет наиболее точно выразить мысль, избежать повторов, связывает предложения в тексте и дает возможность использовать все богатство языка.



Скачать материал

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СЛОВА



Скачать материал

  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов

  • Сейчас обучается 51 человек из 27 регионов

  • Сейчас обучается 152 человека из 51 региона

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СЛОВА

    1 слайд

    СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СЛОВА

  • СодержаниеСтилистически нейтральные слова
Синонимы
Антонимы
Стили речи
Алгори...

    2 слайд

    Содержание
    Стилистически нейтральные слова
    Синонимы
    Антонимы
    Стили речи
    Алгоритм выполнения задания В1
    Примеры заданий
    Контрольный тест
    Ответы
    Источники

  • СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СЛОВА   СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СЛОВА - это слова...

    3 слайд

    СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СЛОВА
    СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СЛОВА — это слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.

    Например:

    слово бродить является нейтральным по сопоставлению с книжным блуждать и просторечными шататься. 

  • Синонимы   СИНОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, близкие по значени...

    4 слайд

    Синонимы
    СИНОНИМЫ — это слова одной и той же части речи, близкие по значению.  

    Например: ученик — школьник, бежать — мчаться, трудный — сложный.

  • Синонимы   Каждый синоним имеет свой особый оттенок значения, отличающий его...

    5 слайд

    Синонимы
    Каждый синоним имеет свой особый оттенок значения, отличающий его от других (например: красный — алый — багряный — багровый.)

    Синонимы, указывая на одно и то же понятие и имея одинаковое лексическое значение, различаются своей экспрессивной окрашенностью, закреплённостью за определённым стилем, частотой употребления.
    Многие синонимы отличаются друг от друга одновременно лексическим значением и экспрессивной окрашенностью.

  • Антонимы   Анто́нимы — это слова одной части речи, различные по звучанию и на...

    6 слайд

    Антонимы
    Анто́нимы — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.
    например: правда — ложь, добрый — злой, говорить — молчать.

  • Антонимы   Антонимы возможны у таких слов, значения которых заключают в себе...

    7 слайд

    Антонимы
    Антонимы возможны у таких слов, значения которых заключают в себе противоположные качественные оттенки, но в основе значений всегда лежит общий признак (вес, рост, чувство, время суток и т. д.). Также противопоставлены могут быть только слова, принадлежащие к одной грамматической или стилистической категории. Следовательно, языковыми антонимами не могут стать слова, относящиеся к разным частям речи или лексическим уровням.

  • Стили речи
книжныеразговорныйОфициально-деловой, Публицистический,
Научный Ху...

    8 слайд

    Стили речи

    книжные
    разговорный
    Официально-деловой, Публицистический,
    Научный Художественный.
    Стили речи

  • Задание В1    Теперь посмотрим, как сформулировано задание В1.

    Выглядит...

    9 слайд

    Задание В1
    Теперь посмотрим, как сформулировано задание В1.

    Выглядит оно примерно так: «Замените разговорное слово «страшно» в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом(или антонимом). Напишите этот синоним».

    На первый взгляд, задание В1 несложное. Но у многих учеников оно вызывает трудности, т.к. русский язык настолько богат, что одно слово может иметь не один и не два, а несколько десятков синонимов. Поэтому нередко в ответах приводится не один вариант, а два или даже три возможных.

  • Алгоритм выполнения задания В11. Прочитайте предложение и определите лексичес...

    10 слайд

    Алгоритм выполнения задания В1
    1. Прочитайте предложение и определите лексическое значение указанного в задании слова.
    Подберите к этому слову возможные синонимы.
    2. Определите, какой из подобранных синонимов
    наиболее употребителен;
    не носит оттенка книжности и разговорности;
    обладает минимальной экспрессией;
    стоит первым в синонимическом ряду, открывая его. 

    Этот синоним и будет являться стилистически нейтральным.

  • Примеры заданий1.Замените слово ПОЗУМЕНТ из предложения 20 стилистически нейт...

    11 слайд

    Примеры заданий
    1.Замените слово ПОЗУМЕНТ из предложения 20 стилистически нейтральным синонимом.Напишите этот синоним. 
    (20)Когда шарманщик чуть приметно кивнул, мальчик, сбросив верхнюю одежду, остался в обшитом мишурными позументами, затасканном, стократно заплатанном костюме акробата, и все вокруг ахнули.

    2.Замените слово БАРЫШ из предложения 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 
     (11)Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам. 

    украшение тесьма
    шитье
    прибыль
    выручка
    доход
    выгода

  • Примеры заданий3. Замените слово ВОЗЗВАНИЕ из предложения 6 стилистически ней...

    12 слайд

    Примеры заданий
    3. Замените слово ВОЗЗВАНИЕ из предложения 6 стилистически нейтральным синонимом.Напишите этот синоним. 
    (6)Однажды в «Последних Новостях» я напечатал коротенькое воззвание – просьбу помочь молодой женщине, матери двух детей, попавшей в тяжелое положение. 

    4.Замените слово ОСКУДЕВАЕТ из предложения 5 стилистически нейтральным синонимом.Напишите этот синоним.  
    (5)Случилось несчастье: он оскудевает и мертвеет на наших глазах.

    обращение
    призыв
    пропадать
     скудеть
    скуднеть

  • Примеры заданий5.Замените слово УЗНИКОВ из предложения 24 стилистически нейтр...

    13 слайд

    Примеры заданий
    5.Замените слово УЗНИКОВ из предложения 24 стилистически нейтральным синонимом.Напишите этот синоним. 
    (24)Я разрушу все клетки и освобожу несчастных узников. 

    6.Замените слово НЕИСТОВОГО из предложения 13  на стилистически нейтральный синоним.Напишите этот синоним.
    (13) И новая волна неистового смеха покатилась по комнате.

    невольник
    заключенный
    пленник
    бешеный бурный
    громкий

  • Примеры заданий7.Замените книжное слово (высокого стиля) СЛАВИЛ из предложени...

    14 слайд

    Примеры заданий
    7.Замените книжное слово (высокого стиля) СЛАВИЛ из предложения 52стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.
    (52)Рожденный под этими звездами человек посылал небу свой привет, славил вечную жизнь и все живое на земле.

    8.Замените разговорное слово УЙМА из предложения 10 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.
    (10)– Причин уйма. 

    прославлять
    хвалить
     возвеличивать
     величать
    масса
    огромное число
    множество
    куча

  • Контрольный тест 1.Замените слово УЖАСНО  из предложения 5 на стилистически н...

    15 слайд

    Контрольный тест
    1.Замените слово УЖАСНО  из предложения 5 на стилистически нейтральный синоним. Напишите этот синоним.
    (5) Мише это повторение вскоре ужасно надоело.

    2.Замените слово ПРИМЕТИТ из предложения 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
    (18)Направляясь домой, Варя никак не минует переезда, и Лёшка её сразу приметит, а она его нет. 

  • Контрольный тест3.Замените слово РАЗУМЕЛ из предложения 13 стилистически нейт...

    16 слайд

    Контрольный тест
    3.Замените слово РАЗУМЕЛ из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 
    (13)Под волей он разумел свободу. 

    4.Замените слово В БАДЕЙКАХ из предложения 36 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 
    (36) Старуха и женщина лет тридцати сидели на полу и месили тесто в бадейках. 

  • Контрольный тест5.Замените слово БУМАЖЕК из предложения 19 синонимом официаль...

    17 слайд

    Контрольный тест
    5.Замените слово БУМАЖЕК из предложения 19 синонимом официально-делового или научного стиля. Напишите этот синоним.  
    (19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.

     6.Замените слово УВЯЗАЛСЯ из предложения 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 
    (7)Старого мерина мы знали давно, и ничего таинственного в том, что он увязался за нами, не было. 

  • Контрольный тест7. Замените слово НЕ ПОПАДАЛИСЬ из предложения 12 стилистичес...

    18 слайд

    Контрольный тест
    7. Замените слово НЕ ПОПАДАЛИСЬ из предложения 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 
    (12)Но даже по самому снисходительному счету разве мне не попадались дурные и злые люди? 

    8. Замените слово ПЛЯСУНЬЕ из предложения 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.  
    (24)Прежде всего я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом – сказку о Снежной королеве. 

  • Контрольный тест 9. Замените разговорное слово ПОТЕХУ из предложения 17 стили...

    19 слайд

    Контрольный тест
    9. Замените разговорное слово ПОТЕХУ из предложения 17 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.
    (17)А однажды Лина пошла в зоопарк, но тут ей не понравилось: жалко было потрёпанных медведей-попрошаек, зады у которых были вытерты и голы, оттого что они часто на потеxy людям усаживались и «служили» за конфетку, за кусок булки. 

    10. Замените разговорное слово ВОН из предложения 23 стилистически нейтральным словомсинонимом. Напишите это слово. 
    (23)«А я хоть в клетке согласна!» — крикнула Лина и быстро побежала по дорожке вон из зоопарка.

  • ОтветыУЖАСНО- очень, невыносимо, сильно.
ПРИМЕТИТ- увидит, обнаружит, заметит...

    20 слайд

    Ответы
    УЖАСНО- очень, невыносимо, сильно.
    ПРИМЕТИТ- увидит, обнаружит, заметит.
    РАЗУМЕЛ- подразумевал, имел в виду.
    В БАДЕЙКАХ- бадья, в вёдрах.
    БУМАЖЕК- денег.
    УВЯЗАЛСЯ-  следовал, шёл следом.
    НЕ ПОПАДАЛИСЬ- встречались.
    ПЛЯСУНЬЕ- танцовщице.
    ПОТЕХУ- веселье, забаву, на смех.
    ВОН- прочь, долой.

  • Источникиhttp://comilfo11.blogspot.ru/
http://uchimcauchitca.blogspot.ru/
htt...

    21 слайд

    Источники
    http://comilfo11.blogspot.ru/
    http://uchimcauchitca.blogspot.ru/
    http://kekzamenuruli.blogspot.ru/
    http://www.synonymizer.ru/

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 236 667 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 07.11.2015
  • 765
  • 2
  • 07.11.2015
  • 1211
  • 5
  • 07.11.2015
  • 4284
  • 3
  • 07.11.2015
  • 897
  • 1
  • 07.11.2015
  • 4362
  • 32
  • 07.11.2015
  • 825
  • 0
  • 07.11.2015
  • 3073
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Работа по теме поможет определить уровень подготовленности обучающихся.

Содержимое публикации

Стилистически нейтральные синонимы (задание 6)
Цель: Повторить и закрепить знания по теме. Показать синонимическое богатство русского языка. Создать условия для знакомства с нейтральными синонимами; совершенствования навыков работы с лексическими синонимами; умения подбирать стилистически нейтральные синонимы; подготовки к сдаче ОГЭ.
Ход занятия
1.Вступительное слово.
2.Примерная формулировка задания:
Замените разговорное слово «долговязый» из предложения 30 стилистически нейтральным синонимом.
(26)А эта книга… (27)Колька, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (28)Да мы бы всё тебе отдали… (29)Но только ты сгорел в танке под Кандагаром, когда я учился на втором курсе университета. (30)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, никогда не отнимай того, что у тебя просят. Напишите этот синоним.

По опыту могу сказать, что это одно из самых трудных заданий ОГЭ по русскому языку. Для начала повторим теорию.
3.Основная теоретическая часть.
-Давайте вспомним, что такое синонимы?
Термин «синоним» пришел в русский язык из греческого, synonymos в переводе означает «одноименный». То есть это слова, которые заметно различаются по звучанию, однако тождественны или близки по своему значению. Следует также отметить, что большинство синонимов принадлежат к одной и той же части речи, хотя и нередко отличаются стилистической окраской. Например, слово «смотреть» имеет следующие синонимы: «взирать», «глазеть», «таращиться» и другие.

-Для чего нужны синонимы?
Как известно, русский язык широк, разнообразен и красив. Именно поэтому во время написания какого-либо текста рекомендуется избегать повторов, используя для этого слова-заменители, то есть синонимы. Таким образом, их основной функцией служит повышение выразительности письма и речи, а также избежание их однообразия.

-Что такое стилистическая окраска синонимов?
Следует особо отметить, что, несмотря на то что синонимы всегда указывают на одно и то же понятие и имеют совершенно одинаковое лексическое значение, они все же различаются между собой экспрессивной окрашенностью, закрепленностью за определенным стилем и частотой употребления. Например, слова «смотреть» и «взирать» являются лексическими синонимами, но принадлежат к разным стилям речи:
«смотреть» — не имеет экспрессивного оттенка, то есть нейтральное;
«взирать» — имеет оттенок книжности, возвышенности;
«глазеть», «таращиться» относятся к разговорной лексике, то есть имеют сниженную стилистическую окраску.

-Что такое стилистически нейтральный синоним?
Стилистически нейтральный синоним – это слово, никак не прикрепленное к определенному стилю речи (разговорному, книжному, просторечному), на фоне которого оно полностью лишено какой-либо стилистической окраски.
-Давайте сравним: Стенать- Плакать. Жалование – Зарплата. Взор – Взгляд.
Сногсшибательный – Поразительный. Жаждать – Хотеть.

-В какой колонке слова не имеют стилистической окраски? Конечно, во второй колонке.

4. Практическая часть.
1)-Вы повторили теорию. Теперь попробуем подобрать стилистически нейтральные синонимы к выделенным словам:
Лихой (человек). Отца все почитали. Это было враньё. Отведать кушанье. Начинать сызнова.

Проверьте себя:
Лихой (человек) – удалой. Отца все почитали – уважали. Это было враньё – ложь.
Отведать кушанье – попробовать. Начинать сызнова – сначала, снова

-Теперь вернёмся к заданию, сформулированному выше, и подберём стилистически нейтральный синоним к слову «долговязый», то есть «высокий». Это слово будет ответом к этому экзаменационному заданию.
-Важно помнить, что полученный синоним должен быть записан в той же форме, что и исходное слово.

2)Перед вами тестовые задания ОГЭ, выполните их и запишите полученные слова. (Задания распечатаны на отдельных листах).
3) Проверьте полученные ответы:
1.Притворялась. 2.Отказаться. 3. Подняли. 4. Ударил. 5.Простую. 6.Удобнее.
7.Действовать. 8.Носил. 9.Учеников. 10.Сочинение. 11.Стучал. 12.Очень. 13.Старый.
14.Следовало. 15.Загадка. 16.Освобожу. 17.Если.

Заключительная часть.
— Итак, мы проверили знания теории, закрепив их на примерах. Вы отлично справились с заданиями. Спасибо за работу! Желаю всем творческих успехов!

1. Замените разговорное слово ПРИКИДЫВАЛАСЬ в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом.
(13)Так, у нашей кошки Мурки были крылья, и она ночами улетала в окно. (14)А собака моей сестры, старая и жирная, только прикидывалась собакой, на самом деле она была жабой, и я один это знал. (15)Но и люди вокруг меня были не теми, кем казались… Напишите этот синоним.

2. Замените книжное слово ОТРЕЧЬСЯ в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом.
(7)Старинное это гаданье, однако, и сбылось, и не сбылось. (8)Сабля, действительно, предрешила мою жизненную дорогу, но и от книжной премудрости я не отрёкся. (9)В четырнадцать лет увлечённо читал и писал стихи, в пятнадцать перешёл на «Анну Каренину», а в шестнадцать прочитывал и разбирал с товарищами всё подряд. (10)А пьяницей, к счастью, не стал. Напишите этот синоним.

3. Замените разговорное слово ПОЗАДИРАЛИ в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом.
(20)И я стоял, задрав голову, и смотрел, и Алёнка тоже. (21)И многие взрослые позадирали головы – посмотреть, как летит шарик, рассмотреть его. (22)А он всё летел, всё уменьшался. (23)Вот он пролетел последний этаж большого кирпичного дома, и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед, а он ещё выше, выше антенн и голубей… (24)И вот его не стало. Напишите этот синоним.

4. Замените просторечное слово ПОДДАЛ из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом.
— (9)Ещё бы! — сердито буркнул мальчик. — (10)Я скоро совсем убегу из дома. (11)Из-за одной Ленки убегу. — (12)Павлик сжал кулаки. — (13)Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! (14)Ни одной краски не даёт! (15)А у самой сколько!
Напишите это слово.

5. Замените разговорное слово НЕЗАТЕЙЛИВУЮ из предложения 5 стилистически нейтральным синонимом.
(5)Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь. (6)Он пел о любви к жизни.
Напишите этот синоним

6. Замените слово СПОДРУЧНЕЙ в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом.
(7)Я попросил папу купить мне кожаную боксёрскую грушу. (8) А мама вдруг достала откуда-то здоровенного плюшевого Мишку, бросила его на диван и сказала:
— (9)Чем не груша?
(10)Я устроил Мишку на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.
Напишите этот синоним

7. Замените разговорное слово ОРУДОВАТЬ в предложении 4 стилистически нейтральным словом-синонимом.
(3)Забавное знакомство получилось у них — у поклонницы балета с бывшей балериной. (4)Мама выхватила у старушки веник и принялась им орудовать, отчитывая Татьяну Львовну:
— (5)Ну, что же это вы, а? (6)Или девочки сюда не ходят? Напишите этот синоним

8. Замените разговорное слово ТАСКАЛ в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом.
(3)Я таскал его повсюду и даже в кроватке не расставался с ним.
Напишите этот синоним.

9. Замените книжное слово ПИТОМЦЫ из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом.
(8)На исходе первой блокадной зимы их разыскала руководитель студии Р.А. Варшавская. (9)Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10)До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей. Напишите этот синоним.

10. Замените термин ОПУС в предложении 39 стилистически нейтральным синонимом.
– (36)Есть у тебя что-нибудь новенькое для фортепьяно? – вдруг спросил он, изменив тон. – (37)Ну-ка, выкладывай…
(38)Я раскрыл портфель. (39)Подал ему опус, который сочинил на прошлой неделе. (40)Мне самому он очень нравился. (41)Владимир Константинович снова принялся за чтение.
Напишите этот синоним

11. Замените слово КОЛОТИЛ в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом.
(5)Пеле был необычным котом. (6)Гладить себя он не позволял. (7)Он резко переворачивался на спину, крепко захватывая передними лапами руку, и колотил задними, как заяц-барабанщик. (8)От этого на руке, попавшей в когти, оставались длинные царапины. (9)Царапины быстро заживали, но тотчас появлялись новые. (10)Дружба с котей была испытанием. (11)Впрочем, пощекотать себя под подбородком котя давал.
Напишите этот синоним

12. Замените просторечное слово ЗДОРОВО в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом.
(15)Очень хорошо зная, как тяжело быть одному, Венька решил съездить к Пашке самостоятельно.
(16)В школьном буфете Венька купил пару булочек с клюквенной начинкой. (17)Ради такого случая можно даже пожертвовать папиной ручкой. (18)Кто ещё Винту такую принесёт?
(19)Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате:
– (20)Глядите! (21)Это Венька… из моего класса! (22)Друг!
Напишите этот синоним

13. Замените разговорное слово ДОПОТОПНЫЙ в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом.
(9)Потом лежим на брёвнах и, сощурившись, смотрим на Волгу. (10)Можно часами лежать так и смотреть, как плывут куда-то плоты, как блестят нефтяные разводы, как пыхтит допотопный пароходик, шлёпая колёсами. (11)И я лежу и смотрю. (12)Но Игорь говорит, что ему надоело безделье. Напишите это слово

14. Замените книжное слово НАДЛЕЖАЛО в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом.
(1)На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами, написанными названием и фамилией автора. Напишите этот синоним

11. Замените слово КОЛОТИЛ в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом.
(5)Пеле был необычным котом. (6)Гладить себя он не позволял. (7)Он резко переворачивался на спину, крепко захватывая передними лапами руку, и колотил задними, как заяц-барабанщик. (8)От этого на руке, попавшей в когти, оставались длинные царапины. (9)Царапины быстро заживали, но тотчас появлялись новые. (10)Дружба с котей была испытанием. (11)Впрочем, пощекотать себя под подбородком котя давал.
Напишите этот синоним

12. Замените просторечное слово ЗДОРОВО в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом.
(15)Очень хорошо зная, как тяжело быть одному, Венька решил съездить к Пашке самостоятельно.
(16)В школьном буфете Венька купил пару булочек с клюквенной начинкой. (17)Ради такого случая можно даже пожертвовать папиной ручкой. (18)Кто ещё Винту такую принесёт?
(19)Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате:
– (20)Глядите! (21)Это Венька… из моего класса! (22)Друг!
Напишите этот синоним

13. Замените разговорное слово ДОПОТОПНЫЙ в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом.
(9)Потом лежим на брёвнах и, сощурившись, смотрим на Волгу. (10)Можно часами лежать так и смотреть, как плывут куда-то плоты, как блестят нефтяные разводы, как пыхтит допотопный пароходик, шлёпая колёсами. (11)И я лежу и смотрю. (12)Но Игорь говорит, что ему надоело безделье. Напишите это слово

14. Замените книжное слово НАДЛЕЖАЛО в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом.
(1)На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами, написанными названием и фамилией автора. Напишите этот синоним

15. Замените разговорное слово ЗАГВОЗДКА в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом.
(18)Джаз, конечно, это здорово, но вот загвоздка: я не могу петь один.
Напишите этот синоним

16. Замените просторечное слово ВЫЗВОЛИТЬ из предложения 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
– (12)Я сейчас тебя вызволю! – кричит он, точно собака понимает его.

17. Замените разговорное слово РАЗ в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
– (33)Друзей труднее найти, чем потерять.
– (34)Раз можно потерять, значит, это не такой уж и друг!

  Вам также может понравиться:

Всероссийский литературно-художественный конкурс «ОНЕГИН, ДОБРЫЙ МОЙ ПРИЯТЕЛЬ…» к 190-летию первого полного издания романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»


Открытые

10 работ

Всероссийский литературно-художественный конкурс «ОНЕГИН, ДОБРЫЙ МОЙ ПРИЯТЕЛЬ…
» к 190-летию первого полного издания романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин

10 Января – 25 Мая

Всероссийская образовательная олимпиада для дошкольников «СКОРО В ШКОЛУ! РАЗВИТИЕ РЕЧИ»


Олимпиады

294 работы

Международный конкурс художественного слова к Пушкинскому дню «Я ЧИТАЮ ПУШКИНА»


Конкурсы

1 работа

Международный конкурс художественного слова к Пушкинскому дню «Я ЧИТАЮ ПУШКИНА
»

25 Апреля – 25 Июня


Свидетельство участника экспертной комиссии


Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!


Свидетельство участника экспертной комиссии

Подробнее

Также вас может заинтересовать


  • Уроки по русскому языку для 7 класса «»Написание изложения на лингвистическую тему.»»
    Русский язык


  • Конспект занятия по русскому языку для дошкольников «Лунтик-лентяй»
    Русский язык


  • Разное по русскому языку для 8 класса «Материалы к уроку русского языка по теме «Тесты по повторению».»
    Русский язык


  • Конспект занятия по русскому языку для 5 класса «Буквы Е — И в корнях с чередованием»
    Русский язык


  • Конспект занятия по русскому языку для 3 класса «Конструкт урока «Русский язык»»
    Русский язык

Подготовка к ОГ Э по русскому языку.

Стилистические синонимы (задание 6)

Учитель русского языка и литературы

Фроленко С.С.

Г.Новороссийск

МБОУ лицей «Технико-экономический»

Подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку наряду с формированием коммуникативной компетенции, развитием грамотной связной устной и письменной речи является важнейшей задачей учителя-словесника. Начало данной работе должно быть положено в 5–6 классах .

На что же должен обратить особое внимание учитель русского языка, работая с пяти-шестиклассниками, чтобы уже на этой ступени обучения организовать эффективную подготовку к государственной итоговой аттестации. Остановимся на некоторых ключевых моментах.

Кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка Московского государственного педагогического университета Т. М. Пахнова утверждает:

«Экзамен по русскому языку в 9 классе – это сосредоточенная,

интенсивная работа, связанная с основными видами речевой деятельности. Преодолеть трудности этой работы ученик сможет,

если умеет вести диалог с текстом…». 

Другими словами, для успешной сдачи экзамена по русскому языку нужен осознанный подход ученика к фактам и явлениям этого языка, нужна не столько память, сколько языковое чутье и умение логически мыслить.

В экзаменационные тесты по русскому языку включены задания по лексике. Это задание 3 (выразительные средства языка) и задание 6 (стилистические синонимы). Задание 6 ориентировано на умение выпускников заменять указанное слово стилистически нейтральным синонимом.

Еще из курса 5 класса ученики знают, что синонимы – это слова одной и той же части речи, имеющие близкие значения.

Например, метель пурга, сверкать сиять, трудный сложный.

Синонимы могут отличаться оттенками значений или сферой употребления. Например, смеяться и хохотать.

Слово «смеяться» означает издавать смех, а «хохотать» – громко смеяться.

Стилистические синонимы принадлежат к разным стилям речи. Например, глаза – очи – гляделки.

Слово «гляделки» явно разговорное, слово «очи» – книжное, так как может встретиться в художественном произведении, чтобы выразить возвышенное отношение к какому-либо герою. А вот слово «глаза» – нейтральное: оно может употребляться в любом стиле.

         Слово «бродить» является стилистически нейтральным синонимом разговорного «шататься» и книжного «блуждать».

Таким образом, стилистические синонимы – это слова, которые имеют одинаковое значение, но употребляются в разных стилях, а стилистически нейтральные синонимы – это синонимы, которые не прикреплены к одному стилю.

Для работы с учениками можно предложить такие задания:

Упражнение 1.

Сгруппируйте приведенные слова по трем стилистическим разрядам:

1) стилистически нейтральные; 2) книжные; 3) разговорные.

Ахнуть, актуальный, взыскание, трепка, вещий, вкалывать, доверенность, дефект, иждивение, забота, вакуоль, иск, книжка, косинус, картошка, начертать, норма, нормальный, отлынивать, пневмония, чахотка, работа, рот, трудиться, уста, эксперимент.


Упражнение 2.

Определите значения просторечных слов, замените литературными.

Богатей, тепереча, манатки, тутошний, небось, умаяться, сызмала, смотаться, шибко, пузо, сдрейфить, расфуфыриться, укокошить.


Упражнение 3.

Выпишите из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова по пять слов со стилистическими пометами: бран., высок., ирон., книжн., ласк., неодобр., офиц., презр., пренебр., прост., разг., спец., унич. Проверьте, какие пометы имеют эти слова в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова.

Выпишите из «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова по пять слов с пометами: вульг., газетн., канц.. офиц., поэтич., публ., ритор., спец., торж. Укажите, с какими пометами эти слова даются в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова. Прокомментируйте разночтения в стилистической оценке лексики, если вы столкнулись с этим явлением.

Также ученикам можно предложить такое задания: «Заполните первую графу таблицы примерами».

Стилистически нейтральный синоним

Разговорный слово (просторечное)

Слова книжной лексики

Спать

Дрыхнуть

почивать

Болтать

Слопать

Клянчить

Долговязый

обскакать

Верзила

Исполин

Взор

Очи

грезы

Жажда

Возмездие

уста

сетовать

При анализе примеров ученики делают вывод, что нейтральная лексика лишена эмоциональности, экспрессии, тогда как разговорные слова придают речи непринужденность, неофициальность. Разговорная лексика не выходит за пределы литературных норм. Просторечная же используется лицами,

которые не владеют или владеют в меньшей степени нормами литературного языка. В зависимости от контекста она служит средством характеристики явлений, предметов, персонажей.

Лексические задания включаются в задания комплексного

анализа текста. Приведу несколько примеров.

Текст №1

— Огурец! — позвал Таракан.— Иди сюда!

Славик растерянно поднялся, сделал шагов пять и остановился…

— Ну чего застыл? Топай! — звал его Таракан… Иди, не

трону… У меня к тебе клёвое предложение. Хочешь голубей водить?

Славик выпучил большие серые глаза.

— Чего зенки вылупил? Хочешь?

— Хочу, — сказал Славик тихо.

Таракан открыл дверцу. Два голубя мраморной масти важно вышли на травку. (С. Антонов.)

Данный текст представляет из себя диалог, состоящий из простых предложений. Есть прозвища (Огурец, Таракан). В тексте употреблены разговорные (топай, выпучил) и просторечные (вылупил, зенки, клёвое) слова. Детям предлагается подумать над тем, как эти слова характеризуют героев.

Ответы учащихся:

 Использование автором просторечных слов «зенки вылупил» и разговорных конструкций «Ну чего застыл?» показывает грубое и пренебрежительное отношение героя по прозвищу Таракан к Славе».

«С. Антонов намеренно использует в речи Таракана просторечные слова «зенки», «вылупил», «клевое». Они помогают дать точную характеристику мальчику: показывают его грубость, невоспитанность».

Такая работа, ведущаяся в системе, начиная с 5 класса, поможет ученикам справиться с экзаменационным заданием №6. Кроме того, они могут легко использовать это задание в качестве аргумента в сочинении на лингвистическую тему, если в высказывании речь идет о лексике. Приведу несколько примеров.

Задание: «Замените разговорное слово «выуживал» из предложения 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним». (10) Зажав в когтях шишку, он (клёст) вонзал клюв под каждую чешуинку и выуживал оттуда смоляное семечко.

Отрывок из сочинения:

 «В предложение 10 автор включил разговорное слово «выуживал», его он употребил вместо нейтрального«доставал». Выбор этого слова не случаен. Оно показывает, как невыносимо трудно было птице вытаскивать каждое

семечко из шишки».

Задание: «Замените разговорное слово «возиться» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним». (19) Нет… у нас не было времени возиться с рыбой, – ответил отец.

Отрывок из сочинения:

«В речи человека отражаются его мысли, чувства. Поэтому в предложении 19 автор неслучайно использует разговорное слово «возиться» вместо нейтрального «заниматься». Оно помогает полнее обрисовать речевую ситуа-

цию. Нам становится понятно, что отец в отсутствии сына совершенно равнодушно и бессердечно отнесся к раненой чайке, не ухаживал за ней».

А уже в 6 классе можно предложить и тестовую работу:

1. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?

1) бежать
2) четыреста
3) гипотенуза
4) время


2. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?

1)клевый
2) классный
3) крутой
4) отличный


3.  Какое слово не относится к книжной лексике?

1) абсолютно
2) конференция
3) учитель
4) перпендикуляр


4. Какое из слов является разговорным?

1) планетарий
2) начертать
3) картошка
4) усыновитель


5. Какое из слов является просторечным?

а) голова
2) глава
3) головушка
4) башка


6. Укажите предложение, в котором есть просторечное слово.

1) (27)Казалось бы, что за беда?
2) (24)А те, что вытиснены, враньё.
3) (25)Плавали, знаем, успели распробовать.
4) (33)А есть книги, без которых жить трудно.


7. Укажите предложения, в котором есть просторечные слова.

1) (4)Придёшь домой, берёшь газету, глядь — на первой странице сообщение «Кур$ валют».
2) (13)Модная певица и производители автосигнализаций, вернее — их агенты по рекламе, используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью.
3) (18)Варианты Zемфира (равно как и ГЛЮКOZA) И «Аllигатор» есть выпендрёж и ненужное искажение письменной формы.
4) (19)Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка.


8. Укажите предложения, в котором есть книжная лексика.

1) (13)Во-первых, потому, что прёодолённая трудность приносит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызывает желание повторить собственный подвиг и вновь испытать сладость победы.
2) (15)В-третьих, потому, что настоящий учёный получает удовольствие от самой черновой, собственноручно выполняемой работы.
3) (16)Предмет познания неисчерпаем не только для разума, но и для нашей любви, наших чувств.
4) (27)Наукой приятно заниматься потому, что она, как зонтик над головой, уберегает от мелких, въедливых, обвальных неприятностей, не позволяя им властвовать душой.


9. Укажите предложение, в котором есть эмоционально-оценочные слова.

1) (1)Почему-то многие современные эстрадные «звёзды» с особенным удовольствием говорят о том, как плохо они учились в школе.
2) (3)Можно по-разному относиться к подобным откровениям наших «звёзд»: одних эти рассказы об озорном детстве приводят в умиление, другие начинают ворчливо сетовать на то, что сегодня путь на сцену открыт только бездарям и невеждам.
3) (5)У них возникает стойкое убеждение, что наиболее короткий путь к известности пролегает через детскую комнату милиции.
4) (15)Что осталось в душе тех, кто слушал артиста?


10. Укажите предложения, в котором есть эмоционально-оценочные слова.

1) (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие.
2) (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером.
3) (11)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия.
4) (12)Сплетник вынужден был осторожничать.


11. Укажите предложение, в котором есть термин.

1) (11)И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом.
2) (15)Грохот трамваев, треск и шипение фабрик, рёв мотоциклов, визг тормозящих автомобилей, хлопанье кнута, отбивание косы, резкие звуки мусорных машин и, ах, так часто… рёв радио — это шум, докучливый шум, так ничтожно мало значащий в духовном смысле.
3) (24)Говоря языком современной психологии, он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это.
4) (34)Шум, так сказать, «ослепляет» восприятие, и человек становится духовно «глух».


12. Укажите предложения, в котором есть термины.

1) (2)Не означает ли это, что наше письмо возвращается вспять, к пиктографии, то есть рисуночному письму?
2) (4)Но в то же самое время, создавая новые символы-идеограммы, человечество не отказывается и от достижений тысячелетий — от фонетического письма.
3) (7)Преимущество его по сравнению с алфавитом очевидно.
4) (12)Не удивительно, что учёные не в состоянии прочесть всю выходящую литературу даже по их узкой специальности.


13. Укажите предложение, в котором есть разговорное слово.

1) (23)В первый год к нему пришло всего шесть слушателей, в последний — целых двенадцать!
2) (25)А дальше начались поистине сказочные события.
3) (12)В этом смысле показательна история одного ныне знаменитого языковеда.
4) (17)Большинство учёных если и прочитали книжку де Соссюра, то сочли её чепухой.


14. Укажите предложения, в котором есть разговорное слово.

1) (15)Мелочь, казалось бы, но я никак не могу её позабыть.
2) (36)Ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова.
3) (38)А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось.
4) (43)Когда я заскочил в вагон, проводница уже никого не впускала.


15. Соотнесите термины и определения (например, 1-А, 2-В и т.д.)

1) Лексическая единица, которая включает в себя элемент оценки.
2) Лексика, связанная с книжными стилями речи, употребляющаяся в научной литературе, публицистических произведениях, официально-деловых документах и т. п.
3) Лексика на грани или за пределами строго нормированной лексической литературной речи, отличающаяся большей стилистической сниженностью.
4) Специальное понятие, искусственный знак, используемый в той или иной области знаний, мышления, практической деятельности.
5) Слова, использующиеся при неформальном стиле общения.
А) Разговорные слова
Б) Термин
В) Эмоционально-оценочное слово
Г) Книжная лексика
Д) Просторечные слова

Ответы:


1. 3)
2. 4)
3. 3)
4. 3)
5. 4)
6. 2)
7. 2), 3)
8. 1), 3), 4)
9. 2)
10. 2), 3), 4)
11. 3)
12. 1), 2)
13. 4)
14. 1), 2), 4)
15. 1) В, 2) Г, 3) Д, 4) Б, 5) А

Каждый педагог стремится найти ответ на вопрос «Как качественно подготовить учащихся к ОГЭ, ЕГЭ?» Ответ в народной мудрости — готовь сани летом. Хочется добавить – и будешь на коне. Долгий и кропотливый путь проходит ученик под началом своего учителя, прежде чем получит результат, удовлетворяющий его самого и его родителей. Если этот путь упрощать, сокращать – финиш может стать печальным для всех. Вот почему уже с 5 класса обязательно следует начинать подготовку к ОГЭ и ЕГЭ. И не так уж это и страшно или трудно. Пятиклассники-шестиклассники, к удивлению, как раз с большим удовольствием включаются в такую серьёзную работу, как подготовка к экзамену. Это их настраивает на рабочий ритм, вдохновляет, тем более, если учитель разнообразит задания.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Примеры смысловых и стилистических синонимов
  • Примеры слов синонимов существительных
  • Примеры слов синонимов 2 класс
  • Примеры синтаксических синонимов
  • Примеры синонимов фразеологизмов