Примеры предлогов синонимов

вернуться на стр. «Служебные ЧР», “Морфология в таблицах“, “Разбор служебных ЧР”

Выбор синонимичных предлогов

В адрес кого-либо (разговорный вариант)
strong>По адресу кого-либо (книжный вариант)
 Замечания в адрес кого-либо (разг.)
 Замечания по адресу кого-либо (книж.)
В волнении (полный охват чувств)
С волнением (частичный охват чувств)
Произносить речь в волнении
Сказать с волнением
С целью (чаще употребляется при инфинитиве)
В целях (при отглагольном существительном, преимущественно в деловом стиле)
С целью выяснить
В целях выяснения
В подтверждение (официально-деловой вариант)
Для подтверждения (межстилевой вариант)
 Документы в подтверждение
Для подтверждения предположения
В меру По мере (равноправные варианты)
В меру сил и возможностей
По мере надобности
В последнее время (определённый момент)
За последнее время (временной отрезок)
В последнее время он чувствует себя лучше
За последнее время он добился успехов
По окончании, по приезде, по возвращении (книжный вариант)
После окончания, после приезда, после возвращения (межстилевой вариант)
По окончании спектакля – после окончания спектакля
По приезде в столицу – после приезда в столицу
По возвращении из отпуска – после возвращения из отпуска
С помощью
При помощи (конкретизирует действующее лицо)
С помощью вспомогательных средств
При помощи ассистента
За подписью и печатью (официально-деловой вариант)
С подписью и печатью (разговорный вариант)
Документ за подписью и печатью
Документ с подписью и печатью
К осуществлению
Для осуществления (оттенок целенаправленности)
Меры к осуществлению
Предложения для осуществления проекта
Лекции на темы
Лекции по темам (значение обобщения)
Лекции на объявленные темы
Лекции по всем объявленным темам
В сравнениипо сравнению (равноправные книжные варианты)
В отношениипо отношению (равноправные книжные варианты)
В направлениипо направлению (равноправные книжные варианты)

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
Тест на тему Предлоги производные и непроизводные вернуться на стр. «Служебные ЧР», “Морфология в таблицах“, “Разбор служебных ЧР”

Синонимичное
употребление предлогов можно на­блюдать
в оборотах типа отчитаться
в работе/о рабо­те, направить на
лечение/для лечения, в последнее/за
последнее время.

Выбор
того или иного предлога может быть
связан со стремлением подчеркнуть
ка­кой-то оттенок мысли.

Так,
в сочетании со словами, называющими
тран­спортные средства, возможно
употребление предло­гов в,
на.

Если
говорящему нужно указать на нахож­дение
внутри (или направленность внутрь)
транспорт­ного средства, используется
предлог в:
встретиться в метро < в трамвае

>.
Предлог на
употребляется
в тех случаях, когда необходимо указать
на вид тран­спортного средства (а не
на нахождение внутри): лететь
на самолете, плыть на лодке, ехать на
метро.

Смысловые
различия между оборотами с разными
предлогами могут быть и не столь
очевидными. На­пример, разница между
выражениями за
отчетный период

и
в
отчетный период

улавливается
с трудом: за
отчетный период

‘за
все время, взятое целиком, как
нерасчлененный отрезок времени’; в
отчетный период

‘на
протяжении всего времени, в каждый из
отдельных моментов’.

Конструкции
с синонимичными предлогами могут
различаться стилистической окраской.
Так, обороты служить
на театре, пойти в концерт

воспринимаются
как устарелые. Стилистическую окраску
книжности имеют новые отыменные предлоги
типа в
направлении,
в
целях, по линии, со стороны,

широко использую­щиеся в деловой
речи.

Выбор
предлога, следовательно, выбор одной
из двух или нескольких параллельных
конструкций, в ряде случаев вызывает
трудности. Как правильно: отзыв
о работе

или отзыв
на работу
?
с
целью повы­шения

или в
целях повышения
?
В большинстве слу­чаев выбор того
или иного предлога определяется
традицией; он обусловлен также контекстом,
лекси- ко-граммаТическими связями слов,
составляющих сочетание. Например,
выражение в
адрес кого-либо
‘по
отношению к кому-л.’ считается
разговорным, однако оно широко
употребляется и на практике вы­тесняет
выражение по
адресу кого-либо

во всех язы­ковых стилях, особенно в
деловой речи. Встречающие­ся в деловой
речи обороты говорить
за то, свидетель­ствовать за то

(следует: о том)
— просторечные.

Конструкции
типа предназначать
на/для

разли­чаются оттенками смысла; ср.:
использовать
на мест­ные нужды/для местных нужд.

Предлог на
в боль­шей степени говорит о сфере
использования, предлог для
— о целевой направленности.

Выражения
в
целях/с целью чего-либо

различаются степенью конкретизации
понятия. Форма множест­венного числа
подчеркивает общую целевую направ­ленность;
предлог с
целью

способен уточнить цель действия. Кроме
того, предлог в
целях

сочетается с отглагольными существительными,
а предлог с
целью

— с неопределенной формой глагола: в
целях обеспечения…, с целью обеспечить…
.

Упражнения

  1. Укажите
    случаи неправильного или стилистически
    не оправ­данного употребления
    предлогов. Исправьте предложения.

  1. Для
    целей повышения производительности
    на доставке заготовок используем малую
    механизацию.

  2. Закалка
    деталей токами высокой частоты повышает
    стойкость от коррозии. 3. Сомнение о
    том, что мастер выполнит обещанное,
    долго тревожило работниц.

  1. Применение
    вакцины повысило сопротивляемость к
    гриппу и простудным заболеваниям. 5.
    Состояние дел с кормами хорошее. 6.
    Прибор специализирован и для
    автотранспорта. 7. Каждый рабочий должен
    быть ответствен в выполнении нормы
    выработки.

  1. Упаковка
    в картоне приводит к транспортной
    порче холодильников. 9. Задание по июлю
    месяцу все рабочие цеха выполнили. 10.
    Сообщаем нашу потреб­ность на
    металлическую сетку первого квартала.

  1. Руководителю
    рейда указано за допущенную ошибку.
    12. Препровождаем вам акт на аварийное
    состояние станции. 13. Выпускникам
    училища выданы свидетельства на
    присвоение третьего разряда. 14. От­зыв
    на работу должен быть отпечатан на
    машинке и представлен в двух экземплярах.
    15. Характери­стики на поступающих в
    училище должны быть заверены руководством
    предприятия. 16. Существо­вание у Луны
    горячих недр доказано эксперименталь­но.
    17. В таксомоторном парке восемь человек
    за­канчивают стажировку на шофера.

  1. Раскройте
    скобки; объясните выбор предлога.

  1. Решить
    вопрос (о,
    с, по; поставка запчастей).

  2. Машина
    (по,
    для; мойка фляг).

    3. Направить (на,
    в, в адрес; производственное совещание).

    4. Успе­хи (в,
    на, при, с; ремонт тракторов).

    5. Отказать (ввиду,
    из-за, по причине, в связи с; отсутствие
    мест).

  1. Выделяется

    целях, для, с целью, ради, на; создание
    фонда материалов).

    7. Не производятся работы
    связи, из-за, за, по причине; отсутствие
    электродов).

    8. Получить (из,
    с, от; завод малолитраж­ных автомобилей).

    9. Назначить пособие
    связи с, за, из-за, по причине; смерть
    кормильца).

    10. Подать заявление (об,
    на, по; увольнение).

    11. Рекоменда­ции обязательны (для,
    к, в; исполнение).

    12. Меры (к,
    в отношении, по отношению; работник).

    13. Рас­крепить технику (в,
    на, по; отделение совхоза).

    14. Все говорит
    том, за то),

    что… 15. Показать себя (в,
    с; лучшая сторона).

    16. Соревнования (в,
    по; марафон­ский бег).

    17. Разобраться (в, с,
    в отношении; по­ложение вещей).

    18. Отчитываться (в,
    по, о, за; про­деланная работа).

    19. Отвечать (за,
    по, о; безопас­ность).

    20. Изыскать возможности (для,
    к, по; выде­ление дополнительного
    фонда).

    21. Окончить техни­кум (по,
    с; специальность экономиста).

    22. Распоря­жение (о,
    на, по, для; выделение фонда).

    23. Напра­вить рабочих (на,
    для, в целях, по; досрочное выпол­нение
    задания).

    24. Отставание (в,
    с, по; работа сле­сарей).

    25. Нет сомнений (в,
    о, за, в отношении, по поводу; то, что
    план будет выполнен).

    26. Машина снята с производства (благодаря,
    в силу, по, из-за, в связи с, за; ее
    конструктивные недостатки)
    .
    27. Ремонт произведен (по,
    в соответствии с; инструкция).

  1. Укажите
    случаи неправильного или стилистически
    не оправ­данного употребления
    предлогов. Исправьте предложения.

1.
Просим изыскать возможности по изысканию
средств для производства работ по
ремонту насосной станции. 2. Приглашение
преподавателей по приему вступительных
экзаменов производится в соответствии
с действующей инструкцией. 3. Машина
остановлена за износом поршневых колец.
4. Завод просит разъяс­нить, по какому
образованию следует тарифицировать
лица, окончившие специальные годичные
курсы, а не профтехучилища. 5. Может ли
применяться в адрес профессоров-совместителей
письмо за № И-37?
6.
На автозаводе делаются практические
шаги по лучшему использованию
производственных отходов. 7. Деле­гаты
конференции разъехались в свои страны.
8. Мо­лодые специалисты, возвращающиеся
в свои пред­приятия, получают оплату
за проезд и стоимость провоза багажа.
9. Просим сообщить, распростра­няются
ли льготы по дополнительному оплачиваемому
отпуску студентам-заочникам, если они
имеют уже высшее образование. 10. В связи
с уменьшением расходов керосина на
промывку деталей просим снять от фонда
сорок тонн. 11. Комиссия должна подгото­вить
этот вопрос на заседание производственного
совещания. 12. Директор пошел навстречу
общест­венности и выделил помещение
в первом этаже заво­доуправления.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

М.Х. ЭБЗЕЕВ,
г.Анапа

Продолжение. Начало в № 25–26/2004


Предлоги: проблемы изучения и обучения

Синонимия предлогов

Следующий – важнейший – этап работы
над непроизводными предлогами – это овладение
знаниями о синонимии предлогов. Многозначность
предлогов – это база для синонимии. Но при всей
близости синонимичных предлогов они (как и любые
синонимы вообще) будут отличаться друг от друга:

  • оттенками значения;

  • стилистической принадлежностью;

  • тем и другим одновременно;

  • сочетаемостью с другими словами;

  • частотой употребления;

  • сферой употребления.

В то же время предлоги и сближаются
друг с другом на основе своей многозначности:
одними значениями каждый многозначный предлог (а
именно таковы почти все непроизводные предлоги)
сближается с одним-двумя, другими значениями –
еще с каким-то из них, последние, в свою очередь, –
с другой группой предлогов и т.д., образуя
своеобразные синонимические ряды – гнезда.

Наглядное представление о синонимии
предлогов дала бы сводная таблица-схема,
обязательно цветная.

В ней не будет места лишь одному
непроизводному предлогу. Это предлог без.
В отличие от всех остальных, он указывает на
отсутствие предмета, явления вообще.
Единственный его «родственник» – производный
предлог кроме.

Центральное место в таблице займет
предлог в (во): дело в том, что в
предложно-падежных сочетаниях речь идет прежде
всего о каких-то действиях, которые либо
распространяются на те или иные объекты, либо
происходят в каком-то пространстве. Именно
поэтому у этого предлога много «родственников»,
причем таких «узловых», как на, по, с, через,
которые, в свою очередь, связаны с другими
предлогами.

Назначение такой таблицы – дать
наглядное представление о системе взаимных
сближений и отталкиваний – иногда весьма
неожиданных – в классе предлогов, то есть
прояснить природу синонимии предлогов.
Необходимое звено работы – тренировочные
упражнения, связанные с употреблением
предлогов-синонимов и призванные усилить
практическую направленность занятий.

Употребление синонимичных предлогов

Приводим иллюстративный материал,
который можно включать по мере необходимости в
самые различные упражнения.

Предлоги в (во) – на

Эти предлоги синонимичны при указании
на местонахождение, средства передвижения, сферу
деятельности. При этом возможны следующие
варианты:

а) различаются оттенками значения: смотреть
в глаза, в небо, в лицо
(если имеется
в виду: смотреть в одну точку) – смотреть на
глаза, на небо, на лицо
(смотреть вообще
на объект, охватывая большое пространство);

б) различаются по способности
(неспособности) сочетаться с определенными
словами: всматриваться, вглядываться в (не
на
!) человека, горы, рукопись, глаза;

в) совпадают при употреблении с
некоторыми словами: слезы в глазах – слезы на
глазах
(но: печаль, тоска, страх, ненависть,
изумление в глазах
), поставили в кухне
– поставили на кухне, играют во дворе –
играют на дворе
и т.д.;

г) один из предлогов употребляется
чаще: выйду в (на) поле, но: выйду в степь,
зато: выйду на улицу, на простор;

д) при обозначении средств
передвижения при глаголах движения чаще
употребляется предлог на: ехать на
поезде, машине, трамвае, автобусе, троллейбусе,
лететь на самолете, вертолете, плыть на
пароходе, корабле, лодке
…;

е) один из предлогов употребляется в
профессиональной речи, другой – в нейтральной: служить
на флоте
(профессиональная речь) – служить
во флоте
(нейтральная речь);

ж) один из предлогов закреплен в
устойчивых словосочетаниях: первый парень на
деревне, первый на селе кузнец
, в то время
как жить, работать в селе, деревне;

з) различаются – часто
немотивированно – сочетаемостью с
определенными словами: работать в
комбинате бытового обслуживания
, но: работать
на
мясокомбинате; в спортивных играх,
но: на
Олимпийских играх
.

Кроме того, каждый из этих предлогов (в
и на) в целом ряде значений сближается с
предлогом по.

Предлоги в – по

Синонимичны при указании на место,
направление и распространение, а также при
обозначении повторяемости действия. При этом
предложно-падежные сочетания различаются только
оттенками значений, а стилистически нейтральны
:

а) ездили в села (указано лишь
направление действия) – ездил по селам (последовательное
распространение действия на ряд объектов);

б) бродить, гулять, ходить в лесу, в
парке, в степи
(указание только на место
действия) – бродить, гулять, ходить по лесу, по
парку, по степи
(здесь дополнительный
оттенок значения: распространение действия на
весь объект);

в) в выходные дни вставали поздно
по выходным дням вставали поздно

первом случае указание на то, что действие
совершалось только в определенные дни, во втором
– актуализация другого оттенка значения –
указание на регулярность, повторяемость этого
действия).

Предлоги на – по

Синонимичны при указании на место
действия: картины развешаны на стенах,
расселись на лавках
(указание только на
место действия) – картины развешаны по
стенам, расселись по лавкам
(здесь еще
дополнительный оттенок значения –
распространение действия по всей поверхности).

Предлоги на – за

Могут выступать в синонимичных
предложных сочетаниях с общим значением «место
действия и объект, на который оно направлено». Но
оттенки значений настолько расходятся, что
принципиально изменяют семантику всего
словосочетания:

охотиться на кого-нибудь – это
«заниматься охотой»;
охотиться за кем/чем-либо – это
«стараться раздобыть».

Еще важнее показать ученикам, как
предлоги, имеющие одинаковые значения,
различаются выраженной стилистической окраской.

Предлоги с (со) – от


сгореть со стыда – сгореть от
стыда;
приуныть с горя – приуныть от горя;
потеряться со страху – потеряться от страха.

Эти пары полностью совпадают по своей
семантике, но первые имеют оттенок
разговорности, вторые стилистически нейтральны.

Предлоги с – около

Семантика словосочетаний с этими
предлогами при указании на приблизительность
совпадает, но очевидна их стилистическая
неоднородность:

проучиться около года –
проучиться с год;
прождать около недели – прождать с
неделю;
путешествовать около года – путешествовать с
год.

Сочетания левого столбика
стилистически нейтральны, правого –
принадлежность разговорного стиля. О
стилистическом различии между этими предлогами
красноречиво говорит и следующий факт: из них
предлог с может сочетаться с
уменьшительно-ласкательными формами имен (они
тоже носят выраженный характер разговорности): с
годик, с недельку, с месячишко
, но не около
годика, недельки, месячишка
.

Предлоги по – после

Синонимичны словосочетания с данными
предлогами со значением последовательности
одного явления за другим, но различаются
стилистически:

осмотреться по приезде на место
после приезда на место;
по окончании школы поступить в техникум – после
окончания школы поступить в техникум;
по наступлении вечера вернуться – после наступления
вечера вернуться.

Первый вариант – книжный стиль, второй
– нейтральный.

Предлоги с – из

Синонимичны в словосочетаниях с
пространственно-объектным значением. Но при этом
важно объяснить ученикам, что как антоним
предлог из соотносится с предлогом в,
а с – с на. Сравните:

учиться в школе – возвращаться из
школы;
живет в Москве – приехал из Москвы;
работал на фабрике – ушел с фабрики;
сидел на крыше – упал с крыши.

При работе над этими двумя предлогами
нужно учитывать, что ученики часто не различают
их.

Иллюстративный материал по синонимии
непроизводных предлогов можно сократить или
пополнить, но в любом случае торопиться и
перегружать детей не следует.

После изучения предлогов, союзов и
частиц необходимо организовать их обобщающее
повторение с общей целью – научить различать
эти части речи и тем самым подготовить их к
изучению синтаксиса.

В основе такой работы – актуализация
функциональных различительных свойств каждой из
служебных частей речи. При этом обнаружится
резкая противопоставленность частиц союзам и
предлогам: если последние связывают
определенные синтаксические единицы (слова или
части сложного предложения), то «служебность»
частиц довольно условна, по крайней мере не столь
очевидна, как в случае с предлогами и союзами.

Частицы, в сущности,
полузнаменательные слова, и именно по этой
причине они способны придавать те или иные
оттенки – смысловые или эмоциональные –
значениям отдельных слов и целых предложений.

Что же касается противопоставленности
друг другу двух других служебных частей речи, то предлог
входит в словоформу управляемого слова внутри
словосочетания и вместе с окончанием этого
управляемого слова является средством выражения
(оформления) связи между главным (управляющим) и
зависимым (управляемым) словами
.

А союзам нет места внутри
словосочетаний, так как они связывают однородные
члены или части сложносочиненного предложения
(то есть синтаксически равноправные единицы) или
части сложноподчиненного предложения (то есть
синтаксически неравноправные единицы). В первом
случае это сочинительные союзы, во втором –
подчинительные.

Для закрепления этих функциональных
различительных свойств служебных слов можно
предложить ученикам простейший алгоритм. Он
может выглядеть следующим образом.

Пусть:

А – любое служебное слово;
В – частица;
С – сочинительный союз;
D – подчинительный союз;
Е – предлог.

Составляем алгоритм

Алгоритм можно, разумеется, составить
и другой: несколько усложнить, введя, скажем,
показатели и знаменательных слов, или, наоборот,
упростить, исключив отграничение сочинительных
союзов от подчинительных, – это решит сам
учитель, сообразуясь с конкретной ситуацией. Но
необходимость в разумных пределах
алгоритмизации учебного материала при
«сортировке» лингвистических явлений очевидна.

Первая большая тема по синтаксису –
это «Словосочетание». Роль предлогов здесь можно
и нужно уточнить. К этому времени ученики уже
знают, что предлоги – это грамматическое
средство выражения синтаксических отношений
между двумя (иногда – несколькими) словами, находящимися
только в подчинительной связи, одно из которых
подчиняет себе другое, то есть между
компонентами словосочетания
.

Ребята знают, конечно, не саму
дефиницию, приведенную выше, а функцию предлогов.
Но это знание следует углубить, закрепить,
актуализировать: это поможет детям разобраться в
природе словосочетаний.

Словосочетание и сочетание слов.
Виды связи в словосочетании

Начать нужно с четкого разграничения
понятий «сочетание слов» и «словосочетание»:
первое из них – родовое понятие, второе –
видовое: любое словосочетание является
сочетанием слов, но не всякое сочетание слов –
словосочетанием. Приведем примеры:

а) к берегу – сочетание слов, но не
словосочетание: в нем только одно знаменательное
слово;

б) и красные, и белые, и черные
сочетание слов, но не словосочетание, так как
слова в нем связаны сочинительной, а не
подчинительной связью;

в) мальчик, выбежавший из-за угла,
то же самое, обособленные члены предложения
вместе с определяемыми ими словами составляют не
словосочетание, а полупредикатив (т.е.
«полупредложение», сравните: мальчик,
выбежавший из-за угла, – мальчик, который
выбежал из-за угла
);

г) выбежавший из-за угла мальчик
словосочетание: все знаменательные слова
связаны подчинительной связью и в то же время не
образуют полупредикатива.

В последнем примере приводится
сложное словосочетание, образованное путем
распространения слова мальчик простым
словосочетанием выбежавший из-за угла.
Главная задача здесь – подвести ребят к двум
принципиально важным выводам:

– части словосочетания связываются только
подчинительной связью
;
– предлоги возможны только внутри
словосочетания
.

Следующий шаг – уточнение понятия
«подчинительная связь». Это три вида связи:

1) согласование (интересная книга –
интересной книги)
– вид подчинительной связи,
при которой зависимое слово уподобляется
главному в формах рода, числа и падежа; средством
выражения согласования выступает окончание
зависимого слова, и предлог здесь попросту не
нужен;

2) управление (думать о друге,
вернуться на родину)
– вид связи, при которой
главное слово требует постановки зависимого в
определенной падежной форме, то есть управляет
им; средством выражения такой связи является
окончание зависимого слова (при беспредложном
управлении перехожу улицу, любуюсь природой)
или окончание и предлог (при предложном
управлении: внимание к людям, встал на
рассвете
);

3) примыкание (работает хорошо, сидит
молча, заставил спрятать, идти быстрее, говорит
усмехаясь)
– вид связи, при которой зависимое
слово связывается с главным только по смыслу, –
грамматическое средство связи (окончание
зависимого слова и предлог при нем) отсутствует:
примыкают слова, при которых предлог вообще
невозможен: он «обслуживает» только падежные
формы имен
.

Вывод: предлоги возможны внутри
только тех словосочетаний, компоненты которых
связаны по принципу управления
.

Примечания

1. Иногда ученики (8–9-х классов)
оспаривают правомерность такого вывода, пытаясь
доказать, что предлоги возможны и при
согласовании, и в качестве аргумента приводят
словосочетания типа о новой книге, к высокому
дому, в увлажненную землю
и т.д. В таких случаях
предлоги входят в состав другого словосочетания,
части которого связаны способом все-таки не
согласования, а управления, например:

говорить о (новой) книге;
подойти к (высокому) дому;
посадить в (увлажненную) землю.

2. Другие ученики неточность вывода
видят в том, что не во всех подобных
словосочетаниях связь компонентов выражается
предлогами: решаю задачу, убираю урожай, люблю
отчизну
и т.д. Надо помнить, что есть управление
не только предложное, но и беспредложное. Кстати,
при беспредложном управлении зависимым словом
могут – в принципе – выступать не только имена
(см.: прошу вас (о чем?) не шуметь), а при
предложном – только имена.

На этом этапе изучения словосочетаний
уместно обратить внимание ребят на наиболее
типичные ошибки в употреблении предложных и
особенно беспредложных сочетаний:

альтернатива (чему?) хорошему фильму;
аналогичный (чему?) предыдущей задаче;
акцентировать внимание (на чем?) на типичных
ошибках;
бахвалиться (чем?) мнимой красотой;
грустить (грусть) (о ком, о чем?) о сестре, о
прошлом;
грустить (грусть) (по кому, чему?) по сестре, по
прошлому;
грустить (грусть) (по ком?) по нас, по вас;
дивиться (чему?) небывалому красноречию друга;
господствовать (над чем?) над местностью;
верить (вера) (во что?) в завтрашний день;
уверять (уверенность) (в чем?) в завтрашнем успехе;
заведовать (заведующий) (чем?) складом, кабинетом,
отделом;
замереть (от чего?) от ужаса;
изобличить (в чем?) в нечестности;
изумиться (чему?) странному поведению;
изумленный (изумлен) (чем?) странным поведением;
иммунитет (к чему? против чего?) к пошлости, против
пошлости;
симпатизировать (кому? чему?) мастеру;
импульс (к чему?) к активной деятельности;
заинтересовать (кого?) присутствующих;
интриговать (вести интриги) (против кого?) против
недругов;
искусный (в чем?) в проведении конкурсов;
спросить (что? чего?) книгу (конкретное сущ.);
разрешения, согласия (абстрактное сущ.);
командовать (кем, чем?) полком, парадом;
командующий (чем?) флотом, армией, войсками
округа;
конкурс (на что?) на лучшую иллюстрацию;
лекарство (от чего? против чего?) от ангины, против
ангины;
лидировать (в чем?) в велогонке;
любоваться (кем? чем? и разг. на кого, что?)
спортсменом, пейзажем, на себя в зеркало;
пренебрегать (чем?) своими обязанностями;
мера (чего? чему?) доброты, зла – доброте, злу;
наесться (поесть очень много) (чего?) мороженого;
наесться (поесть досыта) (чем?) вкусной кашей;
наперерез (кому? чему?) всадникам, колонне машин;
некролог (кому? о ком?) выдающемуся актеру, о
выдающемся актере;
неприхотливый (в чем?) в еде;
огорчаться (чему?) поражению, невезению, неудаче;
огорчить (огорчен, огорченный) (чем?) поражением,
неудачей, невезением;
опись (чего?) имущества;
отзыв (рецензия) (о чем? на что?) о диссертации, на
диссертацию;
памятник (кому? чему?) (в честь чего?) Пушкину в
Москве; в честь Победы;
заботиться (о ком? о чем?) о товарищах, о благе
людей;
по приезде, по прибытии домой (предложный, а не
дательный падеж);
править (управлять, руководить) (кем? чем?)
страной, людьми;
предоставить («дать возможность обладать,
распоряжаться, пользоваться чем-либо, делать
что-либо») (что? кому?) слово депутату;
представить («доставить, предъявить, сообщить»)
(что? кому?) отчет, доказательства, список
сотрудников бухгалтерии;
смеяться (высмеивать кого, что-либо) (над кем, чем?)
над собой;
смеяться (улыбаться) (чему?) шутке;
тосковать (о ком? о чем?) о нем, о тебе, о брате, о
сестре, обо всех;
тосковать (с существительными и личными
местоимениями) (по кому? по чему?) по Николаю, по
тебе, по ним;
тосковать (только с личными местоимениями 1–2-го
лица множ. числа) (по ком? по чем?) по вас, по нас.

В заключение следует сказать, что:

а) подача данного материала (в
сокращенном или, наоборот, дополненном виде)
должна иметь достаточную временную
протяженность: за один-два приема ученики не
осилят его;

б) в процессе работы над списком
обращаем внимание детей не на ошибки, а на
грамматическую норму.

Литература

1. Щерба  Л.В. О частях речи в
русском языке // Языковая система и речевая
деятельность. Л., 1974.

2. Мещанинов  И.И. Члены
предложения и части речи. Л., 1978.

3. Шведова  Н.Ю. Предлоги //
Русская грамматика. Т. 1. М., 1980.

4. Астафьева Н.И. Современный
русский язык. Служебные части речи. М., 1982.

5. Кодухов В.И. Введение в
языкознание. Служебные части речи. М., 1987.

6. Шанский Н.М. и др. Современный
русский литературный язык. Служебные части речи.
М., 1988.

7. Розенталь Д.Э. Пунктуация и
управление в русском языке. Справочник для
работников печати. М., 1988.

8. БЭС. Языкознание. 2-е изд. М., 2000. С.
394–395.

Синонимика предлогов

Предмет
Русский язык

Разместил

🤓 roman-voronin-1978

👍 Проверено Автор24

совокупность предлогов, схожих или тождественных по грамматическим значениям, например предлогов из, от и с, которые «в сочетании с родительным падежом приобретают пространственное значение – в одних случаях с частными оттенками, в других – без таких оттенков».

Научные статьи на тему «Синонимика предлогов»

Синонимические и вариационные отношения предлогов в современном русском языке

В статье рассматриваются особенности синонимических и вариационных отношений лексических и фразеологических предлогов в современном русском языке. В ней представлена классификация видов вариационных отношений лексических и фразеологических предлогов в современном русском языке, предлагаются критерии разграничения единиц-синонимов и единиц-вариантов.

Синонимия и вариативность предлогов в современном русском языке

В статье рассматриваются особенности синонимических и вариационных отношений лексических и фразеологических предлогов в современном русском языке, предлагаются критерии разграничения единиц-синонимов и единиц-вариантов. В качестве примера представлена семантическая классификация релятивных единиц со значением причины, даны обоснования принадлежности единиц к синонимам либо вариантам. Среди предлогов различной структуры выделяются фонетические, компонентные, морфологические, словообразовательные, квантитативные (количественные) варианты.

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных
    карточек

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Примеры неточного употребления синонимов
  • Примеры наречий синонимов
  • Примеры на тему синонимы
  • Примеры морфологических синонимов
  • Примеры морфемных синонимов