Примеры градации синонимов

Градация в литературе используется для усиления образности речи. Этот стилистический приём акцентирует внимание читателя на тех моментах, которые важны для создания общей картины, в построении сюжетной линии. 

Стилистическая фигура строится на особом расположении слов в предложении.

Что такое градация

Заимствованное слово «градация» в переводе с латинского языка обозначает «нарастание». В русском языке употребляются однокоренные слова «градус», «градусник». Это прибор, на котором имеется шкала для измерения температуры. Ртутная линейка по шкале может увеличиваться и уменьшаться.

Если изложить кратко, градация в музыке указывает на нарастание темпа или убывание, в живописи — постепенный переход оттенков цвета в сторону насыщенности или блеклости.

Градация в литературе

В русском языке термин «градация» означает упорядочение слов в одном ряду с усилением или уменьшением лексической значимости. Перечисление предметов, действий, качеств или других свойств определённого объекта нагнетается в сторону повышения или понижения эмоциональной, а может, смысловой нагрузки.

Например:

«Купец захихикал, засмеялся, загоготал так, что кошка прыгнула в открытое окно».

«…захихикал, засмеялся, загоготал…» — синонимический ряд указывает на нарастание действий.

Отмечаются различные стилистические функции:

  • выделительно-логическая;

  • характерологическая;

  • эмоционально-усилительная;

  • оценочная;

  • изобразительная;

  • ритмообразующая.

Эта стилистическая фигура используется в различных стилях речи.

Взаимосвязь градации и синонимов

Синонимы нанизываются в один ряд в порядке усиления значимости и образуют стилистическую фигуру — градацию. Слова отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному члену предложения.

Синонимы в градации

Необычное расположение синонимов в предложении придаст особую окраску всему содержанию.

Например:

«Лень, хандра, болезнь? Что это? Почему нет желания подняться с постели?».

Градация – «лень, хандра, болезнь…». Синонимический ряд усиливает значение причины бездействия автора.

Контекстные антонимы иногда используются в градации:

«Для вас – века, для нас – единый час» (А.Блок).

Связь между синонимами, антонимами и градацией очень тесная.

Примеры градации в художественной литературе

Мастера слова в произведениях используют градацию для придания колоритности, эмоционального воздействия, для создания образной речи. Определение градации в тексте поможет представление лестницы, по которой можно подниматься или опускаться.

1221

Стилистическая фигура часто применялась Владимиром Маяковским в творчестве:

1. «Не думай бежать!


Это я вызвал.


Найду.


Загоню.


Доконаю.


Замучу!».

«Найду. Загоню. Докопаю. Замучу!» — градация в значении усиления угрозы;

2. «Рассчитай, обдумай, нацелься —


И иди хоть по мелочам».

Градация: «рассчитай, обдумай, нацелься» — в значении усиления призыва к совершению действий;

3. «И сегодня рифма поэта —


Ласка,


И лозунг,


И штык,


И кнут».

Строки из творчества Марины Цветаевой:

1. «Настанет день — печальный, говорят!


Отцарствуют, отплачут, отгорят…».

Здесь наблюдается градация по убывающему значению;

2. «Я бежала, летела, стремилась к вам».

Градация выражает усиление действий;

3. «Без Бога, без хлеба, без крова, —


Со страстью! со звоном! со славой!


Ведет арестант чернобровый


В Сибирь — молодую жену».

Два синонимических ряда проявляются в градации: «Без Бога, без хлеба, без крова» (убывание), «Со страстью! со звоном! со славой!» (усиление).

Градация – это своеобразное перечисление, где слова выстроены в особом расположении в зависимости от лексического значения. Такой художественный приём позволяет авторам создать ассоциацию ритма движения.

Использование синонимов в речи
Богатство и выразительность

синонимов

в русском языке создает неограниченные возможности для их целенаправленного отбора и внимательного употребления в речи. Писатели, работая над языком своих произведений, придают особое значение синонимам, которые делают речь точной и яркой.

Из множества близких по значению слов автор использует то единственное, которое в данном контексте станет наиболее оправданным. Читатель часто и не догадывается, что за тем или иным словом стоял целый ряд синонимов, слов-конкурентов, из которых автору нужно было выбрать одно, самое меткое. Такое скрытое использование синонимов отражено только в рукописных черновиках произведения. Интересны синонимические замены у М.Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени»: «Я стоял сзади одной толстой (первоначально — пышной) дамы»; «…Или мне просто не удавалось встретить женщину с упорным (упрямым) характером?»; «Его [Печорина] запачканные (грязные) перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке».

Открытое использование синонимов — прием, при котором они соседствуют в тексте, выполняя различные функции. Так, синонимы могут уточнять то или иное понятие: «…Она вышла замуж за простого, очень обыкновенного и ничем не замечательного человека».

Нередко синонимы употребляются для разъяснения слов: «Я употреблю его [слово обыденный] в том смысле, в котором оно значит: обыкновенный, тривиальный, привычный».

Автор может сопоставлять синонимы, обращая внимание на отличия в оттенках их значений: «Я по-прежнему верю в добро, в истину; но я не только верю, — я верую теперь, да — верую, верую».

Возможно даже противопоставление синонимов, имеющих значительные отличия в смысловой структуре или в стилистической окраске: «Каким молодым он еще был тогда! Как часто и упоенно хохотал — именно хохотал, а не смеялся!».

Обращение к синонимам помогает писателям избежать повторов: «Да разве у уездного лекаря не было адского камня? Как же это, боже мой! Врач — и не имеет такой необходимой вещи!».

При этом синонимы не только разнообразят речь, но и вносят тонкие смысловые и стилистические оттенки в оформление высказывания: «Аптекарша была белокурая женщина, и в свое время благополучно родила аптекарю дочь, белобрысую и золотушную».

Употребление синонимов в качестве однородных членов (сказуемых, определений) способствует усилению выражения действия или его признака: «Он был добрый и отзывчивый человек, бесстрашный и решительный… Как он любил храбрых, стойких людей!».

Нанизывание синонимов часто порождает градацию, когда каждый следующий синоним усиливает (или ослабляет) значение предыдущего: «У него есть определенные взгляды, убеждения, мировоззрение»; «У нас с вами и так дуэль, постоянный поединок, непрерывная борьба».

Благодаря устойчивым системным связям каждое слово, имеющее синоним, воспринимается в речи в сопоставлении с другими членами синонимического ряда. При этом экспрессивно окрашенные слова как бы «проецируются« на свои стилистически нейтральные синонимы. Поэтому особое впечатление производит на читателя использование лексики «предельного значения», например, у Ф.М. Достоевского: «В ужасе смотрел Раскольников на прыгавший в петле крюк запора»; «Вдруг в бешенстве она схватила его за волосы и потащила в комнату»; «…Плюнул и убежал в остервенении на самого себя».

Встречая в тексте слова разговорные, просторечные, диалектные и под., читатель также мысленно ставит их в синонимические ряды, сравнивая с нейтральными, общеупотребительными. Например, в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров обращается к крестьянскому мальчику: «Если ты занеможешь и мне тебя лечить придется… (не заболеешь, а занеможешь)». В другом случае: «А я завтра к батьке уезжаю (к батьке, а не к отцу)». Такое сопоставление позволяет сделать вывод о предпочтении героем в данной ситуации народно-разговорной лексики.

Выбор синонимов писателями обусловлен и особенностями их индивидуального стиля. В связи с этим А.М. Пешковский замечал: «…оценить выбор автором того или другого синонима можно только при рассмотрении данного текста на фоне всего произведения или даже всех произведений данного автора».

Умение использовать синонимические богатства родного языка является верным признаком профессионализма, мастерства писателя.

Лексические
синонимы (от гp. synonymas — одноименный) — это
близкие или тождественные по значению
слова, которые по-разному называют одно
и то же понятие. Синонимы отличаются
друг от друга или оттенком значения
(близкие), или стилистической окраской
(однозначные, т.е. тождественные), или
тем и другим признаком одновременно.
Например: румяный — розовый, розовощекий,
розоволицый, краснощекий; окрестность
— окружность, округа (разг.); преждевременный
— ранний, безвременный (приподн., книжн.
со словами смерть, кончина, гибель и
т.п.). Первые отличаются в основном
оттенками значений. В двух следующих
синонимических рядах наряду с
семантическими различиями имеются и
стилевые (см. пометы разг. и книжн.), а
также стилистические (см. помету
приподн.).

Синтаксические
синонимы-Конструкции, совпадающие по
своему значению при различии формального
построения, выраженные единицами
одинакового синтаксического уровня
(синонимичны между собой словосочетания,
члены предложения, придаточные
предложения; ср.:
параллельные синтаксические конструкции).
Ступеньки лестницы — лестничные
ступеньки.

Синонимы
стилистические. Синонимы, совпадающие
по значению, но различающиеся
принадлежностью к различным стилям
речи, степенью употребительности,
экспрессивной окраской и т. п. Растратить
(нейтральное слово) — расточить (книжное)
— растранжирить (разговорное). Беседовать—
гуторить (второе слово диалектное). 

Градация
[градация] ж. 1) Постепенность,
последовательность перехода от одного
к другому с усилением или ослаблением
проявления какого-л. признака, действия;
разделение какого-л. процесса на ступени,
стадии, этапы. 2) Расположение ряда слов
в порядке нарастания или ослабления их
смыслового и эмоционального значения
как стилистический прием.

паронимы(отгреч. рага
— возле -)- onyma,onoma — имя). Однокоренные
слова, близкие по звучанию, но разные
по значению или частично совпадающие
в своем значении. Ароматный — ароматический
— ароматичный; банковский — банковый;
встать — стать; героический — геройский

8.Антонимы.Контекстуальные антонимы.Антитеза.Оксюморон.

Антонимы (от
анти и ónyma — имя), слова с взаимопротивоположными
значениями, служащие для обозначения
контрастных явлений, например «тихий»
— «громкий», «появиться» —
«исчезнуть», «много» — «мало»,
«вверх» — «вниз».

Контекстные
(или контекстуальные) антонимы 

это слова, которые в языке не
противопоставлены по значению и являются
антонимами только в тексте: 

Ум
и сердце – лед и пламень – вот основное,
что отличало этого героя.

Антитеза 
стилистический прием, который состоит
в резком противопоставлении понятий,
характеров, образов, создающий эффект
резкого контраста. Она помогает лучше
передать, изобразить противоречия,
противопоставить явления. Служит
способом выражения авторского взгляда
на описываемые явления, образы и т.д.

Оксюморон 
сочетание контрастных по значению слов,
создающих новое понятие или представление.
Это соединение логически несовместимых
понятий, резко противоречащих по смыслу
и взаимно исключающих друг друга. Этот
прием настраивает читателя на восприятие
противоречивых, сложных явлений, нередко
– борьбы противоположностей. Чаще всего
оксюморон передает отношение автора к
предмету или явлению: Грустное
веселье продолжалось…

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Люблю сей божий гнев! Люблю сие незримоВо всем разлитое, таинственное зло —В цветах, в источнике прозрачном, как стекло,И в радужных лучах, и в самом небе Рима!

На градации может строиться целое стихотворение. Тютчев использует строфическую градацию с анафорой: «Восток белел… Восток алел… Восток вспылал…»

Восток белел. Ладья катилась,Ветрило весело звучало, —Как опрокинутое небо,Под нами море трепетало…

Восток алел. Она молилась,С чела откинув покрывало, —Дышала на устах молитва,Во взорах небо ликовало…

Восток вспылал. Она склонилась,Блестящая поникла выя, —И по младенческим ланитамСтруились капли огневые…

Федор Тютчев

Градация в русской литературе: примеры

В деревню, к тетке, в глушь, в СаратовА.С. Грибоедов

Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошлаА. Блок

Путеец подскочил к нему и, поднимая вверх кулаки, готов растерзать, уничтожить, раздавить его. А.П. Чехов

Присягаю ленинградским ранам,Первым разоренным очагам.Не сломлюсь, не дрогну, не устану,Ни крупицы не прощу врагам. О.Г. Бергольц

Градация в литературе используется для усиления образности речи. Этот стилистический приём акцентирует внимание читателя на тех моментах, которые важны для создания общей картины, в построении сюжетной линии. 

Стилистическая фигура строится на особом расположении слов в предложении.

Что такое градация

Заимствованное слово «градация» в переводе с латинского языка обозначает «нарастание». В русском языке употребляются однокоренные слова «градус», «градусник». Это прибор, на котором имеется шкала для измерения температуры. Ртутная линейка по шкале может увеличиваться и уменьшаться.

Если изложить кратко, градация в музыке указывает на нарастание темпа или убывание, в живописи — постепенный переход оттенков цвета в сторону насыщенности или блеклости.

В русском языке термин «градация» означает упорядочение слов в одном ряду с усилением или уменьшением лексической значимости. Перечисление предметов, действий, качеств или других свойств определённого объекта нагнетается в сторону повышения или понижения эмоциональной, а может, смысловой нагрузки.

Например:

«Купец захихикал, засмеялся, загоготал так, что кошка прыгнула в открытое окно».

«…захихикал, засмеялся, загоготал…» — синонимический ряд указывает на нарастание действий.

Отмечаются различные стилистические функции:

  • выделительно-логическая;

  • характерологическая;

  • эмоционально-усилительная;

  • оценочная;

  • изобразительная;

  • ритмообразующая.

Эта стилистическая фигура используется в различных стилях речи.

Взаимосвязь градации и синонимов

Синонимы нанизываются в один ряд в порядке усиления значимости и образуют стилистическую фигуру — градацию. Слова отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному члену предложения.

Необычное расположение синонимов в предложении придаст особую окраску всему содержанию.

Например:

«Лень, хандра, болезнь? Что это? Почему нет желания подняться с постели?».

Градация – «лень, хандра, болезнь…». Синонимический ряд усиливает значение причины бездействия автора.

Контекстные антонимы иногда используются в градации:

«Для вас – века, для нас – единый час» (А.Блок).

Связь между синонимами, антонимами и градацией очень тесная.

Примеры градации в художественной литературе

Мастера слова в произведениях используют градацию для придания колоритности, эмоционального воздействия, для создания образной речи. Определение градации в тексте поможет представление лестницы, по которой можно подниматься или опускаться.

Стилистическая фигура часто применялась Владимиром Маяковским в творчестве:

1.«Не думай бежать!

Это я вызвал.

Найду.

Загоню.

Доконаю.

Замучу!».

«Найду. Загоню. Докопаю. Замучу!» — градация в значении усиления угрозы;

2.«Рассчитай, обдумай, нацелься —

И иди хоть по мелочам».

Градация: «рассчитай, обдумай, нацелься» — в значении усиления призыва к совершению действий;

3.«И сегодня рифма поэта —

Ласка,

И лозунг,

И штык,

И кнут».

Строки из творчества Марины Цветаевой:

1. «Настанет день — печальный, говорят!

Отцарствуют, отплачут, отгорят…».

Здесь наблюдается градация по убывающему значению;

2.«Я бежала, летела, стремилась к вам».

Градация выражает усиление действий;

3.«Без Бога, без хлеба, без крова, —

Со страстью! со звоном! со славой!

Ведет арестант чернобровый

В Сибирь — молодую жену».

Два синонимических ряда проявляются в градации: «Без Бога, без хлеба, без крова» (убывание), «Со страстью! со звоном! со славой!» (усиление).

Градация – это своеобразное перечисление, где слова выстроены в особом расположении в зависимости от лексического значения. Такой художественный приём позволяет авторам создать ассоциацию ритма движения.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстов Стихи о весне — подборка лучших весенних стихотворений Пословицы и поговорки с именами числительными от 1 до 10 Стихи о спорте и здоровом образе жизни — подборка стихотворений о здоровье и физкультуре

—> Комментируют—> —> —> —> —> —>

Поделиться Журнал Метеор-Сити 2016 Область наук iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Градация как стилистический прием художественной речи»

РЕЧЬ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

СТРУГОВА ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики обучения русскому языку Челябинского государственного педагогического университета, г. Челябинск, Россия

ГРАДАЦИЯ КАК СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ

Аннотация. В статье определяется сущность понятия градации как стилистического приема художественной речи и приводятся разные виды классификаций градуирования: по структуре, характеру основы градационного ряда и количеству градонимов.

Ключевые слова: градация, градонимы, синонимия, синонимы, контаминация, климакс, антиклимакс, прямая градация, двойная градация, комбинированная градация, логическая градация, фазисная градация, контекстуальная градация.

В данной работе мы остановимся на двух первых проблемах, наиболее важных в учебной практике. Вопрос о функциях градации в художественных текстах, конечно же, тоже очень важен, но он требует специального исследования с привлечением большого количества фактического материала.

Термин «градация» образован от латинского grаdаtio — постепенное усиление. В современной стилистике он употребляется в разных значениях.

Градация — один из наиболее употребительных в художественной речи, но недостаточно изученных приемов экспрессивного синтаксиса. В частности, нет единого понимания сущности этого приема, отсутствует полная общепризнанная классификация градационных рядов, не выявлены все функции градации в художественных текстах.

В узком смысле градация — разновидность синонимии, а именно: это такие синонимические ряды, члены которых отличаются оттенками значений и расположены в порядке нарастания или ослабления семантики [2, с. 117].

В широком смысле (более приемлемом нам) — градация понимается как «стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления» [4, с. 80].

А В.И. Даль связывал слово градация со словом градус: «… разбивка, разделение чего-нибудь на

градусы… последовательность, рост степенями» [3, с. 389]. То есть понятие градации выводится за пределы языка и в другие сферы общественной жизни. Ср.: расположение звуков и интервалов в музыкальной гамме, счет в восходящем и нисходящем порядке и пр.

Следовательно, градация имеет универсальный характер, и надо различать градацию языковую и градацию неязыковую.

Понимая градацию в широком смысле, нужно иметь в виду, что в роли градонимов часто выступают неравнозначные языковые единицы, то есть не относящиеся к одной лексико-тематической группе. Например:

И где ж Мазепа? Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе? (А. Пушкин)

Относительно сближения градации с синонимией следует заметить, что это все-таки разные явления. Но иногда они пересекаются, в результате чего возникает контаминация. То есть скрещивание, объединение(при традиционном понимании синонимии как слов, близких или тождественных по своему значению,

выражающих одно и то же понятие, но различающихся или оттенками значения, или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим» [4, с. 384].

Для подтверждения этого сравним следующие ряды слов:

1.Робкий, несмелый, боязливый, трусливый

—синонимичный ряд, не являющийся градационным.

2.Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин)

—градационный ряд, не являющийся синонимичным.

3.Горячий, жгучий, знойный, обжигающий

—синонимичный ряд, являющийся в то же время градационным.

Проблемным остается также вопрос о видах градации.

В словарях при определении градации обычно отмечают два ее вида: восходящую (климакс) и нисходящую (антиклимакс) — в зависимости от порядка следования градонимов в градационном ряду.

(А. Блок).

Пример нисходящей градации: Все грани чувств, Все грани правды стерты: В мирах, в годах, в часах. (А. Белый).

Анализ располагаемого нами фактического материала позволяет проводить и другие классификации градуирования: по структуре, по характеру основы градационного ряда, по количеству градонимов.

По структуре градуирования можно выделить прямую градацию, двойную, сдвоенную и комбинированную (восходяще-нисходящую).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прямая (простая)градация — такая, в которой представлен один ряд градонимов, расположенных в одном порядке: восходящем или нисходящем, например:

Все зашевелилось, проснулось, запело. (И. Пургенов).

Никто не даст нам избавленья, ни бог, ни царь и не герой (Интернационал).

Двойная градация предполагает наличие двух однотипных градационных рядов, например:

Не волнуйся, не плачь, не труди Сил иссякших, и сердца не мучай. Ты жива, ты во мне, ты в груди, Как опора, как друг и как случай. (Б. Пастернак)

Сдвоенная градация — градация, в которой градонимы двух рядов подаются попарно, типа:

Кто-то сказал, и это стало крылатой фразой: Дни идут, месяцы бегут, а годы летят (В. Попов)

Комбинированная градация совмещает в одном тексте два типа: восходящую и нисходящую, например:

Дон Кихот обнажил свою шпагу и напал на постояльцев. Священник кричал, хозяйка орала, дочка хозяйки вопила, Мариторнес плакала, Доротея растерялась… словом, по всей гостинице раздавались плач, крики, вопли; повсюду царило смятение, суматоха, растерянность (М. де Сервантес).

Или: Море крыш возвести на бумаге, целый мир, целый город в снегу (Б. Пастернак).

В зависимости от характера основы градационного ряда выделяем грамматическую, логическую (семантическую), фазисную (векторную) и контекстуальную градации.

Грамматическая градация основана на употреблении слова в разных грамматических формах, например:

Мы как белые журавли Или как тасманские волки, Или как пейзажи на Волге. Нас сводили, сводят, свели (Б. Слуцкий).

Или формы степеней сравнения: новый-новые-новейший.

Логическая (семантическая) градация опирается на лексические средства языка, прежде всего на лексическую синонимию, например:

Осенью степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид (С. Аксаков). — Уезжайте сейчас же…Заклинаю вас всем святым, умоляю… (А.П. Чехов).

Особо следует отметить редкие примеры этого вида градации, где имеет место повтор градонима, типа: Наш стон все глуше, глуше, глуше (В. Высоцкий).

Иногда повтор градонима сопровождается графическим средством — постепенным увеличением размера букв: И жара, жара, жара! (В. Высоцкий).

Фазисная (векторная) градация (термин Э.М. Береговской) [1, с. 80] в своей основе имеет фазисность, то есть когда процесс постепенного продвижения к цели расчленяется на отдельные фазы, в которых четко выделяются начало, середина и конец, например:

Пришел. Увидел. Победил (Ю. Цезарь). Не думай бежать! Это я вызвал.

Найду, загоню, доконаю, замучу (В. Маяковский).

Интересны случаи фазисной градации, где фазисность передается с помощью повтора: Щенок гулял, гулял, гулял и вырос (В. Левин).

Контекстуальная градация возникает в конкретном контексте и базируется на словах, относящихся к разным лексико-тематическим группам, но объединяющихся общим понятием, например:

И где же Мазепа? Где злодей?

Куда бежал Иуда в страхе? (А.С. Пушкин). Здесь объединяющим понятием выделенных слов является «предатель».

Но чернеют пламенные дали — Не уйти, не встать и не вздохнуть (А. Блок).

Объединяющим понятием в данном контексте является «трудная ситуация».

Заслуживает внимания также характеристика градации с точки зрения количества градонимов.

По нашим наблюдениям, в художественных текстах доминирует трехэлементная градация, типа:

Идут часы, и дни, и годы (А. Блок). О, ты светишь, ты греешь, ты жжешь, Ты живешь, ты живешь! (К. Бальмонт). Реже встречается градация более сложной структуры, например: Присягаю ленинградским рекам, Первым разоренным очагам: Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ни крупицы не прощу врагам. Два бешеных винта, два трепета земли, Два грозных грохота, две ярости, две бури, Сливая лопасти с блистанием лазури, Влекли меня вперед. Гремели и влекли (Н. Заболоцкий).

Рыбу ловят в морях, озерах, реках, прудах, а под Москвой также в лужицах и канавах… (А.П. Чехов).

Случаи употребления двухэлементной градации редки (кстати, не все ее и признают):

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя: То как зверь она завоет, то заплачет, как дитя (А. Пушкин).

В заключение следует отметить, что градация, как и все другие приемы экспрессивного синтаксиса, — явление индивидуальное, и каждый писатель использует разные ее виды в своих целях, что является предметом специального исследования.

Библиографический список

1.Береговская Э.М. Система синтаксических фигур: к проблеме градации // Вопросы языкознания, 2003, N 3. с. 79-91.

2.Бережан С.Г. К вопросу о синонимии исконных и заимствованных слов // Методы сравнительно-сопоставительного изучения современных романских языков; под ред. М.А. Бородиной и М.С. Гурычевой. М.: Наука 1966. С. 51-68.

3.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т 1. [Словарь]. М.: Русский язык, 1998. С. 699.

4.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов (словарь). М.: Просвещение, 1976. С. 543.

Gradation as a stylistic method in an art speech

Key words: gradation, gradonims, synonymy, synonyms, contamination, climax, anticlimax, straight gradation, double gradation, combination gradation, logical gradation, phase gradation, contextual gradation.

Пользовательское соглашениеПолитика конфиденциальности

Используемые источники:

  • https://russkiiyazyk.ru/leksika/gradatsiya.html
  • https://www.syl.ru/article/214842/new_gradatsiya-primer-v-proze-i-poezii
  • https://www.anews.com/p/110402233-gradaciya-chto-ehto-takoe-znachenie-slova-primery-gradacii-v-literature/
  • https://nauka.club/literatura/gradatsiyа.html
  • https://cyberleninka.ru/article/n/gradatsiya-kak-stilisticheskiy-priem-hudozhestvennoy-rechi

Градация в литературе и других сферах — что это такое на примерах

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы раскроем значения термина «градация». Само по себе это слово должно быть многим знакомо. Оно имеет латинские корни, а переводится «gradatio» как «постепенное повышение».

С этим термином мы знакомимся еще в школе на уроках математики, когда просто перечисляем различные числа. Например, «2, 10, 255» и так далее.

Градация

Также градацией можно описать и различные предметы, которые меняются в размерах и тем самым создают ряд «от меньшего к большему». Например, наручные часы – будильник – часы с кукушкой; чайная ложка – десертная ложка – столовая ложка.

Градация в литературе — это…

Предыдущие примеры в целом должны быть понятны большинству людей, но оказывается, что термин «градация» активно используется и в литературе. И вот тут многие не сразу скажут, о чем идет речь. Хотя суть остается неизменной:

Градация – это художественный прием, который заключается в наращивании смысла и значимости отдельных слов или целых словосочетаний. Позволяет создать более яркий образ и акцентировать внимание на конкретных моментах повествования.

Ничего не понятно? Попробую сказать иначе:

Градация — это нанизывание однотипных синтаксических единиц (слов, фраз, предложений), при котором их значимость и эмоциональность возрастают либо убывают.

Опять не понятно? Ну, тогда может быть такое определение с примером поможет разобраться:

Градация в литературе

Один из самых ярких и знакомый многим пример градации можно найти в сказке Александра Сергеевича Пушкина «О золотой рыбке». Вспомните пожелания старухи, как она хотела получить все больше и больше:

Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовой дворянкой…

Не хочу быть столбовой дворянкой,
А хочу быть вольной царицей…

Не хочу быть вольной царицей,
А хочу быть владычицей морскою…

Это тот случай, когда на градации строится все произведение. В этом плане сказка Пушкина является уникальной.

Чаще всего превосходные степени одного слова или действия расположены в одной или соседней строчке. В качестве примера приведем одно из самых известных стихотворений Сергея Есенина:

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охвачен,
Я не буду больше молодым.

Здесь примером градации является первая строчка. С помощью глаголов «не жалею, не зову, не плачу» поэт хочет показать, насколько сильно он мог бы грустить об уходящих годах (хоть и не делает этого). А расположение именно в такой последовательности лишь усиливает потенциальную скорбь.

В приведенном видео вы найдете исчерпывающую информацию по теме, но мы с вами все же продолжим и посмотрим на примерах из литературы, какие бывают виды градаций и как они усиливают художественность образа.

Примеры градации разных видов

В литературе используется два варианта градации:

  1. Один из них более распространенный, когда каждое последующее слово усиливает предыдущее (восходящая градация).
  2. А другой, наоборот, уменьшает значение (нисходящая).

Восходящая градация (та, которая усиливает) называется климаксом, а ее обратное значение – антиклимаксом.

Термин этот также иностранный, но имеет древнегреческие корни. Так, слово «κλῖμαξ» буквально означает «лестница», что очень верно отражает суть этого художественного приема.

Разновидности

Примеры восходящей градации:

  1. Путеец подскочил к нему и, поднимая вверх кулаки, готов растерзать, уничтожить, раздавить его. (А.П. Чехов)

  2. В заботе сладостно-туманной
    Не час, не день, не год уйдет… (Е.А. Баратынский)

  3. Не думай сбежать!
    Это я вызвал.
    Найду.
    Догоню.
    Доконаю.
    Замучу! (В.В, Маяковский)

  4. И мысли в голове волнуются в отваге,
    И рифмы легкие навстречу к ним бегут,
    И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.
    Минута, и стихи свободно потекут. (А.С. Пушкин)

В последнем примере у нас снова Пушкин, и снова пример немного нестандартной градации. В данном случае поэт усиливает не значение какого-то отдельного слово. Он рассказывает целую цепочку событий, которые приводят к «рождению» стихотворений.

Примеры нисходящей градации:

  1. Никто не даст нам избавленья,
    Ни бог, ни царь и ни герой. (текст «Интернационала»)

  2. Все грани чувств,
    Все грани правды стёрты
    В мирах, в годах, в часах. (А. Белый)

  3. Настанет день — печальный, говорят! —
    Отцарствуют, отплачут, отгорят… (М.И. Цветаева)

  4. Присягаю ленинградским ранам,
    Первым разоренным очагам.
    Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
    Ни крупицы не прощу врагам. (О.Г. Бергольц)

Еще раз подчеркнем, нисходящая градация, или антиклимакс, встречается не так уже часто в произведениях. Но, как и у восходящей – ее основная цель усиливать образ и делать эпизод более эмоциональным.

Градация может встречаться и в пословицах. Например, известная фраза «Пришел, увидел, победил». Также сюда можно отнести выражение «Мал, мала, меньше», которое является примером антиклимакса.

Применение градации в других областях

О градациях в литературе мы рассказали. А в начале этой статьи привели и простейший пример градации в математике. Но только этими сферами данный прием не ограничивается:

  1. В живописи.

    В данном случае речь идет о различных тонах одного цвета, которые применяются при написании картин. Именно поэтому градацию в изобразительном искусстве часто называют «цветовой». Один из ярких примеров – картина Н.П. Крымова под названием «Изменение отношений по цвету и по тону в пейзаже в разное время суток».

    Живопись

  2. В музыке.
    Это можно назвать «звуковой градацией», хотя существуют свои особые термины, которые некоторым могут быть известны. Речь о «крещендо», которым обозначают постепенное увеличение громкости звуков, и о «диминуэндо» — наоборот, затихание звука.
  3. В кинематографе.
    Иногда примеры градации встречаются в названиях фильмов. Например, можно вспомнить известную комедию с Джимом Керри «Тупой и еще тупее».
  4. В рекламе.

    Суть градации – усилить рассказ о товаре, чтобы он еще больше заинтересовал потенциальных покупателей. Например, в рекламе стиральных машин встречались такие слова:

    «Когда она работает, ее не замечаешь. Она практически бесшумная. Рядом с ней сможет спать даже кошка».

    Тут с каждой новой фразой все больше внимания уделяется главной характеристике стиральной машины, которая превосходит аналоги.

  5. В торговле.
    Возьмем для примера качество продуктов в любом супермаркете. Это проявляется в надписях на упаковке, например, «товар первой категории» или «товар второй категории».

Вот и все, что можно только рассказать о таком термине как «градация».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Примеры видов синонимов
  • Примеры в математике синоним
  • Примеры авторских синонимов
  • Примеры абсолютных синонимов
  • Примером того синоним